Киево печерская лавра какой иконе молятся

Киево печерская лавра какой иконе молятся

О Дальних пещерах и правилах для паломников, которые не стоит нарушать — интервью блюстителя архимандрита Дамиана

10 сентября Православная Церковь чтит память Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевих) пещерах почивающих.

О Дальних пещерах с момента основания и до сих дней, как жили здесь монахи раньше и как проходит обычный день в Феодосиевых пещерах сегодня. Как следят за мощами преподобных и не боятся ли монахи прикасаться к святыням. Какие правила обязательны к исполнению для благочестивых паломников и какие категорические запреты существуют в Киево-Печерской Лавре. В интервью информационно-просветительскому отделу УПЦ рассказал архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер.

— Отче как появились Дальние пещеры и почему мы их называем Феодосиевыми?

— Дальние пещеры были основаны преподобным Антонием в то время, когда игумен монастыря на Святой Горе Афон, где преподобный подвизался, благословил его установить и распространить монашество на Руси. Здесь преподобный нашел безлюдное место, в то время эти территории были за пределами Киева, здесь нашел пещеры. Исследователи говорят, что на тот момент пещерные комплексы уже существовали, в частности, так называемые Варяжские пещеры.

Преподобный Антоний занял эти Варяжские пещеры и устроил монашескую келью, а позже собственными руками выкопал храм в честь Благовещения Божией Матери, где совершал монашеский подвиг, монашеские труды, где возносил молитвы. Впоследствии слава о нем дошла до местных жителей, до киевлян и до людей, которые жили в окрестных поселениях. К нему стали приходить за советами, с просьбами о молитве, об исцелении. Некоторые люди хотели остаться вместе с преподобным и помогать ему в монашеском подвиге — они принимали постриг. Таким образом была основана монашеская община.

Поскольку преподобный Антоний больше стремился к уединенной жизни, то впоследствии он удалился от Дальних пещер и снова выкопал себе келью. Так были основаны Ближние пещеры. А в Дальних пещерах он поставил игуменом преподобного Феодосия.

Поэтому в исторических источниках Дальние пещеры еще называют Феодосиевыми пещерами, ведь первым игуменом в новообразованном монастыре был именно прп. Феодосий.

Понятно, что со временем, трудами братий, которые приходили сюда подвизаться, пещеры расширялись, в каждое столетие возникали новые ответвления. Первые несколько десятилетий братия монастыря, вместе с прп. Антонием и прп. Феодосием, жили в самих пещерах. Если кто-то из монахов преставлялся, то есть умирал, то их погребали в этих пещерах.

Еще позже пещеры увеличились и количественно — приходило все больше новоначальных послушников, которые желали монашеского спасения и становились монахами. Так появилась необходимость строить наземные сооружения для монахов. А в пещерах осталось место погребения братии.

Когда прп. Антоний основывал здесь монастырь, он привнес, конечно, определенные уставы и традиции Святой Горы Афон, ибо был пострижеником Афона. В частности братию погребали в стенах пещер, вкладывали в так называемые локулы — ниши, которые закрывали камнем. Через определенный период времени локулы открывали: если были явлены нетленные мощи или определенные знамения, что тот или иной насельник заслужил перед Богом высокое доверие за свою святую монашескую жизнь, то место погребения закрывали табличкой с коротким рассказом о святом. Только во времена святителя Петра Могилы нетленные мощи стали доставать и класть в специальные гробницы.

— Какую роль в духовной жизни монахов Лавры и современных христиан играют преподобный Феодосий и святые Киево-Печерские?

— Прп. Феодосий для братии монастыря, для паломников, для верующих, которые приходят в Киево-Печерскую Лавру, в первую очередь является примером для подражания — подражание в том, каким образом следует устанавливать взаимоотношения с Богом, чтобы достичь спасения в жизни вечной.

Из жития прп. Феодосия мы знаем, что он собственным примером демонстрировал, каким образом нужно нести свое монашеское послушание.

Он всегда трудился вместе с братией, никоим образом себя не выделял, даже больше других брал на себя монашеских подвигов, трудов, несмотря на то, что был поставлен главой над братией.

— Назовите основные правила благочестивого посещения святых пещер. Нужно как-то готовиться? Как и о чем следует молиться святым?

— Каждая наша жизненная ситуация требует определенного «дресс-кода». Понятно, что мы не придем на чей-то день рождения в ресторан в спортивном костюме, в спортзал мы не придем в вечернем платье или смокинге. Соответственно, если вы планируете посетить ту или иную святыню, неважно, или это Дальние пещеры, или это какой-то храм, должны понимать: святость, которой наполнены храмы, монастыри, пещеры, требует не только внутреннего благоговения, но и внешнего. Конечно, не нужно бросаться в крайности. Но желательно стараться прилично одеваться.

Также нужно не просто прийти в пещеры и ходить по ним, рассматривая какие-то «изюминки». Нужно попросить в молитве у преподобных помощи и поблагодарить за те добрые вещи и дела, что есть в нашей жизни. У всех нас есть жизненные невзгоды, беды, но мы должны не забывать благодарить Бога и за то, что у нас все хорошо, например, сегодня, и никаких проблем нет.

Очень интересно перед посещением пещер перечитать Киево-Печерский патерик, где в сжатой форме описываются жития тех или иных святых, которые достигли своей святости в стенах Киево-Печерской Лавры. В частности, о прп. Ипатии, который был целителем, о прп. Феодосии и прп. Антонии, основоположниках монашеской жизни, и о многих других

Эти жития святых будут поучительным материалом для каждого человека, который пытается наладить свои взаимоотношения с Богом или который делает только первые шаги для своего воцерковления.

— Возможно, стоит узнать о житии каждого святого хотя бы для того, чтобы знать, о чем просить молитвенной поддержки?

— Мы должны понимать, что человек является существом материальным — он не может постичь внешний мир без материальных вещей. Поэтому для человека часто бывает легче понять и наладить взаимоотношения с Церковью, со святыми некоторым упрощением: этот святой помогает таким образом, а этот святой помогает другим образом. На самом деле это не так!

Святой достиг своей святости перед Богом, поэтому имеет дерзновение просить у Него о любой жизненной проблеме. Неважно, святой — целитель, или святой — прозорливый, или святой — постник. Когда мы читаем надписи над гробницами тех или иных святых, например: «Преподобный Ипатий, целитель Киево-Печерский», «Преподобный Пимен, постник Киево-Печерский», — то мы должны понимать, что так вкратце объясняется, какой величайший подвиг совершил святой. Если прп. Ипатий целитель за свою жизнь достиг дара исцелять, то это не значит, что он не может помочь человеку в каких-то других нуждах. Так же не значит, что прп. Пимен постник своим чудодейственным покровительством не сможет помочь в какой-то болезни.

Нужно стараться уважать память всех святых, которых канонизировала Церковь, и обращаться в молитвах ко всем преподобным. Не обязательно привязываться к конкретному святому.

Вместе с тем следует вспомнить о таком понятии, как «местночтимые святые». Понятно, что поскольку мы живем в Киеве, в Украине, то для нас ближе исторически, ментально те святые, которые подвизались именно на украинских землях. Соответственно мы больше почитаем, молимся тем святым, поклониться мощам которых можем. Хотя так же мы просим помощи у свт. Николая, который не был здесь прославлен, но он все равно помогает всем людям, которые обращаются к нему с верой и просят о помощи.

— Чего не стоит делать, посещая пещеры?

— Категорически нельзя делать того, что является надругательством над святостью, над святым местом. Даже если человек нецерковный и вообще неверующий, он должен быть элементарно воспитанным и понимать, что это место является святыней для десятков тысяч людей, которые постоянно приходят сюда для того, чтобы помолиться, чтобы открыть свою душу Богу и преподобным. Понятно, что нужно хотя бы прилично себя вести в пещерах: не смеяться, не ломать, не крушить, не бить, не распивать алкогольные напитки и так далее.

То есть следует соблюдать правила элементарного воспитания.

— Расскажите, пожалуйста, как проходит день в пещерах.

— День в пещерах проходит в зависимости от монастырского графика, то есть от того, в какой день в лаврских пещерах совершаются богослужения. Поскольку мы служим и в Дальних, и в Ближних пещерах, то существует поочередное совершение Божественной литургии. Одну неделю служится Литургия в Ближних пещерах, следующую неделю — в Дальних пещерах.

Например, эту неделю Божественная Литургия совершается в Дальних пещерах. Тогда насельники монастыря, которые несут послушание в пещерах, открывают Дальние пещеры в половине пятого утра. Раньше всех приходит дежурный священник, готовит все к богослужению, совершает проскомидию. Затем подходят богомольцы, которые собственно приходят помолиться. После Литургии пещеры остаются открытыми в течение дня. А уже в половине пятого вечера пещеры закрываются, поскольку нужно навести порядок после паломников. Затем братия, которые дежурят и трудятся в пещерах, посещают вечернее богослужение. После насельники идут на трапезу и отдыхать, чтобы на следующий день снова открыть пещеры в половине пятого утра.

Если богослужения не совершаются на этой неделе в Дальних пещерах, то их открывают в 8 утра. Так сделано для того, чтобы паломники и прихожане Киево-Печерской Лавры после ранней Литургии, которая завершается примерно в 8 часов утра, смогли приложиться к мощам преподобных. Но закрываются пещеры, как обычно, в половине пятого вечера.

— Есть ли какая-то особая «процедура» ухода за святыми мощами преподобных?

— В зависимости от богослужебного круга Православной Церкви мы переодеваем преподобных в облачения того или иного цвета. На период Великого поста преподобных переодевают в фиолетовое или черное облачение, на Пасхальный период — в красное, после Пасхального периода, перед праздником Троицы — в зеленое облачение, в котором преподобные остаются до следующего Великого поста. Поскольку зеленый цвет не только символически отражает праздник Святой Троицы, но и «принадлежит» святым монахам, прославленным в лике преподобных.

Один раз в год, обычно в июне, в Петров пост, мощи преподобных переносятся в помещение.

Сами мощи мы не просушиваем, они остаются в раках, просушиваем только облачение, поскольку в пещерах есть определенная влажность, поэтому возникает такая необходимость.

Конечно, каждый день мы протираем раки, стараемся следить за порядком. Если тот или иной паломник что-то зацепил или сломал, сразу ремонтируем.

— Не страшно касаться таких святынь?

— На самом деле я бы назвал это не словом «страх», а словом «благоговение». Потому что прикоснуться к святости никогда не страшно, всегда в сердце возникает благоговение.

Переоблачение преподобных — это не просто в очередной раз переодеть, это особый момент, который сопровождается молитвой. Монах читает акафист, Псалтирь, совершается молебен, а по окончании процедуры переоблачения служится благодарственный молебен преподобным.

Всегда в это удивительное время звучит молитва.

Страха не бывает, бывает только благоговение с пониманием того, что, во-первых, ты прикасаешься к святости, во-вторых, ты прикасаешься к истории, прикасаешься к телам тех людей, жизни которых хотелось бы подражать.

— Как следует провести день памяти преподобных Печерских, в Дальних пещерах почивающих?

— Этот день нужно проводить так же, как и любой день, который посвящен памяти того или иного святого или того или иного евангельского события.

Желательно, по возможности, посетить богослужения, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Также важно стараться провести этот день в благоговении и в помощи другим людям какими-то добрыми делами, подражая в этом преподобным Печерским, которые никогда не отказывали в помощи, даже после своего преставления. Люди постоянно идут к преподобным с молитвами и просьбами, и постоянно получают от них помощь.

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

День памяти

28 марта (переходящая) – 2-я Неделя Великого поста

Житие

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят:

  • прп. Антоний Первоначальник († 1073; память 10/23 июля и 2/15 сентября),
  • прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником († 1107; память 10/23 февраля),
  • прп. Иоанн Постник (XII в.; память 7/20 декабря),
  • прп. Иулиания дева, княжна Ольшанская († ок. 1550; память 6/19 июля),
  • прмчч. Феодор и Василий († 1098; память 11/24 августа),
  • прп. Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля/6 августа),
  • прп. Варлаам, игумен Печерский († 1065; память 19 ноября/2 декабря),
  • прп. Дамиан пресвитер, целебник († 1071; память 5/18 октября),
  • прп. Никодим просфорник (XII в.; память 31 октября),
  • прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января/11 февраля),
  • прп. Афанасий затворник († ок. 1176; память 2/15 декабря),
  • прп. Еразм черноризец (XII в.; память 24 февраля/8 марта),
  • прп. Лука, эконом Печерский (XIII в.; память 6/19 ноября),
  • прп. Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1/14 июня),
  • прпп. Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII в.; память 29 декабря/11 января),
  • прп. Нектарий Послушливый (XII в.; память 29 ноября/12 декабря),
  • прп. Григорий иконописец (XII в.; память 8/21 августа),
  • сщмч. Кукша, просветитель вятичей (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
  • прп. Алексий Затворник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
  • прп. Савва Богоугодник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
  • прп. Сергий Послушливый (XIII в.; память 7/20 октября),
  • прп. Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 7/20 августа),
  • прп. Пимен Многоболезненный († 1110; память 7/20 августа),
  • прп. Нестор Летописец († 1114; память 27 октября/9 ноября),
  • прмч. Евстратий († 1097; память 28 марта/10 апреля),
  • прп. Елладий Затворник (XII–ХIII вв.; память 4/17 октября),
  • прп. Иеремия Прозорливый († ок. 1070; память 5/18 октября),
  • прмч. Моисей Угрин († ок. 1043, память 26 июля/8 августа),
  • прп. Иоанн Многострадальный († 1160; память 18/31 июля),
  • прп. Марк Гробокопатель (XII в.; память 29 декабря/11 января),
  • прп. Никола Святоша, князь Черниговский († 1143; память 14/27 октября),
  • прмч. Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января),
  • прп. Онисим затворник (ХII–ХIII вв.; память 4/17 октября и 21 июля/3 августа),
  • прп. Матфей Прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября),
  • прп. Исаия чудотворец († 1115; память 15/28 мая),
  • прп. Аврамий Трудолюбивый (ХII–ХIII; память 21 августа/3 сентября),
  • прп. Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля),
  • прп. Сильвестр чудотворец (XII в.; память 2/15 января),
  • прп. Пимен постник (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
  • прп. Онуфрий Молчаливый (XII в.; память 21 июля/3 августа),
  • прп. Анатолий затворник (XII в.; память 3/16 июля),
  • прп. Алипий иконописец († 1114; память 17/30 августа),
  • прп. Сисой затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Феофил затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Арефа затворник († ок. 1195; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Спиридон просфорник (XII в.; память 31 октября/13 ноября),
  • прп. Онисифор исповедник († 1148; память 9/22 ноября),
  • прп. Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10/23 мая),
  • прп. Никон, игумен Печерский († 1088; память 23 марта/5 апреля),
  • прп. Феофан постник (ХII в., память 11/24 октября),
  • прп. Макарий (XII в.; память 19 января/1 марта),
  • прмч. Анастасий диакон (XII в.; память 22 января/4 марта),
  • 12 мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (XI в.; память 14/27 февраля),
  • прп. Авраамий затворник (ХII–ХIII; память 29 октября/11 ноября),
  • прп. Исаакий затворник († ок. 1090; память 14/27 февраля),
  • мученик Иоанн младенец (общая память с 14 тыс. младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, 29 декабря/11 января),
  • прп. Илия Муромец († ок. 1188; память 19 декабря/1 января),
  • прп. Никон Сухой (XII в.; память 11/24 декабря),
  • прп. Ефрем, епископ Переяславский († ок. 1098; память 28 января/10 февраля),
  • прп. Тит иеромонах († 1190; память 27 февраля/11 марта).
Читайте также:  Какие молитвы читать перед иконой казанской

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).

В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV веках. Помимо общей памяти 28 августа/10 сентября, каждый преподобный имеет свою память:

  • прп. Феодосий великоименитый († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа и 2/15 сентября),
  • прп. Моисей чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 28 июля/10 августа),
  • прп. Лаврентий затворник (ХIII–XIV вв.; память 20 января/2 февраля),
  • прп. Иларион схимник († 1066; память 21 октября/3 ноября),
  • прп. Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля),
  • прп. Мартирий диакон (XIII–XIV вв.; память 25 октября/7 ноября),
  • прп. Феодор, князь Острожский († ок. 1438; память 11/24 августа),
  • прп. Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря),
  • прп. Дионисий иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября),
  • прп. Феофил, архиепископ Новгородский († ок. 1482; память 26 октября/8 ноября),
  • прп. Зинон постник (XIV в.; память 30 января/12 февраля),
  • прп. Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января),
  • прп. Ипатий целебник (XIV в.; память 31 марта/13 апреля),
  • сщмч. Лукиан († 1243; память 15/28 октября),
  • прп. Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля),
  • прп. Павел Послушливый (XIII в.; память 10/23 сентября),
  • прп. Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля),
  • прп. Нестор Некнижный (XIV в.; память 27 октября/9 ноября),
  • прп. Памва затворник († 1241; память 18/31 июля),
  • прп. Феодор Молчаливый (XIII в.; память 17 февраля/1 марта),
  • прп. Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта),
  • прп. Панкратий затворник (XIII в.; память 9/22 февраля),
  • прп. Анатолий затворник (XIII в.; память 3/16 июля),
  • прп. Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
  • прп. Мардарий затворник (XIII в.; память 13/27 декабря),
  • прп. Пиор затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
  • прп. Мартирий затворник (XIII в.; память 25 октября/7 ноября),
  • прп. Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля),
  • прп. Вениамин затворник (XIV в.; память 13/26 октября),
  • прп. Кассиан затворник (ХIII–ХIV; память 28 августа/10 сентября),
  • прп. Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая),
  • прп. Евфимий схимник (XIV в.; память 20 января/2 февраля),
  • прп. Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта),
  • прп. Ахила диакон (ХIV в.; память 4/17 января),
  • прп. Паисий богоугодник (XIV в.; память 19 июля/1 августа),
  • прп. Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/7 декабря),
  • прп. Макарий диакон (ХIII–ХIV вв.; память 19 января/1 февраля),
  • прп. Пимен постник (XII в.; память 8/21 мая),
  • прп. Леонтий канонарх (XIV в.; память 18 июня/1 июля),
  • прп. Геронтий канонарх (XIV в.; память 1/14 апреля),
  • прп. Захарий постник (ХIII–ХIV вв.; память 24 марта/6 апреля),
  • прп. Силуан схимник (XIII–XIV вв.; память 10/23 июня),
  • прп. Агафон чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 20 февраля/4 марта),
  • прп. Игнатий архимандрит († 1435; память 20 декабря/2 января),
  • прп. Лонгин вратарь (ХIII–ХIV вв.; память 16/29 октября).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский († 992; память 30 сентября/13 октября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана († ок. 1053; память 21 октября/3 ноября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России († 1326; память 21 декабря/3 января); Алексий, митрополит Московский (Киевский) († 1378; память 12/25 февраля); Иона, митрополит Московский († 1461; память 31 марта/13 апреля), Филипп, митрополит Московский († 1569; память 9/22 января); Фотий, митрополит Московский († 1431; память 2/15 июля); Киприан, митрополит Московский († 1406; память 16/29 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ († 1098; память 28 января/10 февраля); Николай (в Древней России с именем Николай известно было три святителя: первый – Николай Грек, митрополит Киевский (1098–1101); второй – Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке (см. П. Строев. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб. 1877) и третий Николай – епископ Тмутараканский. Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский († 1108; память 31 января/13 февраля); Исаия, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский († 1060; память 15/28 октября), или Белгородский епископ († 1088); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов († 1123; память 6/19 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни.

Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).

Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).

Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.

Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля) (песнь 9-я, слава).

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

Икона Божией Матери Свенская (Печерская)

Одна из самых древних икон, дошедших до нашего времени из глубины веков – икона Божией Матери Свенская (Печерская). Как гласит предание, она принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского, который считается первым в истории русским иконописцем (почил ок. 1114 года). Алипий обучался этому искусству у византийских иконописцев, приглашенных для украшения Великой церкви в Киево-Печерской лавре.

Описание иконы

Образ, который являет Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, широко распространен, — Божья Матерь с Младенцем Иисусом на коленях, поднявшим руки в благословляющем жесте. По сторонам от Нее стоят святые основоположники монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские. Эта икона изображает их в виде старцев со свитками в руках.

Небольших размеров Свенская Печерская икона Божией Матери (67х42 см) дошла до нас в не слишком хорошем состоянии, на первоначальном красочном слое было много потертостей, на которых позднее делали записи, но нельзя не ощутить, какая благодатная сила от нее исходит. Многочисленные списки иконы можно увидеть сегодня во многих храмах.

История иконы

Первоначально икона находилась в Киево-Печерском монастыре, откуда и пошла ее слава чудотворной. А потом произошла поразительная история, зафиксированная в летописи. Князь Роман Михайлович, сын князя Михаила Черниговского, которого зверски замучили ордынцы за отказ отступиться от своей веры и причисленного за это к лику святых православной церкви, находясь в Брянске, вдруг утратил зрение.

Он много слышал о чудодейственных исцелениях, произошедших в Печерском монастыре, и понадеялся на силу чудотворной иконы. Туда был послан гонец с просьбой привезти ее в Брянск, чтобы князь смог испросить у нее исцеления. Архимандрит дал согласие, и икону повезли в Брянск на лодке.

Однако там, где в Десну впадает речка Свена, лодка неожиданно остановилась. Монахи, которые сопровождали икону, решили устроить здесь ночлег. Когда же наутро они собрались в дальнейший путь, то увидели, что икона пропала. Ее стали искать и, наконец, нашли на ветвях большого дуба в устье реки Свены.

Когда князю Роману сообщили о таком чуде, он, несмотря на слепоту, вместе с сопровождавшим его духовенством пешком отправился к этому месту. Дойдя до иконы, князь вознес страстную молитву, и тут же зрение его прояснилось настолько, что он смог увидеть тропинку и сразу же велел воздвигнуть на ней памятный крест.

Но полностью зрение князя не восстановилось, и он продолжал молиться, дойдя до того самого дуба. Пав на колени, он вознес свое моление Божьей Матери с просьбой вернуть ему зрение, и оно действительно стало лучше. Но полностью зрение вернулось к нему, лишь когда епископ, сняв икону с дуба, поднес ее князю и дал облобызать.

Тут же пред иконою был отслужен благодарственный молебен, а князь вместе со всеми свидетелями этого чудесного исцеления, начали рубить деревья и возводить храм Успения Богородицы.

Вскоре князь Роман основал монастырь на том самом месте, где произошло чудесное исцеление, а для иконы сделал оклад из золота и серебра. Из чудесного дуба, на котором была обретена икона, настрогали досок и обустроили ими обитель. Именно тогда, в 1288 году, 3 (ныне 16) мая установили празднование иконе, именуемой с тех пор икона Божьей Матери Свенская (Печерская). Почти 7 веков ее почетное место было в иконостасе справа от царских врат Успенского собора при монастыре.

Впоследствии все русские цари, бояре, вельможи и купцы в знак почитания иконы делали сюда щедрые вклады, рос и поток богомольцев, наслышанных о ее чудотворной силе.

Одно из самых значимых чудес было явлено в 1812 году, когда Брянск оказался под угрозой нашествия наполеоновских войск. Жители города совершили крестный ход, неся на руках икону Божией Матери Свенской (Печерской) и вознося молитвы Заступнице, чтобы она избавила город от французского нашествия. И их моления были услышаны – враг обошел город стороной. В память об этом чуде в Брянске стал каждый год 17 августа проводиться крестный ход.

Но все закончилось после революции. Обитель закрыли в 1924 году, все постройки, в том числе Успенский собор 18 века, разрушили, и неизвестно, что случилось бы с древней чудотворной иконой, если бы ее не спас знаменитый искусствовед Н.Н. Померанцев. Привезя ее в Москву, он передал икону на реставрацию, и после сложнейшей кропотливой работы она была помещена в Третьяковскую галерею, где находится по сей день.

В чем помогает Печерская икона Божией Матери

Перед этой иконой молятся о том, чтобы больным было даровано исцеление, чтобы утратившим зрение оно было возвращено, а также о том, чтобы освободиться от бесов и восстановить душевное здоровье и равновесие – таково значение этой иконы.

Молитва перед этой иконой укрепляет веру, дарует душевную стойкость перед лицом жизненных испытаний

Молитву перед ней возносят даже те, кто не верует в Бога, и просят помиловать их души и ходатайствовать за них пред Господом. Те же, кому была дарована такая милость, возносят молитвы в благодарение за спасение душ своих близких и родных, за ниспосланное исцеление.

Существуют молитвы, которые читают перед чудотворной Свенской (Печерской) иконой Божией Матери. Ниже молитва, тропарь и кондак.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, держа́вный покро́ве свята́го ме́ста сего́, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Своего́. Приими́ нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние, с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м, да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́ющи его́ све́том покая́ния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю Небе́сною ра́достию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в ми́ре и благоче́стии на ме́сте святе́м сем, да, без поро́ка преше́дше путь жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлости святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и всех преподо́бных Пече́рских и еди́ными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предве́чным Сы́ном Твои́м и Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Животворя́щим, Всеблаги́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь

Тропарь и кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской»

Тропарь, глас 4

Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.

Перевод: Сегодня светло торжествует Печерская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Печор».

Кондак, глас 3

Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.

Перевод: Дева сегодня невидимо предстоит в церкви и с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно прославляющих Ее безмерную милость к народу нашему, явившуюся в чудесном образе Ее, украшающем Печерскую обитель.

Современные чудеса Киево-Печерских святых

В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. По словам Его Высокопреосвященства, «До сего дня святые угодники Божии, почивающие нетленными мощами в лаврских пещерах привлекают к себе и безмолвно дают уроки наставления. Своим житием они подают пример терпения и стояния за веру. Испытания они принимали с радостью…
Молитвы святых о нас сильны перед Богом. Они не отделяются от нас расстоянием земли и Неба, но мы сами от них удаляемся безверием и леностью ко спасению.

Читайте также:  Какой молитвой освятить икону

Если придёте в пещеры, станете с молитвой у любой раки со святыми мощами преподобных отцов печерских — свидетельствую о совершении многих чудес, которые творит Господь по их молитвам. Когда мы надеемся только на себя и гордимся, Господь не слышит нас. Но Он помогает нам всегда, когда это необходимо, если осознаем, что без Бога не можем ничего…».

На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (см.: 1 Кор. 6, 19).

Если действия Божии в верующих христианах могут быть более или менее сокровенными, то в святых эти действия проявляются с особенно разительной силой. Это наглядно объяснял преподобный Макарий Египетский: «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого».

По словам митрополита Павла, «Учась у преподобных отцов печерских переносить злобу дня, ненависть, которая царит в мире, можем с Божией помощью проявить образ любви и милосердия, и тогда увидят все, что мы «ученики Христовы» (см.Ин.13:35), дети Божии и наследники Царствия Небесного».

Поэтому наиболее ценные для нас являются те примеры чудесной помощи Божией, которые относятся уже к нашему времени.
***
р. Б. Галина молилась, чтобы ее сын поступил в аспирантуру на бюджет. Было всего 2 места, шансов никаких. В Дальних пещерах молилась возле святых Глав, в Ближних пещерах просила Нестора Летописца. Ее сын Михаил поступил в аспирантуру.
2014 г.

***
р. Б. Людмила в Ближних пещерах молилась младенцу мученику Иоанну. Зачала дитя. До этого 5 лет не могли зачать ребенка.
2014 г.

***
р. Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя.
2014 г.

***
Пишет грешная мать за помощь моей дочери Елене, которую дал Господь по молитвам к преподобному Ипатию — целебнику Киево-Печерской Лавры.
Моей дочери поставили страшный диагноз и она уехала на лечение в Израиль. А я пошла в Киево-Печерскую Лавру и к угодникам Божиим Антонию, Феодосию, Ипатию целебнику, Агапиту и Всем святым Киево-Печрской Лавры.
Просила помощи в излечении болезни и прощения наших грехов. Диагноз в Израиле не подтвердился, но врачи сказали, что вовремя обратились.
Благодарю Господа и Угодников Божиих Печерских, Ипатия Целебника.

***
Зі мною сталося чудо в Ближніх Печерах. 12 років тому на мені зажила рана за один день. Рана, яку лікували 2 місяці у лікарні. Також це повторилося у 2007 році. Я приїжджала спеціально прикластися до мощей Преподобних Печерських.
Зараз я приїжджаю на рік 3-4 рази помолитися у Лаврі.
Р. Б. Ніно

***
В 2011 году перед операцией (онкология) приехала в Киево-Печерскую Лавру на поклонение святым мощам. Операция прошла успешно. В 2013 году снова приехала к святым мощам Преподобных Печерских.
Приехала, чтобы поблагодарить.
Р. Б. Ирина Россия. Москва.

Ваше Высокопреосвященство, Владыка Павел! В пещерах покоятся святые мощи более 120 угодников Божиих. Читая Печерский Патерик, не перестаешь удивляться их подвигам и чудесам, которые, судя по количеству, в то время были нормальным явлением. Сейчас же, кажется, и святых отцов стало меньше, и про чудеса редко слышно… Так ли это?

— Столько мучеников и исповедников было на протяжении 20 века! Да и в наше время их ничем ни меньше, но мы их не знаем. Почему? Сейчас меньше интересуются духовностью и их никто не видит.

Нельзя сказать, что святых стало меньше, возможно их еще больше.

Когда у подвижников спрашивали, есть ли в их время духовники, они отвечали, что есть. «Но почему они нам не явлены?» — удивились вопрошающие. «Потому что вы их не слушаете» — следовал ответ. Святых Русской Церкви не счесть ни в истории, ни современности. До сих пор православные терпят гонения за веру от сектантов и раскольников. Сегодня христиане, живущие в местах, где нет православных церквей – уже исповедники.

Почему Господь явил сразу так много святых в XI-XII веках?

— Потому что люди с горячей верой пришли к Богу и забыли о своих насущных земных проблемах. Они всем сердцем сошлись в единстве с Богом. Сколько бояр, сколько людей высшего общества уходили в монастырь в то время! Что их влекло? Их влекла любовь к Богу.

И часто бывает, что не столько наша проповедь имеет значение, сколько наша жизнь. Преподобные в древности стяжали горячую веру, хотя не имели никаких учёных степеней.

Мощи преподобных Печерских уже девять веков лежат в пещерах, но они продолжают проповедовать. Если бы люди не чувствовали от них благодати, они сюда не приходили бы.

Люди чувствуют от них благодать и поэтому приходят к ним, получая наставления от примера их жизни и всё необходимое по их молитвам. Сегодня для верующих совершаются чудеса, а для неверующих и Воскресший Христос не приносит никакой радости. Есть чудеса и много чудес. А мы имеем столько преподобных и не верим, потому что окаменели сердца наши.

То есть если бы сейчас люди обратились к Церкви, то и сейчас так открыто были бы явлены такие угодники и в таком количестве?

— Вы знаете, есть много угодников Божиих, но Господь видимо попускает нам не видеть их из-за нашей холодной молитвы. Что такое молитва? Это беседа с Богом, это наша культура поведения, это наша одежда, это наше собрание на молитву. Мы одеваемся как попало на пир Царя, Которого мы телесными глазами не видим, но чувствуем Его присутствие. Как мы себя ведем во время молитвы? Толкаемся, ругаемся. Когда идет молитва, мы смотрим на телефоны, читаем сообщения. Вообще думаем о мире, но только не о благе своей души. И если бы мы молились как Симеон Новый Богослов, как Мария Египетская, то мы тоже подымались бы на полтора метра от земли. Святым отцам Киево-Печерским не нужно было света свечи в пещере. Им Свет Небесный освещал Псалтырь, которую они читали, и то ложе, которое они орошали слезами покаяния. Вот это молитва! Есть конечно люди, которые молятся горячо, потому что если бы не было праведников, то мир уже не существовал бы.

«Где двое или трое собраны во имя Мое, Там и я посреди них» (Мф.18, 20). И я верю, что Христос всегда с нами на службе. И даже, если ты один беседуешь с Ним наедине, то Он рядом с тобой. Не надо искать Его где-то. Близость с Богом открывается в молитве сокрушенного сердца.

Не стала ли молитва преподобных отцов о просящих их помощи менее действенна, чем при жизни этих святых?

— Сегодня мы живем рядом с этими преподобными. Они не умерли – они живы, это мы умерли. Потому что мы забываем молиться им, мы ездим на Афон, и в другие святые места. А вот своих святых, которые свидетельствуют нам о Христе, мы не знаем.

Господь сказал, что если зерно не умрет – оно не принесет плода. Если при жизни единицы людей знали угодников Божиих, то после смерти их знает весь мир, потому что Господь оставил их нетленные мощи. Если раньше преп. Агапит прятался от всех, то сегодня он проповедует всем. Все преподобные прятались в пещерах от народа. Сегодня они вместе с народом и народ на протяжении тысячи лет идет к ним, и их благодать не оскудевает. И подземелье стало небом, потому что там и мученики, и исповедники и подвижники, которых недостоин весь мир.

В молитвах преподобным отцам Печерским прямо сказано, что мы отдалены от них не столько расстоянием, — сколько нашей греховностью.

Владыка, как вы думаете, о чем людям следует, прежде всего, просить Печерских угодников Божиих?

— В первую очередь, нужно просить о прощении своих собственных грехов, о покаянии. Мы думаем, что мы можем что-то изменить в этом мире. Ничего подобного, — пока мы не изменимся сами. Нам надо принять евангельские истины всем сердцем. Нужно молиться, чтобы Господь дал нам увидеть, прежде всего, свои грехи. Но мы видим только грехи других. Надо молиться о даровании веры. Если будет вера в Иисуса Христа нашего Спасителя, тогда все станет на свои места.

Владыка, есть люди, которые не могут по каким-либо причинам посетить Лавру. Можно ли получить помощь, призывая угодников Печерских в другом месте?

— Конечно, молитва не имеет границ, не имеет таможен и вообще какого-либо препятствия, кроме дьявольского. Он старается всячески отвлечь нас от истины.

Сейчас есть множество современных технологий. Есть Интернет, можно зайти посмотреть фотографии Лавры и храмов, передать имена, чтобы помолились. Все средства полезны, если они ведут ко спасению.

Что Вы пожелаете тем богомольцам, которые первый раз спускаются в пещеры и тем, кто там бывает часто?

— Я хочу попросить об одном – чтобы страх трепета никогда не оставлял вас. Никогда не оставайтесь глухими к своей совести. Не забывайте, что вы христиане, и получите вечную радость от Господа, Который всегда ждет нас.

Пускай всем Господь дарует силы и здоровье. И пускай все преподобные Киево-Печерские, которых вы призываете, будут вашими помощниками и ходатаями. Это Божественный полк святых угодников!

•••
Поступление в институт
Р. Б. Жанна молилась, чтобы ее сын поступил в институт на бюджет. В Дальних пещерах просила святого Феодосия. Сын поступил.

•••
Помощь в работе
По молитвам преподобного отца нашего Арсения Трудолюбивого неоднократно получал дополнительный заработок, поскольку основной зарплаты на семью из 4-х человек не хватало. Иногда после посещения пещер и молитвы к преподобному Арсению заработок оказывался в несколько раз больше, чем я рассчитывал.
Преподобный отче Арсение моли Бога о нас.

•••
Исцеление
У отца архимандрита Давида была операция на голове. Протоиерей Иоанн Волощук помазал его маслом от Мироточивых глав отцов Печерских. На следующий день шрамов на голове практически не было видно.
О. Давид — игумен монастыря Святой горы в штате Флорида.

21 сентября 2013г.

•••
Исцеление ноги (сахарный диабет)
Благодарю Господа и всех Отцов Печерских за Божию милость. Они исцелили мою маму. У нее сахарный диабет и врачи сказали, что необходима операция по удалению ноги. По воле Божией нам попало маслице от Мироточивых глав, помазали на ночь больную ногу, а утром все прошло. Нога стала здоровой. Врач сказал, что резать не надо.

•••
Зцілення очей
Восени 2011 року відбулося загострення хвороби очей. Лікування проходила в Центрі Мікрохірургії ока, у лікаря стаціонарного відділення.
Остаточного діагнозу не було встановлено, оскільки хвороба постійно прогресувала при кожному наступному огляді лікар ставила інший діагноз (коньюктєвіт, блефарит, запалення очного яблука). Під час останнього огляду виявили потемніння рогівки ока (парус). Збирався консиліум лікарів. Лікар сказала, що за 25-річний досвід роботи це був другий такий випадок. Лікування включало в себе ряд процедур: фізіопроцедури, антибіотики (4-го покоління), уколи. Результату це не дало. Після цього з її вуст пролунали такі слова: «Медицина безсильна… Мы использовали все возможные и известные мне средства..» І порекомендувала звернутися до «бабки». Хоча на той час ми з чоловіком не були особливо «сильні у вірі», все ж вирішили звернутись до православної Церкви. У Лаврі ми зустріли молодого послушніка, який порадив нам звернутись до отця-печерника за порадою, та за святим маслом від Мироточивих глав.
Чернець провів з нами серйозну бесіду і наголосив, що без віри та без молитви саме масло нам не допоможе. Але після цього відвів нас до Мироточивих глав і дав змогу прикластися до них та помазав очі святим маслом.
На наступний ранок ми з чоловіком помітили що запалення повністю пройшло (очі були ясні, не пекли, я могла сміливо дивитися на світло) У цей же день я пішла до лікаря. Який же був у неї здивований погляд. Вона почала мене розпитувати що мені допомогло, що дало такий результат. Що останнє з її призначень я приймала. Я відповіла, що останні 3 дні я взагалі ніяких ліків не приймала, а звернулась до православної Церкви, та ходжу 3- й день у Дальні печери Києво-Печерської Лаври, молюся та слізно прошу у Господа прощення та допомоги.

Мій чоловік як дитина, яка виховувалась у сім’ї лікарів теж переглянув свої погляди на життя. Після цього ми почали читати ранішні та вечірні молитви, ходити до церкви на всі великі свята, причащатися та сповідатися.
Дякуємо Господу що привів нас до віри, до Лаври.
Спаси Господи.

Наталля Вікторівна (1986 р.н.).

•••
Помощь от захвата квартиры. Исцеления
Р.Б. Фотиния неоднократно получала помощь в исцелении и житейских нуждах.
В 2013 году была угроза захвата квартиры. Человек, который угрожал, занимался колдовством. С молитвой обратилась к преподобному Титу Воину (мощи почивают в Дальних Пещерах). Его предстательством избавилась от этой напасти.

По молитвам к преподобному Агапиту Печерскому дважды получила исцеление от рака. В 2000-м году и в 2013.
Помазываясь маслом от Мироточивых глав, и сейчас получаю исцеление колен, плеч, локтей.
Благодарю Господа Вседержителя и Преподобных отцов Печерских.

р. Б. Фотиния.
г. Киев, 2014 г.

•••
Исцеление от рака
Меня зовут Ираида. Мне 55 лет. Мне поставили диагноз «серометра», этот диагноз позже подтвердили в НИИ ПАГа и в институте рака. Все специалисты рекомендовали сделать операцию. В конце марта я пришла в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры и Господь управил так, что я приложилась к Преподобным и к Мироточивым главам. С тех пор моя жизнь изменилась, я стала прихожанкой Киево-Печерской Лавры. По благословению владыки Павла заказала молебен о здравии св. Агапиту, молебен служил о. Филлип. О. Елевферий соборовал меня в апреле 2013 года.
В конце мая 2013 г. я срочно улетела к больной маме (ей 83 года, она упала и находилась в тяжелом состоянии). Я пригласила священника, ее исповедали, причастили и пособоровали, а через неделю освятили дом. И, Божией милостью, мама через 2 месяца поднялась и ходит. Врачи были очень удивлены, доктор сказал: «Вы у нас первая, кто поднялся после такой травмы и ходит».
Слава Богу за все.
Когда через несколько месяцев отсутствия в Киеве я вернулась и в конце сентября сходила на очередную консультацию, оказалось, что «серометры» нет. По молитвам к Преподобным Печерским, Божией милостью я получила исцеление.
Слава Богу за Его великую милость ко мне и моей маме Пелагее.

Читайте также:  О чем молятся иконе дионисия

•••
Исцеление от рака
У р. Б. Ирины обнаружили полип в желудке. После гистологии оказалось рак. В Дальних пещерах заказала молебен о здравии. Сделали повторный анализ. Оказалось, что всё хорошо.

•••
Исцеление от рака
Девочка Дарья. Рак крови и костного мозга (2008). 12 лет.
Молились в Киеве в Киево-Печерской Лавре. Взяли миро от святых Мироточивых глав. Каждый день читали акафист Преподобным отцам Печерским. С таким диагнозом дети в онкологическом диспансере умирали.
Даша перенесла сильнейшую химиотерапию и пересадку костного мозга. Поправилась. Сейчас 2014 год. Собирается замуж. Искушений много, но все преодолевается с молитвой.

Слава Господу Богу.
Р. Б. Дарья.
Республика Беларусь.

Икона Пресвятой Богородицы «Свенская» («Печерская»)

Свенская Печерская икона Божией Матери известна своими чудесами, которые происходили с верующими, молящимися ей. Она удивительна своей красотой и невероятными легендами, окружающими ее.

Однако все верующие знают, что Богу все возможно, поэтому приходят к святой Деве Марии с молитвами о ходатайстве и заступничестве ее за них, грешных, перед Святым Господом. Истории о чудесах святого лика «Печерской» подтверждают то, что Дева Мария всегда отвечает на искренние молитвы.

История святого образа

Свенская Печерская икона Божией Матери нарисована преподобным Алипием. Он был известным мастером иконописи и учился этому мастерству у мастеров Византии, которые прибыли в Киев по приглашению князя для росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Монах Алипий принадлежал к этой обители и после обучения стал иконописцем, первым на Руси. Неизвестны годы его жизни, до сегодняшних дней дошла лишь информация о дате его смерти — 1114 год.

Еще о православных лаврах:

  • Свято-Успенская Почаевская лавра
  • Свято-Троицкая Сергиева лавра
  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Для справки! Когда именно был создана доска Свенской Богоматери неизвестно, но благодаря преданиям, верующие 21 века могут узнать о чудесах, которые были совершены им.

Одно из самых известных чудес — это исцеление от слепоты князя Чернигова. Об этом повествует предание монахов. Летом 1288 года правитель Чернигова, гостивший в Брянске, ослеп. Это было по воле Господа, который сотворил этот недуг для демонстрации Своей силы и могущества.

Уже в ту пору доска была известна своими чудесами, услышав о которых, правитель послал гонца и своих священников в Лавру и ее обитель, и попросил настоятеля прислать чудотворную в Брянск, чтобы он мог помолится и приложиться к ней для исцеления.

После совета со всеми монахами архимандрит Печерской Лавры разрешил посланникам взять чудотворный образ.

Доставить доску решили по реке Десне, однако во время плавания лодка внезапно остановилась, плывущие решили, что это знак об отдыхе и, причалив, заночевали. Наутро никто не мог отыскать изображение Богоматери, и лишь спустя какое-то время оно было обнаружено среди ветвей раскидистого дуба в роще.

Все это произошло возле речки Свены, на холме. Ослепший государь узнал об этом чуде и пешком отправился к роще для молитвы. Придя, он молился со слезами об исцелении и пообещал построить на том месте храм и монастырь. Сразу же после молитвы зрение вернулось к князю. Снявши лик с дерева, епископ, бывший с князем, отслужил благодарственный молебен перед ним. Все люди после этого стали вырубать деревья на том месте, и вся древесина пошла на роспись икон.

Там же спустя какое-то время был воздвигнут храм с обителью, и назвали его «Успение Пресвятой Богородицы».

Хранилась доска в монастыре, построенным на том месте и покидала его только для реставрации в Москве, где ее поместили в оклад, состоящий из золота, серебра и украшенный обилием драгоценных камней.

Важно! С тех пор она известна как чудотворная, ведь способна возвращать зрение слепым, освобождать от бесов и творить другие чудеса.

Вернувшись в Печерскую Лавру, лик больше никогда не покидал пещер, в которых хранился. А монахи стали писать списки с него.

Значение иконы

Удивительной красоты Свенский образ размером 67×42 см.

Несмотря на небольшой размер, он вмещает в себя:

  • восседающую Святую Деву Марию;
  • Младенца Христа;
  • Феодосия Печерского;
  • Антония Печерского.

Из-за своего возраста картина достаточно потерта и на ней много надписей более поздних датировок, однако, несмотря на это, все еще хорошо можно разглядеть изображенных персонажей. Пречистая Дева сидит на троне так, что ее правая нога опирается на маленький камень, а левая — на амвон. Сам трон золотой, а его подножие сделано в виде арок. Младенец Христос находится у Богородицы на левой руке и благословляет людей своими перстами.

Основатели русского иночества Феодосий и Антоний стоят по правую и левую руку Богородицы соответственно и держат свитки. Феодосий изображен с непокрытой головой и в мантии, а вот Антоний облачен в схимнические ризы.

Феодосий и Антоний — это основатели монашества на Руси, которые создали восточную ветвь христианского монашества. Феодосия канонизировали третьем на Руси, сразу после невинно убиенных князей Бориса и Глеба. Они держат свитки, на каждом из которых написана молитва к святой Деве и прошение о помиловании Руси.

Читайте о других православных святых:

Богородица, изображенная на троне, символизирует ее силу как Царицы Небесной. Так часто изображали Деву Марию, стремясь показать ее силу и могущество на земле. Этот образ повторяется почти в каждой иконе, написанной в Византии.

В чем помогает образ

Свенская Богородица известна множеством чудес, сопровождающим ее на протяжении всего существования. Монахи задокументировали многие из них, и сегодня можно прочесть о тех чудесах в их хрониках. Перед ней проводились все таинства от венчания до крещения, и она всегда была почитаема, независимо от места ее нахождения, будь то Киев или Брянск.

Молиться Господу перед иконой Богоматери Свенская следует о:

  • исцелении больных;
  • возвращении зрения;
  • освобождении от бесов;
  • восстановлении душевного здоровья и равновесия.

Верующие просят перед ликом об укреплении веры и о стойкости в испытаниях, а неверующие молятся ей о помиловании их душ и ходатайстве перед Господом.

Важно! Часто перед ликом возносят молитвы благодарения за спасения душ родных и близких, за исцеления и милость Господа.

Месторасположение лика

Сегодня найти образ Богородицы можно в Третьяковской галерее, где он хранится как памятник иконописи.

А вот оригинальный образ (по крайней мере самый древний) так и остался в Киево-Печерской Лавре. Он хранится в Дальних пещерах возле гроба святого Феодосия.

Есть список Свенской Богородицы в храме Всех преподобных Печерских, который также был написан монахами из Лавры во второй половине 19 века. Он хранился там же до 1930 года, а позже его прятали от советской власти монахини и архимандрит Спиридон. После смерти архимандрита икона была возвращена в Лавру по его завещанию.

Сегодня ее можно увидеть на напольном киоте.

Важно! Каждый год 3 и 16 мая священник совершает молебен перед иконой и читает акафист, который можно читать и дома вместе с молитвами Свенской Печерской иконе Богородице.

Молитвы всем преподобным Киево-Печерским

Столп огнезрачный и светоносное солнце, возсиявшее на горе Печерской, великаго Антония со всем собором Богоносных отец приводим Тебе, Христе, в молитву, ихже ради молим, подаждь обители нашей благодать и душам нашим велию милость.

Кондак всем преподобным Киево-Печерским, глас 2-й

Лик постнический собрася умне, мысленныма зряще очима, приидите, людие, хвалами почтите, покланяющеся мощем их, любовныя принесите дары, тии бо суть к Богу ходатае и молитвенницы о душах наших.

Величание всем преподобным Киево-Печерским

Величаем вас, преподобнии отцы наши Печерскии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Молитва первая всем преподобным Киево-Печерским об укреплении веры, возрождении России

Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

Молитва вторая всем преподобным Киево-Печерским о покровительстве Киеву, помощи в преодолении тяжких жизненных ситуаций

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере свя­тей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва третья всем преподобным Киево-Печерским о наставлении на путь истинный

О преподобнии и богоноснии отцы наши Афонстии, светила земная пресветлая, от пустынных удолий Святыя Горы Афонския, в Церкви Православней славно просиявшии, и Святую Гору вселения вашего жития добротами онебесившии, всю же вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес Божественных блистании удивившии. Ныне смертным западом вы плотски на время во гроб зашедше, душами вашими со Христом, Солнцем правды, суще праведницы, просвещаетеся яко солнце во царствии небеснем, идеже молитвенныя ваша, к Богу, Свету истинному, лучи простирающе, не забудите и нас, чад ваших духовных, в нощи страстей и скорбей пребывающих, свыше благодатными призирати осиянии, яко да во свете добродетельнаго жития вашего право ходяще путем заповедей Христовых, сподобимся зрети свет неприступныя славы Божия, хваляще купно с вами в Троице Святей славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа в нескончаемыя веки. Аминь.

Молитва четвёртая всем преподобным Киево-Печерским о том же

Преблаженнии, приснославнии, преподобнии отцы, святии первоначальницы Печерстии, Антоние и Феодосие, свыше Богом дарованнии, двоице благодатная, союзом совершенства, любовию к Богу и ближнему соединенная, не точию в жизни сей временней друголюбне трудившиися о пользе душевней иночествующих и в мире благочестно живущих, но и по отшествии своем в жизнь вечную обещавшиися пособствовати всем и молитися ко Господу Богу и Пресвятей Богородице о спасении всех, наипаче грешников, от нихже первый есмь аз. К вам, угодником Божиим и Пресвятыя Богородицы, яко истинным ходатаем спасения, притекая, смиренно молюся: предстаните мне в помощь, узами грехов связанному, и помолитеся о мне, купно же и всех наследников богоугоднаго вашего жития и наследников Царствия Небеснаго подвигните на многомогущия молитвы, всех бо вас, недостойный, призывати на заступление дерзаю, желая от всех грехов моих вами свобождение получити. Вси преподобнии отцы Печерстии, богоугодно трудившиися и нетленно в пещерах почивающии, святии иерарси, священноначальницы, священноиноцы, постницы, мученицы, девственницы, чудотворцы, вы есте род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, известителие добродетелей из тьмы тленныя сея жизни Призвавшего вас в чудный свет, вас бо не земля потаила есть, аще же киих и потаила, под спудом почивающих, но, верую, яко всех небо прияло есть, и яко славы вашея исповести, тако и имен ваших исчести ми невозможно, множеству бо звездному уподобистеся, разве Сам, исчитаяй мно­жество звезд и всем им имена нарицаяй, исповеданный от вас на земли Царь славы Христос, всех вас, преподобных Своих, по имени написанных на небесех, исчитает и совершенно исповедует пред Отцем Своим Небесным. Помозите мне, грешному, в сокрушении и смирении сердца моего припадая, молюся вам, свет суще миру и светильницы, из под спуда пещернаго поставлени душами на свещнице небесной, осиявайте мя, омраченнаго наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходящ, не преткну о камень ноги моея. Вы есте сосуди, в честь избраннии, исполненнии благодати Божия обильно, молю: сподобите мя, грешнаго, от исполнения вашего прияти. Вы есте соль земли, аз же есть земля, будите мне солию, соблюдающе всецело душу и тело мое от согнития греховнаго. Вси вы, преподобнии Печерстии, врачеве благодатнии, исцеляющии всяк недуг и всяку язю в людех, молюся вам, святии: исцелите и моя душевныя и телесныя язвы, да достойно прославлю Бога в души и телеси моем, всех вас во всем благодаря. Вы бысте алчущии и жаждущии правды, ныне же блаженнаго обеда в Царствии Божии достойно насыщаетеся. Смиренно колена сердца моего преклоняя, молю вас: подадите и мне, алчущему и жаждущему, тояжде благодати поне от крупиц, падающих от трапезы вашея, и насытите душу мою тщу и душу алчущу исполните благ. О всещедрии господие, всех вас Добрый Пастырь пасет, и ни что же вас уже лишит. Вашими благоприятными молитвами соделайте, да и мне, аще и недостойнаго, ничтоже лишит благо, можете бо, преподобнии вси, всем вся о укрепляющем всех вас Иисусе Христе. Будите, угодницы Божии, и мне, окаянному, вси вся, да с прочими всеми и мне, к вам всеусердно притекающаго, приобрящете. Аще бо много может молитва единаго праведника, поспешествуемая во благое, кольми паче вас, праведных и преподобных многих, могут молитвы вся у всемилостиваго Бога. Не два или трие во имя Христово собрани есте и не два совещастеся на земли просити во имя Христово Отца Небеснаго, но велие множество вас, о преподобнии, помолитеся о мне, едином от грешных, аз же верую, яко Бог, прославляемый в совете всех вас, преподобных Своих, услышит прошение собранных и совещанных во имя Его. Изгубих, окаянный, грехопаденьми моими благодать Божию, вы, святии Печерстии, множеством своим поищите, молю, воистину обрящете. Увы мне! Затворены предо мною, недостойным, двери милосердия, вы, преподобнии угодницы Божии, вси потолцыте, и отверзутся вас ради мне, грешному, яко да и аз к вашему множественному числу с большею вашею славою вашими святыми молитвами причтен быти сподоблюся. О достохвальнии, преподобнии отцы Печерстии! Вы есте радование Царя Небеснаго, вы благоприятная жертва Вышняго, вы граждане новаго Иерусалима, вы наследницы Царствия Божия! Тако бо вси текосте, яко и желаемое постигнусте. Молю, и моим ногам благое течение в пути заповедей Господних соделайте и желаемое постигнути грешнаго мне сподобите вашими многомощными ходатайствы, да, вшед в дом Царствия вечнаго, возрадуюся и возвеселюся, благодаря всех вас, преподобных, о таковой любви вашей ко ближнему, и купно с вами восхвалю и возвеличу во хвалении Единаго в Троице Пресвятей, от всея твари на небеси и на земли хвалимаго, благословимаго и покланяемаго Всемилостиваго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, с Пречистою и Присноблаженною Девою Богородицею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий