Арсений великий икона о чем молятся

Преподобный Арсений Великий

Аудио

Память 8 / 21 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Арсений Великий

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом [1] , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения.

Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла.

Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

Так же, как и другие отшельники, Арсений проводил дни, плетя из пальмовых ветвей корзины и читая псалмы. Он никогда не менял воду, в которой замачивались ветви, и смиренно переносил зловоние, заменявшее ему теперь, как он сам говорил, духи и благовония, которыми он некогда пользовался в миру. В его келье не было никаких удобств, даже светильника. Из еды он довольствовался одной корзиной хлеба в год. Тем не менее, святой Арсений никогда не отвращался от сотворенного Богом и в урожайное время просил приносить ему фрукты, которые пробовал, впрочем, только один раз. Он целые ночи молился, отказываясь от сна, а утром, повинуясь природе, говорил сну: «Иди сюда, злой раб!» – и ненадолго предавался отдыху. Подвижник считал, что монаху, если он настоящий воин, достаточно одного часа сна. В субботу вечером этот небесный человек начинал молиться спиной к заходящему солнцу и стоял с протянутыми к небу руками, пока солнце не начинало светить ему на лицо.

Когда посетители, даже самые высокопоставленные, приходили к его келье за наставлениями, святой Арсений отказывался их принимать. Архиепископу Александрийскому Феофилу, желавшему его посетить, он ответил: «Если ты придешь, я тебе открою, но если я открою тебе, я открою всем – а тогда я здесь не останусь». Его спросили, почему он избегает людей, и он ответил: «Бог знает, что я вас люблю, но я не могу жить и с Богом, и с вами. Мириады небесных сил имеют лишь одну волю, а у людей их много. Я не могу оставить Бога и идти к людям».

От продолжительного уединения, молчания, бдения, хранения помыслов слезы постоянно увлажняли его глаза. Когда Арсений занимался ручным трудом, он все время клал кусок ткани себе на грудь, чтобы собирать слезы, которые текли легко и так обильно, что у него выпали ресницы. Поток слез не только омыл его душу от всех нечистых страстей, но также преобразил его тело, сделав святого похожим на ангела: подвижник имел облик всецело светлый. Раз один из братии подошел к келье и тихо посмотрел внутрь, прежде чем постучаться. Он увидел, как старец стоит как бы охваченный пламенем, преображенный светом благодати.

Иногда святой Арсений приходил в церковь Скита к Евхаристии. Он стоял за столбом, чтобы никто не видел его лица, и с неохотой отвечал на вопросы братий. Подвижник имел совершенно белые волосы и длинную бороду до пояса.

Святой Арсений жил в Скитской пустыне примерно 40 лет. Когда варвары напали на монахов, святой прошел мимо них, но они его не увидели. Однако после второго нашествия на знаменитый монастырь (434) [2] ему пришлось бежать на гору Троган, где он жил десять лет. Затем, после трехлетнего пребывания в Канопе, святой Арсений вернулся в Троган, где преставился в возрасте 95 лет (449).

Перед самой смертью святой приказал ученикам бросить его тело на горе; еще он сказал: «Я часто раскаивался в произнесенных словах, но никогда – в молчании». Братия, увидев, что он смущен и плачет, спросили, неужели он боится, несмотря на то что достиг такого бесстрастия? Подвижник ответил: «Истинно, страх, который я испытываю сейчас, сопровождает меня с тех пор, как я стал монахом». Затем он отошел ко Господу.

Из памятных слов святого Арсения своим ученикам напомним и следующее: «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу – и вы победите внешние страсти».

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Житие преподобного Арсения Великого

Арсений Великий удостоился своего имени за подвиги во имя Господа, совершаемые святым в течение всей своей жизни. Добровольно уйдя в затвор, преподобный стяжал после смерти венец вечной славы в лике святых, и почитается сегодня во всем христианском мире.

Христианское воспитание

Будущий подвижник веры Иисусовой родился в Риме, в семье глубоко верующей и почитающей Господа. Родители дали своему сыну хорошее образование. Арсений прекрасно владел греческим и латинским языками. Он с неподдельным интересом изучил труды многих философов и риториков того времени.

Достигнув юношеского возраста, Арсений решил посвятить свою жизнь служению Богу, удалившись от житейской суеты. С этой целью он попросился в клир одной из местных христианских церквей, где его посвятили в сан диакона. Так начался богоугодный путь будущего святого.

  • Как раз в то время император Феодосий, правивший на восточных землях Римского государства, искал для своих сыновей наставника и учителя, который смог бы не только обучить юношей светским наукам, но и просветить их умы мудростью Божественной. Правитель хотел видеть не просто ученого богослова, а человека, который личным примером показал бы Аркадию и Гонорию, что такое добродетельная жизнь во имя Господне.
  • Услышав об Арсении, и его образованности, император Феодосий без колебаний поручил ему воспитание своих наследников. Инок без энтузиазма, но с покорностью принял на себя это обязательство и добросовестно обучал юношей философским наукам и богословию. Но повышенное внимание к своей персоне и особый почет тяготили Арсения, стремившегося вести уединенный образ жизни в полном служении Богу. Он принялся горячо молиться Всевышнему о том, чтобы Он направил его на путь спасения. И, однажды, Арсений услышал ответ на свои просьбы. Голос свыше молвил, что ему нужно бежать от людей, только так он спасет свою душу. Не задерживаясь более во дворце Феодосия, Арсений тайно сбежал в странническом облачении и на корабле отплыл в Александрию.
  • Из города преподобный сразу направился в пустыню, где проходил послушания под наставничеством аввы Иоанна Колова. Арсений превзошел в подвижничестве многих отшельников, но по-прежнему считал, что не следует по пути истинному. Инок усердно молился, прося указать ему дорогу к спасению. На этот раз голос велел ему всячески скрываться от людей и пребывать в безмолвии, что является корнем всякой добродетели.
  • С тех пор отшельник уединился в келье, посещал церковные богослужения только в праздники и по воскресным дням. Его неоднократно спрашивали братья по вере, почему он избегает даже их общества, на что святой отвечал: «Видит Бог, как я вас всех люблю. Но я не могу пребывать одновременно и с Богом и с людьми. Хотя на небе много вышних сил, все они имеют общую волю — славить Бога. А люди на земле имеют разную волю, намерения и помыслы. Поэтому я не могу пребывать с ними». Арсений утверждал, что ему ничего не нужно, что он умер для этого мира, и нет надобности печься о нем в этой жизни.

Продолжая жить в полном уединении, Арсений не изменял своим убеждениям и хранил молчание. Когда к нему прибыл странствующий инок, преподобный встретил его безмолвно. Удивленный таким приемом, странник отправился к отцу Моисею, который с радостью принял его у себя. Глядя на это, другой инок задался вопросом, кто же более достоин благодати Божией из этих двух подвижников.

Он просил в молитве дать ответ на этот вопрос и однажды увидел сон. По большой реке плыли два корабля. На одном пребывал Арсений, а на втором — Моисей. Первым кораблем в тишине управлял Дух Господень. Вторым — ангелы, влагающие мед в уста Моисея. Рассказав о своем сне более опытным старцам, инок получил ответ, что в глазах Творца Арсений более достоин, так как его кораблем управлял сам Господь.

Важно! Арсений все больше углублялся в богомыслие и время от времени менял место жительства, уходя в более дикие места, где его не могли потревожить люди, приходящие на беседы.

Наиболее известными его высказываниями были слова о том, что немногие люди подвергают ограничениям свою плоть во имя спасения души, остальные же заботятся о благолепии внешнем, забывая о чистоте духовной. Такие люди подобны красивым гробам, внутри которых лишь зловонные кости. Богу угоден лишь тот, кто бережет и тело, и душу от всякой скверны.

Преподобный старец о себе высказывался в таком ключе: «Арсений, зачем пришел ты сюда? Ты пришел не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвигов». Он говорил, что много раз жалел о сказанных словах, но никогда не жалел о том, что молчал. Об образе жизни подвижника практически ничего не известно.

Он провел 50 лет в молитве, посте и трудах. 10 лет жил в Трогине, после чего еще несколько раз удалялся в пустынные места других районов. На закате земных дней святой вновь вернулся в Трогин, где отошел в мир иной в 449 году (по некоторым данным — в начале 450 г.). Ему на момент смерти было 95 лет.

Читайте также:  О чем молиться виленской иконе

Дни памяти и почитание в христианстве

Святой почитается православной церковью 8 мая. Католики чтят память преподобного 19 июля. Арсений Великий во все времена считался примером духовного авторитета, о чем свидетельствуют упоминания его имени в трудах более поздних подвижников. Повсеместное почитание началось примерно с XI века, на что указывают византийские календари.

В это же время святого упоминают в рукописях древней Руси. Богоугодностью своей жизни он сподобился прославления в сонме святых.

Мощи

Сам Арсений Великий завещал не предавать свое тело после смерти земле и не устраивать каких-либо почестей по этому поводу. Доподлинно неизвестно, где первое время хранились его мощи. В 1034 году императором Романом III Аргиром была возведена в Константинополе церковь Пресвятой Богородицы Триантафиллос. Там, впоследствии, и хранились мощи старца.

Ныне останки святого пребывают в Египте, в коптском монастыре Эль-Барамос. Также частица мощей хранится в Спасской Костомаровской женской обители.

Интересные факты об Арсении Великом

Известно, что Арсений Великий очень не любил, когда его покой нарушали другие люди. Однажды знатная римлянка, услышав об аскетическом образе жизни старца, задалась целью, во что бы то ни было увидеть его. Несмотря на предупреждения о том, что преподобный не очень будет рад ее появлению, женщина все же отправилась к святому.

Она застала отшельника погруженным в глубокие размышления и упала к нему в ноги с просьбой помянуть ее в своих молитвах. На это Арсений гневно ответил ей, что ее желание увидеть его лицо — не более, чем тщеславная прихоть, и он будет молить Бога изгладить ее образ из своей памяти.

Расстроенная женщина вернулась домой и рассказала о случившемся архиепископу. Святитель успокоил женщину и заверил, что старец Арсений будет непременно молиться обо всех людях и о ней тоже. Но для того чтобы жить в большой любви к Творцу, он бережет ум свой от всякого рода увеселений и искушений.

Интересно! Одной из самых известных цитат безмолвствующего инока была следующая:

  • «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда»;
  • «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти».

Труды

Авторству Арсения принадлежит одно из толкований Евангелия от Луки. Также его учениками были записаны его поучения относительно монашества. Кроме того, сочинения святого включены в 66 том Patrologia Graeca.

Арсений Великий — это пример удивительного смирения перед лицом Бога, который достоин уважения во все времена.

Преподобный Арсе ́ ний Великий

День памяти

Житие

Житие преподобного Арсения Великого

Ро­дил­ся в 354 г. в Ри­ме, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, дав­шей ему хо­ро­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Изу­чил со­чи­не­ния всех ри­то­ров и фило­со­фов и хо­ро­шо знал как гре­че­ский, так и ла­тин­ский язы­ки, од­на­ко оста­вил су­ет­ную жизнь мир­скую и пре­не­брег ел­лин­ским лю­бо­муд­ри­ем, по­свя­щая се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Ко­гда он всту­пил в чис­ло кли­ри­ков од­ной из рим­ских церк­вей, то был воз­ве­ден в сан диа­ко­на.

Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий (379–395 гг.), пра­вив­ший в то вре­мя Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, ис­кал для сво­их сы­но­вей Ар­ка­дия и Го­но­рия учи­те­ля, ко­то­рый на­учил бы их и фило­со­фии, и бо­же­ствен­ной муд­ро­сти не толь­ко сло­вом, но и при­ме­ром сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Услы­шав об об­ра­зо­ван­но­сти и бла­го­че­стии диа­ко­на Ар­се­ния, он по­ру­чил ему вос­пи­та­ние сво­их сы­но­вей. Про­тив во­ли, но с усер­ди­ем за­нял­ся пре­по­доб­ный об­ра­зо­ва­ни­ем юно­шей. Од­на­ко вы­со­кий по­чет, ко­то­рым он был окру­жен, тя­го­тил его дух, стре­мив­ший­ся к слу­же­нию Бо­гу в без­мол­вии ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний стал со сле­за­ми мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он на­пра­вил его на путь спа­си­тель­ный. И од­на­жды услы­шал свы­ше го­лос, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Бе­ги от лю­дей, и ты спа­сешь­ся». То­гда, сняв с се­бя рос­кош­ные одеж­ды и на­дев стран­ни­че­скую, он тай­но ушел из двор­ца, сел на ко­рабль и от­плыл в Алек­сан­дрию, от­ку­да немед­лен­но по­спе­шил в скит­скую пу­сты­ню.

Про­хо­дя по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва (па­мять 9/22 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ар­се­ний вско­ре пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он опять мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние. Ко­гда ино­ки, под­ви­зав­ши­е­ся в скит­ской пу­стыне, спра­ши­ва­ли его, по­че­му он скры­ва­ет­ся да­же от них, свя­той от­ве­чал «Зна­ет Бог, как я люб­лю вас, но я не мо­гу пре­бы­вать од­новре­мен­но и с Бо­гом, и с людь­ми, по­то­му что на небе, хо­тя и очень мно­го выш­них сил – ты­ся­чи ты­сяч или де­сят­ков ты­сяч, но все они име­ют од­ну во­лю и по­то­му еди­но­душ­но сла­вят Бо­га, но на зем­ле мно­го воль че­ло­ве­че­ских, и у каж­до­го че­ло­ве­ка свои мыс­ли; каж­дый из нас име­ет раз­лич­ные на­ме­ре­ния и мыс­ли, и по­то­му я не мо­гу, оста­вив Бо­га, жить с людь­ми». Пре­по­доб­ный Ар­се­ний го­во­рил о се­бе, что он ни в чем не нуж­да­ет­ся, по­то­му что он умер для ми­ра; пусть ни­кто не счи­та­ет его бо­лее жи­вым (то есть жи­ву­щим для ми­ра).

Один стран­ству­ю­щий инок, по­се­тив пре­по­доб­но­го, не услы­шал от него ни од­но­го сло­ва, а ко­гда при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею (па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), то тот при­нял его с ра­до­стью, пред­ло­жил от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щею, и инок при­знал луч­шим пре­по­доб­но­го Мо­и­сея, ока­зав­шим ему боль­шую лю­бовь. Дру­гой инок, узнав об этом, стал мо­лить­ся к Бо­гу, го­во­ря так: «Гос­по­ди! Ска­жи мне, кто из них бо­лее со­вер­шен и за­слу­жи­ва­ет боль­шей бла­го­да­ти Тво­ей: тот ли, кто скры­ва­ет­ся от лю­дей ра­ди Те­бя, или тот, кто при­ни­ма­ет всех так­же ра­ди Те­бя?» И в от­вет на мо­лит­ву свою этот лю­бо­муд­рый инок имел сле­ду­ю­щее ви­де­ние. Ему пред­ста­ви­лись два ко­раб­ля, плыв­шие по ка­кой-то очень боль­шой ре­ке, в од­ном ко­раб­ле на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний, и Дух Бо­жий управ­лял ко­раб­лем его, со­блю­дая его в ве­ли­кой ти­шине, в дру­гом был пре­по­доб­ный Мо­и­сей, ко­раб­лем же его управ­ля­ли Ан­ге­лы Бо­жии, вла­гав­шие мед в уста Мо­и­сея. Об этом ви­де­нии инок тот рас­ска­зал дру­гим, бо­лее опыт­ным по­движ­ни­кам, и все на­шли, что бо­лее со­вер­шен пре­по­доб­ный Ар­се­ний, пре­бы­ва­ю­щий в мол­ча­нии, неже­ли пре­по­доб­ный Мо­и­сей, при­ни­ма­ю­щий стран­ни­ков, по­то­му что с пер­вым пре­бы­вал Сам Бог, а со вто­рым же бы­ли толь­ко свя­тые Ан­ге­лы.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­дол­жал пре­бы­вать в без­мол­вии, все бо­лее и бо­лее углуб­ля­ясь в бо­го­мыс­лии. Он пы­лал столь силь­ной лю­бо­вью к Бо­гу, что по­сто­ян­но был как бы в огне по при­чине сво­их пла­мен­ных мо­литв. Пре­по­доб­ный не все­гда под­ви­зал­ся на од­ном и том же ме­сте, но ино­гда пе­ре­се­лял­ся из скит­ской пу­сты­ни в бо­лее уеди­нен­ные и без­молв­ные ме­ста, уда­ля­ясь от при­хо­дя­щих для бе­се­ды лю­дей, так как они на­ру­ша­ли по­кой его ду­шев­ный.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний учил: «Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые вся­че­ски ста­ра­ют­ся со­блю­дать чи­сто­ту те­лес­ную и для это­го умерщ­вля­ют те­ло свое по­стом, бде­ни­ем и мно­ги­ми тру­да­ми; но ма­ло та­ких, ко­то­рые рев­ни­во обе­ре­га­ют ду­шу свою от гре­ха тще­сла­вия, гор­до­сти, среб­ро­лю­бия, за­ви­сти, бра­то­не­на­ви­де­ния, гне­ва, па­мя­то­зло­бия, осуж­де­ния. Та­ко­вые сна­ру­жи чи­сты те­лом, но ду­ша их гряз­на, они по­доб­ны гро­бам, сна­ру­жи разу­кра­шен­ным, внут­ри же пол­ным ко­стей смер­дя­щих. Бла­жен тот, кто ста­ра­ет­ся со­хра­нить от сквер­ны как те­ло, так и ду­шу свою, ис­тин­но бла­жен­ны чи­стые серд­цем (а не толь­ко те­лом), по­то­му что они Бо­га узрят».

О се­бе ве­ли­кий ав­ва ча­сто го­во­рил та­кие сло­ва: «Ар­се­ний! Для че­го ты сю­да при­шел? Ты при­шел сю­да не для от­ды­ха а для тру­дов, не для ле­но­сти, а для по­дви­га. Под­ви­зай­ся же, тру­дись и не ле­нись». Ча­сто го­во­рил так­же пре­по­доб­ный и та­кие сло­ва: «Мно­го раз я со­жа­лел о сло­вах, ко­то­рые про­из­но­си­ли уста мои, но о мол­ча­нии я не жа­лел ни­ко­гда». Стя­жал бла­жен­ный Ар­се­ний и дар бла­го­дат­ных слез.

Ве­ли­кий по­движ­ник и без­молв­ник про­вел 50 лет в ино­че­ских тру­дах и по­дви­гах, по­стом и мо­лит­вой бла­го­уго­ждая Бо­гу. В ски­те про­был со­рок лет, де­сять лет жил на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Тро­гин, око­ло Ва­ви­ло­на, на­про­тив го­ро­да Мем­фи­са; за­тем пре­по­доб­ный про­был три го­да в Ка­но­пе, близ Алек­сан­дрии и в неко­то­рых дру­гих пу­стын­ных ме­стах, так что ни­кто не знал его об­ра­за жиз­ни, по­том сно­ва воз­вра­тил­ся в Тро­гин, про­жил там два го­да и там же по­чил о Гос­по­де в воз­расте 95 лет в 449 г. или в на­ча­ле 450 г., за­слу­жив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние Ве­ли­ко­го.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Арсений, епископ Тверской

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святитель Арсений, епископ Тверской основал Успенскую Желтиковскую обитель в конце четырнадцатого века. Он творил чудеса при жизни, после его смерти о них слагали легенды.

Житие Арсения Тверского

Мальчик рос в обеспеченной семье, но рано лишился родителей. Он получил воспитание по Божьим законам и превратил свой дом в пристанище для нищих и странников, чем вызвал гнев родственников. Не найдя примирения с ними, решил уйти в Киево-Печерскую лавру.

Добрый, образованный, трудолюбивый и умный юноша пришелся по душе святителю Киприану, поэтому он возвел его в иеродиаконы. Когда святителя назначили митрополитом Московским, Арсений последовал за ним и стал архидиаконом.

В конце четырнадцатого столетия возникли противоречия между князем Михаилом Александровичем и архиепископом Тверским Ефимием, который впоследствии был отправлен в изгнание. В связи с этим митрополит Московский назначил Арсения епископом Тверским:

  • Святитель Арсений защищал обиженных, положил конец княжеской вражде, заботился о бедных, выкупал людей из рабства и плена.
  • Под его руководством были возведены многие церкви и обители епархии.
  • Многие православные, услышав о его добродетельных делах, шли к нему получить благословение, а также чудесное исцеление.
  • Он пользовался авторитетом у бояр. Благодаря ему помирились два брата Тверской и Кашинский князь.
Читайте также:  Икона иверская молятся о чем просят

Архиепископ Арсений был инициатором создания древней версии Киево-Печерского собрания жития святых и истории образования Киево-Печерской обители.

Умер святой в 1410 году, нетленные мощи находились в Желтиковском монастыре. В начале Великой отечественной войны при отступлении русской армии обитель взорвали, как следствие – останки утрачены. Дни памяти святителя Арсения 2, 15 марта и первое воскресенье в июле, праздник Собора тверских святых.

Чудеса святого

О чудесах Тверского епископа после смерти остались легенды:

  1. Рыболов Терентий стал увлекаться пьянством и лишился рассудка. Мать с отцом привезли его в Желтиковский монастырь, где он умер. Через 2 дня тело вынесли в церковь и поставили рядом с останками святого Арсения, на которого стали роптать родители умершего. Когда священный служитель читал Евангелие, святитель поднялся и начал плакать о своем грехе. Тогда мать с отцом поняли свою вину и каялись перед ним.
  2. Во времена польской интервенции один воин украл расшитый покров с останков святого и положил на седло. Какая-то сила подняла всадника в воздух, а затем ударила о землю. Неприятель скончался, а пелена полетела на крышу церкви.
  3. Один мужчина спрятал в земле лесной чащи деньги, а когда вернулся за ними, то не обнаружил. Он расстроился и хотел совершить самоубийство. Но мимо проходил инок, который спросил, почему он хочет умереть в грехе. Мужчина поведал о своем горе. Тогда монах ударил посохом об землю и заставил искать утраченные деньги. Только потребовал, чтобы, когда найдет, посетил Желтиковский монастырь и поблагодарил Господа. Это было явление святого Арсения, потому что мужчина нашел свои сбережения.

И сегодня многие христиане возносят свои молитвенные прошения у иконы святого, с надеждой на его чудесную помощь.

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святи́телю о́тче Арсе́ние! Се прино́сим тебе́ хвале́бное пе́ние мы, гре́шнии и недосто́йнии ча́да твоя́, и велича́ем по́двиги и доброде́тели твоя́, и мно́гую ми́лость твою́ ко всем с ве́рою притека́ющим к оте́ческому твоему́ покро́ву. Приими́ с любо́вию приноше́ние ве́ры и любве́ на́шея, и принеси́ е́ Вседержи́телю Бо́гу, от Него́же нисхо́дит вся́кое дая́ние бла́го и вся́кий дар соверше́нный, и я́коже благоде́тельствовал еси́ в земне́м житии́ твое́м всем иска́вшим твоея́ по́мощи, та́ко и ны́не не лиши́ нас, о́тче благосе́рдый, твоего́ пред Бо́гом многомо́щнаго заступле́ния. Се бо нетле́нныя и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ дарова́ нам Госпо́дь во увере́ние, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши к Нему́ и я́ко мно́го мо́жет предста́тельство твое́ пред Престо́лом бл́агости Его́. Те́мже не оста́ви нас си́рых и безпо́мощных, но при́сно помина́й нас во святы́х небе́сных твои́х моли́твах. Укрепи́ на́ша стопы́ тве́рдо и непоколеби́мо ходи́ти путе́м за́поведей Госпо́дних, утверди́ ру́це на́ша к воздея́нию моли́твенному и к соверше́нию до́брых дел, согре́й сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду и к жи́зни ве́чней. Испроси́ у Царя́ Небе́снаго гра́ду Твери и святе́й оби́тели твое́й благостоя́ние и всей стране́ Росси́йстей ми́лость Бо́жию и сохране́ние от вся́каго зла. Испроси́, святи́телю Бо́жий, и всем, с ве́рою прибега́ющим к ра́це святы́х моще́й твои́х и и́мя твое́ благогове́йно призыва́ющим, коему́ждо дар благопотре́бен: неду́гующим исцеле́ние, бе́дствующим избавле́ние, печа́льным утеше́ние, заблу́ждшим и́стины позна́ние, гре́шным исправле́ние, подвиза́ющимся преспе́яние, и всем вся к жи́зни вре́менней и ве́чней потре́бная, во сла́ву ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Храм Арсения Тверского

В сентябре 2004 года установили поклонный крест в микрорайоне Первомайский города Твери. В давние времена на месте жилого массива были лесные чащи. Рядом проходила дорога, по которой шли молиться.

Возведение церкви началось по просьбе жителей. Они изъявили желание, чтобы социальную инфраструктуру украшал храм святителя Арсения Тверского в Твери, а не увеселительное заведение. Православные жилого массива поддержали инициативу и совершали молитвы святому каждую неделю в среду.

Кем основан храм святителя Арсения Тверского? Строительство осуществила община церкви святого Николая Чудотворца и настоятель протоиерей Сергий Дробой, ктиторы Никольского прихода.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о Тверском епископе Арсение:

Молитвы Арсению Великому

Преподобный Арсений прожил долгую праведную жизнь, за что и был наречен Великий. В молитве Арсению Великому верующие находят утешение и поддержку, а так же душевное спокойствие.

Житие преподобного Арсения Великого

Преподобный жил в IV-V веках в Римской империи. О первой половине жизни святого известно многое, например, что родился он в 354 году в столице, в Риме. Арсений имел хорошее образование, владел грамотой и счетом, изучал труды философов и ораторов древности, знал несколько языков. При всех своих выдающихся способностях, он выбрал простую жизнь, посвященную служению Господу. Когда же он пришел для служения в одну из церквей, то почти сразу стал диаконом.

Однажды, император Феодосий, правитель Восточной части Римской империи, решил найти для своих сыновей учителя, который обучил бы их грамоте, философии и Божьему слову, но в то же время такого, кто сам был бы примером добродетели. Выбор пар на диакона Арсения, который хоть и не желал такой работы, взялся за неё с ответственностью и усердием. И всё же со временем суета мирской жизни стали отягощать Арсения, и он обратился к Богу с молитвой и вопросом, как ему поступить. Тогда Господь явился ему во сне и сказал: «Арсе­ний! Беги от людей, и ты спасешься». С тех самых пор началась скитальческая жизнь преподобного.

Арсений всё дальше отдалялся от людей, посвящая всего себя праведному труду и молитве. 50 лет провел преподобный Арсений в скитаниях, находя пристанище в отдаленных пещерах и пустынях. Он чтил труд и молчание, нередко говоря о себе: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда». В преданиях говорится о том, что Господь наделил Арсения даром благодатных слез, несших миру исцеление и чудеса.

В возрасте 93 лет Арсений вернулся к людям, поселившись в Трогине. Но прожил он там недолго, через 2 года отправился он в Царствие Небесное. За свою праведную жизнь, проведенную в иноческих трудах, молитве, постах, безмолвии и подвигах, он получил от современников имя Великий.

В чем помогает молитва Арсению Великому?

Молятся преподобному Арсению Великому в поиске душевных сил, для укрепления веры. Святой дарует всем просящим покой, указывает верный путь и дает силы на преодоление трудностей и преград на этом пути.

Через молитву Арсения Великого просят о прощении и благословении. Он не только наставляет, но и оберегает, отгоняя греховные мысли и ограждая от недругов. Заблудшие, отчаявшиеся, сломленные и уставшие находят в молитве спасение от напастей, поддержку в делах. Нередко читают молитву преподобному Арсению те, кто встал на праведный путь и ищет в себе силы для служения Господу, как делал это Арсений.

Тексты молитв Арсению Великому

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 3

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Перевод: Из Рима воссиял ты, как великое солнце и достиг Царского города (Константинополя), преблаженный, словами твоими и делами просвещая его, всякий мрак неразумия разгоняя. Потому почитаем тебя, слава отцов, Арсений преподобный.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Кую похвалу принесем ти, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Ты еси воистину ангел хранитель всем христианам, наипаче же иночествующим, кои имя твое святое на себе носят! Во время земнаго жития твоего, ты, преподобне, бегал еси людей, показуя сим не неприязнь к ближним, а наивящую к ним любовь, дабы в безмолвии, стяжав в сердце своем Единаго Бога, получити сугубое дерзновение ходатайствовати у престола Божия о духовнех чадех твоих! И, о, дивно сие твое предстательство! Ты от искушений и падений спасаеши, от наветов злых духов и человеков сохраняеши, от уз и темниц свобождаеши, из изгнания возвращаеши, всякия беды и напасти от нас прогоняеши.Чим же возблагодарим ти за твое велие нам вспоможение, святче Божий?! Мним, яко лучшим тебе приношением будет исправление нашея греховныя жизни и подражание твоей богоугодней, святей. Ты был еси украшен духовным разсуждением, твердой волею в отражении всякаго зла, процвел еси трудами и подвигами. Да поможет Господь и нам молитвами твоими все сие по силе нашей имети. Ты, пресвятый отче, стяжал еси дар смирения, дар молитвы, дар умиления и благодатных слез: да даст Отец Небесный и нам хотя малую толику причаститися твоим великим сим дарованиям. Ты, пречудный авво, возлюбив простоту и нищету телесную даже до убожества, приобрел еси Господа даже до богатства духа благодати; да с тобою и мы терпеливо понесем скудость, лишения, все невзгоды земныя и, уповая на небесное жительство, возлюбим нашего Сладчайшаго Спасителя, выну прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Коневская икона Божьей Матери. Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.

Коневская икона Божьей Матери – православная реликвия с уникальной судьбой. Появившись в Греции, она прошла по русской земле, оставив свой глубокий след в истории русского православия, и оказалась в Финляндии. О чудесах, источаемых этим Богородичным образом, ходят легенды. Подробно об иконе Божьей Матери, прозванной Коневская, расскажет материал ниже.

Читайте также:  О чем молиться у иконы матронушки

Происхождение Коневской иконы Божьей Матери и её наименования

Во второй половине XIV века жил в Лисицком Рождество-Богородицком монастыре под Великим Новгородом монах по имени Арсений. В 1384 году испросил он благословения и отправился в Афонскую обитель – святое место, которое почитается в православии как один из четырёх земных Уделов Богородицы.

На Афоне Арсений несколько лет провёл в непрерывной строгой монастырской аскезе: усердно молился, постоянно постился и много работал – изготовлял медную посуду для монастырской братии. Своим горячим стремлением к духовному подвигу он обратил на себя особое внимание игумена Афонской обители – преподобного Иоанна Зидона.

Когда Арсений собрался в обратный путь на родную землю, старец вручил ему Богородичную икону греческого письма и предрёк: «Будешь ты игуменом новой обители».

Так в 1393 году афонская икона Божьей Матери прибыла в Великий Новгород. Сопутствующий ей монах Арсений тотчас же по приезду пришёл к Новгородскому архиепископу Иоанну III, известному своей мудростью и праведными делами. Монах горел желанием удалиться в пустынь и основать обитель в честь Богородицы. Архиепископ его благословил, и Арсений, взяв с собой афонскую икону, отправился на север, по реке Волхов, к Ладожскому озеру.

Коневец – большой песчаный остров, намытый водами Ладоги. К его берегу судно, на котором плыл Арсений, дважды прибивало чудесным образом. Монах счёл это Божьим знаком и сошёл на берег.

Остановившись на Коневце, Арсений срубил здесь свою келью, а затем и храм Рождества Пресвятой Богородицы. Своей подвижнической жизнью он стал привлекать на остров учеников, и вскоре пророчество игумена Иоанна Зидона сбылось – выросла новая обитель, настоятелем которой стал преподобный Арсений. А по месту расположения этой обители и он сам, и чтимая им Богородичная икона стали называться Коневскими.

В 1547 году Преподобный Арсений Коневский был причислен к лику святых угодников. Все иконы с его ликом непременно сопровождаются изображением Коневской иконы Божьей Матери, с которой преподобный не расставался до конца жизни.

Иконография и значение Коневской иконы Божьей Матери

Сюжет и композиция Коневской иконы Божьей Матери уникальны. Несмотря на то, что её принято относить к традиционному иконографическому типу Одигитрия, она отличается от него многими ключевыми деталями:

  • Положение правой руки Богородицы. Одигитрия (Указующая путь) практически всегда держит правую руку у груди, развернув её ладонью вверх. Это жесть одновременно и молящий, и указывающий на Младенца Христа как на путь спасения. На Коневской иконе Божьей Матери правая рука Богородицы покоится на алом гиматии Христа.
  • Белоснежное покрывало. Этот элемент одежды отсутствует на традиционных изображениях Одигитрии. На Коневской иконе оно покрывает голову Богородицы под мафорием, спускается на грудь и далее перебрасывается через правое плечо.
  • Отсутствие благословляющих жестов. Для икон, принадлежащих типу Одигитрии, данная деталь обязательна – пальцы правой руки Богомладенца сложены в двоеперстие. На Коневской иконе в правой руке Христа – нить, тянущаяся к голубю. На некоторых изводах нити нет, но правой рукой Младенец держит складки белого покрывала Богородицы.
  • Голубь. Деталь, давшая Коневской иконе второе название – Голубицкая. Белого голубя Младенец Христос держит на левой руке.

Белый голубь – известный символ Духа Святого, сошедшего на Христа во время крещения в Иордане. Также он встречается на иконах, изображающих Благовещение Пресвятой Богородицы.

Суммируя символику Коневской иконы, можно приблизиться к пониманию её значения:

«Вот Он – Сын Предвечного Отца, отпускающий на свободу голубку из «Ковчега, позлащенного Духом» (Акафист Богоматери) – из глубин выносившей Его под сердцем Матери Девы, вот Он – новый Ной. Покой ногам голубя (Быт.8:9) – здесь же, рядом с дланью Сына, которую Он «даст на раны».

Сам Он – та самая Жертва, которая позволяет крыльям Духа раскинуться над водами, окружающими остров – и Коневец, и любой остров, ибо Он, Сын Отчий – упование островов (Ис.42:4). Он упование и Церкви Своей по всей вселенной, и упование каждой души, «которая есть Церковь во всяком народе» (сщмч. Ириней Лионский).

Покров Богородицы, Которая есть образ Церкви – белый, как пронизанная Духом плоть Христа Воскресшего, Духом соткавшаяся во чреве Богородицы».

О. Шульчева-Джарман, автор статьей и книг по богословию и христианской истории медицины

На некоторых более поздних изводах Коневской иконы Божьей Матери Богомладенец держит двух голубок, однако на афонском оригинале голубь только один. Также оригинал имеет вторую сторону – на его обороте написан образ Спаса Нерукотворного.

История Коневской иконы Божьей Матери и Коневского Рождество-Богородичного монастыря

Остров Коневец был назван так из-за расположенного на нём огромного гранитного валуна в форме конской головы – так называемого Конь-камня. В ту пору он был одним из финно-угорских святилищ, и местные жители проводили там языческие ритуалы с жертвоприношениями. Об этом Арсений узнал от некоего рыбака по имени Филипп.

Посетив Конь-камень, Арсений счёл его местом жутким, «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Проведя ночь в непрерывной молитве, утром он взял икону Богородицы, обошёл с ней языческое святилище и окропил камень святой водой. По преданию, в тот же миг из камня вылетело несметное полчище чёрных воронов и унеслось на противоположный берег острова, где и сгинуло. Удивительным образом в тот же день с острова ушли и все змеи.

Легендарный Конь-камень сохранился до нашего времени. В память о чуде изгнания бесов в 1895 году прямо на вершине валуна была выстроена часов Преподобного Арсения.

Икона Божьей Матери отныне могла бы вечно пребывать на острове Коневец, в отстроенном для неё храме, если бы не исторические перипетии. Преподобный Арсений скончался в 1447 году, и после этого Коневецкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Дважды (в 1577 и в 1610 годах) приграничный остров захватывали шведы, и монастырские насельники, взяв икону, пережидали набеги под Новгородом, в Деревяницком Воскресенском монастыре.

Следующее разорение произошло в XX веке. Через монастырь прокатились волны советско-финской, а затем Второй Мировой войны. В итоге, последние девять коневских иноков, после долгих скитаний, вместе со святым образом Коневской Божьей Матери прибились к Ново-Валаамскому монастырю в местечке Папинниеми на территории Финляндии.

В монастырских стенах в советское время располагалась военная-морская часть и казармы. Однако сейчас Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь восстановлен и является местом паломничества православных христиан со всего мира.

Современное местонахождение оригинала Коневской иконы Божьей Матери

К сожалению, оригинал Коневской иконы Божьей Матери, принадлежавший самому Преподобному Арсению, так и остался в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. В Рождество-Богородицком монастыре на Коневце хранятся лишь списки с этого чудотворного образа, в том числе – один точный, мерный.

Недавно специалисты-реставраторы соборного храма Ново-Валаамского монастыря расчистили древний лик Богородицы от более поздних наслоений. За отреставрированной святыней осуществляется внимательный уход.

Периодически оригинал чудотворной Коневской иконы Божьей Матери путешествует по православному миру. В частности, иногда его привозят и в Россию – на прославившую его землю. Однако о полном возвращении реликвии на Коневец речи не идёт.

Чудеса, творимые через образ Божьей Матери Коневская

Помимо описанного в житии Преподобного Арсения случая с изгнанием бесов из Конь-камня, с образом Коневской Божьей матери связывают многочисленные чудеса мироточения и исцеления. Причём, источать такие благодати способен не только оригинал, но и некоторые списки.

Один из современных случаев чудесного исцеления был зафиксирован в селе Сапёрное, расположенном на Карельском перешейке. Здесь в середине 90-х годов возвели маленькую деревянную церковь, в которой разместили список Коневской иконы Божьей Матери. В 1996 году она начала мироточить.

Один из прихожан храма страдал тяжёлой формой вирусного увеита, при котором воспаляется сосудистая оболочка глаз и нередко развивается слепота. Во время службы батюшка решил помазать глаза больного священным елеем, источённым иконой. Это привело к выздоровлению так быстро, что вызвало удивление лечащего врача.

В чём помогает икона Божьей Матери Коневская

К святому образу Коневской Божьей Матери православные верующие обращаются с самыми разными тяготами. Но судя по многочисленным свидетельствам, у этой иконы всё же есть своя особая «специфика»:

«Я много-много лет страдала от хронического халязиона. Сколько раз мне вскрывали и чистили веки, я устала считать. По совету одной старицы поехала в Петербург на подворье Коневской обители. В храме Коневской иконы Божьей Матери отстояла службу и приложилась к иконе, горячо помолившись о выздоровлении. Сама едва верю, но уже три года халязион не беспокоит, хотя раньше обострения были каждую осень и весну!»

Мария, Ленинградская область

Таким образом, можно отметить присущую этой иконе особую благодать исцеления глазных болезней. Также часто упоминаются случаи помощи в избавлении от дурных пристрастий и одержимости.

Куда вешать и как молиться перед Коневской иконой

В доме образ Коневской Божьей Матери можно установить на полку в «красном углу» или на столик. Творят молитву перед этой иконой по следующему тексту:

«О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моеге Мати, яко Ты предстаательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непрелоожное. Вем и сие́, яко беззакония моя́ превзыдоша главу́ мою, и яко бремя тяжкое отяготе́ша на мне, и уже́ несмь достоин видети высоту Небесную, ниже́ воззрети ко Престоолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего́ ради к Тебе (со предстоя́щими ку́пно) припа́даю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему ма́тернее Твое моление, да не отве́ржет нас, грешных от лица Своего: но я́ко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране́ обилие благ земных. Да сотворит нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоя́щая да соединит той, я́ко благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея́ твари со Отце́м и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь».

Добавить комментарий