Можно ли молиться без иконы и свечи

Может ли православный христианин молиться без иконы

Почитание икон – представляет собой часть глубокой духовной традиции православного христианства. Верующим рекомендуется творить и домашнюю и общую молитву (в храмах) перед иконами. При этом нужно ясно понять может ли православный христианин молиться без иконы и в чем заключаются особенности такого молитвенного делания.

С самого начала тут следует подчеркнуть слово, с которого начинается рассмотрение данной темы – почитание. Именно оно весьма емко объясняет суть отношения православного к иконам, которые высоко ценятся, но не становятся самоцелью религиозной практики. Более того обращение с молитвой следует направлять к изображенному на иконе и в конечном счете ко Всевышнему, но не к самой иконе.

Икона как инструмент

Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.

Для лучшего понимания пригодится метафора с окном.

Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.

Точный ответ можно ли молиться без иконы

Если кратко, то ответ является утвердительным. Никаких существенных фактов для того, чтобы всегда молиться только перед иконой не существует. В большей степени есть обратная норма – стоя перед иконой лучше молиться, чем просто смотреть на образ.

Конечно, для того чтобы делать вечернее и утреннее правило и творить другие молитвы икона на домашнем алтаре может пригодиться. Верующему полезно иметь собственный домашний алтарь у восточной стороны дома и многие имеют хотя бы какие-то образа в собственном жилище.

Нередко тема о том, может ли православный христианин молиться без иконы требует ответа касательно разъездов и других ситуаций, когда привычные иконы и храм недоступны. Для этого многие возят с собой специальные образа для путешествий. Но может оказаться, когда никакой иконы вообще не наблюдается в наличии.

В подобной ситуации вполне приемлемо обратиться ко Всевышнему и начать молитву.

Господь милостив и услышит каждого, кто взывает к нему.

Как молиться без иконы

Основная часть молитвы – искренняя вера. Именно благодаря этому компоненту молитва и начинает обладать своими чудодейственными свойствами.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, если есть опыт глубокой сердечной молитвы, то даже есть возможность молиться поспешно, так как душа обращается ко Всевышнему на основе собственного опыта.

Тому, кто не имеет глубокого опыта молитвы, тем не менее, следует проявить в этом деле бдительность и чуткость. К слову, именно тут и могут пригодиться иконы.

Нередко опыт молитвы перед святым образом дает глубокие переживания. После этого появляется возможность воспроизвести данные переживания в собственном внутреннем мире и начать молитву без иконы. Только опираясь на собственный внутренний мир, собственную веру.

Если резюмировать, то молитва без иконы для верующего является вполне возможной. К примеру, вполне может хватать молитвослова или текста, который вы знаете на память.

В храме следует молиться в период службы согласно канону или чутко слушать песнопения, которые идут в том числе и от вашего имени. Молитва своими словами возможна без службы и даже является полезной. Такая молитва рекомендуется православным, когда имеется некоторое охлаждение к другим молитвенным словам, чаще всего этот способ помогает вновь получить вдохновение.

Так или иначе, вера всегда является основным компонентом. Именно благодаря вере и работает молитва.

Можно ли молиться без иконы и свечи

1.В Библии написано не создай себе кумира. Почему же православные молятся на рукотворные иконы?

2.Также Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно?

3. Христос говорил не молиться ему, а молиться Отцу.

4.Почему же православные молятся различным святым, Марии?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

1.Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит из уст лютеран, баптистов и представителей большинства сект. В несостоятельности этого утверждения убедиться легко. Надо лишь сравнить язычество и Православие. Язычник поклоняется идолу, потому что считает его одним из своих богов. Он отождествляет истукана с тем существом, в которого верует. Православные никогда не принимают икону Спасителя за Самого Иисуса Христа. Произнося свои упреки, протестанты и сектанты тем самым показывают, что они не имеют элементарных представлению о религиозной жизни православных христиан. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что в нем Бог рассматривается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий. Мы поклоняемся только Богу, а иконы почитаем как изображение Господа, Матери Божией и св. угодников. Греческое слово eikon означает «образ». Надо открыть любой учебник по семиотике (наука о знаках, образах, символах) и прочитать, что образ логически предполагает тот предмет, который он символизирует. Образ всегда предполагает восхождение к Первообразу. Икона – это символ, а в Библии присутствуют символы Бога. Евреев в пустыне до смерти жалили змеи. Тогда «сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ.21:9). Господь Иисус Христос указывает, что этот медный змей был его прообразом (символом): «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:13-14). Дух Святой есть Бог – третье Лицо Пресвятой Троицы. В Евангелии дан образ (греч. – икона) Его: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:21-22).

Беседы с протестантами и сектантами убеждают, что отношение их к Священному Писанию весьма избирательно: находят места, на которые пытаются опереться в споре с православными, и одновременно не замечают то, что их опровергает. Они упрекают нас в почитании святых мощей. Есть ли в Библии что-нибудь об их чудотворящей силе? Есть. «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13:20-21. Недовольны сектанты нашим отношением и к другим святыням. Но том, что предметы, которыми пользовались святые, становятся освященными и способными обладать благодатной силой, есть свидетельства в Библии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4 Цар.2:8); «И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (2:13-14). Бог творил чудеса не только по молитве апостола Павла, но и вещам его придал чудотворящую силу: «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:12).

2.Это утверждение фактически неверно. Иисус Христос не запрещает нам молиться за себя. Он дал образец совершеннейшей молитвы – «Отче наш», в которой есть прошения и за себя: «хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:11-13). И еще: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» Мк.11:24).

3. «Христос говорил не молиться ему». Странно, как могло возникнуть такая мысль. В святом Евангелии имеется множество примеров молитвенного обращения людей ко Исисусу Христу. Ему молились 10 прокаженных: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк.17:13). С горячей молитвой за свою страждущую дочь к Нему обращалась жена хананеянка (Мф.15:22). Отец привел одержимого сына: «сжалься над нами и помоги нам» (Мк.9:22). А слепорожденный: «Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк.10:47). Можно привести и другие примеры. Никому Спаситель не запретил молиться к Нему. Всем оказал милость. Иисусу молились ученики и после Его вознесения: «и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (7:59-60).

4. В Священном Писании читаем: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10.1). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). Как видим, Господь дал истинно верующим власть творить чудеса (исцелять болезни, изгонять нечистых духов). На этом основано наше молитвенное обращение к Божией Матери и святым, которые обладают совершенной верой и силой Божией творят чудеса.

Если человек оставит начетничество, и, вырвавшись из плена узких, предвзятых воззрений, в трудных обстоятельствах будет молитвенно обращаться к Матери Божией и ко св.угодникам, он получит благодатный опыт помощи, который не нуждается в теоретических обоснованиях.

Как правильно ставить свечи в церкви

Основные правила постановки свечей

Для любого человека, даже полностью далекого от веры и церковной жизни, визит в православный храм связан с возжиганием свечей, да и сам внутренний интерьер церкви совершенно неотделим от мерцания крошечных огоньков. Так что каждый, зайдя в церковь, сперва заглядывает в лавку (к так называемому свечному ящику) и покупает несколько свечек. Но зачастую потом не очень хорошо понимает, что нужно делать с ними дальше. А между тем, тут есть свои правила.

Свечи, которые вы ставите в храме, должны быть обязательно приобретены в свечной лавке, поскольку там они надлежащим образом освящены. Зажигать свечки полагается от других, уже горящих. Для этого поднесите фитиль к огню и дождитесь пока тот загорится, после чего немного оплавьте противоположный кончик, чтобы свечка плотнее держалась в подсвечнике. Если в нем много свободных мест, старайтесь ставить свечку ближе к середине, чтобы другие люди потом не тянулись через огонь, обжигая руки и подпаливая себе рукава. Зажигать свечу с помощью спичек или зажигалки не стоит, так же как не следует пользоваться для этого огнем горящей посреди подсвечника лампады — капнувший воск может случайно загасить ее.

Перед тем, как ставить свечу, вознесите молитву Господу и святым, осените себя крестным знамением и поклонитесь.

Если вы пришли на службу, ставить свечи лучше либо до ее начала, либо уже после, чтобы в то время, как все замерли, внимая словам священников и хора, не ходить по храму. Но это опять же не жесткое предписание, а просто правило хорошего тона.

Стоять с зажженной свечкой в руках допускается только на определенных службах, например, в ходе панихиды. В остальных же ситуациях свечу нужно ставить у икон или святых мощей.

С постановкой свечей связано много суеверий, не имеющих никакого смысла. Так что, если вдруг какая-нибудь излишне бдительная прихожанка, заметив, что вы ставите свечку левой рукой, сделала вам замечание, не обращайте внимания.

Советы священника

Свечи за здравие

Самые распространенные моления, которые люди возносят Богу, – это, конечно, просьбы о здоровье — собственном и близких. Но как правильно поставить свечу за здравие?

Читайте также:  Какой иконе молиться об утонувших

Каких-то жестких правил, кроме общих, которые мы рассмотрели в первой части статьи, тут нет. Самое главное, чтобы молитва была искренней, возносилась с верой и смирением — то есть не стоит требовать у Бога немедленного исполнения своих желаний, а полностью вверить свою судьбу и тех, о ком вы молитесь, Его воле, понимая, что в любом случае Господь сделает именно так, как будет лучше для спасения души.

Ставить свечи за здравие можно перед любыми иконами и мощами, но считается, что особенно помогают в вопросах здоровья те святые, которые сами занимались целительством: святой великомученик Пантелеимон, святые Косма и Дамиан, святитель Лука Крымский. Кроме того, часто молятся о здравии блаженной Матроне Московской, святому Иоанну Кронштадтскому и, конечно, святому угоднику Божию Николаю. Отдельно стоит упомянуть иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», молитвы перед которой помогают излечиться от наркотической и алкогольной зависимости, и «Троеручица», которой также ставят свечки о здравии.

Однако стоит помнить, что какой-либо «профессиональной» специализации у святых нет, поэтому молиться можно всем и о любых нуждах.

Свечи за упокой

Для того, чтобы помянуть дорогих усопших и поставить о них свечку, существует специальный столик — так называемый канун. Чаще всего он находится в левом приделе храма и представляет собой горизонтальный подсвечник с Распятием.

Чтобы правильно поставить свечи за упокой, подойдите к нему, подумайте о тех, кого хотите помянуть, прочитайте молитву об усопших (для тех, кто еще не выучил ее наизусть, обычно рядом с кануном находится текст) и поставьте свечу, подпалив ее от других. Не забудьте перекреститься.

Не будет никакой беды, если вы поставите свечку не на канун, а перед ликом Господа, Богородицы или святых. Главное, чтобы ваша молитва шла от сердца.

Как мы уже не раз писали, святые не имеют «узкой специализации», так что с любой нуждой идите к тому образу, который вам ближе. И, конечно, к Господу и Богородице можно и должно возносить абсолютно все молитвы. Однако пережиток язычества, когда считалось, что каждое из многочисленных божеств пантеона покровительствует лишь одной сфере жизни, существует и по сей день, только теперь люди делят святых по «профессиональным» признакам. Церковь не борется с подобным поверьем, ведь в этом нет абсолютно ничего вредного или неправильного, более того, существуют иконы Богородицы, перед которыми также ставят свечи с просьбой об определенных вещах. Так, например, кроме упомянутых уже образов «Неупиваемая чаша» и «Троеручица», известны иконы «Утоли моя печали», «Семистрельная» (ставят свечи с просьбой о Небесной защите), «Экономисса» (молятся о материальном достатке), «Всем скорбящим радость» и другие. Что же касается святых, то перечислим самые популярные «специализации».

О создании семьи ставят свечки перед иконой святых Петра и Февронии, святых Константина и Елены, блаженной Ксении Петербуржской. Покровительницей всех учащихся традиционно считается святая мученица Татьяна, с просьбой о даровании хорошей работы подходят к образу святого мученика Трифона, в делах, связанных с недвижимостью, помогает святитель Спиридон Тримифунтский, а святой Власий опекает братьев наших меньших.

Перед образами же святого Николая Чудотворца, святого Серафима Саровского или, например, блаженной Матроны Московской можно смело ставить свечи с любыми просьбами.

Популярные вопросы и ответы

Зачем нужно ставить свечи?

Традиция эта очень древняя и уходит корнями еще к первым катакомбным церквям, когда христиане вынуждены были прятаться под землей от языческих гонителей. Само собой, что там было очень темно, так что в любое время суток приходилось пользоваться масляными светильниками (восковые свечи в том виде, в котором их знаем мы, тогда еще широко не использовались). Более того, до Рождества Христова иудеи возжигали в храмах семисвечник, как повелел пророку Моисею Бог на Синайской горе. Православная церковь смогла сохранить в чистоте христианскую веру благодаря своему консерватизму. И если некоторые католические храмы уже перешли на электрические лампочки, в наших храмах до сих пор, как и тысячу лет назад, благоухают воском настоящие свечи. Это, так сказать, материальная сторона вопроса.

Символический же смысл церковных свечей заключается в том, что наша вера, подобно светильнику, рассеивает тьму безверия. В Нагорной проповеди Господь так и сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). И каждая наша молитва, будто огонек, зажигается перед Богом — вот почему порой изнутри храм похож на небо, усеянное сотнями звезд.

И третий смысл — жертва. Именно поэтому свечки в храме всегда платные и всегда имеют разную цену, чтобы каждый имел возможность принести жертву по своим силам. Ведь совершенно не обязательно покупать самую большую свечу — ее размер никак не повлияет на результат молитвы. Можно купить и ту, что поменьше и подешевле, главное – молиться искренне и всей душой верить. Как справедливо заметил отец Игорь в своем комментарии, Богу нужна не свеча, Ему дорога наша добрая воля, тот факт, что мы что-то сделали ради Него. Как родители искренне радуются, когда ребенок дарит им неумело нарисованный цветными карандашами рисунок, ценность которого не в красоте изображения, а в том, что малыш сделал это с любовью специально для них.

Ответы на вопросы

Неотъемлемой частью жизни христианина является ежедневная домашняя молитва. Дома читаются утреннее и вечернее правило, молитвы перед едой, молитвы ангелу-хранителю, Последование ко Святому причащению. По собственному желанию или по благословению священника могут читаться акафисты и каноны. Молиться можно в любых условиях, но лучше делать это перед иконой. Икона, являясь видимым образом невидимого Первообраза, помогает молиться более сосредоточенно и способствует единению людей, предстоящих перед ней во время совместной молитвы.

Иконы обязательно должны быть в доме православного христианина.

Какие иконы должны быть в доме?

Нет особых правил о том, какие именно иконы должны быть в доме. Поскольку большинство христианских молитв обращено к Господу Иисусу Христу и Богородице, сложилась благочестивая традиция иметь дома образа Спасителя (например, Спаса Нерукотворного, Господа Вседержителя) и Его Пречистой Матери (Владимирская, Казанская, Феодоровская, Троеручица или любая другая икона Божией Матери). Если семейная пара венчалась, главными иконами в доме может быть венчальная пара, поскольку ее составляют иконы Спасителя и Богородицы.

В остальном, выбор икон для дома зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Дома верующие обычно имеют икону своего небесного заступника, чье имя они носят, а также иконы других почитаемых в семье святых и иконы праздников.

Вот только некоторые святые, чьи иконы особо почитаются у русских православных:


Икона Святого Николая Чудотворца Фото: rublev.com

Святитель Николай Мирликийский (Чудотворец)

особо почитаемый христианский святой, ему молятся о помощи в любых жизненных ситуациях, об успехах в делах и о благополучии семьи;

Икона Святого Серафима Саровского Фото: rublev.com

Серафим Саровский

один из самых почитаемых русских святых, защитник земли Русской;

Икона преподобного Сергия Радонежского Фото: rublev.com

Сергий Радонежский

русский святой, которому молятся о духовном развитии, об укреплении веры, а также о помощи детям в учении;

Икона блаженной Матроны Московской Фото: rublev.com

Матрона Московская

особо почитается женщинами: ей молятся о замужестве, о любви и верности в семье, о даровании детей, а также о помощи в житейских вопросах;

Икона Святого Пантелеймона целителя Фото: rublev.com

Целитель Пантелеймон

ему молятся об исцелении и о здоровье своем и своих близких;

Икона Святого Спиридона Тримифунтского Фото: rublev.com

Святитель Спиридон Тримифунтский

его просят о помощи в предпринимательской деятельности и о материальном достатке;

Икона Святой мученицы Татианы Фото: rublev.com

Святая мученица Татиана

покровительница наук и образования и помощница преподавателей и учащихся.

Полезно также обзавестись семейной иконой, то есть иконой, на которой изображены святые покровители всех членов семьи.

Если приходится много путешествовать, то можно носить с собой складень с иконами Христа и Богородицы. Складень — это икона, состоящая из двух или трех частей, со створками, которые можно закрыть, так что изображения окажутся внутри.

Красный угол: где в доме вешать иконы?


Иконам в доме нужно отвести особое место, видное и просторное, где перед образами вся семья может удобно разместиться на молитву. В старину такое место называлось «красный угол».

Православные храмы строятся алтарем на восток, и в молитве тоже принято обращаться лицом на восток, поэтому дома иконы рекомендуется располагать у восточной стены. Однако, если пространство ограничено, можно повесить иконы на любой стороне комнаты – главное, чтобы они находились на чистом открытом месте и перед ними можно было встать для молитвы.

Молитва требует сосредоточенности и уединения, поэтому разумно повесить домашние иконы в спальне. Так будет удобно читать утренние и вечерние молитвы.

Хорошо, если хотя бы одна икона есть в каждой комнате квартиры, особенно в гостиной, где собирается вся семья, и в детской, чтобы ребенок видел образ Господа, которому молится.

На кухне тоже нужна икона (например, икона Спасителя) – для молитв до и после трапезы, поскольку там все члены семьи проводят много времени и принимают пищу.

Над входом в квартиру или в дом традиционно вешают икону Покрова Пресвятой Богородицы, икону Троицы или Распятие.

Как разместить иконы в домашнем иконостасе?

Иконы могут стоять на полке или висеть на стене, перед ними нужно поставить или повесить лампаду. Если нет свободного угла и все стены заняты, а нарушать интерьер нежелательно, то иконы можно поставить на книжную полку, комод или пианино. В таком случае следует проверить, сочетаются ли книги на полке со стоящей над ними святыней – иногда книги лучше убрать или прикрыть.

Не следует вешать иконы в качестве украшения на стену между картинами и панно.

Сверху над иконами не должно ничего находиться. Рядом с иконами и под ними неуместны часы, фотографии, телевизор. Между икон не должно быть фотографий и картин, даже если это фотографии уважаемых благочестивых людей, а картины имеют религиозный сюжет. Однако, рядом с иконами можно хранить освященные предметы: просфоры, свечи, масло от мощей (т. е. из лампады над мощами), венчальные свечи, свечи от Гроба Господня и прочие святыни.

При расстановке икон следует соблюдать принцип иерархии. В центре всегда помещают образ Христа (справа) и Божией Матери (слева) или венчальную пару, это главные иконы. Выше их могут находиться только Святая Троица или Тайная Вечеря.

На полку под икону принято стелить небольшую красивую салфетку – пелену. Красный угол с иконами можно, по народной традиции, украсить вышитым рушником или цветами.

Как пользоваться лампадой для домашнего иконостаса

В красном углу может находиться лампада. В зависимости от конструкции, ее ставят или вешают перед иконами. Лампада должна гореть в то время, пока вся семья вместе читает молитвы перед иконами, а также в воскресные и праздничные дни.

Существует благочестивый обычай иметь в доме несколько запасных стеклянных стаканчиков для лампадки разного цвета и менять их в зависимости от периода года: красные — от Пасхи до Вознесения, синие — Великим постом, зеленые — во все остальное время.

Как молиться перед иконой?


Фото: РИА Новости

Перед иконами читают

  • утренние и вечерние молитвы,
  • молитвы перед едой,
  • праздничные молитвы в день праздника,
  • молитвы святым покровителям в день именин.

Перед иконой можно молиться и своими словами.

Для молитвы нужно аккуратно одеться, с благоговением подойти к иконе, стоять прямо, опираясь на обе ноги. Можно молиться на коленях. Во время домашней совместной молитвы один может читать молитвы, а все остальные про себя повторяют его слова. В праздники перед иконами зажигают свечу или лампаду.

Что делать, если икона пришла в негодность?


Икона, даже если это бумажная репродукция – это святыня, а не предмет интерьера. Если икона обветшала или повреждена и ее невозможно восстановить, ее нельзя выбрасывать. Нужно отнести икону в храм, где ее сожгут в церковной печи. Если это невыполнимо, то икону можно сжечь самостоятельно и закопать пепел в месте, которое не подвергнется осквернению (например, под деревом в саду).

Важно знать: если икона повреждена из-за небрежного обращения, это является грехом, который нужно исповедать.

Использование святой воды и просфор

Просфора — особый освященный церковный хлеб, который используется во время Божественной Литургии: из просфор вынимаются частицы о здравии и об упокоении, которые в конце службы погружают в сосуд со Святыми Дарами. Сами просфоры раздают молящимся. Подав у свечного ящика заказную записку до начала службы, по окончании Литургии вы получите просфору.

Святую воду освящают в храме либо на Великом освящении воды (18 и 19 января — Крещенский сочельник и Крещение Господне), либо на малом освящении, которое совершается во время некоторых церковных праздников или же, по желанию молящихся, на водосвятном молебне. Святую воду берут в храме из особой емкости, где она хранится после освящения.

Просфоры и бутылочку со святой водой также хранят в красном углу вместе с иконами. Просфору потребляют утром натощак, святую воду можно пить в течение дня. Существует особая молитва на принятие просфоры и святой воды.

Как пользоваться освященным маслом

Во время паломничества к святыням верующий может приобрести масло, освященное у мощей того или иного святого или около той или иной чудотворной иконы Богородицы: например, масло от блаженной Матроны или от иконы Божией Матери «Всецарица». Иногда оно продается в церковных лавках. По свидетельству святых, освященное масло, как и святая вода, могут иметь большую силу, если пользоваться им с искренней верой.

Освященным маслом крестообразно помазывают больные части тела. Если человек терпит скорбь или искушение, помазать надо грудь (во освящение сердца и чувств) или лоб (во освящение ума и помышлений). Перед этим нужно прочесть молитву (тропарь или кондак) святому, у чьих мощей освящалось масло, или же молитву Богородице, если масло освящалось перед чудотворной иконой. Освященный елей также можно использовать для возжигания лампады.

Почему люди в храме молятся иконам вместо Бога?

Вопрос задан:
11 августа 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.

  1. «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

А. Определение иконы и идола.

Б. Допускает ли Библия священные изображения?

В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?

Г. Допустимо ли почитание икон?

Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят – бесов, православные в иконах – Бога и святых.

Б. Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов , которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1). В храме Соломона этих изображений было ещё больше: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей (3 Цар., 6,23). «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6,29). Хотя вторая заповедь, действительно, до времени, запрещала изображать Бога – Творца, ибо Бог, в ветхозаветный период, не являлся еврейскому народу чувственно, потому и был не изобразим, но лишь говорил через пророков.

В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы) всегда в храме , прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.

Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).

Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог – стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Ещё несколько дополнений к затронутой теме.

В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!

Протестантов соблазняет «поклонение иконам вместо Бога». Но, во-первых, мы, православные, иконам не поклоняемся, а почитаем их . Во- вторых, почитаем, не вместо Бога, но через иконы – Бога. По поводу первого тезиса, в Библии различаются два вида поклонения: Богопоклонение, обозначаемое термином «латр и а», и почитательное поклонение – «праск и несис». Первое – возможно лишь по отношению к Богу: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи (букв. латр и а) (Мф.4,10). Второе – по отношению к предметам, напоминающим о Боге: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (праск и несис) святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). По поводу второго тезиса, святые Отцы 7 Вселенского собора сформулировали основной принцип иконопочитания: честь, воздаваемая образу (иконе) переходит на Первообраз. Этот принцип незыблемо действует и в обычной жизни: публичное сожжение фотографии президента, или государственного флага страны, будет расценено, как оскорбление, нанесённое самому президенту и государству, хотя сгорели лишь фотография и кусок материала, а не человек. В области же религиозной, мы, православные, в иконе чтим не вещество: дерево, краски, бумагу, а воздаём честь Личности, на ней изображённой. И умом, и сердцем от видимого образа, восходим к Первообразу.

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона – напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона – учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

3 .Икона – помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона – возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

2 .«Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»

Здесь, как я понимаю, Вы имеете в виду церковную практику молитв к усопшим святым. Ответ – прост. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: « Молитесь друг за друга , чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5,16) Сам Иисус Христос наставляет: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое , там Я посреди них» (Мф.18:20). Но молитва христиан друг за друга, по учению Православия, не ограничивается лишь членами земной Церкви. В это молитвенное общение включены и члены Церкви Небесной, или Торжествующей: святые. Откуда мы это знаем? – Из слов Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22, 32). «Бог, небесное и земное, соединил под главою Христом» (Ефес. 1,10). Значит, Спаситель – соединяет в Себе воедино земную и Небесную Церковь, и между их обитателями нет непроходимой пропасти, а святые, перешедшие в вечность – живы перед Богом. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13,8), а значит, святым, достигшим спасения, не безразлична судьба их собратьев, живущих на земле, ибо они продолжают любить их. Наконец, из Откровения св. Иоанна Богослова, нам известно, что святые – представители Церкви Небесной, вместе с ангелами, молятся о живущих на земле: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога » (Откр. 8,3 – 4). В строгом понимании, мы, православные, молимся только Богу, но включаем в круг своих со – молитвенников к Нему, и святых. Протестанты делают то же, но круг их со – молитвенников почему-то ограничивается лишь живыми членами общины, хотя Бог, о силе молитвы праведных, говорит: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму , дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42,7 – 8). Вот православные и просят почивших святых вместе с ними помолиться Богу. Грех ли это? Если да, то пусть и протестанты не просят своих единоверцев помолиться об их нуждах. Ведь такое прошение – уже молитва твари, помимо Творца! Если же, протестанты признают библейской практику молитв друг за друга, то пусть не обвиняют и православных в призывании на помощь почивших святых.

Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/ , а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» http://l.120-bal.ru/pravo/18674/index.html

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Могут ли православные молиться без иконы

Почитание икон – представляет собой часть глубокой духовной традиции православного христианства. Верующим рекомендуется творить и домашнюю и общую молитву (в храмах) перед иконами. При этом нужно ясно понять может ли православный христианин молиться без иконы и в чем заключаются особенности такого молитвенного делания.

С самого начала тут следует подчеркнуть слово, с которого начинается рассмотрение данной темы – почитание. Именно оно весьма емко объясняет суть отношения православного к иконам, которые высоко ценятся, но не становятся самоцелью религиозной практики. Более того обращение с молитвой следует направлять к изображенному на иконе и в конечном счете ко Всевышнему, но не к самой иконе.

Икона как одно из средств познания Бога

В православной традиции икона занимает исключительное место. Мало кто знаком с православным богословием, немногие заходят в православные храмы, но при этом в сознании большинства людей Православие отождествляется, прежде всего, с иконами. Репродукции с византийских и русских икон можно увидеть как в православной, так и в католической, протестантской и даже нехристианской среде.

Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.

Для лучшего понимания пригодится метафора с окном:

Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.

Также Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно?

Это утверждение фактически неверно. Иисус Христос не запрещает нам молиться за себя. Он дал образец совершеннейшей молитвы – «Отче наш», в которой есть прошения и за себя: «хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:11-13). И еще: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» Мк.11:24).

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю.

Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря.

В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетённых между собой аспекта:

  • дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания;
  • символический, соответствующий «аллегорическому» уровню Библии;
  • мистический: лица и события, изображенные на иконе, в акте напоминания актуализируют своё присутствие (не сущностно, а по действию, греч. «энергии»);
  • и, наконец, тесно связанный с мистическим, литургический аспект иконы, её участие в формировании богослужебного пространства как «неба на земле».

Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества.

Западная Церковь была склонна видеть в религиозной живописи лишь украшение храма. Здесь превозобладала идея Папы Римского Григория Великого, считавшего, что запечатлённые сюжеты Священного Писания – это “Библия для неграмотных”. Однако этот аспект имеет лишь ограниченное значение. Это частность, затемняющая смысл иконописания. При таком подходе появляется возможность поставить красоту земного над Истиной небесною. В Православии икона служила выражению важнейшей вероучительной идеи: Бог стал человеком, чтобы человек уподобился Богу.

Иконы в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера.

Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона.

Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых.

А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости

Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу.

Природа — одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе.

Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

В иконе образно выражена единая, незыблемая, обще-церковная истина, и ее важно сохранить незамутненной. Искажения привносятся в икону от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступать от иконного предания и вносить в церковный образ «мудрование свое, мудрование плоти».

Так можно молиться без иконы или нет

Если кратко, то ответ является утвердительным. Никаких существенных фактов для того, чтобы всегда молиться только перед иконой не существует. В большей степени есть обратная норма – стоя перед иконой лучше молиться, чем просто смотреть на образ.

Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит из уст лютеран, баптистов и представителей большинства сект. В несостоятельности этого утверждения убедиться легко. Надо лишь сравнить язычество и Православие. Язычник поклоняется идолу, потому что считает его одним из своих богов.

Он отождествляет истукана с тем существом, в которого верует. Православные никогда не принимают икону Спасителя за Самого Иисуса Христа. Произнося свои упреки, протестанты и сектанты тем самым показывают, что они не имеют элементарных представлению о религиозной жизни православных христиан.

Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что в нем Бог рассматривается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий. Мы поклоняемся только Богу, а иконы почитаем как изображение Господа, Матери Божией и св. угодников. Греческое слово eikon означает «образ».

Надо открыть любой учебник по семиотике (наука о знаках, образах, символах) и прочитать, что образ логически предполагает тот предмет, который он символизирует. Образ всегда предполагает восхождение к Первообразу.

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

  • Допускает ли Библия священные изображения?

Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов , которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1).

  • Допустимо ли почитание икон?

Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22).

  • Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог – стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Как молиться без иконы

Основная часть молитвы – искренняя вера. Именно благодаря этому компоненту молитва и начинает обладать своими чудодейственными свойствами.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, если есть опыт глубокой сердечной молитвы, то даже есть возможность молиться поспешно, так как душа обращается ко Всевышнему на основе собственного опыта.

Нередко опыт молитвы перед святым образом дает глубокие переживания. После этого появляется возможность воспроизвести данные переживания в собственном внутреннем мире и начать молитву без иконы. Только опираясь на собственный внутренний мир, собственную веру.

Если резюмировать, то молитва без иконы для верующего является вполне возможной. К примеру, вполне может хватать молитвослова или текста, который вы знаете на память.

Такая молитва рекомендуется православным, когда имеется некоторое охлаждение к другим молитвенным словам, чаще всего этот способ помогает вновь получить вдохновение. Так или иначе, вера всегда является основным компонентом. Именно благодаря вере и работает молитва.

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона – напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона – учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

3. Икона – помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона – возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

Икона для православного христианина – не просто изображение Святых, а священное откровение Божие, окно из небесного мира в мир обыденный. Это святыня, которая объединяет всю семью за молитвой, ибо ее предназначение – не украшение дома или коллекционирование, а молитвенное.

Читайте также:  Чему молятся у иконы прасковьи
Добавить комментарий