Икона зосима и савватий соловецкие о чем молятся

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Зосимы и Савватия Соловецких

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Зосим и Савватий Соловецкие — эти святые никогда не пересекались, но своими деяниями творили общее дело. Именно поэтому и почитаются у православных как единое целое. Основным достоянием для них есть то, что они были основателями и важными деятелями Соловецкого монастыря.

Житие святых

Так как они входят в лидирующие позиции наиболее почитаемых святых то и не удивительно, что дней памяти Зосима и Савватия есть несколько. Вот их перечень:

  • 30 апреля;
  • 3 июня;
  • 7 июля;
  • 12 августа;
  • 21 и 22 августа;
  • 20 октября.

Относительно жития Зосимы и Савватия Соловецких, то стоит знать, что они были ревностными последователями христианства и занимались длительное время просветительской деятельностью.

Игумен Зосим Соловецкий был рожден неподалеку Онежского озера в селе Толвуе. Родители старались воспитывать его в любви к Господу. После их смерти он отдал все свое имущество и постригся в монахи. Когда он искал уединенного места, то на побережье Белого моря встретился с преподобным Германом. Тот рассказал ему о пустынном острове, где он провел 6 лет с святым Савватием.

Приблизительно в 1436 году товарищи благополучно добрались к месту назначения. Бог явил ему видение церкви, благословляя это место. Собственными руками он смастерил келию, а потом стал обрабатывать землю. Осенью Герман отправился на материк и не смог вернуться назад из-за погодных условий. Много искушений пришлось преодолеть ему за зиму. Но он выстоял и не отрекся от веры. Весной его друг вернулся с запасом пищи.

Когда туда прибыло несколько отшельников, то было принято решение о постройке деревянной церкви Преображения Господнего. Это и стало основой для будущего Соловецкого монастыря. Зосим был избран игуменом. Сюда им было перенесено мощи святого Савватия. О своей кончине он знал и приготовился к ней. Похоронен был за алтарем Преображенского храма. После там была сооружена часовня. В 1566 году мощи обоих святых были перенесены в придел Преображенского собора.

Храм преподобных Зосима и Савватия Соловецких находится в Москве в район Гольяново. Подробную информацию о нем можно найти на странице храма в Интернете.

О чем просят у иконы святых

В любой сложной ситуации мы постоянно ищем помощи со стороны. В первую очередь верующий человек возносит свои молитвы к Господу. Не стали исключением и эти святые. Просить о помощи можно не только в специальных религиозных сооружениях, но и в домашних условиях. Не стоит расценивать подобные прошения как быстрое исполнение желаемого. Все зависит от того, насколько сильно вы верите в Бога. Только в такой ситуации вы получите его благосклонность. Чем помогают Зосим и Савватий Соловецкие? В большей части их просят о:

  • решении сложных жизненных ситуаций;
  • прекращение трудной полосы в жизни;
  • укреплении веры;
  • исцеления от телесных и душевных недугов;
  • защите от несчастий, особенно насильственного характера;
  • избавления от завистников, нападок злых сил, ссор и разладов в семье.

Чаще всего обращаются своими словами, но можно использовать и специальную молитву Зосиму и Савватию Соловецким:

«О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́четва на́шего необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию ко святы́м моще́м ва́шим припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно мо́лим вас: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла: да непреста́нно на ме́сте сем, в ми́ре и безмо́лвии, благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущие Его́. О, преблаже́ннии отцы́ на́ши, Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующыя, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шым грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии: всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния, и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Икона святых Соловецких

Предания, которые дошли о них до нас, говорят об их безгрешности. Они много времени посвящали изучению церковных книг, соблюдении постов, помощи страждущих. За все это они были одарены способностью чудодтворства. Не удивительно, что именно поэтому к нему постоянно стремиться большое количество верующих.

Найти его можно в многочисленных храмах России. Вот перечень тех мест, где вы можете его увидеть:

  • Покровский собор Москвы;
  • Нижегородский кафедральный собор;
  • иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Есть несколько вариантов ее написания. Самый популярный – изображение святых в полный рост. Между ними на их руках находится белый храм. Это символ основанной ими обители. Над ними может изображаться Пресвятая Богородица на облаке, которая их благословляет.

Многие считают икону Зосима и Савватия покровительницей пчеловодства. Поэтому те, у кого есть пасека, часто обращаются к ним для значительного улучшения дел. Самое первое обращение происходит после зимней спячки, а потом на протяжении всего года. Перед окончанием сезона все молятся за нормальную зимовку.

Святые никогда не оставляли без внимания тех, кому действительно нужна их помощь. Братию, которая населяла обитель, всегда чувствовала отцовскую опеку со стороны настоятеля. Он старался соединить свою строгость и требовательность с любовью к Господу. Основную задачу, которую он ставил перед собой – это следование законам Божьим и примеру преподобного Савватия.

Для того, чтобы рассчитывать на благосклонность святых, желательно предварительно произнести благодарственные слова. Это более расположит святых к вам. Постарайтесь также говорить искреннее, иначе все не будет иметь значения.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ об иконе Соловецких святых:

Икона Зосимы и Савватия Соловецких

Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких отличается своей чудодейственной силой. О помощи святых молятся при трудных жизненных обстоятельствах, когда беды обрушиваются одна за другой, не давая опомнится.

Православная икона русских праведников Зосимы и Савватия Соловецких находится в почтении у верующих. К ней обращаются многие христиане со всего мира. Чудотворный лик мучеников играет важную роль в жизни верующих людей. Каждый православный хоть раз читал молитвы перед чудотворным ликом святых в надежде на их защиту и покровительство. И помощь святых становилась путеводной звездой, указывающей выход из сложных ситуаций.

История иконы Зосимы и Савватия Соловецких

О святых мучениках Соловецких в основном известно из их жизнеописания. Божии угодники с севера, Зосим и Савватий, являются основоположниками Соловецкой обители. Согласно преданиям, русские праведники отличались безгрешностью. Они восхваляли Господа, всем сердцем любили Иисуса Христа, соблюдали посты, изучали Священное Писание и помогали немощным и больным.

Зосима и Сваавтий были наделены целительными способностями и еще при жизни помогали верующим избавиться от различных телесных и душевных болезней. Благочестивые старцы заслужили глубокое уважение христиан, а после смерти вошли в число святых православных мучеников за все свои праведные деяния, светлую жизнь и заслуги перед Господом и верующими людьми.

Где находится чудотворный образ

Святыню с ликом праведников можно встретить в многочисленных храмах нашей Родины. Образ, который находится в наибольшем почтении у христиан, располагается в Нижегородском кафедральном соборе и в Покровском соборе Москвы. Самый ранний из образов, который сохранился в наши дни, украшает иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Описание иконы Зосимы и Савватия Соловецких

Существует множество вариаций написания икон с великомучениками. Наиболее распространенное изображение заключает в себе образ святых, написанных в полный рост. Обычно с правой стороны изображен Савватий, а с левой — Зосима. Оба праведника облачены в одеяния монахов. Между ними изображен белый храм, который преподобные держат обеими руками. Он является символом основания великими православными святителями Соловецкого монастыря. Иногда сверху может быть написан образ Пресвятой Девы, которая сидит на облаке, благословляя русских монахов.

В чем помогает чудотворный образ

Люди, исповедующие православие, возносят перед иконой русских святителей молитвы о защите от несчастий, в особенности от тех, что заключают в себе насильственный характер. Святые Зосима и Савватий Соловецкие способны оказать поддержку и избавить от завистников, ссор, раздора в семье, от нападок злых духов и трагической гибели. Также молитвы перед святым образом мучеников уберегают от огня, потопа и смертоносных вихрей. Бывает, что христиане молятся перед чудодейственной иконой монахов об излечении от серьезных заболеваний, о гармонии и покое в душе. Ведь при жизни святители обладали даром исцеления.

Дни празднования

Христиане возносят почести святым старцам ежегодно 10 октября. В день праздника верующие произносят слова молитвы перед чудодейственной иконой блаженных Зосимы и Савватия с еще большим усердием в надежде на их поддержку.

Молитва перед иконой

«О, великие заступники! Святые мученики Зосима и Савватий! Услышьте молитвы наши да придите на помощь в бедах и несчастьях наших. Избавьте от горя и напастей. Уберегите дома наши, семьи наши от раздоров, ругани и злых недругов. Станьте нашими защитниками, не оставляйте одних нас в минуты трудные. Пусть стороной обходят нас огорчения и смерть. Имена Ваши прославленные мы с достоинством и уважением почитать будем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Угодники Божии прославились еще при жизни. Они отличались сильной верой в Господа, любовью ко всем людям и мудростью, чтобы этим не хвалиться. Старцы помогли многим верующим окрепнуть духом, не сломиться в тяжелые минуты и не сойти с праведного пути. Они помогут и вам избавиться от всех трудностей, стать сильнее и лучше. Самое главное — оставаться верными Господу и данным ему обещаниям. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте также:  Как правильно читать молитвы перед иконой дома

Молитвы святым

Память: 17 апреля / 30 апреля, 8 августа / 21 августа (Перенесение мощей)

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, чудотворец. Преподобному Зосиме молятся в болезнях: множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствует о великой целительной силе его молитв пред Богом. Покровитель пчеловодов, рыбаков.

Преподобные Зосима (слева) и Савватий (справа) с житием. Икона, конец XVI века

Тропарь преподобному Зосиме Соловецкому, глас 4

Изволением Божественного разума вселился еси в пустыню и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители, равно Ангелом житие на земли пожив, в молитвах, и трудех, и пощениих образ был еси твоим учеником. Отонудуже Бог, видя твое благое изволение, умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей. Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих, Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобному Зосиме Соловецкому, глас 8

Христовою любовию уязвися, преподобне, и Того Крест славный, на рамо взем, понесл еси, божественне вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый, крепко ссекл еси бесовская ополчения. Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Молитва первая преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

О преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и Небеснии человецы, ближнии друзи Христови и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего Православнаго отечества нашего, необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию к ракам честных мощей ваших припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно вас молим: молите непрестанно Благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, Богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощении, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и молении начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла, да непрестанно на месте сем в мире и безмолвии благочестно славится пресвятое Имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущии Его. О преблаженнии отцы наши Зосимо и Савватие! Услышите ны, грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашим грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии; всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите Премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше Православное отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

Вторая молитва преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам

О преподобнии отцы, велицыи заступницы в скорби и услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныя, оживите, и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельныя раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых в узах вражиих, измите, и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Зосима и Савватий Соловецкие с житием

Реставрация: Реставрация 1954 -1957 гг. (Г.А.Фролов, ГИМ)

Размер: 162 х 142

Автор: Нет данных

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Уточняющая датировка: 16 в. Вторая половина

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Состав клейм: 1. Моление преподобного Савватия перед уходом из Валаамского мона­стыря; 2. Встреча Савватия и Германа на реке Выг; 3. Святые плывут на Соловецкий ост­ров; 4. Ангелы секут жену рыбака, хотевшего помешать основанию монастыря; 5. Преподоб­ный Савватий встречает игумена Нафанаила на реке Выг; 6. Игумен Нафанаил исповедует и причащает Савватия; 7. Поучение Савватия торговцу Иоанну; 8. Погребение преподобного Савватия на реке Выг; 9. Рождение Зосимы; 10. Приведение Зосимы во учение; 11. Постри­жение в монахи; 12. Преподобный Зосима раздает свое имущество бедным после смерти родителей; 13. Преподобный Герман рассказывает Зосиме о святом Савватий; 14. Водру­жение креста на Соловецком острове; 15. Видение преподобному Зосиме храма; 16. Моле­ние преподобного Зосимы; 17. Моление Зосимы и Германа; 18. Зосима и Герман рубят лес; 19. Зосима и Герман пашут землю; 20. Искушение преподобного Зосимы; 21.Ангелы при­носят пищу преподобному; 22. Строительство монастыря; 23. Варка соли; 24. Собирание братии; 25. Братия просит Зосиму принять сан игумена; 26. Благословение преподобного Зосимы на игуменство; 27. Поставленис святого Зосимы в игумены; 28. Встреча игумена Зосимы в монастыре; 29. Служба преподобного Зосимы и чудо о просфоре; 30. Святой Зо-сима благословляет постройку собора Преображения Господня; ангелы помогают строитель­ству; 31. Зосима перевозит мощи преподобного Савватия в монастырь; 32. Зосима получает благословение на земли на Соловецком острове; 33. Преставление преподобного Зосимы; 34. Погребение; 35. Явление преподобного Зосимы старцу Даниилу; 36. Поставление гроб­ницы над могилой игумена; 37. Видение старца Тарасия; 38. Спасение старца Тарасия от по­топа (согласно тексту жития’, чудо произошло со старцем Митрофаном); 39—40. Преподоб­ные Зосима и Савватий спасают двух промышленников от замерзания на острове Шужмое; 41. Преподобные избавляют старца Савватия от потопления и ледового плена; 42. Чудо свя­того Зосимы, избавившего Марию, жену Анисима, от беснования; 43. Исцеление самого Анисима; 44. Воскрешение некой жены; 45. Явление преподобных монаху Василию, украв­шему монастырское имущество; 46. Преподобные спасают Федора Парфеева от потопле­ния; 47. Избавление от бесов Никона; 48. Принятие схимы перед смертью старцем Елисеем; 49. Избавление от бесов чернеца Викентия; 50. Исцеление слепого Иоанна; 51. Исцеление отрока Матфея; 52. Исцеление отрока Василия; 53. Чудо о сыне Андроника; 54. Явление пре­подобного Зосимы старцу Герасиму; 55. Явление преподобного Зосимы во время литургии в храме; 56. Спасение отца с сыном на Куть-озере.

Как это часто бывало с житиями святых, первоначальные записи о жизни соловецких чудо­творцев были сделаны вскоре после их смерти. Участник событий преподобный Герман Со­ловецкий, «от простых человекъ, не учився Божественному Писанию»2, продиктовал иноку Доси-фею, ученику преподобного Зосимы и будущему игумену, рассказы о начале монастырской жизни на острове и чудесах, ее сопровождавших. Эти записи к концу XV в. были утрачены, но их со­держание, без сомнения, хранилось в памяти игумена Досифея и вошло в состав жития Зосимы и Савватия, составленного им по благословению архиепископа Новгородского Геннадия, бывшего в молодости учеником преподобного Савватия. В 1505 г. сочинение по просьбе Досифея было пе­реработано и дополнено писателем и публицистом, бывшим киевским митрополитом Спиридо-ном-Саввой, находившимся в заточении в Ферапонтовом монастыре. Спиридон, по мнению соло­вецкого игумена, «.. -бе муж мудръ, измлада извыче и добре умея Божественая Писаниа — Новая и Ветхая». Игумен Досифей продолжал еще несколько лет записывать чудеса, а один из знамени­тейших древнерусских книжников, ученик преподобного Нила Сорского, игумен Кирилло-Бсло-зерского монастыря Гурий Тушин стал литературным редактором этих текстов3. Позднее записи вели его преемники Исайя и Вассиан.

Исследователи выделяют несколько редакций жития Зосимы и Савватия, сохранившегося
в огромном числе списков XVI—XVIII вв.4 Одно из предисловий к житию соловецких подвижни­
ков приписывается знаменитому ватопедскому монаху и просветителю преподобному Максиму
Греку; предполагается, что в работе над житием принимал участие святитель Филипп (Колычев)
в бытность свою игуменом Соловецкого монастыря. Житие вошло в состав Миней Четьих, созда­
ваемых под руководством святителя Макария, архиепископа Новгородского5. Вряд ли в русской
житийной литературе можно найти еще один памятник, в создании которого принимало участие
столько канонизированных святых и выдающихся деятелей Русской церкви.

Почитание преподобного Савватия началось вскоре после смерти и первоначально было свя­зано с местом его погребения у часовни на Выге. Что касается преподобного Зосимы, то, согласно житию, на девятый день умерший игумен явился старцу Даниилу и сообщил, что его миновали «бесовские мытарства» и Господь причислил его к лику святых. Уже через три года ученики воз­вели над его гробницей часовню. В XVI в. возникла, а затем и возобладала тенденция к установ­лению общей памяти соловецким святым. Архиепископ Новгородский Макарий благословил со­ставление службы соловецким святым, а с его поставлением на Московскую кафедру почитание святой двоицы становится и московским культом6. В 1547 г. Собором было установлено общерус­ское празднование «новым чудотворцам».

Сохранившиеся образы соловецких святых многочисленны и разнообразны по иконографии, среди них — три иконы с житием Зосимы и Савватия, происходящие из Соловецкого монастыря и датируемые XVI в. Одна из них — публикуемая икона; ее отличают и самый пространный жи­тийный цикл, и уникальные иконографические особенности.

В среднике иконы представлены преподобные Зосима и Савватий, стоящие на Соловецком острове, изображенном в виде пустынной земной тверди, окруженной со всех сторон водой и «про­резанной» несколькими озерами. В левой руке Зосимы — свиток с текстом духовного завещания: «Не скорбите // братие но п // осему разу // меите аще // оугодна ее [ть] п // ред Б [о] гомъ дел // а наша то // оумножи». Святые изображены в молении Троице Новозаветной, иначе называемой «Сопрестолие»7, помещенной в небесном сегменте вверху в центре средника. В райских обителях на общем седалище, перед которым помещен округлый покровенный престол (Этимасия) с кре­стом и Евангелием, восседают Господь Саваоф в виде старца и, одесную от Него, Иисус Христос в городчатом венце и царских одеяниях. В медальоне над ними — Святой Дух в виде голубя. Иисус Христос раскрывает на груди хитон, указывая на пронзенное реброн, Бог Отец благословляет Сына. По сторонам — открытые врата, знаменующие, что Своей смертью Христос отверз двери рая для человека. На створках врат — символы евангелистов, в навершиях — серафимы. В основе сюжета лежит завершающий стих тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с раз­бойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли, неописанный», ко­торый напоминает о древнем обетовании — «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1).

Читайте также:  В чем помогает молитва иконе взыскание погибших

Красный цвет Престола Уготованного, царское облачение и раны Спасителя напоминают о свершившемся искуплении — центральном событии Домостроительства Божиего — и о прибли­жающемся Втором пришествии и Страшном Суде. Соловецкие чудотворцы, «необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православного отечества. », показаны предстоя­щими престолу Пресвятой Троицы, молящими о милости Божией в день Страшного Суда и дерз­новенно ходатайствующими за христиан.

В основу житийного цикла преподобных была положена первоначальная редакция жития Зо­симы и Савватия, созданная Спиридоном-Саввой. Цикл делится на три части: 8 клейм посвящены преподобному Савватию, 26 — истории Зосимы и устроению монастыря, остальные клейма — по­смертные чудеса Зосимы и Савватия. Согласно житию, преподобный Савватий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где был учеником преподобного Кирилла, прожил там мно­гие годы, «любимъ же бе и славим от всех тамо пребывающих инокъ и от самого игумена обители тоя» (л. 4об.)*. Со временем, стремясь к более строгой иноческой жизни и желая уйти от «суетной славы», Савватий отправляется на Валаам, где в Преображенском монастыре, известном строгим уставом, проводит еще немало лет в полном послушании и трудах иноческих. На Валааме услы­шал преподобный Савватий о необитаемом чудо-острове, который «древесы разными цветяше», «ягодичия много разны» наполнен и богат рыбой. Желая безмолвовать, он, помолившись, ушел на Соловки: «утаився от всехъ, нощию изыде из манастыря. Исторжеся яко птица от пругла, яко серна от тенета» (клеймо 1). Недалеко от берегов Белого моря, на одном из рукавов реки Выг, Сав­ватий встретил инока Германа, жившего при часовне (клеймо 2). Подготовив карбас и припасы, они отправились на Соловецкий остров (клеймо 3), где поставили крест и устроили себе жилище. Согласно Соловецкому летописцу начала XVIII в., это произошло в 1437/1438 г. Вскоре Господь указал старцам предназначение Соловков: семья рыбаков была выдворена ангелами с острова, так как «. благоволи Богъ на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему» (клеймо 4). Несколько лет прожили иноки на острове в полном уединении, а потом преподобный Герман от­плыл на Онегу за припасами. Савватий, зная о приближении смерти, добрался на утлой лодке до материка и в часовне на реке Выг встретил отца Нафанаила, исповедовавшего и причастив­шего его (клеймо 5—6). В последний день к нему пришел новгородский купец Иоанн. Савватий стал учить его добродетели и спас от потопления, так как отговорил плыть по морю, на котором позднее разыгралась страшная буря (клеймо 7). Утром следующего дня Савватий отошел ко Гос­поду. Отец Нафанаил и купец Иоанн отпели и погребли преподобного около часовни (клеймо 8).

Инок Зосима появился на острове через год после смерти старца. Сведений о жизни этого свя­того сохранилось значительно больше. Рождение Зосимы и приведение во учение представлены согласно традициям житийных икон русских святых (клейма 9, 10). Далее (в клеймах 11 и 12) — пострижение Зосимы в иноки и раздача нищим и убогим имущества после смерти его родителей. В поисках уединения Зосима поселяется в пустынном месте, где и происходит его встреча с пре­подобным Германом, рассказавшим о святом Савватий и Соловецком острове (клеймо 13).

С клейма 14 начинается история Соловецкой обители: выбор Зосимой и Германом места для поселения и установка креста на месте будущего монастыря, пророческое видение Зосиме великого храма в сиянии «на воздусех», моление преподобного перед началом строительства (клейма 14—16). В клеймах 17—19 представлены совместная молитва старцев перед образом Спаса Нерукотворного, рубка леса и обработка земли. Оставшись зимой один, Зосима много претерпел от врага рода чело­веческого (клеймо 20), испытал голод, от которого его спас Божий промысел (клеймо 21). Весной вернулся Герман с неким Марком, который стал первым учеником преподобных; началось строи­тельство монастыря (клеймо 22), варка соли (клеймо 23). Именно последнее занятие давало воз­можность устроителям обители торговать дорогим товаром. Иконописец изобразил колодец с жу­равлем, желоб, по которому стекает соляной раствор, и варницу с котлом.

Постепенно собиралась братия и устраивался монастырь: Зосима поставил храм Преобра­жения и ввел общежитие, со временем иноки попросили его принять на себя игуменский сан (клейма 24, 25)10. Новгородский архиепископ Иона (1459—1470) вызвал к себе преподобного Зо-симу, убедив в необходимости принятия сана, рукоположил его в иеромонахи и поставил игуме­ном, после чего старец вернулся на Соловки (клейма 26—28). Первая служба святого сопровожда­лась знамением (клеймо 29) и чудом о просфоре — о нем напоминает блюдо с просфорками в руках Зосимы. Согласно житию, потерянная купцами просфора полыхала пламенем, когда ее пытался схватить пес.

Увеличение братии потребовало строительства нового деревянного храма — Преображения Господня, в возведении которого помогали ангелы (клеймо 30). Преподобный Зосима с братией перевезли на Соловки нетленные мощи Савватия, обретенные на месте захоронения у часовни на Выге (клеймо 31), и положили за алтарем церкви Успения Богородицы. В житии повествуется о том, что купец Иоанн, которому Савватий давал наставления перед смертью, заказал первую икону святого, и она была помещена у гроба основателя соловецкой обители.

В Великом Новгороде, куда Зосима отправился отстаивать права на Соловецкие острова, ар­хиепископ Феофил помог тому, чтобы бояре вняли просьбам Зосимы и защитили владения мона­стыря, выдав соответствующую грамоту с восемью свинцовыми печатями, которые иконописец изобразил на свитке в руках у игумена (клеймо 32). С тех пор никто не мог притязать на владение Соловецкими островами, а также охотиться или ловить рыбу, не заплатив монастырю десятину. Фоном клейма 32 служит огромный пятиглавый собор — София Новгородская11.

Преставление и погребение преподобного Зосимы, устройство над его могилой часовни пред­ставлены в клеймах 33—34. Перед смертью святой старец назначил себе преемника — старца Ар­сения — и дал наставление братии «.. .твердо уставъ кеновш. соблюдати». Согласно житию, гроб и могилу игумен Зосима приготовил себе сам. Через год над его могилой возвели гробницу, к ко­торой братия приходила молиться (клеймо 36). В клейме 35 повествуется о первом посмертном чуде святого Зосимы: его явлении старцу Даниилу и сообщении о том, что он причтен Господом к лику преподобных.

Далее помещены чудеса преподобных Зосимы и Савватия, в которых они помогают плыву­щим и тонущим (недаром их называли «морскими чудотворцами»), болящим и одержимым (пре­подобным посвящено множество больничных храмов), воскрешают усопших, вразумляют осту­пившихся (клеймо 45). Особенно выразительны клейма 39—40 с чудом о спасении потерпевших крушение промышленников, которые замерзали на острове Шужмое1г. Они были спасены ино­ками монастыря, а от гибели во льдах Белого моря их избавили соловецкие чудотворцы.

Многообразная помощь преподобных Зосимы и Савватия страждущим обусловила исключи­тельную популярность этих святых не только в северных русских землях (прежде всего в Поморье), но и по всей России.

Первым исследователем публикуемого образа соловецких чудотворцев стала Е.С. Овчинникова, датировавшая икону 50—60-ми годами XVI в., т.е. временем строительства каменного собора свя­тителем Филиппом, и отнесшая ее к новгородской школе. Л.А. Щенникова высказала мнение, что датировать этот памятник можно не ранее чем серединой XVI в., а новгородская атрибуция тре­бует дополнительного подтверждения. И.А. Хотеенкова предложила на основании описания иконы в описи 1549 г. (размер, иконография, наличие «Троицы») считать временем создания 1538—549 гг., т.е. после пожара 1538 г., но до составления описи 1549 г., в которой похожая икона упомянута (кстати, между ними все-таки есть небольшое, но важное различие13), и отнесла памятник к нов­городской традиции. Но художественный стиль этого выдающегося произведения говорит о зна­чительно более позднем, чем 1540-е гг., времени создания, что вскользь отмечалось Г.В. Поповым14. Если икона чудотворцев, упомянутая в описи 1570 г., и есть публикуемый памятник, что нельзя ис­ключить, что его стилистика — это раннее проявление стиля, который сформируется в отчетливом виде ближе к концу столетия. Колорит иконы — высветленный, с обилием охр и коричневого цвета, с приглушенным красным и зеленым — отличается от яркой, построенной на противопоставлении дополнительных цветов (открытых зеленого и красного) новгородской палитры, плоскостность изображения также не входит в характерные приемы новгородцев вплоть до конца XVI в.

Икона соловецких чудотворцев обнаруживает безусловное сходство с образами, созданными в конце XVI в. для соловецкого храма Благовещения каргопольскими мастерами15. Это не только стилистическая близость, проявляющаяся в уплощении пространства, увеличении роли орнамента и линейного начала вообще, в колористических принципах, но и буквальное «цитирование» очень своеобразного рисунка горок, приемов моделировки одеяний, типов ликов с характерными корот­кими носами, глубоко посаженными глазами и бровями вразлет. Возможно, икона была создана талантливым иконописцем из Каргополя — города, который во второй половине XVI в. был значи­тельным культурным центром, находящимся под влиянием как новгородской, так и ростовской иконописной традиции, а именно эти две линии прослеживаются в художественном строе иконы.

Происхождение

Происходит из местного ряда Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Поступила в 1940г. из Соловецкого монастыря

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

В этом году 21 августа исполняется 20 лет со дня великого освящения храма Патриархом Алексием II.

Великие русские святые – преподобные Зосима и Савватий – уникальные исторические личности и удивительные чудотворцы, внёсшие огромный вклад в укрепление духовных и географических рубежей нашей Родины. Савватий положил начало, а Зосима с великим тщанием продолжил труды по построению монашеской жизни в России к вящей славе Божией.

По молитвам, обращенным к преподобным Зосиме и Савватию свершались многочисленные чудеса. Только по спискам XVI-XVII веков известно около сотни посмертных чудес прпп. Зосимы и Савватия. А сколько их совершается в наши дни по молитвам святых угодников Соловецких!

Один из монахов обители по имени Митрофан рассказывал, что, когда он был еще мирянином, купцом и плавал по морю, однажды поднялась столь сильная буря, что корабль стало заливать волнами и все находившиеся на нем пришли в отчаяние и слезно молились Спасителю и Божией Матери. Но вдруг они вспомнили о преподобном Зосиме Соловецком, призвали его себе на помощь и тотчас увидели святого, сидящего на корме корабля и бьющего по волнам своей монашеской мантией, отчего волнение сразу прекратилось. И он до тех пор управлял кораблем, пока не привел его к берегу.

Некий старец Феодул, нечаянно поскользнувшись, упал и так сильно ушибся, что не мог ходить в церковь и все время лежал в постели. Преподобный Зосима однажды поздно вечером пришел в его келью, помолился и исцелил Феодула.

Читайте также:  Икона адриан и наталия о чем молятся

Мирянина по имени Никон сильно мучили бесы. Когда же его привели к мощам преподобного Зосимы, тот явился ему, избавил от демонов и отослал домой здоровым.

Один ослепший крестьянин получил исцеление при гробе святого, но за маловерие свое ослеп вторично. Тогда он возвратился к мощам, покаялся, помолился и снова был исцелен преподобным.

Нередко преподобный Зосима являлся молящимся вместе с преподобным Савватием. Так однажды инок Иосиф, находясь на острове Кузове, ночью взошел на гору для молитвы и, посмотрев на Соловецкие острова, увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда он рассказал об увиденном другим инокам, они сказали ему: «Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих, ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

Преподобные Зосима и Савватий исцелили одержимую бесом женщину Марию.

Много и других чудес совершили преподобные Зосима и Савватий, начальники обители Соловецкой. А упомянутые тут чудеса да послужат к нашей пользе душевной и прославлению угодников Божиих и Самого Господа Иисуса Христа, дивного во Святых Своих.

Преподобный Савватий свой монашеский подвиг совершал в Кирилло-Белозерском монастыре. Было это в год 1396. Когда он узнал, что на далёком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров, помолившись Богу, ночью он удалился из монастыря, направив свой путь к Соловкам. Проделав путь около 800 вёрст, достиг Савватий морского берега.

Местные жители, узнав о его намерении поселиться на этом острове, усиленно отговаривали его, описывали суровые условия и необычайную трудность жизни на острове. Услышанное только радовало Савватия. Лишения и трудности сполна отвечали велениям сердца его для обретения желаемого уединения.

На реке Выга, в селении Сорока (ныне город Беломорск) встретил он своего будущего сожителя по Соловкам инока Германа, жившего при часовне. Приключилось все это в лето 1429 г. Герман уже бывал на Соловецком острове и предложил Савватию не только проводить его на Соловки, но и остаться жить с ним на острове. Приплыв на место, преподобные водрузили крест, построили келью и в трудах и молитве начали свою новую жизнь в невыносимо трудных условиях. На Крайнем Севере нельзя было круглый год находить растительную постническую пищу, нельзя было обойтись в суровые зимние холода без теплой одежды и жилья — все это нужно было добывать себе с великим трудом. Они собирали грибы, ягоды, ловили рыбу, ели траву и древесную кору. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинках, согреваясь любовью ко Господу. Вместе они жили здесь отшельниками шесть лет. По прошествии этого времени Герман покинул остров и переселился на реку Онегу, Савватий же остался один.

Однажды во время исполнения молитв инок Савватий получил от Бога весть о приближении своей кончины. После такого предупреждения Савватий захотел причаститься Святых Христовых Тайн. Божиим Произволением святой Савватий благополучно совершил путешествие с острова на «большую землю» и прибыл на р. Выгу к часовне. Туда в это время по Промыслу Божию наведался игумен Нафанаил, прибывший для окормления крещеных зырян. Игумен причастил Савватия, попросил подождать его в часовне, пока он причастит в другом селении больного.

Преподобный Савватий мирно скончался в часовне во время молитвы, сидя в куколе и мантии с кадильницей в руке. Это было 27 сентября 1435 года. Возвратившись из селения, игумен Нафанаил похоронил почившего подвижника. На Соловецкий остров мощи прп. Савватия были перенесены при игумене Зосиме в 1465 г. Все верующие, притекая к нему, получали по молитвам Преподобного облегчение скорби и исцеление болезней.

Спустя год по смерти преподобного Савватия, продолжателем подвигов его на пустынном Соловецком острове явился преподобный Зосима.

Преподобный Зосима – сын богатых и благочестивых родителей из села Толвуй, что лежало недалеко от Онежского озера. Отшельническую жизнь Зосима вел с юношеских лет. Уединение его проходило недалеко от родительского дома, но он жаждал большего аскетизма. Желание его исполнилось. Однажды встретил он старца по имени Герман, который в духовной откровенной беседе рассказал молодому отшельнику о жизни преподобного Савватия на Соловецком острове. Беседа запомнилась Зосиме. Вскоре умер его отец, а мать ушла в монастырь. Раздав родовое имение бедным, Зосима с Германом отправились на Соловецкий остров. Было это в 1436 году.

В первое же утро по прибытии на остров преподобному Зосиме было пророческое видение. Выйдя утром из своего шалаша, он увидел необыкновенный свет, освещающий всю окрестность, а на востоке, на горе явился ему огромный, прекрасный храм, возвышающийся над землёй. Зосима с Германом остались жить на острове.

В первую же зиму Зосима остался на острове один, т. к. Герман отправился на материк, чтобы приобрести необходимое для устроения монастыря, и не сумел из-за сильных ветров вернуться. Тогда отшельнику пришлось претерпеть многочисленные жестокие нападения нечистых духов, старавшихся изгнать его с острова. Святой побеждал их молитвой. Некоторое время спустя Зосима обнаружил недостаток съестных запасов и был этим весьма смущен, но, как и прежде, положился на помощь Божию. В скором времени к нему пришли два мужа, которые привезли с собой сани, полные хлеба, муки и масла. Они сказали, что идут в море на промысел. Зосима долгое время ждал, но не дождался возвращения этих людей и понял, что помощь была послана ему от Бога.

Вскоре на остров стали прибывать другие иноки. Началось бурное строительство обители. Прибывавшие насельники рубили себе келии, построили небольшую церковь с трапезной во имя Преображения Господня. Новгородский архиепископ рукоположил Зосиму и поставил его игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Вскоре после своего посвящения новый настоятель велел строить большой храм во имя Преображения Господня и именно на том месте, где было ему видение в первое утро после прибытия на Соловки. Там и заложили фундамент, и начали строить церковь. Зосима с братией в 1465 году перенесли мощи Савватия с р.Выги и положили их за алтарем построенного Преображенского храма. С этого времени при гробнице Савватия стали совершаться чудеса, и больные получали исцеления.

Прожил игумен Зосима в обители 42 года, из них 26 лет был в ней настоятелем. Предчувствуя приближение кончины, он стал готовиться к переходу в вечность. Изготовил себе гроб, выкопал своими руками могилу. Указав на преемника, дав духовные напутствия братии, игумен Зосима отошел ко Господу. Скончался святой Зосима 17 апреля 1478 года. Похоронили его за алтарем Преображенского собора рядом с могилой Савватия Соловецкого.

Вскоре после преставления преподобный явился иноку Даниилу и рассказал, как по милости Божией он беспрепятственно прошел мимо воздушных бесов и, не задержанный ими, был причтен к лику святых.

Если преподобный Савватий был Соловецким первоначальником, первым иноком, пожившим на острове в подвигах поста и молитвы, то преподобного Зосиму должно признать основателем Соловецкой обители и первым благоустроителем ее.

Преподобный Зосима, Соловецкий чудотворец

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки. Преподобный Зосима противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Добавить комментарий