Чему молятся иконе неустанной помощи

Теология Иконы Матери Божьей Неустанной Помощи

ПОСЛАНИЕ ИКОНЫ

Глядя на образ Божьей Матери Неустанной Помощи следует всегда иметь в виду, что мы имеем дело с иконой, написанной анонимным автором в соответствии с каноном Богоматери Скорбящей, употреблявшимся для представления христианской тайны искупления.

1. Что такое икона?

Греческое слово eikón, от которого произошёл этот термин, означает образ. Новый Завет применяет это слово в первую очередь для Иисуса Христа: Он есть образ Бога невидимого (Кол 1, 15; Евр 1, 3). Крестившиеся, отождествляясь с Иисусом, также становятся образом Бога и храмом Святого Духа (Рим 8, 14). Но обычно, говоря об иконе, мы имеем в виду образ, представляющий Иисуса, Матерь Божью или святых, изображённых в точном соответствии с техническими и богословскими канонами.

Икона – это нечто большее, нежели обычное изображение либо памятка о событиях и людях прошлого. Икона делает реально присутствующим то, что на ней изображено. Она является той точкой, где встречаются человеческая действительность и тайна Бога. Поэтому икона – не просто декоративный элемент алтаря. Она сама – алтарь. Это объясняет, почему в литургии восточных обрядов её помещают там же, где и книги Слова Божья.

Икона – это плод молитвы. Художники, создававшие иконы, творили их в покаянной и молитвенной атмосфере. Когда они работали и молились, они думали о тех, кто будет молиться перед создаваемыми ими образами. Это значит, что художники-иконописцы, преимущественно монахи, созерцали тайну Бога и суть своего созерцания представили в красках. Таким образом они передавали свою веру и духовность другим верующим.

Икона – это объект медитации. Когда мы становимся перед иконой для молитвы, мы можем погрузиться в ту таинственную реальность, которую она представляет, и глубже понять ценность литургической молитвы. Иконы были созданы, чтобы помочь нашему созерцанию.

2. Неизвестный автор

Большинство иконописцев – художники безымянные. Среди немногих известных художников, писавших иконы Матери Божьей Скорбящей, был Андреа Ризо де Кандиа (1422–1499), принадлежавший к критской школе. Икона Божьей Матери Неустанной Помощи относится к этой школе, но точной даты её создания мы назвать не можем. Однако с большой долей вероятия можем утверждать, что он был монахом родом с о. Крит.

Древняя легенда приписывает первую икону Божьей Матери Скорбящей святому Луке Евангелисту. Именно так авторы богородичных икон наводили мосты между своим занятием и общиной верующих, лично знавших Иисуса и Марию. Эта легенда является скорее богословской идеей, чем историческим фактом, поскольку живописная техника, использовавшаяся в первые века христианства, сильно отличалась от той, которую применяли в иконописи. Самые старые иконы были написаны в VI веке, а большинство ныне известных икон были созданы в более поздние времена, начиная с XII века.

3. Божья Матерь Скорбящая

Икона Божьей Матери Неустанной Помощи написана на доске размером 54х41,5 см. На протяжении веков она получила два основных наименования. С художественной точки зрения, в связи с типом изображения, её назвали «Божья Матерь Скорбящая». Иконы Божьей Матери Скорбящей, как правило, изображают Марию, держащую на руках своего Сына Иисуса, а по сторонам – ангелов, несущих орудия страстей.

Другое название родилось из благочестия, давшего иконе имя: «Божья Матерь Неустанной Помощи». В нашей иконе Пресвятая Матерь нежно взирает на своих почитателей и готова поспешить к ним на помощь в любой нужде.

На иконе представлены четыре святые фигуры:

Непорочная Богоматерь, Дитя Иисус и святые архангелы Михаил и Гавриил.

Эти фигуры обозначены имеющимися на иконе буквами:

MP – ΘΥ = Матерь Бога (по обе стороны верхней части изображения)
IC – XC = Иисус Христос (справа от головы Младенца Иисуса)
OAM = архангел Михаил (над ангелом, слева от зрителя)
ОАГ = архангел Гавриил (над ангелом, с правой стороны)

Дева Мария показана до пояса, но создаётся впечатление, что она стоит. Она одета в красную тунику, тёмно-синий плащ (с изнанки – зелёный) и прикрывающий волосы и лоб голубой покров. В его верхней части посредине находится золотая звезда с восемью прямыми лучами, а рядом виден крест с лучами, похожий на звезду. Голову окружает характерный для критской школы круглый нимб. В 1867 году на него наложили корону, которая была убрана при последней реставрации.

Лик Девы видится слегка склонённым в сторону Младенца Иисуса, которого Она держит на левой руке. Большой правой ладонью с длинными пальцами (характерными для образов типа «Одигитрия» — «указывающая путь») Мария охватывает руки Младенца. Её взгляд светится нежной печалью. Мария смотрит не на своего Сына, кажется, что Она беседует с тем, кто смотрит на икону. Миндалевидные глаза цвета мёда и чётко очерченные брови делают Её лик прекрасным и возвышенным.

Младенец Иисус – единственный, кто изображён в полный рост. Он сидит на левой руке матери, а руками крепко держится за Её правую ладонь. Он одет в зелёную тунику с красным поясом и прикрыт красноватым плащом. Падающая с правой стороны сандалия позволяет увидеть низ ступни. Это может означать, что, Младенец поражён видением страстей, вызванным крестом и гвоздями, которые показывает архангел Гавриил. С другой стороны архангел будучи Богом, Иисус также является и человеком. У Него каштановые волосы и детские черты лица.

Ступни и шея выражают резкое движение в страхе перед чем-то, что вскоре должно произойти. Очевидно Михаил показывает другие орудия страстей: копьё, шест с губкой и сосуд с уксусом.

4. Тайна Искупления

Икона Божьей Матери Неустанной Помощи – это не декоративный элемент, это образ, несущий некое послание. Это катехизация, разъясняющая главную тайну нашей веры. Различные показанные в ней элементы говорят нам о Боге, присутствующем среди нас, о Крестном пути, о полном любви заступничестве Марии и о сиянии грядущей славы (золотой фон иконы).

В теле Марии завет спасения приобрёл конкретные черты, когда Сын Божий принял нашу человеческую природу. А когда Его земная жизнь окончилась на кресте, Мария была там, как первая последовательница Учителя. Именно в эти последние минуты Иисус объявил Её Матерью всех верующих: «Се Матерь твоя» (Ин 19, 27). Мария принимает нас, как своих детей, чтобы вести нас к Иисусу.

Самой крупная фигура на иконе – Мария, но не фигура Марии является ключевой точкой образа. В центре иконы – соединённые руки Матери и младенца, изображённые так, что Мария указывает на своего сына Иисуса Христа, Сына Божьего, который жертвует жизнью за всех нас. Перед нами тот тип икон, что называется «Одигитрия», то есть «указывающая путь». Мария показывает Христа, который есть Путь, Истина и Жизнь (ср. Ин 19, 25).

Младенец Иисус показан как жертва, уготованная для приношения, что совершится так, как это описывает евангелист в сцене Жертвоприношения в Храме (Лк 2, 22–40). А то, как стоит Богоматерь, напоминает нам слова Евангелия «При кресте Иисуса стояла Матерь Его» (Ин 19, 25), не сломленная болью, но стоящая твёрдо и неусыпно.

Все элементы композиции подчёркивают реальность страдания, которое выражено на лице Матери, в резком движении Младенца Иисуса и в наличии орудий страстей. Однако в то же время подчёркивается торжество Иисуса, обозначенный золотым фоном и тем, как торжественно ангелы держат орудия страстей. Они кажутся на столько инструментами казни, сколько трофеями победы; их будто забрали с Голгофы в утро Воскресения.

Понятно, почему образ Неустанной Помощи зовёт к молитве. Ведь в нём – вся Тайна Искупления. Нетрудно также понять, почему так много людей любят читать Розарий перед этой иконой. Они видят в ней не только Марию, сопровождающую их в жизни и молитве, но также созерцают тайны жизни Иисуса: Радостные (Младенец), Скорбные (Крест) и Славные (золотой фон иконы).

Молитва

Мы приходим увидеть Тебя
На троне милости твоем
И с доверием молим Тебя
И Сына твоего зовём.
Мы сердцу твоему доверяем
Наши болезни и нужды:
Мария, о Мария, Мария, помоги!
О Мать, однажды в нашей смерти,
В нужде последней нашей
Помоги нам счастье обрести,
Испив смерти радостной чашу.
Когда глаза уже почти закрыты будут
Позволь сказать Ты сердцу и губам:
Мария, о Мария, Мария, помоги нам!

«Молись — Божия Матерь услышит!»

О современных чудесах Пресвятой Богородицы

В субботу пятой седмицы Великого поста Святая Церковь отмечает Похвалу Пресвятой Богородицы. Иначе этот праздник называется Суббота Акафиста, — составленного в благодарность за чудесные избавления от бед по заступничеству Матери Божией. О небольшой толике современных чудес Богоматери — эти истории.

Проявление икон

Протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском:

— Когда меня 20 лет назад назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, мне тут же принесли Рудненскую икону Божией Матери. Здесь в честь этого образа освящен престол, так как местные крестьяне обрели его на святом источнике вблизи церкви. Помню, приходит староста и говорит:

— Батюшка, хотелось тебе что-то подарить в связи с тем, что тебя поставили восстанавливать этот храм.

Она знала, что Рудненская икона Божией Матери здесь почитается. Протягивает иконочку, а та темная. Ничего не было видно: ни красок, ни самого образа.

— А как ты поняла, что это Рудненская икона? — спрашиваю у нее.

— Мне сказали об этом, когда я покупала ее на антикварном рынке в Измайлово, — поясняет.

— Ладно, раз Рудненская, с удовольствием возьму!

Дело в том, что у нас в храме оставалась сохраненная старыми прихожанами только одна чтимая Рудненская икона. По преданию, когда храм был закрыт в 1936 году, храмовую икону расколола и сожгла жительница села Крылатское. Через несколько лет во время Великой Отечественной войны при налете немецкой авиации на завод за Москвой рекой одна из бомб «случайно» выпала и попала в село — именно в дом этой женщины, убив ее вместе с дочерью. Больше в селе никто кроме них не пострадал.

— Смотрите, Тамара Алексеевна, икона же не была такой!

— Да, батюшка, — подтверждает она, потрясенная.

Икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками

Действительно икона полностью на глазах обновилась, заиграла красками, — и это притом, что кисть художника-реставратора даже не прикоснулась к ней! Видите, какие на ней краски? А была просто черная доска, на которой разве что какие-то очертания проступали, а теперь вон как сияет!

А вот еще образ «Неопалимая купина». Ее тоже мне прихожане подарили совсем темной. Я принес ее сюда в келью, а ничего на ней не видно: ни лика, ни подробностей не разобрать. Просто какие-то полосы на темной доске проглядывали. Только по этим линиям, сходящимся углами, я и понял, что это образ «Неопалимая купина». Повесил ее в келье.

«Ладно, — думаю, — найду хороших художников». Я тогда как раз понял, что нельзя первым встречным отдавать икону на реставрацию, накануне мне испортили один образ. Так что решил подождать.

И эта икона тоже сама проявилась! То, что на ней сейчас можно разглядеть, — всего этого и в помине не было! На ней сейчас даже голубая лазурь видна — этот цвет напрочь отсутствовал. Ангелов было не видно! А посмотрите, какой у иконы благородный лик!

Вот вам, пожалуйста, чудеса нашего времени.

Буквально на днях мне из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, где я также раньше был настоятелем, передали, что там три иконы заблистали. Съездите туда, посмотрите! Это иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших», а также образ великомученика Георгия Победоносца. И у меня в келье тоже помимо богородичных икона Георгия Победоносца обновилась.

Также помню, когда меня только назначили настоятелем в Крылатское, одна художница принесла мне икону Божией Матери «Избавительница».

— Возьмите ее в алтарь! — просит меня.

— Почему в алтарь? — уточняю.

И тогда она мне рассказывает свою историю. Она тяжело заболела и дала обет Божией Матери, что напишет Ее икону. А когда поправилась, то в нахлынувшей суете забыла об обещанном. Прошло года два, она как-то утром выходит прогуляться с собачкой и вот, что видит. Идет ей навстречу высокая стройная монахиня. Та приструнила пса, а сама думает: «Какая же величественная. »

— Ты Мне слово дала и почему не выполняешь? — вдруг обращается к ней прохожая.

«Какое слово. Кому?», — думает та и внезапно вспоминает:

— Божией Матери обещала Ее икону написать!

Но Богородица уже стала невидимой.

«Знамение», явленное из моря

— Открой мешок. Открой мешок.

Я послушался. Подошел. Мешок был весь в тине. Снял эти водоросли. Стал развязывать бечевку. Содержимое оказалось обвязано еще мужским свитером, скрепленным канцелярскими иголочками с пластмассовыми наконечниками. Разворачиваю свитер, а там — икона! Богородичная.

Я позвонил маме, отправил домой по whatsapp-у снимок находки.

— Тебе послана — забирай.

Хотя тут же кто-то подошел и предложил отнести святыню в храм. Но я все-таки послушался маму. Потом мне подтвердил это решение схиархимандрит Илий (Ноздрин), когда я привез ему икону в Переделкино. С ним тогда еще рядом находился протоиерей Валериан Кречетов. Я хотел отдать икону им, но батюшка Илий сказали:

Читайте также:  О чем молиться перед иконой остробрамской

— Пусть она побудет пока у тебя.

Эта икона чудотворная. Сколько раз уже было, что сослуживцы, у которых по жизни возникали какие-то серьезные проблемы, приходили ко мне домой, а я им говорил:

— Верь, молись! Просто своими словами проси Божию Матерь!

И каждый раз совершенно чудесным образом все в жизни этих людей разрешалось.

У самого меня жизнь совершенно изменилась. Как-то все правильно стало складываться. В интернете кто-то что-то писал про этот случай, но там много вранья. Почему-то писали, что я там с женой был, а я всего-то год назад женился! Чувствую помощь и покровительство Пресвятой Богородицы.

Как Божия Матерь вступилась, когда отказались врачи

— Помню, как в 1970-х годах монахам Лавры препятствовали проводить отдельные соборования. Мол, хватит верующим и одного общего соборования в Великую среду. А вскоре заболела живущая по соседству с Лаврой одна совсем еще молоденькая девушка. Она работала бухгалтером в детском диспансере. Во дворе учреждения что-то пристраивали, нарыли ям, она по неосторожности упала да ушиблась. Шишка у нее какая-то твердая образовалась, думала, пройдет, а как показалась врачам, те и диагностировали рак, да уже с метастазами. Лежала она одна в палате Боткинской больницы, да и расплакалась:

Богородица сказала: «Лидия, почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил»

И увидела прямо в палате Пресвятую Богородицу:

— Лидия, почему ты ропщешь? Тебя никто не оставил.

Врачи от нее отказались, отправили домой как безнадежную. Мама у нее была верующая, тут же к лаврским монахам обратилась с просьбой пособоровать и причастить.

Девушку привезли в Лавру, и мы, закрывшись в Михеевском храме, не включая света, при свечах ее пособоровали. Потом она три раза причастилась и вернулась уже на работу здоровой.

— Как ты исцелилась? — спрашивают ее коллеги.

— Господь исцелил, Причастие, — отвечала она.

Надо только верить, молиться, Божия Матерь услышит, Господь не оставит.

История иконы Матери Божией Неустанной Помощи

Согласно одной восточной традиции св. евангелист Лука нарисовал икону Богоматери с Младенцем, которая хранилась в Константинопольском храме до 1453 г., когда завоеватели – турки уничтожили её. К счастью, согласно традиции, сохранились различные, с некоторыми изменениями и дополнениями копии этой иконы. Самые первые, дошедшие до наших дней иконы Матери Божьей относятся к VI веку. В них и во всей последующей византийской иконографии Пресвятая Дева Мария изображается как «прибежище грешников» и «взыскание погибших», то есть всепрощающая Мать, к которой может обратиться самый безнадёжный грешник.

Икона Матери Божьей Неустанной Помощи, которая в настоящее время хранится в Риме в храме св. Альфонса, по мнению некоторых исследователей, является одной из многих более поздних копий иконы, нарисованной св. Лукой. Эту икону критики относят к XIV веку, и имеются сведения о том, что она была привезена в Рим в XV веке с острова Крит. Она написана по византийскому типу изображения Богоматери «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»), характерный признак которого – спокойное положение Матери и Ее Сына, акцент на строгость духовной дисциплины и сдержанность.

Эта икона из тех, которые привлекают к себе мало внимания. Стиль ее архаичен, суров, неэмоционален; в ней нет тех живых красок, которыми отличаются более поздние Мадонны итальянской и испанской школ. Красота этой иконы открывается тем, кто умеет понять ее символику: расположение фигур, их движения, жесты, предметы, цвета.

Икона писана маслом по дереву, как писались почти все старинные иконы. Она небольших размеров 56см х 44см. Тёмно-синий цвет мантии и золотой цвет фона оттеняют друг друга, создавая определённую цветовую гамму. На золотом фоне (золото не ржавеет, оно символизирует вечность) виднеется Матерь Божья, держащая Младенца. Голова и плечи Её покрыты платом (мафорием) синего цвета (синий цвет – цвет неба – символизирует веру).

Она одета в тунику красного цвета (красный цвет – цвет крови – символизирует любовь). Богоматерь всегда является для нас примером веры и любви. Сияние вокруг Её головы украшено рисунком тончайшего узора. Над челом лучистая звезда (звезда символизирует то, что Она – Приснодева). Над головой на золотом фоне видны буквы МРО V, которые являются сокращением имени: Матерь Господа. В византийском искусстве была традиция указывать сокращённо имена каждой нарисованной фигуры. Так и на этой иконе имеются буквенные обозначения имён Девы Марии, Младенца и архангелов Михаила и Гавриила.

Младенец Иисус сидит на левой руке Матери, прислонившись к Ней. Своими ручками Он держится за Её правую руку, а голова Его повёрнута влево, глаза подняты и смотрят на какой-то предмет, находящийся за Ним. Он одет в тунику зелёного цвета (зелёный цвет – цвет моря, бесконечно глубокого океана – символизирует бесконечность Христа, Его Божественную природу). Он опоясан поясом пурпурного цвета (пурпур – очень дорогая краска – символизирует царскую власть Христа). На Нём плащ коричневого цвета (коричневый цвет – цвет земли – символизирует человеческую природу Христа). С правой стороны иконы, выше головы Младенца, нарисован ангел, держащий тройной крест и три гвоздя. Над его головой надпись, означающая, что это архангел Гавриил. На той же высоте с левой стороны другой ангел, у которого в руках копьё и иссоп. Надпись означает, что это архангел Михаил.

В эпоху средневековья, когда распространялось особое почитание Страстей Христа и Его Скорбящей Богоматери, художник, взяв за основу икону св. Луки, добавил от себя некоторые детали в честь Страстей Господних. Таким образом было изображено полное исполнение пророчества царя Давида, который говорит о Христе: «И скорбь Моя всегда передо Мною» (Пс . 38, 18). На иконе Господь изображён в младенческом возрасте как бы видящим свои страдания. Он спит на руках Матери, просыпается и вдруг видит в руках архангела Михаила копьё и иссоп; испуганный этим, Он быстро поворачивается и смотрит в другую сторону и тут видит архангела Гавриила с крестом и гвоздями. Итак, куда бы Младенец ни посмотрел, Он всюду видит свое страдание. В страхе Он делает резкое движение, и с Его маленькой правой ступни спадает развязавшаяся сандалия. В ужасе и трепете Он двумя маленькими ручками крепко сжимает правую руку Своей Матери, ведь Она всегда Матерь Неустанной Помощи! Мария поддерживает Младенца левой рукой, привлекает Его ближе к Себе, как бы защищая Его.

С первых моментов своей жизни на земле наш Спаситель сознавал, сколько Ему придётся выстрадать ради искупления человеческих грехов. Не только царь Давид сказал о Нём «Скорбь Моя всегда передо Мною», но и пророк Исайя точно предсказал: «Нет в Нём ни вида, ни величия. Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни. Он взял на Себя наши немощи. Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши. » (Ис . 53 , 2-4). Изображённый на иконе испуг Божественного Младенца от вида ожидающих Его страданий свидетельствует о том, что Он знает, какая мученическая смерть ожидает Его.

Икона также говорит о том, что Мария является Скорбящей Матерью, так как Она как Матерь разделяет все страдания своего Сына. Св. Бернард и св. Альфонс считают, что Она, прекрасно зная Святое Писание, знает всё, что должно произойти с Её Сыном. Она понимает значение пророчества Симеона: «Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец». (Лк . 2, 35).

Есть и ещё более глубокая причина страха Младенца, видящего крест, гвозди, копьё и иссоп: это сознание того, что смотря на то, что Он отдаёт свою жизнь во искупление грехов человечества, многие люди будут продолжать грешить: «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». (Евр. 6,6). Икона указывает на то, что Пресвятая Дева разделяет с Младенцем это знание, так как Её взгляд устремлён не к Сыну, а к нам. Она смотрит на нас глазами полными печали, как будто хочет сказать:

«Грешники, пожалейте Моё Дитя, вашего Искупителя, старайтесь больше Его не распинать».

Архангелы, держащие орудия страданий Христа, одеты в фиолетовые туники (фиолетовый цвет – цвет скорби и покаяния). Их руки покрыты вуалью, чем икона учит нас почитать эти священные предметы.

Золотой фон иконы, окружающий фигуры, символизирует небесный Иерусалим, «Город из чистого золота», описанный Св. Иоаном в Апокалипсисе. Архангелы спускаются оттуда к Иисусу и Марии на землю. Этот золотой фон означает также рай, обретённый для нас Святой Кровью нашего Спасителя, а Дева Мария является вратами («Дверь небесная») в рай, через которые мы туда входим.

Главный смысл этой иконы выражен посредством изображённой на переднем плане правой руки Богоматери, символизирующей Её силу. Божественный Младенец держится за Неё своими маленькими ручками, и в этом следует видеть превосходное соединение силы Девы Марии с Божественной силой. Святые учат нас о том, что Господь дарует нам свою благодать через руки Своей Скорбящей Матери. Церковь называет Марию посредницей или каналом благодати. Что бы Мария ни испрашивала у Сына, всё даётся, потому что Он знает, что Она ищет только Его славы и спасения душ, искупленных Его Кровью. С каким же упованием мы можем обращаться к Матери Божьей Неустанной Помощи! Всё призывает нас уповать на Неё: Она держит на руках Богочеловека, «сокровище превыше всех сокровищ», Она знает тайну Его Святейшего Сердца, Её глаза молят довериться Ей, однако самым убедительным является то имя, которое Она сама себе даёт: Матерь Неустанной помощи. Это не просто имя, но и обещание помогать нам, когда бы мы к Ней ни обратились. Пусть Младенец Иисус будет для нас примером и в этом, как и во всём остальном: в страхе и в скорби Он быстро обращается к Ней и льнёт к Её рукам. Не должны ли и мы так же обращаться к Ней в наших испытаниях и искушениях, когда крест гнетёт нас. Прибегая к Ней, мы несомненно испытаем на себе Её покров и силу.

Как уже было отмечено, над челом Пресвятой Девы изображена звезда. Это и, так называемая, «Утренняя звезда». Церковь называет Марию Звездой Моря. Св. Фома Аквинский объясняет это так: как моряков к пристани ведёт звезда, так христиан к небесам ведёт Мария. Св. Бонавентура для того, чтобы внушить грешникам упование на заступничество Девы Марии предлагает такую картину: шторм на море, грешникам, падающим с корабля Божественной благодати, грозит гибель. Господь, указывая на Марию, «Звезду Моря», говорит: «несчастные гибнущие грешники, не отчаивайтесь, устремите взор к этой прекрасной Звезде, Она приведёт вас к гавани Спасения».

«Дитя, смотри на твою Матерь», – говорит нам Господь. Да , если мы будем смотреть на Неё, как на свою Матерь, Она будет нам спасительным прибежищем. На этой иконе мы видим, как Её глаза молят нас обращаться к Ней во всех наших бедах. В Её взгляде мы находим ответ на все наши просьбы: «Могущественная Заступница наша, обрати Твой милостивый взор на нас». Св. Альфонс говорит, что Дева Мария всегда готова сжалиться над нами и помочь нам в наших бедах.

Знатоки византийского искусства утверждают, что изображённые на иконе широко открытые глаза и маленький, по сравнению с ними, рот Пресвятой Девы означают, что Она многое видела, сохраняя это в своём сердце, но мало говорила. Характерная особенность этой иконы является выражение лица Пресвятой Девы, обращённого к зрителям, полное спокойствия и благосклонного сочувствия.

Здесь уместно будет припомнить, что древние художники, рисовавшие икону, ставили перед собой определённую задачу. Ведь название «икона» – изображение святого, противопоставляется названию «идол» – изображение языческого. Икона – предмет моления. Между молящимся и святым, изображённым на иконе, должна возникнуть некая мистическая связь. Молящийся обращается с молитвой к святому, а святой как бы отвечает ему своим взглядом. Когда мы смотрим на икону Матери Божьей Неустанной Помощи, кажется, что Она всем говорит: «Уповайте на Меня, вы, все скорбящие; и Я страдала и умею сочувствовать другим. Я Матерь Божья Неустанной Помощи». В этом и заключается весь смысл иконы.

(Собрано и обработано из разных источников).

История иконы Матери Божией Неустанной Помощи

Согласно одной восточной традиции св. евангелист Лука нарисовал икону Богоматери с Младенцем, которая хранилась в Константинопольском храме до 1453 г., когда завоеватели – турки уничтожили её. К счастью, согласно традиции, сохранились различные, с некоторыми изменениями и дополнениями копии этой иконы. Самые первые, дошедшие до наших дней иконы Матери Божьей относятся к VI веку. В них и во всей последующей византийской иконографии Пресвятая Дева Мария изображается как «прибежище грешников» и «взыскание погибших», то есть всепрощающая Мать, к которой может обратиться самый безнадёжный грешник.

Икона Матери Божьей Неустанной Помощи, которая в настоящее время хранится в Риме в храме св. Альфонса, по мнению некоторых исследователей, является одной из многих более поздних копий иконы, нарисованной св. Лукой. Эту икону критики относят к XIV веку, и имеются сведения о том, что она была привезена в Рим в XV веке с острова Крит. Она написана по византийскому типу изображения Богоматери «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»), характерный признак которого – спокойное положение Матери и Ее Сына, акцент на строгость духовной дисциплины и сдержанность.

Читайте также:  Какую молитву прочитать чтобы повесить икону семистрельную

Эта икона из тех, которые привлекают к себе мало внимания. Стиль ее архаичен, суров, неэмоционален; в ней нет тех живых красок, которыми отличаются более поздние Мадонны итальянской и испанской школ. Красота этой иконы открывается тем, кто умеет понять ее символику: расположение фигур, их движения, жесты, предметы, цвета.

Икона писана маслом по дереву, как писались почти все старинные иконы. Она небольших размеров 56см х 44см. Тёмно-синий цвет мантии и золотой цвет фона оттеняют друг друга, создавая определённую цветовую гамму. На золотом фоне (золото не ржавеет, оно символизирует вечность) виднеется Матерь Божья, держащая Младенца. Голова и плечи Её покрыты платом (мафорием) синего цвета (синий цвет – цвет неба – символизирует веру).

Она одета в тунику красного цвета (красный цвет – цвет крови – символизирует любовь). Богоматерь всегда является для нас примером веры и любви. Сияние вокруг Её головы украшено рисунком тончайшего узора. Над челом лучистая звезда (звезда символизирует то, что Она – Приснодева). Над головой на золотом фоне видны буквы МРО V, которые являются сокращением имени: Матерь Господа. В византийском искусстве была традиция указывать сокращённо имена каждой нарисованной фигуры. Так и на этой иконе имеются буквенные обозначения имён Девы Марии, Младенца и архангелов Михаила и Гавриила.

Младенец Иисус сидит на левой руке Матери, прислонившись к Ней. Своими ручками Он держится за Её правую руку, а голова Его повёрнута влево, глаза подняты и смотрят на какой-то предмет, находящийся за Ним. Он одет в тунику зелёного цвета (зелёный цвет – цвет моря, бесконечно глубокого океана – символизирует бесконечность Христа, Его Божественную природу). Он опоясан поясом пурпурного цвета (пурпур – очень дорогая краска – символизирует царскую власть Христа). На Нём плащ коричневого цвета (коричневый цвет – цвет земли – символизирует человеческую природу Христа). С правой стороны иконы, выше головы Младенца, нарисован ангел, держащий тройной крест и три гвоздя. Над его головой надпись, означающая, что это архангел Гавриил. На той же высоте с левой стороны другой ангел, у которого в руках копьё и иссоп. Надпись означает, что это архангел Михаил.

В эпоху средневековья, когда распространялось особое почитание Страстей Христа и Его Скорбящей Богоматери, художник, взяв за основу икону св. Луки, добавил от себя некоторые детали в честь Страстей Господних. Таким образом было изображено полное исполнение пророчества царя Давида, который говорит о Христе: «И скорбь Моя всегда передо Мною» (Пс. 38, 18). На иконе Господь изображён в младенческом возрасте как бы видящим свои страдания. Он спит на руках Матери, просыпается и вдруг видит в руках архангела Михаила копьё и иссоп; испуганный этим, Он быстро поворачивается и смотрит в другую сторону и тут видит архангела Гавриила с крестом и гвоздями. Итак, куда бы Младенец ни посмотрел, Он всюду видит свое страдание. В страхе Он делает резкое движение, и с Его маленькой правой ступни спадает развязавшаяся сандалия. В ужасе и трепете Он двумя маленькими ручками крепко сжимает правую руку Своей Матери, ведь Она всегда Матерь Неустанной Помощи! Мария поддерживает Младенца левой рукой, привлекает Его ближе к Себе, как бы защищая Его.

С первых моментов своей жизни на земле наш Спаситель сознавал, сколько Ему придётся выстрадать ради искупления человеческих грехов. Не только царь Давид сказал о Нём «Скорбь Моя всегда передо Мною», но и пророк Исайя точно предсказал: «Нет в Нём ни вида, ни величия. Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни. Он взял на Себя наши немощи. Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши. » (Ис. 53, 2-4). Изображённый на иконе испуг Божественного Младенца от вида ожидающих Его страданий свидетельствует о том, что Он знает, какая мученическая смерть ожидает Его.

Икона также говорит о том, что Мария является Скорбящей Матерью, так как Она как Матерь разделяет все страдания своего Сына. Св. Бернард и св. Альфонс считают, что Она, прекрасно зная Святое Писание, знает всё, что должно произойти с Её Сыном. Она понимает значение пророчества Симеона: «Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец». (Лк. 2, 35).

Есть и ещё более глубокая причина страха Младенца, видящего крест, гвозди, копьё и иссоп: это сознание того, что смотря на то, что Он отдаёт свою жизнь во искупление грехов человечества, многие люди будут продолжать грешить: «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». (Евр. 6,6). Икона указывает на то, что Пресвятая Дева разделяет с Младенцем это знание, так как Её взгляд устремлён не к Сыну, а к нам. Она смотрит на нас глазами полными печали, как будто хочет сказать:
«Грешники, пожалейте Моё Дитя, вашего Искупителя, старайтесь больше Его не распинать».

Архангелы, держащие орудия страданий Христа, одеты в фиолетовые туники (фиолетовый цвет – цвет скорби и покаяния). Их руки покрыты вуалью, чем икона учит нас почитать эти священные предметы.

Золотой фон иконы, окружающий фигуры, символизирует небесный Иерусалим, «Город из чистого золота», описанный Св. Иоаном в Апокалипсисе. Архангелы спускаются оттуда к Иисусу и Марии на землю. Этот золотой фон означает также рай, обретённый для нас Святой Кровью нашего Спасителя, а Дева Мария является вратами («Дверь небесная») в рай, через которые мы туда входим.

Главный смысл этой иконы выражен посредством изображённой на переднем плане правой руки Богоматери, символизирующей Её силу. Божественный Младенец держится за Неё своими маленькими ручками, и в этом следует видеть превосходное соединение силы Девы Марии с Божественной силой. Святые учат нас о том, что Господь дарует нам свою благодать через руки Своей Скорбящей Матери. Церковь называет Марию посредницей или каналом благодати. Что бы Мария ни испрашивала у Сына, всё даётся, потому что Он знает, что Она ищет только Его славы и спасения душ, искупленных Его Кровью. С каким же упованием мы можем обращаться к Матери Божьей Неустанной Помощи! Всё призывает нас уповать на Неё: Она держит на руках Богочеловека, «сокровище превыше всех сокровищ», Она знает тайну Его Святейшего Сердца, Её глаза молят довериться Ей, однако самым убедительным является то имя, которое Она сама себе даёт: Матерь Неустанной помощи. Это не просто имя, но и обещание помогать нам, когда бы мы к Ней ни обратились. Пусть Младенец Иисус будет для нас примером и в этом, как и во всём остальном: в страхе и в скорби Он быстро обращается к Ней и льнёт к Её рукам. Не должны ли и мы так же обращаться к Ней в наших испытаниях и искушениях, когда крест гнетёт нас. Прибегая к Ней, мы несомненно испытаем на себе Её покров и силу.

Как уже было отмечено, над челом Пресвятой Девы изображена звезда. Это и, так называемая, «Утренняя звезда». Церковь называет Марию Звездой Моря. Св. Фома Аквинский объясняет это так: как моряков к пристани ведёт звезда, так христиан к небесам ведёт Мария. Св. Бонавентура для того, чтобы внушить грешникам упование на заступничество Девы Марии предлагает такую картину: шторм на море, грешникам, падающим с корабля Божественной благодати, грозит гибель. Господь, указывая на Марию, «Звезду Моря», говорит: «несчастные гибнущие грешники, не отчаивайтесь, устремите взор к этой прекрасной Звезде, Она приведёт вас к гавани Спасения».

«Дитя, смотри на твою Матерь», – говорит нам Господь. Да , если мы будем смотреть на Неё, как на свою Матерь, Она будет нам спасительным прибежищем. На этой иконе мы видим, как Её глаза молят нас обращаться к Ней во всех наших бедах. В Её взгляде мы находим ответ на все наши просьбы: «Могущественная Заступница наша, обрати Твой милостивый взор на нас». Св. Альфонс говорит, что Дева Мария всегда готова сжалиться над нами и помочь нам в наших бедах.

Знатоки византийского искусства утверждают, что изображённые на иконе широко открытые глаза и маленький, по сравнению с ними, рот Пресвятой Девы означают, что Она многое видела, сохраняя это в своём сердце, но мало говорила. Характерная особенность этой иконы является выражение лица Пресвятой Девы, обращённого к зрителям, полное спокойствия и благосклонного сочувствия.

Здесь уместно будет припомнить, что древние художники, рисовавшие икону, ставили перед собой определённую задачу. Ведь название «икона» – изображение святого, противопоставляется названию «идол» – изображение языческого. Икона – предмет моления. Между молящимся и святым, изображённым на иконе, должна возникнуть некая мистическая связь. Молящийся обращается с молитвой к святому, а святой как бы отвечает ему своим взглядом. Когда мы смотрим на икону Матери Божьей Неустанной Помощи, кажется, что Она всем говорит: «Уповайте на Меня, вы, все скорбящие; и Я страдала и умею сочувствовать другим. Я Матерь Божья Неустанной Помощи». В этом и заключается весь смысл иконы.

27 июня – икона Матери Божьей “Неустанная помощь”

Тот, кто любит Марию, называет Её Матерью.
Можно сказать, что Её и нельзя называть по-другому,
ведь она родила нас в жизнь,
во имя нашего искупления пожертвовав на Голгофе Своим Сыном.

Св. Альфонс Лигуори, «Прославление Марии»

Одним из самых распространённых среди христиан обращений к Богоматери является выражение «Неустанная Помощь»; в особенности среди наиболее опечаленных и нуждающихся, которые чувствуют особую потребность в любви и заботе. Оригиналом иконы «Неустанная Помощь» является восточная икона Скорбящей Богоматери. Этот образ был написан, чтобы пробуждать в нас надежду и оживлять нашу молитву. Её духовный посыл важнее её художественных достоинств.

Икона – это больше, нежели память об исторических фигурах либо событиях. Икона « Неустанная Помощь», представляя Иисуса и Марию пред ликом Страстей, особым образом вносит в нашу жизнь Таинство Искупления во Христе и заступничество Марии за тех, кто стремится следовать за Христом. Неустанная Помощь – это изображение Марии, но прежде всего это образ Иисуса искупителя на руках Матери.

Эту икону можно постичь только через веру и молитву. Видеть Марию – значит видеть мать, изведавшую страдания и предлагающую свою безграничную помощь. Её достоинство и нежность зовут нас принимать волю Божию даже тогда, когда мы находим страдания и крест, и жертвовать своей жизнью в служении ближним, как это сделал Её Сын.

Икона Богоматери Неустанной Помощи была доставлена в Рим в 1480 году с Крита и около трёх веков была выставлена для почитания в римской церкви св. Матфея, получив за это время известность как чудотворная.

После вторжения в Рим армии Наполеона в 1789 году церковь св. Матфея была разрушена, а икона была перенесена в приватную часовню отцов августиниацнев при церкви Санта-Мария-ин-Постерула и с течением времени была почти позабыта.

В 1855 году редемптористы приобрели участок возле базилики Санта-Мария-Маджоре, на котором ранее находилась древняя церковь св. Матфея, чтобы построить там главный дом своей конгрегации. В связи с этим многие вспомнили, что ранее на этом месте было место почитания иконы Богоматери Неустанно Помощи; поэтому когда этот образ был обнаружен в 1865 году, генеральный настоятель конгрегации о. Николай Маурон направил Папе Пию IX прошение, в котором просил разрешения перенести икону Неустанной Помощи в новый храм редемптористов, который был воздвигнут на Виа-Мерулана между базиликой Санта-Мария-Маджоре и Латеранской базиликой, недалеко от того места, где некогда располагалась церковь св. Матфея. Папа, тронутый необычным рассказом о чудотворной иконе, в тот же самый день распорядился передать икону в редемптористский храм св. Альфонса Лигуори, а на обратной стороне прошения собственноручно написал резолюцию:

«11 декабря 1865 г. Пусть кардинал Префект Пропаганды сообщит настоятелю общины Санта-Мария-ин-Постерула, что мы желаем, дабы образ Пресвятой Девы, о котором говорится в этом прошении, был вновь размещён между св. Иоанном и Святой Марией Великой; редемптористы же пусть позаботятся о том, чтобы заменить его другим равноценным образом».

По преданию, блаж. Пий IX тогда же сказал Генеральному настоятелю редемптористов: «Сделайте так, чтобы эту икону знали во всём мире». В январе 1866 года в церковь Санта-Мария-ин Постерула отправился о. Микеле Марки, чтобы взять у августинцев икону. После этого польский художник Леопольд Новотны отреставрировал образ, и 26 апреля 1866 года он был снова выставлен для всеобщего почитания в церкви св. Альфонса. 23 июня 1867 года икона Богоматери Неустанной Помощи была торжественно коронована, а в 1876 году на 27 июня был установлен праздник Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи.

Особым образом эту икону почитал св. Иоанн Павел II, который 30 июня 1991 года посетил церковь св. Альфонса и отслужил там Мессу. Позже он рассказывал, что впервые увидел этот образ в редемптористской церкви в Кракове, в то время, когда он работал на заводе. Икона произвела на него огромное впечатление, и он впоследствии продолжал посещать эту церковь, уже будучи епископом, а потом и кардиналом. «Я благодарен Мадонне Неустанной Помощи, которая стала для меня Неустанной Помощью в весьма трудных обстоятельствах», — сказал Папа.

Читайте также:  Какой иконе молиться вячеславу

Мать -Матерь нежности и строгости держит ребенка на руках. Она смотрит на того, кто рассматривает икону. Ребенок испуганно держится за протянутую правую руку матери. Он смотрит на одного из тех ангелов, которые держат предметы его страданий (крест, копье и губку). Надписи позволяют нам распознать, что это Архангелы Михаил и Гавриил.
Цвета говорят на своем собственном языке. Золото заднего плана указывает на вечность и величие Бога. Красный, цвет одежды Девы, обозначает на языке символов цвет любви, а синева накидки – цвет веры и верности.
Зеленые одежды (зеленый, как глубокое, бесконечное море) означают божество ребенка. Коричневая накидка указывает на его связь с землей и человечество. Иисус одновременно Бог и Человек.
В центре иконы определенно находится Мария. Маленький Иисус, испуганный и смущенный взглядом ангела с крестом, держит руку Матери обеими ручками. В торопливых поисках укрытия Он теряет сандалию с ноги.
Значение иконы можно изложить так: Мать для Него и Мать для нас. Письменные знаки у головы Марии обозначают «Матерь Господня», а рядом с ребенком «Иисус Христос». Иисус – человек со своими страхами, как и мы. Его жизнь была исполнением воли Отца через всю глубину человеческой жизни.
Мария – наше убежище. Смотрящая на нас, она – Матерь неустанной помощи, Мать постоянной заботы, Мать с сильной рукой, на которую мы всегда можем опереться.

Мы приходим увидеть Тебя
На троне милости твоем
И с доверием молим Тебя
И Сына твоего зовём.
Мы сердцу твоему доверяем
Наши болезни и нужды:
Мария, о Мария, Мария, помоги!
О Мать, однажды в нашей смерти,
В нужде последней нашей
Помоги нам счастье обрести,
Испив смерти радостной чашу.
Когда глаза уже почти закрыты будут
Позволь сказать Ты сердцу и губам:
Мария, о Мария, Мария, помоги нам!

Римская молитва
О Матерь Неустанной Помощи/ с большим доверием сегодня/ прихожу к Твоей святой Иконе,/ чтобы молить о Твоей помощи. /Не рассчитываю ни на мои заслуги, / ни на добрые мои дела, / а только на неисчислимые заслуги Господа Иисуса/ и на Твою несравненную материнскую любовь./ О, Матерь, / Ты смотрела, на раны Искупителя/ и на Его кровь, пролитую на кресте / для нашего спасения./ Он же, Сын Твой, умирая, / дал нам Тебя в Матери./ Разве не будешь для нас, / как гласит Твой сладчайший титул: / Неустанной помощью,/ Тебя, о Матерь Неустанной Помощи, умоляю, / чтобы испросила у Сына Твоего ту благодать, / которую так сильно желаю / и в которой так нуждаюсь…
О, Благословенная Матерь, / Ты знаешь, как сильно Иисус, / наш Искупитель, / желает уделять нам всевозможных плодов Искупления./ Испроси, о Ласковая Матерь, / у Сердца Иисуса ту благодать, / о которой в этой новенне с покорностью прошу,/ а я с радостью буду вместе с Тобой/ восхвалять неисчерпаемое милосердие Божье. Аминь.

День первый: Ориентир (Звезда)

Мария несет во лбу звезду. Остров Крета, на котором возникла эта икона, окружен морем. Кто находится в море, должен ориентироваться по звездам, чтобы точно добраться до дома.
Мария ориентировалась по наставлениям Божьим. А сейчас Она сама для нас как «звезда в море». Своей жизнью она показывает нам дорогу к Богу.
Звезда в море, приветствую Тебя, помоги нам.
Милая Матерь Божья, помоги нам,
Мария, помоги нам в наших глубоких нуждах.
Мария, когда мы иногда теряем ориентир в жизни, покажи нам путь к Иисусу. Дай нам мужество делать то, что сказал Он. Будь для нас звездой в темноте, чтобы мы смогли быть для других светом на их пути.

День второй: Крест

Оба Архангела Михаил и Гавриил, несут предметы страдания: копьё, губку, пропитанную уксусом, и крест.
Мария, Ты знаешь тяжёлые часы человеческой жизни. Как Ты помогала своему Сыну в Его страхах и страданиях до самого креста, так помогай и нам, когда мы будем нести крест нашей жизни.

День третий: Мария смотрит на нас

Не важно, с какой стороны мы смотрим на икону: Мария всегда смотрит на нас.
Мария, многие люди чувствуют себя в этом мире потерянными, забытыми и брошенными всеми. Ты смотришь на нас. Ты хочешь нам сказать, что Бог не забывает никого. Помоги нам суметь каждый день чувствовать близкую любовь Бога.

День четвёртый: Любовь (Красное платье Марии)

Сущность Марии пронизана любовью. Спокойно и уравновешенно она с любовью выполняет свои задачи.
Мария, наша жизнь всегда так пуста, потому что мы часто забываем любить Бога и людей. Помоги нам выполнять с любовью все наши задачи. Помоги нам силой любви изменить мир к большей человечности и миру.

День пятый: Верность (Синяя накидка Марии)

В жизни Марии определённо была вера и верность. Она многого не понимала, но она сказала «Да», поверив обещаниям Бога.
«И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лука 1, 45). В верности к воле Господа Ты нашла исполнение твоей жизни. Помоги нам верно следовать своему пути, веря, что нас ведёт Бог.

День шестой: Божество (Зелёные одежды Иисуса)

Ставший человеком, Иисус есть Господь Бог, непостижимый как глубоководное и необъятное море.
Господь Иисус, Ты есть наш Бог в центре этого мира. Ты – Господин мира. Вечный, сильный Боже, мы молимся Тебе. В Твои руки мы отдаем наши судьбы. Будь рядом с нами своим Божеством, когда мы приходим к Тебе в своих людских нуждах и беспомощности.

День седьмой: Человечество (Коричневая накидка Иисуса)

В то же время Иисус – человек, как и мы, связанный с землёй, не отделимый от земной действительности, совсем как каждый из нас с телом и душой, с человеческими чувствами.
Сын Божий, ставший человеком, мы восхваляем Тебя. Помоги нам, чтобы все мы, люди, говорили «Да» нашей жизни со всеми ее светлыми и темными сторонами.

День восьмой: Убежище (Сильная рука)

Как каждый человек, Иисус боится креста и страданий и ищет убежища и поддержки у руки своей Матери.
Мария, возьми нас на руки, когда мы неуверенны, когда мы боимся сделать следующий шаг. Помоги нам найти в вере безопасность и уверенность. Возьми нас на руки, когда мы должны будем пойти в наш последний путь. Веди нас к нашему Богу, который нас вечно любит.

День девятый: Вечность (Золотистый фон)

Позади всех страданий и креста, позади всех забот и вопросов воссиял уже яркий свет великой вечности Бога.
Мария, Ты в середине серых будней, Ты в заботах и страданиях, позволь нам почувствовать луч солнца, чтобы завтра мы смогли радоваться. Помоги нам не потерять надежду, что после каждой ночи придет новое утро, и что вся наша жизнь впадает в светлое великолепие Господа.

к “Пресвятой Богородице неустанной помощи”.

Матерь Божья – ты моя,
Век Твоим да буду я.
Твой и в счастье, и в беде,
Твой в достатке и в нужде,
Сердцем Твой, пока живой,
И по смерти – тоже Твой.

Мать Святая, в Тебе – упованье моё.
Да достигнет Тебя воздыханье моё.
Мать Предобрая, приюти.
Мать Всесильная, защити.

Матерь Божья, приди, помоги в мольбе.
Матерь Божья, приди, помоги в борьбе.
Матерь Божья, приди в тяжкий день страстной.
матерь Божья, приди и останься со мной.

Ты же можешь мне помочь, о могущая.
Ты готова помочь мне, Предобрая.
Ты не можешь не помочь, сердцем верная.
Ты поможешь мне, милосердная.

О благость для всех, кто поверил в Христа,
Прибежище грешных, спасенья врата.
Надежда земли, украшение небес.
Простри надо мной Свой защитный покров.

Кого обошла Ты заботой Твоей?
Когда забывала молитву детей?
Поэтому каждый с доверием ждёт:
Мария поможет, Мария придёт.

И я уповаю всегда и везде:
Мария придёт и поможет в беде.
И верю до смерти на крестном пути:
Мария поможет на небо взойти.

Матерь Божия – ты моя,
Век Твоим да буду я.
Твой и в счастье, и в беде,
Твой в довольстве и в нужде,
Сердцем Твой, пока живой,
И по смерти – тоже Твой.
Матерь Божия – ты моя,
Век Твоим пребуду я.

Всепомогающая (“Неустанной помощи”) Страстная икона Божьей Матери на холсте.

Эту Страстную икону Божией Матери также называют ” Матушка родная , щедрая царица” или Всепомогающая ,”Неустанной помощи”.

Свое название Страстная икона Пресвятой Богородицы получила оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних– крестом, губкой, копием, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Федоровича.

В селе Палицы Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая подвергалась приступам беснования. Она нередко покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил её через добрых людей.

Так продолжалось семь лет. Как-то после очередного приступа Екатерина пришла в чувство и, обратившись с молитвою к Божией Матери, со слезами умоляла избавить её от такого бедствия, давая при этом обет по выздоровлении удалиться в монастырь. Вскоре она получила исцеление, но о данном обещании забыла.

Однажды Екатерина во время молитвы вдруг, вспомнив о своём обете, почувствовала такой страх, что от душевного изнеможения слегла в постель. В ту же ночь ей явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моём явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты, пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресенье и праздничные дни».

Подобное явление повторилось ещё два раза, но Екатерина из страха, что ей не поверят, не исполнила повеления и за ослушание своё была страшно наказана: голова её обратилась в сторону, рот искривился, и вся она впала в расслабление.

Но Пресвятая Богородица опять помиловала бедную женщину. Однажды в тонком сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери: «Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие». Екатерина исполнила повеление, нашла у иконописца икону Божьей Матери СТРАСТНАЯ и после усердной молитвы перед нею избавилась от своего недуга. С того времени от иконы Пресвятой Богородицы, названной «Страстной», стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

В 1641 году по желанию царя Михаила Феодоровича чудотворную икону Богоматери СТРАСТНАЯ перенесли из Нижнего Новгорода в Москву, где она была торжественно встречена у Тверских ворот. Позже на этом месте (нынешняя площадь Пушкина) был выстроен монастырь, названный в честь чудотворной иконы Страстным.

В 1925 году монастырь закрыли, а в 1937 полностью разрушили. В 1950 году на место бывшей монастырской колокольни перенесли с другой стороны Тверской улицы памятник Пушкину. В настоящее время общественность Москвы высказывается за восстановление монастырского комплекса на Пушкинской площади. Чудотворная Страстная икона Пресвятой Богородицы во время разрушения монастыря уцелела и сейчас находится в Воскресенском храме в Сокольниках.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Страстная»

Молитва первая перед иконой Богородицы Страстная

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных ис­целение, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные ми­трополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и хри­столюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею чест­ною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на не­видимыя и видимыя враги наша. О Всемило­стивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплемен­ных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетвор­ных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие ра­бом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пре­святым и Благим и Животворящим Его Ду­хом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богородицы Страстная

О, Пресвятая Владычице, Гос­поже Дево Богородице! Приими молитву и усердное поклонение пред чудотворною иконою Твоею, милостиво посети смиренныя и грешныя рабы Твоя, не остави нас погибнути в гресех наших, буди Помощнице и За­ступнице всем православным христианам, и в час кончины жизни нашей предстательствуй, о Всенепорочная! Помилуй нас милостию Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа и Твоим Матерним ходатайством удостой избавитися от вечныя смерти. Аминь.

Добавить комментарий