Икона порт артурская о чем молятся

Порт-Артурская икона Божией Матери, или Чем оборачивается пренебрежение к святыням

Порт-Артурская икона Божией Матери, или «Торжество Пресвятой Богородицы», – это первый святой образ, который явился христианскому миру XX века. Чудотворная святыня почитается русской православной церковью. Праздник Артурской Богородичной иконы отмечают 29 августа (или 16 августа по старому стилю), что совпадает с днем Третьего Спаса.

Изображение на иконе Порт-Артурской иконы

Специалисты затрудняются точно определить, к какому иконописному типу принадлежит это изображение. Оно является наиболее близким к группе иконы Оранты, поэтому условно к нему относится. Оранта на латыни означает «молящаяся», один из главных способов изображения Богоматери без Младенца, которая раскинула руки (подняла вверх раскрытыми ладонями), молясь Господу. Такая поза молящейся встречалась еще на рисунках катакомб Древнего Рима. Некоторые замечают внешнее сходство с изображением на иконе Божией Матери Игумении Горы Афонской (на Афоне в Греции).

На Порт-Артурской иконе написана Пречистая Богородица без Сына-Младенца. В руках Мария держит платок, посредине которого мы видим Нерукотворный лик Иисуса Христа. Надо отметить, что это единственная икона с такой композицией. На Богородице надет синий хитон и коричневое покрывало. Она стоит на отточенных острых с обеих сторон мечах, попирая их. Над головой Богоматери в облаках Ангелы Небесные держат золотую корону, которая венчается еще одной, образованной из двух перекрещивающихся радуг. Позади Божьей Матери виднеется горящий в огнях город. Его осеняет Богородица изображением лика Иисуса Христа.

Справа над головой Пречистой стоит Архистратиг Михаил, в руке которого священная хоругвь. Напротив него слева от Марии – Архангел Гавриил, протягивающий правую руку с веткой белых цветов. В вышине надо всеми мягкие облака, на которых, как на троне, восседает Господь Саваоф. У ног Бога парят Серафимы. По сиянию выведены слова, гласящие, что у единого стада – один Пастырь. Образ с рамой имел размеры: высоту – почти 1,49 м, ширину 1,07 м. Размеры полотна без рамы: высота – 1,24 м, ширина – около 0,77 м.

История обретения образа Порт-Артурской Богородицы

11 декабря 1903 года оставалось 2 месяца до начала тяжелой Русско-Японской войны (1904–1905 годов). К Дальним пещерам Киево-Печерской Лавры прибыл, чтобы очиститься, подготовиться к причастию, помолиться старый матрос по имени Федор. Это был отважный участник обороны города Севастополь, который пришел в Киев из далекой Бессарабской губернии. На исповеди он поведал священнику, что у него было видение во сне. Увиденное произвело на моряка сильное впечатление и заставило отправиться в дальний путь.

Федор усердно молился о русском флоте, находящемся в Порт-Артуре (Китай, область Люйшунь). Ответом на мольбу стал сон – он ясно видел Пресвятую Богородицу с Нерукотворным ликом Сына. Святая Дева была в окружении Ангелов, Святых, Господа Бога. Мария успокоила матроса и поведала, что скоро Россию ждет непростая, тяжелая война с потерями и скорбями на далеких морских берегах. Федор должен написать увиденный им во сне образ, а затем переправить икону в Порт-Артур. Закрепившись на стенах далекого города, святой лик поможет восторжествовать Православию над язычниками, вдохновить русских воинов на победу, подарить им покровительство и Божественную помощь. Яркий слепящей красоты свет залил комнату, где спал старец. Затем видение пропало.

Февраль 1904 года стал временем начала Русско-Японской войны. Православные собирали добровольные пожертвования по пятаку с человека для выполнения завета Приснодевы. Для написания иконы выбрали известного киевского живописца П. Ф. Штронде. Художник отказался взять деньги, писал бесплатно. Работа длилась почти четыре недели. Матрос Федор ежеминутно присутствовал рядом, чтобы верно перенести изображение на холст. Готовую икону освятили при большом количестве людей во время Страстной седмицы. Затем новую Богородичную икону отправили в Санкт-Петербург адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому.

Непростая дорога к защитникам Порт-Артура

Получив образ Богоматери, адмирал Верховский не спешил сразу отправить его в Порт-Артур. Он решил познакомить с иконой петербуржцев – выставил полотно для широкого ознакомления. Затем заказал список с понравившейся святыни. Только летом 1904 г. образ оказался на Дальнем Востоке.

Императрицей Марией Федоровной было поручено доставить «Торжество Пресвятой Богородицы» непосредственно в Порт-Артурский собор вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который занял должность командующего Тихоокеанской эскадры. Но военачальник тоже не торопился выполнять поручение, проявляя чудеса нерасторопности. Он просил высочайшего позволения выставить икону на время в кафедральном соборе города Владивосток. И когда 12 апреля 1904 года поезд с адмиралом покинул Петербург, то он направился в Севастополь, чтобы устроить другие свои дела. Такая задержка привела к тому, что железная дорога от Харбина к Порт-Артуру перестала функционировать и доставка оказалась невозможной.

Было передано телеграфом высочайшее позволение от Императрицы направить поезд к Владивостоку, поставить образ во Владивостокском соборе Успения Богородицы. Н. И. Скрыдлов прибыл в первых числах мая. Но по каким-то причинам икону представили народу только через 90 дней (2 августа 1904 года, Кафедральный собор). Тем временем ситуация на фронте быстро ухудшалась. Крепость Порт-Артур находилась в осаде, передать защитникам святыню и завет Пречистой Богородицы было практически невозможно.

Верующие люди недоумевали от происходящего, выражали неудовольствие из-за пренебрежительного промедления передачи святой помощи. Православные слали письма, требующие срочно доставить образ русским воинам. С иконы были сделаны фотоснимки, а также меньшая по размеру копия масляными красками на куске дерева. Снимки были отправлены в город-порт Чифу, там располагалось консульство России, но по пути они затерялись. Матрос Пленков взял на себя задачу, доставить масляную копию защитникам Порт-Артура, две попытки закончились неудачей. Ходило мнение, что копии не обладают полной силой оригинала. Порт-Артур нуждается в «щите и победном знамении».

«Попрание врагами» за «отношение к вере»

Неравнодушный к судьбе иконы, наставлению Богоматери 50-летний участник войны с турками 1877–1878 годов Николай Николаевич Фёдоров, невзирая на болезни, обязался доставить оригинал святыни в ослабленный Порт-Артур. Получив благословение своего духовника, Иоанна Кронштадтского, Федоров 21 ноября прибыл во Владивосток. После молебна полотно «Торжество Пресвятой Богородицы» поместили в специальный футляр, доставили на норвежский пароход. Н. Н. Федоров сопровождал святой образ, покидающий российскую землю. Во Владивостоке оставили список натуральной величины, выполненный масляными красками на медной доске.

Вестей все не было. Письмо от Николая Николаевича пришло 11 января (24 января по новому стилю) 1905 года. Сообщалось, что икона не была доставлена в Порт-Артур. Сначала этому мешала буря, затем мертвый штиль, а после, 20 декабря 1904 года, крепость Порт-Артур сдалась японцам. Матери Божией было неугодно, чтобы ее святой лик был доставлен к месту назначения после семимесячного промедления.

Федоров с разрешения отдал Порт-Артурскую икону Богородицы действующей армии. Святыня оказалась у Главнокомандующего генерала Куропаткина в походной церкви. Долгое время судьба иконы была неизвестной. Иоанн Кронштадтский писал, что вождь русского воинства А. Н. Куропаткин бросил иконы у язычников (японцев), а мирские вещи сохранил. Недостойное отношение к святыням и вере привело к тому, что Божия Матерь лишила войско благословления, враги победили.

Новая жизнь Порт-Артурской святыни

Почти 90 лет «Торжество Пресвятой Богородицы» считалось утраченным. Новое обретение образа можно считать чудом. Группа православных монахов, настоятелей храмов, служителей церкви совершали паломничество (февраль 1998 года) по Святой Земле. Это были гости из Уссурийска, Владивостока. Посетив один из иерусалимских антикварных магазинов, путники увидели Порт-Артурскую икону. Удивительно, но антикварная лавка находилась на Крестном Пути, пройденном Иисусом Христом. После беседы духовные лица выяснили, что святой образ попал в Иерусалим от русских эмигрантов из Гонконга.

Паломники из России обратились за помощью к игуменье Георгии, настоятельнице Горненской обители. Вскорости икону выкупили и разместили в покоях игуменьи. Примечательно, что святой образ пробыл здесь три месяца, как когда-то Дева Мария столько же прожила в этих местах. И вот, наконец, 6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась на родную российскую землю. Экспертиза подтвердила подлинность святыни, но было отмечено, что нижняя часть росписи повредилась.

После реставрации образ «Торжество Пресвятой Богородицы» передали Свято-Никольскому кафедральному собору Владивостока. Этот храм был построен в 1907 году как память о воинах, которые не вернулись с русско-японской войны. Затем Порт-Артурскую икону поместили в новый Покровский кафедральный собор, установив ее справа от алтаря.

Списки Порт-Артурской святыни

Еще в 80-е годы прошлого века иконописец Михаил Осипенко в храме города Киржач обнаружил интересную икону. Это была копия чудотворного Порт-Артурского образа Богородицы. В феврале 2003 года работа над новым списком была завершена. Памятуя об истории, появилась идея – через 100 лет привезти икону в бывший Порт-Артур (Люйшунь). Дорога также оказалась непростой – законы Китая запрещают въезд в страну православным священникам, а в составе путешественников оказался иеромонах Георгий. Пришлось духовному лицу переодеться.

Участники крестного хода провели панихиду с коротким молебном у образа Святой Защитницы и каменного креста – памятного знака погибшим русским воинам. Поставили Порт-Артурскую икону в киот креста.

На сегодняшний день с Порт-Артурской иконы Божьей Матери сделано несколько копий. Они интересны оригинальным исполнением с применением различных техник: масляных красок, мозаики, эмали. Наиболее известными являются четыре списка чудотворной иконы: первый выполнен еще до революции 1917 года; два других выставлены в храмах Курганской и Шадринской епархий; четвертый хранится в Свято-Троицкой церкви поселка Мишино. Последний выполнен почти 100 лет тому с оригинальной киевской иконы. Наиболее точная копия, датируемая 1904 годом, размещена во храме Всех Скорбящих Далматовского Свято-Успенского монастыря. Ценный список был найден среди развалин старого дома, что в Курганской области.

Список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» крестным ходом шествует по всему христианскому миру. Икону уже видели люди разных стран и континентов, жители Салоник (Греция), Польши, Швейцарии, Грузии, Украины; бывала она на острове Валаам, в Китае, Португалии, Италии; посетила монастырь Нового Афона (Абхазия), и отдала дань земному уделу Пресвятой Богородицы – древнему Святому Афону (Македония), пр.

Молитвы к образу

Икона Божьей Матери Порт-Артурской – это знаковая святыня, напоминающая своей историей каждому, что, только почитая истинные православные ценности, только по милости и с помощью Господа, Матери Его народ и государство могут быть сильными, выстоят перед любой бедой, найдут силы противостоять злу. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» покровительствует Дальневосточным российским землям, русскому флоту и ратному воинству. Перед иконой можно молиться о Торжестве Православия, о России, ее флоте, армии, о крепком мире, о защите и избавлении от врагов, о близких, которые принимают участие в военных действиях.

Специальными обращениями к святому образу являются:

  • Тропарь Порт-Артурской Пресвятой Богородице,
  • Молитвы перед святой Иконой Божией Матери Порт-Артурской.

ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Порт-Артурская икона “Торжество Пресвятой Богородицы”

Порт-Артурская икона Божией Матери “Торжество Пресвятой Богородицы”

Описание

Образ был изготовлен точно в соответствии с видением матроса Феодора (см. ниже). На нем эмалированной вязью написано: “В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей.” Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (ок. 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (ок. 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота – 1 3/4 аршина (ок. 124 см), ширина – 1 аршин 1 1/2 вершка (ок. 77 см).

История

Возможно Порт-Артурская икона Божией Матери — первая чудотворная икона явленная в XX веке.

За два месяца до начала Русско-Японской войны 1904-1905 годов, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую Лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос Феодор, участник обороны Севастополя. Он поведал что усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре (ныне Люйшунь в Китае) и однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором был запечатлен Нерукотворный лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние – коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: “Да будет едино стадо и един Пастырь“. Богородица успокоила пораженного страхом матроса и сказала ему:

С началом Русско-Японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы по пятаку с человека. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде который отказался от гонорара и работал около четырех недель, под личным надзором матроса Феодора. На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Владимира Павловича Верховского.

Верховский мог с легкостью сразу направить икону по назначению, но промедлил и стал выставлять икону на всеобщее обозрение в Санкт-Петербурге, заказал с нее список. Лишь летом 1904 года икона была доставлена на Дальний Восток. Святая императрица Мария Феодоровна поручила доставку иконы в Порт-Артурский собор начальнику Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который также медлил с этим. По прибытии во Владивосток вице-адмирал обратился к императрице с просьбой о разрешении временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. 2 августа во Владивостоке была получена телеграмма о согласии и в тот же день икону в кафедральном соборе принял епископ Владивостокский Евсевий. Активные военные действия в осажденном Порт-Артуре и отсутствие свободных кораблей не давали доставить икону по назначению.

Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие промедлением. С иконы было снято несколько копий, как фотографических, так и живописных. Все их пытались доставить в Порт-Артур, но безуспешно. В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник Русско-Турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взялся доставить подлинную икону в осажденную крепость по благословлению своего духовника, праведного Иоанна Кронштадтского. 7 ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список на медной доске в натуральную величину.

В начале января 1905 года была получена телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. Святой Иоанн Кронштадтский объяснял поражение России в этой войне небрежением к святыне.

В мае 1905 года икона вернулась в Успенский собор Владивостока. Во Владивостокской епархии при владыке Евсевии праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» отмечался 16 августа в связи с днем Спаса Нерукотворенного Образа. Несмотря на сомнения некоторых иерархов в каноничности иконы, ее почитание стало распространяться все шире.

После закрытия и разрушения Владивостокского собора судьба иконы оставалась неизвестной долгое время.

17 февраля 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили икону в антикварном магазине. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. 6 мая того же года икона вернулась во Владивосток. После реставрации икона была отправлена в Никольский кафедральный собор города.

С начала XXI века икона стала широко почитаться покровительницей русского православного воинства и дальневосточных рубежей России. 19 июля 2007 года патриарх Алексий II благословил внести празднование иконе 16 августа в общецерковный календарь Русской Православной Церкви. Вдобавок к этому дню, во Владивостокской епархии в 2009 году были установлены празднования 17 февраля — день обретения иконы в Иерусалиме, и 6 мая – день возвращения иконы во Владивосток.

Каменный крест на русском военном кладбище защитников Порт-Артура. В киоте – Порт-Артурский образ Божией Матери.

Поздние списки

В 1980-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в действующем кладбищенском храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил копию Порт-Артурской иконы. Это была копия, мера в меру, сделанная около 1905 года. Осипенко приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу, но его брат написал список уже к началу 1990-х годов. В 2003 году, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу и в феврале того же года икона была готова.

Тогда же возникла мысль исполнить завет Богородицы и доставить икону в Люйшунь. Хотя китайские власти несколько стеснили планы верующих – иеромонах Георгий должен был ехать в светской одежде, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура, – задуманное удалось исполнить. На Порт-Артурском русском военном кладбище, где ранее по повелению святого императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, 9 мая перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киот каменного креста, на место разобранной мозаичной Казанской иконы Божией Матери, была поставлена специально изготовленная и освящённая копия Порт-Артурской иконы. Сам же список Осипенко был самолетом возвращен в Россию и передан в Свято-Троицкий Измайловский собор Санкт-Петербурга.

Храмы

Литература

  • Владивостокские епархиальные ведомости, 1 сентября 1904, № 16-17; 15 января 1905 года, № 2; 15 мая 1905 года, № 10.
  • Мальковский, В. Н., Сказание об иконе «Торжество Пресвятыя Богородицы», 1906.
  • Пикуль, И. В., Смирнова, Н. С., сост., Отвергнутая победа: Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне, СПб., М.: Диоптра, 2003, 352 с.

Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись с Божественной Силой, которая неусыпно присутствует среди нас. Одной из таких икон является икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы».

Иконы, изображающие Богоматерь, многочисленны, однако эта, пожалуй, одна из немногих, на которой она изображена без Предвечного Младенца. История этой иконы столь же интересна, сколь и творимые ей чудеса. Почитание ее начинается с 20 века, а явление Богоматери до сих пор расценивается как чудо, произошедшее незадолго до обороны Севастополя.

История иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Образ Богоматери явился одному из старых моряков. Дивный лик Богоматери повелел матросу перенести ее образ на икону и передать ее в Порт-Артурскую церковь. Она предсказала скорую войну, пообещала защиту и Божье благословение защитникам, победу в многочисленных сражениях и поведала, что город будет спасен, если икона будет находиться в его стенах. Так произойдет победа православия над язычеством и восторжествует православие.

Произошедшее нападение на русский флот со стороны японцев, не оставило сомнений и множество богомольцев стали жертвовать деньги на написание чудесного лика Божией Матери. Был учрежден совет, на котором стали принимать равные суммы от жертвователей. Образ был изготовлен в Киево-Печерской лавре по описанию матроса, которому явилась Богоматерь.

В время Страстной недели Великого поста икону Богоматери освятили и доставили поездом в город Санкт-Петербург. Длительное пребывание иконы в этом городе и поздняя доставка привели к тому, что образ невозможно было доставить из-за прерванного сообщения с Порт-Артурской крепостью. Множество задержек по доставке образа ухудшили ситуацию на фронте. Лишь в январе икона заняла свое место. Однако было слишком поздно, и сданная врагу крепость на долгое время «похоронила» сведения об иконе.

Прошло более девяноста лет, прежде чем были найдены следы иконы. Она находилась в антикварном магазине города Иерусалим, и лишь в мае 1998 года она была возвращена в Россию.

Где находится чудотворный образ

Образ Богоматери стал покровительницей всех дальневосточных земель, а также всего русского воинства и особенно флота. Икону можно найти во множестве храмов, в том числе одноименных: Владивосток, Екатеринбург, Уссурийск, Санкт-Петербург, Москва, Курган,

Описание иконы

На иконе представлена Богоматерь в полный рост. В ее руках плат с изображением Иисуса Христа. Босыми ногами стоит Пречистая Дева на острых мечах. Справа от нее находится архангел Михаил, с левой — Гавриил. Над головой Богородицы ангелы, держащие царскую корону. Она увенчана радугами скрещивающимися друг с другом, а сверху расположен крест. Точный образ из видения моряка перенесен с мельчайшими деталями искусной рукой иконописца Павла Штронда, который отказался от платы за свои труды.

В чем помогает чудотворный образ Порт-Артурской Богоматери

Главными почитателями иконы, без сомнения, являются люди военных профессий. Особое отношение сложилось с этой иконой у моряков, служащих на военных кораблях. Перед каждым плаванием они стараются попасть в церковь и помолиться Богоматери за удачный исход военных учений, конфликтов с противниками. Покровительствующая им, икона не раз являла свои чудеса, и многие моряки утверждали, что слышали чудесное церковное пение. Это знамение всегда сопровождалось победами и благоприятным разрешением любой кампании.

Помогает Порт-Артурская икона и всем страждущим, желающим исцелиться от недугов. Не раз святой лик исцелял смертельно больных, прежде явившись им во снах и повелевший отправляться в церковь, поклониться перед образом и покаяться в грехах. Вступившие на путь православия и принявшие веру в Христа исцелялись, приводя в недоумение лекарей.

Принявшие православие христиане молятся пред ликом и просят помощи в утверждении и укреплении веры, просят Богоматерь покровительствовать им на нелегком пути, полном соблазнов и искушений. Истинно верующим Божия Матерь не отказывает в Божественном покровительстве и наделяет их Благодатью, позволяющей успешно бороться с негативом и недоброжелателями.

Молитва перед чудотворным образом

Любое обращение к Богородице своими словами, идущими от чистого сердца, обретают силу. Молитвы, произнесенные дома, также будут услышаны. На страницах сайта dailyhoro.ru вы узнаете о правилах молитв вне церкви.

«Пресвятая Дева богородица! Святейшая из всех святых! Смиренно преклоняем колени пред ликом Твоим и образом, просим милостиво, увидь наши прискорбные нужды, да не отринь слов наших, в мольбе к Тебе, Пречистая, взывающих. Помоги нам, беспомощным, помолись за души наши пред Сыном Твоим, Господом нашим трижды единым. Сподвинь врагов Отчизны на вразумление и отступление от варварских замыслов, сохрани нас во сплочении, да не дай болезням вознестись над человечеством. Аминь».

Дата празднования Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Праздник в честь чудотворного лика совершается 29 августа (16) в день Третьего Спаса. Он сопровождается торжественной литургией и вознесением всеобщей молитвы, славящей Богородицу-защитницу и покровительницу всего рода людского.

В Луганск прибыла Порт-Артурская чудотворная икона Божьей Матери

Икона выставлена на поклонение в Свято-Владимирском Соборе города.

Адрес: ул. Плеханова, 44
Район: Жовтневый
Телефон: (0642) 490–532
Факс: (0642) 508–023

Порт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы»)

Порт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы») — почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. На иконе Дева Мария изображена без младенца Иисуса.

Празднование в честь Порт-Артурской иконы совершается 29 августа (16 августа по юлианскому календарю) — в день Третьего Спаса.

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая чудотворная икона явленная в XX веке.

Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь».

Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур.

В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви.

После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу.

Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён.

Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России.

В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.

ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Явление Пресвятой Богородицы старому матросу

История Порт-Артурской иконы Божией Матери столь же необычайна, как и ее композиция. Прежде всего надо отметить, что это был первый чудотворный образ, явленный в XX веке. Обстоятельства же его обретения также достойны самого пристального внимания. Предание повествует, что в декабре 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел из Бессарабской губернии необычный паломник. Им оказался старый матрос Феодор Катанский, полвека назад участвовавший в обороне Севастополя.

Поклонившись святыням и получив благословения настоятеля, он поведал ему и всем присутствующим, что недавно сподобился узреть во сне Пречистую Богородицу, стоявшую на морском берегу и державшую в руках плат, окаймленный сиреневой полосой. На нем был отчетливо виден Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Позади Нее из тумана проступали очертания города, охваченного огнем.

За истекшее время Порт-Артур был полностью отрезан неприятелем от внешнего мира, и положение его защитников стало безнадежным. Спасти их могло только чудо. Дважды отчаянные казаки пытались доставить в осажденный город предназначавшуюся для него икону, и оба раза потерпели неудачу. Помочь делу пытался и ветеран русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отставной ротмистр Лейб-гвардии полка Николай Николаевич Федоров.

Получив благословение у своего духовника – протоиерея отца Иоанна Кронштадтского, он направился из Санкт-Петербурга во Владивосток, где хранилась Порт-Артурская икона Божией Матери. Там он поместил святыню в специально изготовленный для нее контейнер и поднялся с ней на борт норвежского парохода, надеясь под видом иностранца проникнуть в осажденный город и доставить туда свой бесценный груз.

Ґкafістъ бцdэ, рaди їкHны є3S п0ртъ-ґртyрскіz.

Далее история Порт-Артурской иконы Божией Матери приняла неожиданный и весьма неприятный оборот. На Страстной седмице Великого поста 1904 года образ был торжественно освящен и по железной дороге отправлен в Санкт-Петербург адмиралу В. П. Верховскому, который, согласно договоренности, должен был незамедлительно переправить его защитникам Порт-Артура.

Однако, несмотря на крайнюю срочность дела, флотоводец не счел нужным торопиться. Более двух недель он продержал образ в своем доме, а затем отдал в иконописную мастерскую для снятия копии. Между тем время шло, и новости, приходившие с театра военных действий, становились все более угрожающими. Но даже это не заставило адмирала поторопиться.

В конце апреля он по служебным делам отбыл в Севастополь, захватив с собой порученную его заботам икону Порт-Артурской Божией Матери. В результате, когда В. П. Верховский, наконец, направился на Дальний Восток, было уже слишком поздно. Из поступивших сводок стало известно, что в районе Харбина японцы перерезали железнодорожное сообщение с Порт-Артуром.

Медлительность адмирала вызвала крайнее недовольство у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая по телеграфу приказала ему немедленно отправить икону во Владивосток и выставить на всеобщее поклонение в Успенском кафедральном соборе, поскольку доставить ее по назначению более не представлялось возможным. Однако и это высочайшее распоряжение было исполнено им лишь по истечении трех месяцев.

Храм, появившийся в Екатеринбурге

Весьма подробно поведал старый матрос и все прочие детали увиденного. Так, по его словам, хитон, или риза, Пресвятой Девы был синим, а верхнее облачение коричневым. Над Ее главой ангелы держали златую царскую корону, а ногами она попирала лежащие на земле обнаженные остро отточенные, но изломанные мечи.

Упомянул он и о двух архангелах, парящих в небе. Один из них – Архистратиг Михаил – держал в руках священную хоругвь, а напротив него Архангел Гавриил осенял Богородицу цветущей ветвью. В заоблачной выси узрел Феодор Катанский Самого Бога Саваофа, распростершего руки и как бы благословляющего сотворенный Им мир.

Это самое «вдруг» произошло в 1998 году в одной из антикварных лавок Иерусалима, куда случайно заглянули российские паломники. В ней между «стульями мебельного мастера Гамбса и гобеленом Пастушка» они увидели необычную богородичную икону, оказавшуюся впоследствии тем самым образом, на который возлагались надежды по спасению Порт-Артура. У хозяина лавки они узнали, что к нему икона попала от русских эмигрантов из Гонконга, где являлась собственностью местной православной общины.

Заплатив установленную цену и оформив все необходимые документы, паломники доставили икону Порт-Артурской Божией Матери в Екатеринбург, где после тщательно проведенной экспертизы была заверена ее подлинность и поставлен вопрос о необходимости реставрации. Причиной тому стало повреждение части живописного слоя, а также плохое состояние деревянной основы, изъеденной жучком.

В конце 90-х годов прошлого века группа православных активистов Владивостока выступила с инициативой создания в городе храма в честь знаменитой богородичной иконы, исторически связанной с событиями русско-турецкой войны. Воплотить задуманное в жизнь им тогда помешал ряд экономических и организационных сложностей.

Тем не менее, проявив изрядную настойчивость, они добились того, что в 2003 году Владивостокская епархия получила в свою собственность здание бывшего кинотеатра «Маяк», находившегося по адресу: ул. Гамарника, д. 18. В этом частично перестроенном и реконструированном помещении ими был основан ныне действующий храм Порт-Артурской иконы Божией Матери.

Весьма примечателен и храм Порт-Артурской Божией Матери в Екатеринбурге. Его строительство, начатое по инициативе митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, продолжалось с 2010 по 2015 год. Находится он на пересечении улиц Шевченко и Восточной, что само по себе весьма символично.

Дело в том, что в 1918 году здесь находилась железнодорожная станция, на которую 30 апреля прибыли святые царственные страстотерпцы, и откуда они начали свой крестный путь к Ипатьевскому дому. Кроме описанных выше, за последние десятилетия по всей стране было основано еще несколько храмов в честь этого уникального богородичного образа. В них неумолчно возносятся молитвы ко Пресвятой Деве Марии, одна из которых приводится в начале нашей статьи.

Повеление Царицы Небесной

Но более всего поразили старика обращенные к нему слова Пресвятой Богородицы. Разомкнув уста, Она поведала ему, что вскоре на восточной оконечности России вспыхнет кровавая война, и для того, чтобы обрести Ее помощь и покровительство, необходимо все увиденное запечатлеть на иконе и, отослав ее затем на Дальний Восток, поместить в одном из храмов города Порт-Артура. В этом случае Пречистая Дева предсказывала победу православному российскому воинству.

Настоятель лавры и многие из тех, кому довелось слышать рассказ бывалого матроса, отнеслись к его словам с недоверием – мало ли что может присниться старому человеку. Но когда в январе следующего года пришло сообщение о нападении японской эскадры на российские военные корабли, всем стало ясно, что это был не пустой сон, а Божие пророчество, явленное устами Пречистой Девы.

Общенародное дело

Незамедлительно объявили всенародный сбор средств, необходимых для изготовления Порт-Артурской иконы Божией Матери. В России исстари было принято всем миром жертвовать на богоугодные дела, но данный случай был по-своему уникален. Для того чтобы установить равенство между людьми разных социальных слоев и разного достатка, постановили более пяти копеек от одного жертвователя не принимать.

На призыв, прозвучавший в феврале 1904 года, откликнулись тысячи россиян, и вскоре из пожертвованных ими пятаков сложилась необходимая сумма, после чего приступили к исполнению задуманного дела. Написание Порт-Артурской иконы Божией Матери поручили известному киевскому мастеру Павлу Федоровичу Штронду, который приступил к выполнению заказа, предварительно уточнив у Феодора Катанского все мельчайшие подробности увиденной им сцены. Отмечается, что и во время работы над образом старый матрос находился в мастерской и помогал иконописцу советами и замечаниями.

Образ, возвращенный на родину

По завершении написания иконы мастер от положенного ему гонорара отказался, заявив, что участие в столь важном для России деле само по себе является для него достойной наградой. Созданный им богородичный образ без рамы, в которую он был затем помещен, имел высоту 124 см (1 ¾ аршина) и ширину 77 см (1 ½ аршин).

Для проведения необходимых работ из храма в Екатеринбурге икону Порт-Артурской Божией Матери отправили в Троице-Сергиеву лавру, где высококвалифицированные специалисты-реставраторы устранили все повреждения и вернули ей первозданный вид. Вскоре после этого она была доставлена во Владивосток и помещена в Свято-Никольский кафедральный собор, являющийся мемориальным памятником воинам, отдавшим свои жизни во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

В 2007 году во Владивостоке завершили восстановление и торжественно освятили Покровский кафедральный собор, разрушенный в годы коммунистического правления. В него среди прочих святынь был помещен и образ Пресвятой Богородицы, обретенный столь чудесным образом в одной из антикварных лавок Иерусалима.

Печальный итог войны

Впоследствии ротмистр Федоров писал, что вина за падение Порт-Артура и поражение России в русско-японской войне целиком лежит на адмирале В. П. Верховском, который проявил преступную медлительность и не доставил своевременно защитникам города чудотворную икону. Этим он прогневал Царицу Небесную и навлек неминуемую беду.

Свой «боевой путь» Порт-Артурская икона Божией Матери продолжила в походной церкви при ставке Главнокомандующего российскими войсками генерала А. Н. Куропаткина, где и встретила конец столь бесславной для России войны. Дальнейшие следы этого уникального богородичного образа затерялись, и в течение почти девяноста лет он считался безнадежно утраченным, пока вдруг…

Икона порт артурская о чем молятся

Буду молиться о встрече!

Множество в России чудотворных икон, у каждой известной иконы – своя удивительная и волнующая биография, достойная того, чтобы её знали. И будут непременно на этом сайте статьи о православных святынях не только нашего Покровского монастыря, но и об иконах, освятивших своим временным присутствием Сахалинскую землю, Корсаковские приходы…

А сегодня очень хочется помечтать об одной встрече, и очень надеюсь, что эта мечта станет не только моей, и тогда молитва о возможности встречи с самой удивительной русской иконой 20-го века на сахалинской земле сможет воплотиться.

До сих пор нет уверенности в том, что жив оригинал иконы, которой посвящена эта статья. Есть её списки, один их которых очень близок к нам территориально – находится во Владивостоке. Можно, конечно, мечтать и о поездке К иконе, а мне всё же мечтается о том, чтобы её встретил наш остров. Сахалинская земля эту встречу заслужила….
Удивительна история создания этой иконы, еще более удивительна её жизнь, совершенно потрясающи и поучительны для всего нашего народа данные ею уроки.

Образ Божьей Матери, который известен под четырьмя именами: «Порт-Артурская икона Божьей Матери», «Торжество Пресвятой Богородицы», «Вратарница Дальневосточная», Царица Небесная «На двух мечах» – в центре этой статьи.

Необычны вид, сюжет и судьба иконы: первая из явленных в России в 20-м веке икон, единственная, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом; единственная, на которой Богоматерь – воительница, изображена попирающей оружие; единственная, посвященная Дальнему Востоку России; попавшая на место своего предназначения только спустя век; “увиденная” в 1903 году защитником Севастополя для защиты Порт-Артура, за несколько месяцев ДО начала русско-японской войны; написанная на равнособранные средства от 10 000 человек (для того, чтобы не было имущественного разделения пожертвователей, было разрешено сдавать на создание иконы только по 5 копеек!); созданная в Киево-Печерской Лавре иконописцем Павлом Федоровичем Штронда, отказавшимся брать деньги за написание Образа.

Икона была создана в марте 1904 года, имела размер примерно 124 на 80 см, изображение Божьей Матери напоминало Покровское, но в руках Богоматерь держала не омофор, а плат с Нерукотворным изображением Своего Сына – Христа (известно, что в древние времена образ Нерукотворного Спаса укреплялся на крепостных стенах русских городов, как некий духовный щит), стояла Она на позолоченом (!) фоне, сияющем над дальневосточными берегами и попирала ногами два сломанных обоюдоострых меча. Таким было описание Образа, явленного для воплощения ветерану Крымской войны 1854-1855 гг. – защитнику Севастополя, бывшему матросу – старику Федору. Не сразу поверили его рассказу о поручении Божьей Матери написать и доставить образ в Порт-Артур для спасения русского воинства в наступающей войне. Войны-то еще и не было. Когда же Япония напала на Россию, вспомнили о приходе ветерана, разыскали его, и в кратчайшие сроки икона родилась, а эмалированной вязью по периметру оригинала написали: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Дальнейшая история кажется невозможной: икона была отправлена в Порт-Артур, но до него не была доставлена, перевозимая около года по кабинетам, домам, городам, надолго «пропадая» с глаз. О том, что икона есть, о том, КАК она важна для защитников крепости, о том, что ИГНОРИРУЕТСЯ призыв Божьей Матери, узнавали православные, недовольству России не было предела. Люди пытались передавать фотокопии, был создан список, и не один, на некоторых под ногами Богоматери оказывался только один меч. Никак этот Образ не мог достичь места послания. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше, доставить подлинную икону взялся один 50-летний офицер – Николай Николаевич Федоров. Его духовник – отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В утешение жителям Владивостока остались списки иконы: один – на медной доске, а второй – на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал.

Однако, в Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Маньчжурии, т.к. пока Н.Федоров был в пути, Порт-Артур был уже сдан и Россия потерпела поражение…

Покидая Маньчжурию, генерал повел себя неприлично-неуважительно: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим», – так написал о случившемся Иоанн Кронштадтский

В мае 1905 –го Порт-Артурская икона была привезена из действующей армии во Владивосток.

Для очень многих жителей России губительное поражение в русско-японской войне, трагедия русского воинства были напрямую связаны с непостижимым неуважением, проявленным некоторыми военными чиновниками к чувствам верующих, к заступничеству Божьей Матери… Сохранились свидетельства, что икона, проносилась крестным ходом и помогла обуздать революционные погромы во Владивостоке в 1905г.

После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы» постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году закрыли, а в 1938 – взорвали. Следы же оригинала чудесного образа затерялись…

Судьба этой удивительной иконы была в начале века известна всей России и переживалась, как личная духовная трагедия и урок для всей России. Многим казалось позже, через 12 лет, в 1917-м, что Матушка, защиты которой так жаждала во все времена наша Родина, отвернулась от России из-за нанесенного Ей оскорбления…

Удивительны и дальнейшие события, связанные с этим образом. Есть свидетельства того, как сразу после русско-японской войны появился запрет на копирование Порт-Артурской иконы Божьей Матери из-за того, что «икона по своему начертанию, имеет особенности, не принятые в православной иконописи», как спустя несколько лет после запрета копирование вновь было разрешено, но – без упоминания о 10 000 богомольцах…

И как-то так сложилось, что икону, одну из самых волнующих, запоминающихся искусственно отдаляли от верующих. Годы советской власти эту тенденцию только закрепили.

Несправедливость всего произошедшего с «Царицей на двух мечах», неисполненность поручения, данного Божьей Матерью, оставались тяжким укором всей России.

И случилось – неожидаемое, но закономерное. Мы получили великодушный шанс Свыше.

В 1998 году «внезапно» была обретена пропавшая икона, появилась надежда, что – оригинал. Местом обретения стал Иерусалим. К сожалению, оказалось, что явленная икона – список, по-видимому, владивостокский (отличавшийся заменой золотого фона на небесно-голубой). Но это была она – Порт-Артурская Божья Матерь начала 20 века. Настрадавшаяся за долгие годы своей оторванности от России.

Игуменья Иерусалимского Горнинского женского монастыря и российские дипломаты помогли выкупить икону и покинуть ей израильскую землю.

И началось путешествие Образа, незавершенное в 1904-м и ставшее возможным только спустя 100 лет. Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященным 100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели.

В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре.

С тех пор Образу служит и поклоняется Россия, открывая его для тысяч и миллионов людей. Дальневосточные православные церкви и соборы заказывают копии Порт-Артурской иконы, размещают «Торжество Пресвятой Богородицы» на кораблях, в воинских частях, вверяя свои жизни Заступнице.

В мае 2003 г. икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

По благословению Оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях.

Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине, Крыму, Северному Кавказу.

В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России. Маршрут этой иконы получился в виде огромного крестного знамения.

9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве.

В 2008 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: “16/29 августа. Иконы Божией Матери “Торжество Пресвятой Богородицы” (Порт-Артурская), 1904″.

Так что, в 2009 году впервые после 1917 года чествовалась Порт-Артурская икона.

Есть и другие хорошие новости: в Екатеринбурге, Владивостоке и некоторых других городах заложены храмы в честь Порт-Артурской иконы

В отсутствие оригинала, изо всех списков (у них есть отличия – пейзаж, обрамление, цвет, и пр. детали) иконы Порт-Артурской Божьей Матери, которые сегодня есть в России, несколько – из тех, которые были созданы до 1917 года: во Владивостоке (та, что нашлась в Израиле), в Сергиевом Посаде, в Далматовском Свято-Успенском монастыре, в Троицкой церкви поселка Мишкино, пятый образ (с лазоревым фоном) был обретен в августе 2009 года в храме во имя Сретения Господня Сретенского архиерейского подворья г.Ростова-на-Дону, есть сведения о том, что объявилась еще одна дореволюционная копия. Сколько их еще будет узнано? Количество списков и копий только подтверждает, НАСКОЛЬКО почитаема и любима была эта необыкновенная икона жителями России.

Появляется всё более обоснованная надежда на то, что откроется нам со временем и оригинал.

Такая икона. Такая история. И история её – не окончена. Есть, о чем подумать. И очень хочется встретиться.

В уходящем, 2009 году исполнилось 105 лет созданию Порт-Артурской иконы Божьей Матери, в 2010 году будет 105 лет завершению русско-японской войны, к которой наш край имеет самое непосредственное отношение.

В ходе той далекой русской военной трагедии, боевые действия на территории России велись только на нашем острове; только здесь есть боевые захоронения защитников России 1904-05 годов. Именно сахалинской землей расплатилась Россия за горькое поражение в войне, которое в том числе было, как теперь видится, предопределено и преступной небрежностью к святыням.

Как будет справедливо и правильно, если «Вратарница Дальневосточная» – Порт-Артурская икона Божьей Матери побывает на нашей земле. В 2010-м году.
Наверное, надо обратиться в епархию – Владивостокскую или Сахалино-Курильскую…

Нужна эта встреча. И образу, и острову, и всем нам, его насельникам.

Буду молиться о встрече! Помолимся вместе, православные!

При написании статьи использованы и проанализированы сведения, полученные на различных православных сайтах. Заинтересовавшихся ожидает огромный ресурсный объем.

Читайте также:  Какой иконе молиться для женского счастья
Добавить комментарий