Церковь в тутаеве пролезать под иконой с какой молитвой

Церковь в тутаеве пролезать под иконой с какой молитвой

В 50 км от Ярославля расположен Тутаев – небольшой провинциальный городок с многовековой историей. До революции он назывался Романовым-Борисоглебском, поскольку возник в результате объединения в 1822 г. города Романова и Борисоглебской Слободы. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева.

Со временем на Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы. Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком. Но кое-что осталось и в Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры – Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.
Икона не просто поражает своими размерами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в «медицинских показаниях». Это – намоленная икона.
«Оглавный» лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие). И это неудивительно, ведь иконе более 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напротив иконы – древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением «неверных царств», всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью.
В 1749 г. икона Спаса приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению, и он распорядился отвезти ее в свой архиерейский дом в Ростов. Долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни, и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, решили омыть образ от дорожной пыли в речке Ковать, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. Этот источник существует и поныне, а вода в нём обладает целительной силой. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических недугов и духовных болезней. В память этого события для Спасителя был сделан драгоценный венец, а икону украшала богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.
Икона и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. Собор никогда не закрывался, и службы в нем не прерывались. Рассказывают, что среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, тотчас же погибнет. На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек, и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.
Раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он «идет» в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).
Нести Спаса в течение 7 часов – труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, не услышишь жалоб и сетований. Для людей эта работа – радость. А для жителей Романова крестный ход со Всемилостивым Спасом – большой праздник. Хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом. Возвращается Спаситель на свое обычное место уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.

Паломнический отдел Шуйской епархии
и прихожане храма Пророка Илии
приглашают в паломническую поездку по маршруту:
Тутаев: Воскресенский собор (икона Всемилостивого Спаса, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца Можайского.) – святые источники
Рыбинск:
– Спасо-Преображенский собор (частицы мощей св. Феодора Ушакова, св. Феодора Санаксарского, могила протоиерея Родиона Путятина – одного из известнейших проповедников XIX века)
– Казанская церковь (иконы Божией Матери «Достойно есть» и «Недремлющее Око», частицы мощей угодников Божиих)
– храм святителя Тихона Задонского (икона Божией Матери «Утоли моя печали», чм свт Тихона Задонского)
Отправление 30 мая в 5:00 от шуйского автовокзала. Молебен в 4:30 в храме Пророка Илии.
Справки и запись по телефону 8-905-155-95-19.

Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Читайте также:  О чем молиться перед иконой иоанна предтеча

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24).

В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.


Воскресенский собор.Тутаев

Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась “небом”) деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия.Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства – мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки – чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

Читайте также:  Икона отчаянных единая надежда о чем молятся

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса – одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая – это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая – икона “Прибавление ума” в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
Третья святыня Тутаева – могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

Икона Спас Всемилостивый

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Об иконах в православии:

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Значение иконы

Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.

С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Воскресенский собор в Тутаеве

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Читайте также:  Пророк наум икона о чем молятся

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Содержание:

Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.

Икона Спас Всемилостивый Тутаев

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Другие иконы Воскресенского собора

Икона Распятие

Помимо образа Всемилостивого Спаса, внимание паломников в Воскресенском соборе Тутаева привлекает шестиконечное, врезанное в икону, Распятие (XV—XVI века), по преданию найденное на берегу Волги. На иконе Распятию предстоят: Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин-сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Богомольцы не забывают поклониться и резному образу Николая Чудотворца («Никола Можайский»), который происходит из теплой деревянной Никольской церкви, располагавшейся в слободе в XVII веке. До середины XIX столетия он находился в специальном резном киоте, имеющем вид храма, — ныне этот киот хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Другие иконы Воскресенского собора

Есть в соборе почитаемые иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», а также редкий иконографический тип Силуамской Богоматери, появившийся в России, скорее всего, в начале XVIII столетия. Не только служат для прославления горнего мира, но и представляют значительный художественный интерес иконы святых «Георгий и Димитрий», «Борис и Глеб», «Харалампий».

В 1994 в соборе был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского (легендарного основателя города Романова), священно-мученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.

Добавить комментарий