Ангелина сербская икона о чем молятся

Святая Ангелина Сербская

В православном месяцеслове встречаются повторяющиеся имена (Сергий Радонежский, Сергей Мечев), но только одно встречается единожды — это имя Ангелина, которое вошло туда в честь святой Сербской Православной Церкви.

Святая крайне почитается в Сербии, и каждая девочка, рожденная и крещеная в православной церкви этим именем, считает мать Ангелину своей покровительницей. К сожалению, много чего в уникальной судьбе женщины, рожденной в царском роде и принявшей постриг, до сих пор неизвестно, это не мешает почитать ее за благие дела для Русского Афона.

Жизнеописание

Дни жизни будущей настоятельницы пришлись на самый трудный период в истории ее родины — 15 век обернулся для Сербии многочисленными потерями и страданиями от турецких набегов. Незадолго до рождения Ангелины произошла битва у Косово, в которой погибли 25 000 сербов, и страна потеряла свою независимость на 5 веков.

Биография святой Ангелины до сих пор неясна, многие факты о ней либо утеряны, либо искажены. Достоверно известно лишь то, что она происходила из рода Черноевичей и была дочерью Андрея Храброго (Арванита), а ее родным дядей был Иван-бей, который в 1465 году стал законным правителем Черногории.

Дата рождения женщины также доподлинно неизвестна — по предположениям это был 1440 год. Ничего не известно о ее матери или родне с той стороны, но по видимому, ее либо рано не стало, либо была незнатной, поскольку после смерти Андрея Храброго его дочь была передана на воспитание дяди.

О других православных святых:

В своей семье девочка получила необходимое на то время образование и, судя по ее дальнейшей жизни, оно было благочестивым. Будучи уже девицей на выданье, Ангелину сосватали за Стефана Слепого из рода Бранковичей. Его семья долгие годы правила Сербской деспотией.

Когда состоялась их свадьба, Стефана уже сместили с трона, и он остался без двора и власти. До этого также он попал в турецкий плен, где был ослеплен и стал незрячим. После того, как его племянник занял престол, Стефан был изгнан и вынужден скитаться по чужим странам. Поэтому он и попал в гости к правителю Черногории Иван-бею.

Состоялась свадьба, причины которой до сих пор точно неизвестны, по одной версии это был политический брак, по другой — девушка влюбилась в Стефана и страстно просила разрешения у дяди стать его женой. Как бы то ни было, в 1461 году в Скадаре состоялось венчании Стефана и его избранницы.

Замужество

Несмотря на увечье, Стефан был высоким и красивым молодым человеком, который был воспитан в православной вере и отлично знал Святое Писание. Несмотря на версию о политическом браке, описания семьи Стефана и его супруги заставляет задуматься о настоящей любви, которая была между ними — смиренность жены и покорность отлично сочеталась с заботой ее супруга и властным характером.

От этого союза родилось четверо детей — сыновья Иоанн и Георгий, и дочери Мара и Милица. По неподтвержденным данным у пары была еще одна дочь Ирина, которая умерла в младенчестве.

Поскольку Стефан был изгнан из Сербии, семья скиталась. Когда турки стали чаще совершать набеги на Черногорию, они были вынуждены переехать в соседнюю Италию — область называлась тогда Фурлания, а сегодня это регион Фриули-Венеция-Джулия. Стефан там, вместе со своей сестрой Катариной, купили замок Белград, где и обосновались.

Однако счастье замужества было недолгим — после 10 лет брака Стефан в 1476 год умирает. По сохранившимся данным, у могучего воина случился сердечный приступ, когда он ехал на лошади. Его вдова осталась жить на чужбине, среди незнакомцев с 4 детьми. Свою силу и крепость она черпала в Господе, в котором была уверена всегда и не имела разочарований.

Интересно! Стефана причислили к сонму святых, по преданию его мощи исцеляли больных и поэтому долго хранились в храме святого Луки.

Вдовство

Ангелина вкусила всю горечь утраты супруга, она была сама, с маленькими детьми на руках далеко от родины и без друзей. Несмотря на некоторые сбережения семьи, она все еще нуждалась и поэтому обратилась с просьбой к венгерскому Матии Корвину. Он пошел навстречу семье, пожалел одинокую мать и дал ей в управление город на реке Саве.

В Срем безутешная вдова поехала вместе с останками своего супруга, она проехала Буду, Вену и прибыли в свой новый дом. Мощи супруга верная жена похоронила в церкви святого Луки в Купиново — небольшом селе, где поселилась семья в 1486 году.

Матий Корвин крайне благожелательно относился к Ангелине и ее семье, поэтому он подарил ее старшему сыну Георгию титул деспота вместе с возможностью управлять Сремскими землями — эта территория сегодня располагается между реками Сава и Дунай и частично принадлежит Сербии и Хорватии. Вдова Стефана же стала задумываться о постриге в монахине — некоторые источники утверждают, что она приняла постриг сразу после переезда в Купиново, некоторые — в 1509 году.

Венгерский король даровал старшему сыну Стефана Слепого Георгию титул деспота и некоторые земли в управлении. Вскоре тот даже женился — его избранница стала родственница королевы Венгрии Беатрисы, Изабелла итальянского происхождения.

Правда брак не длился долго — супруги категорически не хотели перенимать веру друг друга, поэтому развод произошел на почве религиозных разногласий. Георгий решает передать право власти своему младшему брату, а сам находит покой в мире монахов — он принимает постриг в 1495 году и становится иноком Максимом.

Младший сын Стефана Иоанн получает титул деспота в 1495 году и правит около 7 лет Сремскими землями. Он также был женат, его избранница Елена Якшич была далекой родственницей русского царя Василия III. Однако брак не принес Иоанну наследников, у них с супругой рождались только дочери.

Сам Иоанн скончался в 1502 году от болезни. Так Ангелина становится не только вдовой, но и матерью, которая похоронила сына. Она под тяжестью житейских невзгод принимает постриг в монахини тут же в Купиново и пишет письмо своему далекому родственнику русскому царю Василию III с просьбой позаботится о православных верующих Сербии, а также помочь ей со строительством специальной церкви для мощей ее близких.

Письмо она отправляет со своим духовником Евгением, а сама с сыном Максимом переезжает в Валахию, забрав с собой мощи Стефана и Иоанна.

Монашество

Святая Ангелина с сыном переселяются под управление влашского воеводы Радулу, где Максим рукополагается в сан митрополита Влахозапланинского. На этом посту он совершил немало благих дел, одно из самых великих — это примирение воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом, которое принесло мир на эти земли.

Спустя некоторое время, безутешная вдова и ее сын возвращаются в Срем, где Максим становится митрополитом Белградским и Сремским. Поспевает помощь от русского царя, и монахиня начинает строительство монастыря Крушедол Благовещенья Пресвятой Богородицы. Благодаря Василию III вдова также строит келии для монашек и благоустраивает обитель для женщин-послушниц.

Митрополит Максим переносит из Белграда в Крушедол свою кафедру епископа и этим восстанавливает Сремскую архиепископию. Однако уже зимой 1516 года он мирно отходит к Господу, оставляя свою мать безутешной. Митрополит Максим совершил много добрых дел, за что и был занесен в сонм Сербских святых.

После смерти своего второго сына, Ангелина проводит все свое время в молитвах и посте в построенной ею обители. Она стала настоятельницей Крушедола и всецело посвятила себя его делам и заботам, она запомнилась монахиням как добрая и кроткая мать-настоятельница, для которой чужие нужды превыше всего. Она пережила своего старшего сына на 4 года и в июле 1520 года почила в мире с Господом.

Почитание

На сегодняшний день мать Ангелина является одной из самых почитаемых святых в Сербской Православной Церкви. День ее памяти — 1 и 30 июля, а также 10 декабря. В эти дни служиться памятная литургия и читается акафист ко святой.

Она запомнилась людям своей кротостью и миром, несмотря на многочисленные потери и потрясения в жизни (изгнание, скитания на чужбине, смерть мужа, смерть обоих сыновей) настоятельница всегда оставалась верной и преданной Господу и своей православной вере. Святая является истинным примером смиренного и одухотворенного человека.

Ее останки, как и останки ее членов семьи, хранились долгое время в Крушедольском монастыре, но в 1716 году во время турецкого набега обитель была сожжена дотла. До этого частица ее мощей была также сохранена в монастыре у села Холово, но она была вывезена русскими насельницами, которые мигрировали во Францию.

Сегодня сохранилась только кисть руки святой, а в день ее памяти также отмечается и память монастыря Крушедольского, который был полностью уничтожен.

На иконе, с изображением святой Ангелины, стоит женщина, которая одета в монашеское одеяние и держит в руках книгу и четки (в иных авторствах крест). Лик женщины можно увидеть и на иконе с изображением святой семьи Бранковичей и иконой всех 12 наиболее почитаемых святых Сербии.

В Косово, в соборном храме архангела Михаила есть также лик святой, как и на Афоне, в Печской патриархии и других храмах. А до 1930 года в селе Купиново стояла церковь имени святой Ангелины.

В России можно найти образ святой в храме Петра и Павла, и церкви Георгия Победоносца в Москве. На этой иконе женщина изображается с крестом в одной руке и храмом в другой, как свидетельство ее труду в строительстве монастыря и храма.

Читая акафист к преподобной матери настоятельнице и молитвы к ней, люди не только почитают ее память, но и просят кротости и мудрости для себя. Также, к ней обращаются с просьбами о крепком здоровье, о защите любовного союза и о силах для преодоления тяжелых жизненных испытаний.

Блаженная Ангели ́ на Сербская (Бра ́ нкович) , королева

Дни памяти

Житие

Краткое житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

Дочь кня­зя Ге­ор­гия Ал­бан­ско­го и су­пру­га Сте­фа­на, ко­ро­ля Сер­бии, свя­тая Ан­ге­ли­на пре­тер­пе­ла из­гна­ние вме­сте со сво­им му­жем и раз­де­ли­ла все труд­но­сти жиз­ни в Ал­ба­нии и Ита­лии. Двух сы­но­вей сво­их, свя­тых Мак­си­ма и Иоан­на, вос­пи­та­ла в ду­хе ис­тин­но хри­сти­ан­ском. По смер­ти су­пру­га, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, свя­тая Ан­ге­ли­на по­свя­ти­ла се­бя мо­лит­ве, бла­го­тво­ри­тель­но­сти и хра­мо­стро­и­тель­ству. Вер­ная же­на, доб­рая мать и со­вер­шен­ная хри­сти­ан­ка, она во­ис­ти­ну за­слу­жи­ла имя «ма­те­ри Ан­ге­ли­ны», ко­то­рым ее на­гра­дил на­род. Ее чу­до­твор­ные мо­щи со­хра­ня­ют­ся вме­сте с мо­ща­ми ее пра­вед­но­го су­пру­га – свя­то­го Сте­фа­на и их бла­го­че­сти­вых де­тей Мак­си­ма и Иоан­на в мо­на­сты­ре Кру­ше­дол. Свя­тая Ан­ге­ли­на об­ре­ла по­кой и веч­ную жизнь в на­ча­ле шест­на­дца­то­го сто­ле­тия.

Полное житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

По неко­то­рым све­де­ни­ям, Ан­ге­ли­на при­над­ле­жа­ла к ро­ду Чер­но­е­ви­чей – бы­ла до­че­рью Ан­дрея по про­зва­нию Ар­ва­нит Храб­рый и пле­мян­ни­цей во­е­во­ды Ива­на-бея, пра­ви­те­ля Чер­но­го­рии в 1465–1496 го­дах. Ко­гда ее бра­та уже, по-ви­ди­мо­му, уже не бы­ло в жи­вых, Иван вы­дал ее за­муж за серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Сле­по­го Бран­ко­ви­ча [1] . Как боль­шин­ство бра­ков пра­вя­щих особ, ве­ро­ят­но и этот был за­клю­чен по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам, что де­ла­ет еще бо­лее при­ме­ча­тель­ной свя­тость, про­си­яв­шую во всей се­мье.

Жизнь серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Бран­ко­ви­ча и его се­мьи бы­ла пол­на пре­врат­но­стей и бед. Сте­фан и Ан­ге­ли­на жи­ли в люб­ви и со­гла­сии и име­ли дво­их сы­но­вей, Ге­ор­гия и Иоан­на, и двух до­че­рей, Ма­ру и Ми­ли­цу. Око­ло де­ся­ти лет, скры­ва­ясь от ту­рец­кой рас­пра­вы, се­мья про­ве­ла в ита­льян­ской об­ла­сти Фур­ла­нии. Здесь свя­той Сте­фан вме­сте со сво­ей сест­рой Ка­та­ри­ной ку­пил за­мок Бел­град, где и пре­ста­вил­ся.

Ов­до­вев в 1476 го­ду, Ан­ге­ли­на жи­ла и вос­пи­ты­ва­ла сво­их де­тей в труд­ных усло­ви­ях. Вен­гер­ский ко­роль Мат­вей Кор­вин вы­де­лил им для управ­ле­ния зем­ли в Сре­ме, при­над­ле­жав­шие неко­гда де­ду Сте­фа­на Ву­ку Бран­ко­ви­чу, и в 1486 го­ду они по­се­ли­лись в се­ле Ку­пи­но­во, ку­да пе­ре­нес­ли и мо­щи дес­по­та Сте­фа­на. Здесь бы­ла ос­но­ва­на цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки, где пер­во­на­чаль­но и хра­ни­лись эти мо­щи, яв­ляв­шие мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. Пра­ви­те­лем Сре­ма стал вна­ча­ле стар­ший сын Ан­ге­ли­ны Ге­ор­гий, со­шед­ший с тро­на в 1497 го­ду, при­няв­ший по­стриг с име­нем Мак­си­ма и до­стиг­ший свя­то­сти в сане свя­ти­те­ля († 1516), а за­тем ее млад­ший сын – свя­той дес­пот Иоанн († 1502).

Читайте также:  Кто из верующих не молиться на иконы

Свя­тая Ан­ге­ли­на по­стриг­лась в мо­на­хи­ни око­ло 1509 го­да, а мо­жет быть, и ра­нее, по при­бы­тии в Срем. В 1512–1516 го­дах, по­сле воз­вра­ще­ния из Ва­ла­хии, она ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь око­ло вы­стро­ен­ной ею церк­ви Сре­те­ния.

Еще в 1509 го­ду она от­пра­ви­ла сво­е­го ду­хов­ни­ка Ев­ге­ния к рус­ско­му ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию III с тро­га­тель­ной прось­бой о по­мо­щи: “На­ша дер­жа­ва ныне упа­да­ет, а твоя дер­жа­ва воз­вы­ша­ет­ся. Возь­ми же на се­бя на­шу за­бо­ту и по­пе­че­ние о свя­тых хра­мах и оби­те­лях, ко­то­рые твои и мои бла­го­че­сти­вые пред­ки со­зда­ли”. В сво­ем про­ше­нии она го­во­ри­ла о же­ла­нии вы­стро­ить цер­ковь, где на­ме­ре­ва­лась упо­ко­ить мо­щи сво­е­го су­пру­га Сте­фа­на и сы­на Иоан­на. Ме­сто для церк­ви к то­му вре­ме­ни бы­ло уже куп­ле­но за 100 ду­ка­тов. Рус­ский князь ото­звал­ся на ее прось­бу, кро­ме церк­ви, бы­ли по­стро­е­ны так­же келлии для мо­на­хинь, и по­явил­ся Кру­ше­доль­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром св. Ан­ге­ли­на ста­ла на­сто­я­тель­ни­цей и где про­ве­ла свои по­след­ние дни в мо­лит­вах над мо­ща­ми су­пру­га и сы­но­вей.

Скон­ча­лась в 1520 го­ду.

В служ­бе пре­по­доб­ной Ан­ге­лине го­во­рит­ся о ее по­ис­ти­не муж­ской стой­ко­сти, без­гра­нич­ном ми­ло­сер­дии, тер­пе­нии и муд­ро­сти, су­пру­же­ской пре­дан­но­сти и ма­те­рин­ской жерт­вен­но­сти. Го­да­ми при­хо­ди­лось ей жить на чуж­бине, без близ­ких, на ее до­лю вы­па­ла тяж­кая участь пе­ре­жить не толь­ко му­жа, но и всех де­тей и несколь­ко раз бе­реж­но пе­ре­но­сить их свя­тые остан­ки.

Мо­щи и по­чи­та­ние

Мать Ан­ге­ли­на со вре­ме­нем ста­ла од­ной из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. Ее мо­щи, вме­сте с остан­ка­ми ее свя­то­го се­мей­ства, по­хо­ро­не­ны в Кру­ше­доль­ском мо­на­сты­ре и со­хра­ня­лись там вплоть до 1716 го­да, ко­гда мо­на­стырь был спа­лен тур­ка­ми при от­ступ­ле­нии от Ва­ра­ди­на. Сре­ди уцелев­ших до­ныне мо­щей со­хра­ни­лась кисть ру­ки ма­те­ри Ан­ге­ли­ны. Сла­ва мо­на­сты­ря Кру­ше­дол празд­ну­ет­ся в день па­мя­ти пре­по­доб­ной ма­те­ри Ан­ге­ли­ны.

Ча­сти­ца ее мо­щей так­же со­хра­ня­лась в мо­на­сты­ре се­ла Хо­по­во, где по­сле в пе­рой по­ло­вине XX ве­ка на­шли при­ют на­сель­ни­цы рус­ско­го Лес­нин­ско­го Свя­то-Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря. По вы­ез­де из Юго­сла­вии во Фран­цию мо­на­хи­ни увез­ли эту ча­сти­цу с со­бой.

На иконе прп. Ан­ге­ли­на изо­бра­жа­ет­ся в мо­на­ше­ской ри­зе, дер­жа­щей в од­ной ру­ке кни­гу, а в дру­гой – чет­ки или крест. Ее лик пред­став­лен на всех ико­нах свя­той се­мьи Бран­ко­ви­чей, а так­же в чис­ле две­на­дца­ти наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских на­цио­наль­ных свя­тых. Его мож­но уви­деть в со­бор­ной церк­ви ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Бел­гра­де, в Печ­ской пат­ри­ар­хии в Ко­со­ве, в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне и в дру­гих хра­мах.

В Во­е­во­дине, в се­ле Ку­пи­но­во, ря­дом с цер­ко­вью свя­то­го Лу­ки вплоть до 1930 го­да сто­я­ла цер­ковь, по­свя­щен­ная пре­по­доб­ной Ан­ге­лине.

При­ме­ча­ния

[1] Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии свя­той Ан­ге­ли­ны со­дер­жат­ся в ис­то­рии Чер­но­го­рии, на­пи­сан­ной чер­но­гор­ски­ми вла­ды­ка­ми из ди­на­стии Пет­ро­ви­чей-Него­шей, Ва­си­ли­ем и свя­ти­те­лем Пет­ром I.

Богослужения

Молитвы

Тропарь блаженной Ангелине Сербской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Ангели́но, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Ангелина, дух твой.

Кондак блаженной Ангелине Сербской, глас 8

Вы́шняго живота́ жела́ющи сподо́битися,/ ни́жнюю пи́щу тща́тельно оста́вила еси́,/ и бога́тство твое́ расточи́ла еси́ ни́щим,/ и Небе́сное бога́тство прия́ла еси́,/ и по сме́рти нас освяща́еши,/ и чудеса́ твоя́, всехва́льная Ангели́но, источа́еши./ Те́мже твое́ успе́ние свято́е почита́ем, взыва́юще:// ра́дуйся, ма́ти прехва́льная.

Перевод: Небесной жизни желая удостоиться, земные наслаждения ты поспешила оставить и богатство свое раздала нищим, получив Небесное богатство, и после смерти нас освящаешь, и чудеса твои, достойная всяческих похвал Ангелина, источаешь. Потому твое святое успение почитаем, взывая: «Радуйся, матерь всеми прославляемая».

Молитва блаженной Ангелине Сербской

О, преподо́бная Ангели́но, ма́ти на́ша до́брая и ми́лостивая, помози́ на́м, ча́дом твои́м непослушливым. Ты́ еси́ ма́терь на́ша блага́я, ско́рбное житие́ на земли́ пожила́ еси́, оба́че с по́мощию Бо́жией, побе́ды в битвах хра́бро стяжа́ла еси́ и душа́ твоя́ в све́т Ца́рствия Небе́снаго ра́достно всели́ся. Твоя́ дома́шния Це́рковь Христо́ву украси́ша и позолотиша твои́ми святы́м супру́гом Стефа́ном и сына́ми Иоа́нном и Макси́мом. Име́ла еси́ се́рдце неизмеримо большо́е и сострада́тельное ко все́м, находя́щимся в беде́. Посему́ благочести́вый сербстий наро́д зва́л тебя́ лу́чшим из сло́в дарова́нных Бо́гом – ма́тушка. Я́ко ты́ еси́ ма́ти все́х на́с, сербов, твои́х, кото́рыя, а́ще и согреши́ша мно́го, оба́че лю́бим тя́ и почита́ем и к тебе́ за по́мощию притека́ем.
Ка́я бо ма́терь дете́й свои́х возненави́де, а́ще и согрешат зело́? Ни, но му́дро наказу́ет и́х, люби́ти же не престае́т. Поэтому и ты́, ма́ти на́ша до́брая, накажи́ на́с с небе́с, биче́м Бо́жиим, но не оставля́й на́с без твоея́ любви́. Десницей пра́вды Бо́жией покарай на́с, а десницей любви́ укрепи́ и ве́рни с путе́й непра́ведных на пу́ть и́стины и добра́.
Мо́лимся тебе́, ма́ти до́брая, моли́твами твои́ми испроси́ на́м благослове́ние небе́сное: боля́щим здра́вие, немощны́м си́лу, отча́явшимся наде́жду, голодным хле́ба насу́щнаго, безпло́дным ча́д, гони́мым кро́в и утеше́ние, и все́м моля́щимся тебе́ пода́й по вели́кой ми́лости твое́й проси́мое. Но и еще́ бо́льше да́руй на́м, ма́ти на́ша до́брая, бла́г небе́сных души́ очища́ющих, укрепля́ющих на́с в исполне́нии за́поведей Бо́жиих, веду́щих на́с к добру́ и уводящих от вся́каго зла́. И́бо а́ще не бежи́м от зла́ в ми́ре се́м, ка́ко убежи́м от него́ в ино́м ми́ре, а́ще не очи́стимся зде́сь от грязи, ка́ко сможем та́м, где́ смо́трят на то́ что́ отсю́да несем.
Помози́ на́м умре́ти ми́ру сему́, я́коже и ты́ ми́ру ме́ртва бы́сть, возжела́вши бла́га непреходя́щаго и ве́чнаго. Пу́сть и на́ше бла́го на небесе́х бу́дет, дабы́ и се́рдца на́ши на небесе́х бы́ли, а не зде́сь, иде́же все́ гниет и исчеза́ет, иде́же вор кра́дет, и мо́ль и ржа́ тли́т. А́ще бо все́ си́лы свои́м поло́жим на бла́га ми́ра сего́, за го́рсть пра́ха земна́го, ю́же ниже́ с собой возьмем, те́м и ты́ на́м по́мощи не возмо́жеши, ма́ти на́ша блага́я. А́ще же немно́го потруди́мся, хотя́ ма́ло возопии́м ко Го́споду чрез тебя́, неве́сту Его́ небе́сную, та́же по́мощь твоя́ изольет неисчислимые бла́га небе́сныя, и́же укрепят на́с на узком пути́ спасе́ния, а́ще и со́тни сме́ртей на́м предста́нут.
Вои́стину душа́ на́ша вся́ греха́ми разодрана и бедна добродетелью, милосе́рдный же Госпо́дь угото́ва лекарство – покая́ние. Да роди́тся в на́с, хотя́ ма́лая ча́сть того́ и́стиннаго покая́ния, е́же Го́споду принесла́ еси́, ма́ти на́ша свята́я. Оживи́ боже́ственное в душа́х на́ших твои́ми те́плыми слеза́ми, я́же излива́еши на вся́к де́нь о ро́де сербстем, да уразуме́ем бе́здну долго́в на́ших пред Бо́гом, О́н же проща́ет до́лги на́ши, а́ще и́скренно и сле́зно попросим Его́ о проще́нии.
Те́мже смилуйся, ма́тушка на́ша Ангели́но, Крушедольская свята́я игу́мения, и помози́ на́м спасти́ся от вся́каго зла́, дабы́ одна́жды твои́ми моли́твами ко Го́споду, вошли́ в поко́й Ца́рства небе́снаго, иде́же вси́ благода́рно прославля́ют Святу́ю Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая блаженной Ангелине Сербской

О, вели́кая уго́дница Христо́ва и пресла́вная ма́ти на́ша Ангели́но! Ты́ на небеси́ душе́ю свое́ю у Престо́ла Бо́жия предстои́ши и славосло́вие Ему́ непреста́нно возно́сиши, обрати́ взо́р сво́й на на́с си́рых и скорбя́щих и помоли́ся за на́с ко Го́споду, да наста́вит на́с на пу́ть и́стины и благоче́стия, ко́им возмо́жем и мы́ по сконча́нии жития́ на́шего в Оте́чество на́ше небе́сное взы́ти и с тобо́ю Бо́гу поклони́тися. Е́й, преподо́бная на́ша ма́ти, зри́ши с небеси́, я́ко вре́мя тя́жкое безбо́жное наста́ и ду́ши на́ша ско́рбию испо́лнишася. Не́сть спаса́ющаго, не́сть помога́ющаго, то́кмо Бо́г Еди́ный, на Него́ же упова́ем и Ему́ же сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Сы́ном и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона Ангелины Сербской

Икона Ангелины Сербской считается одной из самых значимых и почитаемых по всему миру. К помощи святой прибегают в случаях семейных проблем: молитвы, обращенные к ней, помогают сделать семью прочнее и наладить семейные отношения.

Икона названа в чести княгини сербской, которая связала себя брачными узами со слепым мужчиной и много лет жила в гонениях. Муж и оба ее сына также причислены к лику святых. В сербском народе Ангелину называют матушкой: она является для них самой почитаемой святой.

История иконы

Ангелина жила во времена, когда ее родина находилась под владычеством турецкого народа. Все ее родные и близкие были православными христианами. Она еще с детства решила, что посвятит свою жизнь построению церквей и храмов. Ангелина заботилась о своих младших братьях, а после их смерти совершила постриг и стала монахиней, основала женский монастырь. Она построила храм на свои деньги, а все, что осталось, отдала неимущим. Святая была великодушной и добродетельной по отношению к каждому человеку, чем и заслужила любовь и почитание среди среди христиан. Даже до того, как Ангелина стала монахиней, ее ласково чествовали «матушка».

Ангелина прославилась своей добротой, искренностью и щедростью к людям. Она никогда не отказывала в помощи и была инициатором построения многих церквей и храмов Божьих. После кончины мощи святой были помещены в Крушедольский храм. В 1716 году на монастырь напали турки и подожгли его. Мощи сгорели, но невредимой осталась рука Ангелины, которая по сей день хранится в Крешедольском монастыре.

Где хранится икона

Икона Ангелины Сербской хранится во многих храмах Сербии. Мощи и одна из древнейших икон находятся в сербском монастыре Крушедол. Икона есть также в Белграде, в храме Архангела Михаила, и в Косове.

В российских церквях данную икону встретить удается редко. В Москве она хранится в церкви Петра и Павла и в храме Георгия Победоносца. В Костромской области находится храм в честь Ангелины. А также святыню можно встретить в Смоленской области, в церкви Феодора Стратилата.

В чем помогает святой образ

Молитвы перед иконой помогут защитить любовный союз от ссор и поддержать мир и согласие в семье. К Ангелине обращаются с просьбой о крепком здоровье близких, особенно тех, кто переживает тяжелые жизненные трудности. Женщинам икона помогает построить счастливую семью, где отношения будут гармоничны, любовь — крепка, а дети — здоровы, красивы и умны.

Описание иконы

На иконе изображена сама святая Ангелина. Голова ее покрыта специальным одеянием. Иногда в ее руке изображен храм, указывающий на то, что она лично принимала участие в построении церквей и монастырей. На некоторых иконах можно увидеть изображение креста в ее руке. В Сербии есть иконы, изображающие Ангелину Сербскую вместе с ее семьей (мужем и двумя детьми).

Дни празднования иконы

Празднование приходится на 1(14) июля и 10(23) декабря. Эти даты празднуются каждый год.

Молитва пред иконой

Молитву следует читать искренне и от всего сердца. Только в этом случае все просьбы и мольбы ваши будут услышаны, и образ святой не оставит без помощи.

«О, прославленная святая мать наша Ангелина! Ты на небесах, в доме Божием, услышь молитвы наши и не оставь нас без внимания! Донеси молитвы наши Господу Богу, укажи нам путь праведный, да после кончины нашей мы поклонимся пред Господом на Небесах и взойдем к нему вместе с Тобою! Благочестивая мать наша, услышь нас, ибо тяжкое время настигло нас. О помощи Твоей просим, на милосердие Твое уповаем. Славим имя твое, и Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Икона Ангелины Сербской является помощницей и заступницей семейного счастья, здоровья близких людей и покровительницей семейного очага. Укрепить любовный союз помогут искренние молитвы, совершенные подле лика святой. Мы желаем вам отличного настроения, любви и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте также:  Кто придумал молиться иконам

Ангелина сербская икона о чем молятся

КНИГА “СПАСИТЕЛЬ ДУШ НАШИХ”

научно-популярное издание

Автор и составитель
Кристина Кондратьева

Москва, 2016 – 240 стр

ИКОНЫ БОЛЬШИЕ
Видевшие большие иконы кузнецовского письма описывают свои ощущения как всеохватывающий трепетный восторг, словно смотрят они в окно, распахнутое в бесконечность.
ОТЗЫВЫ ОБ ИКОНАХ
«Красота дивная!», – сказал 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
интервьюстатьивидеоотзывы
КУЗНЕЦОВСКОЕ ПИСЬМО
. иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым и зарегистрированный Российским Авторским Обществом в 2006 году

подробнее >>

экскурс в историюавтор
ИКОНОПИСЦЫ
Юрий Кузнецов
биография
выставки
награды
иконы
фото
Марина Филиппова
биография
иконы
Посмотрите все иконы кузнецовского письма
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Культурный феномен «кузнецовского письма» открывается нашей интуиции
как неисчерпаемо богатый источник новой и уникальной информации, выраженной.
подробнее >>
семинарыстатьиинтересные книги
ПОДАРКИ

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА “НА ПУТИ К МЕЧТЕ”
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА “ВРЕМЯ ВЕРЫ”
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как – «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» – это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Молитвы святым

Память: 1 июля / 14 июля, 10 декабря / 23 декабря

Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание при турках (XV век) вместе со своим мужем, и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя “матери Ангелины”, которым ее наградил сербский народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга – святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол.

Святая Ангелина молитвенная покровительница в устроении семейной жизни, в семейных нуждах и скорбях, в благочестивом воспитании детей, ей молятся жены и матери о даровании добродетелей супружества и материнства.

Тропарь праведной Ангелине, деспотиссе Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелине, деспотиссе Сербской, глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящавши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.

Молитва первая праведной Ангелине деспотиссе Сербской

О, преподобная Ангелино, мати наша добрая и милостивая, помози нам, чадом твоим непослушливым. Ты еси матерь наша благая, скорбное житие на земли пожила еси, обаче с помощию Божией, победы в битвах храбро стяжала еси и душа твоя в свет Царствия Небеснаго радостно вселися. Твоя домашния Церковь Христову украсиша и позолотиша твоими святым супругом Стефаном и сынами Иоанном и Максимом. Имела еси сердце неизмеримо большое и сострадательное ко всем, находящимся в беде. Посему благочестивый сербстий народ звал тебя лучшим из слов дарованных Богом – матушка. Яко ты еси мати всех нас, сербов, твоих, которые, аще и согрешиша много, обаче любим тя и почитаем и к тебе за помощью притекаем.

Кая бо матерь детей своих возненавиде, аще и согрешат зело? Ни, но мудро наказует их, любити же не престает. Поэтому и ты, мати наша добрая, накажи нас с небес, бичом Божиим, но не оставляй нас без твоея любви. Десницей правды Божией покарай нас, а десницей любви укрепи и верни с путей неправедных на путь истины и добра.

Молимся тебе, мати добрая, молитвами твоими испроси нам благословение небесное: болящим здравие, немощным силу, отчаявшимся надежду, голодным хлеба насущнаго, безплодным чад, гонимым кров и утешение, и всем молящимся тебе подай по великой милости твоей просимое. Но и еще больше даруй нам, мати наша добрая, благ небесных души очищающих, укрепляющих нас в исполнении заповедей Божиих, ведущих нас к добру и уводящих от всякаго зла. Ибо аще не бежим от зла в мире сем, како убежим от него в ином мире, аще не очистимся здесь от грязи, како сможем там, где смотрят на то что отсюда несем.

Помози нам умрети миру сему, якоже и ты миру мертва бысть, возжелавши блага непреходящаго и вечнаго. Пусть и наше благо на небесех будет, дабы и сердца наши на небесех были, а не здесь, идеже все гниет и исчезает, идеже вор крадет, и моль и ржа тлит. Аще бо все силы своим положим на блага мира сего, за горсть праха земнаго, юже ниже с собой возьмем, тем и ты нам помощи не возможеши, мати наша благая. Аще же немного потрудимся, хотя мало возопиим ко Господу чрез тебя, невесту Его небесную, таже помощь твоя изольет неисчислимые блага небесные, иже укрепят нас на узком пути спасения, аще и сотни смертей нам предстанут.

Воистину душа наша вся грехами разодрана и бедна добродетелью, милосердный же Господь уготова лекарство – покаяние. Да родится в нас, хотя малая часть того истиннаго покаяния, еже Господу принесла еси, мати наша святая. Оживи божественное в душах наших твоими теплыми слезами, яже изливаеши на всяк день о роде сербстем, да уразумеем бездну долгов наших пред Богом, Он же прощает долги наши, аще искренно и слезно попросим Его о прощении.

Темже смилуйся, матушка наша Ангелино, крушедольская святая игумения, и помози нам спастися ото всякаго зла, дабы однажды твоими молитвами ко Господу, вошли в покой Царства небеснаго, идеже вси благодарно прославляют Святую Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведной Ангелине деспотиссе Сербской

О, великая угодница Христова и преславная мати наша Ангелино! Ты на небеси душею своею у Престола Божия предстоиши и славословие Ему непрестанно возносиши, обрати взор свой на нас сирых и скорбящих и помолися за нас ко Господу, да наставит нас на путь истины и благочестия, коим возможем и мы по скончании жития нашего в Отечество наше небесное взойти и с тобою Богу поклонитися. Ей, преподобная наша мати, зриши с небеси, яко время тяжкое безбожное наста и души наша скорбию исполнишася. Несть спасающаго, несть помогающаго, токмо Бог Единый, на Него же уповаем и Ему же славу возсылаем со Отцем и Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Ангелино, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Мать Ангелина

Многим кажется, что Ангелина – имя какое-то совсем не православное. Но одна святая Ангелина в Церкви есть. Она была сербской княгиней, вышла замуж за слепого и часть жизни прожила в изгнании. А ее муж и двое сыновей тоже прославлены в лике святых. Что же это была за семья?

Преподобная Ангелина Сербская. Икона из монастыря Гергетег, Сербия

Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок.

Ей суждено было жить в самый тяжелый для Сербии период — в начале 15 века. Немного времени прошло со знаменитой и печально известной Косовской битвы (28 июня 1389 года), в которой 25 тысяч сербов и их союзников были разбиты сорокатысячной турецкой армией. После битвы турки на несколько лет приостановили экспансию в Европу, но Сербия сначала частично, потом полностью потеряла свою свободу — на пять столетий.

Мужем Ангелины стал последний сербский деспот (этот титул, перенятый сербами от византийцев, означает «государь») — Стефан Слепой, они обвенчались в 1461 году. Один из епископов, знакомый со Стефаном, описывал его как человека могучего, большого роста, державшегося с достоинством, умного и серьезного, хорошо знавшего Библию. И слеп Стефан был вовсе не от рождения…

Судьба его и его семьи очень непроста. Когда его сестру Мару вынужденно отдали в гарем турецкого султана Мурада Второго, и Стефан поехал в Турцию вслед за ней, он был заподозрен в заговоре и в 1441 году ослеплен вместе со своим старшим братом.

Кстати, это та самая Мара, царица сербская, единственная из женщин, ступившая на землю Святой Горы Афон – греческой «монашеской республики». Она приехала на остров, чтобы передать святыни, захваченные турками в Константинополе. По преданию, царицу на остров не допустила сама Богородица, которую монахи почитают покровительницей Афона. Мара подчинилась, передала дары сопровождавшим ее вельможам и отплыла.

Но вернемся в Сербию. Стефан Слепой правил сербами совсем недолго. Вскоре его оклеветали, и князь вынужден был бежать от гнева соотечественников. Ангелина разделила с мужем его скитания. Скрываясь от расправы, семья бежала сначала в Албанию, а потом около 10 лет супруги жили в Италии. В изгнании родились их дети – сыновья Джурадж и Йован, дочь Мара.

Перед смертью в 1476 году Стефан не написал завещания, но пытался просить поддержки для своей семьи у жителей сицилийского города Рагузы, где они жили тогда: «Вижу, что близок конец мой. Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих. Завещание не о чем писать мне, не оставляю родным моим ни серебра, ни золота, ни населенных имений. Поручаю вам пред Богом, пред Пречистою Богородицей и святыми мою Ангелину и детей моих. Что вы для них сделаете, то и Бог для вас сотворит».

Ангелина осталась одна с тремя детьми на чужбине… В 1486 году благодаря поддержке венгерского правителя она смогла поселиться в селе Купиново в Венгрии. Туда она перенесла гроб мужа. Предание гласит, что когда гроб несли к храму, исцелился горбун, согбенный много лет. Мощи деспота Стефана Слепого оказались нетленными…

Необычна судьба сыновей Ангелины.

Старший, Джурадж, еще молодым ушел в монастырь. Сначала он правил венгерскими сербами, и даже успел жениться — на итальянке Изабелле, родственнице венгерской королевы Беатрисы. Но брак долго не продлился: распался из-за различий в вере.

В 1497 году Джурадж принял постриг с именем Максим. Политическая власть перешла к младшему его брату Йовану. Но и тот правил всего несколько лет и скончался в 1502 году. Впоследствии он был причислен к лику святых. Наследников Йован не оставил: у него и его супруги Елены Якшич, некровной родственницы русского князя Василия III, рождались одни дочери.

После смерти Йована Ангелина с сыном Максимом переехала в Валахию (ныне – область на юге Румынии), взяв с собой мощи Стефана и Йована. Максиму было суждено короткое время управлять Церковью Валахии. Когда было необходимо, он выполнял и дипломатические функции; ему удалось примирить князей Валахии и Молдавии; он основал первую в Валахии типографию.

Позже Максим станет митрополитом Белградско-Сремским и построит знаменитый монастырь Крушедол, где по смерти в 1516 году и будет захоронен.

Монашеский постриг приняла и Ангелина, раздав при этом все свое имущество нищим.Ее еще при жизни называли «мать Ангелина» — за кроткий и терпеливый нрав, строительство храмов и благотворительность.В этом же году она отправила своего духовника Евгения к московскому князю Василию III, прося позаботиться об обителях и церквах покоренной Сербии. Московский князь не отказывал в помощи.

В конце жизни Ангелина стала настоятельницей женского монастыря рядом с Крушедолом и мирно скончалась в 1520 году. Мощи свв. Йована и Стефана, святых Ангелины и Максима были положены вместе в Крушедольской обители. Однако можно сказать, что злоключения семьи на этом не закончились: в1716 году турки сожгли монастырь вместе с мощами святой Ангелины и членов ее семьи.

Сохранилась только левая рука преподобной — она хранится в восстановленной обители. Крушедол находится в современной Сербии, в области Фрушка-гора, называемой еще сербским Афоном за обилие старинных монастырей.

Мощи преподобной Ангелины Сербской. Монастырь Крушедол, Сербия

Сегодня любой паломник может побывать там, увидеть сохранившееся старинные фрески, помолиться и вспомнить мать Ангелину – человека исключительно тяжелой судьбы, но удивительной стойкости.

Тропарь преп. Ангелине Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной Воеводе:
Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.

Добавить комментарий