Каким иконам молиться в дивеево

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции – «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца – Спасителя – на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных – на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения – приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа, которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Дивеевские иконы

Недалеко от старинного города Арзамаса в Нижегородской области основано одно из самых известных святых мест на Земле — Дивеевский монастырь в селе Дивеево.

В нём свершалась история и житие великого молитвенника старца Серафима Саровского покровителя всей земли русской. Он покровитель Дивеевского монастыря, где и по сей день совершаются чудеса. О нём сама Богородица сказала: «Сей есть рода нашего».

Значение икон

Дивеевский монастырь был основан состоятельной вдовой помещицей

Агафией Семёновной Мельгуновой — будущей преподобной Александрой Дивеевской, икона которой и мощи хранятся в обителях монастыря. На её средства был построен храм Казанской Богородицы в Дивеевской обители. Указывала ей путь Богородица, являясь во снах и наставляя её в действиях.

Смерть своей маленькой дочери она приняла как прямое указание на монашеский путь и окончательно принимает решение уйти на служение в монастырь. Преподобная Александра творила тайную милостыню и помощь, бралась за самую тяжёлую и неблагодарную работу. До конца своих дней заботилась о сёстрах – монашках, оставив им значительное наследство.

Неподалёку от могилки святой забил целебный источник преподобной Александры. Рассказывают, что на её могилке сами зажигались свечи, исходило благоухание.

Перед иконой Александры Дивеевской просят о помощи в домашних делах, строительстве, в поиске благодетелей, предпринимательской деятельности.

Множество церквей позволило развить в городе Арзамасе ремесленные дела. Чеканка, золотошвейные мастерские, кожевенное и скорняжное дело, а также иконопись. Иконы Дивеево часто представлялись для почитания в местных церквях Арзамаса. Главная дивеевская святыня — икона Богородицы «Умиление».

В чём помогает икона Богородицы «Умиление»

Преподобный Серафим Саровский называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость ». По преданию икону он нашёл в лесу, где творил свой молитвенный подвиг. Дева Мария на иконе изображена без младенца Иисуса, что свидетельствует о Благовещении. Руки Матери Божией сложены крестом, опущенная голова, говорит о полном глубочайшем смирении и принятии воли Господа. В этих полутонах показана Благодать Девы Марии и милость Бога. Над головой Богородицы написаны слова из акафиста: «Радуйся, Невеста Неневестная!».

Образ Богородицы «Умиление» помогает в избавлении от болезней не только телесных, но и душевных. Также Матерь Божья будет скорой Помощницей, если:

  • дети испытывают проблемы переходного возраста;
  • предстоят роды или хотите зачать ребёнка;
  • испытываете частые приступы уныния, злости, гнева;
  • хотите обрести внутреннюю гармонию;
  • не можете обрести надежду, наполнится радостью;
  • хотите исправить характер.

Рекомендуем прочитать:

Немного истории

Также к престольным иконам Дивеевского монастыря относятся:

  • икона преподобного Серафима Саровского;
  • икона Казанской Божьей Матери;
  • икона Богородицы «Утоли моя печали»;
  • икона «Иверской Божьей Матери»;
  • икона Богородицы «Достойно есть».

К этим чудотворным святыням, иконам Дивеево, ежедневно приезжают паломники из всех уголков Земли, чтобы помолиться, приобщиться к Божьей Благодати, получить исцеления, подать просьбы ближних к престолу дивееских икон.

К иконе «Утоли моя печали» приносят записочки с различными просьбами о помощи в жизни. Свидетельств об исполнении прошений и чудесах огромное количество.

История, рассказанная одним паломником, свидетельствовала об удивительном случае. Находясь возле этой иконы, он так долго смотрел на образ Богородицы с дерзновением, что Она зажмурилась. Паломник упал на колени, прося о прощении, и Богородица опять открыла глаза.

Жители одной из деревень пожаловались, что нет покоя от местного дебошира. Узнав, что, он некрещённый ему предложили покреститься. Во время таинства Крещения началось мироточение стен. Когда он это увидел, то заплакал. И его непутёвая жизнь преобразилась в одно мгновение.

Молитва Божией Матери пред иконой Её Умиление

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Святая канавка Богородицы в Дивеево

Что такая Святая канавка

Святая канавка Пресвятой Богородицы — самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка — не такая уж маленькая, это — достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Читайте также:  Икона молченская о чем молятся

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой «Умиление». Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

  • в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
  • в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
  • на погребение Матери Божией 16/30 августа;
  • в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
  • 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь — это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

«Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Святая Канавка — ограда до небес

Обыкновенные чудеса Дивеевского монастыря

В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Читайте также:  Какую молитву надо читать перед вышивкой иконы

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту. А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер­гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

*Святая Канавка – одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

Чудотворные иконы в Дивеево: описание, интересные факты, история

Люди, хоть немного наслышанные о Серафимо-Дивеевском женском монастыре и его святынях, думают, что чудотворных икон здесь тоже много. На самом деле в монастырских храмах находятся все те же образа, что и по всей России. И хотя многие из привычных нам икон, признанных в России чудотворными, помогают прибегающим к ним и в Дивеево, собственно Дивеевских икон с особой историей мало.

Икона «Умиление» в Дивеево

Икона Божией Матери «Умиление» является фрагментом иконы Благовещения. Этот трогательный образ представляет перед нами Богородицу в момент принятия Ею благой вести Архангела Гавриила. Ее смирение проникает в саму душу молящегося. Неудивительно, что батюшка Серафим особо почитал икону «Умиление» и молился перед ней ночами. А приходящих к нему за советом старец часто помазывал маслом из лампады, горящей перед любимым его образом, и люди получали исцеление.

После удивительной коленопреклоненной кончины преподобного Серафима Саровского перед образом «Умиление» икону передали Дивеевскому монастырю, где она и пребывала в Троицком соборе до самой революции.

Сейчас в Троицком соборе находится точная копия чудотворного образа. Эту икону писали с батюшкиной в начале XX веке, и она тоже является чудотворной. Каждое воскресенье перед ней служится особый молебен Божией Матери – Параклис

«Казанская» икона

Чудотворная икона Божией Матери «Казанская» тоже имеет свою интересную историю.

В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Богородицы «Казанский». Над родником стояла часовня, в которой какое-то время служили молебны даже после разгона Серафима-Дивеевского монастыря. В 1939 году часовню сломали. Но Господь явил чудо – из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего письма.

В советское время ее хранила схимонахиня Доминика. Она же стала свидетельницей многих чудес, бывших от иконы. А когда Серафимо-Дивеевский монастырь вновь открылся, схимонахиня Доминика передала Казанскую икону в дар обители, где она пребывает и по ныне в Троицком соборе.

Иконы из кельи Батюшки Серафима Саровского

Три старинные иконы, оказавшиеся после смерти преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители, находятся в храме Рождества Богородицы. В этой подземной церкви покоятся мощи преподобных Дивеевских жен, первоначальницы обители и матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

После поклонения мощам, желающие могут приложится и к иконам из кельи Батюшки Серафима. Они находятся на левой стене перед выходом, три в ряд в старинных окладах. Образ Спасителя, Матери Божией и Иоанна Крестителя. Доступ в храм открыт с 8.00 до 17.00 ежедневно.

Иконография Преподобного Серафима Саровского

Но раз уж речь у нас зашла об иконах, нам видится необходимым рассказать о существующих ныне иконах Серафима Саровского.

Столетие канонизации преподобного Серафима Саровскогого в России ждали, и готовились к торжествам не только в Дивеево и Сарове. На нижегородской земле и даже в Москве в июне-декабре 2003 года прошло множество мероприятий, конференций и выставок, посвященных истории Дивеевской и Саровской обителей, Духовному подвигу самого батюшки Серафима и историческому наследию, дошедшему до наших дней. Одним из таких событий были выставки в Нижнем Новгороде в музее Н.А. Добролюбова и в Москве в Центральном музее древнерусской культуры им. А. Рублева.

Так что же включает в себя иконография преподобного Серафима Саровского?

Существует несколько типов икон с изображением одного из самых любимых русских святых.

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в рост, облачен в мантию, епитрахиль и поручи, голова открыта, окружена нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой – кожаные четки-лествицы. Иногда на полях иконы пишут житийные сцены. Именно такой образ пожертвовал покойный Нижегородский митрополит Николай в открытую в 1989 году Казанскую деревянную церковь в селе Дивеево. Икона эта находится в Троицком соборе в левом пределе. Одна изпочитаемых святыней, так как в ней находится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип икон более редок. На нем Серафим Саровский также изображен в рост, но на голове камилавка с крестом, и правой рукой он благословляет. Два таких образа так же находятся в Дивеевской обители в Троицком и Преображенском соборах.
  3. Третья разновидность икон представляет по поясное изображение святого в мантии, епитрахили и поручах.
Читайте также:  Нечаянная радость икона о чем молятся акафист

Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.

В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.

«Хочу теперь я показать вам, – сказала Елена Ивановна, – всю свою святыню, которая пока еще у меня хранится. Ведь вы знаете, чем был для моего покойного мужа о. Серафим. Батюшка очень его любил. Долго мой муж упрашивал о. Серафима позволить снять с него портрет, и только после неоднократных и долговременных настояний Батюшка согласился. Вот этот–то его первый портрет я и хочу показать вам – он необыкновенный: иногда он сурово смотрит, а иногда улыбается, да так приветливо… Вот сами увидите!

В моленной Елены Ивановны, над небольшим столиком, на стене я увидел этот портрет.

– Смотрите, смотрите, улыбается!

– Да еще как улыбается!

Лицо, прямо обращенное ко входящему, улыбалось такою улыбкою, что сердце светлело, глядя на эту улыбку – столько в ней благости, привета, теплоты, неземной, доброты чисто ангельской. И улыбка эта не была улыбкою застывшего портрета: я видел, что лицо все более и более оживлялось, будто расцветало»… («Великое в малом», СПб, 1903 г.)

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.

Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.

В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.

Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.

До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь


Икона Божией Матери «Умиление»
Серафимо-Дивеевская

Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.

Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.

С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (. ) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (. ) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.

В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа – на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.

С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (. ) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (. ) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.

В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа – на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.

Добавить комментарий