Алексий бортсурманский икона о чем молятся

Алексей Бортсурманский

15 сентября в Соборе Нижегородских святых, 4 мая и 17 августа в день обретения мощей, православный мир отмечает дни памяти преподобного Алексия.

Святой Алексий Бортсурманский — священник, проживший всю жизнь в Бортсурманах, получивший от Бога дары исцеления, прозорливости, видения, умеющий слышать голоса святых, до конца жизни служивший людям.

Жизнеописание

13 мая в 1762 году в семье священнослужителя, жившей в Бортсурманах Симбирской губернии, родился сын Алексей. Взрастая в православной семье, юноша не считал нужным вести строгую жизнь, иногда позволял себе увлечься вином.

Окончив в 1784 году семинарию, молодой священник женится и остается служить в родном селе. Через 13 лет он рукополагается в пресвитеры и остается в Успенской церкви до конца своей жизни.

Духовный путь

Один случай изменил всю жизнь Бортсурманского священника. Посланный по просьбе родственников человек, посреди ночи разбудил отца Алексия и попросил того срочно приехать к смертельно больному для соборования, но рассерженный батюшка выгнал посланца.

Он приехал только утром, когда страдалец покинул землю без соборования. Мучимый совестью, священник подошел к постели мертвого человека и увидел около него Ангела со святой чашей в руках. С того времени Церковь обрела верного служителя, проводившего много времени в молитвенном поклонении, стоя на коленях всю ночь.

Важно! Батюшка еженощно читал Иисусову молитву и совершал 1500 поклонов. Служение в храме отец Алексий вел строго по канонам, совершая Божественную Литургию ежедневно с чтением молитвенного монашеского правила.

Во время всенощницы читались 12 псалмов и житие одного из святых, чей день памяти припадал на время служения. Утреня наполнялась молитвами и акафистами, в полдень звучали кафизмы Псалтыря.

У батюшки практически не было свободного времени, после службы его дом был открыт для прихожан, приходящих к священнику со своими проблемами и жалобами. Матушка Мария Борисовна, сын Лев и обе дочери во всем поддерживали батюшку.

Алексий Бортсурманский, житие которого полностью было посвящено служению людям и Богу, все время:

  • благословлял на духовный подвиг;
  • наставлял в вере;
  • строго отчитывал обращающихся к колдунам;
  • сурово относился к ясновидящим.

Прихожане отмечали особую кротость священника, тайно помогающего пострадавшим от природных стихий материальными средствами.

О священниках, прославленных в лике святых:

Удивительные способности батюшки

Праздность вызывала особое негодование батюшки, когда не было богослужений и приема прихожан, священника видели в поле или трудящимся в собственном доме. Как только выпадал свободный час, отец Алексий ткал холсты, вязал чулки, плел лапти. Затем все изделия раздавал бедным людям, никогда не брал за это денег.

Господь, видя верность и чистоту веры, благословил святого Алексия Бортсурманского особыми дарами:

  • прозорливости;
  • исцелять силой молитвы;
  • утешать словом Божьим;
  • видеть видения и откровения.

Дар слышания голоса святых

Будучи прикованным к постели во время болезни, Алексию явилась Пресвятая Богородица со святой Варварой в сопровождении небесного пения. Молча посланницы Неба приблизились к ложу больного, и тот мгновенно почувствовал себя исцеленным.

Вскоре батюшку посетил Сам Спаситель, облеченный в одежды царя, с Царицей Небесной, которую сопровождали три девы, великомученицы Вера, Надежда, Любовь. В воздухе прозвучали слова «Это есть Сын Мой единородный».

Вся Россия стояла в молитвенном поклонении во время войны с французами в 1812 году. Отец Алексий Бортсурманский во время Литургии молился о скором даровании победы и увидел ходящего по храму Ангела. Посланец Бога возвестил о том, что силы небесные уже посланы на помощь русским воинам, и победа близка.

Чудеса исцелений при жизни отца Алексия

Воюя против сил тьмы, праведный батюшка утешал нуждающихся в помощи, призывал всех к смирению и терпению. По молитвам признанного во всей округе святого Алексия, получали исцеление приводимые к нему душевнобольные и бесноватые. Прихожане присутствовали при исцелении девочки, не ходячей от рождения.

  • Жители города Курмыш были свидетелями исцеления рыбака, Луки Шулаева. Он при ловле рыбы загнал в руку крючок, который вызвал воспаление и нагноение. Дотянув до последнего, рыбак обратился к врачу, но тот оказался бессильным помочь, объявив, что больной пришел слишком поздно.

Испуганный и растерянный Лука побежал к старцу, в горячей молитве просил о помощи. Ночью он увидел видение, в котором огромная крыса набросилась на воспаленное место и съела его. Наутро рука оказалась абсолютно здоровой.

Вот время пьяной драки был убит мальчик, единственный сын у родителей. Неделю безутешные родители не решались предать тело сына земле, затем пришли с гробом в церковь. Слезы застилали глаза старца, певчих и всех присутствующих. Праведный Алексий молился, стоя спиной к гробу.

Оглушительный крик заставил всех посмотреть на гроб, где сидел мальчик, недоуменно глядя по сторонам. Присутствующие упали на колени, батюшка поблагодарил Бога за воскрешение, отпустил родителей с малышом домой, а сам попросил принести стул, на котором сидел до конца богослужения, затем не смог встать с постели 7дней. Это случилось за 3 года до его кончины.

  • Крестьянка Зиновия жила в селе Лисья Поляна, она в течение пяти лет не могла избавиться от болей в ноге и боку. Несколько раз она была у старца, окончательно выздоровела, создала семью и прожила до старости.
  • Крестьянина из деревни Ожгибовка Алексея Шляпкикова, скрюченного болезнью, отец Алексий оставил в своем доме на неделю, возвестив через 7 дней родным, чтобы приехали за родственником. Шляпников был полностью исцелен.
  • Со всех концов везли к праведнику бесноватых. Один случай особенно запомнился жителям Бортсурман. Привезли родные великана, связанного огромными цепями, и положили на ночь в доме. В полночь сильный шум поднял на ноги всех присутствующих, бесноватый разорвал веревки-канаты и цепи. Четверо сильных мужчин едва удерживали его.

Утром о. Алексий попросил привести больного в храм, положить на пол, стал совершать молитвы, после чего великан тихо удалился из церкви.

На следующее утро батюшка вновь позвал больного, попросил его лечь на пол, не молился, а держал над бесноватым икону Богородицы «Смоленская». После благословения семья возвратилась домой с совершенно здоровым братом и сыном.

Последние годы жизни

Будучи в возрасте 70 лет, старец перестает заниматься приходскими и семейными делами, но по-прежнему усердно посещает Литургию и не сокращает богослужения.

Интересно! Девять последних лет он живет в келье, наполняя пространство вокруг духовной радостью, его лицо буквально светилось от святости, освещая светом грешный мир. Маленькая печь, грубая постель, стол и пару стульев, аналой, иконы — вот весь перечень его обстановки.

Согласно заповеди апостола Павла (1 Фес. 5:17), священник постоянно молился, вкушал только постную еду раз в сутки. Одетый во власяницу в последние года жизни, он не мылся. Во время Великого поста святой праведник вообще не принимал пищи по несколько дней.

Сатане настолько не понравилась ревность Алексия по Богу, что начал строить козни. Невиданная сила во время молитв поднимала тело священника над землей и с силой бросала его на пол. Бесовские атаки не давали святому ни на миг окунуться в сон.

Алексий не роптал, а еще больше молился, и однажды, устав от испытаний сатаны, попросил у Бога смерти, и в тот же миг увидел, как из глаз Спасителя, изображенного на иконе, потекли слезы. До последнего дыхания святой праведный Алексий Бортсурманский молился за людей.

21 апреля 1848 года он стоял около окошка кельи и благословлял стоящих в молитве людей, пока рука его не ослабла и упала вниз в последний раз.

Похороненный около церкви Успения Богородицы в родном селе, священник стал местом поклонения и проведения богослужений. Земля, взятая с его могилы, обладала чудодейственными качествами. Ныне на месте захоронения праведника стоит крест.

Посмертные чудеса

Любящая дочь, богатая купчиха, издалека привезла к старцу беснующуюся мать, но опоздала, священник умер. Горько заплакала женщина, что теперь уже никто не освободит ее мать от бесовской силы. Оставив больную на добрых людей, побрела купчиха на святую могилу, отслужила там панихиду, поплакала в одиночестве, вылила всю боль перед праведником.

По возвращении в дом она нашла мать совершенно спокойной, та вела разумный разговор с хозяйкой, не буянила, вроде, как и не бесновалась никогда. Вот и вспомнили односельчане, что означают слова батюшки перед смертью о том, что помнящих его он никогда не забудет.

Тяжелая болезнь сковала крестьянку Анну из Ожгибовки так, что та не могла пошевелиться. Молча молилась страдалица, и однажды, будучи в забытьи от боли, увидела старцев, склонившихся около ее ног. Наутро женщина почувствовала себя намного лучше и решила отслужить панихиду на могиле отца Алексия. Порой едва бредя, иногда ползком добралась она до Бортсурман, отслужила панихиду и быстро пошла на поправку.

Анастасии из той же Ожгибовки было всего 10 лет, когда она заболела неизвестной болезнью, не могла ни есть, ни свободно дышать. Ее мать, Наталья Матюшина, обратилась за помощью к местной помещице, а та дала щепотку земли с могилки священника, сказала развести ее с водой и выпить. Девочка от принятой смеси мгновенно получила исцеление. Таким же образом был исцелен мальчик той же деревни.

В 1893 году приехала в Курмыш молодая вдова, а с ней чахлая девочка лет 4-5. Малышка таяла на глазах, врачи не могли помочь, и решилась Наталья Мурзанева отвести дочь на могилку праведника. Всю панихиду малышка просидела около могильного холмика, после чего стала буквально воскресать и набираться сил.

Случай, произошедший в 1908 году, унес несколько жизней. Подмастерье в кондитерской мастерской, чтобы отомстить хозяину на обиду, подсыпал яд в смесь для конфет, который убивал людей. Сын Веры Пазухиной также съел сладости и через пару часов начал вытягиваться и холодеть. Благо в доме была святая земля, ее размешали с водой, дали выпить ребенку, и тем самым спасли жизнь мальчика.

Рассказывают местные жители об исцелении в 1911 году девочки, лежащей после кори, и избавлении от кровавого поноса солдата, служившего в далекой Сибири, имеющего при себе целительную землю.

Анастасия Кузькина из Майданов принесла к могиле праведника убогую и слабую дочь Любу, которой исполнилось 10 лет, та не ходила после рождения. Это было время сразу после закрытия церкви Успения Богородицы большевиками. Женщина сама отслужила панихиду, после чего дочь исцелилась.

Прославление

Еще в 1913 году создана комиссия по подготовке канонизации священника Алексия, революция, войны и период безбожия отодвинули это событие до 2000 года. Безбожники пытались сравнять с землей святое место, но прихожане тайно каждый раз восстанавливали могилу, укрывая ее цветами.

С 1937 до 1989 год Успенская церковь в Бортсурманах была закрыта. После восстановления она освящена в 1993 году, в это же время мощи праведного священника перенесены в храм, где хранятся, и по сей день.

Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ в 2000 году причислил Алексия Бортсурманского к лику святых.

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Память 20 апреля / 4 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Святой Алексий [1] (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии [2] в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.

В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.

С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.

Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».

Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»

За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей.

В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1 Фес. 5: 17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников.

Читайте также:  Что значит во сне молиться перед иконой

Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!»

В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью только чтобы пойти в церковь.

Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых – и все они исцелялись его молитвами.

1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли по горсточке земли с его могилы.

Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.

И действительно, на его могиле, ревностно почитаемой до наших дней, в изобилии совершались чудеса. В советское время власти не раз пытались разорить могилу праведника, но почитание его народом и очевидность совершавшихся там чудес не позволили им совершить задуманное.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Молитва и акафист святому праведному Алексию, Бортсурманскому чудотворцу

Молитва праведному Алексию, Бортсурманскому чудотворцу

Святый праведный отче наш Алексие , сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. И яко предумершую душу отрока молитвою твоею воскресил еси, тако и душам нашим испроси у Господа к усердию воззвание, да избежавше молитвами твоими мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Акафист святому праведному Алексию, Бортсурманскому чудотворцу

Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа, крепкий победитель врагов невидимых показался еси, предивне Алексие. Во смирении многия труды и подвиги подъял еси, и сего ради велие дерзновение пред Богом стяжав, недугов душевных и телесных целитель явился еси; и ныне Престолу Святыя Троицы в веселии предстоя, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Ангельскими добродетельми украшенный, небожителем еще на земли уподобился еси, и яко звезда пресветлая в земли Российстей просиял еси. Темже смиренное житие твое воспоминающе и величию подвига твоего дивящеся, глаголем ти сицевая: Радуйся, преславный избранниче Божий; Радуйся, подвижниче преизрядный. Радуйся, всею душею Господа возлюбивый; Радуйся, любовию ко Христу пещь страстей угасивый. Радуйся, покаянием плотския соблазны отринувый; Радуйся, непрестанно в сердце Бога славивый. Радуйся, образе кротости и смирения; Радуйся, усердный ревнителю поста и воздержания. Радуйся, мира духовнаго умиленный тайнозрителю; Радуйся, жития добродетельнаго учителю. Радуйся, посылаяй нам от Господа пречудное поможение; Радуйся, в печалех сущим даруяй скорое утешение. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Видев Господь, яко велию злобу лукавый воздвиже на тя, мирскими соблазны тебе уловити желая, возбрани тому совершитися, и видением Ангела с чашею от пути гибельнаго отврати тебе, и отселе, отче святе, в непрестанной молитве подвизался еси, добрыми делы людем страждущим послужититщася. Прославляюще молитвенныя подвиги и добродетели твоя, спасающему грешных Богу воспоим, вернии: Аллилуйя.

Разум имея благодатию просвещенный, вся тленная блага ни во чтоже вменил еси, и ревностию по Бозе разжизаем, явил еси себе делателя заповедей Божиих неленостна, отче наш Алексие. Взирающе на славная твоя деяния, восхвалим тя тако: Радуйся, честный сосуде Духа Святого; Радуйся, нрава кроткого богомудрый обладателю. Радуйся, постниче изряднейший Господа ради; Радуйся, молитвенниче теплейший за род наш. Радуйся, наставниче в мори житейском обуреваемым; Радуйся, во всяких обстояниих болезнующим предстателю. Радуйся, скорый заступниче в бедах сущим; Радуйся, щедрый подателю милостыни неимущим. Радуйся, немощствующих благодатная крепосте; Радуйся, скорбных неиждиваемая радосте. Радуйся, недугов наших целителю: Радуйся, истиннаго благочестия подвижниче. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Сила Вышняго осени тя, велия искушения от демонов претерпевшаго, и даровася ти еже печаль всякую от душ страждущих отгоняти. И тако путь живота твоего в служении людем совершая, обителей райских жителем уподобился еси, идеже ныне любовию Богу взываеши: Аллилуйя.

Имеяй сердце горящее любовию ко Господу, едино помышлял еси, како спастися и со Христом в Царствии Небеснем пребыти, постом и добрыми делы, а наипаче молитвою Тому послужити потшался еси, отче Алексие; духом убо тя ведый преподобный Серафим, великаго молитвенника тя провозгласи. Темже славим тя тако: Радуйся, свеще, в молитве к Богу пламенеющая; Радуйся, звездо, сияющая верным. Радуйся, благовонное молитвы кадило; Радуйся, яко тобою Господь прославляется. Радуйся, в миру монашескому жительству прилежавый; Радуйся, гласу Божественному со трепетом внимавый. Радуйся, послушниче Христов совершенный; Радуйся, совершителю службы Божия усердный. Радуйся, образ и подобие Божие в ближнем возлюбивый; Радуйся, веру делами любве утвердивый. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище; Радуйся, милосердия пучино. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Бурю нападений демонских претерпел еси, егда враг рода человеческаго, завистник искони, умысли погубити тя, отче, и многое множество духов нечистых снидошася, да тя устрашат. Ты же, Святым Духом укрепляем, именем Господа нашего Иисуса Христа сим противлялся еси, и заступи тя Сама Пресвятая Богородица со Ангелы, воспевающими: Аллилуйя.

Слышавше святое житие твое, отче праведне, дивляхуся людие добродетелем твоим, и притекаху в весь твою, да тя яве узрят. Отонудуже исходяще, благодариша Господа, яко воздвигает рабов Своих на утешение верным. Мы же с ними воззовем ти: Радуйся, к дому Отца Небеснаго всем сердцем устремивыйся; Радуйся, на высоту безстрастия еще на земли возшедый. Радуйся, веселия Божественнаго в юдоли скорбной сподобивыйся; Радуйся, видения лика Христова и Пречистыя Богоматере удостоенный. Радуйся, сокровища духовная возлюбивый; Радуйся, плоть духу покоривый. Радуйся, нестяжателю предивный; Радуйся, человече Божий и доблий воине Христов. Радуйся, Света Невечерняго причастниче; Радуйся, святых подражателю и наследниче. Радуйся, яко велия искушения мужески претерпел еси; Радуйся, яко благодатныя дары преизобильно стяжал еси. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Боготечней звезде подобяся, светозарный путь спасения показующей, во тьме греховней блуждающим путь правый житием твоим показал еси, отче Алексие, да спасеннии тобою вопиют Богу: Аллилуйя.

Видевше людие преславная чудеса, яже благодатию Божиею сотворил еси, вси в скорбех твоего предстательства прошаху, ты же молитвою и кротким вразумлением тех укреплял еси, сего ради воспеваем ти сицевая: Радуйся, святыя Церкве похвало и радование; Радуйся, добродетельми Христа выну прославляяй. Радуйся, дарами благодатными преисполненный; Радуйся, избранниче Христов, чудесами прославленный. Радуйся, Пресвятыя Богородицы благоговейный почитателю; Радуйся, чистоты ума и сердца хранителю. Радуйся, покаяния преславный проповедниче; Радуйся, благодатную силу смирения познавый. Радуйся, Богу и ближним нелицемерно служивый; Радуйся, пред святым престолом за вся люди слезно воздыхавый. Радуйся, отче праведный, любовию твоею немощи наша покрываяй; Радуйся, бедствующим защитниче. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Проповедник чудес Божиих явился еси, совершенную любовь, яко дар Святаго Духа прием, немощи немощных подъял еси. Людие же вернии, недугов многообразных исцеление приявше, благодарственно взывают Богу: Аллилуйя.

Возсия чрез тебе милосердие Божие к людем русским, егда двадесять языков на Отечество наше ополчишася, грады и веси наша пожгоша, святыя церкви оскверниша, и многи убиша. Ты же, отче, яко и вси праведницы земли Русския, молился еси ко Господу о спасении Отечества нашего, и возвести Ангел тебе преславную победу воинства православнаго, небесными вои споспешествуема. Темже ублажаем тя сице: Радуйся, святый угодниче Божий, земли Русския красото и славо; Радуйся, христолюбиваго воинства присный ходатаю. Радуйся, державы Российския крепкое забрало; Радуйся, добрым воином ея несокрушимый щите. Радуйся, духовными оружии изрядно вооруженный; Радуйся, покровом Богоматере осененный. Радуйся, воине, со духи злобы ратоборствовавый; Радуйся, именем Христовым тех победивый. Радуйся, яко моление твое милость Божию привлекает; Радуйся, яко заступление твое от велия напасти избавляет. Радуйся, щедрот Божиих сокровище; Радуйся, благоутробия Его изобилие. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Хотяй Всеведец Господь милость грешным явити, смиренней молитве твоей вняти благоволи, и отрока умерша пред всеми людьми воскреси. Мы же, дивящеся таковому твоему дерзновению, прославльшему тя Господу поем: Аллилуйя.

Новаго и дивнаго чудотворца в земли Россиистей яви тя Господь, отче Алексие, верна Господу нашему Иисусу Христу себе показавша и велия искушения претерпевша, сего ради великия дары от Господа прияти сподобился еси, и вся сия на служение ближним предал еси. Восхваляюще преславная чудеса твоя, воспеваем тебе: Радуйся, болящих здравие и хромых хождение; Радуйся, разслабленных возставление. Радуйся, из многих бесных духов нечистых изгнавый; Радуйся, яко николиже вера постыжена будет, показавши. Радуйся, людем малым сим, по заповеди Божией, себе отвергнувся, служивый; Радуйся, все упование твое на Господа возложивый. Радуйся, терпение и надежду на Бога не оставляти паству твою научавый; Радуйся, верность Тому в искушениях явити призывавый. Радуйся, предзревый будущая яко настоящая; Радуйся, ведевый дальняя яко ближняя. Радуйся, яко сокрытая яве обличал еси; Радуйся, яко имя Христово, имже чудотворил еси, возвеличил еси. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Странное Ангелом и человеком явися, отче праведне, житие твое: быв человек, тело носяй, дух твой, яко безтелесен, в горняя устремил еси, пренебрег вся тленная, в Бога богатея: щедроты милосердия твоего на вся с верою притекающия к тебе излиял еси. Славяще Господа, даровавшаго ти благодать сию, воспоем людие: Аллилуйя.

Всего себе на служение Богу управил еси, отче, волю Божию выну творя и умом на небесех пребывая; сего ради духовнаго мира созерцатель сподобился еси быти, сия же видения тайно письменем предал еси, токмо малое нечто блаженной игумении Марии поведав. Дивящеся же сему и устрашающеся, с верою воззовем: Радуйся, пречудный лик Христов созерцавый; Радуйся, гласу Божественному пресладкому внимавый. Радуйся, яко стража Церкве восхоте тя Господь нарещи; Радуйся, яко овцы Своя словесныя тебе поручи. Радуйся, Пресвятою Богородицею со одра болезни возставленный; Радуйся, заступления Ея удостоенный. Радуйся, благодатный мир в сердце своем стяжавый; Радуйся, всем страждущим независтно милость твою изливавый. Радуйся, очима телесныма ангельское блистание видевый; Радуйся, небеснаго пения безплотных наслаждавыйся. Радуйся, Царствия Божия на земли предтече; Радуйся, земный Ангеле и небесный человече. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Всякое естество ангельское радовашеся, егда един от Ангел возвести тебе в алтаре о начале твоего ангельскаго служения. Ты же, отче, житием твоим безплотным подобяся, воспел еси Богу: Аллилуйя.

Ветии многовещаннии умолкают, зряще обилие чудес твоих, Алексие праведне, мы же, неискусен язык имуще, обаче желанием прославити тя побеждаеми, с любовию взываем ти сицевая: Радуйся, Духа Святаго жилище украшенное; Радуйся, от бед и скорбей прибежище благоотишное. Радуйся, отче великий и смиренномудрый; Радуйся, души людския ко Христу приводяй. Радуйся, словеса Божия на сердце твоем начертавый; Радуйся, единыя правды Божия взыскавый. Радуйся, оправдания Божия паче всех тленных благ возлюбивый; Радуйся, в послушании Богови присно пребывый. Радуйся, сокровенных подвигов ради Христа делателю; Радуйся, тайныя милостыни раздаятелю. Радуйся, яко еси бесов добропобедный прогонитель; Радуйся, яко еси добродетелей в чадех твоих насадитель. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Спасти хотя душу и Царствие Небесное наследовати, отче Алексие, велиим подвигом от Господа прощение грехов прияти сподобился еси, темже улучив жизнь вечную, со Ангелы славиши Бога: Аллилуйя.

Стена несокрушимая бысть молитва твоя людем православным, егда же призва тя Господь в обители небесныя, велиею скорбию о сиротстве своем сокрушающеся, плакашася вся чада твоя духовная горце; обаче и радостию о вечном твоем блаженстве плач растворяюще, взываху тебе: Радуйся, отче снятый, с нами на земли поживый; Радуйся, сродниче наш, Богу угодивый. Радуйся, молитися о нас пред Престолом Божиим присно обещавый; Радуйся, в животе богоугоднем утверждатися выну нас наставлявый. Радуйся, яко земля, приявшая мощи твоя, освятися; Радуйся, яко тою мнози недужнии исцелишася. Радуйся, по успении твоем с любящими тя духом пребываяй; Радуйся, просящих с верою николиже тщи отвращаяй. Радуйся, истинный пастырю стада Христова; Радуйся, правило жизни благочестивыя. Радуйся, заступниче наш богодарованный; Радуйся, наставниче наш богопросвещенный. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Пение всеумиленное приими от нас, отче праведне, пред Престолом Всесвятыя Троицы непрестанно моляся за ны; мы же со Ангелы и всеми святыми радующеся о славе твоей, поем Богу: Аллилуйя.

Светозарному светильнику уподобился еси, отче, сияние святости источая, благодати Духа Святаго исполнен быв. Мы же, мысленныма очима на тя взирающе и лучами, от тебе исходящими, согреваеми, любовию к тебе уязвляемся и взываем ти таковая: Радуйся, древним великим отцем в подвизех подражавый: Радуйся, тех ревности по Бозе преисполненный. Радуйся, невещественным огнем осияваемый; Радуйся, на воздусе моливыйся. Радуйся, яко тобою благословися земля окрестная; Радуйся, яко тобою прославися Новград Нижний. Радуйся, страны нашея Российския дивная доброто; Радуйся, Вселенския Церкве цвете благоуханный. Радуйся, крине небесный, на земли процветший; Радуйся, во плоти ангельскою чистотою блиставый. Радуйся, силу правыя веры, человеки обновляющую, всем явивый;Радуйся, славу Христа Человеколюбца показавый. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

Благодать от святых мощей твоих обильно изливая, вся недужныя с верою к тебе притекающия здравы сотворяеши, отче Алексие. Славяще Господа, даровавшаго нам о тебе таковыя милости, хвалебную песнь воспоем Ему: Аллилуйя.

Поюще равноангельное житие твое и преславная чудотворения, Алексие праведне, дивящеся добродетелем твоим, ублажаем тя яко дивнаго о нас молитвенника пред Богом, темже со умилением вопием ти: Радуйся, источниче исцелений благодатных; Радуйся, сострадальниче сирых и страждущих. Радуйся, милостивый скорбящим помощниче; Радуйся, наставниче ищущим спасения. Радуйся, Небеснаго Отечества гражданине; Радуйся, Горняго Иерусалима жителю. Радуйся, добродетели ризу светлую стяжавый; Радуйся, радости вечныя удостоенный. Радуйся, яко в обителех райских наслаждаешися; Радуйся, яко Господу в веселии предстоиши. Радуйся, о всех помощи твоея просящих молит венниче; Радуйся, за вся верныя ко Христу и Богородице ходатаю. Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче.

О, прехвальный угодниче Христов и великий чудотворче, праведне отче Алексие, приим малое сие приношение наше, умоли Господа Иисуса Христа даровати нам в покаянии усердие, к деланию заповедей Божиих твердое произволение, в правой вере утверждение, во всех делех наших благое поспешение и по скончании живота нашего души спасение, да с тобою вкупе воспоем Богу: Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.

Читайте также:  О чем молятся перед иконой николаю угоднику

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Православная Жизнь

Подвиг в миру всегда возможен. О немонашествующем монахе – Сергей Комаров.

Сегодня Церковь празднует память перенесения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, русского подвижника. Житие его довольно необычно. Родился святой в 1762 году, в 1784-м окончил Нижегородскую семинарию, женился и был поставлен диаконом, а затем и священником в селе Бортсурманы (тогда Симбирская губерния, ныне Нижегородская область). В первые годы священства отец Алексий не отличался особым благочестием – служил по силе, занимался хозяйством, любил выпить вина с друзьями и приятелями. Если не считать исполнения им священнических обязанностей, то можно сказать, что во всем остальном он жил так, как все – как миллионы крестьян того времени.

Однажды вечером к нему пришли односельчане и попросили причастить умирающего больного. Но священник поленился идти ночью через все село. Он выгнал просителей, сказав, что ничего с больным не произойдет до утра. Однако ночью он не мог уснуть, ворочался с боку на бок и все же решил идти к недугующему. Войдя в дом к больному, он понял, что опоздал – тот уже умер. Рядом с ним отец Алексий увидел Ангела с Чашей. Потрясенный видением, батюшка с рыданиями рухнул на колени перед покойником.

С тех пор жизнь священника очень изменилась. Он начал ежедневно служить Литургию, вычитывал многочасовое монашеское правило. Сохранился перечень молитвенных (или просто душеполезных) текстов, читаемых кающимся батюшкой каждый день до самой смерти: полунощница, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, поучение из «Пролога»; утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. Также днем прочитывались четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ко всему этому подвижник прибавлял полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Питался святой по строгому монастырскому уставу. Дав себе зарок никогда не быть праздным, в свободное время он работал на огороде или по хозяйству. Весь доход жертвовал бедным, отделяя только немного на прокормление семьи и на нужды храма. Были даже случаи, когда праведник подбрасывал в дом к неимущим деньги, подобно святителю Николаю Мирликийскому. Всех приходящих к нему он принимал в любое время суток, причем говорил с людьми с необыкновенной кротостью и лаской.

За усиленную подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога многие дары: прозорливости, исцеления, духовного утешения. Впоследствии он сподобился разных видений и откровений. Так, во время Отечественной войны 1812 года, молясь о победе русского оружия, подвижник увидел Ангела, который сообщил ему, что силы небесные уже устремились на сокрушение врага. Также праведник удостоился посещения Самого Спасителя и Его Пречистой Матери.

Последние годы святой праведный Алексий провел в малой келье, специально построенной для него в части его дома. Здесь он усилил аскетические подвиги. Литургию по-прежнему служил почти ежедневно, большую часть дня и ночи молился. Кушал раз в день, не употребляя даже растительного масла, а в первую и последнюю седмицу Великого поста не ел ничего. Спал на жестком войлоке, носил власяницу, не мылся (вода не касалась тела старца последние 30 лет его жизни). Терпел множество бесовских нападений и страхований. О святости подвижника был наслышан сам преподобный Серафим Саровский, который говорил о нем: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возожженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Своими молитвами святой Алексий исцелил девочку, не ходящую от рождения, и воскресил мальчика – своего прихожанина. Слава о чудотворце разошлась по всей губернии и привлекла к нему множество посетителей, принимать которых старец считал своим долгом. Даже ослабев в продолжительной смертельной болезни, он считал грехом не пустить к себе пришедшего человека. Придя в полное истощение от недуга и постоянного приема посетителей, праведный Алексий окончил свой жизненный путь в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, через которое он слабой рукой благословлял людей. Отдав последнее благословение, святой старец тихо скончался. Его похоронили в саду, напротив алтаря Успенской церкви села Бортсурманы.

После кончины праведника многие люди получали исцеление и благодатную помощь, молясь на могиле старца Алексия. В начале XX века были собраны материалы для канонизации, но революционные события помешали. Прославление святого праведного Алексия Бортсурманского состоялось лишь в 2000 году, на Архиерейском cоборе РПЦ. Сегодня мощи чудотворца находятся в храме села Бортсурманы Пильненского района Нижегородской области. Рядом с храмом XVII века – могилка старца. Многие верующие приезжают к мощам святого, получая помощь Божию по его молитвам.

В истории святого Алексия примечателен тот факт, что его подвиг начался с преступления. По вине нерадивого священника верующий человек умер без христианского напутствия – это серьезное духовное преступление, за которое можно было лишиться сана. Но страшная ошибка батюшки стала отправной точкой для его новой жизни, а точнее – жития. Можно ли сомневаться, что впоследствии святой Алексий вымолил спасение не только умершему без причастия больному, но и самому себе, а также тысячам других людей? А трамплином для резкого изменения жизни стал трагичный и непоправимый, казалось бы, случай. Наш удивительный Бог воистину способен обратить падение в восстание, проигрыш в выигрыш, потерю в приобретение, смерть в жизнь.

В церковной жизни часто происходят подобные истории. Например, за несколько лет алтарничества в кладбищенском храме мне пришлось видеть множество случаев искреннего обращения в веру целых семейств через смерть любимого родственника. Раньше люди жили как хотели, Христа не знали и храма чуждались. И вдруг погиб в автокатастрофе любимый всеми младший сын. Шок, потрясение. Отпели сына в кладбищенской церквушке, похоронили. Что дальше? Смысл жизни потерян, депрессия, уныние. И вот сын является матери во сне и просит есть. Родители приходят к батюшке, спрашивают, как реагировать на такие видения. Конечно, священник говорит: «Сын ваших молитв просит. Придите на Литургию, исповедайтесь, причаститесь, помяните сыночка. Останьтесь на панихиду, еще помолимся о нем». Они приходят, все делают по сказанному – и им становится легче. Затем снова сынок снится, говорит, что холодно ему, просит дать одеться. Они – к батюшке. Тот говорит: «Раздайте бедным вещи покойного с просьбой помолиться о сыне». Они раздают, и образ любимого человека перестает сниться.

Потом снова приходят в храм. «Что такое? – говорит батюшка. – Снова сны?» Нет – оказывается, просто помолиться пришли в церковь, хорошо им здесь. Так и начали ходить, воцерковились. Сами встали на путь спасения, сына вымаливают и за все благодарят Бога. И таких случаев – сотни.
Если человек не может проснуться сам, Господь будит его через удары судьбы. Только всегда ли мы желаем понять смысл таких потрясений? Как правило, мы ропщем, недоумевая: за что мне, хорошему, все это?

Житие преподносит еще одну важную мысль: подвиг в миру всегда возможен. Да, русская глубинка XVIII века совсем не похожа на современный городской Вавилон, в суете которого мы вращаемся ежедневно. Но все же: вокруг святого Алексия тоже находилось множество людей, но он не бежал от них, а молитвенно служил им. В очередной раз можно убедиться: твердая решимость послужить Богу и ближним всегда найдет формы воплощения при любых внешних обстоятельствах. И для этого далеко не всегда необходимо уходить в пустыню.

Живи человек хоть в самых адских условиях (а нашу городскую жизнь поэт и определил однажды как «адище города»), он никогда не лишится возможности отдать свои силы на молитву Богу и помощь братьям. В XX веке весьма многие подвижники просияли святостью, живя в каменных джунглях Москвы (св. Матрона Московская, св. Алексий Мечев), Сан-Франциско (св. Иоанн Шанхайский), Токио (св. Николай Японский) или других мегаполисов, разбросанных по всей карте мира. Как свежая зелень пробивается весной через трещину в асфальте, так и Дух Божий рождает те или иные формы святости в любое время, в любых жизненных условиях: в сельской тишине Нижегородской области, в шуме городского столпотворения, среди звуков непонятной речи японцев. В режиме гонений и в период относительной свободы в XVII, XIX, XX, XXI веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

Есть Бог, есть другие люди, и есть я сам. Фоном этой троичной связи может быть каменная громада небоскребов, сельская изба, тюремный барак – все что угодно. Но существует определенное качество общения с Богом, ближним и самим собой под названием «святость». Житие Алексия Бортсурманского, а также вся новозаветная агиология показывает, что главным условием приобретения этого качества является внутренний императив, а не внешние условия. Дай Бог это хорошо понимать нам, вечно жалующимся на все и вся.

Святой праведный Алексий да прибавит нам своими молитвами решимости, плодов покаяния и деятельной любви к Богу и ближним, а также всего того, о чем захочет помолиться ему всякая православная душа, почитающая друзей Христовых – угодников Божиих. Святой праведный отче Алексие, моли Бога о нас!

17 августа – память прав. Алексия Бортсурманского

ДНИ ПАМЯТИ:
4 мая,
17 августа – Обретение мощей,
15 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых.

Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.
В первые годы священства отец Алексий не отличался особым благочестием – служил по силе, занимался хозяйством, любил выпить вина с друзьями и приятелями. Если не считать исполнения им священнических обязанностей, то можно сказать, что во всем остальном он жил так, как все – как миллионы крестьян того времени.
Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Но священник поленился идти ночью через все село. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.

С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.
Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью.
Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
Также он сподобился многих видений и откровений.
Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».
Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»

За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей.
В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (1Фес.5:17).
В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников.
Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!»

В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью только чтобы пойти в церковь.
Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых – и все они исцелялись его молитвами.

Читайте также:  Какой иконе молиться о сохранении беременности

1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь.
Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться.
Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли по горсточке земли с его могилы.

Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.
И действительно, на его могиле, ревностно почитаемой до наших дней, в изобилии совершались чудеса. В советское время власти не раз пытались разорить могилу праведника, но почитание его народом и очевидность совершавшихся там чудес не позволили им совершить задуманное.
В начале XX века были собраны материалы для канонизации, но революционные события помешали. Прославление святого праведного Алексия Бортсурманского состоялось лишь в 2000 году, на Архиерейском cоборе РПЦ.
Сегодня мощи чудотворца находятся в храме села Бортсурманы Пильненского района Нижегородской области. Рядом с храмом XVII века – могилка старца. Многие верующие приезжают к мощам святого, получая помощь Божию по его молитвам.

«Радуйся, праведне Алексие, предивный чудотворче».

«В истории святого Алексия примечателен тот факт, что его подвиг начался с преступления, – говорит публицист и катехизатор Сергей Комаров. – По вине нерадивого священника верующий человек умер без христианского напутствия – это серьезное духовное преступление, за которое можно было лишиться сана. Но страшная ошибка батюшки стала отправной точкой для его новой жизни, а точнее – жития.
Можно ли сомневаться, что впоследствии святой Алексий вымолил спасение не только умершему без причастия больному, но и самому себе, а также тысячам других людей? А трамплином для резкого изменения жизни стал трагичный и непоправимый, казалось бы, случай. Наш удивительный Бог воистину способен обратить падение в восстание, проигрыш в выигрыш, потерю в приобретение, смерть в жизнь.

В церковной жизни часто происходят подобные истории. Например, за несколько лет алтарничества в кладбищенском храме мне пришлось видеть множество случаев искреннего обращения в веру целых семейств через смерть любимого родственника. Раньше люди жили как хотели, Христа не знали и храма чуждались. И вдруг погиб в автокатастрофе любимый всеми младший сын. Шок, потрясение. Отпели сына в кладбищенской церквушке, похоронили. Что дальше? Смысл жизни потерян, депрессия, уныние. И вот сын является матери во сне и просит есть. Родители приходят к батюшке, спрашивают, как реагировать на такие видения. Конечно, священник говорит: «Сын ваших молитв просит. Придите на Литургию, исповедайтесь, причаститесь, помяните сыночка. Останьтесь на панихиду, еще помолимся о нем». Они приходят, все делают по сказанному – и им становится легче. Затем снова сынок снится, говорит, что холодно ему, просит дать одеться. Они – к батюшке. Тот говорит: «Раздайте бедным вещи покойного с просьбой помолиться о сыне». Они раздают, и образ любимого человека перестает сниться.
Потом снова приходят в храм. «Что такое? – говорит батюшка. – Снова сны?» Нет – оказывается, просто помолиться пришли в церковь, хорошо им здесь. Так и начали ходить, воцерковились. Сами встали на путь спасения, сына вымаливают и за все благодарят Бога. И таких случаев – сотни.
Если человек не может проснуться сам, Господь будит его через удары судьбы. Только всегда ли мы желаем понять смысл таких потрясений? Как правило, мы ропщем, недоумевая: за что мне, хорошему, все это?

Житие праведного Алексия преподносит еще одну важную мысль: подвиг в миру всегда возможен. Да, русская глубинка XVIII века совсем не похожа на современный городской Вавилон, в суете которого мы вращаемся ежедневно.
Но все же: вокруг святого Алексия тоже находилось множество людей, но он не бежал от них, а молитвенно служил им. В очередной раз можно убедиться: твердая решимость послужить Богу и ближним всегда найдет формы воплощения при любых внешних обстоятельствах. И для этого далеко не всегда необходимо уходить в пустыню.
Живи человек хоть в самых адских условиях (а нашу городскую жизнь поэт и определил однажды как «адище города»), он никогда не лишится возможности отдать свои силы на молитву Богу и помощь братьям. В XX веке весьма многие подвижники просияли святостью, живя в каменных джунглях Москвы (св. Матрона Московская, св. Алексий Мечев), Сан-Франциско (св. Иоанн Шанхайский), Токио (св. Николай Японский) или других мегаполисов, разбросанных по всей карте мира. Как свежая зелень пробивается весной через трещину в асфальте, так и Дух Божий рождает те или иные формы святости в любое время, в любых жизненных условиях: в сельской тишине Нижегородской области, в шуме городского столпотворения, среди звуков непонятной речи японцев. В режиме гонений и в период относительной свободы в XVII, XIX, XX, XXI веке были и есть святые, созерцающие мир глазами, полными любви.

Есть Бог, есть другие люди, и есть я сам. Фоном этой троичной связи может быть каменная громада небоскребов, сельская изба, тюремный барак – все что угодно. Но существует определенное качество общения с Богом, ближним и самим собой под названием «святость». Житие Алексия Бортсурманского, а также вся новозаветная агиология показывает, что главным условием приобретения этого качества является внутренний императив, а не внешние условия. Дай Бог это хорошо понимать нам, вечно жалующимся на все и вся.
Святой праведный Алексий да прибавит нам своими молитвами решимости, плодов покаяния и деятельной любви к Богу и ближним, а также всего того, о чем захочет помолиться ему всякая православная душа, почитающая друзей Христовых – угодников Божиих. Святой праведный отче Алексие, моли Бога о нас!»

Тропарь праведному Алексию, Бортсурманскому чудотворцу, глас 4:
Вознесе Господь бездну смирения твоего превыше небес и дарова нам имя твое во источник предивных чудес. Темже во Христе во веки живый, чудотворче, молитвою спасая сущия в бедах, слыши чада твоя, верою призывающия тя, Алексие праведне, возлюбленный пастырю наш.

Кондак, глас 4:
К пресвитерству усердному видением Ангела призванный, пастырь дивный Церкве Христовы явился еси, праведне отче наш Алексие. Моли Христа Бога нашего, грехов оставление нам даровати и с тобою в Царствии Божием быти.

Величание
Ублажаем тя, святый праведный Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва праведному Алексию, Бортсурманскому чудотворцу

Святый праведный отче наш Алексие, сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.
И яко предумершую душу отрока молитвою твоею воскресил еси, тако и душам нашим испроси у Господа к усердию воззвание, да избежавше молитвами твоими мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ОТЧЕ НАШ АЛЕКСИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Икона святого Алексия Бортсурманского

Рукописная икона святого Алексия Бортсурманского. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак.

Иконописец: Осипов Александр.
2014 год. г. Сергиев Посад.

На двухцветном фоне иконы изображена ростовая фигура преподобного Алексия Бортсурманского. Взгляд святого устремлен на зрителя. Алексий одет в богослужебное облачение. Правой рукой святой Алексий опирается на трость. Кисть левой руки сложена в благословляющем жесте.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику преподобного Алексия.

Икона святого Алексия Бортсурманского выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Житие святого Алексия Бортсурманского

Праведный Алексий Гнеушев родился в семье священника 13 мая 1762 года (по старому стилю) в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии. Сейчас это Пильнинский район Нижегородской области.
Закончил Нижегородскую духовную семинарию на 22 году. Вступил в брак. В 1784 году преосвященным Нижегородским Дамаскином рукоположен во диакона в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Бортсурманы. Через 13 лет в 1797 году преосвященным Нижегородским Павлом рукоположен во священника в той же церкви.

Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Однажды ночью его, как священника, позвали напутствовать умирающего в соседнюю деревню. Алексий рассердился, выгнал пришедшего за ним и лёг спать. Но позже, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, он увидел уже умершего крестьянина, рядом с которым стоял ангел со Святою Чашей в руках. Это видение сильно потрясло Алексия. Он упал на колени и всю ночь молился. Домой он вернулся другим человеком. С того дня отец Алексий всего себя посвятил служению Богу и людям, повёл праведную и подвижническую жизнь. Каждый день совершал литургию. По возможности исполнял монашеское келейное правило и устав.

Алексий принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду. Относился к людям с такой кротостью и любовью, что невольно привлекал к себе сердца и глубоко действовал на слушателей. Единственно был он очень строг с колдунами и ворожеями; их он даже не впускал к себе и приказывал передавать им , что примет их только, когда они покаются перед Богом и бросят своё бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и тех, кто к ним обращался. За свою праведную и подвижническую жизнь Алексий получил от Бога дары исцеления и прозорливости, сподобился многих Божественных откровений.

Во время Отечественной войны 1812 года, молясь за литургией о даровании от Господа победы России, увидел ангела, сообщившего, что силы небесные уже двинулись на помощь, и враг будет сокрушён. Неоднократно Алексий удостоился видений Спасителя, Божией Матери, святых. За 9 лет до кончины вышел за штат, но литургию служил почти ежедневно, богослужения не сокращал, во всём следовал уставу. Последние годы жил в малой келье, специально построенной для него под одной крышей с его домом.

Здесь он предался аскетическим и молитвенным подвигам. Носил власяницу, спал на жёстком войлоке, пищу принимал раз в день, мясо не ел, строго соблюдал установленные посты. Слава его как великого молитвенника и чудотворца распространилась далеко за пределы его округи. Когда к преподобному Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил Алексий, преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте»,- говорил преподобный Серафим об Алексии.

Велико число чудесных исцелений по молитвам праведного Алексия. Среди них воскресение умершего мальчика, исцеление 6-летней девочки не могущей ходить от рождения. Перед своей кончиной Алексий в утешение говорил, что не забудет тех, кто будет поминать его.
Умер 21 апреля 1848 года по старому стилю. Погребён напротив алтаря храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Бортсурманы.

В чем помогает образ святого Алексия Бортсурманского

Через иконы своих угодников Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона святого Алексия помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Алексия, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Святому Алексию Бортсурманскому молятся:

— Об укреплении веры
— О помощи в устроение земных дел
— Об исцелении телесных и духовных немощей.

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Алексия! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Алексий услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону святого Алексия Бортсурманского

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, заказать рукописную икону святого Алексия Бортсурманского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Икона святого Алексия Бортсурманского выполненная иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Алексий Бортсурманский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Добавить комментарий