Икона августовская в о чем молятся

ХРАМ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА и ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА

ОРСКОЙ – ГАЙСКОЙ ЕПАРХИИ Оренбургской митрополии Московского патриархата Русской православной церкви

  • Главная
  • Архипастырь
  • Духовенство
  • Новости
  • СТРОИМ НОВЫЙ ХРАМ ВСЕМ МИРОМ
  • Объявления
  • БИБЛИОТЕКА
  • Общецерковные новости
  • История прихода
  • Святые нашей земли
  • Из жизни прихода
  • Азбука православия
  • Толкование Священного Писания
  • Молитвы
  • Акафист
  • БОГОРОДИЦА
  • Видеоматериалы
  • Полезное на экране
  • Фотогалерея
  • Христианские православные притчи
  • ДЕТСКАЯ страничка
  • Расписание богослужений
  • Православное телевидение
  • Вопросы-ответы

1/14,09 Августовская икона Божией Матери

1/14,09 Августовская икона Божией Матери

28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.

Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.

В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. » В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.

Августовская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам и казакам, на этой иконе, кроме лика Богоматери, изображены молящиеся ей воины. Казаки оказались во вражьем окружении в польском местечке Августов. Ночью им пришло видение в образе Божьей матери. Богородица рукой указала выход из плена (по рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад).

На следующий день воины пошли в направлении, указанном Божьей матерью, и вышли из окружения врага. После этого в войне наступил перелом, наши войска одержали победу. Для увековечивания памяти о чудесном явлении, по благословению Митрополита Московского Макария (как и император Николай II, он причислен к лику святых в 2000 году) были написаны иконы Божией Матери, получившие различные названия. Было создано пятнадцать списков этой иконы. 17 апреля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1 (14) сентября.

Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в г. Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонируется в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918». Также имеется ещё несколько икон, посвященных этому Чуду. Историки спорят какая из сохранившихся поныне икон, написанных по заказу с Дона, является первообразом. Мнения разделились. Одни считают, что это икона, находящаяся ныне в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считающаяся его главной святыней, другие считают, что эта икона – второй список, а первообраз был безнадёжно утрачен в Еланском районе, в годы Гражданской войны.

И вот недавно, появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божией матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области. Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку – участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли её отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли икону. Не молодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (О, Чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божьей матери с младенцем. Но даже в таком состоянии, эта икона может стоить дорого. Знатоки утверждают, что реальная продажная цена такой иконы с аукциона, даже если она всего лишь одна из пятнадцати списков, составляет не менее 100 тыс. евро. А если, это действительно – первообраз, то ей, как говорится, цены нет. Совершенно случайно, от знакомого антиквара, эту историю услышал действующий Глава Волгограда, казак (член казачьего общества «Станица Крещенская»), Гребенников Роман Георгиевич. Заинтересовался и попросил одного из Волгоградских казачьих атаманов разузнать нынешнюю судьбу святыни поподробнее. Одновременно узнали об этом и различные криминальные структуры, послав своих эмиссаров в рейд по Еланскому району, следом потянулись любители наживы отовсюду. В сельскую «глубинку», внезапно понаехали сомнительные «туристы» и все – с расспросами про икону. Священник был вынужден забрать икону к себе домой. В один из вечеров – стук в дверь. Батюшка перекрестился (чему быть – того не миновать) и открыл дверь. Порог перешагнули … казаки с Волгограда. Атаман, которого Гребенников попросил порасспросить, поузнавать, оказался человеком действия. Ничего он узнавать не стал, а сразу отправил казаков на «разведку боем». Священнослужитель очень обрадовался братьям-казакам и поведал им о возникшей проблеме. На стихийном «военном совете» порешили – передать казачью святыню на временное хранение в администрацию города Волгограда, с последующей передачей в один из храмов, что бы верующие могли свободно лицезреть её. “Не собирайте себе сокровищ на земле … но собирайте себе сокровища на небе … ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Евангелие от Матфея).

Молитва пред иконой Божией Матери «Августовская победа»:

О, Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, – тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой – Державу Российскую – до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, – и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.

Икона божией матери августовской.

Августовская икона Божией Матери – это изображение лика Богородицы, созданное по случаю её явления русским солдатам, в ночь с 7 на 8 сентября 1914-го года, когда полным ходом шла борьба за Восточную Пруссию. Богоматерь одной рукой держала младенца Иисуса, а другой указывала в направлении запада. Изумлённые войны преклонили колени и начали молиться. Это необычайное видение продолжалось примерно 30-40 минут и оказалось предзнаменованием победоносного сражения под уездным городом Августово, где не погиб ни один из наблюдавших чудесный образ.

Церковные и светские газеты оповестили всех о случившемся, что содействовало поднятию боевого духа войск. Первые иконы, запечатлевшие данное событие относят к 1915-му году, хотя по решению Святейшего Синода, принятому через полтора года рассмотрения вопроса, необходимость написания такой иконы была признана только 31-го марта 1916-го года. В результате, на сегодняшний день подобных реликвий существует несколько 9на данный момент около 50-ти), и с исторической точки зрения каждая из них также обладает значительной ценностью.

Ныне известный вариант Августовской иконы Божьей Матери был создан 12 ноября 1915-го года. В её нижней части прописана следующая фраза: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». После неё указаны имена казаков (всего 52), бывших свидетелями события и отмечена дата написания иконы. Более точно и правильно это изображение называется «Образ Пресвятые Богородицы Августовской, явленной героям воинам».

Что на ней изображено

Художественное исполнение иконы весьма реалистично. Она является точным отображением события произошедшего в ту знаменательную ночь. Небеса абсолютно чисты и окрашены в золотистый цвет, а Богоматерь сидит на невидимом человеческому глазу престоле. Слегка склонившись в сторону и придерживая правой рукой младенца, она направляет свою левую руку к смотрящим на неё солдатам. Фигура Божьей Матери обрамлена лазурно-голубым плащом.

Вместе с этим священным образом на иконе присутствует изображение земли, закрытого лесами горизонта и холма, рядом с которым расположены обыкновенные походные палатки, «шатры» из винтовок и почти все воины стоят на коленях, кланяются и крестятся.

Место нахождения

Почти сразу после создания икону передали Свято-Вознесенскому Кременскому монастырю (в Клетском районе Волгоградской области), где он оставалась до 1918-го года. После принудительного закрытия монастыря ответственность за сохранение реликвии взял на себя последний из её настоятелей – архимандрит Пантелеймон. Когда же он умер, то икону приютил старый храм г. Фролово.

После возвращения церкви Свято-Воснесенского Кременского монастыря лик Богородицы вновь оказался в родной обители, где и находится по сегодняшний день. Августовскую икону Божьей Матери используют при совершении крестного хода, проходящего через территорию Клетского района. Многие верующие приходят увидеть её, случаются даже свидетельства исцеления больных соприкоснувшихся с изображением Богородицы.

Списки с этого чудотворного образа можно найти в московском храме Христа Спасителя и в Государственном историческом музее (откуда его экспонировали для берлинской выставки в мае 2004-го года). Наконец, одна из икон хранится потомками императорской семьи, которые на данный момент проживают в Канаде.

О чём молятся

Богородица всегда была защитницей рода человеческого и, обращаясь к ней, люди просят об очень разных вещах. «Августовская» Божья Матерь в это отношении имеет свою особую «сферу влияния». Молясь перед ней, нужно, прежде всего, просить о заступничестве, защите и победе над врагом.

С особенным почтением к этому образу относятся солдатские матери, ежедневно переживающих о находящихся на службе сыновьях. Они молят о том, чтобы воины благополучно вернулись домой, а после возносят благодарность Богородице, не покинувшей их детей.

Обращение к Августовской Богородице помогает сохранению и победе над явными и скрытыми врагами. В особой, обращённой к ней молитве (кроме того, имеется недавно созданный тропарь) есть прошение о том, чтобы сохранялось и процветало Российское государство.

День почитания

С благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в официальном месяцеслове была установлена дата празднования, посвящённого Августовской иконе Божьей Матери – 1/14 сентября (по старому/ по новому стилю).

Августовская икона Божией Матери на службе русскому воинству

28 февраля 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Оно совершается 14 сентября — в день церковного Новолетия.

В 2014 г. отмечается начала Первой мировой войны и явления русским воинам Божией Матери под городом Августов (ныне территория Польши).

1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. Началась Первая мировая война (1914–1918), ставшая для нашей Родины второй Отечественной войной. Россия восстала на защиту Сербского Православия. Наступление русских войск фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью армии генерала Самсонова и отступлением армии генерала Ренненкампфа.

В начале сентября 1914 г. наши войска продолжали с боями отступать на фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Основной удар наносился русской армией (генералы , затем ) в Августовских лесах, так как боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать преимущество в тяжелой артиллерии. К 20 сентября после жарких боев, в которых отличился Кавказский корпус, русские заняли Августовские леса.

Сражение под Августовым имело серьезные стратегические последствия. Благодаря стойкости солдат армии был сорван весь план германского командования на 1915 г. по разгрому русского фронта.

Вероятно, в это время и произошло явление в небе Божией Матери русским воинам.

Читайте также:  О чем молятся жировичской иконе

Чудесное событие получило широкую огласку в русской церковной и светской печати, вызвав большое воодушевление в войсках и в тылу. Вот как сообщает об этом газета «Биржевые Ведомости» от 25 сентября 1914 г.: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. „После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: „Ваше благородие, идите“. Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…“ После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».

Очевидцев события подробно опросил полковой священник, протоиерей Стефан Щербаковский, герой войны, награжденный офицерским орденом святого Георгия степени, благочинный Гвардейской (Кирасирской) кавалерийской дивизии Кавалергардского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка.

Протоиерей Стефан Щербаковский

«…Настроение было в высшей степени подавленное. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами… Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы. В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, которая стала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке.

Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, «от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)». Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: «Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла».

Вокруг глав Божией Матери и Богомладенца воины видели яркое сияние, излучавшееся сияющими звездами. Кирасир Иван Лакеев запомнил, что «Божия Матерь стоит во весь рост, в светлых блестящих ризах — как рисуют ангелов».

Часть воинов, наблюдавших явление Богородицы, свидетельствовали, что ниже пояса Ея фигура была скрыта облаками (пеленой), но обозначалась. По свидетельству Димитрия Серегина, «Лик у Божией Матери был спокойный, не строгий, а скорее ласковый».

Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) — крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10–15 минут.

О великом духовном событии, которого удостоился Гатчинский и Царскосельский кирасирский полк, было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и поясняющим текстом. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах».

С сентября 1914 г. по апрель 1916 г. Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему, по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

После такого решения Синода и были написаны многочисленные образы «Августовской Победы». Удивительно, что почитание нового образа необычайно быстро распространилось по стране.

Есть предание о том, что под Августовом Богородица являлась и казакам. Ныне живущие потомки тех донских казаков, что видели Божию Матерь в Августовском лесу, до сих пор хранят воспоминания о жестоких гонениях на тех, кто свидетельствовал об этом чуде. На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора о здравии воинов…» (далее идет перечисление пятидесяти двух имен). Приведена дата написания иконы — 1915 г. ноября, высота иконы 107 см, ширина 70 см, выполнена маслом.

Имеется свидетельство и об Августовском образе, на обороте которого имеется следующее пояснение: «Сие изображение написано по благословению митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914–1916. Икону писала Ирина Лубнина».

Заступничество Пресвятой Богородицы испокон веков охраняло Русскую землю и русский народ от врагов внешних и внутренних. Не раз берегла и спасала русских воинов в опасные моменты войны и Августовская икона.

В 2010 г. во время пребывания личного состава Софринской бригады ВВ МВД России в командировке в Дагестане, в расположении была создана походная часовня в честь Августовской иконы Божией Матери. Сложная военная командировка прошла удачно, и все военнослужащие благополучно вернулись домой.

28 июля 2010 г. ,в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, небесного покровителя Внутренних войск МВД России, было получено благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на создание правого бокового придела в честь Августовской иконы Божией Матери. В воинском храме святого благоверного князя Александра Невского 21 ОБрОН ВВ МВД России (Софринская бригада) этот престол стал первым из посвящённых этой святыне.

Здесь же пребывает старинная храмовая икона «Августовская», написанная маслом и имеющая высоту 53 см, ширину — 42 см. Образ был найден в г. Екатеринбурге и выкуплен из антикварного салона в 2011 г. православной общиной. Подлинность ее подтверждается сертификатом Министерства культуры России.

Икона пользуется почитанием не только у воинов Софринской бригады, но и у военнослужащих других войсковых подразделений. По традиции в помощь и благословение на прохождение армейской службы каждый новобранец получает от полкового священника образ Августовской иконы карманного размера.

Создание престола в честь последней воинской иконы Российской Империи в одном из храмов Московской епархии стало особенно важным в преддверии великой трагической даты, которую в текущем году будет отмечать наше Отечество, — начала Первой Мировой войны.

Игумен Феофан (Замесов),

член Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами

и правоохранительными учреждениями,

настоятель Страстного храма

Список используемой литературы:

. Заступничество Богородицы за русский воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери. изд. доп. М.: Ковчег. 2010.

Августовская икона Божией Матери: второе рождение

Весной 2010 г. жители города Елань Волгоградской области обрели редкую Августовскую икону Божией Матери – покровительницу донских воинов. Святыня хранилась в старом сарае частного дома. Еланский краевед Евгений Воротников сообщил, что на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с младенцем, остальные же образы стерлись от времени. Находкой заинтересовались специалисты. Каковы же были изумление и радость, когда эксперты признали в ней старинную, считавшуюся утраченной, редчайшую икону Божией Матери Августовскую.

Помощь Заступницы Небесной

«Первая мировая война началась вскоре после революционного движения 1905–1907 гг., – начинает свой рассказ историк Олег Меркулин. – В массе народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью».

Молитва возносилась не только в тылу, но и на фронте. Русский солдат всегда отличался набожностью, чувствовал святость своего дела и отличался бесстрашием. При любой возможности солдаты и офицеры Русской Армии участвовали в богослужениях в тех церквях, что оказывались на их воинских путях. Молитвы, возносившиеся православными в тылу и на фронте, не остались без отклика. И одним из проявлений милости Божьей было явление Богородицы русским воинам в сентябре 1914 г. на Северо-Западном фронте. Известно, что наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.

«В начале сентября русские войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте, – продолжает Олег Николаевич, – 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города Августова в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. В это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу – явление в небе Божией Матери русским воинам».

Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е. Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать их преимущество в тяжелой артиллерии. В своих мемуарах участник этих боев офицер Генерального штаба Б.Н. Сергеевский написал: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с юга, а другие с востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием».

В небе над одной из русских частей в Августовском лесу и было видение Божией Матери – в сентябре 1914 г.

Укрепление красочного слоя на Августовской иконе Божией Матери

Краткое описание этого чудесного события, как рассказывает Олег Меркулин, дано генералом Ш. в письме, написанном им 18 сентября: «…После нашего отступления нашему офицеру, с целым полуэскадроном, было видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с растерянным лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось на большой крест и скрылось».

После этого разыгралось сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой. К счастью, до наших дней дошло и еще одно документальное свидетельство этого чудесного явления. Полковник А.А. Егоров, командовавший в чине поручика конными разведчиками 30-го Сибирского стрелкового полка, так описал это событие: «…17 сентября 1914 г. по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне пришлось стать причиной жестокого, возможно, за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника. …Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу – и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».

Память о чудесном событии

О заступничестве Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». По имеющимся сведениям, большинство из них были отпечатаны в 1915–1916 гг. Неизвестным иконописцем по заказу донских казачек была написана икона Божией Матери Августовская. Сохранилась запись о создании этой иконы и надписи на ней: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла». Всего указано 52 имени воинов-казаков. Также приведена дата написания иконы – 1915 г. 12 ноября. Высота иконы – 107 см, ширина – 70 см. Выполнена предположительно маслом. Имя иконописца и место написания иконы достоверно не известны.

Были созданы около 15 списков иконы. Один из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонировалась в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт – воспоминания – память». Имеются иконы, посвященные этому Чуду, на Урале, в Сибири, на Украине, в Белоруссии. В Белоруссии они обычно называются «Свеча Августовская» или носят то же название, что и икона в храме Христа Спасителя в Москве.

Революционные годы надолго отбросили память об этих иконах, не успевших получить достаточно широкого распространения, хотя весть об Августовской победе в то время всколыхнула всю Россию. Наступили времена безбожья. А первообраз был безвозвратно утрачен.

Второе рождение первообраза

«Недавно появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божьей матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области, – рассказывает протоиерей Олег Кириченко, член Общественной палаты Волгоградской области. – Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку, участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли ее отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли образ. Немолодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (о, чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с Младенцем».

Читайте также:  Как молиться дома перед иконой на коленях или стоя

Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и с трепетом пали на колени перед иконой и стали молиться

Про икону прознали криминальные структуры. В небольшое село началось паломничество сомнительных туристов и все – с расспросами про икону. Батюшка Кирилл так начал опасаться за икону, что вынужден был забрать ее к себе домой. Случайно эту историю услышал один очень известный в Волгограде человек, по рождению казак. Заинтересовался и попросил Владимира Головко – атамана Волгоградского отделения Резервного казачьего войска в составе Всевеликого войска Донского разузнать о судьбе святыни. Так икона прибыла в Волгоград. Если эта святыня – первообраз, то, утверждают эксперты, ей цены нет.

Августовская икона Божией Матери была передана в дар храму Святого Иоанна Предтечи 12 июня 2010 г. Протоиерею храма Олегу Кириченко святыню торжественно вручил мэр Волгограда Роман Гребенников. Сейчас икона реставрируется монахинями-иконописицами в Дубовском Свято-Вознесенском женском монастыре, а затем будет возвращена на постоянное хранение в храм. 17 апреля 2008 г. по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.

Икона Божией Матери Августовская

«Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу. В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь, – описывает находку искусствовед Елена Литвинская. – Она немного наклонилась в сторону и жестом левой руки обращается к солдатам, правой прижимает Младенца Христа. Очень выразителен лик Богоматери. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени — кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Этот жест создает эмоциональный строй иконы. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать, два мировоззрения. Один — натурный, реалистичный, второй — иконный, надмирный. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX в. был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества».

Августовская Победа

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «АВГУСТОВСКАЯ ПОБЕДА».
ПОБЕДА И СПАСЕНИЕ РУССКОГО ВОИНСТВА.

12 июня 2011 года поехал в село Черное Вагайского района Тюменской области на празднование Святой Троицы, в храме Святой Троицы я увидел на стене старую икону, на ней образ стоящей в рост на облаке Царицы Небесной с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Она указывала путь изображенным внизу воинам, осеняющим себя крестным знамением. У воинов васильковые погоны и через плечо казачьи шашки. Я потомственный казак, мои предки Сибирские и Семиреченские казаки, меня всегда интересовала история казачества. Начал интересоваться историей этой иконы. Но никто не мог мне рассказать о ней. Фотографию иконы снятою мною в селе Черное, я разместил на сообществе в интернете для обсуждения, надеясь что кто-то сможет рассказать о ней.

С названием иконы помог мне Семиреченский казак Дмитрий Матвиенко житель города Алматы (Казахстан), написал мне, что у них в Семиречье эта икона есть и она очень известная. Я начал интересоваться, есть ли эта икона у Нас в Тюмени, но к сожалению поиски мои не к чему не привели, в церковных лавках о ней ничего не известно, купить иконку тоже не представляется возможным. Тогда в интернете я нашел интересующий меня материал, захотел об этот рассказать близким и друзьям.
История иконы уникальна, 25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском (ныне на территории Восточной Польши) театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. “… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».

Видели Богородицу и донские казаки, тоже воевавшие на Северо-Западном фронте. Их имена, к сожалению, без фамилий, запечатлены на чудом сохранившихся до наших дней иконах. Многие годы они бережно хранились на Дону, в среднем его течении, в казачьих станицах, на хуторах. В последние годы некоторые из них были возвращены Церкви их хранительницами-казачками, и вновь радуют сердца прихожан и паломников.

Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения. Рассказ был записан автором в 2005 году со слов ее внучки Валентины Михайловны Журавлевой, и ныне живущей на хуторе Клецко-Почтовском: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».

Пишет Сергей Самойленко, 52 года из г. Котельниково, Волгоградской области рассказ от бабушки:

«Моя бабушка, Феоктиста Тимофеевна рассказывала, еще в 1970-е годы, ее брат Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений, немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич . Пришел в сознание в позднее время суток и увидел как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем- II.

За отличную джигитовку был награжден серебряным седлом. Вот и все, если коротко».

Впервые в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению Святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви.

30 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам. »

Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года.
28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Оно совершается 14 сентября – в день церковного новолетия.
Хочется написать о нескольких случаях происходящими и в наше время. В газете «Благовест» была написана статья Нины Михайловны Бирюховой из города Урай, Тюменской области, где она написала рассказ Владимира Черешнева:
«Я по роду своей деятельности много езжу в командировки. Часто бываю на севере, в г. Урай Тюменской области. Это богатый нефтяной край, и потому у города хватило средств на то, чтобы построить красивый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

И сразу верующие стали приносить сюда свои святыни.

Однажды к настоятелю храма, священнику Иоанну, пришел незнакомый мужчина с мешком за плечами. Когда он открыл этот мешок, то оказалось, что в нем лежит несколько старинных икон. Батюшка сначала опасался взять из чужих рук святыни, вдруг они окажутся ворованными? Но в милиции его успокоили и предложили заплатить за иконы предлагаемую сумму, на всякий случай записав паспортные данные посетителя. Так он и сделал.

Так в новом храме появилось сразу несколько старинных икон, и среди них – редкая икона Божией Матери «Августовская Победа». Всем сразу стало ясно, что это икона необычная. Возле нее всегда много молящихся.

Я заметил, что перед этим образом в основном молятся женщины, проводившие своих сыновей в армию. И вот почему. Бывшая староста этого храма, Лидия Александровна, рассказала мне удивительную историю. Сын одной прихожанки служил в армии на Северном Кавказе, и его мать очень усердно молилась о нем перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». Наконец вернулся из армии ее сын. Пришел он с войны немного травмированным психически, но без единой царапины. Первое, что он сказал матери при встрече: «Когда ты приезжала ко мне – ты помнишь? – в этот день всех моих товарищей убили». Мать с изумлением выслушала его и ответила, что к нему в воинскую часть никогда не приезжала.
Сын испытал шок и долго не верил ей. А когда понял, что она говорит правду, воскликнул, что его по молитвам матери спасла Сама Богородица!
Сейчас дивный образ начал являть себя верующим. А ведь еще недавно об иконе «Августовская Победа» почти ничего не было известно. Но сегодня, видимо, сами обстоятельства наши – тревожные, военные – заставляют нас вспомнить о том чудесном явлении Божией Матери русским воинам во время Первой Германской войны в Августовском лесу. Мой дед, Иван Макарович Черешнев, прошел всю Вторую мировую войну и погиб за полгода до Победы в том же Августовском лесу, на территории Польши. Он писал своей семье с фронта, что враг в Августовском лесу отчаянно сопротивлялся, но нашим воинам все равно удавалось брать такие укрепрайоны фашистов, которые, казалось, взять было невозможно. Видно, и им помогала в брани Царица Небесная!»

Собрав и подготовив материал о иконе Божией Матери Августовская Победа, на общем собрании выступил с докладом на Совете при фонде им.Ермака Тимофеевича. Советом было принято решение обратиться к Архиепискому Тюменско – Тобольской епархии Димитрию с прошением в письме исх. № 29-6-2П от 29 августа 2011 г : «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства на написание и размещение в одном из храмов г. Тюмени иконы Божией Матери «Августовская Победа», а также, начиная с сего года – на проведение 1/14 сентября в честь этой иконы праздничного молебна в благословленном Вашим Высокопреосвященством храме. Цель празднования – укрепление православного духа воинства и казачества. Председатель фонда им.Ермака Тимофеевича Н.К.Фролов».

29.08.2011 года зашел в церковную лавку(ул.Республики, 58) и сестры-продавцы с которыми ранее у меня произошел разговор об этой иконе, с радостью показали мне новый православный календарь, где на последней странице календаря была напечатана икона Божией Матери Августовская Победа, календарь я купил и заказал большую фотографию с этого рисунка, сделав с него икону.

1.09.2011 после 15:00 час в день празднования иконы Донской Божией Матери, в этот день Патриархом Московским и всея Руси Кириллом благословлен как «Днем православного казачества», провели молебен, читали акафист перед иконой Донской Божией Матери в часовне благоверного князя Димитрия Донского. Чудесным образом в этот же день в граде Тюмени, в Знаменском кафедральном соборе в иконно-хранилище «в ризной», была обнаружена старинная икона Божией Матери Августовская Победа размером 700*890 мм.

Сама Богородица явила Нам свою икону в Тюмени и место пребывания Ее Святой иконы, перед которой молились наши прадеды.

казак Иван Статьев

Представитель фонда
им.Ермака Тимофеевича
казак Иван Статьев
сот: 89058205545
сайт: www.ermak72.ru
email: statev76@mail.ru

Добавлю несколько слов о вернувшемся с чеченской войны на родину, в Тюменскую обл. солдате, единственному чудом уцелевшему на блокпосте. Как-то во время службы в Чечне к нему подошёл офицер и сказал, что к парню приехала мать. Но поскольку здесь военный объект, то шли бы они для встречи в соседний лесок. Так они и поступили. Мать привезла с собой сыну пирогов, которыми и угощала его во время свидания. Посидели, поговорили, но когда солдат вернулся на блок-пост, то увидел, что все его сослуживцы вырезаны. Дальнейшее изложено выше. Есть предположение, что если икона “Августовская Победа” после 90 лет гонений на христианство опять вернулась в Россию, то Победа будет с нами.

«Августовская победа»

В ночь перед решающим боем русские увидели в небе явление Царицы Небесной…

Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. На целые десятилетия русского позора и поражений эта икона как будто ушла от нас, спряталась за пылью времен — и вновь являет себя только сегодня. История создания этой иконы поразительна. В начале Первой Мировой войны, зимой 1915 года, в Августовских лесах на территории Польши русская 10-я армия под командованием генерала Ф.В. Сиверса попала в окружение. Надежд на спасение почти не оставалось, и русскому воинству предстояли или унизительный плен, или геройская гибель. И вот в ночь перед решающим боем русские увидели в небе явление Царицы Небесной, которая в левой руке держала Богомладенца Христа, а правой указывала на запад. Сотни людей в благоговении опустились на колени при виде Божией Матери. Было ясно, что этим явлением Царица Небесная предрекает им скорую победу над превосходящими силами неприятеля. Утром русские рати пошли в атаку и в неравном бою нанесли германцам сокрушительное поражение.
В учебниках военной истории о явлении Божией Матери не говорится. Но даже в сухих протокольных строках ощущается некий вздох удивления перед этой неслыханной победой: «Северо-западнее города Августов русская 10-я армия сражалась против немецкой группировки. Упорное сопротивление русских сорвало планы противника по глубокому обходу и окружению всего восточного фронта. Сопротивление (10 суток!) действовавшего в арьергарде 20-го русского корпуса генерала Булгакова (четыре пехотные дивизии ослабленного состава), окруженного в Августовских лесах между Августовом и Гродно девятью немецкими дивизиями, позволило русскому командованию к 26 февраля отвести основные силы 10-й русской армии на удобные позиции под Ковно. Личный состав 20-го корпуса почти полностью погиб».

Рассказывает Ирина Евстигнеева, иконописец, художник редакции газеты «Благовест»:
Эту икону я где-то видела раньше, очень давно. Икона запомнилась, но я не знала ее названия. И вот этим летом редактор Православной газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев увидел во сне этот образ. Он сразу узнал его, так как видел его несколько лет назад в строящемся Храме Христа Спасителя. Во сне он услышал слова: «Августовская победа», но не знал, к чему именно они относятся, к иконе ли, или к той непростой ситуации, которую в то время переживала редакция… Пришел на работу и спросил меня, не знаю ли я такую икону, на которой изображена Царица Небесная, явившаяся в ночном небе русским воинам. Я сказала, что знаю такую икону, но она очень редкая. Названия ее не помню. Он спросил, а что могут означать слова «Августовская победа»? В ответ я только пожала плечами. Тогда он набрал эти слова на «поиске» в интернете и вскоре узнал, что это и есть название той иконы! Удивлению нашему не было предела. В этот же день мы решили, что раз было такое видение, обязательно нужно в редакции иметь эту икону. И, благословясь, я взялась за работу…

Писатель Михаил Пришвин, оказавшийся в то время на передовой, так описывает Августовское сражение:
«28 февраля 1915 г. С поля сражения из Августовских лесов, где были на волоске от германского плена, я попал в монастырь. Священник, еще совсем молодой человек, дал мне комнату записать свои впечатления. Я рассказывал ему самое главное, что вынес из этого хаоса: мука побеждается мукой. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи, без сил и пищи, перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы. Потом Августовскими лесами мы спасались от неприятеля, когда под страхом попасть в плен, или вовсе погибнуть от разъезда врага, шли пешком при страшном морозе, и когда прибывали в безопасные места, опять принимались за работу, — откуда, я спрашивал себя, бралась такая сила? Это и была мука, но этой мукой искупались муки других. С каждым часом работы, мне казалось, люди взбирались все выше и выше на неприступную гору: муки давали силу, муку брали мукой.
Священник слушал меня и вдруг воскликнул: — Да ведь это же: «Смертию смерть поправ!» Как будто он был поражен, и я тоже, этим внезапным открытием: мы твердили с самого детства слова «Смертию смерть», и вдруг оказалось, я твердил это без всякого смысла, и сразу смысл открылся, когда я просто свое пережитое назвал своими словами: мука мукой.
Пройдут столетия — какая легенда будет у людей об этой борьбе народов в Августовских лесах, эти огромные стволы деревьев, окропленных кровью человека, умрут, вырастут другие деревья, неужели новые стволы будут по-старому шуметь о старом человеке. Нет. Мы знаем, как небольшая кучка русских солдат, когда выходили из леса, вела за собой сотни пленных врагов, как они, измученные голодом, хотели бросить этих пленных, гнали их от себя, но пленные в надежде получить кусок хлеба шли, все шли и шли по лесам за русскими солдатами. Голод заставил забыть родину, и они шли, как голодные псы вслед за новым хозяином».

Ирина Евстигнеева:
Когда приступала к работе, возник вопрос об оригинале. С чего писать? Была найдена листовка времен Первой Мировой войны. Это графическое изображение произвело на меня очень сильное впечатление и было взято за основу. Образ Божией Матери был как раз такой, каким я видела его до этого. Черно-белое изображение достаточно плохого качества, не четко прорисовывался ландшафт. Но эти скупые исторические данные подсказали, как писать икону. Обмундирование воинов Первой Мировой было четко изображено. Главное, хотелось передать состояние духа воинов. Им ведь Божия Матерь явилась в кресте победоносно! Сюжет фронтовой листовки передает дух победы. Поэтому, когда писала икону, старалась писать как можно ближе к этому духу. А плохое качество листовки внесло коррективы: я стала больше изучать исторические данные о чудесном явлении Божией Матери на войне. Узнала, что Она явилась в ночное время русскому Православному воинству. Во время явления они, видимо, совершали вечернюю молитву в окружении дремучего леса. Эта икона была написана во время войны, перед революцией. Списков той поры почти не осталось. По просьбе редактора позвонила известному самарскому мастеру иконописи — Елене Соломко, и спросила об этой иконе, — она ответила, что не знает такой иконы и нигде о ней не читала. Но произошло чудо: в ее мастерской как раз в это время присутствовала ее бывшая ученица. Услышав телефонный разговор, она вспомнила, что у нее в одном из альбомов есть репродукция этой редкой иконы, и принесла альбом нам. Это была икона из частной коллекции екатеринбуржца Е.В Райзмана, приобретенная им в 1990 году. Икона интересная, но, на мой взгляд, все же полнее дух Победы передает листовка времен войны. Хотя и эта репродукция тоже пригодилась в работе.

О чудесном явлении Царицы Небесной русским ратям в Августовском лесу было доложено Верховному Главнокомандующему — Императору Николаю II. По его указанию была отпечатана большим тиражом армейская листовка, на которой изображено явление Божией Матери, с кратким поясняющим текстом об этом событии. По благословению Митрополита Московского Макария (Невского), — как и Император, он причислен к лику святых, — была написана икона Божией Матери, получившая название «Августовская Победа», или же «Явление Божией Матери на войне». Но вскоре революционные события надолго отбросили память об этой иконе, не успевшей получить широкого распространения, хотя и весть об Августовской Победе в то время всколыхнула всю Россию…

Ирина Евстигнеева:
Утром 1 августа у меня возникло желание взять с собой в храм на праздник Серафима Саровского написанную, но еще не освященную икону. Это было столетие прославления Преподобного Серафима. Принесла икону в Петропавловскую церковь в Самаре, а там вдруг люди стали подходить и прикладываться к этой иконе. Монахини подходили, молились. Одна из монахинь меня оповещает: а ведь сегодня день начала Первой Мировой войны! Ведь та война началась в день памяти Преподобного Серафима… И как-то особенно на меня посмотрела. У меня мороз по коже прошел, я этого никак не ожидала. Это было просто чудо! Значит, не случайно эта икона была именно в этот день освящена у нас в редакции духовником «Благовеста» священником Сергием Гусельниковым… Вот мы и решили у нас в редакции считать днем памяти нашего образа — 1 августа…

Из книги Ольги Николаевны Куликовской-Романовой «Под благодатным Покровом»: «Когда мы вошли в столовую к Владыке Мелхиседеку (в то время — Архиепископ Екатеринбургский — А.Ж.), то я стала искать взглядом икону, чтобы молиться. И — о, Боже! — вижу в простенке между двумя окнами большую икону (тогда она мне показалась громадной), в очень темных красках, так сказать, рембрандтовских тонах: Пресвятая Богородица на фоне Креста, в сиянии, в облаках, и на переднем плане воины на коленях… Меня это настолько потрясло, потому что я увидела образ Богородицы, совершенно похожий на тот, что мне снился когда-то в детстве… Я от волнения подумала: Боже мой! А рука-то показывает направо или нет? Потому что во сне я видела движение руки, указывающей направо. Сослепу присматриваюсь, смотрю и от волнения не вижу. И чем больше волнуюсь, тем хуже вижу, но наконец рассмотрела — рука действительно показывает направо. Именно так, как было в моем детском сне… Я закрыла руками лицо, расплакалась и от волнения, смущения вылетела в соседнюю комнату, где совсем разревелась… Я собралась с силами, вернулась в столовую, извинилась перед Владыкой за свое поведение. Константин Д. сказал: эта икона написана по действительному чудесному видению, которое явилось в небе над Русскими войсками на Северо-Западном фронте под Августово. Она, по-моему, так и называется — образ Божией Матери, явленный над Русскими войсками в войну 1914 года…
Леонид С.: “Августовская победа” она называется. Сначала выпускались большие листовки с изображением этого чуда, а потом Московский Митрополит Макарий распорядился писать иконы…
Но тогда, в детстве, да и теперь в Екатеринбурге я ничего этого еще не знала. У нас в Сербии в Церквах такой иконы не было. Все исторические подробности выяснились потом».

Ирина Евстигнеева:
Главное в этой иконе — Дух Победы. Но настоящая Победа возможна лишь на основе Веры, Надежды и Любви.
Икону я писала в редакции. И рабочая суета мне совсем не мешала, напротив. Икону было легко писать. Постоянно читалась молитва «Живый в помощи» — самая солдатская молитва, которая давала спасение от погибели. Только прикасалась кисточкой к иконе, как начинала сама идти молитва.
У меня дед участвовал в Первой Империалистической войне, а у Антона Евгеньевича — прадед… Наверно, потому в нас и «зазвучала» эта удивительная икона…
Были сложности в передаче цветовой гаммы. Но как раз в это время редактор привез сделанные им фотографии с ночной службы в Храме-на-Крови в Екатеринбурге 17 июля, в день памяти Царственных Мучеников. На этих фотографиях светилось ночное небо. Это было свечение святых Небес… И я решила этот свет взять за основу… Внесла в цветовую гамму иконы. Небеса определили весь колорит иконы.

Через Бебжский Национальный парк и три других природных заповедника международного значения — долину Нарев, Августовский и Книжинский леса — скоро пройдет скоростная четырехполосная автомагистраль, деньги на строительство которой выделяет Европейский Союз. Мало кто отрицает необходимость строительства скоростной автотрассы, ведущей из Варшавы в Финляндию через Балтийские страны. С тех пор, как после распада Варшавского договора открылись границы, все возрастающий поток транспорта пошел по проселочным дорогам северо-востока Польши, причиняя огромные неудобства населению.
Но защитники окружающей среды просто ошеломлены запланированным маршрутом нового шоссе. Автотрасса могла бы вместо этого пройти к западу от Бебжского Национального парка и Августовского леса. Но местные политики усиленно лоббировали перемещение трассы на восток. В итоге подобный маршрут наискось перерезает самые крупные природные заповедники, которые часто называют зелеными легкими Польши. Выбирая прокладку трассы через Августовский лес, ЕС дает Польше противоречивые рекомендации относительно этого сомнительного маршрута…

Ирина Евстигнеева:
— Наверное, пришло время вспомнить об этой иконе. Не случайно Господь побудил разных людей одновременно обратиться к этому образу. Почему — это тайна. Может быть, Господь хочет нам даровать надежду на победу в битве за Россию. Эта икона — призыв к Победе. Но ведь Божия Матерь не Сама прогнала немцев, хотя и могла это сделать, а лишь указала путь русскому воинству и дала надежду на Победу. И победа была достигнута. Видимо, и сейчас настал такой момент, когда мы должны совершить победу в духовной брани. Каждый Православный — воин Христов, воин с врагами внешними и внутренними. С врагами Отечества и Православия должен бороться каждый Христианин. Эта икона призвана укреплять наш дух. И не случайно была составлена молитва этой иконе, в которой есть слова, обращенные к Божией Матери с просьбой о даровании мужества в нелегкой борьбе. Эту икону уже просят люди. В храме меня просили написать ее копию… Все-таки это Победа! Думаю, что икона эта займет достойное место на божницах христиан. Ибо чудо было великое и сегодня эти чудеса продолжаются… Не случайно большая икона Божией Матери «Августовская Победа» находится в главном храме страны — в Храме Христа Спасителя.

Молитва пред иконой Божией Матери “Августовская победа”

Читайте также:  О чем молиться именным иконами
Добавить комментарий