Купятицкая икона о чем молятся

Купятицкая икона: древнейший из всех богородичных образов Беларуси

28 ноября верующие белорусской земли и все православные христиане почитают Купятицкую икону Божией Матери – древнейшую и самую необычную по своему художественному воплощению.

Фото: илл. с сайта church.by

СВЯТЫНЮ ОБРЕЛИ ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ИЗ ПОЛЕСЬЯ

Иной раз можно услышать или прочитать вопрос: а сколько всего существует в православном мире чудотворных, прославленных какими-то деяниями икон Пресвятой Богородицы? Сложная тема… Считается, что их примерно около четырехсот. Но ведь есть еще и местно почитаемые иконы, которые прославлены только в какой-то одной епархии. И, кстати, очень многие чудотворные иконы Божией Матери признаются и уважаются не только православными, но и католиками. Вспомним хотя бы великую белорусскую святыню – икону Божией Матери Ченстоховскую, почитаемую и в Беларуси, и на Руси, и в странах Балтии. В общем, во всем христианском мире. Да и не ее только одну…

Вообще, именно в Беларуси особенно много таких общехристианских святынь, поскольку здесь веками православная вера соседствовала с католической, церкви – с костелами, а простой народ не особенно-то вникал, в чем тут разница, почему надо враждовать с соседом, если он крестит лоб по-другому? Вот и жили, как правило, дружно, вместе поклонялись христианским реликвиям общей Родины – за исключением, конечно же, вспыхивавших время от времени конфликтов. Которые, как правило, были навязаны народу сверху, ближней и дальней знатью.

Итак, официально прославленных Церковью чудотворных икон Божией Матери – около четырехсот, но сами священнослужители (причем – видные и авторитетные) говорят, что их, разумеется, значительно больше. Просто далеко не все широко известны, открыты обществу – не говоря уж о том, что очень многие верующие искренне почитают чудотворной (и правильно делают!) ту икону Богородицы, что «висит» – а правильно говорить, «помещена» – в их доме, квартире и даже машине…

Попытку «систематизировать», описать внешний вид и рассказать миру истории обретения чудотворных икон Божией Матери сделал в начале ХХ века русский публицист и духовный писатель Евгений Поселянин (настоящая фамилия – Погожев; при безбожной советской власти подвергнут ссылке и расстрелян в 1930 году за свои дореволюционные книги, получившие высокое признание, главным же образом – казнен за то, что не отрекся от Христа; причислен к лику святых как новомученик). Так вот, в 1914 году будущий православный святой мученик Евгений (Поселянин) издал свой великий, многолетний труд под названием «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон». В этом исследовании Поселянин рассказывает и об истории самой древней из Белорусских икон Божией Матери – Купятицкой.

Что же представляет собою эта икона? Какая легенда ее окружает?

Явление чудотворного образа произошло в 1182 году около села Купятичи (отсюда – и название иконы). Село это стоит на реке Ясельда (впадает в Припять), что в Пинском Полесье. Тогда, в конце XII века, на этих землях раскинулось независимое удельное Пинское княжество, формально входившее в состав объединенной, но раздробленной на княжества Руси Великой.

Евгений Поселянин в своем рассказе о Купятицкой иконе Божией Матери опирается как на народные предания, так и на труды своих предшественников – в частности, монаха Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Афа­на­сия Каль­но­фой­ского, известного церковного писателя XVII века. Суммируя все доступные исторические сведения, можно сложить такую историю явления Купятицкой иконы.

Чудотворный образ Богородицы был об­ре­те­н в пинском ле­су кре­стьян­ской девоч­кой Ан­ной, пас­шей скот – очевидно, в один из последних выгонов перед зимой. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий свет меж­ду де­ре­вья­ми. Ра­дост­ная де­воч­ка, позабыв про овец, бегом побежала домой в село и в отсутствие взрослых (все были на предзимних работах) спря­та­ла находку в сун­дук. Вспомнив о стаде, Анна вернулась на преж­нее ме­сто, и тут… Она сно­ва уви­де­ла си­я­ние меж­ду де­ре­вья­ми. Опять крест, точно такой же, что и прежний! Ду­мая, что это дру­гой крест, который она в первый раз не заметила, де­воч­ка по­ло­жи­ла его за па­зу­ху.

Ве­че­ром, же­лая по­ка­зать сво­е­му от­цу Ва­си­лию най­ден­ные ею кре­сты, Ан­на не смог­ла их най­ти. Отец, вопреки ожиданиям, не стал смеяться над Анной или упрекать ее в том, что она бросила скотину в лесу – что, конечно же, было по тем временам делом опасным. Василий всерьез отнесся к странному рассказу малолетней дочери.

Ко­гда же они вме­сте при­шли на паст­би­ще, то уже из­да­ли уви­де­ли си­я­ние во­круг де­ре­ва, на ко­то­ром ра­нее чу­дес­ным об­ра­зом был дважды яв­лен крест. Все стало более-менее понятно: при­не­сен­ная в дом ико­на раз за разом возвращалась на свое место в лесу. По­ра­жен­ные эти­ми со­бы­ти­я­ми, купятицкие жи­те­ли по­стро­и­ли на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны цер­ковь во имя Введения во Храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где на почетном месте по­ста­ви­ли об­ре­тен­ную ико­ну. Ее прозвали меж собой так: «Икона, дарующая свет и добродетельную силу». Очень трогателен тот факт, что так сформулировали сущность пришедшего к ним «в гости» чудотворного образа простые люди, крестьяне, а не проповедники или церковное начальство. Ну, а богословы того времени (да и более поздние) иной раз высказывали мысль, что Купятицкая икона явилась православным людям в утешение: ведь в 1182 году скончался великий белорусский святой, проповедник и настоящий церковный подвижник Кирилл Туровский, просветивший немало жителей Полесья. А город Туров и само Туровское княжество было по соседству с Пинском, они дружили как экономически, так и политически. Более того: первые пинские князья (рюриковичи) были родом из туровской княжеской ветви.

С конца XII века Купятицкий об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри прославился раз­лич­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Здесь пора сказать о внешнем виде необычной иконы.

Купятицкая икона формой своей отличается от всех Чудотворных Икон Божией Матери, существующих в мире. И, конечно, это вселяет особую гордость в сердца жителей Полесья. Ведь больше такой (или похожей) чудотворной иконы не являлось нигде! Тот древний, чудом явившийся крестьянской девочке образ представляет собой крест, причем – незначительных размеров (около 12 сантиметров длиной и столько же шириной, из медного сплава). На одной стороне креста находится рельефное ростовое изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне медного креста – Распятие.

Изготовлен крест неизвестным древним мастером именно как икона – для открытого поклонения, а не ношения на груди (слишком тяжел и ушко для цепи или шнурка не предусмотрело изначально).

ИЗ ОГНЯ И ПЕПЕЛИЩА ВОЗРОЖДЕННАЯ

Пинское княжество как независимое, удельное возникло совсем незадолго до описываемых событий. В одной из летописей под 1174 годом впервые упоминаются «князья туровские и пинские», участвовавшие в походе на Киев князя Северо-Восточных земель (фактически – диктатора Руси) Андрея Боголюбского. Причем создается впечатление, что пинский князь был попросту принужден Андреем участвовать в этом братоубийственном походе, закончившимся разгромом и бегством агрессоров.

Вообще, первые князья Пинского княжества – Ярослав и Ярополк, сыновья туровского князя Юрия Ярославича, проводили политику миролюбивую, стремились «к тихому житию». И старались, чтобы о них поменьше вспоминали – как иноземные захватчики, так и свои, только более сильные, князья. Но иногда приходилось и брать в руки оружие, чтобы защитить общий дом от набегов. Так, в 1183 году (через год после обретения Купятицкой иконы) дружина Пинского княжества участвовала в общем походе удельных князей на половцев – настолько успешном, что с тех пор их варварские грабежи прекратились.

Но наступали тяжелые времена: татаро-монгольское лихолетье. Не избежало страшной участи и Пинское Полесье. В 1240 го­ду во вре­мя на­бе­га та­та­ры ра­зо­ри­ли и со­жгли се­ло Купятичи, а с ним – и Ку­пя­тиц­кую цер­ковь Пресвятой Богородицы… Однако на то он и чудотворный, образ-то, что обычные физические законы над ним не властны. Святая Купятицкая икона со­хра­нила­сь в пеп­ле непо­вре­жден­ной! Хотя, конечно, оставшиеся в живых поселяне об этом долгое время не знали и даже не мечтали: они хоронили близких, заново отстраивали жилища, возводили новый храм.

Вто­рич­но свя­тая ико­на Божией Матери «Купятицкая» бы­ла об­ре­те­на в кон­це XV ве­ка на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма стран­ни­ком-бо­го­моль­цем по име­ни Иоаким, воз­вра­щав­шим­ся на ро­ди­ну из паломничества в Иеру­са­ли­м. Путь пилигрима волей судьбы пролегал через По­ле­сье. Вот и отрылась Иоакиму на старом пожарище чудотворная Купятицкая икона. Богомолец сообразил, что это, должно быть, здешняя старинная, но утраченная когда-то святыня. Потому он и не дерзнул взять с со­бой об­ре­тен­ный об­раз, а вернулся в село и рассказал о находке жи­те­лям.

Кре­стьяне помнили о «своей» иконе, предания о ней передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Какой же это был праздник на селе! С ве­ли­кой ра­до­стью вос­при­няли весть о вто­рич­ном яв­ле­нии чу­до­твор­ной ико­ны все жители Купятиц – и стар, и млад. Побежали к священнику, и в его со­про­вож­дении, «стихийным» крестным ходом пе­ре­нес­ли родную святыню в сель­скую цер­ковь (построенную вскоре после истребительного набега татар). А паломник из Иерусалима Иоаким, конечно же, стал здесь уважаемым человеком, его уговорили остаться при церкви пономарем, поскольку был Иоаким вдобавок еще и грамотным.

Примечательно, кстати, и то, что празднование Купятицкой иконы Божией Матери всегда, из года в год, совпадает с первым днем сорокадневного Рождественского поста. Это – праздник без вина, без мяса, даже без яиц и молочного – в общем, без всего того, что принято называть праздничным пиршеством. Скромен стол в день празднования чудотворной Купятицкой иконы. Ведь подобно тому, как и в далеком XII веке, любят Купятицкую икону не животом, не умом, а сердцем – за то, что дарует она душевный свет, душевные и телесные силы для делания добра.

Изображена Богоматерь на иконе Ее Купятицкой как Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Говорят о ней, о Купятицкой иконе, так: «Одигитрия Купятицкая – Заступница земли Полесской; во все времена подавала ее народу Свою Благодатную помощь: укрепляла в Вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких».

…В 1629 го­ду при церк­ви попечением богатых людей был устро­ен Ку­пя­тиц­кий Свя­то-Вве­ден­ский Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь. Казалось, жизнь в этих краях все больше и больше исполняется высоким смыслом. Свято-Введенский Преображенский монастырь еще больше прославил Купятичи и Пинское Полесье в целом. Ибо в сте­нах этой дивной обители с первых лет ее существования под­ви­за­лись бу­ду­щие православные свя­тые Белой Руси. Это преподобномученик игумен Афа­на­сий Брестский (Филиппович), известный общественно-религиозный деятель, публицист, писатель-полемист XVII века, композитор. Этого замечательного сына своей Отчизны, Беларуси, в 1648 году зверски замучили, тайно убили и, как собаку, закопали в лесу польские солдаты по прямому приказу польских властей. За что? А за то, что святой Афанасий, повсюду нося с собой и прославляя Купятицкую икону Богородицы, выступал против Брестской унии, уничтожавшей православие в Беларуси. Лишь через несколько месяцев некий мальчик-пастушок показал монахам место, где солдаты-поляки зарыли святого мученика. И тело с почестями перезахоронили в последнем Брестском православном Свято-Симеоновском монастыре, в главной церкви Симеона Столпника.

Другим великим святым, подвизавшимся в этих стенах, был игумен Макарий Пинский, настоятель Купятицкого монастыря в 1656-1659 годах. Его убили турки во время грабежа – святой Макарий был тогда игуменом Каневского монастыря (1678 год).

А первым игуменом Купятицкой обители с 1629 года был Ила­ри­он Де­ни­со­вич. Он славен тем, что оставил потомкам обширный труд: «Опи­са­ние чу­дес Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри», в из­да­нии ко­то­ро­го участ­во­вал так­же и упомянутый выше Афа­на­сий Каль­но­фой­ский, который дополнил его сво­и­ми тол­ко­ва­ни­я­ми.

ВЕРНЕТСЯ ЛИ ОБРАЗ В ТРЕТИЙ РАЗ?

Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка многострадальный Купятицкий мо­на­стырь был с помощью польских войск за­хва­чен сна­ча­ла ка­то­ли­че­ски­ми, а за­тем – уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми. Православная жизнь в этих краях на какое-то время закончилась.

В 1655 го­ду пра­во­слав­ные ино­ки обители во гла­ве с на­мест­ни­ком Купятицкого монастыря, ар­хи­манд­ри­том Ла­за­рем Ба­ра­но­ви­чем, по­кинули родные края, забрав с собою свя­тую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы «Купятицкая» и пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ный об­раз в Ки­ев­ский Со­фий­ский со­бор, который оставался православным.

Читайте также:  Как выбрать икону для молитвы

С тех пор к чу­до­твор­но­му Ку­пя­тиц­ко­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри благоговейно притекали не одни только толь­ко пра­во­слав­ные украинцы: не за­бы­ва­ли о сво­ей свя­тыне и бе­ло­рус­ские ве­ру­ю­щие. Особенно – в Купятицах и Пинском Полесье. И, когда униатов наконец-то выставили прочь из захваченной ими святой Купятицкой обители, а польскую власть – изгнали из белорусских пределов, то в се­ре­дине XIX сто­ле­тия жители села Купятичи об­ра­ти­лись в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Си­нод со слезным про­ше­ни­ем: верните, мол, нашу реликвию, нашу самую древнюю белорусскую икону, обретенную здесь, в Купятицах! Верните ее из Киева на землю Белой Руси, Пинского Полесья, в родное для святыни село Купятичи. Это же справедливо! Од­на­ко про­ше­ние бы­ло от­кло­не­но с довольно странной формулировкой – дескать, те, кто перенес икону из Купятиц в Киев в 1655 году (архимандрит Лазарь Баранович и прочие купятицкие монахи), не были предками тех, кто является просителями о возврате иконы 200 лет спустя. Вот так ответил Синод, где заседали наиболее образованные люди середины XIX века. Что ж, видимо, понятие «образованный» еще не означает «умный». Ибо каким-таким образом игумен Лазарь Баранович и его иноки, монахи! – могли быть хоть чьими-то прямыми предками?

В итоге – да-да, именно в итоге того самого синодального отказа! – самый древний белорусский образ Божией Матери оказался утерянным для верующих (а для кого-то, может, и нет).

Су­ще­ству­ют све­де­ния, что в Со­фий­ском со­бо­ре чу­до­твор­ный об­раз пре­бы­вал до кон­ца 20-х го­дов XX сто­ле­тия. Даль­ней­шая его судь­ба неиз­вест­на. Скорее всего, икона украдена и «жива» по сей день: уж больно красив этот медный крест-икона, уж больно уникален, к тому же – много веков насчитывает. А уж сколько стоит для коллекционеров – и сказать трудно.

Но не кручинятся Купятичи, празднуют свой праздник! Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, изготовленные еще в XVII ве­ке (почти четыреста лет назад), на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Свя­то-Ни­ко­льской церк­ви се­ла Ку­пя­ти­чи Пин­ско­го рай­о­на Брест­ской об­ла­сти. Для по­кло­не­ния свя­той Ку­пя­тиц­кой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри сю­да еже­год­но, 28 ноября по новому стилю, сте­ка­ют­ся па­лом­ни­ки со всей Бе­ла­ру­си. Впрочем, не только Беларуси, ведь Купятицкая икона, как выразились из самого сердца простые крестьяне еще в XII веке, «дарует свет и добродетельную силу» всем верующим христианам.

КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Купятицкая икона Божией Матери

Купятицкая икона Божией Матери

Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло в 1182 году около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии.

Инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский в своем труде «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах», опубликованном в 1638 году в Киеве, повествует о том, что святая икона была обретена в лесу крестьянской девочкой Анной, пасшей скот. Образ – в виде креста – излучал необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. С этого времени благодать Божия прославила святой образ Божией Матери различными чудотворениями.

В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным. Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима через Полесье. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне, с великой радостью воспринявшие весть о вторичном явлении чудотворной иконы, в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким же остался при храме пономарем.

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Введенский Преображенский мужской монастырь, в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (+ 1648) и Макарий Каневский, игумен Пинский (+ 1678).

Игумен Купятицкой обители Иларион (Денисович) написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский, дополнив его своими толкованиями.

Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем (Барановичем), покидая монастырь, взяли с собой икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного.

Купятицкая икона Божией Матери

К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украинские православные, но не забывали о своей святыне и белорусские верующие. В середине XIX столетия прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший Правительствующий Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери. Однако прошение было отклонено. Отказ был мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад».

Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 1920-х годов. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.

Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой – Распятие.

Икона Божией Матери «Купятицкая»

Яв­ле­ние са­мой древ­ней на Бе­ло­рус­ской зем­ле Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1182 го­ду око­ло се­ла Ку­пя­ти­чи, рас­по­ло­жен­но­го на ре­ке Ясель­да в пре­де­лах быв­ше­го Пин­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии.

Инок Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Афа­на­сий Каль­но­фой­ский в сво­ем тру­де «Те­ра­тур­ги­ма, или чу­де­са, со­вер­шив­ши­е­ся, как в са­мом Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, так в обе­их его пе­ще­рах», опуб­ли­ко­ван­ном в 1638 го­ду в Ки­е­ве, по­вест­ву­ет о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в ле­су кре­стьян­ской де­воч­кой Ан­ной, пас­шей скот. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий свет меж­ду де­ре­вья­ми. Ра­дост­ная де­воч­ка, от­не­ся ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри до­мой, спря­та­ла ее в сун­дук. Вер­нув­шись на преж­нее ме­сто, она сно­ва уви­де­ла си­я­ние меж­ду де­ре­вья­ми. Ду­мая, что это дру­гой крест, де­воч­ка по­ло­жи­ла его за па­зу­ху. Ве­че­ром, же­лая по­ка­зать сво­е­му от­цу Ва­си­лию най­ден­ные ею кре­сты, Ан­на не смог­ла их най­ти. Ко­гда же они вме­сте при­шли на паст­би­ще, то уже из­да­ли уви­де­ли си­я­ние во­круг де­ре­ва, на ко­то­ром ра­нее чу­дес­ным об­ра­зом был яв­лен крест. При­не­сен­ная в дом ико­на на сле­ду­ю­щий же день сно­ва ока­за­лась на преж­нем ме­сте в ле­су. По­ра­жен­ные эти­ми со­бы­ти­я­ми, мест­ные жи­те­ли по­стро­и­ли на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где по­ста­ви­ли об­ре­тен­ную ико­ну. С это­го вре­ме­ни бла­го­дать Бо­жия про­сла­ви­ла свя­той об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри раз­лич­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

В 1240 го­ду во вре­мя на­бе­га та­та­ры ра­зо­ри­ли и со­жгли се­ло и Ку­пя­тиц­кую цер­ковь, но чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил­ся в пеп­ле непо­вре­жден­ным. Вто­рич­но свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в кон­це XV ве­ка на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма стран­ни­ком-бо­го­моль­цем по име­ни Иоаким, воз­вра­щав­шим­ся на ро­ди­ну из Иеру­са­ли­ма через По­ле­сье. Не дерз­нув взять с со­бой об­ре­тен­ный об­раз, он со­об­щил о чу­дес­ной на­ход­ке мест­ным жи­те­лям. Кре­стьяне, с ве­ли­кой ра­до­стью вос­при­няв­шие весть о вто­рич­ном яв­ле­нии чу­до­твор­ной ико­ны, в со­про­вож­де­нии свя­щен­ни­ка пе­ре­нес­ли крест-ико­ну в сель­скую цер­ковь, по­стро­ен­ную на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма. Иоаким же остал­ся при хра­ме по­но­ма­рем.

В 1629 го­ду при церк­ви был устро­ен Ку­пя­тиц­кий Свя­то-Вве­ден­ский Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь, в сте­нах ко­то­ро­го под­ви­за­лись бу­ду­щие свя­тые пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Афа­на­сий, игу­мен Брест­ский (†1648) и Ма­ка­рий Ка­нев­ский, игу­мен Пин­ский (†1678).

Игу­мен Ку­пя­тиц­кой оби­те­ли Ила­ри­он Де­ни­со­вич на­пи­сал со­чи­не­ние «Опи­са­ние чу­дес Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри», в из­да­нии ко­то­ро­го участ­во­вал так­же и Афа­на­сий Каль­но­фой­ский, до­пол­нив его сво­и­ми тол­ко­ва­ни­я­ми.

Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка мо­на­стырь был за­хва­чен сна­ча­ла ка­то­ли­че­ски­ми, а за­тем уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми. В 1655 го­ду пра­во­слав­ные ино­ки во гла­ве с на­мест­ни­ком, ар­хи­манд­ри­том Ла­за­рем Ба­ра­но­ви­чем, по­ки­дая мо­на­стырь, взя­ли с со­бой свя­тую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы и пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ный об­раз в Ки­ев­ский Со­фий­ский со­бор, где и по­ме­сти­ли в ря­ду мест­ных икон юж­но­го при­де­ла апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

К чу­до­твор­но­му Ку­пя­тиц­ко­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бе­га­ли с бла­го­го­ве­ни­ем и по­чи­та­ни­ем не толь­ко укра­ин­ские пра­во­слав­ные, но не за­бы­ва­ли о сво­ей свя­тыне и бе­ло­рус­ские ве­ру­ю­щие. В се­ре­дине XIX сто­ле­тия при­хо­жане Ку­пя­тиц­ко­го при­хо­да об­ра­ти­лись в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Си­нод с про­ше­ни­ем о воз­вра­ще­нии из Ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра Ку­пя­тиц­кой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Од­на­ко про­ше­ние бы­ло от­кло­не­но. От­каз был мо­ти­ви­ро­ван тем, что ико­на «при­над­ле­жа­ла не при­ход­ской церк­ви, по­стро­ен­ной в 1822 го­ду, а мо­на­сты­рю, ныне уже несу­ще­ству­ю­ще­му, и пе­ре­не­се­на в Ки­е­во-Со­фий­ский со­бор не пред­ка­ми про­си­те­лей, но пра­во­слав­ны­ми быв­ше­го мо­на­сты­ря мо­на­ха­ми 200 лет на­зад».

Су­ще­ству­ют све­де­ния, что в Со­фий­ском со­бо­ре чу­до­твор­ный об­раз пре­бы­вал до кон­ца 20-х го­дов XX сто­ле­тия. Даль­ней­шая его судь­ба неиз­вест­на.

Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, на­пи­сан­ный в XVII ве­ке, на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ку­пя­ти­чи Пин­ско­го рай­о­на Брест­ской об­ла­сти. Для по­кло­не­ния свя­той Ку­пя­тиц­кой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри сю­да еже­год­но сте­ка­ют­ся па­лом­ни­ки со всей Бе­ла­ру­си.

Ку­пя­тиц­кая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пред­став­ля­ет со­бой неболь­шо­го раз­ме­ра мед­ный крест. На од­ной сто­роне кре­ста ре­льеф­но изо­бра­же­на Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, на дру­гой – Рас­пя­тие.

Купятицкая Икона Божией Матери

КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
День памяти: Ноябрь 15

Икона, дарующая свет и добродетельную силу. Купятицкая Икона формой своей отличается от всех Чудотворных Икон Божией Матери. Образ представляет собой Крест – незначительных размеров в 12 см длиной и столько же шириной, медного сплава. На одной стороне Креста находится рельефное изображение Пресвятой Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне – Распятие.

По всей земле чудодействуют Иконы Божией Матери, проповедуют и подтверждают Учение Ее Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Заботясь о роде человеческом, Богоматерь избрала Иконы средством постоянного и близкого общения Ее с людьми и обещала, что с этими Иконами пребудет всегда Ее Благодать. Церковь почитает несколько сот Чудотворных Икон Божией Матери. Среди них – Купятицкая – самая древняя из Икон, явленных на землях Белой Руси. Образ обретен 15/28 ноября 1182 года недалеко от села Купятичи, расположенного на реке Ясельда при впадении ее в Припять, на Пинщине.

Основным источником исторических сведений о Купятицкой Иконе до настоящего времени остается сочинение иеромонаха Киево-Печерской Лавры Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (слово происходит из греческого «чудо»), изданной в Киеве в 1638 году на польском языке. Как повествeyeт автор указанной работы, шестилетняя девочка Анна, пасшая стадо овец своего отца Василия, заметила как-то раз между деревьями яркий свет. На дереве висел небольшой Крест с изображением на нем Иконы Богоматери. В радости девочка отнесла Крест домой, спрятала его в сундук и возвратилась к стаду. Но на том же месте опять увидела сияние. Анна, думая, что находит другой Крест, положила его за пазуху. Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать отцу бывший у нее Крест, но не нашла его ни у себя, ни в сундуке. Тогда она вместе с отцом пошла на луг, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился Крест. Святыня была принесена домой, но на другой день ее снова не оказалось в доме. Пораженные этими событиями, отец и дочь рассказали о них односельчанам, и на указанном месте все узрели Икону-Крест, издававшую дивный свет. Для Иконы, по месту явления на-званной Купятицкой, жители села под покровительством Владычицы Небесной построили церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого времени благодать Божия прославила Образ различными чудотворениями.

В 1240 году храм сожгли татары. Икону посчитали утраченной. Однако Крест по указанию чудесному был снова найден.

В конце XV века благочестивый паломник Иоаким на обратном пути из Иерусалима решил посетить обители на Полесье. В сумерках, проходя мимо пожарища, где прежде находилась Купятицкая церковь, он удивлен был несказанным светом, исходившим, как ему показалось, из земли. Приблизившись, странник увидел Крест. Жители села Купятичи со священником признали свою Святыню и склонились перед Образом в благоговейной молитве. Вскоре была возобновлена церковь, в которой установили Нерукотворенную Икону. Иоаким, по указанию Богоматери, явившейся ему в сонном видении, отложил свое путешествие и подвизался при храме пономарем.

В 1629 году в Купятичах возник Свято-Введенский Преображенский православный мужской монастырь, просуществовавший до XIX столетия. О высоком состоянии внутренней жизни основанного Купятицкого монастыря говорят снова начавшиеся совершаться перед Чудотворным Образом чудеса и чествуемые Церковью, вышедшие из стен этой обители Преподобномученики – Афанасий, игумен Брестский (+1648); Макарий Каневский, игумен Пинский (+1678).

Явление Иконы – это Дар Божий роду человеческому. Пресвятая Богородица лучезарную Купятицкую Икону, в Кресте изображенную, послала на Полесье, и Русская земля озарилась светом ее славы. Купятицкая Святыня приняла поклонение от верных Киева и Москвы, освятила пределы Слуцкие, Могилевские, Черниговские, Брянские, Орловские и холодную Сибирь согрела. Одигитрия Купятицкая – Заступница земли Полесской – вo все времена подавала ее народу Свою Благодатную помощь: укрепляла в Вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких.

Сказание о Купятицкой Чудотворной Иконе теснейшим образом связано с именем писателя-публициста, известного исторического деятеля, ревностного защитника Православия во время унии Святого Преподобномученика Афанасия. Игумена Брестского (1595-1648).

Св.Афанасий жил в эпоху, когда отступники от Православной Веры в 1596 году подписали, вопреки верующему народу, Брестскую унию (объединение) Православной Церкви с Римо-католической. Православных стали преследовать, гнать, разрушать их храмы, обращать монастыри в униатские или католические. В то огненное время Священномученик Афанасий Брестский показал себя столпом Православия, за него затем отдал свою жизнь и является примером твердого стояния в Вере Отеческой.

Св. Афанасий (Филиппович) родился в городе Бресте около 1595-1597 года в семье обедневшего шляхтича. В1627 году принял монашество в Свято-Духовом Виленском монастыре. Проходил послушание в более строгих по уставу монастырях – вначале в Кутеинском, вблизи Орши, а затем в Межигорской обители, около Киева. В 1633 году Афанасий возводится в сан иеромонаха и назначается наместником Дубойского монастыря под Пинском. По решению Литовского канцлера князя Альбрехта Радзивилла Дубойский монастырь в 1636 году отдан был иезуитам. О.Афанасий пришел к игумену Илариону Денисовичу в Купятицкий монастырь, где ему вместе с послушником Онисимом Волковицким было поручено произвести сбор пожертвований на реставрацию монастырской церкви. Предприятие это в то время было нелегкое. Как человек религиозный, Афанасий ищет ободрение в молитве – и различает от Иконы Богоматери исходящий голос: «Царь Московский збудует Ми церковь, иди до него». Послушный голосу Богородицы, Св. Афанасий, взяв с собой список (копию) Ее Чудотворного Образа Купятицкого, отправился в Москву. Труден и опасен был этот путь, так как в ту пору граница с Русским государством строго охранялась. На границе был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию. К тому же Афанасий не имел «пашпорту кролевского», необходимого для пересечения границы. Положившись на помощь Божией Матери и вторично подкрепленный Ее обещанием: «Иду и Я с тобою!». Преподобный благополучно прибыл в столицу.
Принятый Царем Михаилом Федоровичем (1613-1645), Св.Афанасий поднес ему в благословение Купятицкую Икону (копию), вручил записку, в которой показал тяжелое положение Православной Церкви в Речи Посполитой, и просил его употребить свое влияние на польское правительство в защиту Православия. Он также передал Царю услышанное (за Севском) из появившейся тучи повеление Божией Матери иметь Образ Пречистой в Кресте Купятицком на воинских хоругвях. Со щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви о.Афанасий возвратился в родную обитель в июле 1638 года, пробыв в паломничестве около восьми месяцев.

Своими проповедями Св. Афанасий многих жителей Бреста и близлежащих мест, совращенных в унию, возвратил в Православие. Униаты встревожились и на Преподобного воздвигли гонения. Он обратился к заступлению Богородицы и во время молитвы перед Купятицкою Иконою услышал Ее голос, повелевающий ему открыто проповедовать перед королем и сеймом и обличать унию. Укрепленный в правоте своего дела, Игумен Брестский в 1643 году отправился в Варшаву на вольный сейм с изображением Купятицкой Иконы Богоматери в «седми штуках (экземплярах) на плате намалеванных» и с таким же количеством печатных экземпляров своего рукописного сочинения «История видения того образу в границе Московской». Изображения и сочинения он раздал влиятельным лицам, а сам выступил перед королем и сенаторами, добиваясь, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния нечестивая уничтожена и в ничто обращена», угрожая монарху гневом Божиим. Последствия этого выступления для Афанасия были весьма печальны. Он был взят под стражу, лишен священства и отправлен на суд к Митрополиту Петру Могиле в Киев. Однако суд консистории освободил о.Афанасия и разрешил вернуться в Брест на игуменство.

1/14 июля 1648 года игумен Афанасий был арестован по обвинению в помощи восставшим казакам Богдана Хмельницкого, заключен в подземелье Брестского замка и закован в цепи. Хотя вина его не была доказана, судьи вынесли ему смертный приговор за то, что он порицал унию. В ночь на 5/18 сентября 1648 г. Св. Афанасия расстреляли в роще, у деревни Гершоны, под Брестом. Перед смертью гайдуки пытали Преподобного огнем, принуждая отречься от Православия. В городе никто в эту ночь не спал. «Великий страх претерпели мы и все мещане оттого, – писали послушники Брестского монастыря, – что ночь была погожая, и ни на одну стопу тучи нигде не было, а молния весьма страшная была и великая по всему небу».

Недалеко от места смерти Священномученика в 1988 году освящена Свято-Афанасьевская часовня, а в последующем при ней возник одноименный мужской монастырь. Многие храмы украшены иконами Св. Афанасия; имеются церкви, часовни и приделы в его честь; ему читаются Акафисты. 2 октября 2005 года Игумену земли Берестейской Св. Афанасию освящен памятник, который возвышается у стен Брестского Свято-Симеоновского кафедрального собора. У монумента – живые цветы. Это знак народной любви к своему Небесному Покровителю.
Преподобномученик Афанасий называл Купятицкую Икону Божией Матери Величайшей Святыней всей Речи Посполитой.

Образ Богоматери находился в Купятичах до середины XVII веха, пока тамошний монастырь был в ведении православных христиан. Радея об Иконе, чтобы не попала в руки униатов, иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем Барановичем, в 1655 году перенесли ее в Киев. Митрополит Сильвестр Коссов с благоговением принял ранее известный ему Чудотворный Образ и поставил его в Софийский собор.

Икона Богородицы Купятицкая пользовалась широкой известностью и почитанием среди украинского народа. Но не забывали о своей Святыне и белорусы, в частности, прихожане Купятицкого прихода В середине XIX столетия они выходили с прошением в Святейший Правительствующий Синод о возвращении в Купятицкую Николаевскую церковь из Киево-Софийского собора Купятицкой Чудотворной Иконы Божией Матери. Однако Синод 20 июля 1852 года им в этом отказал. Отказ был мотивирован тем, что Икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад».

Ведомо, что в Свято-Софийском соборе Икона пребывала до конца 20-х годов прошлого столетия. Дальнейшая судьба Образа неизвестна.

Ныне в Свято-Николаевской церкви села Купятичи (Пинский район Брестской области) находится точная копия (сделанная в XVII веке) Купятицкой Иконы, которая также славится чудесами. В 2003 году Образ обновился. И, как и прежде, охраняет Полесскую землю Чудотворная Икона Божией Матери Купятицкая.

Каждый год 15/28 ноября в Свято-Николаевском храме бывает торжественное Богослужение. Для прославления Богородицы Купятицкой стекаются паломники со всей Беларуси. Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой – Распятие.Великобденная служба с акафистом в честь Купятицкой иконы Божией Матери пока не оцифрована. Координаты бумажного издания: Служба с акафистом иконе Божией Матери « Купятицкая ». Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2007.

Дизайн жизни

Стань Писателем, Художником и Поэтом собственной жизни!

Купятицкая икона Божией Матери

День празднования: 28 ноября (15 ноября по старому стилю).

Икона Божией Матери Купятицкая отличается от всех известных икон своей необычной формой. Богородица с Предвечным Младенцем на руках изображена на кресте. Явление иконы произошло в селе Купятич Пинского уезда Минской губернии. Одна девица по имени Анна, пасшая скот, увидев среди листвы блистание света, обнаружила на дереве крест с изображением Богородицы. Девушка отнесла крест домой и вернулась к своему стаду. И на том же месте она вновь увидела сияние и снова обнаружила на дереве крест. Думая, что это второй крест, она повесила его себе на грудь.

Вечером, пригнав стадо домой, она хотела показать находку отцу, но креста на ней не оказалось. Не оказалось и того креста, что она приносила домой в первый раз. Тогда она вместе с отцом пошла к тому дереву, где дважды находила крест. И здесь они увидели в лучезарном свете крест с изображением Богородицы и, взяв его, отнесли в свой дом, но на другой день крест опять чудесным образом исчез.

Жители села, услышав о сем чуде, пошли на указанное место и обнаружили на дереве крест, излучающий необычное сияние. На этом месте сельчане выстроили небольшую деревянную церковь и поставили туда обретенный образ с изображением Богородицы, от которого начали происходить различные чудотворения.
Через несколько лет церковь была сожжена татарами, образ исчез бесследно, и местность вокруг сгоревшего храма совершенно запустела. Через много лет путник по имени Иоаким, проходя мимо места, на котором когда-то стояла церковь, увидел необычайный свет, исходящий от земли. Так чудотворная икона была обретена во второй раз и была отнесена в приходскую церковь села Купятич. Вокруг церкви впоследствии был устроен монастырь.

В конце XVII века Купятицкий монастырь перешёл во владение униатов. Православные иноки, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор. Из-за своей необычной формы Купятицкий образ Богородицы встречается крайне редко. Подлинник иконы, к сожалению, утрачен.

Икона Божией Матери Купятицкая отличается от всех известных икон своей необычной формой. Богородица с Предвечным Младенцем на руках изображена на кресте.. Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло в 1182 году около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии.

Инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский в своем труде «Тератургима, или чудеса, совершившиеся, как в самом Печерском монастыре, так в обеих его пещерах», опубликованном в 1638 году в Киеве, повествует о том, что святая икона была обретена в лесу крестьянской девочкой Анной, пасшей скот. Образ – в виде креста – излучал необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. С этого времени благодать Божия прославила святой образ Божией Матери различными чудотворениями.

В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным. Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима через Полесье. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне, с великой радостью воспринявшие весть о вторичном явлении чудотворной иконы, в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким же остался при храме пономарем.

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь, в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (†1648) и Макарий Каневский, игумен Пинский ( †1678).

Вот что рассказывает «Е. Поселянин. В своей книге « Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]» :

Однажды вознамерился некий святотатец обокрасть Купятицкую церковь. Зная, что ночью пономарь пойдет в храм, он спрятался у дверей и стал его поджидать. Пономарь пришел и, не подозревая ничего, начал отпирать церковные двери. Вор замахнулся на него топором, но дерзновенные его руки окоченели, и он не мог двинуться с места. Пономарь, не заметив всего этого, вошел в храм, взял нужное и возвратился в свою келью. Вор же, стоя с поднятыми вверх руками, пришел в неописуемый ужас и со слезами обратился к Богоматери о помиловании, обещая исправиться и оставить навсегда свое дурное дело. Во время молитвы перед несчастным преступником предстала Пресвятая Богоматерь и, обличив его в злодеянии, даровала ему исцеление под условием исправления жизни. Злодей на некоторое время образумился, но прошло три года, и он снова уличен был в краже церковных вещей в селе Молодове и осужден на казнь. На пути к месту казни он поведал всем о бывшем с ним чуде в Купятицкой церкви.

Инок Купятицкой обители Вениамин, желая узнать, на каком дереве написана чудотворная Купятицкая икона, стал резать образ ножом. За этот свой поступок он был наказан. Через некоторое время сопровождавший его в дороге слуга напал на инока и изранил его ножом. И инок усмотрел в этом кару Божию за свое дерзкое любопытство.

Во время украшения Купятицкого храма перед праздником Благовещения упал с подмостков один из работников и ударился лбом об острие гвоздя. Рана была настолько велика и болезненна, что несчастный целые сутки лежал без чувств. Иноки прибегли с молитвой к Богородице, прося Ее об исцелении болящего. И свершилось дивное чудо милости Богоматери: больной пришел в чувство, и его глубокая рана закрылась.

Пинский судья Маскевич лежал разбитый параличом. Когда перед Купятицкой иконой по его усердию отслужено было молебствие, он встал с одра совершенно здоровым.

Некий Павел Война в своем дерзком богохульстве стал шутить над чудотворной Купятицкой иконой, и гнев Божий поразил его за кощунство: он здесь же впал в тяжкий недуг, скоро сведший его в могилу.

В 1629 году, в ночь под праздник Введения во храм Богоматери, в Купятицкой церкви совершилось чудесное явление: невидимой силой перед чудотворной иконой зажглась свеча.

В 1632 году один благочестивый житель Купятицкого села сподобился слышать в церкви ангельское пение: «Слава в вышних Богу».

Игумен Брестского Самсоновского монастыря прп. Афанасий Филиппович, потерпевший гонение и приявший мученический венец от католиков 20 июля 1648 года, прислал копию с Купятицкой иконы в дар царю Михаилу Феодоровичу.

Игумен Купятицкой обители Иларион Денисович написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский, дополнив его своими толкованиями.

Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем Барановичем, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного.
К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украинские православные, но не забывали о своей святыне и белорусские верующие. В середине XIX столетия прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший Правительствующий Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери. Однако прошение было отклонено. Отказ был мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад».

Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.

Ну а если вы хотите действительно стать Супер Обольстительной Красавицей — приходите на наш 5-ти дневный тренинг «Королева Красоты»

Тренинг еще не начался!

  • Хотите овладеть Магией Обольщения?
  • Сделать свое Тело Идеальным?
  • Убрать морщины и излишки там где не нужно?
  • Прибавить там где нужно?
  • Приготовить 5 РАЗНЫХ видов «Воды Красавиц» — потом вы будете делать их регулярно по записи
  • Научиться «заговаривать» кремы, декоративную косметику, гели, скрабы и т.п.
  • Научиться делать «Покрывало Венеры» — 7-мидневный марафон Красоты, построенный на Магии Свеч
  • Овладеть Секретами Лунной Магии
  • Приобрести много полезных навыков по уходу за лицом и телом
  • Разбудить в себе «Колдовской огонь», на который мужчины будут слетаться, как мотыльки…

Тренинг как всегда построен на фазах Луны:

Сначала на убывающей — избавляемся от лишнего и ненужного (жира, морщин, комплексов…)

Потом на растущей — притягиваем желаемое (гладкость и упругость кожи, рельефные мышцы, прекрасные волосы, обольстительный взгляд)))

Купятицкая икона Божией Матери

Яв­ле­ние са­мой древ­ней на Бе­ло­рус­ской зем­ле Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1182 го­ду око­ло се­ла Ку­пя­ти­чи, рас­по­ло­жен­но­го на ре­ке Ясель­да в пре­де­лах быв­ше­го Пин­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии.

Инок Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Афа­на­сий Каль­но­фой­ский в сво­ем тру­де «Те­ра­тур­ги­ма, или чу­де­са, со­вер­шив­ши­е­ся, как в са­мом Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, так в обе­их его пе­ще­рах», опуб­ли­ко­ван­ном в 1638 го­ду в Ки­е­ве, по­вест­ву­ет о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в ле­су кре­стьян­ской де­воч­кой Ан­ной, пас­шей скот. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий свет меж­ду де­ре­вья­ми. Ра­дост­ная де­воч­ка, от­не­ся ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри до­мой, спря­та­ла ее в сун­дук. Вер­нув­шись на преж­нее ме­сто, она сно­ва уви­де­ла си­я­ние меж­ду де­ре­вья­ми. Ду­мая, что это дру­гой крест, де­воч­ка по­ло­жи­ла его за па­зу­ху.

Ве­че­ром, же­лая по­ка­зать сво­е­му от­цу Ва­си­лию най­ден­ные ею кре­сты, Ан­на не смог­ла их най­ти. Ко­гда же они вме­сте при­шли на паст­би­ще, то уже из­да­ли уви­де­ли си­я­ние во­круг де­ре­ва, на ко­то­ром ра­нее чу­дес­ным об­ра­зом был яв­лен крест. При­не­сен­ная в дом ико­на на сле­ду­ю­щий же день сно­ва ока­за­лась на преж­нем ме­сте в ле­су. По­ра­жен­ные эти­ми со­бы­ти­я­ми, мест­ные жи­те­ли по­стро­и­ли на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где по­ста­ви­ли об­ре­тен­ную ико­ну. С это­го вре­ме­ни бла­го­дать Бо­жия про­сла­ви­ла свя­той об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри раз­лич­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

В 1240 го­ду во вре­мя на­бе­га та­та­ры ра­зо­ри­ли и со­жгли се­ло и Ку­пя­тиц­кую цер­ковь, но чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил­ся в пеп­ле непо­вре­жден­ным. Вто­рич­но свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в кон­це XV ве­ка на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма стран­ни­ком-бо­го­моль­цем по име­ни Иоаким, воз­вра­щав­шим­ся на ро­ди­ну из Иеру­са­ли­ма через По­ле­сье. Не дерз­нув взять с со­бой об­ре­тен­ный об­раз, он со­об­щил о чу­дес­ной на­ход­ке мест­ным жи­те­лям. Кре­стьяне, с ве­ли­кой ра­до­стью вос­при­няв­шие весть о вто­рич­ном яв­ле­нии чу­до­твор­ной ико­ны, в со­про­вож­де­нии свя­щен­ни­ка пе­ре­нес­ли крест-ико­ну в сель­скую цер­ковь, по­стро­ен­ную на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма. Иоаким же остал­ся при хра­ме по­но­ма­рем.

В 1629 го­ду при церк­ви был устро­ен Ку­пя­тиц­кий Свя­то-Вве­ден­ский Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь, в сте­нах ко­то­ро­го под­ви­за­лись бу­ду­щие свя­тые пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Афа­на­сий, игу­мен Брест­ский (†1648) и Ма­ка­рий Ка­нев­ский, игу­мен Пин­ский (†1678).

Игу­мен Ку­пя­тиц­кой оби­те­ли Ила­ри­он Де­ни­со­вич на­пи­сал со­чи­не­ние «Опи­са­ние чу­дес Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри», в из­да­нии ко­то­ро­го участ­во­вал так­же и Афа­на­сий Каль­но­фой­ский, до­пол­нив его сво­и­ми тол­ко­ва­ни­я­ми.

Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка мо­на­стырь был за­хва­чен сна­ча­ла ка­то­ли­че­ски­ми, а за­тем уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми. В 1655 го­ду пра­во­слав­ные ино­ки во гла­ве с на­мест­ни­ком, ар­хи­манд­ри­том Ла­за­рем Ба­ра­но­ви­чем, по­ки­дая мо­на­стырь, взя­ли с со­бой свя­тую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы и пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ный об­раз в Ки­ев­ский Со­фий­ский со­бор. Где и по­ме­сти­ли в ря­ду мест­ных икон юж­но­го при­де­ла апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

К чу­до­твор­но­му Ку­пя­тиц­ко­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бе­га­ли с бла­го­го­ве­ни­ем и по­чи­та­ни­ем не толь­ко укра­ин­ские пра­во­слав­ные, но не за­бы­ва­ли о сво­ей свя­тыне и бе­ло­рус­ские ве­ру­ю­щие. В се­ре­дине XIX сто­ле­тия при­хо­жане Ку­пя­тиц­ко­го при­хо­да об­ра­ти­лись в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Си­нод с про­ше­ни­ем о воз­вра­ще­нии из Ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра Ку­пя­тиц­кой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Од­на­ко про­ше­ние бы­ло от­кло­не­но. От­каз был мо­ти­ви­ро­ван тем, что ико­на «при­над­ле­жа­ла не при­ход­ской церк­ви, по­стро­ен­ной в 1822 го­ду, а мо­на­сты­рю, ныне уже несу­ще­ству­ю­ще­му, и пе­ре­не­се­на в Ки­е­во-Со­фий­ский со­бор не пред­ка­ми про­си­те­лей, но пра­во­слав­ны­ми быв­ше­го мо­на­сты­ря мо­на­ха­ми 200 лет на­зад».

Су­ще­ству­ют све­де­ния, что в Со­фий­ском со­бо­ре чу­до­твор­ный об­раз пре­бы­вал до кон­ца 20-х го­дов XX сто­ле­тия. Даль­ней­шая его судь­ба неиз­вест­на.

Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, на­пи­сан­ный в XVII ве­ке, на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ку­пя­ти­чи Пин­ско­го рай­о­на Брест­ской об­ла­сти. Для по­кло­не­ния свя­той Ку­пя­тиц­кой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри сю­да еже­год­но сте­ка­ют­ся па­лом­ни­ки со всей Бе­ла­ру­си.

Ку­пя­тиц­кая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пред­став­ля­ет со­бой неболь­шо­го раз­ме­ра мед­ный крест. На од­ной сто­роне кре­ста ре­льеф­но изо­бра­же­на Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, на дру­гой – Рас­пя­тие.

Рукописная икона Божией Матери “Купятицкая”

Купятицкая икона Божией Матери выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.

Рукописная Купятицкая икона Божией Матери: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа.

Помимо представленной иконы выше, предлагаем Вашему вниманию другие иконы Божией Матери, выполненные иконописцами нашей мастерской.

Купить икону Божией Матери “Купятицкая”

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную Купятицкую икону Божией Матери. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы Купятицкая икона Божией Матери, приобретенная в нашей мастерской, освятила Ваш дом, принесла мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.

Мира вам и добра, дорогие братия и сестры, и пусть Владычица Небесная со своим Предвечным Сыном, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Добавить комментарий