Икона плащаница о чем молятся

Слово у Плащаницы Спасителя

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Плащаница. Положение во гроб. Москва. Конец XVI века.

Сегодня Святая Церковь, возлюбленные, выносит для нашего поклонения и лобызания Святую Плащаницу с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении Бого­матери и многих Его учеников. Мы встречаем сегодня Святую Плащани­цу со свечами в руках, которые сим­волизируют духовное горение нашего сердца.

Что же это за горение? Это горение, дорогие братья и сестры, — покаян­ное. Господь наш Иисус Христос по­страдал на Кресте нас ради и нашего ради спасения, и Его страдания были настолько тяжелы и физически непе­реносимы, что Он, вися на Кресте, воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27, 46). И мы, по учению Святой Церкви, сло­вами одного песнопения также произ­носим: «Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету запове­дей Твоих пути моя направи, молюся». Святая Церковь указует, что каждый кающийся человек, чтобы освободить­ся из-под тяжести своих грехов, дол­жен обратиться к Спасителю и Гос­поду. И Он направит нас к исполне­нию заповедей Своих, научит Своим путям, снимет с нашей души и наше­го тела греховную тяжесть. — «Вскую мя отринул еси от Лица Тво­его, Свете Незаходимый?»

Взирая на Святую Плащаницу, мы не можем не увидеть образ Пресвятой Девы Марии, горько плачущей над телом Своего возлюбленного Сына. Ее слезы были горьки, обильны. Ее слезы были продолжительны.

На Плащанице мы видим слова: «Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи».

«Благообразный Иосиф» — всего два слова, но они весьма назидательны. Они говорят о том, что тот скром­ный и потаенный ученик Христа, ко­торого называли Иосиф, был благооб­разный, то есть он носил благой об­раз. Чей же это — благой образ? Это образ Божественного Учителя и Гос­пода, который он впитал в себя всем своим сердцем. И потому от своего вещественного богатства он купил чистую плащаницу для того, чтобы обвить Тело своего Божественного Учителя и Господа.

Мы, дорогие братья и сестры, придя в святой храм на поклонение и лобызание Святой Плащаницы, также несем к ногам Спасителя свой образ.

Но каков этот образ? Благой ли он, такой ли, как был у благообразного Иосифа? И наши добродетели, и наша правда, приносимые к Плащанице, — чисты ли они и белы, подобно Плащанице, которой обвил Тело Христа праведный Иосиф Аримафейский? И наши дела — благоухают ли они так, как благоухали те прекрасные ароматы, которые были принесены на Гроб Спасителя праведным Никодимом?

Для своего назидания мы, несом­ненно, можем вспомнить и других лю­дей, которые носили благой образ. Например, благоразумный разбойник, запечатлевший благой образ у Крес­та Спасителя, сам вися на кресте. Останавливая другого разбойника, хулившего Господа, воскликнул: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42), – и услышал с Креста из уст умирающего Богочеловека слова: «Ныне будешь со Мною в раю». Это тоже образ, ко­торому мы должны подражать. Это образ того, как во едином часе можно сподобиться рая.

И вот сейчас, когда до конца Страстной седмицы остался всего один день, день Великой Субботы, а у нас не хватило времени и усердия, чтобы принести к Плащанице нашу душевную чистоту и благоухание до­брых дел, мы всё же в этот последний день можем раскаяться в наших пре­грешениях, вспоминая благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Ныне, подходя к Святой Плащанице с покаянным чувством, мы, дорогие братья и сестры, должны вспомнить слова песнопения Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышля­ет. »

Вот с таким чувством надо подхо­дить к Святой Плащанице, с любовью ее лобызать, сознавая свою грехов­ность, и молиться словами Святой Церкви, чтобы Господь не отринул нас, чтобы Господь посетил нас, что­бы Господь даровал нам Свою бла­гую помощь в нашем покаянном чувстве и избавил нас от грехов и по­роков. Аминь.

Богоявленский патриарший собор, 4 апреля 1980 года.

шедевры будущего

Туринская плащаница является одной из самых загадочных и одновременно почитаемых христианских святынь. Иконописец Юрий Кузнецов имеет дерзновенную мечту написать в своем стиле запечатленный на ней образ Спасителя. Он говорит, что именно методом «кузнецовского письма» возможно одновременно передать и глубину страдания и величие подвига Христа. Владелица арт-галереи «Кристина», руководитель иконописной мастерской «Икона XXI века. Кузнецовское письмо» Кристина Кондратьева совершила паломническую поездку в Турин с целью сбора информации необходимой для написания столь сложного образа. Теперь он ждет своего воплощения.

Туринская Плащаница: непоколебимость святынь

Из пасхальной службы

Туринская плащаница

В Великую Пятницу Страстной недели – дне самого строгого поста за весь год Церковь совершает священный обряд выноса Плащаницы – той, которой по Священному Писанию, по евангельским свидетельствам было обвито тело Спасителя. В краю красивого бархатного или шелкового расшитого золотом и уплотненного изнутри прямоугольника ее зашито несколько нитей из Плащаницы, что хранится в Италии в городе Турине, где она была обретена в четырнадцатом веке. Плащаница полагается на особый стол, обозначающий гробницу. Священнослужители, а за ними – паства преклоняют колени перед Плащаницей, а затем прикладываются к ней. Здесь в храме, перед царскими вратами она будет находиться неполных три дня в напоминание нахождения Тела Господня во гробе, до Его чудесного Воскресения – Пасхи Христовой.

Изображение лика Христа на плащанице (негатив)

Вокруг Туринской плащаницы не утихают споры с момента ее обретения: что это – те самые пелены, которые в самом деле покрывали Его Тело после распятия? Его ли лицо дивным образом отпечатано на льне полотна? Желающих признать плащаницу за подделку много, как много и тех, кто тщательно ищет вымысел и противоречия в самом Четвероевангелии, да и во всем Священном писании. Таким образом, можно было бы вбить клин в самую сердцевину Веры Христовой, которая спасала множество уверовавших в Него за последние две тысячи лет, благодаря которой мир еще не до конца увяз в духовных преступлениях против себя самого и потому существует. Истинность обретенных святынь, таких, как Древо Господне – Честной Крест Господень, Плащаница – это физическое подтверждение, данное нам свыше для подкрепления Веры, ибо, как известно, слаб человек, и в каждом из людей, даже верующих, сидит малая частичка неверующего Фомы. На это и рассчитывают современные нам потомки Арии. Но тем, что будет сказано ниже, мы постараемся все-таки противостоять рассуждениям «чистой» науки, которая претендует на звание научной истины, но остается подслеповатой в том, что касается жизни Высокого Духа. Поэтому не станем приводить примеры опровержений подлинности Туринской плащаницы – таких «доказательств» предостаточно и в соответствующей литературе, и в СМИ, и в сетях Интернета.

Не в человеческой власти защищать от них великие святыни – они сами защитят себя своей святостью. Но в силах человека – защитить сердце и разум других, еще сомневающихся, от этих «доказательств», которые на самом деле не так уж безобидны и беспристрастны. Мир иной, вечно присутствующий в человеческой жизни, разделен на две части, на Свет и Тьму, и это разделение сейчас все контрастней. Поэтому любая точка зрения, попавшая в поле неискушенного человеческого сознания, может вытолкнуть его в любую из областей. Счастье, если в Свет Божий…

Икона Иисуса Христа
«Спас Нерукотворный» ,
иконописец Юрий Кузнецов

О том, что образ Христов чудесным образом отпечатывался на ткани, которую сам Господь прикладывал к Своему лику, свидетельствуют две версии: восточная и западная. С этих преданий началось почитание иконы «Спас Нерукотворный». Восточная версия изложена святым Иоанном Дамаскиным в «Трех речах в защиту святых икон». По ней царь Авгарь, правивший в Эдессе в Месопотамии (территория современной Турции) в первом веке н.э., заболел и послал художника к Христу, чтобы тот изобразил его лик. Но лик Сына Божия был так лучезарен, что художник не мог смотреть на него. «Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю». Так царь был исцелен.

В западном изложении нерукотворное изображение Христова лика было запечатлено на плате святой Вероники. Само имя ее в переводе с латыни означает «истинное изображение», поскольку сложено из двух этих слов – «vera» и «icon». По католической легенде святая Вероника, ученица Иисуса не могла все время находиться рядом со своим Учителем и попросила художника написать его образ. Но, когда отправилась к художнику, встретила по дороге Спасителя, который, взяв ее плат, приложил его к лику, и на плате остался отпечаток черт Его лица.

Есть более поздний вариант легенды о святой Веронике: когда Спасителя вели на Голгофу в терновом венце, она отерла платом пот и кровь с Его лица, и на плате остался отпечаток. В отличие от ткани с отпечатком царя Эдессы, которая была утеряна, плат Вероники сохранился, и на нем на просвет виден отпечаток лика. Ученые установили, что изображение не нанесено какими-либо красками, а как негатив, присутствует в самом материале.

Так что свидетельства, хоть и разноречивые, что лучезарность Святого Духа, носителем которого был Сын Божий, могла оставлять отпечаток на физических предметах, есть. То, что предания Востока и Запада так различны, не означает. что это миф. События с платом могли произойти в обоих случаях независимо друг от друга. Главное, что результат был един – отпечаток лика на плате. Как говорят в Православии – на убрусе.

Собор Иоанна Крестителя в Турине

Туринская плащаница, Sindone di Torino, которая хранится в соборе святого Иоанна Крестителя в Турине – это полотно четырехметровой длины, в которое по евангельским текстам Иосифом из Аримафеи было завернуто Тело Христа после мученической смерти на кресте.

О том, что Иисусово тело было погребено именно таким образом, нам сообщают все четыре Евангелия.

Вот как это описывают евангелисты:

Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф.27:57-60)

…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. (Мк.15:43-46)

Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк.23:50-53)

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. (Ин.19:38-40)

И в одном из апокрифов – «Евангелии от евреев» – описан следующий эпизод: «Но Господь, отдав свой саван священнику, предстал пред Иаковом». Таким образом, мы видим, что плащаница существовала и на самом деле, поскольку несколько жизнеописателей земной жизни Христа сходятся в описании тех великих и трагических событий.

Туринская плащаница

На Плащанице отпечаталось два образа тела мужчины – спереди и со спины. Они симметрично расположены – голова к голове. Четко просматриваются черты лица, цвет изображения – колеблется от желтоватого до коричневого, и все изображение напоминает негатив. На Плащанице везде – следы крови: на лбу и волосах, ими отмечены следы ударов бичом, пятна, похожие на кровь – на скрещенных руках и ровно лежащих ногах, там, где гвоздями было пробито Его тело. В боку, там, куда пришелся укол копья – такое же темное пятно.

Более ста лет назад итальянскому фотографу Секондо Пиа было позволено сделать снимок плащаницы. Каково же было его изумление, когда на негативной пластинке стало проявляться позитивное изображение.

По более поздним фотографиям – в первой половине XX века историки и патологоанатомы сделали выводы, что человека, которого укрывала эта ткань, распяли по древнеримскому обычаю. Возраст его признался от 30 до 45 лет, рост – около 180 см, по этнографическим признакам он принадлежат в народности иудеев, именуемой сефардами.

Тот, кто пристально будет рассматривать Плащаницу, увидит не только некий отпечаток тела. Воистину – это отпечаток Страстей Господних. Тело, многократно иссеченное бичом, лоб, истерзанный терниями, вонзавшимися так глубоко, что он и пряди волос залиты кровью, спина в ссадинах от несения креста и темные пятна на запястьях и стопах – все муки крестного пути и распятия будто прописаны на этом тканом свидетельстве.

У некоторых возникает вопрос: почему тело Иисуса, Учителя, которого так почитали ученики, по иудейскому обычаю не было омыто до погребения. Ответ прост – тело казненного, умершего не от естественных причин не омывалось. Еще одно свидетельство принадлежности тела, отпечатавшегося на Плащанице, Иисусу – укол копьем не в левое, а правое подреберье, что так же согласуется с преданием.

В первый раз ученым было разрешено исследование Плащаницы в 1969 году, но целью этой работы было не выяснение обстоятельств появления образа, а степень сохранности и предложений по ее дальнейшему сбережению.

В 1973 году шведский криминалист Макс Фрай, сотрудник полиции Цюриха, выдающийся специалист по микроботанике Средиземноморья с помощью липкой ленты снял мельчайшие пылинки с поверхности Плащаницы – 12 выборок. Известно, что при исследованиях он не смог идентифицировать большинство из них, но после семи визитов в Палестину и на Ближний Восток, выяснил: из 58 видов пыльцы 49 не относятся к Средиземноморью. Их происхождение – Юго-западная Турция и Сирия, окрестности, область пустыни Негев и Мертвого моря, Европа – то есть география, которая совпадает с предположениями о странствии Плащаницы по миру.

Американский физик Джон Джексон с помощью специальных приборов измерил на добровольцах, покрыв их куском материи расстояние от ткани до поверхности тела, и восстановил по измерениям рельеф их фигур. Затем тот же метод он применил к снимкам плащаницы и получил рельефный образ, который невозможно создать путем простого рисования. Он доказал, что отпечаток на Плащанице соответствует расстоянию между телом и материей – серьезный аргумент в пользу доказательства ее подлинности.

Туринская плащаница

Дальнейшие работы в этом направлении только доказали, что изображение на Плащанице – не рукотворное изображение, сделанное художником. Пожелтение и покоричневение ткани – результат дегидратации (обезвоживания), окисления и разложения молекул целлюлозы, из которой состоят льняные ткани. Такие изменения могут происходить либо в результате нагревания ткани, либо воздействия ультрафиолетового свечения или рентгеновского излучения средней длины. Пятна крови – действительно, пятна крови, причем примечательно, что они появились раньше, чем отпечаток образа.

Исследователей, склонявшихся к тому, что Туринская Плащаница и есть Христов саван, удивил факт, что несмотря на предыдущие доказательства раннего происхождений плащаницы, датируемого I веком, при радиоуглеродном анализе ткани данные внезапно показали ее принадлежность к XIV веку, что позволило сторонникам теории о поддельности Плащаницы приписать этот факт к доказательствам, поддерживающим их точку зрения.

Однако при исследовании ущерба, нанесенного Плащанице пожаром 1532 года, в котором она частично пострадала, было доказано, что при нагревании, целлюлоза ткани химически присоединяет к себе углерод более позднего происхождения, содержащийся в воздухе, что, очевидно, и повлекло за собой подобные результаты датирования.

Так или иначе, но здесь случилось безусловное чудо, связанное с Воскресением Христовым. По воле Божией для нас теперь запечатлен образ Его Сына, и Плащаница – носитель великого свидетельства.

Ученые спорят, какой вид энергии изменил структуру вещества, из которого состоит Плащаница. Но все ли можно познать, измерить, научно объяснить, когда речь идет о Божественном провидении? Не та ли это энергия, не тот ли лучезарный свет, который был так ярок при Его Преображении, что ученики пали ниц, закрыв лицо свое. Не тем ли светом осветилось лицо Серафима Саровского, о котором вспоминал Мотовилов? Свет Фаворский – какому анализу его можно подвергнуть?

Не то ли это огненное воздействие, о котором митрополит Антоний Сурожский говорил, что оно «сообщает горение, но не питается веществом»? «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» – говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. XV, 44).

Икона — Плащаница Христа

На сей иконе изображен лик Господа Иисуса Христа с Туринской Плащаницы.

Икона освящена на чудотворном образе Рождества Христова.

Икона — Плащаница Христа

На сей иконе изображен лик Господа нашего Иисуса Христа с Туринской Плащаницы.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.

На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.

В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.

Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.

На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».

Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.

Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.

Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
Освящение копии Плащаницы Святейшим Патриархом в Сретенском монастыре

В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.

7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

Плащаница Пресвятой Богородицы.

После Вознесения Иисуса Христа Матерь Его прожила на земле ещё десять или, по другим источникам, двадцать два года. Она любила молиться на местах, связанных с земной жизнью Её Сына – плакала на Голгофе, вспоминая Крестные страдания Спасителя, радовалась на месте Его Славного Воскресения и на Елеонской горе, где Он вознёсся. Мария часто молилась о том, чтобы Христос поскорее взял Её к Себе на небо.
Однажды, когда Богородица так молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Её окончится – Господь возьмёт Её к Себе. Мария очень обрадовалась этой вести и стала готовиться к Своему Успению. Из Апостолов только Иоанн Богослов, который заботился о Божией Матери, был в Иерусалиме – другие проповедовали в разных странах. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал к Ней всех Апостолов, кроме Фомы. Когда Апостолы узнали, для чего Господь собрал их, они очень огорчились – ведь Матерь Божия была для них общей Матерью и Госпожой. Но Мария утешала их, говоря, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молиться за них. Потом Богородица благословила всех Апостолов.
В час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где на смертном одре лежала Богоматерь. Сам Христос, окружённый Ангелами, явился и принял Её пречистую душу.
Апостолы похоронили тело Богородицы в Гефсиманском саду, как Она желала. Там покоились тела Её родителей – Иоакима и Анны – и праведного Иосифа, хранителя Её девства. При погребении совершилось много чудес. Множество народа следовало за пречистым телом Божией Матери. Иудейские священники и старейшины пытались разогнать это шествие. Иудейский священник Афоний подбежал и схватился за одр, чтобы опрокинуть тело Богородицы на землю. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки. Поражённый чудом, Афоний раскаялся, и Апостол Пётр исцелил его.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и Апостол Фома. Когда Бог переносил его в Иерусалим, Апостол Фома встретился с Божией Матерью. В утешение Мария отдала ему Свой пояс, который носила всю жизнь. (Именно этот пояс, хранящийся в афонском монастыре Ватопед, не так давно привозили в Россию для поклонения верующих. К поясу приходили тысячи людей). Фома был очень опечален тем, что не смог попрощаться с Божией Матерью, и хотел поклониться Её телу. По просьбе Фомы другие Апостолы отвалили камень, закрывавший вход в гроб-пещеру. В нём нашли только погребальные пелены. Господь воскресил Пречистую Свою Матерь, взял к Себе не только душу Её, но и тело, и поставил Её выше всех Ангелов Небесных.
Вечером 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в православных храмах совершается чин Погребения Пресвятой Богородицы, плащаница (большой плат) с изображением Её Успения крестным ходом обносится вокруг храма.

Тропарь, глас 1-й

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Читайте также:

Василий Никифоров–Волгин. Плащаница.

Великая Пятница пришла вся запечаленная. Вчера была весна, а сегодня затучило, заветрило и потяжелело. — Будут стужи и метели,— зябко уверял нищий Яков, сидя у печки,— река сегодня шу-у-мная! Ко.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Поёт иеродиакон Герман (Рябцев).

Тропарь, глас 4: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и, упра.

С Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Плащаница Богородицы

укрыла Украину

Преподобный Ефрем Сирин сказал: «Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить… В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение». Не случайно Русь является Богородичным уделом, и почитание Божией Матери на Руси огромно. И если Россия в конце минувшего года замерла в стоянии к Поясу Богородицы, привезенному игуменом Ефремом со Святой горы Афон, то с середины сентября на два месяца к другой Богородичной святыне стала в очередь молящаяся православная Украина, в которой все три святые лавры поставлены русскими христианами в честь Успения Богородицы.

Во времена смутные – и вовне, и внутри, находясь в градусе предвыборной парламентской неврастении, Украина, страна исконно православная, колыбель русского православия, получила небесное объединяющее вспомоществование: по просьбе Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и по благословению Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима Феофила III на Украину с 19 сентября прибыла из Иерусалима Чудотворная икона, именуемая «Плащаница от Гроба Божией Матери».

Изначально предполагалось, что святыня пробудет на Украине месяц в десяти православных средоточиях страны – от востока до запада: в Киево-Печерской лавре, Харькове, Изюме, Святогорской лавре, потом в Запорожье, Белой Церкви, снова в Киеве, Житомире, Тернополе, Почаеве и завершит украинское пребывание Львовом. Однако из-за обилия притекающих паломников и в связи с просьбами других епархий срок продлен до середины ноября! В частности, с 10 по 13 ноября святыне смогут поклониться и верующие самых западных окраин Украины – Мукачевской православной епархии и в Ужгороде.

Что известно об этой святыне?

Ежегодно в Иерусалиме на праздник Успения именно с этой Плащаницей свершается чин Погребения и крестный ход от храма Воскресения к пещере Божией Матери в так называемой Малой Гефсимании, расположенной напротив входа в Храм Гроба Господня. Паломники вновь переживают все те события, о которых упоминается в песнопениях и молитвах праздника: путь, которым апостолы и «свичконосци Девы» провожали пречистое тело Богоматери от Сиона в Гефсиманию; возложения Плащаницы на святое ложе, на котором Честнейшая Херувимов соизволила отдохнуть и откуда невидимо переселилась в небесные обители.

В этом небольшом храме она находится справа от алтаря перед чтимой иконой Божией Матери «Милостивая», украшенной многочисленными рядами драгоценных украшений, принесенных в благодарность за исцеление.

Эта «Плащаница Богородицы» – не погребальное полотно, как могли бы полагать многие, а двусторонняя икона, вырезанное по контуру изображение Божией Матери в серебряном двустороннем окладе, венец украшен камнями; это произведение русско-византийского церковного искусства 1830–1840 гг., дар графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.

За три дня до Успения совершается крестный ход из Малой Гефсимании через весь Старый город Иерусалима к Гробнице Пресвятой Богородицы. Эта традиция пришла из Предания о том, что за три дня до блаженной кончины Пресвятая Дева была возвещена о сем святым Архангелом Гавриилом. Небесный вестник вручил Ей райскую пальмовую ветвь, которую во время похоронной процессии нес святой апостол Иоанн Богослов перед гробом Пресвятой Богородицы. Все апостолы чудесным образом были собраны силою Божиею к одру Пресвятой Девы. Получив последнее земное благословение и попрощавшись с Ней, они исполнили завещание похоронить Ее в Гефсимании у гробницы родителей святых Иоакима и Анны. Чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения (Успение празднуется 28 августа по н. ст.).

Весь год святыня хранится на подворье так называемой Малой Гефсимании, прямо напротив Храма Гроба Господня. Плащаницу устанавливают в специальном месте позади Ее Гробницы и верующие прикладываются к ней, проходя затем под нею на коленях.

19 сентября Плащаницу Пресвятой Богородицы встретили сотни верующих на Соборной площади Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Интересно: принесение святыни на Украине проходит при поддержке Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии (ИПЛЕКС).

Икону на Украине сопровождает архимандрит Иерусалимской Церкви Игнатий (Казакос), который рассказал, что Сама Плащаница Божией Матери была забрана во время первого крестового похода. Она должна находиться где-то в Риме, в Ватикане. Но частица Плащаницы и Пояс Богоматери находятся сейчас на Афоне. Известно много исцелений от молитв у этой святыни – и онкобольных, и слепых.

Как утверждает архимандрит Игнатий, икону встречают на Украине очень трогательно. Патриарх Иерусалимский Феофил предупредил его: «Ты увидишь на Украине очень большое благоговение и благочестие. Увидишь, что там, где будет проходить Плащаница Божией Матери, будет множество народа». И действительно, так и случилось. В непростые времена православные на Ближнем Востоке, как и в нашей стране, ищут поддержку у Божией Матери, которая является Мостом, объединяющим небо с землей.

«В лице Божией Матери Господь даровал нам такую Заступницу, перед которой проливаются реки слез, молитвы, отчаяния, но вместе с тем радости, радости, что имеем такую Заступницу, в Какой сомневаться не приходится», – сказал в приветственном слове Предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Владимир, встречавший с духовенством и паствой святыню в Киевской лавре, где провел перед святыней молебен.

Владыка отметил: «Сегодня Богоматерь оставила святой град Иерусалим, где Она почивает в своей иконе, и пришла к нам в свой дом, который посвящен Ей». После этого Плащаница была перенесена в Стефановский придел Успенского собора, где пребывала до 24 сентября.

Нам привелось быть свидетелем и участником торжественного события в Харьковском Свято-Покровском монастыре, куда Плащаница прибыла в среду 26 сентября. Стечение паломников было огромным. Многие ожидали святыню с раннего утра, выстроилась огромная очередь, кое-кому привелось выстоять и более семи-восьми часов. Уже через полчаса, после прибытия святыни, очередь заняла весь Соборный спуск.

Как сказал архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий, «сегодня Божия Матерь посетила Харьков и Слобожанщину, и каждого, кто даже в изнеможении пришел прикоснуться к этой величайшей святыне. В первую очередь это очень важное духовное событие – свидетельство любви Божьей Матери к христианскому роду, и в частности к городу Харькову».

В последующие дни Плащаницу перевезли в Харькове в Свято-Благовещенский кафедральный собор, Свято-Озерянский храм на Холодной горе, Свято-Софиевский храм на Залютино.

А потом святыня отбыла на юг Харьковской области, в древний город Изюм, где святитель Иоасаф Белгородский обрел икону Богородицы Песчанской, одну из святынь Слобожанщины и всего Русского мира.

В Свято-Успенской лавре Плащаницу встретили воскресным днем 30 сентября. В день прибытия святыни здесь побывало более 50 тыс. человек. А за трое неполных суток поклониться ей успели около 100 тыс. человек. Такого наплыва паломников не помнят и сами служители Святогорской обители.

Первым к Плащанице приложился архиепископ Святогорский Арсений. Он приветствовал икону земным поклоном. Затем архиепископ поднял икону над головой и осенил ею собравшихся. Далее крестным ходом святыню понесли в Успенский собор. Среди паломников были замечены супруги президента Украины Людмила Янукович и генпрокурора Ольга Пшонка.

2 октября святыню несли многотысячным крестным ходом уже по Луганску.

Возле храма во имя святой мученицы Татианы святыню встречали архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан и духовенство епархии, руководители города и области и тысячи православных верующих из всех районов Луганской области и окрестностей. «Сегодня невидимые духовные узы соединяют далекие по расстоянию географическому, но близкие по духу и по нашей вере Святой Град Иерусалим, где проходила земная жизнь Спасителя и Божией Матери, с нашей Луганской землей», – сказал владыка Митрофан, обращаясь ко всем присутствовавшим.

От храма во имя мученицы Татианы Плащаница крестным ходом была перенесена в Свято-Владимирский кафедральный собор.

В Днепропетровск святыня прибыла 5 октября – в Троицкий Кафедральный собор. «Мы верим, что как в первые века, когда Матерь Божия среди людей была живой, она была самым большим авторитетом после вознесения Спасителя на небо для апостолов и для всех верующих. И сегодня Ее слова «Я с вами всегда» живы и действенны. И эта Чудотворная Плащаница поможет нам окрепнуть в вере, поможет нам преодолеть трудности, духовно возрасти», – сказал тысячам собравшихся митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.

После поздней литургии крестный ход с Плащаницей направился от Троицкого Кафедрального собора в Спасо-Преображенский кафедральный собор города…

Нам представляются важными объединительные слова архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия из письма, направленного Блаженнейшему митрополиту Владимиру с благодарностью за пребывание Плащаницы Божией Матери в Харькове: «Подводя итог пребывания Плащаницы Пресвятой Богородицы, беспрекословно можно сказать о том, что уважение и надежда на Божью Матерь, вера в Ее заступничество духовно объединяют наш народ на основе православного исповедания…»

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: ” Русская беседа “

Икона Иисуса Христа

Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.

Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством. Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа. Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

  • Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Другие иконы Христа Спасителя

В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.

На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.

Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.

На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.

В чем помогает икона Иисуса Христа Спасителя

Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.

Любая икона Иисуса Христа Спасителя обладает огромной силой, если молитва перед ней возносится от чистого сердца, с искренней верой.

В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.

Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена. Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш». Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.

На иконах двунадесятых, то есть основных православных праздников изображены различные эпизоды земной жизни Спасителя, от Рождества до Распятия, а также связанные с Богородицей и Святой Троицей, поэтому празднование каждой иконы совпадает с соответствующим двунадесятым праздником.

Молитва

Предлагаем ознакомиться с молитвой обращения к Иисусу Христу:

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Читайте также:  Икона адриан и наталия о чем молятся
Добавить комментарий