Донская божья матерь икона о чем молятся

Икона Божией Матери «Донская»: молитва, история, значения, в чем помогает

Одна моя подруга сильно заболела. Она очень пала духом, и ни родственники, ни друзья не могли вернуть ей даже капельку былого оптимизма. Но вдруг мы встретились — а ее как подменили: в глазах опять огонек, на лице улыбка. «Неужели болезнь отступает?» — радостно спросила я.

«Нет, но обязательно отступит, ведь у меня теперь есть сильная защитница», — спокойно ответила подруга. Оказалось, что она, как и многие в ее положении, стала посещать церковь, и батюшка посоветовал ей сильную икону.

Подруга каждый день молилась перед ней, и душа ее стала постепенно очищаться от страха, отчаяния и прочих дурных мыслей. К слову, со временем девушка переборола и болезнь тоже.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Почему икона так известна в нашей стране

Именно этой иконе поклонился в свое время Дмитрий Донской — и выиграл Куликовское сражение, начав изгнание монгольского ига с русских земель.

Но кроме того, эта старинная икона считается чудодейственной. Даже многие ее списки помогают сотням людей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Примечательно то, что икона двойная: с одной стороны написана Богоматерь с Младенцем в технике «Умиления», с другой — икона Успения Пресвятой Богородицы. Можно сказать, такая себе квинтэссенция радости и грусти на одном образе.

История создания этого святого лика

  • Точное место и год написания иконы неизвестны, зато историки религии уверены в ее авторстве. Донская Богоматерь написана Феофаном Греком, предположительно в Москве. Хотя никакой подписи на ней нет, иконописцы того времени предпочитали оставаться неизвестными.
  • Славу икона обрела в 1380 году. Дмитрий Донской взял ее на Куликовскую битву. Причем не просто в багаже — икону несли прямо по полю брани, прикрепив к длинному древку. Многие до сих пор верят, что именно благословение свыше помогло князю победить монгольское иго. Еще бы, ведь монголы собирались не просто облагать народ данью, а начать разрушать церкви, силой переводя людей в свою веру!

  • Икону-победительницу привезли в Коломну, где она обрела дом в новеньком Успенском храме, возведенном в честь великой победы. Там она встречала паломников почти 200 лет.
  • Свое теперешнее имя икона получила во времена Ивана Грозного. Именно перед ней князь молился, собираясь в поход на Казань — и взял этот город. После этого икону перенесли в Кремль, в Благовещенский собор. А чтобы жители Коломны не жалели о покидающем их образе, им было подарено сразу два списка иконы.
  • Последующие правители тоже брали икону в свои походы. В частности, Донской Богоматери князь Голицын молился, собираясь с походом на Азов. Икона с каждым годом становилась все известнее. Ей создали поистине царский драгоценный оклад. А в день Куликовской победы ее проносили по городу в торжественном крестном ходу.
  • Борис Годунов был благословлен на царствие именно Донской Богоматерью.
  • Когда Москву взял Наполеон, икону не украли и не сожгли, только разграбили драгоценную ризу.
  • В революционном горниле 1917 года она тоже выжила: образ взяли под «крылышко» работники Государственного музея как памятник истории. А в 1930 году ее перенесли в Третьяковскую галерею, где она висит и в наши дни.

  • С 1994 года бережно отреставрированную икону снова начали выносить на крестные ходы к Донскому монастырю. Правда, делают это уже не так, как во время «юности» иконы — вместо длинного древка используют влагозащищенную капсулу. Также много внимания ученые уделяют охране святого образа и его транспортировке. Но все равно он выходит к людям, как и должно быть.

Феофан Грек — кто он

Это иконописец и мастер фресковой живописи. Жил он с 1340 по 1410 годы (приблизительно). Его одновременно называют византийским и русским мастером, так как родился и начал свою деятельность он именно в Византии, после чего прибыл в русские земли (где из-за происхождения и получил свое прозвище).

Сначала Феофан поселился в Новгороде, где расписывал церкви, обучая местных мастеров византийской технике. Некоторая часть таких фресок сохранилась до наших дней.

После этого он, скорее всего, работал в Серпухове и Коломне.

Позже иконописец переехал в Москву. Здесь он не только трудился над украшением храмов, но и расписывал частные дома, а также писал иконы.

Местом смерти иконописца считается Русь.

Больше о творчестве этого художника вы можете узнать из этого познавательного фильма об искусстве:

В какой день почитают этот образ

В нашей стране есть один день, в который эту икону величают во всех церквях: 1 сентября (19 августа по старому стилю).

Для сравнения: Куликовская победа была одержана 8 сентября.

О чем молятся Донской Божьей Матери

  • К ней часто припадают солдаты, идущие в бой, а также их родственники, умоляющие Богоматерь сохранить жизнь и здоровье их сыновьям, внукам, племянникам, мужьям и братьям. В молитвах вспоминают и о победе, хотя, конечно, больше всего просят о мире.
  • Но и в мирное время число просящих не оскудевают, так как Божью Матерь просят о защите от врагов.
  • Также многие верят, что она может придать внутренних сил, стойкости в минуты скорби, когда кажется, что помощи ждать неоткуда (ведь на самом деле у всех нас есть защита, небесная, о которой просто нужно вспомнить).
  • Также эта икона считается защитницей израненных и больных. И неважно, какой степени и тяжести рана или заболевание.
  • Также не все знают, но у этой иконы хорошо просить благословения людям, жизнь которых начинает новый виток: абитуриентам, сотрудникам, впервые устроившимся на работу, молодоженам, и так далее. Также помощи можно попросить, если вы столкнулись со сложным выбором и не знаете, каким путем пойти.

Как правильно нужно молиться

Читать специальную молитву не обязательно — тем более, что только единицы знают ее текст. Попав в церковь к святыне, обратитесь к ней простыми душевными словами, полными искренней веры, и Богоматерь обязательно услышит и поможет.

Впрочем, если вы молитесь дома, можете прочесть особую молитву, созданную для обращения к Донской Богоматери:

А под конец традиционно предлагаем посмотреть на эту реликвию глазами детей. Этот ролик — мультфильм. Его особенность в том, что он не только создан для детей, но режиссеры и мультипликаторы этого видео — тоже дети. Но как вдохновенно и понятно все нарисовано и рассказано!


Донская икона Божией Матери

В древние времена, защищая независимость и границы, русскому государству постоянно приходилось воевать, вся история России состоит из череды славных битв. А в битве побеждает тот, на чьей стороне Бог. Потому русские князья и цари не начинали военного похода без усиленной молитвы Богу и Его Пречистой Матери — Покровительнице православной земли. В Третьяковской галерее хранится дошедшая до нынешних времен древняя святыня — Донская икона Божией Матери — свидетельница многих веков, прожитых русским народом под покровом Богородицы.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

Божия Матерь — Защитница Русской земли

Под сенью русских знамён и благословением Богородицы монголы были разбиты. Участвовавшую в бою икону с честью доставили в Коломну и поместили в Успенский храм, выстроенный князем Дмитрием в честь победы над ненавистным игом. В течение без малого двух веков образ Богоматери, не имевший тогда названия, освящался молитвами притекавшего к нему народа.

В царствование Иоанна Грозного победившего Мамая князя Димитрия стали именовать Донским, а древняя святыня из коломенского храма стала называться «Донская икона Божией Матери». Соблюдая традиции предков, Грозный молился перед ней, собираясь в поход на Казань. И вновь не оставила русское войско Пречистая Богородица, вымолив у Господа победу. После этого царь повелел, чтобы образ был перенесен из Коломны на более почетное место — в Благовещенский собор Кремля. Так икона Донская Богоматерь стала общегосударственной святыней.

Переезд святыни из Коломны в Москву

Со слезами провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать два точных списка, которые установили в Успенской церкви и на воротах города.

О других святых местах Москвы:

В Благовещенском соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея, уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего, не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились воеводы.

Ежегодно в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении и большом стечении народа.

Интересно. В знамение щедрот Божией Матери, оклад иконы был украшен множеством драгоценных камней, наперсных крестов и панагий, но самым лучшим украшением были мощевики — хранилища для частиц святых мощей, прорезанных в прикладе образа.

Из Благовещенского собора — в Третьяковскую галерею

Во время взятия Москвы Наполеоном святыня была ограблена французами, но оставалась на своем месте, слева от царских врат Благовещенского собора. Там же она пережила революцию 1917 г.: Богородица не оставляла свой народ и в годы радости, и в лихолетье. Когда большинство чтимых чудотворных икон были уничтожены при разрушении храмов, Донская икона была спасена Божиим промыслом и работниками Государственного музея. Позже, в 1930 году, её поместили в Третьяковскую галерею, где она пребывает и сегодня.

Возобновление крестных ходов

В 1994 г. было решено возобновить традицию крестных ходов в Донской монастырь. Святыне исполнилось более 600 лет, над её сохранением трудились поколения реставраторов. Вынести ценный экспонат из тихой музейной атмосферы ко множеству ожидающего его народа было непростым решением. Но в результате совместного труда многих специалистов это стало возможным.

Ежегодно, за несколько недель до 1 сентября, дня празднования Донской Богоматери, ученые-реставраторы и специалисты с завода полиметаллов готовят специальную капсулу, где сохраняются постоянная влажность и температура. Подготовка транспорта, сопровождения и охраны святыни также требуют многих трудов и переживаний.

В сам день праздника множество народа и духовенства с волнением ожидают прибытия святыни на пороге собора Донского монастыря. Наконец, под пение «величания», из машины выносят закрытый футляр: экспонату может повредить яркий свет дня и даже шум улицы. В храме, рядом с чтимым списком Донской иконы, уже ждёт украшенный белыми цветами киот. Футляр устанавливают под ним и с помощью специальных приспособлений медленно вдвигают капсулу с иконой внутрь киота. Древний лик Богородицы поднимается над молящимися в благоговейной тишине, даря собравшемуся народу незабываемые минуты.

Иконописные изображения и их символы

На оригинале Донской иконы изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Богомладенца, прильнувшего к Ней. Голова Богородицы склонилась к Сыну, печальный и строгий взгляд направлен на молящихся. На Её лице — скорбное предчувствие трагедии, ожидающей Христа. По композиции икона напоминает Владимирскую, отличаясь от неё положением ног Младенца.

Богородица покрыта темно-красным мафорием, украшенным золотыми полосками, тремя звездами и бахромой — символами приснодевства и царского положения. Под мафорием проглядывает темно-голубой хитон и плат, закрывающий волосы. В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На поздних списках его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы притекающим к Ней в нуждах.

Богомладенец одет в хитон цвета охры. Разбегающиеся по складкам золотые лучи «пробелов» — знак Божественной благодати. В руке Младенец держит свиток — символ Ветхозаветного Закона, утратившего значение с Рождеством Христа.

Фон иконы и нимбы над головами святых выполнены тончайшим сусальным золотом, стертым от времени. Золото — не просто богатое украшение: оно указывает на Горний мир, заполненный Божественным светом. Можно представить, как величественно выглядела икона сразу после написания.

Читайте также:  Как молиться если в доме нет нужной иконы

Интересно. 21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной России, он будет помещен в главном соборе г. Ростова-на-Дону.

В чем помогает икона

Донская икона — одна из старинных почитаемых на Руси образов. Традиционно молиться перед ней благословлялось воинам, защитникам Отечества, солдатам. Этот образ считался защитным для Руси, к нему прибегали в любых войнах или конфликтах. Тем не менее, это вовсе не означает, что обычные православные христиане не могут обратиться за помощью к Богородице перед Донской иконой.

Помощь в любых наших вопросах, с которыми мы обращаемся через молитву ко Господу, исходит не от самих по себе икон, а непосредственно от Пресвятой Богородицы, образ которой мы видим на той или иной иконе. Перед каким бы ликом мы не молились, все наши прошения идут к самой Царице Небесной.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

Молитвы к Божией Матери Донской

С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.

Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.

Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы. Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы.

Другие акафисты Богородице:

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва перед иконой

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая. Воспеваем благодарственная за чудныя дела Твоя, песнословим от древних лет неотемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей присно являемое. В бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредимы от огня сохраняются, людие же от лютой смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных. Печаль во всеобщую радость претворяется. Буди нам утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение даруй. Подай каждому по прошению и нужде его.

Младенцев воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унылых ободри и немощную старость поддержи. Злыя сердца умягчи, мира и любви всех нас исполни. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоим покровом огради нас от нашествия врагов, от глада, меча, огня и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоим получити от судии Бога прощение грехов и по кончине нашей одесную престола славы стати, идеже Ты Святей Троице в вечной славе предстоиши. О, всепетая Дево, удостой нас с ликом ангелов и святых тако восхваляти пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Отцем и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой

О, Всемилостивая Мати, Пречистая Дево Богородице, Ты свет ума моего, радость сердца моего, сила воли моея. Услыши и приими моление мое. Призри на язвы души и тела моего. Грехи юности забвенные и утаенные грехи отягчают совесть мою. Омый мя струями слезными, сними бремя тяжкое, укрепи мя, да сотворю плоды достойные покаяния, тернием скорбей усыпан путь мой.

Вем, яко правда Божия наказует мя — умоли милосердие Божие о мне. Призри на стенания моя и исправи путь мой, и спаси мя и чада и ближния моя. Буди ми сокровище веры и хранилище благочестия. Даруй несокрушимое терпенье в бедах, от веры проистекающее.

Изгони гнев, зависть, уныние, памято-злобие, нечистоту, леность: сими и большими пороками недугует душа моя. Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас светом Сына Своего и даждь нам глаголати другом своим слово истины, твердое в правде, мирное любви ради, растворенное благоразумием.

Посети в болезнях и печалях сущих. Да вси под держазным покровом Твоим сохраняеми, безбедно Царствия Небеснаго достигнем, хвалз’ воздавая за все человеколюбцу Богу всегда, ныне и присно и во веки веков.

Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе

В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».

При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.

Икона Божией Матери Донская

Празднование 19 августа / 1 сентября

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Читайте также:  К какой иконе молиться перед судом

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Донская икона Божией Матери

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все люди православной веры и не только верят в чудо и ходят в церковь, где преклоняются святым образам. При этом произнося молитву каждый произносит молитву с просьбой о той или иной помощью в жизни. Для людей, которые не имеют веры — это может показаться странным, а люди, которые сердцем веруют знают, что, если искренне попросить о помощи она сбудется и прибудет чудо исцеления. Одной из почитаемых икон православной веры является икона Донская Богоматерь. Ей преклоняются достаточно много верян. Ее значение и о чем молятся этой иконе рассмотрим ниже.

Значение Донской иконы

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери. Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина. Икона «сражалась» вместе с войском. Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.

Иконография образа

Как известно образ Донской Богоматери — это один из видов ликов типа «Умиление». На нем представлено изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящем на правой руке. Особенностью изображения является согнутые в коленях обнаженные ноги младенца. Очень близкие варианты к Донской иконе является образ «Умиление». Его возможный прототип может встретится в мозаичном варианте.

Донская икона Божией Матери, о чем молятся

В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:

  • Помощи на поле боя,
  • Защите врагов ,
  • О мире,
  • Исцелении от тяжких болезней,
  • Излечении различной степени ран.

Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.

Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

Храм в честь образа Богородицы находится в Перловке. История его возникновения начинается в 1894 году. О строительстве этого храма обратился дворянин Перлов к Метрополиту Московскому Сергию. Во владении дворянина было большое количество дач, и одну из них (а именно «Перловка»), которая находилась в Московской губернии он захотел отдать во владение православным верянам.

Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери. Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.

Храм закрыли в 1980 году. Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.

Текст молитвы Донской Богородице:

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи.

Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Донской иконе Богородицы:

Донская икона Божией Матери

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком. Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает Донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Икона Божьей Матери «Донская». Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Каждый год 1 сентября в православных церквях чествуется один из самых знаковых для нашего Отечества Богородичных образов. Икона Божьей Матери, названная «Донской», не единожды сопровождала русское войско в ключевых сражениях с иноземными захватчиками и приносила победы. Этот образ вызывает интерес не только у верующих и историков, но и у искусствоведов. Подробно о нём – в материале ниже.

Читайте также:  Какой иконе молится чтобы приобрести жилье

Иконография и значение Донской иконы Божьей Матери

Донская икона Божьей Матери относится к особому иконографическому типу, называемому «Умиление» или «Елеуса». К этому типу относят также Владимирскую, Почаевскую, «Взыскание погибших» и другие почитаемые в России образы Пречистой Девы.

Донской образ представляет собой поясное изображение Богородицы, которая на правой руке держит Богомладенца. Как и на других иконах, относящихся к традиционному типу Умиление, Мать и Сын примкнули друг к другу щеками. Правая рука Младенца лежит на груди Пречистой, а пальцы сложены в двуперстное благословляющее перстосложение. Его лицо обращено к Матери.

Голова Богородицы склонена к Сыну, покрыта вишнёвым мафорием, под которым виден край синего чепца. Её лик полон грусти и мягкой человечности. Трактуя этот образ, искусствовед Виктор Никитич Лазарев говорит о его значении так:

«Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему».

Изначально фон иконы был золотым, но к настоящему времени он утрачен, как и вызолоченные нимбы. Тем не менее, прекрасно сохранились изображения фигур Богородицы и Христа, детали их одеяний и лики.

Образ Донской Божьей Матери принадлежит к группе двусторонних икон. На его обороте имеется изображение Успения Богородицы без каких-либо дополнительных сопровождающих сюжетов. Здесь всё строго и драматично: Пречистая возлежит на смертном ложе в окружении скорбящих апостолов, а рядом высится фигура Христа. Спаситель держит в руках маленькую фигурку в белых пеленах.

Фигурка в руках Христа – это душа Богородицы. Таким образом, общее значение обеих сторон иконы – неразрывная связь и всепоглощающая любовь Пречистой Девы и Христа. Как она держала Его на руках при жизни, так и Он принял её душу на руки после смерти.

Двусторонние иконы не являются редкостью в русской иконописи. В частности, к этой же группе принадлежит Владимирский Богородичный образ. Донская икона похожа на него до такой степени, что неопытный взгляд может их перепутать. Однако между ними есть важные отличия:

  1. Взгляд Богородицы на Донской иконе обращён к Богомладенцу. На Владимирской Пречистая смотрит на зрителя.
  2. На Донском образе ножки Младенца обнажены до колен и опираются на левую руку Богородицы. На Владимирской иконе ножки Христа полностью закрыты хитоном, а левая рука Матери приподнята в защищающем Младенца жесте.
  3. На оборотной стороне Владимирского образа другое изображение – уготованный Престол (Этимасия) и орудия страстей.

Есть и другие тончайшие отличительные нюансы, которые обнаруживаются на Донском образе – некоторая асимметрия взаимного положения глаз и рта, густота палитры, большая экспрессия. Всё это выводит Донскую икону за строгие рамки византийской школы, к которой принадлежит Владимирская.

История, версии датировки и авторства Донской иконы

Традиционно авторство Донской иконы приписывают Феофану Греку – выдающемуся русскому иконописцу византийского происхождения. Но некоторые исследователи приводят доводы в пользу некоего неизвестного новгородского художника. Обе версии считаются равноправными.

Первое упоминание об этом Богородичном образе можно встретить, читая о Куликовской битве 1380 года. По преданию, тогда икона была установлена на хоругвь и сопровождала русское воинство в бою. После победы она была подарена лично князю Дмитрию Иоановичу. Вот как описывает это событие Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные ряды войска, бесчисленные знамена, блеск оружия и доспехов, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» – Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

Позже, уже при царе Иване Грозном, и князь Дмитрий Иоанович, и икона стали именоваться Донскими.

Тем не менее, среди искусствоведов нет единого мнения относительно даты создания образа Донской Божьей матери. Многие исследователи полагают, что он был написан уже после Куликовской битвы – примерно в 1392-1395 годах. В частности, есть версия, что эту икону заказала великая княгиня Евдокия Дмитриевна – жена Дмитрия Донского. Он сделала это в память о муже и всех воинах, павших на Куликовом поле.

Несмотря на затруднительность более точной датировки, икону Донской Божьей Матери так или иначе связывают с событиями Куликовской битвы.

Предания о чудесах, творимых иконой

Икона Донской Божьей Матери неоднократно влияла на ход русской истории.

«Это, действительно, отличительная черта нашей российской истории. В ней иконы, и особенно иконы Божьей Матери, напрямую участвовали в разных событиях».

Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии

Многие судьбоносные эпизоды нашей истории сопровождались молением как власти, так и народа, у Донской иконы. Очень чтил этот Богородичный образ царь Иван Васильевич Грозный, который взял его с собой в завершающий победный поход на Казань в 1552 году. После разгрома Казанского ханства царь велел почитать Донскую икону как чудотворную и перенести её из Коломны в Москву.

С образом Донской иконы связаны не только славные победы, но удивительные предотвращения страшных кровопролитий. В память об одном из таких упреждений в Москве был возведён Донской монастырь.

«Летом 1591 года в Москве узнали, что крымский хан Казы-Гирей нарушил мирный договор, собрал сто тысячное войско и двинулся на Москву. Москва была к этому не готова, поэтому, когда царь Фёдор, сын Ивана Грозного, узнаёт об этом, он преклоняет колена пред Донской иконой Божьей Матери. А 5 июля, за час до рассвета, по непонятным причинам татары снимаются со своих мест, бросают награбленные по пути обозы и начинают отступать. При отступлении их полностью разбивают под Коломной».

Иеромонах Киприян (Сабанцев), экскурсовод Донского монастыря

Историческим фактом является и участие Донской иконы Божьей Матери в первом походе русской армии против Крымского ханства в 1687 году. Руководивший этим походом князь Василий Голицын посчитал необходимым взять этот святой образ для вдохновления воинов на ратные подвиги. Также известно, что накануне похода на Азов перед Донской Богородицей молился Пётр I.

Современное местонахождение подлинника Донской иконы

В 1914 году эксперт по иконописи Императорской археологической комиссии Григорий Чириков приступил к реставрации древнего образа Донской Божьей Матери. Закончил эту непростую работу он уже после революции, к 1919 году. Раскрытый от позднейших записей лик был законсервирован и отправлен в Третьяковскую галерею, где и пребывает по сегодняшний день в зале древнерусского искусства.

Ежегодно 1 сентября чудотворный образ Донской Божьей Матери переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь для народного поклонения. Сюда в этот день съезжаются верующие со всех уголков России.

«Крестные ходы в монастырь с иконой Донской Божьей Матери были узаконены и проходили по царскому указу ещё с конца XVII века. Эту старую русскую традицию сейчас возродили».

Татьяна Божутина, научный консультант Донского монастыря

Однако после празднования святой образ возвращается в музейные условия. Такие древние реликвии требуют особых условий содержания, специального микроклимата.

Заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н. Шередега говорит о том, что порой старая икона может негативно отреагировать даже на перевешивание на другую стену. Поэтому перед каждым выносом на Крестный ход Донская Богородица внимательно осматривается экспертами, которые решают, может ли образ покинуть музей.

В Третьяковской галерее Донская икона Божьей Матери экспонируется в особом стенде, внутри которого поддерживается нужная влажность и температура. Стенд двухсторонний, дающий возможность увидеть как лицевую, так и оборотную сторону святыни.

Чтимые списки Донской иконы Божьей Матери

Списки с Донского Богородичного образа стали делать практически сразу после его появления. Уже в конце XIV века появился первый из них, выполненный для Троице-Сергиевой Лавры по заказу двоюродного брата Дмитрия Донского, князя Владимира Андреевича.

Ещё два списка сделали по распоряжению Ивана Грозного, который перенёс оригинал в Москву. Один из них вернулся в Коломну, в Успенский храм, и сохранился до нашего времени. Второй стал использоваться как надвратный образ на Спасских воротах.

Чтимый список также расположен в соборе Донского монастыря:

«Донская икона Божьей Матери – это икона боевой славы. До Октябрьской революции в Донском монастыре было несколько этих икон. Одна из них считалась чудотворной, остальные были почитаемыми. Сейчас к образу, расположенному в большом соборе, приходит очень много людей, которые молятся о своих проблемах и скорбях».

Иеромонах Киприян (Сабанцев), экскурсовод Донского монастыря

Самый старый список из Троице-Сергиевой Лавры оправлен в серебряный оклад с позолотой. Драгоценный оклад оригинала с жемчугом и драгоценными камнями до наших дней не сохранился. Камни разворовали ещё в 1812 году наполеоновские солдаты, а после Октябрьской революции была уничтожена и уцелевшая серебряная риза.

В чём помогает икона Божьей Матери «Донская»

Традиционно к Донской иконе Божьей Матери обращаются с молитвой о защите от врагов и исцелении тяжёлых травм и болезней. Однако верующие считают, что через этот образ Богородица помогает и в других скорбях: исцеляет больных детей, дарует духовные силы, защищает и укрепляет в опасных ситуациях.

Куда вешать и как молиться перед иконой Божьей Матери «Донская»

В храмах двусторонние иконы обычно помещаются за престолом в алтаре. Во время богослужения их выносят так, чтобы молящиеся могли видеть как лицевую, так и оборотную сторону.

Однако репродукции Донской иконы Божьей Матери обычно делают односторонними. Поэтому размещать их можно на обычном домашнем иконостасе в «красном» углу.

Перед святым образом Донской Богородицы полагается читать следующую молитву:

«О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».

Добавить комментарий