Елецкая икона о чем молятся

ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII – нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Елецкая икона Божией Матери

Сведения об этом чудотворном образе запутанны и противоречивы. Нет достоверных сведений и об её иконографии.

Согласно преданию, икона явилась в 1060 г. и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Перед нашествием в 1395 году Тамерлана Елецкая икона была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впоследствии известного как Талицкий острог [1]. «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» [2].

По перенесении из Талицы Елецкая икона находилась в Елецком Троицком монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г. № 3015 об упразднении Елецкого Троицкого монастыря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую – в Христорождественскую Елецкую церковь» [3]. А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» [4]. Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 1840-х – нач. 1850-х годов в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской церкви. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.

Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Тамерлана совершался крестный ход из Вознесенского собора в Казанский храм с. Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменен (по некоторым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь» [5]. На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери. Возможно, совпадение дат привело к подмене Елецкой иконы Казанской, которая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады» [6]. Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г.

Елецкую икону, спасенную от нашествия Тамерлана, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 августа 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву. Согласно преданию, во сне Тамерлану явилась Пресв. Богородица и он повернул войска вспять.

О связи Елецкого и Елецко-Черниговского образов

Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва)

На период составления основных сборников, содержащих информацию о богородичных иконах [7], сведения о Елецкой иконе, очевидно, отсутствовали. О соименной Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из книги архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» [8], впоследствии рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиеп. Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февраля и 11 января [9]. В начале XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 января указано празднование Елецкой иконе с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской – под 6 февраля [10]. В конце XIX в. появились раздельные публикации о Елецкой и Елецко-Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в современном церковном календаре: день празднования Елецкой иконе зафиксирован под 11 января, Елецкой Черниговской – под 5 февраля.

Поскольку древняя история Елецкой иконе неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие двух икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» [11]. Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон [12], входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со второй половины XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении иконы в Ельце в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери – храма с таким освящением в городе не существовало.

Мнение о связи двух икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования Елецкой иконы – 11 января – соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница. » сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 января того же года подарил ее монастырю.

Иконография

Елецкая икона Божией Матери. Кон. 90-х гг. XX в. (Вознесенский собор, Елец)

Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая – в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше.

Елецкая икона изображена:

  • в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. № 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479);
  • в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII – нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве;
  • на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Елецкая икона, под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С. 483)
  • на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII – нач. XIX в. (?), частное собрание).

В церкви прор. Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве находится больших размеров икона второй половины XVIII века в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной.

В Елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. [13], ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери.

Появление в Ельце начиная со второй половины XIX в. посвященных Елецкой иконе храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Литература

  • Шубин Н., прот. Ист. описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце, Орловской губ. Орел, 1889. С. 69-79;
  • Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Елецкого Св.-Троицкого муж. 3-кл. мон-ря. Спб., 1894;
  • он же. Ист.-стат. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895. С. 46;
  • Назаров Е. И. История ц. во имя Елецкой иконы Божией Матери в г. Ельце Орловской губ., сооружаемой в память чудесного избавления России от нашествия Тамерлана. СПб., 1896;
  • Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Спб., 18982;
  • Назаров Е. И. Ист.-стат. очерк бывшего Талецкого Острожка // Тр. Орловской УАК. Орел, 1899. Вып. 1. С. 67-80;
  • Поселянин Е. Богоматерь. СПб., 1909;
  • Воскресенский А. К. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911;
  • То же // Елецкая быль. Елец, 1999. Вып. 8. С. 94, 151-152;
  • Ридингер Н. А. Мат-лы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 105-106;
  • Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 79, 94, 211-213, 299-307. Ил. на с. 80, 93.

Использованные материалы

[1] построен в 1636; ныне с. Талица Елецкого района Липецкой обл.

[2] Стахович М. А. Елецкий уезд в ист., этногр. и стат. отношениях // Вестн. РГО. 1859. Ч. 25. Кн. 1. Отд. 2. С. 27-58

[3] Геронтий (Кургановский). 1894. С. 17

[4] Воскресенский. 1911. С. 96

[5] Назаров. 1899. С. 71

[6] Назаров. С. 71; фотография кон. 80-х или 90-х гг. XIX в. (Фотоархив ИИМК РАН)

[7] Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое. Львов, 1665; Рукописный сб. «Солнце Пресветлое», составленный Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71, 1715-1716 гг.)

[9] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659

[10] РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. № 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472

Елецкая икона о чем молятся

икона Богородицы «ЕЛЕЦКАЯ» Владимирская

24 января (11 января по старому стилю)

Об этой иконе Божией Матери известно лишь то, что находилась она в городе Ельце Орловской губернии. Кроме того, летописи зафиксировали год её явления – 1060, то есть тот же, что и у ЕЛЕЦКОЙ-ЧЕРНИГОВСКОЙ. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской Владимирской.

Помимо поясного изображения существуют ещё один вид Елецкой иконы БогоМатери – ростовой. На этой иконе Божией Матери изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце. Отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» – и повернул с ордой назад. В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю).

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Елецкая-Владимирская» молятся о защите от иноверных и иноплеменных, об исцелении всякой немощи телесной и душевной.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Елецкая-Владимирская»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и меж-доусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пред иконой Божией Матери Елецкой

О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь гл.4

Днесь светло красуется древний град Елец, поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы, егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы икону Ея чудную людие московстии сретаху, тогда Сама Владычица, на горе Аргомаческой во граде Ельце, на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, грозное его нашествие вспять обрати. Сего дивнаго явления изображение на новописанной иконе зряще и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, умильно Ей взываем: и в предняя не остави нас, о Мати милосердия.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя, граду Твоему даровала еси.

__________________________________________

Акафист Божией Матери в честь иконы Ея «Елецкая»

Кондак 1

Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще: Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Икос 1

Ангелов превысшая, от Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго славою неизглаголанною на небеси увенчанная, в дар Владыце всяческих от всех родов земных принесенная, весь род человечь Себе усыновившая чрез Сына Своего Христа Бога нашего, тако и отечеству нашему благоволила еси явити милости Своя, землю Руси Киевския некогда уделом Своим избравши, да вси живущии в ней воспевают Тя: Радуйся, Тобою болезни наша врачуются; Радуйся, Твоими молитвами вся прошения наша исполняются. Радуйся, Пресвятая Мати Господня; Радуйся, славнейшая Дщи рода человеческаго. Радуйся, дивная исполнительнице воли Создателя; Радуйся, от всея твари славимая и воспеваемая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 2

Видящи, Мати Господня, благочестие народа русскаго, яко той, отринув некогда нечестие языческое, ко Христу Богу, Сыну Твоему, всем сердцем прилепился есть, возлюбила еси вельми людей рода сего, приносящих на всяк день Богу пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша праотцы наша славу и честь Бога христианскаго, прославляху Его со Пречистою Богородицею, храмы и обители бесчисленны воздвизая повсюду и украшая их благолепием, идеже и величаху Триединаго Бога и Тебе возсылаху похвалы сия: Радуйся, молитвеннице о нас к Богу, Богом нам дарованная; Радуйся, Дщи от земли происшедшая, Материю нам Небесною явльшаяся. Радуйся, Господем паче иных возлюбленная и возвеличенная; Радуйся, Матернею любовию нас падших и недостойных возлюбившая. Радуйся, Бога и ближних любити нас научающая; Радуйся, за грехи наша Господа Умилостивляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 3

Сила благодати Христовой храняше Русь Святую и преумножаше ей Господь милости богатыя молитвами Пречистыя Матере Своея по реченному: достоин делатель мзды своея, ибо дело великое вверено бысть народу русскому – хранителем истиннаго Богопочитания быти и веру Православную содержати, тако творяше сие, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще помощь Всевышняго, осеняемое Твоим Богомати покровом, крепляшеся отечество наше и в нем растяше вера Православная – семя Христово, на добрую почву русскую всеянное, иже стократный плод Сеятелю принесло есть в сердцах рабов Христовых, благодарящих Пречистую Матерь Господню тако: Радуйся, Мати наша, многообразне милосердие нам являющая; Радуйся, воспетая богодухновенными устами пророков. Радуйся, кивоте святыни Духа Святаго; Радуйся, Дщи Царева, Еяже слава внутрь Ея. Радуйся, Владычице, рясны златыми добродетелей одеяна и преиспещрена; Радуйся, горо тучная, горо усыренная, юже благоволи Бог жити в ней. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 4

Буря гнева Божия излияся на страну нашу во дни оны, егда тяжко согрешиша отцы наши, во бранех междоусобных истребляя брат брата своего, и сего ради попусти Господь нашествие агарянское во вразумление заблуждшим, да покаявшеся воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко рече Писание: егоже любит Господь, наказует, людие русстии, разумеша силу Духа Святаго, пременящаго устроение мыслей и сердец человеческих и злое во благое претворяющаго, смиришася до зла и Тебе яко Божией Матери глаголаше: Радуйся, злочестивое иго монгольское сокрушившая; Радуйся, Русь Святую паче прежняго славою Своею осенившая. Радуйся, яко молитвы избранника Твоего преподобного Сергия услышавшая; Радуйся, его молитвами гнев на милость пременити Сына Своего умолившая. Радуйся, воином русским на поли Куликовом победу даровавшая; Радуйся, скоро в бедах и напастех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 5

Боготечную звезду, честное Твое явление, нам показала еси, Владычице Всепетая, во дни новаго нашествия грознаго хана татарскаго Тамерлана со ратию неисчислимою, егоже клевреты сатанинския на Русь посылаху, дабы Православие и род православный истребити, обаче укрепляеми надеждою на Тя, Пресвятая, не преставаху вернии звати Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще новое испытание тяжкое, яко тьмочисленное войско агарянское на Москву идуще, град Елец разориша до основания и вся живущия в нем умертвиша, князя же елецкаго Феодора плениша, народ русский укрепися духом, и Матерь Бога Своего призывая, взывал сице: Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая; Радуйся, ревность о славе Божией в души наша вселяющая. Радуйся, право стояти за веру правую нас подвизающая; Радуйся, во бранех за отечество православное нас укрепляющая. Радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 6

Проповедник воли Господни бысть святитель Киприан, егда, видя бедствие народа своего, повеле из града Владимира святыню велию, икону БогоМатери, во град Москву изнести, да щит и ограждение граду стольному и всем живущим в нем пребудет, вопиющим в скорби Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко луча солнечная весть прерадостная, яко Сама Пречистая во образе святем Своем во град Москву на спасение верным изыде. Сего ради людие исходяще в сретение святыни, моляху Тя, взывая: «О Владычице, спаси землю Русскую», и зваху Тебе тако: Радуйся, помощнице наша, испрашивающая у Господа нам грехов отпущение; Радуйся, умоляющая Его подати беззаконием нашим прощение. Радуйся, покаяния падших приемлющая и к престолу Божию возносящая; Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовней нас возводящая. Радуйся, гнев Господень, праведно движимый на нас, Твоим молением умягчающая; Радуйся, учением благодати и доныне нас питаюшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 7

Хотяше злочестивый Тамерлан землю русскую огнем и мечем пленити и уже стояше со многою ратию на реке Сосне в пределех московских, яко граду Ельцу и всей стране той уже разоренным быти. Внезапу же устрашися видением Богородицы в той час, егда людие московстии сретаху икону Владимирскую и моляшеся пред нею, поя: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение свершися благоволения Божия: дремлющу Тамерлану в шатре своем, виде внезапу святителей многих со жезлами златыми, над ними же Жену, благолепия и величия неописанного исполненную, окруженную молниями и воинством, устремившимся на него. Тамерлан же устрашися и очнуся, недоумевая, что есть видение сие. Мы же разумеюще прославляем Богородицу звании сими: Радуйся, достохвальная Дево Мати Господня; Радуйся, предвестнице пришедшаго в мир Спасителя. Радуйся, златозарное знамение победы Его над тьмою смерти; Радуйся, в сониих и видениих многим показующая яко славен рожденный Тобою Христос Бог наш. Радуйся, и неверных подвизающая прославляти всехвальное имя Его; Радуйся, тем явлением Твоим новое знамение благодати в Церкви показующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 8

Странное соние сие узревше хан татарский, вопроси вельмож сановитых своих, хотя уразумети бывшее. Тии же рекоша ему, яко Жена Велелепная – Матерь Божия есть, христианом заступница и защитница. Нечестивый же сей в страсе возопи: «О, тако мы не одолеем их», и в бегство обратися. Вернии же прославиша Бога дивнаго во святых Своих, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся дружина княжеская дивляхуся, зряще Тамерлана зверонравнаго внезапу вспять от Ельца в степи бежащаго со всею ратию своею, посрамленнаго явлением БогоМатери. Войско же русское и весь народ воспеша Ей похвалы сия: Радуйся, гордыню нечестивых посрамляющая; Радуйся, крепосте наша, от лица вражия нас сохраняющая. Радуйся, многоязычное войско иноплеменников поразившая; Радуйся, многохитрость лукаваго посрамившая. Радуйся, граде ограждения и надеждо нашего спасения; Радуйся, на клевреты сатанинския наше оружие и одоление. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 9

Всякия похвалы достойна еси, Пресвятая Богородице, некогда греком противу нашествия славян ратоборствовавшая, и корабли их потопившая и вихрем морским развеявшая. Тако, Дево Владычице, и сим славяном, токмо уже право стоящим в вере православной, в грозный час беды великия на враги противостала еси, егда Тя призываху, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко рабы безгласныя умолкают, мы же прославим Матерь Господню, ибо в день той возсияла слава Божия на брегах Дона реки, яко Господь чрез Пречистую Богородицу побораше нечестивых и в бегство полки их обративше, войску русскому яко новому Израилю соратуя, сего ради Возбранную Воеводу, восхвалим звании сими: Радуйся, яко луча солнца Божественнаго тьму вражию попаляющая; Радуйся, мглу бесовскую посещением Своим разгоняющая. Радуйся, в явлениих Своих в правой вере людей утверждающая; Радуйся, дубраво, осеняющая нас от зноя страстей и прохладою благости покрывающая. Радуйся, от смертоносныя раны рабов Божиих, прибегающих к Тебе, целительнице; Радуйся, воинств христианских ратнице непреоборимая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу и в ней Церковь Свою святую, Господь многажды чрез Матерь Свою от враг и напастей, от бед и козней защищаше отечество наше, храняще е за веру Православную, заповеда бо некогда: врата адова не одолеют ея. Посему людие российстии николиже преставаху Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси державе Российстей и преграда неодолимая, и щит крепок, и Воевода всехвальная, Мати Господня, в иноках своих дважды явленных во граде Ельце благословение Свое посылающая и по земли Руси Святой незримо шествующая. Спаси и помилуй нас, Дево Богородице, к тебе бо зовем: Радуйся, земли русския Царице Небесная; Радуйся, страны нашея державная покровительнице. Радуйся, простирающая над нами омофор Свой честный; Радуйся, Русь Святую покровом Своим покрывающая. Радуйся, тайны промышления Божия о народе Своем людем открывающая; Радуйся, дарованием икон чудотворных благодать неоскудную грешным дарующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 11

Пение сие от уст наших недостойных приими, Всепетая, пред иконою Твоею Елецкой приносимое, в память чудеснаго явления Твоего написанною, имже Присноблагословенная, спасла еси Русь Святую – удел Свой. Защити и помилуй и ныне нас убогих, якоже и прежде помиловала еси отцев наших, да во веки поем Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемныя свещи, иконы Матери Господни по всей земли страны Российския сияют яко знамения попечения велия Владычицы о нас, промышляющей о прославляющих Ю, сего ради и отцы наши нарекоша Русь Святую домом Пресвятыя Богородицы, да и мы, недостойныя чада, воспоем Ей: Радуйся, избравшая некогда землю русскую преемницею благодати страны Византийския; Радуйся, о новом народе Богоизбраннем в земле нашей промысляющая. Радуйся, яко людие российстии, на Тя уповавшия, не посрамившая; Радуйся, не оставившая нас и егда согрешиша тяжко. Радуйся, яко по преумножению беззаконий преумножается благодать Твоя, да не погибнем люте; Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 12

Благодать Христова сохранит Русь христианскую и мир весь, аще покается народ русский православный, – рекла еси Пречистая некогда в видении избранным Своим. Да восплачемся о гресех своих, и продлит Господь долготерпение Свое роду человечу, мы же возопим Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, прославляем Тя, отверзаем уста наша к пению Твоему, Всепетая, обаче изнемогая от немощи, дерзаем приносити похвалы Ти. Да не отвержиши нас за грехи наша, но призри на словеса сии: Радуйся, златая кадильнице – сокровище велие нам Богом данное; Радуйся, род человечь доныне млеком милости Своея питающая. Радуйся, таиннице промышлений Господних о Святой Руси; Радуйся, народа русскаго православнаго славо и похвало. Радуйся, царей Боговенчанных небесная державо; Радуйся, народы и племена во истине Православия наставляющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 13

О Мати Всепетая, Владычице Преблагословенная, пение наше приими и к престолу Сына твоего вознеси, спаси и помилуй люди Твоя и землю Руси Святой паки защити и возроди ю яко царство Твое, да удобее возмощи нам и Царствия Небеснаго достигнути, потомком же нашим веру Православную помоги в непорочности соблюсти, да нескончаемо поют людие Богу хвалу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона Богородицы Елецкая

Празднование:

История

Об этой иконе из­вест­но лишь то, что на­хо­ди­лась она в го­ро­де Ель­це Ор­лов­ской гу­бер­нии. Кро­ме то­го, ле­то­пи­си за­фик­си­ро­ва­ли год её яв­ле­ния — 1060, то есть тот же, что и у Елец­кой-Чер­ни­гов­ской. Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что Елец­кая ико­на яв­ля­ет­ся позд­ним спис­ком (ко­пи­ей) с Елец­кой-Чер­ни­гов­ской. По­ми­мо по­яс­но­го изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри су­ще­ству­ют ещё один вид Елец­кой ико­ны — ро­сто­вой. На этой иконе изо­бра­же­но яв­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной Та­мер­ла­ну пе­ред его по­хо­дом на Моск­ву, быв­шее в 1395 го­ду в го­ро­де Ель­це.

От­ды­ха­ю­ще­му в шат­ре на го­ре Ар­га­мачь Та­мер­ла­ну яви­лась в ви­де­нии гроз­ная Све­то­нос­ная Де­ва с сон­мом свя­тых. В тот же день, 26 ав­гу­ста, жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли чу­до­твор­ную Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­ли­лись пред ней о спа­се­нии от страш­но­го на­ше­ствия. Устра­шен­ный ви­де­ни­ем, Та­мер­лан вос­клик­нул: «Итак, мы не одо­ле­ем зем­ли рус­ской!» — и по­вер­нул с ор­дой на­зад.

В па­мять об этом чу­дес­ном со­бы­тии на­пи­са­на ико­на Елец­кая и уста­нов­ле­но мест­но­чти­мое празд­но­ва­ние — 8 сен­тяб­ря (26 ав­гу­ста по ста­ро­му сти­лю).

День об­ще­цер­ков­но­го празд­но­ва­ния: 24 ян­ва­ря (11 ян­ва­ря по ста­ро­му сти­лю).

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой» (Владимирской), глас 4

Днесь све́тло красу́ется дре́вний град Еле́ц,/ помина́юще сла́вное чу́до Пресвяты́я Богоро́дицы:/ егда́ бо на сто́гнах Первопресто́льныя Москвы́/ ико́ну Ея́ чу́дную лю́дие моско́встии срета́ху,/ тогда́ Сама́, Влады́чице, на горе́ Аргама́чстей во гра́де Ельце́,/ на сре́тение нечести́вому Тамерла́ну изше́дше,/ гро́зное его́ наше́ствие вспять обрати́./ Сего́ ди́внаго явле́ния изображе́ние на новопи́санней ико́не зря́ще/ и Засту́пницу на́шу за вся благодея́ния Ея́ благодаря́ще,/ уми́льно Ей взыва́ем:// и в пре́дняя не оста́ви нас, о Ма́ти Милосе́рдая.

Перевод: Сегодня светло радуется древний город Елец, вспоминая славное чудо Пресвятой Богородицы, когда на улицах первопрестольной Москвы икону Ее удивительную люди московские встречали, тогда Сама, Владычица, на горе Аргамач в городе Елец, вышла навстречу нечестивому Тамерлану, обратив вспять его грозное наступление. Созерцая изображение этого удивительного явления на новонаписанной иконе и Защитницу нашу за все благодеяния Ее благодаря, смиренно к Ней взываем: «Не оставляй нас и впредь, о Матерь Милосердная».

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Елецкая»

Кондак 1

Избранней от всего рода человеческаго быти вместилищем воплотившагося Сына Божия, Божией Матери же и Деве, миру дольнему небесней заступнице, дерзаем мы, недостойнии и грешнии, воспети акафистное похваление в честь явления Ея во граде Ельце, зовуще:

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Икос 1

Ангелов превысшая, от Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго славою неизглаголанною на небеси увенчанная, в дар Владыце всяческих от всех родов земных принесенная, весь род человечь Себе усыновившая чрез Сына Своего Христа Бога нашего, тако и отечеству нашему благоволила еси явити милости Своя, землю Руси Киевския некогда уделом Своим избравши, да вси живущии в ней воспевают Тя:

Радуйся, Тобою болезни наша врачуются;

Радуйся, Твоими молитвами вся прошения наша исполняются.

Радуйся, Пресвятая Мати Господня;

Радуйся, славнейшая Дщи рода человеческаго.

Радуйся, дивная исполнительнице воли Создателя;

Радуйся, от всея твари славимая и воспеваемая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 2

Видящи, Мати Господня, благочестие народа русскаго, яко той, отринув некогда нечестие языческое, ко Христу Богу, Сыну Твоему, всем сердцем прилепился есть, возлюбила еси вельми людей рода сего, приносящих на всяк день Богу пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша праотцы наша славу и честь Бога христианскаго, прославляху Его со Пречистою Богородицею, храмы и обители бесчисленны воздвизая повсюду и украшая их благолепием, идеже и величаху Триединаго Бога и Тебе возсылаху похвалы сия:

Радуйся, молитвеннице о нас к Богу, Богом нам дарованная;

Радуйся, Дщи от земли происшедшая, Материю нам Небесною явльшаяся.

Радуйся, Господем паче иных возлюбленная и возвеличенная;

Радуйся, Матернею любовию нас падших и недостойных возлюбившая.

Радуйся, Бога и ближних любити нас научающая;

Радуйся, за грехи наша Господа Умилостивляющая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 3

Сила благодати Христовой храняше Русь Святую и преумножаше ей Господь милости богатыя молитвами Пречистыя Матере Своея по реченному: достоин делатель мзды своея, ибо дело великое вверено бысть народу русскому – хранителем истиннаго Богопочитания быти и веру Православную содержати, тако творяше сие, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще помощь Всевышняго, осеняемое Твоим Богомати покровом, крепляшеся отечество наше и в нем растяше вера Православная – семя Христово, на добрую почву русскую всеянное, иже стократный плод Сеятелю принесло есть в сердцах рабов Христовых, благодарящих Пречистую Матерь Господню тако:

Радуйся, Мати наша, многообразне милосердие нам являющая;

Радуйся, воспетая богодухновенными устами пророков.

Радуйся, кивоте святыни Духа Святаго;

Радуйся, Дщи Царева, Еяже слава внутрь Ея.

Радуйся, Владычице, рясны златыми добродетелей одеяна и преиспещрена;

Радуйся, горо тучная, горо усыренная, юже благоволи Бог жити в ней.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 4

Буря гнева Божия излияся на страну нашу во дни оны, егда тяжко согрешиша отцы наши, во бранех междоусобных истребляя брат брата своего, и сего ради попусти Господь нашествие агарянское во вразумление заблуждшим, да покаявшеся воззовут Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша, яко рече Писание: егоже любит Господь, наказует, людие русстии, разумеша силу Духа Святаго, пременящаго устроение мыслей и сердец человеческих и злое во благое претворяющаго, смиришася до зла и Тебе яко Божией Матери глаголаше:

Радуйся, злочестивое иго монгольское сокрушившая;

Радуйся, Русь Святую паче прежняго славою Своею осенившая.

Радуйся, яко молитвы избранника Твоего преподобного Сергия услышавшая;

Радуйся, его молитвами гнев на милость пременити Сына Своего умолившая.

Радуйся, воином русским на поли Куликовом победу даровавшая;

Радуйся, скоро в бедах и напастех нас утешающая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 5

Боготечную звезду, честное Твое явление, нам показала еси, Владычице Всепетая, во дни новаго нашествия грознаго хана татарскаго Тамерлана со ратию неисчислимою, егоже клевреты сатанинския на Русь посылаху, дабы Православие и род православный истребити, обаче укрепляеми надеждою на Тя, Пресвятая, не преставаху вернии звати Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще новое испытание тяжкое, яко тьмочисленное войско агарянское на Москву идуще, град Елец разориша до основания и вся живущия в нем умертвиша, князя же елецкаго Феодора плениша, народ русский укрепися духом, и Матерь Бога Своего призывая, взывал сице:

Радуйся, дух истины Христовой в сердцах обновляющая;

Радуйся, ревность о славе Божией в души наша вселяющая.

Радуйся, право стояти за веру правую нас подвизающая;

Радуйся, во бранех за отечество православное нас укрепляющая.

Радуйся, венцы мученическия убиенным православным воином уготовляющая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 6

Проповедник воли Господни бысть святитель Киприан, егда, видя бедствие народа своего, повеле из града Владимира святыню велию, икону Богоматери, во град Москву изнести, да щит и ограждение граду стольному и всем живущим в нем пребудет, вопиющим в скорби Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко луча солнечная весть прерадостная, яко Сама Пречистая во образе святем Своем во град Москву на спасение верным изыде. Сего ради людие исходяще в сретение святыни, моляху Тя, взывая: «О Владычице, спаси землю Русскую», и зваху Тебе тако:

Радуйся, помощнице наша, испрашивающая у Господа нам грехов отпущение;

Радуйся, умоляющая Его подати беззаконием нашим прощение.

Радуйся, покаяния падших приемлющая и к престолу Божию возносящая;

Радуйся, из глубины греховныя к высоте духовней нас возводящая.

Радуйся, гнев Господень, праведно движимый на нас, Твоим молением умягчающая;

Радуйся, учением благодати и доныне нас питаюшая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 7

Хотяше злочестивый Тамерлан землю русскую огнем и мечем пленити и уже стояше со многою ратию на реке Сосне в пределех московских, яко граду Ельцу и всей стране той уже разоренным быти. Внезапу же устрашися видением Богородицы в той час, егда людие московстии сретаху икону Владимирскую и моляшеся пред нею, поя: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение свершися благоволения Божия: дремлющу Тамерлану в шатре своем, виде внезапу святителей многих со жезлами златыми, над ними же Жену, благолепия и величия неописанного исполненную, окруженную молниями и воинством, устремившимся на него. Тамерлан же устрашися и очнуся, недоумевая, что есть видение сие. Мы же разумеюще прославляем Богородицу звании сими:

Радуйся, достохвальная Дево Мати Господня;

Радуйся, предвестнице пришедшаго в мир Спасителя.

Радуйся, златозарное знамение победы Его над тьмою смерти;

Радуйся, в сониих и видениих многим показующая яко славен рожденный Тобою Христос Бог наш.

Радуйся, и неверных подвизающая прославляти всехвальное имя Его;

Радуйся, тем явлением Твоим новое знамение благодати в Церкви показующая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 8

Странное соние сие узревше хан татарский, вопроси вельмож сановитых своих, хотя уразумети бывшее. Тии же рекоша ему, яко Жена Велелепная – Матерь Божия есть, христианом заступница и защитница. Нечестивый же сей в страсе возопи: «О, тако мы не одолеем их», и в бегство обратися. Вернии же прославиша Бога дивнаго во святых Своих, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

Вся дружина княжеская дивляхуся, зряще Тамерлана зверонравнаго внезапу вспять от Ельца в степи бежащаго со всею ратию своею, посрамленнаго явлением Богоматери. Войско же русское и весь народ воспеша Ей похвалы сия:

Радуйся, гордыню нечестивых посрамляющая;

Радуйся, крепосте наша, от лица вражия нас сохраняющая.

Радуйся, многоязычное войско иноплеменников поразившая;

Радуйся, многохитрость лукаваго посрамившая.

Радуйся, граде ограждения и надеждо нашего спасения;

Радуйся, на клевреты сатанинския наше оружие и одоление.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 9

Всякия похвалы достойна еси, Пресвятая Богородице, некогда греком противу нашествия славян ратоборствовавшая, и корабли их потопившая и вихрем морским развеявшая. Тако, Дево Владычице, и сим славяном, токмо уже право стоящим в вере православной, в грозный час беды великия на враги противостала еси, егда Тя призываху, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко рабы безгласныя умолкают, мы же прославим Матерь Господню, ибо в день той возсияла слава Божия на брегах Дона реки, яко Господь чрез Пречистую Богородицу побораше нечестивых и в бегство полки их обративше, войску русскому яко новому Израилю соратуя, сего ради Возбранную Воеводу, восхвалим звании сими:

Радуйся, яко луча солнца Божественнаго тьму вражию попаляющая;

Радуйся, мглу бесовскую посещением Своим разгоняющая.

Радуйся, в явлениих Своих в правой вере людей утверждающая;

Радуйся, дубраво, осеняющая нас от зноя страстей и прохладою благости покрывающая.

Радуйся, от смертоносныя раны рабов Божиих, прибегающих к Тебе, целительнице;

Радуйся, воинств христианских ратнице непреоборимая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 10

Спасти хотя страну нашу и в ней Церковь Свою святую, Господь многажды чрез Матерь Свою от враг и напастей, от бед и козней защищаше отечество наше, храняще е за веру Православную, заповеда бо некогда: врата адова не одолеют ея. Посему людие российстии николиже преставаху Богу пети: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси державе Российстей и преграда неодолимая, и щит крепок, и Воевода всехвальная, Мати Господня, в иконах своих дважды явленных во граде Ельце благословение Свое посылающая и по земли Руси Святой незримо шествующая. Спаси и помилуй нас, Дево Богородице, к тебе бо зовем:

Радуйся, земли русския Царице Небесная;

Радуйся, страны нашея державная покровительнице.

Радуйся, простирающая над нами омофор Свой честный;

Радуйся, Русь Святую покровом Своим покрывающая.

Радуйся, тайны промышления Божия о народе Своем людем открывающая;

Радуйся, дарованием икон чудотворных благодать неоскудную грешным дарующая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 11

Пение сие от уст наших недостойных приими, Всепетая, пред иконою Твоею Елецкой приносимое, в память чудеснаго явления Твоего написанною, имже Присноблагословенная, спасла еси Русь Святую – удел Свой. Защити и помилуй и ныне нас убогих, якоже и прежде помиловала еси отцев наших, да во веки поем Тебе хвалу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемныя свещи, иконы Матери Господни по всей земли страны Российския сияют яко знамения попечения велия Владычицы о нас, промышляющей о прославляющих Ю, сего ради и отцы наши нарекоша Русь Святую домом Пресвятыя Богородицы, да и мы, недостойныя чада, воспоем Ей:

Радуйся, избравшая некогда землю русскую преемницею благодати страны Византийския;

Радуйся, о новом народе Богоизбраннем в земле нашей промысляющая.

Радуйся, яко людие российстии, на Тя уповавшия, не посрамившая;

Радуйся, не оставившая нас и егда согрешиша тяжко.

Радуйся, яко по преумножению беззаконий преумножается благодать Твоя, да не погибнем люте;

Радуйся, в скорбех и печалех нас утешающая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 12

Благодать Христова сохранит Русь христианскую и мир весь, аще покается народ русский православный, – рекла еси Пречистая некогда в видении избранным Своим. Да восплачемся о гресех своих, и продлит Господь долготерпение Свое роду человечу, мы же возопим Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, прославляем Тя, отверзаем уста наша к пению Твоему, Всепетая, обаче изнемогая от немощи, дерзаем приносити похвалы Ти. Да не отвержиши нас за грехи наша, но призри на словеса сии:

Радуйся, златая кадильнице – сокровище велие нам Богом данное;

Радуйся, род человечь доныне млеком милости Своея питающая.

Радуйся, таиннице промышлений Господних о Святой Руси;

Радуйся, народа русскаго православнаго славо и похвало.

Радуйся, царей Боговенчанных небесная державо;

Радуйся, народы и племена во истине Православия наставляющая.

Радуйся, Пресвятая Богородице, земли Русския небесная хранительнице.

Кондак 13

О Мати Всепетая, Владычице Преблагословенная, пение наше приими и к престолу Сына твоего вознеси, спаси и помилуй люди Твоя и землю Руси Святой паки защити и возроди ю яко царство Твое, да удобее возмощи нам и Царствия Небеснаго достигнути, потомком же нашим веру Православную помоги в непорочности соблюсти, да нескончаемо поют людие Богу хвалу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва пред иконой Божией Матери Елецкой

О Дево Пресвятая Богородице, земли Русския и мира всего хранительнице и заступнице, просим Тя, чадолюбивая Мати, даруй нам покаяние во гресех и настави разум наш к познанию истины во спасение, град наш и вся грады и веси христианския защити и сохрани, спаси всех имиже веси судьбами и тамо умоли, державная Царице, землю Русскую покаянием возродити и к Царству Небесному путеводствуй нас, грешных и убогих, да тамо воспоем Богу в Троице Святей славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу песнь хваления, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Елецкая»

День празднования — 6 февраля ст.ст. / 18 февраля н.ст.

Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года, во время княжения в Чернигове внука Святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь.

Составляя «Скарбницу», архимандрит Иоанникий Голятовский в 1676 году посылал в Москву разузнать о Богородице Елецкой, почему она так называется. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: «Чували мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом знайденый образ Пресвятой Богородицы. Потому збудованая там церков называется Богородица Елецкая, что от елины альбо елю Богородица Елецкая названа, так как на елю альбо на елине образ Пресвятой Богородицы есть знайденый».

Во время монголо-татарского нашествия на Чернигов в 1239 году, святая обитель подверглась разорению. Судьба древней иконы Елецкой Богоматери неизвестна. По преданию, в момент нападения завоевателей, она была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии ее вновь поместили в Успенском соборе. Голятовский в «Скарбнице» замечает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова знайденый, з Чернигова до Москвы под час войны есть перенесеный, поскольку теперь в Чернигове той образ не знаходится». Филарет Гумилевский в своем описании города Харькова утверждал, что «в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния».

А затем, «в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир Новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына, быв в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в Харьковский Успенский собор». В данном случае Филаретом было записано устное предание. Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно — икона безследно пропала в советское время.

Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями. В 1676 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый Чернигов­ский житель Константин Константинович Мезопета купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.

Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443.

Все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.

Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа в древности, и одновременно запечатленный вид Черниговского замка второй половины XVII века. Композиция образа имеет также богословский смысл. В горней части иконы в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна, река жизни. Справа от елового ствола — тихое пристанище — Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему видно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе «против солони» (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.

В Успенском храме был устроен красивый позолоченный деревянный киот для чудотворного образа Елецкой Божией Матери. На зиму икону переносили в теплый Петро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно, собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась особенным благоговейным вниманием не только жителей города Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших в Чернигов на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист перед чудотворным образом Елецкой Богоматери. Особенно умилительно пелись при этом припевы к акафисту Успения Богородицы: «Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» и заключительный кондак акафиста Благовещению: «О всепетая Мати…».

Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия. Она написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных между собой двумя врезными шпонками. Верхняя часть иконы закруглена. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.

Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В. В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь.

Икона Божией Матери «Скорбящая» Одной из крымских святынь, представленных на сегоднешний, была и остается икона Божией Матери «Скорбящая» находящаяся в Свято-Троицком соборе. Эта икона обновилась сама, без .

Содержание1 Случилось чудо следующим образом2 Исцеление девочки3 Передача иконы К наиболее поздним (1881 год) и самым сильным и почитаемым иконам православия принадлежит Козельщинская икона Божией Матери. Икону .

Икона «Плачущий Спаситель» Образ изображен на холсте шириной в 13 и высотой в 16 вершков (приблизительно 57,2 см на 70,4 см), изображение поясное, стиль письма вероятно итальянский. Изображение во многом отличается .

Икона «Неувядаемый цвет» изображает Богородицу, у которой на руках сидит младенец — сын Иисус. При этом Матерь Божья держит в руках белую лилию. Этот цветок на данной иконе олицетворяет непорочность, молодость .

При появлении в доме иконы у людей очень часто возникает вопрос, как правильно ее расположить. Это не просто картина, которую можно повесить, где душе будет угодно. В противном случае, можно просто нарушить священные .

Елецкая икона о чем молятся

Елецкая икона Божией Матери

От­но­си­тель­но об­ре­те­ния это­го св. об­ра­за из­вест­но сле­ду­ю­щее.

Ко­гда прп. Ан­то­ний Пе­чер­ский (скон. 1072 г.) в 1060 го­ду был из­гнан из Ки­е­ва ве­ли­ким кня­зем Изя­с­ла­вом (1054–1073), он тай­но уда­лил­ся в пре­де­лы Чер­ни­го­ва. Там он ис­ко­пал се­бе на го­рах Бол­ди­ных пе­ще­ру и стал ве­сти уеди­нен­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. В это имен­но вре­мя им и бы­ла об­ре­те­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он уви­дел ее на ели си­я­ю­щей свет­лы­ми лу­ча­ми, так что она ка­за­лась окру­жен­ной ог­нем.

Бла­го­да­ря со­дей­ствию Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва прп. Ан­то­ний на ме­сте об­ре­те­ния ико­ны ос­но­вал оби­тель и по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Как оби­тель, так и яв­лен­ная ико­на, ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на в этой оби­те­ли, бы­ли на­зва­ны Елец­ки­ми. Елец­кая оби­тель су­ще­ство­ва­ла до вре­мен на­ше­ствия на Русь та­тар. В 1238 го­ду та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя вторг­лись в пре­де­лы рус­ских вла­де­ний и раз­ру­ши­ли как цер­ковь, так и оби­тель, ос­но­ван­ные прп. Ан­то­ни­ем. Елец­кая ико­на, од­на­ко, со­хра­ни­лась во внут­рен­но­сти мо­на­стыр­ской сте­ны.

По­сле это­го там, где под­ви­зал­ся прп. Ан­то­ний, бо­лее двух сто­ле­тий вид­не­лись лишь од­ни раз­ва­ли­ны. Толь­ко в 1470 го­ду бла­го­че­сти­вый Ки­ев­ский князь Си­ме­он Олель­ко­вич воз­об­но­вил Елец­кий мо­на­стырь. Cв. ико­на опять бы­ла по­став­ле­на в хра­ме. Од­на­ко в на­ча­ле XVII сто­ле­тия Елец­кий мо­на­стырь по­стиг­ла та же участь, что и в XIII ве­ке: он вто­рич­но был раз­ру­шен пол­ко­вод­цем Поль­ско­го ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III Гор­но­ста­ем. В это тя­же­лое вре­мя чу­до­твор­ный об­раз Елец­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­шен­но утра­тил­ся, и даль­ней­шая ис­то­рия его со­вер­шен­но неиз­вест­на хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Впро­чем, есть еще дру­гое из­ве­стие, по ко­то­ро­му св. ико­ну еще рань­ше, — ко­гда в 1579 го­ду, в Ба­то­ри­е­ву вой­ну, Чер­ни­гов пе­ре­шел в ру­ки Поль­ско­го ко­ро­ля, — взял в Моск­ву князь Ба­ря­тин­ский, по­то­мок Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

В 1676 го­ду бра­тья Ко­зе­лы при­вез­ли из го­ро­да Вла­ди­ми­ра в Чер­ни­гов дру­гой об­раз Бо­го­ма­те­ри, так­же на­зы­ва­е­мый Елец­ким. Ныне эта св. ико­на на­хо­дит­ся в Елец­кой оби­те­ли. Она не ори­ги­нал, най­ден­ный прп. Ан­то­ни­ем, а один из мно­го­чис­лен­ных спис­ков с древ­ней Елец­кой ико­ны, про­слав­лен­ный, по­доб­но древ­ней иконе, мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский, быв­ший на­сто­я­те­лем Елец­ко­го мо­на­сты­ря в XVII ве­ке, го­во­рит об этом чу­до­твор­ном об­ра­зе сле­ду­ю­щее: «Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­вез из Ве­ли­кой Рос­сии, имен­но из Вла­ди­ми­ра, Ни­ки­та Фе­о­до­ро­вич Ко­зель в ян­ва­ре 1676 го­да в Чер­ни­гов на яр­мар­ку, и этот об­раз ку­пил у него Кон­стан­тин (Кон­стан­ти­но­вич), князь Ма­зо­пет­та (Острож­ский), и от­дал его (вза­мен утра­чен­но­го) в цер­ковь Елец­кой Бо­го­ро­ди­цы. Ибо та­кой об­раз мос­ков­ские лю­ди на­зы­ва­ют Бо­го­ро­ди­цей Елец­кой, так как он об­ре­тен в Чер­ни­го­ве на ели, что они вы­чи­та­ли у ка­ко­го-то рус­ско­го ле­то­пис­ца».

В том же 1676 го­ду Иоан­ни­кий по­сы­лал сво­их стар­цев в Моск­ву для то­го, чтобы точ­но уста­но­вить, по­че­му эта ико­на име­ну­ет­ся Елец­кой. На это про­ис­хо­див­ший от Чер­ни­гов­ских кня­зей бо­ярин Ни­ки­та Ива­но­вич Одо­ев­ский от­ве­чал: «Слы­ша­ли мы от сво­их де­дов и пра­де­дов, что близ Чер­ни­го­ва на ели най­ден был об­раз Бо­го­ма­те­ри, а по­то­му и цер­ковь, там ос­но­ван­ная, на­зва­на Бо­го­ро­ди­це-Елец­кая. Кем был по­став­лен ту­да об­раз, неиз­вест­но, но то из­вест­но, что это бы­ло при кня­зе Чер­ни­гов­ском Свя­то­сла­ве Яро­сла­ви­че, как за­пи­са­но в си­но­ди­ке епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го Зо­си­мы Про­ко­по­ви­ча: цер­ковь Елец­кая ос­но­ва­на в 6568 (т. е. в 1060) го­ду. Из Чер­ни­го­ва во вре­мя во­ен­ное сия ико­на пе­ре­не­се­на в Моск­ву, а в Чер­ни­го­ве сей ико­ны нет».

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский воз­об­но­вил раз­ру­шен­ный поль­ским пол­ко­вод­цем Гор­но­ста­ем Елец­кий мо­на­стырь Бо­го­ро­ди­цы и по­ста­вил в нем по­жерт­во­ван­ную кня­зем Острож­ским св. ико­ну. Кро­ме то­го, он опи­сал в сво­ей кни­ге «Скарб­ни­ца», или «Скрав­ни­ца» (Со­кро­вищ­ни­ца), из­дан­ной в 1678 го­ду в Нов­го­ро­де-Се­вер­ском, те мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, ко­то­рые со­вер­ша­лись от этой ико­ны.

На Елец­кой Чер­ни­гов­ской иконе изо­бра­же­на ель, сре­ди зе­ле­ных вет­вей ко­то­рой по­ме­ща­ет­ся сам об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. Ве­ли­чи­на все­го изо­бра­же­ния — 1 ар­шин и 14 верш­ков в вы­ши­ну (ес­ли из­ме­рять по­се­ре­дине, так как ввер­ху ико­на по­лу­круг­ла) и 1 ар­шин 1 вер­шок в ши­ри­ну. Дли­на же са­мой ико­ны, на­хо­дя­щей­ся в вет­вях де­ре­ва, со­став­ля­ет 10 3/4 верш­ка, а ши­ри­на — 51/2 верш­ков. Вся ли­це­вая сто­ро­на об­ра­за по­кры­та се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой, а ве­нец Бо­жи­ей Ма­те­ри укра­шен до­ро­ги­ми кам­ня­ми.

Елец­кая ико­на Бо­го­ро­ди­цы в лет­нее вре­мя на­хо­дит­ся в глав­ном Успен­ском со­бор­ном хра­ме оби­те­ли, а на зим­нее вре­мя пе­ре­но­сит­ся в теп­лый Пет­ров­ский, где и за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в ки­о­те, с пра­вой сто­ро­ны за кли­ро­сом. Пе­ре­не­се­ние это со­вер­ша­ет­ся с осо­бен­ной тор­же­ствен­но­стью, при со­бор­ном уча­стии бра­тии в свя­щен­ных об­ла­че­ни­ях, с пе­ни­ем тро­па­ря Бо­го­ма­те­ри и при ко­ло­коль­ном звоне.

В Чер­ни­гов­ском Елец­ком мо­на­сты­ре с очень дав­них вре­мен су­ще­ству­ет обы­чай каж­дую сре­ду пред ли­тур­ги­ей слу­жить мо­ле­бен Бо­го­ма­те­ри с ака­фи­стом. К это­му мо­леб­но­му пе­нию и ака­фи­сту, со­вер­ша­е­мым пред чу­до­твор­ной ико­ной, усерд­ные бо­го­моль­цы, несмот­ря ни на ка­кую по­го­ду, все­гда сте­ка­ют­ся в зна­чи­тель­ном чис­ле. Жи­те­ли Чер­ни­го­ва име­ют обык­но­ве­ние брать этот чу­до­твор­ный об­раз в свои до­ма.

Ико­на Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мая Елец­кая-Чер­ни­гов­ская, име­ет­ся так­же в Харь­ков­ском Успен­ском со­бо­ре. Околь­ни­чий князь Да­ни­ил Ба­ря­тин­ский, на­хо­див­ший­ся под на­чаль­ством кня­зя Ва­си­лия Го­ли­цы­на и ко­ман­до­вав­ший нов­го­род­ски­ми пол­ка­ми, в 1687 го­ду воз­вра­щал­ся из по­хо­да в Крым. В Харь­ко­ве он силь­но за­бо­лел и, на­хо­дясь уже при смер­ти, от­дал быв­шую при нем в по­хо­де Елец­кую ико­ну Бо­го­ма­те­ри в харь­ков­ский Успен­ский со­бор, где она и на­хо­дит­ся до се­го дня.

Этот об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. На нем име­ет­ся весь­ма древ­няя над­пись, сде­лан­ная ки­но­ва­рью: «Об­раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей опи­си Успен­ско­го со­бо­ра, сде­лан­ной в 1724 го­ду, зна­чит­ся: «Об­раз чу­до­твор­ной Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Елец­кой; ри­за се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, по­да­на кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник по­зо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Гри­го­ри­ем Квет­кою». Та­ким об­ра­зом, древ­ность этой ико­ны вне вся­ко­го со­мне­ния.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой-Черниговской»

Твоего́ милосе́рдия дарова́ния воспомина́юще, Влады́чице, и Тво́й чудотво́рный о́браз благогове́йно лобыза́юще, упова́нием же Твоея́ по́мощи сердца́ на́ша веселя́ще, а́ки среди́ на́с прибыва́ющую Тя́ помышля́ем и ве́рою Тебе́ вопие́м: Твоего́ моли́ Сы́на и Го́спода, да научи́т на́с за́поведи Его́ всегда́ твори́ти и злы́я искуше́ния побежда́ти, и Тебе́, Предста́тельницу на́шу, досто́йно пе́ти и сла́вити во ве́ки.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Елецкой-Черниговской»

На неувядаемом дре́ве уго́днику яви́вшися, Твое́ же предста́тельство все́м моля́щимся при́сно явля́ющи, Влады́чице, и на́шего не отврати́ смире́ннаго моле́ния, но прегреше́ний на́ших проще́ния испроси́ и, ско́рби ду́ш на́ших отъемши, благода́рственное на́ше приими́ поклоне́ние, да любо́вию Тя́ во ве́ки сла́вим, Всепе́тая.

Молитва

Премилосе́рдая на́ша Засту́пнице, и ду́ш на́ших блага́я Храни́тельнице, и теле́с на́ших милосе́рдая Цели́тельнице, Богоро́дице Де́во! Ве́мы, я́ко недосто́йни есмы́, не то́чию Твои́х дарова́ний прича́стницы бы́ти, но и оче́й свои́х на чудотво́рный Тво́й о́браз возвести́, зане́ ду́ши на́ша грехо́в испо́лнены су́ть и о́чи зави́стными и блу́дными воззре́ньми оскверне́ни су́ть. Оба́че Твое́ сострада́ние челове́ком, в нужда́х и ско́рбех пребыва́ющим, воспомина́юще, и́м же Твоего́ Боже́ственнаго Сы́на на пе́рвое чу́до в Ка́не Галиле́йстей преклони́ла еси́, и да́же до дне́сь Того́ пра́ведный гне́в от гре́шников отвраща́еши, па́ки и па́ки на мольбу́ Тебе́, пред чудотво́рным Твои́м о́бразом, подвиза́емся и со смире́нным упова́нием Тебе́ про́сим: испроси́ грехо́м на́шим проще́ние, от па́губных страсте́й исцеле́ние, от нечу́вствия и от сна́ духо́внаго пробужде́ние и о доброде́телех христиа́нских ре́вность. Си́ми у́бо дарова́ньми ду́ши на́ша украси́вши, изба́ви на́с от го́рестей, в уны́ние некре́пкая сердца́ на́ша поверга́ющих, исцели́ боле́зни моля́щихся и о ни́хже моли́тву ти́и прино́сят, от напра́сныя сме́рти жи́знь на́шу сохрани́ и сию́ христиа́нскою кончи́ною во вре́мя подо́бно увенча́ти сподо́би. Но и земно́е на́ше пребыва́ние от взаи́мныя зло́бы и за́висти огради́, и в любви́ Христо́вой сие́ препровожда́ти на́м помози́. Це́рковь Сы́на Твоего́ во все́й вселе́нней умно́жи и утверди́, еретико́м обраще́ние ко и́стине испроси́, язы́ком же неве́рным ве́ры и́стинное позна́ние. Та́кожде и одоле́ние на враги́ и супоста́ты да́руй, и все́х на́с научи́, я́коже во дни́ весе́лия, та́ко и во дни́ печа́ли Тебе́ прославля́ти и о все́х Сы́на Твоего́ благодари́ти, житие́ свое́ в Его́ святу́ю во́лю вруча́ти со упова́нием ве́чнаго спасе́ния ожида́ти, да и та́мо просла́вим Его́ Пресвято́е и́мя и Твое́ милосе́рдое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Новости

24 января — праздник в честь иконы Божией Матери «Елецкая»

В нашем храме это один из почитаемых Богородичных образов.

Есть в Обыденке место, где по-особенному чувствуешь себя в присутствии Самой Царицы Небесной — в проходе из трапезной части в центральную расположены шесть Ее икон, по три с каждой стороны. И многие из наших прихожан именно здесь стоят во время богослужений, рядом с полюбившимся образом Божией Матери. Кто-то уже на собственном опыте знает о быстрой помощи «Скоропослушницы», кого-то не раз в пути сохраняла «Смоленская»… Песнь Архангела Честнейшей Херувим звучит в сердце у молящихся перед иконой «Достойно есть». Воздыхая о соделанных грехах, припадают верующие к образу «Взыскание погибших», об избавлении от бед и болезней просят Богородицу у Тихвинской Ее иконы…

Начиная воцерковляться и регулярно ходить на службы в Ильинский храм, некоторые находят себе местечко у иконы, отличающейся от всех своим необычным окладом. Елецкую украшает настоящее бисерное чудо, которое, наверное, и привлекает наше, сначала «материальное», внимание. Это потом, милостью Божией и Его Пречистой Матери, приходит ощущение душевной теплоты, покоя и того, что, несмотря на далекую от совершенства жизнь, здесь ты — дома…

Об Елецком образе Божией Матери даже в просторах интернета не так уж много сведений, и они порой противоречивы. Известно по крайней мере три иконы с таким названием. Во-первых, Елецкая-Черниговская, обретенная, по преданию, в 1060 году преподобным Антонием Печерским на дереве, на ели. Поэтому-то она и обитель, в которую ее поставили, именуются Елецкими.

Вторая икона, являющаяся списком с Черниговской, сделанным в том же году, своим названием обязана городу Ельцу. Несмотря на то, что иконографически эти два образа отличаются, мнения об их связи придерживались многие исследователи, в частности, известный русский публицист и религиозный писатель Е. Поселянин.

Икона из соборной церкви города Ельца и наша обыденская очень похожи на Владимирскую, ставшую прототипом многих русских изводов, и относятся к типу «Умиление». Богомладенец, прильнувший к щеке Богоматери и обнимающий Ее левой ручкой, которую мы не видим, сидит на правой руке Приснодевы. Ее левая рука в молитвенном жесте указывает на Христа.

На иконе, хранящейся в нашем храме, над Богородицей изображены ангелы, держащие корону. Этот сюжет увенчания Царицы Небесной — особенность нашего образа. Так же, как и уже упомянутый чудесный бисерный оклад. Видимо, он изготовлен сестрами Елецкого Знаменского монастыря, славившегося искусством бисерного шитья. Есть мнение, что сам образ, написанный на холсте во второй половине XVIII столетия, точно повторяет утраченную древнюю Елецкую икону Божией Матери, в 1395 году явившей Свою милость русским людям.

В тот день, когда москвичи встречали чудотворную Владимирскую икону и молились Пречистой об избавлении от нашествия татарских полчищ, спящему в шатре на горе Аргамачь под Ельцом Тамерлану явилась грозная лучезарная Дева. Проснувшийся в ужасе хан повернул свои войска прочь из Русской Земли. В честь этого события был написан образ, который также получил название Елецкого. На нем Богородица изображена в полный рост, без Младенца, с поднятыми руками, словно ограждающими путь завоевателям.

…Стоя на службе у Елецкой иконы, не забудьте, пожалуйста, помолиться не только об исцелении своих телесных и душевных немощей, но и о том, чтобы Матерь Божия защитила всю нашу страну от нашествия иноплеменных и сохранила ее от врагов видимых и невидимых.

Читайте также:  Как молится иконе филермской
Добавить комментарий