Как молитва лечит психику

Молитва от шизофрении

Состояние греха невыносимо для обычного человека. Даже если внешне он может не показывать этого, внутри него ведётся борьба зла и добра. Чем более тяжек грех, тем более душевных сил забирает у человека его совершившего.

В этом случае возможно даже наступление психического расстройства, например, шизофрении.

Помочь больному облегчить его душевные муки и излечиться поможет молитва от шизофрении. Молитвенная поддержка со стороны сильных духом христиан помогает победить грех и, следовательно, душевную болезнь.

Психические заболевания обычно не оставляют видимых повреждений на теле человека

Храм — это место, которое посещается разными людьми. К сожалению, приходят сюда и лица, страдающие психическими заболеваниями. При психических заболеваниях внешне очень трудно понять, болен человек или же нет.

Дело в том, что такая болезнь может протекать скрытно и со стороны достаточно тяжело определить, болен человек или же нет.

«Сцена при дворе Кристиана VII», картина Кристиана Цартмана (1873), изображающая датского короля, больного шизофренией. Человек больной шизофренией может внешне ничем не отличатся от здорового

В том же случае, когда болезнь находится в стадии обострения или же её течение имеет острый характер, симптомы достаточно ясны. Это:

  • бред;
  • галлюцинации;
  • поведенческие нарушения;
  • расстройства эмоциональной сферы в виде мании и депрессии и т.д.

Душевные болезни весьма разнообразны и поэтому симптомов их огромное количество. Что же касается шизофрении, то это психическое заболевание, проявляющееся типичными изменениями личности.

Больной данным заболеванием неспособен правильно мыслить, принимать решение, а также общаться с другими людьми. Он может видеть галлюцинации, не осознавать себя как личность, у него проявляются эмоциональные нарушения, имеются структурные нарушения мышления.

Видеоролик: Как относится Церковь к лечению психически больных людей? На 25 секунде автор (протоиерей Владимир Головин, г. Болгар), говорит о том, что больной человек должен, в первую очередь, лечиться в больнице.

Он один из авторов православного сайта Мой духовный маяк и поэтому его мнению можно доверять.

Современная наука считает, что шизофрения — это не одно заболевание, а целая группа психозов, объединённая под одним термином. Больной шизофренией в обязательном порядке должен находиться под наблюдением врача.

Что же касается религиозной сферы, то молитвенная поддержка такого больного очень нужна. Не нужно думать, что по молитве психическая сфера человека придет в полный баланс, но его состояние значительно улучшится.

Понятия шизофрении в Библии нет

Вылечить шизофрению достаточно тяжело. Дело в том, что для этого заболевания характерно наличие дисбаланса работы обоих полушарий головного мозга. В этом случае правое полушарие сверхактивно, а левое наоборот малоактивно.

В результате больной живёт в собственном внутреннем мире. Он может слышать голоса, видеть видения и т.д.

«Юродивый». Василий Перов 1875, 1879. Холст, масло. Картина написана в 1875 г., Пейзаж переписан в 1879 г. В Библии ничего не говорится о шизофрении, но часто упоминаются болезни духовные

Юродивый — это человек, получивший благословение на духовный подвиг юродства. Если этого не было, вполне возможно, что это просто больной человек.

Необходимо отметить, что православный взгляд на шизофрению основывается на том факте, что в Библии не имеется никаких указаний на эту болезнь. Однако в ней часто указывается на душевные болезни. При этом их не стоит связывать с таким явлением, как одержимость бесами.

Православная Церковь считает, что душевный недуг — это Господом возложенный крест

Шизофрения, с точки зрения православия, — это Господом возложенный крест. При этом в богословии существует несколько точке зрения на этот вопрос. Часть богословов считает, что всему виной естество человека.

Преподобный Антоний Печерский. Фрагмент Свенской иконы Божией Матери. Преподобный Антоний три года ухаживал за монахом больным кататонией

Кататония — одна из разновидностей психических заболеваний, может служить симптомом наличия у больного шизофрении.

Естество человека — это физическое состояние его организма. Православные не видят ничего плохого в том, чтобы ухаживать за больными психическими заболеваниями, облегчая их состояние.

Например, преподобный Антоний Киево-Печерский три года ухаживал за монахом, который болел одной из форм психоза или кататонии. При этом не считал, что он одержим бесом.

Как священникам, так и мирянам изучающим вопрос «шизофрения и церковь», стоит изучить книгу «Православное пастырское служение» архимандрита Киприана (Керна).

В ней говорится о том, что существуют такие состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла.

Отец Киприан считает, что такие состояния относятся не к аскетической области, а к психологической и они развиваются от природы человека.

Православное пастырское служение. Профессор, архимандрит Киприан (Керн). Для того, чтобы понят отношение Православной Церкви к психически больным, стоит изучить книгу «Православное пастырское служение» архимандрита Киприана (Керна)

Опытный священник в состоянии определить, имеется у человека заболевание головного мозга и психики или же у него грехом разрушена духовная сфера.

Старец-архимандрит Георгий (Лавров) из Данилова монастыря часто направлял обращавшихся к нему к психиатру. При этом в некоторых случаях он забирал от врача людей к себе на духовное окормление.

Греховный человек уже болен и это может проявиться в виде шизофрении

Отцы Церкви, как мы видим, считают, что душевные болезни по своей природе сопоставимы с телесными. И те и другие посылаются по попущению Божиему человеку для того, чтобы споспешествовать ему в деле спасения. И в этом случае та же самая шизофрения — это Господом возложенный крест.

13 — 14 ноября 2018 года. Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». Православная Церковь считает любую болезнь, в том числе и шизофрению, Крестом Господнем

Несмотря на данное обстоятельство, природа психического заболевания биологическая. Оно может подтверждаться различными соматическими или же неврологическими реакциями на вредоносные факторы.

Среди таких факторов можно назвать сильный шум, воздействие СВЧ-полей, отравление нейротропными ядами и т.д.

При этом страдать от шизофрении может не только из-за своих физических изъянов, но и потому, что все человеческие болезни — это следствие грехопадение Адама. Таким образом, считаются естественными её проявления, то есть от «естества».

Духовная же составляющая естественной признана быть не может. Она греховна и Господь может исцелить её по своей воле.

Фреска «Изгнание из рая». Фрагмент. Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. Человеческие болезни, в том числе психические — результат грехопадения Адама

Отцы Церкви указывают на то обстоятельство, что и у здоровых людей может присутствовать расщепление психической деятельности. Грешник ненавидит свой грех, но продолжает его совершать. Об этом святой апостол Павел сказал так:

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»

Шизофрения может быть признаком бесоодержимости

Православие о шизофрении говорит, что эта болезнь иногда может считаться признаком бесоодержимости. В Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них (Мф. 4, 24; Мк. 1, 23; Лк. 4, 35 и др.).

Наиболее же известен в христианстве пример исцелении Господом гадаринского бесноватого.

Дело в том, что он вёл себя как человек с психическим расстройством, но окружающие его люди слышали, как находящиеся в нём бесы просили дозволения у Христа выйти из него и войти в стадо свиней (Мф. 8, 28-32).

Исцеление бесноватого глухонемого отрока. С картины Ивана Ефимовича Крюкова (1823 — 1857). В Новом Завете описывается несколько случаев исцеления Христом бесноватых

В том случае, когда человек одержим злым духом, его душа делается неестественной, томится и страдает. Священное Писание прямо указывает на то, что бесноватые чётко отличаются от больных. Беснование не следствие расстройства душевных сил человека, но от воздействия нечистой силы.

Именно поэтому одержимый ведёт себя не как человек: он лает, воет, кричит нечеловеческим голосом, скачет и т.д. Особенно сильно одержимый бесами реагирует на открытие Царских Врат во время богослужения и чтения молитвы «Со страхом Божиим и верую приступите».

В любом случае, необходимо знать, что дух шизофрении — это дух болезни, а не тот бес, который может находиться в больном. От него бесноватый отличается следующим:

  • злые духи знают Бога, боятся Креста Христова, крещенской воды, молитвы, святых Христовых Таин;
  • поведенческие расстройства у бесоодержимых носят характер насильственности, так как душа человека противится тому, что её заставляет делать лукавый.

Иерей Лев Баграмян на открытии храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате № 7. 28 октября 2016 года

Задача пастыря в случае бесоодержимости — научить человека не верить демоническим внушениям и клеветам, как на Бога, так и на людей. Христиане должны поддерживать как психически больного человека, так и бесоодержимого молитвенно.

Поэтому, если вы узнаете, что ваш знакомый заболел психической болезнью, помолитесь за него пожалуйста.

Исцеление психического больного возможно только по Воле Божией

Необходимо отдельно отметить, что лечение шизофрении молитвами — это не медицинская процедура и наедятся на исцеление больного можно, только уповая на милость Господа Иисуса Христа. Освобождение от духа шизофрении возможно только так и никак иначе.

Поэтому посещая храм, прошу помолитесь за больного или бесоодержимого, но не обнадеживайте его или сами не обнадёживайтесь, ведь все в Воле Господа.

Причиной большинства психических болезней называется совершение греха в жизни. Освободить от чувства вины по этому поводу может только Сын Божий. При этом существует несколько условий, при соблюдении которых может наступить излечение от шизофрении. Среди них можно назвать следующие:

  • необходимо самому быть крещённым набожным человеком;
  • молиться нужно последовательно и постоянно;
  • необходимо настроиться на то, что результат сразу не наступит;
  • требуется любое улучшение состояния больного использовать для спасения человека для жизни вечной.

Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре. Мозаика. Начало 14 в. Константинополь. Только Господь Наш Иисус Христос может исцелить человека по нашей молитве, а не знахарь или лекарь

Помните всегда о том, что болезни Бог попускает для спасения души человеческой. Не врач освобождает человека от духов болезней и не целитель, но имя Иисуса Христа. Только Сын Божий по молитве может избавить больного от страданий. Человек же молящийся за другого — инструмент в его руках.

Для избавления от шизофрении чаще всего молятся Иисусу Христу, блаженной Матроне и святому Николаю угоднику

Перед родственниками больных шизофрений часто возникает вопрос: кому молится об исцелении? Дело в том, что в этом может помочь только сильная молитва. Именно поэтому в этом случае обычно молятся самому Господу Нашему Иисусу Христу.

Кроме того, чаще всего верующие обращаются с просьбой об исцелении к блаженной Матроне Московской, святому Николаю Угоднику и святителю Луке Крымскому.

Как молиться, что бы исцелиться от шизофрении. Священник Игорь Сильченков. В видеоролике автор говорит что для излечения от шизофрении необходимо постоянно читать Иисусову молитву.

Текст исцеляющей молитвы, обращённой ко Христу следующий:

На руках молитвы я приношу к Тебе моего сына (дочь, отца, мать…по имени)

Я знаю как Ты любишь его (ее) и дорожишь им.

Я верю, что Ты, Иисус, умер на кресте за моего сына (дочь…), чтобы он жил.

Я верю, что Ты понес на Себе всякую болезнь и всякую немощь моего сына (дочери…).

Ранами Твоими он (она) исцелен (а). Так говорит Слово Твое, и Оно истинно и пребудет вовек.

Ему (ей) нет необходимости страдать от шизофрении, так как Ты забрал эту болезнь на себя.

Именем Господа Иисуса Христа и силой Духа Святого я связываю тебя, дух шизофрении, и повелеваю оставить навсегда моего сына (дочь…).

Дух Святой, коснись сердца и разума моего сына (дочери…), наполни Его Твоим Божественным миром и покоем во имя Иисуса Христа.

Очисти его (ее) разум от всяких негативных мыслей. Обнови ум и наполни Своим содержанием.

Господь, освободи его (ее) от чувства вины и наполни Своей свободой.

Реки воды живой да потекут прямо сейчас через него (нее).

Головной мозг, восстановись! Да придет полный баланс левого и правого полушарий во имя Иисуса.

Да придет полный баланс в каждую клеточку его (ее) естества.

От темени до подошвы ног наполни светом Своим, Господь.

Твой свет — есть жизнь.

Иисус, ты есть Путь и Истина и Жизнь.

Направь моего сына (дочь…) на путь истины и даруй ему (ей) жизнь и жизнь с избытком.

Открой сердце моего сына (дочери…) для искреннего покаяния и спасения.

Благодарю тебя, мой дорогой Авва Отче, за освобождение моего сына (дочери…) от духа шизофрении и полное излечение от этого недуга. Во имя Иисуса.

Тебе, мой Бог, слава, хвала и поклонение, во имя Иисуса. Аминь.

Помочь может только молитва, заговоры усугубят положение

К сожалению, многие родственники больных шизофренией в надежде облегчить их состояние, обращаются к знахарям. Это делать категорически нельзя. Излечиться человек может только по Воле Божией.

Сильная молитва поможет душе человеческой избавиться от духа шизофрении. Ранами Иисуса она исцелена, а обратившись к знахарям и лекарям можно усугубить положение больного.

Бог даёт исцеление по молитве. Поэтому не нужно обращаться к колдунам и знахарям для того, чтобы помочь больному шизофренией. Необходимо идти в церковь и молиться за него

Дело в том, что различные колдовские приёмы способны ещё больше укрепить нечистых духов и бесов, поселившихся в человеческом теле. Если ваш родственник болен, необходимо верить в его исцеление.

Только в этом случае оно возможно. Обращаясь же к колдунам, вы обратитесь к бесам, которые окончательно погубят душу близкого вам человека. То же самое касается различных «отчитчиков».

Бороться с бесами может только священник и только по особому благословению, об этом необходимо всегда помнить.

«Бог, ты где?». Психофизиология молитвы

Тысячелетиями в минуты отчаяния люди обращаются к Всевышнему с мольбами о помощи. Даже атеисты подчас прибегают к молитве… Но что это — самовнушение или реальная помощь?

Сегодня нас интересуют сугубо медицинские аспекты этого распространенного религиозного явления — научные факты или, по крайней мере, достоверная статистика.

Молитва и статистика

Первое достаточно солидное научное исследование проводил американский кардиолог Берд в 80-х годах прошлого столетия. Была организована так называемая «ходатайственная молитва» для 392 пациентов отделения кардиологической реанимации госпиталя Сан-Франциско.

Пациентов разделили на две равные группы. За больных из первой группы ежедневно молились прихожане местных протестантских и католических церквей, а вторая группа была контрольной — за нее не молились. Молитва продолжалась до выписки пациентов из клиники, при этом никто из 392 больных не знал, молятся за него или нет, что исключало эффект самовнушения.

И вот вам статистически достоверные результаты: 12 пациентам контрольной группы потребовалась искусственная вентиляция легких. В «молитвенной» группе легкие больных были в намного лучшем состоянии, и к аппарату ИВЛ подключать никого не пришлось. Диуретики, обычно применяемые для лечения застойной сердечной недостаточности, понадобились 15 пациентам контрольной группы и в 5 случаях в «молитвенной» группе. Остановка сердца произошла в 14 случаях среди контрольной группы и только в 3 случаях «молитвенной» группы.

Надо сказать, что исследования доктора Берда произвели сильное впечатление на американскую общественность. Если до этого примерно 14 % друзей и родственников молились за своих близких, то к 2011 году эта цифра возросла до 49 %.

Но все таки лучший эффект получается, когда человек молится сам. Еще в 1982 году д-р Гарднер обнаружил, что среди верующих, регулярно практикующих молитву, частота рака различной локализации значительно ниже.

Поймите меня правильно, я не призываю ЛЕЧИТЬ рак при помощи молитвы. Есть даже высказывание на этот счет: «Рак — безнадежность на клеточном уровне». Но что нам мешает включить молитву как компонент профилактики раковых заболеваний?

Кстати, некоторые российские женщины, практикующие глубокие молитвенные погружения, рассказывали о спонтанных излечениях гинекологических заболеваний. Но пока еще эти данные не подвергались надлежащей статистической обработке.

Физиология молитвы

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Томаса Джефферсона в течение примерно 20 лет исследует мозг людей, занимающихся различными духовными практиками. Сам Ньюберг — атеист, что придает его работам большую убедительность. Используя метод функциональной компьютерной томографии при наблюдениях за молящимися людьми, ученый обнаружил очаги активности фронтальных долей в зонах, отвечающих за внимание, модуляцию поведения и языковую выразительность. Это касалось молитвенных и медитативных состояний среднего уровня.

Когда же глубина молитвы увеличивалась (а это получалось у более опытных участников), активность фронтальных долей понижалась, но появлялись очаги возбуждения в районе таламуса — в структурах, регулирующих поток сенсорной информации ко многим частям мозга. Говоря по-простому, эти люди переставали видеть, слышать и чувствовать боль и прикосновения.

Читайте также:  Молитва о здравии кого можно упоминать

Выходя из молитвенного состояния, они рассказывали об ощущении потери времени и пространства, о чувстве слияния со всей Вселенной. И это чистейшая правда, так как компьютерная томография фиксировала в эти моменты резкое снижение активности париетальных долей, в зонах, отвечающих за трехмерное восприятие объектов в пространстве.

Ученые также отметили, что при глубоких молитвенных состояниях происходит вовлечение нейронных путей фронтальных и париетальных долей мозга, отвечающих в том числе и за сексуальное возбуждение. Теперь становится понятно выражение оргазма на лице блаженной в композиции Бернини «Экстаз святой Терезы» и на картинах многих художников, запечатлевших подобные моменты.

Интересно, что православный стиль молитвы в отличие от католического, на ЭЭГ характеризуется полным отсутствием пароксизмов, а значит, не предполагает оргазмических реакций. Дело в том, что хотя православная молитва тоже бывает глубокой, однако ее механизм работает на ПОДАВЛЕНИЕ эмоций и, соответственно нет всплеска нейромедиаторов и гормонов.

Профессор Слезин из Психоневрологического института имени Бехтерева также установил, что глубокое молитвенное погружение — это психофизиологическое состояние, совершенно отличное от трансовых состояний так называемых «экстрасенсов». При православной молитве наблюдается эффект подавления кортикального доминирования, но нет межполушарной асимметрии и пароксизмальных проявлений, которыми грешат «экстрасенсы».

Я полагаю, что в процессе исцеления большую роль играет допамин, выброс которого характерен для экстатических состояний. Но, вероятно, задействованы и другие нейрофизиологические механизмы.

Есть ситуации, при которых молитва не работает. Например, медицинские исследования не выявили случаев положительного влияния молитвы при алкоголизме и наркомании. Думаете, родственники этих людей не молятся? Еще как молятся! Да всё без толку — это показывают результаты многих обзоров. Мое скромное мнение на этот счет: «Бог не будет помогать людям, не желающим изменить свою жизнь. Он уважает даже идиотский выбор».

Мой молитвенный опыт

Я как-то увидел занятия маленькой протестантской группы, собиравшейся по вечерам в обычной средней школе, где я арендовал зал для занятий каратэ. При всей примитивности этих ребят создавалось впечатление, что у них есть прямой доступ к Всевышнему. И когда мне было хреново (а в период работы в кардиореанимационной бригаде скорой помощи такое бывало нередко), то я прямо белом халате заваливался на эти протестанские молебны и просил молитвенной поддержки.

Надо сказать, отказа никогда не было. Они мгновенно прерывали проповеди, становились кругом и начинали за меня молиться. Через 10 минут я с новыми силами садился в желтый реанимобиль и ехал исполнять свой врачебный долг.

Членом той маленькой протестантской общины я не стал, так как хорошее естественнонаучное образование не позволило мне интеллектуально принять непорочное зачатие и хождение по водам. Однако в возможность контакта со Всевышним как особой мудрой силой я поверил безоговорочно. Молился и за себя, и за многих близких и дальних. Тут главное — искренность просьбы к Богу.

А по долгу службы я однажды познакомился с профессором-лингвистом К. А. Тимофеевым. Профессор страдал пароксизмальной мерцательной аритмией, которую мне удавалось успешно снимать новокаинамидом. В награду Кирилл Алексеевич учил меня древнегреческому, что позволяло читать Новый Завет в оригинале и в полной мере оценить искусство молитвы.

Когда в своих молитвенных процессах я утомлялся изливать претензии, то вдруг обнаруживал, что в глубине души появилось чувство благоговения — как при лицезрении чего-то прекрасного. Как правило, подавленность, тревога, депрессия тоже уходили. Думаю, магнитно-резонансную томографию тут можно было не делать — миндалины мозга наверняка светились надлежащим светом и процесс исцеления от потенциальных болезней шел полным ходом.

Исцеление больных с психическими расстройствами

Современная психология и психиатрия, а также психосоматическая медицина определенно подтверждают, что причины ментальных и физических расстройств нужно искать в глубинах подсознания. Негативные подсознательные образы называют “бубонной чумой”. Но, обращаясь к внутреннему Божественному присутствию и взывая к силе, доброте и любви Бесконечного, вы приводите в действие Бога в вашей жизни. Вы доказываете свою приверженность, преданность и любовь Бесконечному, отождествляя себя с Божественными качествами и свойствами и полностью отказываясь признавать власть над вами какой бы то ни было злой силы. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Зло идет против потока жизни, а Принцип жизни протекает как гармония, красота, мир, радость, ритм и порядок. То есть, Принцип жизни всегда ищет возможность выразиться на более высоких уровнях через вас и через каждого человека. И если вы полны ненависти, негодования, враждебности и гнева, то вы идете против потока жизни. Вот почему люди сходят с ума. Вот почему это называют нервным срывом.

Когда вы начинаете мыслить разумно, вы намеренно отвергаете все негативные мысли и мнения. Если вам не удается реализовать какое-нибудь желание или идеал, вас охватывают страх и разочарование. А это ведет к неосознанному самовнушению. Подавляемые побуждения и желания ищут выхода. И деструктивные эмоции начинают выражаться в виде внутренних конфликтов. Если они не будут вовремя устранены, наступит умственное расстройство и, вполне возможно, полное умопомешательство.

Ваше субъективное “я” всегда ищет способы, чтобы восстановить здоровье и привести весь организм в состояние гармонии. Но когда ваши страхи, напряжение и противоречия становятся невыносимыми, природа, или ваше Божественное “я”, вынуждает вас перестать сознательно воспринимать проблемы. Это и называется сумасшествием. Разум страдает от напряжения и стресса, вызванных данной проблемой. А когда вам не удается сделать выбор между добром и злом, нарушается душевное равновесие. Вы не должны искать способы решения вашей проблемы без привлечения Божественной мудрости и Божественной силы. Умственное расстройство- это выражение глубоко загнанных и подавляемых противоречий, которые слишком велики, чтобы их можно было выдержать. Любой комплекс-это когда группа идей в разуме заряжена сильной эмоцией, которая ищет пути для выражения.

Когда вас просят помолиться за людей, страдающих психическими расстройствами, вам нельзя делать это вместе с ними. Они не обладают способностью разумно рассуждать. Ведь безумные люди не могут общаться с вами, не могут молиться с вами. Они не осознают, безумны они или психически нормальны. Их рассудок отказывается служить им. Когда вы молитесь за таких людей, вам необходимо самим проделать эту работу, ведь они не понимают, что вы говорите. Вам нужно убедить себя в том. что внутри них есть свобода, мир, гармония и понимание. Вы не должны представлять их привязанными к кровати или к стулу; визуализируйте их как нормальных людей, какими они были прежде и какими будут снова.

Вы могли бы молиться два-три раза в день таким образом: “Сейчас я утверждаю, что в этих больных проявляются разум, мудрость и спокойствие Бога, и они свободны, веселы и счастливы. В тишине и уповании крепость их. Они просвещаются с помощью Всевышнего. Сейчас они обретают здоровый разум. Разум Бога-единственный реальный и вечный разум. Это также и их разум, и они спокойны, сдержанны, умиротворенны; им легко и радостно. Они полны веры в Бесконечное присутствие и силу и во все хорошее. Я утверждаю это, чувствую это, и в моем воображении эти люди здоровы и совершенны. Благодарю Тебя, Отче”. Это была бы великолепная молитва для этих людей, у которых наблюдается умственное расстройство.

Повторяя для себя эти истины, осознавая, что есть только один разум, вы постепенно, путем часто повторяющейся в вашем разуме воображаемой картины, внедрите в него доминирующее убеждение. И те, за кого вы молитесь, будут исцелены. В таком случае весь процесс исцеления должен быть проведен в разуме лечащего врача, или священника, или пастора – в зависимости от ситуации. Лечащий врач ни на мгновенье не должен давать силы симптомам или прогнозам данного состояния. Ему следует полагаться исключительно на действующий Принцип жизни, который всегда отвечает на искреннее доверие к нему.

Когда вы молитесь о другом человеке, вы как бы выходите за пределы времени и пространства, всего внешнего и случайного. Вы отвергаете приговор этого мира и судите судом праведным. Это значит, что вы приходите к твердому заключению, что внутренняя, духовная сущность человека, Божественное присутствие, не может быть больным или безумным. Ничто не может случиться с Духом Живым Всемогущим, полным мудрости, гармонии, интеллекта и Божественной любви.

Так где же происходит исцеление? В вашем разуме. Вы должны знать, что ребенок, например, растет по образу и подобию ментального и эмоционального климата дома, в котором он живет. Например, если отец и мать постоянно ссорятся и оскорбляют друг друга, то ребенок, будучи еще в колыбели, все это впитывает и станет слабым и болезненным. Но когда родители вместе молятся, восхваляют Божество друг в друге, ласково разговаривают между собой, тогда ребенок растет по образу и подобию этой доброжелательной атмосферы дома. То, что вы не можете вылечить ребенка с психическим расстройством, не вина этого ребенка, а отсутствие веры в вашем разуме. Тот, кто молится, сначала должен исцелиться от неправильного утверждения, которое, возможно, держит ребенка заложником болезни. Это состояние фактически управляет и лечащим врачом, который еще не постиг истину. Вы не можете сказать пациенту: “Вот возьми и читай эту молитву” , потому что больной безумен и не может этого понять. Когда нам не удается справиться с такого рода случаем, то это значит, что вы просто не смогли сосредоточить свое внутреннее зрение на воплощении целостности, красоты и совершенства, в которых так нуждается больной.

В разуме людей есть глубокое неосознанное убеждение, что некоторые болезни трудно излечить, например, сумасшествие и рак. Но вы должны полностью отрешиться от свидетельства ваших пяти чувств и отождествлять себя с Всемогущим исцеляющим присутствием, не обращая внимания на внешние проявления и симптомы. Вы должны исцелять человека в вашем собственном разуме, прийти к заключению, что путь лежит через Бога на небесах, что в действии заключены гармония, мир, любовь, радость, интеллект и мудрость. Постепенно все эти качества начнут воскресать в разуме другого человека. Когда вы признаете, что мастерская Бога находится в вас, что вы не являетесь игрушкой в руках внешних сил, вы обретете силу, веру, убежденность, и ваше сознание поднимется на более высокую ступень.

Скажем, у вас какое-то хроническое заболевание. Поэтому вы должны утверждать: “Я Господь, целитель твой. Я обложу тебя пластырем, исцелю тебя от ран твоих”. И тогда вы начнете осознавать, что чудодейственная исцеляющая сила Бога проходит через вас, насыщая энергией и восстанавливая все ваше существо по Божественному образу гармонии, здоровья и спокойствия. Исцеляющая сила никогда не рождалась и никогда не умрет. Вода не потопляет ее, огонь не обжигает и ветер не сдувает. Она в вас. Так почему вы не используете ее?

Я привожу свой способ исцеления, или молитвенную терапию, которую использую в случае умственного расстройства, например, сумасшествия, эпилепсии и т.д. Я вхожу внутрь себя и называю имя больного. Затем я размышляю о Бесконечном, или Божественном, присутствии в течении трех-четырех минут, ментально созерцая Бесконечное спокойствие, гармонию, Божественный интеллект, любовь и мудрость в глубине моей души, потому что Бог пребывает в каждом человеке. В то же время я утверждаю: то, что истинно относительно Бесконечного, то истинно и относительно человека, о котором я молюсь. Я стараюсь обрести чувство, что в разуме больного установилась гармония и благость. Таким образом я навязываю ему настроение или ментальную атмосферу мира и здоровья. Когда я почувствую, что сделал все возможное, я провозглашаю, что человек здоров.

Я повторяю такое лечение по два-три раза в день или так часто, как мне подсказывает интуиция. И я всегда молюсь так истово, как будто никогда не молился прежде. Если происходит лишь частичная реализация задуманного, человек, о котором я молюсь, почувствует себя лучше, потому что в нем пребывает Бог. Вы сами ничего не создаете. Все, что вы делаете,- это стимулируете воскрешение той Исцеляющей силы, которая находится в каждом из нас. Главное-это постоянно молиться, пока не наступит рассвет и в вашем разуме не исчезнут тени. Все дело в том, чтобы проявлять упорство, решительно отказываясь принимать “нет” в качестве ответа. Основной целью всех наших молитв относительно других является обретение чувства внутренней радости, а остальное сделает Бог. В молитве вы должны подняться к небесам. Небеса – это Бесконечный интеллект, в котором вы живете. Конечно, это означает также состояние внутреннего мира и спокойствия. Если вы будете часто “восходить на небеса”, то обретете небеса на земле.

Как вы знаете, в вас есть чудодейственная Исцеляющая сила. Эта вдохновляющая, поддерживающая и укрепляющая сила Божественного присутствия восстанавливает каждый атом вашего существа. Бог в вас обладает могуществом, чтобы исцелять, укреплять, очищать и заряжать энергией каждую частичку вашего тела. Полностью доверьтесь присутствию Бога в вас. Осознайте, что это Божественное присутствие приводит все ваши дела в Божественный порядок. Осознайте, что Бог есть жизнь, и эта жизнь сейчас ваша; она проходит через вас гармонично, спокойно и радостно. Бог создал вас и поддерживает вас, потому что Бог есть Дух Живой, ваше сознание и осознание, ваша сущность. Это имя без имени, потому что Бог – это Дух. Тот, кто поклоняется Ему, поклоняется Ему в духе и истине. Дух не имеет ни лица, ни формы, ни фигуры. Он вне времени; у Него нет возраста. Поэтому не поклоняйтесь ни одному человеку на земле, который когда-либо жил или живет сейчас. Поклоняться – значит отдавать всю свою преданность, верность и приверженность находящейся в вас Божественной силе. Это Дух Живой Всемогущий. В глубине своего сердца вы знаете великую истину: Он ближе дыханья, нежнее, чем пух,теплей ваших ног и рук. Бог в вас способен исцелять, и сейчас Он исцеляет вас.

Молитвы от шизофрении

Христианская вера говорит о том, что тяжелые или неизлечимые болезни посылает нам Господь как испытание. И пораженный заболеванием должен достойно пройти его, не ропща, а принимая и мужественно перенося все тяготы, связанные с ним. Среди наиболее тяжелых болезней, которые могут поражать человека – шизофрения. Лечение ее предпринимается различными методами. Врачи относят ее к психическим заболеваниям, при которых наступает изменение в состоянии сознания. Причем происходит это независимо от воли человека. В результате он видит мир в искаженном свете. Чтобы помочь больным, читают молитвы от шизофрении.

Молитва Господу

Первый, к кому обращается человек в период сомнений и тяжелых испытаний обращается к Богу. Молитва от шизофрении, адресованная Господу, сильная и эффективная. Молящийся произносит ее, как правило, с горячим желанием помочь пораженному недугом и вкладывает в слова всю силу своего желания. Особенно важна молитва матери, желающей исцеления сына или дочери.

Влады́ко, Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же наш, раба́ Твоего́ (и́мя) немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Ей, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся, бу́ди врач раба́ Твоего́ (и́мя), воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна, да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Матроне Московской

Православная религия рассматривает данное заболевание как вселение бесов в человеческую душу. Чтобы избавить страждущего от этого недуга, помогает молитва за больного шизофренией. Она может быть обращена к Ангелу Хранителю или святому. Чаще молитву читают святой Матроне. Она является для многих покровительницей и примером сильного духом человека. Ее жизнь – доказательство того, что никогда нельзя сдаваться, в независимости от того в каких условиях живет человек и какие испытания на него были посланы Богом. Матушка Матрона помогает во многих случаях, в том числе – для избавления от тяжелых недугов. Лучше, если будут читаться две молитвы: одна – о здравии, а вторая для избавления от шизофрении:

О, блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наша лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Николаю Чудотворцу

Святой Николай Угодник – защитник и помощник. Молитвы, обращенные к нему с чистым сердцем и добрыми помыслами, всегда приносят результат, даже если связаны с тяжелыми жизненными ситуациями. Именно к таким относится страдание от шизофрении.

Читайте также:  Чтобы руки не болели молитва

Святой Николай Чудотворец, Спаситель наших заблудших душ! Обращаемся к тебе со смиренной просьбой в болезни и немощи. Отстрани от (имя) порчу и тяжкий недуг. Отпусти (имя) все грехи, ставшие причиной столь тяжких страданий. Прими раскаяние болящего и его близких. Пусть все болезни покинут его бренное тело и прибудет несокрушимое здоровье и благодать. Пусть Господь через тебя услышит нашу смиренную просьбу и не осудит ее. Попроси, о Святителе Николай, чтобы все невзгоды отпустили и болезни покинули навсегда. На все твоя воля. Аминь.

Как читать молитвы от шизофрении?

Если принято решение молиться во исцеление от шизофрении своего близкого, то слова молитвы может произносить крещеный верующий человек, который полностью доверяет Слову Божьему, записанному в Библии.

Молитва должна быть последовательной и постоянной, а молящийся – обладать долготерпением, не ожидая сиюминутного изменения.

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев: «Вера никогда не приведет к шизофрении»

Наступает осень – «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом – беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым.

— «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы», — сказано в «Основах социальной концепции РПЦ». Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?
— Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, иллюзиями и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?
— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

Большие психозы, к которым относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость, — огромный.

Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?
— Порой приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она оказывает своему сыну медвежью услугу.

Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критическое отношение к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? Что такое соматизация?
— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике, 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». Последних называют «амбициозные персоны» и пишут о них, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.

Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости»?
— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

Безусловно, я не отрицаю таких факторов, как «депрессия истощения», усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак равенства?
— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.
Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?
— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.

Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.
Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

— В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?
— Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?
— Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет — Церковь никогда не приведет к шизофрении.

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.
Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

– Нам иногда приходят вопросы по вашей теме, я прочитаю несколько.
«Можно ли использовать гипноз и кодирование для лечения алкоголизма и других зависимостей? Не опасно ли это для души?»

– Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту «процедуру»: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает. Разве это исцеление?!

Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (от лат. abstinens (abstinentis) воздерживающийся – комплекс психических и физических расстройств, возникающих в первое время после отказа от употребления наркотических препаратов, «ломка» — ред.). И все наркологические центры разнятся лишь сервисом, больше ничем! Лечение, зачастую, не приносит желаемого результата. Стремясь исцелить грех, Церковь зрит в корень этой проблемы.

Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

– «Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например, боязнь темноты, что это такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?»
– Да, фобий огромное количество. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых, кто-то еще чего-то боится…

Сразу вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения. То есть каждый человек живет в потоке святого промысла Божьего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

Святые отцы четко описали, как развивается помысел в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, в конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в мозге доминирует какая-то идея, и все мысли кружатся по кругу.

Какие методы борьбы со страхами? Первое: нужно не верить содержанию этого страха. Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». Если верить в то, что я выключу сейчас свет — и будет очень плохо, если я на это настроен, то так и случится.
И второе: с этими страхами не нужно сочетаться, так как они могут иметь демоническое происхождение. Главное, помнить о силе благодати Божией.

Читайте также:  Как вылечить ребенка от простуды молитвой

– «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»
– Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39-40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… — и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.

Конечно, есть телефоны доверия, есть срочная психологическая помощь, но ведь надо еще захотеть в нее позвонить, надо знать номер телефона… Те факты и те цифры, которые я сегодня назвал, разве они широко известны? Разве люди об этом знают? Все привыкли, что если человек совершил самоубийство, то он психически больной. А очень часто это не так.

А проблема детских суицидов? Ведь их количество увеличивается. А у детей есть особенность: у них нет концепции смерти. Совершает школьница попытку суицида и думает: я буду лежать в гробу в белом платьице, а одноклассник будет переживать и думать о том, как он меня обижал, дергал за косичку и вел себя непристойно.

Есть незавершенные суициды. Их примерно в 10-20 раз больше, чем завершенных. Когда я беседую с людьми, которые совершали эти попытки, то говорю, что нет принципиального уничтожения — человек живет вечно…

Душа человека свободна. Человек решает сам — принять совет священника или нет, обратиться за помощью к врачу или нет. Здесь как в школе: не все зависит от педагога. Учитель объясняет всем одинаково, но один ученик решает контрольную на «отлично», а другой — еле-еле или совсем не может ее решить.

– «Один мой друг очень азартный, он за один день может проиграть огромные деньги. Это болезнь или грех? Чем ему можно помочь?»
– И в прессе порой сообщают о каких-то леденящих душу фактах: то пенсионер проигрывает всю пенсию, то какую-то бабушку с инфарктом увозят на скорой из зала игровых автоматов, то почтальон в деревне не выдал старикам пенсию, а всю ее проиграл на игральных автоматах. Этот недуг явно можно назвать греховным. Это страсть, тяжелейшая страсть!

В некоторых очень тяжелых случаях пациенту рекомендуют госпитализацию, чтобы как-то оградить его от предмета пристрастия. Но госпитализация, кроме изоляции, ничего не дает. Есть люди, которые наиболее подвержены формированию этой страсти. Но таблеток от игры нет, точно так же, как нет таблеток от скупости… Здесь нужны личная решимость и помощь Божия — больше ничего.

В чем причина психических заболеваний?

Излечимы ли психические заболевания?

Можно ли душевнобольному помочь без лекарств?

Допустимо ли кодирование для лечения алкоголизма?

На эти и другие вопросы отвечает православный психотерапевт Дмитрий Авдеев.

— Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?

— Все в свое время. Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное (соответствующее нормальному состоянию сознания — ред.) поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.
Я уже 20 лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.
Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?

— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.
Большие психозы, к которым относится шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.
Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.
Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость — огромный.
Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

— Я порой встречаюсь с ситуациями, когда приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она делает своему сыну медвежью услугу.
Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.
Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критика к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.
Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что такое соматизация? Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека?

— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». О последней группе в 1970 году в США вышла монография «Поведение типа А и ваше сердце». Авторы называют этих людей «амбициозные персоны» и пишут о том, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.
В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.
Есть даже такое понятие в медицине — «алекситимия» (психологическая характеристика личности — ред.). Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Стремительный ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости» и чувство опустошения?

— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.
Безусловно, я не снимаю таких понятий, как «депрессия истощения», как усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак «=»?

— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.
Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.
Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?

— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.
Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.
Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.
Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.
Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

— В Вашей практике Вам приходилось встречаться со случаями одержимости? Или это сложно определить?

— Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.
В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Ваше отношение к использованию гипноза и кодирования для лечения алкоголизма и других зависимостей. Допустимы ли такие методы?

— Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.
Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту процедуру: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает, нелюдим. Разве это исцеление?!
Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (комплекс психических и физических расстройств — ред.). И все наркологические центры разнятся только сервисом, больше ничем! Лечить наркоманию или алкоголизм не умеют!
Только в Церкви лечат наркоманию. Там мы, действительно, видим ремиссию. Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывают у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет, нет, нет — Церковь никогда не приведет к шизофрении.
Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.
Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что Вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

«Церковное слово», № 7, 2008, Минск

Добавить комментарий