Икона шестоднев о чем молятся

ООО СОЛНЦЕ МОЁ

В каких случаях и каким иконам молиться

Иконы для молитвы от проникновения в дом и от воров

• Икона Божьей Матери «Недремлющее Око».
• Икона Божьей Матери «Вифлеемская».
• Икона Божьей Матери «Семистрельная».
• Икона Божьей Матери «Находящаяся над вратами».
• «Распятие».

Иконы для лечения болезней, избавления от порчи и проклятий

• Икона Божьей Матери «Троеручица».
• Икона Божьей Матери «Отрада и утешение».
• Икона Божьей Матери «Благодатное небо».
• Икона Божьей Матери «Семистрельная».
• Икона Божьей Матери «Нерушимая стена».

Иконы для вымаливания красоты и любви окружающих

• Икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет»
• Икона Божьей Матери «Достойно есть».
• «Спас златые власы».
• «Шестоднев»
• «Преображение Господне».

Иконы для того, чтобы увидеть тайное или то, что необходимо

• «Всевидящее Око».
• Икона Божьей Матери «Предвозвестительница».
• Икона Божьей Матери «Филафет» («Правдолюбие»)
• «Тайная вечеря».

Иконы для приумножения богатства и удачи в бизнесе

• Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов».
• Икона Божьей Матери «Живоносный Источник».
• «Богоматерь Великая Панагия» («Оранта»).
• «Благовещение».
• «Поклонение Кресту».
• «Преподание хлеба».
• «Спас в силах».
• «Вход Господень в Иерусалим».

Иконы, необходимые для лечения паралича

• Икона Божьей Матери «Утоли моя печали».
• Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
• «Чудесное исцеление Богородицей Симона расслабленного».
• Икона Божьей Матери «Иверская» («Вратарница»).

Иконы, перед которыми молятся об успехах в учебе и послушании детей

• Икона Божьей Матери «Ключ разумения».
• Икона Божьей Матери «Воспитание».
• Икона Божьей Матери «Подательница ума» («Прибавление ума»).
• «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Иконы, перед которыми просят защиты от смертных врагов и гонения

• Икона Божьей Матери «Махерская» («Ножевая»).
• Икона Божьей Матери «Избавительница»
• Икона Божьей Матери «Закланная».
• Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
• Икона Божьей Матери «Скоропослушница».
• Икона Божьей Матери «Семистрельная».
• Икона Божьей Матери «Знамение».
• Икона Божьей Матери «Призри на смирение».

Иконы, перед которыми молятся о сохранности членов семьи

• Икона Божьей Матери «Домостроительница» («Экономиста»).
• «Святая Троица».
• «Спас Вседержитель».
• «Крещение Господне».

Иконы, перед которыми молятся о защите от плена и иноземцев

• Икона Божьей Матери «Иверская» («Вратарница»).
• «Тихвинская икона у Западных врат».
• Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
• Икона Божьей Матери «Избавительница».
• Икона Божьей Матери «Тупичевская».
• Икона Божьей Матери «Оконская».
• «Спас Еммануил с Ангелами».

Иконы для лечения старых и немощных

• Икона Божьей Матери «Старчицкая».
• Икона Божьей Матери «Герондисса» («Старица»).
• Икона Божьей Матери «Утешительница скорбящих».
• Икона Божьей Матери «Целительница».
• Икона Божьей Матери «О, Всепетая Мати».
• Икона Божьей Матери «Иверская» («Вратарница»).
• Иконы для молитв о сохранности моряков и рыбаков.
• Икона Божьей Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»).
• «Святые апостолы Петр и Павел».

Иконы для примирения супругов

• «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».
• Икона Божьей Матери «Семистрельная».
• Икона Божьей Матери «Киево-Братская».
• Икона Божьей Матери «Вразумившая экклесиарха».
• «Жены мироносицы у гроба Господня».

Иконы для лечения сумасшествия

• Икона Божьей Матери «Живоносный Источник».
• Икона Божьей Матери «Иверская» («Вратарница»).
• Икона Божьей Матери «Утоли моя печали».
• Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
• Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
• Икона Божьей Матери «Целительница».
• «София, Премудрость Божья».
• «Андрей Юродивый с житием».
• Икона Божьей Матери «Молдавская».

Иконы, необходимые при отчитке от недолголетия

• «Воскрещение Лазаря».
• Икона Божьей Матери «Слово плоть бысть» (« Албазинская»).
• Икона Божьей Матери «Закланная».
• Икона Божьей Матери «Милостивая» («Киккская»).
• Икона Божьей Матери «Животодательница».
• «Рождество Христово».
• Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
• Икона Божьей Матери «Нечаянная радость».
• Икона Божьей Матери «Три Радости»,

Иконы, перед которыми молятся о преданности и любви

• «Предста Царица».
• Икона Божьей Матери «Державная».
• Икона Божьей Матери «О тебе радуется».
• «Положение пояса и ризы Богоматери».

Иконы, перед которыми молятся при бесплодии и просят защитить от трудных родов

• Икона Божьей Матери «Помогательница женам чада рождати».
• Икона Божьей Матери «Млекопитательница».
• Икона Божьей Матери «Слово плоть бысть» («Албакинская»),
• Икона Божьей Матери «Блаженное чрево».
• «Рождество Пресвятой Богородицы».
• Икона Божьей Матери «Животодательница».

Иконы для отчитки детей от болезней

• Икона Божьей Матери «Избиенных младенцев от Ирода».
• «Сретение Господне».
• Икона Божьей Матери «Владимировская».
• «Крещение Господне».
• «Святой Николай Чудотворец».
• Икона Божьей Матери «Иверская» («Вратарница»).

Иконы для лечения наркомании и алкоголизма

• Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша».
• Икона Божьей Матери «Скоропослушница».
• Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
• Икона Божьей Матери «Всецарииа» («Пантасса»),
• «Сошествие во ад».
• «Чудо Георгия о змие».
• «Собор Архангелов».

Иконы, перед которыми молятся о наказании убийцы

• «Спас Ярое Око».
• «Сошествие Святого Духа на апостолов».
• «Страшный суд».
• «Иоанн Предтеча».
• «Сошествие во ад».
• «Шествие на Голгофу».
• «Положение во гроб».
• «Распятие».

Иконы, перед которыми молятся о без вести пропавших в надежде их найти

• Все иконы Божьей Матери, именуемые «Одигитрия» («Путеводительница»).
• «Святая Троица».
• «Покров Пресвятой Богородицы».
• «Святой Николай Чудотворец».

Иконы для исцеления отрока

• Икона Божьей Матери «Всецарица» («Пантасса»).
• Икона Божьей Матери «Патриаршая».
• Икона Божьей Матери «Чистительная».
• Икона Божьей Матери «Избавление от бед страждущих».
• Икона Божьей Матери «Плачущая».
• «Рождество Христово».

Иконы, перед которыми молятся о скором избавлении от мук

• «Мученица Ульяна».
• «Христос, благословляющий святого апостола Петра и мученицу Наталью».
• Икона Божьей Матери «Мати Молебница».

Иконы, перед которыми молятся о помощи заключенным под стражу людям

• Икона Божьей Матери «Споручница грешных».
• Икона Божьей Матери «Взыскание погибших».
• Икона Божьей Матери «Семистрельная».
• Икона Божьей Матери «Знамение».
• Икона Божьей Матери «В скорбях и печалях Утешение».
• «Великомученица Анастасия Узорешительница».

Иконы, перед которыми молятся о легкой смерти для человека

• «Успение Пресвятой Богородицы».
• Икона Божьей Матери «Страстная».
• Икона Божьей Матери «И Тебе Самой душу пройдет оружие».
• «Вознесение Господне».
• «Не рыдай Мене Мати».

Иконы, перед которыми молятся о прекращении войн и избавлении от потерь во время войны

• Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина».
• «Явление Богоматери святому Василию Великому».
• Икона Божьей Матери «Огневидная».
• Икона Божьей Матери «Не сгоревшая во время пожара»

Иконы, помогающие образумить, унять буйного человека

• Икона Божьей Матери «Ключ разумения».
• Икона Божьей Матери «Призри на смирение».
• «Святитель Тихон в житии».

Иконы, перед которыми молятся при всех трудных случаях

• «Архангел Михаил».
• «Архангел Гавриил».
• «Спас Нерукотворный».
• «Илья Пророк с житием».
• «Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей».
• «Апостол Петр».
• «Апостол Фома».

Иконы для помощи скоту и в ведении домашнего хозяйства

• «Святитель Власий Севастийский и мученики Флор и Лавр».
• «Святители Спиридон Тримифунтский и Власий Сонстийский».
• «Преподобный Иоанн Лествичник со святыми Георгием и Власием».
• Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов».

скачать информацию

Шестоднев

Реставрация: Реставрция 1992 г. (МНРХУ)

Размер: 63 х 46,8

Автор: Мастерская В.И.Хохлова

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, ангелы, апостолы

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Из клейм состоит

Иконографическая справка

Название иконы восходит к традиционному обозначению библейского сказания о днях творе­ния (Быт. 1:1—31). Святоотеческие толкования и комментарии на эти тексты Библии, среди которых «Шестоднев» Василия Великого является первым и наиболее авторитетным1, получили широкое распространение в средние века2. В иконописи библейскому сказанию соответствует изображение Сотворения мира в шести композициях-клеймах, в которых иллюстрируется сотво­рение света (день первый) и тверди-неба (день второй), разделение земли и моря и насаждение земли растениями (день третий), создание солнца и луны (день четвертый), сотворение живот­ных, птиц, рыб (день пятый) и человека (день шестой).

В христианском богослужении существует практика соотнесения с каждым днем седмицы определенных воспоминаний о ветхозаветных и новозаветных событиях и лицах: в понедельник — о Бесплотных силах, созданных прежде человека, во вторник — о ветхозаветных праведниках и пророках и о самом почитаемом из них — Иоанне Предтече, в среду начинается прославление новозаветных событий — поминаются Тайная вечеря, Крестные страдания Иисуса Христа, Бого­матерь, в четверг — апостолы и святитель Николай, в пятницу — день памяти Страданий и Смерти Иисуса Христа, суббота — день памяти всех святых и первой среди них — Богоматери, а также всех от века усопших праведников, воскресенье — прославление Воскресения Христова. Каждому дню седмицы соответствует определенный праздник: понедельнику — Собор архангела Михаила, втор­нику — Усекновение главы Иоанна Предтечи и т. д. Эти праздники, как правило, с Субботой всех святых, помещают на иконах так называемого праздничного Шестоднева, формирование кото­рого связано с текстами толкований на дни недели Кирилла Философа (XI в.)3.

Икона принадлежит к возникшему в Новое время (в конце XVIII в.) типу, в котором соединя­ются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева. На полях иконы представ­лены наиболее чтимые святые, в основном русские. В углах композиции — четыре евангелиста, пишущие Евангелия. По периметру расположены клейма с парными изображениями святых и не­сколько сюжетных сцен (слева направо): святители Григорий Богослов; Иаков, брат Господень, «Поклонение агнцу», Василий Великий, Иоанн Златоуст, святители Московские Алексий, Петр, Иона, Филипп; святители Ростовские Игнатий, Исайя, Леонтий, Иаков; основоположники рус­ского монашества преподобные Феодосии и Антоний Печерские; преподобные Зосима и Савватий Соловецкие; преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский; преподобный Тихон Лух-ский и праведный Филарет Милостивый; Христа ради юродивые Василий и Максим Московские; «Убиение царевича Димитрия»; Христа ради юродивые Прокопий и Иоанн Устюжские. Состав свя­тых в иконах «Шестоднев» вариативен, что связано, вероятно, с индивидуальным заказом.

Изображение событий грандиозного исторического масштаба и значения (Сотворение мира, Грехопадение, Распятие, Воскресение Господне и др., т.е. история Домостроительства Божия) в окружении клейм со вселенскими и русскими святыми (святителями, преподобными, юроди­выми, мучениками) призвано показать, что Русская церковь с крещением Руси стала частью Все­ленской Церкви и включена в Домостроительство Божие.

Известно несколько близких по иконографии, манере письма и колориту «Шестодневов», про­исхождение которых, на основании нескольких подписных произведений, исследователи связы­вают с мастерской Василия Ивановича Хохлова, работавшего в конце XVIII — первой трети XIX в. в Палехе. Возможно, что именно в этой мастерской была создана наполненная глубоким богослов­ским содержанием иконография Шестоднева

Происхождение

Происходит из московской церкви Покрова Богородицы в Филях

Великий пост: иконографические параллели

Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь,
еюже деяние обличает, еже содея.

(Великий канон, песнь 7-я)

Песнословия Триоди Постной содержат множество прекрасных примеров покаяния. Нередко они столь выразительны, что воспринимаются молящимися — и читающими эти тексты, и слушающими — как зрительные образы. Косвенное подтверждение этому можно найти в словах Великого канона преподобного Андрея Критского, вынесенных в эпиграф нашей статьи; в русском переводе они звучат так: «Давид некогда, словно икону написал, составив песнь, обличающую совершенное им греховное деяние…» Речь идет здесь не о текстах Триоди, а о Священном Писании — о покаянном 50-м псалме — он является настолько ярким и действенным призывом к покаянию, что Церковь включила его в ежедневное молитвенное правило.

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Поэтому вполне правомочным представляется вопрос: если церковное предание с раннехристианских времен стремилось создать зрительные образы литургически воспоминаемых священных событий — от Боговоплощения до Пятидесятницы, — то какие иконографические параллели могли быть усвоены такому важнейшему периоду годового богослужебного круга, как Великий пост?

Заблаговременно начиная готовить своих чад к дням Святой Четыредесятницы, Церковь в течение четырех недель предлагает Евангельские чтения и связанные с ними богослужебные тексты, не только призывающие задуматься о состоянии своей души, но предлагает конкретные меры к исправлению этого состояния. Это чтения недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и, наконец, воспоминание Адамова изгнания в Неделю сыропустную, когда Евангельское чтение (Мф. 6:14–21) дает совершенно определенные указания, как следует вести себя христианину во время поста.

Иконографические сюжеты притч о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также сюжет изгнания Адама из рая появляются достаточно поздно и встречаются, как правило, в храмовой росписи. Несколько ранее, уже в Х веке, появляются сложные композиции Страшного Суда, а также еще ряд сюжетов, имеющих отношение к Святой Четыредесятнице.

Напоминания о Суде Божием, конечно, не ограничиваются только чинопоследованием Недели мясопустной; ежедневно православный христианин вспоминает об этом, читая утром Символ веры и завершая день молитвами на сон грядущим (молитва святого Иоанна Дамаскина). Так и в наших храмах иконы Страшного Суда располагались обычно в западной части храма, напоминая выходящим их храма богомольцам призыв апостола трезвиться, бодрствовать, противостоять твердою верой (1 Пет. 5:8, 9) всем соблазнам врага рода человеческого. Иконы Страшного Суда, как правило, писали большого формата — не только из-за сложности композиции, но и потому, что всегда актуальным был призыв премудрого сына Сирахова: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 8:39).

Примером может служить большая (177×120 см) икона Страшного Суда, находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа. Она относится к середине XVI в. и происходит из Покровской церкви погоста Лядины Каргопольского района Архангельской области. Основная иконографическая схема сложилась уже в X—XI вв., но на Руси в XV—XVI вв. получают развитие эпизоды, связанные с эсхатологическими видениями пророка Даниила (см.: Дан. 8–9).

На каргопольской иконе пророк Даниил и ангел изображены в небольшом круге у правого края иконы. Чуть ниже — круг большего размера с аллегорическими изображениями Земли и Моря, отдающих своих мертвецов, восстающих на Суд Божий. Юный пророк в характерном головном уборе, ужасаясь увиденным, обернулся к ангелу, который его успокаивает, мягко придерживая за плечо и разъясняя смысл происходящего.

Да молчит всяка плоть человеча. Строг. шк. Начало XVII в. ГТГ

Следует отметить, что иконы Страшного Суда изобилуют не только живописными парафразами библейских текстов, но непосредственно их цитируют. На каргопольской иконе это, например, открытое Евангелие у сидящего в центре композиции Спасителя со словами: «Не на лица судите…» (Не судите по наружности, но судите судом праведным — Ин. 7:24). Это и сидящие на престолах рядом со своим Божественным Учителем апостолы (Мф. 19:28), и Престол Уготованный (Пс. 9:5, 8) с лежащей на нем открытой Книгой (Откр. 5:1–3). Это Голгофский крест, на котором Спаситель был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу (Откр. 5:9). Это и ангелы со свитками евангельских текстов (Мф. 25:34, 41), говорящих о Суде. Очень выразительно проиллюстрировано паремийное чтение из книги Премудрости Соломоновой: души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. 3:1).

Читайте также:  Чему молятся перед иконой матерь божья нерушимая стена

За закрытыми Райскими вратами, которые охраняет огненный Херувим (Быт. 3:24), восседают праведные Авраам, Исаак и Иаков; есть здесь, на лоне Авраамове, и многострадальный Лазарь (Лк. 16:22). Правее — непосредственно у Райских врат — благоразумный разбойник (Лк. 23:39–43); место ему определено очень точно: он — в раю, но словно только что попал сюда… Еще одна очень выразительная деталь — змей, жалящий в пяту (Быт. 3:15) прародителя: огромная пасть змея способна не только ужалить, но и поглотить. Как не вспомнить тут плач прародителя: «Змий льстивый некогда чести моей позавидев…» (Канон в неделю сырную, песнь 3-я).

Спас Смоленский. Ярославль, XVII в.

Какой простор для духовных размышлений — особенно в дни поста — дает христианину икона Страшного Суда!

Но предание искало и находило, подчас более скромные по масштабам, но также весьма назидательные иконографические сюжеты для дней Святой Четыредесятницы. Вот некоторые из них.

В собрании Третьяковской галереи есть небольшая (20×14 см) четырехчастная икона, получившая в научной литературе название «Четыредесятницы» — она рассматривалась как иллюстрация служб Великого поста. Икона написана в первой трети XV в. мастером круга Феофана Грека и первоначально находилась, видимо, в Успенском соборе Московского Кремля. В 1919 г., когда кремлевские храмы уже были закрыты, работавший в составе «Комиссии по сохранению и раскрытию древних памятников» ученый-исповедник Н. Н. Померанцев обнаружил эту икону в хранилище колокольни Ивана Великого, служившей «рухлядной» Успенского собора.

Четыредесятница. Москва. XI в. ГТГ

Икона «Четыредесятницы» разделена на четыре прямоугольных клейма. В левом верхнем клейме — Иоанн Предтеча в пустыне. Проповедник покаяния, Креститель Господень склоняется к чаше с усекновенной главой. Пред ним — развернутый свиток с текстом: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Слева от Предтечи изображена скалистая горка, в расселине которой секира при корне древа лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10). Напомним слова Великого канона: «Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние…» (Пустыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов светильник взывал, проповедуя покаяние… — песнь 9-я). Не случайно здесь изображена и усекновенная глава Иоанна Предтечи — приходящееся на 24 февраля Обретение ее всегда совершается в период пения Постной Триоди.

На правом верхнем клейме изображена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем. Справа и слева от трона — Архангелы Михаил и Гавриил. Вновь обратимся к Великому канону: «Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша» (песнь 9-я). Милостивным оком взирает на приносящих покаяние Младенец Иисус; милость и во взоре Его Пречистой Матери, пред образом Которой приносят покаянный плач кающиеся: «Радость яко родившая, плач мне подаждь, имже Божественное утешение, Владычице, в будущем дни обрести возмогу» (Богородичен трипеснца в четверг 5-й седмицы Великого поста). Изображение Богоматери с предстоящими архангелами соотносится с субботой Акафиста — Похвалой Пресвятой Богородицы на 5-й седмице Великого поста.

На двух нижних клеймах — соборы святых угодников Божиих, ходатаев наших о спасении. В левом клейме размещены апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Угодник и другие. В лике святителей можно различить и двух митрополитов Русской Церкви, вероятно, это святители Петр и Исаия (или Леонтий) Ростовский. В лике пророков — Моисей, Самуил, Давид псалмопевец с премудрым Соломоном, Даниил с тремя отроками: Ананией, Азарией и Мисаилом. На втором нижнем клейме изображены лики мучеников и преподобных. Здесь можно различить первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Среди жен-мучениц — Фекла, Екатерина, Параскева. В лике преподобных изображены Евфимий Великий, Савва Освященный, Антоний, Онуфрий, а также преподобная Мария Египетская и иные. Видимо, иконография изображенного здесь собора святых восходит к известному тропарю, звучащему на утрени в субботу 2-й седмицы Великого поста: «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивши и веру соблюдшии, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того яко блага молите спастися, молимся, душам нашим». Сходно и содержание тропарей четверопеснца того же дня: «Святии множайшими муками, многия врагов тьмы низложити сподобишася, Спасе, и многих благ Твоих улучиша; молитвами их яко благ, многая моя очисти прегрешения». Во втором тропаре речь идет уже не только об общем ходатайстве о спасении, но и о самом посте: «Воспоим Христовы страстотерпцы, и возопим к ним единомудренно; Владычним подобницы страстем, душ наших страсти исцелите, поститися же от злаго обычая нас укрепите».

У современных исследователей существует мнение, что икона «Четыредесятницы» входила в состав складня-триптиха, в котором последовательность расположения клейм совпадала с последовательностью служб седмичного богослужебного круга, т. е. являлась частью «Шестоднева». Не вступая с ними в полемику, следует всё же обратить внимание на деталь, напоминающую иконографию Страшного суда: в правом нижнем клейме «Четыредесятницы» изображены мертвецы, восстающие из гробов. Сравним этот характерный для Страшного суда эпизод со стихирой на «Господи, воззвах» в неделю мясопустную: «Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество, трепещущи…» Есть все основания считать, что икона «Четыредесятницы» предназначалась именно для молитвенного поклонения в дни Великого поста.

Существовала распространенная традиция предлагать для молитвенного поклонения верующих в дни Великого поста иконы с изображением Страстей Христовых. Вот несколько примеров.

Икона начала XVII в. «Не рыдай Мене, Мати» Строгановской школы (мастер Стефан Арефьев) из Государственного Русского музея — аналойного размера (36×30 см); на полях ее изображены избранные святые: святитель Григорий Богослов, великомученик Никита, мученицы Мавра и Евпраксия. Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска; по сведениям каталога музея, поступила в 1912 г. как дар императора Николая II. Ранее находилась в частном собрании мстерского иконописца и реставратора Е. И. Брягина.

Средник иконы представляет собой иллюстрацию ирмоса 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия» (Не рыдай надо Мною, Мати, видя во гробе Сына, зачатого Тобою во чреве бессеменно, ибо Я восстану и прославлюсь и, как Бог, вознесу во славе тех, которые непрестанно с верою и любовию прославляют Тебя). Аналогичная икона, более ранняя — конца XVI в. — есть и в собрании Третьяковской галереи; она происходит из Троице-Сергиевой лавры, и на полях в числе изображенных святых преподобные Сергий и Никон Радонежские. На иконе из собрания ГТГ позади поникшего умершего Христа — крест с надписью «Царь Славы» (Пс. 23:7–10).

Иконы с таким наименованием представляют еще один иконописный сюжет, усвоенный Святой Четыредесятнице. Наиболее известный памятник (большая икона балканского происхождения; находилась в сельском храме Холмогорского уезда Архангельской губернии; сейчас также в ГТГ) датируется XIV в. и связан с текстом песнопения Великого входа Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится…»

Сюжет еще одной литургической иконы связан с текстом Херувимской песни Великой субботы: «Да молчит всякая плоть человеча…» Небольшая (21×16 см) икона середины XVII в., вероятно, Строгановской школы, подробно иллюстрирует это прекрасное, звучащее единожды в год, песнопение.

Четырехчастная икона. Синай, XIV в.

С чинопоследованием Божественной литургии связана и иконография «Единородный Сыне», получившая распространение с середины XVI в. Первая такая композиция была создана псковскими иконописцами для Благовещенского собора Московского Кремля после опустошительного пожара 1547 г. — это т. н. Четырехчастная, в одном из клейм которой и помещен новый сюжет. Икона иллюстрирует Божественное Домостроительство: непреложно вочеловечивыйся Единородный Сын Божий принимает добровольную смерть, попирает диавола, останавливает шествие смерти и возвращает роду человеческому Царство Небесное. Новая композиция, соединяющая мотивы песнопения Литургии с текстом Откровения св. апостола Иоанна Богослова, вызвала множество споров и стала предметом специального обсуждения на Соборе 1554 года — «Розыск по делу Висковатого». На Соборе было разъяснено, что допустимо («в Премудрости пишут, и в псалме Давидове, и в Песне») изображать Спасителя в разных видах, в том числе, и в воинских доспехах, и в святительском омофоре: «Облачатся в броня правды, и возложит шлем, и суд нелицемерен примет гнев на противныя».

Хотя песнопение «Единородный Сыне» и не относится исключительно к великопостным, но в центре композиции — уже упомянутый выше сюжет «Не рыдай Мене, Мати». Представленная здесь икона конца XVI в. происходит из Толгского монастыря и находится в Ярославском художественном музее.

В дополнение к перечисленным выше приведем еще две иконы, сюжеты которых созвучны спасительным дням Великого поста. Это икона середины XVII в. «Спас Смоленский» с клеймами из Ярославской церкви пророка Илии и Четырехчастная икона второй половины XIV в. из монастыря св. Екатерины на Синае. Тема спасительных Страстей Христовых, представленная в них, является тем лейтмотивом Святой Четыредесятницы, который звучит в течение всей Триоди постной.

Икона Божией Матери “Толгская”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Жизнь человека не проходит без болезней. Если недуг легкий, люди справляются сами. Но когда заболевание захватывает целиком, и кажется, что медицина не поможет, человек обращается к Богу. И пусть это кажется невероятным, но чудеса действительно случаются. Доказательством тому является икона Божией Матери «Толгская». Царица Небесная лучше всех живших и ныне живущих знала о земных бедах, болезнях, нуждах. Мать Спасителя людей не оставляла скорбных без защиты, Ее образ писали именно в виде спасительницы и помощницы.

Икона, которая помогает всем страждущим

История иконы Божией Матери «Толгская»

Сегодня слишком многие переписывают историю. И появление Толгской обрастает мифами, домыслами. На самом деле, Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась миру живых 8 августа 1314 года. Свидетелем был Ростовский святитель Прохор (Трифон в схиме). При объезде своей епархии священник уделил внимание всем околоткам и населенным пунктам. В Белозерских пределах передвижения совершались в основном по воде, рекам Шексне, Волге – вся экспедиция направлялась к ярославским местам.

В ночь путники решили расположиться на правом берегу Волги – в месте, где вливается река Толга. Чудо свершилось в темноте. Почти в полночь святителю не спалось, и он вышел из укрытия. Его глазам открылся яркий луч света, который озарял окрестности. Исходил свет с противоположного берега, на который вел мостик. Немало не смущаясь темнотой и безлюдностью места, святитель перешел по мосту и в столбе яркого света узрел висящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы с младенцем. Упав на колени, Прохор долго и горячо молился Защитнице. Просил у нее прощения за все грехи людей, свои ошибки, молил о заступе и благоприятном окончании его путешествия.

Истощенный молитвой и невероятным зрелищем, старец вернулся обратно на стоянку. А вот посох взять забыл и вспомнил о нем только после заутрени. Поиски посоха вокруг ни к чему не привели. Тогда Прохор отправил путников на другой берег, ведь именно там он откинул посох в сторону, чтобы встать перед Чудом явления на колени. Слуги вернулись с известием, что жезл найден. Но не принесли его потому, что рядом с посохом в ветках деревьев лежит невероятная икона Божией Матери. Брать в руки лик Святой с Дием слуги побоялись. Прохор немедленно отправился сам на место свершения Чуда и обнаружил икону Божией Матери, собственный посох и ни одного следа от своих ног и огня.

Воздав горячие молитвы Господу, святитель отправил посланников в город, чтобы известили они о доброй новости. Жители Ярославля настолько вдохновились вестью, что до полудня выстроили на месте явления церковь. Вечером строение освятили и торжественно внесли икону, установив на центральном месте алтаря.

Интересно, но образ сам «нашел себе место». Новая церковь пока не отличалась особым комфортом, в ней не было роскошной утвари или драгоценных покрывал. Для обретенной иконы сделали подставку, но украсили только вытканной домашней тканью. Со временем церковь обзавелась более дорогим текстилем, однако, при первой же попытке поменять полотно под явленным образом, прогремел гром. Это было невероятно – средь солнечного дня из безоблачного неба – громкий грохот. Так и осталась икона Божией Матери «Толгская» на простом полотне в знак напоминания о тщете всего сущего.

Установленный день празднования – 21 августа .

Строение монастыря в месте чудесного Явления

Продолжая путь, святитель никогда не забывал о чудесном явлении. Немного позднее рядом с церковью устроили Толгский монастырь. А почил святитель Прохор 7 сентября 1328 года. В истории осталось немало свидетельств о добрых делах святителя. Известно, что он отличался кротким нравом, однако, не любил несправедливости и искоренял ересь и безбожничество любым доступным способом. Праведник своими руками промывал язвы и нарывы, не гнушался работать вместе со строителями. Известно, что после постройки и освящения церкви работники исцелялись от недугов. Пресвятая наградила людей за их доброе дело. В летописях сказано, что трудились на строительстве не только здоровые мужчины, но и «сирые, убогие, недужные и калечные». И всем им Богородица отплатила за их веру и усердие исцелением их болезней и недугов.

Обитель близ Толги простояла почти 60 лет. Монастырь ежедневно принимал людей, которые хотели поклониться иконе, попросить помощи у Заступницы. В годы Советской Власти строение отдали под колонию для малолетних преступников. И до начала 2000-х образ хранили в музее Ярославля. Затем лик вернули Храму, теперь Толгская обитель снова освящена и доступна для всех недужных и страждущих.

Значение иконы Божией Матери «Толгская»

Толгская – вторая по древности икона. Первая – Большая или Тронная икона Божией Матери – названа так по положению Царицы Небесной, восседающей на троне. На иконе изображена Богоматерь с Сыном. Он обнимает Спасительницу за шею, стоит на левом колене. Поза имеет основное значение: Сын обнимает Мать, защищая Ее, одна рука Матери придерживает Спасителя, вторая – дарит благословение людям .

Читайте также:  Какой иконе нужно молиться за родителей

Первая или Большая (Древняя) икона Богоматери

От иконы веет любовью, нежностью, спокойствием и надеждой. Ниспадающие свободные одежды святых фигур не сковывают порыва прижаться друг к другу, защитить себя и всех вокруг от печалей. Глаза Спасителя полны мудрого всепрощения. Мать смотрит на ребенка с невыразимой любовью и печалью. Она знает, сколько бед придется вынести Иисусу, пережить невзгод, а потом и отдать жизнь за людей. Зная это, Мать пытается уберечь дитя, но при этом осознает, что не властна над решениями Его и Отца Всемогущего.

Икона дает понять, что никогда нельзя опускать руки. В самом глубоком отчаянии есть надежда на исцеление и спасение. Даже умирая, человек может сделать добро, отдать себя и силы на помощь другим. Образ Божией Матери «Толгская» дает надежду всем, кто отчаялся, перестал бороться, не находит поддержки.

Особенности написания древнейшей и явленной иконы

Древнейшая или Большая икона Богородицы с Дитем хранится в Успенском соборе города Ярославля. Исследователи и знатоки не пришли к единому мнению о том, кто является автором Большого (Древнейшего) образа. Изображение на липовой доске показывает Царицу Небесную, сидящую на троне. Поверх нее – покрывало с драгоценными украшениями. Спаситель сидит на левом колене, прижавшись к Матери. Обнимая руками, Он поддерживает Деву Марию в ее предстоящих страданиях. На иконе святых охраняют архангелы Гавриил и Михаил.

Явленная икона представляет совсем другую картину. Богоматерь прописана по пояс, Иисус не стоит на колене, а сидит на руке. Изменения коснулись выражения лиц. В облике Богоматери и Спасителя нет умиротворения, но много боли, страдания. Образ вызывает скорбь, от умиления в нем не осталось и следа.

В чем помогает

Вера в Чудо подкрепляется реальными делами. Так, в 1392 году после того, как провозгласили Кондак, десница (правая рука) иконы Богоматери начала мироточить. Спустя время миро увидели на левой ножке Спасителя. Это был настоящий божественный знак людям о святости и могуществе иконы.

Исцеляющая сила Христа и Богоматери помогают избавиться от множества недугов. Доподлинно известно, что икона спасла Ивана Грозного от сильных болей в ногах. Немочь захватила царя настолько, что он передвигался не иначе, как на коленях. Уже не веря в целителей, царь был готов лечь «под нож», однако, в последней своей надежде обратился к Богу. Как это было, никто не знает, но через короткое время Иван Грозный повелел отнести себя под образ Богоматери. Вносили царя на стульчике, он кричал от боли и испытывал корчи. Молился Иван Грозный долго, горячо и исступленно. Никого из царедворцев рядом не было, даже супруга его спряталась, боясь потревожить царя в его молениях. Наутро Иван Грозный не просто вышел – выбежал из зала, но «нрав его был тих и кроток, взгляд лучился добротой, а голос был мягким». Таким царя не помнили до тех пор и не видели после.

Икона Толгская помогает укрепить веру и избавиться от болезней тела, души. У нее просят заступничества перед сильными мира сего, от недругов. Приходит Царица Небесная на помощь в любом богоугодном деле. Также известны случаи излечения от пьянства, слепоты, душевных расстройств. Икона Святой всегда увешана цепочками с медальонами – это благодарность людей, которые вылечились от болезней ЖКТ, почек, сердца.

Икона Божией Матери «Толгская» исцеляет недужных

Еще к Заступнице несут свои беды и печали, просят искупления самых страшных грехов. И Она помогает, направляет на путь, дарует надежду людям, которые искренне хотят искупить свой проступок. Молятся Святой об избавлении от нужды. Чудодейственные явления, связанные с иконой:

  • воскрешение ребенка;
  • в страшном пожаре XV века огонь даже не опалил образ;
  • в XVIII веке лик спас людей от засухи и после горячей молитвы даровал дождик;
  • восстановление ровности позвоночника у ребенка (1995 г);
  • избавление от проблем с сердцем мужчины, пережившего инфаркты и уже умиравшего от недостатка кислорода (2005 г).

Перед иконой больные оставляют костыли и идут сами, прозревают слепые и успокаиваются «блаженные».

Где можно поклониться иконе

Кроме Успенского Собора в Ярославле, где хранится Большая (Древнейшая) икона Божией Матери «Толгская», списки есть и в других храмах:

  • Высоко-Петровском монастыре в Москве;
  • Нежинском Свято-Введенском монастыре в Нежине.

Также есть копии во многих городах страны. Все списки освящены, угодны Богу, и перед ними также можно вознести молитвы Богородице.

Куда повесить икону в доме

Такие иконы всегда располагают на центральном месте домашнего иконостаса. Никаких дополнительных украшений в виде расшитых полотенец или занавесок не нужно. Лики святых должны быть открыты. Допускается зажигание лампады или свечи перед иконой во время молитвы.

О чем просят

Богородицу чаще всего просят о физическом исцелении. Но мало кто задумывается о том, что душу тоже нужно лечить. С молитвой об упокоении, помощи в поиске и наставлении на истинный путь приходят к Божией Матери преступники и просто грешные люди . Она помогает искренне верующим избавиться от всех и разных зависимостей. Богоматерь разрешает сложные жизненные ситуации и подталкивает к решению.

Царица Небесная на протяжении множества столетий защищает людей от голода, берет под покровительство пары, которые хотят завести ребенка, и наделяет брачный союз чистотой, невинностью.

Молитва иконе Божией Матери «Толгская»

Перед чтением молитвы стараются успокоиться, не думать о насущных делах. Не нужно вводить себя «в транс» или как-то настраиваться на молитву, читайте ее от души, и Спасительница обязательно даст надежду и избавление:

“Удивительное и Богодухновенное явление несущего свет образа Твоего, Пречистая Дева, с верой взирающим на него является несомненная надежда спасения, ибо огненным столпом Ты являешь защиту, неутомимое и горячее о нас к Богу воссылаешь моление, которым избавь страну Российскую от всяких бед, молимся, да радостными голосами взываем к Тебе все: «Радуйся, Предводительница вечного блаженства».

Акафист читают каждый день – это благодарность Божией Матери за дела Ее и защиту. Чтение выполняют стоя, необходимо сосредоточиться и целиком отдаваться словам молитвы.

Чтобы попросить для себя лично, родных и близких, перед иконой читают молитву Заступнице:

Молитва Божией Матери Заступнице о защите и помощи

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу.

Принято считать ,что неважно перед какой иконой и о чем мы молимся,при молитве мы обращаемся не к картинке,а к первообразу,а смотрим на икону чтобы легче представить того к кому обращена молитва.

Не смотря на то что Богородичных икон существует множество Богоматерь одна ,просто прославлена она разными образами в разных уголках земли,тот или иной образ где то более или менее известен и почитаем.Но выбирая икону для домашнего очага перед нами стоит не простая задача – какой же образ выбрать ? Ведь рукописная икона вещь не дешовая и приобретается на всю жизнь и не только для своей семьи,но и для будущих поколений. Я решила не много облегчить эту задачу и рассказать в этой публикации о наиболее распространенных в России образах ,к какому образу наиболее часто обращаются в тех или иных обстоятельствах жизни.Итак начнём.

+++ БОГОРОДИЦА ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

Само название иконы “Всех скорбящих Радость ” говорит нам само за себя. Ей молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, страдающие припадками, раслабление рук, болезнию горла, туберкулезом и другими болезнями .Молятся этому образу Богородицы в любых своих бедах и горестях и по вере она щедро как и на иконе помогает молящимся ей.Слова молитвы иконе говорят сами за себя : Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Ей молятся при болях, болезнях и увечьях рук, ног, душевном беспокойстве.О защите дома от врагов ,семейном благополучии,исцелении заболеваний и о многом другом.Хорошо такую икону иметь в доме тем кто занимается ручным трудом,ремесленными профессиями.
Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

+++ ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ

Прославилась огромным количеством чудес. “Знамение” – одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон. Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни. Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей при междуусобных конфликтах и войнах, от краж и воров, о прекращении бедствий. Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь. Перед этой иконой молятся для защиты от недругов, во время эпидемий, для прозрения духовного и телесного.

Это образ заступницы всего народа. К ней обращаются в семейных нуждах, молятся за детей, ею благословляют на брак. Часто с этой иконой составляется венчальная пара (иконы для венчания ) или же пара со Спасителем для домашнего иконостаса.Её просят помощи в исцелении и заступления в тяжелые времена.Даже праздник 4 ноября день народного единства установлен в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Одним из первых чудес от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться перед этой иконой в глазных болезнях и о прозрении слепых очей душевных и телесных. Перед иконой Богородицы “Казанская” иконой также является заступницей в тяжелые времена, от войн, ей благословляют вступающих в брак. Часто её иобраз ставят над кроваткой младенца.Ей молятся при болезнях глаз и о прозрении.
Казанская икона именуется в народе иконой смутного времени. Это Икона-спасительница!

+++ БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ .УМИЛЕНИЕ ДИВЕЕВСКАЯ

Эта икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Ей молятся об исцелении болящих от тяжелых болезней и от душевных тягостей, а также поможет преодолеть переходный возраст;

У неё просят помощи в зачатии дитя, а также о успешных и легких родах.Считается что икона Умиление ” умиляет ” злые сердца, избавляет от безнравственных мыслей и придание гармонии. Девушкам образ поможет найти достойного человека и принести счастье в жизнь.

+++ ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Все мы знаем праздник Покрова и молясь перед таким её образом конечно молим её о Покрове над нами,нашей семьёй.

Молимся о милости и заступничестве Божией Матери, о ниспослании любви, терпения, благодушия и исполнении желаний. Женщины, почитая день Покрова Пресвятой Богородицы, обращают к ней свои молитвы и просьбы — сохранить жизнь и здоровье близких, защитить мужей и детей от врагов видимых и невидимых. Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение. Военные почитают этот праздник, считая, что именно заступничество Божьей Матери помогает выигрывать самые большие сражения.
Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.

Ей молятся об исцелении детей, сохранении и здравии младенцев, при параличе. Помогает обрести и счастье материнства. Молятся о здравии душевном и телесном, просят защиты от врагов (от войн).Также молятся при болезнях глаз и о прозрении; при эпилепсии.Очень почитаемая и скорая на помощь икона .Мне Тихвинская помогает в любых семейных обстояниях,небольшую печатную иконку я всегда беру с собой в поездки,а на шее ношу медальончик с ней .Так я чуствую ее помощь и заступничество

+++ БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ

Этот не часто встречающийся в церквях образ очень почитаем в народе и особенно он близок женщинам.Помогает он в нашествии печали,уныния ,людям в состоянии одиночества.По молитвам Богоматерь помогает выйти из этих состояний,обрести мир душевный ,духовные силы в преодолении испытаний .Перед этой иконой молятся о сохранении чистой и праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Девушки молятся о сохранении чистоты и и целомудрия.Поэтому этот образ хорошо дарить дочерям,внучкам,в благословение на супружескую жизнь.

Одна из первых ,древнейших и почитаемых икон на Руси.Образ любим и часто используется для венчальной пары или домашнего иконостаса в паре со Спасителем.

Эта икона – заступница и защитница во многих житейских нуждах, хранительница дома.
Молятся во время бедствия и нашествия врагов (от войн), о смягчении злых сердец (об умирении враждующих), о спасении и сохранении России, об охранении от ересей и расколов, а также об исцелении от телесных и душевных болезней.

Тип иконы умиление и для женщин он распологает к молитве о детях.

+++ ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Игоревская является оплечным вариантом иконы Владимирской,а название свое получила благодаря страстотерпцу князю Игорю который перед кончиной молился её образу.Поэтому напишу коротко ,что она помогает тем кто в отчаянии,скорби,унынии .Верующие моляться её о терпении,придании сил переносить стойко все испытания.Во время гонений.К этой иконе особенно обращаются люди, подвергающиеся скорбям и гонениям.

Любимая и почитаемая в народе икона.Эту икону очень почитала царская семья и она покровительствовала им.

До сих пор она является покровительницей семей по молитвам помогает женщинам удачно выйти замуж, бездетным семьям обзавестись потомством, роженицам разрешиться от бремени при трудных родах. Помогает наладить отношения между супругами, исцеляет болезни, особенно женские.
Эта икона почитается как покровительница невест, устроительница семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах.Очень хорошо иметь дома такую икону Богородицы,дарить ее в благословение новобрачным.

+++ СЕМИСТРЕЛЬНАЯ ИЛИ УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ

Этой иконе молятся о примирении враждующих,при разладах ,конфликтах ,о улучшении отношений между детьми и родителями,почитают её как “хранительницу домашнего очага”-считается что с ней в доме настает “мир”,достигается душевное равновесие.Множество болящих исцелилось по молитвам через эту икону.В Москве есть мироточивая чудотворная икона “Семистрельной” Богородицы которая находится в свободном доступе и от которой по сей день происходят исцеления и чудотворения.

Читайте также:  Кому молиться о личном счастье иконы

Эта икона пришла к нам из католичества,но обрела широкое почитание в России.Богородица изображена на ней с непокрытой головой,что редкость для православных икон,оплакивающая своего Сына распятого на кресте.

Икона почитается как чудотворная, после постановления Синода (1751 год) списки с Ахтырской иконы стали распространёнными .Ей молятся от несчастных случаев.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Ахтырская» молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о покровительстве сиротам, в бедности и сиротстве.

Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы Богородицы, привлекли к ней множество паломников.

В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворную икону Богородицы в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.

Икону Божией Матери «Избавительница» вёз собой в поезде император Александр III, возвращаясь в столицу со своей семьёй после отдыха на юге. Как известно, царский поезд попал в катастрофу, но сам император и его домочадцы чудом остались живыми и невредимыми. Своё чудесное спасение члены царской семьи связали с покровительством и заступничеством Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Богородицы ” Избавительница ” молятся об исцелении от душевных и телесных немощей,во время бедствия,о ниспослании разрешения в трудных обстоятельствах жизни ,от недуга беснования,нашествия саранчи.

Наиболее почитаемая икона на Святой земле. Иерусалимская икона Божьей Матери – образ Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения на Ваш дом, собственность.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина. Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом. Если в трудной ситуации вы не знаете, как поступить, обратитесь с молитвой к этой иконе. Также «Смоленской» Богоматери молятся о сохранении Отечества, от войн, благополучии в пути путешествующих.

Наверное всем известно,что этой иконе молятся о избавлении от пожаров,бедствий.Раньше,да и сейчас в небольших поселениях с этой иконой проходят крестные ходы вокруг горящего места,там где пожар не может утихнуть и он прекращает свой путь .Например мне известен случай на малой родине где в почве большое содержание торфа и в жаркую погоду там бушуют страшные пожары ,жуть берет когда огонь со страшной скоростью идет на дома.И вот как раз при таком случае Крестный ход остановил огонь.Также ей молятся от поражения молнией,лютых бед,исцелении недугов.Искренняя молитва ей защитит не только от пожаров ,но и от непрошеных гостей .Также считается,что сила иконы способна вразумить молящегося ,уберечь от дурных поступков,греховных мыслей ,от земных соблазнов и страстей,выжечь их своим святым пламенем .Она оберегает тех кто находится на линии огня или в опасных ситуациях и обстояниях.

В оригинале Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Она считается образом, от которого мы, по молитве нашей к Пречистой Деве, получаем защиту от самых разных негативных событий – от стихийных бедствий (пожаров, наводнений), от вторжения в дом воров и недоброжелателей и других бед. Нерушимой стеной охраняет нас вечное заступничество Богородицы. И в наше время широко известны случаи исцеления от неизлечимых болезней, другие чудесные события. Ей молятся о сохранении города,жилища.

+++ БОГОРОДИЦА ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ

Ей молятся при головной и зубной боли, об избавлении от наркомании, алкоголизма и запоя, о вразумлении заблудших.
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование “Взыскание погибших”, как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

Известно что перед началом войны старица Матрона Московская велела заказать образ Богородицы “Взыскание погибших” и говорила,что скоро этот образ пригодится народу.Вскоре после его написания началась Великая Отечественная война .
О происхождении образа “Взыскание погибших” достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: “Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас” (тропарь, гл. 4).

Богородичных икон множество.Я не упоминала о таких распостраненных как “Помощница в родах ” ,”Млекопитательница “,” Скоропослушница ” и т.д . Их названия говорят сами за себя.Также не упомянула множество и множество других икон – их просто не перечесть.Цель статьи сориентировать вас ,читателей в основных иконах Божией Матери ,которая по молитвам к ней посылает нам свою материнскую благодатную помощь и заступничество.В коментариях вы можете поделиться своим опытом -может кто то из вас в особых обстояниях жизни обращается к той или иной иконе и получает просимую помощь.

***Икону которой нет у меня в магазине можно всегда выполнить на заказ.

***Если вам интересна эта и другие мои статьи,мои работы и новости добавляйтесь в мой круг .Буду рада новым друзьям,а вы оперативно будете узнавать о новинках и новых публикациях !

*** В публикации использованы фото иконописца Тамары Беловой.

Василий Великий — Вселенский учитель. Житие Святителя Василия

14 января — день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
В этот же день, 14 января: Великий Церковный Праздник — Обрезание Господне.
12 февраля — Собор Вселенских учителей: святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Святой учитель Василий Великий, в первую очередь, оказывает помощь в просьбах об избавлении от страхов и укреплении веры, он помогает избавиться от гонений или несправедливого отношения от начальства.
Милосердие и благотворительность Василия Великого до сих пор помогают людям в исцелении от болезней. Святого можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях – святитель сам был очень образованным человеком и изучил множество наук.
Отличный оратор, Василий Великий обладал даром убеждать людей, поэтому он покровительствует тем людям, кто связан с просвещением.
Также вселенский учитель Василий Великий может помочь в обретении жилья или улучшение жилищных условий, о даровании хорошего урожая и во многих других областях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Родился Василий около 330 года (во время правления Константина Великого) в Кесарии, административном центре Каппадокии. Его семья была знатного рода, все дети воспитывались в сильном почитании христианской веры. Итогом такого воспитания явился то, что пять (из десяти) детей были причислены к лику святых.

Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней.

Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Веррнувшись из Афин, Василий сначала стал заниматься, по предложению отца, риторикой и законоведением, но вскоре решил, что его путь на земле – служение Богу и решил покреститься.

Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет – в те времена это было очень важное событие в жизни человека, иногда случалось, что люди откладывали это чуть ли не до самой своей смерти.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Тут он также надеялся найти «руководителя к познанию истины». Два года Василий провел вдали от родины. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, где познакомился с некоторыми знаменитыми подвижниками тех времен, изучал их труды и сам предавался христианским подвигам.

После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где вместе молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.

В те годы большую опасность приобрело учение Ария, который опровергал единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, он утверждал, что Бог-Отец занимает главенствующее положение, а Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Отцу, что в приципе было гораздо понятнее обычным людям.

Отец Григория Богослова, который служил епископом в Назианзе, был уже старым человеком и физически не имел сил бороться с еретиками, поэтому он вызвал своего сына к себе в помощь. Так святитель Григорий вынужден был оставить друга, а после его ухода святой Василий вернулся в Кесарию, где был рукоположен в диаконы, а в 364 году стал пресвитером.
Новые заботы были по душе святому Василию, он с увлечением занимался попечениями об иноках и проповедовал слово Божье. Своими трудами он снискал себе такое уважение среди людей, какого не было даже у самого епископа Кесарийского Евсевия. До самой смерти Евсевия (370 г.) Василий фактически управлял кесарийской церковью, хотя по иерархии он был вторым.

Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время Василий Великий составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».
В 370 году, после смерти Евсевия, святой Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель занимается благотворительностью, заступается за невинных и гонимых людей, люди очень полюбили своего пастыря за честность и милосердие.
В эти годы им была написана книга о Святом Духе, в которой сказано о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Василий Великий разъяснял и поддерживал православных в борьбе с арианством, сохранилось множество писем к разным епископам, священникам и простым людям.

Пришедший к власти император Валент был сторонником арианства. Он очень негативно относился к архиепископу Василию и даже угрожал ему, на что получил от святителя ответ:

«Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

После такого твердого ответа император скрыто посетил храм, где служил святой Василий, послушал его проповедь и признал его ум и твердость в вере. После этого нападки на святителя Василия прекратились, хотя император и не принял общения с Василием.

С юности преследовавшие болезни святого, неустанное подвижничество, скорби пастырского служения подорвали силы Василия. 1 января (14 января по новому стилю) 379 года окончилась земная жизнь святителя и Вселенского учителя Василия Великого. Всего два года он не дожил до Второго Вселенского собора (381 г.) в Константинополе, где были приняты его богословские идеи.

Заслуги святого Василия проявились не только в решении арианского кризиса и «успокоения» Церкви. Он также приложил много сил к упорядочиванию монашества. Личный опыт Василия говорил ему, что увлекшись монашеством, можно даже “сгореть”, оторвать себя от Церкви чрезмерным рвением. Будучи уже епископом, святитель опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Стараниями Василия в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы первого, третьего, шестого и девятого часов.

Святитель Григорий Богослов писал про своего друга Василия Великого так:

«Он был опора веры, правило истины, образец в Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру и жизни человеческой, и добродетелей, муж многообъемлющий, великий и святой; душа его была Божественна, он был мужественный подвижник истины, который не иным чем дышал, как благочестивым и спасительным для всего мира учением; для всех был он образцом веры и добродетели, слово его было высокомудренно, глубоко и совершенно».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Добавить комментарий