Икона седмица о чем молятся

Страстная седмица

Во время этой седмицы совершались последние приготовления Спасителя к тому делу, ради которого Он появился на земле – очищение грехов человеческих от начала жизни мира, от самых первых людей, Адама и Евы.
Богослужения, совершаемые в Страстную седмицу очень торжественны. Церковь вспоминает каждый шаг Иисуса Христа в эти дни. С давних времен в эту Святую неделю было принято отставлять в сторону свои обиды, распри, осуждения и прощать. Прощать искренне своих обидчиков так, как это делал Господь Иисус Христос.
Перед страданиями Иисус Христос все время был в храме, где он проповедовал и учил народ, поэтому богослужения этой недели особенно продолжительны. В первые три дня этой Седмицы на часах прочитывается все Четвероевангелие.

ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Если будете иметь веру и не усомнитесь, …всё,
чего ни попросите в молитве с верою, получите.

В этот день вспоминают целомудренного Иосифа, который стал прообразом Христа в Ветхом Завете, он так же, как и Спаситель претерпел страдания. Иосиф не поддался соблазнам и грехам, в которые хотела вовлечь его жена египетского царедворца.
В понедельник читается рассказ о смоковнице:

“…и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла”

Смоковница (инжир) – это символ Израиля того времени, который “гордился” своей ученостью и любовью к Богу, которая на деле оказалась показной. Кроме этого Господь, таким образом, показал ученикам, что для вразумления людей, Он может еще и справедливо покарать, а не только миловать и творить чудеса.
В понедельник читается почти вся 21 глава Евангелия от Матфея (стихи с 18-44).

ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Тогда явится знамение Сына Человеческого на
небе и увидят Сына Человеческого, грядущего
на облаках небесных с силою и славою великой.

Во второй день этой недели вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о девах и о талантах.
В отличие от Первого Пришествия, говорил Иисус Христос, в следующий раз:

“… увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.»

Все дела, которые делал человек во время пребывания на земле, будут прочитаны Богом из Книги Жизни и получат свою оценку.

«О дне же том и часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец… бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома…, чтобы придя внезапно, не нашел вас спящими»

По человеческой природе, если бы все знали точное время Второго пришествия, то многие попросту отложили бы свое спасение, а праведную жизнь начали бы вести только перед самим Судом.

В притче о девах говорится про людей, которые ждали жениха (Второго пришествия). Не все из них подготовились, как надо: “… не взяли с собой масла” для светильников. В толкованиях светильники означают наши души, которые светят, когда есть добрые дела (масло). Ждали долго, вот уже и все масло выгорело (у этих людей добрых дел в течение жизни было меньше, чем злых), пришлось им идти докупать. Пока ходили, пришел жених и всех, у кого во время его прихода горели светильники (кто сделал много добрых дел в своей жизни), взял с собой на пир. Остальные остались за закрытыми дверями и под благодать Божию уже не попали.

Свою веру в Бога в течение жизни надо не только хранить, но и умножать, чему учит Спаситель в притче о талантах (деньгах). Ни в коем случае нельзя “закапывать таланты в землю”, т.е. ставить целью своей жизни богатство и славу, а наоборот, Божия благодать будет тем, кто будет усердным в вере, умножать таланты – означает приносить пользу окружающим людям, а не только себе.

СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила
Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни
будет проповедано Евангелие сие в целом мире,
сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

“…пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову”

Иисус сказал ученикам, что она:

“… предварила помазать Мое тело к погребению”

Это пророчество вскоре сбылось.

Иудейские первосвященники и старейшины задумали уничтожить возмутителя их спокойствия Иисуса Христа, они поняли, что своими проповедями о Боге он ослабил их власть над народом.

“И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе”.

Старейшины боялись, чтобы народ не отомстил им восстанием за убийство человека в праздничный день. На совете они приняли решение сделать это после празднеств. Но Господь по своей воле пошел на Распятие и поэтому именно Он восхотел, чтобы Его Воскрешение было в Пасху.

В Страстную среду вспоминается поступок Иуды Искариота. За 30 серебренников (за эти деньги тогда можно было купить надел земли возле Иерусалима) он договорился с властями указать место нахождения Учителя.
В среду утром совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Этот день – последний, когда совершаются земные поклоны. Потом, до самой Троицы (Пятидесятницы) земные поклоны совершают только перед Плащаницей.
В среду вечером проходит большая исповедь и потом, во многих храмах, не исповедуют до конца Светлой седмицы.

ЧЕТВЕРГ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Приимите, ядите: сие есть Тело

Великий Четверг считается днем духовного очищения.
На богослужениях в этот день вспоминаются следующие события из Евангелия: Тайная вечеря, умовение Господом ног своим ученикам, молитва Иисуса Христа в саду Гефсимании и предательство Иуды.

На Тайной Вечере, которая стала последней трапезой в земной жизни Господа, было установлено Таинство Евхаристии (Причащения), в этот день православные стремятся причаститься святых Христовых тайн.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».


По окончании Тайной Вечери Иисус Христос омыл ноги своим ученикам и показал этим Свое смирение и любовь к ним. После Литургии, архиерей, по образу Христа, тоже омывает ноги двенадцати священннослужителям. Несколько десятилетий, во время советской власти, этот обряд не совершался, но после длительного перерыва в 2009 году он был восстановлен Патриархом Кириллом.

После Тайной Вечери Иисус Христос с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом был в саду Гефсимании и молился Богу:

«Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46).

Он точно знал, что впереди Его ждут тяжелые испытания, боль и унижения, а в конце – смерть.
В нашей жизни часто случаются события, осмыслить которые, до некоторых пор, мы не можем. В такие моменты надо принять ситуацию такой, какая она есть, и сказать, как это сделал Иисус Христос в Гефсиманском саду: «Да будет воля Твоя».

В этом саду случилось еще одно важное событие, которое часто случается и сегодня – речь идет о предательстве близких людей. Один из учеников Иисуса Христа, Иуда Искариот, предал своего Учителя. Иисус был схвачен воинами, которых привел Иуда. Возможно, предатель рассчитывал на то, что получит деньги, а потом Всемогущий Господь поможет ему выйти их этой ситуации безнаказанным, но все вышло не так, как он задумал. И конечно, если бы Иуда раскаялся в этом грехе, то он смог бы получить от Человеколюбивого Господа прощение. Но увидев последствия своего поступка, Иуда совершил еще один страшный грех, он удавился.

Вечером в Великий Четверг совершается одна из самых красивых и длинных служб — «Двенадцать Евангелий». На службе вспоминаются события Страстей Господних — от молитвы Господа в саду Гефсимании до положения Его Тела во Гроб.
Этот день еще называется Чистый четверг. По обычаю люди убирают в доме, моются и начинают приготовление к Пасхе: пекут куличи и красят яйца. В Великий Четверг произошло установление одного из главных православных таинств – Таинства Причастия, поэтому очень важно посетить богослужение, исповедаться в грехах и причаститься Святых Христовых Таин.

ПЯТНИЦА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Отче – прости им, ибо не знают, что делают

В Великий Пяток Спаситель был приговорен к смерти. Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Самый главный урок, который человечеству преподал Спаситель, будучи распятым на Кресте, это прощение. Невзирая на страшную боль, Иисус Христос просит Отца помиловать своих мучителей:

«Отче – прости им, ибо не знают, что делают»

Ни проклятие, ни угроза, но прощение прозвучало из уст казненного Человека. Именно этими словами было запечатлено Евангелие потому, что без прощения невозможно ни понимать, ни тем более исполнять Святое Писание.
Николай Сербский проповедовал:

“И когда нам в голову придет судиться с товарищем из-за его долга…надо нам вспомнить последние слова Христовы, которые Он изрек, умирая на Кресте: «Отче! Прости им». Тот, у кого осталось хоть сколько-нибудь не сожженной совести, устыдится при таких воспоминаниях, и ослабнет его рука, гонящая малых должников его».

В этот день Сам Господь принес Себя в жертву, поэтому литургия в Великую Пятницу не проводится, а с раннего утра совершается служба Царских Часов.
В третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа, священники совершают вынос Плащаницы с Престола, как будто с Голгофы, на середину храма. Потом священнослужители вместе с молящимися поклоняются перед Плащаницей, которая символизирует Христа, лежащим во гробе.
Плащаница на середине храма находится так же, как и Христос во гробе, в течение трех дней.
Великий Пяток – это день, когда соблюдается самый строгий пост в году. До самого выноса Плащаницы нельзя принимать никакую пищу.

СУББОТА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

День печали

В Великую Субботу совершилось погребение Иисуса Христа.

Иосиф вместе с Никодимом сняли с креста Тело Спасителя, обвили Его пеленами с благовониями и положили в новый каменный гроб, который был недалеко от Голгофы.

Фарисеи и первосвященники знали предсказание Иисуса Христа о том, что Он воскреснет, но не верили этому предречению. Боясь того, что Апостолы похитят Тело Христа, а потом сообщат людям о Его воскрешении, в субботу ко входу погребальной пещеры, они привалили огромный камень и приставили охрану. Но это им не помогло.

В Страстную Субботу Церковь вспоминает о пребывании тела Спасителя во гробе, о том, что в этот день Он сошел душою в ад, возвестил там о победе над смертью и избавил, освободил ожидавшие Его души.

В Великую Субботу совершается торжественная и долгая Литургия, на которой читаются паремии (ветхозаветные чтения). В них вспоминается спасение израильского народа от египетского рабства, спасение пророка Даниила от огня, которое было прообразом Крестной смерти и Воскрешения Иисуса Христа.
Эта суббота – день покоя и скорби.

После службы освящают куличи, яйца и пасхи. Считается правильным оставить некоторую часть яств в храме, пожертвовать нищим и бедным.

В двенадцатом часу ночи начинается первая служба праздника, Светлого Христова Воскресения. Читается на Полунощнице канон с ирмосом «Волною морскою«, в конце которого при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.
.
А верующие ждут двенадцати часов, после чего начинается самый главный день для христиан – Праздник Воскресения Господа. Пасха!

Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 год

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОТА

Древняя старообрядческая икона Спас на троне, или Седмица – одна из наиболее мощных изобразительных квинтэссенций, воспроизводимых изографами дореволюционной России, образ редкий и очень востребованный теми верующими людьми, кто понимает, что именно такое святое изображение обязано быть центральным в домашнем иконостасе и что оно включает в себя сразу несколько святых образов, особо почитаемых в исконной православной традиции: Святой Иоанн Богослов, Апостолы Петр и Павел, Святитель Николай Чудотворец, Архангелы Михаил и Гавриил, Святые Константин и Елена, Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие! Икона была написана в середине 18-го века где то на просторах Русского Севера, региона чтившего еще дониконовские традиции иконописи и потому особо востребованного не только православными верующими, но и современными коллекционерами древнерусской живописи. Икона написана на двухковчежной добротной доске, размер иконы 31,1х26х3 см. Была произведена тщательная профессиональная реставрационная работа по расчистке образа от многовековой почерневшей олифы, частично восстановлена графика одежд святых. Икона приведена в экспозиционное состояние с минимальными вмешательствами в авторский слой. Старинная икона Седмица – замечательно приобретение для домашнего моления, но это и икона для подарка, ценного, духовного, уникального!

Читайте также:  Икона нечаянная радость за что можно молиться

Вообще-то Седмица – это «семерка», а точнее, семь дней, неделя. Начинается такой «календарь в миниатюре» с воскресенья (Воскресения Христова), в понедельник принято славить Силы Небесные (Собор Архангела Михаила), во вторник – святого пророка Иоанна Крестителя. В среду празднуют день Богородицы (как правило, этому дню соответствует икона Благовещения), четверг – апостольский день и день любимого в народе, Николая Угодника. Пятница – Страстной день – Распятие Христово. А вот суббота именуется как «Суббота Всех Святых», и на старинных иконах такой образ изображался особо: Спаситель в царских одеждах восседает на троне с раскрытым Евангелием, ему предстоят Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель – получается своеобразный Деисус, а за троном располагались и все святые, которых мы только что упоминали в Седмице – Бесплотные Силы, апостолы, пророки, святые, юродивые – сонм образов мог быть как небольшим, так и расширенным.
Старинные иконы Седмица встречаются сегодня на антикварном рынке достаточно редко, по большей части это образы, созданные в XIX веке, но сегодня мы приготовили для Вас настоящий сюрприз, великолепный самобытный живописный памятник, созданный более двухсот лет назад, в XVIII столетии, да еще и где – на Русском Севере!
Северные иконы, или, как их принято называть, северные письма, ныне необычайно востребованы среди собирателей древностей, но интерес к талантливым работам заповедных иконописцев огромен и у тех приобретателей икон, кто уже познакомился с иконами Русского Севера, кто успел влюбиться в них и почувствовать всю их необыкновенную, неисчерпаемую энергетику и необычную эстетику, присущую только творениям из этого отдаленного региона.
Русский Север не зря именуют сегодня, в контексте разговора об иконах, территорией старообрядчества. Действительно, именно тут коренное население и пришлые, беглые ревнители древлего благочестия обосновались и существовали на протяжении многих веков, бережно храня традиции даже во время беспощадных гонений на старую веру со стороны светских и церковных властей.
Вдали от суеты, в укромных лесных уголках обосновывались староверы, строили избы, рубили из векового леса и церкви, часовенки.
Не нуждаясь в покупных иконах, да и не имея особой возможности их приобретать, жители Русского Севера сами писали для себя и сельчан образа, копируя древние «дедовские» потемневшие иконы, создавая пусть и простые по технологии и рисунку, но удивительно трогательные, что называется, душевные, сердечные святые образы.
Деревенский богомаз не имел столичного художественного образования, но промысел пророс корнями в прошлые века, хранил традиции, и умение писать иконы передавалось по наследству – от отца к сыну, или даже от деда к внуку.
Охряная гамма и скудный набор цветов – это дань традициям «сдержанного письма», а сами пигменты для икон добывались мастерами тут же, на месте, покупных красок у них не было.
В Северной иконе всегда нужно видеть не только живопись, необходимо прочувствовать, как говорится, икону целиком. Ведь мастер делал свое произведение от начала и до конца, сначала заготавливал древесину, тщательно сушил ее несколько лет, затем разрубал поленья на доски, причем и тут были нюансы, ведь икона должна была просуществовать долго, не каждая доска становилась ею, большая часть полена выбраковывалась, шла на другие поделки.
Обратите внимание на иконную доску этого произведения – это по-настоящему породистая, очень характерная основа Северной иконы, добротно сработанная умелыми руками!
Плотная, с двойным ковчегом (такого уже не встретишь на поздних иконах из Центра России), доска с двумя врезными конусовидными шпонками – для понимающего ценителя старины уже эти признаки являются определяющими, подтверждающими тот факт, что перед ним находится икона Русского Севера XVIII столетия, проникнитесь этим моментом и Вы!
Северные письма, народная икона Русского Севера – это особый стиль изображения Небожителей, возможно, чуть суховатый, плоский, но в этой лаконичной сдержанности видна твердая рука мастера, уверенно ведущего кисть по плоскости прогрунтованной, пролевкашенной иконной доски.
Рисунок формирует жесткий черный контур, создаваемый «угольным» лаком. Заполнение форм происходит светлыми оттенками охры, более темные тона отдаются ликам святых.
Нарядность и объем, а также декорирование здесь осуществляется белилами, обязательно обратите внимание на «жемчуг» – точечные орнаменты, особо любимые иконописцами Русского Севера, активно культивировавшиеся ими в иконописных работах как раз в XVIII веке, тогда, когда создавался и этот образ.
Несмотря на ограниченные цветовые возможности, художник отлично справляется с формированием уникальных образов, где каждому персонажу присущ не только свой собственный вид, но и динамика движений, поз. Обратите внимание на то, что изображение не является набором статичных фигур, здесь каждый Небожитель как будто «сфотографирован» в момент совершения неких движений, действий, отчего картинка буквально оживает под Вашим взглядом!
Конечно, лаконичную живопись старообрядческого Севера нельзя сравнить, например, с иконами Палеха или Мстёры, сложными, горящими золотом и удивляющими тонкостью письма и богатством декора. Но у северных писем своя прелесть, своя неизбывная харизма, поэтому не возникает никакого барьера при молитвенном общении с такими иконами, они сразу, что говорится, ложатся на душу, нравятся, перед ними хочется молиться.
Эта радушная открытость святых образов, отсутствие какого-либо давления на молящегося и подкупает в Северной живописи, которая уже несколько десятков лет будоражит умы исследователей феномена и собирателей, отлично понимающих, что именно такая икона будет востребована всегда, но которой, увы, слишком мало осталось в свободном антикварном обращении, ведь основная масса северных писем уже осела в солидных государственных музейных и частных собраниях!
Седмица северного письма – великолепный пример того, что в самой глубинке России существовали устойчивые традиции иконописания, хранящие свои приемы, секреты, но важно одно – это замечательный повод не просто увидеть икону на странице нашего сайта, почувствовав ее силу и уникальность, но и стать ее законным Владельцем, Хранителем, ведь всесторонняя ценность этого предмета с годами будет только расти, а у Вас будет шанс получить настоящую семейную реликвию, которою Вы сможете передать, как добрую память, своим детям и внукам, продолжив вековые традиции русского православия!

Икона седмица о чем молятся

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

В Светлый вторник совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.

В Светлую пятницу совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.

В Светлую субботу на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота.
В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Всю неделю, после Литургии, совершаются крестные ходы около церкви, в которых, носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где » времени уже не будет» (Откр. 10, 6).
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны.
Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.
На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Светлый понедельник

Согласно библейскому преданию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо. Светлый понедельник — христианский праздник в память о первом дне после воскресения Христа. Согласно Библии, Христос воскреснув, неузнанным явился двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.» (Лк., 113-е зач., 24: 12–35)
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелиео явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

Светлый Вторник

Во вторник Светлой седмицы Православная Церковь празднует день Иверской Иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон вXI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

Тропарь Иконе Божией Матери Иверская.

От святыя иконы Твоея,
о Владычице Богородице,
исцеления и цельбы подаются обильно
с верою и любовию приходящим к ней,
тако и мою немощь посети,
и душу мою помилуй, Благая,
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Светлый Пяток

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник». В этот день после Литургии совершается чин малого освящения воды (водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»), а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
Для келейного чтения предназначен Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Живоносный Источник».Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455 — 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834 — 1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.

Светлая Суббота

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артосторжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Читайте также:  Чимеевская икона о чем молятся

Антипасха. Фомино Воскресенье

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.
В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.

Пасхальный Период

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицыколенопреклонений и земных поклонов не полагается.
До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, З—4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Икона седмица о чем молятся

Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся.

Принято считать, что не имеет значения, перед какой именно иконой вы молитесь, если вы делаете это с чистым сердцем и добрыми намерениями. Мы молимся и почитаем не конкретную икону, а того кто на ней изображен.

По вере молящегося подается и исцеление.

Однако, известны случаи, когда Богородица сама являлась больным и страждующим во сне или на яву и говорила, перед какой иконой нужно помолиться, чтобы получить исцеление от недуга, и где эту икону найти.

Страждующие шли в указанно место, находили икону, о которой говорила Богородица, молились перед ней и тут же получали исцеление.

Многие люди получали исцеление от молитвы перед иконами Божьей Матери.

Все эти чудесные исцеления были записаны и теперь мы знаем, какими исцелениями прославились конкретные иконы Божией Матери.

Более подробную информацию о житии каждой иконы Божьей Матери можно найти в списке икон.

Также посмотрите иконы Божьей Матери по датам празднования, возможно в ваш день рождения празднуется какая-либо икона Богородицы. Молитвы и особое почитание “своей” иконы Богородицы (совпадающей с днем рождения, или следующей после него) многими считается особо важным.

Список икон Богородицы и о чем принято молиться:

Икона Божией Матери “Благодатное Небо” – молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небеснаго – день празднования 6 (19) марта.

Икона Божией Матери “Боголюбская” – молятся при эпидемиях моровой язвы, чумы, холеры – день празднования 18 (1) июня.

Икона Божией Матери “Взыскание Погибших” – молятся при головной и зубной боли, лихорадке, болезни глаз, о вразумлении отпавших от веры православной, погибающих детях, о благодатном браке и от пристрастия к винопитию – день празднования 5 (18) февраля.

Икона Божией Матери “Владимирская” – принято молиться об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России – день празднования 23 (6) июня.

Икона Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” – молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, страдающие припадками, раслабление рук, болезнию горла, туберкулезом – день празднования 24 (6) октября.

Икона Божией Матери “Грузинская” – молятся при эпидемии моровой язвы, чумы, об исцелении страдающих слепотой, глухотой – день празднования 22 (6) августа.

Икона Божией Матери “Державная” – принято молиться о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране и сохранении России – день празднования 2 (15) марта.

Икона Божией Матери “Достойно Есть” – молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела – день празднования 11 (23) июня.

Икона Божией Матери “Живоносный Источник” – молятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами, обращающиеся к Ней с верою получают исцеления – день празднования Пятница Светлой седмицы.

Икона Божией Матери “Знамение” – молятся об исцелении от слепоты, холеры – день празднования 8 (21) сентября.

Икона Божией Матери “Иверская” – молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножения плодородия земли- день празднования 12 (25) февраля (празднуется во Вторник Светлой Седмицы).

Икона Божией Матери “Иерусалимская” – принято молиться при пожаре, эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, об исцелении от слепоты, паралича – день празднования 12 (25) октября.

Икона Божией Матери “Ильинско-Черниговская” – молятся об исцелении от паралича, оспы, болезни ног, нападения темных сил, от внезапной смерти – день празднования 16 (29) марта.

Икона Божией Матери “Казанская” – молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, является заступницей в тяжелые времена, ей благословляют вступающих в брак – день празднования 8 (21) июля 22 (4) октября.

Икона Божией Матери “Калужская” – молятся страдающие недугом расслабления, болезнью ушей,слуха – день празднования 2 (15) сентября.

Икона Божией Матери “Козельщанская” – принято молиться при различных телесных повреждениях, травмах – день празднования 21 (6) февраля.

Икона Божией Матери “Млекопитательница” – молятся кормящие матери и при родах – день праднования 12 (25) января.

Икона Божией Матери “Муромская” – молятся о даровании духа разума, благочестия, милосердия, кротости, чистоты и правды, о сохранении града и страны христианской – день празднования 12 (25) апреля.

Икона Божией Матери “Неопалимая Купина” – избавляет дома почитающих и молящихся Ей от пожаров- день празднования 4 (17) сентября.

Икона Божией Матери “Неувядаемый Цвет” – принято молиться о сохранении чистой и праведной жизни. Также она помогает в правильном выборе супруга или супруги. Чистая пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Совершается много исцелений больных – день празднования 3 (16) апреля.

Икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша” – молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства – день празднования 5 (18) мая.

Икона Божией Матери “Нечаянная Радость” – к ней обращаются страдающие недугом глухоты – день празднования 9 (22) декабря.

Икона Божией Матери “Отрада и Утешение” – молятся об исцелении от недугов – день празднования 21 (3) января.

Икона Божией Матери “Почаевская” – молятся об охранении от ересей и расколов, от нашествия иноплеменных, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена – день празднования 23 (5) июля.

Икона Божией Матери “Призри На Смирение” – молятся об исцелении от слепоты, холеры – день празднования 16 (29) сентября.

Икона Божией Матери “Семистрельная” – молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умирении враждующих – день празднования 13 (26) августа. Более известная сегодня разновидность этой иконы – “Умягчение Злых Сердец”.
Икона Божией Матери “Скоропослушница” – молятся при многих недугах – слепоте, хромоте, расслаблении, находящиеся в плену, попавшие в кораблекрушение – день празднования 9 (22) ноября.

Икона Божией Матери “Слово Плоть Бысть” – молятся ожидающие ребенка и при трудных родах – день празднования 9 (22) марта.

Икона Божией Матери “Спасительница Утопающих” – обращаются те, которым приходится вручать себя во власть водной стихии – день празднования 20 (2) декабря.

Икона Божией Матери “Спорительница Хлебов” – принято молиться об избавлении от засухи, гибели хлебов, голода – день празднования 15 (28) октября.

Икона Божией Матери “Споручница Грешных” – молятся во время греховного омрачения, во всяком унынии, отчании и скорби душевной – день празднования 7 (20) марта.

Икона Божией Матери “Страстная” – молятся об исцелении от холеры, слепые и раслабленные, от пожара – день празднования 13 (26) августа.

Икона Божией Матери “Тихвинская” – молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, падучей болезни, от нашествия иноплеменных – день празднования 26 (9) июня.

Икона Божией Матери “Толгская” – молятся об избавлении от засухи, безбожия -день празднования 8 (21) августа.

Икона Божией Матери “Трех Радостей” – принято молиться об оправдании обвиненных, об освобождении из плена, о возвращении утраченного – день празднования 26 (8) декабря.

Икона Божией Матери “Троеручица” – молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре – день празднования 28 (11) июня.

Икона Божией Матери “Умиление” – почитаемая икона преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих дает им исцеления – день празднования 28 (10) июля 19 (1)июля.

Икона Божией Матери “Утоли Моя Печали” – молятся об избавлении от болезней и скорбей телесных, от греховных страстей, обуревающих сердце человека – день празднования 25 (7) января.

Икона Божией Матери “Феодоровская” – молятся при трудных родах – день празднования 14 (27) марта.

Икона Божией Матери “Целительница” – принято молиться об исцелении от различных болезней – день празднования 18 (1) сентября.

Икона Божией Матери “Черниговская” – молятся страдающие недугом беснования и при болезни глаз – день празднования 1 (14) сентября.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы – О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Богородицы – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице – Основные молитвы.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Читайте также:  Икона преображение господне о чем молиться иконе

Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Суеверия – Описание некоторых суеверий.

Для желающих оказать посильную помощь нуждающимся рекомендуем портал ПРЕДАНИЕ

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона седмица о чем молятся

Календарь Молитвослов Библия

  • 10.04.2018
  • 0 комментариев
  • Татиана
  • Рубрика: Пресвятая Богородица

Вторник Светлой седмицы — праздник иконы Иверской Божией Матери


Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.
Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.


Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.


Иверский монастырь на Афоне

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божьей Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Иверская Монреальская. Брат Иосиф Муньоз

Иверская икона – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”


13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская часовня

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.


Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.


В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Седмица

По русскому православному календарю, каждый день недели знаменует священное событие, и икона с изображением этих событий, в соответствии с каждым днем, должна помочь проводить их сознательно и с должным благоговением.

Икона с изображением дней недели именуется «Седмицей». На ней неделя начинается с воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым, т.е. Сошествием во Ад. (Великим постом неделя кончается воскресением). В понедельник поминаются Силы Небесные, потому следующий образ — «Собор архангела Михаила». Вторник — день, посвященный св. Иоанну Крестителю и обозначенный Крещением Христа. Среда, день Богоматери, — Благовещение. Во втором ряду слева — четверг, день, который готовит ко дню печали, — изображено Омовение Ног. День горести и поста — пятница — Распятие Христа Спасителя. Между четвергом и пятницей — светлый и радостный день субботний, канун Светлого Воскресения, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств. Новозаветный «день приготовления» — суббота, заменившая ветхозаветную пятницу. В радостный день субботний Христос в ореоле славы, с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Крестителем и ангелами. Все окружающие Его в белых одеждах, даже св. Иоанн Креститель сменил свое обычное одеяние из верблюжьей шерсти на белые ризы. Русское крестьянство, которое сохраняло в чистоте обычаи Православной Церкви, надевало в субботу чистые рубахи и зажигало лампады у икон.

День субботний иногда выделяется отдельной иконой и именуется тогда «Суббота Всех Святых». Христос в славе держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Богоматерью и св. Иоанном Крестителем. В нижнем поясе стоят лики святых: юродивые, праотцы, преподобные жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики, к которым Христос является перед Вторым пришествием и которые не будут судимы.

С IV века, по постановлению Церкви, стали обязательны посты в среду и пятницу и в одинаковой мере обязательно присутствие в церкви в Воскресение и празднование этого дня. На Руси, в первые века принятия христианства, Церковь старалась внушить и пояснить необходимость постов, прибегая к проповеди и посланиям, обещая награду на небесах за соблюдение постов и наказание за отступления. В народном воображении среда и пятница стали воплощаться в образы ангелов или святых, милующих и карающих.

«Параскева» — значит по-гречески «день приготовления», т.е. по календарю «пятница». Св. Параскева стала, таким образом, олицетворять пятый день недели. В житии св. Параскевы сказано, что она родилась у благочестивых родителей, соблюдавших посты. Другая св. Параскева, по житию, была дочерью царя и, приняв христианство, приняла и мученический венец.

Св. Параскева стала на Руси таинственной помощницей, покровительницей и в то же время обвинительницей перед Господом Богом. По народному поверью, св. Параскева, величественная, как царица, посещала самые скромные жилища, проверяя, все ли чисто и в порядке. Если она находила неопрятность, то наказывала ленивую хозяйку. На воскресных прядильниц она напускала судороги и заусеницы и грозилась их обвинить на Страшном Суде. Она обещала, что у родителей, не соблюдавших постов, будут дети воры и пьяницы. Если курицу посадить в пятницу на яйца — цыплята не вылупятся и т.д. Следуя этому, люди перестали предпринимать что-либо в этот день. Пятница превратилась в день, приносящий неудачу в делах. С другой стороны, св. Параскева Пятница ограждала от убийств, наводнения, зубной и головной боли. Она посылала хороший урожай и устраивала счастливые браки. Чтобы ее задобрить, купцы строили на ярмарках специальные часовни под названием «Пятницы».

Св. Параскева Пятница была как мать наказующая и милующая и принимала участие во всех мелочах жизни. Ее икона украшалась цветами, которые потом сушились и принимались как лекарство. На русских иконах св. Параскева Пятница — молодая женщина с венцом на голове и в алом шитом золотом одеянии. Ее греческое имя «Параскева» часто упускается на иконах и сокращенная надпись читается «св. Пятница».

В давнее время в Малороссии «понедельничали», т.е. соблюдали пост и в понедельник. Произошло это потому, что вел. кн. Владимир Святой вскоре после Крещения Руси повелел всем присутствовать в воскресенье в церкви. Те, которые этого не исполняли, были наказуемы в понедельник. Стали поститься, чтобы задобрить понедельник во избежание наказания.

Добавить комментарий