Как молится бумажной иконе

Икона на бумаге

Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально? В этом огромном потоке священных изображений, запечатленных на материале легковесном и недолговечном, нет ли чего-то опасного, оскорбительного для святыни? Вопрос может показаться странным, но тем не менее.

Вот цитата из догмата Седьмого Вселенского Собора. Устанавливая связь между образом и Первообразом, Собор затем велит «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества».

Давайте посмотрим внимательно на перечень мест, достойных для помещения святых изображений. Это стены церквей, священные сосуды, одежды, доски, дома. По материалам это дерево, ткани облачений, оштукатуренный камень и т.п. И если в начале, начиная разговор о современном обилии иконных изображений на бумаге, было отмечено, что материал этот – бумага – легковесный и недолговечный, то материалы упомянутые в тексте догмата тверды, тяжелы и рассчитаны на очень долгий срок служения.

Это может показаться мелочью, но вряд ли это так. Можно попробовать представить, как отнесся бы наш благочестивый предок, тем более святой отец, к необходимости напоминать мелким шрифтом в конце газетного листа: «Газета содержит священные изображения. Просьба не использовать ее в бытовых нуждах». Действительно, газету с иконными ликами может кто-то использовать как оберточный материал, ее просто могут выкинуть, и ветер будет трепать ее у ног прохожих. Да и просто лежащие кипами в типографиях и издательствах газеты с иконами вызвали бы у отцов культурный шок.

Это раньше иконоборец должен был яростно отнимать образ, колоть его копьем, жечь, бить на куски. Сегодня иконоборцем человека может сделать простая невнимательность или халатность. Возьмите хотя бы календарики с ликами. Год прошел, куда девать календари? Засовывать в отделение кошелька? Кстати, известная практика. Священникам на приходах регулярно приходится устраивать странное аутодафе из вышедших из пользования календарей, газет и журналов, и это не может не печалить и не настораживать одновременно.

Именно из страха прогневать Бога, оскорбить Богоматерь или святого, люди нередко вырезают святые изображения из самых разных изданий, и это рождает еще одну странность. А именно – этих разномастных, маленьких иконок становится до абсурда много. Количество икон не должно стремиться к бесконечности. Иногда довольно одного молельного образа, как в келье у святого Серафима, который притягивал бы взор и не давал развлечься. Может быть их и больше. Но так, чтобы иконы висели приклеенными и наколотыми, лежали и пылились повсюду, так быть однозначно не должно. Это не рождает благоговения. Это рождает смущение.

Не все здесь зависит от нас. Икону сегодня можно встретить и в виде наклейки на винной бутылке. Причем самого заурядного или даже гадкого вина, категорически не годного к Литургии. И мы устанем судиться с производителем, если захотим прекратить это, по сути, кощунство. Могут быть и иные прецеденты, от Церкви и христиан напрямую не зависящие. Оставим это до времени. И вернемся к себе, к тому, что от нас зависит.

Увеличение количества всегда угрожает потерей качества. Вырвав написание икон из рук иконописцев, превратив само «написание» в производство, т.е. в штамповку и перепоручив штамповку машинам, мы получаем некую новую реальность, прямо относящуюся к Седьмому Вселенскому Собору. Икона, превратившись в маленькую, изготовленную на типографской машине из материала легковесного и недолговечного, не обличает ли веру нашу, веру современного человека? Может это некое указание на то, что сама вера наша становится утилитарной (помещающейся в кошелек), легковесной, не способной пережить века? Все-таки фрески Рублева смотрят на нас до сих пор, а вот отжившие свой срок календари со святыми ликами ежегодно сжигаются за ненадобностью.

Есть в этом что-то соответствующее эпохе, что-то современное и страшное.

Ответы на вопросы

Неотъемлемой частью жизни христианина является ежедневная домашняя молитва. Дома читаются утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой, молитвы ангелу-хранителю, Последование ко Святому причащению. По собственному желанию или по благословению священника могут читаться акафисты и каноны. Молиться можно в любых условиях, но лучше делать это перед иконой. Икона, являясь видимым образом невидимого Первообраза, помогает молиться более сосредоточенно и способствует единению людей, предстоящих перед ней во время совместной молитвы.

Иконы обязательно должны быть в доме православного христианина.

Какие иконы должны быть в доме?

Нет особых правил о том, какие именно иконы должны быть в доме. Поскольку большинство христианских молитв обращено к Господу Иисусу Христу и Богородице, сложилась благочестивая традиция иметь дома образа Спасителя (например, Спаса Нерукотворного, Господа Вседержителя) и Его Пречистой Матери (Владимирская, Казанская, Феодоровская, Троеручица или любая другая икона Божией Матери). Если семейная пара венчалась, главными иконами в доме может быть венчальная пара, поскольку ее составляют иконы Спасителя и Богородицы.

В остальном, выбор икон для дома зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Дома верующие обычно имеют икону своего небесного заступника, чье имя они носят, а также иконы других почитаемых в семье святых и иконы праздников.

Вот только некоторые святые, чьи иконы особо почитаются у русских православных:


Икона Святого Николая Чудотворца Фото: rublev.com

Святитель Николай Мирликийский (Чудотворец)

особо почитаемый христианский святой, ему молятся о помощи в любых жизненных ситуациях, об успехах в делах и о благополучии семьи;

Икона Святого Серафима Саровского Фото: rublev.com

Серафим Саровский

один из самых почитаемых русских святых, защитник земли Русской;

Икона преподобного Сергия Радонежского Фото: rublev.com

Сергий Радонежский

русский святой, которому молятся о духовном развитии, об укреплении веры, а также о помощи детям в учении;

Икона блаженной Матроны Московской Фото: rublev.com

Матрона Московская

особо почитается женщинами: ей молятся о замужестве, о любви и верности в семье, о даровании детей, а также о помощи в житейских вопросах;

Икона Святого Пантелеймона целителя Фото: rublev.com

Целитель Пантелеймон

ему молятся об исцелении и о здоровье своем и своих близких;

Икона Святого Спиридона Тримифунтского Фото: rublev.com

Святитель Спиридон Тримифунтский

его просят о помощи в предпринимательской деятельности и о материальном достатке;

Икона Святой мученицы Татианы Фото: rublev.com

Святая мученица Татиана

покровительница наук и образования и помощница преподавателей и учащихся.

Полезно также обзавестись семейной иконой, то есть иконой, на которой изображены святые покровители всех членов семьи.

Если приходится много путешествовать, то можно носить с собой складень с иконами Христа и Богородицы. Складень — это икона, состоящая из двух или трех частей, со створками, которые можно закрыть, так что изображения окажутся внутри.

Красный угол: где в доме вешать иконы?


Иконам в доме нужно отвести особое место, видное и просторное, где перед образами вся семья может удобно разместиться на молитву. В старину такое место называлось «красный угол».

Православные храмы строятся алтарем на восток, и в молитве тоже принято обращаться лицом на восток, поэтому дома иконы рекомендуется располагать у восточной стены. Однако, если пространство ограничено, можно повесить иконы на любой стороне комнаты – главное, чтобы они находились на чистом открытом месте и перед ними можно было встать для молитвы.

Молитва требует сосредоточенности и уединения, поэтому разумно повесить домашние иконы в спальне. Так будет удобно читать утренние и вечерние молитвы.

Хорошо, если хотя бы одна икона есть в каждой комнате квартиры, особенно в гостиной, где собирается вся семья, и в детской, чтобы ребенок видел образ Господа, которому молится.

На кухне тоже нужна икона (например, икона Спасителя) – для молитв до и после трапезы, поскольку там все члены семьи проводят много времени и принимают пищу.

Над входом в квартиру или в дом традиционно вешают икону Покрова Пресвятой Богородицы, икону Троицы или Распятие.

Как разместить иконы в домашнем иконостасе?

Иконы могут стоять на полке или висеть на стене, перед ними нужно поставить или повесить лампаду. Если нет свободного угла и все стены заняты, а нарушать интерьер нежелательно, то иконы можно поставить на книжную полку, комод или пианино. В таком случае следует проверить, сочетаются ли книги на полке со стоящей над ними святыней – иногда книги лучше убрать или прикрыть.

Не следует вешать иконы в качестве украшения на стену между картинами и панно.

Сверху над иконами не должно ничего находиться. Рядом с иконами и под ними неуместны часы, фотографии, телевизор. Между икон не должно быть фотографий и картин, даже если это фотографии уважаемых благочестивых людей, а картины имеют религиозный сюжет. Однако, рядом с иконами можно хранить освященные предметы: просфоры, свечи, масло от мощей (т. е. из лампады над мощами), венчальные свечи, свечи от Гроба Господня и прочие святыни.

При расстановке икон следует соблюдать принцип иерархии. В центре всегда помещают образ Христа (справа) и Божией Матери (слева) или венчальную пару, это главные иконы. Выше их могут находиться только Святая Троица или Тайная Вечеря.

На полку под икону принято стелить небольшую красивую салфетку – пелену. Красный угол с иконами можно, по народной традиции, украсить вышитым рушником или цветами.

Как пользоваться лампадой для домашнего иконостаса

В красном углу может находиться лампада. В зависимости от конструкции, ее ставят или вешают перед иконами. Лампада должна гореть в то время, пока вся семья вместе читает молитвы перед иконами, а также в воскресные и праздничные дни.

Существует благочестивый обычай иметь в доме несколько запасных стеклянных стаканчиков для лампадки разного цвета и менять их в зависимости от периода года: красные — от Пасхи до Вознесения, синие — Великим постом, зеленые — во все остальное время.

Как молиться перед иконой?


Фото: РИА Новости

Перед иконами читают

  • утренние и вечерние молитвы,
  • молитвы перед едой,
  • праздничные молитвы в день праздника,
  • молитвы святым покровителям в день именин.

Перед иконой можно молиться и своими словами.

Для молитвы нужно аккуратно одеться, с благоговением подойти к иконе, стоять прямо, опираясь на обе ноги. Можно молиться на коленях. Во время домашней совместной молитвы один может читать молитвы, а все остальные про себя повторяют его слова. В праздники перед иконами зажигают свечу или лампаду.

Что делать, если икона пришла в негодность?


Икона, даже если это бумажная репродукция – это святыня, а не предмет интерьера. Если икона обветшала или повреждена и ее невозможно восстановить, ее нельзя выбрасывать. Нужно отнести икону в храм, где ее сожгут в церковной печи. Если это невыполнимо, то икону можно сжечь самостоятельно и закопать пепел в месте, которое не подвергнется осквернению (например, под деревом в саду).

Важно знать: если икона повреждена из-за небрежного обращения, это является грехом, который нужно исповедать.

Использование святой воды и просфор

Просфора — особый освященный церковный хлеб, который используется во время Божественной Литургии: из просфор вынимаются частицы о здравии и об упокоении, которые в конце службы погружают в сосуд со Святыми Дарами. Сами просфоры раздают молящимся. Подав у свечного ящика заказную записку до начала службы, по окончании Литургии вы получите просфору.

Святую воду освящают в храме либо на Великом освящении воды (18 и 19 января — Крещенский сочельник и Крещение Господне), либо на малом освящении, которое совершается во время некоторых церковных праздников или же, по желанию молящихся, на водосвятном молебне. Святую воду берут в храме из особой емкости, где она хранится после освящения.

Просфоры и бутылочку со святой водой также хранят в красном углу вместе с иконами. Просфору потребляют утром натощак, святую воду можно пить в течение дня. Существует особая молитва на принятие просфоры и святой воды.

Как пользоваться освященным маслом

Во время паломничества к святыням верующий может приобрести масло, освященное у мощей того или иного святого или около той или иной чудотворной иконы Богородицы: например, масло от блаженной Матроны или от иконы Божией Матери «Всецарица». Иногда оно продается в церковных лавках. По свидетельству святых, освященное масло, как и святая вода, могут иметь большую силу, если пользоваться им с искренней верой.

Освященным маслом крестообразно помазывают больные части тела. Если человек терпит скорбь или искушение, помазать надо грудь (во освящение сердца и чувств) или лоб (во освящение ума и помышлений). Перед этим нужно прочесть молитву (тропарь или кондак) святому, у чьих мощей освящалось масло, или же молитву Богородице, если масло освящалось перед чудотворной иконой. Освященный елей также можно использовать для возжигания лампады.

О феномене бумажной иконы

По учению святых Отцов, каждая икона – свята, а значит, благодатна, потому что мистически связывает нас с тем, кто на ней изображен. Но святыни обладают одним свойством: быть неповторимыми, то есть включать в себя то, что греки обозначали термином χαρακτήρ. Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными. Икона как предмет неминуемо имеет свой «характир».

Сразу уточним: смысл этого греческого слова подразумевается здесь в качестве единства черт, указующего на неповторимость предмета, хотя в словарях можно найти значения, на первый взгляд прямо противоположные нашему[1]. Тем не менее здесь нет особых противоречий. Это первое. Второе. Говоря о «неповторимости», мы имеем в виду вовсе не древнюю традицию писать иконы на один сюжет отличными друг от друга, хотя данный фактор, несомненно, свидетельствует в пользу довода, о котором пойдет речь ниже.

Для наших дальнейших рассуждений необходимо обратить внимание именно на уникальность иконы-предмета как святыни[2]. Может ли быть «поточный метод производства» святынь?

Против типографского и фотографического производства сакральных образов активно выступал Л.А. Успенский, считая бумажную икону подделкой. Известный богослов писал: «Грань между допустимым и недопустимым в веществе пролегает там, где материя теряет свою подлинность и характер, начиная выдавать себя за нечто иное, чем она есть, то есть также создавая иллюзию»[3]. Однако христианам давно известно: всякая иллюзия есть ложь. Может ли икона включать в себя обман? Разумеется, нет. Вопрос о репродукциях для автора знаменитого трактата «Богословие иконы Православной Церкви» был крайне важным. В статье, написанной совместно со своей женой, он заявил однозначно: «Цветная фотография есть подделка под живопись, под подлинные краски она есть обман»[4]. И лишь в крайнем случае, когда нет никакой возможности иметь настоящую икону, Успенские считали допустимым применять в молитвенной практике репродукцию, это лучше, нежели обходиться вообще без образа. И здесь их нельзя упрекнуть в субъективности. Продажа печатных бумажных репродукций была запрещена еще Патриархом Иоакимом[5]; да и святитель Григорий Богослов учил: «. все посвящаемое Богу должно быть естественно и безыскусственно»[6].

Неужели технический прогресс снял эту проблему? Вряд ли. [7] Дело в том, что с философской стороны бумажная икона теряет свой «характир», ибо типографский станок позволяет тиражировать ее до бесконечности. Неповторимость остается свойственной оригиналу, но не механической копии. Полнота Церкви не терпит клонов. Вспомним: в природе каждая снежинка отличается одна от другой, чем возводит нашу мысль к неограниченным творческим возможностям Создателя. А коль узаконивается тираж образов для храма, то становится весьма и весьма спорным вопрос об иконе как святыне.

Общеизвестно, что икона пишется духовным опытом изографа в синергии со Святым Духом. Признавая икону типографского производства за полноценный сакральный образ, тем самым мы утверждаем абсурд: станок или принтер наделяются «духовным опытом» и вступают в синергию с Богом. Можно возразить: духовным опытом создан первоначальный образ-оригинал. Однако полагать подобное относительно бумажной копии – наивно. Духовный опыт не может быть ретранслирован принтером. Почему речь и идет о святыне. Ведь не зря же, как говорилось выше, в средневековье не писали двух абсолютно одинаковых икон, даже притом, что следовало создать «точный список». «Точность» заключалась в передаче самых общих иконографических черт (что это именно «Милующая», а не «Путеводительница» и не «Млекопитательница», например).

В нашем случае имеет определенный интерес следующее обстоятельство: термин «копия» (а вместе с ним и понятие), согласно М. Фасмеру, вошло в русский язык (по предположению П.Я. Черныха, из голландского[8]) только с 1705 года, и образовано оно от лат. cōpia – «список, копия, размножение»[9]. Авторитетный академический словник приводит, правда, две более ранние даты применения: 1638 и 1695 годы[10]. Как бы там ни было, но история русского языка подтверждает: значение «размножение», то есть идентичное повторение вещи, до позднего средневековья не характерно для русского образа мышления и связано с западной ментальностью. Не случайно же слово «копия» поначалу применялось лишь в канцелярском обиходе. И возникновение заведений типа салона мадам Тюссо – явление того же порядка: абсолютное повторение, только не вещи, а внешнего человека. О копиях-подделках и говорить нечего. Так почему картины-подделки обычно осуждаются и не имеют высокой ценности, а иконы-подделки, выполненные для храмов с помощью современной техники (а, значит, имеющие еще меньшую ценность), некоторыми церковными писателями приветствуются и считаются соответствующими «историческому опыту церковной жизни»? Вот и выходит: Богу посвящается бесценное не в том смысле, что оно выше всякой потенциально возможной цены, а потому, что ниже любой самой малой стоимости.

Мы отнюдь не призываем к сакрализации материала доски и красок. Не может быть речи ни о какой подмене первообраза образом. Надо потерять здравый рассудок, чтобы заменить τiμητiκή πρoσκὺνησiς (почитательное поклонение) на λᾱτρεία (служение Богу, богопочитание). Но и действие Святого Духа через икону Церковь не считает обыденным явлением. Потому образ для нее всегда – святыня, то есть, согласно словарю, «то, что посвящено Богу, освящено, святое»[11]. Этим икона и отличается от мирской картины. Ведь и Голгофский Крест почитается именно святыней, отчего и разошелся на кусочки по всему миру. Но не ради же поклонения веществу дерева! Однако хорошо известно: почитание креста VII Вселенским собором приравнено к почитанию иконы. Поэтому мы не ведем речи ни о какой иконолатрии. И просим в ней нас не подозревать. Иконолатрия есть хрестоматийное выпадение из полноты кафолической Православной Церкви.

Повторяем: нельзя снять или тем более отменить вопрос о святыне. В чем будет уникальность этих сакральных святынь, если они размножены на ксероксе? Церковь никогда не приветствовала лжи подделок. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, благодать и есть изгнательница лжи[12]. Догмат иконопочитания говорит вовсе не о «фальшивках», бытование коих в VIII веке трудно представить. В тексте догмата говорится о святых иконах, то есть подлинниках, которые «сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества»[13]. А следом идут слова «только бы сделаны были приличным образом»[14]. Надо ли считать, что неважно о чем идет речь: о подлинниках или нет? Если «неважно», то возникает закономерный вопрос: пафос Собора, заключенный в призыве о благоговейном отношении иконописца к своему делу, допустимо перенаправить в том числе и к множительной технике? Или следует считать изографом рабочего, трудящегося за типографским станком? Тогда почему у такого «изографа» все иконы абсолютно одинаковы?

Позволим себе провести некую параллель с деньгами, а они-то были в ходу во времена всех Вселенских Соборов. На деньгах тогда чеканились именно изображения святых, Божией Матери и даже Спасителя, то есть налицо тиражное воспроизведение образов первообразов. Дадим слово Кантакузину, разъяснявшему смысл иконопочитания для иудея: «Еще понятней, что мы поклоняемся иконам не как божествам, тебе будет из следующего. О денежных знаках ведь и сам ты, уж конечно, знаешь, – что на одних из них отчеканены образы Христа, на других – Его Матери или кого-нибудь из святых. Но нас мало, а вернее сказать, никак не занимает их почитание. Ибо не для почитания прообразов было придумано делать их отпечатки на серебре или на золоте. Мы их наносим как своего рода знак достоинства монеты, а кроме того, чтобы показать, что монета принадлежит христианам. Поэтому, и на землю их при случае бросая, предавая огню и переплавке, истирая, разламывая, а при сделках и торговых операциях предавая в руки нечестивых, мы не смущаемся»[15] (курсив во всей цитате мой. – В.К.).

Так же та или иная икона в случае тиража делается обычной иллюстрацией из альбома о средневековой иконописи. Хотя не стоит бросать, стирать, рвать, предавать в руки нечестивых и репродукции. От того пользы для спасения души не будет. Но по причине помещения на репродукциях первообразов они требуют τῖμή – почитания; но не τiμητiκή πρoσκὺνησiς, которое провозгласил VII Вселенский собор[16] и которое в философском аспекте остается для открыток весьма проблематично. С утверждением в полных правах бумажной иконы вопрос об иконописце как церковнослужителе сам собой снимается. Место иконописца занимает типографский станок, эксплуатирующий только наследие прошлого и перечеркивающий будущее церковной культуры. В наше время все активней начинают печатать дешевые иконы для православных предприимчивые китайцы. Рынок же! Как быть в этом случае? Они тоже иконописцы? В последнее время приходится наблюдать как компьютерные технологии внедряются в производство церковных икон, когда выдающиеся памятники средневековья обезображиваются «своим видением» сакрального образа[17]. Чем это не постмодернизм?

Руководствуясь подобной логикой, пора ставить вопрос о замене хора музыкальным проигрывателем, который будет обходиться для прихода дешевле и заодно даст послушать выдающиеся хоровые коллективы из столиц. Ведь по признанию даже сторонника бумажной продукции для моленных целей, «Сказанное об иконе относится и к иным сферам выразительности – к музыке, слову. »[18]. Полемически заостряя, позволительно спросить: а не захочется ли кому-нибудь после проигрывателя заменить священника неким суперсовременным андроидом, не отступающим от «канонов» или, напротив, служащим «понятно для народа»? И чем кончится подобный процесс? Заменой Бога?!

Часто можно видеть увеличенные типографские иконы на иконостасах в недавно открытых храмах, но там они пребывают лишь в качестве паллиатива, да и те наклеены на жесткую основу. Рано или поздно, но бумажные образы будут в церквах заменены на настоящие, написанные красками.

В данном ряду напрасно, на наш взгляд, некоторые ретивые авторы поднимают шум о наличии на обложках православных книг тех или иных репродукций икон[19]. Раздаются призывы в священноначалию даже запретить их. Повторим: если у иконы нет «характира», то это не моленная икона, а ре-продукция. Быть же репродукции на обложке книги вполне уместно. С точки зрения морали, естественно, следует относиться с должным уважением к подобным изображениям, но запрещать их на обложках книг, разрешенных Церковью к продаже в храмах – просто бессмысленно. И даже вредно. Существует реальная угроза наделения изображения магическими значениями. И не меньше существует реальная угроза насмерть «задушить в своих объятиях» догмат иконопочитания. Ведь моралисты, кроме запретительных мер, не выдвинули ничего другого. И если следовать их неконструктивному желанию, то мы по факту получим книги, оформленные протестантами или последователями Иоанна Грамматика.

Нужно ли это Церкви?

[1] И.Х. Дворецкий приводит следующие значения нашего термина: 1) отпечаток; 2) печать, клеймо; 3) изображение, начертание; 4) очертание, форма; 5) отличительная черта, особенность, своеобразие, характер; 6) примета, признак (Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2 т. Т. 2. М., 1958. С. 1675). У А.Д. Вейсмана χαρακτήρ – это черта, знак, примета; особенность, отличительное свойство чего-либо (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Ст. 1338). Противоположны ли по смыслу термины «печать, клеймо», «отпечаток» – «отличительным свойствам чего-либо»? На наш взгляд, они семантически не противостоят друг другу. На Руси, например, в средние века скрепление грамоты печатью было не просто юридическим актом удостоверения документа, как это сложилось на Западе (хотя момент удостоверения весьма красноречив и свидетельствует первым делом о достоверности отпечатка, его принадлежности определенной личности и меньше всего в пользу тиража отпечатков). Для такого тонкого знатока греческого языка, каким был академик С.С. Аверинцев, образ печати – τύπος, чеканки – χαρακτήρ (Аверинцев Сергей. Греческая семантика понятия образа в Священном Писании (прежде всего в Новом Завете), а также в молитвенных, богословских, литургических текстах // Православная община. М., 2000. N 55. С. 51). Чеканка же, будучи произведением искусства, свидетельствует не о тираже, а об «отличительных свойствах», доведенных рукотворным трудом до рельефного состояния. Произведение искусства – вещь штучная. Впрочем, с точки зрения Аверинцева, этимология слов «τύπος» и «χαρακτήρ» не так уж далека, но все-таки несколько иная. Печать для русича – это не только символ личности, но и знак ответственности перед Богом. Небесные покровители, изображенные на печатях, выступали здесь свидетелями, покровителями и поручителями договоров, зафиксированных на грамотах. Сама грамота становилась иногда священным предметом. Тем не менее средневековым людям и в голову не могло прийти, чтобы молиться на оттиснутые отпечатки упомянутых «вышних» покровителей, при том, что такие отпечатки вполне можно считать образами первообразов. Апостол Павел в Послании к евреям пишет: «ὂς ὢν ἀπαύγασμα τῆς δόξης καὶ χαρακτήρ τῆς ὑποστάσεως αὐτοῦ» – дословно: «Который сущий излучение славы и отпечаток сущности Его»; в Синодальном переводе звучит: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3). Как видим, Апостол говорит вовсе не о «тираже» отпечатка. Отличительной чертой «образа Ипостаси» Спасителя является его особая уникальность, переходящая в сакральное.

[2] Возражение «икона не самоценна – самоценен Первообраз» не выдерживает критики. Первообраз не самоценен, а почитаем. Приводим любопытную цитату Феодора Студита: «. честь изображения переходит к первообразу. Если же она переходит к первообразу, то не разное, но одно и то же бывает почитание и поклонение, как один и тот же первообраз, которому воздается поклонение и в изображении» (Письмо преподобного Феодора Студита своему духовному отцу Платону // Феодор Студит, преподобный. Великое оглашение. Ч. II. М., 2001. С. 307.). Да, существует в Церкви иерархия, в том числе иерархия почитания святых, но нет «прейскуранта ценности» святых. Если отрицать святыню как предмет, то возникает несколько вопросов. Зачем сегодня привозить в российские храмы святыни с Афона? В таком случае разве не достаточно было бы привезти лишь их фотографии? Зачем прикреплять к иконам мощи изображенных на них святых? Стоит ли бережно хранить святыни, в том числе и иконы? Ответы очевидны.

[3] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 443. Прим. 78.

[4] Успенская Л., Успенский Л. О материалах в церковном искусстве // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. N 11. С. 21.

[5] Патриарх Иоаким 15 октября 1675 года издает свою грамоту, в которой говорится прямо: «. многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон святых

изображения издревле заповедано и утверждено писати на досках, а не на листах, велено». Грамота запрещала на будущее как печатать, так и торговать подобного рода

продукцией, в противном случае «быти от Великих Государей в жестоком наказании», сами листы истреблять, а сверх того штрафовать на «большую пеню» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии Наук. Т. IV. СПб., 1833. С. 254-255).

[6] Григорий Богослов, святитель. Слово 18, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в слово // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Изд. 3. М., 1889. С. 89.

[7] Иногда приходится сталкиваться с мнением, что позиция Л.А. Успенского «не соответствует реальному опыту Церкви». Ладно бы, коль такое заявляли люди, малограмотные в богословии, но говорят и весьма «продвинутые». Неужели мнения патриарха Иоакима и святителя Григория Богослова для этих авторов тоже не соответствует «реальному опыту Церкви»? Тогда подобные критики просто обязаны привести в качестве примера «реальный опыт» почитательного поклонения бумажным иконам: по меньшей мере, назвать праздники, отмечаемые всей полнотой Церкви в честь типографских икон. Мы же подобных праздников пока не знаем.

[8] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. 3-е изд., стереотип. М., 1999. Т. 1. С. 427.

[9] Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. М., 1986. С. 318.

[10] Словарь русского языка XI-XVII веков. Вып. 7. М., 1980. С. 297.

[11] Словарь русского языка XI-XVII веков. Вып. 23. М., 1996. С. 217.

[12] Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 8.

[13] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 285.

[15] Кантакузин Иоанн. Диалог с евреем Ксеном. Слово 2 // Кантакузин Иоанн. Сочинения / Перев. Г.М. Прохорова. СПб., 1997. С. 102.

[16] О «почитании» и о «почитательном поклонении» см. нашу статью: О поклонении иконе и ее почитании // Икона в русской словесности и культуре: Сб. ст. / Сост. В.В. Лепахин. М., 2012. С. 197-212; а также главу «Еще раз о поклонении иконе и ее почитании» в нашей монографии: Философские основы восточнохристианской иконы. Проблемы морфемики и семантики образа. Великий Новгород, 2012. С. 90-100.

[17] Такая выставка прошла в Великом Новгороде в рамках XIII Никитских чтений, где была продемонстрирована компьютерная «версия» византийской иконы XII столетия, оригинал которой получил название «Владимирская» и стал палладиумом нашей страны. Зрители увидели «правильные» компьютерные изображения Спаса из монастыря святой Екатерины на Синае (VI век), русского «Спаса Златые Власы» (XIII век) и др. Причем занимаются этим не графоманы, на прошлой неделе переступившие порог храма, а люди давно воцерковленные.

[18] Гаврюшин Н.К. Вехи русской иконологии // Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2011. С. 70.

Православная периодика и полиграфия: что сжигать, а что — выбрасывать?

Как поступать с полиграфической продукцией православного содержания — не только открытками, но и газетами, брошюрами? А еще — с черновиками текстов с цитатами из Евангелия, конвертами с изображениями икон, да даже упаковками от шоколада с видами Киево-Печерской Лавры…

Подобные вопросы мы адресовали дежурному викарию Киевской Митрополии, которым в тот день оказался наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

Поздравьте лучше лично

– Владыка, ведь и Вы тоже получаете к праздникам множество поздравительных открыток, на которых изображены ангелы и святые, конверты с иконами Богородицы. Как правильно поступить с такой продукцией, ведь складывать и хранить всё это не всегда есть возможность?

– Во-первых, намного лучше, на мой взгляд, поздравлять с праздником родственников, друзей и знакомых лично. Если есть возможность, прийти в гости, если они далеко, то позвонить, связаться по скайпу. Всё-таки открытка — это некое поверхностное отношение к поздравлению, а суть в том, чтобы поговорить с человеком лично. Ведь ничто не заменит настоящего живого теплого слова.

Если же вы решили поздравлять открыткой или другим письменным образом, то, конечно же, было бы хорошо написать на красивом бланке или выбрать открытку, не имеющую никаких иконописных или иконографических изображений, чтобы потом у человека не было мучений, куда ее девать.

Как поступать с православной полиграфией?

По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания. В макулатуру их лучше не сдавать, тем более, нельзя выбрасывать в обычный бытовой мусор. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать — на даче или на природе.

Все-таки икона – это свидетельство о Боговоплощении, это тот образ, взирая на который, мы умом восходим к первообразу – тому, кто изображен. Когда иконы стали изготовлять полиграфическим способом, их высокое значение несколько утратилось. Это уже не тот священный предмет, который находится дома на особом месте, перед которым предстоят в благоговейной молитве. Икона перешла в разряд какого-то фетиша и сувенирных изделий. Это не хорошо и не правильно, и поэтому, в частности, лучше избегать использования иконописных изображений на открытках.

Не «коллекционируйте» просфорки

– Можно ли приносить полиграфическую продукцию для сжигания в храмы?

– Лучше не обременять приходские храмы своими проблемами.

У нас в монастыре, например, некоторые несознательные люди оставляют заплесневевшие просфорки. Просфора нужна для того, чтобы вкушать ее по окончании Божественной литургии. Брать домой ее допустимо только в том случае, если вы ее разрежете и будете хранить в сосуде, где она не испортится. Но хранить не бесконечно, а определенный период времени, вкушая каждое утро натощак со святой водой.

Тем более недопустимо коллекционирование просфорок из различных святых мест. Как мы знаем, у многих православных христиан, особенно у неофитов, дома собраны целые выставки: «это просфорки из Почаева, это — из Троице-Сергиевой Лавры, а вот это мне привезли из Дивеево».

Повторюсь: просфора – это священный хлеб, который предназначен для вкушения, а никак не для коллекционирования и длительного хранения.

То же касается и многочисленных других «святынь»: камушков, веточек, песочка, маслица и т.д. Мне кажется, лучше избегать привозить из паломничества вещи, которые будут хламиться, загромождать квартиру, в итоге – ничего не добавлять душе человеческой.

Господь сказал в Евангелии: «Сыне, даждь ми свое сердце». В первую очередь, Богу нужен дух сокрушен, сердце сокрушенно… Нужны наши молитвы, наши добрые дела. Вот это действительно то, что Господь приемлет и с любовью лобзает.

А православный фетишизм нужно стараться искоренять из нашей жизни.

Священные тексты нельзя утилизировать. А в остальном – смотреть по ситуации

– Что делать со старыми православными газетами, распечатками религиозных текстов из интернета? Их можно сдавать в макулатуру или тоже сжигать?

– Это уже начинается некое «отцеживание комара», иудаизм православного обряда…

Сейчас практически в любой газете могут встретиться цитаты из Священного Писания. Не станете же вы высматривать, где именно находится священный текст…

Нужно понимать, что есть Священное Писание, как средоточие текстов, предназначенных для того, чтобы человек назидался, приближался к Богу через знание Закона Божия, через стремление исполнения его. Пришедший в негодность напечатанный евангельский текст, конечно же, нельзя утилизировать обычным путем.

Но перерывать бумаги в поисках возможных цитат – тоже не совсем правильно. Все должно быть разумно.

– Макулатура – это ведь некий элемент сохранения окружающей среды. Что плохого в том, чтобы сдавать туда православные газеты и черновики?

– Сохранение среды, забота об экологии — это с одной стороны. Но почему мы избегаем выбрасывать в мусор церковные вещи? Потому что так они попадают в загрязненные, нечистые места, валяются там, попираются.

Сданные в макулатуру бумажные изделия, в том числе, православного содержания, используются впоследствии в самых различных формах — вплоть до туалетной бумаги. Если вас не смущает, что то, что вы несете сдавать в макулатуру, окажется потом в виде рулонов в туалетных комнатах, тогда смело несите.

Еще раз повторюсь, главное — это благоговейное отношение к святыне, к священным изображениям и иконам. Перед иконами нужно молиться, тексты нужно со вниманием читать. Вот об этом нужно в первую очередь радеть и беспокоиться.

Православные молитвы перед иконами

Молиться дома перед иконами, как и в храме, можно о чём угодно. Молитвы об исцелении и о здравии, молитвы о детях, за родителей, за живых и покойных родных и близких — если перечислять все возможные виды молитв, не хватит и дня. К образу Иисуса Христа можно обратиться в любой момент и с любой проблемой, он всегда услышит вас и поможет. Независимо от самой причины, по которой вы обращаетесь за помощью, эта икона всегда окажет положительное действие.

Самой почитаемой иконой среди православных христиан считается икона Божьей матери. К Царице Небесной обращаются также по любому вопросу. Царица всегда помолится за человека, попросившего у нее помощи перед Иисусом и Господом Богом. Пресвятая Дева Мария никогда не оставит человека в беде и примет каждого, кто обязательно захочет узнать, как молиться перед иконой. А осуществить покупку образов Святых всегда можно различными способами в любом интернет-магазине или в прицерковных киосках.

Популярные молитвы перед иконами

При молитвенном обращении и прошении о помощи всегда надо упомянуть и своего Ангела-Хранителя и Покровителя. При совершении обряда крещения у человека появляется собственный Ангел-Хранитель, который заступается и защищает крещенного на протяжении всей его жизни. Каждый из перечисленных святых обязательно услышит, какие слова молитвы вы произносите и как вы молитесь. Он поможет правильно справиться с ситуацией.

Каким иконам следует молиться?

Если вы не знаете как необходимо молиться дома перед иконой, в первую очередь помолитесь образу Иисуса Христа и Деве Марии. Они считаются «универсальными», способными помочь в любой просьбе.

Пресвятая Дева Мария стоит выше всех святых, и она всегда вас защитит и поддержит в трудную минуту. А помочь спасти свой дом от врагов сможет Иверская икона Пресвятой Богородицы.

  • Если дата вашего рождения приходится на 22.12-22.01, то лучше всего вам подойдет образ Божьей Матери «Нечаянная радость». Ангелы-Хранители здесь представлены святым Сильвестром и преподобным Серафимом Саровским.
  • Тем, кто родился в числах 21.01-20.02, подойдут такие святые, как Афанасий и Кирилл, а защиту им окажут их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая купина».
  • Для людей, родившихся 21.02-20.03, можно использовать образ Иверской Божьей Матери. Ангелом-Хранителем в данном случае послужит святой Алексий, поможет и Милентий Антиохский.
  • Если вы родились 21.03-20.04, помолитесь у иконы Казанской Божьей Матери. Такие святые, как Софроний и Иннокентий Иркутские смогут оказать вам немалую помощь.
  • Такая икона, как «Споручница грешных» и Иверский образ Божьей матери окажет защиту рожденным 21.04-20.05. Их охраняют такие святые как Степан и Тамара и апостол Иоанн Богослов.
  • Если вы родились 21.05-21.06, молиться следует у образа «Взыскание погибших», «Неопалимая купина» и «Владимирская». А в качестве небесной охраны к таким людям приставлены святые Алексей Московский и Константин.
  • Если число вашего рождения выпадает на 22.06-22.07, то в данном случае можно использовать образ «Всех скорбящих радость», а также «Казанская икона Божьей Матери».
  • Родившихся 23.07-23.08 защищает образ «Покров Пресвятой Богородицы».
  • Если вы родились 24.08-23.09, то молиться можно у образа «Неопалимая купина» и «Страстная». Ангелы-Хранители представлены святыми Александром, Иоанном и Павлом.
  • Икона Почаевской Божьей Матери «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» поможет найти защиту людям, родившимся 24.09-23.10. Ангел-Хранитель представлен святым Сергием Радонежским.
  • Если датой вашего рождения приходится любой день с 24.10-22.11, вам поможет образ Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская».
  • Тем, кто родился с 23.11-21.12, надо просить заступничества у образов Божьей Матери «Тихвинская и «Знамение». А ангелами-хранителями таких людей выступают Святой Николай Угодник и святая Варвара.

Какие молитвы необходимо читать перед иконами?

Перед тем как вы будете молиться, не забывайте, что не всегда человек может находиться в положениях, какие предписываются ритуалами. Так, к примеру, некоторые пожилые люди просто не в состоянии делать земные поклоны дома правильно. Существуют и люди, которые не в состоянии выстоять служебную мессу на ногах.

Касается это и поста: например, послабления делают для болящих, беременных и кормящих матерей, для пожилых. «В еде греха нет», — говорят священники, благословляя верующих на некоторые отхождения от строгих догм православия.

Самым важным вспомогательным средством при молитвенном обращении являются иконы. Православные христиане читают молитвы перед образами и очень важно, чтобы икона не подменяла объект молитвы. Ведь икона служит всего лишь напоминанием и неким символом реальности, которая за ней находится. Образ в молитвенном обращении служит средством, с помощью которого человек правильно выражает свою любовь Спасителю и Божьей Матери.

Как показывает православие, образ не должен служить идолом, каждый человек молится за своих близких не затем, что Богу нужно напоминание, как их спасти, а затем, что он хочет принять участие в спасении друг друга.

Вам не обязательно покупать именно ту икону, которая подходит вам и молиться исключительно вашим святым хранителям. К примеру, если Ангел-хранитель у вас — святой Константин, но вам всегда был ближе Николай Чудотворец — обращайтесь к нему.

Как необходимо молиться перед иконой?

Получить ответ на то, как правильно молиться дома перед иконой, можно каждому православному человеку и совсем не имеет значение, когда он будет молиться. Главное, вы должны правильно начать молитвенное обращение и закончить его. Для начала подойдите к образу и полностью сосредоточьте свое внимание на молитве, обязательно отбросив при этом бытовые заботы.

Перед тем как приступить к чтению разных молитв дома, вам необходимо духовно настроиться и убедить себя в том, что Святой слышит вас. При этом вам необходимо помнить, что молитва должна быть обращена к образу Иисуса или того святого, который на ней изображен.

Если вы не знаете, какие слова мольбы произносить, то читать ее можно и своими словами, но в критической ситуации, требующей особого молитвенного усердия, приготовьтесь к молитве, выучив ее наизусть.

Перед тем как молиться, следует также обязательно очиститься. Подойдя дома к образу, осените себя крестом и поклонитесь. Крестное знамение, осуществляемое правильно и с верой, устрашит любого беса и принесет утеху греховным страстям.


Московская Сретенская Духовная Семинария

ГлавнаяНовостиДуховная жизнь Обрядоверие или благоговение? О том, вер.

Обрядоверие или благоговение? О том, верно ли хранить дома просфорки и земельку и молиться только перед определенными иконами

В среде православных верующих часто можно встретить желание помолиться непременно перед чудотворной иконой, съездить в самое благодатное место, привезти земли с могилы того или иного святого, засушить и оставить дома подаренную батюшкой просфорку и т.д. Насколько такие моменты приближают нас к язычеству, или же они просто – свидетельство благоговения перед Божественным? Почему одни люди никак не воспринимают иконы определенной традиции, а для других это не имеет значения? Как вообще научиться разбираться в церковном искусстве, и для чего это нужно? Беседуем об этом с преподавателем Сретенской духовной семинарии, доцентом Московской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым. Молитва. Худ. Михаил Копьев – Олег Викторович, существует ли разница, перед какой иконой молиться: перед бумажной или написанной на дереве?

–В Писании сказано: «По вере вашей да будет вам» – начнем с этого. Любые чудотворные иконы, которые посылает нам Бог, даются нам за наше неверие – чтобы нашу веру укрепить. Поэтому перед любым образом мы можем молиться с верой, ведь мы обращаемся не к доске, не к бумаге, не к фреске, не к мозаике, а к образу, а через него – к Первообразу.

Молитва может быть сердечной и без иконы. Икона есть проявление внутреннего духовного состояния человека. Вот почему современный человек может сказать: икона двенадцатого века мне не так нравится, как икона века семнадцатого. Человек воспринимает то, что ему ближе. Но в наше время вообще все перемешалось: у нас порой ищется не образ, а стиль, или оценивается не икона, а ее цена. «Это вот дорогая икона, такая икона мне нужна для венчания…» или «это икона такого-то художника» и т.п.

И бумажные иконы мироточат, мы об этом знаем

Очень распространено такое явление, как стремление иметь, скажем, сухарики, освященные на мощах или личных вещах святого, песочек с могилки святого и так далее. Как к этому относиться?

–Подобная практика пришла к нам из Европы. Именно там, в силу секуляризации общества, еще в XVIII – XIX веке стали появляться подобные предметы, которые были памятью о какой-то святыне. Это были мелкие предметы: флакончики, брелочки и так далее. Постепенно это вошло и в нашу традицию. Но не будем забывать о том, что и наши предки еще в XII – XIII веках, побывав в святых местах, привозили с собой землю, например. Эта практика всегда была. Например, люди привозили землю из Иерусалима для того, чтобы положить ее на кладбище, и это кладбище считалось наиболее «престижным»…

Что касается современной жизни, лично я, например, не принимаю ни от кого никаких мелких вещей: иконки с календарями, брелки со Святой земли и прочее. Я не воспринимаю ничего того, что мне будет не нужно. Потому что такие вещи, в конечном итоге, заполняют наше пространство и святынями перестают быть. Пусть икон будет две-три, те, которые напоминают мне о моих предках, о моей бабушке и дедушке, и так далее. Пусть этих вещей будет минимальное количество. Не должно быть у православного человека кучи засохших просфорок, сухариков разных, камушков.

Не должно быть у православного человека кучи засохших просфорок, сухариков разных, камушков…

– Мы, люди моего поколения, – счастливые люди, потому что жили в те времена, когда не было ни мобильных телефонов, ни интернета. Мы читали, общались, писали письма, записки и прочее. Как ни странно, для меня ничего не изменилось. Хотя я тоже пользуюсь интернетом, и телефоном, и другими новшествами. Но вот этот виртуальный мир, вы меня простите, но он обманывает нас с вами. Это – тварный свет, исходящий изнутри, электрический, который создает впечатление более яркой, чем мир окружающий, картинки. И когда человек погружается в этот виртуальный мир, ему кажется, что там вся жизнь. Он переписывается без конца, общается… Я даже слышал уже о таком явлении, как исповедь по интернету. Осталось только поклониться этому идолу!

Сомневаюсь, что можно приобщиться благодати, выслушав правило по интернету. Человек хочет быть в курсе церковной жизни, просматривая православные сайты и сайт Патриархии? Конечно, он должен быть в курсе современной жизни, но это не должно заменять ему настоящую церковную благодатную жизнь. Интернет дает некую иллюзию свободы, ведь я могу любую страничку открыть, найти любую информацию, любому написать. Безумный человек.

Я ни в коем случае ни вас, ни наших читателей не пытаюсь вернуть в каменный век. Но человек должен владеть ситуацией, а не интернет должен владеть им.

Интернет дает некую иллюзию свободы, ведь я могу любую страничку открыть, найти любую информацию, любому написать

– Этот термин правильный. И он говорит о нашей с вами слабой вере. Бог вездесущ, но по нашему неверию Господь посылает нам чудотворные иконы, являет чудеса. Поэтому нам кажется, что блаженная Матрона услышит нас только в Покровском монастыре в Москве, а в другом месте – не услышит. Но, с другой стороны, когда человек действительно проделал этот путь к монастырю, к мощам, к чудотворным иконам, путь веры, в этом действительно что-то есть. Как сказал один иностранец, посетивший наше богослужение: «Вы знаете, я теперь понял русского человека! Вы выстаиваете свою веру ногами!». Поэтому какие-то паломничества к благодатным местам имеют место быть. Но это все для укрепления веры!

– А когда говорят об иконах. К примеру, эта икона благодатнее.

– Ну, пусть будет так. Если человек через проделанный путь или через молитву, над которой он потрудился, получает милость Божию, то пусть называет это, как хочет. Пояс Богородицы в храме Христа Спасителя – Как современному молодому человеку развить вкус к церковному искусству?

– Здесь я могу посоветовать, хотя именно вам этот совет, может быть, и не подходит, а вот другим – да. Поступайте в Сретенскую семинарию! Получайте комплексные знания. Потому что привить вкус к чему-то одному нельзя. Нельзя человека научить просто любить балет. Есть история балета, традиции, есть люди, хореографы, балетмейстеры. Когда целиком человек почувствует русский балет, тогда он сможет отличать истинное искусство от пошлости, настоящие постановки – от бездарности. Необходимо, чтобы человек сам, своим внутренним миром, научился давать правильную оценку. Невозможно рассказать обо всем, что такое хорошо, а что такое плохо.

Так вот, чтобы чувствовать икону, нужно знать историю Церкви, историю нашего Отечества, историю появления тех или иных икон.

Бог вездесущ, но по нашему неверию Он посылает нам чудотворные иконы, являет чудеса

– Есть еще Православный Свято-Тихоновский университет. Там тоже замечательно учат.

– То есть надо расширять свой кругозор?

– Именно так. Только таким способом. Человек должен сам собирать информацию. Откройте тот же интернет и посмотрите – там полторы тысячи икон! Вот это будет польза от него. Смотрите не только русские иконы, ведь в Европе тоже имеются совершенно потрясающие шедевры духа – Микеланджело, Рафаэль.

«Я понял русского человека! Вы выстаиваете свою веру ногами!»

Микеланджело творил, пока папа Римский его использовал, стравливал великих художников. После работы над Сикстинской капеллой Микеланджело превратился в дряхлого старика, у него впала грудь. А он все это время был разменной монетой в интригах. Но ведь как талантливо сделана его роспись!

Ново-Иерусалимский монастырь – Куда можно съездить в Москве, чтобы увидеть настоящие произведения церковного искусства?

– Вот недавно был отреставрирован Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Это колоссальный проект. Вот красота! XVII век. Или взять храм Животворящей Троицы, что в Никитниках. Тоже – какая красота! Успенский собор Кремля. Шестьдесят восемь икон – где вы еще такое увидите, где почувствуете такую мощь? Архангельский собор, где покоятся русские князья и цари. Благовещенский собор, где полы выложены драгоценной яшмой. В Москве огромное количество храмов, куда можно сходить, потом – изучить историю храма, биографию архитекторов, художников, и тогда у вас будут целостные знания. Тогда вы уже сможете отличать то, что вам понравилось, и сможете это обосновать.

– А в Третьяковской галерее.

– Там вы увидите, как русская икона вырвана из церковного контекста и поставлена под музейные софиты. Как сиротливо она выглядит там.

У вас есть любимая икона?

В Третьяковке русская икона вырвана из церковного контекста

– Спасибо, Олег Викторович, за ваши ответы!

Беседовал Алексей Лысенко

Новости по теме

Комментарии (14) добавить

Комментарий от Леонид

Расскажите, пожалуйста, вкратце о художественной ценности росписей Сикстинской капеллы. И точно ли эта художественность благодатно влияет на расширение кругозора?

Леонид,это вопрос кругозора.Почему Микеланджело при росписи Сикстинской капеллы изобразил только Адама?

Очень коротко о Сикстинской капелле.Деталь росписи плафона”Сотворение Адама”.А где же у Микеланджело Ева?

Комментарий от Татьяна

Мария,а что Вы “расфикались”? Рафаэль:”Сикстинская Мадонна”,”Малонна ди Фолиньо”.”Мадонна дельИмпанната”,”Мадонна в кресле” и т.д. А видеть в Микеланджело только “обнаженку” ,значит ,ограничивать себя.Олег Викторович говорит о расширении кругозора и правильно призывает!

Расскажите, пожалуйста, вкратце о художественной ценности росписей Сикстинской капеллы. И точно ли эта художественность благодатно влияет на расширение кругозора?

Комментарий от Мария

назначение иконы – помогать в молитве. Просите за любопытство: а вам в этом и правда помогло бы созерцание гениталий? Ну или вид красивой женщины с ребёнком на руках.

Помогает, чистому все чисто. И когда я молюсь, то не на гениталии смотрю:) а на идею, на замысел и суть изображения, которое стремится изобразить горнее как не крути земными способами. Будучи пошлым можно и на православных иконах изъяны пошлости и гениталии найти. Автор же пишет “когда человек почувствует балет то сможет отличать искусство от пошлости”, Вы видимо этого не поняли, раз пишите про какие-то гениталии, которых в балете отнюдь не меньше чем в трудах западных мастеров ренессанса. В балет не на гениталии смотреть ходят))) и все далеко не на внешности замыкается!

Вы вообще прочитали о чем я пишу? 🙁 при чем тут кругозор и названия картин?

Комментарий от Мария

А Вы поймите автора правильно, что ставят ещё рядом и бумажную софринскую иконочку:)! Вы поймите автора правильно а не превратно, он говорит о молитве, и все к ней сводит, в не к сравнению символизму и художественной ценности икон.

назначение иконы – помогать в молитве. Просите за любопытство: а вам в этом и правда помогло бы созерцание гениталий? Ну или вид красивой женщины с ребёнком на руках.

Комментарий от Мария

фи, сравнить иконы с обнаженкой Микелянджело или с картинами Рафаэля((( сами по себе они шедевральны, кто бы спорил, но вот так – взять и поставить на одну доску. фи фи фи (((((((

Мария,а что Вы “расфикались”? Рафаэль:”Сикстинская Мадонна”,”Малонна ди Фолиньо”.”Мадонна дельИмпанната”,”Мадонна в кресле” и т.д. А видеть в Микеланджело только “обнаженку” ,значит ,ограничивать себя.Олег Викторович говорит о расширении кругозора и правильно призывает!

У меня есть материальная возможность купить дорогую икону.Но как дорога мне икона”Спас на убрусе” моих бабушки и деда.Она бумажная,но не маленькая.Когда в 1942году двое сыновей ушли на фронт,бабушка купила ее.Дед сделал оклад.И вот молились за своих детей . Сыновья вернулись живые и невредимые в 45м.После их смерти мама отдала эту иконку мне.Дорога как память.Но хоть и бумажная,но совершенно не выцвела!

Комментарий от Мария

фи, сравнить иконы с обнаженкой Микелянджело или с картинами Рафаэля((( сами по себе они шедевральны, кто бы спорил, но вот так – взять и поставить на одну доску. фи фи фи (((((((

А Вы поймите автора правильно, что ставят ещё рядом и бумажную софринскую иконочку:)! Вы поймите автора правильно а не превратно, он говорит о молитве, и все к ней сводит, в не к сравнению символизму и художественной ценности икон.

Комментарий от Сергей

Интересно говорят у нас Икон должно быть 2-3, а в конце беседы- у меня коллекция икон. Как это?

А так, что автор – реставратор! Потому у него икон много, и они ему нужны для работы. Чем внимательнее читаем – тем меньше неуместных вопросов будет

фи, сравнить иконы с обнаженкой Микелянджело или с картинами Рафаэля((( сами по себе они шедевральны, кто бы спорил, но вот так – взять и поставить на одну доску. фи фи фи (((((((

Интересно говорят у нас Икон должно быть 2-3, а в конце беседы- у меня коллекция икон. Как это?

Христианство проявляется в отношениях между людьми, а не в отношении к “святым” (свят только Бог) предметам.

Спасибо, Олег Викторович, за Ваши откровенные, нужные нам разъяснения.
Может быть Вы смогли бы нам рассказать, хоть чуть-чуть, об особенностях написания
икон разных времён?

Фотогалерея все альбомы

Видео все видеозаписи

Аудио все аудиозаписи

Хор Сретенской духовной семинарии – Тропарь велмуч. Федору Тирону. 2 глас. Зосимовой пустыни. Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии – Ныне силы небесныя (Г.Ф. Львовский). Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии – Ипакои Кресту. в обр. архм. Мафтфея. Запись с богослужения

Читайте также:  Какой иконе молиться от воровства
Добавить комментарий