Икона спас благое молчание о чем молятся

Икона Господа «Спас Благое Молчание»

Икона «Спас Благое Молчание» — уникальный и редко встречающийся в храмах святой лик, молитва у которого дарует терпение и очищение души. Уникальность этой иконы в том, что в образе Ангела Света изображен Сам Спаситель, Бог Сын, Иисус Христос до своего явления человечеству.

Православная церковь отмечает 28 сентября день почитания светлого образа «Спаса Благое Молчание».

История появления образа Ангела Молчания

Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.

Если на образах «Спас нерукотворный» и Спас Эммануил» Иисус изображен в виде земного человека, таким, каким Он пришел на землю, то на уникальном изображении Христос представлен молодым красивым Ангелом в царском одеянии.

Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.

Описание святого образа

Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимб, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов.

Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.

Еще иконы Христа:

Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».

Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.

Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.

Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.

Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.

Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья.

Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.

Исихазм — глубокая практика, наполненная:

  • спокойствием;
  • покоем;
  • освобождением;
  • тишиной;
  • миром в уединении.

Интересно! Исихазм дарует не только очищение души и духа. В непрестанной молитве, безмолвии и призвании Божьего имени, человек приближается к ангельской жизни, помощником им есть Ангел Благого Молчания, Иисус Христос.

На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.

Значение святого образа

Невозможно переоценить значение иконы «Спас благое Молчание», в которой полностью дано раскрытие богословской концепции Спасения.

В этом образе соединились воедино:

  • Предвечный Логос — Эммануил;
  • Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
  • жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
  • Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.

В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.

Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.

Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви.

Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.

О чем просить в молитве перед образом «Спас Благое Молчание»

Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:

  • терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
  • исцеления от душевных и физических болезней.

Еще молитвы ко Господу:

  • Молитва Господу и Пресвятой Богородицы
  • Молитва Господу Иисусу Христу о детях
  • Молитва «Величит душа моя Господа»

Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов.

В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.

Положи, Господи, хранение устам моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, також де и я бесплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми бессловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою целебный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души. Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благого молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума. Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова. За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.

Икона Спас Благое Молчание — о чем перед ней молятся

Спас Благое Молчание – редкая икона Христа. Если “Спас Эммануил” и “Спас Нерукотворный” изображают Христа таким, каким он был на земле, а -“Спас в силах” – таким, каким он придет в конце времен, то “Спас Благое Молчание” – это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда.

Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего – Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

История появления образа Ангела Молчания

Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.

Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.

В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину.
Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».

Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«”Ангел Благое Молчание”. Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. “Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное”, — говорит Зерцало*. “Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. ” “Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям”.

В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3). Во второй половине 19-го столетия в старообрядческом медном литье начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание».

В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии. Молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия.

Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» – это образ Иисуса Христа до Его Рождества.

Описание святого образа

Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимф, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов. Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.

Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».

Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.

Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.

Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.

Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья. Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.

Исихазм — глубокая практика, наполненная:

  • спокойствием;
  • покоем;
  • освобождением;
  • тишиной;
  • миром в уединении.

На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.

Читайте также:  Икона знамение курская коренная о чем молятся

Ангел с двойным нимбом

Как уже говорилось выше, на ней Иисус Христос представлен светлым ангелом, а не во плоти человеческой, которую Он воспринял, чтобы страданиями искупить первородный грех. Именно о Нем говорил пророк Исайя в своем пророчестве, касающемся прихода в мир Мессии. В этом состоит главная особенность образа.

Кроме того, его отличительной чертой является двойной нимб, состоящий из окружности, в которую вписан религиозный символ − восьмиконечная «Звезда предвечности», состоящая из двух пересекающихся квадратов.

Принято считать, что один из них символизирует собой божественность Всевышнего, а другой – Его непостижимость для людей. На концах звезды часто изображают греческие буквы, составляющие слово «Сущий», то есть существующий.

Значение святого образа

Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир.

Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.

Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В этом образе соединились воедино:

  • Предвечный Логос — Эммануил;
  • Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
  • жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
  • Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.

В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.

Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения. Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви. Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.

Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний.

Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.

В чем помогает

Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:

  • терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
  • исцеления от душевных и физических болезней.

Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.

В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.

Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу.

Молитва

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

День празднования

Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям.

Как икона “Спас Благое Молчание” повлияла на творчество Ольги Берггольц

Стихотворение «Отрывок» короткое и по-другому называется «Достигшей немого отчаянья…». Написано это произведение было поэтессой в 1952 году и связано с личными переживаниями автора, особенно во времена Великой Отечественной войны.

К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.

Ее подарила Ольге мама, и этот образ оказался очень символичным в судьбе женщины. Это видно из текста короткого стихотворения, в котором повествуется об ангеле, ревниво охранявшем свою «подопечную» и дважды уводившем ее с опасного пути. Он помогал ей молча терпеть превратности судьбы и не сдаваться тяжелым обстоятельствам жизни.

Для родившейся в религиозной семье Ольге Федоровны Берггольц этот образ был напрямую духовной безмолвной поддержкой. Во многом, видимо, именно он и помог ей перенести все душевные переживания и стать «ленинградской музой» блокадного города во время войны.

Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.

Спас Благое Молчание

Спаситель изображен в виде отрока с крыльями, руки крестообразно сложены на груди; голова окружена нимбом и восьмиугольной звездой, в которой надпись: “о. ѿ. и.“, по сторонам: “Ис Хс Благое Молчание” – Икона XVIII века, поступила из Св. Синода. Сюжет этот не редкость в православной иконографии, хотя и не разработан в русской археологической литературе. – В 1885 году такой знаток церковных древностей, как покойный С.А. Усов, по поводу этого изображения: “я слыхал, что этот называют “Спас Благое Молчание”. Признаюсь, решительно не понимаю смысла такого названия и думаю, что плохой чтец просто прочел моление (деисус), словом, молчание, смешав иотированное “е” с “ча 1 – Ввиду того, что в рассматриваемой композиции фигура Спасителя напоминает изображение Софии – Премудрости Божией, можно предполагать, что Спас Благое Молчание есть видоизменение последней (как Слова Божия, Ипостасной Премудрости). Безмолвие – одно из основных свойств премудрости. “Муж мудрый безмолвие водит”, говорит Премудрый. “Устам твоим сотвори дверь и запор”, говорит Сирах (гл. XXVIII), “блюди, да не како поползнешися языком”. В частности, молчание являлось обетом благочестия подвижников (молчальников). На изображении “пророчества законного” в Сийском 2 к устам распятого монаха прикреплен замок – символ молчания. – Во всяком случае, однако, изображение Иисуса Христа, как Благое Молчание, является, по-видимому, противоречием с названием Его, как Бога – Логоса. Но древне-христианская мысль весьма любила сопоставление – антитез и, в частности, по отношению к Божеству. Божественное Слово могло быть названо молчанием, как носитель Божественной тайны от века касательно домостроительства нашего спасения. В Апокалипсисе 3 Спаситель является носителем печатей – тайны. Олицетворение молчания в виде Иисуса Христа могло совершиться тем удобнее, что в классической иконографии последнее также изображалось в виде бога Гарпократа. Гарпократ – египетский бог восходящего и весеннего солнца, в виду того, что изображался с пальцем, приставленным к губам, у греков и римлян подвергся метаморфозе, – явился богом молчания. Гарпократа представляли то в виде дитяти в пеленках, то в виде юноши в египетской митре, увенчанного красным и зеленым диском с волосами, падающими прядью, напоминающей рог изобилия, с которым он иногда изображался. Древние изображали обыкновенного Гарпократа на пакетах для обозначения того, что должно хранить секрет писем 4 . Таким образом, “восходящее солнце” египтян могло явиться в христианском мире “солнцем правды”, сохранив атрибуты египетского происхождения [митра (В “переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова”, изд. В. И. Успенским, СПб. 1898 г., Спас Благое Молчание в Митре и с ключами в руке) диск, волоса, напоминающие своими локонами рог изобилия]; молчание (silentium) римлян стало “благим молчанием” у христиан. Изображение “Спас Благое Молчание” мы находим в Салернском соборе 5 в собрании древних икон, принадлежащих графине П.С. Уваровой, в Московских – Успенском соборе и Новодевичьем монастыре, в Федосеевской молельне в Риге 6 в Музее Императора Александра III в Петербурге. Композиция, которую мы видим на рассматриваемой иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения, встречается на литых изображениях, напр., в музеях Новгородском 7 и Тверском 8 – Интересное видоизменение древней композиции иконы Спас Благое Молчание представляет другая икона музея Общества Люб. Дух. Просвещения. Надпись на ней: “Исус. Благое Молчание”. Спаситель – в митре, в волосах – тороки; руками, скрещенными на груди, Он поддерживает с одной стороны – крест, трость и копие, с другой хартию со словами: “ Дух Господень на мне егоже ради помаза благовести нищим”. На обороте иконы надпись: “Ефиму Михайлову Кирьянову за написание трудов 6 ру”(блей). – Икона поступила в музей из Св. Синода. –

Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества. Том X. М. 1885. Стр. 90.

Проф. И.В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Стр. 30–32.

1 гл., 16 и 20 ст.

Dictionnaire mithologique universel, part. d – r. E. Incobi, trad. – parl. Th. Benard, Paris. 1846; cp. Noel Abrega da la Mithologie universelle Paris 1815, p. 301.

Древности. Труды Имп. Московского Археологического Общества. Т. IX, гл. II–III. М. 1883. Протоколы. Стр. 50.

См. Труды Рижского Археологического съезда. Т.Ш. М. 1900 г. статья М., В. и А. И. Успенских, Рижские церковные древности. Стр. 168 – 170.

Краткое описание Новгородского музея, стр. 28–29.

Жизневский, А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. № 420. См. Древности. Труды Имп. Моск. Археологич. Общества. Т.Х. М. 1885 год. Ср. 149. Отдельное издание, – стр. 108.

Источник: Успенский, А.И. Иконы Церковно-археологического музея общества любителей духовного просвещения. Вып. 1: Пер. исполнены Р.Р. Шимановским / А.И. Успенский. – М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1900. – 23 с.

Вам может быть интересно:

2. О причинах безуспешности молитвы – Александр Васильевич Михайлов

Ангел Благое Молчание

Автор: Кочергина Наталья

Икона «Ангел Благое Молчание» («Спас Благое Молчание») — одна из сокровенных и глубочайших по своему значению в христианском искусстве. Современные источники сообщают о ней следующее.

«Спас Благое Молчание» — редкое иконографическое изображение Иисуса Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» — каким придёт в конце времён, то «Спас Благое Молчание» — это Христос в образе Ангела, до Своего воплощения.

Ангел Великого Совета — таково одно из символических именований Христа согласно библейскому пророчеству, которое гласит: «Вели’ка Совета Ангел — Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам». Образ Христа-Ангела «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» появился в византийской иконописи в первые века христианства. На Руси этот образ получил развитие в иконе «Спас Благое Молчание», на которой Спаситель изображён в виде крылатого ангелоподобного отрока в белой мантии, со скрещёнными на груди руками. Это единственное изображение Христа, где Его голову окружает особый восьмиугольный нимб, знаменующий божественность и непостижимость Творца.

Читайте также:  Чему молятся у иконы прасковьи

В русском искусстве изображение Спаса Благое Молчание появляется в конце XV века. Особое развитие оно получило в XVIII – XIX веках в искусстве старообрядческих художников — иконах, писанных на дереве, и меднолитых образках.

В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину.
Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет
услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«”Ангел Благое Молчание”. Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. “Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное”, — говорит Зерцало*. “Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. ” “Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям”. В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Кто же запечатлел Ангела Благое Молчание? Образ Его — писем поморских. Но не только от полуночного моря тайна сия. В ней ясен и покрытый лик вестника Византии. В ней и тайна Креста. Запечатлён Ангел Молчания тою же рукою и мыслью, что сложила образ Софии — Премудрости Божией. Пламенны крылья устремлённой Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони, Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Всё тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно».

Рерих раскрывает духовную суть сокровенного Образа, как бы приоткрывает завесу над тайной его появления. В другом очерке он пишет: «И “Премудрость” Божья мчится на коне огненном, и “Ангел Благое Молчание” тоже непременно огненный. Первописатели этих символов понимали их не как отвлечённое мудрование, но как незыблемую истину, как действительность» (Пламень вещей). Читая эти строки, мы понимаем, что икона, как отражение Божественного начала, и не может явиться иначе, чем путём личного духовного опыта художника. Рерих напоминает о пламенных видениях, явленных светочам духа, которые запечатлевались ими затем в виде Священных образов, и повествует об этом так, как мог сказать лишь переживший эти озарения: «В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его».

В своих стихах и статьях Рерих не раз запечатлеет эти пламенные прикасания Мира Высшего:

. Ты. проходишь в тишине и молчаньи.
Глаза Твои могут сверкать,
голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
даже для чёрного камня.
Но Ты не сверкаешь,
Ты не гремишь,
И не дашь сокрушенья. Знаешь,
что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
громче грома. Ты знаешь,
в тишине приходящий и
уводящий.

«Он — всегда жданный, всегда внутренне ощущённый. Он — запечатлённый в глазу и всё же незримый. Он — пламенный и рассеявший тьму.

Он укажет путь, всегда новый, нежданный в своём несказуемом значении. Он придёт в минуту последнюю, там, где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он знает, как может трепетать сердце. Он умеет направить на путь кратчайший.

Он идёт неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает — и гром гремит, и сияет молния».

О чём же несёт нам весть пламенный Вестник? О чём предупреждает своим молчаливым ангельским языком? — «Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое», неся людям «весть обновлённого, благословенного мира», и в душе каждого, кто «поймёт и примет его на языке своего сердца», загораются огни Нового Мира.

Рерих пишет и о том, что настало время, когда «Агни всеведения и возношения» уже становится ощутимым, входит в жизнь народов: «Огонь и свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии. Вызванная, она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности. Святая Тереза, Св. Франциск, Св. Жан де Ла Круа в экстазе поднимались к потолку келий. Пламенный сослужил Святому Сергию. От пламенеющей чаши Сергий приобщался. Во время молитвы Св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря ли. Сияние возгоралось над монастырём, когда молилась Св. Клара. Однажды свет сделался так блистателен, что окрестные крестьяне сбежались, подумав: не пожар ли. Так же сбежались на пожар и в Гималаях и так же, вместо пламени уничтожения, нашли сияние духа. Так же стояли горы, окаймлённые синими листами огненного лотоса. Вспыхивал неопаляющий огонь. И пролетали молнии очищения. И не в предании, а теперь. неотложно выступили многие знаки. И стали их замечать на разных материках различные люди. При землетрясении в Италии видели всё небо в языках пламени. Над Англией видели огненный крест. Суеверие ли только? Или просто кто-то увидал то, что часто не замечали. Нам не уйти от ве­ка огня. И потому лучше оценить и овладеть этим сокровищем. Скепсис хорош в мере разумности, но как сомнение невежества он будет лишь разлагателем. Между тем весь мир сейчас особенно ярко разделился на разрушителей и созидателей. С кем будем? (. )

“Бог есть огонь, согревающий сердца”, — говорит преподобный Серафим. Когда говорим о прекрасном, о тайнах сердца, то прежде всего имеются в виду прекрасные, творящие мысли. Как самые нежные цветы, их нужно растить, нужно поливать непрестанно радостными струями Благодати. Нужно ежедневно учиться чётко и благостно мыслить. Нужно научиться мечтам — этим высшим ростками мысли. Дерзнём! Не убоимся мечтать в высоте.

Пламенная мечта — порог Благодати.

Огнь и мысль. Пламенны крылья Софии — Премудрости Божией» (Держава Света).

* «Зерцало Великое» — памятник переводной русской литературы XVII в. религиозно-нравоучительного характера.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ. XIX в. Поморское письмо

Галина Ермолина. Ангел Благое Молчание.

Ангел Благое Молчание

В 90-х годах МЦР издали серию небольших книжечек с работами и статьями Н.К. Рериха, тогда-то я и прочитала в статье «Обитель Света» Об Ангеле Благое Молчание. В моей жизни было несколько случаев духовного потрясения-восторга, эта статья – один из немногих подобных случаев.
Икона «Ангел Благое Молчание» – одна из наиболее мистических Русских икон. На ней изображён Огненный Ангел. Николай Константинович писал: « Ангел Благое Молчание». Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя! Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, – Он и хранит и напутствует…»
Какой Огонь и Красота в этих строках! Это не сжигающий, а вдохновляющий Огонь, поднимающий дух человека, ищущего Свет и Истину.
Образ Ангела Благое Молчание произвёл на меня настолько огромное впечатление, что я была полна решимости найти изображение иконы, наивно, как оказалось, полагая, что в этом мне поможет церковь. Первая же бабушка, продающая Православные иконы, к которой я обратилась, к моему удивлению, стала креститься и кричать что-то вроде «Свят! Свят!», отталкивая меня от прилавка. Тут я ещё раз убедилась, какая это непростая Икона, конечно же продолжила поиски, уже осторожно обращаясь к служителям церкви с расспросами.

В марте 1999года я оказалась в США в группе победителей конкурса преподавателей из России. Не вдаваясь в детали, замечу, что большинство из нас понимали цель подобных программ – показать прелесть американского образа жизни и мышления, увлечь нас им, чтобы мы затем несли «эту прелесть» дальше. Всё происходило в рамках международного сотрудничества, а для нас, надеюсь, для большинства, – по принципу «Васька слушает, да ест», так как нас уж очень широко ознакомили с историей и культурой страны, что, конечно, интересно.

23 марта (Канун Дня Света) мы стояли перед зданием Конгресса США, когда из него вышли 2 члена Парламента и объявили, что «…конгресс одобрил решение НАТО по поводу бомбардировки Югославии, заявив, что мы свято верим в демократию, а в Югославии были нарушены демократические ценности свободы, нужна наша защита…» и т.д.

Все мы помним наше, российское отношение к этому событию, я была несколько в угнетённом состоянии после такого заявления для прессы, но так как ещё до этого запланировала посещение Библиотеки Конгресса по просьбе товарища – искусствоведа творчества Н.К.Рериха, решила всё же пойти в Библиотеку. У них там собрано очень много материалов по России. Прочитала отдельные рассказы князя Сергея Щербатова «Художник в ушедшей России» о многих известных деятелях культуры России начала 20 века, в том числе и о Н. К. Рерихе. Я только просмотрела книгу,- хороший слог, всё же известный интеллигент писал, довольно красочно написано, но то, что Щербатов написал о Николае Константиновиче, может написать только вражина, ненавидящий Рериха и его идеи.

А потом я подошла к служителю и спросила, могу ли я найти материалы о Русской иконе, интересующей меня. Он посоветовал мне обратиться к Андрею, молодому человеку из России, работающему над диссертацией, связанной с Православием. Поговорили с Андреем о материалах, которые здесь можно найти, а потом я спросила, что он знает об иконе « Ангел Благое Молчание»? Андрей сказал, что видел эту икону и вдруг на полуслове остановился, сказав, что не может говорить об этой иконе, сбивчиво пробормотал, что когда-то он тоже интересовался ею. На мои просьбы категорически отказался говорить на эту тему, очевидно, потому, что интерес подобными вопросами под запретом у так называемых «оцерковлённых», но так как для меня « истина дороже», я продолжала поиски и нашла следующую небольшую запись в Энциклопедии на русском языке: « Благое Молчание» – почитаемая икона Спасителя, имеется в нескольких монастырях: например, в Спасо -Яковлевском Дмитриевском монастыре г. Ростова, Ярославской Губернии. Спаситель изображён с крыльями и сложенными на груди руками. Другая икона находится в Борисоглебском монастыре, что на Устье-Ростовском м-ре( что это сокращение значит,- было не понятно, может быть «микрорайоне», но тогда это слово, наверное, не употреблялось – Г.Г.). Сверху изображения Спасителя надпись « Иисус Благое Молчание». Позади Спасителя нарисованы два ангела».

Читайте также:  Какой иконе молиться алексею

Это всё, что мне тогда удалось найти. Прошло два года… Я – в Петербурге, и с приятельницей – местной жительницей, мы пошли в Храм Спас на крови. Его совсем недавно открыли после реставрации. Народу было великое множество; группы, ведомые экскурсоводами, идут нескончаемым потоком. Мы ходили сами по себе, долго стояли перед Алтарём слева, очень красиво инкрустированным полудрагоценными камнями. Вдруг гид подошедшей группы буквально скороговоркой произнесла: « А теперь посмотрите вверх, – над алтарём вы видите изображение Ангела Благое Молчание»- и сразу же увела группу дальше. Да, вверху было удивительное изображение, не могу сейчас по прошествии времени описать, как оно выглядело, но это было прекрасно. Мы ещё долго простояли на том месте в надежде услышать или расспросить об Ангеле, но больше ни один гид ни словом не обмолвился об Ангеле Благое Молчание, и никто не призывал слушателей обратить на него внимание.
Так, что моё исследование продолжается, просила знакомых сделать фото изображения, когда окажутся в Петербурге, но пока жду…
А в январе 2010 в очередной раз оказалась у моей хорошей знакомой в Уймонской долине на Алтае. Редкой души человек, недавно стала староверкой, но не традиционной, за что иногда сельчане выговаривают ей, а у неё большое любящее всех сердце, и от всего сердца ежедневно она молится не только за близких, но и за весь мир. Весь красный угол в избе у неё занят иконами, иконы разные – и старинные, и простенькие на вид, даже может быть, вырезанные из журнала, не это ведь главное. Перед иконами постоянно горит лампадка, и какая же это благодать спать в её избушке, расположенной в месте, которое в сознании многих людей ассоциируется с Беловодьем. Так вот, в последний свой приезд я сразу же заметила новую икону, это была фотография иконы «Спас нерукотворный», которая находится в г. Кулевичи Одесской области. Поразительная, необычная, мощнейшая икона! Преобладают два цвета – красный и чёрный. На голове Спасителя терновый венок, но он не выглядит мучеником, огненные глаза, сосредоточенное лицо очень напоминают другое лицо. Он в терновом венце и в то же время одет в расшитую драгоценностями мантию. Конечно же я подумала об Ангеле Благое Молчание, это не та икона, но Дух её тоже огненный. Приятельница показала видеосюжет об этой иконе. Она проявилась недавно, в буквальном смысле слова «проявилась», так как, когда её нашли, на доске почти ничего не было видно, но вскоре стал выявляться лик. Икона Спаса – чудотворная, было уже много исцелений, и в церкви перед ней не только молятся, но прикладывают к больному человеку для изгнания бесов, что и показано было в сюжете.
Время сейчас судьбоносное, особенно для нашей страны, и проявления Святых ликов, конечно же не случайно.
Ангела вам в дорогу – пожелаю от всего сердца!
Галина Ермолина

Ангел благого молчания

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

7 мая 1908
Валерий Брюсов

Ангел благого молчания

Грудь ли томится от зною,
Страшно ль смятение вьюг,—
Только бы ты был со мною,
Сладкий и радостный друг.

Ангел благого молчанья,
Тихий смиритель страстей,
Нет ни венца, ни сиянья
Над головою твоей.

Кротко потуплены очи,
Стан твой окутала мгла,
Тонкою влагою ночи
Веют два легких крыла.

Реешь над дольным пределом
Ты без меча, без луча,—
Только на поясе белом
Два золотые ключа.

Друг неизменный и нежный,
Тенью прохладною крыл
Век мой безумно-мятежный
Ты от толпы заслонил.

В тяжкие дни утомленья,
В ночи бессильных тревог,
Ты отклонил помышленья
От недоступных дорог.

Федор Сологуб
1908

Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не кресчатый, восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида), нимб Господа Саваофа.

Спас Благое Молчание. Россия. XIX век. Поморское письмо. Дерево, темпера. 35 х 30 см.
СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ – Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, – в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника – до Своего прихода к людям, до воплощения.
Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Иконография “Спаса Благое молчание” – святоотеческая и достаточно поздняя – не ранее XVI в.

Ангел Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание. Ангел Великого Совета
Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.
Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. . Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца”.

Вся информация об иконах, картинки и стихи об Ангеле Благого Молчания с сайта Православный Форум Апостола Андрея Первозванного.

Сборник ответов на ваши вопросы

Если рассматривать позитивные факторы нашей жизни, то к ним безусловно относится тяга людей к духовным ценностям, к Храму, к иконам. Среди них есть поистине уникальные, например, Спас Благое молчание. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Ангел Благого Молчания

Это другое название вышеозначенной иконы. В этом образе Иисус представлен как Ангел Великого Совета:

  1. Уникальность сюжета порождает интерес к ее содержанию. Она символизирует Господа еще до его земного воплощения согласно Ветхозаветному пророчеству Исайи, говорившему об уповании на того, кто принесет народам истину. Выполняя роль овцы, ведомой на заклание, Он не произнесет ни слова, проявив тем самым смирение перед страданиями, вплоть до смерти;
  2. Христос написан здесь в белом одеянии, со сложенными руками и нимбом вокруг головы, однако без учительского свитка и креста, что присуще его образам во время жизни на земле. Лицо его показано на фоне восьмиконечной звезды, которая была образована наложением друг на друга двух квадратов. Один из них имеет красный цвет и символизирует божественность, а другой, синего, черного или зеленого оттенков, показывает, что оно непостижимо нашему разуму. За спиной расположились два опущенных ангельских крыла;
  3. Эта икона была популярна в монашеской среде как символ молитвы умственной, способствующей подвигу молчания. В русском искусстве она стала распространяться с конца 15 века. Использовали ее также и представители старообрядческой церкви, наиболее широко – в 18-19 столетии.

Эту молитву нужно читать перед иконой Иисуса в виде ангела:

«Держава света» Николая Рериха

Собрание сочинений писателя 19 века Николая Рериха тоже о нем, Благом Молчании. В иконографии Христа существует редкое творение под названием «Ангел Великого Совета», показывающий Господа в период прежде, чем его появление среди людей. Этот образ появился в живописном жанре в13 веке, а ранее был известен в виде миниатюр.

Первые фрески просматриваются в одной из церквей в Македонии во имя Богородицы Перивлепты. Иисус выглядит крылатым юношей в мандорле (овальном сиянии) с крестом в нимбе и свитком.

Данное изображение в силу своей сложности не получило широкого распространения в 14-15 веках, но способствовало возникновению в русской иконописи лика Спаса (Ангела) Благое Молчание.

Знаменитый русский художник и основатель религиозно-философского учения «Живая этика» в данной статье называет его Огневым Ангелом с пламенной тайной и безмолвной красотой нетленного духа. Ему не требуется говорить вслух, потому что разум и сердце слышат, не прибегая к помощи органов слуха.

Всё понятно без слов, на уровне подсознания. Его внешний облик, по мнению Н. К. Рериха, связан с письмом Поморья, но присутствует и стиль Византии.

В чем помогает Спас Благое Молчание?

Главное здесь состоит не в многословии и частых повторениях просьбы о помощи, а в том, чтобы молчаливая молитва проходила как бы сквозь вас. Слова, произнесенные про себя, должны быть искренними и от всего сердца, также как молча терпел свои муки Господь:

  • В самом ее тексте подчеркивается постоянно призыв к Богу о положении им запрета на уста и поучение о сотворении молитвы внутри себя. Потому она и называется благим молчанием, что характеризуется умением общения с Ним посредством ощущения того, что благодать Божья изливается при безмолвии и очищает душу, спасает ее;
  • Помимо того, что образ Христа-Ангела помогает в преодолении болезней: как тела, так и души, основное его предназначение состоит, конечно, в том, что молящиеся ему люди хотят научиться терпению. Это качество является очень важным и помогает в преодолении жизненных невзгод разного характера. Сам смысл иконы состоит в том, что нам следует учиться смирению и душевной выносливости, чтобы достойно переносить все трудности.

О чем говорится в стихотворении «Отрывок» Ольги Берггольц?

Стихотворение «Отрывок» короткое и по-другому называется «Достигшей немого отчаянья…». Написано это произведение было поэтессой в 1952 году и связано с личными переживаниями автора, особенно во времена Великой Отечественной войны.

К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.

Ее подарила Ольге мама, и этот образ оказался очень символичным в судьбе женщины. Это видно из текста короткого стихотворения, в котором повествуется об ангеле, ревниво охранявшем свою «подопечную» и дважды уводившем ее с опасного пути. Он помогал ей молча терпеть превратности судьбы и не сдаваться тяжелым обстоятельствам жизни.

Для родившейся в религиозной семье Ольге Федоровны Берггольц этот образ был напрямую духовной безмолвной поддержкой. Во многом, видимо, именно он и помог ей перенести все душевные переживания и стать «ленинградской музой» блокадного города во время войны.

Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.

Где купить икону Благое Молчание?

Сначала немножко истории: на Руси этот образ появился в конце 15-го и начале 16 века:

  • Это время появления полуфигуры Христа как Ангела на фреске Успенского Собора в Московском Кремле на его алтарной преграде. Расположена она также над алтарем Петербургского храма Спас на крови. Есть сведения, что она имеется в Спасо-Яковлевском Дмитриевском монастыре г. Ростов Великий, Ярославской области, а также в монастыре Ростовском Борисоглебском. Ее изображение можно найти и на парусах церкви Ильи Пророка в Ярославле и т. д.;
  • Помощь в приобретении данной иконы можно получить на сайтах интернет-магазинов и иконописных мастерских (или в них самих) или специализированных лавках. Заказать ее (как и любую другую) можно разного размера и написанную с использованием различных материалов (дерево, металл и др.) и в разных стилях, в том числе и вышитую бисером или в форме кулона из драгметалла. Всё зависит от вашего желания и возможностей. Главное, чтобы вы были уверены, что вам нужна именно она, так как образов Спасителя имеется множество. Как говорится: что ляжет на душу (и что позволит кошелек).

Видео-молитва

В данном видео Мария Петрова споет песню-молитву «Ангел Благое Молчание»:


Добавить комментарий