Каким иконам молятся казаки

Каким иконам молятся казаки

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

30.03.2020, 00:01

У казаков существуют свои почитаемые чудотворные иконы – Особым почтением пользовалась у казаков Матерь Божья. Ее святые иконы – Донская, Казанская, Табынская – считались покровительницами казачьих войск. Аксайской Божьей Матери, избавившей Дон от холеры, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей Матери, Табынской Божьей Матери и др.

(Матерь Божья)

На день пятидесятый от Воскресения Христова Матерь Божья, апостолы, ученики Христовы и многие верующие собрались поутру в одном из домов иерусалимских, все исполнились Духа Святаго, стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. И разошлись в разные

стороны, в земли назначенные Господом.

(Святые апостолы Кирилл и Мефодий)

Когда Святые апостолы Кирилл и Мефодий — основатели древнего славянского письма «кириллицы» – прибыли в бывшую Скифию проповедовать христианство, то в храме города Херсонес (современный Севастополь) они обнаружили древнее Евангелие и Псалтырь, выполненный скифским алфавитом — рунами.

(Святая София (Премудрость Божья)

В актах Никейского Собора 325 года уже упоминается «Азовская митрополия», где насчитывалось несколько христианских храмов и монастырей. Например, на окраине города Сухума (в древности город назывался по-гречески Себастополь) был построен величественный храм Святой Софии (Премудрости Божьей), который был уменьшенной

копией одноименного храма в Константинополе. До сих пор сохранились развалины древних храмов на Таманском полуострове, в Абхазии, в Крыму.

(Святой Благоверный князь Александр Невский)

Великую силу Православия в полной мере осознавал первый устроитель Руси после татарского нашествия Святой Благоверный князь Александр Невский. Именно он обеспечил духовную связь казачества и русского госу

дарства. Поднепровский Переславль был почти стёрт с лица земли, и в 1261г. Александр Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция Переславского епископа была перенесена в столицу Орды-Сарай, возникла Сарайско-Подонская епархия. Из самого названия видно,что значительная часть паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция которого в 1299 г. была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву. Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром русских земель.

(Святой преподобный Илья Муромец)

Святого преподобного Илью Муромца в песнях и сказаниях называют «старым матерым черкасским казаком»,воплощающий народный идеал героя-воина и народного заступника. Он причислен к лику святых и канонизирован как «преподобный Илия Муромец», его память по церковному календарю — 19 декабря (1 января по н.с.) Пограничная служба России, а также военнослужащие ракетных

войск стратегического назначения считают Святого богатыря Илью Муромца своим небесным покровителем. Воздушно-десантные войска и авиаторы почитают Святого пророка Илию, и отмечают его день 2 августа по н.с.

(икона Донской Божьей Матери)

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл объявил День иконы Донской Божьей Матери 19 августа (1 сентября по н.с.) главным Праздником православного казачества. По преданию икона Донской Божьей Матери была преподнесена православными казаками-бродниками Московскому

князю Дмитрию Ивановичу (в последствие названному «Донским») перед Куликовской битвой.

(Икона Покрова Пресвятой Богородицы)

День Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.) отмечается как главный общеказачий праздник. В Ростовской области уже в наши дни День Покрова Божьей матери объявлен выходным. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству.

Эта знаменательная дата связана с городом Азовом на Дону – символом казачьей воинской славы.

(Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, за Христа пострадавших)

Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, острадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13—16 августа 2000 года. Клеймо 8 — Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4 (17) июля 1918 года. Убийцы в безобразных позах с двух сторон стреляют в святых. Мученики представлены сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство. В центревозвышается строгая, собранная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках

(Святой Иоанн Кронштадский)

Святой Иоанн Кронштадский:

«Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог… пошлёт бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Но обличая, Пастырь-пророк не оставляет своих заблудших чад без наставления. Спасение России он видиттолько в народном покаянии и верности Царю и православному Отечеству.

«Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

Каким иконам молятся казаки


У казаков существуют свои почитаемые чудотворные иконы – Особым почтением пользовалась у казаков Матерь Божья. Ее святые иконы – Донская, Казанская, Табынская – считались покровительницами казачьих войск. Аксайской Божьей Матери, избавившей Дон от холеры, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей Матери, Табынской Божьей Матери и др.


(Матерь Божья)
На день пятидесятый от Воскресения Христова Матерь Божья, апостолы, ученики Христовы и многие верующие собрались поутру в одном из домов иерусалимских, все исполнились Духа Святаго, стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. И разошлись в разные стороны, в земли назначенные Господом.


(Святые апостолы Кирилл и Мефодий)

Когда Святые апостолы Кирилл и Мефодий — основатели древнего славянского письма «кириллицы» – прибыли в бывшую Скифию проповедовать христианство, то в храме города Херсонес (современный Севастополь) они обнаружили древнее Евангелие и Псалтырь, выполненный скифским алфавитом — рунами.


(Святая София (Премудрость Божья)

В актах Никейского Собора 325 года уже упоминается «Азовская митрополия», где насчитывалось несколько христианских храмов и монастырей. Например, на окраине города Сухума (в древности город назывался по-гречески Себастополь) был построен величественный храм Святой Софии (Премудрости Божьей), который был уменьшенной копией одноименного храма в Константинополе. До сих пор сохранились развалины древних храмов на Таманском полуострове, в Абхазии, в Крыму.

(Святой Благоверный князь Александр Невский)

Великую силу Православия в полной мере осознавал первый устроитель Руси после татарского нашествия Святой Благоверный князь Александр Невский. Именно он обеспечил духовную связь казачества и русского государства. Поднепровский Переславль был почти стёрт с лица земли, и в 1261г. Александр Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция Переславского епископа была перенесена в столицу Орды-Сарай, возникла Сарайско-Подонская епархия. Из самого названия видно,что значительная часть паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция которого в 1299 г. была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву. Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром русских земель.


(Святой преподобный Илья Муромец)

Святого преподобного Илью Муромца в песнях и сказаниях называют «старым матерым черкасским казаком»,воплощающий народный идеал героя-воина и народного заступника. Он причислен к лику святых и канонизирован как «преподобный Илия Муромец», его память по церковному календарю — 19 декабря (1 января по н.с.) Пограничная служба России, а также военнослужащие ракетных войск стратегического назначения считают Святого богатыря Илью Муромца своим небесным покровителем. Воздушно-десантные войска и авиаторы почитают Святого пророка Илию, и отмечают его день 2 августа по н.с.


(икона Донской Божьей Матери)

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл объявил День иконы Донской Божьей Матери 19 августа (1 сентября по н.с.) главным Праздником православного казачества. По преданию икона Донской Божьей Матери была преподнесена православными казаками-бродниками Московскому князю Дмитрию Ивановичу (в последствие названному «Донским») перед Куликовской битвой.


(Икона Покрова Пресвятой Богородицы)

День Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.) отмечается как главный общеказачий праздник. В Ростовской области уже в наши дни День Покрова Божьей матери объявлен выходным. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству.Эта знаменательная дата связана с городом Азовом на Дону – символом казачьей воинской славы.


(Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, за Христа пострадавших)

Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, острадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13—16 августа 2000 года. Клеймо 8 — Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева 4 (17) июля 1918 года. Убийцы в безобразных позах с двух сторон стреляют в святых. Мученики представлены сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство. В центревозвышается строгая, собранная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках.

Читайте также:  Как молиться нательной иконе


(Святой Иоанн Кронштадский)

Святой Иоанн Кронштадский:
«Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог… пошлёт бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Но обличая, Пастырь-пророк не оставляет своих заблудших чад без наставления. Спасение России он видит только в народном покаянии и верности Царю и православному Отечеству.
«Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».

казачьи молитвы

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Иже везде сын и вся исполняй. Сокровище благих и ижзни. Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Боже души наша.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля твоя, Яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущий даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Верую, Господи, и исповедую, что Ты есть Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир спасти грешных, из них же первый есмь я. Еще верую, что по неизреченной милости Твоей ты простишь прегрешения наши и гнев Твой праведный претворишь в милость и святой Вере нашей Христовой не дашь погибнуть от козней Антихриста и возвеличишь ее по всей земле. Воскреси нашу милую мать Родину во имя праведников Твоих, во имя высшей любви к ближним, положившим жизнь и душу свою за други своя.

Ей, Господи! Возврати Русскому народу разум и сердце, которые ты отнял у него, когда захотел наказать. Усердно молю Тебя: да воскреснет Бог в сердце и уме Русского народа и да расточатся враги его!

Не на разбой и грабеж я поднял меч свой, не на обиду и притеснения слабых и угнетенных предпринял великий ратный подвиг мой, но в твердой вере в правоту великого дела – отстаивания святости и неприкосновенности жизни человека, его религии и убеждений, его достояния и права на свободный и любимый труд и плоды его, дабы привольно и радостно и по Закону Божьему жилось и сильному и слабому, и казаку и крестьянину, и труженику всякому на всей обширной земле его! И не зло, не зависть, но мир и любовь и единение да царствуют среди сынов России!

Господи сил, с нами будь! Десницею Твоею крепче булата соедини Всероссийское Казачество! Пусть Тихий Дон и Яик, Бурный Терек, Кубань Многоводная, Астраханское и Оренбургское Войска, и за Уральским хребтом, за рекой Иртышом все братское Казачество в полном единении со всем Русским Народом с мечем в руке, с крестом на груди, в едином могучем порыве сокрушит главу Змия-диавола и великому Русскому Народу укажет высокий его жребий!

Ты с нами, Господи! Да уразумеют народы, что Ты с нами! С Тобой страха не имеем, смерти не страшимся! С Тобой единицы нас будут гнать тысячи врагов, а десятки – тьмы их! Даруй единомыслие и согласие вождей наших и даруй нам скорую, решительную и бескровную победу! Да вознесется тогда к Престолу Твоему из миллионов братских грудей могучее и радостное песнопение: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение. Осанна в вышних!» Спаси, Господи, сохрани и помилуй наши семьи, оставшиеся беззащитными и бесприютными, раздетыми, разутыми и голодными! Даруй нам с честью вернуться на свою Родину и благослови наш мирный труд, а черную гору насилия и всякого беззакония ввергни в пучину морскую!

Помоги же нам, Господи, спаси Родину и озари нас лучом милости Твоей и счастья! Да не в суд и не в осуждение будет мне ратный подвиг мой, но в возрождение Великой России и не во вред, а на пользу содружества великих и малых народностей! Аминь.

Молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя и благослави достояние Твое, победы благоверным людям на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим живительство.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя, ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Перед началом всякого доброго дела

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением исправи, и нас избави от всякого зла, яко Един всесилен и человеколюбец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Перед всякою едой

Очи всех на тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволение.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего царствия.Но яко посреди учеников Твоих пришел еси, Спасс, мира дая им, прииде к нам и спаси нас.

Святый Божи, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (читается 3 раза, с крестным знамением и поясным поклоном) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши. Владыко, прости беззаконие наша. Святой, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице, спаси нас. Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Принепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от здых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Молитва Великомученику Георгию Победоносцу

Святой, славный и всехвальный великомучениче Христов Георгие! Собраннии во храме Твоем и перед иконою Твоею святою покланяющиися людие, молим Тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемого от Своего благоутробия Бога, да милостиво услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прощения, и да укрепит же данную Тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви Твое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечного мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и Твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

Белгородское отделение СКВРиЗ

Святые казаки и казачьи святые

Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с казачеством и особо же чтимые казаками.
Это прежде всего святой Георгий Победоносец – покровитель всех российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого. Память его празднуется 26 ноября (9 декабря по новому стилю). Как великого воина и заступника Руси чтят казаки и святого Александра Невского.
Но есть в правосла вии святые, связанные с казачеством более тесно, хоть на первый взгляд связь эта не всегда очевидна.

Читайте также:  Какой иконе молиться о долгах

Святочтимый богатырь

К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного героя – защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю – 19 декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.

Икона Преподобного Ильи Муромца

Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце, согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами.

Кирилл и Мефодий

Особо чтят казаки святого Кирилла, составившего со своим младшим братом Мефодием первую славянскую азбуку. Константин Философ, впоследствии принявший постриг под именем Кирилла, родился близ Солоник в Византии, и азбуку составлял по поручению византийского императора Михаила III. Казалось бы, при чем здесь казаки? Дело в том, что святой Кирилл проповедовал в Приазовье, в том числе и на донских землях. Более того, по данным некоторых житий и хроник считается, что именно в Белой Веже на Дону братья начали свой великий труд – составление первой азбуки. Так что донские казаки считают, что их предки крестились еще в 860 году, за сто с лишним лет до крещения Руси киевским князем Владимиром. Память святых Кирилла и Мефодияпразднуется всеми славянами 24 мая, но казаки чтут святого Кирилла еще и как своего Крестителя.

Святые Кирилл и Мефодий

Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом. Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Святитель Дмитрий Ростовский

28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский был погребен в храме Ростово-Яковлевского монастыря. А в 1752 году обнаружилось, что его тело не подверглось тлению. Спустя пять лет был канонизирован и прославлен. За что же Дмитрий Ростовский так чтим казаками? Очень просто: святой Дмитрий, в миру Даниил Пуптало, происходил из древнего казачьего рода.

Святой казак

Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру звался Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем (помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Так случилось, что отец его, Андрей Дмитриевич Горленко, вместе с Мазепой пытался в 1709 году отделить Украину от России, переметнувшись к шведскому королю Карлу XII, и, потерпев неудачу, бежал в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, потерял все имущество и был выселен на жительство в Москву. Вполне логично, что замаливать свой грех Андрей Горленко предпочел в монашестве.

Икона Иосафа Белгородского

Иоакиму Андреевичу – будущему святому Иосафу – тогда было всего пять лет, но еще мальчиком он принял решение пойти по стопам отца – служить Господу. Иоаким поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь, затем закончил Академию и принял постриг под именем Иосафа. В 1745 году стал наместником в Троице-Сергиевой лавре, а в июне 1748 года рукоположен в епископы Белгорода и Обояни. Недолгая земная жизнь была отпущена епископу – всего-то 49 лет, не так много даже по тем временам. Но даже за такую короткую жизнь Иоаким Андреевич успел прославиться своей невероятной добротой и щедростью, в то время как сам предпочитал жить в аскетической нищете. После смерти же оказалось, что мощи его не трогаются тлением. Более того, слухи о чудесах на месте захоронения Святого казака шли по всей России.
4 сентября 1911 года Иосаф Белгородский был причислен к лику святых.

Покровители казачества

Конечно же, не только эти святые связаны с казачеством. В каждом войске были свои, особо чтимые православные святые, с именем которых на устах казаки шли защищать Родину. Казаки Всевеликого Войска Донского почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном во время «Азовского сидения». Оренбургские казаки чтут чудотворную икону Божией Матери Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах против немирных башкир, и спасенную в Гражданскую войну казаками атамана Дутова. Покровители Енисейского ВКО – Три Святителя – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО – Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства, чей образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте. Патрон Иркутского и Сибирского Казачьего общества – архиепископ Мирликийский Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно старинной легенде, движущимся на восток казакам-первопроходцам. Забайкальские и Уссурийские казаки возносят молитвы Святому Алексию, человеку Божему. Так повелел российский император Николай I, подписав 17 марта 1851 года в день Святого Алексея указ о создании забайкальского казачьего войска. Покровитель Терского войска – Апостол Варфоломей, просвещавший язычников Малой Азии, а Кубанского – Благоверный князь Александр Невский, защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество.

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М. Клыков
К счастью, никакие перемены в нашей многострадальной стране не заставили – да и не заставят никогда – казачество отказаться от почитания и прославления казачьих православных святых.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком. Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Читайте также:  Икона спас благое молчание о чем молятся

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает Донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Святые и святыни казачества. Табынская икона Богородицы.

16.01.2019 13:44:18

– Сегодня очень важно упомянуть, какие иконы особо почитались казачеством. Казаки почитали иконы, молились им. У казаков есть особо почитаемые иконы. Особенно – иконы Божией Матери. Наш религиозный философ Алексей Хомяков даже упоминал о казаках как рыцарях Пресвятой Богородицы. Были и такие иконы, которые ассоциировались с событиями в истории казачества. Донская, Казанская, Табынская считались покровительницами казачьего войска…. Аксайской Божией Матери, Ахтырской Божией Матери, Урюпинской, Табынской, были посвящены молитвословия, особые дни. Сами названия икон говорят о том, что они были явлены чудесным образом у казачьих станиц.

Вот, например, Табынская икона Божией Матери. Списки этой иконы можно встретить во многих местах, многих храмах России. Она являлась несколько раз, чудесным образом. Конечно, история каждой иконы весьма и весьма пространна. Я очень коротко остановлюсь на основных моментах. Это са­мая за­га­доч­ная ико­на в Рос­сии. Ее мож­но на­звать да­же сверх­чу­до­твор­ной. По мно­гим ме­стам в Рос­сии мож­но на­толк­нуть­ся на смут­ные вос­по­ми­на­ния о ней, а по­рой ле­ген­дар­ные ска­за­ния: «Да, есть та­кая ико­на, как Ка­зан­ская, очень ста­рин­ная, с тем­ным ли­ком. Похожа на Казанскую. Иконе той по­кло­ня­лись ка­за­ки, по­то­му, и на­зы­ва­ет­ся она Та­бын­скою. А лик ­ всегда от­кры­ва­ет­ся, но толь­ко из­бран­ным Бо­го­ро­ди­цею лю­дям». Сказано еще, что она находилась и в казачьих храмах. Чу­до­твор­ная ико­на яви­лась во сне стар­цу-мо­на­ху, пу­те­ше­ство­вав­ше­му по Се­ми­ре­чью (Во­сток Ка­зах­ста­на), в ночь, ко­гда он но­че­вал в сто­гу се­на близ ста­ни­цы Та­бын­ской (ныне тер­ри­то­рия Баш­кортостана). О ви­де­нии мо­нах – про­ви­дец рас­ска­зал сво­е­му дру­гу мо­на­ху – ико­но­пис­цу. И тем же ле­том, ико­на бы­ла на­пи­са­на и по­ме­ще­на в церк­ви той же ста­ни­цы Та­бын­ской». В настоящее время это одно из казачьих обществ – Семиреченское.

В настоящее время первоначальный образ утрачен. Но, первая икона – есть мнение, что она находится в сокровищнице Папы Римского; в сейфах Зарубежной Церкви; в музеях Харбина; в какой-то частной коллекции. Но, как мы знаем, икона сама является, когда наступает для нее время. Божия Матерь как бы Сама решает.

Как считают ученые, пер­вое яв­ле­ние Та­бын­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло, ско­рее все­го, меж­ду 1594 и 1597 го­дами. Это конец XVI века – эпоха важных социально-политических событий. «Пречистая икона – я цитирую документ, – была носима в Казань и Уфу. Но, как бы не найдя там места, она снова явилась на камне и была поставляема в монастырь». Такие события происходили неоднократно. Икона являлась – и потом так же, необъяснимым образом, исчезала.

И второе явление, дата которого известна, произошло в 1765 году. В том же месте, что и в первый раз, т.е. у станицы Табынская. Явилась на востоке Казахстана (это Башкортостан сейчас). Предание рассказывает, что эту икону увидели три пастуха. И, поскольку они были башкиры, то поняли, что это чудесное явление «русского Бога». Они были поражены, и поскольку были, как это называлось, «иноверцами» – то они эту икону раскололи. Как стало известно, эти пастухи ослепли. Это не невидаль какая-то, а результат того события, о котором мы повествуем.

Когда они поняли, что от святыни исходит огромная сила – они стали молиться, чтобы прозреть. Самый молодой башкир, лет 14-15, молился особенно сильно и горячо. И прозрел. Таким образом, сразу стало заметно, какие чудеса может творить эта икона. В дальнейшем она была перенесена в Табынский храм, а молодой башкир принял Святое Крещение.

Святой – Алексий, митрополит Московский исцелил от слепоты ханшу Тайдулу, и татары – некоторые, конечно – уверовали и стали относиться к русским гораздо лояльнее. И, как отмечают историки, разрушения храмов уже не было. Они, татары, стали особенно уважать представителей духовенства. А монах, о котором шла речь, стал вести подвижническую жизнь, и закончил ее в глубокой старости.

Добавить комментарий