Как молился патриарх никон

Как патриарх Никон стал «антихристом»

Патриарх Никон – один из самых противоречивых персонажей русской истории. Он родился в простой крестьянской семье и достиг того, что его величали «великим государем» и сам московский царь падал ему в ноги.

Он был неутомимым строителем, создал великолепные монастыри, а дни свои завершил простым монахом в удаленной северной обители. Братия основных им монастырей ждала его канонизации, а представители старообрядчества считали антихристом.

«Ревнитель благочестия»

Будущий Патриарх родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина Мины в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. При крещении он получил имя Никита. В раннем детстве ему изрядно досталось от злой мачехи, и в 12 лет он сбежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Никита оказался земляком Аввакума, с которым в молодости даже дружил и который впоследствии стал его главным идейным противником.

Пробыв несколько лет послушником в монастыре, Никита не принял постриг, поскольку умирающий отец попросил его вернуться домой. Никита женился, взял на себя заботы о хозяйстве. В 20 лет он был рукоположен в священники. Грамотный и строгий молодой поп глянулся московским купцам, и Никиту вызвали в столицу, где он стал настоятелем одного из московских храмов.

За десять лет супружества у священника Никиты один за другим умерли трое детей. Говорят, именно в этом он увидел знак Божий и окончательно решил стать монахом. Жену он так же убедил принять постриг. Для своего иноческого подвига Никита выбрал самый суровый из всех русских монастырей – Соловецкий. Там тридцати лет отроду он принял монашество под именем Никон и подвизался в Свято-Троицком Анзерском скиту монастыря.

Своим неуемным усердием он понравился начальному старцу скита Елеазару, и тот назначил Никона заведовать хозяйственной частью скита. Есть предание, согласно которому именно Елеазар предрек Никону, что тот станет Патриархом, поскольку старцу было видение Никона с омофором на плечах. В старообрядческой традиции, впрочем, в видении Никон был не с омофором, а с черным змием. Скоро неуемное усердие Никона стало причиной конфликта. Он обвинил братию и самого Елеазара в сребролюбии и сбежал из Анзерского скита. Никон был принят монахом в Кожеозерский монастырь, и через некоторое время братия избрала его своим игуменом.

В 1646 году он приехал в Москву для сбора милостыни. По тогдашнему обычаю Никон явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Его живой ум, образованность, благочестие произвели на 16-летнего государя такое впечатление, что он оставил его в Москве, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря. Никон стал наставником молодого царя и вошел в неформальное сообщество духовных и светских людей, которое в русской историографии называется кружком «ревнителей благочестия».

Своей задачей эти люди ставили оживление церковной жизни в стране и общее исправление нравов. Никон приходил к царю каждую неделю, беседовал с ним на духовные темы, обсуждал государственные дела и приносил просьбы от простых людей, которые жаловались на «неправды». Все это Алексею Михайловичу очень импонировало.

Патриарх

В 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. Здесь он показал себя как мудрый государственный муж и, по всеобщему признанию, великолепно проявил свою энергию и ум во время бунта, который случился в Новгороде в 1650 году. Никон сделал все, чтобы усмирить бунт на корню обойтись при этом без излишней жестокости.

В 1652 году умер Патриарх Иосиф. Государь желал видеть на Патриаршем престоле Никона. Тот решительно отказался. И тогда произошла невероятная сцена. В Успенском соборе при большом стечении народа Алексей Михайлович пал сыну мордовского крестьянина в ноги и, проливая слезы, умолял его принять Патриарший сан. После того как вслед за царем поверглись ниц все остальные, Никон дал свое согласие. Однако при этом он взял с царя и всех присутствующих клятву, что они будут ему во всем послушны в делах веры. Царь, бояре и народ такую клятву дали. Так сбылось видение анзерского старца Елеазара.

Никон основал несколько монастырей: Иверский монастырь на Валдайском озере, Онежский Крестный монастырь на Кий-острове и самое знаменитое детище Никона – Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся им ни много ни мало как центр православного мира и повторение храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

Он вернул в церковную жизнь обычай проповеди с амвона, упразднил многогласие (одновременное исполнение нескольких песнопений, отличающихся словами и напевом), делавшее церковную службу для паствы совершенно непонятной, и приступил к «исправлению» церковных книг.

Реформатор и «антихрист»

Церковная реформа, повлекшая за собой раскол, возникла отнюдь не на пустом месте. Столетия разъединения, политические потрясения и завоевания привели к тому, что к XVII веку Обряд русской Православной Церкви стал серьезно отличаться от греческого. Поскольку веру русские люди приняли из Византийской империи, Никон и задумал привести обрядность в Московском государстве в соответствие с греческой.

Исследователи говорят, впрочем, и о более далеко идущих замыслах Патриарха. Именно в ту пору окончательно утвердился тезис «Москва – Третий Рим», и Никон видел государя Московского новым императором, себя – Вселенским Патриархом, а Москву – центром православия, пришедшим на смену оскверненному турками Константинополю. Разумеется, для реализации такого замысла нужно было сделать русский церковный обряд ближе к греческому.

Помимо ревизии богослужебных книг и исправления в них ошибок, допущенных переписчиками, Никон покушается и на такие вещи, как «сугубая аллилуйя», направление движения крестного хода, одежду священства и, наконец, на крестное знамение. Для большинства русских людей богослужебные тексты были чем-то очень далеким и непонятным, по-настоящему против правки возмутились лишь несколько грамотеев из числа духовенства. Но ходить крестным ходом против солнца, хотя издревле ходили посолонь, но восклицать «аллилуйя» трижды, хотя всегда делали это дважды, и, наконец, креститься «троеперстно» – с этим смириться было невозможно. К тому же Никон переодел священство в одеяния греческого образца.

Может быть, наберись Никон и сторонники реформ терпения и начни внедрять новшества постепенно, все прошло бы более или менее мирно. Но вот как раз терпения Никону и не хватило. Поместный Московский собор под его председательством в 1656 году объявил всех, кто крестится двумя перстами, еретиками и придал анафеме. Этого было достаточно, чтобы сопротивление из глухого стало активным. Начался раскол. И если сторонников старого обряда назвали «еретиками», то они в ответ нарекли Никона «антихристом».

Изгнанник

Вначале влияние Никона на царя было огромным. Дошло до того, что к титулу его были присоединены слова «великий государь». Но в конце концов огромная власть Никона и его ревнивое отношение к любому посягательству на его полномочия в церковных делах привели к охлаждению отношений с царем. В 1658 году Патриарх и Алексей Михайлович окончательно рассорились, и Никон в знак протеста покинул Москву и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.

Возможно, он надеялся на то, что Алексей Михайлович, как встарь, коленопреклоненно будет молить его о милости. Однако все пошло иначе. Царь решил лишить Никона архиерейства, для чего собрал суд восточных Патриархов. В 1666 году открылся большой Московский собор, на заключительном заседании которого состоялся суд над Никоном.

Суд постановил извергнуть Никона из священства, лишив его не только патриаршеского сана, но и епископского. Перечень преступлений Никона, за которые он был так сурово наказан, очень показателен, поскольку дает яркое представление о нраве этого незаурядного человека. Так, Никон был извержен из священства, в частности, за то, что «анафематствовал патриархов Паисия и Макария, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом», «без соборного рассмотрения лишил епископа Павла Коломенского сана, сам стащив с Павла мантию», «своего духовного отца два года немилостиво бил и ему наносил язвы» и так далее. Разумеется, в числе других прегрешений было указано, и то, что Никон не смирился перед царем, а продолжал упорствовать в своей обиде.

Никон был отправлен в Кирилло-Белозёрский монастырь, где прожил на положении простого монаха до 1681 года. После смерти Алексея Михайловича его сын Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Москву. Однако по дороге уже больной к тому моменту Никон умер. Федор Алексеевич настоял на отпевании Никона как Патриарха. Впоследствии он добился того, чтобы восточные Патриархи вернули Никону сан.

патриарх Никон (Минин)

патриарх Никон (Минин) (17.05.1605–27.08.1681)

Биография

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов)) — московский патриарх.

Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился В мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий.

Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря. Как справедливо отмечает современный церковный исследователь, митрополит Никон «своими осторожными и мудрыми действиями не только способствовал благополучному исходу всего дела, но и избавил от суровых кар множество людей. ».

В 1651 году митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена в Московский Успенский Собор.

В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.

Объяснение столь необычной «присяги» заключается в том, что Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Задача, которую сознательно он ставил для себя, состояла, таким образом, в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви. Отсюда и необходимость клятвенного обещания всех безоговорочно слушаться Церкви в лице ее Патриарха во всех делах чисто духовной и церковной жизни.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.

Читайте также:  Можно ли молиться иконам по библии

Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. В вещественных образах Церковь должна являть людям не вещественную красоту горнего мира Царства Небесного, таково было его глубокое убеждение. Строгий постник и подвижник в личной жизни, носивший в быту самые простые одежды, а под ними — железные вериги, Патриарх Никон употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых, он добился весьма значительного повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и в связи с этим — повышения их авторитета и значения в обществе. «Церковь — не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», — говорил Патриарх Никон. Иными словами, по его мнению, пока нерушимо стоит каноническая ограда Церкви и пастыри ее бодрствуют на страже «словесных овец» стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в нее.

Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов. При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня.

Патриарх Никон являл собой пример милосердия к бедным, несправедливо притесняемым, и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.

Патриарх Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

НИКОН

Никита Минов или Минин.

Шестой патриарх Московский и Всея Руси (1652-1666).

Родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район Нижегородской области). Дата рождения должна быть близкой к 24 мая (по юлианскому календарю), когда церковь отмечает память Никиты, переяславского чудотворца, в честь которого крестили новорожденного. Некоторые исследователи считают, что он родился 17 (27) мая. Умер 17 (27) августа 1681 года в Ярославле в Тропинской слободе.

Семья. Священство. Монашество

По косвенным свидетельствам биографами делаются предположения о мордовской или марийской этнической принадлежности отца – крестьянина Мины Васильева и русской – его матери Мариамы Гавриловой. Ни сам Никон, ни официальные документы, с ним связанные, этот вопрос не затрагивают, да он и не имел тогда существенного значения. Известны имена трех его братьев: Симеона, Никифора, Григория. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Мачеха пасынка невзлюбила, часто била его, морила голодом, даже, по преданию, пыталась убить. По предложению священника Иоанна из села Колычево отец разрешил Никите переселиться к нему. Мальчик сумел выучиться грамоте, приобщился к духовному чтению. Вернувшись через три года домой, Никита, не желая терпеть обид со стороны мачехи, на двенадцатом году жизни тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником. Это был один из самых древних и почитаемых монастырей нижегородского края, где Никита смог продолжить образование, утвердиться в желании выбрать в жизни духовную стезю, завести связи и знакомства в церковной среде. Принять монашеский постриг тогда не дали родственники, которые уговорили Никиту жениться и стать священником «в некоем селе». Возможно, речь шла о близлежащих от монастыря селах Лысково или Кириково. Московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку, уговорили молодого, умного и деятельного пастыря перейти на священническое место в Москву, где тот и прослужил около десяти лет. Поворотной в судьбе стала смерть всех троих его детей, которую Никита воспринял как знак свыше. Он уговорил потерявшую детей супругу постричься в монастырь, а сам удалился в Анзерский скит на Соловецких островах, где принял монашество с именем Никон. Переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он в 1643 году стал там игуменом.

Новоспасский архимандрит. Новгородский митрополит

Небывалый взлет по социальной лестнице крестьянского сына и бывшего сельского священника начинается в 1646 году. Будучи в Москве по делам своего монастыря, Никон впервые встретился с царем Алексеем Михайловичем. Юный правитель, разглядев незаурядные административные и богословские способности Никона, восхитившись его духовностью, аскетичностью, познаниями и нравом, не отпустил его обратно на Север, а перевел архимандритом в столичный Новоспасский монастырь, являвшийся одной из важнейших русских обителей. Он был старинной родовой усыпальницей боярского рода Захарьиных-Романовых, пользовался покровительством царской семьи, члены которой приезжали туда молиться за упокой своих предков. В свою очередь, царь часто приглашал Никона к себе для бесед. Участие царя, называвшего Никона “собинным другом”, помогло в 1648 году получить ему сан митрополита Новгородского, один из самых высоких в иерархии Русской церкви. В 1650 году в Новгороде вспыхнуло восстание. Никон смело обличал мятежников, укрыл у себя разыскиваемого ими воеводу, за что был избит, однако после умиротворения мятежа просил простить его участников.

Патриарх. Церковные реформы

Новоспасский архимандрит, а затем новгородский митрополит был деятельным и активным участником кружка «ревнителей благочестия», в который входили царский духовник Стефан Вонифатьев и другие авторитетные деятели церкви, включая будущего вождя раскола протопопа Аввакума. Они глубоко понимали и чувствовали серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, что проявлялось в отступлении от веры и церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Согласные в стремлении укрепить устои православия, избавить его от накопившихся за столетия разночтений и ошибок в обрядах, богослужебных книгах, церковных правилах «ревнители благочестия» при этом расходились по вопросу о способах достижения этих целей. Никон был среди тех, кто считал правильными греческие тексты и обычаи, призывая исправлять русское богослужение по ним. Эту позицию склонен был поддержать сам царь, исходя из политических интересов. В целях усиления влияния России на Украине, Балканах и других православных землях Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской. Оно, по его мнению, как раз и могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Свои взгляды Никон решил реализовать, когда достиг высшей церковной власти. 15 (25) апреля 1652 года умер патриарх Иоаким. “О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, — писал Никону царь, призывая принять участие в выборах патриарха, — возвращайся, Господа ради, поскорее к нам. а без тебя отнюдь ни за что не примемся”. Влияние Никона росло, несмотря на боярское недовольство. На соборе в Москве он был сначала назван в числе двенадцати “духовных мужей”, которые были представлены духовенством в качестве кандидатов на патриарший престол. Когда собор принял решение об избрании Никона, тот не сразу дал согласие. Царь и все присутствовавшие на коленях и со слезами просили его не отрекаться от сана, Никон же потребовал обещания слушаться его, как «главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах”. Царь, бояре и освященный собор дали обет пред Евангелием и иконами исполнять то, что предложил Никон, занявший 25 июля (4 августа) 1652 года место патриарха всея Руси.

В 1653 году он начал церковную реформу, которая касалась в основном обрядовой стороны богослужения. Первым важным распоряжением Никона было предписание совершать в церкви поклоны “в пояс” вместо “метаний на колену” и креститься “тремя персты”. Созванный патриархом Никоном в 1654 году собор постановил исправить богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Собор 1656 года одобрил служебник Никона и проклял крестящихся двумя перстами. Сам Никон не был упорным догматиком, старые и даже неправильные с его точки зрения книги не подвергались осуждению, они даже могли быть использованы в церковной службе при определенных обстоятельствах. Безоговорочно осуждались сами противники нововведений и патриарха, которые делали старые обряды и привычные тексты знаменем борьбы против руководителей церкви и государства. При этом сам Никон не был инициатором жестокого наказания лидеров раскола, надеясь привести их к покаянию и компромиссу. При нем не было массовых преследований тех, кто пошел за расколоучителями. Лишь со временем сторонники старых обрядов не совсем справедливо персонифицировали своё недовольство на Никоне, став называть всех принявших церковную реформу «никонианами». Когда раскол в церкви углубился, старообрядцы подверглись преследованиям, а некоторые из них приняли мученическую смерть, но в это время Никон уже не управлял церковью и не имел влияния на государственные дела. Строго говоря, собственно его вины в самых трагических последствиях церковной реформы и не было.

Непосредственную угрозу для Никона и его власти представляли не старообрядцы, а внутренняя оппозиция в церкви и среди придворных, возникшая вне связи с церковным преобразованиями. Некоторое время его политическое значение продолжало возрастать. Он сыграл важнейшую роль в деле воссоединения Украины с Россией, благословив решения Земского собора 1653 года и войну с Польшей. Отправляясь в 1654 году в поход на поляков, царь поручил Никону заботу о своем семействе, переехавшем в Вязьму по случаю «морового поветрия» – эпидемии, а в 1656-1657 годах во время своего похода против шведов он оставил Никона фактическим правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр. Алексей Михайлович наделил возвысившегося бывшего крестьянского сына титулом “великий государь”, который прежде из патриархов носил только Филарет как отец царя Михаила Федоровича. Никон, стремился воплотить в жизнь основополагающую идею православной государственности – “симфонию властей”, духовной и светской, как самостоятельных служений и послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями обеспечить “народу Божьему” порядок и покой ради спасения души. В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорилось, что Господь послал России два великих дара, благочестивого и христолюбивого великого царя и святейшего патриарха. Идеал «симфонии» все-таки по-разному воспринимался светской и церковной властью. Никон начинал склоняться к мысли, что «священство» выше «царства» не только в духовных, но и в мирских делах. Он требовал сделать духовенство подсудным только ему, а не государственным органам власти, не решать имущественные дела церкви светскими властями и по светским законам. Он даже осуждал соответствующие нормы Соборного Уложения 1649 года, которое сам же подписал в чине новгородского митрополита. Такую трактовку «симфонии властей» Алексей Михайлович, возводивший здание будущей империи и абсолютной монархии, принять не мог. Он стал постепенно отдалять от себя бывшего друга, подозревая в посягательстве на свои прерогативы и интересы. В этом настроении его поддерживали бояре, считавшие патриарха безродным выскочкой, и значительная часть духовенства, недовольная авторитарными и жесткими методами, которыми тот управлял делами церкви. Развязку конфликта не в свою пользу приблизил сам Никон. У него сложились ошибочно преувеличенное мнение о масштабе своей власти и степени влияния на царя. 10 июля 1658 года в ответ на отказ Алексея Михайловича присутствовать на патриаршем богослужении и распоряжение впредь не писаться патриарху «великим государем» Никон прилюдно отказывается выполнять обязанности по управлению русской церковью. Он при этом не слагал с себя патриаршего сана и надеялся, что царь попросит его вернуться к делам, но этого не случилось. 12 июля Никон удалился в подмосковный Воскресенский монастырь, называемый Новым Иерусалимом. Под его управлением остались еще два основанных им монастыря – Иверский на Валдайском озере и Крестный на Кий острове в Белом море. Пока были надежды на примирение с царем, патриарх занимался хозяйственными делами этих обителей, а также благотворительностью. Но так долго продолжаться не могло. В 1660 году церковный собор постановил провести выборы нового патриарха, а Никона лишить сана, но царь не утвердил это решение. Он часто посылал в монастырь Никону богатые дары, демонстрировал отсутствие гнева. Однако вместо восстановления отношений, события продолжали развиваться в неблагоприятном для Никона направлении. Патриарх сам опять поторопил такое развитие. Посчитав, что царь просто не решается сделать первым шаг навстречу, 18 декабря 1664 года Никон явился в Успенский собор Московского Кремля и возглавил богослужение, но попытка остаться в Москве и встретиться с царем закончилась приказом уезжать обратно. В 1666-1667 годах состоялся церковный собор с участием не только русских архиереев, но и двух восточных патриархов, Александрийского и Антиохийского, ряда зарубежных митрополитов и епископов. Признав правильным все церковные нововведения Никона и прокляв раскольников, собор тем не менее осудил самого Никона. Суд прошел 1-8 декабря 1666 года и закончился лишением Никона архиерейского сана и ссылкой в северный Ферапонтов монастырь у Белого озера. 31 января 1667 года члены собора подали царю имена трех кандидатов на пост нового патриарха. Царь отдал предпочтение Иоасафу, архимандриту Троице-Сергиева монастыря, несмотря на то, что тот был «уже тогда в глубочайшей старости и недузех повседневных». Выбор говорит о том, что царь больше не хотел видеть рядом с собой чересчур деятельного и энергичного религиозного лидера. Такой урок извлек самодержец из прежней дружбы и совместной работы с харизматичным, пробившим себе самостоятельно путь к вершинам власти патриархом Никоном.

Читайте также:  Икона божией знамение за что молиться

В ссылке

После практически добровольной ссылки в Новый Иерусалим пришла пора настоящего принудительного заточения. В Ферапонтовом монастыре условия содержания были первоначально суровыми. Никону разрешали из неудобной обгоревшей кельи, где его поместили, выходить только в церковь, не позволяли принимать никого. Положение улучшилось после смерти первой жены Алексея Михайловича в 1669 году, когда стало падать влияние враждебно настроенных к Никону Милославских. Бывшему патриарху разрешили свободно передвигаться по монастырю и окрестностям, принимать посетителей. Он всецело отдался хозяйственным делам, много читал, на церковной службе требовал называть себя патриархом, благо, игумен и братия скромного монастыря ему не перечили. Никон открыл в себе дар целительства, люди издалека шли к нему за помощью в болезнях. То ли помогали приготовленные им травяные отвары, то ли его горячие молитвы, то ли вера «пациентов» в столь знаменитого «врача». Алексей Михайлович не оставлял бывшего друга без помощи, слал щедрую милостыню, просил простить его за обиды, молиться за царя и его родных. Прощения Никон не давал, но молиться – молился. Новое ухудшение положения наступило в 1676 году после смерти Алексея Михайловича. Узника перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгий, жесткий и недоброжелательный надзор. Через несколько лет царь Федор Алексеевич наконец решил вернуть Никона из северной ссылки, разрешив вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Возвращение не состоялось. По дороге Никон умер, едва добравшись до Ярославля. Не добившись от русских иерархов признания осуждения Никона ошибочным, новый царь обратился письменно к восточным патриархам с просьбой восстановить его в сане патриарха и такое согласие получил. Таким образом, государство и церковь примирились с опальным патриархом посмертно. Никон был похоронен в соответствии с его саном в Воскресенском монастыре, где его могила находится, сохраняется и почитается до сих пор.

Никон – несомненно, личность эпохи начавшейся модернизации, как и его самый знаменитый оппонент – протопоп Аввакум, как и его бывший друг – царь Алексей Михайлович. Несмотря на внешне средневековое религиозное содержание споров и ряда действий, биография, поступки, сочинения этого патриарха выходят за рамки норм традиционного общества, свидетельствуют о формировании в России XVII века человека и культуры нового времени с ярко выраженным индивидуальным началом.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Патриарх Никон

Святейший Патриарх Никон (в миру Никита Минов), родился в 1605 году в селе Вельманове Нижегородской губернии. Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, он сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. Однако вскоре Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, он вернулся домой и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет. Когда прижитые в браке дети умерли, о. Никита убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря.

Постригшись с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с Царем Алексеем Михайловичем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви Государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.

В 1648 г. Никон стал митрополитом Новгородским. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт, и Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и Крестным ходом пошел на бунтующих. Пораженные его твердостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед Царем.

А вскоре Никон был избран на Патриарший престол. «Тесная дружба соединяла Никона с царем. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея», – писал церковный историк Н.Д.Тальберг, осмысливая роль Патриарха Никона.

Однако в 1658 г. произошел разрыв теплых отношений Патриарха с Царем. Никон отрекся от патриаршей власти и уехал под Москву в основанный им Воскресенский монастырь. В 1664 г. Никон неожиданно вернулся в Москву, но был отослан приказом Алексея Михайловича обратно. Церковный собор в 1666 г. обвинил опального Патриарха в произнесении хулы на Царя, жестокости, вмешательстве в не принадлежащие ему по сану дела и, подтвердив проведенные им церковные реформы, снял с него сан Патриарха, сослав в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. После кончины Государя, по приказу нового Царя Феодора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Москву, но по дороге туда отошел ко Господу 17 августа 1681 года.

Царь Феодор участвуя в погребении, сам на плечах своих нес гроб с телом Патриарха Никона, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех Патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги.

Седьмой Патриарх Русской Православной Церкви Никон по сей день остается одной из самых загадочных фигур Русской истории. Недолгие шесть лет его патриаршества оставили глубокий след в русском Православии. Имя Патриарха Никона чаще упоминается в связи с расколом в Русской Церкви, в результате которого образовалось старообрядчество. Менее известны другие стороны его деятельности. Так, именно Никон способствовал заключению договора 1654 года о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Иерарх мыслил Россию как центр мирового Православия. Ново-Иерусалимский монастырь, построенный им на реке Истра, воссоздал образ Святой Земли с ее главными реликвиями – Храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом, рекой Иордан. Никон был низложен в 1667 году за конфликт с властями и пробыл в ссылке 15 лет. Через год после кончины опального Патриарха в Москву была доставлена грамота глав Восточных Церквей о его «реабилитации».

Между тем, выдающийся русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий) считал Патриарха Никона самым значительным человеком в Русской истории. Именно Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия. При этом, как считают некоторые историки Церкви, именно антицерковные круги, а не Патриарх Никон были виновны в церковном расколе XVII века. Так, выдающийся русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) считал, что, если бы Никон не был бы низложен, то раскола бы и не произошло.

«Державные заслуги Первосвятителя велики и несомненны. Он сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии, благословил Царя на войну с Польшей ради воссоединения Русских земель. “Отец и богомолец” царский, “великий государь, святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси” стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на “симфонию властей” – основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить “народ Божий” во благонравии и покое, необходимых для спасения души», – писал о Патриархе Никоне митрополит Иоанн (Снычев).

Патриарх Никон — разрушение мифов

6 июня 2005 года в России отмечался 400-летний юбилей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона. Многовековая история породила множество мифов об этом человеке, которые пришло время разрушить. И даже не потому, что ХХI век отчасти унаследовал дух разрушения века ХХ и продолжает его. Здесь другая причина: будущее российской государственности зависит напрямую от того, сумеем ли мы вспомнить уроки нашей истории и восстановить духовную и историческую преемственность русской жизни. [/I]

В настоящее время образ шестого патриарха предельно упрощен, более того, можно сказать, что вся его духовная жизнь и служение Отечеству, по сути своей, представляет огромное “белое пятно”. В том-то и состоит особенность настоящего юбилея, что он позволяет увидеть этого человека во всем величии и разобраться с мифами вокруг его имени.

Миф первый
“Социальное происхождение: из крестьян-мужиков”.

Из справочников можно узнать, что будущий патриарх родился в 1605 г. в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом от простых, но благочестивых родителей: отца Мины и матери Мариамы. Сына нарекли Никитой в честь преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. В переписной книге 1621 г. в Вельдеманове значатся 22 двора, среди которых Минка Савельев – кузнец, т.е. отец Никиты, имя же его деда – Савелий.

Не останавливаясь подробно на биографии Никона, следует только заметить, что он был человеком удивительных творческих способностей и возможностей: церковно-государственный деятель, богослов, монах-подвижник, иконописец, зодчий-архитектор, духовный писатель и, наконец, врач духовный и телесный.

Миф второй
“Время управления Никоном Русской Церковью ознаменовалось возникновением раскола, причиной которого считается предпринятое Никоном исправление церковных книг”.

Вторая половина XVII века связывает особыми отношениями патриарха Никона (принял патриаршество 25 июля 1652 года) и царя Алексея Михайловича (взошел на престол 13 июля 1645 года).

История избрания Никона на первосвятительский престол такова: он долго не соглашался принять патриаршество и уступил слезным мольбам царя и народа и только после того, как было обещано исполнять его условия. В Успенском соборе Московского Кремля государь, духовенство и народ дали обещание: содержать Евангельские догматы; соблюдать апостольские и святоотеческие правила; исполнять законы благочестивых царей; слушаться патриарха во всем, что касается церковных правил.

По словам митрополита Антония (Храповицкого): “Дружба Царя и патриарха возстановила благообразие общественной молитвы… политически возродила Московию на степень величия III Рима в Царстве Божием”. Первые годы их совместного служения благу государства воплощало собой византийский принцип симфонии властей (т.е. гармоничного соотношения государства и Церкви). Никоном идея симфонии понималась как идея разграничения мирской и духовной сфер жизни, при этом он осознавал исходящую опасность от безграничности царской власти. Свои отношения с государем он строил по образцу строго-каноническому, т.е. указывая те пределы, переступать которые было нельзя. 1658 год знаменуется отступлением царя от сложившегося принципа симфонии. Боярство, сумев вовлечь царя в свои планы, четко заявляло о своих намерениях усилить влияние светской власти в церковной жизни и одновременно значительно сократить влияние Церкви на государственную. Никон, как никто другой, хорошо понимал губительность подобного и в то же время ясно осознавал, что открытое противостояние вызовет в стране очередную смуту.

И… он оставляет первосвятительскую кафедру и удаляется в Воскресенский монастырь. Это был уход от зла и крайняя мера воздействия пастыря на общество. Кстати, здесь уместно вспомнить о патриарших стрельцах: на случай войны патриарх мог выставить десять тысяч ратников, к которым, несомненно, присоединились бы и другие, выставляемые монастырями. Обвинение патриарха во властолюбии как-то само собой при этом упоминании отпадает; если бы он действительно был властолюбив, то нашел бы применение этой армии…

Никон хотел жить в покое в своем Воскресенском монастыре и заниматься зодчеством и духовным творчеством. Но этого не хотела светская власть. Собор 1666 года, прозванный в народе “волчьим собором”, под председательством двух патриархов – Макария Антиохийского и Паисия Александрийского (низложенных со своих престолов!), в присутствии десяти митрополитов, восьми архиепископов и пяти епископов, а также сонма духовенства черного и белого осудил первосвятителя: он был лишен патриаршего сана и простым монахом отправлен на покаяние в Ферапонтов-Белозерский монастырь. Патриарх Никон воспринял этот приговор как неправедный, что, кстати сказать, было доказано после его смерти (1681); в 1682 году в Москву были привезены грамоты Вселенских патриархов о восстановлении схимника Никона в патриаршем достоинстве.

Главным устроителем судебной расправы выступил Газский митрополит Паисий Лигарид (правда, он состоял под запрещением!), но светскую власть это не смутило – ей нужна была покорная Церковь.
Главной причиной удаления Никона с патриаршего престола послужило якобы исправление (точнее, редактирование) богослужебных книг. Но Церковный собор 1656 года, на котором присутствовали два патриарха – Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил, – утвердил, что весь процесс исправления происходил в полном соответствии с канонами Церкви. Это было внешним проявлением внутренней сложной ситуации: происходило разрушение гармоничного сочетания власти государя и власти патриарха.

Миф третий
“Никон окружил себя необычайной пышностью как в церковно-служебной обстановке, так и в домашней жизни”.

Великолепие и пышность патриарших богослужений не имеют ничего общего с честолюбивыми устремлениями, в которых до сегодняшнего дня обвиняют святейшего. Вся эта пышность и великолепие никоим образом не простирались на личную жизнь, которая отличалась суровой аскезой. А в этом убедиться проще простого, достаточно приехать в Ново-Иерусалимский монастырь и посетить Богоявленскую пустынь, в которой находилась келья патриарха Никона. Увиденное один раз скромное убранство не позволит сотни раз повторять оговоры, идущие из глубины веков.
Миф четвертый
“Глумление над священными названиями, а также хищническое величание себя патриархом Нового Иерусалима”.

Это цитата второго пункта – из тех печально известных десяти обвинений Собора 1666 года, низложившего патриарха. Никон пытался разъяснить на Соборе, что стоит за словами “Новый Иерусалим”, его не стали слушать. России потребовалось 400 лет, чтобы в полной мере понять смысловое и символическое значение этих слов.

История Римской империи свидетельствует, что человечество созрело для приятия Благовестия. Империя стала местом воплощения в ней Сына Божия, который самим фактом своего существования придал этой государственности меру достоинства (“…отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу” (Мф. 22:21). Но Первый (Ветхий) Рим стал исходным пунктом Отступления от Христа и Его Церкви, и потому был разрушен.

Читайте также:  Какой молитвой освятить икону

Римскую империю сменила Византийская, которая выполняет свою миссию, пока не падает под ударами с двух сторон: магометанства (т.е. ислама) и латинства, чья разрушительная ненависть превосходила даже злобу мусульман. Второй Рим повержен, но рождается новый центр христианской жизни – Третий Рим. Промыслом Божиим Россия готовилась для служения Третьим Римом.

Новая вселенская империя определила место России в истории. Старец Трехсвятительского Псковского Елиазарова монастыря Филофей писал великому князю Василию III, отвергшему папскую унию: “Третьего нового Рима – державного твоего царствования – Святая Соборная Апостольская Церковь – во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое царство. Один ты во всей поднебесной Христианам царь… Два Рима пали, третий – Москва стоит, а четвертому не быть”.

История вселенского православия продолжилась на подмосковных землях села Воскресенское (в настоящее время – город Истра по рижскому направлению ж/д.). Замысел о Российской Палестине опирался на святоотеческое учение о Святой Земле, которая была оставлена как благодатное наследство самим Господом для спасения. Патриарх Никон был идейным вдохновителем этого проекта, он стремился донести до сознания людей, что подмосковная Палестина есть наглядное подтверждение заветов Третьего Рима (Святая Русь – охранительница “слова” Господня). Новый Иерусалим, по его замыслу, воспроизводил историческую Палестину в преображенном виде, т.е. очищенную от всего нехристианского; именно этим должна была отличаться Российская Палестина от ее прародительницы.

Центр Нового Иерусалима – Воскресенский монастырь с одноименным храмом, который был сооружен как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Монастырь находился в излучине реки Истры, которая была переименована патриархом Никоном в Иордан. Сам монастырь строился на холме, получившем название Сион. К востоку от Сиона возвышался холм, который наименовали Елеон. На нем в 1658 г. был воздвигнут каменный Крест с резной надписью в честь Лавры Святого Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе: “Водрузися Святый Божественный Крест Господа нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе…”

В соответствии с первообразом – в Новом Иерусалиме к югу от Елеонского Креста в деревне Котельниково на берегу Истры была возведена церковь в честь Вознесения Господня; село было переименовано в Вознесенское (в настоящее время это центральная часть города Истры).
И вновь, подобно первообразу, Новый Иерусалим подвергся беспощадному истреблению. В 1918 году мученические венцы принимают государь Николай II со всей семьей, а в Воскресенске, названном Истрой, создается Совет рабочих и крестьянских депутатов. В 1919 году закрывается Воскресенский ставропигиальный монастырь, братия изгоняется, и год спустя на его территории образовывается государственный музей. В 1930-е годы уничтожаются все памятные приделы Воскресенского собора, в ротонде монастыря устраивается постоянно действующая антирелигиозная выставка. Великая Отечественная война напомнила, что, как и во времена Израиля Ветхого, за пленением духовным всегда следует пленение иноплеменное, только в роли Вавилона теперь выступила фашистская Германия. И как тысячи лет назад, вновь стали рушиться стены Иерусалима. 26 ноября 1941 года Истра была захвачена оккупантами. За две недели пребывания немцев в Новом Иерусалиме хранилища музея подверглись разграблению и уничтожению. 10 декабря того же года в день празднования иконы Божией Матери “Знамение” отступающие под натиском советских войск инженерные подразделения дивизии СС “Райх” заминировали центральную часть храма. Все должно было быть уничтожено согласно нацистской доктрине Розенберга: народ, потерявший памятники своей культуры, через два поколения перестает существовать как нация.
Очередное созидание Нового Иерусалима началось в 1942 году с разбора завалов. И было явлено чудо: все, что было заложено и освящено самим Патриархом Никоном, уцелело. Это относится к Голгофской церкви с местом погребения патриарха, церкви Успения Пресвятой Богородицы, где состоялось его отпевание, Камню повития, узилища Христова и, наконец, главной святыни храма – Кувуклии Живоносного Гроба Господня, которая после расчистки завалов предстала в том виде, в каком святейший Патриарх воссоздал ее в XVII веке, следуя палестинскому первообразу. Кстати, увидеть, как выглядел Гроб Господень изначально, можно теперь только в России, поскольку в Палестине Кувуклия была существенно перестроена.

В 1994 г. был возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, через год ему возвратили Воскресенский собор с подземною церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит патриарха Никона, восточный братский корпус.

Миф пятый и последний
Он связан не столько с жизнью и судьбой Патриарха Никона, сколько с теми непонятными явлениями в нашей современной жизни, когда речь заходит о восстановлении исторической справедливости, он выражается просто: “Не стоит ворошить прошлого”.
Нет, стоит…

В декабре 1882 года богомольцу из города Красноуфимска Пермской губернии семидесятилетнему старцу Емельяну Иванову, который был на богомолье в Новом Иерусалиме, было видение: “Вдруг вижу духа наяву, облаченного во святительские одежды, идущего ко мне навстречу. Я и говорю ему: “Что ты, батюшко мой, архиерею Божий Димитрие (Ростовский. – О.Б.), затрудняешь себя встречею меня, недостойного?” Явившийся же святитель говорит мне: “Я не Димитрий, я патриарх Никон. Вчинен в соборе преподобных, от Бога оправдан, а людьми оклеветанный”. Тем видение и кончилось”. Подлинник этого заявления, удостоверенный архимандритом Вениамином и иеромонахами Парфением и Антонием, хранится в архивах монастыря. Там же в архивах хранятся записи о многочисленных чудесах врачевания по молитвам к патриарху Никону.
Наша задача состоит именно в том, чтобы реабилитировать оклеветанного молвой человека, способствовать восстановлению исторической справедливости. И для этого у нас есть главное – желание разобраться и понять нашу далекую историю.

Созданная в 1656 году обитель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря патриархом Никоном была одним из духовных центров Святой Руси. Лихолетье ХХ века на долгие годы прервало духовное общение всех желающих приобщиться к христианским святыням. В 1994 г. возобновленный Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь широко распахнул двери всем жаждущим и страждущим. Сюда пришло новое поколение исследователей самых разных специальностей – историков, филологов, искусствоведов, архитекторов, музееведов, которых объединила исполинская фигура человека, создавшего великую святыню православия. Родившаяся в 1998 году идея “Никоновских чтений” нашла свое воплощение в выпуске сборников, посвященных уникальному явлению отечественной истории, культуры и архитектуры. Им можно только желать творческой и плодотворной работы.

Понятие “Российская Палестина” в наши дни как никогда актуально. Уже не подвергается сомнению выстраданное знание: то, что было разрушено, должно быть восстановлено; замыслы предков не всегда идейно ветхи, к некоторым стоит не только прислушаться, но и воплотить.

17 апреля 2005 года митрополитом Ювеналием была произведена закладка храма-часовни Вознесения Господня и храма Святых жен-Мироносиц на земле Русской Палестины. Обе площадки были выбраны в соответствии с замыслами патриарха Никона. В своем обращении к истринцам Владыка Ювеналий напомнил: “Не забывайте о великом подвиге патриарха Никона, который вот так же много столетий тому назад возводил святыни. Нам выпала большая честь продолжить дело Святейшего Патриарха”.

К событиям юбилея патриарха Никона приурочено и восстановление памятного Креста, вызывающее интерес не только у историков и искусствоведов, но и всех, кому дорога память времен. Поклонный Крест должен быть установлен на месте Елеонской часовни, сооруженной в 1657 году по образцу Палестинской Елеонской часовни VII века на месте Вознесения Господня. Каменный Крест на подмосковной земле не только напоминал о Вознесении Господнем, он отмечал место, где царь Алексей Михайлович “нарече имя монастырю Новый Иерусалим”.

И последнее, что хочется вспомнить. Это слова А.Н. Муравьева, внимание которого на долгие годы было привлечено к патриарху и судьбе его детища. В 1846 году он написал книгу “Путешествие по святым местам русским”. Эти слова оттуда: “…оставил я Москву, желая посетить еще однажды Новый Иерусалим, столько близкий моему сердцу с тех пор, как поклонился древнему образцу его”.
“Русская линия”

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования вдове новопреставленного протоиерея Александра Агейкина

Продлевается режим ограничений посещения храмов, установленный 11 апреля 2020 года

В праздник Светлого Христова Воскресения Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя

На федеральных телеканалах и портале Патриархия.ru состоится прямая трансляция Пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя

В Великую Субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)

Дата рождения: 7 мая 1605 г.Дата смерти: 17 августа 1681 г.Дата пострига: 1635 г.

Страна: Россия Биография:

Никита Минич Минин (Минов) родился 7 мая 1605 г. в крестьянской семье села Вельдеманово Нижегородской губернии. Он пережил очень трудное детство — мачеха ненавидела мальчика, морила его голодом, била и пыталась убить. В 12 лет Никита покинул отчий дом и поступил для продолжения учения в Макариев Желтоводский монастырь.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о хозяйстве, однако его по-прежнему влекли Церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре стал приходским священником.

По ходатайству московских купцов священник Никита с семьей переехал в Москву. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, однако все трое его детей умерли в младенчестве, и в 1635 г. отец Никита убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за нее вклад и оставив денег на содержание. В возрасте 30 лет он также принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

Через некоторое время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение Литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 г. Никон был принят в Кожеозерский монастырь и в 1643 г. избран игуменом монастыря.

В 1646 г., приехав в Москву за сбором милостыни, произвел сильное впечатление на 16-летнего царя Алексея Михайловича своей высокой духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями и живым нравом. Царь оставил его в Москве, назначив архимандритом столичного Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто ездил туда молиться и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу.

Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон ходатайствовал за утесненных и обиженных, и вскоре ему было поручено принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь.

11 марта 1649 г. Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве, Никон был поставлен митрополитом Новгородским и Великолуцким.

В 1651 г. митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Ермогена в Успенский собор.

В 1652 г. после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи.

25 июля 1652 г. Никон был возведен на Патриарший престол. Во время интронизации царь дал ему обещание не вмешиваться в дела Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого царского расположения.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было очень значительным, он являлся первым советником царя. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

С самого начала своего Патриаршества Никон установил строгий порядок в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали нормой. Патриарх Никон был талантливым проповедником. Особенно ревностно проявил себя как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам. Церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви на протяжении нескольких столетий.

Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. Носивший в быту самые простые одежды, Предстоятель употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, при нем были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Святейшего Владыки царь принимал меры по пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что считал посягательством гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 г., умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Вследствие этого, а также интриг со стороны бояр (активная деятельность Предстоятеля часто приводила к ущемлению их интересов и вызывала недовольство со стороны правящей элиты) произошло охлаждение отношений между царем и Патриархом.

Летом 1658 г. в качестве протеста Патриарх Никон оставил Москву и уединился в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1666 г. при участии Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария прошел Большой Московский Собор, в ходе которого состоялось разбирательство по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршего достоинства, извергнут из епископского сана и стал простым монахом, отправленным в заточение: сначала в Ферапонтов монастырь, затем, в 1676 г., был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом церковные реформы, проведенные Никоном, получили одобрение Собора.

Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у прощения у низложенного Патриарха. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь.

17 августа 1681 г. Патриарх Никон, изнуренный скорбями и болезнями, скончался на пути в Ново-Иерусалимскую обитель. 26 августа в присутствии царя Феодора Алексеевича состоялось погребение.

Согласно завещанию, почивший был погребен в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха Московского и всея Руси.

Добавить комментарий