Икона ангел пустыни о чем молится

Рождество Иоанна Предтечи. Предтеча -ангел пустыни. Собор

7 июля – рождество Иоанна Крестителя. Великий Церковный праздник.
20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

«Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11)

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ

Иоанн Предтеча — покровитель всех христиан. Он помогает в главном для человека -найти дорогу к Богу, укрепиться к вере и помочь исправить свою жизнь.
Молитвы Иоанн у Крестителю помогают защититься от врагов и лжи.
Замечено, что образ Иоанн а Крестителя помогает избавиться от головной боли, даже если она очень сильная.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

РОЖДЕСТВО И ПОЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Как сказано в Евангелие от Луки, в Хевроне когда-то жили священник Захария со своей супругой Елисаветой. И хотя они оба были «праведны перед Богом… У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных»
Однажды, когда Захарии выпала очередь входить в храм для каждения

«тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».

Архангел Гавриил возвестил священнику, что скоро Елисавета родит ему сына, и имя его будет Иоанн и

«он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израелевых обратит к Господу Богу их»

(Сикер– это все то, что делается не из винограда и может привести к опьянению).
Захария усомнился в словах архангела, но Гавриил сказал ему:

«ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».

Выйдя из храма, священник лишился речи, это знамение одновременно было и наказанием за неверие.
Святая Елисавета зачала, но будучи целомудренной, стыдилась потому, что была уже стара и поэтому пять месяцев скрывала свою беременность. На шестой месяц к ней в гости пришла ее двоюродная сестра, Пресвятая Мария, которая к тому времени уже три месяца носила под сердцем Великого Младенца. Как только женщины увидели друг друга, озаренная Святым Духом Елизавета, первая из людей сказала Марии:

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Иоанну Предтече еще в утробе своей матери был явлен от Бога дар пророчествования. Точно так же, как и через много лет Иоанн Креститель будет говорить, что он недостоин крестить Самого Господа Иисуса Христа, он, будучи еще в утробе, устами Елисаветы вопрошал:

«откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»

Три месяца находилась Святая Мария в доме у Елисаветы, потом возвратилась домой.

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю».

После того, как Иисус Христос родился, царь Ирод хотел убить Его, но не смог найти Новорожденного, тогда он приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет.
Святая Елисавета узнав об этом, испугалась, ведь к тому времени возраст Ионна был чуть больше трех месяцев, она убежала вместе с сыном в пустыню и стала жить в пещере. Ее муж, святой Захария, продолжал служение в Иерусалимском храме. Вскоре он был убит, потому, что отказался сообщить местопребывание своей супруги и сына Иоанн а воинам царя Ирода.

Праведная Елисавета жила со своим сыном в пустыне, до последних дней своей жизни. После смерти матери Иоанн остался жить в пустыне, где не было людской злобы, живя там он был чист духом. Кто знает, возможно, живя среди людей, Иоанн Предтеча утратил бы свою чистоту и не смог бы пользоваться доверием, не смог бы без стыда обличать людские грехи и страсти.

В пустыне Иоанн находился до тех пор, пока Бог не благоволил явить его народу израильскому.

Церковь считает Иоанна Крестителя самым почитаемым святым после Божией Матери. Он был очень близок Иисусу Христу не только по духу, но и по плоти (как троюродный брат). Церковь представляет Иоанна Крестителя, как важного молитвенника за всех христиан. Это проявляется в том, что во время ходатайственной молитвы, которая следует за освящением Даров на Литургии, имя Иоанна Крестителя поминается сразу за именем Богородицы.

СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

20 января Церковью установлен праздник — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

После Великих праздников, посвященных Господу или Богородице, на следующий за ним день, по церковному обычаю, принято вспоминать тех святых, кто каким-то образом связан с этим событием.
Поэтому после Крещения Господня (Богоявления) Церковь вспоминает пророка святого Иоанна Крестителя, которому выпала величайшая честь возложить руку на Самого Господа.
Иоанн Предтеча засвидетельствовал людям о Божественном Существе Иисуса Христа, о Явлении Пресвятой Троицы во время крещения в Иордане.

Пророка Иоанна Господь выбрал стать связующим звеном между старой Ветхозаветной Церковью и Новозаветной Христовой. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был

“светлою утреннею звездою”

которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

ВЕЛИЧАНИЕ РОЖДЕСТВУ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня

Иоанн Предтеча — одна из главных фигур православного христианства. Ему поклоняются верующие всего мира. Именно он возложил свою десницу на Главу Спасителя. Он и завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает веху Нового Завета.

А чудотворная икона Предтечи Иоанна Крестителя многие лета покоится в Иоанно-Предтечинской женской обители.

Краткое жизнеописание

За полгода до появления на свет Божий Спасителя явился миру Иоанн Предтеча. Он был поздним, долгожданным и вымоленным ребенком в семье.

Молодые годы юноши прошли в аскетическом образе жизни, он долго пустынножительствовал. А в возрасте 30 лет занялся проповедничеством и воззывал людей к вере и покаянию в Иудейской пустыне. Его проповеди были немногословны, но обладали великой силой: вся Иудея выходила к нему и принимала Крещение в водах Иордана.

Читайте о Крестителе Господнем Иоанне:

Иоанн взывал к тому, что крещение от него есть приготовление к принятию Спасителя Иисуса Христа. Именно Он вскоре придет, примет на себя все грехи человечества и повергнет ад.

В трудах проповедничества святитель не боялся обличать греховную связь царя Ирода с женой своего брата Иродиадой. За это он был заключен под стражу в крепость и ожидал скорой своей казни. Но царь испугался возможного народного гнева, ведь люди почитали его как пророка. Страх Ирода пересилила ненависть Иродиады, пытающейся любыми способами убить святителя.

Однажды ей представился случай: в день именин Ирода дочь Иродиады Саломия развлекала гостей изощренными плясками. Царю очень понравились танцы племянницы, и он предложил ей испросить у него всего, что она пожелает. Мать подговорила дочь, и Саломия потребовала у Ирода голову Иоанна Предтече на блюде.

Тут же в арестантское подземелье был послан оруженосец, он обезглавил Крестителя и подал девице его честную главу на блюде. Этот день ежегодно отмечается в богослужебном календаре как праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Иконография

На образах Иоанн Креститель изображен в виде очень худого человека среднего возраста (примерно 32 года). Его лицо еврейского типа, смуглое от постоянного пребывания на солнце, подчеркивает святость и праведность мужчины. Средней длины борода Иоанна черного цвета, косматая. Волосы на голове разделены на пряди. Одежда из верблюжьей шерсти, подтянута кожаным пояском.

Правая рука Иоанна — благославляющая, а левая удерживает свиток, имеющий смысл призывания людей к скорейшему покаянию. На левом плече мужчины расположен длинный православный крест, внешне напоминающий посох. Он означает скорую смерть на Кресте Творца Мира Иисуса Христа.

На самой первой иконе, написанной в VI веке, святой был изображен в одиночестве, в полный рост, во власянице и со свитком в руке. В верхней части образа, как и с левой и правой сторон, расположены медальоны с ликами Богоматери и Иисуса.

В XI веке иконописцы создали образ Иоанна Крестителя, на котором он изображен склонившимся ко Христу в молитве. Он стоит с правой стороны от Спасителя. Позже были созданы иконы, где он расположен с левой стороны от Христа.

В XIII веке был написан образ «Ангел пустыни», где Креститель изображен с крыльями. Этот образ означает, что Бог Отец сказал, что посылает на землю Своего Ангела, дабы тот расчистил путь Спасителю Мира.

В чем поможет икона

Много веков молитвенники просят Иоанна Крестителя:

  • о крепком и счастливом браке;
  • о помощи в поиске работы;
  • о защите от интриг коллег и происков злого руководителя;
  • о защите от лжи и клеветы врагов;
  • об исцелении болезней головы и прочих недугов;
  • о врачевании мыслей;
  • о выборе правильного пути в жизни.

Совет! Икону Крестителя принято дарить мужчинам, получившим при рождении или в Таинстве Крещении имя Иоанн.

Святой благотворит пчеловодам и считается их покровителем. Также молитва перед иконой защищает от головной боли.

Молитвенные правила

Моление Иоанну Крестителю — важное словословие для православного люда. Именно в ней содержится любовь ко Христу, великая вера и смирение, дающие силу и надежду на спасение каждому человеку.

Молиться следует уединенно или всем семейством, с зажженной лампадой или свечой. Семья — это малая церковь, поэтому рекомендуется возносить молитвы в торжественные дни и перед праздничным застольем.

Что надо знать о молитве:

Перед началом моления следует перекреститься, совершить три поклона, а затем:

  • читать молитву нужно нараспев, а не спешно;
  • вникать в каждое произносимое слово;
  • при наступлении усталости не стоит поглядывать на часы, стойте до конца моления, не переставайте читать.

Просимого не получают лишь те молитвенники, которые сами злые и не хотят творить благое. Возможно, они испрошают у Бога злые желания, а если просят о добром, то, возможно, просят неверно. Господь всегда дарует Свои блага, но если же отказывает в чем-то, то это до времени… Тем самым дар с Небес становится более драгоценным для тех, кто был прилежен в молитве.

Читайте также:  Какой иконе молиться за самоубиенного

Важно! Человек может просить у Бога все, что пожелает. Но Господь дарует ему лишь то, что полезно и благостно!

Где находятся иконы святителя

Иконы святителя Иоанна имеются во многих храмах России. Рассмотрим местонахождение древнейших святынь.

Древний чудотворный образ Святителя находится в Иоанно-Предтеческом монастыре на станции «Китай-город». Святыня славится большим количеством чудес и исцелений.

Часть мощей святителя находятся в Подмосковье, в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове и на Большой Ордынке в храме Святителя Николая в пыжах.

Икона Иоанна Предтечи

На многих святых образах есть возможность увидеть Иоанна Крестителя – святого, который имеет огромное значение для всего христианства и православной веры, в частности. Есть и отдельная икона Иоанна Предтечи, которая интересна своеобразной манерой написания и позволяет верующим глубже прикоснуться к фигуре этого пророка.

История Иоанна Крестителя

Икону этого святого следует рассматривать именно через призму его жития, которое было пронизано верой и наполнено различными чудесами, которые даровал Господь. Начинается история святого Иоанна до его рождения, когда появление Предтечи предрекает святой Малахий. Сам этот факт является весьма удивительным.

Есть также отдельная икона Зачатие Иоанна Предтечи, которая является пригодной для почитания и молитв. В том числе к ней обращаются те, кто хочет иметь ребенка или получить помощь в родах. Ведь Иоанн появился на свет у престарелых и бездетных родителей.

Известие о зачатии Иоанна

Из истории, можно узнать, что пророк был сыном знатного священника Захарии и праведной Елизаветы. Как рассказывает евангелист Лука, Захарии возвестил о том, что у него родился сын, Архангел Гавриил, но священник не поверил этому чуду и в связи с этим был лишен дара речи до скончания дней, так как явил маловерие. Елизавета в свою очередь скрывала свою беременность, избегая насмешек, хотя к тому времени ее сестра Анна тоже родила в преклонном возрасте и родила, кстати говоря, Богородицу.

Только после того как Богородица сообщила о зачатии Спасителя, Елизавета открыла свою беременность, а потом и родила. Этому событию посвящена икона Рождества Иоанна Предтечи, которая тоже есть во многих храмах. Жил родственник Иисуса недалеко от Иерусалима около Хеврона, откуда родом и его родители.

Рождение и подвиг

Во времена массовых убийств всех новорожденных младенцев во святом Вифлееме, Иоанну чудом получилось избежать ужасной смерти. Благодаря Господа за подаренную жизнь, пророк отправился в пустыню, решив посвятить себя великому посту и молитве. Именно благодаря этому и появляются иконы Иоанн Предтеча Ангел Пустыни и подобные сюжеты. Они заключают в себе идеал духовного подвижничества и отречения от благ этого мира. Если говорить точнее, то сюжет отмеченной иконы относится ко словам Христа, который назвал Иоанна Ангелом, который расчищает ему путь.

Он всегда носил грубую одежду, которую держал кожаный пояс и ел только мед диких пчел и акрид (род саранчи или сорт бобов). Он так и жил, ожидая своего часа. И он настал в его тридцатилетие, когда Господь позвал его на проповедь еврейскому народу. Именно с того момента начинается его служение подле Иисуса Христа.

Деятельность Иоанна Предтечи была весьма оригинальной, хотя формально и оставалась в рамках иудейской религии того времени. Он крестил не только иноверцев, которые хотели перейти в иудейскую веру (так было принято в те времена) но и урожденных иудеев. Как говорил сам пророк, только рождения иудеем недостаточно для того чтобы быть подлинным сыном Авраамовым, если посмотреть более глубоко, становится понятным.

Иоанн открывал дорогу Новому Завету, проводил своеобразную реформацию веры и взывал к людям, чтобы они снова обрели праведность, не оставаясь пленниками застывшей традиции.

Крещение и усекновение главы

Многие верующие видели икону Иоанна в образе Крещения Господня, где пророк выполняет фактически свою основную функцию крестит Христа. Однако и после этого Иоанн продолжал действовать и проповедовать и принял мученическую гибель равно как многие первые христиане.

Царь Ирод на тот период взял себе в супруги женщину своего брата и этот факт считался скверным. Такое сожительство многие осуждали, и святой Иоанн тоже не считал подобное поведение достойным царя. Самому Ироду не нравилось порицание, и в итоге Иоанн оказался взаперти.

Однажды на пиру Саломея — дочка Иродиады (супруги Ирода) ублажала присутствующих своим танцем. Она угодила Ироду и тот велел просить, о чем угодно, просьбой стала голова Иоанна крестителя на блюде — икона с изображением этого образа также почитается в православии. Празднование этого дня относится к началу церковного года и также отмечает переход к эпохе Нового Завета, ведь после того как почил пророк, который считался последним, начался период Царства нового, заповедованного Христом.

Молитвы перед образом и помощь

Икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг!

На протяжении всего года есть много дней почитания икон святого Иоанна:

  • 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи;
  • 7 июля — Рождество пророка;
  • 11 сентября — усекновение главы;
  • 9 марта — в память первого и второго обретения главы;
  • 7 июня — третье обретение главы пророка.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Ангел пустыни

Величайший из пророков – Иоанн Креститель – имеет особое попечение о храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне – одном из немногих в Москве, который не закрывался в годы гонений на Церковь в России. Через два года, в 2010 году, Предтеченский храм будет праздновать 325-летие со дня основания.

Ныне главная святыня храма – частица мощей святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая была передана настоятелю храма епископу Бронницкому Амвросию в 2008 году из Иерусалима накануне праздника Собора Иоанна Предтечи. Она находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

Среди особо чтимых икон храма, конечно же, есть и образы святого Иоанна Предтечи.

Один из них, относящийся к первой половине XVII столетия, располагается в отдельном киоте у левого клироса главного алтаря. Нередко этот образ вызывает недоуменные вопросы людей, ещё не знакомых с традициями православной иконописи.

Святой Иоанн Предтеча изображается здесь с двумя широкими крыльями за плечами. Икона имеет необычное название – «Ангел пустыни».

Почему же святой Иоанн изображается в ангельском образе?

«Предтеча, – пишет кандидат богословия Петр Малков, – много лет провел в пустыне, живя отшельнической жизнью. Именно поэтому он всегда воспринимался в православной традиции как предшественник монахов-пустынников, как образец для подражания в иноческом житии.

Итак, изображаемые на иконе крылья есть образ, символ окрыленной благодатью Святого Духа человеческой души. Крыло всегда напоминает нам об одних из самых загадочных существ – о птицах. Люди лишены крыльев и в отличие от птиц, поднимаясь на вершины гор, вынуждены с трудом восходить по ненадежным и скользким тропинкам. Птицам незнакомы подобные трудности в несколько взмахов крыльев они перелетают через бездны пропастей.

Той же легкости полета (правда, уже в духовной жизни) призван научиться и человек. Он должен окрылиться Святым Духом и стремительно вознестись на обретенных им крыльях – подобных тем, что мы видим на иконе у земного ангела и небесного человека, у пустынножителя и пророка святого Иоанна Предтечи».

Чтение акафиста пророку совершается вечером по понедельникам у юго-западного столпа трапезной части храма перед храмовым «житийным» образом – «Рождество Святого Иоанна Предтечи» работы иконописца Ефима Иванова (1686).

Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись в храме отцу Иоанна Предтечи – священнику Захарии (из рода Аарона), возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец-то рождается долгожданный сын, которого они испросили в молитвах.

Храмовый «житийный» образ «Рождество святого Иоанна Предтечи» – икона чудотворная, славящаяся далеко за пределами прихода.

Женщины или супруги вместе молятся перед этим образом о даровании чад. Сотрудницы храма, несущие послушание в свечном ящике, рассказывают, что только за последнее время уже несколько счастливых супружеских пар разного возраста заказывали благодарственные молебны святому Иоанну Предтече.

Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Божией Матери «Рудненской» по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, а также иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (конец XVII в.).

В храме есть икона конца XVII в. мученика Иоанна Воина с крестом-мощевиком, хранящим в себе – части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.

Прихожанами также особо почитается изображение над гробницей с Плащаницей «Положение во гроб Христа Спасителя», икона святителя Николая у южного придела.

К старым образам в храме прибавились иконы новопрославленных святых: прп. Максима Грека, Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, святителей Тихона и Игнатия (Брянчанинова), св. блаж. Ксении Петербургской.

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне основан в 1685 году – именно тогда было построено его первое, деревянное здание.

В 1714 году было начато строительство каменного храма, отложенное из-за Указа Петра I о запрещении такого строительства везде в России, кроме Петербурга. Здание было достроено в 1730-1734 годах. В таком виде храм простоял почти сто лет.

В 1714—1734 годах Предтеченский храм получил однопредельную трапезную. В дальнейшем ее неоднократно перестраивали.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Новая каменная двухъярусная колокольня строилась с 1806 по 1810 год церковным старостой купцом Феодором Резановым. Затем приход, очевидно, предполагал приступить и к стро¬ительству трапезной, которая соединила бы древнюю часть хра¬ма с колокольней. Этого, однако, не произошло. Очевидно, помешали война 1812 года, вступление неприятеля в Москву и отвлечение народных сил и средств на борьбу с Напо¬леоном. Предтеченский храм и весь запресненский район от пожа¬ров не пострадал.

В 1829—1830 годах старую трапезную сменила новая, более обширная. Её создателем был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787-1836).

Трапезная Предтеченского храма имела приделы: сначала северный – Иоанна Воина, затем появился южный придел – Софии Премудрости Божией. В 1894 по проекту архитектора П.А. Кудрина трапезная была расширена к западу, охватив с севера и юга нижний ярус построенной к тому времени колокольни.

Читайте также:  Икона всецарица значение в чем помогает молитва

Среди колоколов Предтеченского храма наибольший – 316 пудов и 23 фунта – был освящен в 1848 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом, Московским и Коломенским (18 /5 октября (Моск. Свт.), 19 ноября/2 декабря).

В память о том, что Небесный покровитель храма – святой Иоанн Предтеча, по преданию, был сиротой, на приходе всегда занимались и делами милосердия. Так, уже в 1751 году здесь была создана богадельня.

И вот грянул октябрьский переворот. В 1922 году настоятелем Предтеченского храма был о. Алексий Флерин. Более того, он взял на себя бремя возглавления приходского совета и, таким образом, ответственности перед советской властью за имущество и деятельность прихода. В то время, когда людей арестовывали просто из-за их «неподходящего» социального происхождения, такая позиция была настоящим исповедничеством.

Вся Пресня знала, любила и уважала этого священника. Люди приходили к нему за советом. По воспоминаниям прихожан старшего поколения, отец Алексий был благо¬честив и строг, мягкосердечен к сирым и слабым.

Во многом, видимо, благодаря своему настоятелю Предтеченский храм избежал сетей обновленческого раскола.

В страшные 1920-1930-е годы, когда кругом закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, храм не прерывал служения.

Старший сын отца Алексия Николай погиб на гражданской войне, перейдя из Красной армии в Белую. Младшие дети не могли получить образования из-за сво¬его происхождения из семьи «лишенца» -. человека, лишенно¬го в силу своего социального положения гражданских прав. Тем не менее, все они прожили долгую и честную жизнь. Сам батюшка прослужил на приходе до 1937 года. За год до кончины с ним случился инсульт, от которого он уже не оправился. Вскоре после приступа за ним пришли чекисты, но, видя парализованно¬го старца, отступились.

Скончался отец Алексий 5 апреля 1937 года. Вся Пресня хоронила настоятеля Предтеченского храма. Из-за обилия на¬рода в храм с трудом смогли войти даже родственники покойного. Многотысячное шествие провожало гроб до могилы на Вагань¬ковском кладбище.

В начале 1930-х годов Предтеченский храм лишили звона. Старожилы вспоминают, как разоряли колокольню, сбрасывали колокола, оскверняли храм и старое кладбище.

В марте 1930 года городские власти по «ходатайству» рабочих приняли решение о закрытии Предтеченского храма и передаче его под культурно-просветительские цели.

Но, слава Богу, решение это не было выполнено. Очевидно, верующие обратились с жалобой во ВЦИК. По Промыслу Божиему их просьба была удовлетворена.

В первые годы Великой Отечественной войны, когда Предтеченский храм хотели превратить в склад, его «ангел-хранитель» монахиня Епистимия, которую называли убогой, закрылась в нем, никого не пускала, в холоде спала на «тёплом камушке», еду ей передавали в окошко. До своей кончины в феврале 1975 года матушка Епистимия жила и трудилась в храме, помогала в алтаре.

На Пасху с 5 на 6 мая 1945 года, как сообщал правительству уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Москве и Московской области, в Предтеченском храме присутствовало 10 тысяч человек, трудно было войти в переулок,

После Великой Отечественной войны храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.

Прихожане верят, что храм их выстоял в годы гонений во многом и по молитвам святителя Тихона (Белавина, 1865-1925), Патриарха Всероссийского, который дважды 24.июня/7июля.1921 и 1923 годов, в день Рождества святого Иоанна Предтечи, на престольный праздник, совершал здесь Божественную Литургию.

В Предтеченском храме неоднократно служили и другие первосвятители нашей Церкви – Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

Храму уже давно необходимы были профессиональная реставрация внутренней отделки и росписей, кровли, фасадов, реставрация напольного камня, золочение купола и креста колокольни и другие реставрационные работы.

Сейчас в храме под контролем «Москомнаследия» с привлечением высококлассных специалистов, продолжаются реставрационные работы, которые начались в 2007 году.

8 сентября 2007 года после воскресного всенощного бдения настоятель храма епископ Бронницкий Амвросий совершил чин освящения новых колоколов для звонницы, заказанных и отлитых на заводе ЗИЛ по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Перед началом освящения новых колоколов владыка обратился к молящимся со словами поздравления.

«Сегодня мы являемся свидетелями исторического события. Было время, когда разрушались храмы, сбрасывались и разбивались колокола – глашатаи Бога в суетном мире. «Время разбрасывать камни и время собирать камни. ». Сегодня Господь ожидает от нас многих и скорых трудов в собирании и восстановлении того, что было разбросано и уничтожено безумием человеческим. Сейчас с пением тропаря небесному покровителю нашего храма мы направимся к месту освящения новых колоколов. Будем молиться, чтобы Господь послал Свою благодать и освятил их, будем молиться о том, чтобы на колокольный призыв откликнулись как можно больше людей. Помолимся и о тех людях, трудами и на средства которых отлиты новые кампаны: это семья С. М. Хронопуло, раба Божия Ирина, Игорь Куценко и вы, дорогие братья и сестры, жертвовавшие от своих трудов и усердия на Божие дело. Нет, наверное, большего счастья, чем вложить свой труд и средства в такое богоугодное дело, как восстановление утраченного, восстановление святыни – храма, священных предметов, того, что мы посвящаем, то есть отдаем Богу. Господь сторицею да воздаст всем вам, дорогие братья и сестры!» – сказал владыка.

В ночь с 8 на 9 сентября колокола были подняты на колокольню. Новую звонницу оборудовал известный специалист по колокольному звону Николай Завьялов.

«Красный звон» впервые огласил Пресню перед началом всенощного бдения 20 ноября, накануне праздника Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

24 ноября 2007 года, в обновленном главном алтаре была отслужена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель храма епископ Амвросий. За богослужением торжественно и молитвенно пел хор Московского Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы. По окончании литургии был отслужен благодарственный молебен.

Более года в главном алтаре Предтеченского храма не совершались богослужения, Под руководством художника-реставратора I категории Владимира Калистратовича Потапчука (ГУП «Центрреставрация» Министерства культуры России) шла длительная, кропотливая и дорогостоящая реставрация обнаруженных здесь в конце 2006 года под несколькими поздними слоями росписей великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

В тимпане западной стены главного алтаря над Царскими вратами Васнецовым был написан Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы,

Эммануил в Силах написан им в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам – символы четырех евангелистов.

Кроме собственно фигур стены главного алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви, где также трудился художник.

«Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, – рассказывает Владимир Потапчук, – на сколах обнаружили под поздним слоем живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. У нас не было сомнения, что это – васнецовская рука, его творческая манера».

28 марта 2008 года на западном фасаде храма были установлены вновь написанные иконы святого пророка и Крестителя Господня Иоанна и святителя Николая, архиепископа Мирликийского.

Здание Предтеченского храма обследуют и отреставрируют к 2009 году за счет средств городского бюджета. Ранее реставрация велась в основном на средства прихода, которых, увы, не хватает.

Настоятель Предтеченского храма – Его Преосвященство Амвросий, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавляет Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы, а при храме уже несколько лет работает Духовно-просветительский центр, в котором каждую пятницу в 18:30 проходят молодежные дискуссионные встречи, проводятся творческие вечера, просмотры кинофильмов, беседы с интересными людьми.

Составная часть Духовно-просветительского центра при храме – Воскресная школа, которая существует более 15 лет.

Её руководитель и духовник – священник Дионисий Лобов.

В приходе существуют свои традиции. В начале и в конце учебного года совершаются паломнические поездки. Воспитанники Воскресной школы уже посетили множество монастырей и храмов Московской, Калужской и других епархий.

В преддверии Рождественских и Пасхальных праздников учащиеся готовят подарки для пациентов соседней больницы – № 20 имени Бурденко. Духовенство храма, посещая эту больницу, исповедует и причащает недужных.

Владыка Амвросий и духовенство Предтеченского храма стремятся, чтобы жизнь прихода целиком определяли лежащие в основании учения святого Иоанна Предтечи вера и преображение «внутреннего человека» через покаяние.

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Войти через uID

Форма входа

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

–>

Богослужения
Храм иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Предстоящие события
Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Предтечи Господня Иоанна

Автор: епископ Балашихинский Николай

Иоанн Предтеча в житии. XVI в. Ярославский художественный музей

В иконостасе одного из древнейших храмов Подмосковья – Зачатия Иоанна Предтечи села Городище (ныне в черте города Коломны) с давних времен находилась чтимая икона Иоанна Предтечи. Время ее создания – «золотой век» древнерусского искусства, конец XIV – начало XV вв.

Считается, что ее написал Дионисий или кто-то из его ближайшего окружения. В 1930-е гг. храм был закрыт, и с 1935 г. икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Средник иконы – древнейший из известных на Руси образ данного иконографического типа. Икона была храмовой, находилась в иконостасе, и в результате его поновления после одной из реконструкций церковного здания была в XVIII в. дополнена житийными клеймами, которые, очевидно, повторяли сюжеты древних, не дошедших до нашего времени, клейм. Сюжеты житийных клейм следующие:

1. Явление ангела священнику Захарии по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1:11).

2. Рождество Иоанна Предтечи: Елисавете настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею (Лк. 1:57–58).

3. Выбор имени новорожденному: Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились (Лк. 1:63).

4. Елисавета спасается с младенцем Иоанном в пещере.

5. Убиение Захарии между жертвенником и храмом (Лк. 11:51).

6. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню.

7. Моление Иоанна в пустыне.

8. Ангел ведет Иоанна Предтечу к Иордану.

9. Крещение Иисуса Христа.

10. Иоанн крестит народ в Иордане.

11. Иоанн обличает царя Ирода за нечестие.

12. Иоанн Предтеча заточен Иродом в темницу.

13. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

14. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду: послав оруженосца, царь повелел принести голову его; он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк. 6:27–28).

15. Погребение Иоанна Предтечи: Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк. 6:29).

16. Обретение главы Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии. Конец XVII в. Ярославский художественный музей

На среднике иконы Иоанн Предтеча изображен в полный рост; правая рука его поднята вверх, а в опущенной вниз левой он держит развернутый свиток с надписью: Покайтеся: приближебося Царство Небесное…Уже бо секира при корени древа… (Мф. 3:2, 10; . Лк. 3:9).

Иоанн Предтеча в житии. XVI в. Ярославский художественный музей

За спиной Предтечи изображены два синеватых крыла. Первое из известных византийском искусстве изображений Предтечи в образе Ангела – фреска конца XIII в. церкви преподобного Ахиллия Лариссийского в Арилье (Сербия). Основанием для этого послужило пророчество Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3:1) – на это пророчество ссылается Спаситель в беседе с народом о Иоанне Крестителе (Мф. 11:7–11).

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии. XVIII в. Государственный музей истории религии. СПб.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Средник – конец XIV в. (Дионисий); поля – XVIII в. ГТГ

На Руси образ Иоанна Предтечи – Ангела пустыни получил распространение в XVI–XVII вв., причем известно несколько изводов этого иконографического типа.

К середине XVI в. относится широкое распространение изображений Иоанна Предтечи, держащего в руке блюдо с усекновенной главой. Это связано с особым почитанием Предтечи царем Иваном IV: родившийся за три дня до праздника Усекновения царь при крещении был назван в его честь и впоследствии питал любовь именно к этому празднику. В 60–70-е гг. XVI в. Иван Грозный сделал ряд вкладов в крупные храмы и монастыри – это были иконы Иоанна Предтечи – Ангела пустыни.

Икона 1560-х гг. из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря находится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Иоанн Предтеча в образе Ангела пустыни правой рукой благословляет именословным благословением, а в левой держит широкий сосуд, напоминающий дискос – в нем лежит усекновенная глава. Той же левой рукой Предтеча держит и свиток (он свисает из-за сосуда) с надписью: «Славите… и свидетельствовах о Нем, яко се есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира… Покайтеся, приближибо ся Царство Небесное… Уже бо секира лежит при корене древа… Всяко убо древо посекается» (см.: Ин. 1:29; Мф. 3:2, 10). Икона написана в мастерской Московского Кремля.

К этому же иконографическому изводу относятся и две иконы XVI в. из Ярославского художественного музея. Отличие их от иконы из Стефано-Махрищской обители состоит в том, что отсутствует лежащая при корене древа секира. Менее торжественно выглядит и сосуд с усекновенной главой: это блюдо, причем в некоторых случаях его практически не видно.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Середина XVI в. ГТГ

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. XVI в. ЦМиАР

Надо отметить, что и во времена правления Ивана Грозного писались иконы Ангела пустыни без усекновенной главы, но чаще они встречаются в провинции. Такова, например, икона Иоанна Предтечи второй половины XVI в. с житием в четырнадцати клеймах (Сольвычегодский историко-архитектурный музей). Надпись на свитке: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира…Сей есть, о Немже аз рех: по мне грядет Муж, Иже предо мною…» (Ин. 1: 29–30).

Иоанн Предтеча с житием в четырнадцати клеймах.
Вторая половина XVI в. Сольвычегодский историко-архитектурный музей

Появление еще одного извода «Ангела пустыни» относится ко второй половине XVI в.: Предтеча здесь держит уже не блюдо с усекновенной главой, а сосуд с евхаристическим Агнцем – Богомладенцем Христом.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Вторая половина XVII в. Пермская ГКГ

Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Спасителе: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29) осмыслено здесь в плане Евхаристии. Предтеча держит в чаше Того, Кто приходит заклатися и датися в снедь верным (см. Литургию Великой Субботы).

Особенно ярко выражена литургическая тема в иконе «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии» конца XVII в. из Ярославского художественного музея. Иоанн держит золотой дискос с Агнцем – Предвечным Младенцем. В верхней части иконы, превыше небес, на престоле, который поддерживают шестокрылатые среафимы, в окружении прочих Небесных сил бесплотных восседает Спаситель. Его взор направлен на Предтечу, а правая рука сложена в именословном благословении. Икона изобилует житийными сюжетами; в эпизоде с явлением ангела священнику Захарии присутствует интересная деталь: на престоле стоит чаша, повторяющая формы той, которую держит Предтеча.

Стилистически близка к ярославской и икона из Пермской картинной галереи, но житийных сцен здесь гораздо меньше, да и по колориту она скромнее.

Еще одна замечательная икона Ангела пустыни написана известным иконописцем строгановской школы Прокопием Чириным. В отличие от предыдущих, она подчеркнуто аскетична, здесь совсем нет житийных сцен. Надпись на свитке Предтечи – из Евангелия от Иоанна: я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1:34).

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. 1667 г. ГИМ

К святому Иоанну Предтече в наши время обращаются за молитвенной помощью в стяжании трезвенного образа жизни; день Усекновения главы Иоанна Предтечи отмечается и как праздник трезвости народной.

Из множества икон, изображающих Крестителя Господня, как нам представляется, именно иконы Иоанна Предтечи – Ангела пустыни «евхаристического извода» (с Агнцем – Богомладенцем Христом) наиболее точно показывают, на чем должно быть сосредоточено молитвенное усердие страждущих от недуга винопития. Это не только молитва Крестителю Господню Иоанну, но и непременное участие в Таинствах Церкви – прежде всего, Покаянии и Святом Причащении.

Из истории иконографии Святой Троицы
Автор: Епископ Балашихинский Николай
К тому времени, когда писал свою Троицу преподобный Андрей, история иконографии Святой Троицы насчитывала несколько столетий. В нашей краткой заметке сделана попытка обозначить некоторые вехи развития иконографии Святой Троицы Ветхозаветной, как именуется в литературе творение преподобного Андрея

Икона Божией Матери Курская-Коренная. Из истории иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
Одной из древнейших сохранившихся икон этого типа является византийский образ VI в. Богоматери Никопеи, находившийся в числе других почитаемых святынь во Влахернском храме Константинополя. На этой иконе Богоматерь держит изображение Христа перед грудью на круглом щите.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Икона ангел пустыни о чем молится

Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне». Самый ранний из известных единоличных образов святого – икона «Святой Иоанн Предтеча» из монастыря святой Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века. (?). На этой и других иконах святой облачен во власяницу и в гиматий.

В византийском искусстве образ Иоанна Предтечи обогащался символикой, раскрывавшей различные аспекты служения святого и его почитания. Результатом этого процесса стало формирование в конце XIII века иконографии «Святой Иоанн Предтеча – Ангел пустыни». В ее сложении выделяется несколько этапов. В X – XI веках существовала сцена «Моление Иоанна Предтечи в пустыне», где на фоне пейзажа представлен момент призвания на служение. В середине XI века в миниатюрах появилось изображение Иоанна Предтечи с секирой на неплодном дереве – иллюстрация слов святого: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк 3. 9), нередко помещаемых на свитке в его руке. На рубеже XI – XII веков было выполнено утраченное ныне мозаичное изображение Иоанна Предтечи с усекновенной главой на фасаде монастырского храма святого Георгия в Палермо. В XII веке появились также образы «Святой Иоанн Предтеча в пустыне», на которых все перечисленные иконографические элементы (пустыня, секира на неплодном дереве, свиток с текстом, глава в сосуде) были соединены в едином пространстве с образом молящегося святого: на фреске церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде, на иконах из монастыря святой Екатерины на Синае. В конце XIII века эта схема была дополнена изображением крыльев. Самый ранний образ крылатого Иоанна Предтечи сохранился на фресках церкви преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Арилье, Сербия (1296 год).

Первоисточником изображений крылатого Иоанна Предтечи является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. » (Мал. 3: 1), которое в Новом Завете соотносится с личностью Иоанна Предтечи. Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча стал обладателем естества, равного ангельскому, вследствие своего аскетического подвига. Наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерусском искусстве XVI – XVII веков.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Вост. и Зап. Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. — P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966. — Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. — М., 1970. — С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. — Белград, 1973. ќњ. 7. — С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век — М., 1982. — С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. — С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. — М., 1994. — С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века. // ГТГ: Каталог собрания — М., 1995. Т. 1. — C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. — М., 2001. Вып. 5. — С. 150–168;

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. — М., 2007. Вып. 10. — С. 318–348.

Добавить комментарий