Для чего молятся иконе не рыдай меня мати

Икона Богородицы « Не Рыдай Мене Мати » ( « Оплакивание Христа » )

История

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа» или «Пиета» (ударение на “а”) – от лат. pieta – «жалость». Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Не рыдай мене, Мати»

Кондак 1

Избранной прежде всех век предвечным советом Пресвятыя Троицы во освященное селение Бога Слова Преблагословенней Царице Богородице дивней в зачатии, дивней в житии и дивней в преставлении похвальное сие дерзаем принести пение: Ты же, Владычице, имущая державу непобедимую, и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Икос 1

Ангельстии собори, воплощения тайне чудящеся и Вседержителю о Ней немолчные хвалы всегда приносяще, величания приносят и Деве избранней, Богоматери Пречистей, из Нея же на спасение всем Бог воплотися; сего ради, небожителем подражая, да подвижется всяк земнородный и, исполнь духа радования, да почитает он светло священное торжество Девы и Матере, взывая Ей тако:

Радуйся, девства ради Своего, паче ангел и всех святых Преславная.

Радуйся, близ Пресвятыя Троицы просияющая.

Радуйся, паче всех дерзновение к Сыну и Богу Своему имущая.

Радуйся, бурю страстей греховных умиряющая.

Радуйся, от деяний бесчестных и злых удерживающая.

Радуйся, на земле в поте трудящимся бодрение и сило.

Радуйся, делателю нелицемерному отдохновение и отрадо.

Радуйся, грубость сердец людских умягчающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 2

Видяще Пресвятая Владычице, скорби сердечныя, муки душевныя и искреннее покаяние людей Твоих Благоволила еси явити икону Твою, в благословение и знамение торжества, христолюбивому народу. Мы же к ней припадающе с верою и сокрушенным сердцем, из глубины души вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумевает достойно песньми духовными восхваляти Тя, Небесная Царице, яко преславно вознесена еси Сыном в Небесные кровы в честней Успении Своем. И ныне преукрашенна еси, Заступнице Многомилостивая наша, божественными нетленыма лепотами, и неустанно присно призираеши на людей, озлобленных грехи многими, да противустоят они твердо помощию Твоею всем скорбем и напастем сея многотрудныя жизни и, Царицу Небесную славяще, тщание имут всегда восхваляти Ю тако:

Радуйся, в Царствии Сына Твоего славою венчанная.

Радуйся, с высот славы Небесныя в души убогих нисходящая.

Радуйся, величием вознесенная по Успении Своем.

Радуйся, людей страждущих присно покрывающая омофором Своим.

Радуйся, другиня верная душ сирых и оставленных.

Радуйся, любве кладезь глубокий и неисчерпаемый.

Радуйся, милосердие Вышняго на людей низводящая.

Радуйся, всемерно взыскующая спасение падших.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя, Пречистая, соделавши Тя Матерью Господа и Спасителя Нашего, и укрепи Тя на многскорбнем пути жития твоего земнаго, мы же ныне воспоминающе Твоя болезни, егда Ты услышала от Симеона пророка о немилостивном убиении Сына Твоего, просим Тя: укрепи ны в тяготе ношения креста земнаго нашего и даруй нам познание грехов и жаление о них, покаянием велием и чуднем обнови души наша и сподоби с Тобой купно во веки воспевати Христу: Аллилуйя!

Икос 3

Имущи в Себе обильно благодать Божию, Ты, Всенепорочная, все житие Твое отдала еси благим попечениям о Сыне Твоем и Господе, вся глаголы Его соблюдающи в сердце Своем. Мы же, грешнии, скорбное житие Твое на земли воспоминающе, глаголем Тебе похвалы таковыя:

Радуйся, Владыку вселенныя во убозем вертепе родившая;

Радуйся, во Египет от беззаконнаго Ирода с Сыном Твоим бежавшая.

Радуйся, во всяких скорбех и печалех небесную отраду в сердца наша изливающая;

Радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти всех уповающих на Тя свобождающая.

Радуйся, злосмрадие страстей и похотей наших всемощным мановением укрощающая;

Радуйся, во дни уныния надеждою вечных благ воодушевляющая.

Радуйся, от треволнения моря житейскаго кающихся спасающая;

Радуйся, всем потребным ко благочестию снабдевающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 4

Бурею житейских бед сотрясаеми, многовидными печальми окружаеми и тьмою оскудения веры омрачаеми, к немерцающему свету любве от иконы Твоея сияющему притекаем, Богомати, просящи от Тебе умирения мира и просвещения духовнаго. И воспоминающее страдание твоя, егда не обрела еси Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в церкви и через три дни Его не видела еси; И просим убо Тя: умоли Его и испроси у Него всех грехов прощение и оставление, да вечности с Тобою воспоим Ему : Аллилуйя!

Икос 4

Слышавшее от верных ученик Сына Твоего, яко Господа нашего Иисуса Христа, мучителие поймаша и связаша . Сие убо воспоминающе ныне просим Тя, всесвятая Дево и Мати Всевышнего,умоли Его, да возвратит нам добродетели, через грех изгибшия, и богоугодному житию начало положити сподобит ны, зовущие ти сице:

Радуйся, от оружия, глада, меча и напрасныя смерти сохраняющая;

Радуйся, трезвению духовному и молитве сердечней на всякое время нас научающая;

Радуйся, любовь Твою и помощь скоро простирающая

Радуйся, в земных испытаниих путь спасения нам озаряющая.

Радуйся, пресвятою иконою Твоею любовь Твою к нам явившая;

Радуйся, торжество любви и милосердия Божия миру открывшая.

Радуйся, яко Тобою благоволение Божие познахом;

Радуйся, яко Тобою любовь Сына Божия стяжахом.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 5

Боготечную звезду наставляющую верных шествовати по пути Божию, зрим святую икону Твою, Богомати: к нейже припадающии людие приемлют здравие тела, очес прозрение, разслаблении укрепление и вси благодарно поют Господеви: Аллилуиа!

Икос 5

Видевше Возлюбленнаго Сына Твоего на кресте между двема разбойников распятаго, Пречистая Дево, великую скорбь боголюбиваго и материнскаго сердца Твоего слезами надежды растворяла еси , Егоже умоли, Владычице, да подаст нам дар милосердия Своего в час смерти нашея да напитает ны Телом и Кровию Своею Божественною пред кончиной нашей. Сего ради с надеждою и любовию взываем ти сице:

Радуйся, яко любовию Твоею мы, мертвыя духом, оживотворяемся.

Радуйся, яко Тобою от сна греховнаго просыпаемся;

Радуйся, яко Тобою совесть наша очищается.

Радуйся, яко Тобою бодрость духовная в нас появляется;

Радуйся, творити волю Божию нам помогающая;

Радуйся, служити ближним, яко чадам Божиим, нам повелевающая;

Радуйся, чрез любовь к ближнему любить Бога нас научающая.

Радуйся, память о ближнем с памятью Божией в нас соединяющая

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 6

Предстояще пред Пречистым и чудным Твоим образом, Владычице, мы зряще Тя пред Крестом Сына Твоего и на гроб Его взирающе, преклоняем колена сердец наших пред честными страданиями Его и Твоим измученным Матерним сердцем, его же оружие пройде, и благоговейно со страхом взирающе на орудия страданий Господа нашего Сладчайшего Иисуса Христа, в смирении просим прощения согрешений наших и с благодарением взываем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия заря искупления на горе Голгофстей, когда Сын твой своя божественныя длани на Кресте распростер, мукою своею весь мир от мрака смертнаго свобождая. Твоея матерния печали при Кресте Сына Твоего бывшей, егда видела еси Его страждуща за вся человеки мукою неизглаголанною. Темже, яко искушенней всячески и сострадати в самых тяжких скорбях и лишениях нам могущей, взываем сице:

Радуйся, спасения нашего всеблагомощная устроительнице;

Радуйся чаше черплющая нам радость;

Радуйся недугующих безвозмездная целительнице;

Радуйся, уповающым на Тя конец жизни непостыден дающая.

Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.

Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с собою вселяющая.

Радуйся, крепкую надежду вечнаго спасения всем христианом тя блажащым являющая.

Радуйся, святителей удобрение и пастырей окриление.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 7

Хотящи явити велию любовь Свою к людям, Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою Пренепорочную, покров и защиту роду христианскому дарова, да будеши печальным утешение, скорбящим радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к небесному веселию всех приводящая, вопиющих непрестанно гласом хваления Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показал еси нам милость Свою Спаситель рода человеческаго явлением чудотворныя Твоея, о Богомати иконы, нареченныя «Не рыдай, мене, мати». Мы же, грехми благодать потерявшие, видяще яко с верою приходящия к ней получают помощь и скорое исцеление, воспеваем Ти сицевая:

Радуйся, суд правды вечныя нам открывающая;

Радуйся, разум и совесть нашу Боговедением просвещающая.

Радуйся, облекшая род человеческий порфирою Божества;

Радуйся, отверзшая мирови наследие вечнаго Небеснаго торжества.

Радуйся, сердца наша добре и милосердне устрояющая и покаянием двери райския отверзающая;

Радуйся, светом райским нас на земли сокровенно озаряющая;

Радуйся, Мати, от погибели временной и вечной исхищающая;

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 8

Странники и пришельцы есмы на земли сей, в скорбех и болезнех многих града Небеснаго взыскующия. Ты же, Благомощная, по Бозе Едина еси наше прибежище. Привлецы же всех, пред святою иконою Твоею покланяющихся, от любве земныя к Небесней Божественней любви, к сокровищу некрадомому и Бисеру многоценному, иже есть Христос Бог. Да неколеблемо храняще веру православную, не отступим от Спаса нашего, ниже да постыдимся имени Его. Той бо есть крепость наша и сила, Бог и радование. Ему Единому покланяемся, поюще: Аллилуиа!

Икос 8

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступающи, разум подаждь нам, всеусердная предстательнице, наша Небесная Царице: из уст бо нас скверных како мощно пети Твоему имени? О, Богоблаженная и Пренепорочная Отроковице, яко благих еси нам ходатаица, сильна еси вспомоществовати во всякой нами требуемой помощи, да Тебе со умилением зовем сице:

Радуйся, Твоим заступлением праведный на нас гнев Божий утоляющая.

Радуйся, Твоим ходатайством грехи нашя прощающая.

Радуйся, Твоею помощию страсти ная искореняющая.

Радуйся, Твоим предстательством временныя нашя скорби разрушающая.

Радуйся, во всяких бедах и нуждах нам помогающая.

Радуйся, славящих Тя всегда прославляющая.

Радуйся, нечаемое нахождение земных наших утрат;

Радуйся, обретение грешному миру вечнаго Царствия.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому твоему, Богомати, терпению: печали, бо, скорби и болезни сокрыла еси в сердце Своем, видящее поругание Сына твоего от беззаконных людей, обаче милости Твоя к роду человеческому и по успении Своем не оставила еси, поучающи всех пети Богу: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе Богородице: недоумеют бо глаголати еже како споследствующи страданиям Сына Твоего со святыми апостолы всему миру благовестила еси смерть и воскресение Его: по успении же Своем невидимо с Небесных кругов благосердно назираеши мир паче же в честных иконах Твоих простираеши любовь Свою к людем, знамения и чудеса содевающи всем с верою к Тебе притекающим: темже мир весь от умиления сердца взывает Тебе:

Радуйся, честными иконами Твоими мысленный взор наш к Тебе Самей возводящая;

Радуйся, чрез них подающая освящение всему миру христианскому.

Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая;

Радуйся, милости сокровище многоценное нам открывающая.

Радуйся, ко спасению и восприятию благ вечных наставляющая;

Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращающая.

Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая;

Радуйся, вражия козни расторгающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 10

Спасительное пристанище даровася нам святая и дивная икона Твоя, Богородице Дево, с нею и доныне сила Твоя благодатная пребывает, веру в нас утверждает и на путь покаяния наставляет. Сего ради предстояще пред нею, молим Тя, Пречистая, помози нам безпорочно пройти путь жизни сея временныя, соблюди нас в чистоте и святости и приведи нас в Царствие Сына Твоего, да и мы, Тобою спасеннии, возможем тамо со ангелы и лики святых вечно воспевати хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Богородице Дево, всем к Тебе прибегающим: к небесным взята и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, святым Твоим предстательством и имаши велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная даруй нам, да величающе воспеваем Ти:

Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая;

Радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего взирати нас научающая.

Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая;

Радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердца нашего искореняющая.

Радуйся, славы человечи, аки тени преходящия искати нам возбраняющая;

Радуйся, яко сладчайшее Имя, Господа Иисуса Христа, усты непрестанно произносити и в уме держати нас побуждаеши.

Радуйся, наша сердца от запаления гневом и яростию сохраняющая.

Радуйся, от тяжбы и насилия злых людей нас соблюдающая;

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 11

Пением и песньми духовными восхваляем Тя, Небесе и земли Царице, высшую небес и чистшую светлостей солнечных. Величаем Тя, Мати Агнца Непорочнаго, пришедшаго в мир распятие претерпети и обновити растлевшее грехом естество наше. Ты убо от Своих Пречистых кровей Плоть Сыну Твоему заимодавшая и тем дивною пособницею спасения нашего явившаяся, обновлению нашему послужила еси. Сего ради молим Тя, неизреченную в милости: просвети нас светом Сына Твоего, да не отлучени будем любве Божией, но о Христе греху умерши, и Христу приобщившись, со Христом и воскреснем, поюще Ему: Аллилуиа.

Читайте также:  Чему молятся у иконы пафнутия боровского

Икос 11

Светоприемную свещу икону Твою даровала еси нам, Владычице, во тьме нечувствия пребывающим и в земных вещех утешение ищущим, но не обретающим, да возбнув от омрачения греховнаго, очи своя горе возведем, Тебе же возопием таковая:

Радуйся, немогущих зрети славы Твоея в тихости милующая;

Радуйся, милостию Твоею к покаянию приводящая;

Радуйся, благодатныма лечбами язвы наша греховныя врачующая.

Радуйся, слезы от икон Твоих о нас источающая;

Радуйся, и нам слезы покаяния подающая.

Радуйся, молитвы хладныя нашея согреяние;

Радуйся, ума землеретнаго к Небеси возведение.

Радуйся, всецелаго обращения от всея души нашея взыскующая.

Радуйся, чистотою Твоею чистому житию нас научающая;

Радуйся, окаменение сердечное умягчающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 12

Благодать велия свыше дарована святей иконе Твоей, Преблагословенная Мати Божия, еже убогих назирати, болящих исцеляти, такожде помогати бедствующым, утешати скорбящих и всех заблуждших на путь истины обращати. Темже вси труждающиися и обремененнии, имуще в Тебе Благую Матерь и чрез Тебе неизглаголанныя милости приемлюще, умильно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тебе песни хвалы и благодарения Тебе Дево Всепетая о всех благодеяниях в отечестве и граде нашем явленных просим помощи нам в смутное сие время, огради нас Царице Небесная от врагов видимых и невидимых, да зовем Ти усердне:

Радуйся молитвенице наша неусыпная;

Радуйся чаше черплющая нам радость;

Радуйся утоление печали;

Радуйся недугующих безвозмездная целительнице;

Радуйся, уповающым на Тя конец жизни непостыден дающая.

Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.

Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с собою вселяющая.

Радуйся, крепкую надежду вечнаго спасения всем христианом тя блажащым являющая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней иконе твоей, и огради ны от всякаго злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да спасаемые тобою во веки сподобимся Господеви воспевати: Аллилуйя!

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1-й и Кондак 1-й

Молитва

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай.

И мне недостойному, по неложному обещанию Твоему, в день исхода моего милостива предстани, да Твоим руководством управлен буду к горнему Иерусалиму, в нем же прославленно царствуеши с Сыном Твоим и Богом нашим. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом в безконечныя веки веков. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене Мати» («Оплакивание Христа»)

Эта иконографическая композиция демонстрирует Спасителя, наполовину погруженного в гроб. Верхняя часть тела Христа обнажена, глаза его закрыты, а голова опущена, десницы сложены одна на другой. За спиной изображен крест вместе с орудиями Страстей, чаще всего слева от Мессии находится оплакивающая Богоматерь. Название «Не Рыдай…» взято из первой строфы 9-й песни канона на Великую субботу, сочиненного христианским поэтом Космой Маюмским. Верующие просят у этой иконы благополучного жития, доброго здравия и спасения души от греховности.

Роль иконы в христианстве

«Нерукотворный Спас» (особый тип изображения Христа) и «Не Рыдай…» составляют вместе особую композицию, посвященную оплакиванию Мессии Девой Марией. Первая икона располагается в верхней части дуального полотна, а вторая — в нижнем.

В молитве к этой композиции верующие просят о том, чтобы Богородица, взирающая на Распятого за наши грехи Спасителя, оказала людям поддержку и не оставила в дни горьких испытаний.

В западной традиции подобные иконы именуются «пьета» (плач). Существуют различия между католической и православной стилистикой исполнения. На Западе иконография заставляет верующего чувствовать глубину страданий Богоматери, горько сокрушающейся о Божьем Сыне. На церковном Востоке идея тотальной смерти пресекается, через скорбь мы слышим отзвуки о скором Воскресении. О радостях после кончины воспевает сам Христос, вселяя в сердца последователей истинную надежду.

Читайте о Христе:

  • Страдания Христа
  • Смерть Христа
  • Воскрешение Христа

Важно! Православные, обращаясь к образу, стремятся к просветлению ума, наполнению сердца всепрощением и любовью, исцелению от болезней и усмирению злобы в сердцах врагов.

Эта иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Божьей Матерью Сына, сложилась в XIV столетии на Балканских островах. Образ написан по мотивам канона Косьмы Маюмского, а главная идея здесь — искупление посредством крестной жертвы, что демонстрирует высшую любовь к Господу и веру в Его Всемогущество. Бог возлюбил мир настолько, что отдал ради него Своего Сына.

  • В России подобная тематика распространилась в период с XIV по XVII вв. Верующие могли наблюдать её в росписях храмов и на священных иконах. В эпоху Иоанна Грозного большую популярность среди православного населения приобрели «молельные» образы, к которым и относят композицию «Не Рыдай Мене Мати», преисполненную сюжетом, но не богатую красками. Российские паломники впервые увидели её в своем отечестве в стенах Благовещенского собора, располагающегося в Московском Кремле.
  • Название образа призывает не плакать о Распятом Мессии, так как по Божьей Воле Его Сын воскреснет и прославит Господа и всех его служителей. Изображение способно разрешить проблемы человеческой скорби, когда божественная милость и идея вечной жизни донесется из Гроба в сердца всех истинно слушающих. После горечи и печали останутся только таинственные звуки неизреченного чуда и счастья единства с Богом. «Оплакивание Христа» побеждает самого сильного человеческого врага — смерть и адские муки.

На заметку! В богослужениях икона участвовала чаще всего в Страстную пятницу. В церкви она олицетворяла стойкость Божьего Сына перед будущими страстями. Мессия на полотне утешает Пречистую Деву словами о скором воскресении и прославлении.

Анализ

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Важно! Образ вдохновляет на религиозные свершения и напоминает о том, что физическую смерть можно победить истинным знанием. Православные верующие молятся перед иконой, ради спасения душ, благополучия и здоровья.

Икона «Не рыдай мене, Мати»

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Отличие православного образа от западного аналога лишь в том, что на Западе образ иконы позволяет нам прочувствовать всю глубину скорби Матери по Сыну. Православный же образ дает нам надежду на то, что смерть не тотальна, и веру – ведь сквозь скорбь мы «слышим» радостную весть о Воскресении.

Икону относят к категории страстных – ее выкладывали на аналой в Страстную пятницу и единожды приняла участие в Богослужении на Страстную седмицу.

Название образу взяли из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, который стал одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Данное песнопение исходит от Спасителя, утешающего Свою Святую Мать Марию – Он говорит о своем Воскресении и о том, что победит смерть.

История иконы

Впервые, данный образ был изображен в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тогда, в 16 веке – русские иконописцы начали использование гравюр мастеров с Запада.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

В иконе ясно видно сочетание Распятия Христа и Его Оплакивания матерью Марией. Обнаженное тело Иисуса частично погружено в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы. Его голова с закрытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы. За Его спиной – крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа. Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

«Не рыдай мене, Мати» имеет и другое название – «Единородный Сыне». Она появилась еще в 14 веке в балканском искусстве, а автор книги «Иконография Господа Иисуса Христа» — Припачкин И.А. считает, что данный тип появился в искусстве Византии в далеком 13 веке.

Икона представлена вертикально, дабы показать нам, что Иисус Христос – надежная защита и опора, на котором держится вся Вселенная и христоцентричная иконопись

Иисус – Истина, и все образы иконы направлены, дабы указать на Него.

Празднование иконы, на которой изображена Святая Богородица со своим сыном Иисусом Христом осуществляется 7 февраля (или, 25 января – по старому стилю).

Молитва к Пресвятой Богородице

Православные верующие молятся перед иконой за близких – тех, кто странствует, за их спасение, а также – за детей.

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…

Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство…

О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения».

— Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года.

Читайте также:  Где еще находятся иконы и молитвы

— О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить?

— Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

— О каких событиях Священной истории напоминают нам первые три дня Страстной седмицы?

— Великий Понедельник — это воспоминание о проклятии смоковницы (см.: Мф. 21, 19–20; Мк. 11, 12–14) и о ветхозаветном патриархе Иосифе, судьба которого — прообраз последних дней земной жизни Сына Божиего (см.: Быт. 37–50). Во Вторник мы слушаем евангельское чтение и песнопения о десяти девах (см.: Мф.25, 1–13). Темы Понедельника и Вторника вводят нас в атмосферу тех дней, когда Господь вошел уже в Иерусалим и учил, проповедовал в Иерусалиме. Наконец, Великая Среда — это две противопоставленные темы, два человека, поступки которых полярны: грешница, омывшая и помазавшая ноги Христа (см.: Мф. 26, 6–13, Лк. 7, 37–50) и предатель Иуда.

— Значит, в эти дни мы призваны задуматься о том, что нельзя нам не приносить доброго плода; что нужно всегда быть готовыми встретить Жениха и иметь для этого довольно масла в своих духовных светильниках. Наконец, мы должны задуматься о любви ко Господу, о любви, за которую прощаются грехи. И вот, с этим багажом мы вступаем в Великий, или, как говорят в народе, Чистый Четверг…

— Четверг — это день Вечери Господней, день установления Евхаристии. С первых веков христианства этот день празднуется особо. Наше стремление причаститься Святых Таин в этот день — это стремление причаститься вместе с апостолами. Однако тема Тайной Вечери — хотя и господствующая, но не единственная тема богослужения Великого Четвертка (Четверга). Три другие темы, отраженные в его песнопениях (тропарях, хвалитных стихирах, стихирах на стиховне) и евангельском чтении — это умовение Господом ног учеников (см.: Ин. 13, 3–10), Гефсиманское борение Христа (Мф. 26, 36–46; Лк. 22, 39–46; Мк. 14, 32–41) и, наконец, предательство Иуды. Уже не помысл, о котором мы вспоминали в Среду, а действия, завершившиеся лицемерным лобзанием (см.: Лк. 22, 48). Кондак этого дня — «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека и неисправен пребысть Иуда раб и льстец». Чин умовения ног совершается в этот день, как правило, епархиальным архиереем, и в нем участвует двенадцать священников епархии. А в Литургии Великого Четверга, которая служится по чину Василия Великого, тема Евхаристии, безусловно, занимает главное место. Песнопение «Вечери Твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» поется многократно: вместо Херувимской песни, во время причащения духовенства, причащения мирян и затем — вместо «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи».

— Но все это — события первой половины дня. Вечером же нас ждет служба Двенадцати Евангелий — незабываемое богослужение, не раз переворачивавшее грешных людей, обращавшее их к покаянию…

— Да, выйдя из Сионской горницы, мы пришли к подножию Голгофы. Эта утреня (которая даже и по Типикону служится вечером, точнее, ночью) действительно уникальна: никогда больше не читается столько Евангелий. Перед нами разворачивается вся цепь событий, начиная от последней беседы Учителя с учениками и кончая запечатыванием Гроба. Это трагическое богослужение погружает нас в ужас и мрак тех дней: дней, когда никто не знал еще, что Христос воскреснет, никто этого не ждал и никто не ведал подлинного смысла Его страданий. Апостолы, которым Он говорил об этом, разбежались и попрятались. Многие насмехаются над Распятым (см.: Лк. 23, 35). Но есть и те, кто видит, что казнимый — праведник: происходит покаяние благоразумного разбойника (см.: Лк. 23, 40–43), обращение римского сотника (см.: Лк. 23, 47). А после Крестной Смерти, когда померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине (Лк. 23, 45), настроение толпы меняется — весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк.23, 48). По традиции, прихожане на этой утрене стоят с зажженными свечами и стараются принести этот огонь к себе домой, чтобы зажечь им свои домашние лампады.

— Итак, Великая Пятница — Христос во Гробе. Литургию не служат. Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают посреди храма…

— Все-таки надо помнить, что утреня, которая служится в Четверг вечером, — это начало Пятницы. В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. На этой вечерне читается продолжительное Евангелие, в основу которого полагается текст евангелиста Матфея, но добавляются два фрагмента из Евангелий от Луки (о покаянии благоразумного разбойника) и от Иоанна (о прободении ребра Спасителя (19, 34)). Стоит отметить, что это — последнее Евангелие, в котором еще раз повествуется о завершении земной жизни Христа, Его страданиях и смерти; в последующих богослужениях евангельских чтений о Страстях Христовых мы уже не услышим.

В конце этой великой вечерни совершается вынос Плащаницы, поется молебный канон «На Плач Богородицы» и впервые мы совершаем поклоны и целование Святой Плащаницы.

В современной практике есть благочестивый обычай ничего не вкушать и не пить до выноса Плащаницы (по уставу этот день полагается проводить в полном воздержании, но этот подвиг мало кому по силам, а вот воздержание до выноса Плащаницы, то есть примерно до 16.00, — вполне приемлемая нагрузка).

— Что, наконец, происходит в Великую Субботу?

— Великая Суббота — это главный день богослужебного года. Почему? Потому что в этот день празднуется победа над адом, над смертью: Христос сходит в ад и изводит души праведников: «Днесь ад, стеня, вопиет…» — поется в стихире. Преодолено грехопадение Адама. Кроме того, Великая Суббота — это день покоя. В песнопениях вспоминается покой седьмого дня, когда Творец почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2), и проводится аналогия с пребыванием Спасителя во Гробе — Бог-Слово почил от Своего земного служения. Великая Суббота словно находится между великой скорбью и величайшей радостью. Мы приобщаемся к состоянию Божественного покоя и ожидаем Воскресения. Не только праздник, но и ожидание делает нас счастливыми.

Литургия Великой Субботы — богослужение в своем роде уникальное: у нее есть особенности, которые имеют место только один раз в церковном году. Например, после чтения Апостола не поется «Аллилуйя», а поются стихи псалма: Воскресни, Боже, суди земли; яко Ты наследиши во всех языцех (81, 8). Именно в это время происходит переоблачение духовенства и храма из черного в белое. В этом можно увидеть богословский смысл: победа над адом уже одержана, хотя по земле весть о Воскресении еще не разнеслась, жены-мироносицы, в соответствии с ветхозаветной заповедью, пребывают в покое, ко Гробу они пойдут позже. Но есть также мнение, что белое облачение священнослужителей в этот день связано с крещением оглашенных: в древности Крещальная литургия совершалась именно в этот день. Именно поэтому вместо Трисвятого хор в этот день поет Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…». Наконец, вместо «Достойно есть…» в храме звучит ирмос 9-й песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся…». И это, может быть, концентрация содержания всей Великой седмицы: скорбь и ожидание радости.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» №7 (507)

Беседовала Марина Бирюкова

Для чего молятся иконе не рыдай меня мати

27 апреля 2020 в 15:41 — Андрей Бузик
Аист сопровождал Крестный ход на протяжении 15 км. В республике Беларусь православные верующие совершили крестный ход в из Могилева в Белыничи к чудотворной иконе – в райцентре очаг коронавируса. К . читать далее »

27 апреля 2020 в 00:31 — Андрей Рыбак
Алексей Ильич Осипов, богослов, профессор Московской Духовной Академии. О коронавирусе, Путине и будущем России — Осипов А.И. читать далее »

26 апреля 2020 в 16:53 — Андрей Бузик
Колокольчик (мультфильм). Это увлекательная история о том, как появилась традиция звонить в колокола. В третий день создания мира произвела земля траву зелень и деревья. И радовались все травинки . читать далее »

26 апреля 2020 в 00:17 — Андрей Рыбак
Экуменизм. Схиигумен Сергий Романов. Кто посягает на закрытие храмов – анафема || Схиигумен Сергий читать далее »

25 апреля 2020 в 10:44 — Андрей Рыбак
Мир Бога свободен! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Праздник иконы Богородицы Живоносный Источник Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, . читать далее »

24 апреля 2020 в 15:10 — Вацлав
Икона Влахернской Богоматери из камня Иконография Влахернской иконы Влахернская икона из Константинопольского храма положила начало иконографическому типу “Одигитрия”, что в . читать далее »

23 апреля 2020 в 16:35 — Андрей Бузик
Как совет духовника помог ректору Литературного института Писатель Алексей Варламов — лауреат множества литературных премий, в том числе Патриаршей, а также международной — «Писатель XXI века». Он . читать далее »

22 апреля 2020 в 16:14 — Андрей Рыбак
игумен N Грех, которым Сатана уловил миллиарды, но который по рекомендации врачей стал нормой жизни читать далее »

22 апреля 2020 в 01:37 — Андрей Рыбак
Том и тетя “— Том! Том! Что с тобой? — Ой, тетя, я… — Что с тобою, что с тобою, дитя? — Ой, тетя, у меня на пальце гангрена! Тетя Полли упала на стул и сперва засмеялась, потом заплакала, потом и . читать далее »

19 апреля 2020 в 20:32 — Андрей Рыбак
убийственные вакцины ОТКРОЙТЕ ЖЕ ГЛАЗА. ВОТ ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСА! План мировой элиты раскрыт. (ВИДЕО) Как будут страдать души с чипами сказал Апостол Иоанн 2000 лет назад! читать далее »

Каякинг

Российские слаломисты в период самоизоляции стараются не падать духом, а поддерживать форму в тех условиях, которые есть. Москвичу Андрею Поспелову повезло, на дачном участке расположен небольшой . читать далее »

Горные лыжи

Досрочное завершение минувшего зимнего сезона в горнолыжном и других видах спорта, а также сохраняющаяся неясность в отношении перспектив начала следующего зимнего спортивного сезона, породили . читать далее »

27 апреля 2020 в 14:56 — Андрей Бузик
15 апреля по старому стилю / 28 апреля по новому стилю вторник Седмица 2-я по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Глас 1. Поста нет. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. . читать далее »

26 апреля 2020 в 23:27 — Андрей Рыбак
Изнанка прогресса. Какое будущее ждёт наших детей. Ольга Четверикова Из наших детей делают биороботов читать далее »

26 апреля 2020 в 15:06 — С. Александра
ОБРАЩЕНИЕ ИГУМЕНА АФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАВЛА АРХИМАНДРИТА ПАРФЕНИЯ «ВЫ ГОТОВИТЕСЬ НАНЕСТИ НАЧЕРТАНИЕ НА ВСЕХ ЛЮДЕЙ, НО ДЛЯ ВАС ЭТО ОБЕРНЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШЕЙ ПОГИБЕЛЬЮ» Подробности Категория: . читать далее »

Читайте также:  На успение какой иконе молиться

25 апреля 2020 в 15:43 — Андрей Бузик
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. В восьмой день по Пасхе как окончание Светлой седмицы следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе “вместо Пасхи”, или . читать далее »

25 апреля 2020 в 00:57 — Андрей Рыбак
Потрясающие полеты Жана-Батиста Шандельера. Жан-Батист Шандельер, французский профессиональный парапланерист, который специализируется на акробатике. Он разрабатывает крылья для парапланеризма и . читать далее »

24 апреля 2020 в 00:02 — Андрей Рыбак
когда всё видится возможным, и светлым чувствам нет конца, в тепле, в дыхании свободном. – я знаю, что пришла Весна! Пасха и Эпидемия Страха читать далее »

23 апреля 2020 в 16:33 — Андрей Рыбак
Вредонос, кибероружие, вирус В сети появится онлайн табло – Коронавирус.net. В ближайшие дни в интернете появится онлайн табло, где в режиме реального времени будет показана информация обо всех . читать далее »

22 апреля 2020 в 15:44 — Андрей Бузик
Памяти протоиерея Александра Агейкина 21 апреля 2020 года, не стало протоиерея Александра Агейкина. Настоятель столичного Богоявленского кафедрального собора в Елохове отошел ко Господу во вторник . читать далее »

20 апреля 2020 в 15:47 — Андрей Бузик
В 12 веке появилась традиция совершать крестные ходы при перенесении мощей святых. Так, в правление Владимира Мономаха, 2 мая 1115 года, состоялся крестный ход при перемещении мощей святых Бориса и . читать далее »

19 апреля 2020 в 15:50 — Андрей Бузик
Милосердный подвижник: 20 апреля – память преподобного Даниила Переяславского В Переславле-Залесском, городе, богатом древними храмами и монастырями, есть обитель, чудом сохранившаяся в годы . читать далее »

Парусный спорт

24 апреля завершилась самая масштабная виртуальная регата в России. На Кубке России по Virtual Regatta более 326 гонщиков из 60 регионов России были поделены на три возрастные группы до 14 и 18 лет, . читать далее »

Альпинизм

Александр Гусев и военные альпинисты. Во что бы то ни стало нужно снять немецкие флаги с Эльбруса! сказал начальнику альпинистского отдела военинженеру 3 ранга Александру Гусеву командующий . читать далее »

27 апреля 2020 в 10:09 — Андрей Рыбак
г.Карабаново Прошу всех имеющих сердце и возможность, помочь делом, близкой мне по духу сестре во Христе, рабе Божией Надежде Тузинайте, на богоугодное дело ей реализуемое. Спаси всех неравнодушных . читать далее »

26 апреля 2020 в 17:03 — Андрей Бузик
В Кижах завершена 11-летняя реставрация церкви Преображения Господня. 22-главая церковь Преображения Господня на острове Кижи откроется после масштабной 11-летней реставрации. 19 августа 2020 года, в . читать далее »

26 апреля 2020 в 12:54 — Владимир Лучит
*** В эру сжатых расстояний ускорение событий, вкупе с их нагромождением, относительности времени, по сути дела, служит только лучшим подтверждением! *** Стоит учесть, что только в действии, как . читать далее »

25 апреля 2020 в 12:34 — Андрей Рыбак
Необычное явление на Вершине Афона, Афонские старцы о коронавирусе (4 часть): Для находящихся в самоизоляции. Самоизоляция – это прямая возможность для всякого человека достичь спасения в Господе . читать далее »

24 апреля 2020 в 15:30 — Андрей Бузик
Преподобный Исаа́к Сирин Святой Григорий Двоеслов, папа Римский, в своем диалоге с диаконом Петром1 рассказывает следующее о святом Исааке. Во времена древних готов близ города Сполето жил . читать далее »

23 апреля 2020 в 23:20 — Андрей Рыбак
прп Никита Стифат Описывая естественное состояние ума, мы должны дать четкое определение, каковы его естественное, противоестественное и вышеестественное движения. Эти три движения ума описывает . читать далее »

23 апреля 2020 в 13:52 — Андрей Рыбак
Душа отряхнулась от колких его предсказаний И разуму, не сомневаясь, сказала она: «Я буду с любовью и в счастье, и в час испытаний, Ведь я без любви – это как без апреля весна…» COVID-19 как и любой . читать далее »

22 апреля 2020 в 08:40 — Андрей Бузик
“Столбы Сокровенные”. Новый фильм о Столбах и скалолазании. Не так давно, в Красноярске, состоялся специальный премьерный показ документального фильма “Столбы Сокровенные”. В фильме три поколения . читать далее »

20 апреля 2020 в 00:27 — Андрей Рыбак
Не стройте иллюзорный мир мёртвой цифровизации. Она погибельна для Жизни! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Со Светлым Христовым Воскресением! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Все . читать далее »

19 апреля 2020 в 14:51 — Андрей Рыбак
Вирус цифрового слабоумия От главы ВОЗ Гебреисуса потребовали прекратить аферу с коронавирусом Недавно открытое письмо на имя главы ВОЗ Тедросу Гебреисуса было опубликовано на сайте Общероссийского . читать далее »

Спелеология

Пещерный район в предгорьях Саян, в течение недели исследовали семеро спелеологов из Иркутска, Красноярска, Томска и Новосибирска. Карст района характеризуется, сложной транспортной доступностью, . читать далее »

Альпинизм

Восхождение на Эльбрус с Юга. Дошли не все. ( Видео ) читать далее »

Небольшое исследование по иконе «Не рыдай Мене, Мати…»

Замечательный русский художник, резчик, литейщик Родион Семенович Хрусталев подарил нам настоящее чудо, одну из самых красивых икон в медной пластике, православную Пьету, образ “Не рыдай Мене Мати, взирающе во гробе”.

Было проведено сравнение иконы с инициалами МРХ, 79 , с другими иконами этого сюжета. Сравнения проводились по деталям сюжета и оформления икон, а также по геометрическим размерам (внутренний размер высоты и ширины сюжета) . Размер сюжета , а не размер самой иконы взят для большей объективности, так как края иконы могли быть обработаны по-разному. Напомню , что коэффициент линейной усадки латуни лежит в пределах от 1,2 до 2 % в зависимости от состава сплава. То есть, если сравнивать размеры модели с которой отливали икону и саму отливку, то линейные размеры модели будут на 1,2-2% больше . Важна точность и одинаковый подход к измерениям. Были рассмотрены 8 икон. Их размеры сведены в таблицу 1. Икона с инициалами мастера имеет наибольшие размеры. Именно она послужила моделью для всех остальных икон. От нее , по принципу перевернутой пирамиды пошло распространение Образа “Не рыдай Мене Мати…” по медным заведениям старообрядцев. Можно также датировать все иконы этого сюжета, как созданные не ранее последней четверти 19в. Ниже приводятся краткие характеристики икон.

1.Московская N1 (М1).

Размер иконы 115,0х98,5 мм, сюжета 74,7х64,6 мм. Инициалы МРХ и цифра 79 на нижней рамке сюжета.

Клеймо мастера литое.

2.Московская N2 (М2).

Размер иконы 113,1х97,2 мм, сюжета 73,8х63,4 мм. Многоэмальное и одноэмальное исполнение лозы. Литье чистое ,глубокое. Выпуклые буквы четкие, тонкие. Верхняя надпись хорошо читается полностью. Моделью для М2 послужили М1.

М2 одна эмаль. Размеры правой иконы 113,0х97,2 , сюжета 73,8х63,3.

3.Московская N3 (М3).

Выделена в отдельную группу в основном из-за размера сюжета, имеются другие небольшие отличия.

Размер иконы 112,4х96,0мм, сюжета 72,3х61,5мм.

– цветок на лозе (внизу,слева) имеет разрыв лепестка, у М1 и М2 цветок целый;

– знак титла над буквой М в слове МАТИ укороченный, у М1и М2 длиннее и более горизонтальный;

– исполнение надстрочного знака над словом МЕНЕ иное чем у М1 и М2 ;

– насечка под эмаль на лозе более крупная чем у М1 и М2 .

– расстояние между краем лозы и бортиком иконы больше чем у М1 и М2 и др.

У М3 чаще встречается менее чистое литье. На ряде икон есть знак в виде трех точек посредине верхнего горизонтального бортика. Правая часть верхней надписи иногда не читается полностью . Икона М3 встречается чаще чем М2 (4:1). Иконы из каталогов Гнутовой,Зотовой (N 99), Бережкова,Кирикова (N220), Сиротникова (N 70) относятся к этому виду.

Моделью для М3 послужила подправленная М2 или переливок с нее.

Цветок М2 и М3 крупно.

Дефект цветка М3.

Целый цветок М1 , М2

Насечка под эмаль. Верх М2,низ М3.

Знак титла. Верх М2, низ М3.

Левая часть верхней надписи. Слева М2, справа М3.

4.Московская N4 (М4).

Размер иконы 116,8х101,7 мм, сюжета 68,8х59,0 мм. Эмаль по лозе и по полю сюжета. Дополнительные декоративные элементы (звезды, окружности, прочеканенные нимбы, обрамление сюжета, «облегченная» лоза и др.). Верхняя надпись объемная. Время создания – позже М3 , на основе М3.

Слева М4, справа М3. Форма цветка идентична на обеих иконах. При подготовке модели М4 некоторые элементы лозы М3 были убраны.

Размер иконы 111,2 х 96,0 мм, сюжета 72,8 х62,2 мм. Цветок целый . Рамка сюжета выполнена с насечкой. На Образе Иисуса Христа сильно выделяются ребра. Верхняя надпись вылита четко, но ее часть «…взирающее во гробе…» не читается правильно (вероятно , при подчеканивании модели «потеряли» мелкие буквы). В левой части надписи буквы Д,А и М имеют характерные особенности, кроме того буква М в левой и правой частях имеет разное написание. Встречается в многоэмальном (редко) и безэмальном исполнении, с орнаментом на обороте и с ушком. По ряду признаков , вероятное место производства – Гуслицы.

Моделью для Г5 послужила прочеканенная М2 .

Икона N221 из каталога Бережкова В.Н., Кирикова А.А. ( с четырьмя высокими Херувимами) , относится к этому типу икон и может быть датирована более точно – 80-е, 90-е годы 19 века, несмотря на кажущуюся «старину».

Верхняя надпись Г5.

Аналог Г5 без эмали.

Размер иконы 110,5х94,3 мм, сюжета 71,2х60,7 мм.

– грубоватое литье, отсутствие некоторых деталей ( в одежде Богородицы, нет локона Господа между ликами и др.);

– на нимбе Образа Господа добавлена буква W;

– Богородица обнимает Сына одной рукой;

– форма глаз Спасителя и Богородицы;

– неровная и неполная верхняя надпись;

– «сбой» в левой части орнамента , украшающего Гроб и др.

Моделью для данной иконы послужила основательно подправленная М3.

Предполагаемое место изготовление – Урал.

Особенности представленной иконы.

На обратной стороне имеются два углубления , соединенные между собой. Первое что можно предположить – это место для хранения каких-то святынь. За это говорит и то , что за оборотной стороной иконы владельцы следили лучше чем за лицевой. Она отполирована до блеска, остались только самые глубокие следы от напильника. Поверхность углублений покрыта тонким слоем вещества ,похожего на воск с прилипшими ворсинками. Вероятно это нагар от свечей с ворсинками материи , которой протирали икону. Первоначально углубления планировалось сделать по верхним углам обратной стороны ( осталась разметка). На лицевой стороне иконы эмаль была положена и на поле сюжета.

Верхняя надпись У6.

«Сбой» орнамента У6.

Обратная сторона У6 (представленной).

Размер иконы 102,0х88,1 мм, сюжета 67,2х57,0 мм.

Очень плохое литье, все три иконы этого вида имеют одинаковые дефекты литья, что указывает на одно место их производства и плохую исходную модель. Небольшой размер и плохое литье иконы объясняется многократными переливами.

Некоторые особенности: вторая буква в верхней надписи имеет иное написание, выступающие буквы и знак титла более компактные и объемные, еле заметная насечка по периметру сюжета и др.

Основой для модели данной иконы могла послужить Г5.

Вероятное место производства – Урал.

Особенности надписи У7.

Одинаковые дефекты литья У7.

Ниже представлено фото «промежуточной» иконы между Г5 и У7, вероятно тоже уральского производства.

8. Иконы описанные в каталоге Сурова М.В.

8.1 Икона с навершием «Троица Новозаветная».

Основой для этой иконы послужила М3 (виден дефект цветка).

8.2.Иконы описанные в каталоге Сурова М.В. , без изображений.

Лично для меня они представляют особый интерес , т.к. не видел не «в живую», не на фото. Если у кого-то есть фото и не жалко, сбросьте пожалуйста на Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , и уж коли начал клянчить , то у меня нет фото икон «Не рыдай…» из каталогов Жекеля и Голубева, если таковые там имеются конечно. Буду очень признателен тем кто поможет.

Описание из каталога Сурова М.В.

9. Икона из каталога Карпенко Е.В.

10. Икона с верхней надписью в две строки.

Для информации привожу фото гальванопластики этого сюжета. Хотелось бы отметить хорошее качество исходной модели. Размер иконы 105х90 мм, сюжета 72,2х61,7 мм.

ИконаВысота иконы, ммШирина иконы,ммВысота * сюжета,ммШирина* сюжета,мм
М1115,098,574,764,6
М2113,197,273,863,4
М2(2)113,097,273,863,3
М3112,496,072,361,5
М4116,8101,768,859,0
Г5111,296,072,862,2
У6110,594,371,260,7
У7102,088,167,250,7

* – внутренние размеры сюжета.

В конце повторюсь, что именно Хрусталев Р.С. создал в медной иконопластике Образ «Не рыдай Мене Мати, взирающе во Гробе ». Лично для меня ни одна из медных икон не может с ней сравниться.

Я думаю, что используя такой подход с использованием лупы и штангенциркуля, можно попробовать показать, что целый ряд других образов ( Преподобных Марона, Нифонта, Паисия Великого, Единородного Сыне и многих других) появились в медных иконах, только благодаря этому великому мастеру. Вероятно это уже сделано. Я, к сожалению, не знаком с работами Зотовой Елены Яковлевны- это ее поле. Может быть у кого-то есть ее диссертация , там есть глава посвященная Хрусталеву.

Вот пока и все , буду рад выслушать замечания, пожелания, критику и т.д. и т.п.

Добавить комментарий