Когда молятся икона костомаровская

Пещерный монастырь в селе Костомарово. Отчет для участниц темы “Скоро Пасха2” Много букв и фото 🙂

Здравствуйте, все уважаемые СтранаМамочки!
Вот и собралась я с духом рассказать о своей поездке к святым местам, которая произошла в июле этого года.

В предисловии расскажу, почему так озаглавила свой пост.
В апреле 2013 года МамаАленушка создала тему “Скоро Пасха” и пригласила всех планюшечек к коллективной молитве за всех (собрали имена). А через год Л е н о ч к а решила повторить этот опыт и создала тему “Скоро Пасха 2” (https://www.stranamam.ru/post/7555034/), где все желающие снова написали свои имена. С некоторыми девочками мы поболтали, поделились своими переживаниями, своими поездками по святым местам и т. д., своей Верой.
И вот когда мы собрались с мужем и мамой в Воронежскую область посетить женский монастырь, я вспомнила про всех девушек и взяла с собой списочек с именами пар, который писала к Пасхе (чтобы молиться за всех).

Теперь напишу про монастырь. Это выдержки из статей, по которым я узнала об этих местах

Спасский Женский Епархиальный Монастырь в селе Костомарово – это уникальный комплекс пещерных храмов VIII-X вв. на бескрайних просторах Воронежской области. (http://vseprootpusk.ru/kostomarovo-spasskij-zhenskij-eparxialnyj-monastyr)

Уникальная природа Придонья сподвигла древних христиан, пришедших сюда, по легенде, еще в восьмом веке создать здесь обитель душевного покоя и самосовершенствования. В здешних меловых пещерах скрывались отшельники, бежавшие от гонений – как в древние времена, так и в более близкие к нам: во времена католической унии на Украине здесь селились монахи-беженцы.
Именно они и основали Костомаровский Спасский монастырь, изначально бывший скитом Белогорского мужского монастыря. Его рукотворные постройки тесно переплетаются с творчеством самой природы – меловыми столбами-дивами и пещерами. Иссушеные жарким южным солнцем земли напоминают родину христианства – Палестину, а весь пейзаж – места страданий и подвигов Иисуса Христа: Голгофу, Фавор, Гефсиманию.

Монастырь просуществовал семь веков. В революцию 1917 года он был закрыт, но часть насельников остались жить в пещерах. Последнего их обитателя, старца Петра (Еремеенко), перед Великой Отечественной войной отправили в тюрьму, где он скончался. Ныне прославлен в лике святых как священномученик. Во время войны пещеры использовались в качестве бомбоубежищ.

После Победы монастырь открылся как храм для местных жителей и вновь был закрыт во время гонений при Хрущеве – комиссия оценила его условия как “не отвечающие элементарным санитарно-гигиеническим нормам”. По некоторым данным, местное население также относилось к монастырю с агрессивной неприязнью: разрушали знаковые меловые столбы, сожгли постройки, а дети использовали старинные писаные на железе иконы вместо санок зимой.

И лишь через восемьдесят лет после Октябрьской революции монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Три монахини – Серафима, Иоасафа и Дионисия принялись восстанавливать разрушенную обитель и преуспели в этом: возродились разрушенные храмы, был построен новый, появилась дорога и гостиница для паломников. (http://pds.su/puteshestviya/chernozemje/kostomarovo-v-voronezhskoj-oblasti-kostomarovskij-spasskij-monastyr-i-peshchery.html)
В начале 90-х годов пещерные храмы были переданы Воронежской епархии, а с 1997 года начал возрождаться Спасский монастырь.

Главная достопримечательность монастыря это Собор Спаса Нерукотворного образа. Это пещерный храм. Вход в него – две известняковые скалы, увенчанные куполами (меловые Дивы). Службы в нём проводятся только по великим праздникам. Но дверь в нём всегда открыта для посетителей – после утренней службы до вечерней.

  • Поделиться

Прямо из храма есть в ход в церковь в честь св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К сожалению, она была на реставрации, и мы не побывали там, хотя мама моя, Вера, да и я тоже, очень хотели этого.

Также в меловой скале есть отдельный вход в Храм в честь преп. Серафима Саровского. Особо почитаемый святой в монастыре. Иконы в этом храме высечены прямо в стене из мела умельцами-мастерами. В свете свечи, они будто оживают.

  • Поделиться

Ежедневные Богослужения проводятся в церкви иконы Божьей Матери “Взыскание Погибших”. Она построена совсем недавно.

  • Поделиться

По горе разбросаны входы в малые пещеры, где ранее жили монахи. После возрождения монастыря они были реставрированы и укреплены.

  • Поделиться

Одной из самых длинных пещер в меловой горе в Костомарово – является «Пещера покаяния». По преданию, в ней священник принимал исповедь. В наши дни, «Пещера покаяния» пользуется большой популярностью среди гостей Костомаровской земли, хотя священника здесь уже нет. Это место намолено веками! И сегодня в нем читают молитвы сестры Спасского женского монастыря. Сюда выстраивается многочасовая очередь, чтобы пройти путь длинной в 20-30 метров в узком, темном (освещается свечками прихожан), холодном помещении, покаяться во всех грехах своих, побыть наедине со своими мыслями, поблагодарить Бога за все, попросить Его помощи снова и снова.

  • Поделиться

Монастырь находится на склоне горы, называемой по святоземельному образцу “Голгофой”. У вершины ее – новопостроенная часовня Распятия Господня, а на самой высокой точке – деревянный крест. Ранее существовала традиция засовывать в щели креста записочки с заветными желаниями. Монахини просят не делать этого, и записки кладут на подоконники часовни.

  • Поделиться

  • Поделиться

В двух километрах, на берегу Дона, находится святой источник, посвященный Тихвинской иконе Божьей Матери.

  • Поделиться

Еще интересно и подробно про монастырь написано на сайте http://svet.ruspalom.ru/materials/33#x. А так, если кто заинтересуется – поищите через поисковики, можно найти много отзывов с фотографиями.

Главные Святыни монастыря, к которым едут многие паломники – это 2 иконы: Костомаровская икона Божьей Матери (Расстрелянная) и икона Труд Святого Семейства (или Святое семейство – учитель труда).

1)
Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В. В. Шокаревым.

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующим было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался меткий дотоле солдат попасть в лик Богородицы или Богомладенца, из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе по сей день отчетливо видны отверстия от шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря. (http://www.vidania.ru/icony/icon_kostomarovskaya.html) А вернее, в Спасском соборе (пещерном) находится копия этой иконы. Сама же икона перенесена в церковь иконы Божьей Матери “Взыскание Погибших” (нижний храм).

2)
Икона Святое семейство – Учитель труда.
К сожалению, я нашла очень мало информации про эту икону, практически ничего.
Эта икона очень почитаема за чудотворения. Многие молившиеся перед ней получали просимое – в основном, по семейно-житейским нуждам: работа, здоровье, укрепление семьи, да мало ли у каждого таких проблем? Также просят о благополучном возвращении с военной службы. Монахиня в свечной лавке рассказывала, что во время войны монашки и Костомаровские женщины молились перед ней о возвращении своих отцов, сыновей и мужей, и все они вернулись живыми; как после молебна перед этой иконой родители нашли сына, пропадавшего в чеченском плену.

Так вот причиной нашей поездки была первая икона – Божьей матери. Дело в том, что мама увидела её во сне. Стала искать. Причем в нашем родном городе (Фролово, Волгоградская обл.) в церкви есть очень похожая икона. Маме сказали, что это список с Валаамской иконы. Мама нашла в интернете фотографии, но она тоже была не совсем похожа на ту, что явилась во сне. Потом мама наткнулась на Костомаровскую икону, на описание монастыря и твёрдо решила ехать. Меня долго уговаривать не пришлось.
Однако когда мы поднялись и вошли в Спасский храм в Костомарово, я походила по залу, а потом подошла к иконе Святое Семейство. Я поняла, что Я-то ехала именно к ней. Не знаю, почувствовала что-то. Я сначала долго молилась у иконы о своём семейном счастье а потом просто достала из сумки списочек с именами и зачитала их все, попросила дать этим парам долгожданных деток.

Я очень надеюсь, что мои молитвы будут услышаны, что всем этим девушкам будет дано их семейное счастье, может – не сразу, может – придется пройти ещё определенный путь. Я вот очень порадовалась, когда зашла в тему “Скоро Пасха 2” и по аватарка посмотрела, что 3 девушки сейчас на сроке от 8 до 15 неделек
Лично у меня пока ничего не изменилось в плане Видимо, ещё не время. Наверное, необходимо было очистить наши отношения с мужем. Произошли определенные события в нашей с ним жизни, кое-что всплыло. Теперь, я думаю, мы готовы к встрече с нашим аистом.

Читайте также:  На успение какой иконе молиться

И напоследок, я всем рекомендую съездить в эти чудесные места! В Придонье вообще много замечательных, в том числе святых мест. В Костомарово я ощутила такой покой и умиротворения, такое единение с природой и Богом-Творцом. Хочется вернуться туда снова. А в храме, в этих пещерных сводах, где пахнет свечами, ладаном, стариной, немного сыростью. ощущения просто непередаваемы!

Загадки подземной православной церкви в Костомарово

Храм в деревне Костомарово уходит в глубь меловых скал. Под толщей породы скрыты длинные коридоры и небольшие галереи, в которых молятся паломники. Здесь же находится важная православная реликвия — икона Валаамской Божьей матери. Церковь напоминает укреплённый форт, скрытый от любопытных глаз.

Ни вентиляции, ни окон внутри храма нет. Длинные коридоры, выдолбленные в породе, полностью изолируют паломников от окружающего мира. Внутри храма очень тихо и немного сыро.

Что скрывает древний храм в Костомарово и куда ведут его длинные коридоры и ходы? Фактрум разобрался в сложной архитектуре церкви и выбрал самые интересные исторические заметки об обители.

Запутанная история храма в Костомарово

Никто не может сказать точно, когда был построен храм. Считается, что подземная церковь возникла здесь в XVIII веке н. э., когда в Византии еретики страдали от гонений. Создание храма-крепости под Воронежем казалось отличной идеей. Сначала здесь появились катакомбы, в которых верующие активно молились. Позже над землёй выросли небольшие здания.

Согласно одной из легенд, подземный храм был создан самим Андреем Первозванным 2 000 лет назад. Апостол прибыл в эти земли для просвещения скифских народов. Ученик Христа увидел в скифах последователей, которые в будущем станут защитниками веры. Именно тогда в меловых породах выдолбили первые пещеры и ходы.

Ещё одна теория приписывает создание храма давлению польской шляхты на Малороссию. В результате гонений иноки вынуждены были уходить в глушь. Одна из групп иноверцев остановилась под Воронежем и основала здесь монастырь. С течением времени подземные ходы разрастались, а количество галерей увеличивалось.

Подземные коридоры и галереи

Главный вход в пещерный собор украшают дивы, между которыми, собственно, и вырезана дорога под землю. Дивы — это своеобразные меловые столбы, которые часто встречаются в Воронежской области. Сам храм полностью вырезан в небольшой горе, состоящей из мела. На входе туристов встречают привычные атрибуты: небольшой столик со свечками, молитвами и коробочкой для пожертвований. Некоторые ходы задрапированы, некоторые перекрыты деревянными дверьми. Такие ограничения напоминают паломникам о том, что подземный храм — территория действующего Спасского монастыря.

Своды храма поддерживаются двенадцатью колоннами из мела. Монолитная структура подземных тоннелей наводит на мысль, что храм способен выдержать даже длительную осаду. Ни в длинных коридорах, ни в просторных галереях нет окон. Естественный свет заменяют слабые отблески свечного пламени.

Святая икона воронежского храма

Главная святыня храма в Костомарово — икона Валаамской Божьей Матери. На иконе ясно видны следы от шести пуль. Ходит легенда, что изображение пытался в упор расстрелять ворвавшийся в храм красноармеец. Целился он в лики Христа и Богородицы. Однако так ни разу и не попал. Некоторые реликвии костомаровскому храму сохранить не удалось. Согласно монастырским преданиям, с давних времён в храме хранилась Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Комиссары, проводившие ревизии религиозных обителей, реликвию уничтожили. В некоторых приделах можно увидеть иконы, выдолбленные прямо в стенах из мела. Изображения создаются современными мастерами, в частности, ремесленниками из Белгорода.

Неприступные монастырские кельи

Храм-монастырь в Костомарово прославился на всю Россию пещерой Покаяния. Выглядит помещение не совсем как пещера, скорее, как длинный изогнутый и полутёмный коридор. В стенах выдолблены небольшие углубления, в которых покоятся керамические иконы. Коридор должен как бы очищать паломников. Таким образом грешник доходит до главного помещения, оставив позади мирскую суету. В самой исповедальне взрослому человеку среднего роста приходится склонить голову.

В прошлом пещера покаяния была одним из трёх затворов — жилищ монахов-отшельников. Монахи всю жизнь проводили внутри крохотных помещений из мела, с внешним миром общались через небольшие окошки. В 1937 году в одном из затворов (как раз в пещере Покаяния) расстреляли монаха Петра, который умер во время исповеди.

Икона Святое семейство — значение и в чем помогает

Икона Святое семейство известна и почитаема христианами многих конфессий.

В России она уже несколько веков вдохновляет верующих на несение брачных уз, хранит семьи от проблем и неурядиц, напоминает супругам о верности.

История православной иконы

На заре 18-го века в Россию неким живописцем был привезена копия с иконописного изображения Святого Семейства. Этот список он передал на хранение настоятелю одной из московских церквей, являющемуся родственником дарителю. После смерти живописца список был передан в Троицкий храм на Грязях.

В России этот образ известен как «Трех радостей». На нем видны на первом плане Дева Мария с младенцем. Чуть дальше – св. Иосиф и юный Иоанн Креститель, которые умильно взирают на Предвечного Младенца, воплощающего в себе радость всего мира.

Название свое образ получил из-за дивных знамений, которые случились вскоре (через 40 лет) после переезда его в Москву.

Одна женщина взмолилась Богородице, прося Ее избавить от всех тех несчастий, которые свалились на голову несчастной. Муж осужден по ложному обвинению, имущество арестовано, сын пропал без вести на войне. И вот во сне она услышала повеление найти иконописный образ Святого Семейства и перед ним изложить все свои нужды.

Пришлось обойти все храмы Москвы, прежде чем обнаружился он на паперти Троицкого храма. После сердечной молитвы, окрыленная надеждой женщина отправилась домой и вскоре три радости посетили ее: муж и сын вернулись домой, имение вернули. Так и обрел сей лик свое название.

Икона сразу пришлась по душе русскому люду. Стали писаться списки, причем как в православной иконописной традиции, так и в западной католической. Если на итальянских иконах св. Иосиф и Иоанн Креститель находятся по одну сторону Богородицы, то на русских – по разные.

Неканоническая икона «Святое семейство»

Еще одна разновидность образа попадает на Русь через людей, совершающих паломнические поездки в Иерусалим. Там очень любима христианами икона Святое семейство, изображающая на первом плане Иосифа Обручника, обнимающего Деву Марию и Младенца у Нее на коленях. Икона встречается на Святой Земле чуть ли не в каждом доме или храме, так она популярна среди верующих людей.

Образ хоть и греческого письма, но все же больше напоминает католическую портретную живопись. Поэтому в РПЦ эта икона считается неканонической:

  1. Слишком по-земному изображены Святые Лики. Выглядит мило и сентиментально (напоминает домашнее семейное фото), в то время как настоящая православная икона должна нести в себе глубокий духовный смысл.
  2. Нарушена достоверность информации. Св. Иосиф был в преклонных годах, но на иконе часто изображается молодой мужчина в расцвете сил.
  3. Не отвечает учению церкви, по которому Мария дала обет девства, и Иосиф был хранителем Ее непорочности. На иконе же изображена счастливая супружеская пара, семейная идиллия. Богородица склонила нежно голову в сторону Иосифа. Его взгляд также направлен не на Богомладенца, а на Деву Марию.

Несмотря на неканоническое происхождение иконы, она приобретает большую популярность среди верующих. Образ стал все чаще появляться в храмах России, попадая к нам со Святой Земли.

Значение и в чем помогает икона Святое семейство

Неканонический образ многие сейчас приобретают для домашнего иконостаса. На иконе изображен Обручник Иосиф, обнимающий Богоматерь с Младенцем на руках.

Образ излучает на верующих теплоту, гармонию и счастье семейных отношений. Поэтому, наверное, так он любим многими. Когда смотришь на Святое Семейство, то понимаешь, что сам Господь благословляет семейные узы, взаимопонимание между супругами.

Святой образ Святое семейство принято дарить молодоженам, как бы благословляя начинающуюся семейную жизнь на добрый путь. Перед иконой супруги могут возносить молитвы о помощи в бытовых нуждах, воспитании детей, о даровании любви и устроении взаимоотношений между ними. Этот лик может стать замечательным подарком супругам на годовщину свадьбы, рождение ребенка.

Молитва перед иконой

Чтобы вознести прошение Богу перед святым образом, необходимо уединиться, зажечь свечу или лампаду, немного постоять в тишине. Это поможет настроиться на молитвенный лад. Женщины должны быть одеты в длинные свободные одежды, голова – покрыта платком.

Молиться перед иконой можно о том, чтобы:

  • найти себе верного и достойного спутника жизни;
  • укрепить отношения в семье;
  • отвадить врагов семейного благополучия;
  • наладить финансовое положение;
  • развеять клевету вокруг своего имени;
  • вернуть в семью любовь и добрые отношения.

Не следует забывать, что перед иконой можно возносить только те молитвы, которые просят благ законным, праведным семейным узам.

Икона Святое семейство в Костомарово

Русской Палестиной называют Спасский женский монастырь. Находится он в с. Костомарово Воронежской области. Обитель расположена в местности, очень схожей с ландшафтом Святой Земли.

Сам монастырь пещерный, есть и наземные храмы, постройки. История появления уходит в далекое прошлое и связано с появлением первых христиан, вдохновленных проповедью ап. Андрея Первозванного.

В пещерном Спасском храме находится чудотворная икона Костомаровская Божья Матерь, а также еще одна святыня – икона Святое Семейство. Предание, дошедшее до наших дней, рассказывает, что в войну перед сим образом женщины неустанно молились о своих мужьях, ушедших на войну. И ни один из них не погиб.

Читайте также:  Как узнать свою икону и молитву

На ней Иосиф изображен с пилой, режущий брус. А отрок Иисус – также с инструментами в руках. Пресвятая Богородица при этом сидит за пряжей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что Иосиф имел не столярную мастерскую, а каменоломню.

Но, как бы то ни было, являются ли наши души камнями, которые должны возопиять к Богу, или высохшими деревьями, которые должны ожить и дать плоды, — суть дела от этого не меняется. Перед Костомаровской иконой молятся о семейных делах, проблемах, о спивающихся мужьях.

Сюда приходят одинокие девушки и женщины, молятся, а через некоторое время возвращаются уже со спутниками жизни. Также возносят здесь прошения и о солдатах, в том числе проходящих службу в горячих точках. И воины, о которых молились, возвращаются живыми домой.

Праздник иконы

Празднуется день памяти канонической иконы «Трех радостей» 8 января.

Множество прихожан стекаются в Троицкую церковь на Грязях в Москве в этот день. Верующие стремятся лицезреть святой лик и помолиться о заступничестве, мире и крепком союзе.

К сожалению, оригинал иконы был утерян во времена сталинских гонений на церковь, в церкви хранится список, сделанный со святыни. Известны и другие чудотворные копии.

Костомаровские дивы: какие тайны хранит пещерный монастырь?

Учёные считают, что в доисторический период здесь бушевало море, потом оно ушло, а ветер, дожди и время создали невероятные меловые утёсы. От славянского «дивы» – значит «удивляться».

Позже под этими скалами образовались пещеры, в которых поселились монахи. Женский монастырь в Костомарово действует и сегодня. В загадочное пещерное убежище отправился «АиФ-Черноземье».

Вне времени

До нас не дошло письменных свидетельств о том, кто и в какое время создавал храмы в пещерах. В Воронежской области около 50 рукотворных пещерных храмов, и только три из них действующие: Дивногорье, Белогорье и Костомарово.

Мнения историков, как образовались пещеры, расходятся. Например, археолог Струков сравнивает внутреннее устройство этих храмов с древними храмами Палестины, Кавказа, Крыма. Он считает, что храмы создавались в первые века христианства. Эти места были хорошо известны даже до Новой эры – по Дону шёл торговый путь, и племена, населявшие берега реки, вели оживлённую торговлю с греческими колониями. Возможно, уже в VI-VII веках здесь жили греки-миссионеры.

– Наши храмы сравнивают с римскими катакомбами, – рассказывает игуменья Елена. – Но если в римских катакомбах погребали усопших, а во времена гонений совершали литургии, то наши пещеры больше похожи на каппадокийские, которые существовали для того, чтобы жить и молиться.

Создавались они выходцами из Византийской империи во время гонений иконоборческой ереси (VIII-IX вв). Гонения были очень жестокие, защитников подвергали пыткам, истязанию и даже казни. Многие уходили на окраины империи. Есть предположение, что именно в этот период в Костомарово и пришли греческие монахи. В пещерах было множество выходов и колодцев, чтобы можно было укрыться от врагов.

По другой версии, храмы возникли в XVII веке. Именно тогда появляется первое упоминание о Дивногорском монастыре. Вполне вероятно, что пещеры создавались в ранний христианский период, но из–за того, что они часто подвергались набегам, их покинули. И как раз в XVII веке здесь возродилась жизнь – пришли приднепровские казаки и иноки–малороссы, и в память о Киево–Печерском монастыре создали свои храмы.

Но на этом история развития чудесных подземных святынь не заканчивается – в XVIII-XIX веках строительством пещер активно занимались крестьяне.

В послевоенный период здесь жил подвижник – старец Андрей. В конце 50-х, когда общину разгоняли, старца избили, опалили бороду свечами и сбросили его с площадки у входа в храм. Дело было зимой, и пока расправлялись с остальными жителями монастыря, старца Андрея замело, и его не нашли.

А бабушка Агриппина, проживавшая в соседнем селе, увидела сон: «Поезжай в Костомарово, там найдёшь то, что будешь хранить 20 лет». Этот сон повторился несколько раз, и в конце концов Агриппина с братом запрягли лошадь и поехали в Костомарово. Там они увидели, что от снега идёт пар, раскопали это место и нашли еле живого старца Андрея. Многие годы он прожил у бабушки Агриппины под печкой.

Пещеры сегодня

Сегодня в пещерах уже никто не живёт – для монахинь построен корпус у подножия горы. Но в подземных храмах по-прежнему совершаются службы, а паломников водят туда на экскурсии. Предполагается, что глубоко в горе есть и другие ходы, но сейчас к ним доступа нет.

Удивительно, что хоть что-то сохранилось, ведь после закрытия храма здесь собирались сделать карьер по добыче мела. Пещеры пытались уничтожить и взорвать. Поэтому алтарная часть была повреждена, а рабочие, которые трудились над восстановлением, вытаскивали из святилища куски снарядов.

Сегодня храм потихоньку восстанавливается, на стенах появляются оригинальные иконы.

– Пещерные храмы не приспособлены к тому, чтобы здесь находились иконы из дерева, – объясняет настоятельница монастыря. – Среда влажная, температура низкая, конденсат высокий, а дерево подвержено гниению.

Писать на мелу – не выход, потому что мел поглощает краску, и со временем она просто исчезает. Иконописцы предложили использовать фреску. Для этого делали бетонную плиту, на которую наклеивали пластины из песчаника, потом наносили штукатурку и по сырой штукатурке писали натуральными пигментами. Фреска влаги не боится, со временем она становится только прочнее. Иконы находятся в храме уже два года, они дважды пережили самый холодный здесь месяц – май, и остались невредимы.

Склонить гордую главу

В Костомарово сохранились кельи, где когда-то жили монахи. Среди них есть необычная маленькая келья, где молился подвижник, который не садился и не ложился. Это называлось стопничеством.

Есть и более современные постройки – храм в честь преподобного Серафима Саровского был сделан уже в наше время. Пол тут выложен плиткой, меловые стены отшлифованы.

Но, пожалуй, самый захватывающий дух объект – это пещера покаяния.

– Её так назвали, потому что до революции в пещере жил старец, который принимал всех тех, кто хотел облегчить свою душу от грехов, – рассказывает монахиня Сергия. – Люди шли к нему на исповедь. Заходя в пещеру, сначала мы оказываемся в коридоре. Сейчас сюда можно войти вдвоём и в полный рост, но в прежние времена ход был узкий и низкий, и приходилось склонять свою главу, либо становиться на колени, при этом человек полностью загораживал ход и, пройдя несколько шагов, оказывался в полной темноте. Так было задумано, чтобы пришедший больше углубился внутрь себя, устрашился своих прегрешений.

Но и сегодня можно испытать похожие чувства – достаточно войти в пещеру без свечи. Когда находишься там, в полной темноте, тебя и впрямь охватывает благоговейный страх. Правда, сейчас в обители нет старца, который принял бы исповедь. Но в пещере стоит икона, перед которой люди просят прощения у Бога.

Кстати, гора, в которой расположился монастырь, формой напоминает Голгофу. На самой её вершине установлен крест такого же размера, как тот, на котором распяли Христа. Паломникам предлагают взойти на гору: когда совершаешь этот путь, кажется, что поднимаешься к самому небу…

Чудотворные иконы Костомарово

Пожалуй, самая главная здешняя знаменитость – Костомаровская икона матери Божией, которую в народе называют расстрельной. Она написана на металле в конце XIX века академиком Шокаревым, который был учеником художника Васнецова. В богоборческие времена в икону стреляли – с тех пор на ней осталось шесть пулевых отверстий. Люди, которые приезжают у неё помолиться, просят исцеления, помощи в решении какого–то вопроса.

В самом древнем храме Костомарово находится ещё одна удивительная икона – «Святое семейство». Это очень редкое изображение: Царица Небесная здесь занимается рукоделием, Иосиф – плотничьим делом, 12-летний отрок Иисус Христос помогает Иосифу. Перед этой иконой молятся о создании семьи, о том, чтобы браки были повенчаны, мужчины надёжны, дети и внуки послушны, и, конечно, о решении всех семейных проблем. Известно множество случаев, когда люди просили о том, чтобы встретить спутника жизни, а потом приезжали в монастырь и рассказывали, что так и случилось. Особенно трогательно, когда приезжают дети и просят, чтобы мама с папой не разводились. А потом проходит время, и они возвращаются сюда всей семьёй – родители друг друга простили, и брак не распался.

В костомаровском монастыре Богородица плачет кровавыми слезами

С прошлого года паломники таинственным полушепотом стали говорить об очередном чуде. В Свято-Спасской женской обители стали кровоточить иконы. Якобы исцеляют эти чудесные изображения и помогают решать самые трудные проблемы. Настоятельница, матушка Серафима, весьма неохотно подпустила нас к святыням.

– Запретить вам фотографировать я не могу, но и благословить на это тоже не желаю, так что – как совесть вам позволит, – напутствовала она.

Кровоточащие иконы

На неровной меловой стенке Свято-Спасского монастыря висит икона Божьей Матери Валаамской. Монахиня Иоанна, подсвечивая изображение, рассказывает, что кровь стала сочиться из нее в январе 2002 года:

– Видите? И сейчас есть маленькие красные капельки и потеки.

Говорит, что иногда кровотечение становилось настолько сильным, что приходилось подкладывать вату. Икона прострелена в шести местах. По одним слухам, расстарались революционно настроенные энтузиасты, по другим – отступающие фашисты. Так или иначе, но шесть выстрелов, сделанных в упор, не повредили картину! Лица Божьей Матери и маленького Спасителя не задеты. Здесь это тоже считают чудом. Паломники часто приходят сюда, именно к ней, стоят и тихо молятся, упрашивая о чем-то Богородицу. Наш необычный гид рассказывает, что буквально пару дней назад приезжал племянник женщины, излечившейся от рака, заказывал благодарственный молебен. Приезжая сюда, излечиваются от бесплодия, менингита, кожных заболеваний. Едут с последней надеждой на чудо.

Читайте также:  Какой иконе молится чтобы не осудили

Говорит, что приезжали в прошлом году высокие начальники из столицы – лично удостовериться в этом. Иоанна говорит:

– Смотрели, вертели, соскребали капли, но так ничего и не поняли.

Спрашиваю, что они должны были понять.

– Как вы думаете, хорошо ли это, если Богородица плачет кровавыми слезами? – вопрошает меня строгая монахиня. – Это к большим потрясениям, которые нас ждут!

Икона Валаамской Божьей Матери – не единственное кровоточащее изображение в монастыре. Кроме нее, кровоточит лик святого евангелиста Марка.

Меня, женщину, близко к ней не подпускают – говорят, не положено. Фотограф Саша тщательно рассматривает суровое лицо сподвижника Христа.

– Да, действительно, – говорит он после осмотра, – на иконе видны крохотные маленькие капли бурого цвета.

Чудеса костомаровской обители

По сложным темным переходам двигаемся в другой храм – Серафима Саровского. По пути Иоанна дает исторические справки – здесь в келейках жили старцы, которые спали стоя, в этой нише расстреливали непокорных монахов и до сих пор видны следы крови. Особо почитается место, где много веков назад хранилась икона плащаницы Божьей Матери. Богомольцы часто упоминают о том, что здесь царит какой-то особый неземной аромат.

Монастырь издавна славился своими чудесами. Рассказывают о неожиданных явлениях белых старцев перед особыми потрясениями. Совсем недавнее чудо – появление нимба при открытии новой каменной церкви. Многие видели, как над зданием в небе несколько часов держался золотистый ореол.

Костомарово часто называют российской Палестиной . Те, кто побывал в Израиле , уверяют, что здешняя земля удивительно похожа на святые места. В Костомарово, кстати, есть своя Голгофа и Гефсиманский сад.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО .

Костомаровский монастырь существует уже много веков. Три монахини из Задонского монастыря приехали сюда в 1997 году. Одна из них – матушка Серафима – стала настоятельницей Свято-Спасского женского монастыря. Именно ее стараниями на месте старенького строительного вагончика были построены жилищные здания и новый храм в честь иконы Божьей Матери Взыскания Погибших. Поначалу местные восприняли появление монахинь в штыки. Приходили, ругали последними словам, угрожали. Но со временем злоба прошла, и монастырь превратился в одно из самых известных мест паломничества.

Храм Почаевской иконы Божией Матери

Паломническая поездка в Воронежскую область

10-11 августа состоялась паломническая поездка от нашего храма в Воронежскую область к мужскому Воскресенскому Белогорскому и женскому Спасскому Костомаровскому монастырям.

В первый день поездки мы посетили Воскресенский Белогорский мужской монастырь. От видов, октрывшихся нам, захватило дух! Могучий Дон, меловые горы, лес…

Белогорский монастырь когда-то в 19 веке влкючал в себя целый комплекс наземных и пещерных храмов, протяженностью около двух километров!

Еще задолго до основания Белогорского монастыря, в 18 веке, подвижница Мария Шерстюкова начала копать в этом месте для себя пещеру по примеру преп. Антония Киево-Печерского. Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров!

В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были разрушены советской властью. Часть пещер тоже пострадали во время ВОВ, т.к. немцы взрывали их, полагая, что там могут скрываться партизаны. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего.

Лестница, ведущая ко входу в пещеры. Совсем скоро мы сможем увидеть самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру!

Белогорский мужской монастырь был возобновлен в 2004 году, после более чем 80-летнего перерыва… Главный вход в подземелья ведет через пещерную церковь св. Алесандра Невского. Если присмотреться к кирпичам входной арки, то можно увидеть, что на каждом кирпиче мелом написано имя — такой вот вариант увековечивания имени в стенах монастыря…

В 2008 году из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей Александра Невского.

Внутри пещерных храмов ощущаешь особое молитвенное состояние души…

А это совсем недавно построенный храм Спиридона Тримифунтского. Нас очень порадовало, что храм освящен в честь именно этого святого, ведь и второй Престол нашего храма также посвящен святому Спиридону!

После экскурсии по монастырю нас ждало чаепитие в трапезной монастыря.
К вечеру мы доехали до Спасской женской обители в селе Костомарово. Это место называют Русской Палестиной. Есть там и гора Голгофа с крестом на вершине, и своя Гефсимания, и гора Фавор, и Иордан с потоком Кедроном.

Костомаровская обитель также славится своими уникальными пещерными храмами в толще меловой горы. Когда именно возникли эти храмы точно неизвестно, существуют лишь гипотезы, по одной из которых, пещеры были выкопаны еще в первые века христианства.


После революции 1917 года две хорошо известные пещерные обители – Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники.

Один из них — блаженный старец Пётр (Еремеенко). В трудные годы безбожия этот подвижник укреплял своими духовными дарами и молитвинным подвигом многих людей, живших в этом крае. В 30-е годы старца отправили в тюрьму, где, по официальным данным, он скончался. Но живёт среди людей предание о том, что старец исчез из закрытой камеры подобно апостолу Петру.

Сейчас на месте молитвенных подвигов этого удивительного старца воздвигнута часовня, где совершаются панихиды об упокоении всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.

Совместное фото на горе Голгофа

После вечернего богослужения и трапезы наш первый паломнический день подошел к концу. Утром следующего дня нас ожидал очень неожиданный сюрприз. Именно в этот день на клиросе был удивительный хор — юноша и девушка, которые профессионально занимаются старинными знаменными распевами. Пение было необычайно красиво и очень настраивало на молитву. Божественная литургия совершалась в наземном храме монастыря, освященного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

В этом храме сейчас находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Костомаровской, по своей иконографии напоминающая и Валаамскую, и «Благодатное Небо». На иконе видны отверстия от выстрелов, — так как по иконе стреляли богоборцы целясь в Божественные лики, но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал, а все шесть пуль легли рядом. В конце 2001 года, по словам очевидцев, икона сильно кровоточила. Ранее икона находилась в пещерном Спасском храме. Сейчас ее перенесли в наземный храм из-за большой влажности пещерного воздуха. В Спасском же храме находится копия данной иконы. Перед этой иконой нашей группе посчастливилось отслужить Благодарственный молебен с акафистом!

После Божественной литургии мы посетили экскурсию по пещерным храмам монастыря, которая началась с главного двухпрестольного собора Спаса Нерукотворного. Главный алтарь освящен в честь Спаса Нерукотворного, а левый придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Вход в пещерный собор вырезан в так называемых дивах. Это меловые останцы, которыми славится Воронежская область.

Виды внутри храма.

В этом храме находится еще одна особо почитаемая в монастыре икона «Труд святого семейства». Иконография этой иконы более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения. Считается, что эта редкая икона сугубо помогает при молитвенном обращении в решении семейных проблем, укреплении семьи. Перед ней также молятся о благополучном возвращении воинов со службы или с войны.

За Спасским храмом расположены три небольшие пещеры – безмолвные свидетели одного из самых тяжёлых подвигов, именуемых столпничеством, который несли здесь в своё время неведомые молитвенники, сокрытые от мира в недрах меловой горы.

От пещеры столпника узкая извилистая дорожка ведёт к храму Святого преподобного Серафима Саровского.

По преданию, его начали создавать в 1903 году, а окончено строительство уже в наши дни. Он поражает своей красотой и завершённостью. Особенность его внутреннего убранства составляют иконы, вырезанные в меловой породе.

Самая дальняя – Пещера покаяния. Именно здесь в далёкие годы в её глубине совершалось таинство исповеди. Отсюда и название. Пещера устроена таким образом, что по мере продвижения по коридору он постепенно сужается, а потолок становится ниже и ниже.

Обойдя все пещеры, наша экскурсия подошла к концу. Перед отъездом в Белгород мы посетили святой источник в селе Большие Марки и имели возможность окунуться в холодную, невероятно чистую воду.

Счастливые и окрыленные мы снова в автобусе с мороженым! Домой! Слава Богу за все!

Хочется поблагодарить всех наших паломников за удивительную сплоченность, дружественность и терпение друг к другу! Отдельное спасибо батюшке о. Алексию (Маркушеву)! Особенно за возможность совместной молитвы, за общие утренние и вечерние молитвенные правила в гостинице, за терпеливые ответы на все наши вопросы!

Добавить комментарий