Когда молятся иконе добрый пастырь

Об иконе «Пастырь добрый», или Когда Бог несет нас на руках

В православной иконографии большинство образов посвящено Пресвятой Богородице и разным святым. Но есть также и различные изображения Спасителя. Среди них контрастно выделяется «Пастырь добрый» — Христос держит на плечах овечку. Когда возник этот образ и как правильно его понимать?

Евангельская подоплека

На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
…Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).

Пастырь добрый — это Иисус Христос.

Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.

Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.

Это величайшая жертва, которую только можно себе представить, но так и не понять до конца. Как это: безгрешный Бог принимает самую позорную смерть, распинается вместе с разбойниками, терпит поругания и невыносимые муки? Как это — добровольно согласиться умереть ради людей? И не каких-то чистых и безупречных, а падших, почти безнадежных?

Ключ к пониманию образа

Человеку невозможно осознать глубину Божественной любви и милосердия. Но когда смотришь на икону «Пастырь добрый», частично чувствуешь это. Иконописцам удалось передать главные акценты. Мы видим, как Христос аккуратно держит эту заблудшую овечку на своих плечах. В руках у Него посох, а сзади — крест. Тот самый Голгофский крест, через который пришлось пройти Спасителю ради нашего искупления. Вот она любовь и жертвенность, готовность жизнь отдать ради человеческого спасения.

Ветхозаветный отголосок

Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.

Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.

Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.

Когда Господь несет нас на руках…

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Добрый пастырь

Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры. На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта.

В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения.

В византийской традиции в качестве основного иконографического типа был выбран образ Пантократора, поэтому в древней русской иконописи Добрый Пастырь вряд ли встречался. Самые ранние изображения Доброго Пастыря, созданные русскими иконописцами, относятся к XVIII веку.

Античные прообразы Доброго Пастыря

На иконографию образа Доброго пастыря оказало серьёзное влияние античное искусство, и прежде всего два классических изображения персонажей древнегреческой мифологии.

1. Орфей – пастух, музыкант, прекрасный певец древнегреческой мифологии, который наверняка знаком большинству читателей по легенде о походе в мир мёртвых за женой Персефоной. Однако это далеко не единственное, чем он был знаменит в античном мире. Согласно сохранившимся письменным источникам Орфей также был основателем одной из первых античных философских школ, которая получила название орфеизм.

В традиции античного искусства Орфей изображался в образе пастуха, окружённого животными или стадом овец. Согласно эллинистическим традициям Орфей представал перед зрителями молодым, сильным и красивым юношей, часто босиком и с посохом в руке. Несомненно, что этот тип изображения был воспринят христианскими художниками первых веков.

2. Гермес Криофор, то есть несущий агнца, являлся одним из воплощений бога Гермеса. Обычно вспоминают о том, что Гермеса почитали как божество торговли и обмана, но в действительности функции Гермеса были намного шире и значимее. Он входил в пантеон наиболее известных и почитаемых богов как покровитель пастухов и путешественников, как проводник душ умерших в подземное царство, как учитель и покровитель всевозможных наук. В Танагре существовал храм, посвящённый Гермесу Криофору, который обнёс ягнёнка вокруг города и тем самым спас его от эпидемии, так что Гермесу приписывали функции целителя и защитника от болезней.

Скульптурные изображения представляли божество молодым юношей атлетического сложения с ягнёнком на плечах. Именно такой образ Иисуса использовали и христианские художники первых веков, что создаёт подчас проблемы идентификации изображений той эпохи: нет элементов, позволяющих однозначно определить, языческий ли это образ или христианский. Некоторые исследователи полагают, что такое сходство защищало христиан в годы первых гонений, ибо истинный смысл образа был понятен только им самими, а гонители удовлетворялись сходством изображения с языческим божеством.

Несколько общих мотивов, вероятно, повлияли на выбор именно этих прототипов для образа Иисуса Христа. И Орфей, и Гермес обладали способностью спускаться в мир мёртвых и возвращаться оттуда живыми. Оба покровительствовали пастухам и выступали в роли учителей. Оба пользовались любовью как добрые сущности, призывающие к духовному совершенствованию. Оба спасали людей от гнева богов.

Ранние изображения Доброго Пастыря

Самые ранние образы Доброго Пастыря сохранились в катакомбах Рима. Их датируют I-II веками, и первые христиане создавали эти изображения не в качестве молитвенных образов. В Библии неоднократно встречаются запреты на изображение Бога, потребовалось несколько веков на разработку концепций христианского искусства и определению места иконы в нём. Для ранних христиан образы Доброго Пастыря не были изображениями самого Иисуса Христа. Возможно, мотивами создания этих изображений была простая необходимость обозначить место сбора, а также естественное желание украсить его, превратить подземелье в подобие храма. Добрый Пастырь служил символическим напоминанием о Спасении.


Добрый Пастырь.
Катакомбы святого Калликста, Рим

Первые изображения Доброго Пастыря – это образ красивого стройного юноши-пастушка в короткой тунике. В руках он держит флейту и/или посох, иногда через его плечо перекинута сумка. Обычно пастушок стоит в свободной позе, протягивая руку к одному из животных. На плечах его лежит ягнёнок, размеры которого подчас непропорциональны по отношению к пастушку. В изображённых рядом с пастухом животных можно узнать не только овец, но и собак. Встречаются варианты сидящего Пастыря, а также образы, в которых Добрый Пастырь предстаёт совсем ребёнком, мальчиком лет семи-девяти.


Добрый Пастырь. Фреска

В первые несколько веков изображение Доброго Пастыря являлось едва ли не единственным типом картины в христианской живописи. Причём сохранились свидетельства, что такие изображения встречались в разных регионах, в том числе и на бытовых предметах. Стилистика живописи отталкивалась, естественно, от античных образов, которыми был пронизан весь цивилизованный мир. Уже в V веке в мозаиках Равенны всё ещё прослеживаются черты античного влияния.


Добрый Пастырь. Мозаика
Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна. 440-е годы.

Читайте также:  Как кличко молился иконе

Отделение христианского искусства произошло вместе с развитием и распространением самого христианства. В IV веке христианство стало государственной религией, и это способствовало разработке новых, более торжественных и очевидно не похожих на античные образцы. Добрый Пастырь уступил своё место Пантократору (Вседержителю), появилось множество других иконографических типов. В эпоху иконоборчества большинство древних образов было уничтожено. А после возрождения христианской живописи Добрый Пастырь лишился примет античности – он стал старше, у него появилась борода, и его «приодели» согласно существующей иконописной «моде».

Добрый Пастырь в Старом завете

Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный (Иез. 34:12)

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. (Пс. 22:1)

Для современного горожанина не всегда очевидна значимость пастуха для древних деревенских общин, выживание которых зависело от состояния стада. Пастух должен был быть не только, и не столько играющим на свирели беззаботным пареньком, сколько агротехником, ветеринаром, биологом, охотником в одном лице. Пастух часто являлся одним из лидеров общины, самым авторитетным и значимым человеком, чьи слова и решения выполнялись беспрекословно. И в метафорическом представлении Господа как пастыря выбор именно этой роли далеко не случаен. Хотя, разумеется, важна и прямая аналогия человечества с неразумным стадом, которому требуется направляющая сила здорово.

В Старом Завете также много отсылок к жертвоприношениям агнцев, символизирующих собой невинность и чистоту. Пастух Авель приносит в жертву агнца. Лежащий на жертвеннике Исаак подменяется агнцем. Пастух Давид спасает агнца, отбившегося от стада.

Добрый Пастырь в Новом завете

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)

В качестве пастыря Иисус расширяет свои знания и свою власть над овцами. Ведь он знает всех своих овец по имени и зовёт их по именам. Персонализированное обращение, которое свойственно Иисусу как в сборе овец, так и в общении с людьми, внесло в христианство логику индивидуальности веры для каждого верующего. Иисус знает каждого и с каждым может говорить, называя его по имени.

Как пастырь, Иисус готов отдать свою жизнь за своих овец. И в качестве жертвы за своих овец Иисус сам становится Агнцем Божьим, взявшим на себя все грехи мира. В этом ключе икона Доброго Пастыря обретает множественное символическое значение, напоминая как о пастырской роли Иисуса, так и о его жертвенной роли.

Добрый Пастырь на русской земле

В древнем русском православном искусстве, основой которого в сравнительно позднее время стали византийские образцы, образ Доброго Пастыря не встречается. Проникновение образа в русскую живопись произошло в XVIII веке, по всей видимости, через западноукраинские и белорусские земли.

К этому времени в европейской светской живописи распространилась мода на сентиментальные и наивные картины с пасторальным уклоном, и сюжет о Добром Пастыре оказался очень подходящим для творчества в такой стилистике. Наиболее удачные образы часто тиражировались в виде печатных гравюр и распространялись повсеместно. Гравюры попадали в Россию и срисовывались, так как печатное дело не было развито в России в такой же мере, как на Западе. Таким путём пропутешествовал в Россию и образ Доброго Пастыря.


Добрый Пастырь. Икона
Дерево, масло.
Вторая половина XIX века.
Юго-Западные приграничные земли.

Сохранившиеся иконы Доброго Пастыря периода начала XIX – начала XX века свидетельствуют о том, что образ не стал повсеместно почитаемым, но обрёл своих поклонников и изредка заказывался провинциальным художникам. Вероятно, заказчиков подкупала простота сюжета и полусветская манера живописи, характерная для образа.

В современном восприятии Добрый Пастырь по-прежнему покровительствует пастухам и животноводам, а вместе с ними и любителям, и защитникам животных. Доброго Пастыря просят о вразумлении чада родители нерадивых и бродяжничающих подростков. Добрый Пастырь способствует удаче в путешествии и спасает заблудившихся путников. С молитвой к Доброму Пастырю обращаются, когда просят о даровании этому миру добрых пастырей.

Т. Селянинова, 2015, специально для сайта Иконовед

Когда молятся иконе добрый пастырь

Об иконе «Пастырь добрый», или Когда Бог несет нас на руках

В православной иконографии большинство образов посвящено Пресвятой Богородице и разным святым. Но есть также и различные изображения Спасителя. Среди них контрастно выделяется «Пастырь добрый» — Христос держит на плечах овечку. Когда возник этот образ и как правильно его понимать?

На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
…Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).

Пастырь добрый — это Иисус Христос.

Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.

Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.

Это величайшая жертва, которую только можно себе представить, но так и не понять до конца. Как это: безгрешный Бог принимает самую позорную смерть, распинается вместе с разбойниками, терпит поругания и невыносимые муки? Как это — добровольно согласиться умереть ради людей? И не каких-то чистых и безупречных, а падших, почти безнадежных?

Ключ к пониманию образа

Человеку невозможно осознать глубину Божественной любви и милосердия. Но когда смотришь на икону «Пастырь добрый», частично чувствуешь это. Иконописцам удалось передать главные акценты. Мы видим, как Христос аккуратно держит эту заблудшую овечку на своих плечах. В руках у Него посох, а сзади — крест. Тот самый Голгофский крест, через который пришлось пройти Спасителю ради нашего искупления. Вот она любовь и жертвенность, готовность жизнь отдать ради человеческого спасения.

Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.

Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.

Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.

Когда Господь несет нас на руках…

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Читайте также:  Для чего молятся иконе нектария

Икона Иисуса Христа

Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.

Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством. Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа. Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

  • Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Другие иконы Христа Спасителя

В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.

На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.

Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.

На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.

В чем помогает икона Иисуса Христа Спасителя

Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.

Любая икона Иисуса Христа Спасителя обладает огромной силой, если молитва перед ней возносится от чистого сердца, с искренней верой.

В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.

Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена. Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш». Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.

На иконах двунадесятых, то есть основных православных праздников изображены различные эпизоды земной жизни Спасителя, от Рождества до Распятия, а также связанные с Богородицей и Святой Троицей, поэтому празднование каждой иконы совпадает с соответствующим двунадесятым праздником.

Молитва

Предлагаем ознакомиться с молитвой обращения к Иисусу Христу:

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Когда молятся иконе добрый пастырь

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Данная литературная метафора стала источником для особого типа символического изображения Христа в виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк.15:3-7). «Овца, несомая на плечах пастыря, символизирует христианина, находящегося в надежных руках Господа».

Пастырь обычно ребенок или безбородый юноша (согласно эллинистическому идеалу красоты), он имеет трость, посох или флейту (дудку) — традиционные пастушеские атрибуты, одет в короткую тунику, перепоясанную по чреслам, обычно с короткими волосами и правильными чертами лица. Обувь разнообразна, подчас изображен босиком. Изображение Христа как сильного и молодого юноши — намек на молодого Давида, до восцарения трудившегося пастухом, и сумевшего защитить свою паству от волков и других хищников (1Цар.17:34-36). Иногда присутствует пастушечья собака и кувшин с молоком.

Голова Пастыря часто обнажена, изредка встречается над нею монограмма имени Иисуса Христа, сияние, «альфа» и «омега». Нимб с тремя лучами в поздних изображениях подчеркивал отождествление пастыря с Иисусом. В качестве атрибута Доброго Пастыря иногда также изображалось знамя с крестом, прикрепленное к пастушескому посоху.

Самыми превосходными образцами являются мраморные статуэтки ранних веков христианства, выполненные мастерами, владевшими техникой классической античной скульптуры. Также встречается в рельефах на саркофагах. Иконописные изображения крайне редки.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя.

Раннехристианское искусство активно оперировало визуальными образами античной мифологии. Добрый пастырь адаптировал две старинные иконографии:

Гермес Криофор (Κριοφόρος, «несущий барана»)

Орфей Боуколос («пастух»), сидящий между очарованных пасущихся животных, иногда с барашком на коленях — римская эмблема филантропии.

Наиболее известное мозаическое изображение Доброго Пастыря в мавзолее Галлы Плацидии (Равенна, Италия), датируемое 440-ми годами, имеет влияние орфической темы. Более распространенные скульптурные композиции, включая мелкую пластику, напрямую повторяют позу Гермеса. «Сходство этого рода в иных случаях настолько значительно, что ставит исследователя в затруднительное положение: как отличить христианское изображение Доброго Пастыря от языческого?»

Для раннехристианского искусства изображение Иисуса в образе Доброго Пастыря имело особенное значение. Причины такого отношения кроются в осуждении изображений Бога и запреты на их создание, которые в большом количестве рассыпаны по библейскому тексту. Верующим потребовались века, размышления выдающихся Отцов Церкви и Соборные решения, чтобы выработать ту концепцию религиозного искусства, которую мы имеем по сей день (тем не менее, в VIII веке буквализм чтения библейского текста все же привел к эпохе иконоборчества, несколько раз повторявшейся и в последующие века).

А Добрый Пастырь по сути не являлся «портретом» Иисуса, а был аллегорическим изображением. Поэтому, наряду с ихтисом, он стал первым изображением Христа, пускай и символическим. (Кроме того, похожий на изображения языческих божеств, он был и безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина). Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и проообразом грядущего Царства Божие.

Читайте также:  Как правильно подходить к иконам и молиться

Прот. А. Шмеман пишет: «Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер (…) Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Калликста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.

На тыльной стороне части стены над крещальной купелью часовни, построенной примерно в 250 году в Дура-Ефропос (современная Сирия), изображен Добрый Пастырь со своим стадом, а также с сосудом молока, а молоко, как пища овец, получаемая от Пастыря, в христианской символике имеет евхаристическое значение.

В Сусе (Тунис) существуют раннехристианские катакомбы, которые принято делить на три части, одна из них называется катакомбами Доброго Пастыря по его изображению, датирующемуся III—V веками. В катакомбах сейчас копия, оригинал — в Археологическом музее Суса.

На фреске IV в. из катакомбы Дженероза (Рим), вырытой под священной рощей братства Арвалов.

В римской катакомбе Домициллы

В стенописи катакомб Неаполя.

В период II—IV веков этот образ являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. «Они встречаются во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами».

В IV веке, когда христианство превращается в государственную религию, происходит эволюция к бо́льшим средствам наглядной агитации (Кондаков пишет: «образы Доброго Пастыря, Орфея, Оранты симпатичны в своем нежном сентиментализме, но не могли быть моленными иконами»). Начинают складываться другие варианты иконографии. Тем не менее, Добрый Пастырь воспринимается ещё как наиболее чистый и правильный вариант изображения. Так, например, Евсевий Кесарийский, рассуждая о новой столице — Константинополе, основанной Константином Великим, считал, что христианские здания в городе император должен украсить именно изображениями Доброго Пастыря — то есть выполнять ту функцию, которая позже станет прерогативой, например, Пантократора.

Начиная с VI века иконография становится все более редкой. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа в православии были запрещены. В Византии, в числе прочих изображений Христа, в том числе и безбородых, они были уничтожены в эпоху иконоборчества (VIII в.). В новой волне искусства Иисус приобретает бороду.

Мотив исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XV—XVI вв. в убранстве церквей — скульптуре, витражах. В следующий период — XVII—XVIII века, он иногда встречается в комбинации с Божественной Пастушкой, и целиком исчезает в XIX веке. Известное произведение эпохи барокко — картина Мурильо, в XIX веке — Мюке.

Сюжет в иконописи крайне редок. Кроме того, он не содержится в ерминии, то есть скорее всего, не каноничен (текстов, подтверждающих каноничность для православия, обнаружить не удалось). Самые старые изображения относятся к XVIII веке и, скорее всего, проникли на Русь через Западную Украину, где тема проникла в униатскую иконопись под влиянием западноевропейской иконографии.

В церковном облачении: омофор «символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой». А облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес её к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Господа “Добрый Пастырь”

Икона «Добрый Пастырь».

Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 2).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-12-07.

Описание иконы Добрый Пастырь
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)

Изображения иконы Добрый Пастырь

Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

Страницы: [1] 2. Всего изображений: 28. Сортировка: в обычном порядке.

Файл 2880.jpg: | |
Размер: 180×236, 0.04 MPix, 15 Kb.
Дата: 2009-12-07, анонимно.

Рейтинг изображения: 16 (837) , 0 (104) .

Файл 2881.jpg: | |
Размер: 495×613, 0.3 MPix, 112 Kb.
Дата: 2009-12-07, анонимно.

Рейтинг изображения: 9 (385) , 0 (37) .

Файл 2882.jpg: | |
Размер: 299×441, 0.13 MPix, 31 Kb.
Дата: 2009-12-07, анонимно.

Рейтинг изображения: 11 (499) , 0 (40) .

Описание: Абхазия, Новоафонский монастырь, роспись Симоно-кананитского монастыря.

Файл 11300.jpg: | |
Размер: 1978×1682, 3.33 MPix, 970 Kb.
Дата: 2010-07-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (1183) , 0 (106) .

Описание: Добрый пастырь. Роспись притвора храма во имя пророка Илии. Крыши давно нет, росписи под открытым небом. Когда в Иисуса стреляли – во времена Гражданской или в наши – неизвестно. Урал, Челябинская область, село Огнево. Февраль 2007г.

Файл 12222.jpg: | |
Размер: 400×600, 0.24 MPix, 112 Kb.
Дата: 2011-04-07, анонимно.

Рейтинг изображения: 12 (486) , 0 (40) .

Файл 12270.jpg: | |
Размер: 350×340, 0.12 MPix, 43 Kb.
Дата: 2011-04-16, анонимно.

Рейтинг изображения: 10 (243) , 0 (22) .

Описание: Пастырь добрый. Левкина Елена Станиславовна.jpg

Файл 12271.jpg: | |
Размер: 712×900, 0.64 MPix, 136 Kb.
Дата: 2011-04-16, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (665) , 0 (52) .

Файл 12272.jpg: | |
Размер: 491×610, 0.3 MPix, 60 Kb.
Дата: 2011-04-16, анонимно.

Рейтинг изображения: 14 (508) , 0 (40) .

Файл 12508.jpg: | |
Размер: 391×500, 0.2 MPix, 27 Kb.
Дата: 2011-05-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (562) , 0 (39) .

Описание: Храм во имя святителя Николая Чудотворца. Село Смышляевка, Волжский р-н, Самарская обл.

Файл 12721.jpg: | |
Размер: 400×620, 0.25 MPix, 222 Kb.
Дата: 2011-06-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 16 (1100) , 0 (140) .

Описание: Христос – Добрый Пастырь. антиквариат.

Файл 13333.jpg: | |
Размер: 650×321, 0.21 MPix, 32 Kb.
Дата: 2011-09-08, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (555) , 0 (66) .

Файл 16130.jpg: | |
Размер: 800×1187, 0.95 MPix, 201 Kb.
Дата: 2012-02-08, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 11 (400) , 0 (36) .

Файл 16256.jpg: | |
Размер: 788×591, 0.47 MPix, 146 Kb.
Дата: 2012-02-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (682) , 0 (54) .

Описание: Христос – добрый пастырь. Росписи в катакомбах Присциллыю Рим.

Файл 17319.jpg: | |
Размер: 355×361, 0.13 MPix, 36 Kb.
Дата: 2012-05-29, участник [oldsailor].

Рейтинг изображения: 10 (185) , 0 (11) .

Файл 20013.jpg: | |
Размер: 1704×2272, 3.87 MPix, 218 Kb.
Дата: 2012-10-29, анонимно.

Рейтинг изображения: 14 (339) , 0 (25) .

Файл 20053.jpg: | |
Размер: 1156×1700, 1.97 MPix, 616 Kb.
Дата: 2012-11-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (695) , 0 (64) .

Описание: Изготавливают в мастерских Свято-Елисаветинского монастыря, г.Минск, Республика Беларусь. Панно из гипсополимера

Файл 20775.jpg: | |
Размер: 412×525, 0.22 MPix, 125 Kb.
Дата: 2013-02-22, анонимно.

Рейтинг изображения: 11 (165) , 0 (16) .

Файл 21308.jpg: | |
Размер: 1175×1533, 1.8 MPix, 355 Kb.
Дата: 2013-06-05, участник [Pravoslavac].

Рейтинг изображения: 14 (399) , 0 (21) .

Файл 21309.jpg: | |
Размер: 1497×1958, 2.93 MPix, 481 Kb.
Дата: 2013-06-05, участник [Pravoslavac].

Рейтинг изображения: 16 (429) , 1 (33) .

Файл 21310.jpg: | |
Размер: 1440×1920, 2.76 MPix, 426 Kb.
Дата: 2013-06-05, участник [Pravoslavac].

Рейтинг изображения: 11 (295) , 0 (18) .

Файл 21311.jpg: | |
Размер: 918×1255, 1.15 MPix, 499 Kb.
Дата: 2013-06-05, участник [Pravoslavac].

Рейтинг изображения: 14 (429) , 0 (23) .

Файл 28257.jpg: | |
Размер: 3141×6100, 19.16 MPix, 4103 Kb.
Дата: 2016-11-14, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 9 (61) , 0 (2) .

Файл 28446.jpg: | |
Размер: 1091×1200, 1.31 MPix, 494 Kb.
Дата: 2016-11-29, участник [Milla].

Рейтинг изображения: 15 (129) , 0 (7) .

Описание: Добрый Пастырь. Кон. 19 века. Центр. Россия.

Файл 29530.jpg: | |
Размер: 845×1000, 0.85 MPix, 415 Kb.
Дата: 2017-08-29, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (80) , 0 (1) .

Описание: Добрый Пастырь. Кон. XIX – нач. XX века. Россия. Холст, масло. 64х49 см.

Файл 29531.jpg: | |
Размер: 1103×1308, 1.44 MPix, 311 Kb.
Дата: 2017-08-29, анонимно.

Рейтинг изображения: 12 (60) , 0 (1) .

Добавить комментарий