Икона иоанн рыльский о чем молятся

Молитвы Иоанну Рыльскому

К святому Иоанну молятся:

— о даровании здоровья и исцелении,
— о тяжело больных детях (аутизм),
— о детях, которые никак не могут начать говорить,
— о защите от порчи, сглаза и злых людей.

Молитва первая

О, преподобне и Богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим,

не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси!

Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых.

Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим.

Страну нашу в мире соблюди, православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй.

Посети с высоты Небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления:

в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением,

скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем.

Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Молитва вторая

Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне,

преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый!

Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас.

Приими, преблаженне, наша моления и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии,

и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых и от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго.

Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся,

иже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва третья

О, великий и предивный чудотворче, преподобне Иоанне, приими моление наше и не отвратися от нас, к твоему заступлению прибегающих:

никогдаже бо отвращался еси от приходивших к тебе с печальми своими во дни земнаго твоего жития;

вемы же, коликая знамения милосердия являл еси и по преставлении твоем людем православным!

Услыши и нас ныне, велиими скорбьми обдержимых, нашедшими на ны в лукавыя дни сия, егда диавол чрез пагубныя козни своя тщится попрати Церковь Святую, лишити же нас спасения вечнаго и благ временныя жизни!

Испроси нам у Господа Иисуса Христа прощения грехов, а наипаче греха непослушания Матери нашей Церкви!

Даруй нам сокрушение сердца, во еже со умилением неуклонно приступати ко святому Таинству Покаяния, яко да не во осуждение и погибель будет нам причащение Тела и Крове Христовых, но во здравие и спасение.

Отжени от нас дух братоненавидения, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех людей твоих!

Соеди всех нас любовию ко Христу и Его Церкве Православней, яко да соблюдающе спасительную волю Его, истинная чада Божия будем!

Буди нам путевождь во вся дни наша, яко да присно в благодати Духа Святаго суще в чистоте веру содержим и волю Господню до самыя смерти сотворим!

В час же кончины нашея явися нам представити души наша к престолу Божественнаго Судии и рещи Ему: «Се аз и дети моя»,

яко да твоим заступлением вечных мук избавльшеся, неизреченное блаженство Небеснаго Царствия Христова наследим купно с тобою и всеми святыми во веки веков.

Иоанн Рыльский

В дивном горном уголке Болгарии на фоне чудесной природы, напоминающей прекрасный Эдемский сад, возвышается святая гора Рила. Венцом чудного Божьего творения является Рыльская обитель, основанная 10 столетия болгарским преподобным Иоанном Рыльским, день памяти которого отмечается Православной Церковью 19 октября.

Иоанн Рыльский — святой 10 столетия, православный ангел-покровитель народа Болгарии, монах, живший в пещере горы Рила, около которой им основан монастырь, знаменитая в Болгарии Рыльская обитель.

Происхождение и детские годы

В селе Скрино, оно располагалось неподалеку от города Дупница в Болгарии, проживала благочестивая крестьянская семья Рилски, которой Господь в 876 году даровал сына Ивана.

Мальчик с детства отличался от шумных сверстников стремлением к уединению, проводя время в молитвах и познании Творца.

Первые шаги монашества

Иван рано лишился родителей, с которыми жил до их кончины. После их смерти юноша продал все, что имел, и покинул родное селение. Пещеры Осоговской горы, утопающей в зелени, стали его домом. Иван взял с родного селения только кожаную ризу и больше ничего, что могло напоминать о прежней жизни.

Приняв в возрасте 25 лет монашеский постриг в монастыре Руена, который и поныне находится в Северной Македонии в Кривой Паланке, молодой инок постоянно стремился к уединению. Он изнурял себя постами и молитвами, борясь с желаниями и страстями, уходя жить в близлежащие пещеры.

Святая жизнь молодого отшельника была не по нраву разбойникам, жившим в горах, которые неоднократно избивали его и, в конце концов, прогнали из Руенских пещер. Некоторое время Иван живет, то в одном, то в другом монастыре, наполняясь духовными подвигами.

Поиски Бога

Девственная гора Рила привлекла внимание будущего святого своими непроходимыми дебрями, он поселился в одной из горных пещер, исчезнув на некоторое время из мира. Иван оставил земную суету, чтобы в наполнении духовным совершенством познать Божественную красоту и наполниться святостью.

Единожды ощутив сладость от общения с Творцом, отшельник навсегда забыл об отчем доме, светских радостях, богатстве и удовольствиях. Пытаясь исполнить первую заповедь Бога, свою первую и чистую любовь отшельник дарит Создателю, проводя с Ним в уединении дни и ночи.

Интересно! Иоанн искал и нашел уединение, чтобы без суеты мира, отделившись от людей в лесной глубине слышать нежный, тихий голос Бога. Среди шума леса и журчания воды он пел Господу свой гимн любви, освобождаясь от привязанности к земному существованию.

Ради наполнения Божьей милостью и познания вечной радости монах-отшельник находит счастье в уединении с Творцом, преодолевая нечеловеческие условия жизни. Насколько великой должна быть любовь Богу и тяга познать Его величие, чтобы жить в одиночку среди непроходимых зарослей в пещере, к которой не была протоптана ни одна тропинка, питаться дарами природы летом и зимой, пить из горных источников, постоянно пребывая в молитве и труде.

Если весна, лето и осень даровали святому свои плоды и травы, то зимой он питался тем, чем смог запастись. В холодные зимние ночи, ночуя в промерзшей пещере под вой голодных диких животных, преподобный Рыльский взывал к Создателю.

Несколько раз отшельник менял место своего пребывания, пока не обосновался в пещере, которая ныне называется Иоанновой постницей. Чтобы ощутить сотую или даже тысячную толику отшельнических испытаний, современным паломникам предлагается пожить вместе несколько дней, где святой провел половину жизни.

Господь и скалы, укрытые лесом, слышали многочасовые воззвания праведника, стоящего в молитве за падший мир и родной болгарский народ. Со слезами и воплями просил праведник Бога послать милость и благодать на землю, даровать потерявшимся в суете людям надежду на вечное спасение.

Дарованная встреча

Иоанн Рыльский стал духовной свечой на высокой горе. Согласно Божьему промыслу рано или поздно должна была состояться встреча с людьми, нуждающимися в попечительстве Духа Святого.

На берегах реки Рильской пастухи выпасали овец. В один из дней отара внезапно застыла на месте и тот же миг стремительно бросилась бежать в горы. Испуганные пастухи не могли догнать их, не понимая, что случилось с всегда послушными животными.

Выбившись из сил, потерявши надежду на отыскание отары, пастухи вышли на небольшую равнину и в изумлении становились перед открывшейся их взору картиной. Удивительное спокойствие сошло и на пастухов, которые с поклоном приблизились к старцу, поняв, что перед ними святой отшельник.

Старец принял с радостью гостей, поделился с ними своей скудной пищей и напоил горной водой, отпустив с миром. Весть о встрече с дивным Божьим угодником на горе Рила мгновенно распространилась среди местных жителей, и потянулись в горы вереницы паломников.

Начало равноангельского служения

Наполненный любовью Творца Иоанн Рыльский, житие которого стало примером для подражания жаждущих благочестия людей, никому не отказывал в назидании и совете. Наделенный особым даром целительства и ясновидения старец при помощи Божьей чудотворной силы:

  • исцелял больных;
  • бесов изгонял;
  • веру укреплял;
  • заблудших направлял на путь истинный.

Вскоре вокруг одиноко стоящей пещеры стали селиться монахи, так возникло целое селение, постепенно переросшее в Рыльскую обитель. Иоанновы ученики строили простые хижины и познавали силу творца в молитвах и постах, наставляемые пастырем, посланным Богом.

Благочестивый болгарский царь Петр, сын Симеона Великого, услышав о святом отшельнике, специально отправился к горе Рила, чтобы встретиться с Божьим посланником. Так случилось, что всходя на гору, царская свита оказалась на вершине другой горы и между праведным Иоанном и царем лежала пропасть.

Царь Петр послал двух слуг, чтобы те просили посланника Небес встретиться с ним. Праведный монах, наполненный достоинством и мудростью, предложил царской свите разбить шатры на горе, а он разожжет костер, увидев который царь сможет лицезреть и самого святого.

Царская свита так и поступила, царь и монах смогли издалека встретиться взглядами и поясно поклониться друг другу. При этом царь Петр наполнился Божьей радостью и благодатью, которая впоследствии вылилась в его служении Богу. Прославив Творца, царь приказал отсыпать большое количество золота и отправить его на святую гору в прекрасной чаше.

Интересно! Святой-отшельник с радостью принял чашу на память о встрече, вернув золото со словами о том, что ему нечего покупать, ни армию содержать, ни государство строить. Царь Петр понял, что не хлебом единым жив человек, радостно вернулся домой.

Вскоре в обители появился отрок Лука, жаждущий уединения, напоминающий своим рвением молодого Ивана. Лука оказался родным племянником праведного Иоанна, он был радостно встречен дядей, обласкан и принят монахами, но вскоре за ним пришел разозленный отец и грубо забрал отрока в греховный мир. Господь не потерпел такого непочитания святыни, выползшая из норы змея поджидала путников на горной тропе, она ужалила юношу, который мгновенно умер.

С рыданиями и раскаянием вернулся отец с мертвым сыном на руках на святую гору, похоронив юношу там, где ныне стоит храм святого евангелиста Луки.

Последние годы жизни и духовные наставления

Бесспорно, уединение и общение с Богом в пещере тяжелее перенести физически, но духовным подвигом является взятие на себя ответственности за спасение доверенных Богом людей. Проведя большую часть жизни в отшельничестве, преподобный Рыльский стал маяком и предводителем для многих, ищущих праведности и спасения.

Для восполнения Божьей силы и наполнения наставлениями Творца игумен часто оставлял паству и отправлялся не неопределенное время в уединение, чтобы напитаться Словом от Всевышнего. По возвращении наставник уговаривал братство жить в смирении и любви, оставив в конце земного пути духовные наставления, полученные от Спасителя во время многочасовых общений с Ним в лесной глуши.

18 августа 946 года святой Иоанн Рильский завершил земной путь, оставаясь на все века ангелом-покровителем болгарского народа. Был похоронен неподалеку от святой пещеры, где ныне стоит небольшая церковь и часовня.

Святые мощи

Божий отшельник послушанием и святостью получил дар чудотворения. Все чудеса и исцеления праведный Иоанн Господу, смиряясь, получал великую силу даровать людям помощь.

Прошло некоторое время после смерти святого, один из его последователей во сне увидел учителя, который приказал ему открыть гроб. В послушании, исполняя услышанное ночью, разрыли могилу, и тотчас чудесное благовоние наполнило воздух. Открыв гроб почитаемого наставника все присутствующие пали на колени перед нетленными останками праведника.

Подобно мощам пророка Елисея (4 Царств 13:22) вскрытые останки продолжали творить прижизненные чудеса св. Иоанна Рыльского. Положенные в специальную раку чудотворные мощи перевезли в город Софию. Господь расположил сердце благочестивого вельможи Грыда воздвигнуть для хранения святыни прекрасный храм.

Слава о чудесах и исцелениях достигла самых отдаленных уголков Болгарии, тысячи паломников стали ежегодно приезжать в Софию за помощью к святому Иоанну.

Посмертные чудеса

Искуснейшие врачи 12 столетия Греции не смогли помочь императору Мануилу Комнину избавиться от сильнейших болей вследствие судорог рук. Возвращаясь из одного из военных походов, император проезжал через Софию и посетил Иоанновский храм, где натер руки маслом с лампадки, что горела над ракой.

Получив исцеление, с благодарным сердцем Мануил Комнин послал в Софию святой образ Богородицы, он и поныне хранится в церкви. В конце 12 века София была захвачена венгерским королем Беллом ІІІ, по приказу которого в качестве трофея болгарская святыня была перевезена в Венгрию.

Один из местных римо-католический священников отказался поклоняться мощам Иоанна, заявив, что не знает такого святого. В один момент немота поразила архиепископа. Он понял, что согрешил против воли Божьей, на коленях вымаливал у чудотворной раки свое исцеление и получил его. Венгерский король осознал, какую силу имеет болгарская святыня, в страхе и поклонении он приказал с почестями возвратить раку в Софию, украсив ее при помощи серебра и золота.

Византийское иго стало причиной восстания в Болгарии, его возглавили братья Асен и Петр. Чтобы возвысить родной город Тынов перед престолом Божьим, Асен приказал перевезти в него раку дивного чудотворца, где они хранилось до 1469 года, после чего вновь были возвращены в Рыльскую обитель, куда и поныне едут за помощью паломники.

В 1925 году сильный пожар стал пожирать лесной массив. Стояло жаркое лето, небо оставалось безоблачным, огонь подступал к каменным стенам монастыря, монахи начали массово покидать обитель. Самые верные служители взяли икону Богородицы, подаренную императором Мануилом, вышли с ней перед огненной стеной и воззвали к покровителю Иоанну. Вскоре обитель накрыла серая туча, и полил дождь, как из ведра, при этом над остальными вершинами светило солнце.

Перед войной в одном селении родился малыш, у которого были слабые, как бы резиновые, ножки. Отец в отчаянии порой просил господа забрать сына к себе, чтобы тот не страдал от болей. В один из вечеров проезжавший мимо сосед посоветовал родителям поехать с ребенком в Рыльский монастырь.

Во время службы трехлетний малыш лежал на подушках около раки, ни разу не заплакав. После богослужения все прихожане покинули церковь, служителя стали гасить свечи, и был слышен плач безутешной матери. Родители воззвали к святому, прося милости для сына, как вдруг малыш ухватился за край покрывала под ракой и поднялся на слабые ножки. Их храма мама и папа вели сыночка, держа за ручки.

Читайте также:  Икона ксении петербургской в чем помогает молитва

Почитание на Руси

В Галицком евангелии в 14 веке было обнаружено упоминание о святителе Иоанне Рыльском, который с того времени почитается Русской православной Церковью 19 октября. С 16 века во многих богословских книгах можно найти упоминание о дивном отшельнике, основателе монастыря на Риле, покровителе болгарского народа.

Первая служба преподобному появилась в 1645 году, а в 1671 вышло печатное издание «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», выданное в Киево-Печерской Лавре, которое прежде составил болгарский патриарх Евфимий в 14 веке.

Болгарский праведник является ангелом-хранителем святителя земли русской Иоанна Кронштадтского, основавшего монастырь в честь своего небесного покровителя. Часть святых мощей болгарского чудотворца хранится в монастыре, построенного в его честь в городе Рыльске Курской области. На Рыльской горе там возведена часовня в честь покровителя города.

Самой южной на земле православной часовней святителя Рыльского является болгарская полярная станция святого Климента Охридского.

Оставленное духовное наследие

Живший в конце 10 столетия праведник оставил потомкам перевод церковных книг, в том числе и «Завет» — лучшее творение болгарской письменности того времени. По некоторым сведениям основатель Рыльского монастыря сделал перевод и часто ним цитируемого «Паранесиса», написанного святителем Ефремом Сириным.

О чем просят в молитве святого Иоанна Рильского

Ушедший много веков назад праведник жив и сегодня. С проблемами верующие в молитвенном поклонении просят Иоанна Рыльского:

  • об исцелении;
  • укреплении семьи;
  • наставлении на путь истинный;
  • даровании смирения и терпения.

О, преподобне и богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим, не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси! Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых. Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим. Страну нашу в мире соблюди. Православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй. Посети с высоты небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления; в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением, скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем.
Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Рыльский монастырь и в 21 веке является светочем веры православной в Болгарии, его насельники ведут активную деятельность по укреплению православной веры среди болгар.

Иоанн Рыльский — в чём помогает икона?

Преподобный Иоанн Рыльский для Болгарии — то же самое, что Сергий Радонежский для России: самый любимый, самый почитаемый, самый уважаемый святой, заступник родной земли и всего болгарского народа. А потому и монастырь, когда-то основанный Рыльским в одном из самых живописных уголков горного массива Рила на юго-западе страны, является главным местом паломничества в Болгарии…

По воде аки посуху

Ежегодно в горы Рила поднимаются десятки тысяч туристов — ради трекинга, ради возможности искупаться в кристально чистых ледниковых озёрах, ради видов, от которых захватывает дух… Но 10 веков назад Иоанн Рыльский искал здесь отнюдь не красоту, а уединение. Хотя, должно быть, и его сердце аскета трогали и заснеженные вершины, и первозданное совершенство природы, словно только что сотворенной Господом. Именно такое место и нужно было ему, чтобы отрешиться от мирских соблазнов и посвятить свою жизнь Богу.
Будущий покровитель всего болгарского народа родился в 876 году в селе Скрино, недалеко от города София, который тогда назывался Средец.
Родители Иоанна умерли, когда тот был ещё совсем ребёнком. И мальчик вынужден был пойти работать пастухом к одному богачу. Он в одиночку управлялся с большим стадом, но однажды потерял корову с телёнком, за что хозяин сильно избил его. В слезах ребёнок обратился к Богу, чтобы тот помог ему, и отправился на поиски. А богач тайком пошёл следить за ним.
Пропажа нашлась на другом берегу реки Струмы. Видно, корова с телёнком перешли реку там, где было мелко, но потом сильно отдалились от брода. И теперь теленку было не под силу перебраться на другой берег — вода стояла слишком высоко для него. Увидев это, Иоанн снял с себя верхнюю одежду, положил её на землю, а сам, ещё раз помолившись Богу и осенив воду крёстным знамением, ступил в реку и прошёл по ней аки посуху. На другом берегу он поднял на руки телёнка, который был вдвое тяжелее его, и вернулся с ним обратно, все так же легко шагая по водной глади.
Хозяин, видевший это чудо, понял, что имеет дело с посланцем Господа на земле: он щедро наградил Иоанна и отпустил его на все четыре стороны. Мальчик мог зажить припеваючи, но вместо этого он раздал своё последнее имущество и навсегда покинул родное село…

Волшебные бобы

Неизвестно, где и когда Иоанн принял иноческий постриг. Но в один прекрасный день он, уже будучи монахом-чернецом, объявился в горах Рила да и остался там до самой смерти.
Сначала Иоанн поселился в дупле большого дуба. Но потом выбрал в качестве обиталища глубокую пещеру, где жил фактически без еды и питья, питаясь травами и кореньями. Внутри пещеры находился узкий лаз, ведущий на абсолютно голую, ничем не прикрытую от дождей и ветров скалу. Потому она так и называлась: Голец. Каждое утро Иоанн протискивался сквозь щель и выбирался на скалу, ставшую для него молельней. Там он простаивал до захода солнца, молясь за страну и народ. И так изо дня в день на протяжении долгих лет в абсолютном безмолвии. В итоге на месте, где стоял Иоанн Рыльский, в твёрдой породе скалы осталась отметина, похожая на ступню. Дважды в год — вне зависимости от осадков — в этом небольшом углублении скапливается красная жидкость, похожая на кровь…
В награду за этот молитвенный подвиг Господь взрастил подле жилища инока бобы, которыми тот и стал питаться.
Целых 7 лет никто не нарушал одиночества Рыльского, но однажды стадо овец, пасущееся на горных лугах, чего-то испугавшись, ринулось вверх по склонам и бежало до тех пор, пока не остановилось у пещеры преподобного. Пастухи, догнавшие своих овец, с удивлением увидели отшельника, о существовании которого даже не подозревали. Иоанн накормил усталых и голодных людей бобами. Хотя они и наелись вдоволь, один из пастухов тайком нарвал и спрятал за пазухой ещё бобов — про запас. Уже идя домой, он решил угостить ими своих товарищей. Однако в украденных стручках не оказалось ни зёрнышка!
С полпути развернулись пастухи обратно и пошли просить прощения у Иоанна. Тот, разумеется, их простил: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

Одна просвира на всех

С этого момента истинное отшельничество Рыльского фактически закончилось: пастухи не стали держать язык За зубами, и молва об иноке, поселившемся в горах, быстро разнеслась по округе. К святому стали приводить больных и недужных, которых он исцелял одной лишь молитвой да водой из источника, что бил рядом с его пещерой. Но вот какое дело: дорога к пещере инока открывалась далеко не всем. Так, посланники болгарского царя Петра целых пять дней проблуждали по горам. И всё это время им не удавалось подстрелить ни одного зверя. К скале отшельника они вышли, буквально падая с ног от голода и усталости. У Иоанна при себе нашлась лишь одна просвира, однако посланники не смогли доесть и её: им хватило половины хлеба, чтобы насытиться и вернуть силы…
Стоит ли удивляться тому, что вскоре подле пустынника стали селиться другие монахи, над которыми Иоанн Рыльский согласился стать наставником. Вместе они основали монастырь, которому оказалось суждено пережить 10 столетий, несколько поджогов, бесконечные османские нападения и не менее бесконечные перестройки и в конце концов стать главной православной обителью Болгарии.
Изначально Рильский монастырь был общежитным, то есть в нём селились и монахи, и монахини. Над всеми ними Иоанн был игуменом, однако в 941 году он оставил этот важный пост, назначив преемником одного из учеников, а сам ушёл в дальнюю пещеру.

Народный игумен

Последние 5 лет своей жизни Иоанн провёл в абсолютном затворничестве: ни одна людская душа не увидела его, не услышала от него ни слова. Соответственно, когда в августе 946 года он тихо скончался, об этом не скоро узнали, ибо «…в пустыни той не обреталось ни одной человеческой души, а лишь звери. Они приходили к телу святого и излечивали свои болезни: слепые прозревали, хромые становились на ноги — стоило им только приблизиться к его телу». Нетленные останки Иоанна Рыльского в итоге обнаружили охотники, выслеживающие зверя в горах. Через 40 дней ученики похоронили своего наставника, и всё это время тело инока оставалось нетленным, источало благоухание и даровало исцеления. Сегодня мощи чудотворца находятся в Рильском мужском монастыре, ныне включенном в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они хранятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы под бархатной красной завесой в раке. Её, кстати, открывают в конце богослужений или в течение дня по просьбе паломников, которых здесь всегда великое множество. Во всей Болгарии не найдётся человека, который бы ни разу не был «в гостях» у Иоанна Рыльского. Да и иностранцев в обители всегда пруд пруди, причём православные из них далеко не все: считается, что для старца вероисповедание молящегося значения не имеет. Поэтому даже необходимость подниматься в гору на высоту 1147 метров не останавливает людей. С другой стороны, это и правда совсем небольшая плата за чудо, которое неизбежно случается по молитве подле мощей игумена всея Болгарии, как называют Иоанна Рыльского. С самых первых дней в обители было заведено правило, которое за все 10 веков существования монастыря не нарушалось ни разу: документировать все чудеса, которые происходят по воле святого старца. Один из последних опубликованных сборников включает 326 чудес!
Не менее важно, оказавшись в Рильском монастыре, попробовать подняться на ту самую скалу, где когда-то молился Иоанн. Путь на Голец все так же лежит через очень узкую щель в недрах пещеры старца. Пролезть через неё — то ещё испытание, но зато, тот, кому удастся его пройти, полностью очистится от всех своих грехов…

Журнал: Ступени Оракула №11, ноябрь 2019 года
Рубрика: Место силы
Автор: Вера Надежда

Завет преподобного Иоанна Рыльского

Преподобный Иоанн Рыльский

Я, смиренный и грешный Иван, не совершивший никакого доброго дела на земле, когда пришел в эту Рыльскую пустыню, не нашел человека в ней, но только диких зверей и непроходимые дебри. И поселился здесь сам со зверьми, не имея ни пищи, ни крыши над головой, но небо было мне покровом, земля – постелью, и травы – пищей. Но благой Бог, из-за любви к Которому я презрел все и претерпел голод и жажду, мороз и зной и телесную наготу, совсем не оставил меня, но, как милосердый и чадолюбивый Отец, обильно удовлетворил все мои нужды. И чем я воздам Господу за все, что Он дал мне? Многочисленны Его благодеяния ко мне, ибо со Своей святой высоты Он воззрел милосердно на мое смирение и помог мне претерпеть все – не мне, а Христовой силе, которая во мне, – ибо от Него всякое доброе дарование, и каждый совершенный дар нисходит свыше (ср. Иак. 1, 17).

И когда я вижу вас сегодня собравшимися в Господе здесь, где, как я уже сказал, доныне не обитал человек, но только дикие звери, и предвидя, что скоро наступит конец моей здешней жизни, надумал я оставить вам прежде моего отхода из нынешней жизни настоящее мое отеческое завещание, как и отцы по плоти оставляют своим чадам земное наследие из серебра и злата и иного имущества, чтобы, поминая вашего отца во Святом Духе, вы не забывали и его завещания.

Знаю я, возлюбленные в Господе чадца, знаю хорошо, что вы, будучи новоначальными, все еще не утверждены в иноческой жизни. Но не бойтесь, ибо сила Божия в немощи проявляется. Именно из-за сего я и надумал написать вам это мое грубое и неученое завещание, чтобы вы, имея его всегда в памяти своей, укреплялись телесно и душевно в Господе и возрастали добродетелями в страхе Божием. Ибо я верую моему Богу, Коему служу с молодости своей и усердно покорился ему, что после моего ухода эта пустыня, которая доселе была страшной и необитаемой, будет населена множеством пустынножителей, и о ней исполнится писанное: чада оставленной много больше, нежели той, которая имеет мужа (ср. Ис. 54, 1).

Ради сего, прошу вас, чадца мои, коих я собрал в Господе, не пренебрегайте наставлением вашего отца, и вместе с апостолом говорю: «Вновь я в муках, пока не изобразится Христос в вас» (Гал. 4, 19). Прошу вас и заклинаю вас страшным Божиим именем, не нарушайте и не оставляйте ничего из него после моей смерти, но все, что я написал, исполняйте в точности, как вы и обещались пред Богом. И кто преступит или нарушит что-либо из него, таковой да будет проклят и отлучен от Отца и Сына и Святого Духа и да не имеет доли со святыми, кои угодили Богу, но да будет его доля с теми, кои распяли Господа славы, и с предателем Его Иудою, да будет вымаран из книги живых и да не будет записан с праведными.

И, прежде всего, завещаю вам хранить святую веру непорочной и незатронутой никаким зломыслием, как вы восприяли ее от святых отцов, не вдаваясь в чуждые и различные учения. Стойте крепко и держитесь преданий, которые вы услышали и увидели от меня. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево, но идите по царскому пути. Берегите себя от светских увлечений и всегда помните, ради чего вы оставили мир и презрели его и мирские дела.

Для инока богатство не есть серебро и злато, но совершенная бедность, отречение от своей воли и возвышенное смирение

А больше всего бегите от сребролюбивой змеи, ибо сребролюбие – корень всех зол, согласно апостолу, который называет его вторым идолослужением. Ибо для инока богатство не есть серебро и злато, но совершенная бедность, отречение от своей воли и возвышенное смирение. Не говорю вам это как мою заповедь, но напоминаю вам заповеди Христовы. Ибо Он говорит Своим святым ученикам, а через них и всем, кои отреклись от мира: «Не имейте ни злата, ни серебра, ни сумы, ни медных денег в поясе» (ср. Мф. 10, 9). Ибо злато и серебро суть большие враги инока и, подобно змее, жалят того, кто имеет их. Если же мы имеем несомненную надежду на Бога, то Он не оставит нас лишенными чего бы то ни было, ибо Сам Он говорит: «Если даже и женщина забудет детей своих, то Я не забуду вас» (ср. Ис. 49, 15). И в другом месте: «Ищите прежде царствия Божия и правды Его, а остальное приложится вам» (ср. Мф. 6, 33). Ибо в начале, когда я пришел в эту пустыню, лукавый попытался искусить сребролюбием и меня – поскольку благочестивый царь послал мне много злата. Когда же я отказался видеть его ради Господа, я понял, что это было коварством диавола. И я не принял его, но возвратил тому, который послал его, ибо так помыслил в себе: если бы я желал иметь злато и серебро и подобные им вещи, то зачем же тогда я пришел в эту страшную и непроходимую пустыню, где не нашел человека, но лишь диких зверей, – и так избавился от козней лукавого искусителя, который старается преткнуть нас в тех вещах, от коих мы добровольно отказались. Вот почему и вы не ищите ничего из этих вещей. Ибо ваш Небесный Отец знает еще до ваших молитв, в чем вы нуждаетесь.

Читайте также:  Какой иконе в каких случаях молиться казанская

Также не стремитесь быть знаемыми и любимыми земными царями и князьями и не поддавайтесь им, оставляя Небесного Царя, Коему вы присягнули быть воинами и воевать не по плоти и крови, а против миродержителя тьмы века сего. Ведь и пророк Иеремия предостерегает нас, говоря следующее: «Проклят да будет человек, надеющийся на человека» (ср. Иер. 17, 5) и прочее. Перечисляя все зло от этого, он добавляет, что благословен человек, надеющийся на Господа. Не говорите: что будем есть, или что будем пить, или во что оденемся. Ибо язычники ищут все это. Взгляните на птиц небесных, которые не сеют и не жнут, ни собирают в житницы, но ваш Небесный Отец питает их. Не превыше ли вы птиц? (ср. Мф. 6, 26) Раз вы однажды уже ушли из мира, не возвращайтесь назад ни телом, ни умом, ибо никто, согласно написанному, который, положивши руку на орало, смотрит назад, не получит Царствия Небесного (ср. Лк. 49, 62). Но и апостол учит нас забывать то, что позади, и стремиться к тому, что впереди нас. Что означает, чадца мои, сие: забывать то, что позади нас? Ничего иного, кроме как предавать всячески глубинам забвения все то, что – уходя ради Бога из мира – мы оставили и презрели, и стремиться к лежащему пред нами подвигу, к коему мы призваны нашим основоположником – преблагим Богом нашим Господом Иисусом Христом, Который удостоил нас понести Его благое ярмо, ибо иго Его благо и бремя Его легко (ср. Мф. 11, 30).

Общежительное пребывание во многих отношениях полезнее для иноков, нежели уединенное

И как вас собрала воедино благодать Святого Духа, так и вы старайтесь жить единодушно и единомысленно, дыша одинаково, направляя взор лишь к вечному воздаянию, которое Бог подготовил тем, кто возлюбили Его. Общежительное пребывание во многих отношениях полезнее для иноков, нежели уединенное. Ибо уединенное не подходит многим, но лишь весьма немногочисленным и совершенным во всех иноческих добродетелях людям. Общая же жизнь вообще полезна для всех, как и отеческие книги достаточно говорят и учат нас. Духом говорящий пророк Давид восхваляет его, говоря: «Как хорошо и как красиво братьям жить вместе» (ср. Пс. 132. 2). К сему припевает и один Духом движимый церковный песнописец так: «Ибо в этом Господь обещал вечную жизнь». Но и Сам благой Владыка наш Господь Иисус Христос не говорит ли Своими пречистыми устами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (ср. Мф. 18, 20)? А наши богоносные отцы говорят о уединенном житии: «Горе одинокому, ибо если он упадет, некому будет поднять его» ( ср. Еккл. 4, 10).

Вот почему, чадца, раз и Дух Святой устами пророка похваляет общее житие, то не пренебрегайте им и вы, но, напротив, утвердите его и будьте как одно-единственное тело в Господе, которое имеет разные члены, одни – образующие главу, которая обладает повелительством, а другие – ноги, каковыми являются те, кто работают и носят, иные же – другие части тела, дабы из всех составилось единое духовное в Господе тело, водимое и управляемое одной разумною и словесною душою – сиречь духовным рассуждением, – и не было ничего разделенного. И когда установится таковое пребывание и житие по Господу, тогда и Он Сам будет посреди вас, правя невидимо вами.

Не ищите первенства и начальства, но помните Того, Кто сказал: «Тот, кто хочет быть наибольшим среди вас, да будет слугою всем» (ср. Мф. 20, 25). Избирайте себе наставников и поставляйте себе начальников, коих Бог укажет вам, то есть мужей, засвидетельствованных всеми в духовных деяниях и превосходящих всех по разуму и духовному рассуждению и годам, дабы они пасли хорошо и богоугодно ввереное им стадо на пажитях благочестия и животворных заповедей Христовых. Для таковых подобает искать подтверждения более от Бога, нежели от собственного мнения. Если же, как говорит великий наш отец и иноческий наставник преподобный Ефрем Сирин, вы все возжелаете начальства и предстательства, и быть всем игуменами, и наставниками, и толкователями, и учителями, и возникнут среди вас соперничества, раздоры, распри, ревность, клеветы, высокомерие, зависть и другие неподходящие для монахов страсти, то тогда знайте положительно, что Христос не среди вас, ибо Христос не есть учитель раздора и несогласия, но мира и соединения.

Если возникнут среди вас раздоры, тогда знайте положительно, что Христос не среди вас, ибо Христос не есть учитель раздора и несогласия

Ибо Он молится Богу и Отцу и о Своих святых учениках, чтобы они были едиными, то есть единомысленными, а также и все, которые через них веруют в Него, и говорит так: «Отче святый, сохрани их во имя Твое, да будут одно, как и Мы одно» (ср. Ин. 17, 11). И в другом месте: «Молюсь не только об этих, но и обо всех, которые веруют в Меня по словам их, да будут все одно» (ср. Ин. 17, 20). Так и вы будьте одно, имейте мир между собою, ибо Он говорит ученикам Своим: «Мир оставляю вам, Мой мир даю вам» (Ин. 14, 27). А каков этот Христов мир, чадца? – Он Сам вновь указывает, говоря: «Не как дает мир, даю Я» (Ин. 14, 27 ). Но этот Христов мир превосходит любой ум. Это тот мир, о коем говорит пророк: «И мир его не имеет пределов» (Ис. 9, 7). Но и апостол учит нас, говоря: «Имейте мир и святость, ибо без этого никто не увидит Бога» (ср. Евр. 12, 14). Таковой мир имейте и вы между собою, и с большим единомыслием и рассуждением устраивайте все по Богу, дабы не гневить благого Владыку вашего Бога.

Если же найдется кто-либо среди вас, который будет сеять плевелы, раздоры и иные соблазны, то такового устраните немедленно из вашего собрания, дабы не обратилось это в разъедающую лихорадку, согласно апостолу, и зло не распространилось бы среди добрых, и какой-нибудь горький корень не пророс бы, не сделал бы дурное и чрез это бы не осквернились многие. И злой волк не смутил бы мирное Христово стадо, ибо и таковые явятся. О них предрекает Христос, говоря: «Ибо необходимо, чтобы явились соблазны, и горе миру от соблазна» (ср. Мф. 18, 7). Потому и вы, чадца, берегитесь таковых вещей и не допускайте их в свою среду; но отклоняйте их далеко от себя, как пастырь изгоняет дурных овец из чистого стада.

Жительствуя же вместе ради Господа и нося взаимно свои тяготы, не пренебрегайте и тех, кои живут в уединении, и скитаются в пустынях, и в пещерах, и в пропастях земных – коих не был достоин весь мир (ср. Евр. 11, 38), – но снабжайте их, когда можете, дабы иметь в их лице молитвенников пред Богом, ибо молитва праведника может достичь многого.

Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами

Поучайтесь в законе Господнем день и ночь, читайте часто отеческие книги и старайтесь быть подражателями святых отцов наших Антония, Феодосия и иных, просиявших, подобно светилам, в мире добрыми своими делами. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами.

Ручной труд да не будет пренебрегаем вами, но пусть в руках ваших будет он всегда, а молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» да будет постоянно в устах ваших, как и в уме вашем – память смертная. Таким было деяние древних пустынных отцов, и они не ели впустую свой хлеб; и не только они кормились сами трудом рук своих, но давали и нуждающимся, и так не обманулись в своей надежде. Ибо, как говорит апостол, хорошо, чтобы сердце утверждалось благодатью, а не той пищей, от которой не получили пользу те, которые жили ею. А он говорит: «Да пребывает братолюбие, не забывайте страннолюбия, ибо через него некоторые, не зная того, угостили ангелов» (ср. Евр. 13, 2).

Новопросвещенных людей из единокровного своего народа утверждайте в вере и наставляйте их оставить непристойные языческие обычаи и злые нравы, коих они и после приятия святой веры придерживаются. Но они поступают так по простоте и посему и нуждаются во вразумлении.

Много еще имею говорить вам, возлюбленные в Господе чадца мои, но невозможно написать все. Предаю вас Тому, Кто является источником всякой премудрости и разума и истинным Утешителем – Святому и Животворящему Духу, дабы Он Сам дал вам мудрость, вразумил вас, просветил вас, научил и наставил вас на всякое доброе дело.

А ныне оставляю вам возлюбленного нашего брата Григория наставником и начальником вместо меня, о котором все вы свидетельствуете, что он годен управлять вами хорошо и по Богу, и единодушно избираете его начальником, хоть он и не желает, но из-за послушания и смирения повинуется вашему желанию. А после него – кого вам Бог укажет.

Я же желаю отныне пребывать в тишине и безмолвии, дабы покаяться в своих прегрешениях и испросить милости от Бога. А вы всегда поминайте в ваших молитвах меня, грешного отца вашего, дабы мне получить милость в судный день, ибо ничего доброго не совершил я на земле и боюсь [Страшного] суда и мук, приготовленных для таких грешников, как я, и Божья благодать да будет со всеми вами, осеняя и храня вас ото всех зол. Аминь.

Написано в год от сотворения мира 6449 [941 от Р. Хр.], в 25-й день месяца марта.

Я, смиренный и многогрешный Иоанн, первый житель Рыльской пустыни, подписываюсь собственною рукою и подтверждаю вышесказанное.

Православные молитвы ☦

4 сильных молитвы к святому Иоанну, Рыльскому чудотворцу и пустынножителю

Оглавление:

Молитва Иоанну Рыльскому чтобы ребенок заговорил

«О, преподобне и Богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим, не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси!
Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых. Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим. Страну нашу в мире соблюди, православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй. Посети с высоты Небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления: в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением, скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем. Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.»

Молитва чудотворцу Иоанну Рыльскому при речевых нарушениях

«Земная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый! Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас. Приими, преблаженне, наша моления и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии, и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых и от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся, иже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва к преподобному Иоанну, Рыльскому чудотворцу пред иконой

«О, великий и предивный чудотворче, преподобне Иоанне, приими моление наше и не отвратися от нас, к твоему заступлению прибегающих: никогдаже бо отвращался еси от приходивших к тебе с печальми своими во дни земнаго твоего жития; вемы же, коликая знамения милосердия являл еси и по преставлении твоем людем православным! Услыши и нас ныне, велиими скорбьми обдержимых, нашедшими на ны в лукавыя дни сия, егда диавол чрез пагубныя козни своя тщится попрати Церковь Святую, лишити же нас спасения вечнаго и благ временныя жизни! Испроси нам у Господа Иисуса Христа прощения грехов, а наипаче греха непослушания Матери нашей Церкви! Даруй нам сокрушение сердца, во еже со умилением неуклонно приступати ко святому Таинству Покаяния, яко да не во осуждение и погибель будет нам причащение Тела и Крове Христовых, но во здравие и спасение. Отжени от нас дух братоненавидения, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех людей твоих! Соеди всех нас любовию ко Христу и Его Церкве Православней, яко да соблюдающе спасительную волю Его, истинная чада Божия будем! Буди нам путевождь во вся дни наша, яко да присно в благодати Духа Святаго суще в чистоте веру содержим и волю Господню до самыя смерти сотворим! В час же кончины нашея явися нам представити души наша к престолу Божественнаго Судии и рещи Ему: “Се аз и дети моя”, яко да твоим заступлением вечных мук избавльшеся, неизреченное блаженство Небеснаго Царствия Христова наследим купно с тобою и всеми святыми во веки веков. Аминь.»

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому от немоты

«О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Святой преподобный Иоанн Рыльский и монастырь в Риле.

Рилский ставропигиальный мужской монастырь расположен в одном из самых живописных уголков горного массива Рила на юго-западе Болгарии. По обе стороны каменной обители несут свои воды кристально чистые горные реки Друшлявица и Рильская, в которых плещется форель.

Читайте также:  Какой иконе нужно молиться чтобы похудеть

Горы Рила — это вообще какой-то кусок Альп, неожиданно приклеившийся к Балканам: заснеженные вершины (часть склонов годится и для лыжников), высокогорные озера, мелкие цветочки и большие отары овец.

Главная болгарская Рыльский Монастырь, находится святыня на высоте 1000 метров над уровнем моря
Этот крупнейший в Болгарии монастырь, основанный в Х-ом веке преподобным Иоанном Рыльским.
Иоанн Рыльский, святой Болгарской Церкви, наиболее почитаемый святой покровитель болгарского народа.
Когда в Х веке отшельник Иван из Рилы с верующими собратьями основал небольшой монастырь в горах, он вряд ли думал, что его строение переживет 11 столетий, несколько поджогов, бесконечные османские нападения, будет основательно перестроено и в конце концов станет главным местом паломничества в стране — символом болгарского возрождения после турецкого ига. Сейчас постройки монастыря украшены колоннадами, лестницами и балконами, которые выложены из контрастного мрамора

Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева.

Цельбоносные мощи преподобного Иоанна Рыльского, чудотворца – почитаемого святого в Болгарии и Македонии, находятся в монастырской церкви «Рождества Пресвятой Богородицы» под бархатной красной завесой в раке, стоящей под алтарной иконой Спасителя справа от Царских врат. Раку открывают для поклонения в конце богослужений или в течение дня по просьбе паломнических групп.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми.
В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

Ежегодно по молитвам преподобному Иоанну Рильскому совершаются чудеса, которые документируются в Рильском монастыре. Один из последних опубликованных сборников включает 326 чудес.

Перед каждым богослужением и входом в алтарь наместник монастыря епископ Евлогий с особым благоговением прикладывается к одной из великих святынь монастыря и самому чтимому образу Болгарии – чудотворной иконе «Святая Богородица Осеновица». Ее называют еще «Одигитрия» или «Покровителка».

В монастырском архиве не имеется каких-либо древних документов, рассказывающих об истории иконы. О ее происхождении имеется несколько версий, но основная, которую принимают рильские монахи, следующая. В XII веке, когда мощи преподобного Иоанна Рыльского пребывали в Средеце, находившийся в этом городе со своим войском византийский император Мануил I Комнин серьезно заболел. Он долго молился перед мощами преподобного Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту походную икону Божией Матери братии Рильского монастыря.

Известный болгарский иеромонах Неофит Рильский в XIX веке в своем труде об этой иконе-мощевике и всех ее 32 мощах написал:«Где и чья она была, нам это отнюдь неизвестно» . Он считает, что икона принадлежала «боголюбивой царице Каломарии – жене бывшего великого завоевателя султана Мурата II»

Только три раза в год по большим праздникам и для водоосвящения икона «Святая Богородица Осеновица» извлекается из иконостаса. По молитвам перед этой иконой совершено много чудес на болгарской земле. Многие верующие из других балканских стран преодолевают путь к Рильскому монастырю, чтобы поклониться, совершить молитвы и получить желанные исцеления от иконы Божией Матери.

Рильская икона, прославившаяся своей чудотворной силой по всей Болгарии и в смежных с нею балканских странах, откликается на просьбы и молитвы верующих: спасает, приходит на помощь и исправляет, когда такое спасение уже кажется не в людской власти

15 августа 1917 года 15-летняя девочка чистила булавкой зубы и случайно проглотила ее. После рентгеновского снимка врачи решили сделать операцию больной, питавшейся только вареным картофелем. На третий день после случившегося в софийскую клинику, куда поместили пострадавшую, мать привезла дочери из Рильского монастыря бутылочку святой воды, где находилась ватка с маслом от чудотворной иконы. Врачи констатировали необыкновенное чудо : булавка, совершенно не повредив желудок и кишечник, чудесным образом вышла из тела.

Одна из записей рассказывает о том, как прекратилась эпидемия гриппа-«испанки», свирепствовавшего в 1919 году в селе Кочериново, где ежедневно от заразной болезни умирало по 6-8 человек. Сельчане слезно попросили руководство монастыря принести икону в село и совершить там молебен. Два иеромонаха взяли с собой икону и пешком прибыли в село. В местной церкви совершили молебен. После этого мор прекратился и не было ни одного смертельного случая.

Незадолго до наступления 1926 года одна жительница Софии после молебна и чтения канона перед иконой, крадучись, ножичком отковыряла на иконе частицу мощей и решила спрятать ее у себя дома. Однако скоро у нее стали происходить разные неприятности и начали болеть дети. Она написала покаянное письмо епископу Варлааму Левкийскому и просила его совершить молебен перед иконой о прощении ей тяжкого греха. Несколько священников совершили молебен, после чего жизнь покаявшейся женщины вошла в нормальное русло С благодарственными молитвами она пожертвовала деньги и прислала в монастырь подарок.

В августе 1925 года загорелся лес в местности Бричебор. Пожар приблизился к деревне и огонь захватил большое пространство. По просьбе крестьян к месту бедствия была изнесена из Рильского монастыря чудотворная икона и прочитан молебен. После этого неожиданно полил сильный дождь и от бушевавшего пожара остались только обгорелые кустарники и деревья.

30 июня 1936 года некая 40-летняя женщина по имени Димитра С. из-за страха во время сильной грозы потеряла дар речи. Онемевшую жительницу Софии доставили в Рильский монастырь, и у иконы священник решил прочитать сорок молитв. Во время произнесения 39-й по счету молитвы священник обратился к немой: «Отвори свои уста и поблагодари Бога!» Бедная женщина неожиданно для себя и окружающих заговорила и почувствовала себя совершенно здоровой.

В сентябре 1936 года записано событие, приключившееся с гимназистом пятого класса из Софии, который имел нервное расстройство и по молитвам родственников перед иконой стал совершенно здоровым, а позже успешно завершил обучение в гимназии.

Сохранилась и записи, рассказывающие об исцелении парализованного мирянина в 1924 году, и заболевшего в 1938 году менингитом кадета Христо П.

Рассказывается и о русской беженке Наталии Р., которая в своем письме в монастырь cообщила, как она в День Святого Духа 21 июня 1937 года заказала в монастыре молебен о своей смертельно больной матери, жившей в СССР. Через две недели дочь получила от матери письмо, где та рассказывала, что в Духов день она почувствовала себя намного лучше и „потом пошла на поправку”. Наталия после получения радостного письма снова приехала в Рильский монастырь и заказала благодарственный молебен
Чудеса от иконы продолжают совершаться по сей день.

Чтимой иконой является икона Божией Матери «Одигитрия» (1836), украшающая центральный алтарь монастырского храма. Интересную историю об этой иконе рассказал в дни Святой Пасхи 2013 года архимандрит Варлаам (Кириллов). В начале ХХ века перед иконой зафиксировано чудо с одним еще не умевшим разговаривать малышом, которого привезла с собой в монастырь его бaбушка. Во время поклонения она вдруг заметила, что ее внук неожиданно протянул ручки к Богомладенцу на иконе и впервые заговорил. Было похоже, что внук не только произносит первые слова, но и даже по-детски общается с Младенцем-Иисусом и отвечает на какие-то Его вопросы. Через два года та же женщина в праздник Богоявления вновь привезла в Рильский монастырь внука, который спросил ее:

– Кто Этот Мальчик на иконе? Я Его знаю. Мы с Ним уже разговаривали.

Бабушка рассказала внуку о Богомладенце, историю его Рождения и o празднике Богоявления. Когда внуку исполнилось семь лет, он вновь предстал перед иконой Божией Матери «Одигитрия», но, к сожалению, так и не cмог вспомнить и ответить монахам, о чем говорил ему Богомладенец.

В восточном крыле монастырского здания есть музей, который можно было бы пропустить, если бы не удивительный резной деревянный крест, над созданием которого монах Рафаил трудился 12 лет и под конец потерял зрение от кропотливого труда Крест размерами 81х43 см, изготовленный монахом Рафаилом из ствола липы. Монах работал над ним во второй половине XVIII века, в течение 12 лет, до 1802 года. Мастер резал дерево тонкими ножами и орудовал долотом, используя увеличительные стекла. Завершив тончайшую, ажурную работу, монах Рафаил потерял зрение.

На его кресте можно видеть 104 сцены из Священного Писания и 650 миниатюрных фигур. Основание напрестольного креста изготовлено другим мастером.

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия – оба возрастили сонм подвижников-учеников, явившись столпами Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения этих государств, а их нетленные мощи охраняют их столицы.

Считается покровителем города Рыльска Курской области. В его честь в городе построена церковь Ивана Рыльского и названа наиболее высокая часть береговой гряды — «Гора Ивана Рыльского», на которой стояла в древности Рыльская крепость и наиболее древняя часть города Рыльска. Сейчас на горе возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского, а в Рыльском Николаевском монастыре с 2006 года хранится частица мощей Иоанна Рыльского .

Его именем названа часовня на болгарской полярной станции Святой Климент Охридский, самая южная православная часовня на планете.

А в самом Рила, не далеко от монастыря в 1992 году открыли национальный парк Рилы. В нём живут герои Красной Книги; более сотни видов зверей, которые жили здесь еще с Ледникового Периода – этот парк настоящая находка для натуралиста-любителя.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский родился 19 октября (1 ноября) 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоан­на Рыльского. В память своего небес­ного тезоименного покровителя он основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь, где впоследствии Иоанн Кронштадский был погребен .

Добавить комментарий