Икона спас в белом хитоне о чем молятся

Священномученик Серафим Чичагов. След в культуре

Вспоминая священномученика митрополита Серафима Чичагова, нельзя не упомянуть оставленного им обширного культурного наследия. Редко бывает, чтобы один и тот же человек проявлял высокое художественное чутьё и мастерское владение приёмами и техниками во многих сферах искусства одновременно.

Серафим Чичагов – это, во-первых, замечательный живописец и иконописец. Хорошо известны, по меньшей мере, две иконы кисти святого. Большая икона Спасителя, облаченного в белый хитон, на терракотовом фоне, находится в настоящее время в храме пророка Божия Илии во 2-ом Обыденском переулке в Москве. Она отображает плод молитвенных созерцаний автора. Христос изображён идущим на зрителя и смотрящим в глаза, руки, опущенные вниз, как бы приглашают к сближению.

При жизни митрополита Серафима икона находилась в рабочем кабинете в Ленинграде, Новодевичьем монастыре, и в доме в Удельной, под Москвой, где владыка затем проживал на покое.

В Троицком соборе Александро-Невской лавры хранится икона «Спаситель в хитоне» на лазоревом фоне. Это реплика вышеупомянутого образа. По одним данным, она написана самим священномучеником Серафимом, по другим же, является списком работы неизвестного копииста.

Другая икона священномученика Серафима – Моление на камне преподобного Серафима Саровского. Она относится к 1890-м и была написана молодым тогда ещё священником Леонидом Чичаговым в годы настоятельства его в домовой церкви святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Полотно создано на основе живописных образцов, находившихся в надгробной часовне и пустыньках на местах подвигов старца. Преподобный, в лаптях и балахоне, с непокрытой головой, с наперсным крестом на груди, молится на большом камне в ночном лесу, под иконой Божией Матери «Умиление». Образ старца, окружающий пейзаж написаны в академической манере, тонко и мягко, с большим художественным вкусом.

Также на сводах четверика храма святителя Николая в Старом Ваганькове имеются изображения четырёх евангелистов, написанные будущим священномучеником.

Митрополит Серафим Чичагов был также замечательным композитором. Ему принадлежит большое количество музыкальных произведений. Они сведены в несколько циклов: «Листки из музыкального дневника», «Музыкальный дневник» и вокально-инструментальные «Духовно-музыкальные сочинения». По жанрам — это разнообразные направления: литургическая музыка, вокальные сочинения и сочинения для фортепиано, фисгармонии и органа. Интересна судьба музыкального творчества владыки. Долгое время нотные записи многих произведений считались утраченными. В 1999 г. «Музыкальный дневник» был случайно найден и приобретен в букинистическом нотном магазине Санкт-Петербурга. Книгу издания начала XX в., типографии Юргенсона привезли матушке Серафиме (Чичаговой) в качестве пасхального подарка. Впоследствии в результате кропотливого розыска среди библиотечных фондов обнаружились и другие сочинения.

Сегодня в больших и малых концертных залах их исполняют музыканты и вокалисты, включая таких знаменитых, как певица Лидия Абрамова, пианисты Виктор Рябчиков, Михаил Воскресенский и Адриан Егоров, хор Московского института музыки и Музыкального колледжа имени А.Шнитке.

Профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский говорит: «Очень профессиональная музыка, близкая по характеру Чайковскому. Красивый мелодический язык, довольно сложные гармонии, развернутая фортепианная партия, хорошее чувство формы, умело подготовленные кульминации – все это свидетельствует не только о природном таланте, но и о композиторской школе автора».

Руководитель хора Екатерина Евгеньевна Наумова Московского института музыки и Музыкального колледжа имени А.Шнитке: «Три хора акапелла и три с сопровождением показывают, что автор владеет техникой хорового письма. Его произведения, написанные для большого смешанного состава, таят немало трудностей, особенно в звучании без сопровождения сопрано и басов в крайних регистрах. Хоры епископа Серафима отражают его размышления о подвигах самопожертвования, красоте, любви. Чувствуется, что он глубоко воспринял опыт русской духовной музыки и использовал его для воплощения своей мечты о нравственном совершенстве человека. Свежесть и искренность мелодий, глубина содержания делают эти произведения, безусловно, ценным музыкальным документом эпохи».

Считают, что во время службы в Петербурге, в Преображенском полку, офицер Чичагов мог общаться с Чайковским и Римским-Корсаковым и от них почерпнуть основания композиторского мастерства. Другим источником таланта послужила его мать, Мария Николаевна Чичагова, одаренная пианистка. Именно от мамы были взяты первые уроки игры на рояле. Музыка сопутствовала Леониду Чичагову в продолжение всей его жизни. По свидетельствам очевидцев, он мастерски играл на рояле и фисгармонии. Прослушать сочинения владыки Серафима можно здесь.

В качестве гимнографа митрополит Серафим проявил себя в написании акафиста Серафиму Саровскому. Фонограммы акафиста в исполнении различных коллективов вы можете найти здесь.

Прославление Серафима Саровского стало одним из главных свершений священномученика. С 1880-х он занялся собиранием свидетельств о старце. Память его была ещё свежа – с Чичаговым эпоху святого разделяло не более полувека. Эти записи вкупе с другими историческими данными, рассказами о чудесах Саровского подвижника были объединены в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Читать книгу целиком, в двух томах можно здесь.

Известно, что в конце жизни владыка подготавливал продолжение «Летописей», материалы которой оказались изъяты при аресте чекистами в 1937-м и безвозвратно утрачены.

Почитание митрополита Серафима в Русской Православной Церкви не прерывалось в русской эмиграции и в советской России. Живы были его многочисленные родственники и духовные чада, из поколения в поколение передавались фотоматериалы и личные вещи владыки. Масштаб личности, яркость дарований, участие в исторических событиях предопределили внимание потомков к биографии и наследию священномученика.

Иконографические изображения святого отличает глубокое символическое осмысление жизни и подвига. Образцовой в своём роде можно считать икону митрополита Серафима с житийными клеймами из храма на Бутовском полигоне, месте расстрела и погребения священномученика.

Встречаются и необычные сюжеты. Вот один из примеров: «Святой Царь-мученик Николай принимает из рук священномученика Серафима Чичагова летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Икона «Три Серафима», с ростовыми фигурами священномученика Серафима Чичагова, преподобных Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Квинтэссенция исторического преемства и взаимопроникновения образов и жизненных путей трёх великих светильников Русской Церкви «из рода Серафимов».

Несколько книг посвящены памяти священномученика Серафима. Читателям доступны к ознакомлению в интернете следующие:

В. А. Юлин «Серафим значит пламенный», В. А. Юлин «Варвара в миру – Серафима в монашестве» о внучке митрополита Серафима.

В 2003 г. в издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима Чичагова».

Смотрите также небольшой документальный фильм о жизни владыки Серафима.

Святая Сидония и хитон Господень

Грузия – святая Иберия – за свою историю часто находилась в окружении языческого мира; мусульманские полчища нередко опустошали страну – но удивительным образом она воскресала вновь и вновь. Потому что много было у нее царей, монахов и простого люда, которые готовы были умереть и действительно умирали от пыток и казней, жертвуя собой во имя Господа и народа. А иногда они становились заложниками за народ, проводя многие годы в плену, терпя унижения, скорби и муки… Но они не отрекались от главного – от Христа Спасителя. И стали особенными молитвенниками за свой народ и за все человечество. В этом они мистически схожи со святой Сидонией (память 1/14 октября), своей духовной сестрой, первой святой Грузии, которая, получив от брата своего Элиоза заветный хитон Господень и прижав Его к груди, от великой скорби и благоговения тут же и скончалась. Эта святая – особенная. Есть предание, что перед Страшным судом она воскреснет и выйдет навстречу Господу, держа в руках Его хитон как знак вечной любви к Нему.

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она Священное Писание и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

В Писании о хитоне Господнем сказано: «Когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23–24).

Этот хитон по жребию достался мцхетским евреям. О нем с любовью пишет архимандрит Рафаил Карелин: «Хитон Господень был соткан руками Девы Марии; для него Она пряла по ночам пряжу. Ее сердце предчувствовало будущие страдания Сына, тогда еще малого ребенка, и Ее слезы окропляли багряную ткань хитона, как листья алой розы – капли утренней росы. Этот хитон, по преданию, Господь носил с детства до Своего Распятия, и он, как живой, рос вместе с Ним. Во время Преображения на Фаворе хитон Господень засверкал, как пламя огня, и стал белым, как снег. По пути из Гефсимании на Голгофу хитон был напоен кровью Спасителя, сочившейся из Его ран».

Удивительное чудо произошло и при погребении святой Сидонии. Элиоз вместе с благочестивыми старцами совершал усердное моление о сестре, и в это время случилось землетрясение, под телом девицы раскрылась земля и приняла его в свои недра. Чтобы защитить это место от осквернения, его обнесли оградой. По воле Божией над ним вырос ливанский кедр. Современник святой Нины, иудейский первосвященник Авиафар, милостью Божией и под влиянием святой Нины принявший крещение, писал о хитоне и о милоти пророка Илии, который спрятан недалеко от хитона Господня: «“Мы положили ее своими руками, – говорил отец мой, – под камнями, в тайном месте, где она и должна оставаться до времени, определенного Самим Богом”. Часто просила меня святая Нина, чтобы я подробно узнал от отца моего о месте, где хранится божественный хитон Господень. На мои расспросы об этом он отвечал то же, что говорили и другие, именно: что хитон хранится под кедром, где народ так часто воссылает свои хвалы Господу. Место то воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес». Таково свидетельство первосвященника Авиафара о Хитоне Господнем.

Ствол освященного кедра был использован при постройке главного храма Грузии – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Он возведен как раз над могилой святой Сидонии. В нем сокрыта и милоть пророка Илии. В храме, которому уже тысяча лет, находится множество величайших святынь. Это духовное сердце Грузии, а благодать, исходящая от него, дает народу духовную силу и защиту.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню. Они прибывают отовсюду, с великой радостью и надеждой, многие идут пешком… Народ объединяется в то время Христовой любовью. И воспоминания о ней греют душу. Много у каждого своих прошений в его сердце; тогда каждый становится похож на ту евангельскую женщину, которая в тайне своей души мечтала об исцелении, только бы прикоснуться к одежде Спасителя… И они получают его. Потому что Господь наш «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13: 8). Только веруй в эту помощь всем сердцем и надейся. Даже если тебе для этого понадобятся долгие годы. Аминь.

Читайте также:  Как кличко молился иконе

Спаситель в белом хитоне

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11, 28).

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси / Пречистаго Лика Твоего / преславное изображение.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Это изображение Спасителя в белом хитоне письма священномученика митрополита Серафима (Чичагова) размещено на столпе справа от входа в храм. Христос словно идет навстречу молящимся с немного разведенными руками, готовый принять в Свои объятия кающихся. Фигура напоминает извод шествия Христа по водам. Подобный образ имеется в соборе Александро-Невской лавры, возможно, он относится ко времени пребывания автора на Ленинградской кафедре. Интересно, что сохранился и небольшой иконописный образ такой иконографии, аналогичный по форме и колориту, выполненный в 1910-х годах поставщиком царского двора В.П.Гурьяновым. Судя по пометам на обороте, он принадлежал к разряду Дворцового имущества, возможно, оба произведения относятся к одному первоисточнику.

Список с образа Спасителя письма Серафима (Чичагова) можно приобрести или заказать в нашей церковной лавке.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

МОЛИТВА

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь.

АКАФИСТ ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Икос 1

Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 2

Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный разумети Филипп ища, Господи, покажи нам Отца, глаголаше; Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже, Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю пресильный. Иисусе, Владыко долготерпеливый; Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакония моя; Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеждо моя, не остави мене; Иисусе, помощниче мой, не отрини мене. Иисусе, Создателю мой, не забуди мене; Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 3

Силою свыше апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения, теплотою Духа Святаго Твоего и даждь ми с любвью пети Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники, и неверныя призвал еси, Иисусе; не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая; Иисусе, милосте безконечная. Иисусе, красото пресветлая; Иисусе, любы неизреченная. Иисусе, Сыне Бога Живаго; Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго; Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго; Иисусе, освети мя темнаго. Иисусе, очисти мя сквернаго; Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше; узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго и, руку спасения получив, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 5

Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем Создавшаго рукою человека, и Владыку разумевше Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти, глаголюще: Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сыне Давидов. Иисусе, Царю преславный; Иисусе, Агнче непорочный. Иисусе, Пастырю предивный; Иисусе, хранителю во младости моей. Иисусе, кормителю во юности моей; Иисусе, похвало в старости моей. Иисусе, надежде в смерти моей; Иисусе, животе по смерти моей. Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься и с человеки Невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша. Мы же, спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая; Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости; Иисусе, Боже, пребываяй в милости. Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго; Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго. Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго; Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго. Иисусе, подателю просящим, даждь мне плач за грехи моя; Иисусе, обретение ищущим, обрящи душу мою. Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное; Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 7

Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Дивную показа тварь, явлейся Творец нам: без семене от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко апостолом, дверем затворенным, с плотию вниде. Темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный; Иисусе, Слове несоглядаемый. Иисусе, сило непостижимая; Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное; Иисусе, господство неисчетное. Иисусе, царство непобедимое; Иисусе, владычество безконечное. Иисусе, крепосте высочайшая; Иисусе, власте вечная. Иисусе, Творче мой, ущедри мя; Иисусе, Спасе мой, спаси мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 8

Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи Неисчетный, егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви, и воскресением живот дарова поющим: Иисусе, сладосте сердечная; Иисусе, крепосте телесная. Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная. Иисусе, радосте совестная; Иисусе, надеждо известная. Иисусе, памяте предвечная; Иисусе, похвало высокая. Иисусе, славо моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не отрини мене. Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене; Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 9

Все естество ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси: Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанны, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложний и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю царствующих. Иисусе, Владыко владеющих; Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеждо ненадежных; Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих; Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей; Иисусе, отжени от мене уныние. Иисусе, просвети моя мысли сердечныя; Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу – естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхеа мытаря, да вопием Ти, во умилении зовуще: Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое. Иисусе, пище крепкая; Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче; Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче; Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие; Иисусе Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темныя зеницы душевныя просвети, зовуща: Иисусе, Царю мой прекрепкий; Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный; Иисусе, Создателю мой преславный. Иисусе, Наставниче мой предобрый; Иисусе, Пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый; Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия, потемненныя страстьми; Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра, отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла, гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго: Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя. Иисусе, теплото любимая, огрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя; Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя; Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя. Иисусе, из руки сопротивныя изми мя; Иисусе, огня неугасимаго и прочих вечных мук свободи мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Читайте также:  Акафист утоли мои печали икона о чем молятся

Кондак 13

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменних, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

(Kондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икона Спас в белом хитоне

Сонник Икона Спас в белом хитоне приснилось, к чему снится во сне Икона Спас в белом хитоне? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Икона Спас в белом хитоне, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?

Сонник – Икона

Если вам приснилась икона, то отношения с партнером вы считаете греховными и неправильными. Какими тогда, по-вашему, они должны быть и нужно ли в этом случае руководствоваться какими-то правилами.

Нострадамус говорил: «Икона является символом духовности, пророчества, покаяния.

Сон, в котором вы молитесь перед иконой, означает, что вы слишком много внимания уделяете материальным проблемам и забываете о духовных.

Видеть во сне плачущую икону – дурное предзнаменование.

Если во сне вы держите в руках икону – наяву вы получите долгожданное известие.

Увидеть во сне, как вы ставите перед иконой свечу, – испытывать угрызения совести из-за прошлых ошибок.

Упавшая икона – символ роковой ошибки».

А болгарская прорицательница Ванга так трактовала сны, в которых появляется икона: «Видели во сне иконы в доме – такой сон предсказывает, что в вашей семье вспыхнет конфликт.

Если вам приснились иконы в церкви, то это означает, что единственным вашим спасением в трудное время будет вера, и пусть вы не очень религиозный человек, но придете в церковь как блудный сын, и Бог не отвернется от вас».

Д. Лофф писал: «Сны об иконах часто отражают либо силу, либо единство. Вы хотите чувствовать единство со Вселенной, и иконы являются подходящим звеном, позволяющим осуществить такое единение. Порой вам может сниться ситуация, в которой для разрешения конфликта вам необходима сверхъестественная сила. Иконы в этом случае послужат проводником или символом такой силы. Существует огромное количество доступных всем людям образов-икон. Те, которые вы обнаружите в своих сновидениях, будут иметь отношение еще и к вашему жизненному опыту (например, распятие, полная Луна, звезда Давида, Стоунхендж, Будда)».

Сонник – Икона

Икона является символом духовности, пророчества, покаяния.

Сон, в котором вы молитесь перед иконой, означает, что вы слишком много внимания уделяете материальным проблемам и забываете о духовных.

Видеть во сне плачущую икону – дурное предзнаменование.

Если во сне вы держите в руках икону – наяву вы получите долгожданное известие.

Увидеть во сне,, как вы ставите перед иконой свечу, – испытывать угрызения совести из-за прошлых ошибок.

Упавшая икона – символ роковой ошибки.

Сонник – Иконы

Сны об иконах часто отражают либо СИЛУ, либо единство. Вы хотите чувствовать единство со Вселенной, и иконы являются подходящим звеном, позволяющим осуществить такое единение. Порой вам может сниться ситуация, в которой для разрешения конфликта вам необходима сверхъестественная сила. Иконы в этом случае послужат проводником или символом такой силы.

Существует огромное количество доступных всем людям образов-икон. Те, которые вы обнаружите в своих сновидениях, будут иметь отношение еще и к вашему жизненному опыту. (Например, распятие, полная ЛУНА, звезда Давида, Стоунхендж, Будда).

Опыт, как-то связанный с образами-иконами, относится к священным или сверхъестественным явлениям, имевшим место в вашей жизни?

В вашем сне другие люди чтят эти иконы или пренебрегают ими? Что вы чувствуете по этому поводу?

Сонник – Икона

Сонник – Икона

Хороший знак, предвещает крепкое здоровье, семейное благополучие, удачу в работе.

Явление иконы — провидение наблюдает за вами и от вас зависит, по какой дороге идти.

Много икон — к веселью.

Припадать к иконе — к радости.

Молитесь с земными поклонами — к возможной пропаже в доме.

Молитесь на коленях — к исполнению желаний.

Мать передает дочери иконы — к свадьбе.

Сонник – Икона

Видеть во сне иконы в доме – такой сон предсказывает, что в вашей стране вспыхнет религиозный конфликт, в результате которого будут жертвы и большой ущерб. Для восстановления мира понадобятся годы.

Снимать со стены иконы – такой сон говорит о том, что наступит кризис веры, когда люди перестанут жить по законам Божьим, и это дорого им обойдется, они сами себя накажут.

Если вам приснились иконы в церкви, то это означает, что единственным вашим спасением в трудное время будет вера, и пусть вы не очень религиозный человек, но придете в церковь как блудный сын, и Бог не отвернется от вас.

Сонник – Икона

Сонник – Икона

Сонник – Икона

Сонник – Спасать

Спасать – Если вы спасаете кого-то – вас ждет победа, слава.

Работать спасателем – ваше честолюбие требует выхода.

Вам представиться возможность заявить о себе во всеуслышание в средствах массовой информации.

Икона Спас Благое Молчание — о чем перед ней молятся

Спас Благое Молчание – редкая икона Христа. Если “Спас Эммануил” и “Спас Нерукотворный” изображают Христа таким, каким он был на земле, а -“Спас в силах” – таким, каким он придет в конце времен, то “Спас Благое Молчание” – это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда.

Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего – Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

История появления образа Ангела Молчания

Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.

Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.

В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину.
Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».

Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«”Ангел Благое Молчание”. Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. “Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное”, — говорит Зерцало*. “Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. ” “Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям”.

В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3). Во второй половине 19-го столетия в старообрядческом медном литье начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание».

В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии. Молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия.

Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» – это образ Иисуса Христа до Его Рождества.

Описание святого образа

Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимф, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов. Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.

Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».

Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.

Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.

Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.

Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья. Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.

Исихазм — глубокая практика, наполненная:

  • спокойствием;
  • покоем;
  • освобождением;
  • тишиной;
  • миром в уединении.

На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.

Ангел с двойным нимбом

Как уже говорилось выше, на ней Иисус Христос представлен светлым ангелом, а не во плоти человеческой, которую Он воспринял, чтобы страданиями искупить первородный грех. Именно о Нем говорил пророк Исайя в своем пророчестве, касающемся прихода в мир Мессии. В этом состоит главная особенность образа.

Кроме того, его отличительной чертой является двойной нимб, состоящий из окружности, в которую вписан религиозный символ − восьмиконечная «Звезда предвечности», состоящая из двух пересекающихся квадратов.

Читайте также:  Киево печерская лавра какой иконе молятся

Принято считать, что один из них символизирует собой божественность Всевышнего, а другой – Его непостижимость для людей. На концах звезды часто изображают греческие буквы, составляющие слово «Сущий», то есть существующий.

Значение святого образа

Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир.

Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.

Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В этом образе соединились воедино:

  • Предвечный Логос — Эммануил;
  • Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
  • жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
  • Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.

В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.

Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения. Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви. Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.

Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний.

Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.

В чем помогает

Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:

  • терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
  • исцеления от душевных и физических болезней.

Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.

В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.

Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу.

Молитва

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

День празднования

Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям.

Как икона “Спас Благое Молчание” повлияла на творчество Ольги Берггольц

Стихотворение «Отрывок» короткое и по-другому называется «Достигшей немого отчаянья…». Написано это произведение было поэтессой в 1952 году и связано с личными переживаниями автора, особенно во времена Великой Отечественной войны.

К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.

Ее подарила Ольге мама, и этот образ оказался очень символичным в судьбе женщины. Это видно из текста короткого стихотворения, в котором повествуется об ангеле, ревниво охранявшем свою «подопечную» и дважды уводившем ее с опасного пути. Он помогал ей молча терпеть превратности судьбы и не сдаваться тяжелым обстоятельствам жизни.

Для родившейся в религиозной семье Ольге Федоровны Берггольц этот образ был напрямую духовной безмолвной поддержкой. Во многом, видимо, именно он и помог ей перенести все душевные переживания и стать «ленинградской музой» блокадного города во время войны.

Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.

Икона “Благое Молчание”: описание с фото, история, от чего помогает и ее значение

Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям. Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Остановимся на нем подробнее.

Редкий образ Спасителя

Впервые икона «Благое Молчание» появилась на Руси в XV веке. Сохранились записи о том, что во времена правления великого князя Ивана III Васильевича этот образ был написан московским живописцем, чье имя не упоминается, и помещен в иконостас Успенского собора. Долгое время он оставался единственным изображением Спасителя, выполненным в столь необычной трактовке. Заметим, однако, что существует мнение, согласно которому образ был привезен в Москву со Святого Афона, где подобная традиция иконографии имела давнюю историю.

Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.

Образ, почитаемый старообрядцами

Известно также, что икона «Благое Молчание» входила в число образов, весьма почитаемых старообрядцами, то есть теми, кто, отвергнув реформу, проводившуюся в XVII веке патриархом Никоном, порвал с официальной Церковью. В принятой этими людьми трактовке безмолвие Христа символизирует их собственное вынужденное молчание, явившееся следствием преследований со стороны властей. Принято считать, что среди староверов образ получил распространение уже в начале XVIII столетия.

Ангел с двойным нимбом

Остановимся вкратце на художественных и композиционных особенностях иконы «Благое Молчание», фото которой помещено в нашей статье. Как уже говорилось выше, на ней Иисус Христос представлен светлым ангелом, а не во плоти человеческой, которую Он воспринял, чтобы страданиями искупить первородный грех. Именно о Нем говорил пророк Исайя в своем пророчестве, касающемся прихода в мир Мессии. В этом состоит главная особенность образа.

Кроме того, его отличительной чертой является двойной нимб, состоящий из окружности, в которую вписан религиозный символ − восьмиконечная «Звезда предвечности», состоящая из двух пересекающихся квадратов. Принято считать, что один из них символизирует собой божественность Всевышнего, а другой – Его непостижимость для людей. На концах звезды часто изображают греческие буквы, составляющие слово «Сущий», то есть существующий.

Несколько простых, но выразительных деталей

Согласно установившейся традиции, фигура Спасителя изображается облаченной в белоснежный хитон, цвет которого служит символом чистоты и непорочности. При этом поручи (окаймления рукавов) воспринимаются верующими как узы, стягивавшие Иисуса во время неправедного судилища, учиненного над Ним Понтием Пилатом.

Приковывают к себе внимание зрителя и глаза Спаса. В отличие от прочих образов, где Его взгляд исполнен строгости и печали, на иконе «Благое Молчание» ангел как бы взирает внутрь Себя, готовясь принять все предначертанное Ему Богом-Отцом. Ощущение высочайшей покорности и смирения передается зрителю и скрещенными на груди руками, а также сложенными за спиной крыльями.

Характерно, что православные монахи видят в иконе «Благое Молчание» зримое олицетворения исихизма – лежащей в основе их жизни духовной практики, состоящей из спокойствия, удаления от мира, тишины, покоя и освобождения от плотских страстей. Это помогает инокам еще во плоти приблизиться к ангельской жизни, а данный образ служит им путеводной звездой.

Смысл, заложенный в ангельском образе Спаса

Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир. Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.

Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний. Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.

В чем помогает икона «Благое Молчание»?

На этот вопрос невозможно дать односложный ответ, поскольку перед любой иконой, независимо от того, чей образ на ней запечатлен – святого ли угодника Божьего, Пречистой Девы Марии или Самого Спасителя, – можно возносить самые различные молитвы с просьбами о ниспослании благодати для решения всех земных проблем. Важна лишь глубокая вера во всемогущество Творца и искренность наших чувств. Но в то же время сложилась определенная традиция, определяющая тематику прошений, обращенных к тем или иным Небесным Силам. Определенным образом это относится и к молитвам, возносимым перед иконой «Благое Молчание».

Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.

В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.

Добавить комментарий