Молченской иконе о чем молиться

Молченская икона Божией Матери

Икона Божией Матери Молченская хранится в Богородице-Рождественской Софрониевой мужской общежительной пустыни, которая находится в 150 верстах от города Курска и в двадцати верстах от г. Путивля, на горах, примыкающих к большому болоту «Молче». Об обстоятельствах явления этой иконы предание рассказывает следующее. Около шестисот лет тому назад, в начале XIV века, из опустошенных татарами киевских пределов пришли сюда два инока и поселились в пещере на «Чудной» горе. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, перед которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро позабылось и очень долго оставалось совершенно никому неизвестным, так как оно было пустынное и дикое, заросшее дремучими лесами, по которым бродили только бортники, отыскивая пчелиные улья для добывания меда. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389—1425 гг.) и при митрополите Киприане Богоматери было благоугодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние. Внимательно осмотревшись, он увидел на ветвях липового дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Бортник поспешил в Путивль и там рассказал гражданам города о случившемся. Духовенство в сопровождении городских властей и множества народа тотчас же отправилось на указанное бортником место явления св. иконы, и все увидели ее стоящей на дереве и окруженной небесным светом. С радостными слезами благоговейно поклонились ей и совершили молебное пение; многие тут же получили исцеление.

Благочестивые путивльские граждане воздвигли здесь временную небольшую часовню, в которой и была сначала поставлена явленная чудотворная икона. Весть о явленной иконе и чудесах от нее достигла до великого князя и митрополита. С их разрешения и содействия на этом месте была воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь. В Смутное время эта обитель подверглась разорению, и игумен ее Пафнутий с братией принуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского. Иноки вместе с собой взяли сюда и святую Молченскую икону.

Когда в этой обители случился большой пожар, чудотворный образ исчез неизвестно куда. На месте первоначального явления иконы в Софрониевой пустыни Сохраняется доныне точный список с нее, принесенный сюда в 1635 году при строителе Софрониевой пустыни Серапионе от сумского атамана Лукиана Константинова. Помещается эта икона в иконостасе над царскими вратами и при пении акафистов спускается на шелковых шнурах вниз для лобызания верующими.

Эта икона отличается необыкновенно величественной живописью. Богоматерь изображена в короне; на правой руке Ее Богомладенец, а в левой лествица. Перед Ней изображен молящийся человек. Празднование в честь этой иконы совершается два раза в год: 18 сентября — в день ее явления и 24 апреля — в день перенесения ее из Путивля в Софрониеву пустынь.

Из книги Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»

Другое описание иконы:

Посетивший Путивль в далеком теперь 17 веке известный арабский дипломат и путешественник архидиакон Павел Алеппский писал: на Руси в каждой большой церкви непременно имеется икона Владычицы, творящая великие чудеса, как мы воочию видели, быв свидетелями и очевидцами чудес и несомненных доказательств». Путивльский Молченский монастырь в этом отношении не является исключением: судьба обители тесно связана с великой святыней – Молченской иконой Пресвятой Богородицы.

Согласно свидетельствам официальных изданий икона явилась 1 октября (18 сентября) 1405 года.
Предание сообщает, что после очередного нашествия степных варваров древняя Молченская пустынь (ныне Софрониевский монастырь) перестала существовать, и только уцелевшие на склонах Чудной горы пещеры, вырытые отшельниками, напоминали о том, что некогда здесь жили монахи. В одной из этих заброшенных пещер поселились два монаха, пришедшие «от киевских пределов». Все имущество монахов составляла принесенная ими икона Богородицы, перед которой они ежедневно молились.

Ни даты пришествия монахов на Чудную гору, ни продолжительности их жизни там, ни обстоятельств их смерти предание не сообщает, говоря лишь, что они богоугодно пожили, скончались и были погребены в той же пещере.

Принесенная «от киевских пределов» икона Божьей Матери скорее всего была написана там же – на Киевщине. После того, как последний из монахов умер, святыню поместили в ветвях могучей липы (которая росла прямо над пещерой), отмечая таким образом место последнего упокоения приснопамятных подвижников. Место древней обители снова стало безлюдным, только иногда заходили сюда по делу своего промысла местные бортники-пчеловоды.

Наступил знаменательный день – 18 сентября (1 октября по новому стилю) 1405 года… Один из бортников, отличавшийся, вероятно, особым благочестием, пришел на Чудную гору, в пределы своего «бортного ухожея», где он до тех пор неоднократно бывал. Осматривая деревья, в которых были устроены борти, он внезапно увидел чудный свет, источник которого находился в ветвях могучего старого дерева. Влекомый любопытством, бортник подошёл ближе и увидел, что свет исходит от небольшой иконы Богородицы с Младенцем, стоявшей на дереве. Объятый благоговейным трепетом, бортник пал на колени и стал молиться. Во время молитвы он услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистой Богородице!». Бортник поспешил в Путивль и сообщил о чуде духовным и светским властям. Благочестивые путивляне вместе с духовенством поспешили на место явления иконы, где со слезами радости совершили молебен, во время которого многие из присутствовавших богомольцев получили исцеление от своих недугов.

Вскоре на месте явления была сооружена часовня, ставшая хранилищем снятой с дерева святыни.
Два века святыня пребывала на месте своего явления. Лишь с наступлением тяжелого периода отечественной истории, известного ныне как «Смутное время», оригинал чудотворной иконы навсегда покинул Чудную гору. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Древняя Молченская пустынь (Софрониевский монастырь) никогда не имела серьезных искусственных оборонительных сооружений, поэтому часто становилась лёгкой добычей для татар, «литовских» и просто «лихих людей».

Особенно чувствительным для монастыря был набег крымчаков в 1592 году. Как писал архимандрит Палладий (Батенин), «не успев оправиться, как следует, от татарского погрома 1592 года, Молченская пустынь в 1605 году, при появлении первого Самозванца (Лжедмитрия I) в пределах Путивльских с польской шляхтой, снова была разграблена и опустошена поляками». Игумен Пафнутий с уцелевшей немногочисленной уже братией стойко переносил все испытания и лишения, уповая на Богородицу, зримым свидетельством присутствия которой на Чудной горе была чудотворная явленная икона. Вероятно, последнее разорение 1605 года было настолько сильным, что уже появилась опасность гибели не только монахов, но и самой иконы от рук иноземцев. Ввиду этого игумен Пафнутий стал подумывать о нахождении нового места для укрытия братии и святыни. Такое место вскоре предоставилось все в том же 1605 году, когда скончался первый настоятель Путивльского монастыря – игумен Илия, молченский постриженник. Собрав все оставшиеся ценности, пустынная братия перешла в город, на свое новое подворье – Путивльскую обитель. Естественно, самым дорогим сокровищем, прибывшим с Молченского болота в Путивль, была явленная чудотворная икона.

Явленная чудотворная икона пережила время Смуты, страшное разорение города и монастыря Сагайдачным, перед ней молились восточные архиереи, посещавшие обитель. Во время многочисленных эпидемий и прочих народных бедствий к иконе прибегали за помощью, обносили ее вокруг города, служили молебны… Почитание иконы в среде народа росло, с нее делали многочисленные списки.

Почти полтора века святыня пребывала в Путивльском монастыре. 4 августа 1752 года, когда в Путивле случился большой общегородской пожар, в котором сгорели многие храмы и дома, сильно пострадал и монастырь. К сожалению, в огне погибла и чудотворная икона, сведения об этом сохранились в «Доношении в Синод» от 15 сентября 1763 года путивльского игумена Мануила (Левицкого): «…Чудотворная икона изображение во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Молченския, которая в прошлом 1752 году августа 4 дня в бывшей в городе Путивле и в монастыре великой пожар Божиим попущением згорела…».

Икона, которая в настоящее время является главной святыней Путивльского Молченского монастыря, скрыта серебряной чеканной ризой (высокохудожественной работы), на которой имеется такая надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Молчанские, еже есть во граде Путивле 1724 году в месяце марте. Писал Иван Георгиев при игумене Моисее». Как видим, нынешний список создавался тогда, когда еще была цела явленная святыня. Как правило, копии чудотворных икон освящались прикладыванием их к оригиналу.

Эта икона тоже пострадала от пожара, но в более позднее время. На лике Богоматери видны следы от воздействия огня, появившиеся, скорее всего, после пожара в монастыре 7 февраля 1921 года, когда выгорела вся внутренность храма.

После закрытия монастыря в сентябре 1922 года святыня пребывала в руках уцелевших иноков. За недостаточностью сведений трудно установить, кто именно сохранил икону в страшные тридцатые годы 20 века, однако известно, что в 1940-1950е годы этот образ пребывал у иеромонаха Тихона (Парфентьева), настоятеля Николаевского молитвенного дома в Путивле. После смерти отца Тихона икону хранил староста молитвенного дома Петр Секерин, вдова которого передала святыню вновь назначенному благочинному Путивльского округа отцу Георгию Козаченко.

По словам отца Георгия, после назначения на эту должность его очень волновал вопрос: сохранилась ли чудотворная Молченская икона Пресвятой Богородицы, и если да, то где она может находиться. Далее приводим его рассказ: «В 1969 году ко мне обратилась вдова Секерина, чтобы я принял завещанную мне ее покойным мужем икону Пресвятой Богородицы. Но это была не Молченская икона, которую я предполагал получить, а Владимирская, живописи XIX века. Для утешения вдовы Секериной я принял предлагаемую икону. После тщательного осмотра внутренней части киота оказалось, что под Владимирским образом Богоматери хранится чудотворная икона Молчанския Пресвятыя Богородицы. Сначала икона хранилась как святыня дома, а потом я стал допускать к ней верующих, выжидая благоприятного момента для передачи ее Путивльскому Молченскому монастырю».

Момент этот настал вскоре после возрождения монашеской жизни в древней обители – 7 мая 1995 года. Святыня была торжественно перенесена из дома отца Георгия (который с 1989 года находился за штатом) в Спасо-Преображенский собор, а оттуда – в родные стены – Путивльский Молченский монастырь.

В настоящее время икона содержится в золоченом фигурном киоте с резными изображениями двух ангелов. Каждое воскресенье, вечером, перед иконой совершается молебен. После молебна богомольцы помазываются освященным елеем. При выходе из храма священники держат в руках икону, а верующие проходят под ней, прося у Владычицы благословения.

Ежегодно 7 мая в память о втором обретении святыни совершается крестный ход из Спасо-Преображенского собора в Молченский монастырь, как правило возглавляемый правящим архиереем, с участием духовенства со всей КонотопскоГлуховской епархии, путивлян, паломников из ближних и дальних городов и сел, представителей местной и областной властей.

Молченской иконе о чем молиться

Молченская чудотворная икона Божией Матери.

Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).

Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.

Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года.

Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов. По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени. Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм.

Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.

На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии – церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь – Молченская пустынь.

В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону.

Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.

Этот список был особо почитаемым на Северской земле. Ни одно дело, ни одно решение путивляне не принимали без молитвы перед чудотворным образом. По молитвам Божией Матери многие люди получали исцеления, утешение в скорбях, бедах.

После закрытия монастыря в 1923 году Молченская икона Божией Матери исчезла. Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню.

В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небестная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было. И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем-старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери. Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот. Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.

В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по н.ст.) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы. После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско – Путивльскую обитель.

И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью. Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным ее образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями. Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся.

Читайте также:  Молитва иконе благодатное небо в чем помогает

Молченской иконе о чем молиться

Празднование: 24 апреля по старому стилю/ 7 мая по новому стилю, 18 сентября по старому стилю / 1 октября по новому стилю и во вторник Светлой седмицы.

Икона из Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии недалеко от города Путивля (ныне Сумская епархия). В эти места её принесли из разоренного татарами Киева монахи, покидавшие город. Когда монахи преставились, их предали погребению в устроенной ими пещере в Чудной горе, что вблизи Молченского болота.

Вскоре о подвижниках забыли, а места эти заросли лесом. 18 сентября 1405 года бортник, отыскивающий в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль. Духовенство с множеством народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели Молченскую икону Богородицы, источающую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от застарелых болезней.

Впоследствии на этом месте был построен Молченский Богородично-Рождественский Печерский мужской монастырь. Печерским он был назван от бывших в округе многочисленных пещер. Монастырь неоднократно разоряли при нашествии татар и в Смутное время.

В Смутное время игумен с братией вместе с чудотворной Молченской иконой БогоМатери был вынужден покинуть разорённую обитель и перебраться в Путивль, где был построен большой Молченский Печерский монастырь. Во время одного из пожаров чудотворная икона Божьей Матери Молченская исчезла.

В 1653 году основательно запущенный Богородично-Рождественский монастырь был восстановлен стараниями некоего строителя Софрония, отчего обитель получила ещё одно название – Софрониевая. В обителе был установлен точный список чудотворной Молченской иконы Богородицы. В годы советской власти монастырь был разрушен, а икона утрачена. В девяностые годы ХХ столетия Молченский Печерский и Молченский Богородично-Рождественский Софрониев монастыри были восстановлены. В 1997 году обитель города Путивля получила статус женского монастыря. После возобновления монастырских служб был найден и чудотворный образ. Оказалось, икону Божией Матери прятали, спасая от поругания, местные жители.

При внимательном чтении описания чудотворной Молченской иконы Божией Матери можно заметить некоторое несоответствие между описанием и внешним её видом. В описании сказано, что Богородица держит Младенца на правой руке, лестницу в левой, перед Божией Матерью стоит молящийся человек. Но на большинстве икон Богомладенец поддерживается левой рукой, лестница у Богородицы в правой руке, молящийся же человек либо помещается сбоку, либо вообще не изображается. Таким образом, иногда Молченская икона Пресвятой Богородицы мало чем отличается от ПУТИВЛЬСКОЙ.

Существует также чудотворный список Молченской иконы Божьей Матери, явленный в селе Бусиново под Москвой. В настоящее время Молченская икона Богородицы находится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове.

Особенное милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Молченская» молятся о защите от нападения врагов, от скорби, печали и уныния, об исцелении болезней, о защите от пожара, о напутствии и покрове отходящих в жизнь вечную.

По молитве пред этой иконой получают исцеление больные нервными заболеваниями и психическими расстройствами.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою “Молченская”.

О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честней и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4.

Днесь светло красуется славный град Москва и в Путивле ликование велие, яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою, медом благодати всех напояющую.

Кондак, глас 6.

Притецем людие, к Владычице нашей Деве Богородице, икону бо Свою Молченскую нам даровала, токи исцелений источающую, всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую и к жизни вечной приводящую.

Величание.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Акафист Молченской иконе Божией Матери.

Кондак 1
Избранной от всех родов Деве Пречистей Богородице, принесем вернии сие малое похвальное пение, пред честною явленною Ея иконою, юже земля Путивльская имуще источник исцелений, блгодарствeнно верою взывает:
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Икос 1
Ангели предидяху Пресвятей, eгда изволи внити во Святая Святых, ангельския силы предстояху и лику Пречистыя, eгда явися икона Ея близ блата Молченскаго благоговейному бортнику, иже слыша глас таинственный: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятыя Богородицы”, возвратися во град Путивль, вопиюще таковая:
Радуйся, Исполнение благое, совета Святыя Троицы;
Радуйся, Лучу пресветлый, роду человеческому.
Радуйся, Усладо сладчайшая, душ изнемогающих;
Радуйся, Любове Христова, отчаянным радование.
Радуйся, Фимиаме многоценный, Христом благоухающий;
Радуйся, Храме одушевленный, Богом устроенный.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 2
Велие промышление Божие явися, егда иноцы Киево-Печерстии основаша на Молче скит, иже по летех Софрониевым нарицашеся. И тако благословение преподобных Антония и Феодосия граду Путивлю бысть, иже взываша Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Свет осия явленную икону, eгда Божиим промышлением явися чудно на древе. К сей вернии притекающе, исцеление от недуг душевных и телесных обретаху, благодарствeнно поюще Богородице таковая:
Радуйся, Целительнице милосердная, ран душевных;
Радуйся, Пристанище небурное, посреде помыслов суетных.
Радуйся, Убежище пространное, от демонов стужаемым;
Радуйся, Забрало крепкое, девства истиннаго.
Радуйся, Палато спасения, Господа во плоти приявшая;
Радуйся, Ветве целомудренная, Христом процветшая.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 3
Егда видеша людие путивльстии чудеса, иже от явленныя иконы Молченския oбильно источаются, тогда создаша скоро церковь во имя Пречистыя, взываше Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Яко звезду Боготечную пренесоша иноцы молченстии благословением игумена Пафнутия, явленную икону во обитель Путивльскую, разорения агарянскаго ради, поюще Богородице таковая:
Радуйся, Разрешение послушанием, Евина преслушания;
Радуйся, Попрание вечное, смерти Адамовы.
Радуйся, Ложе непорочное, Божественнаго воплощения;
Радуйся, Плененная от Духа Свята, Своею волею.
Радуйся, Соцарствующая Сыну Своему, Христу Богу нашему;
Радуйся, Каменю драгий, в чертозех Единосущныя Троицы.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 4
Мост к небеси воистину явися икона Молченская: мнози бо притекающе к eя заступлению и видяще знамения милости Господней от нeя источаемыя, покаяние обретаху и тако жизни нескончаемей причастницы быша, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Дева днесь на небесех ликовствует, зря икону Свою любовию лобызаему. Сего ради неоскудно подает Пречистая велию милость чтущим ю и верою взывающим таковая:
Радуйся, Помазание царственное, естества человеческаго;
Радуйся, Крыло ветренное, Имже Облако Христос прииде.
Радуйся, Уста апостольския, вся концы вселенныя просвещающия;
Радуйся, Сосуде избранный и освященный Духом Святым.
Радуйся, Приятелище пренепорочное, Безначальнаго Слова Божия;
Радуйся, Луно сияющая, во след Солнца Правды Грядущая.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 5
Волчцы и тернии собраша себе иноплеменницы иногда, иже пришедши со Димитрием Самозванцем во oбитель Молченскую, злоумыслиша противу земли русския, иконы явленныя не устыдишася. Сего ради разори Бог совет нечестивых, молитвами Пресвятыя Богородицы, Ему же вопием: Аллилуиа.

Икос 5
Велия слава иконы Молченския во вся концы земли русския пройде. Сего ради самодержцы православныя Феодор и Иоанн, Алексий и София, и Петр Великий утвердиша обитель Молченскую во благостоянии, блгодарственно взывающе Богородице таковая:
Радуйся, Заступление крепкое, людем благочестивым;
Радуйся, Разорение скорое злоухищрений иноплеменных.
Радуйся, Наставление свыше, царем православным;
Радуйся, Низложение долу, гордыни демонския.
Радуйся, миром Божиим люди Своя благословившая;
Радуйся, яко Бога – Господа в мир явившая.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 6
Милость возсия Тобою, Владычице, eгда иконою Своeю град Путивльский и веси oкрестныя от смертоносныя язвы избавила еси, наставляюще сим верныя присно прибегати к Твоему заступлению в бедах и болезнех, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Ангельския силы на небесех непрестанно славословят Тя, Царице: у престола бо Божия предстоиши, венцем небесным украшенная, моляще Сына Своего о спасении душ наших. Темже иконе явленней со страхом покланяющеся, именуем Тя, Пренепорочная, имены таковыми:
Радуйся, Скрижале одушевленная, заповедей Божиих;
Радуйся, Престоле Агнчий, Емуже предстоят ангели.
Радуйся, Кивоте святыни, от Духа приосененный;
Радуйся, Законе благодати, перстом Творца написанный.
Радуйся, Устрашение грешников, и демонов уязвление;
Радуйся, Ликование мучеников, и Церкве украшение.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 7
Риторы суемудрeннии недоумеваху: како может Пречистая явленною иконою Своeю подавати верным вся просимая? Мы же, Божественным Преданием научаемии, яко честь иконе воздаваемая, на Первообразное восходит. Сего ради, ведуще по Писаниeм, яко и сень Петрова исцеляше верныя, почитаем Лик Твой явленный, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Како почтим чудотворную икону Молченскую, eюже Пречистая благодать возблагодать дарова людем Своим? Како наречем сей источник исцелений в земле Путивльстей? Немотствует язык воспети небесная словесы земными. Oбаче обретение чтимаго oбраза празднующе, дерзаем взывати Богородице таковая:
Радуйся, Горо таинственная, превыше житейских помышлений;
Радуйся, Воззвание изгнанных, правды ради Царствия Небесного.
Радуйся, Лествице мысленная, Еюже людие горе восходят;
Радуйся, Богосветлый Светильниче, от Него же Сын возсия.
Радуйся, Богоносная Ниво, на Нeйже Древо Жизни произрасте;
Радуйся, Благословение Христово, священству новому.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 8
Неоскудеваемый источник благодати явися чтимый образ Богоматере Молченския, от пресвитера путивльскаго многи леты хранимаго безбожных ради, иже паки разориша люто обитель Молченскую. Ныне же новомученицы земли Российския и исповедницы oбители Молченския поминающе, со умилением лобызают иноцы икону сию, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8
О, торжество новое! О, празднество светлое: се собрашася во второе обретение чтимаго oбраза архиереи и священницы, иноцы и простии, иже с пением перенесоша икону явленную из Соборныя церкви путивльския во oбитель Молченскую, вопия Богородице таковая:
Радуйся, Руно Давидово, на него же Слава Отча сниде;
Радуйся, Стамно златая, из Нeя же Христос произыде.
Радуйся, Тобою бо изгнася во вселенней тьма идольская;
Радуйся, Тобою бо возсия верным Свет Разума.
Радуйся, херувимов и серафимов Воеводо честнейшая;
Радуйся, вознесением Своим на небо, Илию превзошедшая.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 9
Притецем, людие, к Богоневесте Владычице: Мати бо истинная воплощеннаго Сына Божия явилася eси: се, неизреченно в лоне Ея, аки в горниле небеснем, неслитно и нераздельно соединишася два eстества Христовы, от Него же Церковь, питием новым в жизнь вечную напаяема, вопиет Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Воистину, спасительна есть обитель Молченская, имуще заступлением икону явленную Твою, Богородице. В ней же иноцы, мир суетный оставиша, Царствия ради Христова, подвигом веры, поста и молитвы подвизашеся, присно приносят Непорочней похвальная. С ними же и мы возопиим Богородице таковая:
Радуйся, Ключу Христов, Имже врата Рая открышася;
Радуйся, Венче Святый, Троицы eдиносущныя.
Радуйся, Звездо утренняя, Свет Невечерний родившая;
Радуйся, Лампадо теплая, во тьме мира сего сияющая.
Радуйся, Правило веры, благочестию наставляющая;
Радуйся, Игумение пречудная, воинства небеснаго.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 10
Воспевают Тя, Пресвятая Дево, патриарси и пророцы, мученицы и безсребреницы, священницы и бельцы. Аще бо не Ты, Владычице, то коликих бед избегли бы тогда? Коликих слез более пролияху людие в горести своей? Сих удалишася, ублажает Тя род человеческий, поюще Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 10
Тайно eсть Рождество Твое Дево, от неплодных Иоакима и Анны. Тайно явление Лика Твоего на древе близ блата Молченскаго. Тамо неплодныя детородители содеваются, зде же пустынныя души к плодоношению духовному уготовляются, во eже звати Ти таковая:
Радуйся, Ево новая, новаго Адама родившая;
Радуйся, Реко благодати, в раю Божием текущая.
Радуйся, Тишино смущенных и Пристанище обуреваемых;
Радуйся, Росо Божия, душевныя пустыни орошающая.
Радуйся, Неусыпная Ходатаице, взыскующих спасения;
Радуйся, Оградо несокрушимая, Церквe православныя.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 11
О, Божественнаго снисхождения! О, чудесе любве Божия! Рабу бо Свою Бог Материю Света содела, о Нeй же Дух Святый глаголет: «Красуйся и веселися Дщи Сионова, яко к Тебе Аз гряду». Темже верою покланяющеся изображению Лика Твоего, Пречистая, вопием вси Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 11
Дугу новую устави Тя Господь, Пречистая: Мати бо милостивая на небеси и на земли явися Пренепорочная вочеловечением Сына Божия. Сего ради, поюще воплощение Христа Бога нашего, вопием Богородице таковая:
Радуйся, Елеоне истинный, из Нея же Христос вознесеся;
Радуйся, Ризо златовидная, от Духа сотканная.
Радуйся, Заступнице неложная, пред Судией Праведным;
Радуйся, Надеждо светлая, воскресения вечного.
Радуйся, Дуго живоносная, Слова воплощеннаго;
Радуйся, Мирохранительнице новая, Мира неистощимаго.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 12
Дивное чудо! Благоволила Богородица в лице иконы Своeя в Путивль град приидти из пустыннаго блата Молче. Темже и души наша воззови, Пречистая, из блата греховнаго, да принесем вси песнь о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Велие торжество есть второе обретение чтимаго образа Богоматере Молченския: имже, яко омофором, покрывает Богородица град Путивльский и страну Северскую, и всю землю Русскую, о Ней же вопием со умилением таковая:
Радуйся, Лозо живая, Божественнаго вертограда;
Радуйся, Розо цветущая, девством благоухающая.
Радуйся, Избавление конечное, лести идольския;
Радуйся, Начаток истинный, Божественнаго возсоздания.
Радуйся, Ликование вечное, ангельскаго воинства;
Радуйся, Ублажение присное, рода человеческаго.
Радуйся, Пресвятая Дево, oбители Молченския радосте и утверждение.

Кондак 13
О, Всемилостивая Госпоже, Мати Господа и Бога нашего Иисуса Христа и Всесвятая Игумение oбители Молченския! Покрове града Путивльскаго и страны Северския и всeя земли Российския! Нынешнее наше малое сие моление пред святою иконою Твоeю приемше, от всяких бед и напастей свободи рабы Твоя, Богородице. Души наша скоро изведи из блата греховнаго и делами милосердия и любовию Твоeю оживотвори, да всегда благодарно воспоем о Тебе песнь Всещедрому Богу: Аллилуиа.
Сей Кондак глаголи трижды, и паки чтется 1-й Икос и Кондак 1-й.

МОЛИТВА
О, Мати Света, Преблагословенная Богородице Дево, взываю к Тебе в окаянстве моем: не имам бо слез покаянных, ниже сокрушения сердечнаго, ниже вопля душевного о своих беззакониях. Токмо Тебе в надежде предстою, явленней на блате Молченстем иконою Твоeю честною, и смиренно молю: вниди и во блато греховное моея души и во источник чистыя веры претвори, взыди на ветхое древо моего мудрования, и новой порослью добрых дел соделай, слепоту мою душевную светом благодати осияй, сокруши камень сердца моего, и во благоуханный воск свещи горящия любовию премени, да яко добрый бортник услышу ушесами отверстыми моея души повеление сотворити в себе храм Твой, Всечистая, совершая хвалу Тебе, Досточудная, во веки веков. Аминь .

Читайте также:  О чем молятся перед иконой слово плоть бысть

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Мати Христа Бога нашего, от блата Молче иконою Своeю возсиявшая и люди, чтущия oбраз Твой святый от бед избавляющая.

Празднование 18 сентября/1 октября и 24 апреля/7 мая

Существует иной акафист Молченской иконе Пресвятой Богородицы, который читается в московском храме преп.Сергия Радонежского в Бусиново (там есть чудотворная Молченская икона).
Сей акафист тойже Молченской иконе, читается в Путивльском Молченском Печерском монастыре и в Молченской Софрониевой пустыни – месте, где 18 сентября 1405 г. эта икона первоначально явилась. Акафист составлен современным церковным гимнографом архиепископом Ионофаном (Елецких) в 1995 г. в память второго обретения Молченской иконы, во в то время, когда владыка Ионофан занимал Глуховскую кафедру.

Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Новое видео

Тематические статьи

Фотогалерея

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Публикации

Рубрики

Обзор СМИ

модернизм

| информация | новости | происшествия | военное обозрение | катастрофы | человек и закон | редакция |

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОЛЧЕНСКАЯ

О времени явления этой иконы сохранилось древнее предание. После одного из опустошающих набегов татарских орд, из Киевских пределов пришли в Путивльские края два инока и поселились в пещере на горе Чудной. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро забылось и очень долго оставалось никому не известным. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389-1425), при Святителе Московском Киприане, Божией Матери было угодно прославить это пустынное место явлением Своего чудотворного образа. Осенью 1405 года, 18 сентября, один бортник ходил по лесу близ болота Молче и искал улей с пчелами. Когда он приблизился к тому месту, где скончались и были погребены иноки, его вдруг поразило необычайное сияние, исходившее от одной липы. Всмотревшись внимательнее, он увидел в ветвях дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на правой руке.

В ужасе пал он пред иконою на землю и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пресвятей Богородице». Помолившись пред иконою, он отправился в Путивль и возвестил гражданам города о случившемся,после чего духовенство, власти и множество народа отправились на место явления и, увидев икону, с радостными слезами покланились ей и пели молебные пения. Множество чудес было совершено в это время благодатию Божиею через эту Святую икону приходившим к ней с верою. Вскоре здесь была построена временная малая часовня, в которой и поставили чудотворную икону, сняв с дерева. Затем, когда пришло разрешение Великого князя и благословение Митрополита, соорудили на этом месте храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и общежительный монастырь, позднее названный Софрониевым в честь одного из настоятелей.

В Смутное время (1605-1613 годы), после разорения Молченской обители, игумен Пафнутий с братией вынуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского,куда они перенесли чудотворную Молченскую икону Божией Матери. Когда и этот монастырь пострадал от пожара, Святая икона была помещена в Путивльский Спасо-Духовский женский монастырь, а отсюда, по внушению Самой Царицы Небесной, была перенесена тремя инокинями в Севск. Это событие так описывалось в древней рукописи, хранившейся в обители: «В 1612 году, когда грозные полчища поляков стали надвигаться на город Путивль, тогда Царица Небесная явилась в сонном видении трем инокиням Путивльского монастыря, повелела им взять чудотворную Ее икону и бежать в город Севск. Сошедшись на утрени в церкви, каждая из них усердно молилась пред чудотворной иконой, размышляя о таинственном видении. Наконец, они объяснились между собою и поняли, что всем им было благодатное повеление от Самой Царицы Небесной, которое они решили единодушно исполнить».

Между тем в городе Севске совершилось подобное чудо. На пустынном кладбище, на месте именуемом Татарское побоище, при большой дороге, был сооружен небольшой храм в честь Пресвятой Богородицы,вблизи были устроены две полуземляные келлии, где подвизались отшельницы пустынножительницы в посте и непрестанной молитве. В одну ночь старшая из них слышала голос: «Ныне приидет к вам Царица, будьте готовы идти навстречу к Ней. Идите по вечерней молитве на путь, ведущий к Киеву». Удивленная старица, проснувшись, не могла забыть слышанное и весь тот день размышляла, что означало это возвещение. После вечерней молитвы, как было ей сказано, она смиренно предложила другим старицам выйти на дорогу по данному ей повелению. Тогда другие две старицы сказали ей, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной. Все вместе отшельницы пошли по Киевской дороге, где вскоре встретили трех неизвестных странниц, которые уже приближались к городу. Юнейшая из них шла впереди других и на руках несла створчатый киот со Святой иконой. Подойдя к старицам, она спросила, далеко ли еще до города Севска и кто есть в городе такой Боголюбивый, который бы приютил их.

Тогда Севские старицы исполнились великой радости и объяснили странницам, что они посланы от Самой Царицы Небесной навстречу им и усердно просят их посетить храм и остаться на жительство вместе с ними. Так в 24 день апреля месяца совершилось принесение чудотворной Молченской иконы Божией Матери, которая была поставлена в деревянном храме Пресвятой Богородицы.

В настоящее время известны еще несколько списков Молченской иконы Пресвятой Богородицы: список 1740 г., который находится в Путивльском женском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сумской, списки в селе Бусиново Московской области и в городе Ярославле.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Молченская»

О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честней и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славный град Москва и в Путивле ликование велие, яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою, медом благодати всех напояющую.

Кондак, глас 6

Притецем людие, к Владычице нашей Деве Богородице, икону бо Свою Молченскую нам даровала, токи исцелений источающую, всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую и к жизни вечной приводящую.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Икона Божией Матери Молченская

Днесь светло красуется славный град Москва и в Путивле ликование велие, яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою, медом благодати всех напояющую.

Притецем людие, к Владычице нашей Деве Богородице, икону бо Свою Молченскую нам даровала, токи исцелений источающую, всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую и к жизни вечной приводящую.

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери благодарственная приносим пения о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии от бед, скорбей и болезней скорое приимут избавление. О, небесе и земли Царице, буди нам милосердная Мати, да любовию Твоею во вся дни жизни нашея охраняеми, вопием Ти:
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Икос 1

Ангелов Творец избра Тя, Владычице, спасению послужити рода человеческаго. Ты же, на славный и многоскорбный сей жребий согласие давши, плоть Свою воплощению Сына Божия даровала еси. Ныне же предстательствуеши за нас пред Ним и велию Твою милость изливаеши чрез многочисленныя иконы Твоя чудотворныя. К единей же от них, «Молченской», припадающе, из глубины сердца взываем Ти:
Радуйся, Святое селение Слова Божия;
Радуйся, Света Неприступнаго Вместилище;
Радуйся, Престоле Господень превознесенный;
Радуйся, решения Предвечнаго Совета Исполнительнице;
Радуйся, Камене домостроительства Божия;
Радуйся, Небеснаго воинства Царице;
Радуйся, Царя царствующих Мати;
Радуйся, Новый Эдеме, славнейший древняго;
Радуйся, Евино падение к восстанию подвигшая;
Радуйся, рождеством Своим главу змиеву поправшая;
Радуйся, древней клятвы разрешение;
Радуйся, Обетование грядущаго спасения;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 2

Видяще Тя, Богородице, на иконе дивней Твоей, во объятиях Сына Божия держащую, в деснице Твоей зрим лествицу, иже путеводительство Твое являет. По ней же помощию Твоею и молитвами на небо восходим, идеже вси праведнии воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум немощный изумляется, Богомати, егда в знацех, на древней иконе Твоей явленных, тщится объяти глубину непостижимую служения Твоего: одеяние бо Твое яко из темных облак соткано, на десном рамене – светило лунное, на главе Твоей – лик солнечный, на персех – дуга многоцветная. Дивяся сему, в изумлении вопием Ти тако:
Радуйся, Ковчеже Ноев, народ святый Богу спасающий;
Радуйся, Голубице, благую весть в потопе житейстем погибающим принесшая;
Радуйся, Дуго многоцветная, обетование спасения нашего;
Радуйся, Лествице Иаковля, Еюже сниде Бог к людем Своим;
Радуйся, Купино Неопалимая, огнь Божества неврежденно приимшая;
Радуйся, Жезле Моисеов, в море житейстем путь спасения указующий;
Радуйся, Море Чермное, по прошествии Израиля непроходно пребывшее;
Радуйся, Живоносный источниче, в пустыне напояющий жаждущия;
Радуйся, Манно Небесная, присно питающая многих;
Радуйся, Скрижале, в Тебе бо Слово спасения вообразися;
Радуйся, Ковчеже Завета одушевленный, Христа-Законодавца внутрь носивший;
Радуйся, Святая Святых несравненно большая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 3

Силу разумения Писаний подати нам просим, Владычице, дабы познати, яко пророцы древле прорекоша во образех мнозех прикровенную до времени славу Твою, Богомати. Тако и ныне возсиявши в иконе Твоей средь блат Молченских, образ нам являеши, яко да возсияет свет милости Твоея, Владычице, средь блата греховнаго душ наших, тем же возславим Бога: Алилуиа.

Икос 3

Имаше промышление благое о людех Твоих, Богородице, зрим убо, яко древле прореченное во пророцех, являеши ныне ко вразумлению нашему в чудотворных иконах Твоих. Ведуще сие, воспоим Ти тако:
Радуйся, Заступнице, предстоиши бо Христу, яко Царица, златыми ризами добродетели одеяна;
Радуйся, Горо тучная, усыренная Духом, в Тебе бо благоволи пребывати Бог;
Радуйся, Чертоже Царский, Граде избранный, в нем же вселися Христос;
Радуйся, Руно Гедеоново, на Него же Дух Святый сшел еси, яко дождь;
Радуйся, Избраннице Божия, о Тебе же древле воспе Соломон: Вся добра еси, Ближняя моя;
Радуйся, Ковчеже одушевленный, в Тебе бо Премудрость Божия созда Себе дом;
Радуйся, Вместилище небесами Невместимаго, о Тебе бо Исаия возопи: Се, Дева во чреве приимет;
Радуйся, Жезле процветший, от Него же прозябе нам Цвет небесный Христос;
Радуйся, Дево, Иезекиилем предреченная, Ею же, затворенней вниде Бог;
Радуйся, Колеснице огнеобразная Сущаго на херувимех;
Радуйся, Книго запечатленая, в Ней же Перстом Божественым начертася нам Слово Божие;
Радуйся, Горо Несекомая, от Нея же Краеугольный Камень отсечеся, Христос;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 4

Бурю напастей и распрей воздвизаемую умирила еси заступничеством Твоим, Богомати, егда Лжедмитрий со иноплеменницы злоумышлял есть в Путивле против земли Русской. Тако ныне предстательством Твоим умири мир, просвети отступивших от Бога и разори советы нечестиых противу Церкви Христовой. Да прославим Бога, даровавшего таковую Заступницу, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше словеса Твоя, Богородице, о первописанней иконе: С сим образом благодать Моя и сила, с надеждой припадаем к святым иконам Твоим и прославляем житие Твое тако:
Радуйся, неплодных богоотец Иоакима и Анны благоуханный плод;
Радуйся, в храм законный жити приведенная и во Святая Святых, на общение Ангелов введенная;
Радуйся, путь девства Приснодевством Своим освятившая;
Радуйся, Благодатная, благую весть о рождестве Сына Божия от Архангела получившая;
Радуйся, Благословенная в женах, избранничеством и смирением Своим Бога на землю низведшая;
Радуйся, целование Елизаветино и взыграние младенца ея яко пророчество приимшая;
Радуйся, крайнее снисхождение Божие продолжила еси, в вертепе Сына Божия рождши и в яслех положивши Его;
Радуйся, рождеством Сына Своего ангелов возвеселившая;
Радуйся, поклонение пастырей и дары волхвов Сыну Божию приимшая;
Радуйся, скорбей, Симеоном Тебе предреченных, не убоявшаяся;
Радуйся, от злобы Ирода со Младенцем Христом Ангелом спасенная;
Радуйся, явлением Своим идолов египетских сокрушившая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 5

Боготечная звезда есть людем икона Твоя, Богомати, являеши бо ся в ней Одигитрией, путь на небо нам указующей. Молим Тя, Преблагая, укажи нам царский путь ко спасению, да шедше им, воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, Богородице, дивную икону Твою, яко щит в житейстех бранех нам данную, обратимся душею к многоскорбному и славному пути Твоему и воззрим со смирением на беды и скорби наша, да наставлением Твоим усмотрим в них Божие промышление, ко спасению подаваемое. Разумевше же сие, воспоим Ти тако:
Радуйся, Сына потеряннаго, в доме Отца – Храме Божием обретшая;
Радуйся, о преложении воды в вино на браке в Кане Сына упросившая;
Радуйся, весь крестный путь Сына Божия до Голгофы с Ним прошедшая;
Радуйся, Преблагословенная, апостолов твердостию Своею превзошедшая;
Радуйся, Божество Сына Своего в самих муках Его прозревшая;
Радуйся, преданность смотрению Божию при кресте Христовом явившая;
Радуйся, грех распенших Сына Твоего любовию покрывшая;
Радуйся, весь род человеческий в лице Иоанна Богослова при кресте усыновившая;
Радуйся, первая от человек воскресшаго Господа узревшая;
Радуйся, вознесение Господа зрящи, прославлению человечества Его возликовавшая;
Радуйся, по успении своем душу в руце Сына Своего предавшая;
Радуйся, яко по вознесении своем на небо там предстательствуеши за нас;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 6

Проповедниками славы Твоея, Богомати, в земли Сумской, явистася два инока, принесших икону Твою во дни древния из разоренных пределов Киевских на гору Чудную посреде блат Молченских. Видящии же ту и уверившиися в чудотворениих ея возопиша Богу: Аллилуиа.

Читайте также:  Как молится при целовании икон

Икос 6

Возсия на Чудной горе благодать велия, егда по смерти иноков, икона Твоя, Богородице, бортнику явися, и, по велению Твоему, на месте явления ея церковь Рождества Богородицы людем путивльским в радость велию основася. С ними же и вся Церковь Православная славословие приносит Ти таковое:
Радуйся, усердно внимавшая учению Сына своего;
Радуйся, верная Исполнительнице дела Христова;
Радуйся, Благословеннная, апостольский жребий приявшая;
Радуйся, Храме Бога Живаго, Церковь собою прообразившая;
Радуйся, Столпе и Утверждение Истины, Церкве покров и заступление;
Радуйся, Премудросте Божия, стадо Христово назидающая;
Радуйся, Источниче красоты церковныя;
Радуйся, храмов Божиих благоукрашение;
Радуйся, благодать и силу образом своим сообщающая;
Радуйся, благолепием службы церковныя исполняющая;
Радуйся, благозвучие молитвеннаго пения благодатию напояющая;
Радуйся, Сердце Церкве, ответную любовь у верных вызывающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 7

Хотяй бортник меду собрати, виде на ветвех в сиянии яко солнце икону Твою, Богомати. Слыша же глас: Да созиждется на месте сем церковь Пресвятыя Богородицы, мед истинный вместо пчелинаго обрет, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новозданный храм на месте явления иконы Твоея, Богомати, многих молящихся привлекл есть. Молитвами же и подвигами Софрониева пустынь во имя Рождества Твоего, Владычице, основася зде. Иноцы же обители сей славяше Тя тако:
Радуйся, от мира отрекшимся духовное утешение дарующая;
Радуйся, во бранех духовных непобедимая Споборнице;
Радуйся, православных обителей благоустроение;
Радуйся, трудов монашеских благоплодие изрядное;
Радуйся, яко чудная икона Твоя на Чудной горе прославися;
Радуйся, яко среди топи блат Молченских благодать Твоя велия возсия;
Радуйся, яко медом истинным бортнику явившися, ныне напояеши всех;
Радуйся, Софрониевой пустыни основание;
Радуйся, по разорении пустыни иконы Твоея чудное спасение;
Радуйся, путивльския обители премудрое устроение;
Радуйся, обители Молченския из руин чудесное возстание;
Радуйся, земли Путивльския Твердыне и благословение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 8

Странное чудо явися, егда девица слепая в веси Бусиновской узре Тя во сне, Владычице. Слышавши же слова: Иди вдоль реки и обрящеши икону Мою, возста от сна, волю Твою исполни. Обретше же чудную икону, в радости возопи: Аллилуиа.

Икос 8

Вся исполняя по слову Твоему, Пречистая, пойде девица по брегу и обрете источник, омывши очи, прозре. Посем до нощи с усердием искаше девица икону Твою, Богомати, и не узре. Токмо на вторый день сретши икону, из глубины души возопи Ти тако:
Радуйся, град Москву явлением чудныя иконы Твоея посетившая;
Радуйся, веси Бусиновской благословение и благоукрашение;
Радуйся, душ человеческих из мрака изведение;
Радуйся, духовных и телесных очес прозрение;
Радуйся, Живоносный Источниче жизнь вечную источающая;
Радуйся, кладезю Бусиновскому силу благодатную сообщающая;
Радуйся, многих омывшихся в нем скорое исцеление;
Радуйся, Море благодати от иконы Твоея источающая;
Радуйся, Пристанище житейскаго бурнаго плавания;
Радуйся, Звездо, озаряющая души наша;
Радуйся, Небо, сиянием Славы Господней исполненное;
Радуйся, Горо высокая, в горняя душу возводящая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 9

Всякое истинное утратив разумение, неции от богородичник, неправо воздающе почитание Богородице, навыкли в храм Бусиновский ходити, смущающе стадо Христово, служителями же церкви вразумлени быша, оставили заблуждение свое, вернии же возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сии многовещаннии, глаголют, яко Дева Пречистая, а не Сын Ея, спасает род человеческий. Сию хулу глаголюще и таинств церковных не приемлюще отревают себе от Церкви Божией. Мы же, воздавая честь Пречистей, исповедуем Ея Матерью Христа, Сына Божия, и яко Ходатаице пред Ним за нас навыкли честь Ей возздавати. Сего ради восхваляем Пренепорочную тако:
Радуйся, Дщере Адамова, избранничеством, послушанием и чистотою Своей грех первородный обесплодившая;
Радуйся, Непорочная, личнаго греха единая из жен не имевшая;
Радуйся, Плоде Сладчайший, в дар Господу от рода человеческаго принесенный;
Радуйся, Браконеискусная, нашествием Духа святаго предочищенная;
Радуйся, плоть Свою Сыну Божию взаимодавшая;
Радуйся, Премудрая, неправо почитающих Тя вразумляющая;
Радуйся, Благодатная, чудесы ивные от икон Твоих источающая;
Радуйся, Милосердная, иноверцев, обращающихся к Тебе не отвергающая;
Радуйся, Преблагая, прошения всех скоро исполняющая;
Радуйся, Пресвятая, всех любовию Своею покрывающая;
Радуйся, Пресветлая, лжеучителей суемудренных вразумляющая;
Радуйся, Чистая, колеблющихся в вере наставляющая и утверждающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 10

Спасти хотящи род человеческий от скорбей и болезней, Богомати, велию милость имаши к страждущим младенцем, ведомо бо есть, яко помазани бывше елеем от иконы Твоея в церкви Бусиновской, скорее получаху изцеление. Матери же оных воспеваша Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая, Богомати. Обители Молченской, и веси Бусиновской ограда несокрушимая. Сего ради припадающе к чудотворной иконе Твоей с многоразличными скорбями своими, вопием Ти таковая:
Радуйся, жен носящих во чреве Хранительнице;
Радуйся, страждущих рожениц Разрешение;
Радуйся, младенцев Млекопитательнице;
Радуйся, благая наставнице юных;
Радуйся, сирот Оградо и изрядное попечение;
Радуйся, Устроительнице благих супружеств;
Радуйся, семей благочестивых Покровительнице;
Радуйся, в скорбех житейских надежная Помощнице;
Радуйся, враждующих скорое примирение;
Радуйся, вдов и матерей одиноких Заступление;
Радуйся, в немощней старости Опоро и Утешение;
Радуйся, всеми отверженных Защищение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 11

Пением хвалебным прославляем Тя вси, Богородице, яко по великому милосердию Твоему, хулители веры православныя, осквернивше живоносный источник Бусиновский, замышляли умалити сияние славы иконы Твоея, Владычице. Обаче в замысле своем никакоже успеша, возросла бо есть слава Ея паче прежняго. Вернии же, радующеся о сем, возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильницы наша угасоша, зело оскудели есть мы елеом веры и добродетелей, всуе мятемся в жизни сей временней. К иконе же Твоей припадающе, силу веры и надежду спасения в Тебе обретаем. Сего ради велегласно Ти вопием:
Радуйся, обуреваемых житейскою бурею Светильниче неугасимый;
Радуйся, мира мятущагося умирение;
Радуйся, рода православного Покровтельнице;
Радуйся, правителей безумных вразумление и наказание;
Радуйся, в ратных бранех правым Поборнице;
Радуйся, правоверных вождей и воинов воодушевление и Хранительнице;
Радуйся, больных и уязвленных ранами Целительнице;
Радуйся, средь толп мятежных сущим Покрове и Ограждение;
Радуйся, изгнанных из домов своих Пристанище;
Радуйся, у края бездны сущих Спасение;
Радуйся, матерем скорбящим, усердно молящимся Тебе, заблудших детей Возвращение;
Радуйся, отчаявшимся надежду спасения подающая;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 12

Благодать, возсиявшая иногда посреде блат Молченских от дивныя иконы Твоея, Богомати, преизливается ныне в веси Бусиновской и во всем граде Московском, знаемо бо есть, яко сугубую благодатную помощь имут от Тебе недугующии душевными болезньми и одержимые духами нечистыми. Мы же, ликующе о сем, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще множество благодеяний Твоих роду человеческому, не уподобимся младенцем несмысленным, дарам материнским радующимся, самую же матерь благодарити забывающим. Но имуще в Тебе, Богородице, красоты и любве сокровище неистощимое, воспоим благодарными усты Ти сице:
Радуйся, дарованьми благодатными обильно украшенная;
Радуйся, усердно притекающих к Тебе щедро одаряющая;
Радуйся, рода человеческаго упование;
Радуйся, всея твари Божией чаяние;
Радуйся, одержимых духами нечистыми исцеление;
Радуйся, вся потребная ко спасению подающая;
Радуйся, отходящим в жизнь вечную ободрение и заступление;
Радуйся, неправых судей вразумление;
Радуйся, страждущих узников Защита и Утешение;
Радуйся, странствующих Путеводительница;
Радуйся, зиждителей труждающихся благая Помощнице;
Радуйся, песнотворцев богоугодных Вдохновение;
Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, припадающе ныне к благодатней иконе Твоей, просим Тя умолити милостиваго Бога: да спасет погибающий мир, помилует страну нашу Российскую и нас, живущих в ней вразумит и на путь правый наставит, да воспоем Ему вси: Аллилуиа.

(Сей кондак поется 3 раза, а затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков

История происхождения Молченской иконы Пресвятой Богородицы

Молченская икона Пресвятой Богородицы имеет интересную историю, она знакома большинству верующих. Икону прятали на протяжении нескольких лет, по повериям она способна творить чудеса — избавлять от тяжелых болезней. Миллионы людей верят в то, что образ Богородицы обладает невероятной силой.

История происхождения и обретения

Когда Киев разорили татары, икону привезли в пустынь Курской губернии монахи, спасавшие образ от недоброжелателей. Когда монахи умерли, их тела были погребены в пещере у Чудной горы, которая находилась вблизи Молчанского болота. После эти места заросли травой и кустарником.

Молченская икона Пресвятой Богородицы

18 сентября 1405 года один бортник, который занимался поиском ульев диких пчел, обнаружил на дереве чудотворный лик Богородицы. По легенде образ источал невероятный свет, также бортник услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Услышав это, он поспешил в Путивль и рассказал о том, что увидел в лесу. Вслед за бортником к месту явления поспешили представители духовенства и простые обыватели.

Прибыв на место, люди увидели Молченскую икону Богородицы, которая источала свет, и многие из прибывших испытали облегчение и излечились от болезней.

Впоследствии на этом месте было принято решение построить мужской монастырь. Обитель получила название Печерской по причине того, что была окружена большим количеством пещер. После монастырь не раз подвергался нападениям со стороны татар, его разоряли в Смутное время.

Многочисленные набеги татар и разорения привели к тому, что в Смутное время игумен монастыря с братией покинул разоренную обитель и перебрался в Путивль, где был построен большой Молченский Печерский монастырь. Но во время одного из пожаров икона Божьей матери исчезла.

Ситуация изменилась в 1653 году: сильно запущенный и разоренный монастырь, который покинул игумен, был восстановлен стараниями одного строителя по имени Сафиной. В результате этого название обители изменилось.

Иконе удалось пережить тяжелые времена Советской власти, образ хранили местные жители, которые молчали о своей тайне долгие годы. После восстановления икону вернули в монастырь, но произошло это не сразу. В годы Советской власти монастырь был разрушен, а икону считали утраченной.

После развала Союза было принято решение восстановить обитель, произошло это лишь в 1997 году, тогда и вернулась икона, ее принесли местные жители, которые хранили образ долгие годы, оберегая его от недоброжелателей. Приблизительно в это время обитель получила статус женского монастыря. Теперь образ хранится в монастыре. Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить, сегодня верующие могут поклониться чудотворному образу Богородицы.

Говорят, что образ помогает и тем, кто вот-вот отправится в иной мир, к таким людям по поверью Богоматерь особенно благосклонна. А также она благосклонна к тем больным, которые имеют нервные или психические расстройства.

Люди верят в то, что образ способен исцелить от большого количества недугов. Икона считается одной из самых сильных, она благоволит женщинам и младенца. Силой обладают не только изображения, но и слепки с образа. На протяжении многих веков люди идут в монастырь для того, чтобы поклониться иконе и попросить у нее исцеления.

Существует три основные версии обретения иконы, они различны, но тем не менее достойны внимания.

В 1960-х настоятелем Спасо-Преображенского собора стал отец Георгий, его интересовал вопрос розыска святыни, которая пропала. Но помочь отцу Георгию не могли ни служители церкви, ни жители, которые ничего не знали об образе.

Настоятель часто обращался с молитвами к Богоматери и просил ее об одном: явить ему свой чудотворный лик.

Молитвы отца Георгия были услышаны, и в 1965 году к нему обратилась женщина, которая недавно стала вдовой. Она рассказала настоятелю о том, что ее муж перед смертью составил завещание на имя отца Георгия. Завещал умерший икону, при внимательном рассмотрении настоятель понял, что к нему в руки попал не один образ, а два.

Так была обретена не только Владимирская Божья Матерь, но и Молченская икона.

По другой версии архимандрит Герман, который являлся настоятелем Софрониево-Молченской пустыни, так усердно молился и просил явить ему лик, что в ответ на молитвы получил откровение. В результате икону нашли в семье татар, которые ничего не знали об образе и не верили в Бога, они использовали изображение Богоматери для того, чтобы измельчать мел.

Александр Артынов, историк и краевед, сообщает, что, собирая информацию для написания книги, граф Михаил Толстой путешествовал по России. Он изучил одну из икон, которая находилась в Ростове и по характеру письма и другим особенностям определил, что это та самая утерянная икона из Путивля. А это значит, что исчезнувший образ хранился все это время в Богоявленском храме.

Все три версии обретения могут считаться правдоподобными, поскольку, что точно случилось с иконой и где она была, наверняка сказать никто не может.

Описание

Молченская икона Божией Матери, которую хранят в женском монастыре, является точной копией с первого образа, явившегося бортнику, собиравшему мед пчел в лесу. История обретения полна чудес и невероятных фактов. Но внимание стоит уделить не только фактам, но и описанию.

При внимательном изучении образа можно заметить несоответствия между иконой и ее описанием.

Что сказано в описании:

  1. Богородица держит новорожденного на правой руке.
  2. Лестница находится в левой руке.
  3. Перед Богородицей стоит человек и молится.

Изображение на полотне:

  • новорожденного Богородица держит левой рукой;
  • лестница находится в правой руке;
  • человек, который молится, помещен сбоку или его изображение отсутствует вовсе.

В результате Молченская Богородица мало чем отличается от Путивльской, поскольку изображения имеют определенное сходство между собой. Славят Богородицу 7 мая (24 апреля), а также 1 октября (18 сентября).

Стоя у иконы, страждущие молятся о следующем:

  1. Защите от врагов.
  2. Душевном спокойствии.
  3. Исцелении от душевных и нервных болезней.
  4. Защите от пожаров и воровства.

А также стоит отметить существование чудотворного списка Божьей Матери, который явился в селе Бусиново под Москвой. Список теперь можно увидеть в храме преподобного Сергия Радонежского.

Добавить комментарий