Как молится иконе филермской

Филермская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Филермская» — знаменитая святыня, один из немногочисленных образов Богородицы, который был написан при Ее жизни.

Святой образ Божией Матери «Филермский» был написан святейшим апостолом, проповедником христианской веры и одним из двенадцати учеников Иисуса — Лукой. Последователь Сына Божьего написал чудодейственную икону в 46 году после Рождения Христа. Пречистая Дева лично дала благословение на написание Ее святого образа. Данная святыня прославлена на весь мир и известна каждому христианину своей божественной силой.

История Филермской иконы

Филермская православная икона Богоматери побывала во многих странах и на островах по всему миру. Однажды священный образ был принесен рыцарями в земли Греции, в деревеньку под названием Филермиос. Там воители возвели церковь в честь святого образа Девы Марии. Отсюда знаменитая Филермская святыня Богородицы и берет свое название.

В 18 веке чудотворная икона попала в руки правителя Австрии. В то время у престола стоял Павел I, которого уважали и боялись все соседние страны. Чтобы стать союзниками с Россией, австрийский властитель принес в дар святейший образ Богоматери, названный Филермским. Так икона оказалась в России, на территории Санкт-Петербурга, и заняла место в Придворном Соборе Спаса Нерукотворного.

Знаменитая святыня Пресвятой Девы сотворила немало чудес. Согласно преданию, она вернула зрение двум слепым старцам и помогала каждому верующему, кто молился перед ней. Христиане прониклись теплотой и любовью к Богородичному лику и съезжались со всего света, чтобы воочию увидеть образ Богоматери, созданный одним из апостолов Спасителя.

В первой половине 20 века икону вывезли за пределы нашей страны. Святыня вновь начала странствие по всему свету. Но через несколько лет передвижение по различным странам чудотворного образа Богородицы закончилось в Черногории. Русская Православная Церковь неоднократно пыталась вернуть святую икону назад, в русские земли, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом.

Где находится чудотворный образ сейчас

Лишь один-единственный список чудодейственного Филермского образа Пречистой Девы сохранился в нашей стране. Его можно найти в Москве, на территории Кремля, в Оружейной Палате. Данный благолепный лик не относится к числу самостоятельных икон, так как святейший образ Богородицы изображен на кулоне, который расположен в середине большого Мальтийского Креста. Священный символ христиан принадлежал Величественному Магистру де Ла Валетту.

Подлинник Филермской Пречистой Девы, нарисованный последователем Иисуса Христа, хранится в Черногории, в городе Цетине. Также наиболее почитаемая икона данного образа Небесной Девы украшает иконостас Базилики Богоматери ангелов в Итальянском городе Ассизи.

Описание и значение Филермской иконы Божией Матери

В наши дни святыня продолжает творить чудеса, помогая людям преодолевать жизненные трудности и несчастья. Как и в прошлых веках, верующие все так же наполнены любовью к данному образу и надеждой на помощь Богородицы. Святой лик Филермской Богоматери имеет особое значение для христиан, так как во всем мире очень мало икон Божией Матери, которые писались с Ее живого лика.

Что касается иконографического стиля, образ Филермской Богоматери относится к «Одигитрии», что в переводе означает «направляющая на истинный путь, являющаяся Путеводительницей». Сама икона заключает в себе погрудный образ Пресвятой Девы. Такую святыню Божией Матери можно сравнить с Казанской иконой, которая располагается в Соборе Казанской Божией Матери северной столицы нашей страны.

Особое своеобразие данной иконы Богородицы кроется в Ее лике. Он всецело выражает глубокомыслие благодаря изящным линиям, которые придают выразительность Ее прекрасному взгляду. Очертания Девы Марии на Филермском изображении схожи с образом Владимирской Богоматери, на которой лик Девы Небесной также обрамлен тонкими рельефными чертами. Имеется достаточно оснований, чтобы отнести данный священный лик Богоматери к иконописи комниновского периода.

В чем помогает чудотворный образ

Перед знаменитой святыней христиане молятся с просьбами защитить их от неверующих людей, которые не признают существование Господа. Также икона Богородицы помогает обрести веру, святость, заступничество от лжепророков и ложного учения.

Филермский образ оказывает помощь и поддержку каждому верующему, кто возносит молитвы к Богородице от чистого сердца. Он выступает в качестве поддержки в различных жизненных трудностях, помогая справиться с горестями и преодолеть препятствия, которые встречаются на жизненном пути.

Дни празднования

Празднество в честь святой иконы происходит раз в год в октябре — 25 числа (12 по старому стилю). В день празднования христиане уделяют особое внимание молитвам Богородице. Верующие люди воздают многочисленные земные почести данному чудотворному образу.

Молитва Богородице перед иконой

«О, Дева Мария Святейшая, Матерь Иисуса Христа, Сына Божьего. Ты и на Земле, и на Небе Властительница. Внемли молитвам нашим искренним, узри с высоты Небес нас, грешников, молящих о помощи Твоей. Мы на коленях пред Ликом Твоим молим, любовью к Тебе, верой преисполненные, надеясь на отпущение грехов наших и на прощение Христа. Возле образа Твоего чудодейственного молимся о защите от нападок недругов и недоброжелателей наших. О, Великая Пресвятая Богородица, умоляем Тебя, прогони прочь от нас неверующих, огради от лжепророков, чьи истины и заповеди противоречат закону нашего Господа! Молим Тебя, Дева Мария, не покидай нас, когда пребываем мы в горести и печали. Не дай нам пасть духом и сбиться с богоугодного пути. Укажи направление к истинной вере, ибо сердца наши наполнены любовью к Господу. Когда подойдут к концу жизни наши земные, отправимся мы в Царствие Его, где нерушима жизнь в вечности. Но сейчас мы живем на грешной земле и нуждаемся в Тебе! Умоляем Тебя, Пресвятая Дева Мария, будь рядом! Подари нам свое покровительство. Будь нашим щитом, нашей стеной и нашей твердыней. Лишь Ты способна смилостивиться над нами, попросить за наши греховные деяния прощение перед Господом и стать нашим оберегом до конца наших дней! Ты — Заступница христиан, истинно верующая, воистину преданная Спасителю Нашему Иисусу Христу и Господу Богу. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь».

Богородица — заступница, покровительница и путеводительница каждой верующей и даже заблудшей души. К Ее помощи взывают люди в минуты отчаянья, смятения и горя, так как знают, что помощь не заставит себя долго ждать. Пусть икона Ее станет для вас щитом, опорой и оберегом от всего нечистого, злого и грешного. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

ФИЛЕРМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Филермская икона Божией Матери

Филермская икона Божией Матери Одигитрия

Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой. В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время её земной жизни [2]. Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству [3]. У них она пребывала три века.

Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430-х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии [4]. Последняя при большом стечении народа с честью поставила безценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.

В руках рыцарей-госпитальеров

Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Царьграде, но после захвата и разграбления его в 1203 году крестоносцами, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках римо-католиков – рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра пала туркам и при отступлении рыцари перевезли икону на остров Крит. После короткого пребывания там образ был в 1309 году переправлен на Родос, где оставался более двух веков в руках рыцарей. Здесь образ был помещён в перестроенной древней базилике монастыря на горе Филеримос, откуда и пошло название иконы Филермской.

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы ордена иоаннитов. Когда город пал в конце того года, в условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, говорилось:

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозили святыни по Италии, посетив остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти. 24 марта 1530 года император Священной Римской Империи Карл V передал ордену ряд владений во главе с островом Мальта, куда 26 октября того же года вместе с великим магистром ордена и советом прибыли и орденские святыни. Местом ее пребывания стал форт Святого Ангела, а позднее замок Святого Михаила – главная резиденция Мальтийского ордена. С помощью Богородицы связывают победу над турками напавшими на остров в 1565 году. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Богоматери Победной, а 15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город Ла-Валетта. Здесь в соборе святого Иоанна была сооружена придельная часовня Госпожи Филермской специально для чтимой иконы.

В 1798 году остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен французами и многие ценности ордена были разграблены. Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери.

В России

Принятие титула великого магистра Российским императором Павлом I обусловило прибытие реликвий ордена в Россию и состоявшееся 12 октября 1799 года перенесение Мальтийских святынь в Гатчину (см. подробнее). По воле государя для Филермской иконы, помещенной в придворной церкви Гатчины, была изготовлена 7-фунтовая золотая риза усыпанная драгоценными камнями.

С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Ужасный пожар в декабре 1837 года не повредил их. По восстановлении Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года святитель Московский митрополит Филарет в присутствии царской семьи освятил обновленный собор, в котором святыни заняли подобающее место. Так как придворный собор был обыкновенно закрыт для широкого народного доступа, на торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор Гатчины. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. В том же году он распорядился:

Высочайшее повеление было исполнено и список обрёл свое место в Павловском соборе. При этом сам чудотворный образ с 1852 по 1919 год, как и повелел император Николай I, вместе с другими Мальтийскими святынями, перевозился в Гатчину. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход из дворцовой в соборную церковь, где святыни выставлялись на поклонение, а 22 октября вновь возвращались в Зимний Дворец.

Тем временем, Мальтийский орден, запрещенный в Российской империи указами императора Александра I в 1810-1817 годах, не оставлял попыток возвратить себе святыни. В 1915 году, в условиях союза в Первой мировой войне, по распоряжению императора-страстотерпца Николая II, с чудотворной Филермской иконы Божией Матери была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта Пулличино.

Вывоз после революции

Из письма настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского в Наркомат просвещения следует что:

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев “с каким-то военным,” и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллин). В 1923 году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой “вернуть” святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В 1925 году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с 1975 года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи.

Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.

В Югославских землях

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Петр II и патриарх Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.

В 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты специальной службы “Удба” и увезли святыни в Титоград (ныне Подгорица). Затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными, но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них Цетинскому игумену Марку (Каланья) и митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.

Литература

  • Андреева, А., Захарьева, В., Нестеренко, И., История Мальтийского ордена, Русская Панорама, 1999.

Как молится иконе филермской

Об острове Родосе упоминает в своих записках русский игумен Гавриил, говоря, что “остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег”. (Речь идет об Олеге Святославовиче, деде Игоря, героя “Слова о полку Игореве”).

Но вернемся к самым истокам, к дням земной жизни Пресвятой Богородицы, к тому, как появился на свет этот Ее чудотворный образ, через который обильная благодать изливается на род человеческий в течение уже почти двух тысячелетий.

Первым иконописцем, согласно древнему церковному преданию, был апостол и евангелист Лука. Кто был по происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Евсевий Кесарийский говорит, что он происходил из Антиохии, а, следовательно, был “прозелит”, то есть язычник, принявший иудейство. Св. Лука был весьма одаренным человеком: он был не только автором Евангелия и Деяний апостолов, но также врачом и искусным живописцем. По всей видимости, Лука принадлежал к 70-ти апостолам, избранным Господом для служения. Начиная со второго путешествия апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после мученической кончины Ап. Павла св. Лука проповедывал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Апостола Андрея.

Церковное предание говорит нам о том, что первой иконой, которую написал св. Лука, был образ Пресвятой Богородицы. Написан он был в то время, когда Богородица жила в доме усыновленного Ей Самим Спасителем св. Иоанна Богослова. Принято считать, что образом этим была Владимирская икона Божией Матери, которая из Иерусалима перешла потом в Константинополь, после чего была послана в начале XII века в Россию великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Пресвятая Дева, когда увидела этот образ, сказала: “Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет”. И эти слова стали пророческими. Не только от этого образа, но и от многих и многих других священных изображений Божией Матери совершались и совершаются неисчислимые чудеса избавления от различных болезней и бед.

Попытаемся же представить себе Пресвятую Деву такой, какой увидел ее св. Лука и постарался запечатлеть в красках для других поколений.

Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. “Она была, – читаем у него, – роста среднего, или, как некоторые говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные”.

“Она была Девою, – говорит св. Амвросий, – не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею своих мыслей, правилом Ее было никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты”.

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: “Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать”.

“У нас все знают, – писал св. Игнатий Богоносец, – что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения”.

Св. Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “Когда я введен был пред лик Богообразной, светлейшей Девы, – меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия”.

Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а, главное, безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

Путь святой иконы


Св.Евангелист Лука показывает
свою работу Богоматери

Как гласит церковное предание, св.Лукой было написано около семидесяти икон Богоматери. Из них нам известны четыре. Это, прежде всего, как уже говорилось, Владимирский образ, написанный на доске того стола, за которым трапезовали Спаситель, Матерь Божия и Иосиф Обручник. Владимирская икона прославилась на русской земле бесчисленными чудотворениями. Через нее Богородица не раз спасала Русь и ее столицу Москву от разграбления и уничтожения. Перед ней молились русские великие князья и цари в минуты опасности для государства. На пелену в киоте Владимирской иконы клались жребии при избрании русских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Множество исцелений от тяжких болезней и бед посылала Матерь Божия через этот свой образ и списки с него православным людям.

Второй издревле чтимый образ, написанный евангелистом, – образ Богоматери-Одигитрии, который находился в Константинополе и получил название Влахернского (Е.Поселянин, “Сказания о чудотворных иконах. ”, с.423). В латинской рукописи XII века об этой иконе говорится так: “В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится “путеводительница”, потому что некогда было двое слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал святой Лука Евангелист, [изобразив] Спасителя на руке ее. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами” (“Чудотворная икона в Византии и древней Руси”, “Мартис”, М.-1996. С. 443)

Икона эта первоначально находилась на родине св.Луки – в Антиохии, откуда была перенесена в Иерусалим. Супруга греческого императора Феодосия II Евдокия, путешествовавшая по св. местам Палестины в 436-437 годах, приобрела эту икону и послала в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Та поместила чудный образ во Влахернский храм, где икона явила многочисленные чудеса исцелений. (Заметим, что во Влахернском храме, где юродивый Андрей видел Покров Богоматери, по неисповедимым судьбам Божиим, встретились две иконы Божией Матери, написанные Евангелистом Лукой – Одигитрия и Филермская, о которой мы расскажем позже).

Третья икона, приписываемая кисти св.Евангелиста – “Млекопитательница”. Ее история связана с именем основателя единственной на Востоке лавры св.Саввы Освященного, который перед своею блаженной кончиною предрек, что через некоторое время лавру посетит соименный ему богомолец царского рода из Сербии, которому и надлежит вручить эту икону. Св. Савва отошел ко Господу в 532 году, и несколько веков монастырское предание хранило его завещание. Исполнение предсказаний св.Саввы наступило лишь в XIII веке, когда в Палестину действительно прибыл св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св.Саввы Освященного и вручены сразу две великие святыни: икона “Млекопитательница” и другая икона – “Троеручица”, после молитвы перед которой приросла отсеченная рука св. Иоанна Дамаскина.

христианских святынь. Поистине поражаешься обилию величайших реликвий, находившихся тогда в каждой церкви и монастыре Константинополя.

Достаточно упомянуть, например, плат, на котором чудесным образом отпечатался лик Христа, о письме, собственноручно написанном Спасителем царю Авгарю, терновом венце, плаще,биче, трости, обуви, плащанице и плате погребения Спасителя. Здесь хранились также одежда Пресвятой Богородицы, ее обувь и другие разные и священные предметы Спасителя и Его Пречистой Матери. Кроме этого, огромное число чудотворных икон и мощей святых собрал у себя царствующий град.

Около 430 года императрица Евдокия, супруга Феодосия II распорядилась доставить Филермскую икону из Иерусалима в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. Во время пребывания иконы в храме Константинополь четыре раза подвергался смертельной опасности от врагов – арабов, персов, славянских князей Аскольда и Дира. Во дни опасности жители Константинополя возносили усердные моления Царице Небесной перед ее чудотворным образом, и всякий раз получали избавление от грозившего городу разорения. (см.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Спб, 1994. С.62).

В 626 году по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед этим образом, Царьград был спасен от нашествия персов. В благодарность за избавление от опасности была составлена благодарственная песнь Матери Божией, которую молящиеся должны были выслушивать стоя. Это песенное последование было названо “акафистом”, что в переводе с греческого и означает “неседальное пение”. Так что появление самого первого из многих тысяч составленных позже акафистов связано с благодеяниями Божией Матери, явленными ею через свою Филермскую икону. Заступничеству Божией Матери за род человеческий посвящена суббота в пятую неделю Великого поста, которая так и называется: суббота Акафиста.

В 1204 году во время четвертого крестового похода Константинополь подвергся раграблению и поруганию. Западные христиане уже не считали православных своими братьями, а считали “схизматиками”, т.е. раскольниками, которых можно “учить” огнем и мечем. Большая часть святынь Константинополя была увезена крестоносцами. Филермская икона попала в руки латинян и была перенесена снова в Палестину, где находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров, имевших большое влияние в Святой земле. Однако, вскоре мусульмане вытеснили иоаннитов из Палестины, и те обрели убежище на Кипре, где жили в течение 19 лет (1291-1310 гг.). После этого они перебрались на остров Родос, куда была пренесена резиденция капитула ордена. Остров, покрытый благовонными лимонными, апельсиновыми и гранатовыми рощами, с мягким и теплым климатом, показался иоаннитам хорошим местом для постоянного пребывания.

Прибывшая сюда вместе с другими святынями икона была помещена в специально построенной для нее в селении Филеримос неподалеку от столицы острова церкви. Иоанниты очень почитали икону, считая ее своей покровительницей, и святыня постоянно путешествовала с ними. Защищаясь от турецких набегов, рыцари превратили Родос в хорошо укрепленную крепость, построив мощные каменные стены. Однако, через два века в 1522 г. турки завоевали остров, и иоанниты капитулировали. Только через несколько лет они нашли прибежице на о.Мальта. Здесь соединились древние святыни: десная рука Иоанна Предтечи, часть древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя Св.Иоанна Предтечи, в который и была помещена икона Богоматери в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. (См.: Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып.VII.Спб.,1995.С.123.).

С этого момента судьба святынь становится неразрывной, о чем и пойдет речь в следующей главе.

Филермская икона Божией Матери – благословение на стойкость веры

Святые обители Черногории сберегают множество славных христианских святынь. Одной из наиболее старинных является Филермская икона Божией Матери. Она притягивает к себе православных паломников со всего мира. Святой лик относится к старейшим иконам, написанным евангелистом Лукой. Образ хранится отдельно от других бесценных реликвий в «Голубой часовне» Народного музея на территории монастыря города Цетинье.

Уже пять веков как это место стало резиденцией Черногорско-Приморских митрополитов. Здесь собраны величайшие святыни христианского мира – частица Животворящего Древа от Креста Господня, кисть десницы Господа Иоанна Крестителя и, конечно же, чудотворная Филермская икона Богоматери, черногорцы именуют ее «Божия Матерь Филермоза». Лик Богородицы помещен в подсвеченную стеклянную витрину отдельной комнаты без окон. Как утверждают хранители, такие условия оптимально позволяют обеспечить безопасность и сохранность святой реликвии. Хотя, надо заметить, это не лучшие условия для посещения иконы паломниками и смиренной молитвы к ней.

Создание Филермской иконы Божьей Матери

Согласно древнему преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы – это один из редких образов, созданных во времена, когда Пресвятая Дева жила среди людей. Авторство лика принадлежит первому иконописцу, святому апостолу и евангелисту Луке. Прижизненное изображение получило благословение самой Божьей Матери. До нас не дошла достоверная информация о том, кем именно был Лука. Предполагают, что он входил в число 70 апостолов, которых Иисус избрал для служения.

При создании первых Богородичных икон художник более всего использовал опыт созерцания лика Богоматери, свои впечатления от характера и образа Марии. Ведь еще не были установлены каноны – требования касаемо композиции, цветовых решений, акцентов, символических знаков.

Благодаря церковному историку Никифору Каллисту, сохранилось предание о внешнем виде и нраве Пресвятой Девы. Она была среднего роста, с русыми волосами, темными дугообразными бровями над «быстрыми» глазами. Немного продолговатый нос и яркие губы на овальном лице. Также отмечает длинные руки и пальцы. Святой Амвросий выделяет смиренность, вдумчивость и целомудрие в речи, благоразумие Приснодевы. Она почитала старших, была спокойна, благожелательна, независтлива и добродетельна, движения скромные, тихая поступь, голос ровный. На изображении иконописец должен был отразить то, что видел в жизни – «олицетворение чистоты».

История иконы

Филермская икона Божией Матери была написана святым Лукой в 46 году от Рождества Христова и принесена им к антиохийским монахам-назореям, посвятившим себя христианскому подвижничеству. Образ оставался там почти 300 лет. Затем икону отправили в Иерусалим.

В 430 году супруга Императора Византии Евдокия отправилась с паломниками посетить Святую Землю и оттуда по благословению передала сестре мужа, которую именовали Благоверной Пульхерией. Она с особыми почестями при большом скоплении людей установила образ Божьей Матери в новом Влахернском храме Константинополя. Верующие устремились к чудесной иконе. Получали исцеление, успокоение, молясь и преклоняясь лику Царицы Небесной.

626 года реликвия в ответ на горячие мольбы явила миру великое чудо – спасла Константинополь от завоевания персами. За это верующие составили благодарственную песню, которую следовало слушать стоя. Такое действо назвали акафистом. Царьград был местом обитания святой иконы более 700 лет.

Обретение имени «Филермская»

Этот период был прерван крестоносцами, образ Приснодевы отправили в Иерусалим, где он попал во владение рыцарей римо-католиков из Акры. Спустя 88 лет Акру завоевали турки. Покидая город, рыцари вывезли икону на территорию острова Крит. А в 1309 году образ Божьей Матери переправили на Родос на целых 200 лет. В XIV веке для святого лика рыцарями был возведен храм, посвященный Заступнице. Местом для строения выбрали фундамент разрушенной старинной византийской базилики, что находится в Ялисе на горе Филермиос. Эту церковь можно увидеть сегодня, она хорошо сохранилась. Здесь молятся, обращаясь к одному из списков, сделанному с иконы Филермской Божией Матери, католики и православные (каждые на своей части храма).

Летом 1522 года флот с непобедимым войском султана Сулеймана I ступил на землю Родоса, началась осада крепости и столицы. После падения обороны был принят документ об условиях сдачи. Рыцари согласились уступить Порте с островами за позволение в течение 12 дней собрать, а затем вывезти с захваченной территории христианские святыни, собственное имущество. Турки же обязались не разрушать родосские монастыри, храмы.

В Италии

Желая оставаться независимыми, рыцари около 7 лет возили реликвии по всей Италии, были в Неаполе, Ницце, Риме, Мессине, на острове Кандия. Только к 1530 году мытарства закончились, Карл V (император Римской Империи) передал во владение рыцарскому ордену острова Комино, Гоцо, Мальту и др. территории. Пристанищем для святынь, а также для Филермской иконы Пресвятой Девы стал форт Святого Ангела. А позже – резиденция Мальтийского ордена, замок святого Михаила.

С чудесной помощью иконы Пресвятой Богородицы связывают победу рыцарей над турками при нападении в 1565 году. С 1568 по 1571 святые реликвии рыцарского ордена находились в церкви Святой Победной Богоматери. А после все бесценные артефакты с почестями перенесли к новой часовне Госпожи Филермской на земле собора святого Иоанна (г. Ла-Валетта).

При завоевании Мальты французами Наполеона (1798 году), несмотря на то что имущество ордена было разграблено, наибольшие христианские святыни спасли. Великий магистр Гомпеш увез десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста, чудотворный Филермский образ Богородицы.

Обретение и утрата гатчинских великих святынь

Император Павел I принял титул Великого магистра. Рыцари Мальтийского ордена прибыли в Гатчину под защиту России. 12 октября 1799 года состоялось перенесение великих святынь в столицу. Государь повелел изготовить для Филермской иконы 7-фунтовую золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. Затем святыни перевезли в Петербург (собор Спаса Нерукотворного). Страшный пожар произошел 1837 года, но реликвии не повредись.

Люди желали видеть святыни, молиться им, а придворный храм был для них закрыт. После обращения православных император принял решение каждый год переносить святые предметы в Гатчину для народного поклонения. Что и было исполнено с 1852 по 1919 год. Ежегодно 12 октября проводили крестный ход с мощами и иконой из дворца к церкви собора. Кроме того, придворные художники сделали копию оригинала иконы. После украшения драгоценной ризой список разместили в Павловском соборе.

1820-1817 годы – Александр I запретил Мальтийский орден, но члены ордена не оставляли попыток вернуть святыни. В 1915-м по обращению судьи судебной палаты о. Мальта Пулличино император Николай II распорядился сделать фотографии чудотворной Филермской иконы Божией Матери, а затем переправить Мальтийскому музею.

После событий 1917 года святая икона была отвезена в Гатчину, затем святыни изъяли и увезли в Эстонию. Позже список образа Богородицы тайно передали Мальтийскому ордену на Римскую землю, где с 1975 он выставлен в базилике города Ассизи. А подлинные реликвии вывезли изгнанной императрице Марии Федоровне в Данию. 13 октября 1928 г. святыни передали Русской Православной Церкви. После ряда событий Филермская икона оказалась (с 30 октября 1994 года) в историческом музее города Цетинье (Черногория). Попытки вернуть ее не дали результата.

Списки Филермской иконы Божьей Матери

К сожалению, гатчинские святыни для РПЦ утрачены. Но сохранились чудотворные списки чудесного Филермского образа Богородицы. Например, Павловский собор Гатчины хранит копию иконы Девы Марии, выполненную расстрелянным протоиреем Алексием (Благовещенским).

Молитвы к Филермской иконе Божией Матери

Днем празднования иконы Филермской Божьей Матери является 25 октября. В этот день молитва к святому образу обретает особую силу и значение. Приснодева помогает, укрепляет каждого, кто чист душой, искренен.

О чем можно молиться перед ликом Филермской Богородицы? Молящиеся просят об укреплении веры, духовных сил, благочестии, сохранении от расколов, ссор, ересей. Икона покровительствует иночествующим и праведным людям, защищает их от врагов веры и Бога.

Филермская икона Богоматери в Цетинье: о чем молятся и чем помогает

Среди всех Образов Богородицы своей фантастической, насыщенной событиями историей выделяется Филермская икона Божией Матери. Согласно существующей легенде, она была написана апостолом Лукой ещё при земной жизни Божьей Матери. Долгое время уникальная икона числилась среди наиболее чтимых святынь рыцарей Мальтийского ордена.

Позднее, более 100 лет этот святой Образ хранился в России, в царском доме Романовых. Сейчас Филермская икона Богородицы находится в небольшом городке Черногории: Цетине (Cetinje). Давайте побольше узнаем об иконе, объездившей весь мир.

Начало долгого пути иконы Богоматери

Свою историю икона ведёт ещё с начала 1 тысячелетия, когда была написана апостолом Лукой и получила благословение от самой Богородицы. Чуть позже сам Лука отвёз Образ в далёкий Египет, потом он попал в Иерусалим.

После этого императрица Византии Евдокия, известная своей благотворительной деятельностью, повелела переправить икону в Константинополь, в находящийся вблизи императорского дворца Влахернский православный храм.

Это произошло как нельзя вовремя. Ведь именно заступничество иконы Божией Матери, как гласят предания, сберегло от осквернения и уничтожения церковь во время нападения на город персов. По некоторым данным это событие стало поводом к сочинению первого акафиста — хвалебной песни, которую верующие должны были слушать обязательно стоя. Сидеть во время акафиста категорически запрещается.

У рыцарей-крестоносцев

В 1204 году Филермская икона была вывезена крестоносцами в другую страну — Палестину, где хранилась среди ценностей рыцарей-монахов Ордена иоаннитов. 18 лет госпитальеры пребывали на Кипре, после им удалось отвоевать у мусульман остров Родос. И, взяв свои реликвии, они обосновались там.

На пике горы Филеримос, на месте разрушенной древней церкви они построили храм во имя Божией Матери. Родосская гора, кстати, носит имя монаха, жившего здесь когда-то. А построенный рыцарями храм стоит и до сих пор. Рядом расположен монастырь, и там, насколько я знаю, и сейчас проходят Богослужения. А во дворе, путаясь под ногами у туристов, гуляют павлины.

В храме сейчас находится список Филермской иконы. И ещё одна интересная подробность. Само помещение церкви поделено на 2 части: в одной проходят Службы для православных верующих, а в другой — для приверженцев католической веры.

Но вернёмся к рыцарям… Более 200 лет проживали они на острове Родос. И вот настало неспокойное время. На их земли напал Сулейман Великолепный. После 6 месяцев яростного сопротивления члены ордена были вынуждены отступить.

Спустя несколько лет, император Карл 5 предложил монахам ордена остров Мальту в качестве нового места жительства. Конечно, предложение было принято, и рыцари Мальтийского ордена вместе с почитаемой ими Филермской иконой и другими древними реликвиями обосновались на новом месте.

Сразу же в столице живописного острова был построен собор во имя Иоанна Крестителя. Он и сейчас действует. Это огромный, изумительно красивый храм.

Его действительно неповторимой особенностью является его… пол. Пол нефа, оратория и даже часовни здесь покрыт мраморными плитами, под которыми захоронены многие члены Мальтийского ордена. На каждой такой плите изображён или герб рыцаря, или на латинском языке рассказывается о его подвигах, о его жизни.

Ходить по этому полу на острых каблуках, типа шпилек, не разрешается. Обычные тапочки можно купить у входа (и совсем недорого). Это я так, к слову. Может, когда-нибудь случится побывать и там (тапочки не забудьте!)

Специально для иконы Богоматери был построен богато украшенный серебром придел, куда торжественно и поместили Филермскую икону

Филермская икона и Россия

Торжественное прибытие

В конце 18 века Наполеон со своими войсками захватил остров, и мальтийские рыцари приняли решение встать под надёжную защиту России. Для этого они выбрали нашего императора Павла 1 Великим магистром — главой Ордена.

Сентябрь 1799 года в России был ознаменован сразу двумя торжествами. Одно было значимо для царской семьи, другое же имело огромную ценность и значение для всей страны. Если говорить об этом подробнее, то первым было бракосочетание дочери Павла 1 и принца Мекленбурга. Второе — в Россию были перевезены бесценные реликвии, ранее хранившиеся у рыцарей Мальты. Это были: крестившая Иисуса Христа рука Иоанна Предтечи, кусочек Голгофского креста и написанная святым Лукой Филермская икона Пресвятой Богородицы.

Сразу же святыни привезли в придворную церковь Гатчины. В те годы в этом городе находилась загородный дом Павла 1, который он очень любил и часто посещал. Для священных во всём православном мире десницы Иоанна и фрагмента Голгофского креста были специально изготовлены золотые ковчежцы в форме двух ларцов, богато украшенных разнообразными драгоценными камнями. Филермскую икону стал обрамлять новый золотой оклад.

Кроме того, своим высочайшим повелением Павел 1 в честь этого торжества учредил новый церковный праздник, который был внесён в соответствующую церковную книгу и отмечался 12 октября по старому стилю.

Этой же осенью священные для всех верующих реликвии вместе с царём и его свитой переехали в Петербургский Зимний дворец.

Древний Образ Богородицы стал очень почитаем как в Санкт-Петербурге, так и во всей России. Обратившиеся к ней с молитвою получали исцеление, помощь и утешение.

Когда к власти в России пришёл новый император Николай 1, он, в память о своём отце, повелел построить в городке Гатчина собор, посвящённый апостолу Павлу. Спустя некоторое время, жители Гатчины обратились к императору с просьбой: они просили вернуть в новый собор когда-то вывезенные из города святыни. Выслушав их, Николай согласился привозить святыни в Гатчину ежегодно, на несколько дней, чтобы дать возможность приложиться к ним не только петербуржцам, но и всем желающим.

С тех пор в Гатчине появилась новая традиция — 11 октября Филермскую икону, крестившую Иисуса десницу и фрагмент креста, на котором распяли Иисуса Христа, привозили из Санкт-Петербурга в Гатчину, в собор святого Павла для поклонения. Их ставили посередине храма, и все желающие могли помолиться и поклониться святыням.

В храме проводилось Всенощное бдение, литургия, а после Крестного хода реликвии оставались в храме на 10 дней. В день почитания Казанской иконы Божьей Матери — 22 октября — реликвии, опять же, после торжественного Крестного хода, на который приходили, практически, все жители этого города, увозили в Зимний дворец.

60 лет эта традиция оставалась незыблемой для гатчинцев. Также по указу Николая 1 художником Бовиным была написана копия Филермского Образа Богородицы. Список в позолоченном окладе торжественно разместили на почётном месте в Гатчинском соборе — на аналое у царских врат.

История похищения

Начало 20 века. Неспокойное время началось в России: революция, гражданская война. Не говоря уже о человеческих жертвах, многие ценнейшие святыни были утрачены, утеряны или вывезены из страны.

Так и долгий путь Филермской иконы ещё совсем не окончен. Зимний Дворец в ходе революционных событий в нашей стране был разграблен. Многие из тех ценностей, что хранились там, исчезли неизвестно куда. Но мальтийские ценности сохранились. Каким-то чудесным образом они нашлись в соборе московского Кремля. Оттуда их и вывезли в Гатчину, где поместили в собор святого Павла.

Несколько лет прошли относительно спокойно. И вот в 1923 году от итальянских властей в нашу страну поступил запрос о возвращении им святынь Мальтийского ордена. Началось расследование, были опрошены все, кто хоть как-то мог иметь отношение к этой истории.

Оказалось, что говорить уже вообще не о чем. На поверхность всплыли совсем неутешительные подробности: ни в Питере, ни даже в Гатчине иконы уже не было несколько лет.

И вот, что выяснилось. Когда в Гатчину из Зимнего дворца были доставлены 3 святыни: Филермская икона в позолоченной ризе и два старинных ларца с десницей святого Иоанна и кусочком Креста Господня, как и положено, было проведено Богослужение. Реликвии какое-то время оставались в соборе, и прихожане обращались к ним с молитвами.

В это время в городе сменилась власть: в Гатчине стали править «белые». Наступил октябрь, 13 число, и, по давней традиции, под руководством гатчинского священнослужителя в присутствии большого числа людей, был проведён Крестный ход.

После этого в храм пришли люди в военной форме, сложили святыни в надлежащие футляры и куда-то унесли, естественно, ни у кого не спрашивая разрешения и особо никому ничего не объясняя. Что же касается списка с Филермской иконы, сделанного ещё при Николае 1, то сам он так и остался в храме, а вот его золотая риза оказалась утраченной.

После долгих переговоров именно этот список, выдаваемый за оригинал Филермской иконы, был передан итальянским властям.

Скитания древнего Образа

Как потом выяснилось, все 3 святыни были переправлены в Таллин, а оттуда — в Копенгаген, где некоторое время пребывали у супруги Александра 3, Марии Фёдоровны. После смерти императрицы реликвии передали в Синод православной церкви за границей (он в то время располагался в Югославии).

Когда фашистская Германия напала на Югославию, король Пётр 3, собрав бесценные святыни, укрылся от нацистов в Черногории. Оттуда он перебрался в Иерусалим. Но ценности: Филермскую икону, крестившую Иисуса десницу Иоанна и фрагмент Животворящего креста — спрятали в одной из келий монастыря святого Василия Острожского или, как называлась и называется обитель по-другому, Острог.

Святыни находились там более десяти лет. И только в 1951 году их обнаружили власти Югославии, производя конфискацию церковного ценного имущества. Конечно, и эти святыни были тут же изъяты и, в скором времени, стали экспонатами музея в Подгорице.

Через несколько лет их перевезли в древнюю столицу Черногории — Цетинье. Просто удивительно, свидетельницей каких жизненных перипетий пришлось стать иконе, в скольких странах побывать за многие годы существования.

Где и как можно увидеть святую икону

Сейчас чудотворный Образ находится в черногорском городе Цетинье. Филермская икона Богоматери украшает собой Народный музей.

Специально для неё отведён отдельный зал, стены в котором окрашены в насыщенный синий цвет.

Адрес национального музея Черногории в Цетине: Novice Cerovića, Cetinje. Координаты: 42.38923, 18.92292.

Ниже приведен список всех музеев города Цетине и прайс-лист со стоимостью входа в каждый из них. Да, да. За то, чтобы увидеть чудотворную Филермскую икону Божией Матери, сегодня придется заплатить. Без билета войти внутрь не получится. Цена для осмотра народного музея искусств в 2020 году составляла 4Е для взрослого и 2Е за ребенка.

Если планируете посетить несколько городских цетинских достопримечательностей, то выгоднее будет купить абонемент стоимостью 12Е (для детей — 6Е). В этом случае вход во все музеи Цетине будет бесплатным.

График работы музея: ежедневно, с 9 до 17 часов. В среду не приходите, там выходной день. Но несмотря на то, что я приехала в Цетинье в пятницу, Филермскую икону увидеть мне не удалось. Оказалось, что в музее идут ремонтные работы, которые растянутся где-то на 2 месяца. Так жаль… Такой долгий путь. Но, видимо, есть шанс оказаться в этом месте еще раз.

Тот список, который когда-то после революции в России был выдан за оригинал и отдан в Италию, почти полвека находился в Риме. Сейчас он украшает базилику пресвятой Марии Ангельской одного из многочисленных городов Италии.

Но самым известным сейчас является изображение иконы на большом Мальтийском кресте. Так выглядит медальон де ла Валетта, являвшегося Великим Магистром Ордена в 16 веке. В настоящий момент он хранится в коллекции Оружейной палаты в Москве.

В России, в 2006 году выпущена книга, в которой рассказывается о Филермской иконе и других, чтимых ещё с древних времён, святынях. Также в некоторых соборах и храмах, есть списки чудотворной иконы.

В частности, в Гатчинском соборе, хранится список когда-то находившегося там оригинала. Верующие молятся перед ним о восстановлении здоровья для себя и своих близких, о достатке и мире в родном доме. И Богородица помогает. Она помогает всем, кто обращается к ней за помощью.

Моя поездка в горный черногорский городок Цетине состоялась 7 февраля 2020 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Черногории, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, какие еще интересные факты об иконах Божьей Матери вам известны, какие из них кажутся самыми чудесными и необычными.

Иконы Богородицы .О чём молятся тому или иному образу.

Принято считать ,что неважно перед какой иконой и о чем мы молимся,при молитве мы обращаемся не к картинке,а к первообразу,а смотрим на икону чтобы легче представить того к кому обращена молитва.

Не смотря на то что Богородичных икон существует множество Богоматерь одна ,просто прославлена она разными образами в разных уголках земли,тот или иной образ где то более или менее известен и почитаем.Но выбирая икону для домашнего очага перед нами стоит не простая задача – какой же образ выбрать ? Ведь рукописная икона вещь не дешовая и приобретается на всю жизнь и не только для своей семьи,но и для будущих поколений. Я решила не много облегчить эту задачу и рассказать в этой публикации о наиболее распространенных в России образах ,к какому образу наиболее часто обращаются в тех или иных обстоятельствах жизни.Итак начнём.

+++ БОГОРОДИЦА ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

Само название иконы “Всех скорбящих Радость ” говорит нам само за себя. Ей молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, страдающие припадками, раслабление рук, болезнию горла, туберкулезом и другими болезнями .Молятся этому образу Богородицы в любых своих бедах и горестях и по вере она щедро как и на иконе помогает молящимся ей.Слова молитвы иконе говорят сами за себя : Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Ей молятся при болях, болезнях и увечьях рук, ног, душевном беспокойстве.О защите дома от врагов ,семейном благополучии,исцелении заболеваний и о многом другом.Хорошо такую икону иметь в доме тем кто занимается ручным трудом,ремесленными профессиями.
Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

+++ ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ ЗНАМЕНИЕ

Прославилась огромным количеством чудес. “Знамение” – одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон. Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни. Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей при междуусобных конфликтах и войнах, от краж и воров, о прекращении бедствий. Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь. Перед этой иконой молятся для защиты от недругов, во время эпидемий, для прозрения духовного и телесного.

Это образ заступницы всего народа. К ней обращаются в семейных нуждах, молятся за детей, ею благословляют на брак. Часто с этой иконой составляется венчальная пара (иконы для венчания ) или же пара со Спасителем для домашнего иконостаса.Её просят помощи в исцелении и заступления в тяжелые времена.Даже праздник 4 ноября день народного единства установлен в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Одним из первых чудес от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться перед этой иконой в глазных болезнях и о прозрении слепых очей душевных и телесных. Перед иконой Богородицы “Казанская” иконой также является заступницей в тяжелые времена, от войн, ей благословляют вступающих в брак. Часто её иобраз ставят над кроваткой младенца.Ей молятся при болезнях глаз и о прозрении.
Казанская икона именуется в народе иконой смутного времени. Это Икона-спасительница!

+++ БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ .УМИЛЕНИЕ ДИВЕЕВСКАЯ

Эта икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Ей молятся об исцелении болящих от тяжелых болезней и от душевных тягостей, а также поможет преодолеть переходный возраст;

У неё просят помощи в зачатии дитя, а также о успешных и легких родах.Считается что икона Умиление ” умиляет ” злые сердца, избавляет от безнравственных мыслей и придание гармонии. Девушкам образ поможет найти достойного человека и принести счастье в жизнь.

+++ ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Все мы знаем праздник Покрова и молясь перед таким её образом конечно молим её о Покрове над нами,нашей семьёй.

Молимся о милости и заступничестве Божией Матери, о ниспослании любви, терпения, благодушия и исполнении желаний. Женщины, почитая день Покрова Пресвятой Богородицы, обращают к ней свои молитвы и просьбы — сохранить жизнь и здоровье близких, защитить мужей и детей от врагов видимых и невидимых. Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение. Военные почитают этот праздник, считая, что именно заступничество Божьей Матери помогает выигрывать самые большие сражения.
Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство.

Ей молятся об исцелении детей, сохранении и здравии младенцев, при параличе. Помогает обрести и счастье материнства. Молятся о здравии душевном и телесном, просят защиты от врагов (от войн).Также молятся при болезнях глаз и о прозрении; при эпилепсии.Очень почитаемая и скорая на помощь икона .Мне Тихвинская помогает в любых семейных обстояниях,небольшую печатную иконку я всегда беру с собой в поездки,а на шее ношу медальончик с ней .Так я чуствую ее помощь и заступничество

+++ БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ

Этот не часто встречающийся в церквях образ очень почитаем в народе и особенно он близок женщинам.Помогает он в нашествии печали,уныния ,людям в состоянии одиночества.По молитвам Богоматерь помогает выйти из этих состояний,обрести мир душевный ,духовные силы в преодолении испытаний .Перед этой иконой молятся о сохранении чистой и праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Девушки молятся о сохранении чистоты и и целомудрия.Поэтому этот образ хорошо дарить дочерям,внучкам,в благословение на супружескую жизнь.

Одна из первых ,древнейших и почитаемых икон на Руси.Образ любим и часто используется для венчальной пары или домашнего иконостаса в паре со Спасителем.

Эта икона – заступница и защитница во многих житейских нуждах, хранительница дома.
Молятся во время бедствия и нашествия врагов (от войн), о смягчении злых сердец (об умирении враждующих), о спасении и сохранении России, об охранении от ересей и расколов, а также об исцелении от телесных и душевных болезней.

Тип иконы умиление и для женщин он распологает к молитве о детях.

+++ ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Игоревская является оплечным вариантом иконы Владимирской,а название свое получила благодаря страстотерпцу князю Игорю который перед кончиной молился её образу.Поэтому напишу коротко ,что она помогает тем кто в отчаянии,скорби,унынии .Верующие моляться её о терпении,придании сил переносить стойко все испытания.Во время гонений.К этой иконе особенно обращаются люди, подвергающиеся скорбям и гонениям.

Любимая и почитаемая в народе икона.Эту икону очень почитала царская семья и она покровительствовала им.

До сих пор она является покровительницей семей по молитвам помогает женщинам удачно выйти замуж, бездетным семьям обзавестись потомством, роженицам разрешиться от бремени при трудных родах. Помогает наладить отношения между супругами, исцеляет болезни, особенно женские.
Эта икона почитается как покровительница невест, устроительница семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах.Очень хорошо иметь дома такую икону Богородицы,дарить ее в благословение новобрачным.

+++ СЕМИСТРЕЛЬНАЯ ИЛИ УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ

Этой иконе молятся о примирении враждующих,при разладах ,конфликтах ,о улучшении отношений между детьми и родителями,почитают её как “хранительницу домашнего очага”-считается что с ней в доме настает “мир”,достигается душевное равновесие.Множество болящих исцелилось по молитвам через эту икону.В Москве есть мироточивая чудотворная икона “Семистрельной” Богородицы которая находится в свободном доступе и от которой по сей день происходят исцеления и чудотворения.

Эта икона пришла к нам из католичества,но обрела широкое почитание в России.Богородица изображена на ней с непокрытой головой,что редкость для православных икон,оплакивающая своего Сына распятого на кресте.

Икона почитается как чудотворная, после постановления Синода (1751 год) списки с Ахтырской иконы стали распространёнными .Ей молятся от несчастных случаев.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Ахтырская» молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о покровительстве сиротам, в бедности и сиротстве.

Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы Богородицы, привлекли к ней множество паломников.

В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворную икону Богородицы в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.

Икону Божией Матери «Избавительница» вёз собой в поезде император Александр III, возвращаясь в столицу со своей семьёй после отдыха на юге. Как известно, царский поезд попал в катастрофу, но сам император и его домочадцы чудом остались живыми и невредимыми. Своё чудесное спасение члены царской семьи связали с покровительством и заступничеством Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Богородицы ” Избавительница ” молятся об исцелении от душевных и телесных немощей,во время бедствия,о ниспослании разрешения в трудных обстоятельствах жизни ,от недуга беснования,нашествия саранчи.

Наиболее почитаемая икона на Святой земле. Иерусалимская икона Божьей Матери – образ Богородицы, перед которым молятся в случаях, когда происходят события, повергающие нас в уныние, скорбь. Икона считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича. Перед Иерусалимским образом просят о защите от стихийных бедствий, особенно от пожаров, от нападения врагов на государство, в частности, молитва перед ней защитит от попыток нападения на Ваш дом, собственность.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина. Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом. Если в трудной ситуации вы не знаете, как поступить, обратитесь с молитвой к этой иконе. Также «Смоленской» Богоматери молятся о сохранении Отечества, от войн, благополучии в пути путешествующих.

Наверное всем известно,что этой иконе молятся о избавлении от пожаров,бедствий.Раньше,да и сейчас в небольших поселениях с этой иконой проходят крестные ходы вокруг горящего места,там где пожар не может утихнуть и он прекращает свой путь .Например мне известен случай на малой родине где в почве большое содержание торфа и в жаркую погоду там бушуют страшные пожары ,жуть берет когда огонь со страшной скоростью идет на дома.И вот как раз при таком случае Крестный ход остановил огонь.Также ей молятся от поражения молнией,лютых бед,исцелении недугов.Искренняя молитва ей защитит не только от пожаров ,но и от непрошеных гостей .Также считается,что сила иконы способна вразумить молящегося ,уберечь от дурных поступков,греховных мыслей ,от земных соблазнов и страстей,выжечь их своим святым пламенем .Она оберегает тех кто находится на линии огня или в опасных ситуациях и обстояниях.

В оригинале Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Она считается образом, от которого мы, по молитве нашей к Пречистой Деве, получаем защиту от самых разных негативных событий – от стихийных бедствий (пожаров, наводнений), от вторжения в дом воров и недоброжелателей и других бед. Нерушимой стеной охраняет нас вечное заступничество Богородицы. И в наше время широко известны случаи исцеления от неизлечимых болезней, другие чудесные события. Ей молятся о сохранении города,жилища.

+++ БОГОРОДИЦА ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ

Ей молятся при головной и зубной боли, об избавлении от наркомании, алкоголизма и запоя, о вразумлении заблудших.
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование “Взыскание погибших”, как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

Известно что перед началом войны старица Матрона Московская велела заказать образ Богородицы “Взыскание погибших” и говорила,что скоро этот образ пригодится народу.Вскоре после его написания началась Великая Отечественная война .
О происхождении образа “Взыскание погибших” достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: “Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас” (тропарь, гл. 4).

Богородичных икон множество.Я не упоминала о таких распостраненных как “Помощница в родах ” ,”Млекопитательница “,” Скоропослушница ” и т.д . Их названия говорят сами за себя.Также не упомянула множество и множество других икон – их просто не перечесть.Цель статьи сориентировать вас ,читателей в основных иконах Божией Матери ,которая по молитвам к ней посылает нам свою материнскую благодатную помощь и заступничество.В коментариях вы можете поделиться своим опытом -может кто то из вас в особых обстояниях жизни обращается к той или иной иконе и получает просимую помощь.

***Икону которой нет у меня в магазине можно всегда выполнить на заказ.

***Если вам интересна эта и другие мои статьи,мои работы и новости добавляйтесь в мой круг .Буду рада новым друзьям,а вы оперативно будете узнавать о новинках и новых публикациях !

*** В публикации использованы фото иконописца Тамары Беловой.

Читайте также:  Икона порт артурская о чем молятся
Добавить комментарий