Иконы можно ли православному молиться католическим иконам

Можно ли молиться вместе с католиками?

Многие православные люди участвуют в общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные проблемы общества, обмениваются опытом социальной работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто начинаются и заканчиваются общей молитвой. Но ведь церковные правила запрещают молиться с инославными! В чем смысл такого запрета, не устарел ли он? На эти вопросы корреспонденту «Нескучного сада» ответил клирик кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов.

– Отец Петр, канонический запрет молиться с инославными относится только к молитвам на богослужении?

– Церковные каноны запрещают не только молиться с еретиками, но и входить в их храмы, трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда эти каноны были приняты, все еретики были людьми знающими, убежденными, шли против христианского учения не по невежеству, а из гордости. И врачи не только осматривали пациента и назначали лечение, но и молились и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна. То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в богословии человека это соблазн. То же самое в бане – там не только мылись, но много времени проводили в беседах. Каноническое правило актуально и в наши дни, просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или на приеме у врача почти нулевая. Но если применить этот запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру, нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать их в дом на чашку чая (а многие сектанты – иеговисты, мормоны – ходят с проповедью по домам). Соблазнительно это, неполезно и опасно для души.

Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело». Молитва на литургии – не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И для православного любая общая молитва имеет какой-то литургический смысл. Иначе в ней нет силы. Как можно молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и святых?

– В современном секулярном мире представители не только других конфессий, но и других религий воспринимаются скорее как союзники по отношению к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что плохого, если они вместе помолятся?

– На Западе сейчас доминирует идея, что нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали. Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей, уважать их чувства. Мне приходилось бывать на отпеваниях католиков – родственников наших прихожан. Я там присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей бабушке-католичке: «Господи, помилуй рабу Твою». А потом уже «Упокой, Господи…» и по-православному поминаю всех моих православных родственников. Но по этой бабушке я не могу служить панихиду, вынимать за нее частички на проскомидии. Церковная молитва – молитва за членов Церкви. Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор, надо его уважать, а не притворяться, что она была православной. Молитва – это любовь, но любовь должна помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана Богом. Тогда по логике все они должны предстать перед Судом Божьим как православные. А они не понимали или не хотели понимать Православия. Мы им только навредим такой «любовью».

Пример подлинно христианской любви к неправославным людям показал святитель Иоанн (Максимович) – я составил книгу о нем, недавно вышедшую в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то из них молился вместе с ним. Это была действенная молитва – исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это не называется, что он молился с инославными. А когда на приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним из крестных католика, издал указ, чтобы из всех метрических книг вычеркнули имена инославных восприемников. Потому что это нонсенс – как может ручаться за воспитание крещаемого в православной вере неправославный человек?

– Но разве плохо перед общей трапезой с католиком вместе прочитать «Отче наш»?

– Это, наверное, иногда допустимо. В любом случае я должен помолиться перед едой. Если собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя, крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться, православный человек может предложить: давайте прочитаем «Отче наш». Если все христиане разных конфессий – прочитают про себя каждый по-своему. В этом не будет измены Богу. А экуменические молитвы на больших собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене. Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви). Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в контексте семьи. В семье есть свои правила. Семью связывает любовь, а с понятием любви тесно связано понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится общаться со многими людьми другого пола. С ними можно иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина вступает с другой женщиной в связь, это измена и законное (для его жены) основание для развода. Так и молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, для которых главное – хорошие отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да, главное – любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины. Экуменические молитвы как раз размывают истину. «Пусть Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное» – в этом суть экуменизма. Понижение высокого. В восьмидесятые годы в экуменическое движение активно влились православные. Ответьте мне, пожалуйста, благодаря свидетельству Православия на экуменических собраниях хоть один человек перешел в Православие? Мне такие случаи неизвестны. Если и были отдельные случаи (реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они не соответствуют экуменическому духу – толерантности и терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и переходили в Православие. Или ездили в монастыри, видели старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал. То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а по плодам мы познаем правильность наших действий. Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла. И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками актуален как раз применительно к экуменическим собраниям.

– Вместе заседаем, обсуждаем вопросы, обмениваемся опытом социальной работы и одновременно считаем их еретиками?

– Конечно, мы сегодня стараемся не называть никого еретиками. Это не только некорректно, но и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века каждый еретик сознательно шел против единой Церкви. Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с религии или конфессии, традиционной для их страны, семьи. При этом многие интересуются другими религиями, хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии. «Здравствуйте! Вы – еретик!» – начнем мы разговор с таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет. Наша же задача противоположная – помочь людям прийти к истине. Если человек искренне интересуется Православием, хочет разобраться, читает книги, общается с православными священниками и богословами, в какой-то момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по определению Православной Церкви – ересь. И сделает свой выбор. В США последние годы идет быстрый рост православных общин, и в основном за счет коренных американцев. Почему американцы переходят в Православие? Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят, что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах женского священства, однополых браков, а Православие хранит верность заповедям. Вы в России это не так ощущаете, а для нас это реальная проблема – в Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных конфессий.

Надо разделять сотрудничество и совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему поучиться у инославных: у протестантов – знанию Писания, миссионерской напористости, у католиков – социальной деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту благодати и истины. Конечно, есть очень набожные, благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании – там благочестие сохранилось. В Америке же католики стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос. Люди оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь участвовать в совместной с ними молитве. Особенно на официальных мероприятиях, когда на молитву все облачаются, протестанты тоже надевают специальные одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй, единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто в этом действе участвует, они воспринимают как единомышленников. Это большой соблазн. В Зарубежной Церкви почти половина духовенства – люди, перешедшие в Православие из католичества или из англиканской церкви. Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что компромисс в вопросах общей молитвы приведет к нежелательным последствиям. Поэтому еретиками мы никого не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские отношения, но стоим на истинности своей веры. А экуменические молитвы делают человека равнодушным к истине.

– Православные люди в России очень любят произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его книги продаются во многих православных храмах, и они, действительно, по духу очень близки Православию. Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в Россию, православные отказали бы ему в совместной молитве?

– Я сам очень люблю Льюиса, а у моей матушки это просто любимый писатель. Его книги – замечательный мостик от чисто земного, секулярного восприятия жизни к духовному. Нельзя сразу давать неподготовленным людям – духовным младенцам – твердую пищу. Без подготовки они святых отцов просто не поймут. И трудно представить для новоначальных литературу лучше книг Льюиса. Но мы с матушкой убеждены, что, живи Льюис в наше время, он бы перешел в Православие (в его время в Англии это было очень сложно, означало отказ от своих предков, семьи). Если бы ему с любовью объяснили, почему не могут вместе с ним молиться. А если бы сказали, что никакой разницы нет, он почти православный, можно молиться, зачем ему было бы переходить в Православие?

Замечательный пример есть в Евангелии – беседа Христа с самарянкой. Он ее спрашивал, она отвечала, наверное, Спаситель молился и до встречи, и во время беседы, не знаю, молилась ли она, но общей молитвы не было. А после беседы она обратилась, побежала рассказывать всем, что встретила Мессию! Самаряне тогда для евреев были еретики. Надо открывать свою веру, ее красоту, истинность, можно и нужно молиться за каждого человека, но общая молитва с человеком другой веры только введет этого человека в заблуждение. Именно поэтому от нее надо воздерживаться.

Читайте также:  О чем молятся иконе новодворской

Беседовал Леонид Виноградов

Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ родился в 1956 году в Монреале. Отец его был сыном белого офицера, мать эмигрировала из СССР. С детства прислуживал в храме, учился в церковно-приходской школе. Окончил Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой, служил диаконом в Торонто. В 1980 году рукоположен во священники и переехал в Сан-Франциско. Клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Православная и католическая иконография. Попробуем разобраться.

Елена Николаевна

Эта тема создана по просьбе Андрея Булгакова и выделена из темы Обязательно ли иконопочитание?

Возможно слегка не в тему, но вот вчера в магазине видела такую картину:
Стоит дядечка, крестится и кланяется. перед ковром на котором вышит образ Богородицы. Мне это показалось неуместным. Но! Он так почитал образ Богородицы?
Или нельзя так относится к любому рисунку – например в школьном учебнике по истории вон сколько изображений икон, а с почитанием относиться только к образам на освященных иконах?

Волков Алексей Михайлович

Далеко не всякая картина религиозного содержания или даже икона по названию действительно, по канонам, является иконой. Если образ иконой не является, то нет никакого толку, освящай его или нет, он все равно иконой не станет.

Нам надо быть честными по отношению к самим себе и окружающим нас, например, к протестантам. Можно понять, откуда взялось у них иконоборчество. Протестантство обязано своим появлением католичеству (кстати, как и атеизм), так вот, религиозные картины католиков не являются иконами, они в гораздо большей степени являются идолами, нечестивыми изображениями. И они были достойны того, чтобы почитание им было отвергнуто в самой категоричной форме. Дело не в том, что мы не признаем ценности для искусства творений деятелей возрождения, просто эти вещи заняли неподобающее им место. Ветхозаветный принцип не изображать для поклонения обыкновенных людей еще никто не отменял, а на этих произведениях, претендующих на изображении Богоматери, Христа и святых нет святости, нет добродетели, одни страстные фантазии живописца, как ему представляется святость, которую он никогда не знал опытом, в собственных страстных, безблагодатных движениях души, так он и передает это на своих произведениях, и потому там изображен один грех, лишь только грех, по слову святителя Игнатия Брянчанинова. Это не иконы, а язычество, человекобожие, возведение в ранг поучения не образа добродетели, а образа греха. Икона способствует молитве именно потому, что передает сам молитвенный дух наглядным образом, она всецело созвучна с молитвой, но как можно молиться перед страстным изображением, которое воспламеняет, а не погашает страсти?
Протестанты не правы только, когда распространяют свое неприятие на настоящие иконы и на весь принцип иконопочитания в целом. Сама же посылка их в этом направлении была верна.

Bulgakov Andrei

Екатерина Трусова

День празднования – 8 января, (26 декабря – по старому стилю)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

Bulgakov Andrei

Елена Анатольевна

Алексей Михайлович, спасибо за уточнения, но все же у меня остаются сомнения по справедливости вашего сообщения, поэтому:
1. пожалуйста, сообщите источник ваших сведений о “Спасе на убрусе”;
2. ответьте, в каком веке появилось католическое “изобретение” об убрусе (не в те ли годы, когда Церковь была едина?)

Екатерина Трусова

Елена Анатольевна

Екатерина Трусова

Действительно, хорошая тема, Андрей!
Для начала подборка материалов для изучения и дальнейшего совместного обсуждения.
Надеюсь, эта тема станет полезной и с искусствоведческой точки зрения, и с духовной – Ведь икона – окно в другой мир! И каким мы его увидим. Бог нам в помощь.

1. О соотношении языка и стиля в православной иконописи
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1357.htm

8. Православная иконография Богородицы и Католическая иконография Богородицы
http://www.catholic-kazakhstan.org/Maryja/Ikonografia.htm

Волков Алексей Михайлович

Вы не у меня спросите, а у Успенского, или у святителя Игнатия Брянчанинова, это они, может утрируют, как вы говорите. А я так, просто рядом гулял.

Как раз у Успенского вы и найдете, что ныне проще встретить протестантского пастора, пришедшего от глубокого отрицания образа, от иконоборчества, по сути, до святоотеческого его понимания (потому что было желание разобраться), как оно выражено в догматах Вселенских соборов, а у православных такого понимания почему то не обретается, хотя они должны были лучше знать догмат иконопочитания, это означает одновременно понимать, как это применяется в жизни.

А теперь об мадонне. Это высокохудожественное произведение, да. Но это не икона, да и женщина, изображенная на ней не Дева и не Приснодева тем более.
Икона отличатся от простой, портретной живописи. Если бы Церковь изображала Христа только портретно, это означало бы, что Она видит Его глазами неверующей толпы, как обычного человека. Но Церковь всегда видит Христа очами веры, в Божественной славе Преображения, даже в момент глубочайшего кенозиса. И Церковь на Соборах защищала не искусствопочитание, а иконопочитание. Ощутите разницу.

Не сваливайте нас с католиками в одну кучу, между нами пропасть, ее видно невооруженным взглядом. Если уж исторически так случилось, что у нас имел место быть иконный экуменизм, смешение вер в иконотворчестве, даже больше, засилье западного, католического влияния, то это время прошло уже давно, богословие освбодилось от схоластики, иконопись тоже возвращается в свои канонические границы. Икона призвана вовсе не удовлетворять эстетическое чувство, как ошибочно полагают некоторые даже православные, она сама есть ни что иное, как один из способов выражения единого Откровения Божия человеку, оно проявляется в иконе также, как , например, в Священном Писании или богослужении. Она призвана открывать человеку духовный мир, показывать его реалии образом, так же как святоотеческое наследие, например, их показывает посредством слова.

Здесь уже приводились замечательные примеры из жизни, как действительно влияет икона на человека. Она привлекает к себе человека не тем, что высокохудожественно и технически портретно передает образы Христа и святых,
а тем, что показывает ему неведомую доселе реальность. Этот же свет видели язычники на лицах мучеников, почему и обращались и нередко сами становились мучениками. Поэтому икона имеет такую колоссальную важность в Православии, так что за нее умирали так же, как за исповедание имени Христова. Иконой человек духовно восходит к вере, как раньше за живыми иконами, за мучениками и святыми. А вот сикстинская мадонна нисколько не выходит за рамки этого падшего мира, и приноравливать себя к изображению, к чувствам, вызывающим этим изображением, значит не бороться со грехом, а потакать ему. Сентиментальность, свойственная западному творчеству, всецело принадлежит падшему миру и не имеет отношения к духовному.

Католические иконы

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее.

К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Интересные факты

Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.

Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.

К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.

Почему люди в храме молятся иконам вместо Бога?

Вопрос задан:
11 августа 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.

  1. «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

А. Определение иконы и идола.

Б. Допускает ли Библия священные изображения?

В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?

Г. Допустимо ли почитание икон?

Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят – бесов, православные в иконах – Бога и святых.

Читайте также:  Икона прежде рождества и по рождестве дева о чем молятся

Б. Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов , которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1). В храме Соломона этих изображений было ещё больше: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей (3 Цар., 6,23). «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6,29). Хотя вторая заповедь, действительно, до времени, запрещала изображать Бога – Творца, ибо Бог, в ветхозаветный период, не являлся еврейскому народу чувственно, потому и был не изобразим, но лишь говорил через пророков.

В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы) всегда в храме , прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.

Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).

Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог – стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Ещё несколько дополнений к затронутой теме.

В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!

Протестантов соблазняет «поклонение иконам вместо Бога». Но, во-первых, мы, православные, иконам не поклоняемся, а почитаем их . Во- вторых, почитаем, не вместо Бога, но через иконы – Бога. По поводу первого тезиса, в Библии различаются два вида поклонения: Богопоклонение, обозначаемое термином «латр и а», и почитательное поклонение – «праск и несис». Первое – возможно лишь по отношению к Богу: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи (букв. латр и а) (Мф.4,10). Второе – по отношению к предметам, напоминающим о Боге: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (праск и несис) святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). По поводу второго тезиса, святые Отцы 7 Вселенского собора сформулировали основной принцип иконопочитания: честь, воздаваемая образу (иконе) переходит на Первообраз. Этот принцип незыблемо действует и в обычной жизни: публичное сожжение фотографии президента, или государственного флага страны, будет расценено, как оскорбление, нанесённое самому президенту и государству, хотя сгорели лишь фотография и кусок материала, а не человек. В области же религиозной, мы, православные, в иконе чтим не вещество: дерево, краски, бумагу, а воздаём честь Личности, на ней изображённой. И умом, и сердцем от видимого образа, восходим к Первообразу.

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона – напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона – учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

3 .Икона – помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона – возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

2 .«Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»

Здесь, как я понимаю, Вы имеете в виду церковную практику молитв к усопшим святым. Ответ – прост. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: « Молитесь друг за друга , чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5,16) Сам Иисус Христос наставляет: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое , там Я посреди них» (Мф.18:20). Но молитва христиан друг за друга, по учению Православия, не ограничивается лишь членами земной Церкви. В это молитвенное общение включены и члены Церкви Небесной, или Торжествующей: святые. Откуда мы это знаем? – Из слов Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22, 32). «Бог, небесное и земное, соединил под главою Христом» (Ефес. 1,10). Значит, Спаситель – соединяет в Себе воедино земную и Небесную Церковь, и между их обитателями нет непроходимой пропасти, а святые, перешедшие в вечность – живы перед Богом. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13,8), а значит, святым, достигшим спасения, не безразлична судьба их собратьев, живущих на земле, ибо они продолжают любить их. Наконец, из Откровения св. Иоанна Богослова, нам известно, что святые – представители Церкви Небесной, вместе с ангелами, молятся о живущих на земле: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога » (Откр. 8,3 – 4). В строгом понимании, мы, православные, молимся только Богу, но включаем в круг своих со – молитвенников к Нему, и святых. Протестанты делают то же, но круг их со – молитвенников почему-то ограничивается лишь живыми членами общины, хотя Бог, о силе молитвы праведных, говорит: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму , дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42,7 – 8). Вот православные и просят почивших святых вместе с ними помолиться Богу. Грех ли это? Если да, то пусть и протестанты не просят своих единоверцев помолиться об их нуждах. Ведь такое прошение – уже молитва твари, помимо Творца! Если же, протестанты признают библейской практику молитв друг за друга, то пусть не обвиняют и православных в призывании на помощь почивших святых.

Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/ , а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» http://l.120-bal.ru/pravo/18674/index.html

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Иконы можно ли православному молиться католическим иконам

Владимирская икона Божьей Матери (слева) и икона “Остробрамская” (справа)

Православная и католическая икона отличаются между собой так же, как отличается иконопись от живописи. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различны и складывались они не одно столетие. В результате православную и католическую икону сразу можно отличить друг от друга, если даже знаешь об иконах очень мало.

Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу. Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии. Равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы. Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии.

Или икона «Гефсиманское моление» – тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие. Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений.

Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства. Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер. Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Читайте также:  Кира икона о чем молятся

Православная икона, в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая : от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

В ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает “Мария Матерь Божия”. Обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.

Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых . Канон ограничивает субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника приветствуется и определяет изображение.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

Архангел Гавриил. Икона школы Симона Ушакова

В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий скорее на школу, чем конкретного на иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы Феофана Грека , или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.

В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции обратной перспективы православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели.

Дионисий. Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» . Ферапонтов монастырь 1502

Реликвии в православии и католичестве – общее и различное

Образа – важнейшие ритуальные предметы в христианстве. Перед ними творят молитву, раскаиваются в грехах, беседуют с Господом, обретая утешение и надежду. Но в разных вероисповеданиях святыни выглядят и почитаются неодинаково. Наша статья объяснит Вам, в чём заключаются отличия иконы, написанной в той или иной манере!

Предназначение и отличие святого лика

Реликвии призваны являть верующим зримый образ Творца, Девы Марии, праведников и мучеников. И, хотя любое рукотворное изображение несовершенно – ведь человек не в силах передать могущество, величие и мудрость высших сил – оно всё же помогает постичь малую часть божественной силы и славы. Как раз это и было изначальной функцией иконы. Но с течением времени, под влиянием культурных особенностей и несходства мировоззрений, православные и католики стали по-разному относиться к святыням.

Школа восточной иконописи зародилась в Византии, многое почерпнув как из эллинского, так и из персидского искусства, а потом практически без изменений пришла на территорию Киевской Руси. Для неё характерна торжественность и одухотворённость, но при этом – предельная строгость, аскетизм, скупость линий, форм и красок. Образа максимально стилизуются, все объекты упрощаются, становясь символами. Подобный отказ от телесности и реалистичности позволяет вызвать у христианина молитвенный настрой, заменить сиюминутные тревоги и заботы искренним стремлением к Господу.

Средневековые католические святыни создавались по сходным принципам. Но постепенно они стали чувственными, живыми и детальными – скорее фантазиями на библейские темы, чем предметами культа. Их задача – учить, знакомя верующих с событиями из Евангелия и житий подвижников. Именно из-за эмоциональности западных реликвий от них отказались протестанты – они считали, что такие рисунки искажают саму идею поклонения Творцу.

Икона «Небесное Величие .

Икона Божией Матери .

Икона Божией Матери .

Икона Иисуса Христа «Спас .

Икона Божией Матери .

Икона «Божья Матерь на .

Икона Богородицы «Аз есмь с .

Владимирская икона Божией .

Икона Божией Матери «Утоли .

Икона «Троица Новозаветная .

Почаевская икона Божией .

Икона Пресвятой Богородицы .

Объемная икона «Тайная .

Икона «Покров Пресвятой .

Икона Божией Матери .

Икона «Собор преподобных .

Икона Божией Матери .

Икона Божией Матери .

Икона Божией Матери .

Молитва Оптинских старцев

Икона «Святая Троица»

Волынская икона Божией .

Икона Крещение Христа

Казанская икона Божией .

Икона «Молитва Задержания»

Икона Божией Матери «Всех .

Икона «Покров Пресвятой .

Остробрамская икона Божией .

Икона Богородицы Казанская .

Владимирская икона Божией .

Икона «Иисус Благословляет .

Икона «Святая Новозаветная .

Икона Божией Матери .

Икона «Собор Пресвятой .

Боголюбская икона Божьей .

Икона Божией Матери .

Икона Богородицы «Достойно .

Икона «Ангел Хранитель»

Владимирская икона Божией .

Икона Божией Матери .

Введение во храм Пресвятой .

Икона Божией Матери .

Главное отличие католических икон от православных – натуралистичность. Работы многих знаменитых художников – скажем, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти либо «Мадонну Литту» Леонардо да Винчи – легко перепутать со светскими картинами. Живописцы старательно изображают фигуры Богородицы, младенца-Иисуса, ангелов и праведников, выражения их лиц, одежды и украшения, используют насыщенные цвета, чтобы воссоздать объём и игру светотени, тщательно прорисовывают окружающие вещи и декор, руководствуясь лишь своим воображением. Из-за этого автор реликвии всегда известен, тогда как в православии преобладает анонимность.

Кроме того, большинство подобных образов имеет чёткий сюжет – они демонстрируют конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий. К примеру, реликвия Божьей Матери из Ла-Салетт изготовлена в память о Её явлении перед ребятами из бедной французской деревушки, а лик благословляющего малышей Иисуса иллюстрирует слова Доброго Пастыря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Поэтому западные иконы насыщены иносказаниями и аллегориями – взгляните хотя бы на двойную корону Спасителя, олицетворяющую Его власть над небом и землёй, или же на пронзённое терновыми шипами непорочное сердце Пречистой Девы!

Православная церковьКатолическая церковь

Каноны и правила – как создаются святые лики?

Важнейшее отличие православной иконы от католической – неуклонное следование традиционным приёмам. Содержание и смысл образа, его значение, тематика, эстетические критерии – всё это регулируется сводом норм, возникших ещё в XI-XIII ст. Однако подобные требования не сковывают свободу творчества – скорее служат духовным стержнем, основой для самовыражения художника, и лучшим доказательством этого являются работы Андрея Рублёва и Феофана Грека. Вот центральные каноны восточнохристианских реликвий:

  • отсутствие теней – так мастера подчёркивают тот факт, что действие происходит в Небесном Царстве, где не властны законы материального мира;
  • обратная перспектива (чем дальше предмет, тем он крупнее) и несколько точек обозрения;
  • нимбы, иногда дополненные венцами – воплощение Господней благодати;
  • двухмерность изображения– в нём нет пространства или времени в земном понимании;
  • схематичность и условность объектов (домов, деревьев, риз и атрибутов святых).
Отличие православной иконы от католической

Помимо этих выразительных средств, общих для всех икон, применяются и специальные символы – они указывают, кто запечатлён на реликвии, ведь в православных ликах нет портретного сходства. В частности, Богородица всегда предстаёт в алом либо пурпурном платке-мафории (покрывале, которое носили замужние женщины), украшенным тремя звёздами, и синей тунике. Такие цвета напоминают о достоинстве Небесной Царицы, Её славе, чистоте и кротости, но в то же время и о страданиях, которые пришлось вынести Матери Спасителя. Свои каноны есть в изображениях Иисуса Христа, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и остальных святых.

На иконах восточной школы правая рука всегда пишется над левой, тогда как на католических подобное правило не соблюдается. Такая поза служит олицетворением победы над плотью, подверженной греху и соблазнам. Вдобавок, в православной традиции контрактуры (сокращённые надписи на образах) выполнены на церковнославянском или греческом, ритуальным же языком западных христиан является латынь.

Впрочем, несмотря на отличия православных икон, существуют реликвии, равно почитаемые представителями обеих конфессий. Это Казанский, Остробрамский и Ченстоховский образа Небесной Царицы, лик «Умиление», принадлежавший преподобному Серафиму Саровскому, а ещё святыня Иисуса Христа «Моление о чаше».

Сравнение реликвий католиков и православных

Перечисленные выше признаки легче всего заметить, сопоставив две иконы с похожим сюжетом – например, святыни в честь Благовещения. Это один из двунадесятых христианских праздников, отмечающийся 7 апреля (25 марта по старому стилю). Согласно Евангелию от Луки, в тот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с радостной вестью о рождении Спасителя. Неудивительно, что подобное событие вдохновляло многих живописцев!

Благовещение Честелло. 1489г
Темпера 150×156 см. Флоренция
Устюжское Благовещение. XII век
Доска, темпера. 238×168 см.

Картина «Благовещение» итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510) написана в 1489 г. На ней Мадонна выглядит прекрасной юной девушкой, в смущении замершей перед Господним посланцем. Пространство разделено на две части – комнату, где находятся герои произведения, и красочный пейзаж, расстилающийся за окном. Полотно насыщено мелкими деталями – от обстановки помещения до цветка лилии в руке серафима. А вот религиозные элементы сведены к минимуму – даже нимбы, выдержанные в приглушенных рыжевато-бежевых тонах, прикрывают головы сверху, как шляпы.

Совсем иначе воспринимается реликвия «Устюжское Благовещение», выполненная в Великом Новгороде в 20-30-тых гг. XII ст. Здесь собрано всё, чем отличаются православные иконы от католических: на позолоченном фоне стоят два вытянутых по вертикали, будто бы устремлённых ввысь, силуэта. Гавриил поднял правую руку, осеняя Богородицу напутствующим жестом, но в то же время его движение кажется незавершенным – это подчёркивает преграду между ним и Той, что стала вместилищем Несотворенного. На Её груди, укрытой алым мафорием, видна фигурка младенца-Спасителя – из-за того, что мастер использовал красноватые тона, она словно просвечивает сквозь тело Небесной Царицы. В верхней части образа запечатлён Творец Ветхий Днями, в окружении херувимов. Со смиренными ликами контрастируют глубокие, нарочито крупные глаза – именно в них отражаются эмоции и переживания. Скрытым смыслом наделены и оттенки риз – так, охряные и голубовато-зелёные одежды архангела воплощают избранность, обновление и вечную жизнь.

Добавить комментарий