Можно ли молиться иконе мусульманину

Можно ли мусульманину входить в православный храм?

Коробков Дмитрий Анатольевич

Любовь

Галин И

Guest

Любовь

Коробков Дмитрий Анатольевич

Любовь

Ислам отвергает христианские иконы, считая их идолами и по сути мусульмане являются иконоборцами. Однако история Православной Церкви хранит не мало чудесных и страшных историй, о том, как эта их брань была посрамлена Богом.

К примеру, 2 таких дивных случая.

Случай первый из жития св. Георгия Победоносца

В сирийском городе Рамеле, уже завоеванном сарацинами*, в церковь св. Георгия во время службы зашло несколько сарацин, и один из них, взяв лук, пустил стрелу в икону великомученика. Но стрела полетела вверх и, падая оттуда, вонзилась самому стрелку в руку. Рука раздулась, очень болела, и сарацин, мучаясь от страшных страданий, признался во всем своим служанкам, среди которых было несколько христианок. Они посоветовали хозяину позвать священника, и тот объяснил варвару, кто был св. Георгий и почему он получил от Бога благодать творить чудеса. По совету священника сарацин приказал принести к себе в дом икону великомученика Георгия, поставил над своей постелью, молился перед ней и смазал руку маслом из лампады. Сарацин исцелился, уверовал в Бога, тайно крестился, а потом начал на площади города громогласно проповедовать учение Христа как истинного Бога. Новообращенный сарацин принял мученический венец, ибо тут же был разрублен своими бывшими единоверцами на части.
______________
*сарацины – раньше так называли всех арабов, но потом это имя закрепилось за мусульманами.

Случай второй из истории Серпуховского Владычного монастыря и его
Чудотворной иконы святого мученика Иоанна Воина

В монастыре находилась чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. Предание гласит, что, когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону святого Иоанна, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь. С тех пор и по сей день на память святого мученика Иоанна Воина — 12 августа — в обители совершается всенощное бдение и праздничная литургия.
_______________________
* варвар – в данном случае мусульманин

А вот еще интересный случай исцеления слепой мусульманки святой водой по молитвам святителя Алексия.

Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.

Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон – увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тандулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину. (об этом можно прочитать в житие Свт. Митрополита Московского Алексия)

Миссионерский отдел московской епархии

Молитва мусульман глазами христиан. Алексий Макаров

Алексей Макаров, историк-арабист, выпускник Института Стран Азии и Африки, студент Богословского факультета ПСТГУ

Молитва — салят, является одним из пяти столпов ислама[1] наряду с шахадой (символом веры), закятом (пожертвованием), саумом (постом) и хаджем (паломничеством)[2]. На территории бывшего СССР мусульманскую молитву чаще всего называют персидским словом намаз. Подавляющее большинство людей, считающих себя мусульманами, намаз не совершают. Можно ли быть мусульманином и не молиться? С позиции ислама, человек, оставивший молитву, является неверным, так как само слово муслим, в переводе на русский язык, означает «покорный Богу». В Коране же сказано, что тот, кто не молится, попадет в ад (сура аль-Муддассир, 42-43). Сам Мухаммед говорил, что из всех поступков человека Всевышнему наиболее дорог вовремя прочитанный намаз[3]. Получается, что человек, который считает себя мусульманином и не совершает намаз, либо не изучает свою веру и не знает о предстоящем наказании, либо слаб в ней.

Настоящий мусульманин обязан молиться пять раз в день. Дневной минимум, который он должен выполнить, называется фарз намазом, и только выполняя его он может спастись. В одном из хадисов сказано, что «Аллах свободен от обязательств перед человеком, который пропускает фарз намаз намеренно»[4]. Подчеркивая его важность не только для взрослых, но и для детей, Мухаммед говорил: «Велите читать намаз вашим детям, когда им семь лет, и бейте их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно»[5]. Даже тяжелая болезнь не является уважительной причиной для пропуска намаза. Однажды во время своей болезни некий Имран ибн Хусейн спросил у Мухаммеда как ему читать намаз, на что тот ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку»[6]. Более того, человек обязан совершить намаз если он едет в поезде, летит в самолете и сделать это (если есть такая возможность) со всей амплитудой движений[7].

Перед тем, как приступить к молитве, мусульманин обязан совершить омовение, поскольку Мухаммед сказал, что «никакой намаз не принимается без омовения»[8]. Обычно для этого используется вода, однако при ее отсутствии можно воспользоваться песком. Существует два типа омовения: полное (гусл) и частичное (вуду). Первое необходимо для того, чтобы очиститься от состояния осквернения (джанаба), которое может быть вызвано половой близостью, тяжелой болезнью, трудной дорогой или прикосновением к трупу и т.д. Частичное омовение Мухаммед предписал совершать после какого-либо выделения из тела, будь то моча, кал, воздух, черви, рвота, отрыжка. Когда сподвижника пророка Абу Хурайру спросили что является осквернением, он ответил: «Пускать воздух без звука или со звуком»[9]. Поэтому нужно совершать омовение после сна, ведь, как сказал Мухаммед, «ремень ягодиц – это оба глаза, поэтому, кто заснул, пусть совершает омовение»[10].

Омовение необходимо совершать так, как это делал Мухаммед: вначале идет намерение (решение в сердце омыться только ради Аллаха), затем нужно сказать Аллах Акбар и прочитать первую суру Корана, после этого три раза помыть кисти рук до запястий, три раза прополоскать рот, три раза промыть нос, помыть лицо, руки до локтей, протереть голову влажной рукой ото лба к затылку, вместе с головой протирать оба уха и шею, затем левой рукой помыть ноги до щиколоток. Обязательно нужно соблюдать порядок омовения, мыть части тела одну за другой до того, как высохнет предыдущая, и всегда начинать с правой стороны: сначала мыть правую руку, затем левую, правую ногу, затем левую.

Для того чтобы получить награду и не подвергнуться осуждению, нужно делать омовение по всем правилам: Однажды Мухаммед, проходя мимо воды, увидел, что люди совершают омовение в спешке и их пятки остаются сухими, тогда он сказал: «Гибель пяткам в джаханнаме (аду)! Совершайте омовение, как следует». Напротив, «Кто сделает омовение, как следует, его грехи смываются с его тела, даже из-под ногтей»[11].

В отличие от христианской молитвы, намаз должен совершаться в строго определенное время. Каждый мусульманин обязан молиться пять раз в день: на рассвете (фаджр), в полдень (зухр), после обеда (аср), во время захода солнца (магриб), и после захода (иша). Каждая отдельная молитва состоит из ракаатов — набора определенных молитвенных поз и движений во время молитв, произносимых на арабском языке. Ракаат включает в себя прямое стояние, преклонение, падение ниц и сидение на пятках. Количество ракаатов в каждой из пяти молитв фиксировано, так, например, на рассвете мусульманин должен сделать 2 ракаата, в последующих двух молитвах 4 ракаата, 3 ракаата до заката и 4 после. Один ракаат занимает максимум 3 минуты, таким образом, мусульманин, выполняющий минимальное молитвенное правило, молится не более 51 минуты в день.

Каждый ракаат состоит из одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (сажда). Ракаат включает в себя:

  • восхваление Аллаха при этом молящийся стоит, а большие пальцы касаются мочек ушей (О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Коран, 31:17)
  • чтение первой суры Корана по-арабски (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Коран, 1). Перед чтением следует произнести фразу: а’узу билляхи минаш-шайтанир раджим (приближаюсь к Богу и удаляюсь от побиваемого камнями сатаны)
  • поясный поклон (руку). Перед поклоном говорится «Аллах акбар», во время поклона трижды «субхана рабиль азым» (хвала Господу моему)
  • земной поклон (сужда), чередуемый сидением на коленях. О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, — быть может, вы преуспеете. Коран, 22:77.

Во время молитвы крайне важны телодвижения: мусульманин должен совершать молитву также как это делал Мухаммед. В Сунне подробнейшим образом описано, какие движения, как и в какой последовательности он делал в момент молитвы. Известно, например, что когда он совершал ракаат, «то спина бывала настолько ровной, что если бы на нее налили воду, то она бы не потекла»[12]. Мухаммед требовал от своей общины неукоснительной четкости даже в мельчайших движениях. Например он говорил, что «недействительна молитва того человека, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[13].

Читайте также:  Когда читать молитву тихвинской иконы

Обряд действительно играет важнейшую роль в молитве мусульманина. Малейшая оплошность молящегося в, казалось бы, ничтожной детали ритуала может сделать весь намаз недействительным, а часто и греховным. Удивительным, например, кажется то, что проход перед молящимся в мечети является тягчайшим грехом: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, — говорил Мухаммед,- знал, какой грех он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок лет было бы для него лучше, чем пройти перед ним»[14]. Для нас христиан невозможно поверить в такого педантичного Бога, которому чистота наших пяток при молитве была бы важна также как чистота наших сердец.

Однако в намазе важна не только внешняя сторона, но и внутреннее состояние человека. Во-первых, необходима вера во Всевышнего и то, что Он слышит твою молитву (сура аль-Бакара, 186). Во-вторых, важно смирение, так как в Коране сказано, что «намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему (сура аль-Бакара, 45-46). Как и в Новом Завете, в Коране обличаются лицемеры: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят» (сура аль-Маун, 4-6). Хотя обрядовая сторона ислама важна и необходима, но для того, чтобы Всевышний принимал молитву верующего, этого не достаточно, нужно также быть благочестивым. В Коране сказано, что «благочестив тот, кто уверовал во Всевышнего, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, жертвовал на освобождение рабов, совершал салят, давал закат; «[благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» (сура аль-Бакара, 177).

Преподобный Авва Дорофей пишет, что «есть два страха [Божьих]: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви». Первый страх – страх раба, страх посмертного воздаяния за грехи доступен мусульманам. Их совершенство – начало христианского благочестия. Тогда как второй страх – страх сына полностью закрыт для них. Это совершенный страх, ибо человек, стяжавший его, «исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь…»[15]. Этот страх доступен только христианам, только стяжав его можно стать сыном Божиим и услышать: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).

Разговаривая с мусульманами, важно не только показать знание того, как совершается намаз и знание читаемых текстов, но и познакомить их с молитвой христианской – «Отче наш» (мусульманам сложно принять первые два слова этой молитвы, но в остальном она вполне понятна), Псалмами 50, 90 и другими (Псалтирь – Забур в мусульманской традиции, поэтому эти молитвы могут быть легче восприняты), молитвами утреннего и вечернего правила. Важно отметить глубину и насыщенность молитвы христианской – благодарение Богу, прославление Бога, покаяние перед Богом, прошения и т.д.

Говоря о молитве, нужно уметь правильно объяснять, почему мы молимся Иисусу Христу, Богородице (для мусульман такое наименование Девы Марии (Марьям) наиболее непонятно и неприемлемо), святым, почему мы молимся перед иконами. В качестве помощи можно посоветовать прочитать «Три слова в защиту иконопочитания» Преподобного Иоанна Дамаскина.

[1] Бухари т.1, стр.5, Муслим т. 1, стр. 32

[2] Для обозначения столпов ислама и многих других терминов, связанных с религией, мусульмане используют арабские слова

[3] Бухари т.1, стр. 76

[4] Мишкат т.1, стр. 59

[5] Абу Дауд т.1, стр. 86

[6] Бухари т.1, стр. 150

[8] Муслим т.1, стр. 119

[9] Бухари т.1, стр.25, Муслим т.1, стр.119

[10] Абу Дауд т.1, стр. 39. передал этот хадис ‘Али

Дозволено ли читать намаз в церкви или синагоге?

от К Исламу Окт 22, 2010

Вопрос: Ассалямуалейкум ! Наталкиваюсь не в первый раз на высказывания братьев Аляутдиновых о том что «канонически» допускается читать намаз в церкви или синагоге если вас застал дождь или иные причины чем они сами не преминут воспользоваться и чем бравируют в своих высказываниях что были читали и т.д.? Насколько это достоверно и «канонически» дозволено поклоняться Аллаху в домах ширка христиан и иудеев?

Ответ: Уа алейкум салям брат.

Есть известный хадис о том, что вся земля является мечетью, кроме кладбищ и бань. Это обобщенный хадис, и мусульманин может совершить молитву в любом месте, кроме тех мест, в которых запрещено ее совершать, что сделал исключением сам шариат, как это обстоит с кладбищами и банями; с местами для загона верблюдов; а также мест, где были подвергнуты наказанию Аллаха какие-либо народы; или места, на которых есть нечистоты. См. «Шарх аль-Мууатта» 3/334-335, Уалид ибн Сайф Насра.

Также запрещено делать намаз в мечети, в которой есть могила. См. «Тахзир ас-саджид».

Однако совершать на кладбищах молитву-джаназа нет проблем, о чем говорил имам Ахмад. См. “Фатхуль-Бари” 4/127, Ибн Раджаба.

Что же касается совершения молитв в церквях или синагогах, то относительно этого есть разногласия среди ученых. И что касается тех, кто запрещал это, то они это делали по причине наличия изображений в них и т.п.

Имам аль-Бухари в своем Сахихе в главе: «Молитва в церкви» говорил: «Сказал ’Умар, да будет доволен им Аллах: «Мы не заходим в ваши церкви по причине изображений». Ибн ’Аббас совершал молитву в церкви, если в ней не было изображения (живых существ)».

Имам Ибн Къудама сказал: «Нет проблем совершить намаз в чистой церкви, и это дозволяли Хасан аль-Басри, ’Умар ибн Абдуль-Азиз, аш-Ша’би, аль-Ауза’и, Са’ид ибн ’Абдуль-’Азиз, а также это передается от Умара и Абу Мусы. Но Ибн ’Аббас и Малик порицали это из-за изображений. А для нас довод в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву в Каабе, когда в ней были изображения, и это также имеет отношение к его словам: «Где бы тебя не застала молитва, то совершай ее, поистине это место будет мечетью». Муслим. См. «аль-Мугъни» 1/407.

Однако мнение ’Умара о дозволенности обусловлено тем, чтобы в них не было изображений! Ведь достоверно известно, что ’Умар ибн аль-Хаттаб не входил даже в дома, где были изображения живых существ, не говоря уже о совершении молитв в таком месте. Сообщается, что когда ‘Умара один из жителей Шама пригласил в гости, ‘Умар спросил: «Имеются ли у вас в доме изображения живых существ?» Хозяин дома ответил: «Да». После этого ‘Умар не вошел в его дом до тех пор, пока не были поломаны и выброшены эти изображения. аль-Байхакъи 2/268. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Также из числе тех, кто запрещал совершать молитву в церкви или синагоге, если в них есть изображения — это шейхуль-Ислам Ибн Таймия. Когда его спросили о том, дозволено ли совершать намаз в церкви или синагоге и именуются ли они домами Аллаха? Шейхуль-Ислам ответил: «Они (церкви и синагоги) не являются домами Аллаха, поистине, таковыми являются только мечети! А в них (в синагогах и церквях) собираются люди, которые исповедуют неверие в Аллаха, даже если они и поминают Его там. Любое место для поклонения характеризуется своими прихожанами, а данном случае они являются неверными. Поэтому синагоги и церкви являются местами поклонения неверных. А что касается совершения молитвы в них, то среди ученых есть три мнения на этот счет. Мазхаб имама Ахмада и других в том, что это однозначно запрещено. И это мнение Малика. Второе мнение, дозволенность, и это мнение некоторых ханбалитов. И третье мнение, которое передается от ’Умара и других, а также и от Ахмада, что если в них есть изображения, то не совершается в них намаз. Известно, что ангелы не заходят в дома, в которых есть изображения, и известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не вошел в Каабу, пока там не были стерты все изображения. И ’Умар говорил: «Мы не входим в церкви, в которых есть изображение!» В подобном случае это подобно мечети, построенной на могиле. Если же в них не будет изображений, то известно, что сподвижники совершали в них молитвы». См. «аль-Фатауа аль-кубра» 2/59.

Что же касается самой молитвы, совершенной в месте, где имеются изображения живых существ, то такие ученые, как шейх Ибн Баз, шейх аль-Фаузан, шейх Бакр Абу Зайд и др. говорили, что несмотря на порицаемость и нежелательность этого, сама молитва действительна. См. «Фатауа аль-Ляджна» 5/377.

Можно ли мусульманину заходить в церковь?

По поводу того, можно ли мусульманину заходить в церковь, у мусульманских ученых нет единогласного мнения, есть ряд мнений от харама до дозволенности заходить в церковь без каких-либо условий.

Мнение первое

Часть ученых придерживаются точки зрения, что посещение православных храмов для мусульманина – это харам. К числу сторонников этой точки зрения относятся шафииты и ханафиты. Шафииты объясняют это тем, что в православных храмах присутствуют изображения. Ханафиты же являются сторонниками абсолютного запрета на посещение мусульманами церкви, поскольку, по их мнению, православный храм является местом собрания шайтанов.

Мнение второе

Еще одна часть ученых придерживается мнения, что заходить в православные храмы мусульманину – это макрух, то есть действие нежелательное. Такого мнения придерживаются ханбалиты, которые объясняют разными причинами. Одной из таких причин является наличие там изображений. Как пояснял в «Фатва аль-Кубра» Шейх аль-Ислам ибн Таймия, в том, что в православные храмы нежелательно заходить мусульманам именно по причине присутствия в нмх изображений, сходится большинство ученых ханбалитского мазхаба, и признавал это мнение правильным и не сомневался в его правильности.

Читайте также:  О чем молиться перед иконой споручница грешных

Ханбалитами приводились еще ряд доказательств. Упоминалось о том, что, как сообщал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ «видел изображения в доме, поэтому он не входил». Упоминается также сообщение от имама Бухари от ибн Аббаса, в котором рассказывается, как Пророк Аллаха ﷺ , однажды увидев в Каабе изображение, не вошел в Дом до тех пор, пока по его приказу не были смыты все изображения.

Есть также сообщение от ибн Умара, который рассказал, как ангелом Джибрилем было обещано Пророку Аллаха Мухаммаду ﷺ , что он посетит его, но ангел задерживался, и Пророк Мухаммад ﷺ , не дождавшись его, вышел на улицу, где и встретил Джибриля. И тогда ангел Джибриль сообщил ему, что ангелы не заходят в такие дома, где есть собаки или изображения.

Если же для правоверного нет нужды заходить в церковь или дом с изображениями, то делать этого не следует – в данном случае надо знать, что это действие будет нежелательное. На то, что такое действие будет являться макрухом, указывает тот факт, что и ангелы, и Пророк ﷺ не пожелали войти в дом, в котором были изображения.

Если действие нежелательно, оно может стать запретным, если посещение мусульманином или мусульманкой церкви повлечет за собой какой-либо вред. Правоверный не может согласиться с христианами в их молитвах к сыну Бога или супруге Бога, в их многобожии.

О том, что мусульманам лучше не стоит заходить в православные храмы, поскольку там имеются изображения, упоминал и вольноотпущенник Умара Аслям, рассказывая случай, когда по прибытии Умара ибн аль-Хаттаба в Шам, было приготовлено угощение для него одним из местных христиан, и он пригласил прибывших к себе, но Умар отказался, пояснив, что «…мы не входим в ваши церкви из-за имеющихся там изображений».

Мнение третье

Существует еще одно мнение, по которому посещать храмы христиан правоверным можно без каких-либо условий – такого мнения придерживаются некоторые ханбалиты, которых поддерживает и ибн Хазм. Сторонники такого мнения приводят ряд доводов в пользу своей точки зрения. Умаром было поставлено условие иудеям и христианам, то есть людям договора, расширить свои храмы таким образом, чтобы мусульмане, а также путники могли останавливаться там на ночлег со своими верховыми животными. Упоминают и отказ войти в христианский храм и отведать угощение в Шаме, приготовленное для него христианами, сказав Али, который все-таки вошел в церковь и принял угощение христиан.

Представленные доводы не являются достаточно убедительными для того, чтобы установить запрет на посещение мусульманами церквей, поскольку вся тяжесть греха перед Аллахом ложится на тех, кто рисует данные изображения и создает статуи, установленные в церквях. Тем же людям, которые будут посещать такие места, следует разъяснять положение статуй и изображений в Исламе, но мусульманин не обязан немедленно покидать такое место.

Приводится высказывание ибн Кудама, который утверждал, что не является запретным вхождение в дом, где есть изображение, но мусульманам можно отказаться от предложения входить в такой дом – это разрешено. Покидать такой дом, увидев в нем изображения или статуи, как считает имам Ахмад, не следует, мусульманин не обязан это делать, но он может сделать порицание хозяину дома и указать, что такого делать не следует.

Можно ли мусульманину заходить в церковь и ставить свечи

В своих фетвах Постоянный Комитет указывает, что недопустимым действием будет со стороны мусульманина заходить в христианский храм, чтобы продемонстрировать свою снисходительность по отношению к христианству.

Но если он собирается сходить в христианский храм для того, чтобы совершить призыв к исламу христиан, но не собирается молиться, принимать участие ни в поклонении христиан, ни в их религиозных обрядах, и тем более ставить свечи, отпевать или креститься, и нет опасений того, что он может оказаться под влиянием вероубеждения христиан, их традиций и обычаев, то в таком случае заходить туда будет дозволено.

Можно ли совершить намаз в церкви?

В связи с вопросом, можно ли мусульманам зайти в православную церковь, чтобы совершить намаз, часто приводится в пример известный хадис о том, что для мусульманина возможно совершить молитву везде, поскольку мечетью является вся земля, за исключением бань и кладбищ. Хадис этот является обобщенным, но суть его заключается в том, что можно заходить и совершать молитву в любом месте, исключая те места, где это запретил делать Шариат. К таким запретным для молитв местам относятся бани, кладбища, места для загона верблюдов, те места, где наказанию Всевышнего были подвергнуты какие-либо народы, и те места, где имеют место нечистоты. Если в мечети есть могила, то в ней тоже запрещено совершать намаз.

Среди ученых есть разногласия относительно того, можно ли мусульманам заходить и молиться в немусульманских храмах – синагогах и церквях. Приводятся слова имама ибн Кудама, который говорил, что «Нет проблем совершить намаз в чистой церкви». Такой позиции придерживались Са ‘ ид ибн Абдуль-Азиз, Умар ибн Абдуль-Азиз, Хасан аль-Басри, аль-Ауза ‘ и и аш-Ша ‘ би, но категорически не соглашались с этим мнением Малик и ибн Аббас, которые утверждали, что совершать намаз и заходить в церковь мусульманам нельзя из-за наличия в церкви изображений.

Ряд же ученых придерживаются мнения, что заходить и совершать намаз в христианском храме или синагоге дозволяется, поскольку даже Пророк Мухаммад ﷺ совершал молитву в Каабе, хотя там изображения были. Пророку Аллаха ﷺ также принадлежат такие слова: «Где бы тебя не застала молитва, то совершай ее, поистине это место будет мечетью».

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что мусульманам не следует ходить в церковь и находиться в ней без особой нужды.

Можно ли мусульманину заходить в церковь и ставить свечи? Спросите имама

Можно ли мусульманину заходить в церковь? Если да, то с какой целью? Можно ли ставить свечки за друзей христиан? Дозволено ли совершать в ней намаз? Отвечает главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.

Можно ли заходить в церковь?

Согласно мнению большинства улямов – богослов суннитских школ, мусульманин может заходить в церковь. На то, что церковь является божьим домом указывают аяты Священного Корана, в которых запрещается уничтожение имущества, строений виде церкви, синагог, также, как и мечети, они идут на одном уровне почти, ибо, действительно, иудеи и христиане являются обладателями Писаний. Поэтому в их молитвах есть, альхамдулиллях, истина, но в каких именно молитвах, мы сейчас уже не можем сказать, ибо мы не отвергаем и не считаем Последнюю истину то, что есть в их молитвах. Так, как мы считаем, что единственное Писание, которое не изменено — это Священный Коран.

Но в тех же догматах церковных, которые противоречат Корану и Сунне, мы видим то, что не является ниспосланным от Бога, а введено людьми, но, бесспорно, это в современном мире, это поклонение кресту, когда считают, что крест является божественным символом, то мы не считаем это божественным символом. Более того, есть предание от пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что это не хороший символ и также молитвы, обращенные к ликам определенных, как православные говорят, «писанных икон».

Мы считаем, что это образы и не считаем, что этим образам надо поклоняться, и не видим в них никакой сути ибо даже исторически так сложилось, что мы можем проследить, когда они появились в раннем христианстве тем более, в более раннем у последователей Единобожия, от Исы (алейхи ссалям)не было никаких таких знаков, даже христианские-богословы говорят, что там были другие знаки: голубь, рыба и другие. Вот поэтому мусульманин должен знать, что в христианской церкви есть вот эти символы, которым поклоняются крестьяне, мы им не поклоняемся, а исходя из этого, основном мнение, что туда заходить именно для молитвы нежелательно не желательно – макрух.

Можно ли делать намаз в церкви?

В своей практике мне пришлось на одной из военных баз помолиться в молитвенной комнате христианской так, как и мусульманской не было и условия не позволили молиться в других местах. База такая была серьезная и мне пришлось молиться именно вот в этом кремле, как они называли его. В вагончике много образов не было, я выбрал направление Киблы, без образов и совершил молитву, место было чистое. Более того, местный священник сказал мне что, многие мусульмане к счастье совершает молитву здесь.

В таких условиях форс-мажорных, военных, как говорится, в условиях путешествия, тем более военного, наверное, можно так молиться, но именно вот в условиях города для оседлого жителя зайти просто и помолиться в церкви, ученые говорят, что это делать не нужно – макрух.

Можно ли ставить свечку в церкви?

Для мусульманина невежественного, который даже не знает, что такое Шахада, если он услышат свидетельство веры, а не может объяснить, то пусть знает, что он невежественный в вопросах религии. Это надо признать без гордыни, не знают сути своей религии, просто этнические мусульмане заходить в церковь и участвовать тем более в обрядах, крайне нежелательно.

Некоторые по неведению участвуют в обрядах, держут там свечки, потом хотят поставить свечки своим друзьям, соседям. Приходят у нас спрашивают, можем или это делать, мы говорим нет нельзя потому, что эти обряды не ниспосланы так, как ниспослан священный Коран. Откуда пришли эти обряды, мы не знаем, какова доля истины мы также не знаем.

У нас есть Шариат – божественный закон, Корана и Сунны мусульмане должны придерживаться в вопросах поклонения. С учетом того, что в христианстве есть эти вопросы, которые я озвучил, сомнительные очень с точки зрения Единобожия, мусульманин в этих обрядах участвовать не должен. Если же кого-то хоронят, близкого человека другого вероисповедания, в частности, христианина, то он может быть рядом с церковью и ждать, когда унесут тело.

Читайте также:  Какой иконе молиться чтобы выиграть в лотерею

Но именно участвовать в обряде, как в поклонении христианском, он не должен, по мусульманской традиции — это неправильно. То же самое относится определенных обрядов со свечками, которые надо купить, видимо. Так же мусульмане как-то становятся крестными, непонятно, как, это свидетели определенного обряда с ребенком. Напомню хадис пророка (саллялляаху алейхи уа саллям): «Дети рождаются в истинной вере, в истинной своей природе – Единобожии и только их родители делают их христианами, представителям других религий». Ислам – это религия естественной природы – фитра.

Мы признаем, что Бог есть, Он не такой как мы, какой мы не знаем и не подобен никому и ничему. Он обладатель мельчайших сыфатов – атрибутов, все принадлежит Ему и с Его повеления все происходит. Что касается обрядов, которые ниспосланы другими религиями, мы в них участие не принимаем — это мусульманин должен знать.

Как мусульманка стала иконописцем

– Пожалуй, не многие мусульмане, а уж особенно женщины, решатся пойти в вере против семьи. Что у вас случилось, с чего вдруг вы так резко крутанули колесо семейной истории?

– Я родилась в мусульманской семье. Обе бабушки были верующими, совершали намазы. Особенно была усердной папина мама, она, как положено, несколько раз на дню молилась, и меня она мусульманским молитвам учила. Но они меня, к сожалению, не трогали, потому что я твердила их на непонятном арабском языке. Перевода бабушка не знала. Сколько себя помню, я искала веры осмысленной, и поэтому доверительные отношения с Богом у меня тогда никак не складывались.

Я так доверилась незнакомой мне православной святой, что, приехав домой, даже не удивилась тому, что бабушке стало лучше

– И когда они начали складываться?

– Окончив школу, я продолжала упорно искать смысл жизни и для начала прочитала весь Коран. Но в этой мудрой книге не нашла ответов на свои вопросы и потому начала читать разных философов: марксистов, идеалистов, потом переключилась на Соловьева, Бердяева, Розанова. Последний из перечисленных меня и подтолкнул ко Христу. Но дорога к Нему оказалась довольно тернистой: в конце 1980-х на фоне повального интереса ко всему паранормальному у меня открылись всякие «способности», и на несколько лет я увязла в болоте эзотерики, приобретя массу всяких фобий. В голове у меня тогда было, по выражению отца Андрея Кураева, любимое блюдо российской интеллигенции – каша: буддизм, эзотерика, теософия. И всё это было приправлено соусом ислама и перчиком смутных представлений о христианстве. Вот тогда я начала читать Евангелие, а на ночь клала его под подушку и только так могла спать спокойно, так как без него меня мучили кошмары. В 1987 году моя бабушка заболела раком, к осени она слегла и больше всего переживала о том, что умирать придется, видимо, зимой и закопают ее в холодную землю. И совершенно случайно на этюдах на берегу реки Смоленки я разговорилась с преподавателем, рассказала о том, что бабушка при смерти и больше двух недель, по мнению врачей, она не проживет. Он предложил отвести меня к блаженной Ксении, часовня которой стояла неподалеку на Смоленском кладбище, так как Ксения помогает всем. Когда пришли, он показал, где свечку купить, где поставить. Это было часа в четыре. Я от души молилась, просила Ксению помочь бабушке, облегчить страдания. Я почему-то настолько доверилась незнакомой мне православной святой, что, приехав вечером домой, даже не удивилась, увидев, что бабушка ходит по квартире и что лучше ей стало именно в четыре часа дня.

– После этого вы уже без сомнений пошли в Православие?

Из дымки, окутывающей всё пространство, ко мне протянулась рука с крестиком на цепочке. Я подставила ладонь…

– Всё не так просто. К тому времени я прочитала Евангелие и в храме бывала постоянно, но креститься не решалась: всё-таки перемена веры – шаг серьезный. Я понимала, что для родителей это станет ударом, боялась за их здоровье. Я лишь просила Господа, чтобы Он дал мне знак четкий и внятный, чтобы понять, является ли мое крещение Его волей. И однажды пришла я в храм на Смоленке; до начала службы было еще часа два, народу никого, и я стояла в приделе Ксении Петербуржской, прислонившись к колонне. Вдруг пространство вокруг изменилось: исчезло всё – ни пола, ни потолка, ничего вообще не было, но в то же время это была не пустота, а густая синева, почти чернота. Черный – тот же, что и на мандорлах новгородской иконы «Сошествие во ад». Я потом долго не понимала, почему пространство было темным, и лишь несколько лет спустя у Дионисия Ареопагита прочитала, что Божественный нетварный свет человек видит как мрак. В общем, это было безумно красиво, абсолютно непонятно, и, наверное, мои чувства были сродни тому, что чувствует ребенок в лоне матери, – защищенность и любовь. Потом из дымки, окутывающей всё пространство, ко мне протянулась рука с крестиком на цепочке. Я подставила ладонь, и когда в нее положили этот крестик, я моментально вернулась в реальность. На следующий день без всяких сомнений я пошла креститься.

– А иконопись возникла как одна из граней профессии?

– На то был Промысл Божий, и тоже с предысторией. В году, наверное, 1994-м в моей жизни случился глобальный кризис: во-первых, творческий – я не могла писать картины; во-вторых, предмет любви меня покинул, громко хлопнув дверью; в-третьих, из-за астмы я почти перестала дышать. И самое главное, я поняла, что весь этот букет неприятностей – результат мой бурной предыдущей жизни. Но Господь нас никогда не оставляет. И поняв, что без храма Божиего мне не обойтись, 6 февраля, в день памяти Ксении Блаженной, я буквально доползла до ее часовни, с трудом отстояла службу, и после этого мне стало значительно легче. Когда я наконец перестала чувствовать себя полуживым инвалидом, начала более-менее нормально дышать, встал вопрос, как жить дальше. В 29 лет менять профессию? Но живопись для меня была не просто профессией, я 11 лет работала как одержимая по 16 часов в сутки для того, чтобы стать живописцем. Если менять профессию, значит, все труды и жертвы были напрасны и вся моя предыдущая жизнь – бессмысленна. Случайно узнав о Дивееве и о Серафиме Саровском, я решила поехать к нему за ответом на свой внутренний вопрос, хотя понятия не имела, что такое монастырь и паломническая поездка. Поехала с приятельницей. До Нижнего Новгорода мы добрались легко, а вот дальше… Вместо приятной трехчасовой поездки в комфортабельном автобусе 13 часов мы стояли в гигантской пробке из-за сильнейшего снегопада. И едва закончилась эта пытка дорогой, как началась пытка сугробами: я в первый – и, надеюсь, последний – раз в жизни проваливалась в снег по шею.

На выставку я приходила раз десять именно из-за икон.

Оказалось, что Шагала в третий-четвертый раз смотреть неинтересно

– Никогда до этого не мыслили себя иконописцем? Но как художник, вы, наверное, всегда восхищались творениями Феофана Грека, Рублева?

– Еще не будучи крещеной, в году, наверное, 1991-м я побывала на выставке из фондов Русского музея: Кандинский, Малевич, Гончарова, Шагал, Филонов… Но меня потрясли не они – хотя тогда я всё это очень любила, – а русские иконы из собрания Никодима Кондакова, известного историка искусства. Это был праздник, несказанное ощущение рая и чуда, и я долго ходила будто оглушенная. На эту выставку я приходила раз десять именно из-за икон, так как оказалось, что Шагала даже в третий-четвертый раз смотреть неинтересно. Меня поразило мастерство, с которым были написаны иконы. Я на них увидела рай. И для меня это стало открытием потому, что к русской иконе в советское время было принято относиться как-то снисходительно: вот итальянский ренессанс – это да, а икона – конечно, мило, но… Восхищение иконой жило во мне все последующие годы и стало сродни ключику, который однажды открыл дверь в мир Православия. Собственно, это, наверное, и определило мой теперешний праздничный стиль.

– Когда вы начали писать святых, искушения возникали, или как по маслу всё пошло, благословенно?

– Первая написанная мною икона – «Бичевание святого Георгия». Артель тогда писала два иконостаса для белорусского храма, один алтарь был посвящен святому Георгию. Потом я написала Троицу для иконостаса в Дивееве. Вообще с иконами, которые я писала, у меня всё как-то больше какие-то искушения связаны. Чудес не припомню, а вот искушений – выше крыши. Особенно когда пишешь запрестольный образ, крест или иконостас. Первую запрестольную икону я писала в начале «нулевых» для храма Сергия Радонежского в Сертолове Всеволожского района Ленинградской области. Едва приступив к работе, я умудрилась сломать ребро. Лекарства болеутоляющие пить сама не догадалась, а врач не подсказал. Иконная доска была огромных размеров, тяжелая, и мне ее приходилось то и дело поднимать, переворачивать, снимать с мольберта, переносить на стол, потом снова ставить на мольберт. Батюшка требовал скорее эту икону закончить и не считал, что мне нужен больничный хотя бы на первое время после перелома. Из-за постоянной физической боли я пребывала в каком-то оглушенном состоянии, может, поэтому она и получилась хорошей, молитвенной. Это все говорили. Первые две иконы из первого моего иконостаса очень трудно мне дались, всё время что-то случалось, потом чуток полегчало, хотя тоже не гладко шло. Одна из этих моих икон мироточила потом. Икона изображает мир горний. Мы иногда забываем, что за этим словосочетанием стоит любовь Христова. Мы изображаем мир полноценной гармоничной Любви, который не может быть печальным, или скорбным, или мрачным – это всё человеческое. Православие – радость Богообщения. Мы потому и славим Бога, что Он принес нам Благую весть о Любви. И это отражается в иконах.

Добавить комментарий