Молятся ли мусульмане иконе

Почему мусульмане не используют икон и свеч?

Как известно, христиане во время молитвы используют свечи и иконы, и многие из них удивляются, как мусульмане обходятся без них. У последних же на этот счёт собственное мнение, которое попытается выразить в этой статье верный раб Божий, с Его соизволения.

Иконы

“Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину” (Библия, Ветхий Завет, Второзаконие 4:16)

“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им” (Второзаконие 5:8-9; Исход 20:4-5)

Дело в том, что мусульмане, молясь Богу, обращаются к Нему без всякого посредства, без священника, без икон и каких-либо других атрибутов богослужения. Объяснение этому просто – Бог не нуждается в посредниках, чтобы услышать молитву Своего раба и ответить на неё.

“Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне” (Коран 2:186)

Христианские богословы утверждают, что икона помогает человеку сосредоточиться в молитве, и изображение – всего лишь формальность. Дмитрий Таланцев в своей статье «Ересь иконопечатания» об этом сказал так: «Молитва – это мысленно-словесное обращение к Богу. Бог – это Личность. Когда мы мысленно обращаемся к какому-нибудь человеку, – нам, что, обязательно надо представлять его лицо? Например, когда мы пишем письмо, нам, что, легче его писать, если мы обязательно будем представлять лицо адресата? Это же глупость».

Стало быть, разговор о сосредоточении внимания даже как-то не к месту.

На это можно ответить также по-другому. На свете есть огромное множество икон с изображением Иисуса (мир ему!), Марии, и даже троицы! Но эти иконы не были срисованы с натуры, и не были написаны с описания в Библии (такого описания не существует). В вышеупомянутой статье об этом сказано очень точно: «Все дело, однако, в том, что реально-то никто не знает истинного изображения Иисуса Христа. Во времена, когда жил и проповедовал Христос, еще не изобрели фотографию. [. ] Давайте посмотрим на иконы, где изображен Иисус. Как правило, лицо Христа на разных иконах совершенно разное (за исключением копий одной и той же иконы). [. ] Теперь представьте, что после вашей смерти кто-то будет показывать или продавать рисунок, с изображением лица совершенно неизвестного человека и утверждать всем, что это вы. Вам это понравится? Вот также вряд ли и Христу нравятся эти портреты совершенно незнакомых ему людей, про каждого из которых говорят, что, мол, это Христос».

В подтверждение достоверности икон часто приводят легенду о царе Авгаре, который якобы получил от самого Христа (мир ему!) полотенце с изображением своего лица. Однако если это было бы так, то иконы имели бы хоть какую-то схожесть, но этого нет. И вообще, это только легенда, которую не подтверждает ни один историк.

Проследим становление иконы в церковном богослужении с исторической точки зрения.

VIII век, начало – духовенство борется с иконопоклонством, понимая, что это явное попрание второй заповеди.

726 г. – византийский император Лев III созвал собор, на котором было принято решение убрать из церквей иконы и вообще все изображения Христа и девы Марии.

754 г. – сын и преемник Льва III-го созвал собор из 300 епископов, на котором поклонение иконам было объявлено “мерзостью”, и было вынесено постановление, что через иконы сатана пытается утвердить в Церкви идолопоклонство.

787 г. – Седьмой Вселенский Собор (2-й Никейский) – большинством голосов присутствующих было узаконено почитание икон.

Борьба с иконопоклонством была проиграна. Причём интересно, что против икон выступало высшее духовенство, интеллигенция, знающие Писание. За иконы же выступала неграмотная толпа, низшее духовенство и монашество.

Что же происходит с верующими? Почему они поклоняются тому, о чём ничего не сказано в Святом Писании, а их поклонение не подчиняется здравому смыслу и логике? Сегодня люди толпами идут на поклонение иконам, верят, что эти иконы исцеляют, приносят благословение, чувствуют, и т.д. Я прошу Всевышнего защитить нас всех от подобных поступков, и в завершение привожу цитатой строки из Псалтыря:

“Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них” (Псалом 134:15-18)

Свечи

В последнее время мне несколько раз доводилось услышать подобный вопрос: «Почему мусульмане молятся без свеч?» Тема не из лёгких, поэтому начну с самого начала.

Религия – будь то иудаизм, христианство или Ислам, приходит к народу через определённого человека, пророка. Говоря, что мы исповедуем Ислам или христианство, мы должны выполнять то, что делал и велел делать Мухаммад или Иисус (мир им обоим!), и воздерживаться от того, чего они не делали и запрещали делать. Если мы принесём в религию что-либо новое, что в эту религию не приносил её пророк, это будет уже не ниспосланная религия, а придуманная нами же. В Исламе это явление называется «новшество» (бид).

Пророк Мухаммад (мир ему!) говорил: “Худшее из дел – это новшество”. “Всякое новшество – заблуждение, всякое заблуждение – в огне”.

Обращался ли к свечам Иисус?

“И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине” (Библия, Новый Завет, евангелие от Матфея 14:23)

“Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился” (Матфей 19:13)

“И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия” (Матфей 26:39)

“А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Марк 1:35)

“И, отпустив их, пошел на гору помолиться” (Марк 6:46)

“Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился” (Лука 3:21)

“В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу” (Лука 6:12)

“В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним” (Лука 9:18)

“После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться” (Лука 9:28)

“И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился” (Лука 22:41)

Вот десять примеров из Нового Завета молитвы Иисуса, пророка, принёсшего христианство. Ни в одном из них даже мельком не указано про свечи. Он просто поднимал руки к небу и молился, и между ним и Богом не было никаких посредников, хотя бы в виде свечи. Почему же и нам не молиться так, как делал это Иисус, или кто-либо другой из пророков (мир им!), о которых рассказывает нам Священное Писание? Почему же миллионы христиан идут в церковь, чтобы зажечь свечу? Неужто от этого Бог скорее примет их молитвы? Конечно же, нет. Но христиане говорят просто: «Так делали до нас, так делаем и мы», и продолжают делать новшества.

Но откуда же пришёл этот обряд?

Задолго до пришествия Ислама, и даже христианства свечи зажигали люди, которые не поклонялись Богу. Они поклонялись огню. Чтобы помолиться, огнепоклонники вызывали своего «бога» – огонь. Как легче всего вызвать огонь? Зажечь свечу. Вот они и зажигали свечи для молитвы, а впоследствии этот обряд перешёл в христианство.

То есть, свечи – обряд, придуманный огнепоклонниками. Да упасёт Аллах всех нас от этого! Аминь.

Почему в исламе нет икон?

Не так давно был скандал мирового уровня, когда карикатуристы изобразили мусульманских пророков. Везде шли дебаты на эту тему. Давайте и мы сейчас попытаемся разобраться почему же в исламе нет изображений человека и нет икон, как в христианстве? Ведь в исламе поощряется развитие наук и культуры.

Негативное отношение к мусульманам

Взрывы слышны в долине Бамиан. Талибы уничтожают статую Будды, которой более полутора тысяч лет. Они подложили взрывчатку под основание и взорвали её за какой-то миг. Великий Будда распался на мелкие кусочки. В воздух поднялось красное облако из песка и глины. Земля содрогнулась от рухнувшего на неё щебня и камней.

Люди столкнулись с величайшим варварством исламистов. Этот поступок у многих людей в мире сформировал негативное отношение к мусульманам. Когда прошли протесты против карикатуристов, это ещё больше усилило такое впечатление. Но в то же время существуют изображения в мире мусульман. Они даже есть в ортодоксальной Саудовской Аравии.

Противоречия в исламском мире

Запрет изображения людей и животных вызывает противоречия даже в самом исламском мире. Специалист по исламу и его искусству Сильвия Наеф старается прояснить эту проблему. И это является очень проблематичной темой. Интересно, что обложка исламской книги немецкого издания украшена миниатюрой. На ней изображён силуэт мужчины.

Он одет в зелёные одежды и тюрбан. Его руки сложены на груди. Он стоит на цветочном ковре. Но вместо лица у него вуаль. За мужчиной горит золотое пламя. Оно является его венцом. И этот рисунок не является необычным для исламского мира. У мусульман всегда присутствовала фигуративная живопись. Имеются и картины с изображением Пророка. Поэтому и становиться трудно понять, почему изображения в исламе запрещены?

В исламе считается, что творцом может быть только Аллах, поэтому человек не может быть скульптором или художником. Люди могут украшать только домашний интерьер и архитектуру. Создавая современные технические устройства, человек не может воссоздать подобное себе. Изображения в домашнем обиходе не должны отвлекать мусульманина от молитвы. Он должен открыть в себе границы вечности. Человек не должен любить изображения.

Возврат к религиозным корням

Наеф пытается тщательным образом разобраться в этом вопросе. Для этого её приходится вернуться к своим религиозным корням. Тщательно изучив Коран, ей становится ясно, что в нём нет прямого запрета на изображения. Такая позиция лишь озвучена в хадисах, пророческих высказываниях. Это некоторые указания на ограничения. Это объясняется боязнью идолопоклонства во времена Мухаммеда. Во многих религиях во время молений совершаются ритуалы вокруг идолов.

Люди поклоняются животным и божествам в человеческом облике. На запреты нужно смотреть разных ракурсов, задавая вопросы. Для чего были изображены животное или человек? Для чего это будет использоваться? С какой целью живописец сделал это изображение? Если такие изображения находятся в доме, то они мешают проникновению ангелов. В доме можно только держать небольшие скульптуры или изображения человека, если на них чётко не обозначено лицо. Такое отношение называется аниконизмом.

Наеф изучила множество трудов учёных по этому вопросу. Она пришла к выводу, что нет таких записей, где прямо указывалось на запрет изображений в исламе. С развитием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета, где постоянно мелькают изображения животных и людей, то вызывает настоящее недоумение, почему в современном исламе запрещена портретная живопись.

Наеф разделила мусульман на категории: «реформаторы», «фундаменталисты», «революционные исламисты». Если посмотреть на мнение фундаменталистов, то вырисовывается картина, что некоторые изображения разрешены мусульманам, а другие находятся под строжайшим запретом. Таким образом, даже среди них не существует абсолютный запрет на изображения.

Но её продолжает волновать причина таких радикальных мер. Ей интересно, направлен ли запрет на сам портрет или на мысль, которую он несёт. Для фундаменталистов очень важен современный мир и изображаемые в нём образы.

В давние времена изображение образов присутствовало в исламской культуре. Но они не играли той роли, что исполняют иконы в христианстве. Животных и людей можно было изображать на коврах, одеялах, подушках, монетах. Христианские же образы крепко связаны со Священным Царством и массами. Наеф пришла к выводу, что распространённое мнение о том, что в исламе никогда не было священных образов, сформировалось в соответствии с христианским взглядом на этот вопрос.

Фотография в исламе

В исламе образы несут другую нагрузку, чем в христианстве. Например, в Саудовской Аравии, где живут ваххабиты, фотографии и портреты правителей не являются редкостью. Они изображены на бумажных государственных банкнотах. Конечно, в прежние времена такого не было. Но развитие технологий делает революцию в социальной среде. Первым в исламском мире, кто начал делать фотографии, был иранец Насер ад-Дин Шах.

Читайте также:  Чимеевская икона о чем молятся

Он снял на фотоаппарат женщин своего гарема, которых держали подальше от посторонних глаз. Он сделал фото матери, жён и некоторых наложниц. Не отстал от него и турецкий султан Абдул-Хамид II. У него имелась огромная коллекция фотографий, собранная в альбомы. Он делал снимки Османской империи, которые стали важными историческими документами. У него были придворные фотографы армянского происхождения братья Абдуллахян. Они считались лучшими фотографами османской империи.

О своих исследованиях Наеф написала книгу. В ней она подвергает сомнению многие сложившиеся мнения о запрете изображений в исламском мире. Она помогает людям преодолеть интеллектуальные запреты и глубже проникнуть в понимание ислама.

Богородица в Коране

Мусульмане не любят это слово – “Богородица”. Как мне сказал один мусульманин :”Вы засунули Бога между ног женщине”. Мусульмане не считают Иисуса Божьим сыном, и уж тем более – единосущным и нераздельным Богом. Главный их аргумент: “Где в Библии говорится про Пресвятую Троицу?”. Прямых указаний на триадность Бога нет ни в Ветхом, ни в Новом завете.
Внимательно прочитав Евангелие, можно заметить, что Иисус слишком часто отделял себя от Бога, как отдельное существо.
С другой стороны, евангелист Иоанн описывает такие слова Мессии:”Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.”(Иоанна. 8:13-19).
У мусульман Иса (Иисус) – второй по важности пророк, после Мухаммеда.
Сравним благовещение в Библии, и в Коране.

В Библии:
“В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.”(Иоан. 8:26-35).

Благовещение в Коране:
“Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется”. Это – часть рассказов о сокровенном, которое Мы сообщаем тебе в откровении. Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию). Ты не был с ними, когда они препирались. Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников”.
Она сказала: “Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина”. Он сказал: “Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля): “Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими.”(3:42-49).

Как видно, в обоих описаниях Мария девственница. Но координальное отличие – Святой дух. Архангел Гавриил сказал, что именно от Духа Святого Мария сможет зачать. В Коране же говорится, что Марьям забеременела непорочно, по слову Аллаха.

В христианстве Богородицу почитают наравне с Пресвятой Троицей. Только Мария и Троица именуются Пресвятыми.

Мусульмане, христиане и иудаисты – братья и сёстры, которые молятся одному Единому Богу. В наших верах много отличий, как в догматах, так и в обычаях и молитвах. Но Бог у нас Один – Создатель.

Как мусульманка стала иконописцем

– Пожалуй, не многие мусульмане, а уж особенно женщины, решатся пойти в вере против семьи. Что у вас случилось, с чего вдруг вы так резко крутанули колесо семейной истории?

– Я родилась в мусульманской семье. Обе бабушки были верующими, совершали намазы. Особенно была усердной папина мама, она, как положено, несколько раз на дню молилась, и меня она мусульманским молитвам учила. Но они меня, к сожалению, не трогали, потому что я твердила их на непонятном арабском языке. Перевода бабушка не знала. Сколько себя помню, я искала веры осмысленной, и поэтому доверительные отношения с Богом у меня тогда никак не складывались.

Я так доверилась незнакомой мне православной святой, что, приехав домой, даже не удивилась тому, что бабушке стало лучше

– И когда они начали складываться?

– Окончив школу, я продолжала упорно искать смысл жизни и для начала прочитала весь Коран. Но в этой мудрой книге не нашла ответов на свои вопросы и потому начала читать разных философов: марксистов, идеалистов, потом переключилась на Соловьева, Бердяева, Розанова. Последний из перечисленных меня и подтолкнул ко Христу. Но дорога к Нему оказалась довольно тернистой: в конце 1980-х на фоне повального интереса ко всему паранормальному у меня открылись всякие «способности», и на несколько лет я увязла в болоте эзотерики, приобретя массу всяких фобий. В голове у меня тогда было, по выражению отца Андрея Кураева, любимое блюдо российской интеллигенции – каша: буддизм, эзотерика, теософия. И всё это было приправлено соусом ислама и перчиком смутных представлений о христианстве. Вот тогда я начала читать Евангелие, а на ночь клала его под подушку и только так могла спать спокойно, так как без него меня мучили кошмары. В 1987 году моя бабушка заболела раком, к осени она слегла и больше всего переживала о том, что умирать придется, видимо, зимой и закопают ее в холодную землю. И совершенно случайно на этюдах на берегу реки Смоленки я разговорилась с преподавателем, рассказала о том, что бабушка при смерти и больше двух недель, по мнению врачей, она не проживет. Он предложил отвести меня к блаженной Ксении, часовня которой стояла неподалеку на Смоленском кладбище, так как Ксения помогает всем. Когда пришли, он показал, где свечку купить, где поставить. Это было часа в четыре. Я от души молилась, просила Ксению помочь бабушке, облегчить страдания. Я почему-то настолько доверилась незнакомой мне православной святой, что, приехав вечером домой, даже не удивилась, увидев, что бабушка ходит по квартире и что лучше ей стало именно в четыре часа дня.

– После этого вы уже без сомнений пошли в Православие?

Из дымки, окутывающей всё пространство, ко мне протянулась рука с крестиком на цепочке. Я подставила ладонь…

– Всё не так просто. К тому времени я прочитала Евангелие и в храме бывала постоянно, но креститься не решалась: всё-таки перемена веры – шаг серьезный. Я понимала, что для родителей это станет ударом, боялась за их здоровье. Я лишь просила Господа, чтобы Он дал мне знак четкий и внятный, чтобы понять, является ли мое крещение Его волей. И однажды пришла я в храм на Смоленке; до начала службы было еще часа два, народу никого, и я стояла в приделе Ксении Петербуржской, прислонившись к колонне. Вдруг пространство вокруг изменилось: исчезло всё – ни пола, ни потолка, ничего вообще не было, но в то же время это была не пустота, а густая синева, почти чернота. Черный – тот же, что и на мандорлах новгородской иконы «Сошествие во ад». Я потом долго не понимала, почему пространство было темным, и лишь несколько лет спустя у Дионисия Ареопагита прочитала, что Божественный нетварный свет человек видит как мрак. В общем, это было безумно красиво, абсолютно непонятно, и, наверное, мои чувства были сродни тому, что чувствует ребенок в лоне матери, – защищенность и любовь. Потом из дымки, окутывающей всё пространство, ко мне протянулась рука с крестиком на цепочке. Я подставила ладонь, и когда в нее положили этот крестик, я моментально вернулась в реальность. На следующий день без всяких сомнений я пошла креститься.

– А иконопись возникла как одна из граней профессии?

– На то был Промысл Божий, и тоже с предысторией. В году, наверное, 1994-м в моей жизни случился глобальный кризис: во-первых, творческий – я не могла писать картины; во-вторых, предмет любви меня покинул, громко хлопнув дверью; в-третьих, из-за астмы я почти перестала дышать. И самое главное, я поняла, что весь этот букет неприятностей – результат мой бурной предыдущей жизни. Но Господь нас никогда не оставляет. И поняв, что без храма Божиего мне не обойтись, 6 февраля, в день памяти Ксении Блаженной, я буквально доползла до ее часовни, с трудом отстояла службу, и после этого мне стало значительно легче. Когда я наконец перестала чувствовать себя полуживым инвалидом, начала более-менее нормально дышать, встал вопрос, как жить дальше. В 29 лет менять профессию? Но живопись для меня была не просто профессией, я 11 лет работала как одержимая по 16 часов в сутки для того, чтобы стать живописцем. Если менять профессию, значит, все труды и жертвы были напрасны и вся моя предыдущая жизнь – бессмысленна. Случайно узнав о Дивееве и о Серафиме Саровском, я решила поехать к нему за ответом на свой внутренний вопрос, хотя понятия не имела, что такое монастырь и паломническая поездка. Поехала с приятельницей. До Нижнего Новгорода мы добрались легко, а вот дальше… Вместо приятной трехчасовой поездки в комфортабельном автобусе 13 часов мы стояли в гигантской пробке из-за сильнейшего снегопада. И едва закончилась эта пытка дорогой, как началась пытка сугробами: я в первый – и, надеюсь, последний – раз в жизни проваливалась в снег по шею.

На выставку я приходила раз десять именно из-за икон.

Оказалось, что Шагала в третий-четвертый раз смотреть неинтересно

– Никогда до этого не мыслили себя иконописцем? Но как художник, вы, наверное, всегда восхищались творениями Феофана Грека, Рублева?

– Еще не будучи крещеной, в году, наверное, 1991-м я побывала на выставке из фондов Русского музея: Кандинский, Малевич, Гончарова, Шагал, Филонов… Но меня потрясли не они – хотя тогда я всё это очень любила, – а русские иконы из собрания Никодима Кондакова, известного историка искусства. Это был праздник, несказанное ощущение рая и чуда, и я долго ходила будто оглушенная. На эту выставку я приходила раз десять именно из-за икон, так как оказалось, что Шагала даже в третий-четвертый раз смотреть неинтересно. Меня поразило мастерство, с которым были написаны иконы. Я на них увидела рай. И для меня это стало открытием потому, что к русской иконе в советское время было принято относиться как-то снисходительно: вот итальянский ренессанс – это да, а икона – конечно, мило, но… Восхищение иконой жило во мне все последующие годы и стало сродни ключику, который однажды открыл дверь в мир Православия. Собственно, это, наверное, и определило мой теперешний праздничный стиль.

Читайте также:  О чем молятся пред иконой умиление

– Когда вы начали писать святых, искушения возникали, или как по маслу всё пошло, благословенно?

– Первая написанная мною икона – «Бичевание святого Георгия». Артель тогда писала два иконостаса для белорусского храма, один алтарь был посвящен святому Георгию. Потом я написала Троицу для иконостаса в Дивееве. Вообще с иконами, которые я писала, у меня всё как-то больше какие-то искушения связаны. Чудес не припомню, а вот искушений – выше крыши. Особенно когда пишешь запрестольный образ, крест или иконостас. Первую запрестольную икону я писала в начале «нулевых» для храма Сергия Радонежского в Сертолове Всеволожского района Ленинградской области. Едва приступив к работе, я умудрилась сломать ребро. Лекарства болеутоляющие пить сама не догадалась, а врач не подсказал. Иконная доска была огромных размеров, тяжелая, и мне ее приходилось то и дело поднимать, переворачивать, снимать с мольберта, переносить на стол, потом снова ставить на мольберт. Батюшка требовал скорее эту икону закончить и не считал, что мне нужен больничный хотя бы на первое время после перелома. Из-за постоянной физической боли я пребывала в каком-то оглушенном состоянии, может, поэтому она и получилась хорошей, молитвенной. Это все говорили. Первые две иконы из первого моего иконостаса очень трудно мне дались, всё время что-то случалось, потом чуток полегчало, хотя тоже не гладко шло. Одна из этих моих икон мироточила потом. Икона изображает мир горний. Мы иногда забываем, что за этим словосочетанием стоит любовь Христова. Мы изображаем мир полноценной гармоничной Любви, который не может быть печальным, или скорбным, или мрачным – это всё человеческое. Православие – радость Богообщения. Мы потому и славим Бога, что Он принес нам Благую весть о Любви. И это отражается в иконах.

Миссионерский отдел московской епархии

Молитва мусульман глазами христиан. Алексий Макаров

Алексей Макаров, историк-арабист, выпускник Института Стран Азии и Африки, студент Богословского факультета ПСТГУ

Молитва — салят, является одним из пяти столпов ислама[1] наряду с шахадой (символом веры), закятом (пожертвованием), саумом (постом) и хаджем (паломничеством)[2]. На территории бывшего СССР мусульманскую молитву чаще всего называют персидским словом намаз. Подавляющее большинство людей, считающих себя мусульманами, намаз не совершают. Можно ли быть мусульманином и не молиться? С позиции ислама, человек, оставивший молитву, является неверным, так как само слово муслим, в переводе на русский язык, означает «покорный Богу». В Коране же сказано, что тот, кто не молится, попадет в ад (сура аль-Муддассир, 42-43). Сам Мухаммед говорил, что из всех поступков человека Всевышнему наиболее дорог вовремя прочитанный намаз[3]. Получается, что человек, который считает себя мусульманином и не совершает намаз, либо не изучает свою веру и не знает о предстоящем наказании, либо слаб в ней.

Настоящий мусульманин обязан молиться пять раз в день. Дневной минимум, который он должен выполнить, называется фарз намазом, и только выполняя его он может спастись. В одном из хадисов сказано, что «Аллах свободен от обязательств перед человеком, который пропускает фарз намаз намеренно»[4]. Подчеркивая его важность не только для взрослых, но и для детей, Мухаммед говорил: «Велите читать намаз вашим детям, когда им семь лет, и бейте их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно»[5]. Даже тяжелая болезнь не является уважительной причиной для пропуска намаза. Однажды во время своей болезни некий Имран ибн Хусейн спросил у Мухаммеда как ему читать намаз, на что тот ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку»[6]. Более того, человек обязан совершить намаз если он едет в поезде, летит в самолете и сделать это (если есть такая возможность) со всей амплитудой движений[7].

Перед тем, как приступить к молитве, мусульманин обязан совершить омовение, поскольку Мухаммед сказал, что «никакой намаз не принимается без омовения»[8]. Обычно для этого используется вода, однако при ее отсутствии можно воспользоваться песком. Существует два типа омовения: полное (гусл) и частичное (вуду). Первое необходимо для того, чтобы очиститься от состояния осквернения (джанаба), которое может быть вызвано половой близостью, тяжелой болезнью, трудной дорогой или прикосновением к трупу и т.д. Частичное омовение Мухаммед предписал совершать после какого-либо выделения из тела, будь то моча, кал, воздух, черви, рвота, отрыжка. Когда сподвижника пророка Абу Хурайру спросили что является осквернением, он ответил: «Пускать воздух без звука или со звуком»[9]. Поэтому нужно совершать омовение после сна, ведь, как сказал Мухаммед, «ремень ягодиц – это оба глаза, поэтому, кто заснул, пусть совершает омовение»[10].

Омовение необходимо совершать так, как это делал Мухаммед: вначале идет намерение (решение в сердце омыться только ради Аллаха), затем нужно сказать Аллах Акбар и прочитать первую суру Корана, после этого три раза помыть кисти рук до запястий, три раза прополоскать рот, три раза промыть нос, помыть лицо, руки до локтей, протереть голову влажной рукой ото лба к затылку, вместе с головой протирать оба уха и шею, затем левой рукой помыть ноги до щиколоток. Обязательно нужно соблюдать порядок омовения, мыть части тела одну за другой до того, как высохнет предыдущая, и всегда начинать с правой стороны: сначала мыть правую руку, затем левую, правую ногу, затем левую.

Для того чтобы получить награду и не подвергнуться осуждению, нужно делать омовение по всем правилам: Однажды Мухаммед, проходя мимо воды, увидел, что люди совершают омовение в спешке и их пятки остаются сухими, тогда он сказал: «Гибель пяткам в джаханнаме (аду)! Совершайте омовение, как следует». Напротив, «Кто сделает омовение, как следует, его грехи смываются с его тела, даже из-под ногтей»[11].

В отличие от христианской молитвы, намаз должен совершаться в строго определенное время. Каждый мусульманин обязан молиться пять раз в день: на рассвете (фаджр), в полдень (зухр), после обеда (аср), во время захода солнца (магриб), и после захода (иша). Каждая отдельная молитва состоит из ракаатов — набора определенных молитвенных поз и движений во время молитв, произносимых на арабском языке. Ракаат включает в себя прямое стояние, преклонение, падение ниц и сидение на пятках. Количество ракаатов в каждой из пяти молитв фиксировано, так, например, на рассвете мусульманин должен сделать 2 ракаата, в последующих двух молитвах 4 ракаата, 3 ракаата до заката и 4 после. Один ракаат занимает максимум 3 минуты, таким образом, мусульманин, выполняющий минимальное молитвенное правило, молится не более 51 минуты в день.

Каждый ракаат состоит из одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (сажда). Ракаат включает в себя:

  • восхваление Аллаха при этом молящийся стоит, а большие пальцы касаются мочек ушей (О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Коран, 31:17)
  • чтение первой суры Корана по-арабски (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Коран, 1). Перед чтением следует произнести фразу: а’узу билляхи минаш-шайтанир раджим (приближаюсь к Богу и удаляюсь от побиваемого камнями сатаны)
  • поясный поклон (руку). Перед поклоном говорится «Аллах акбар», во время поклона трижды «субхана рабиль азым» (хвала Господу моему)
  • земной поклон (сужда), чередуемый сидением на коленях. О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, — быть может, вы преуспеете. Коран, 22:77.

Во время молитвы крайне важны телодвижения: мусульманин должен совершать молитву также как это делал Мухаммед. В Сунне подробнейшим образом описано, какие движения, как и в какой последовательности он делал в момент молитвы. Известно, например, что когда он совершал ракаат, «то спина бывала настолько ровной, что если бы на нее налили воду, то она бы не потекла»[12]. Мухаммед требовал от своей общины неукоснительной четкости даже в мельчайших движениях. Например он говорил, что «недействительна молитва того человека, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[13].

Обряд действительно играет важнейшую роль в молитве мусульманина. Малейшая оплошность молящегося в, казалось бы, ничтожной детали ритуала может сделать весь намаз недействительным, а часто и греховным. Удивительным, например, кажется то, что проход перед молящимся в мечети является тягчайшим грехом: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, — говорил Мухаммед,- знал, какой грех он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок лет было бы для него лучше, чем пройти перед ним»[14]. Для нас христиан невозможно поверить в такого педантичного Бога, которому чистота наших пяток при молитве была бы важна также как чистота наших сердец.

Однако в намазе важна не только внешняя сторона, но и внутреннее состояние человека. Во-первых, необходима вера во Всевышнего и то, что Он слышит твою молитву (сура аль-Бакара, 186). Во-вторых, важно смирение, так как в Коране сказано, что «намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему (сура аль-Бакара, 45-46). Как и в Новом Завете, в Коране обличаются лицемеры: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят» (сура аль-Маун, 4-6). Хотя обрядовая сторона ислама важна и необходима, но для того, чтобы Всевышний принимал молитву верующего, этого не достаточно, нужно также быть благочестивым. В Коране сказано, что «благочестив тот, кто уверовал во Всевышнего, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, жертвовал на освобождение рабов, совершал салят, давал закат; «[благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» (сура аль-Бакара, 177).

Преподобный Авва Дорофей пишет, что «есть два страха [Божьих]: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви». Первый страх – страх раба, страх посмертного воздаяния за грехи доступен мусульманам. Их совершенство – начало христианского благочестия. Тогда как второй страх – страх сына полностью закрыт для них. Это совершенный страх, ибо человек, стяжавший его, «исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь…»[15]. Этот страх доступен только христианам, только стяжав его можно стать сыном Божиим и услышать: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).

Разговаривая с мусульманами, важно не только показать знание того, как совершается намаз и знание читаемых текстов, но и познакомить их с молитвой христианской – «Отче наш» (мусульманам сложно принять первые два слова этой молитвы, но в остальном она вполне понятна), Псалмами 50, 90 и другими (Псалтирь – Забур в мусульманской традиции, поэтому эти молитвы могут быть легче восприняты), молитвами утреннего и вечернего правила. Важно отметить глубину и насыщенность молитвы христианской – благодарение Богу, прославление Бога, покаяние перед Богом, прошения и т.д.

Читайте также:  Как выглядит икона скоропослушница фото и молитва

Говоря о молитве, нужно уметь правильно объяснять, почему мы молимся Иисусу Христу, Богородице (для мусульман такое наименование Девы Марии (Марьям) наиболее непонятно и неприемлемо), святым, почему мы молимся перед иконами. В качестве помощи можно посоветовать прочитать «Три слова в защиту иконопочитания» Преподобного Иоанна Дамаскина.

[1] Бухари т.1, стр.5, Муслим т. 1, стр. 32

[2] Для обозначения столпов ислама и многих других терминов, связанных с религией, мусульмане используют арабские слова

[3] Бухари т.1, стр. 76

[4] Мишкат т.1, стр. 59

[5] Абу Дауд т.1, стр. 86

[6] Бухари т.1, стр. 150

[8] Муслим т.1, стр. 119

[9] Бухари т.1, стр.25, Муслим т.1, стр.119

[10] Абу Дауд т.1, стр. 39. передал этот хадис ‘Али

Почему мусульмане молятся на ковриках

О чем говорят пять заповедей Корана и почему ислам так распространен

Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель “Детского университета” в Тюбингене

Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель “Детского университета” в Тюбингене

Продолжаем рассказывать детям о традициях ислама с помощью лекций Детского университета в Тюбингене, которые стали книгой и теперь доступны на русском языке. Кто может считаться мусульманином? Трудно ли соблюдать заповеди ислама? И почему мусульманская религия завоевала так много сторонников по всему миру?

Все заповеди ислама опираются на Коран. Но в Коране, как можно видеть на примере платка, зачастую не описываются конкретные детали. Пять главных заповедей тоже были установлены лишь после смерти Мухаммада. Мусульмане называют их “пять столпов ислама”. Эти пять столпов должны соблюдать мусульмане всего мира.

Первый столп — признание своей веры. Символ веры выглядит так: “Нет Бога, кроме Бога, и Мухаммад — его пророк”. Что может быть проще и понятнее? Символ веры мусульман показывает, что в исламе важно. Ислам хочет отмежеваться от многобожия старых религий. Он признает только одного Бога — Аллаха. А кто не верит в это, не может быть мусульманином.

Почему мусульмане молятся на ковриках

Второй столп — молитва. Мусульмане должны молиться Аллаху пять раз в день, и к молитвам нужно подготовиться. Кто обращается к Аллаху, должен быть чист. Поэтому перед молитвой мусульмане омывают лицо, моют руки до локтей и ноги до щиколоток. Также влажной рукой нужно провести от лба к затылку.

Чистота и есть та причина, по которой мусульмане молятся на ковриках и даже разуваются перед молитвой. Многие мусульмане носят с собой молитвенный коврик, который всегда можно расстелить, но в крайнем случае разрешается положить на пол любую чистую подстилку: картонку, полотенце, коврик для душа. Главное, чтобы она была ритуально чиста.

Ритуальная чистота — не то же самое, что чистота в обычном смысле. Мусульманам необязательно чистить зубы перед молитвой или до красноты тереть спину в бане. Нужно просто осознать, что разговор с Аллахом — это нечто особенное. Во время молитвы нужно оставить все повседневные занятия. Таким образом, омовение и молитвенный коврик служат в первую очередь не гигиене. Это ритуалы, действия с особым значением, которые играют важную роль во всех религиях.

Молитва мусульман включает текст, последовательность поз и движений. Молящиеся должны поклониться, встать на колени и дважды коснуться земли лбом. В конце молитвы нужно повернуть голову направо, а потом налево.

Почему нужно молиться именно пять раз в день — неизвестно. Но пять раз в день молился пророк. Время молитвы довольно точно определено, но так как при жизни пророка часов не было, то ориентироваться нужно по положению солнца.

Можно ли немусульманам заходить в мечеть

Во время молитвы все мусульмане должны повернуться лицом в одну и ту же сторону — в сторону Мекки. Этот город в Саудовской Аравии — центр, объединяющий мусульман всего мира. Тысячу лет назад исламские ученые в точности рассчитали, как мусульманину в любой точке планеты по звездам определить, в какой стороне находится Мекка. Впрочем, разрешается молиться, даже если вы не очень хорошо разбираетесь в этих расчетах — достаточно знать направление приблизительно.

Молиться можно в любом месте мира. Но все же, если в окрестностях есть и другие мусульмане, Коран рекомендует молиться всем вместе. Дом молитвы называется “мечеть”, в переводе это означает “место, где падают ниц”. Нет никаких предписаний о внешнем виде мечетей. Молитвенные залы больших мечетей часто увенчаны куполом, но в крайнем случае для молитвы подойдет любое помещение. Важно только, чтобы пол был застелен ковриками и был устроен михраб, ниша в стене, указывающая направление на Мекку.

При мечети часто стоит минарет — башня, с которой муэдзин, служитель, напоминает верующим о часах молитвы. Минарет, хорошо видный издалека, как и колокольня христианских церквей, показывает, что в этой местности живут мусульмане.

Правда, в отличие от христианских церквей, мечети — это не специально освященные места. Когда в мечети не молятся, мусульмане могут собраться в ней просто поболтать, а кто-то может даже поспать. Немусульмане также могут заходить в мечеть. Но иногда особо строгие мусульмане запрещают вход иноверцам, или, когда наплыв туристов слишком велик, двери тоже могут закрыть.

Как вести себя в священный месяц Рамадан

Третий столп ислама — это заповедь соблюдать пост. В Рамадан, девятый месяц мусульманского календаря, верующим нельзя ни есть, ни пить с рассвета и до захода солнца. Также в это время мужчинам и женщинам не разрешается спать вместе.

Пост существует во многих религиях. Постом человек очищает тело и напоминает самому себе, что жизнь состоит не только из потребления — еды и развлечений. К тому же в исламе мусульмане во время поста совместно едят и молятся, и это их очень объединяет, что, конечно, идет на пользу семьям.

Пост начинается с восходом солнца. В некоторых мусульманских странах перед рассветом по улицам проходит барабанщик, напоминая верующим, что нужно успеть позавтракать. Заканчивается пост, когда солнце уходит за горизонт. Раньше в мусульманских странах стреляли из пушки, чтобы все мусульмане знали, что солнце село, а теперь этот звук передают по радио и телевидению.

От восхода до заката может пройти очень много времени, в которое нельзя ни пообедать, ни перекусить печеньем или яблоком, ни даже выпить воды.

Но зато во время поста как никогда начинаешь ощущать вкус еды. Как правило, на вечер после захода солнца мусульмане готовят настоящий пир. И на нем не просто утоляют голод, а празднуют как следуют. Большинство пожилых мусульман соблюдают пост в Рамадан. А вот молодым голодать нравится гораздо меньше. В Германии, по приблизительным оценкам, всего треть молодых мусульман всерьез относится к Рамадану.

Пост не обязаны соблюдать те, кому он может повредить: маленькие дети, ослабленные или больные взрослые. Ислам, как мы уже говорили, — это простая и практичная религия, и она разрешает делать разумные исключения.

Между прочим, месяц Рамадан не совпадает ни с одним из месяцев григорианского календаря. В отличие от последнего мусульманский календарь основан на лунном цикле, а не на солнечном, поэтому ни начало мусульманского года, ни месяцы не совпадают с григорианскими.

Мусульмане должны не только поститься, они также обязаны помогать бедным. Пророк Мухаммад хотел, чтобы все мусульмане относились друг к другу как братья и сестры в большой семье. Поэтому четвертый столп гласит, что мусульмане должны жертвовать деньги на поддержку бедных и нуждающихся.

Раньше эти благотворительные взносы взимались так же обязательно, как сегодня — налоги. Но сейчас в большинстве стран мусульмане платят налоги, как все остальные граждане, и добровольно жертвуют в благотворительные организации.

Зачем мусульмане совершают паломничество в Мекку

Пятый и последний столп ислама — паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, который здоров и у кого достаточно денег на путешествие, должен однажды в жизни посетить Заповедную мечеть в Мекке. Во дворе мечети стоит Кааба —каменный куб из вулканических пород высотой около 15 метров, накрытый черным покрывалом. В восточную стену Каабы вмонтирован метеорит, “Черный камень”, до которого нужно дотронуться при обходе Каабы.

Внутри Каабы есть помещение с колоннами. Когда Мухаммад бежал из Мекки, Кааба была центром старой религии арабов, внутри нее стояли идолы. После завоевания города Мухаммад велел выбросить их из Каабы и объявил это помещение местом паломничества для всех мусульман. Он считал, что Каабу возвел Авраам, праотец еврейского народа, которого Мухаммад очень почитал.

Каждый год полтора миллиона мусульман совершают паломничество в Мекку и Медину. Все паломники надевают одинаковые просторные белые одеяния и семь раз обходят Каабу. Все стараются дотронуться до Черного камня, хотя в огромной толпе это и нелегко.

Для многих мусульман паломничество в Мекку — главное событие всей жизни. Они встречают множество верующих из других стран и на деле осознают равенство всех членов мусульманского сообщества. Мухаммад назвал такое сообщество уммой. Раньше умма состояла преимущественно из арабов — жителей Аравийского полуострова, а сейчас большинство мусульман проживает в Азии. Среди афроамериканцев многие тоже приняли ислам. Самый знаменитый из них — боксер Мухаммад Али.

Паломничество в Мекку могут совершить только мусульмане, иноверцам вход в священный город запрещен. В этом отношении ислам строг, хотя в остальном очень терпимо относится к другим религиям. Правда, при условии, что у них есть священный текст и они почитают единого Бога, как иудеи и христиане.

Обе эти религии оказали большое влияние на Мухаммада. В Медине, куда пророк бежал из Мекки, три из пяти племен исповедовали иудаизм, а на юге страны жило немало христиан. Мусульмане верят, что Бог говорил с людьми через пророков Ветхого Завета и через Иисуса. Но самым великим пророком был, конечно, Мухаммад.

Почему ислам так распространен

Терпимость по отношению к иноверцам облегчила распространение ислама. После смерти пророка его последователи всего за сто лет завоевали огромную территорию. Не имея ни большой профессиональной армии, ни четкого плана завоеваний, мусульманские воины подчинили себе Северную Африку и Палестину и дошли до Средней Азии. Через Испанию они добрались до Франции, где в 732 году их остановило войско франков.

Победа франков над арабами в битве при Пуатье была принята в Европе с восторгом. Карл Мартелл, предводитель франков, получил прозвание Молот и прославился как спаситель западной цивилизации. А вот в арабской историографии эту битву почти не упоминают. Вероятно, для мусульман эта атака арабской кавалерии была не запланированной попыткой завоевания Европы, а всего лишь обычным набегом на север.

В странах, завоеванных мусульманами, христианам и иудеям разрешалось, как и раньше, молиться в церквях и синагогах, но они должны были платить дань. Многие новые подданные мусульман были довольны властью завоевателей: при мусульманском правителе им зачастую жилось лучше, чем при предыдущих.

Мусульмане были не только веротерпимыми — они поддерживали искусство, культуру и науку. На протяжении трехсот лет арабские философы, математики и врачи были ведущими в мировой науке. Мы до сих пор пользуемся начертанием цифр, которое получили от арабов (хотя оно сильно изменилось с тех пор), и число “ноль” тоже известно нам благодаря арабам.

Во времена расцвета ислама открывались школы и университеты, строились грандиозные здания, мечети и дворцы. Столицей всей исламской империи в 762 году стал Багдад, столица современного Ирака.

В Багдаде, городе на реке Тигр, который уже тогда насчитывал миллион жителей, находилась резиденция знаменитого халифа Гаруна ар-Рашида, сюда стекались ученые со всего мира. Не удивительно, что арабский язык вскоре стал одним из важнейших и что христиане и иудеи переходили в ислам. Ислам стал религией успешных людей, хотя сами мусульмане поначалу не очень радовались большому количеству новообращенных подданных. Ведь с новых мусульманских братьев и сестер они уже не могли собирать дань.

Добавить комментарий