Каким иконам молятся католики

Каким иконам молятся католики

Владимирская икона Божьей Матери (слева) и икона “Остробрамская” (справа)

Православная и католическая икона отличаются между собой так же, как отличается иконопись от живописи. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различны и складывались они не одно столетие. В результате православную и католическую икону сразу можно отличить друг от друга, если даже знаешь об иконах очень мало.

Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу. Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии. Равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы. Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии.

Или икона «Гефсиманское моление» – тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие. Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений.

Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства. Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер. Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона, в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая : от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

В ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает “Мария Матерь Божия”. Обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.

Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых . Канон ограничивает субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника приветствуется и определяет изображение.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

Архангел Гавриил. Икона школы Симона Ушакова

В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий скорее на школу, чем конкретного на иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы Феофана Грека , или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.

В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции обратной перспективы православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели.

Дионисий. Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» . Ферапонтов монастырь 1502

Католические иконы — в чем состоит отличие от православных

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее. К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский.

Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Католическая иконография Богородицы

Католическая иконография Богородицы — совокупность типов изображения Богородицы в западноевропейском искусстве и система их изучения.

Список католических икон Богоматери:

  • Аннунциата — изображение Мадонны в сцене Благовещения, но без архангела Гавриила.
  • Ассунта — изображение Мадонны, после смерти возносящейся на небеса праздник Успения Богородицы (15 августа)
  • Иммакулата — изображение Непорочного зачатия Девы Марии, в котором Мадонна изображается парящей в небесах на полумесяце.
  • Коронование Богоматери — коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса.
  • Мадонна во славе
  • Мизерикордия — изображение Мадонны Милосердия, защищающей людей своим покровом.
  • Маэста — торжественное изображение Мадонны на троне в окружении святых.
  • Мария, носящая во чреве или Богоматерь-роженица — изображение беременной Марии.
  • Мистическое обручение святой Екатерины — изображение Мадонны на троне с младенцем Иисусом на коленях и св. Екатериной Александрийской, обручающейся с Иисусом кольцом.
  • Непорочное Сердце — изображение Мадонны со сверкающим сердцем в груди, в обрамлении венка из роз.
  • Пьета — Мария, оплакивающая снятого с креста Иисуса.
  • Святая Родня — изображение Богородицы с Иисусом вместе со святой Анной и святым Иоанном Крестителем.
  • Святое Семейство — изображение Марии с Иосифом и младенцем Иисусом.
  • Святое Собеседование — изображение Мадонны на троне в окружении беседующих святых.
  • Anna selbdritt или Святая Анна, Мария и Младенец Иисус — изображение Мадонны вместе с её матерью Святой Анной и младенцем Иисусом.
  • Hortus conclusus — изображение Мадонны в райском саду (в православной традиции аналогичное изображение именуется Вертоград заключенный).
  • Mater dolorosa — изображение Страдающей Марии с мечом в сердце, смотрящей на распятого Христа.
  • Mulier amicta sole — изображение Девы Марии окружённой солнцем, в звёздной короне и с луной под ногами. Образ взят из 12-й главы Откровения Иоанна Богослова.

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом.

Читайте также:  На успение какой иконе молиться

Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует.

Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Самые известные католические иконы в Беларуси

Самая знаменитая ныне католическая чудотворная икона, прибывшая в Беларусь 5 веков назад – это образ Будславской Божьей Матери в маленькой дер.Будслав возле Нарочи, которая собирает к себе в Национальный санктуарий ежегодно в первое воскресенье июля десятки тысяч паломников как из РБ, так и из Польши, Литвы, Латвии, Украины, России..

Не менее знаменита икона Матери Божьей Трокельской в дер. Трокели (с конца 16в.) недалеко от г. Лида в Гродненской области, которая является прекрасной копией знаменитой римской иконы Санта Мария Моджоре (“Снежной”)

Также на исторически прокатолической Гродненщине с сер. 17 века очень популярна чудотворная икона Матери Божьей Шкаплерной в маленькой дер. Гудогай ( не путать с одноименными поселком и ж/д станцией). Которая представляет собой копию известной иконы Матери Божьей Владимирской “Умиление”:

В самом Гродно, в кафедральном соборе уже более трех веков почитается чудотворная икона Матери Божьей Конгрегатской (или у молодежи – еще и “Студенческой”), которая также является копией итальянской Санта Мария Моджре:

Еще одна чудесная икона Зап. Беларуси находится в брестком костеле-санктуарии Возвышения Святого Креста: образ Матери Божьей Брестской “Спасительницы”:

Уже три века чудотоворной иконой католиков полесского юга Беларуси является образ Матери Божьей Логишинской — “Королевы Полесья” в костеле в местечке Логишин возле Пинска:

У католиков северной беларуской Витебщины тоже есть своя святыня – в “столице Поозерья” Браславе находится чудотворная икона Матери Божьей Браславской “Королевы Озер” (16 в.):

В древней первой столице ВКЛ – Новогрудке – к сожалению не сохранился первоначальный древний образ Богородицы, но уже более двух веков в фарном костеле хранится другая чудотворная икона Матери Божьей Новогрудской:

В костеле небольшой д. Боруны на стыке Минской и Гродненоской обл. с 16 века находится чудотоворная икона Матери Божьей Борунской:

Четыре века беларусы Восточного Полесья, католики, а затем и православные, которым была передана икона после закрытия католического монастыря в Юровичах царскими властями, молились перед Матерью Божьей Юровичской-Милосердной, написанной греко-католиками Зап. Украины. Волею революции и войны икона ныне оказалась в краковском костеле св. Барбары, но точные две копии её ныне находятся в костеле Мозыря и в православном Юровическом мужском монастыре (интересный факт, что мозырские католики и православные, объединенные чудесным образом Богородицы, проводят общие крестные ходы между двумя святынями):

Точно также почитается совместно католиками и православными древний образ (с конца 15 в.) Матери Божьей Жировицкой. Во времена Речи Посполитой эта икона в греко-католическом Жировицком монастыре воистину считалась главной униатской иконой беларусов. Сейчас икона принадлежит православным, но католики молятся по-прежнему перед её копией в соседнем Слонимском костеле:

Также исторически и католиками, и православными Беларуси уже 5 веков почитается образ Матери Божьей Остробрамской, Матери Милосердности, который находился в исторической столице беларуского этноса – Вильне (с 1939г. город был переименован по-русски в Вильнюс и подарен Сталиным литовцам). Список (копия) этой чудотворной иконы , “Опекунки ВКЛ – Литвы и Беларуси”, есть во многих костелах Беларуси и ныне:

Также во многих костелах Беларуси находятся копии особо почитаемой уже более 7 веков в Польше , Литве и Беларуси знаменитой чудотворной иконы Матери Божьей Ченстоховской:

Следует конечно упомянуть увы, утерянный во время войны из Могилевского музея особо почитаемый и католиками, и православными беларусами 4 века образ Матери Божьей Белыничской, наиболее точный список которой можно увидеть ныне в костеле д. Новая Мышь рядом с Барановичами:

И последнее – не сохранился образ иконы в алтаре старого Архикафедрального собора Имени Девы Марии в Минске после бесчинств советского атеизма, но недавно главная беларуская католическая святыня обрела в алтаре новую икону Матери Божьей Минской.

Отличие православных и католических икон

Для католиков Божия Матерь Дева Мария – символ чистоты и была зачата непорочно, в конце жизни живой вознесена на небо. Для православных – Она Матерь Божия, зачатая как все люди и почившая, как простые смертные.

Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец.

На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой. В православии, наоборот – правая поверх левой. Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения.

На иконах католической церкви одеяние Богородицы имеет три цвета, поверх белого накладывается черная мантия. На православных иконах одежды золотые, яркие, подчеркивающие достоинство Божьей Матери, а нимб намного выпуклее и красивее.

Отличительным считается и тот факт, что все подписи на католических иконах пишутся латинскими буквами. Молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения.

Сходство православных и католических икон

Существуют католические иконы Божией Матери, которые очень близки православным христианам. Издавна древняя икона Остробрамская была привезена из Византии и до появления в католическом храме имела название Корсунская Благовещенская, на которой изображалось Благовещение православного письма с изображением Девы Марии.

Почитаемая икона Умиление Серафимо-Дивеевская является, также, списком с иконы Остробрамская, которая относится к православной иконописной школе. Но множество реставрационных работ внесли в нее католические элементы, хотя в основе своей она православная. Образ Иисуса Христа очень схож на этих двух иконографиях, так же красив и прибывает в белых одеждах.

Общие иконы по значимости

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками.

Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Православная и католическая иконография. Попробуем разобраться.

Елена Николаевна

Эта тема создана по просьбе Андрея Булгакова и выделена из темы Обязательно ли иконопочитание?

Возможно слегка не в тему, но вот вчера в магазине видела такую картину:
Стоит дядечка, крестится и кланяется. перед ковром на котором вышит образ Богородицы. Мне это показалось неуместным. Но! Он так почитал образ Богородицы?
Или нельзя так относится к любому рисунку – например в школьном учебнике по истории вон сколько изображений икон, а с почитанием относиться только к образам на освященных иконах?

Волков Алексей Михайлович

Далеко не всякая картина религиозного содержания или даже икона по названию действительно, по канонам, является иконой. Если образ иконой не является, то нет никакого толку, освящай его или нет, он все равно иконой не станет.

Нам надо быть честными по отношению к самим себе и окружающим нас, например, к протестантам. Можно понять, откуда взялось у них иконоборчество. Протестантство обязано своим появлением католичеству (кстати, как и атеизм), так вот, религиозные картины католиков не являются иконами, они в гораздо большей степени являются идолами, нечестивыми изображениями. И они были достойны того, чтобы почитание им было отвергнуто в самой категоричной форме. Дело не в том, что мы не признаем ценности для искусства творений деятелей возрождения, просто эти вещи заняли неподобающее им место. Ветхозаветный принцип не изображать для поклонения обыкновенных людей еще никто не отменял, а на этих произведениях, претендующих на изображении Богоматери, Христа и святых нет святости, нет добродетели, одни страстные фантазии живописца, как ему представляется святость, которую он никогда не знал опытом, в собственных страстных, безблагодатных движениях души, так он и передает это на своих произведениях, и потому там изображен один грех, лишь только грех, по слову святителя Игнатия Брянчанинова. Это не иконы, а язычество, человекобожие, возведение в ранг поучения не образа добродетели, а образа греха. Икона способствует молитве именно потому, что передает сам молитвенный дух наглядным образом, она всецело созвучна с молитвой, но как можно молиться перед страстным изображением, которое воспламеняет, а не погашает страсти?
Протестанты не правы только, когда распространяют свое неприятие на настоящие иконы и на весь принцип иконопочитания в целом. Сама же посылка их в этом направлении была верна.

Читайте также:  Какой иконе молиться при зубной боли

Bulgakov Andrei

Екатерина Трусова

День празднования – 8 января, (26 декабря – по старому стилю)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

Bulgakov Andrei

Елена Анатольевна

Алексей Михайлович, спасибо за уточнения, но все же у меня остаются сомнения по справедливости вашего сообщения, поэтому:
1. пожалуйста, сообщите источник ваших сведений о “Спасе на убрусе”;
2. ответьте, в каком веке появилось католическое “изобретение” об убрусе (не в те ли годы, когда Церковь была едина?)

Екатерина Трусова

Елена Анатольевна

Екатерина Трусова

Действительно, хорошая тема, Андрей!
Для начала подборка материалов для изучения и дальнейшего совместного обсуждения.
Надеюсь, эта тема станет полезной и с искусствоведческой точки зрения, и с духовной – Ведь икона – окно в другой мир! И каким мы его увидим. Бог нам в помощь.

1. О соотношении языка и стиля в православной иконописи
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1357.htm

8. Православная иконография Богородицы и Католическая иконография Богородицы
http://www.catholic-kazakhstan.org/Maryja/Ikonografia.htm

Волков Алексей Михайлович

Вы не у меня спросите, а у Успенского, или у святителя Игнатия Брянчанинова, это они, может утрируют, как вы говорите. А я так, просто рядом гулял.

Как раз у Успенского вы и найдете, что ныне проще встретить протестантского пастора, пришедшего от глубокого отрицания образа, от иконоборчества, по сути, до святоотеческого его понимания (потому что было желание разобраться), как оно выражено в догматах Вселенских соборов, а у православных такого понимания почему то не обретается, хотя они должны были лучше знать догмат иконопочитания, это означает одновременно понимать, как это применяется в жизни.

А теперь об мадонне. Это высокохудожественное произведение, да. Но это не икона, да и женщина, изображенная на ней не Дева и не Приснодева тем более.
Икона отличатся от простой, портретной живописи. Если бы Церковь изображала Христа только портретно, это означало бы, что Она видит Его глазами неверующей толпы, как обычного человека. Но Церковь всегда видит Христа очами веры, в Божественной славе Преображения, даже в момент глубочайшего кенозиса. И Церковь на Соборах защищала не искусствопочитание, а иконопочитание. Ощутите разницу.

Не сваливайте нас с католиками в одну кучу, между нами пропасть, ее видно невооруженным взглядом. Если уж исторически так случилось, что у нас имел место быть иконный экуменизм, смешение вер в иконотворчестве, даже больше, засилье западного, католического влияния, то это время прошло уже давно, богословие освбодилось от схоластики, иконопись тоже возвращается в свои канонические границы. Икона призвана вовсе не удовлетворять эстетическое чувство, как ошибочно полагают некоторые даже православные, она сама есть ни что иное, как один из способов выражения единого Откровения Божия человеку, оно проявляется в иконе также, как , например, в Священном Писании или богослужении. Она призвана открывать человеку духовный мир, показывать его реалии образом, так же как святоотеческое наследие, например, их показывает посредством слова.

Здесь уже приводились замечательные примеры из жизни, как действительно влияет икона на человека. Она привлекает к себе человека не тем, что высокохудожественно и технически портретно передает образы Христа и святых,
а тем, что показывает ему неведомую доселе реальность. Этот же свет видели язычники на лицах мучеников, почему и обращались и нередко сами становились мучениками. Поэтому икона имеет такую колоссальную важность в Православии, так что за нее умирали так же, как за исповедание имени Христова. Иконой человек духовно восходит к вере, как раньше за живыми иконами, за мучениками и святыми. А вот сикстинская мадонна нисколько не выходит за рамки этого падшего мира, и приноравливать себя к изображению, к чувствам, вызывающим этим изображением, значит не бороться со грехом, а потакать ему. Сентиментальность, свойственная западному творчеству, всецело принадлежит падшему миру и не имеет отношения к духовному.

Католицизм

Краткая история католицизма

Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм.

Католицизм и православие образовались в далеком 1054 году, когда на знаменитом Софийском соборе произошел раскол Католической Церкви (греч. καθολικός — «вселенский, всеобщий, соборный» — Википедия) и восточная церковь отделилась от западной.

Еще позже, в 16 веке католицизм раскололся на католиков и протестантов под влиянием учения Мартина Лютера.

Важно помнить, что все эти три конфессии составляют христианство, и ни в коем случае не являются «врагами» православия, а братья и сестры во Христе.

Сами католики отличаются обрядом литургии: есть римский, византийский и другие. Но отличительной особенностью католической церкви является вера в единую Вселенскую церковь, с Папой Римским во главе.

Основы католицизма

Основой католической церкви является Символ веры и христианские догматы:

Флиокве – это догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Целибат – это догмат о безбрачии священников и монахов.

Чистилище – догмат о месте между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении. (Православные тоже верят, что Мария на небесах душой и телом, но это не является догматом православной церкви. Непорочное зачатие девы Марии православная церковь не признает.)

Во главе всей католический церкви стоит Папа Римский. Католическая церковь – церковь единая, все ее представительства в разных странах считаются частью одной церкви и подчиняются Папе Римскому.

Важная особенность католицизма заключается в том, что католики не считают Папу – святым. Непогрешимыми считаются только его высказывания и решения относительно веры и церкви, но к лику святых его не причисляют только потому, что он был избран на эту должность.

Католики очень любят и ценят Папу и он отвечает им тем же, подавая собой пример, как истинный верующий. Чего только стоят появляющиеся постоянно в новостях сюжеты о том, как Папа Римский моет ноги заключенным. Или помогает беженцам.

Какие страны исповедуют католицизм

Вообще в мире живет более миллиарда католиков. Католицизм — одна из самых больших христианских конфессий.

Больше всего католиков в Бразилии, Мексике, Сша и Индии. Католицизм присутствует на всех континентах и даже Россия имеют свои католические приходы и последователей.

Один из красивейших католических храмов «Непорочного зачатия девы Марии» находится в центре Москвы и является излюбленным местом для прогулок, привлекая туристов своим готическим силуэтом.

Отличия католицизма от православия

Не смотря на то, что и католики и православные – христиане, некоторые различия все таки есть:

Самое важное из них – это вера в Святого духа, который исходит и от Бога Отца и от Сына. Католическая церковь ставит это в основу Символа Веры, в отличие от православной, которая исповедует, что Дух Святой исходит только от Отца.

Католическая церковь не допускает разводов, таинство брака совершается один раз и на всю жизнь. Православная церковь в некоторых случаях разводы допускает.

Также католическая церковь не допускает брака для священников. Человек может принять за свою жизнь только одно таинство – или таинство брака, или таинство священнослужения.

Исключения допускаются, если все обязательства перед браком уже человеком выполнены и долг перед семьей погашен (человек овдовел, дети выросли и сами себя обеспечивают) и он ощущает истинное призвание в служении Богу – тогда возможно принятие таинства священства либо монашеский постриг.

Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие – мытарства души).

Первое причастие. В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:

Реликвии в православии и католичестве – общее и различное

Образа – важнейшие ритуальные предметы в христианстве. Перед ними творят молитву, раскаиваются в грехах, беседуют с Господом, обретая утешение и надежду. Но в разных вероисповеданиях святыни выглядят и почитаются неодинаково. Наша статья объяснит Вам, в чём заключаются отличия иконы, написанной в той или иной манере!

Предназначение и отличие святого лика

Реликвии призваны являть верующим зримый образ Творца, Девы Марии, праведников и мучеников. И, хотя любое рукотворное изображение несовершенно – ведь человек не в силах передать могущество, величие и мудрость высших сил – оно всё же помогает постичь малую часть божественной силы и славы. Как раз это и было изначальной функцией иконы. Но с течением времени, под влиянием культурных особенностей и несходства мировоззрений, православные и католики стали по-разному относиться к святыням.

Читайте также:  Какой иконе молиться при заболевании щитовидной железы

Школа восточной иконописи зародилась в Византии, многое почерпнув как из эллинского, так и из персидского искусства, а потом практически без изменений пришла на территорию Киевской Руси. Для неё характерна торжественность и одухотворённость, но при этом – предельная строгость, аскетизм, скупость линий, форм и красок. Образа максимально стилизуются, все объекты упрощаются, становясь символами. Подобный отказ от телесности и реалистичности позволяет вызвать у христианина молитвенный настрой, заменить сиюминутные тревоги и заботы искренним стремлением к Господу.

Средневековые католические святыни создавались по сходным принципам. Но постепенно они стали чувственными, живыми и детальными – скорее фантазиями на библейские темы, чем предметами культа. Их задача – учить, знакомя верующих с событиями из Евангелия и житий подвижников. Именно из-за эмоциональности западных реликвий от них отказались протестанты – они считали, что такие рисунки искажают саму идею поклонения Творцу.

Владимирская икона Божией .

Икона «Покров Пресвятой .

Икона «Собор преподобных .

Икона «Святая Новозаветная .

Икона Божией Матери .

Икона «Иисус Благословляет .

Икона Божией Матери «Утоли .

Боголюбская икона Божьей .

Молитва Оптинских старцев

Казанская икона Божией .

Владимирская икона Божией .

Икона Божией Матери .

Введение во храм Пресвятой .

Икона «Собор Пресвятой .

Икона Божией Матери .

Икона Иисуса Христа «Спас .

Объемная икона «Тайная .

Икона «Божья Матерь на .

Почаевская икона Божией .

Икона Божией Матери .

Икона «Молитва Задержания»

Икона «Ангел Хранитель»

Икона Божией Матери .

Остробрамская икона Божией .

Икона «Святая Троица»

Икона «Небесное Величие .

Владимирская икона Божией .

Икона Божией Матери .

Икона Богородицы «Аз есмь с .

Икона Божией Матери .

Икона Божией Матери .

Икона Божией Матери .

Икона Крещение Христа

Икона Божией Матери «Всех .

Икона «Троица Новозаветная .

Икона Божией Матери .

Икона «Покров Пресвятой .

Волынская икона Божией .

Икона Пресвятой Богородицы .

Икона Богородицы «Достойно .

Икона Божией Матери .

Икона Богородицы Казанская .

Главное отличие католических икон от православных – натуралистичность. Работы многих знаменитых художников – скажем, «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти либо «Мадонну Литту» Леонардо да Винчи – легко перепутать со светскими картинами. Живописцы старательно изображают фигуры Богородицы, младенца-Иисуса, ангелов и праведников, выражения их лиц, одежды и украшения, используют насыщенные цвета, чтобы воссоздать объём и игру светотени, тщательно прорисовывают окружающие вещи и декор, руководствуясь лишь своим воображением. Из-за этого автор реликвии всегда известен, тогда как в православии преобладает анонимность.

Кроме того, большинство подобных образов имеет чёткий сюжет – они демонстрируют конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий. К примеру, реликвия Божьей Матери из Ла-Салетт изготовлена в память о Её явлении перед ребятами из бедной французской деревушки, а лик благословляющего малышей Иисуса иллюстрирует слова Доброго Пастыря: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Поэтому западные иконы насыщены иносказаниями и аллегориями – взгляните хотя бы на двойную корону Спасителя, олицетворяющую Его власть над небом и землёй, или же на пронзённое терновыми шипами непорочное сердце Пречистой Девы!

Православная церковьКатолическая церковь

Каноны и правила – как создаются святые лики?

Важнейшее отличие православной иконы от католической – неуклонное следование традиционным приёмам. Содержание и смысл образа, его значение, тематика, эстетические критерии – всё это регулируется сводом норм, возникших ещё в XI-XIII ст. Однако подобные требования не сковывают свободу творчества – скорее служат духовным стержнем, основой для самовыражения художника, и лучшим доказательством этого являются работы Андрея Рублёва и Феофана Грека. Вот центральные каноны восточнохристианских реликвий:

  • отсутствие теней – так мастера подчёркивают тот факт, что действие происходит в Небесном Царстве, где не властны законы материального мира;
  • обратная перспектива (чем дальше предмет, тем он крупнее) и несколько точек обозрения;
  • нимбы, иногда дополненные венцами – воплощение Господней благодати;
  • двухмерность изображения– в нём нет пространства или времени в земном понимании;
  • схематичность и условность объектов (домов, деревьев, риз и атрибутов святых).
Отличие православной иконы от католической

Помимо этих выразительных средств, общих для всех икон, применяются и специальные символы – они указывают, кто запечатлён на реликвии, ведь в православных ликах нет портретного сходства. В частности, Богородица всегда предстаёт в алом либо пурпурном платке-мафории (покрывале, которое носили замужние женщины), украшенным тремя звёздами, и синей тунике. Такие цвета напоминают о достоинстве Небесной Царицы, Её славе, чистоте и кротости, но в то же время и о страданиях, которые пришлось вынести Матери Спасителя. Свои каноны есть в изображениях Иисуса Христа, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и остальных святых.

На иконах восточной школы правая рука всегда пишется над левой, тогда как на католических подобное правило не соблюдается. Такая поза служит олицетворением победы над плотью, подверженной греху и соблазнам. Вдобавок, в православной традиции контрактуры (сокращённые надписи на образах) выполнены на церковнославянском или греческом, ритуальным же языком западных христиан является латынь.

Впрочем, несмотря на отличия православных икон, существуют реликвии, равно почитаемые представителями обеих конфессий. Это Казанский, Остробрамский и Ченстоховский образа Небесной Царицы, лик «Умиление», принадлежавший преподобному Серафиму Саровскому, а ещё святыня Иисуса Христа «Моление о чаше».

Сравнение реликвий католиков и православных

Перечисленные выше признаки легче всего заметить, сопоставив две иконы с похожим сюжетом – например, святыни в честь Благовещения. Это один из двунадесятых христианских праздников, отмечающийся 7 апреля (25 марта по старому стилю). Согласно Евангелию от Луки, в тот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с радостной вестью о рождении Спасителя. Неудивительно, что подобное событие вдохновляло многих живописцев!

Благовещение Честелло. 1489г
Темпера 150×156 см. Флоренция
Устюжское Благовещение. XII век
Доска, темпера. 238×168 см.

Картина «Благовещение» итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510) написана в 1489 г. На ней Мадонна выглядит прекрасной юной девушкой, в смущении замершей перед Господним посланцем. Пространство разделено на две части – комнату, где находятся герои произведения, и красочный пейзаж, расстилающийся за окном. Полотно насыщено мелкими деталями – от обстановки помещения до цветка лилии в руке серафима. А вот религиозные элементы сведены к минимуму – даже нимбы, выдержанные в приглушенных рыжевато-бежевых тонах, прикрывают головы сверху, как шляпы.

Совсем иначе воспринимается реликвия «Устюжское Благовещение», выполненная в Великом Новгороде в 20-30-тых гг. XII ст. Здесь собрано всё, чем отличаются православные иконы от католических: на позолоченном фоне стоят два вытянутых по вертикали, будто бы устремлённых ввысь, силуэта. Гавриил поднял правую руку, осеняя Богородицу напутствующим жестом, но в то же время его движение кажется незавершенным – это подчёркивает преграду между ним и Той, что стала вместилищем Несотворенного. На Её груди, укрытой алым мафорием, видна фигурка младенца-Спасителя – из-за того, что мастер использовал красноватые тона, она словно просвечивает сквозь тело Небесной Царицы. В верхней части образа запечатлён Творец Ветхий Днями, в окружении херувимов. Со смиренными ликами контрастируют глубокие, нарочито крупные глаза – именно в них отражаются эмоции и переживания. Скрытым смыслом наделены и оттенки риз – так, охряные и голубовато-зелёные одежды архангела воплощают избранность, обновление и вечную жизнь.

Католические иконы

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее.

К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Интересные факты

Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.

Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.

К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.

Добавить комментарий