Кому молиться об исцелении от психических болезней

Молитва от шизофрении

Состояние греха невыносимо для обычного человека. Даже если внешне он может не показывать этого, внутри него ведётся борьба зла и добра. Чем более тяжек грех, тем более душевных сил забирает у человека его совершившего.

В этом случае возможно даже наступление психического расстройства, например, шизофрении.

Помочь больному облегчить его душевные муки и излечиться поможет молитва от шизофрении. Молитвенная поддержка со стороны сильных духом христиан помогает победить грех и, следовательно, душевную болезнь.

Психические заболевания обычно не оставляют видимых повреждений на теле человека

Храм — это место, которое посещается разными людьми. К сожалению, приходят сюда и лица, страдающие психическими заболеваниями. При психических заболеваниях внешне очень трудно понять, болен человек или же нет.

Дело в том, что такая болезнь может протекать скрытно и со стороны достаточно тяжело определить, болен человек или же нет.

«Сцена при дворе Кристиана VII», картина Кристиана Цартмана (1873), изображающая датского короля, больного шизофренией. Человек больной шизофренией может внешне ничем не отличатся от здорового

В том же случае, когда болезнь находится в стадии обострения или же её течение имеет острый характер, симптомы достаточно ясны. Это:

  • бред;
  • галлюцинации;
  • поведенческие нарушения;
  • расстройства эмоциональной сферы в виде мании и депрессии и т.д.

Душевные болезни весьма разнообразны и поэтому симптомов их огромное количество. Что же касается шизофрении, то это психическое заболевание, проявляющееся типичными изменениями личности.

Больной данным заболеванием неспособен правильно мыслить, принимать решение, а также общаться с другими людьми. Он может видеть галлюцинации, не осознавать себя как личность, у него проявляются эмоциональные нарушения, имеются структурные нарушения мышления.

Видеоролик: Как относится Церковь к лечению психически больных людей? На 25 секунде автор (протоиерей Владимир Головин, г. Болгар), говорит о том, что больной человек должен, в первую очередь, лечиться в больнице.

Он один из авторов православного сайта Мой духовный маяк и поэтому его мнению можно доверять.

Современная наука считает, что шизофрения — это не одно заболевание, а целая группа психозов, объединённая под одним термином. Больной шизофренией в обязательном порядке должен находиться под наблюдением врача.

Что же касается религиозной сферы, то молитвенная поддержка такого больного очень нужна. Не нужно думать, что по молитве психическая сфера человека придет в полный баланс, но его состояние значительно улучшится.

Понятия шизофрении в Библии нет

Вылечить шизофрению достаточно тяжело. Дело в том, что для этого заболевания характерно наличие дисбаланса работы обоих полушарий головного мозга. В этом случае правое полушарие сверхактивно, а левое наоборот малоактивно.

В результате больной живёт в собственном внутреннем мире. Он может слышать голоса, видеть видения и т.д.

«Юродивый». Василий Перов 1875, 1879. Холст, масло. Картина написана в 1875 г., Пейзаж переписан в 1879 г. В Библии ничего не говорится о шизофрении, но часто упоминаются болезни духовные

Юродивый — это человек, получивший благословение на духовный подвиг юродства. Если этого не было, вполне возможно, что это просто больной человек.

Необходимо отметить, что православный взгляд на шизофрению основывается на том факте, что в Библии не имеется никаких указаний на эту болезнь. Однако в ней часто указывается на душевные болезни. При этом их не стоит связывать с таким явлением, как одержимость бесами.

Православная Церковь считает, что душевный недуг — это Господом возложенный крест

Шизофрения, с точки зрения православия, — это Господом возложенный крест. При этом в богословии существует несколько точке зрения на этот вопрос. Часть богословов считает, что всему виной естество человека.

Преподобный Антоний Печерский. Фрагмент Свенской иконы Божией Матери. Преподобный Антоний три года ухаживал за монахом больным кататонией

Кататония — одна из разновидностей психических заболеваний, может служить симптомом наличия у больного шизофрении.

Естество человека — это физическое состояние его организма. Православные не видят ничего плохого в том, чтобы ухаживать за больными психическими заболеваниями, облегчая их состояние.

Например, преподобный Антоний Киево-Печерский три года ухаживал за монахом, который болел одной из форм психоза или кататонии. При этом не считал, что он одержим бесом.

Как священникам, так и мирянам изучающим вопрос «шизофрения и церковь», стоит изучить книгу «Православное пастырское служение» архимандрита Киприана (Керна).

В ней говорится о том, что существуют такие состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла.

Отец Киприан считает, что такие состояния относятся не к аскетической области, а к психологической и они развиваются от природы человека.

Православное пастырское служение. Профессор, архимандрит Киприан (Керн). Для того, чтобы понят отношение Православной Церкви к психически больным, стоит изучить книгу «Православное пастырское служение» архимандрита Киприана (Керна)

Опытный священник в состоянии определить, имеется у человека заболевание головного мозга и психики или же у него грехом разрушена духовная сфера.

Старец-архимандрит Георгий (Лавров) из Данилова монастыря часто направлял обращавшихся к нему к психиатру. При этом в некоторых случаях он забирал от врача людей к себе на духовное окормление.

Греховный человек уже болен и это может проявиться в виде шизофрении

Отцы Церкви, как мы видим, считают, что душевные болезни по своей природе сопоставимы с телесными. И те и другие посылаются по попущению Божиему человеку для того, чтобы споспешествовать ему в деле спасения. И в этом случае та же самая шизофрения — это Господом возложенный крест.

13 — 14 ноября 2018 года. Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных». Православная Церковь считает любую болезнь, в том числе и шизофрению, Крестом Господнем

Несмотря на данное обстоятельство, природа психического заболевания биологическая. Оно может подтверждаться различными соматическими или же неврологическими реакциями на вредоносные факторы.

Среди таких факторов можно назвать сильный шум, воздействие СВЧ-полей, отравление нейротропными ядами и т.д.

При этом страдать от шизофрении может не только из-за своих физических изъянов, но и потому, что все человеческие болезни — это следствие грехопадение Адама. Таким образом, считаются естественными её проявления, то есть от «естества».

Духовная же составляющая естественной признана быть не может. Она греховна и Господь может исцелить её по своей воле.

Фреска «Изгнание из рая». Фрагмент. Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. Человеческие болезни, в том числе психические — результат грехопадения Адама

Отцы Церкви указывают на то обстоятельство, что и у здоровых людей может присутствовать расщепление психической деятельности. Грешник ненавидит свой грех, но продолжает его совершать. Об этом святой апостол Павел сказал так:

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»

Шизофрения может быть признаком бесоодержимости

Православие о шизофрении говорит, что эта болезнь иногда может считаться признаком бесоодержимости. В Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них (Мф. 4, 24; Мк. 1, 23; Лк. 4, 35 и др.).

Наиболее же известен в христианстве пример исцелении Господом гадаринского бесноватого.

Дело в том, что он вёл себя как человек с психическим расстройством, но окружающие его люди слышали, как находящиеся в нём бесы просили дозволения у Христа выйти из него и войти в стадо свиней (Мф. 8, 28-32).

Исцеление бесноватого глухонемого отрока. С картины Ивана Ефимовича Крюкова (1823 — 1857). В Новом Завете описывается несколько случаев исцеления Христом бесноватых

В том случае, когда человек одержим злым духом, его душа делается неестественной, томится и страдает. Священное Писание прямо указывает на то, что бесноватые чётко отличаются от больных. Беснование не следствие расстройства душевных сил человека, но от воздействия нечистой силы.

Именно поэтому одержимый ведёт себя не как человек: он лает, воет, кричит нечеловеческим голосом, скачет и т.д. Особенно сильно одержимый бесами реагирует на открытие Царских Врат во время богослужения и чтения молитвы «Со страхом Божиим и верую приступите».

В любом случае, необходимо знать, что дух шизофрении — это дух болезни, а не тот бес, который может находиться в больном. От него бесноватый отличается следующим:

  • злые духи знают Бога, боятся Креста Христова, крещенской воды, молитвы, святых Христовых Таин;
  • поведенческие расстройства у бесоодержимых носят характер насильственности, так как душа человека противится тому, что её заставляет делать лукавый.

Иерей Лев Баграмян на открытии храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Психоневрологическом интернате № 7. 28 октября 2016 года

Задача пастыря в случае бесоодержимости — научить человека не верить демоническим внушениям и клеветам, как на Бога, так и на людей. Христиане должны поддерживать как психически больного человека, так и бесоодержимого молитвенно.

Поэтому, если вы узнаете, что ваш знакомый заболел психической болезнью, помолитесь за него пожалуйста.

Исцеление психического больного возможно только по Воле Божией

Необходимо отдельно отметить, что лечение шизофрении молитвами — это не медицинская процедура и наедятся на исцеление больного можно, только уповая на милость Господа Иисуса Христа. Освобождение от духа шизофрении возможно только так и никак иначе.

Поэтому посещая храм, прошу помолитесь за больного или бесоодержимого, но не обнадеживайте его или сами не обнадёживайтесь, ведь все в Воле Господа.

Причиной большинства психических болезней называется совершение греха в жизни. Освободить от чувства вины по этому поводу может только Сын Божий. При этом существует несколько условий, при соблюдении которых может наступить излечение от шизофрении. Среди них можно назвать следующие:

  • необходимо самому быть крещённым набожным человеком;
  • молиться нужно последовательно и постоянно;
  • необходимо настроиться на то, что результат сразу не наступит;
  • требуется любое улучшение состояния больного использовать для спасения человека для жизни вечной.

Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре. Мозаика. Начало 14 в. Константинополь. Только Господь Наш Иисус Христос может исцелить человека по нашей молитве, а не знахарь или лекарь

Помните всегда о том, что болезни Бог попускает для спасения души человеческой. Не врач освобождает человека от духов болезней и не целитель, но имя Иисуса Христа. Только Сын Божий по молитве может избавить больного от страданий. Человек же молящийся за другого — инструмент в его руках.

Для избавления от шизофрении чаще всего молятся Иисусу Христу, блаженной Матроне и святому Николаю угоднику

Перед родственниками больных шизофрений часто возникает вопрос: кому молится об исцелении? Дело в том, что в этом может помочь только сильная молитва. Именно поэтому в этом случае обычно молятся самому Господу Нашему Иисусу Христу.

Кроме того, чаще всего верующие обращаются с просьбой об исцелении к блаженной Матроне Московской, святому Николаю Угоднику и святителю Луке Крымскому.

Как молиться, что бы исцелиться от шизофрении. Священник Игорь Сильченков. В видеоролике автор говорит что для излечения от шизофрении необходимо постоянно читать Иисусову молитву.

Текст исцеляющей молитвы, обращённой ко Христу следующий:

На руках молитвы я приношу к Тебе моего сына (дочь, отца, мать…по имени)

Я знаю как Ты любишь его (ее) и дорожишь им.

Я верю, что Ты, Иисус, умер на кресте за моего сына (дочь…), чтобы он жил.

Я верю, что Ты понес на Себе всякую болезнь и всякую немощь моего сына (дочери…).

Ранами Твоими он (она) исцелен (а). Так говорит Слово Твое, и Оно истинно и пребудет вовек.

Ему (ей) нет необходимости страдать от шизофрении, так как Ты забрал эту болезнь на себя.

Именем Господа Иисуса Христа и силой Духа Святого я связываю тебя, дух шизофрении, и повелеваю оставить навсегда моего сына (дочь…).

Дух Святой, коснись сердца и разума моего сына (дочери…), наполни Его Твоим Божественным миром и покоем во имя Иисуса Христа.

Очисти его (ее) разум от всяких негативных мыслей. Обнови ум и наполни Своим содержанием.

Господь, освободи его (ее) от чувства вины и наполни Своей свободой.

Реки воды живой да потекут прямо сейчас через него (нее).

Головной мозг, восстановись! Да придет полный баланс левого и правого полушарий во имя Иисуса.

Да придет полный баланс в каждую клеточку его (ее) естества.

От темени до подошвы ног наполни светом Своим, Господь.

Твой свет — есть жизнь.

Иисус, ты есть Путь и Истина и Жизнь.

Направь моего сына (дочь…) на путь истины и даруй ему (ей) жизнь и жизнь с избытком.

Открой сердце моего сына (дочери…) для искреннего покаяния и спасения.

Благодарю тебя, мой дорогой Авва Отче, за освобождение моего сына (дочери…) от духа шизофрении и полное излечение от этого недуга. Во имя Иисуса.

Тебе, мой Бог, слава, хвала и поклонение, во имя Иисуса. Аминь.

Помочь может только молитва, заговоры усугубят положение

К сожалению, многие родственники больных шизофренией в надежде облегчить их состояние, обращаются к знахарям. Это делать категорически нельзя. Излечиться человек может только по Воле Божией.

Сильная молитва поможет душе человеческой избавиться от духа шизофрении. Ранами Иисуса она исцелена, а обратившись к знахарям и лекарям можно усугубить положение больного.

Бог даёт исцеление по молитве. Поэтому не нужно обращаться к колдунам и знахарям для того, чтобы помочь больному шизофренией. Необходимо идти в церковь и молиться за него

Дело в том, что различные колдовские приёмы способны ещё больше укрепить нечистых духов и бесов, поселившихся в человеческом теле. Если ваш родственник болен, необходимо верить в его исцеление.

Только в этом случае оно возможно. Обращаясь же к колдунам, вы обратитесь к бесам, которые окончательно погубят душу близкого вам человека. То же самое касается различных «отчитчиков».

Бороться с бесами может только священник и только по особому благословению, об этом необходимо всегда помнить.

Чтение молитв об исцелении душевнобольных людей

В современном мире существует большое количество различных расстройств психики, которые требуют лечения, но иногда одними препаратами сложно добиться постоянной ремиссии. Тогда родственники больных обращаются за помощью к высшим силам. Бог никогда не оставляет людей в беде.

Правила для родственников

Когда в семье есть человек, страдающий от психического расстройства, меняется уклад жизни. За ним нужен постоянный уход, особенно если это ребенок. Чтобы наладить лучший контакт и помочь, необходимо придерживаться несложных правил.

  1. Не нужно искать причины, по которым это заболевание развилось. Все то, что случается с человеком — это Божья воля.
  2. Не переубеждайте человека, у которого психическое расстройство. Он не может отличить реальность от галлюцинаций. Лучше молиться, чтобы это состояние у него прошло как можно быстрее.
  3. Нужно внимательно следить за состоянием больного и улавливать малейшие колебания в его настроении.
  4. Стоит постоянно посещать одного и того же врача-психиатра. Не пренебрегайте лечением, даже в случае терапии молитвами. Лучше подыскать верующего врача, который сможет контролировать терапию, соотнося ее с молитвами.

Во время молитвы за больного человека необходимо искренне просить у Бога его исцеления. Нужно каждый день быть терпеливым, т. к. это поможет выздороветь больному.

Чтобы ежедневная молитва была более эффективной, необходимо проводить мероприятия по ее усилению. Для этого заказывают в церкви молебны.

Молитва Тихону

Если в семье есть родственник, ум которого замутнен заболеванием, необходимо молиться Тихону Задонскому. Этот святой был автором многих книг, которые несут мудрость и сегодня. Он обладал даром исцеления и ясновидения. Люди приходили к нему за помощью в самых разных случаях:

  • чтобы избавиться от вредных привычек — курения или алкоголизма;
  • попросить об исцелении души и тела;
  • чтобы вернуть психическое здоровье.

Тихон никому не отказывал в помощи, поэтому даже после его смерти люди продолжали возносить к нему молитвы. Для исцеления душевнобольного человека необходимо читать такую молитву каждый день:

«О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в давнем твоем прославлении: веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго; потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцеленныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков».

Лучше читать эту молитву на помощь в исцелении каждое утро, до того как солнце взойдет. Перед этим нужно умыться святой водой, обтереть лицо душевнобольного человека. Молитву можно читать, держа больного родственника за руку. Молиться нужно искренне, чтобы каждое слово было пропитано просьбой. Без этого можно не рассчитывать на то, что здоровье восстановится.

Читайте также:  Как молиться пантелеймону целителю о здравии болящего

Тихон Задонский может помочь и людям, которые нуждаются в:

  • восстановлении душевных сил;
  • помощи при депрессии и апатии;
  • деньгах при бедности и нищете.

Прошение Афанасию Афонскому

Чтобы исцелить душевнобольного человека, можно использовать несколько вариантов молитв. Так их действие будет суммироваться и результат, который заключается в исцелении души, будет достигнут гораздо быстрее.

В душевных болезнях и в психическом поражении могут быть виноваты другие люди. Здоровье личности, особенно состояние его ума — тонкая материя, которая способна разрушиться под влиянием магии. Это может произойти из-за порчи или сглаза. Даже сильные привороты способны нарушить баланс в психическом здоровье.

Чтобы снять возможные колдовские чары, необходимо вознести молитву к Афанасию Афонскому. Это святой, который основал великий храм на горе Афон. Он развил аскетизм, показал, как необходимо жить отшельнику, чтобы служить Господу.

Люди возносят ему молитвы, и он помогает всем, кто его об этом просит. Молитвы за душевнобольных людей, которые читаются святому Афанасию, звучат так:

«Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и в Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим подавый руку помощи и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый, ты ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножавши любовь твою к нам, немощным, в мори житейстем различие бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити, да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Слова святому Николаю

Святой Николай Угодник может исцелять людей. О здоровье ему молятся уже несколько веков. Если в семье есть мужчина или женщина, которые имеют проблемы с психическим здоровьем, можно за них молиться Угоднику. Он всегда приходит на помощь.

Просят Святого Николая, когда надежды уже практически не осталось, а все методы традиционной и нетрадиционной медицины не помогают. Тогда нужно идти в церковь и молиться перед ликом святого.

Чтобы ускорить исцеление душевных болезней, священники рекомендуют читать молитвы не только в храме или церкви, но и у постели больного. Делать это нужно минимум раз в сутки. При болезнях нервной системы рекомендовано чтение молитвы трижды в день. После каждого прочтения необходимо умывать лицо больного святой водой.

Читается молитва для Николая Угодника так:

«О, Господь мой, Создатель мой, прошу помощи Твоей, даруй исцеление рабу Божьему (имя), омой кровь его лучами Твоими. Только с помощью Твоей придет исцеление ему . Прикоснись к нему силою чудотворною, благослови все пути его ко спасению, выздоровлению, исцелению. Подари телу его здравие, душе его — благословенную легкость, сердцу его — бальзам божественный. Боль отступит, и силы вернутся, и раны заживут его телесные и душевные, и придет помощь Твоя. Лучи Твои с Небес дойдут до него, дадут ему защиту, благословят на исцеление от недугов его, укрепят веру его. Да услышит молитву сию Господь. Слава и благодарность силе Господа. Аминь».

Когда над постелью больного начинают читать молитвы, маленькие лампадки должны гореть все время. Это поможет Святому духу найти дорогу к нуждающемуся. Этот огонь нужно разместить перед ликом святого Николая. Если дома нет такой иконы, ее нужно приобрести в ближайшем храме.

Священнослужители рекомендуют подать имя душевнобольного в 4 разные церкви. Они должны располагаться соответственно сторон света. Так молитва, которая в них произносится, сможет концентрироваться в теле человека. При болезнях, которые затрагивают разум и душу, необходима помощь других прихожан. Чем больше людей молятся за здоровье тела и души несчастного, тем выше шанс на исцеление его от этого недуга, но даже самые сильные молитвы могут не помочь, если в их силу не верят. Нужно искренне попросить у святого, к которому обращается просьба, здоровья для близкого. Если больной может ходить и не ведет себя буйно, можно во время прогулок читать с ним молитвы — это ускорит процесс его исцеления.

Молитвы от шизофрении

Христианская вера говорит о том, что тяжелые или неизлечимые болезни посылает нам Господь как испытание. И пораженный заболеванием должен достойно пройти его, не ропща, а принимая и мужественно перенося все тяготы, связанные с ним. Среди наиболее тяжелых болезней, которые могут поражать человека – шизофрения. Лечение ее предпринимается различными методами. Врачи относят ее к психическим заболеваниям, при которых наступает изменение в состоянии сознания. Причем происходит это независимо от воли человека. В результате он видит мир в искаженном свете. Чтобы помочь больным, читают молитвы от шизофрении.

Молитва Господу

Первый, к кому обращается человек в период сомнений и тяжелых испытаний обращается к Богу. Молитва от шизофрении, адресованная Господу, сильная и эффективная. Молящийся произносит ее, как правило, с горячим желанием помочь пораженному недугом и вкладывает в слова всю силу своего желания. Особенно важна молитва матери, желающей исцеления сына или дочери.

Влады́ко, Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же наш, раба́ Твоего́ (и́мя) немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Ей, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся, бу́ди врач раба́ Твоего́ (и́мя), воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна, да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Матроне Московской

Православная религия рассматривает данное заболевание как вселение бесов в человеческую душу. Чтобы избавить страждущего от этого недуга, помогает молитва за больного шизофренией. Она может быть обращена к Ангелу Хранителю или святому. Чаще молитву читают святой Матроне. Она является для многих покровительницей и примером сильного духом человека. Ее жизнь – доказательство того, что никогда нельзя сдаваться, в независимости от того в каких условиях живет человек и какие испытания на него были посланы Богом. Матушка Матрона помогает во многих случаях, в том числе – для избавления от тяжелых недугов. Лучше, если будут читаться две молитвы: одна – о здравии, а вторая для избавления от шизофрении:

О, блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наша лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Николаю Чудотворцу

Святой Николай Угодник – защитник и помощник. Молитвы, обращенные к нему с чистым сердцем и добрыми помыслами, всегда приносят результат, даже если связаны с тяжелыми жизненными ситуациями. Именно к таким относится страдание от шизофрении.

Святой Николай Чудотворец, Спаситель наших заблудших душ! Обращаемся к тебе со смиренной просьбой в болезни и немощи. Отстрани от (имя) порчу и тяжкий недуг. Отпусти (имя) все грехи, ставшие причиной столь тяжких страданий. Прими раскаяние болящего и его близких. Пусть все болезни покинут его бренное тело и прибудет несокрушимое здоровье и благодать. Пусть Господь через тебя услышит нашу смиренную просьбу и не осудит ее. Попроси, о Святителе Николай, чтобы все невзгоды отпустили и болезни покинули навсегда. На все твоя воля. Аминь.

Как читать молитвы от шизофрении?

Если принято решение молиться во исцеление от шизофрении своего близкого, то слова молитвы может произносить крещеный верующий человек, который полностью доверяет Слову Божьему, записанному в Библии.

Молитва должна быть последовательной и постоянной, а молящийся – обладать долготерпением, не ожидая сиюминутного изменения.

В чем причина психических заболеваний?

Излечимы ли психические заболевания?

Можно ли душевнобольному помочь без лекарств?

Допустимо ли кодирование для лечения алкоголизма?

На эти и другие вопросы отвечает православный психотерапевт Дмитрий Авдеев.

— Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?

— Все в свое время. Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное (соответствующее нормальному состоянию сознания — ред.) поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.
Я уже 20 лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.
Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?

— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.
Большие психозы, к которым относится шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.
Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.
Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость — огромный.
Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

— Я порой встречаюсь с ситуациями, когда приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она делает своему сыну медвежью услугу.
Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.
Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критика к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.
Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что такое соматизация? Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека?

— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». О последней группе в 1970 году в США вышла монография «Поведение типа А и ваше сердце». Авторы называют этих людей «амбициозные персоны» и пишут о том, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.
В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.
Есть даже такое понятие в медицине — «алекситимия» (психологическая характеристика личности — ред.). Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

Читайте также:  Как молитвами вылечить зоб

— Стремительный ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости» и чувство опустошения?

— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.
Безусловно, я не снимаю таких понятий, как «депрессия истощения», как усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак «=»?

— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.
Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.
Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?

— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.
Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.
Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.
Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.
Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

— В Вашей практике Вам приходилось встречаться со случаями одержимости? Или это сложно определить?

— Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.
В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Ваше отношение к использованию гипноза и кодирования для лечения алкоголизма и других зависимостей. Допустимы ли такие методы?

— Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.
Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту процедуру: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает, нелюдим. Разве это исцеление?!
Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (комплекс психических и физических расстройств — ред.). И все наркологические центры разнятся только сервисом, больше ничем! Лечить наркоманию или алкоголизм не умеют!
Только в Церкви лечат наркоманию. Там мы, действительно, видим ремиссию. Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывают у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет, нет, нет — Церковь никогда не приведет к шизофрении.
Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.
Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что Вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

«Церковное слово», № 7, 2008, Минск

Молитва о выздоровлении от шизофрении

Поспособствовать успокоению больного с психическим нарушением и его скорейшему выздоровлению может молитва от шизофрении. Ее чтение подразумевает обращение за помощью к святым, которые дарят исцеление нуждающимся. Какими бы сильными и эффективными не были молитвы, они не смогут заметить полноценное лечение при таком заболевании. Поэтому их чтение необходимо в обязательном порядке сочетать с медикаментозным курсом и психотерапевтическими тренингами, действие которых направлено на подавление развития шизофрении.

Симптоматика шизофрении

При заболевании часто возникает депрессивное и безразличное состояние

Молитвы следует читать об исцелении от шизофрении у людей, у которых проявляются ее симптомы. Течение психического расстройства характеризуется развитием следующих болезненных признаков:

  • появление навязчивых мыслей;
  • внезапная замкнутость в себе;
  • отсутствие интересов;
  • беспричинная агрессивность;
  • галлюцинации;
  • бредовые идеи;
  • нарушение адаптационных способностей;
  • неадекватная реакция на происходящие события;
  • апатичное настроение.

Это лишь часть признаков, которые указывают на шизофрению. При их появлении требуется немедленно показать больного специалисту. Пока тот будет заниматься его лечением, близкие люди пациента смогут читать молитвы за здравие и скорейшее выздоровление.

Кому молиться

Не каждый человек знает, к какому святому следует обращаться с просьбой вылечить шизофрению. С такой молитвой рекомендуется идти к иконам целителей, которые при жизни и после своей смерти помогали обычным людям справляться с различными болезнями, в том числе и душевными.

Молитва Матроне Московской

Прося помощи небесных сил, нужно искренне верить в их силу исцеления

Молитва мамы за больного сына может быть обращена к Матроне Московской. Она еще при жизни сотворила немало чудес, о которых в народе ходило множество историй. Святая прожила тяжелую жизнь, которая не смогла сломить ее дух. Она с достоинством выдержала все испытания, посланные ей Всевышним.

Часто к святой обращаются именно с просьбами об исцелении. Также Матрона помогает справиться с сильными скандалами в семье и финансовыми трудностями, которые тоже имеют свое влияние на развитие психических расстройств.

Матрона приходит на помощь к каждому верующему человеку, который действительно в ней нуждается. Самое главное, чтобы слова, обращенные к целительнице, были пропитаны искренней верой в чудо и надеждой на спасение.

Священнослужители рекомендуют нуждающимся в излечении или их близким людям посетить Покровский монастырь. Здесь находится особая икона святой. О ней ходит немало слухов, в которых рассказывается о чудодейственных свойствах лика. Сюда принято приходить с букетом свежих цветов. В этом же храме располагаются мощи целительницы. На них освящаются букеты, которые в дальнейшем попадают в руки к прихожанам. Каждый цветок, который оказывается в нем, наделяется исцеляющими способностями.

К Матроне Московской необходимо обращаться такими словами:

«О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе,навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».

Молитву, помогающую устранить заболевание, которое диагностировано у больного шизофренией, необходимо читать с чистым сердцем. В этот момент требуется выбросить из головы все лишние мысли. Особенно важно избавиться от негатива и других отрицательных эмоций, так как они могут отрицательно сказаться на эффективности церковного ритуала.

Сильная молитва Святому Николаю

Чтобы молитва имела успех, читать его нужно не один раз

Традиционное лечение шизофрении у мужчин и женщин дополняется молитвами, которые обращены Святому Николаю.

Чтобы повысить эффективность молитвы матери о дочери или сыне, следует выполнить ряд ритуальных действий перед ее прочтением. Необходимо совершить следующие манипуляции:

  1. Посетить церковь.
  2. Приобрести в храме иконку Николая Угодника, святую воду и свечи. Их должно быть 36 штук.
  3. По приходу домой следует поставить в уютный угол купленную икону. Вокруг нее нужно расположить ровно 12 церковных свечей.
  4. Свечи необходимо зажечь и рядом с ними разместить емкость со святой водой.

После выполнения вышеуказанных действий можно приступать к прочтению молитвенных слов, адресованных Святому Николаю:

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Одного прочтения молитвы недостаточно. Следует время от времени повторять ритуальные действия с иконой и святой водой. Произнесением исцеляющих молитв можно заниматься ежедневно до того момента, пока больному не станет лучше.

Молитва Пантелеймону целителю

Сильная молитва о сыне или дочери, которые страдают от шизофрении, читается целителю Пантелеймону.

Святой может уберечь человека от большой беды и отвести от него любые заболевания, если будет читаться ему такая молитва:

«О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне! Умилосердись надо мной, грешным рабом Божиим (имя), услыши стенание и вопль мой, умилостиви Небеснаго, Верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от жестокаго гнетущаго мя недуга. Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоей и исцели мя; да здрав сущи душею и телом, остаток дней моих, при помощи благодати Божией, возмогу провести в покаянии и угождении Богу, и сподоблюся восприяти благий конец живота моего. Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да дарует ми предстательством твоим здравие тела и спасение души моей. Аминь».

Усилить действие молитвы помогает образ Пантелеймона. Его рекомендуется размещать возле кровати больного.

Как правильно молиться

Молиться нужно в полной тишине, ни на что не отвлекаясь

Многие люди нуждаются в помощи высших сил. Поэтому они так часто обращаются с просьбами о выздоровлении и защите от опасных болезней к святым. Молитвы действительно имеют большую силу, если они произносятся с большой верой в сердце и душе.

Верующие люди убеждены, что исцеляющая молитва Матроне Блаженной и другим святым творит настоящие чудеса. Чтобы усилить ее действие, необходимо соблюдать правила чтения молитвенных слов и обращения к святым образам:

  • Лучше всего заниматься прочтением молитвенных слов истинно верующему человеку. Его просьбы точно будут услышаны высшими силами. Не запрещается это делать и тем, кому до этого момента ни разу не приходилось молиться. Главное, открыть себя вере и искренне надеяться на чудо.
  • Нужно проследить за тем, чтобы молитва была постоянной и последовательной. Ее одного прочтения будет недостаточно для получения результата.
  • Необходимо понимать, что просьбы верующих о выздоровлении выполняются не сразу. Поэтому человеку следует запастись терпением и смиренно ожидать момента, когда молитва начнет приносить результаты.
  • Рекомендуется молиться за здоровье человека с шизофренией в любой благоприятный для этого момент.

В момент обращения за помощью к Всевышнему и святым необходимо вникать в смысл каждого произнесенного молитвенного слова. Не стоит пытаться скорее прочитать их. Лучше всего делать это неторопливо и внимательно. Отсутствие суеты и спешки покажет высшим силам, что человек серьезно относится к молитвам и принимает правила обращения к святым.

Читайте также:  Как с помощью молитвы вылечить своего ребенка

В те моменты, когда человек молится о здоровье близкого родственника или друга с шизофренией, его не должны отвлекать никакие посторонние факторы. Это важное условие. Поэтому рекомендуется заранее позаботиться об изоляции от лишних шумов. Следует отключить мобильный телефон, будильник, телевизор и другие приборы, которые издают звуки и выступают отвлекающими факторами.

Обращение к Всевышнему может занимать немало времени. Не стоит в такие моменты пытаться его контролировать путем постоянного поглядывания на часы.

Отвергать эффективность молитв при лечении шизофрении нет смысла. История знает немало случаев, когда пациенты чудесным образом шли на поправку, даже когда традиционные методы терапии давали незначительные результаты. Эти чудеса многие объясняют вмешательством в судьбу пациента высших сил, к которым была обращена молитва о его здоровье.

Психическая болезнь не перекрывает дороги к Богу

Одно из последствий грехопадения человека — его болезненность (страстность), его уязвимость перед бесчисленными физическими опасностями и недугами; уязвимость не только тела, но и психики. Психическая болезнь — тяжелейший крест! Но Творцу и Отцу нашему психически больной человек дорог не менее, а может быть, — в силу страдания — еще и более, чем любой из нас. Об этих людях, об их возможностях в Церкви, о здоровье психическом и духовном мы беседуем с Василием Глебовичем Каледой — врачом-психиатром, доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Действительно, я вырос в семье с глубокими православными, церковными традициями. Кстати, мой дед, священномученик Владимир Амбарцумов, расстрелянный на Бутовском полигоне, родился в Саратове; у нашей семьи с вашим городом особая духовная связь, и мне приятно отвечать на вопросы журнала Саратовской митрополии.

Однако прежде чем стать священником, мой отец много лет отдал геологии; мама мечтала стать врачом, но стала биологом; двое моих братьев-священников по первому образованию геологи, а у сестер образование медицинское. Врачи были в роду и раньше. Возможно, здесь есть какая-то связь с именем: четыре Василия были в роду Каледа, и все четверо — врачи. Можно сказать, что, выбирая медицину, я продолжил семейную традицию.

А выбор психиатрии — это влияние личности отца. Папа с огромным уважением относился к медицине и среди всех медицинских дисциплин выделял психиатрию. Он считал, что компетенция психиатра где-то граничит с компетенцией священника. И говорил мне о том, как важно, чтоб именно среди психиатров были верующие, чтобы у человека, если уж ему или его ближнему понадобилась помощь психиатра, была возможность обратиться к православному врачу.

Другом моего деда, священномученика Владимира Амбарцумова, был Дмитрий Евгеньевич Мелехов, один из патриархов отечественной психиатрии. Вскоре после его смерти (он умер в 1979 году) в самиздате вышла его работа «Психиатрия и проблемы духовной жизни», предисловие к этому изданию написал мой отец. Позднее эта книга была издана уже вполне легально. Дмитрий Евгеньевич бывал в нашем доме, и каждый его визит становился для меня — тогда подростка — событием. Учась в мединституте, я окончательно понял, что психиатрия — это мое призвание. И в дальнейшем ни разу о своем выборе не пожалел.

— Что такое психическое здоровье? Можно ли с уверенностью сказать: вот этот человек, даже и при каких-то проблемах, психически все же здоров, а вот этот — болен?

— Проблема нормы в психиатрии очень важна и совсем не проста. С одной стороны, каждый человек индивидуален, уникален и неповторим. Каждый имеет право на свое мировоззрение. Мы очень разные. Но, с другой стороны, мы все очень похожи. Жизнь ставит перед всеми нами одни и те же, по сути, проблемы. Психическое здоровье — это совокупность установок и качеств, функциональных способностей, которые позволяют индивидууму адаптироваться к среде. Это способность человека справляться с обстоятельствами своей жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения. Психически здоровый человек может и должен справляться со всеми трудностями, которые есть в его жизни. Конечно, трудности бывают очень разные. Бывают такие, что человеку их, кажется, не выдержать. Но давайте вспомним наших новомучеников и исповедников, прошедших все: тогдашние методы следствия, тюрьмы, голодные лагеря — и оставшихся душевно здоровыми людьми, психически здоровыми. Вспомним также крупнейшего психиатра и психотерапевта ХХ века Виктора Франкла, основоположника логотерапии, то есть направления психотерапии, в основе которого лежит именно поиск смысла жизни. Франкл основал это свое направление, находясь в нацистских концлагерях. Такова способность здорового человека справляться со всеми испытаниями, иначе говоря, искушениями, которые посылает ему Бог.

— С этим нельзя не согласиться! Способность человека преодолевать трудности зависит от его мировоззрения и мировосприятия. Вернемся к Виктору Франклу: он говорил о том, что вера обладает мощнейшей протективной способностью, и с нею в этом смысле не может сравниться никакое другое мировоззрение. Человек верующий на порядок устойчивее человека, не имеющего веры. Именно потому, что он воспринимает эти трудности как ниспосланные Спасителем. В любом своем несчастье он ищет и находит смысл. На Руси издавна было принято говорить о беде: «Господь посетил». Потому что беда заставляет человека задуматься о его духовной жизни.

Если говорить все же не о норме, а о болезни, то при этом важно понимать: тяжелое, генетически обусловленное психическое заболевание может развиться у любого человека — вне зависимости от его мировоззрения. Другое дело — пограничные психические расстройства, возникающие у людей с определенными чертами характера и, опять-таки, с определенным мировоззрением. Именно в этих случаях мировоззрение больного имеет огромное значение. Если он воспитывался в религиозной среде, если он с молоком матери впитал убеждение в том, что жизнь имеет высший смысл и страдание тоже имеет смысл, это тот крест, который посылает человеку Спаситель, — тогда он все происходящее с ним воспринимает с этой именно точки зрения. Если же у человека нет такого взгляда на жизнь, он каждое испытание, каждую трудность воспринимает как жизненный крах. И здесь я могу уверенно сказать: расстройства пограничного типа, невротические заболевания у людей, ведущих полноценную духовную жизнь, встречаются значительно реже, чем у неверующих.

— Вы преподаете пастырскую психиатрию. В чем суть этого предмета? Почему он необходим при обучении будущих пастырей?

— Пастырская психиатрия — это раздел пастырского богословия, связанный с особенностями душепопечения лиц, страдающих психическими расстройствами. Это требует координации усилий, соработничества пастыря и врача-психиатра. От священника в данном случае требуется понимание границ психического здоровья, о чем мы только что говорили, умение вовремя увидеть психопатологию и принять адекватное решение. Психические расстройства, как тяжелые, так и пограничного уровня, встречаются часто: по данным медицинской статистики, 15% населения страдают тем или иным заболеванием этого рода, вопрос только в степени выраженности. А люди, страдающие душевными недугами, склонны обращаться в Церковь, к священникам. Вот почему в церковной, приходской среде людей с этими проблемами относительно больше, чем в среднем по популяции. Это нормально! Это говорит как раз о том, что Церковь — врачебница, и душевная, и духовная. Любому священнику приходится общаться с людьми, у которых налицо те или иные расстройства, — повторюсь, степень выраженности может быть разной. Часто бывает так, что именно священник, а не врач становится первым, к кому человек обращается с проблемой, имеющей психиатрический характер. Пастырь должен уметь вести себя с этими людьми, помогать им и, главное, четко видеть те случаи, когда человека нужно отправлять к психиатру. Как-то мне попалась на глаза американская статистика: 40% людей, обращающихся к психиатрам, делают это по совету священнослужителей различных конфессий.

Следует добавить, что у истоков курса пастырской психиатрии, который читается сейчас во многих духовных учебных заведениях, стоял архимандрит Киприан (Керн), профессор пастырского богословия Свято-Сергиевского института в Париже: в своей книге о пастырском богословии он отдельную главу посвятил именно этому предмету. Он писал о тех человеческих проблемах, которые нельзя описать критериями нравственного богословия, которые не имеют никакого отношения к понятию греха. Эти проблемы — проявления психопатологии. А вот автором первого специального пособия по пастырской психиатрии был как раз профессор психиатрии Дмитрий Евгеньевич Мелехов, о котором мы говорили, сын репрессированного священника. Сегодня уже совершенно ясно, что в стандарт (если мы не побоимся этого слова) пастырского образования должен входить и курс психиатрии.

— Конечно, это вопрос скорее богословский, чем медицинский, но все же — на Ваш взгляд: есть ли связь между психическим заболеванием и грехом? Почему основные виды бреда являют собой как бы гримасы основных греховных страстей? Бред величия, например, и как бы его тень, изнанка — бред преследования — что это, как не гримаса гордости? А депрессия — разве не гримаса уныния? Почему так?

— Бред величия, как и любой другой бред, имеет к греху гордости лишь отдаленное отношение. Бред — это проявление тяжелого психического заболевания. Связь с грехом здесь уже не прослеживается. Но в иных случаях можно проследить связь между грехом и возникновением психического расстройства — расстройства, подчеркну, а не эндогенного, генетически обусловленного заболевания. Например, грех печали, грех уныния. Человек предается печали, потерпев ущерб, понеся какую-то утрату, впадает в уныние от своих трудностей. Психологически это вполне объяснимо. Но здесь особенно важно мировоззрение этого человека и его иерархия ценностей. Верующий человек, имея в жизни высшие ценности, будет стараться правильно расставить все по местам и постепенно преодолеет свои трудности, а вот у человека неверующего скорее может возникнуть состояние отчаяния, полной утраты смысла жизни. Состояние будет уже соответствовать критериям депрессии — человеку понадобится психиатр. Духовное состояние, таким образом, отразилось на состоянии психическом. Такому пациенту психиатра есть с чем обратиться и к священнику тоже, есть что сказать на исповеди. И помощь он должен получить — с обеих сторон, и от пастыря, и от врача. При этом очень важно, чтоб в священнике жила любовь, чтоб он был милосерден к этому человеку и способен реально его поддержать. Необходимо отметить, что, по данным ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на второе место по заболеваемости во всем мире; и главные причины этого эксперты ВОЗ видят именно в утрате традиционных семейных и религиозных ценностей.

— Нет никакой вины человека в том, что он пришел в этот мир с тяжелым, генетически обусловленным заболеванием. И если мы действительно верующие христиане, мы не можем допустить и мысли о том, что эти люди ограничены в своей духовной жизни, что Царство Божие для них закрыто. Крест психического заболевания — это очень тяжелый, может быть, самый тяжелый крест, но верующий человек, неся этот крест, может сохранить для себя полноценную духовную жизнь. Он ни в чем не ограничен, это положение принципиальное — ни в чем, включая возможность достижения святости.

Следует добавить: шизофрения — она ведь очень разная бывает, и пациент с шизофренией может находиться в различных состояниях. Он может перенести острый психотический приступ с бредом и галлюцинациями, но затем в некоторых случаях наступает ремиссия очень высокого качества. Человек адекватен, успешно работает, может занимать ответственную должность, благополучно устроить свою семейную жизнь. И его духовная жизнь ничуть не затруднена и не искажена болезнью: она соответствует его личному духовному опыту.

Бывает, что больной в состоянии психоза испытывает некое особое духовное состояние, чувство особой близости к Богу. Затем это чувство во всей его глубине утрачивается — хотя бы уже потому, что с ним трудно вести обычную жизнь, — но человек помнит о нем и после приступа приходит к вере. И в дальнейшем живет совершенно нормальной (что важно), полноценной церковной жизнью. Бог приводит нас к Себе разными путями, и кого-то, как ни парадоксально, вот так — через психическую болезнь.

Но бывают, конечно, и другие случаи — когда психоз имеет религиозную окраску, но все эти квазирелигиозные переживания суть только порождение болезни. Такой больной воспринимает духовные понятия искаженно. В подобных случаях мы говорим о «токсической» вере. Беда еще и в том, что эти больные нередко оказываются очень активными. Они проповедуют свои совершенно искаженные понятия о Боге, о духовной жизни, о Церкви и таинствах, они пытаются передать свой ложный опыт другим людям. Это нужно иметь в виду.

— О психических заболеваниях часто вспоминают в связи с бесовской одержимостью (или тем, что так называют). Зрелище так называемых отчиток заставляет предположить, что в храме собраны просто больные люди. Что бы сказали об этом Вы? Как отличить психическое заболевание от одержимости? Кого надо лечить препаратами, а кому требуется помощь духовная?

— Прежде всего хочется напомнить о том, что приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II был решительным противником распространившейся как раз в те годы широкой и бесконтрольной практики «отчитывания». Он говорил о том, что чинопоследование изгнания злых духов должно совершаться только в крайне редких, исключительных случаях. Лично я никогда не присутствовал при массовых отчитках, но мои коллеги — люди, заметьте, верующие — наблюдали это. И с уверенностью говорили, что большинство «отчитываемых» — это, что называется, наш контингент: страдающие психическими расстройствами. Психическое заболевание того или иного типа имеет определенную структуру, характеризуется многими параметрами, и профессиональный врач всегда видит, что человек болен, и видит, чем болен. Что же касается состояния бесоодержимости, духовного повреждения — оно проявляется в первую очередь в реакции на святыню. Это проверяется «слепым методом», как выражаются врачи: человек не ведает, что его подвели сейчас к мощевику или к чаше со святой водой. Если он, тем не менее, реагирует, значит, есть смысл говорить об одержимости бесом. И о помощи священника, конечно, — не любого, а того, у которого есть благословение архиерея на чтение определенных молитв над мучимыми от нечистых духов. В противном случае это чисто психиатрическая проблема, не имеющая отношения к духовному состоянию. Это распространенный случай, у нас много больных, имеющих в структуре бреда какую-то религиозную тематику, в том числе и такую: «Во мне сидит бес». Многие из этих пациентов — верующие, православные люди. Если при клинике, где они находятся, есть церковь, они посещают службы, исповедуются, причащаются, и никакой бесоодержимости у них на самом деле нет.

— Вы говорили уже здесь о том, что больной, бред которого имеет религиозную окраску, может быть очень активен. А ведь найдутся люди, которые ему поверят! Бывает ли так, что обычного больного человека принимают за святого?

— Конечно бывает. Точно так же бывает, что человек говорит о своей бесоодержимости или о каких-то необыкновенных видениях, о своей особой близости к Богу и особых дарах — а все это на самом деле просто болезнь. Вот почему мы, психиатры, преподающие пастырскую психиатрию, говорим будущим священникам: есть повод насторожиться, если ваш прихожанин уверяет вас, что достиг уже каких-то высоких духовных состояний, что его посещают Богоматерь, святые и т. д. Духовный путь долог, сложен, тернист, и лишь единицы выдерживают его и становятся великими подвижниками, которых посещают Ангелы, святые и Сама Божия Матерь. Мгновенных взлетов здесь не бывает, а если человек уверен, что именно это с ним произошло, — в абсолютном большинстве случаев это проявление патологии. И это еще раз показывает нам важность сотрудничества врача-психиатра и пастыря, при четком разграничении сфер их компетенции.

Рисунки пациентов психиатрической больницы
Журнал «Православие и современность» № 26 (42)

Добавить комментарий