Можно ли молится христианину на католическую икону

Можно ли молиться вместе с католиками?

Многие православные люди участвуют в общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные проблемы общества, обмениваются опытом социальной работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто начинаются и заканчиваются общей молитвой. Но ведь церковные правила запрещают молиться с инославными! В чем смысл такого запрета, не устарел ли он? На эти вопросы корреспонденту «Нескучного сада» ответил клирик кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов.

– Отец Петр, канонический запрет молиться с инославными относится только к молитвам на богослужении?

– Церковные каноны запрещают не только молиться с еретиками, но и входить в их храмы, трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда эти каноны были приняты, все еретики были людьми знающими, убежденными, шли против христианского учения не по невежеству, а из гордости. И врачи не только осматривали пациента и назначали лечение, но и молились и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна. То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в богословии человека это соблазн. То же самое в бане – там не только мылись, но много времени проводили в беседах. Каноническое правило актуально и в наши дни, просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или на приеме у врача почти нулевая. Но если применить этот запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру, нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать их в дом на чашку чая (а многие сектанты – иеговисты, мормоны – ходят с проповедью по домам). Соблазнительно это, неполезно и опасно для души.

Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело». Молитва на литургии – не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И для православного любая общая молитва имеет какой-то литургический смысл. Иначе в ней нет силы. Как можно молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и святых?

– В современном секулярном мире представители не только других конфессий, но и других религий воспринимаются скорее как союзники по отношению к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что плохого, если они вместе помолятся?

– На Западе сейчас доминирует идея, что нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали. Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей, уважать их чувства. Мне приходилось бывать на отпеваниях католиков – родственников наших прихожан. Я там присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей бабушке-католичке: «Господи, помилуй рабу Твою». А потом уже «Упокой, Господи…» и по-православному поминаю всех моих православных родственников. Но по этой бабушке я не могу служить панихиду, вынимать за нее частички на проскомидии. Церковная молитва – молитва за членов Церкви. Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор, надо его уважать, а не притворяться, что она была православной. Молитва – это любовь, но любовь должна помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана Богом. Тогда по логике все они должны предстать перед Судом Божьим как православные. А они не понимали или не хотели понимать Православия. Мы им только навредим такой «любовью».

Пример подлинно христианской любви к неправославным людям показал святитель Иоанн (Максимович) – я составил книгу о нем, недавно вышедшую в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то из них молился вместе с ним. Это была действенная молитва – исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это не называется, что он молился с инославными. А когда на приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним из крестных католика, издал указ, чтобы из всех метрических книг вычеркнули имена инославных восприемников. Потому что это нонсенс – как может ручаться за воспитание крещаемого в православной вере неправославный человек?

– Но разве плохо перед общей трапезой с католиком вместе прочитать «Отче наш»?

– Это, наверное, иногда допустимо. В любом случае я должен помолиться перед едой. Если собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя, крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться, православный человек может предложить: давайте прочитаем «Отче наш». Если все христиане разных конфессий – прочитают про себя каждый по-своему. В этом не будет измены Богу. А экуменические молитвы на больших собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене. Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви). Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в контексте семьи. В семье есть свои правила. Семью связывает любовь, а с понятием любви тесно связано понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится общаться со многими людьми другого пола. С ними можно иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина вступает с другой женщиной в связь, это измена и законное (для его жены) основание для развода. Так и молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, для которых главное – хорошие отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да, главное – любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины. Экуменические молитвы как раз размывают истину. «Пусть Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное» – в этом суть экуменизма. Понижение высокого. В восьмидесятые годы в экуменическое движение активно влились православные. Ответьте мне, пожалуйста, благодаря свидетельству Православия на экуменических собраниях хоть один человек перешел в Православие? Мне такие случаи неизвестны. Если и были отдельные случаи (реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они не соответствуют экуменическому духу – толерантности и терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и переходили в Православие. Или ездили в монастыри, видели старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал. То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а по плодам мы познаем правильность наших действий. Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла. И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками актуален как раз применительно к экуменическим собраниям.

– Вместе заседаем, обсуждаем вопросы, обмениваемся опытом социальной работы и одновременно считаем их еретиками?

– Конечно, мы сегодня стараемся не называть никого еретиками. Это не только некорректно, но и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века каждый еретик сознательно шел против единой Церкви. Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с религии или конфессии, традиционной для их страны, семьи. При этом многие интересуются другими религиями, хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии. «Здравствуйте! Вы – еретик!» – начнем мы разговор с таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет. Наша же задача противоположная – помочь людям прийти к истине. Если человек искренне интересуется Православием, хочет разобраться, читает книги, общается с православными священниками и богословами, в какой-то момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по определению Православной Церкви – ересь. И сделает свой выбор. В США последние годы идет быстрый рост православных общин, и в основном за счет коренных американцев. Почему американцы переходят в Православие? Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят, что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах женского священства, однополых браков, а Православие хранит верность заповедям. Вы в России это не так ощущаете, а для нас это реальная проблема – в Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных конфессий.

Надо разделять сотрудничество и совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему поучиться у инославных: у протестантов – знанию Писания, миссионерской напористости, у католиков – социальной деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту благодати и истины. Конечно, есть очень набожные, благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании – там благочестие сохранилось. В Америке же католики стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос. Люди оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь участвовать в совместной с ними молитве. Особенно на официальных мероприятиях, когда на молитву все облачаются, протестанты тоже надевают специальные одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй, единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто в этом действе участвует, они воспринимают как единомышленников. Это большой соблазн. В Зарубежной Церкви почти половина духовенства – люди, перешедшие в Православие из католичества или из англиканской церкви. Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что компромисс в вопросах общей молитвы приведет к нежелательным последствиям. Поэтому еретиками мы никого не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские отношения, но стоим на истинности своей веры. А экуменические молитвы делают человека равнодушным к истине.

– Православные люди в России очень любят произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его книги продаются во многих православных храмах, и они, действительно, по духу очень близки Православию. Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в Россию, православные отказали бы ему в совместной молитве?

– Я сам очень люблю Льюиса, а у моей матушки это просто любимый писатель. Его книги – замечательный мостик от чисто земного, секулярного восприятия жизни к духовному. Нельзя сразу давать неподготовленным людям – духовным младенцам – твердую пищу. Без подготовки они святых отцов просто не поймут. И трудно представить для новоначальных литературу лучше книг Льюиса. Но мы с матушкой убеждены, что, живи Льюис в наше время, он бы перешел в Православие (в его время в Англии это было очень сложно, означало отказ от своих предков, семьи). Если бы ему с любовью объяснили, почему не могут вместе с ним молиться. А если бы сказали, что никакой разницы нет, он почти православный, можно молиться, зачем ему было бы переходить в Православие?

Замечательный пример есть в Евангелии – беседа Христа с самарянкой. Он ее спрашивал, она отвечала, наверное, Спаситель молился и до встречи, и во время беседы, не знаю, молилась ли она, но общей молитвы не было. А после беседы она обратилась, побежала рассказывать всем, что встретила Мессию! Самаряне тогда для евреев были еретики. Надо открывать свою веру, ее красоту, истинность, можно и нужно молиться за каждого человека, но общая молитва с человеком другой веры только введет этого человека в заблуждение. Именно поэтому от нее надо воздерживаться.

Беседовал Леонид Виноградов

Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ родился в 1956 году в Монреале. Отец его был сыном белого офицера, мать эмигрировала из СССР. С детства прислуживал в храме, учился в церковно-приходской школе. Окончил Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой, служил диаконом в Торонто. В 1980 году рукоположен во священники и переехал в Сан-Франциско. Клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Может ли православный христианин молиться без иконы

Почитание икон – представляет собой часть глубокой духовной традиции православного христианства. Верующим рекомендуется творить и домашнюю и общую молитву (в храмах) перед иконами. При этом нужно ясно понять может ли православный христианин молиться без иконы и в чем заключаются особенности такого молитвенного делания.

С самого начала тут следует подчеркнуть слово, с которого начинается рассмотрение данной темы – почитание. Именно оно весьма емко объясняет суть отношения православного к иконам, которые высоко ценятся, но не становятся самоцелью религиозной практики. Более того обращение с молитвой следует направлять к изображенному на иконе и в конечном счете ко Всевышнему, но не к самой иконе.

Икона как инструмент

Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.

Для лучшего понимания пригодится метафора с окном.

Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.

Читайте также:  Казанская икона божией чем молятся

Точный ответ можно ли молиться без иконы

Если кратко, то ответ является утвердительным. Никаких существенных фактов для того, чтобы всегда молиться только перед иконой не существует. В большей степени есть обратная норма – стоя перед иконой лучше молиться, чем просто смотреть на образ.

Конечно, для того чтобы делать вечернее и утреннее правило и творить другие молитвы икона на домашнем алтаре может пригодиться. Верующему полезно иметь собственный домашний алтарь у восточной стороны дома и многие имеют хотя бы какие-то образа в собственном жилище.

Нередко тема о том, может ли православный христианин молиться без иконы требует ответа касательно разъездов и других ситуаций, когда привычные иконы и храм недоступны. Для этого многие возят с собой специальные образа для путешествий. Но может оказаться, когда никакой иконы вообще не наблюдается в наличии.

В подобной ситуации вполне приемлемо обратиться ко Всевышнему и начать молитву.

Господь милостив и услышит каждого, кто взывает к нему.

Как молиться без иконы

Основная часть молитвы – искренняя вера. Именно благодаря этому компоненту молитва и начинает обладать своими чудодейственными свойствами.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, если есть опыт глубокой сердечной молитвы, то даже есть возможность молиться поспешно, так как душа обращается ко Всевышнему на основе собственного опыта.

Тому, кто не имеет глубокого опыта молитвы, тем не менее, следует проявить в этом деле бдительность и чуткость. К слову, именно тут и могут пригодиться иконы.

Нередко опыт молитвы перед святым образом дает глубокие переживания. После этого появляется возможность воспроизвести данные переживания в собственном внутреннем мире и начать молитву без иконы. Только опираясь на собственный внутренний мир, собственную веру.

Если резюмировать, то молитва без иконы для верующего является вполне возможной. К примеру, вполне может хватать молитвослова или текста, который вы знаете на память.

В храме следует молиться в период службы согласно канону или чутко слушать песнопения, которые идут в том числе и от вашего имени. Молитва своими словами возможна без службы и даже является полезной. Такая молитва рекомендуется православным, когда имеется некоторое охлаждение к другим молитвенным словам, чаще всего этот способ помогает вновь получить вдохновение.

Так или иначе, вера всегда является основным компонентом. Именно благодаря вере и работает молитва.

Главная страница

Комментарий на заявление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) относительно применения правил Православной Церкви запрещающих молитвенное общение с инославными , высказанное 16 ноября Его Высокопреосвященством на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии», который состоялся в рамках V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах».

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

В настоящее время легкомысленное отношение в своим высказываниям, непроверенность своих мнений авторитетными вероучительными источниками уже становится нормой и в нашей Русской Православной Церкви. Очень часто приходится сталкиваться с фактами навязывания Церкви своих личных трактовок и мнений, которые противоречат опыту и святоотеческому преданию выверенному достижением христианского совершенства и святости, величайшим подвигом и страданиями Богу угодивших людей. Источником, регулирующим образ жизни христианина всегда является Священное Предание, неотъемлемой частью которого являются и священные каноны. Но если в светской науке любое поверхностное знание может стать причиной серьёзной трагедии и катастрофы, то тем более опасны подобные поверхностного характера мнения и высказывания в вопросах веры, где речь идёт уже о спасении или погибели человеческой души.

Его Высокопреосвященство на круглом столе в вопросе о совместных молитвах с инославными, выразил свое согласие с каноническим запретом Церкви на такие молитвы, но тут же фактически опроверг этот же запрет, как бы закрепляя за архиереем право исполнять данное предписание Церкви или нет. Митрополит Кирилл в частности сказал следующее:

«Однако этот же канон,- по мнению митрополита Кирилла,- “не работает” в “современной межхристианской ситуации”, т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. “Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение “Отче наш” (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвёт единство Церкви – эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: “Давайте вместе помолимся”, но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены”, – объяснил председатель Отдела Внешних Церковных Связей (ОВЦС). 1

Выражая свое глубокое уважение к митрополиту Кириллу как архиерею Русской Православной Церкви, занимающему высокое и ответственное положение главы ОВЦС Московской Патриархии мы, тем не менее, считаем своим долгом сопоставить высказывания Его Высокопреосвященства с учением Православной Церкви, её отношением к вопросу молитвенного общения с инославными.

Для того, чтобы иметь достаточно ясное представление по поднятому вопросу, мы обратимся к самим канонам и комментариям на них выдающегося канониста Православной Церкви конца XIX начала XX столетия епископа Никодима Милаша. При этом мы хотели бы заметить, что сами священные каноны Православной Церкви для неё имели «извечно абсолютный авторитет, поскольку они были написаны богодухновенными мужами, или установлены и утверждены Вселенскими соборами, решения которых восприняты под непосредственным руководством Святого Духа и являются непогрешимыми». 2 Эти каноны по точному выражению известного греческого канониста являются “столпом и утвеждением” Православия. 3

10 Апостольским правилом Церковь воспрещает домашнюю, «хотя бы то дома», молитву с отлучённым от церковного общения. И нарушителя этого правила Церковь повелевает отлучать самого от церковного общения.

Такая казалась бы строгость в отношении совместной молитвы с отлучёнными, как замечает епископ Никодим, «полностью выражает мысль Священного Писания воспрещая молиться с отлучённым от церковного общения не только в церкви, когда бывает для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлучённым от церкви». Отлучённым от Церкви, как подчёркивает Преосвященный Никодим, являются не некоторые еретики, как считают некоторые современные отечественные богословы, но «все еретики». 4 Останавливаясь на 6 правиле Лаодикийского собора, согласно которому категорически запрещён вход еретика «коснеющего в ереси», в православный храм, епископ Никодим подробно излагает учение Церкви о ереси как о явлении чуждом христианству, а, значит, и Самому Христу: «Каждый еретик чужд Церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно и Того, Кто открыл эту истину, т. е. Иисуса Христа – Основателя Церкви. В силу этого, вполне естественно, что таковой должен быть лишён церковной молитвы и той благодати, которую только в Церкви, Церкви православной, может получить человек. ». 5

4 5 Апостольское правило подвергает отлучению всякого пресвитера или дьякона «с еретиками молившегося токмо». Кроме того, если кто-то из них дозволяет еретику священнодействовать «яко служителю Церкви», Церковь повелевает извергать из священного сана: «Да будет извержен». 6

Относительно мер строгости в отношении к духовенству епископ Никодим замечает, что они непосредственно вытекают из непосредственной и первостепенной обязанности священнослужителей «служить примером для остальных верных в охранении чистоты верования, не осквернённого никаким ложным учением». 7 Кроме того, по его же замечанию уже на 46 апостольское правило, епископ или священник, принимающий какое-либо священнодействие, совершённое еретическим епископом, показывает, что «не знает сущности своего верования, или сам склонен к ереси и защищает её». 8 Вследствие этого православный епископ или священник лишь доказывает свое недостоинство для священнослужения.

33 правило Лаодикийского собора запрещает молиться не только с еретиком, но с «отщепенцем», т.е. с раскольником.

65 Апостольским правилом запрещается под угрозой извержения из сана клирика, а мирянина отлучения категорически входить и молиться в синагоге или у еретиков»: Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолитися: да будет от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковного. 9 Об этом же церковном запрете вхождения в иноверческий храм 10 и совершения в нём молитвы говорит и свт. Никифор исповедник в 49 правиле (Вопрос 3) 11 . Он даже называет храмы еретиков не просто обыкновенными домами, но оскверненным еретическими священниками . 12 Даже в случае передачи такого храма православным необходимо его освящение, «постановлено, чтобы совершалось открытие церкви несовратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы». 13

В поднятой нами теме отношения православных к еретикам, безусловно, большой интерес представляет 9 правило Тимофея, епископа Александрийского. Этим правилом запрещается священнику приносить безкровную жертву в присутсвии еретиков. В крайнем случае все еретики обязаны покинуть храм при возглашении диакона «оглашенные изыдите». Дальнейшее пребывание в храме на литургии верных может быть дозволено лишь тем еретикам, которые «обещаются покаятися и оставити ересь». 14 Однако, по замечанию Вальсамона таковые имеют права присутствовать на службе не внутри храма, а вне его в притворе вместе с оглашенными. Этого святоотеческого правила по отношению к инославным придерживается Святая Гора, хранительница Православного Предания.

Такие, казалось бы жёсткие предписания канонов, имеют глубокий спасительный смысл. И он имеет две стороны:

охранить паству, верующих православных христиан «от индифферентизма к вере и к Православной Церкви»,

всякое без разбора вступление в религиозное соприкосновение православных с еретиками означало бы то, что мы проявляем. полное безразличие к их обращению в Православие и сами колеблемся в вере. 15

Безразличие к своей православной вере, которое пораждается бесконтрольным общением с инославными-еретиками представляет собой самую серьёзную опасность для душевного здоровья человека в личном плане, и для поместной церкви в случае активных контактов церковной иерархии , превышающих границы канонического права. Неслучайно свт. Никифор Исповедник в своём 49 правиле (Вопрос 10), запрещая православным христианам даже вместе принимать пищу с теми мирянами, которые поставили свои подписи под иконоборческими определениями (подписавшимися под ересью), замечает, что «безразличие – причина зол». 16

В связи с частыми контактами православных христиан с инославными возникает вопрос и о дозволительности посещения неправославных храмов, например католических.

Вполне очевидно, исходя из канонических запретов на всякие виды молитв с инославными-еретиками, Церковь Христова устами соборов и богоглаголивых отцов воспрещает и вхождение в инославные храмы. Свт. Никифор, патриарх Константинопольский в 46 правиле касаясь этого деликатного вопроса, допускает посещение храма «основанного еретиками» 17 , но делать это дозволяется: «по нужде» и «когда на середину поставлен будет крест». 18 В таком случае дозволяется «петь» , то есть в нашем понятии дозволено совершать молебное пение. Тем не менее православным не дозволяется входить в алтарь, совершать каждение и молиться. В каноническом послании прп. Феодора Студита (приложение к правилам святителя Никифора Исповедника) указывается ещё одна причина , по которой православному христианину дозволяется вход в инославные храмы (там речь идёт о посещении усыпальниц святых для молитвы, если они заняты нечистыми священниками, т. е. еретиками): только для поклонения останкам святого, можно войти. 19

С точки зрения канонов Православной Церкви молебен, совершённый православными клириками в католическом храме Нотр Дам Де Пари в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, полностью вписывается в рамки дозволенности. Поэтому крайний ажиотаж вокруг этого события, и бесконечные укоры Святейшего будто бы в совершении совместной молитве с католиками, является откровенной ложью и проявлением дерзостной бестактности. Подобного рода выкрикивания и укоры не принесут нашей Церкви ничего кроме раздора и ослабления её внутренних сил.

Из вышеприведённого анализа, не “канона” как считает митрополит Кирилл, а целого списка канонов и разъяснений, вытекают следующие замечания:

1. Мнение митрополита Кирилла о том, что запрет на молитвенное общение с “так называемыми еретиками”, который предписывается канонами Православной Церкви, не работает в “современной межхристианской ситуации”, из-за отсутствия угрозы для единства Церкви, не соответствует учению Церкви, её пониманию меры и границ общения с еретиками- инославными . Церковь в любом молитвенном общении с инославными всегда видела прежде всего серьёзную угрозу для духовного здоровья православного человека, входящего в это общение. Подобные общения неизбежно приводят к религиозному индифферентизму.

2. Любое молитвенное общение с еретиками Церковь расценивала и как измену Православию, независимо от обстановки и условий в каких совершается совместная молитва.

3. Кроме того, Церковь Христова в молитвенном общении с еретиками всегда чувствовала серьёзную опасность для них самих – препятствие для их возможного обращения к Православию, то есть опасность лишения возможности для их спасения.

Поэтому, проводимые сегодня молитвенные общения с инославными христианами, римо-католиками и протестантами, в действительности создают ложное впечатление о единстве Православной Церкви с этими деноминациями.

4. Совершенно неприемлема с точки зрения Церковного сознания фраза митрополита Кирилла, в которой говорится о допустимости совершения молитвы «Отче наш» в которой выражается желание преодолеть существующее разделение в христианском мире, т.е., «что мы до сих пор разделены». И это потому, что Церковь Христова не разделена, ею остаётся всегда и незыблимо Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь, все же остальные инославные деноминации являются “отпавшими от неё” в разное историческое время. Всякие высказывания о разделённости христианства, о разделённости Церкви означают ни что иное как поддержку и соглашение с ложной экуменической теорией ветвей.

5. Мнение митрополита Кирилла о том, что частные лица могут совершать молитвенное общение с инославными: «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности» 20 также не может быть принято, поскольку авторитет канонов превышает власть и полномочия не только архиерея, но и поместной церкви . Положение епископа в отношении к священным канонам Церкви подчинённое, а не распорядительно-самовластное.

Читайте также:  Как молился патриарх никон

Относительно высказывания митрополита Кирилла о большей опасности так называемого Филаретовского раскола (лжецерковное объединение под наименованием «Киевский патриархат», возглавляемое лжепатриархом Филаретом (Денисенко)) для Русской Православной Церкви нежели католицизма мы выражаем наше полное согласие. Потому что мимикрия Церкви, чем как правило является раскол, представляет собой крайне тонкую и хитрую уловку, которую людям распознать крайне трудно и сложно.

Тем не менее мы не можем согласиться с мнением Его Высокопреосвященства, что при совершении молитв с римо-католиками и протестантами опасности мимикрии не существует. Ибо, как мы уже ранее подчеркнули любой вид молитвенного общения с инославными является внешним свидетельсвом и доказательством единства Православной Церкви с инославными деноминациями. Кроме того, с точки зрения традиционного церковного сознания, и протестанты и римо-католики являются еретиками в действительности, и высказывание митрополита Кирилла вроде «так называемые еретики» необходимо расценивать как сомнение в этом православного иерарха РПЦ.

Двойственность позиции митрополита Кирилла к каноническим правилам Православной Церкви вполне конкретно запрещающим всякое молитвенное общение с еретиками на самом деле скрывает в себе некую неуверенность в правильности канонов Церкви с одной стороны, с другой же – попытку оправдать нередко применяемые православной стороной на межхристианских конференциях и встречах совместные молитвы. Поэтому такая позиция не может быть православными христианами быть принята в принципе. Эта позиция лишь нанесёт серьёзный удар по традиционному православному сознанию, ориентированному на Святых Отцов Церкви и её священные каноны. Когда некоторые современные архипастыри в своих речах выказывают желание подправить каноны или что-то отменить в силу их якобы неприменимости к каких-то конкретных ситуациях, то вспоминаются замечательные слова свт. Марка Эфесского из его речи при открытии собора в Ферраре: « Зачем нужно презирать слова святых отцов, и мыслить и говорить другое, чем то, что содержится в общем их Предании? Неужели мы будем полагать, что их вера была недостаточной, и мы должны ввести нашу веру как более совершенную?»

О традиционном отношении Православной Церкви к Римо-Католической церкви

В 1054 году произошло окончательное разделение между Восточно-Православной Церковью и Римской церковью. Этому трагическому в истории Церкви событию предшествовали неоднократные временные разрывы между Востоком и Западом. Однако после 1054 года, римские епископы фактически навсегда были вычеркнуты из диптихов восточных патриархий. Интересен факт частого перекрещивания греками латинян при переходе в их церковную юрисдикцию, о чем упоминает в 1054 г. ещё кардинал Гумберт, зачинщик составления скандальной грамоты об отлучении от Церкви патриарха Константинопольского Михаила Кируллария. 21 Уже он свидетельствует о том, что многие греки перекрещивали латинян при переходе в Православие. То есть ещё до окончательного утверждения Схизмы представители греческого духовенства принимали латинян исключительно по первому и строгому чину. Причин тому было несколько: крещение в одно погружение и кропление, а также еретическое исповедание исхождения Святого Духа и от Сына (Filioque). Уже тогда мы не встречаемся с упоминаниями о молитвенном общении греков с римо-католиками. Не было его и позже. Так при заседании соборных совещаний между греками и латинянами в Эфесе 1234 г. была лишь ещё в большей мере подчёркнута разница между ними в вероучении. Обе стороны не только не пришли к каким-либо компромиссным заключениям, но и анафематствовали друг друга, фактически подтвердив содержание грамот обеих церквей 1054 года. 22 В 1274 году после насильственной унии римской церкви с греками в Лионе, афонские иноки в своём протестном письме императору Михаилу Палеологу писали о невозможности никакого общения с теми иерархами, которые совершают хотя бы одно только поминовение папы во время богослужения. 23 Ни о каких совместных молитвах и служениях в документах даже не имеется намёков. Даже во время заседаний собора в Ферраре и Флоренции, который латиняне рассматривали как Вселенский, не было ни одной совместной молитвы и сослужения 24 , хотя к XV столетию римо-католики уже не являлись и не рассматривались православным Востоком как новоявленные раскольники и еретики. Они не угрожали расколом Православной Церкви. Кроме того необходимо заметить, что сразу же после трагедии 1204 г., когда был захвачен Константинополь крестоносцами, ими были показаны одни лишь примеры надругательства и святотатства над Православной Церковью. Этот дух крайней нетерпимости к инакомыслию, доходящий до откровенной вражды и войны всегда присущ духу ереси.

С момента отпадения Римской церкви от Вселенской Православной Церкви римо-католики и их церковь рассматривались не иначе как еретики. 25 Поэтому в отношении к ним применяются все правила Православной Церкви, что и к еретикам. Совершенно очевидно, что ни общественная, ни частная молитва (прочтение Отче наш) с римо-католиками категорически запрещены. Нарушение же этих правил означает не только то, что епископ или клирик благословляя или сам совершая подобные молитвы ставит себя выше канонов Церкви, а значит и самой Церки, но и соблазн как для католиков, так и для православной паствы. При отсутствии общности в вере по причине тех или иных догматических отступлений разных христианских исповеданий не может быть общения не только в таинствах 26 , но и в обыкновенной молитве, о чём столь недвусмысленно говорят священные каноны Православной Церкви .

«Православный Апологет». Содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений. www.apologet.spb.ru

2Παναγιώτου Ι. Μπουμή, καθηγητού Πανεπιστημίου τῶν Ἀθην ῶ ν . ̔Η ̓Εκκλησιαστική Ἐνότητα καί Κοινωνία (Κανονικες ̓Αρχες). Εκδ. Τέρτιος. Κατερίνη, σ.26//Η προτεραιότης της δογματικής. συμφονίας έναντί της ευχαριστιακής κοινωνίας. Епископ Никодим Милаш, разъясняя значение и содержание слова каноны, в частности так говорит об их общеобязательности: “Они доселе имеют силу в православной Церкви, как положительные и обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой Церкви”. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима. Епископа Далматино-Истриского. Репринт. СТСЛ. 1996, т. 1, с. 7

Можно ли молится христианину на католическую икону

Владимирская икона Божьей Матери (слева) и икона “Остробрамская” (справа)

Православная и католическая икона отличаются между собой так же, как отличается иконопись от живописи. Иконописные традиции, которых придерживаются в православии и католичестве, различны и складывались они не одно столетие. В результате православную и католическую икону сразу можно отличить друг от друга, если даже знаешь об иконах очень мало.

Следует только внимательно вглядеться и можно безошибочно уловить эту разницу. Однако, правды ради, надо сказать, что ряд католических икон почитаем и в православии. Равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы. Так, например, Серафим Саровский молился перед иконой католического письма «Умиление Серафимо-Дивеевская», которая с того времени стала почитаемой и в православии.

Или икона «Гефсиманское моление» – тоже писана в католической традиции, но ее почитают и в православии. В католичестве же очень почитается икона Казанской Божьей Матери, Остробрамская и другие. Православная школа иконописи вообще и русская православная школа, в частности, особенно в лучших своих образцах (до XVII века), складывалась под влиянием византийской школы, на которую большое влияние оказала восточная традиция с ее строгостью, монументальностью, медлительностью и плавностью движений.

Она полна торжественности, небесного света и радости. Икона служит молитве и без нее немыслима, она возбуждает молитвенное настроение и молитвенные чувства. Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Поэтому католическая икона собственно и не является таковой, это религиозная живопись по поводу религиозного события. Она всегда о чем-то повествует и чему-то учит, носит назидательный характер. Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона, в отличие от католической требует расшифровки, она многоуровневая : от буквального ее смысла, изображающего ту или иную сцену, эпизод божественной истории, до сакрального, открывающегося в созерцательном молении. Главное здесь – молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

В ее надписании (икона обязательно надписывается: без надписи икона не является иконой) есть четыре греческих буквы: МР – МФ, что означает “Мария Матерь Божия”. Обязательно присутствует нимб, свет которого является внутренним светом образа, в отличие от католического нимба, который накладывается на голову изображаемого святого сверху, часто заменяемый короной. Корона на иконе – католический элемент, пришедший в русскую иконописную школу с запада и Украины.

Существует в православии свой канон и в создании образа Иисуса Христа, и образов святых . Канон ограничивает субъективность иконописца и его фантазию, в отличие от католической традиции, где фантазия художника приветствуется и определяет изображение.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец. Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

Архангел Гавриил. Икона школы Симона Ушакова

В православной иконе можно указать школу, в традиции которой писана икона. Есть иконы Дионисия, Симона Ушакова и т.д., но это скорее оборот речи, указывающий скорее на школу, чем конкретного на иконописца. Правильнее было бы говорить об иконах школы Андрея Рублева, или школы Феофана Грека , или школы Дионисия, чем конкретно приписывать авторство той или иной иконы Андрею Рублеву или Феофану Греку.

В соответствии с правилами живописи, католическая икона пишется в прямой перспективе, в отличие традиции обратной перспективы православной иконы. На этих картинах есть свет и тень; жесты, фигуры, позы, говорят о земном, даже греховном, и мало соотносятся с сакральным духовным миром. Кстати, это стало одной из причин, почему протестанты перестали почитать иконы: в них слишком много телесного и почти ничего нет от божественно, небесного.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения. Потому что не всякая картина может считаться иконой, равно как и не всякая (и почти никакая) икона не может считаться картиной: у них разные цели.

Дионисий. Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» . Ферапонтов монастырь 1502

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?

А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.

Поделиться статьей с друзьями:

Зачем православные посещают католические храмы

Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.

Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии. К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.


«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику

Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.

Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.

Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.

Читайте также:  У какой иконы молиться за военнослужащего


3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен

Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.

В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).

Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.

По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.

Как вести себя православным в католических храмах

Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.


В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме

Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.

В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.

У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.

В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.

Почему люди в храме молятся иконам вместо Бога?

Вопрос задан:
11 августа 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.

  1. «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».

Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:

А. Определение иконы и идола.

Б. Допускает ли Библия священные изображения?

В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?

Г. Допустимо ли почитание икон?

Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?

А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят – бесов, православные в иконах – Бога и святых.

Б. Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов , которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1). В храме Соломона этих изображений было ещё больше: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей (3 Цар., 6,23). «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6,29). Хотя вторая заповедь, действительно, до времени, запрещала изображать Бога – Творца, ибо Бог, в ветхозаветный период, не являлся еврейскому народу чувственно, потому и был не изобразим, но лишь говорил через пророков.

В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы) всегда в храме , прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.

Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).

Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог – стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.

Ещё несколько дополнений к затронутой теме.

В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!

Протестантов соблазняет «поклонение иконам вместо Бога». Но, во-первых, мы, православные, иконам не поклоняемся, а почитаем их . Во- вторых, почитаем, не вместо Бога, но через иконы – Бога. По поводу первого тезиса, в Библии различаются два вида поклонения: Богопоклонение, обозначаемое термином «латр и а», и почитательное поклонение – «праск и несис». Первое – возможно лишь по отношению к Богу: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи (букв. латр и а) (Мф.4,10). Второе – по отношению к предметам, напоминающим о Боге: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (праск и несис) святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). По поводу второго тезиса, святые Отцы 7 Вселенского собора сформулировали основной принцип иконопочитания: честь, воздаваемая образу (иконе) переходит на Первообраз. Этот принцип незыблемо действует и в обычной жизни: публичное сожжение фотографии президента, или государственного флага страны, будет расценено, как оскорбление, нанесённое самому президенту и государству, хотя сгорели лишь фотография и кусок материала, а не человек. В области же религиозной, мы, православные, в иконе чтим не вещество: дерево, краски, бумагу, а воздаём честь Личности, на ней изображённой. И умом, и сердцем от видимого образа, восходим к Первообразу.

В чем мы видим полезность икон?

1. Икона – напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.

2. Икона – учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.

3 .Икона – помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.

4. Икона – возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.

5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.

6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.

2 .«Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»

Здесь, как я понимаю, Вы имеете в виду церковную практику молитв к усопшим святым. Ответ – прост. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: « Молитесь друг за друга , чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5,16) Сам Иисус Христос наставляет: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое , там Я посреди них» (Мф.18:20). Но молитва христиан друг за друга, по учению Православия, не ограничивается лишь членами земной Церкви. В это молитвенное общение включены и члены Церкви Небесной, или Торжествующей: святые. Откуда мы это знаем? – Из слов Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22, 32). «Бог, небесное и земное, соединил под главою Христом» (Ефес. 1,10). Значит, Спаситель – соединяет в Себе воедино земную и Небесную Церковь, и между их обитателями нет непроходимой пропасти, а святые, перешедшие в вечность – живы перед Богом. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13,8), а значит, святым, достигшим спасения, не безразлична судьба их собратьев, живущих на земле, ибо они продолжают любить их. Наконец, из Откровения св. Иоанна Богослова, нам известно, что святые – представители Церкви Небесной, вместе с ангелами, молятся о живущих на земле: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога » (Откр. 8,3 – 4). В строгом понимании, мы, православные, молимся только Богу, но включаем в круг своих со – молитвенников к Нему, и святых. Протестанты делают то же, но круг их со – молитвенников почему-то ограничивается лишь живыми членами общины, хотя Бог, о силе молитвы праведных, говорит: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму , дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42,7 – 8). Вот православные и просят почивших святых вместе с ними помолиться Богу. Грех ли это? Если да, то пусть и протестанты не просят своих единоверцев помолиться об их нуждах. Ведь такое прошение – уже молитва твари, помимо Творца! Если же, протестанты признают библейской практику молитв друг за друга, то пусть не обвиняют и православных в призывании на помощь почивших святых.

Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/ , а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» http://l.120-bal.ru/pravo/18674/index.html

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Добавить комментарий