Каким иконам молятся при эко

«Народная» мудрость: 5 примет перед ЭКО от опытных мам

Многие пары испытывают трудности с зачатием. В сложных случаях люди прибегают к процедуре экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это ответственное решение, и потому каждая женщина переживает о том, как будет проходить данный процесс, насколько он будет успешен.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Но немаловажен и правильный настрой. Чтобы немножко отогнать отрицательные мысли, попробуйте отвлечься и в позитивном ключе подумать о будущем малыше.

p, blockquote 2,0,1,0,0 –>

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Ребеночек обязательно услышит маму и придет. Визуализируйте, как вы будете играть, гулять с ним, кормить и укладывать спать. А еще можно приводить себя в норму другими проверенными способами, пусть и несерьезными. Но зато они отлично поднимают настроение. Итак, опытные мамы советуют:

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

  1. Сделайте «волшебные» витамины. Для этого наклейте на упаковку с настоящим препаратом надпись «Заберемениватель». Принимайте эти чудо-витамины и помните, что они помогают организму подготовиться для принятия маленького жильца.
  2. Так как будущий тест на беременность ожидается с двумя полосками, то приобретите какой-то полосатый предмет. Например, одежда, покрывало, полотенце и т. п.
  3. Считается, что рыбки притягивают рождение детей. Поэтому положите под матрас любых рыбок (сшитых, нарисованных или других).
  4. Иногда срабатывает метод от противного. Так, можно купить побольше средств женской гигиены для критических дней, которые вдруг возьмут и не настанут. Или же наоборот: не покупать впрок, надеясь, что в ближайшие девять месяцев прокладки не понадобятся.
  5. Не веря в приметы, что заранее одежду для ребенка не приобретают, все-таки купить или связать самостоятельно что-то для карапуза (шапочку, носочки, игрушки и пр.).

p, blockquote 5,1,0,0,0 –>

А чтобы ЭКО прошло удачно, можно следовать разным советам тех, кто уже ходит с животиком или вовсе нянчиться с малышом:

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

  • Если вы верующий человек, то разумным решением будет перед протоколом поговорить со священнослужителем, помолиться о том, чтобы желанное зачатие осуществилось.
  • Глупо или нет, но считается, что красный цвет способствует появлению малыша в утробе. Суть такова: ребенок из всей гаммы цветов первым различает именно алый оттенок. Наденьте что-то красное на пункцию и на подсадку эмбриона.

p, blockquote 7,0,0,1,0 –>

  • Перед процедурой приведите свои мысли в порядок, успокойтесь, чтобы сам процесс проводился на светлую голову.
  • Когда произошел перенос, то старайтесь не думать ежеминутно о том, как все прошло. Конечно, захочется поскорее сделать тест на беременность и увидеть две долгожданные полоски, но не торопите события. Лучше продолжать жизнь в привычном темпе, размеренно и спокойно.
  • А еще лучше, придя домой после ЭКО, полностью расслабится и немножко порелаксировать. Для этого удобно лягте на кровать, руки вытяните вдоль туловища, ноги не сводите вместе. Вдохните и выдохните как можно глубже, ловите бабочки в животике.
  • Тем, кто любит вышивать, можно заняться этим делом. Любое рукоделие действует успокаивающим образом и умиротворяет.
  • Ну и наивный милый совет. Если у вас есть беременная знакомая, то пусть она завяжет какую-нибудь ниточку или шнурочек в узелок. Отдайте этот предмет девушке, которая планирует стать мамой.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Если говорить в общих чертах, то, рассчитывая осуществить долгожданную беременность, не стоит усердно зацикливаться на этом. Как живете, так и живите. Не откладывайте покупки, обновление квартиры или поездки. Зачастую, чем меньше чего-то ждешь, тем внезапнее оно случается.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –> p, blockquote 10,0,0,0,1 –>

Конечно, не всегда ЭКО с первого раза заканчивается положительно. Но верить нужно. Возможно, сходить на процедуру еще раз. Поскольку около 99 % женщин в итоге все равно рожают малыша, а то и несколько сразу. Главное, набраться терпения и знать, что непременно произойдет так, как вы того желаете!

И будет тебе по вере твоей: молитвы для беременности

Зачатие при помощи метода ЭКО, а также последующая беременность — это такое состояние, в котором есть что-то таинственное. Многое зависит — и многоене зависит — от личной воли супругов. Иногда женщиначувствует, что хочетобратиться с просьбой к БОГУ. В этой статье мы постарались собрать тексты специальных православных МОЛИТВ для успешного зачатия.

Зачатие при помощи метода ЭКО, а также последующая беременность — это такое состояние, в котором есть что-то таинственное. Многое зависит — и многое не зависит — от личной воли супругов. Столько переживаний, сомнений, страхов: наступит ли беременность, приживутся ли подсаженные эмбрионы, нормально ли будет развиваться беременность. Эти мысли постоянно одолевают пациенток. И не удивительно, что в трудную минуту мы обращаемся за помощью не только к близким людям, но и уповаем на помощь небесную.

Психологическая нагрузка во время лечения ЭКО столь велика, что желание обратиться к Богу появляется не только у сильно верующих людей. Так, далеко не все семейные пары точно помнят тексты специальных МОЛИТВ — «о ниспослании ребенка в утробу и семейном счастье». Иногда женщина чувствует, что хочет обратиться с просьбой к силам Небесным, но какому именно святому молиться о детях порой не понятно.

Мы вам подскажем, к кому обратиться в самый нужный момент во время прохождения попытки ЭКО. В этой статье мы постарались собрать тексты специальных православных МОЛИТВ для успешного зачатия.

Бог Вам в помощь.

Молитвы святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, но потом по благословению Божиему родили Пресвятую Деву Марию.

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитвы пророку Захарии и праведной Елисавете, родителям Иоанна Предтечи

У этих благочестивых супругов также до старости не было детей, а затем по благословению Божиему они родили Иоанна Предтечу.

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Роману

Об этом святом сказано: «Многи жены неплодныя молитвою чада родити сотвори». Этот святой при жизни вкушал только хлеб, соль и воду, никогда не употреблял светильника. При жизни он уврачевал недуги многих. Ему молятся о разрешении бесчадия.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  За что молятся перед иконой спасителя

Молитва супругов, не имеющих детей, о даровании чад

Услышь нас, Милосердый и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердый, на рабов Твоих сих (имярек) союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь

Молитвы Пресвятей Владычице нашей Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская»

О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыхании наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Благоверных царей укрепи и утверди и подаждь им здравие и спасение и на враги победу и одоление. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем судищи Христове стати одесную, и соделай нас сонаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко милосердая, не престани молящи Егоже родила еси, да дарует прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси Отечество наше, царствующий град наш, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких и огня вечнаго, да сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, Аминь.

Отношение церкви к ЭКО

Об отношении церкви к некоторым особозначимым вопросам современного общества прописано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, документе, который отражает официальную позицию РПЦ. Из этого же документа можно узнать, как церковь относится к ЭКО: «К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа…». По мнению церкви, при таком зачатии не будет нарушена целостность брака, и ЭКО с использованием семени мужа принципиально не отличается от естественного зачатия, поскольку оно происходит в контексте супружеских отношений.

Важно помнить, что помощь Божия может приходить разными путями, одним из которых может быть ЭКО. Искать эту помощь нужно неустанно, с верой в душе и смирением.

Когда церковь относится к ЭКО отрицательно?

Церковь негативно относится к ЭКО методам, при которых количество эмбрионов, полученных для оплодотворения, превышает количество, необходимое для помещения в матку, последующее воздействие на эмбрионы с целью их уничтожения или разрушения. Такие действия при ЭКО приравниваются к аборту и осуждаются церковью.

Негативное отношение церкви к ЭКО одиноких женщин или нетрадиционных семей. Обусловлено такое отношение лишением права будущего ребенка иметь полноценную семью: отца и мать.

Аналогично смотрит церковь и на донорство мужского семени. Считается, что таким образом происходит нарушение целостности личности, подрывается отношение к браку как исключительному и священному союзу двух людей. Кроме того такие манипуляции расцениваются церковью как поощрение безответственного родительства.

Как церковь относится к крещению ЭКО детей?

В категоричности суждений и нежелании признавать прогресс некоторые священнослужители могут доходить до абсурдных решений, а именно отказа крестить ребенка, зачатого путем ЭКО, невзирая на обстоятельства. В таком случае не стоит отчаиваться и лучше просто обратиться в другую церковь, так как священник не вправе отказать в крещении ребенка, из-за осуждения поступка родителей. В библии неоднократно повторяется, что каждый отвечает за свои поступки, и дети за проступки родителей, а родители — за детей не должны быть наказуемы. Церковь вправе потребовать от родителей исповеди перед проведением обряда крещения ЭКО ребенка.

Рекомендации церкви

  1. Важно понимать, что проблема бесплодия имеет причины, и как любое заболевание обусловлено особенностями образа жизни и мышления. Следовательно, для преодоления такого испытания, необходимо произвести в жизни изменения, неотъемлемой частью которых являются исповедь и причастие, которые помогают не только в исцелении души, но и тела.
  2. Соборование – церковное таинство, связано непосредственно с помощью при различных заболеваниях.
  3. Рекомендуется пройти обряд венчания, чтоб брак получил церковное благословление.
  4. При «бесчадии» церковь рекомендует лечение тела (при помощи традиционной медицины или народными средствами), а так же молитвы, для исцеления души.

Молитвы и иконы

Важно молиться не по обязанности в ожидании исцеления, и не точное повторение, заученного текста, помогает достичь результата, а эмоции, вложенные в молитву, страстность и искренность молящего. Хороша коленопреклонная молитва от бесплодия в храме, также желательно, чтоб дома была икона от бесплодия: Икона Милостливая, Федоровская икона Божьей Матери, Моденская икона, Грузинская икона Божьей Матери.

  • Каждый человек находится под покровительством своего Ангела-Хранителя, это святой, к которому можно обращаться за помощью и поддержкой.
  • Святых, молитвы к которым, по наблюдениям, способны помогать при проблеме бесплодия, много. Но, в первую очередь, церковь рекомендует обратиться к Богу – именно он дает жизнь.

Молитва ко Господу супругов детей неимущих:
«Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомяни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на нас, рабов Твоих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на нас милость Твоя, да будем плодовиты и да увидим мы сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное по милости Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь».

Способствуют исцелению святые: праведная Анна Пророчица, блаженная Ксения Петербуржская, праведная блаженная Матрона Московская, а так же молитвы святой великомученице Параскева Пятнице и святой блаженной Матроне Анемнясевской. Творят чудеса при бесплодии святой мученик Ипатий, епископ Гангрский и святой мученик отрок Иоанн Киево-Печерский. Если известна причина болезни, то поможет святой Давид Гареджийский.

Церковь рекомендует, при невозможности лечения или неудачном ЭКО, не отчаиваться, принять ситуацию, не терять веру и рассмотреть возможность усыновления.

Немного об «избыточных эмбриончиках»

Последние две недели были ознаменованы необычным событием, прошедшим мимо тех, кто в период Рождественского поста перестал смотреть телевизор. Автор и бессменный ведущий телепрограммы «Вести недели» Дмитрий Киселев обратился к Церкви и обществу с предложением подискутировать на такие темы, которые Церковью уже с начала тысячелетия в определенной мере осмыслены, а позиция сформулирована в официальных документах. Речь идет об ЭКО (экстракорпоральном оплодотворении) и так называемом «суррогатном материнстве», когда женщине-донору подсаживают для вынашивания полученный искусственным методом (in vitro) эмбрион, биологическими родителями которого являются совершенно другие люди.

Дмитрий Константинович Киселев, журналист с огромным опытом, в своих программах всегда с глубоким уважением относился к позиции Церкви по разнообразным вопросам социальной и культурной жизни. И впервые в последних двух выпусках программы мы увидели его в несколько необычном амплуа: призывая к дискуссии на упомянутые темы, он достаточно жестко раскритиковал взгляд Церкви, целеустремленно подводя своего зрителя к выводу: Церковь заблуждается!

Прежде рассмотрения тех аргументов, на которые ссылается ведущий, напомним читателю то понимание проблемы ЭКО и «суррогатного материнства», которое было сформулировано 20 лет назад, на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Тогда увидел свет документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, говорится:

«‟Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка ‟заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. ‟Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение ‟избыточных” эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».

Позиция ясна, аргументы убедительны. Их в своей программе и рассматривает Дмитрий Киселев, противопоставляя позиции Церкви аргументы, так сказать, «общественные», т.е. рожденные в обществе. Этот прием вполне объясним и, возможно, оправдан, поскольку сам Дмитрий Константинович в беседе со мной свою программу позиционировал как часть общественной рефлексии на те вызовы, с которыми общество сегодня сталкивается. А в нашем обществе, все сильнее страдающем от различных форм бесплодия, действительно возрастает спрос на последние достижения в биомедицине.

Рассказывая о намерении известной четы – фигуриста Плющенко и его супруги Рудковской – родить ребенка при помощи «суррогатной матери», поскольку иные способы, в том числе и ЭКО, остались безрезультатными, ведущий упоминает о некоем «мировоззренческом конфликте». Заключается конфликт, по его мнению, в том, что Русская Православная Церковь считает подобное явление противоестественным и недопустимым, в то время как на это есть серьезный запрос в обществе. Выведя на экран выдержку из «Социальной концепции» о суррогатном материнстве (см. выше), автор не останавливается перед тем, чтобы обвинить Церковь в приверженности. материализму в этом вопросе:

«Не кажется ли вам, что для Церкви такая позиция излишне материалистична, поскольку первичной здесь представляется именно телесная связь эмбриона с вынашивающей его женщиной, а не мечта генетических родителей и даже не их молитва, обращенная к Создателю?» («Вести недели» от 1.12.2019).

Однако в чем этот материализм? И о телесной ли связи говорит здесь нам Церковь? Если внимательно прочитаем цитату из Социальной концепции, то поймем, что проблема здесь совсем иная:

«Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности», что, в свою очередь, «травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».

Все предельно понятно. Когда женщина вынашивает плод, между ней и младенцем возникает глубокая эмоциональная близость. Мама – а она уже реально мама этого ребенка – гладит его «по животику», нежно с ним разговаривает, на поздних сроках ощущает все его движения. Но вот уже приближается время родов, и она понимает: скоро ребенка заберут. Это ли не травма? Еще какая!

Когда женщина вынашивает плод, между ней и младенцем возникает эмоциональная близость

Далее в программе идет репортаж, в котором юрист К. Свитнев рассказывает о ситуациях, когда родившая женщина все переосмысляет и отказывается отдавать ребенка заказчику, скрывается с ним, быть может, отказываясь и от денег, которые ей предлагали! И дело здесь не в том, что она совершает преступление, как пытаются это представить авторы репортажа, а в том, что страшно и очень больно разорвать ту связь, которая возникла у нее с ребенком за 9 месяцев! Тем более что и закон позволяет ей так поступать.

Но допустим, что это может быть и совсем не так в части отношения «матери-донора» к ребенку. Допустим, она его не гладит, не говорит ему ласковых слов, в общем, относится к нему вполне равнодушно, помня о своем договоре с «биологическими родителями». Но в этом случае тем более страдает ребенок. Что бы мы там себе ни сочиняли, он, сидя в мамином животике, все же понимает, что все это она должна делать как мама, и уже на этом этапе чувствует, что мама его не любит, что, быть может, глубже и больнее любой другой травмы!

Не понимая этой заботы Церкви о ребенке, автор «Вестей» обвиняет Церковь в том, что

Церковь «со скепсисом и даже с некоторым презрением говорит о ребенке, появившемся на свет с помощью суррогатной матери, как о ‟биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами ‟генетического материала””».

Здесь он приводит цитату из документа «О Крещении младенцев, родившихся при помощи ‟суррогатной матери”», принятого на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года.

Приведём точную цитату оттуда:

«Общественная опасность практики ‟суррогатного материнства” связана с радикальным изменением самого представления о природе человека. В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами ‟генетического материала”».

И где здесь «презрение» к ребенку? Не напротив ли: Церковь предостерегает от такого отношения к ребенку, которое может сформироваться в обществе благодаря практике «суррогатного материнства»? Налицо выдернутая из контекста фраза.

Уважаемому ведущему не нравится наименование женщины-донора «суррогатной матерью». Он предлагает называть ее «вспомогающей мамой» или «кормилицей», приводя в пример пушкинскую Арину Родионовну. Сравнение яркое, но, увы, некорректное. Да, в семьях русских помещиков были кормилицы, которые вскармливали грудью барских детей. Но детей уже родившихся, и разница здесь колоссальна. Кормилица кормит отдельный маленький организм, но пока ребенок в утробе, он – одно целое с «вспомогающей мамой». У них единая кровеносная система, они, по сути, вместе едят и пьют. Только когда речь идет о матери-доноре, вмешивается еще одно обстоятельство: гены ребенку даны другой женщиной. Ребенок при этом попадает в настоящую жизненную коллизию: отец у него один, а матери две, ибо одна из них обусловила его генетически, а другая – своей кровью и питательными веществами.

Обоснование своей позиции Дмитрий Киселев находит не только в общественном запросе, но и в. Священном Писании:

«Сам Создатель прямо благословил первых людей, дав им буквально задание: ‟Плодитесь и размножайтесь”. Причем ни о каких ограничениях технологий размножения речь не шла» («Вести недели» от 1.12.2019).

Аргумент, который лишь на первый взгляд выглядит «козырным». Во-первых, конечно же, Священное Писание говорит здесь лишь о естественном порядке вещей, не упоминая вовсе об искажениях этого порядка. Во-вторых, и это основное, любой вероучительный текст – и тем более Священное Писание – существует в традиции его истолкования. Христианская традиция толкования Писания нам, в частности, говорит: ни одна заповедь Бога не может противоречить другой Его заповеди. Если мы хотим «прикрыться» заповедью «плодитесь и размножайтесь» в оправдание «суррогатного материнства», то должны понимать, что в этом случае нарушается другая важнейшая заповедь: «Не убий».

Ни одна заповедь Бога не может противоречить другой Его заповеди

Каким образом? В случае с «суррогатным материнством» используется метод экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения яйцеклетки (ЭКО). И это вторая тема дискуссии, с которой автор «Вестей недели» обратился к Церкви.

В чем суть ЭКО? Приведем слова специалиста по биоэтике:

«Яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях in vitro (‟в пробирке”); полученный эмбрион содержат в инкубаторе, где он развивается в течение 2–5 дней, после чего переносится в полость матки для дальнейшего развития» [1] .

Казалось бы, замечательно, что можно таким образом помочь женщине забеременеть! Однако есть одно существенное «но», которое сводит к нулю все преимущества этого метода. Чрезвычайно мала вероятность того, что созданный in vitro один эмбрион не будет иметь хромосомных патологий, а потому у женщины всегда берут достаточное количество яйцеклеток – с тем чтобы потом провести отбор одного, наиболее жизнеспособного эмбриона. Прочие же эмбрионы либо «выбраковываются» (уничтожаются), либо замораживаются для дальнейшей возможной имплантации. «Таким образом, техника ЭКО по своей сути является абортивной» [2] , т.е. связанной с убийством «неполноценных» эмбрионов, которые тем не менее имеют достоинство человеческой личности. В этом заключается главный аргумент Церкви против метода ЭКО.

Автор «Вестей недели» в своей программе приводит этот аргумент, выводя на экран высказывание председателя Синодального информационного отдела В. Легойды:

«Основная нравственная претензия Церкви к этому в том, что создается несколько эмбрионов, из которых один подсаживается, а остальные либо выбраковываются, либо уничтожаются. Это люди, это уже люди для Церкви, мы на это пойти не можем! Если технология не предполагает этого, тогда это может рассматриваться» («Вести недели» от 8.12.2019).

Однако, понимая серьезность подобного вывода, Дмитрий Киселев предлагает два выхода из ситуации, ни один из которых просто не может быть воспринят Церковью.

Первое из его предложений в отношении загубленных эмбрионов состоит в том, чтобы просто «оплакать те клетки, которым не суждено было развиться и появиться на свет в виде ребенка. В конце концов, Господь устроил жизнь на земле так, когда одна жизнь спасает другую» («Вести недели» от 8.12.2019).

Оплакать! Да, уже загубленных надо оплакать. Но значит ли это, что нужно узаконить убийство миллионов других загубленных душ, узаконить бесконечный плач в будущем?

Второе предложение автора адресовано самой Церкви:

«Церковь может взять избыточные эмбриончики под свое попечение и предлагать их в качестве донорских тем парам из своей паствы, которые по тем или иным причинам не могут завести своих. Это может быть некий церковно-общественный фонд или, для начала, центральная клиническая больница Святителя Алексия, Митрополита Московского… Это единственная крупная клиника РПЦ» («Вести недели» от 8.12.2019).

Позиция, которую мы никак не могли бы принять добросовестно. И в первую очередь потому, что сам метод ЭКО уже достаточно себя дискредитировал. Общеизвестный факт: нередко подсаженные эмбрионы не приживаются, и происходят выкидыши. В случае с упомянутой Яной Рудковской это произошло 4 раза. Лично мне известны случаи, когда на третий или четвертый раз эмбрионы приживались, и затем все проходило благополучно.

Нередко подсаженные эмбрионы не приживаются, и происходят выкидыши

Но что из этого следует? То, что, решаясь на подобные способы чадородия, мы очень сильно рискуем чужой жизнью! Вправе ли мы это делать? Вправе ли пастыри Церкви предлагать своим страждущим от бесчадия прихожанам: «Давайте, вытащим его (пока еще живого) из заморозки и рискнем его жизнью. Вдруг что-то и получится?»

Дискуссия, к которой призывает Церковь тележурналист Дмитрий Киселев, наверное, важна и нужна сейчас обществу, в котором столь востребованы современные технологии в области лечения бесплодия. Но направлена она должна быть не на то, чтобы дискредитировать, обесценить позицию Церкви, обеспокоенность Которой вполне обоснована. Целью дискуссии может выработка таких подходов и способов решения проблемы, которые никоим образом уже не будут опасны для жизни эмбрионов, созданных in vitro.

Отношение к ЭКО в Церкви. Отвечает протоиерей Максим Обухов

Над процедурой ЭКО начали работать с середины прошлого века. Первым в мире ребёнком из пробирки стала маленькая англичанка в 1978 году. Только по официальным данным, до её рождения было более 600 неудачных случаев переноса эмбрионов в полость матки.

Сегодня многие бездетные пары, которые безуспешно прошли лечение от бесплодия, надеются на ЭКО. Недавно Элладская Церковь разрешила использование подобных технологий родителям. Насколько медицинская процедура соответствует православным взглядам на жизнь, этике?

Мы обратились к протоиерею Максиму Обухову, руководителю православного медико-просветительского центра Жизнь.

Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra — вне и лат. corpus — тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО́) — вспомогательная репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.

— Как верующему человеку относиться к ЭКО?

— Мы исходим из того, что человек является таковым с момента зачатия и обладает таким же достоинством, как и взрослый. Будучи ещё совсем маленьким — одна клетка или несколько, у него уже сформирован генотип, обладающий всеми индивидуальностями человека. Далее будет проходить только развитие заложенного: извне поступают только питательные вещества, кислород, вода, минералы. Малыш в утробе матери увеличивается в размерах, развивается нервная система, органы зрения и так далее. Сущность уже не меняется. Соответственно наше отношение к эмбриону: мы не можем допустить его убийство и куплю-продажу, по сути, обращение как с вещью. Ребёнок имеет право на то, чтобы быть рождённым натуральным путём, поэтому противоестественная ситуация вызывает целый ряд вопросов.

— Сейчас появляются клиники, где подсаживают одного эмбриона, что позволяет избежать резекцию «лишних».

— Есть разные методы, технологии. Действительно, раньше подсаживали несколько эмбрионов, а потом часть умервщляли. Получалось: один-два рождались за счёт убийства братиков и сестричек. Сейчас клиники стараются подсадить меньше, и сам заказчик может выбирать — двух имплантировать, меньше или больше. Но всё равно, это не решает проблему гибели эмбрионов, потому что начинается сама процедура с гиперстимуляции яичников гормонами и это часто сопровождается появлением нескольких зародившихся жизней. Их потом замораживают и ждут имплантации.

Представьте: произошла удачная имплантация, использовали один эмбрион, а что дальше? Что делать с оставшимися? «Лишних» можно подарить, можно продать, можно отдать для опытов. Но дети не саженцы, не растения, которые можно отдать соседу или выбросить. Не котята, не щенки, которых можно раздать, а если не нужны — выпустить на улицу или сдать в приют для животных. Это живой человек. Сейчас нет технологий ЭКО, которые бы не допускали гибели эмбриона. Больше половины всё равно погибает. Мы точно не можем сказать, сколько, потому что все эти расчёты условные. Но такой факт говорит о многом: половина попыток неудачна. А что значит неудачно? Значит гибель эмбрионов. Что делает пара, у которой процедура оказалась неуспешной? Она идёт ещё раз, но и снова вероятность гибели эмбриона составит такой же процент. Очередная неудача, и супруги надеются на третью манипуляцию, и вновь будет 50% гибели. Такой риск летальности уже делает процедуру неприемлемой. Что такое 50% смертей — это как прыгать с 3-его этажа – тоже будет подобная вероятность гибели.

Летальный исход возможен на разных стадиях ЭКО: и во время оплодотворения, и хранения, и имплантации. А также никто не скрывает, что идёт селекция эмбрионов – то есть мы берём несколько и выбираем лучшего, а остальные оказываются «ненужными». Сам факт имплантации одного эмбриона не говорит о том, что остальные не страдают. Если говорить обобщённо, то проблема гибели эмбрионов при ЭКО не решена, и её решение не предвидится.

Но это не единственная проблема, которая сопровождает эту технологию.

— Возможно ли перепутать и будущей маме подсадить чужого ребёнка?

— Есть такие случаи. Там, где применяются сложные технологии, есть вероятность ошибки. Они происходят от порочности самого подхода: взять живых людей и разложить по ящикам, хранить, выдавать, как будто игрушки. Бывает и подмен, и ошибки. Есть вопрос бесконтрольности: сдали родители биоматериалы, они не знают, сколько эмбрионов хранится в морозильнике, никто не может проконтролировать, сколько их было, и какая у них судьба. Могут сказать сколько, а могут не сказать, могут разморозить, могут продать, возможно, и сформирован рынок по продаже эмбрионов.

— Правда ли, что дети из пробирки со слабым здоровьем?

— Да, есть такое мнение и данные о том, что дети, рождённые в результате ЭКО более слабые, и отстают по показателям здоровья. Процесс очень тонкий, сложный. Естественным образом от здоровых родителей не всегда дети здоровыми рождаются. А в случае ЭКО: небезопасная стимуляция яичников, вынос из тела матери яйцеклетки, другие разные факторы. А само хранение эмбрионов? Тело человека в течение жизни подвергается мутациям, и мы не можем защитить ни половые клетки, ни эмбрионы, когда они хранятся в замороженном виде, от фонового радиоактивного излучения. Есть данные педиатров об этом. Но заинтересованная сторона в развитии этого рынка, даёт другие данные, отличные от педиатров. Но нас интересует в первую очередь неприемлемость этого метода в силу понимания природы человека, его защиты с момента зачатия.

— Что говорят в Церкви про ЭКО?

«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».

— Отношение Церкви к ЭКО пока не является детально разработанным.

Есть две точки зрения среди христиан на процедуру. Одна либеральная: Элладская Церковь, (с которой мы недавно разорвали евхаристическое общение), разрешила ЭКО при соблюдении определённых условий.

Элладская Православная Церковь допускает возможность ЭКО бездетным семьям, если не будет лишних эмбрионов, их элиминации и донорства гамет.

А есть и другая точка зрения. Она предполагает полный отказ от подобного вмешательства. В этом отношении имеется продуманная и обоснованная позиция Римско-католической церкви. Если почитать документы, которые они приводят, увидим результат большой научно-богословской работы, стоит изучить их аргументы. Католики считают ЭКО безнравственным, разрушающим супружескую любовь. В Катехизисе католиков сказано, что воспроизведение людей неразрывно связано с их интимной жизнью в супружеских парах.

Католицизм рассматривает эмбрионы как живых людей, поэтому, как и православные, католики тоже акцентируют внимание на гибели «ненужных» эмбрионов и эмбрионов в маточной полости, если попытка забеременеть оказалась неудачной.

У нас будет продолжение дискуссии, в том числе о неприемлемости ЭКО и недопустимости его финансировании из бюджета. Надеюсь, что позиция Русской Православной Церкви будет ужесточаться и не последует Элладской Церкви, не позволит манипуляции с эмбрионами.

— Сторонники ЭКО порой обвиняют Церковь в том, что она против науки и не хочет помогать людям, в нашем случае стать родителями…

— Главная наша позиция в том, что нет ЭКО без гибели эмбриона, она запланирована даже в самом оптимистическом сценарии. Противоестественность этого процесса приводит к ряду осложнений.

А борьба за ЭКО понятна. Рынок услуг в этой области таков, что речь идёт о миллиардах рублей — огромные, почти астрономические дотации из государственного бюджета.

Из средств налогоплательщиков значительные суммы идут на финансирование абортов и ЭКО. В результате у нас нет денег на спасение жизни. Сколько сейчас в интернете, через соцсети, фонды собирается пожертвований на операцию мальчику или девочке, чтобы сохранить их здоровье или даже жизнь? А в то же время мимо проходят денежные средства на сомнительные процедуры, сопровождающиеся гибелью эмбрионов.

Кроме того, у нас немало семей, у которых нет жилья. Случился пожар, трагедия произошла, неоплаченный кредит, семейная драма и другие ситуации людей выталкивают на улицу. При этом помощь оказывается, но какая: у вас нет жилья, условий, давайте мы вашего ребёнка устроим в приют, из которого детей вернуть назад очень сложно. Вместо расходования миллиардов на ЭКО и аборты лучше было бы создать систему социальной помощи, чтобы ни одна семья, доведённая до крайности жизненными обстоятельствами, не осталась на улице.

— Знакомы мы ли Вам ситуации, когда верующие обращаются к ЭКО?

— Большинство семей, которые считают себя православными, порой бывают не воцерковлёнными и часто не знают об этих правилах. Порой они приходят к священнику и спрашивают:
— Батюшка, что делать с замороженным эмбрионом?
— А что случилось? – удивляется вопросу батюшка.
— Бесплодие, лечились – не помогло, хотели своего ребёнка, пошли на ЭКО, одного подсадили, а что с оставшимися делать?

И получается тупиковая ситуация, потому что в самой процедуре заложены противоречия. Что с эмбрионами происходит? Обычно их размораживают, и они гибнут. У нас пока нет однозначного запрета ЭКО. Он пока такой обтекаемый, потому что концепция Церкви составлялась к Архиерейскому собору 2000 года, и многое было ещё неизвестно. Гарантии того, что эмбрионы не будут гибнуть, данные сотрудниками клиники устно, не являются точными. Нет возможности контроля, что происходит в этих пробирках, это же всё микроскопического размера. Есть работа с клиентами, успокоение их, реклама. Слова, что подсаживаем один эмбрион, не означают, что другие не гибнут.

Текст: Александра Грипас

Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Сегодня у каждой второй семейной пары возникают проблемы с зачатием ребенка. У кого-то эти проблемы временные, а у кого-то постоянные. Ответом современной медицины сало множество самых различных процедур, которые способствуют зачатию и рождению ребенка в той или иной мере. Но не все они соответствуют принципам и морали Православной Церкви. И здесь вновь поднимается следующий вопрос: «Каково отношение православной церкви к ЭКО-оплодотворению?»

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Почему именно метод экстракорпорального оплодотворения подвергается такой серьезной критики среди священства? Ответ лежит в сущности самой процедуры: у матери берут несколько яйцеклеток и оплодотворяют их вне организма семенем отца. Зародившиеся эмбрионы делят: часть подсаживают матери, а часть уничтожают или замораживают.

И вот тут появляется проблема, ведь это уже зародившаяся жизнь и ее убивают. Так чем ЭКО лучше аборта, ведь и там и там убивают детей. Строгое отношение православной церкви к ЭКО обусловлено именно убийством, которое происходит в процессе данной процедуры.

Такое же негативное отношение Церковь имеет и к суррогатному материнству, в ходе которого ребенок зачастую «покупается».

Важно! Недопустимыми считает Церковь все методы оплодотворения вне тела женщины, которые предполагают консервацию или намеренное уничтожение эмбрионов.

ЭКО с точки зрения православия

Многие ненавистники и гонители Церкви говорят, что негативное отношение ее к данной процедуре обусловлено тем, что Церковь — это вымирающий мамонт, который настроен против технологий, современных возможностей и науки в целом.

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, — говорит епископ, — нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей? Усынови сироту, которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей.

ЭКО: мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Молитвы о деторождении:

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Читайте также:  Как молиться перед венчальными иконами
Добавить комментарий