Икона ржевская оковецкая о чем молятся

Икона ржевская оковецкая о чем молятся

икона Богородицы «РЖЕВСКАЯ» (ОКОВЕЦКАЯ)

24 июля (11 июля по старому стилю)


__________________________________________________

Явление иконы РЖЕВСКАЯ произошло при довольно необычных обстоятельствах. В 1539 году в деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии четыре вора решили совершить кражу. Двое жителей деревни должны были украсть двух лошадей, в двое крестьян боярина Ивана Повадина – двух коров, а затем краденым обменяться.

Боярские воры украли коров, спрятали их в лесу и направились в условленное место за быками, которых там должны оставить клочковские. Придя же на место, лихоимцы лошадей не обнаружили, но увидели на сосне икону. Испугавшись, воры с этого места поспешили уйти, но постепенно об удивительной находке стало известно во всей округе.

Около ста жителей окрестных деревень отправились в лес и увидели прибитый на дереве железный крест, а недалеко от него небольшую икону старинного письма. На иконе РЖЕВСКАЯ была изображена Богородица с Младенцем на руках, а по левую сторону от Неё – святитель Николай Чудотворец. Как только РЖЕВСКУЮ икону сняли с дерева, в лесу поднялся сильный шум, как бы от урагана, а над иконой появилось необычное свечение.

Вскоре от иконы началось такое обилие чудес, что было составлено специальное донесение в Москву. Посланная от царя и патриарха комиссия по расследованию истинности чудес, в первый же день зафиксировала исцеление 170 человек. Эти поразительные явления рассеяли все сомнения, и комиссия признала РЖЕВСКУЮ икону Богоматери чудотворной.

Через некоторое время неподалёку от обретения святынь забил целебный источник, возле которого в 1870 году была построена часовня. После революции часовню разрушили, источник засыпали строительным мусором. Обретенные икона и крест находились в храме села Оковцы, пока в 1930 году храм ни опечатали вместе со святынями. Однако через некоторое время, когда печати сняли, святынь в храме не оказалось.

В 90-е годы ХХ столетия в селе Оковцы (Селижаровский район, Тверская область) восстановлен храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери, также восстановлена часовня и источник. Земля Оковецкого источника находится в пользовании Нило-Столбенской пустыни. У целебного источника оборудованы купальни для паломников, куда мощным потоком поступает исцеляющая вода. Желающих омыться святой водой всегда очень много.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «РЖЕВСКАЯ»:

О Пречистая наша Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице и Всеблагая Богородице Одигитрие, благодарим Тя, яко сподобила еси нас великой Своей милости, творити пресветлое торжество Честнаго Твоего Образа с предстоящим Ти святителем и чудотворцем Николаем, явленного благоволением Твоим в светозарном сиянии и приосененною многими чудесы на брегу реки Пыршни черноризцу Стефану и иже пришедшим с ним народом в пределах Оковецких, и приносити прилежное нашими недостойными устнами моление Честному Животворящему Кресту, всех святых Святейшему Слову и Тебе Матери Всемилостиваго и Великодаровитаго Бога нашего. Днесь от усердия нашего раболепно с трепетом, якоже рече псалмопевец Давид: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом», пред Святою иконою Твоею припадая прося напоить наше немощное человеческое естество живительными и цельбоносными струями непристанных молитв Твоих и очиститися от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божием, ибо вемы, яко много может молитва Твоя пред престолом Триединаго Бога. Се мы смиреныя и грешныя, обременении игом тяжких многих беззаконий наших, во умилении глубоцем просим подать исцеление слепым, хромым, глухим и другим страждущим, одержимым многими и различными скорбями и недугами, и избавити от праведнаго наказания прежде времене общаго воздаяния в день страшнаго суда Единородного Сына Божия, ибо мы вемы, яко ничтоже возможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Также просим утвердить нашу веру праву, Церкви Русстей мир, тишину и благостроение, укрепить православные люди в настоящую годину испытания и избавить от душепагубных ересей, расколов и разделений, сподобить соблюсти всех в единомыслии и да познают неверующие и непоклоняющиеся Честному Образу Твоему, яко Ты еси несравненное наше Украшение, Слава, Небесный и Державный Покров, скорая Помощница, непостыдная Заступница и постоянная Ходатаица у Единаго Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа. Яко Тя ради подобает всякое благодарение Всесильному и Всеблагому Содетелю, Господу нашему Иисусу Христу купно со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «РЖЕВСКАЯ»:

Тропарь, глас 4

Предстательнице нератная, о Одигитрие готовая! Тверския земли и града Москвы красота и слава, днесь в кров Твой вси прибегаем и умильно вопием Твоему крепкому заступлению, просяще избавления от злых наветников православия, присно борющих нас, и получити, Богородительнице Чистая, токи неисчерпаемых чудесных исцелений от Твоея пречудныя иконы молитвой предстоящего пред Тобою Мирликийского чудотворца Николая да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Кондак, глас 4

Яко стену необоримую, источник милосердия, упование земным и заступление, Мати всяческих Творца Всесветлая, Тя стяжавши, раби Твои Богоотроковице, на мольбу нашу ныне умилосердися иже от врагов православия насилование скоро и невозвратно разори мечем божественныя Твоея и святителя Николая молитвами и не остави прославляющия люди и стада Твоя погибнути, яко вся возможно Тебе, чистая Богородице Неискусобрачная и Мати Зиждителя сущи и Всепетая, да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающих к нему.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона ржевская оковецкая о чем молятся

Икона Божией Матери, известная под этим именем, «вилась в 1539 году при следующих обстоятельствах.

В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда (ныне Осташковского) Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочковским ворам украсть двух лошадей, а боярским — двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться этот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу реки Вырышни.

Боярские воры, украв двух коров, привели их в назначенное место и спрятали в лесу, а сами вышли на Вырышенское городище, чтобы произвести условленный обмен с двумя другими своими товарищами. Но, к своему удивлению, они не нашли здесь клочковских воров, а вместо того увидели находящуюся на сосне икону. Они стали рассуждать между собой:

— Это — подлог на нас. Убежим скорее отсюда! Видно, приходится не чужими животами меняться, а принять беду на свою голову.

Они постарались в тот же день увидеться с клочковскими ворами и стали упрекать их за неисполнение условия, а потом спросили, зачем они поставили в городище икону. Клочковские воры клялись и божились в своей искренности.

— Никаких подлогов, — говорили они боярским ворам, — мы не делали и не мыслим на вас зла. Иконы в городище мы не ставили и не знаем, что это такое. Мы слышали только от лесничих и прохожих, что в том месте иногда бывает большой звон.

Воры разошлись, и Ермолай сказал своему племяннику:

— В самом деле, пойдемка посмотрим, что там такое на городище, и постережем, не является ли там под видом иконы клад.

Они стали стеречь, но ничего не увидали и рассказали своим односельчанам о всем, что слышали об иконе и кресте, который они видели в городище. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день, 26 мая 1539 года, Стефан в сопровождении толпы около ста человек отправился на Вырышенское городище. Пришедшие прежде всего увидели прибитый на сосне железный крест длиной около аршина. Затем на суке другой сосны, в десяти саженях от креста, Стефан нашел небольшую икону старинного письма. На ней была изображена Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а по левую сторону от Нее св. Николай Чудотворец. Стефан поднялся на дерево, снял икону и как только ступил с ней на землю, тотчас послышался сильный шум, как будто от сильной бури, и появился над иконой необычайный свет. Все присутствующие были крайне изумлены этими знамениями. Изумление еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление от болезни ног клочковский крестьянин Мартиниан Гребень.

Все эти чудесные знамения окончательно убедили Стефана и всех присутствующих, что они обрели действительно чудотворный образ. Поэтому в ту же ночь Стефан поехал в Оковецкий стан к тиуну Золотухину с подробным донесением о всем происшедшем, а на городище оставил сторожей. Он распорядился также вновь послать в Спасов Погост за священником. В городище прибыл священник Неклюд Остафьев и начал совершать молебствие с водоосвящением. От иконы Богоматери стали обильно изливаться чудеса. Одна слепая, не видевшая в продолжение 8 лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. Всего совершилось и было записано 27 случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону в продолжение одной недели — от Духова дня до заговенья перед Петровым постом.

Читайте также:  Какой иконе молиться чтобы была своя квартира

Такое обилие чудес, а также горячие споры местных жителей о том, оставаться ли иконе на месте ее явления или нет, побудили инока Стефана отправиться в Москву, чтобы представить высшим духовным и светским властям подробное донесение, или доклад, об обстоятельствах явления чудотворной иконы и о чудесах, совершенных ею. В Москве Стефан прежде всего явился к боярину Ивану Григорьевичу Морозову и представил ему свой доклад. Выслушав его внимательно, Морозов сказал с сомнением:

— Неужели правда все, что написано в твоем докладе? Если правда, то хорошо тебе будет; если же нет, то берегись, чернец! Впрочем, — прибавил Морозов, — это дело не мое, а святительское.

Поэтому он поручил своему сыну Симеону представить Стефана митрополиту Московскому. Митрополит, выслушав доклад Стефана, обратил на это событие серьезное внимание и для совещания по такому делу созвал совет из епископов Коломенского и Крутицкого и из архимандритов СпасоЯрославского Симоновского и Новоспасского. Стефана же митрополит оставил жить пока у себя и строго приказал ему не отлучаться никуда без его ведома. Между тем, пока Стефан путешествовал в Москву, в Вырышенском городище чудеса от иконы продолжали совершаться. Было составлено описание 150 исцелений, кроме тех случаев, какие записал Стефан. Священник города Ржева Григорий Онисифоров с некоторыми выборными от прихожан Оковецкой волости прибыл В Москву и представил это описание митрополиту. Митрополит, получив это новое, еще более сильное доказательство чудотворной силы явленной иконы, был так растроган, что прослезился. Вскоре он представил инока Стефана и священника Григория самому царю Ивану Васильевичу Грозному.

Царь и бояре долго расспрашивали их о всех обстоятельствах явления иконы и совершении исцелений и, наконец, решили для совершенной ясности и убедительности расследовать это дело на самом месте явления чудотворного образа. Для производства следствия были отправлены особые надежные лица: от царя был отправлен Феодор Палицын, а от митрополита — священник Благовещенского собора Григорий.

Посланные для расследования всех обстоятельств явления и прославления иконы, прибыв на место, признали излишним всякое следствие. Дело в том, что в самый же день их прибытия получили исцеление 170 человек и в продолжение ночи еще 42 человека. Все это было таким поразительным знамением, которое совершилось на глазах самих же посланных следователей, что совершенно уничтожалось всякое сомнение в истинности чудотворной силы явленных на Вырышенском городище святынь. Поэтому посланные, не производя никакого расследования, описали только подробно все, что видели и слышали здесь, освятили воду и с донесением и святой водой от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева.

Царь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, отдал повеление на месте явления иконы Богоматери воздвигнуть храм во имя Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца, а на месте явления креста воздвигнуть другой храм во имя «Происхождения Честных Древ». Причем те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, и на пнях их поставить престолы новосоздаваемых церквей. На освящение церквей царь прислал из Москвы священника Василия Ярца и дьякона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами для этих церквей. Торжество освящения их было ознаменовано новыми чудесами. Во время утрени в день освящения двое больных глазами получили исцеление, и один исцелился от тяжкой болезни внутренностей. Кроме того, были исцелены еще княгиня Телятева, княгиня Мария Щетинина и княгиня Серебряная. Княгиня Мария Холмская в горячей молитве просила у Богоматери даровать ей страстно желаемого сына, и молитва ее была услышана: через год у нее родился сын.

Царь, много наслышавшись о чудесах, являемых чудотворной силой Вырышенских святынь — иконы и креста, пожелал увидеть их у себя в Москве и отправил для их перенесения из Вырышни в Москву игумена Новинскго митрополичьего монастыря Исаию и дьякона Афанасия Курицына. 26 декабря 1540 года священник Василий Ярец и дьякон Иван Жила вместе с посланными от царя игуменом Исаиею и дьяконом Афанасием подняли свв. икону и крест для перенесения их в Москву по приказу царя. Во время следования святынь по пути совершались чудеса. 9 января икона и крест были принесены в Москву. Царь и митрополит в сопровождении множества народа торжественно встретили их в Новинском монастыре. Митрополит сам взял икону, а новинский игумен Исаия — крест; обе святыни они внесли в новосозданную к этому времени на Тверской улице церковь во имя Ржевской иконы Божией Матери с приделами во имя Честного Креста и святителя Николая Чудотворца. Эта церковь тогда же была освящена, и в ней совершена была первая литургия. Отсюда икона и крест перенесены были в Успенский собор. «Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, — замечает по этому поводу современный повествователь, — но не так, как на том святом месте — на Вырышенском городище, где они явились».

Икона и крест оставались в Москве до 11 июля, после чего были отправлены обратно. Проводы были обставлены такой же торжественностью, как и встреча их. Царь, митрополит со всем собором и бесчисленные толпы народа провожали святыни из Успенского собора до новой церкви на Тверской улице. Через неделю после этого святыни принесены были в Вырышенское городище и здесь тотчас же ознаменовали себя новыми чудесами: 17 человек в тот же день получили исцеление, 4 — на другой день и 6 на следующей неделе «нам зрящим», т. е. на наших глазах, как сообщает составитель сказания о явлении Ржевских святынь.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля, в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II.

Икона Божией Матери «Оковецкая» («Ржевская»)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Оковецкая-Ржевская» молятся об избавлении от различных телесных и душевных недугов, а также о помощи в пути.

Икона Божией Матери «Оковецкая» («Ржевская»)

Явление иконы Божией Матери «Оковецкая» произошло в 1539 году в деревнях Клочки и Бредки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии. Четыре вора решили совершить кражу. Двое жителей деревни должны были украсть двух лошадей, а двое крестьян боярина Ивана Повадина – двух коров, а затем краденым обменяться.

Боярские воры украли коров, спрятали их в лесу и направились в условленное место за лошадьми, которых там должны оставить клочковские. Придя же на место, лихоимцы лошадей не обнаружили, но увидели на сосне икону. Испугавшись, воры с этого места поспешили уйти, но постепенно об удивительной находке стало известно во всей округе.

Около ста жителей окрестных деревень отправились в лес и увидели прибитый на дереве железный крест, а недалеко от него небольшую икону старинного письма. На иконе была изображена Богородица с Младенцем на руках, а по левую сторону от Неё – святитель Николай Чудотворец. Как только икону сняли с дерева, в лесу поднялся сильный шум, как бы от урагана, а над иконой появилось необычное свечение.

Вскоре от иконы началось такое обилие чудес, что было составлено специальное донесение в Москву. Посланная от царя и патриарха комиссия по расследованию истинности чудес, в первый же день зафиксировала исцеление 170 человек. Эти поразительные явления рассеяли все сомнения, и комиссия признала икону чудотворной.

Через некоторое время в с. Оковцы на месте явления Оковецких икон был построен храм, а на целебном источнике, который забил неподалёку от обретения святынь, в 1870 году была построена часовня. После революции часовню разрушили, источник засыпали строительным мусором. Обретенные икона и крест находились в храме села Оковцы, пока в 1930 году храм не опечатали вместе со святынями. Однако через некоторое время, когда печати сняли, святынь в храме не оказалось.

В 90-е годы ХХ столетия в селе Оковцы (Селижаровский район, Тверская область) начал восстанавливаться храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери (восстановление продолжается до настоящего времени), восстановлена часовня на источнике. У целебного источника оборудованы купальни для паломников, куда мощным потоком поступает исцеляющая вода. Желающих омыться святой водой всегда очень много.

День празднования иконы: 24 июля (11 июля по старому стилю).

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Оковецкая» («Ржевская»)

О Пречистая наша Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице и Всеблагая Богородице Одигитрие, благодарим Тя, яко сподобила еси нас великой Своей милости, творити пресветлое торжество Честнаго Твоего Образа с предстоящим Ти святителем и чудотворцем Николаем, явленного благоволением Твоим в светозарном сиянии и приосененною многими чудесы на брегу реки Пыршни черноризцу Стефану и иже пришедшим с ним народом в пределах Оковецких, и приносити прилежное нашими недостойными устнами моление Честному Животворящему Кресту, всех святых Святейшему Слову и Тебе Матери Всемилостиваго и Великодаровитаго Бога нашего. Днесь от усердия нашего раболепно с трепетом, якоже рече псалмопевец Давид: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом», пред Святою иконою Твоею припадая прося напоить наше немощное человеческое естество живительными и цельбоносными струями непристанных молитв Твоих и очиститися от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божием, ибо вемы, яко много может молитва Твоя пред престолом Триединаго Бога. Се мы смиреныя и грешныя, обременении игом тяжких многих беззаконий наших, во умилении глубоцем просим подать исцеление слепым, хромым, глухим и другим страждущим, одержимым многими и различными скорбями и недугами, и избавити от праведнаго наказания прежде времене общаго воздаяния в день страшнаго суда Единородного Сына Божия, ибо мы вемы, яко ничтоже возможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Также просим утвердить нашу веру праву, Церкви Русстей мир, тишину и благостроение, укрепить православные люди в настоящую годину испытания и избавить от душепагубных ересей, расколов и разделений, сподобить соблюсти всех в единомыслии и да познают неверующие и непоклоняющиеся Честному Образу Твоему, яко Ты еси несравненное наше Украшение, Слава, Небесный и Державный Покров, скорая Помощница, непостыдная Заступница и постоянная Ходатаица у Единаго Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа. Яко Тя ради подобает всякое благодарение Всесильному и Всеблагому Содетелю, Господу нашему Иисусу Христу купно со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  12 апостолов икона о чем молятся

Молитва иная

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Оковецкой»

Тропарь, глас 4

Предстательнице нератная, о Одигитрие готовая! Тверския земли и града Москвы красота и слава, днесь в кров Твой вси прибегаем и умильно вопием Твоему крепкому заступлению, просяще избавления от злых наветников православия, присно борющих нас, и получити, Богородительнице Чистая, токи неисчерпаемых чудесных исцелений от Твоея пречудныя иконы молитвой предстоящего пред Тобою Мирликийского чудотворца Николая да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Кондак, глас 4

Яко стену необоримую, источник милосердия, упование земным и заступление, Мати всяческих Творца Всесветлая, Тя стяжавши, раби Твои Богоотроковице, на мольбу нашу ныне умилосердися иже от врагов православия насилование скоро и невозвратно разори мечем божественныя Твоея и святителя Николая молитвами и не остави прославляющия люди и стада Твоя погибнути, яко вся возможно Тебе, чистая Богородице Неискусобрачная и Мати Зиждителя сущи и Всепетая, да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающих к нему.

Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве

Ржевская икона Божией Матери

В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери – на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени – обе были разрушены при большевиках.

Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел).

Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве – на одной только неделе их оказалось около 30. О чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту.

Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву – для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.

Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне. К тому времени в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот – местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это – миф.

После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.

Полгода пробыли Ржевские святыни в Москве. 11 (24) июля их благоговейно отпустили обратно – оттого и явился этот летний праздник Ржевской иконы. Проводы были столь же торжественны, как и встреча, в них участвовал государь с митрополитом и все москвичи. Икону и крест провожали из Успенского собора до новоустроенной Ржевской церкви, и в память о пребывании чудотворной иконы в ней оставили список с Ржевского образа. И ежегодно 11 июля к храму на Пречистенских воротах отправлялся из Кремля крестный ход, с той ли поры, или со времен Михаила Федоровича. Неясно, и кто отменил это московское торжество – Петр I или Екатерина II.

В середине XVII века вместо деревянного построили каменный храм, но он вскоре сгорел, и в 1686 году тщанием окольничего Петра Кондырева была выстроена новая красавица-церковь. Храмоздатель сам обрел в ней последний приют покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.

В 1809 году Ржевскую церковь значительно перестроили и перенесли в нее храмовый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы из соседнего храма, упраздненного во времена Петра. Последняя перестройка проводилась в самом конце XIX века. Архитектор А.А.Никифоров возвел оригинальную колокольню – точную копию ее старинной шатровой звонницы. Местную достопримечательность – белокаменный иконостас с мозаикой из стекла – устроил художник В.Д.Фартусов, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. А приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. Алексия, человека Божия, имели мраморные иконостасы. По свидетельству современника, это была одна из самых богатых церквей, в главной степени за счет ее аристократических прихожан – Прозоровских, Долгоруковых, Волконских, Оболенских…

Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В.Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.

После революции началась «большевистская атака» на Ржевскую церковь. Власти облюбовали это место для строительства рабочего жилищно-строительного кооператива. В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. О сносе очень хлопотал сам «всесоюзный староста» М.Калинин, который лично подтвердил решение Моссовета.

На месте храма было выстроено здание в революционном стиле конструктивизм – ныне это дом №8 по Гоголевскому бульвару: колокольня храма выходила на бульвар, а алтарь – на улицу Грицевец. Теперь появилась идея установить там мемориальную доску в память о московском храме.

Храм Ржевской иконы Божией Матери на Поварской (фото Н.А.Найденова 1881г.)

Вторая Ржевская церковь на Поварской была устроена на месте встречи иконы или близ него – из монастыря икону несли навстречу толпившимся москвичам, и где-то здесь, вероятно, состоялось ее «сретение». Есть свидетельства, что этот храм был выстроен по приказу Ивана Грозного. Он стоял на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, названного в его честь. Интересно, что в конце XVIII века рядом была усадьба капитана Федора Ржевского. Есть мнение, что и по домовладельцу могли быть названы эти местные переулки, хотя в таких случаях история всегда отдавала предпочтение храму.

Читайте также:  Икона домостроительница за что молиться

Церковь была выстроена как приходская в дворцовой слободе работников, обслуживавших царскую кухню и стол. Деревянная упоминается в 1625 году, известно, что в ней находился еще один местночтимый список Ржевской иконы. Во второй половине XVII века появился каменный храм, с традиционным Никольским приделом и местным Космодамиановским.

В первой половине XIX века он ненадолго стал приходским храмом М.Ю.Лермонтова. В 1829 году его бабушка, Е.А.Арсеньева сняла здесь, на Малой Молчановке, дом, где, кстати, прежде жил молодой С.Т.Аксаков. Лермонтов прожил в этом доме до 1832 года, пока учился в Московском университете, до которого с Молчановки – рукой подать. Известно, что он часто бывал с бабушкой в этом храме и исповедовался в нем Великим постом, о чем была оставлена запись в церковных книгах. Интересно, что одна из таких записей позволила ученым точно установить возраст Е.А.Арсеньевой.

Память о Лермонтове не помогла сохранить эту церковь. С 1926 года в уже ограбленном храме стали служить монахи с упраздненного Валаамского подворья на 1-й Тверской-Ямской. К церкви же подбирались еще в 1938 году, снос был приостановлен войной, но конец храму пришел в 1952 году, когда на его месте стали строить «сталинское» здание Верховного Суда по проекту архитектора В.П.Лейбо.

Потом во время строительных работ там были обнаружены человеческие останки. Полагают, что это либо старые захоронения на церковном кладбище, либо останки расстрелянных в годы репрессий. А от церкви остались только возвращенные имена Ржевских переулков.

Явление образа Божией Матери Оковецкая-Ржевская

Открытию возле д. Оковцы целебного ключа предшествовало обретение в окрестном лесу чудотворного образа Богородицы и железного образа Животворящего Креста Господня. Случилось это в 1539 году.

Предание и история обретения чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской

Наиболее подробный сюжет обретения святыни таков:

Разбойники прятали в Оковецких лесах добычу и вдруг увидели, что на одном дереве прибит железный крест, а на ветвях соседнего — стоит небольшой образ старинного письма. Лихим людям стало страшно. Они ушли, но рассказали о своих находках местным жителям.

Крестьяне обратились в Селижаровский монастырь. Оттуда пришел инок Стефан, вместе с которым народ вернулся к указанному разбойниками месту. Было это в Духов день.

При снятии святынь с деревьев от них исходил чудесный свет и слышался сильный шум. С этого момента начали происходить исцеления: слепые прозревали, глухие начинали слышать, расслабленные — ходить. За неделю насчитали 27 случаев возвращения здоровья людям, приложившимся к обретенным святыням.

Здесь мы прервем цитату, чтобы осознать, что произошло. Можно предположить, что Крест и икона были оставлены никому неизвестным святым отшельником, спасавшимся в глухом лесу. Но эта тайна нам никогда не откроется.

Вспомним только, как часто русские подвижники благочестия уходили от мира именно в лесные чащи:

  • Преподобный Нил Столобенский
  • Преподобный Серафим Саровский

А вот обилие Божией благодати, изливаемой святынями на страждущих, без сомнения, поразило людей. О случившемся решили сообщить в Москву.

Свидетельства были приняты с большим воодушевлением. Икону и Крест повелели принести в столицу. По одним сведениям их везли инок Стефан и священник из Ржева, по другим — снарядили специальное посольство из Москвы.

Царю Иоанну Васильевичу (будущий Грозный) было тогда всего 9 лет, но и он, и пожилой митрополит Московский Иоасаф встречали святыни в Новинском монастыре на Престне. Здесь возвели деревянный храм во имя обретенной чудотворной иконы Пречистой Богородицы Ржевской.

После освящения новой церкви в ней оставили список образа. Есть версия, что именно он этой иконы ПРЕЧИСТОЙ Божией Матери пошло и название улицы Пречистенка.

  • Каменный храм Божией Матери Ржевской у Пречистенских ворот в Москве. Разрушена в советское время

Совершив в храме первую литургию, духовенство, царь и народ крестным ходом отправились в Кремль, чтобы перенести святыни в Успенский собор. За полгода пребывания Креста Господня и образа Богоматери Одигитрии в Москве от них произошло множество исцелений.

24 июля 1541 г. (новый стиль) святыни двинулись в обратный путь. Митрополит Московский Иоасаф благословил строительство в Оковцах храмов — Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Кре­ста Гос­под­ня и Божией Матери Путеводительницы (Одигитрии).

Спустя полвека, во времена Смуты, икону и Крест Господень укрывали в Новгороде Великом. Оковецкие храмы пострадали от поляков. Но святыни уцелели и вернулись на Тверскую землю.

В 1930 году Оковецкий храм, в котором пребывали чудотворный образ и крест, опечатали. А в 1934 году, когда церковь открыли — святыни обнаружены не были. По сей день неизвестно, как Господь распорядился судьбой Своих даров, к которым люди утратили благоговение и любовь.

В любом случае, мы должны быть бесконечно благодарны Создателю и Матери Божией, явившим нам животворящую любовь и благодать через Свои святые образы. Сегодня мы так же можем поклониться спискам чудотворной иконы и окунуться в целебные воды Оковецкого источника. Слава Богу!

Икона ржевская оковецкая о чем молятся

Для современного человека очень важно сделать вывод из событий прошлого и не заблудиться в хаотичном потоке информации, извергаемой на нас из медиопространства, выделить главное и отбросить второстепенное. Важно осознать смысл нашего земного бытия и вооружиться словом Божием и опытом христианской жизни. Остановить или хотя бы приостановить силы, которые уже не одно тысячелетие отбрасывают, перепутывают разумное творение Создателя.

Для того чтобы избежать исторических ошибок, человеку надо знать свою историю. Однако не обязательно надо рассматривать историю в государственном или даже международном аспекте. Существует еще малая история нашей Родины, которая гораздо полезнее для нас и проще познается, как говорится: «Всё нам тут ведомо, всё знакомо. Это наш город, это наша деревня».

Наша чудотворная Ржевская икона Божией Матери названа по месту своего чудесного явления — у деревни Клочки Ржевского уезда Тверской губернии. 25 мая 1539 года, в Духов день, местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом, на другой сосне, чудесно помещалась икона Богоматери старинного письма, причем, слева от Богородицы с Младенцем был изображен святой Николай Чудотворец. Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел.

Множество исцелений было даровано чудотворной иконой народу от болезней и различных недугов, о чем было составлено специальное донесение в Москву. Узнав о том, Иван IV с митрополитом Иоасафом и духовенством решили соорудить в стольном граде храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву для освящения устроенного храма, всенародного поклонения и для снятия списка.

После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.

Полгода находились Ржевские святыни в Москве. 11 (24) июля 1540 года их благоговейно отпустили обратно — оттого и явился летний праздник Ржевской иконы, который ржевитяне отмечают и по сей день. Проводы были столь же торжественны, как и встреча, в них участвовал государь с митрополитом и все москвичи. Икону и крест провожали из Успенского собора до новоустроенной Ржевской церкви, и в память о пребывании чудотворной иконы в ней оставили список с Ржевского образа.

В старой Москве были две церкви во имя Чудотворной Ржевской иконы Божией Матери — на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не сохранилась до нашего времени.

Есть еще Оковецко-Ржевская икона Божией Матери, но она имеет другое начертание и появилась гораздо позднее Ржевской иконы Божией Матери, о чём свидетельствует тот факт, что первое упоминание о селе Оковцы было в 1547 году.

Эти две иконы Божией Матери Ржевская и Оковецко-Ржевская являются святынями Русской православной церкви. Их знали, различали, почитали на ржевской земле, о чём говорит газета «Ржевский листок», выходившая не менее 4-х раз в месяц, N№ 28 от 1901 года.

Списки этих икон находятся в Богоявленском Кафедральном Соборе (Москва, м. Бауманское, 3 мин. пешком). Они располагаются рядом с великими святынями: камень Голгофы; животворящее дерево (частица древа Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос); камень гроба Господня; ковчежец с главой свт. Иоанна Златоуста; ковчежец с частью мощей святого Апостола Андрея Первозванного. Там же рядом чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери.

В Церковно-историческом музее при Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви есть икона середины ХIХ века «Свод Богородичных икон (июль-август)» с изображением Ржевской иконы Божией Матери и Оковецкой иконы Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери явлена в 1579 году, на 40 лет позже. Но во Ржеве есть церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. И мы должны с должным почитанием относиться и к чудотворной Ржевской иконе Божией Матери и Оковецко-Ржевской иконе Божией Матери. Это святыни не только церкви, это святыни нашей ржевской земли! А мы Ржевскую называем чужим именем, как будто она не Ржевская и мы от неё открещиваемся, а Оковецко-Ржевскую вовсе не знаем и не величаем. Что это за отношение к святыням? Историческая ошибка, халатность архивных работников, злой умысел или просто равнодушие? Знать историю надо, чтобы правильно жить сегодня! В этой связи от имени верующих ржевитян я обращаюсь к епископу Ржевской епархии Адриану:

Ваше Высокопреосвященство, просим Вас разъяснить по каким числам праздновать, как нам должно называть и как нам величать наши чудотворную Ржевскую и Оковецко-Ржевскую иконы Божией Матери, Богом нам данные?

Добавить комментарий