Икона воскрешение лазаря о чем молятся

Икона «Воскрешение Лазаря»

Воскрешение Лазаря — великое чудо, подтверждающее безграничную силу Господа. Икона, посвященная этому событию, почитается всеми христианами.

Воскрешение Лазаря произошло во время путешествия Иисуса. Он не просто воскресил человека, но и вернул ему бессмертную душу, провозглашая волю Отца своего и доказывая, что искренняя вера дарует каждому бессмертие.

История иконы

На иконе «Воскрешение Лазаря» изображено событие, описываемое в Евангелии. Иисусу была знакома семья Лазаря. Марфа, его сестра, помазала Иисусу ноги миром и отерла своими волосами. Этот жест символически указывает на искупительную гибель Христа.

Лазарь был воскрешен Христом. Искренняя вера его родственников и Высшая Сила помогли усопшему. После слов Иисуса «Лазарь! Иди вон» из пещеры показался Лазарь. Его тело было обвито погребальными путами, а на лице был повязан платок. Иисус повелел освободить праведника, и воскресший Лазарь предстал перед сестрами и учениками Иисуса. После воскрешения он прожил еще 30 лет, своей жизнью доказывая силу справедливого Господа, всегда приходящего на помощь искренне верующим людям.

Описание иконы «Воскрешение Лазаря»

Икона появилась в раннехристианские времена. Ученики Спасителя изображены с левой стороны, как и сам Иисус, благословляющий вход в пещеру. С правой стороны расположен Лазарь, которого связывают погребальные путы. Он выходит из своей погребальной пещеры навстречу сестрам Марфе и Марии, которые находятся в коленопреклоненном положении. На некоторых списках с иконы изображены юноши. Один из них закрывает лицо рукой. Второй юноша отворяет вход в пещеру, убирая камень.

В чем помогает икона

Православные верующие обращаются с молитвами к иконе, чтобы утвердиться в своей вере. Просят перед ней прощения за свои греховные деяния, молятся об исцелении недугов. Икона Лазаря защищает всех верующих от любого зла и помогает преодолеть жизненные трудности.

Когда совершается празднование

В православной церкви чудо воскрешения Лазаря почитается в Лазареву субботу, которая наступает перед Вербным воскресеньем. Второй раз почитание совершается 30 октября (17 октября по старому стилю) как дань памяти перенесения святых мощей. В эти дни каждый верующий может помолиться и вознести слова благодарности Господу, попросить о решении своих насущных проблем.

В каких храмах находится икона

Иконы и фрески с изображением события можно найти по всей России, в том числе в следующих местах:

  • Московская область, село Городня, церковь Воскресения Христова;
  • город Мытищи, собор Рождества Христова;
  • город Суздаль, собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Владимирская область, село Кубаево, Борисоглебская церковь;
  • город Нижний Новгород, Благовещенский монастырь;
  • город Санкт-Петербург, Исаакиевский собор;
  • город Калуга, собор Троицы Живоначальной.

Молитва перед иконой «Воскрешение Лазаря»

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших! Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным. Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя. Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя. Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

Молитвенные слова, идущие от самого сердца, помогут каждому сохранить искреннюю веру в Высшие Силы. Общайтесь со святыми покровителями, чтобы оберегать себя и свои семьи от любых неприятностей. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Ведьмочка.net

Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, Вербного воскресенья, наступает Лазарева суббота – православный праздник в честь воскрещения Лазаря Иисусом Христом.

Лазарева суббота в 2019 году – 20 апреля

Дата праздника Лазарева суббота меняется год от года и зависит от даты Пасхи. Вербную субботу православные верующие встречают в субботу шестой седмицы Великого поста, за день до Вербного воскресенья и за 8 дней до Светлого Воскресения Христова.

Пасха в 2019 году отмечается 28 апреля, а значит Лазарева суббота будет 20 апреля.

История праздника Лазарева суббота

В основу лазаревой субботы стало последнее чуудо Иисуса Христа, которое он совершил накануне своего прибытия в Иерусалим. И несмотря на то, что согласно Евангелию воскрешение Лазаря произошло за несколько месяцев до входа Господня в Иерусалим, христианская церковь установила именно такую дату празднования.

Святое писание говорит, что Иисус Христос дружил с праведником Лазаремиз Вифании и часто бывал в его доме. Многие дни и часы они посвящали рассуждениям и размышлениям о будущем человечества, судьбе мира, несправедливости царящей в жизни. Будучи в очередном странствии людская молва донесла до спасителя весть о тяжелой болезни Лазаря. Услышав об этом Иисус Христос не опечалился, а произнес собравшимся вокруг него людям: “Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”.

Иисус немедленно направился в Вифанию, однако за четыре дня до прибытия Спасителя Лазарь скончался. Христос отправился к погребальной пещере, куда положили тело праведника, и велел убрать огромный камень от входа. Когда это было сделано, Иисус произнес, обращаясь к умершему: “Лазарь! Встань и иди!”. После этих слов из пещеры вышел воскресший праведник.

Весть об этом чуде быстро разнеслась по округе. После этого чудесного воскрешения Лазарь стал епископом, проповедовал христианство и прожил еще тридцать лет. Сегодня в храме, где проповедовал Лазарь, у самого алтаря есть икона. На ней изображен Святой Лазарь, а по бокам от него две его сестры Марфа и Мария. Чуть дальше расположена гробница Лазаря, рядом с которой бьет святой источник.

Молитва в Лазареву субботу

Посещать или не посещать храм в Лазареву субботу каждый верующий решает для себя сам. Но большинство православных христиан с самого утра Вербной субботы все таки направляются в ближайшую церковь чтобы помолиться перед иконами, поставить свечку своему святому и освятить веточки вербы.

На утренней службе в Лазареву субботу звучат некоторые воскресные песнопения, прославляющие Воскресение Христово: это тропари «Ангельский собор удивися», песнь «Воскресение Христово видевше» и другие. А на литургии в эту субботу вместо «Святый Боже» поют «Во Христа крестившеся, во Христа облекостеся» — потому что в древности этот день вместе с Великой Субботой был преимущественно крестильным днем. И если в Великую Субботу в Византии крестили взрослых, то в Лазареву субботу — маленьких детей. Поэтому многие византийцы в этот день также отмечали день своего крещения.

В молитва в Лазареву субботу верующие просят Господа помочь им в сложных жизненных ситуациях, сохранить здоровье и уберечь от преждевременной смерти. Молитва в этот день способна действительно творить чудеса, как когда-то давно Иисус совершил невероятное – воскресил праведника Лазаря.

“Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш. Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.”

Икона Воскрешение Лазаря

В честь чуда совершенного в Вифании Иисусом Христом православная церковь почитает икону «Воскрешение Лазаря». На образе, который появился еще в самом начале христианства, изображено событие, описываемое в Евангелии. Иисусу была знакома семья Лазаря. Марфа, его сестра, помазала Иисусу ноги миром и отерла своими волосами. Этот жест символически указывает на искупительную гибель Христа.

С левой стороны иконы изображены апостолы, как и сам Иисус, благословляющие вход в пещеру. В правой части иконы изображен Лазарь, которого связывают погребальные путы. На изображении иконы он покидает погребальную пещеру и идет к своим стоящим на коленях сестрам Марфе и Марии.

Перед иконой Воскрешение Лазаря верующие обращаются с молитвами, чтобы утвердиться в своей вере. Просят перед ней прощения за свои греховные деяния, молятся об исцелении недугов. Икона Лазаря защищает всех верующих от любого зла и помогает преодолеть жизненные трудности.

Празднование иконы Воскрешение Лазаря происходит дважды в году – первый раз в Лазареву субботу, а второй раз 30 октября как дань памяти перенесения святых мощей.

Молитва перед иконой «Воскрешение Лазаря»

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших! Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным. Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя. Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя. Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

Лазарева суббота – это праздник, который напоминает нам о чуде воскресения Лазаря и в этот день даже скептики начинают верить во власть Христову над жизнью и смертью не только две тысячи лет назад в Вифании, но и здесь и сейчас.

30 октября – память прав. Лазаря Четверодневного

Сегодня Церковь празднует день праведного Лазаря, прозванного “Четверодневным” за то, что Господь воскресил его на четвёртый день после смерти, тем самым явив миру Славу Божию.

Праведный Лазарь был ро­дом из Вифа­нии близ Иеру­са­ли­ма, брат Ма­рии и Мар­фы. Во вре­мя Сво­ей жиз­ни Гос­подь лю­бил их и ча­сто по­се­щал их дом в Вифа­нии, на­зы­вая Ла­за­ря Сво­им дру­гом (Ин.11:3,5,11).
По­сле преж­девре­мен­ной смер­ти Ла­за­ря, про­лив сле­зы над его гро­бом, Гос­подь, как Все­силь­ный, вос­кре­сил его из мерт­вых, ко­гда Ла­зарь уже че­ты­ре дня ле­жал во гро­бе и уже смер­дел (Ин.11:17-45). Это чу­до вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в ше­стую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста (Ла­за­ре­ва суб­бо­та).
По­сле сво­е­го вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь уда­лил­ся на ост­ров Кипр, так как пер­во­свя­щен­ни­ки по­ло­жи­ли убить его (Ин.12:9-11), где впо­след­ствии был по­став­лен епи­ско­пом.
По пре­да­нию, Ла­зарь, бу­дучи епи­ско­пом, удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил от Нее омо­фор, сде­лан­ный Ее ру­ка­ми.
Лазарь жил на Кипре в тишине своих размышлений и трудов. Он никогда не улыбался после своего воскрешения, ибо прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет. Как умер святой — неведомо, но погребли его христиане с честью в каменном саркофаге, там же рядом позднее были погребены и другие епископы. После многих разрушений от войн и землетрясений город переместился в другое место, а погребение древних архиереев, оказавшись под завалами, было забыто.

Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. После явления Кипрской иконы Богородицы на том же самом месте забил целебный источник, он то пропадал, то вновь появлялся. И было еще множество чудесных явлений на том же месте.
В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. Были раскопаны древние саркофаги, надпись на одном из которых гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Место, где был найден храм, назвали Ларнака (гроб Лазаря). Император Лев Мудрый, правивший тогда, решил перенести святые останки Лазаря в Константинополь. На протяжении многих веков православные христиане были уверены, что мощи святителя Христова утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами.
Но в 1972 году при реконструкции храма Лазаря в Ларнаке был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили белого мрамора ковчег с частицами мощей. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи Лазаря Китийского. В настоящее время в восстановленном храме в Ларнаке святыня выставлена в храме у иконы воскрешения Лазаря Четверодневного. Можно спуститься под алтарь к гробницам первых епископов, где из опустевшего гроба Лазаря истекает святая вода: это тот самый источник, указывавший киприотам на место погребения святого Лазаря.
Останки обладают чудотворной силой и исцеляют от множества заболеваний. Именно поэтому в храм святого Лазаря Четверодневного, где также хранятся мощи праведника, приезжают тысячи богомольцев со всего мира. Сейчас па­лом­ни­кам по­ка­зы­ва­ют две гроб­ни­цы пра­вед­ни­ка: од­ну в Вифа­нии в Иеру­са­ли­ме, а дру­гую в го­ро­де Ки­тим на ост­ро­ве Ки­п­ре.

Читайте также:  Какой иконе молиться об избавлении от беды

В июне 2013 года Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви Патриарху Кириллу в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке.
«Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением Царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш».
Отныне останки праведного Лазаря хранятся в столичном Зачатьевском женском монастыре.

«Господи, — говорят посланные сестрами Лазаря ко Христу, — тот, кого Ты любишь, болен». «Нет ничего нового в том, – говорит протоиерей Александр Шаргунов, – что те, кого любит Бог, болеют. Мы все знаем, как во время Великого поста обостряются у нас искушения, скорби, выявляются наши недуги, не только душевные, но и телесные. И великое утешение для нас, когда мы болеем, в том, что многие молятся за нас. И в этом также смысл наших болезней.
Многие молятся за нас, возносят свои молитвы к Богу. Кто-то сказал, что чудо — это молитвы многих, на которые Бог ответил.
Сам Господь любит нас и знает все, что происходит с нами, и заботится о нас там, где кажется, что Он не торопится с помощью, откладывая ее. При первом нашем слове Он слышит нас, но как бы медлит, желая явить большую милость. Он ждет, когда покаяние наше станет подлинно глубоким. Когда наш молитвенный плач, с которого начинался Великий пост: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю», — будет у нас исходить поистине из глубины.

Так и теперь, среди безутешного горя Своих друзей в Вифании Господь все время помнит о них, но не спешит к ним. Но когда все доходит до последнего предела, Бог показывает, что наступило Его время.
Например, когда умирает священник и гроб с его телом обносят вокруг храма, поют «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение». Бог Помощник, когда уже никто и ничто не может помочь. Пусть и нас сегодня выведет из глубин греховных, из глубин отчаяния знание того, что предел нашей беды — Божий час.
Завершился наш Великий пост, мы стоим радостно со свечами и вербами в храме. Завтра вечером мы услышим, что Господь грядет на вольную Страсть. «Не двенадцать ли часов во дне?» — говорит Он, вступая в Свои Страдания. Жизнь человеческая — день. И Великий пост — день.
Кто ходит днем, тот не спотыкается, тот твердо идет, потому что свет дня освещает его путь, и он видит, куда он идет.
Когда кончается день, наступает ночь. И когда кончается Четыредесятница, приходит мрак Креста, оттого что среди полудня солнце погаснет, от шестого часа до девятого. А вернее сказать, такой ослепительный свет исходит от Креста, что ничего не видно для наших слабых глаз.

Да, на самом деле, — все наоборот. Жизнь наша — ночь, а смерть — день. Великий Пост — ночь, а Страстная Седмица — день. Ночь — это жизнь без Христа, жизнь, где господствует грех. Но нужен Свет мира — Христос, чтобы мы увидели тьму, в которой мы идем, спотыкаясь и вновь поднимаясь, к Его Кресту. Смысл всей нашей жизни и нашего Великого Поста заключается в том, чтобы мы увидели это до последней глубины.
Но есть иная ночь — полная слепота, когда человек не отличает жизнь от смерти. Ночь, в которую вышел Иуда с Тайной Вечери, после того, как омочил руку в солило. В мире теперь ночь, та самая ночь, когда человечество уходит от Христа Бога и грех всецело овладевает им. Наступает в мире тьма, когда никто не может делать, только Христос.

Да будет дано нам в эти дни не быть среди тех, кто сегодня со всеми приветствует Его, а завтра со всеми будет кричать: «Распни Его». А быть среди друзей Христовых, среди учеников Господа. Не как Иуда, но как Фома, который, услышав о смерти Лазаря, о том, что Господь идет в убийственный Иерусалим, в отчаянии и в верности своему Господу взывает: «Идем и мы умрем с Ним». Или как Петр, который на Тайной Вечери от полноты любящего сердца скажет: «Господи, с Тобой готов на смерть и в темницу». Хотя и Фома, и Петр споткнутся в своей вере, но когда их отчаяние, их устремленность ко Господу достигнут предела, Господь явит им славу Своего Креста и Воскресения.
Эта болезнь, говорит Христос о Лазаре, — не к смерти. Не к смерти, но к славе Божией. Пусть будет дана нам сегодня радость узнать, что все болезни, которые посылает нам Господь, все наши поражения, которым Он попускает быть, — не к смерти, но к славе Его. Если Бог прославляется нашими скорбями, задумаемся, как мы должны переносить их. Пусть все, кого любит Христос, знают, что для того даются нам эти сегодняшние страшные испытания, чтобы Сын Божий прославился и в нас, совершив великое чудо, подобное воскрешению мертвых.

Он дает возможность злу показать в полноте свою силу, чтобы все увидели, что может сделать Бог. Поэтому никто пусть не смущается, глядя на то, что происходит вокруг нас. Никто пусть не страшится своих грехов, если взор его всегда устремлен ко Господу, как в праздник Входа Господня в Иерусалим. Он вступает во Святой Град среди нашего ликования, чтобы заплатить за эту славу дорогой ценой — Своей Крестной смертью.
Мы приобщаемся этой славе, чтобы и нам, когда неизбежно придет наш час, и мы будем испытаны в верности Господу, было дано не оттолкнуть свой крест, а с радостью принять его и увидеть, что испытания, которые мы должны понести, — честь и милость, дарованные Господом. Наша слава и путь к еще большей славе, к вечной Пасхе Его».

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного, глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного, глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая, от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре, Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи и люди своя обогащающи, тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти: радуйся, Лазаре, друже Божий.

Величание
Величаем тя, святый праведный Лазаре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святому праведному Лазарю

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление!
Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.
Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения.
Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!”
И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.
Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго.
И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконография Воскрешения Лазаря

В центре любого православного храма на аналое всегда лежит икона. Икона праздника, т.е. икона, отображающая сегодняшний праздник, событие, которое сегодня вспоминает вся Церковь. Этому событию посвящены тексты службы, посвящён Евангельский отрывок, читаемый за Богослужением, даже цвет облачений священнослужителей и самого храма посвящён конкретному сегодняшнему дню. И так – каждый день года. Есть, конечно, много общих мест. Например, пасхальное облачение – красное, но и в память великих мучеников тоже надевается красное облачение. Или общие тропари преподобным. И так далее. Но мы поговорим об иконографии праздников. Здесь тоже есть общие места: изображения мучеников (с крестом в руке, часто с красными плащами) или преподобных (монашеские одежды, благословляющие жесты, свитки в руках). Далеко не у каждого святого есть изображение. Много святых малоизвестных. В таких случаях на аналое обычно лежит икона минеи, где изображены несколько святых, празднуемых в эти дни.

А вот иконография праздников имеет много особенностей. При этом изображения одного и того же праздника могут отличатся друг от друга: каждый художник в рамках одной иконографии, в рамках канона может по-своему изобразить событие.

В 6-ю субботу Великого Поста Церковь вспоминает великое чудо, совершённое Спасителем накануне Своего входа в Иерусалим на Крестные страдания – Воскрешение Лазаря. Об этом событии рассказывает Евангелист Иоанн в 11 главе своего Евангелия.

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

Читайте также:  Какой иконе молиться о даровании супруга

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Прочитав, рассмотрим иконографию этого праздника.

Иконография Воскрешения Лазаря возникла очень рано, уже в римских катакомбах встречаются такие изображения. Это связано с погребальным характером искусства катакомб. Величайшее чудо, когда Господь воскресил умершего 4 дня назад человека, как нельзя лучше отвечало чаяниям первых христиан и задачам катакомбного искусства.

катакомба Петра и Марцеллина, 3 век.

Христос здесь как чудотворец, изображен в образе античного юноши, что часто встречается в живописи римских катакомб (художники воспитаны на античном классическом искусстве, христианское искусство только-только начинает свой путь, ведь и само христианство ещё гонимо, художники пользуются теми знаниями и навыками, которые у них существуют, приспосабливая их под новые задачи). Однако основная схема изображения чуда Воскрешения Лазаря уже присутствует здесь: гробница (здесь в форме усыпальницы-дома), повитое пеленами тело Лазаря и Спаситель, протягивающий ему руку: “Лазарь, иди вон!” (Ин.11:43)

катакомба на виа Латина, Рим, 4 век.

Здесь основная схема дополнена учениками и народом, приступающими сзади. Спаситель так же в образе античного мужа, в руках у него палочка чудотворца – волшебная палочка. – предмет, через который художник хочет показать совершение чуда. В дальнейшем, в классической сложившейся иконографии палочки, конечно, не будет. Будет только жест Христа – выразительный, повелевающий, решительный.

фрагмент саркофага, 4 век.

С 4 века на изображениях Воскркшения Лазаря начинают появляться сёстры Лазаря – Марфа и Мария – так называемые припадающие. На данном фрагменте мы видим одну из сестёр. Таким образом, иконография ещё больше разворачивается, обрастая новыми подробностями, описанными в Евангелии.

дно стеклянного сосуда, 4 век.

мозаика церкви Сан-Аполинаре Нуово, Равеннаа, 5 век.

Более статическая композиция, один предстоящий ученик как знак и символ всех учеников и свидетелей чуда, но в целом, схема такая же, как мы видели в катакомбных росписях и на рельефах церковной утвари: гробница-дом с запеленутым Лазарем, Спаситель с жестом, повелевающим Лазарю выйти и + здесь предстоящий ученик – свидетель чуда.

Воскрешение Лазаря, икона из монастыря св.Екатерины на Синае, 10 век.

На этой иконе присутствует ещё один персонаж – человек, помогающий выйти Лазарю. И он закрывает нос! “Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе” (Ин. 11:39). На иконе это подтверждение уникальности именно этого чуда, ведь Спаситель воскресил четверодневного Лазаря! Вот, люди закрывают нос из-за запаха тления и вот, Лазарь выходит из гроба живой.

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент.

Эти врата выполнены в технике “золотой наводки” и являются уникальным и очень ярким памятником древнерусского искусства 12 века. Они поделены на клейма – фрагменты, одно из клейм – Воскрешение Лазаря. Схема композиции очень похожа на синайскую икону, но персонаж, помогавший там выйти Лазарю, здесь – разматывает погребальные пелены на нём, при этом его жест – не столько закрывание носа, сколько смущение, удивление, может, непонимание: как это произошло?!

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Композиция обрастает подробностями. За Христом следуют ученики, а встречают Его иудеи. Припадают сёстры Марфа и Мария, человек распелёнывает Лазаря, а другой – отнимает крышку от гробницы. Кроме того, здесь пещера, ещё изображённая как гробница, помещена на фоне гор. Это переходный этап между изображением гробницы (построенного здания-усыпальницы) и пещеры, высеченной в скале.

В общем, на протяжении больше 1000 лет (мы рассмотрели памятники с 3 века по 14 век) никаких существенных изменений в композиции “Воскрешение Лазаря” мы не видим: кроме стилистических особенностей живописи всё осталось на своих местах, т.е. иконография фактически сложилась ещё в 3 веке, а дальше она лишь уточнялась или композиция приспосабливалась под конкретные формы (икона, фреска, рельеф сосуда и т.д.).

Воскрешение Лазаря, византийская икона, 14 век.

Воскрешение Лазаря, икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, 15 век.

Воскрешение Лазаря, икона из Новгородского музея, 15 век. Так называемая “новгородская таблетка”.

Джотто. Воскрешение Лазаря. Фрагмент росписи капеллы дель Арена, 1305 г.

Несмотря на то, что Джотто – художник уже “западноевропейский”, т.е. последовавший, один из первых, по пути объёмного и пространственного изображения, здесь присутствуют все детали известной нам композиции, причём с той же выразительностью, хотя стиль живописи отличается, он непривычен для русской и византийской иконы. Если вспомнить, что Ренессанс и Проторенессанс, к которому принадлежит искусство Джотто – это попытка вернуться к античности, то получается интересная история развития иконографии данного праздника.

Художники катакомб, воспитанные на искусстве античности, изображали по античным законам чудо Воскрешения Лазаря в катакомбах. Постепенно вырабатывается иконография и праздников, и святых, и Спасителя. Мы к 14 веку приходим к очень развёрнутой композиции Воскрешения Лазаря на иконах, с выработанной иконографией. А вот в Италии к началу 14 века художники вновь возвращаются к античному закону, к античному пониманию красоты. Но при этом, они имеют уже весь накопленный опыт тысячелентия развития искусства. И вот у Джотто, попытка усвоить античное пространство, античную пластику, античный объём, переплетается с выразительностью, плоскостностью и локальным цветом, так свойственным иконе. Искусство часто в своём развитии вращается по спирали, то придумывая что-то новое, то возвращаясь к “хорошо забытому старому”.

(Впрочем, на мой взгляд, живопись Джотто – это настоящая икона.)

Вторая жизнь Святого Лазаря

Лазарева Суббота

Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой.

Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак отняли камень [от пещеры] , где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет (Ин 11, 38–44).

Над гробницей святого Лазаря в Ларнаке, на Кипре, в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря.

Мелодичный звон колоколов храма Свя­того Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки (осторов Кипр). Величественный храм с высокой колокольней трудно не заметить в древ­нем Китионе (так назывался город Ларнака в вет­хозаветные времена). Этот городок связан с име­нем Лазаря, который был другом Спасителя и которого воскресил Христос.

Вторая часть жизни воскрешенного Лазаря прошла на Кипре, где он вынужден был искать приюта, ибо первосвященники положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин 12, 10–11).

Лазарю было тогда предположительно 30 лет. А в 45 году апостолы Павел и Варнава, пропо­ведовавшие на острове вместе с будущим еван­гелистом Марком, встретили его и рукоположи­ли в сан епископа Китийского, после чего 18 лет святой Лазарь был пастырем христианской об­щины города.

Читайте также:  Какой иконе молиться незамужней девушке

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: “Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро”.
С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия.
Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю.
В “Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы”, изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: “Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы”.

По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины в 63 году праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название “Ларнакс” – “гроб, саркофаг”. Византийский храм, на месте его погребения, в его честь был построен по приказу и на средства императора Льва Мудрого. На мраморном саркофаге, найденном в его могиле, была надпись: «Лазарь, бывший мерт­вым четыре дня, друг Христа».

Увы, после за­хвата Константинополя франками в 1204 году крестоносцы похитили мощи святого Лазаря и доставили в Марсель, где их следы теряются. Однако китионские последователи святого Ла­заря оказались дальновиднее своего императора Льва Мудрого. Они отправили в столицу Визан­тии не все мощи, оставили себе небольшую ча­стицу. Долгое время никто не знал, где находятся остатки мощей, о чем даже написал с сожалени­ем в своей книге «Хождение» наш соотечествен­ник Василий Григорович­ Барский в 1735 году.

И лишь в 1972 году Господь послал своеобраз­ный знак верующим: внезапно загорелись в храме иконы верхнего ряда иконостаса. Огонь быстро распространялся ниже, но, дойдя до иконы свя­того Лазаря, изображенного в архиепископском паллиуме с крестами, связанном Самой Богоро­дицей, он так же внезапно угас. Этот пожар свя­щеннослужители расценили как знак о необхо­димости проведения ремонтных работ в храме и важности поиска остатков мощей святого Ла­заря. Землекопные работы поручили молодому диакону храма Макарию.

— Но как же я был вознагражден за то, что согласился на эту тяжелую работу! — рассказы­вает и ныне здравствующий теперь уже священ­ник храма отец Макарий.

Именно ему под гробницей одного из по­следователей святого Лазаря в нижнем приде­ле церкви удалось обнаружить саркофаг, на ко­тором сохранилось из надписи только слово ФIЛIOY, начертанное греческими заглавны­ми буквами, что означает «друга».
Мощи поместили в специальную раку, расположи­ли в позолоченной усы­пальнице и выставили в церкви. Множество ис­целений и других чудес со­вершалось в храме Свя­того Лазаря. Однако до недавнего времени уче­ные высказывали сомне­ния по поводу подлин­ности мощей, предлагая подвергнуть их тщатель­ной проверке. Особенно настаивали на проведении исследований американские ученые. В 1996 году настоятель храма архимандрит Лазарь согласил­ся выдать им частицу мощей для исследований.
Стоило ученым войти в храм Святого Лаза­ря с этой целью, как все иконы его и сама рака с мощами обильно замироточили, а сам храм наполнился таким благовонием, что никакой проверки не потребовалось.

Спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:

Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря принадлежит к числу изображений, иконография которых сильно развилась со времени своего возникновения. Древнейшие известные изображения его относятся к первым векам христианства, начиная со II в. (в римских катакомбах их открыто около сорока). Подавляющее большинство их, как в катакомбах, так и на древних саркофагах, содержит только две фигуры: воскрешающего Христа и выходящего из гроба Лазаря, повитого пеленами. Однако уже в IV в. композиция начинает усложняться добавлением тех деталей, которые мы видим на современных иконах. В отличие от изображений других праздников, внутренний смысл которых раскрывается показом сторон, недоступных чувственному восприятию (например Успение, Сошествие во ад и др.), где многие конкретные детали носят поэтому характер символов, в иконе Воскрешения Лазаря, как и в Уверении Фомы, суть изображения – не в его скрытом смысле, не в том, что подразумевается, а в том, что конкретно передается и явно показывается. Икона передает внешнюю, физическую сторону чуда воскрешения с той доступностью человеческому восприятию и исследованию, с которой это чудо было совершено, как и описывает его евангельское повествование. В соответствии с Евангелием (см.: Ин. 11:1-46) икона передает каждую деталь воскрешения Лазаря, и уже само обилие конкретных подробностей указывает на то значение, которое придает Церковь последнему перед крестными страданиями знамению Спасителя. И Сам Он явно подготовляет его, опаздывая и приходя лишь через четыре дня после смерти Своего друга, о болезни которого Он знал и предупреждал учеников, что прославится Сын Божий ея (этой смерти. – Л.У.) ради (Ин. 11:4). Он не скрывает этого чуда, как, например, воскрешения дочери Иаира, а, наоборот, показывает его и на глазах всего народа перед самым его совершением обращается к Отцу: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя: аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси (Ин. 11:41–42).

Следуя повествованию Евангелия, икона показывает, что чудо было совершено в присутствии большого количества народа. Оно было доступно глазам каждого, и жесты исповедания людей из толпы показывают, что многие из иудеев видевше, яже сотвори Иисус, вероваша в Него (Ин. 11:45). Пещеры в скале, подобные пещере Лазаря, а также стена города Вифании показывают, что действие происходит на кладбище вне городских стен.

Воскрешение Лазаря. Росписи катакомбы на виа Анапа. Рим. IV в.

На первом плане, впереди группы апостолов – Спаситель с припадающими к Его ногам сестрами умершего Лазаря, Марфой и Марией. Вид Его царственно величествен; по Его повелению: возмите камень (Ин. 11:39) человек отваливает плиту, закрывающую вход в гробницу, – деталь, показывающая, что Лазарь не мог выйти из нее самостоятельно. Повелительному жесту Его руки и слову Лазаре, гряди вон (Ни. 11:43) повинуется сама смерть, и Лазарь, повитый по рукам и ногам пеленами, т. е. в том виде, в каком был похоронен по обычаю, появляется без помощи со стороны, «чудесем чудо уверяя», у выхода из погребальной пещеры. Один из присутствующих, по слову Спасителя разрешите его и оставите ити (Ни. 11:44) держит край повязки, освобождая Лазаря от погребальных пелен, от которых он не мог освободиться без посторонней помощи. Смрад разложения еще исходит от этого тела, четыре дня пролежавшего в гробу и вернувшегося к жизни: он заставляет развязывающего и близ стоящих людей из толпы закрывать рты и носы одеждой. Все эти детали, которые внушили веру многим, говорят о том, что событие это принадлежит к порядку явлений здешнего мира, что это – обычное тело человека, по воле Сына Божия вернувшегося к продолжению своей земной жизни, и что всякий мог удостовериться в подлинности воскрешения Лазаря и увидеть его самого.

В соответствии с евангельским повествованием богослужение праздника, связывая воскрешение Лазаря с последними днями земной жизни Спасителя и Его Воскресением, раскрывает внутреннюю связь между этими событиями, подчеркивая особенно сильно проявление в чуде воскрешения одновременно Божества и Человечества Спасителя, Им самим показанных. «Прослезився яко Человек над Лазарем, воздвигл еси его яко Бог. Вопросил еси, где погребеся четверодневный. Уверяя, Боже, вочеловечение Твое»[311]. С одной стороны, вопрос Где положисте его? (Ин. 11:34), сострадание и слезы при виде плачущих сестер и друзей Лазаря – проявления человеческой природы Христа; с другой стороны, провидение смерти и воскрешение – проявления всеведения и всемогущества Его Божества, ибо только Бог мог остановить тление и вновь совокупить душу и тело четверодневного мертвеца. Сообщая ученикам о смерти Лазаря, Спаситель говорит: Ирадуюся вас ради, да веруете, яко не бех тамо (Ин. 11:15). Подобно тому как в момент Преображения на Фаворе Он «показал ученикам Своим славу Свою»[312], чтобы они не соблазнились, когда увидят его распинаемого, так и здесь, идя на вольную смерть, Он показывает Себя Победителем смерти, воскрешая четверодневного мертвеца, дабы утвердить веру в Его Божественное всемогущество и уверить учеников Своих в будущем Своем Воскресении, и всех – в общем воскресении мертвых. «А так как “начатком” общего воскресения является Воскресение Христово, то Господь воскрешением Лазаря уверял и Свое Воскресение»[313]. Поэтому, как показание грядущей судьбы всего человечества, доказательство общего воскресения мертвых, чудо это и было совершено не только для учеников, но и «народа ради». И дабы не было сомнений у тех, кто не присутствовал и не мог видеть самого чуда, оно и воспроизводится во всех деталях как в Евангелии, так и на иконе.

По евангельскому повествованию, чудо воскрешения Лазаря предшествовало торжественному входу Господа в Иерусалим, который, в свою очередь, явился как бы предначатием Его страданий и последующего за ними Воскресения. Поэтому Воскрешение Лазаря, Лазарева суббота, празднуется в канун Входа Господня в Иерусалим. Воспоминания об этих событиях переплетаются в службе обоих праздников, и здесь торжество воскрешения Лазаря сливается с триумфом Входа Господа в столицу Иудеи. Поэтому и тропарь является общим для этих двух праздников: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Вход Господень в Иерусалим. Россия. XVI в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Добавить комментарий