Икона руно орошенное о чем молятся

Руно орошенное

Ясне в Боге Преосвященному, его Милости Господину Отцу Лазарю Барановичу, милостью Божией Православному Архиепископу Черниговскому, Новгородскому и всего Севера, Администратору Митрополии Киевской, Пану Пастырю, Отцу и Благодетелю мира, здравия, спасения и долгоденствия от десницы Наивысшего Архиерея автор от всей души желает.

Овча я паствы Вашей, Преосвященный Пастырь мой, несу руно Вашему святительству. Ибо какой дар овча приносить может, как не руно? И кому руно приноситься должно, как не пастырю?

Руно же приношу двойственное: Пречистую и Преблагословенную Деву Марию и мое малое послушание, – и оно, и Та руном воистину являются. Пречистую Деву Церковь в Акафисте руном называет: «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» (Из акафиста Божией Матери). Послушание же святой Амвросий руном именует, когда о послушании Марии говорит: «Мария уподобилась руну, – благосклонна к послушанию была». И то и другое овча убогая Пастырю своему прилежно приносит.

Подобает Вашему святительству Руно, Пречистая Дева Мария, ибо во время пастырства Вашего это Руно, икона чудотворная, слезами орошалось.

Здесь да позволено мне будет вторым Гедеоном назвать Преосвященство Ваше, ибо как тот видел своими очами росу на руне в древности, так Ваше преосвященство зрит при престоле своем икону Владычицы нашей, чудесно росою слезною окропленную. И Руно это златое много драгоценнее руна Иасонова, что вынес он из Колхиды в Фессалию.

Золотое Руно – Пречистая Дева, от земли к небесам принесенная, «одетая золотою бахромою, преукрашенная» (см. Пс. 44, 14 ). Золотым Руном является и икона Ее, прекрасными убранствами позолоченная, – когда Ваше святительство все имение свое под ноги Пречистой Девы положил для украшения Ее иконы. К сему же и златыми словесами своими немало это Руно позолотил, послужив на похвалу пресвятого имени Девы Марии.

Подобает Вашему святительству и мое убогое руно – послушание: по послушанию, как и повелел мне, на честь и славу Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, сию малую книжку по силе моей я написал.

Прими же, Преосвященный Пастырь мой, это хотя и малое, однако же дорогое, ибо о Дражайшей Госпоже нашей составленное Руно. Прими в честные свои руки и простри их своему овчате к благословению.

Руно Орошенное даст тебе в небе корону (Ответное (на посвящение) благословение в стихах архиепископа Лазаря Барановича иеромонаху Димитрию (в оригинале – на старопольском языке). В нем пастырь вдохновенно пророчит своему подопечному венец святости)

Наша Панна – Овечка, а Руно – Ее тело,

Сына Божья навечно оно одело.

То Руно и тебя самого покрыло, как Бога:

Дорога столь бывает работа у Бога.

На Руно то упала с неба Божья роса,

И твое пусть Руно оросят небеса.

Взошла Мария в небо не без Ее Руна,

Его же оросившего – тебя – возьмет Она.

Перо Святого Духа писало то Руно,

Роса Святого Духа излита на него:

«Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Деян.2:17 ).

От избытка бо сердца глаголют уста его:

То, что было на сердце, на Руно ты излил,

В той работе сам Дух Святой дал тебе сил.

Невесты Его руно ты прославил,

Своего разуменья тебе Дух прибавил.

Прекрасное Руно ты писаньем оросил,

От Богородицы получишь все, что бы ни просил.

Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою,

Идущему в небо – сугубую ласку сию.

О тебе, любезнейшем овчати,

вечно пасущего тебя Пастыря молю.

Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою

К читателю

Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед.

Прилагаются здесь и примеры из житий святых на твою пользу.

Ты же, любимиче, читая или слушая эту книжку, о чудесах Бога и Богородицу благодари, беседам внимай, нравоучений не отвергай, примерами пользуйся.

Трудившегося же послушанием в деле этом – прости, если в чем ошибся, или нескладно написал, ибо невежда я, прост и ненаучен. И то составил не от себя, но где что читал, и, как пчела, от различных зелий мед в один сот собрал. Да и кто что имеет, чего бы не взял? Но Бог, давший людям в пустыне мед из камня и елей из твердой скалы, источивший Самсону воду из челюсти осла, силен и из простых бесед источить тебе мед, и елей, и духовные утехи, и извести, как из челюсти ослиной, живую воду душевной пользы, ибо некогда и бессловесная ослица мудрого Пророка увещевать могла.

Так уж и ты, внимательный читатель, не презри простых нравоучительных бесед, написанных не ради какого тщетного намерения, но во славу Бога, в похвалу Богородицы, и в приобретение людских душ.

Иже в Руне иногда прообразованна, Мати сотворшаго нас всех зде написанна. Душею и мыслию ту книжку приимете, сами ей внимающе и другим прочтете.
Предисловие к книжке

Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам.

Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам.

Христова ради воплощения, ибо “как дождь” сошел с Небес “на руно” ( Пс. 71, 6 ), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7).

Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов.

Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Чтобы сбылись на Ней слова Приточника: «Все у Нее одеты» ( Притч. 31, 21 ), – одеяния двойные сотворила Она. Ибо от Ее утробы исткалась плоть Христова, ставшая нам нетленным облачением: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3, 27 ), теплотою веры и любви нас согревающего.

Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая.

Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает Церковь в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая».

Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: «Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю» ( Пс. 71, 6 ), – объясняет следующим образом: «Капли те – силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: «Роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26, 19 ).

Поэтому, читатель, и я чудодейственные силы от образа Пресвятой Девы решил назвать росой благодати, ибо если Христовы, то и Богородичные силы – это «капли, каплющие на землю» ( Пс. 71,6 ).

Руном орошенным именую и эту малую книжицу. Руном – ради Пресвятой Богородицы, ибо Ее преблагословенное имя эта книжица в себе содержит и на похвалу Ей написана. Орошенным же – из-за малых бесед и нравоучений, в которых слова Господни, а они уподобляются росе и дождю.

Так Он Сам через пророка Исайю говорит: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращат, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно» ( Ис. 55, 10–11 ).

И Моисей во Втором завете такую составляет песнь: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя» ( Втор. 32, 1–2 ).

По этим причинам Пресвятая Богородица, чудотворный Ее образ, и эта книжка Руном Орошенным именуются.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

Если бы Бог был справедлив, говорят святые отцы, нам нельзя было бы надеяться на прощение. На страницах ветхозаветного Писания Господь предстаёт как грозный Судья и Обличитель, карающий малейшее преступление против Закона, а сегодня и под закоренелыми грешниками не разверзается земля. Почему так происходит, объясняет поучительная история, показанная в живописном образе, известном как икона «Нечаянная Радость».

Чудеса, происходящие от чудотворных икон, тщательно изучаются и записываются. Также поступали в Свято-Троицком Ильинском монастыре у Чернигова. В 1662 г. было зафиксировано первое чудо от иконы Божией Матери, написанной иноком Геннадием. Из глаз Пречистой Девы, держащей на руках Богомладенца, в течение 10 дней текли слёзы. Весь Чернигов «с великим ужасом взирал» на плачущую Деву.

Чудо от иконы Божией Матери Ильинско-Черниговской стало известным и дошло до настоящего времени благодаря святителю Дмитрию Ростовскому.

Интересно. Свт. Дмитрий Ростовский — церковный писатель и просветитель, написавший множество книг, включающих жития святых, проповеди о вере и покаянии, рассуждения о евангельских сюжетах и Божиих чудесах.

Воскрешение отрока

Путешествуя по обителям Малороссии, Свт. Димитрий написал книгу «Руно орошенное», на основе рассказов о чудесах от Черниговской Богоматери. К историям прилагались поучения. Одна из глав, «Роса воскресения», рассказывает о внезапно скончавшемся отроке. Никакой болезни или других причин, говорящих о приближении смерти, не было. Бывший тогда поблизости иеромонах Ильинского монастыря посоветовал родителям помолиться перед чудотворной иконой Черниговской.

Родители отправились в монастырь и припали к Заступнице. И совершилось чудо: ребёнок ожил. Никто не ожидал такого счастья, хотя и верили в милость Богородицы. К истории о воскресении отрока, произошедшем в апреле 1679г, святитель Дмитрий приложил притчу, на основе которой была написана икона «Нечаянная Радость».

О других иконах:

Притча свт. Димитрия и написание нового образа

Некий грешник имел обычай молиться Пресвятой Деве словами Ангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся», отправляясь на своё беззаконие. Однажды, встав перед иконой на колени и собираясь произнести привычную молитву, он увидел страшное видение: из ног и рук Богомладенца ручьями потекла кровь, а Сама Божия Матерь показалась ему, как живая.

«Кто это сделал, Владычица?» — в ужасе прокричал грешник. «Ты и подобные тебе постоянно ранят Моего Сына, как иудеи на Кресте, своими беззакониями»- ответила Богородица. Мгновенно раскаявшись, человек тот стал молить о прощении, но Господь не смотрел в его сторону. Тогда воззвал он к Божией Матери: «Пусть не одолеют мои грехи Твоего милосердия, Владычице, попроси за меня Господа!»

Богородица обратилась к Сыну с мольбой о прощении для грешника. Господь отвечал Ей, как Сын, с почтением: «Не могу простить, ибо долго терпел его беззаконие». Со страхом наблюдавший это проситель совсем было отчаялся в своём спасении. Тогда Пречистая встала и хотела упасть на колени перед Христом: «Буду лежать у Твоих ног, пока человек сей не получит прощения!». Господь не допустил до этого, говоря, что хотя Он и Бог, но почитает Свою Мать и готов исполнять Её молитвы. Прощенный грешник бросился лобызать язвы Господа, которые тут же затянулись и видение закончилось.

Прочитав «Руно орошенное», неизвестный художник написал икону по мотивам притчи, где человек молится Божией Матери, назвав ее «Нечаянная (неожиданная) радость».

Связь между чудом и притчей очевидна: как родители умершего отрока не ожидали увидеть его живым, так и грешник из притчи не ждал прощения от Господа. Но по молитвам Заступницы Богородицы каждый получил просимое, что стало для них «нечаянной радостью».

Читайте также:  Какие молитвы читать перед иконой матроны

Значение изображений

Господь, изображенный в виде Отрока, не держит в руке свиток, а показывает руки со следами от язв стоящему на коленях грешнику. Хитон скинут, видны раны на ребре и ногах. Согласно Евангелию, четыре раны получил Христос, когда Его распяли на кресте, а пятую, в ребро, — когда стражники хотели удостовериться в смерти осуждённого.

На старых списках иконы обязательно присутствует откинутая завеса на заднем плане — символ церковных царских врат, райского входа, приоткрывшегося для грешника. Красный цвет завесы — символ воскресения.

Сам грешник одет в зелёный хитон. Зеленый — цвет земного, человеческого мира. В таких одеждах изображали ветхозаветных пророков, которые были праведниками, но не знали Божественной благодати, только предугадывая пришествие Христа. Молящийся грешник еще не прощен, но ожидает прощения и обновления жизни.

Надписи на иконе

В поле под образом Богородицы помещен текст притчи, выполненный неразборчивой церковнославянской вязью. Обычно помещаются начальные слова: «Человек некий беззаконник имяше правило повседневное молитися ко Пресвятей Богородице…», иногда пишется название «Нечаянная радость Пресвятыя Богородицы».

Считается, что слово освящает образ, его обязательно вписывают в композицию. Из-за недостатка места для текста, оно помещается в сильно сокращенном виде, символизируя целую надпись. На больших образах иногда пишут слова грешника «О, Госпоже, кто сие сотворих?» и ответ Богородицы «Ты и прочие грешницы грехами своими…», в линиях, направленных от грешника к Божией Матери.

В чем помогает икона

Молятся перед святым образом в самых разных случаях, ведь помощь исходит не от самого изображения, а от Пресвятой Богородицы. Традиционно именно перед иконой «Нечаянная радость» принято молиться в унынии, депрессии, тоске. Также прибегают к помощи по молитве перед этой иконой в любых трудных житейских обстоятельствах.

Образ Пресвятой Богородицы «Нечаянная радость» учит нас благодарности Господу за все те бесчисленные благодеяния, которые Он посылает нам в жизни. Если вдуматься в слова акафиста, станет понятно, что у нас ежедневно есть бесконечное число причин для радости. Чаще всего мы их не замечаем и воспринимаем как должное, даже не считая особой милостью Божией. Но если постараться посмотреть на свою жизнь духовными глазами — мы поймем, насколько нас любит и милует Господь. Этому и учит нас данная икона.

День почитания иконы

Православная Церковь дважды в году прославляет память этого святого образа — 22 декабря и 14 мая по новому стилю. В эти дни в храмах, которые освящены в честь иконы «Нечаянная радость» проводятся пышные праздничные престольные богослужения. Иногда в таких службах принимают участие правящие архиереи, а в храмы приезжает большое количество паломников. Участие в престольном богослужении всегда отмечается особенной радостью и трепетом.

В храмах, где престольный праздник припадает на другой день, могут служиться обычные службы, положенные в этот день. Икону выносят на аналой посреди храма, все верующие могут подойти и приложиться к ней. Во многих храмах служатся молебны с чтением акафистов.

Местонахождение икон Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» и чудеса

  • Владимирский собор г. Киева. Чудотворный образ XIX в. находится в соборе со времен Великой Отечественной войны. Богородица и Господь изображены в царских венцах. К сожалению, сейчас Владимирский собор находится в руках раскольников.
  • «Неопалимая Купина» в Хамовниках (до революции). Здесь хранился древнейший из известных списков. В 1838 г., на Пасхальной седмице от него произошло чудесное исцеление женщины, страдавшей совершенной глухотой. Анисья Степанова не могла слышать даже колокольного звона. После отслуженного молебна Богородице «Нечаянная Радость», Анисья услышала пение пасхального тропаря и глухота прошла. В 1930 г. храм был разрушен, а чудотворный образ утрачен.
  • В Третьяковской галерее хранится уникальная икона «Нечаянная Радость» (1-я половина XIX в.), где основная картина обложена 120-ю мелкими изображениями других чудотворных икон Богородицы. Центральный образ несёт главный смысл: Господь прощает грехи по молитве Божией Матери — Молитвеннице и Заступнице за человеческий род.
  • Москва, храм Ильи Обыденного. Здесь находится старинная икона в красивом металлическом окладе, восстановленном в 1959 г. До революции она находилась в одном из кремлёвских храмов, затем образ прятали от обновленцев. После Великой Отечественной войны «Нечаянную Радость» перенесли в храм Ильи Обыденного. Риза иконы сплошь увешана кольцами и крестиками, принесёнными людьми, получившими исцеление от молитвы перед образом.
  • Марьина роща, храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Этот храм был построен в 1904 г. и посвящен Богородице. Сам образ (написанный в XIX в) появился там позже, многочисленные украшения на нём говорили о бывших чудесах, к сожалению, не записанных. Символичное событие произошло в храме в 2003г. К священнику обратился 90-летний морской офицер с просьбой о крещении. Во сне ему было повелено креститься и ждать смерти. Старик выдержал Великий пост, готовясь к Крещению. Его кончина последовала сразу после совершения Таинства, в самом храме.
  • Спасо-Преображенский монастырь г. Рязань. В Преображенском соборе монастыря находится «Нечаянная Радость», недавно прославившаяся чудесами. Изуродованную икону нашёл и выкупил на рынке житель Москвы Георгий. Через некоторое время его постигло несчастье: он получил тяжелую травму, приведшую к частичному параличу. Искренние молитвы перед найденным образом принесли плоды, Георгий встал на ноги. Долгое время он не желал расставаться с любимой иконой, но, наконец, решился подарить её Спасо-Преображенскому монастырю. Доска и красочный слой были отреставрированы, изготовлен резной киот. За время пребывания «Нечаянной Радости» в монастыре зафиксировано несколько случаев исцеления от болезни глаз, онкозаболевания и пьянства.
  • Свято-Троицкий собор г. Одессы. Во время Великой Отечественной войны закрытый большевиками собор вновь был открыт оккупационными властями. В это время, неизвестно откуда, в нём появилась икона «Нечаянная Радость». Интересно, что в её имя еще в 1840 г. был освящен один из приделов собора. Прихожанами храма были в основном женщины и дети. Перед новым образом Богородицы они молились о возвращении с фронта своих мужей и отцов. Хотя громких чудес зафиксировано не было, но икона высоко чтится одесситами, перед ней молятся о военных, находящихся в «горячих точках».
  • Святой источник в с. Жайск Нижегородской области. По преданию, у этого источника в XVIII в. была найдена икона «Нечаянная Радость». Здесь скрывались муромские благоверные князья Пётр и Феврония. На этом месте святые даровали прощение изгнавшим их жителям Мурома так же, как и Пресвятая Богородица простила покаявшегося грешника. Источник находится в живописном месте, над ним выстроена часовня.

О других православных храмах России:

Это далеко не полный список храмов, находящихся под покровом Царицы Небесной. В 2000-е годы было построено множество церквей в честь «Нечаянной Радости», её именем называют благотворительные учреждения, освящают источники. Этот образ Богородицы можно встретить в качестве чтимой иконы в других храмах.

Важно. Перед образом Богородицы «Нечаянная радость» молятся в тяжелых жизненных ситуациях, когда надежда иссякла. В годы войны матери молились о сыновьях, на которых были получены «похоронки», позже выяснялось, что письма посылались ошибочно и солдаты возвращались живыми.

Нет невозможного для милости Божией Матери, но прежде всего, перед молитвой необходимо вспомнить и осознать свои грехи, от которых кровоточат раны Господа.

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

Одной из самых любимых православными является икона Богоматери «Нечаянная радость», которая дает надежду каждому человеку на раскаяние и прощение. Но прежде чем говорить об иконе «Нечаянная радость», следует пояснить, что явилось источником для ее написания. Явленное Богоматерью чудо описал в своем сочинении «Руно орошенное» святитель Димитрий Ростовский (1651-1709), крупнейший духовный писатель и проповедник, который всего через полвека после своей кончины был канонизирован.

История иконы

Когда точно появилась икона Божией Матери «Нечаянная радость», неизвестно. Списки (копии) с ее первообраза начали распространяться в середине 19 века, и сегодня иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Нечаянная радость», имеются в большинстве храмов.

История, которую описывает икона, произошла с одним грешником, «человеком беззаконным», который вел беспутную жизнь, однако не забывал каждый день молиться перед иконой Царицы Небесной. И вот однажды было ему во время молитвы видение: он увидел, что фигуры Богородицы и Младенца Иисуса движутся, а на ладонях, ногах и в боку Иисуса открылись раны, которые появились у Него при распятии. Грешник в страхе вопросил Деву Марию, откуда эти раны и кровь, Богоматерь же ответила, что это грешники своими неправедными делами снова и снова распинают Ее Сына, причиняя Ей скорбь.

Потрясенный грешник стал молить Богоматерь о прощении, но Она ответствовала, что это только в воле Ее Сына. Грешник продолжал свои мольбы, но когда Дева Мария согласилась ходатайствовать за него перед Иисусом, Ее моления были дважды Им отвергнуты. Тогда Матерь Божья хотела припасть к ногам Своего Сына, чтобы вымолить у Него прощение для грешника, и Он из почтения к Своей Матери отпустил ему грехи, а в ознаменование прощения велел облобызать Свои язвы. Грешник исполнил повеление, и чудесное видение исчезло. После этого он стал вести праведную жизнь, как и повелел ему Господь, а прощение грехов стало для него «нечаянной радостью».

Значение иконы Богородицы «Нечаянная радость»

Чтобы понять, что значит икона «Нечаянная радость», необходимо уточнить значение слова «нечаянный». В современном русском языке синонимами его являются «неожиданный, непредвиденный, случайный», в старину же слово «чаять» означало «надеяться на что-либо, ожидать», то есть «нечаянная радость» означает «радость, на которую нельзя было надеяться».

Именно так воспринял отпущение своих грехов Спасителем раскаявшийся грешник: он не надеялся на прощение, и все же Господь его простил. Об этом и повествует икона Божией Матери «Нечаянная радость»: история раскаявшегося и прощеного грешника доказывает, что прощение может быть даровано каждому, кто раскается в своих грехах и станет на путь праведный. Но для этого необходимо духовное перерождение, которое мы должны осуществить сами, а силы для этого даст молитва, о чем и просят икону Богородицы «Нечаянная радость».

Однако значение иконы «Нечаянная радость» этим не исчерпывается: она напоминает нам о нашей ответственности перед Спасителем, который принял мучительную смерть во искупление человеческих грехов.

Своими грешными делами мы причиняем Ему муки, Он же готов помиловать любого раскаявшегося грешника.

Описание иконы

По иконографическому типу изображение на иконе «Нечаянная радость» Божией Матери относится к Одигитрии (Путеводительница). В композиционном плане икона точно соответствует описанному святителем Димитрием: грешник с покаянным видом стоит перед иконой на коленях; тело Младенца Иисуса частично обнажено, и на Его руках и теле видны кровавые язвы. Взгляд Богородицы, обычно печальный и смиренный, на этот раз сурово устремлен на грешника, из уст которого к иконе устремляется молитва (иногда на иконах ее изображают в виде ленты со словами мольбы). Нередко под образом Богоматери с Младенцем помещают текст с этой историей.

В чем помогает икона «Нечаянная радость»

За свою сравнительно недолгую по сравнению с другими чтимыми иконами (всего около двух веков) икона «Нечаянная радость» прославилась многими чудотворениями, прежде всего, чудотворными исцелениями и помощью беременным женщинам. Ей молятся о вразумлении тех, кто идет по неправедному пути, об укреплении душевных и физических сил, о пропавших без вести и, конечно же, о прощении грехов.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

Днесь, ве́рнии лю́дие, духо́вно торжеству́ем,/ прославля́юще Засту́пницу усе́рдную ро́да христиа́нскаго,/ и притека́юще к пречи́стому Ея́ о́бразу, взыва́ем си́це:/ о, Преми́лостивая Влады́чице Богоро́дице,/ пода́ждь нам неча́янную ра́дость,/ обремене́нным грехи́ и скорбьми́ мно́гими,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,// моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня, верующие люди, духовно торжествуем, прославляя Защитницу усердную христианского рода и прибегая к пречистому Её образу взываем так: о Премилостивая Владычица Богородица, подай нам нежданную радость, обремененным грехами и множеством скорбей, и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего о спасении наших душ.

Кондак, глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся,/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Читайте также:  Чему молятся перед иконой спорительница

Молитва

О, Пресвята́я Де́во, Всеблага́го Сы́на Ма́ти Всеблага́я, гра́да и свята́го хра́ма сего́ Покрови́тельнице, всех су́щих во гресе́х, ско́рбех, беда́х и боле́знех ве́рная Предста́тельнице и Засту́пнице! Приими́ моле́бное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, Тебе́ возноси́мое, и я́коже дре́вле гре́шника, на всяк день мно́гажды пред честно́ю ико́ною Твое́ю моли́вшагося, не презре́ла еси́, но дарова́ла еси́ ему́ неча́янную ра́дость покая́ния и преклони́ла еси́ Сы́на Твоего́ мно́гим и усе́рдным к Нему́ хода́тайством к проще́нию сего́ гре́шнаго и заблу́дшагося, та́ко и ны́не не пре́зри моле́ния нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, и умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да и всем нам, с ве́рою и умиле́нием поклоня́ющимся пред цельбоно́сным о́бразом Твои́м, да́рует неча́янную по коего́ждо потре́бе ра́дость: гре́шником, погря́зшим во глубине́ зол и страсте́й, — вседе́йственное вразумле́ние, покая́ние и спасе́ние; су́щим в ско́рбех и печа́лех — утеше́ние; обрета́ющимся в беда́х и озло́блениих — соверше́нное сих избы́тие; малоду́шным и ненаде́жным — наде́жду и терпе́ние; в ра́дости и изоби́лии живу́щим — непреста́нное Благоде́телю Бо́гу благодаре́ние; бе́дствующим — милосе́рдие; су́щим в боле́зни и долгонеду́жии и оста́вленным врача́ми — неча́емое исцеле́ние и укрепле́ние; ижди́вшим от неду́га ум — ума́ возвраще́ние и обновле́ние; отходя́щим в ве́чную и несконча́емую жизнь — па́мять сме́ртную, умиле́ние и сокруше́ние о гресе́х, дух бодр и тве́рдую на милосе́рдие Судии́ наде́жду.

О, Госпоже́ Пресвята́я! Умилосе́рдися о всех чту́щих всечестно́е и́мя Твое́ и всем яви́ всемо́щный покро́в Твой и заступле́ние: во благоче́стии, чистоте́ и честне́м жи́тельстве пребыва́ющия до сконча́ния их во бла́гости соблюди́; злы́я бла́ги сотвори́; заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви; вся́кому де́лу благо́му и Сы́ну Твоему́ уго́дному споспешеству́й; вся́кое де́ло зло́е и богопроти́вное разруши́; в недоуме́нии и тру́дных и опа́сных обстоя́ниих обрета́ющимся незри́мую по́мощь и вразумле́ние с Небесе́ ниспосли́, от искуше́ний, собла́знов и поги́бели спаси́, от всех злых челове́к и от враго́в ви́димых и неви́димых защити́ и сохрани́; пла́вающим спла́вай, путеше́ствующим спутеше́ствуй; су́щим в ну́жде и гла́де бу́ди Пита́тельница; неиму́щим кро́ва и приста́нища бу́ди покро́в и прибе́жище; наги́м пода́ждь одея́ние, оби́димым и непра́ведно гони́мым — заступле́ние; клевету́, поноше́ние и хуле́ние терпя́щия незри́мо оправда́й; клеветники́ и хули́тели пред все́ми обличи́; ожесточе́нно вражду́ющим неча́емое пода́ждь примире́ние и всем нам — друг ко дру́гу любо́вь, мир, и благоче́стие, и здра́вие с долгоде́нствием. Супру́жества в любви́ и единомы́слии сохрани́; супру́ги, во вражде́ и разделе́нии су́щия, умири́, соедини́ я́ друг ко дру́гу и положи́ им сою́з любве́ неразруши́мый; ма́терем детородя́щим ско́рое пода́ждь разреше́ние, младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри, отве́рзи им ум к восприя́тию вся́каго поле́знаго уче́ния, стра́ху Бо́жию, воздержа́нию и трудолю́бию наста́ви; от дома́шния бра́ни и вражды́ единокро́вныя ми́ром и любо́вию огради́; безма́терних сиро́т бу́ди Ма́терь, от вся́каго поро́ка и скве́рны отврати́ я́ и всему́ благо́му и богоуго́дному научи́, прельще́нныя же и во грех и нечистоту́ впа́дшия, скве́рну греха́ отъя́вши, из бе́здны поги́бели изведи́; вдов бу́ди Уте́шительница и Помо́щница, ста́рости бу́ди жезл; от внеза́пныя сме́рти без покая́ния всех нас изба́ви и всем нам христиа́нскую кончи́ну живота́ на́шего, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Христо́ве да́руй: преста́вльшияся в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ со А́нгелы и все́ми святы́ми жи́ти сотвори́; сконча́вшимся внеза́пною сме́ртию ми́лостива бы́ти Сы́на Твоего́ умоли́ и о всех усо́пших, и́же не и́мут сро́дников, о упокое́нии их Сы́на Твоего́ умоля́ющих, Сама́ бу́ди непреста́нная и те́плая Моли́твенница и Хода́таица: да вси на Небеси́ и на земли́ ве́дят Тя, я́ко тве́рдую и непосты́дную Предста́тельницу ро́да христиа́нскаго, и, ве́дуще, сла́вят Тя и Тобо́ю Сы́на Твоего́, с Безнача́льным Его́ Отце́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Покрой нас кровом крилу Твоею

Размер: 26 х 20,5

Автор: мастер Симеон

Материал: дерево, грунт, смешанная техника

Персоналии: Богоматерь, цари, святители, преподобные

Уточняющая датировка: 18 в. Вторая половина

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

К числу чрезвычайно редких относится образ Богоматери «Покрой нас кро­вом крилу Твоею», являющийся аналогом традиционному « Покрову» Бого­матери, но в западном варианте, повторяющем католические образы Мадонны «Мизерикордия» («Милосердие»). Он известен всего в нескольких экземпля­рах, датируемых XVIII в. На этой иконе представленная с крыльями Пресвятая Дева раскрывает над коленопреклоненными верными свой плащ-покров. Сле­ва, на первом плане, — благоверные цари, справа — святители, преподобные. На поземе перед ними лежат сложенные к ногам Богоматери царский скипетр и патриарший посох.

Надписи на золотой рамке вверху и на фоне — «Покрой нас кровом кри­лу Твоею» и «Покрыю ихъ яко познаша имя Мое» (Пс. 90) — вместе образуют своего рода диалог. Под крыльями текст: «Дани быша жене два крыле орла вели­ка», указывающий на литературный источник этой иконографии — Апокалип­сис, Х1I:4. Внизу иконы помещены вирши, что нередко встречается в русских иконах со второй половины XVII в.:

Ведущих пресвятое и|мя] Твое, Мати, обещаешь покровом св[оим] покрывати. Аз всегда Мариею Те|бе] нарицаю. Покрый мя убо яко и[мя] Твое знаю.

В иконографии образа сочетаются темы «Покрова» Богоматери в западно­европейском варианте (тип «Misericordia») и Апокалиптической Жены.

Непосредственным иконографическим источником для иконописцев по­служила гравюра из книги свт. Дмитрия Ростовского «Руно Орошенное» (кни­га вышла в шести изданиях, гравюра появилась в издании 1696г.). Первое изо­бражение Апокалиптической Жены в виде Богоматери с крыльями (в близком варианте) было напечатано в выдающемся памятнике украинской книжности — Киево-Печерском патерике (1661 г.) в составе сложной иконографии. Неод­нократно появляется сюжет и в других киевских изданиях второй половины XVIIв. В «Руне Орошенном» этот сюжет становится самостоятельным, а в на­чале XVIII в. появляется в иконописи.

В «Руне Орошенном», содержанием сказания о чудесах «Ильинская Черни­говская» иконы Богоматери, нравоучения и беседы на мариологические темы, можно найти последовательную интерпретацию необычного для православия образа Пресвятой Девы. Тема предстательства Пресвятой Девы, буквально от­разившаяся в иконографии «Покрой нас кровом крилу Твоею», где Дева Мария своим плащом покрывает верных, подробно комментируется свт. Димитрием: «ащеи Прес (вя) тая Богородица душевную наготу нашу покрыши греет мыслен­но, яко событися о ней словесем приточниковым: все у нея одеяны, суть сугуба одеяния сотвори, от ея бо утробы плоть исткася Христова, иже есть нам обле­чением нетленным» (Свт. Дмитрий Ростовский. Руно Орошенное. Чернигов, 1683. Л. 5 об.). В одной из последних бесед этого сочинения Дмитрий Ростов­ский объединяет образ Апокалиптической Жены с темой «Покрова»: «„.Мати нашей Преблагословенной даны быша два крыле Орла великаго, то уповани­ем яко она покрыетъ ны кровом крилу своею, извещаемся о покровительстве ея от Андрея стаго Юродивого, сей виде ю въ влахернстей церкви людие покры­вающую. » (Л. 87об. —88).

В этой иконографии заложено принципиальное для православия отличие от традиционного понимания образа Апокалиптической Жены. По толкова­нию преп. Андрея Кесарийского к главе 12:14 Апокалипсиса, Жена, которой даны были «два завета, или два крыла орла», — это Церковь. В русских рукопис­ных Апокалипсисах в строгом соответствии с этим толкованием, в иллюстраци-яхглавы 12:14, изображается не Богоматерь, а крылатая Жена, олицетворяющая Церковь. Видимо, нетрадиционная интерпретация главы 14:12 из Апокалипси­са помешала широкому проникновению этого сюжета в русскую иконопись. Но, тем не менее, этот сюжет появляется и в искусстве других православных стран Европы.

Чудотворная молитва к Черниговской Гефсиманской иконе Божьей Матери

В России много почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Одна из них — Черниговская (Гефсиманская). История чудесных исцелений, полученных у святого образа, начинается с XVIII в. и продолжается до сих пор. Искренне произнесенная молитва Черниговской Гефсиманской Божьей Матери спасает от многих неприятностей и дарует исцеление от болезней.

История создания святого образа

Черниговская (Гефсиманская) икона — точный список и чудотворного образа Ильинской Черниговской Божией Матери. Его написали в Троице-Ильинском монастыре в 1662 г. Это было тяжелое время татарских набегов. Незадолго до нападения образ Божией Матери «заплакал». Свидетелями этого явления стали прихожане храма и монахи. Когда иноплеменная орда ворвалась в святую обитель по слезным молитвам верующих врагам не удалось даже подойти к иконам. Ильинская Божия Матерь защитила монастырь от разграбления. С этой поры начались чудесные явления от святой иконы, а позже и ее копий.

Что изображено на иконе

На полотне изображена Богородица с маленьким Иисусом на руках. Они одеты в красивые и величественные облачения, на головах короны. Это символ всемирного царствования Иисуса Христа и высокого положения Пресвятой Богородицы в небесной иерархии.

Левой рукой младенец Иисус благословляет христиан, а правой — держит свиток с заповедями Божьими.

Один из первых списков Черниговской (Гефсиманской) иконы Божьей матери

Исчезновение подлинника и списки

С иконы было сделано множество списков, которые хранятся в православных храмах России. Подлинный образ Ильинской Божией Матери находился в Черниговском Елецком Успенском монастыре.

Икона Черниговской (Гефсиманской) Божией Матери была написана в XVIII в. и находилась в доме у священника Иоанна Алексеева, служившего в Хотьковском монастыре. Образ был передан как благословение в дворянскую семью Филипповой Александры Григорьевны. Через четверть века она решила подарить его Черниговской Троице Сергиевой Лавре. Было решено поместить икону в недавно освященный пещерный храм Гефсиманского скита.

Во времена богоборчества в 1922 г. Гефсиманский скит закрывают и целебную икону переносят в храм Рогожской слободы. Когда он подвергся разорению, Черниговский образ Богородицы удалось спрятать в семье верующих в Подмосковье, но со временем его след потерялся. Сейчас в Гефсиманском ските можно помолиться списку с чудотворной иконы.

Чудеса исцеления

Одно из самых известных чудо произошло в день празднования церковного новолетия (1 сентября по старому стилю) в 1869 г. Молодая крестьянка Фекла Адрианова 8 лет страдала от паралича. Врачи не могли вылечить девушку, и она обратилась за помощью к Пресвятой Богородице. Ее привезли в Гефсиманский скит и принесли на службу в храм на руках. Когда больную поднесли к иконе Черниговской иконе Божией Матери, Фекла попросила поставить ее и отойти. Прихожане с удивлением увидели, что девушка стояла сама и усердно читала молитву Божьей Матери Черниговской. Она даже встала на колени и слезно благодарила Небесную заступницу за помощь. Поднявшись, Фекла приложилась к другим святыням храма.

Девушка прожила в гостинице при монастыре до полного выздоровления. Восьмого октября в день преставления преподобного Сергия Радонежского Фекла после праздничного богослужения рассказала о своем исцелении митрополиту Московскому Иннокентию. Святитель лично приехал увидеть это чудо и услышать о нем от самой девушки. Потрясенный митрополит отслужил благодарственный молебен.

С той поры образ Черниговской-Гефсиманской Божией Матери стал известным по всей России. Множество паломников приходили в скит в надежде на помощь Богородицы.

На счету чудотворного образа много исцелений. Все эти случаи имели свидетелей и были документально зафиксированы. Был даже один случай воскрешения подростка по молитвам у образа Ильинской Божией матери.

О чем просят перед иконой

Свидетель событий митрополит Ростовский святитель Дмитрий рассказывает о чудесах в своем сочинении «Руно Орошенное». В нем подробно описан каждый случай исцеления, а также дана информация, при каком заболевании можно молиться у образа:

  • болезни ног;
  • помутнение рассудка;
  • ревматизм;
  • беснование;
  • болезни глаз;
  • необходимость расслабления и успокоения.

Книга святителя Дмитрия «Руно Орошенное»

С какими словами обращаться к Богородице

Прихожане всех православных храмов обращаются к своей Небесной заступнице в минуты отчаяния, когда никакие земные средства не приносят помощи. По молитвам верующих перед святым образом Богородица Черниговская-Гефсиманская помогает при психических расстройствах, слепоте, параличе. Родители просят о спасении своих детей от греха и неверного пути. Девушки молятся о благополучном замужестве.

День памяти иконы Черниговской-Гефсиманской Божией Матери приходится на 14 сентября (новый стиль).

Молитва Черниговской (Гефсиманской) Божией Матери:

«О Пресвятая Дево! Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему: се бо грехми погружаеми и скорбьми обуреваеми, взирая на Твой образ, яко живей Ти с нами, приносим смиренныя моления наша, не имамы бо иныя помощи, не инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблудших, уврачуй болезненные сердца наша и спаси безнадежных. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь хритианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, Благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь».

Со святой иконы было сделано много списков, разошедшихся по всей России. Каждый из них считается чудотворным, и по искренним молитвам верующих Богородица оказывает помощь всем нуждающимся.

Читайте также:  Ксения петербургская перед иконой о чем молятся

«Что Тя наречем?»

Богородица. Приснодева. В этих именах, собственно, — все учение о Матери Божией. Это не просто хвалебные величания — это догматы, принятые Вселенской Церковью. Но для выражения любви к Той, без Которой не было бы Рождества Христова и нашей надежды на спасение, их мало. «Царице моя преблагая», «Всемощная Заступнице», «непостыдное наше Упование», — взываем мы к Ней, и в этих обращениях — доступное нашим уму и сердцу осознание Ее призвания и величия. А бывает, что и не понимаем смысл того или иного имени Богородицы — настолько они метафоричны, что без ссылки на Священное Писание или церковное предание не обойтись.

Традиция соотнесения Бо­жией Матери с разнообразными объектами внешней среды естественным образом родилась из богословских размышлений о чуде явления в человеческой истории Пречистой Девы и невозможности постичь его до конца, единым духом. Многочисленные попытки уподобить Ее чему-то понятному выражают с одной стороны глубокую связь Богородицы с тварным миром, а с другой — Ее способность преображать его. Дева Мария в церковной гимнографии сравнивается с благодатной землей, плодородной почвой, нерушимой скалой, дивными растениями, неугасимым светом, путеводной звез­дой, источником воды… Почти каждая такая ассоциация наш­ла наглядное воплощение — в иконах с удивительно поэтичными названиями.

Какие обстоятельства или символика богородичной гимнографии послужили их источником и что они означают?

Живоносный источник

С чем связано название

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвященная, по преданию, Пресвятой Богородице. В ней был источник, некогда прославленный чудесами, но постепенно покрывшийся тиной и бурьяном. В 450 году воин Лев Маркелл помог заблудившемуся в этих местах слепцу и в поисках для него воды услышал голос Богородицы, повелевающей найти заброшенный источник и помазать тиной глаза путника, после исполнения чего тот прозрел. Также Божия Матерь предрекла Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание исполнилось. Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нем воздвигнуть храм в честь Богородицы. Он назвал святой ключ «Живоносным источником». Так же впоследствии была названа и икона Богородицы, написанная в XIV веке для новой церкви.

Перед иконой особо молятся о плодородии земли. После литургии в православных храмах перед этой иконой совершается водосвятный молебен, а верующие окропляют той водой свои сады и огороды.

Блаженное чрево

С чем связано название

Оно восходит к евангельским словам, обращенным ко Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк 11:27). Это практически копия иконы Божией Матери «Млекопитательница», на которой Младенец Христос возлежит, вкушая молоко из Ее груди.

Перед иконой особо молятся об избавлении от душевных и телесных страданий и о помощи в родах.

Гора нерукосечная

С чем связано название

Редкий по иконографии образ восходит к толкованию пророком Даниилом сна царя Навуходоносора о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2:34). С первых веков христианства этот текст, в котором Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос — с камнем, воспринимается как пророчество о боговоплощении. Другое его толкование: гора — символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в часть одеяния Богородицы и как бы составляет Ее плоть. Царица Небесная и Новый Завет— единое целое.

Перед иконой особо молятся о мире в доме, любви и взаимопонимании в семье, даровании детей.

Руно орошенное

С чем связано название

Это символическое име­но­вание Божией Мате­­ри связано с ветхозаветным образом чудес­но орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (6:37–38) рассказано, как роса, выпавшая на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно) в то время, когда вся земля была сухая, подтвердила слова Бога, что Он спасет Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Святитель Димитрий Ростовский, написав книгу о чудесных исцелениях от икон Пресвятой Богородицы, назвал ее «Руно орошенное»: «Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам… Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно».

Перед иконой особо молятся при слепоте и болезнях глаз, нападении бесовских мечтаний и страхов, различных тяжелых заболеваниях.

Вертоград заключенный

С чем связано название

Вертоград в переводе с церковнославянского означает «сад». Основой для названия иконы послужили слова из Ветхого Завета: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (Песн 4:12–15). Огражденный сад — символ непорочности Девы Марии. Отсюда — Ее изображение с Младенцем на фоне огороженных райских кущ.

Перед иконой особо молятся о душевном умиротворении после невзгод, за близких умерших.

Неупиваемая Чаша

С чем связано название

По иконографии образ относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери — «Оранта», или «Знамение», только Богомладенец написан не как обычно — в круглом медальоне, а в чаше, также на уровне груди Девы Марии. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это чаша Причащения, источающая благословение всем, с верой к нему приступающим. И эта чаша действительно Неупиваемая, или Неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и никогда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми руками ходатайственно возносит Богу эту Жертву — Своего закланного Сына. Она молится за всех грешников и вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.

Перед иконой особо молятся об исцелении одержимых недугом пьянства, наркомании и табакокурения. А связано это с историей прославления образа, которая ведет отсчет от 1878 года, когда отставной солдат, до того одержимый пьянством, что у него отнялись ноги, по велению старца, увиденного в сновидении, буквально ползком отправился в Серпухов. Там, во Владычнем монастыре, в ризнице, была обретена описанная им икона. После молебна перед ней он возвратился уже на своих ногах и свободным от пагубной страсти.

Неопалимая Купина

С чем связано название

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с несгорающим терновым кустом, в котором Бог явился пророку Моисею на горе Хорив (Исх 3:2). Сходство между неопалимой купиной и Матерью Божией заключается в том, что Она пребывала Девою до и после Рождества, так же как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего ее огня.

Глубоко символична иконография образа, представляющего собой самостоятельную композицию в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырехугольников с вогнутыми концами. Один из них — красного цвета, он напоминает огонь, объявший виденную Моисеем купину, другой — зеленого, указывает на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая пламенем. В середине звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем.

По углам красного четырехугольника изображены человек, лев, телец и орел, символизирующие четверых евангелистов. В руках Пречистой Девы — лестница, прислоненная верхним концом к Ее плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Перед иконой особо молятся об избавлении от пожара и поражения молнией. Такая традиция сложилась в связи с событиями 1822 года в городе Славянске, жители которого долгое время не могли обнаружить виновника многочисленных пожаров. Только после того как, по просьбе одной благочестивой женщины, лучшими мастерами была написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и перед нею отслужен молебен, поджигательницу обнаружили и пожары прекратились.

Благодатное Небо

С чем связано название

Еще один пример образа Пресвятой Богородицы акафистного типа, имеющий также название «Что Тя наречем». Оба именования почерпнуты из богородичного тропаря службы Первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Образ Пречистой Девы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр12:1–5).

Перед иконой особо молятся о наставлении на путь, ведущий к спасению, о благополучном путешествии на воздушном транспорте.

Нерушимая Стена

С чем связано название

Мозаичный оригинал этого образа выполнен на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками. «Нерушимой Стеной» икона стала называться за то, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этого образа: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс, и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери, и две звезды — на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

Перед иконой особо молятся об ограждении от всякого зла и тяжких обстоятельств.

Недремлющее Око

С чем связано название

Пресвятая Дева на этой иконе изображена в половину роста сидящей перед столом в комнате. Лицо Ее и печальный взор опущены и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает Ее главу, а правая — спящего Спасителя. Надпись внизу иконы: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песн 5:2) указывает на то, что Христос и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

Перед иконой особо молятся при бессоннице детей.

Неувядаемый Цвет

С чем связано название

Точных исторических сведений об этом образе не сохранилось, как и его первоисточника, и остается только догадываться, что вдохновило автора первой иконы со столь поэтичным названием. По одной из версий, икона связана с горой Афон, по склонам которой росли бессмертники. Но это спорно, так как на самой иконе изображены лилии. По некоторым сведениям, ранее образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» писался иначе: на троне и со скипетром, овитым цветами, в руках. Но со временем сложные части композиции исчезли с извода, и на многочисленных отличающихся друг от друга списках остался только сам образ, поражающий своей красотой и умиротворением.

Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке, символизирует неувядаемость девства и Ее непорочность. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Существуют несколько отличающихся друг от друга видов этой иконы. На одном из них Богомладенец изображен стоящим слева от Богородицы с державным скипетром в руках.

Перед иконой особо молятся о сохранении праведной жизни, правильном выборе супруга, счастье в браке, чистоте и целомудрии, избавлении от плотской брани.

Подготовила Екатерина Ротанова
Фото: Алексей Козориз

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Добавить комментарий