Можно ли молиться на икону в телефоне

Можно ли читать молитвы с телефона?

Аудио

Да, этот вопрос очень часто задают. На самом деле телефон – тот же носитель. Мы не читаем с папируса или пергамента. Чаще всего это бумага, наш основной источник. Но телефон также является источником информации. Если нет другой возможности (особенно это происходит в дороге, когда человек забыл молитвослов), почитать по телефону молитву можно. В этом никакой опасности нет. Может быть, стоит избегать читать молитвы в храме по телефону. Бывает, люди не прочитали молитвы ко Причастию, стоят в храме и читают их на литургии. Вот тут я рекомендовал бы не брать телефон. А в дороге спокойно можно пользоваться этим, потому что важен настрой, ваша молитвенная концентрация и, конечно же, молитвенное состояние, а не то, с чего Вы читаете.

Я скажу свою точку зрения, не могу за всех говорить. Настоятель в каждом храме по-своему решает этот вопрос. Мое личное мнение: все-таки надо не следить по книжке, а внимательно смотреть на иконостас, на то, что делает священник. В то же время концентрироваться на молитве, на своих мыслях, начинать из них вычищать все суетное, чтобы отложить всякое земное попечение. Лучше до или после литургии взять эту литературу. Мы советуем нашим прихожанам читать заранее Апостол, Евангелие. Когда человек приходит на литургию, ему уже легче воспринимать этот текст. Почему бы не посмотреть всю литургию, действия священника, что они означают. Тем более литургия повторяется. Особых различий нет. Поэтому я бы старался все-таки отложить следование по книге за Божественной литургией. Это отвлекает. Все-таки это не урок, а Божественная литургия, здесь должно быть что-то другое.

Поделиться:
Нравится:

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 28 апреля 2020 г. Трансляции богослужений

Божественная литургия 28 апреля 2020 г.

28 апреля 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 28 апреля

28 апреля 2020 г. «Литературный квартал» (Екатеринбург)

Литературный квартал. Поэт, мелодекламатор Елена Трофимчук

28 апреля 2020 г. «Союз онлайн»

Союз онлайн. Есть что сказать. Нейропсихолог Сергей Юрьевич Киселёв. Часть 1

28 апреля 2020 г. «Свет невечерний» (Гомель)

Свет невечерний. Пасха близко

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Может ли православный христианин молиться без иконы

Почитание икон – представляет собой часть глубокой духовной традиции православного христианства. Верующим рекомендуется творить и домашнюю и общую молитву (в храмах) перед иконами. При этом нужно ясно понять может ли православный христианин молиться без иконы и в чем заключаются особенности такого молитвенного делания.

С самого начала тут следует подчеркнуть слово, с которого начинается рассмотрение данной темы – почитание. Именно оно весьма емко объясняет суть отношения православного к иконам, которые высоко ценятся, но не становятся самоцелью религиозной практики. Более того обращение с молитвой следует направлять к изображенному на иконе и в конечном счете ко Всевышнему, но не к самой иконе.

Икона как инструмент

Молитва самой иконе является заблуждением, хотя многие из них считаются чудотворными, нужно ясно понять – чудеса творит святой по допущению Господа, либо сам Господь, но не деревяшка, пусть и с красивым рисунком там. Конечно, нужно почтительно относиться к этому изображению, но поскольку оно включает в себя святые образы.

Для лучшего понимания пригодится метафора с окном.

Представьте себе окно, за которым вы видите красивый внешний мир. Этот пейзаж радует и нравится вам, вызывает восхищение и в какой-то степени за этот факт следует благодарить окно, но оно не является источником красоты мира, а только инструментом, который позволяет смотреть. Подобным образом и икона становится для верующего способом обратиться к миру духовному, направить туда собственный взгляд, этим инструментом следует уметь пользоваться, но не следует путать инструмент и подлинную цель духовного делания.

Точный ответ можно ли молиться без иконы

Если кратко, то ответ является утвердительным. Никаких существенных фактов для того, чтобы всегда молиться только перед иконой не существует. В большей степени есть обратная норма – стоя перед иконой лучше молиться, чем просто смотреть на образ.

Конечно, для того чтобы делать вечернее и утреннее правило и творить другие молитвы икона на домашнем алтаре может пригодиться. Верующему полезно иметь собственный домашний алтарь у восточной стороны дома и многие имеют хотя бы какие-то образа в собственном жилище.

Нередко тема о том, может ли православный христианин молиться без иконы требует ответа касательно разъездов и других ситуаций, когда привычные иконы и храм недоступны. Для этого многие возят с собой специальные образа для путешествий. Но может оказаться, когда никакой иконы вообще не наблюдается в наличии.

В подобной ситуации вполне приемлемо обратиться ко Всевышнему и начать молитву.

Господь милостив и услышит каждого, кто взывает к нему.

Как молиться без иконы

Основная часть молитвы – искренняя вера. Именно благодаря этому компоненту молитва и начинает обладать своими чудодейственными свойствами.

Как говорил Иоанн Кронштадтский, если есть опыт глубокой сердечной молитвы, то даже есть возможность молиться поспешно, так как душа обращается ко Всевышнему на основе собственного опыта.

Тому, кто не имеет глубокого опыта молитвы, тем не менее, следует проявить в этом деле бдительность и чуткость. К слову, именно тут и могут пригодиться иконы.

Нередко опыт молитвы перед святым образом дает глубокие переживания. После этого появляется возможность воспроизвести данные переживания в собственном внутреннем мире и начать молитву без иконы. Только опираясь на собственный внутренний мир, собственную веру.

Если резюмировать, то молитва без иконы для верующего является вполне возможной. К примеру, вполне может хватать молитвослова или текста, который вы знаете на память.

В храме следует молиться в период службы согласно канону или чутко слушать песнопения, которые идут в том числе и от вашего имени. Молитва своими словами возможна без службы и даже является полезной. Такая молитва рекомендуется православным, когда имеется некоторое охлаждение к другим молитвенным словам, чаще всего этот способ помогает вновь получить вдохновение.

Так или иначе, вера всегда является основным компонентом. Именно благодаря вере и работает молитва.

Икона на бумаге

Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально? В этом огромном потоке священных изображений, запечатленных на материале легковесном и недолговечном, нет ли чего-то опасного, оскорбительного для святыни? Вопрос может показаться странным, но тем не менее.

Вот цитата из догмата Седьмого Вселенского Собора. Устанавливая связь между образом и Первообразом, Собор затем велит «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества».

Давайте посмотрим внимательно на перечень мест, достойных для помещения святых изображений. Это стены церквей, священные сосуды, одежды, доски, дома. По материалам это дерево, ткани облачений, оштукатуренный камень и т.п. И если в начале, начиная разговор о современном обилии иконных изображений на бумаге, было отмечено, что материал этот – бумага – легковесный и недолговечный, то материалы упомянутые в тексте догмата тверды, тяжелы и рассчитаны на очень долгий срок служения.

Это может показаться мелочью, но вряд ли это так. Можно попробовать представить, как отнесся бы наш благочестивый предок, тем более святой отец, к необходимости напоминать мелким шрифтом в конце газетного листа: «Газета содержит священные изображения. Просьба не использовать ее в бытовых нуждах». Действительно, газету с иконными ликами может кто-то использовать как оберточный материал, ее просто могут выкинуть, и ветер будет трепать ее у ног прохожих. Да и просто лежащие кипами в типографиях и издательствах газеты с иконами вызвали бы у отцов культурный шок.

Это раньше иконоборец должен был яростно отнимать образ, колоть его копьем, жечь, бить на куски. Сегодня иконоборцем человека может сделать простая невнимательность или халатность. Возьмите хотя бы календарики с ликами. Год прошел, куда девать календари? Засовывать в отделение кошелька? Кстати, известная практика. Священникам на приходах регулярно приходится устраивать странное аутодафе из вышедших из пользования календарей, газет и журналов, и это не может не печалить и не настораживать одновременно.

Именно из страха прогневать Бога, оскорбить Богоматерь или святого, люди нередко вырезают святые изображения из самых разных изданий, и это рождает еще одну странность. А именно – этих разномастных, маленьких иконок становится до абсурда много. Количество икон не должно стремиться к бесконечности. Иногда довольно одного молельного образа, как в келье у святого Серафима, который притягивал бы взор и не давал развлечься. Может быть их и больше. Но так, чтобы иконы висели приклеенными и наколотыми, лежали и пылились повсюду, так быть однозначно не должно. Это не рождает благоговения. Это рождает смущение.

Читайте также:  Какая молитва для освящение иконы

Не все здесь зависит от нас. Икону сегодня можно встретить и в виде наклейки на винной бутылке. Причем самого заурядного или даже гадкого вина, категорически не годного к Литургии. И мы устанем судиться с производителем, если захотим прекратить это, по сути, кощунство. Могут быть и иные прецеденты, от Церкви и христиан напрямую не зависящие. Оставим это до времени. И вернемся к себе, к тому, что от нас зависит.

Увеличение количества всегда угрожает потерей качества. Вырвав написание икон из рук иконописцев, превратив само «написание» в производство, т.е. в штамповку и перепоручив штамповку машинам, мы получаем некую новую реальность, прямо относящуюся к Седьмому Вселенскому Собору. Икона, превратившись в маленькую, изготовленную на типографской машине из материала легковесного и недолговечного, не обличает ли веру нашу, веру современного человека? Может это некое указание на то, что сама вера наша становится утилитарной (помещающейся в кошелек), легковесной, не способной пережить века? Все-таки фрески Рублева смотрят на нас до сих пор, а вот отжившие свой срок календари со святыми ликами ежегодно сжигаются за ненадобностью.

Есть в этом что-то соответствующее эпохе, что-то современное и страшное.

Ответы на письма читателей

Мне очень нужен совет. Мы с мужем живем вместе три года и у нас нет детей, муж очень переживает. Мы сдали кучу анализов, и врачи не знают, в чем причина, просто ставят диагноз «бесплодие». Что нам делать?!

Отвечает настоятель Скорбященской церкви г. Клина протоиерей Борис Балашов : По медицинской части я ничего не скажу, это не моя компетенция. Поэтому как священник, предполагая, что для Вас вера Христова значит, хотел бы поговорить о духовной стороне жизни.

Дети — Божий дар, и я думаю, мы оба с Вами так считаем. Хотя этот дар требует от нас напряжения всех наших сил, а главное — самоотверженной любви.

Настоящая человеческая супружеская любовь по своей природе не эгоистична — она всегда троична. Если супруги любят лишь друг друга, то они как бы замыкаются друг на друге, ища только удовольствия, и тем самым отделяются от мира. Но когда их любовь раскрывается по отношению к детям и другим людям, ко всем нуждающимся, а главное — по отношению к Богу, то их любовь поднимается на новую высоту: она становится бескорыстной и богоподобной.

Есть великий церковный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, благочестивые супруги Иоаким и Анна, прожили в мире и любви друг с другом более пятидесяти лет. Все вроде бы у них было хорошо, но вот только одно обстоятельство сильно омрачало их семейную жизнь — они были бездетны. Но они всю жизнь мечтали иметь не для того, чтобы получить утешение в старости и продолжить свой род. Самым заветным желанием было принести Богу в дар самое дорогое, что есть на свете, — чистую и добрую жизнь своего дитя, чтобы ребенок радовал Бога своими душевными качествами и служил Ему своей жизнью, творя Его святую волю.

Будучи бездетными, Иоаким и Анна научились любить Бога и людей. Супруги были людьми достаточно обеспеченными, но не позволяли себе роскошествовать, а своим доходам находили достойное применение: одну треть доходов они жертвовали на Божий храм, одну треть — нуждающимся и только одну треть оставляли себе. Таким образом, их любовь не замыкалась в рамках одного дома, а стала совершенной. Плодом их любви уже в старости по Божией воле стала Дочь, которая явила миру Спасителя всех людей — Богочеловека Иисуса Христа.

Наверное, для меня это самый яркий пример в вопросе о бездетности. Но есть у меня и современные примеры. Так одни мои бездетные знакомые прикладывали все возможные усилия, чтобы родить чадо, но это никак им не удавалось. Устав ждать, они решили взять ребенка из детского дома. Как решили, так и сделали: приняли в семью чужого ребенка и стали воспитывать. А вот тогда Господь и дал им беременность. Они получили собственное кровное дитя и хорошо поняли, почему. Теперь они с любовью растят двоих детей.

Издавна известно, что для того, чтобы усилить свою молитву к Богу, надо подкреплять ее делами милосердия, участием в жизни Церкви. Верующему человеку крайне важно свое собственное духовное созревание, чтобы Господь дал чадо, которое через мудрое родительское воспитание в земной жизни станет еще и чадом Божиим и наследует Жизнь Вечную. Конечно, мы не можем заставить Бога исполнять нашу волю, но мы можем искренне и настойчиво просить, особенно тогда, когда это сопровождается теми нашими делами, о которых мы только что сказали. Сам Иисус Христос сказал нам: Просите, и дано будет вам (Мф. 7:7).

Я стала считать себя верующей примерно полтора года назад, в храм, правда, хожу не часто, причащаюсь редко, но мое мировоззрение изменилось, произошла переоценка ценностей, и я охладела к своим . Я больше не думаю, как убить целый день на покупку сумочки или юбочки Все это противно Господу. Мне больше не в радость вот такое «общение», но разорвать его все не решусь. Как же мне теперь поступить?

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Жизнь не стоит на месте, все течет, все изменяется в земном мире. мы были детьми, сначала играли в песочек, потом в куклы. Приходит время, когда ребенок вырастает из детских штанишек, а куклы и песочек уже не вдохновляют на многочасовые игры.

В детстве мы считали, что наши друзья по совместным играм всегда будут в жизни вместе с нами. Однако жизнь ведет нас разными путями, появляются новые друзья, а со старыми часто дружеская связь ослабевает, так как нас уже мало что объединяет, только общее прошлое. Его нельзя забывать, это наша личная история. Старых друзей надо помнить, а для христианина эта память должна быть еще и молитвенная. Но нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же здесь удивительного? Ведь люди способны взрослеть не только телесно, но и духовно. Появляются новые друзья, хоть и не сразу, новые интересы. Жизнь идет — и это закономерно.

Другой вопрос, то, что Вы пишете «это противно Господу», — не вполне верно. Грех вредит отнюдь не Богу, а нам: нам самим наносит душевные раны. Грех отодвигает нас от Бога, увеличивает между нами дистанцию. Однако отодвигается не Бог от нас, а мы от Него. Своими заповедями и наставлениями Господь объясняет, что для нас вредно и представляет опасность. А Сам Бог бесстрастен, не возмущается и не скорбит. Он всегда — Любовь и Солнце Правды. Но и любовь будет мучительна для предателей, а солнце своими лучами может причинять страдания ночной бабочке. Поэтому проблема не в Боге, а в нашем несоответствии Ему и Вечной Жизни.

«Как же мне теперь поступить?» — спрашиваете Вы. . Молиться за старых друзей, а если они захотят Вас слушать, то поделиться своей радостью обретения Бога.

Первый же наш самый искренний и самый надежный Друг — Богочеловек Иисус Христос. У православного христианина много надежных друзей — это и Божия Матерь, и множество святых, и ангелы. Поэтому христианин никогда не одинок. Надеюсь, что со временем у Вас появятся друзья и среди близких по духу и по вере людей.

Мой парень заявляет мне, что главное для него — попасть в рай, где муж и жена должны быть вместе, поэтому обязательно венчание, а если у меня другое мнение на этот счет, то жениться не имеет смысла. Что же получается, вера подталкивает человека слушать лишь себя и обижать любимого человека, который этой веры не разделяет? Кому это нужно? А вдруг он больше уже не встретит никого, кто бы разделял его убеждения, да и я тоже?

Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов: Проблема ваших взаимоотношений с молодым человеком состоит не в вере, а в том, что вы не хотите пойти навстречу друг другу. В таком случае, действительно, может быть, лучше не жениться. Какой смысл создавать семью с человеком, который духовно тебе чужд и не принимает тех внутренних ценностей, которыми живешь ты? О любви в этом случае говорить невозможно.

Любовь — это как раз то, что преодолевает отчуждение. Если душа другого человека становится нам близка, то близка становится и ее вера. Если же отчуждение не преодолевается, то это уже не любовь. Иногда даже грубые плотские страсти могут заставить людей попытаться понять друг друга. Но у вас и этого не происходит. То есть ни любовь, ни страсти, не могут вам помочь преодолеть свой эгоизм и сделать шаг навстречу друг другу. Тогда о какой женитьбе можно говорить?

Может быть, в описанной вами ситуации действительно присутствуют некоторые изъяны в понимании веры вашим молодым человеком. Заявлять неверующему человеку о необходимости венчания — это не более чем примерять очки слепому. Если бы ваш молодой человек имел веру, которая препятствовала бы ему вступать в брак с неверующей невестой, он мог бы просто не подавать вам напрасных надежд. Также и вы могли бы оставить в покое человека, вера которого вам чужда.

Перечисление противоречий в ваших взаимоотношениях можно было бы продолжить. Но вывод можно сделать только один: мешает вам, очевидно, не только формальное ( на самом деле ложное) представление о вере, но и отсутствие любви и стремления понять друг друга.

Все, я думаю, замечали, что женщин в храмах значительно больше, чем мужчин. В разы больше. С чем это связано?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Необходимо различать живую веру во Христа, которая подвигает человека изменить свою жизнь, а то и пожертвовать жизнью ради единения с Богом, и религиозную потребность, которая побуждает человека совершать определенные ритуалы, обряды, чтобы получить душевное утешение, чтобы получить ощущение покоя и сознание исполненного долга: «все сделано правильно». Хотя вера, конечно, связана с обрядом: она порождает обряд, а обряд в свою очередь воздействует на душу человека, воспитывает ее — все же вера и обряд не одно и то же.

Читайте также:  Какой иконе молиться о снятии венца безбрачия

Поэтому вопросы «Почему в храмах женщин больше, чем мужчин?» и «Почему верующих женщин больше, чем мужчин?» хотя и похожи, но о разном. Первый касается особенностей мужской и женской психики, а второй — о таинственном промысле Божием и о тайнах человеческого духа.

Относительно психики — я не ученый и могу только поделиться собственными, а отчасти почерпнутыми из книг наблюдениями и впечатлениями. Женщина, кажется, более склонна к ритуалу, к обряду, более мистична, чем мужчина. Кроме того, у женщины более устойчивая психика, поэтому она, если и отпадает от веры внутренне, не так сразу расстается с обрядом. Думаю, что именно поэтому женщин в храмах больше, чем мужчин.

Мужчину, если он не имеет глубокой веры, в храм и вовсе не тянет. Женщин же, приходящих за удовлетворением религиозных потребностей, кажется, гораздо больше, чем женщин, осознанно ищущих Богообщения. А вследствие этого среди церковных мужчин доля пришедших в храм только исполнить ритуал — подать записку, положить продукты на канон и заодно — невелика сравнительно с аналогичной долей среди женщин.

Но женщин в храмах и вообще значительно больше, чем мужчин. И в результате получается, что среди церковных людей, сознательно стремящихся идти путем покаяния в Царство Небесное, мужчин и женщин одинаковое число.

Но все это только мнения, наблюдения и впечатления — не более того! Высказываться в этом отношении определенно было бы проявлением крайнего самомнения, было бы грубым нарушением заповеди Спасителя «Не судите». В массе — кажется так, как я сказал. А про каждого конкретного человека разве можно со стороны определять, ищет он только ритуала или через ритуал тянется к Богу, или тянется к Богу, не обращая внимания на привычный нам обряд. Для покаяния всем людям дана совесть и заповеди Божии, а судья всем нам — Бог.

Здравствуйте, скажите, можно ли читать Евангелие сидя?

Отвечает протоиерей Борис Балашов : На Ваш вопрос могут быть даны разные ответы в зависимости от того, в какой ситуации читается Евангелие, и от того, как устроен внутренний мир человека.

, если чтение Евангелия является составной частью богослужения или домашнего молитвенного правила, то для здорового человека нормальным будет положение стоя. В обычном случае мы с Богом ведем свой молитвенный разговор, предстоя перед Ним (не берем в расчет ситуации, когда человек находится в транспорте, на работе или в армии).

, находясь в домашней обстановке, Евангелие целесообразно читать так, чтобы оно лучше воспринималось и осмыслялось. Для наилучшим вариантом будет чтение Слова Божия, стоя в молитвенном положении перед иконами в своем домашнем молитвенном уголке. Для других наиболее целесообразным будет положение сидя или за столом, или в другом месте. Думаю, что хорошо перед чтением кратко помолиться либо своими словами, либо прочитать молитву «Царю Небесный», либо просто сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Во всех случаях, стоя или сидя, надо следить, чтобы не было внутреннего расслабления души и вольготного разленения тела, что мешает внутренней сосредоточенности. Читать Евангелие надо не торопясь, продумывая каждую фразу, и просить Бога о том, чтобы Он помог нам Его Евангелие понимать и исполнять в жизни.

Как священнику в деликатной форме рассказать о невыносимо стыдном?

Отвечает клирик Преображенскго храма г. Балашихи протоиерей Александр Бутрин : Думаю, что Вы достаточно воцерковленный человек, регулярно посещаете богослужения и участвуете в таинствах церковных. Если это еще не так, то желаю Вам почувствовать и понять радость такой жизни. Во всяком случае, сегодня душа Ваша жаждет очищения и ее тяготит конкретный грех, который, к счастью, стал Вам уже ненавистен. Если внутренне, духовно Вы уже почувствовали отвращение к этому, ранее содеянному греху, то советую Вам самоотверженно, честно и открыто рассказать на исповеди об этом грехе. Найдите священника, который, на Ваш взгляд, с наибольшим пониманием отнесется к Вашим проблемам. Батюшки все хорошие, но в данном случае, быть может, и не стоит идти напролом. Сердце Ваше подскажет.

В любом случае можете не сомневаться, что Ваша тайная жизнь не станет известной другим людям: тайна исповеди строго сохраняется в Церкви. А священнослужители — слуги Божии — являются еще и внимательными и сострадательными врачами духовными. Врачует все наши язвы и недуги души Сам Господь, но Он же учредил в Своей Церкви и посредников — нас грешных. Священники — не небожители. Они, являясь такими же людьми, как и все другие, понимают склонность человеческой природы ко греху, но одновременно им известно и то, как бороться с грехом. Одним из верных средств в этом является честное и беспощадное исповедание духовного недуга. После «диагноза», который мы ставим сами себе в Таинстве Исповеди, мы получаем от Бога прощение и Его Божественное лекарство — самое сильное и страшное — Его Пречистые Тело и Кровь. Он так нас любит и так желает нашего исцеления, что дает нам в снедь Самого Себя.

Вы, конечно, можете и деликатно изложить то, что называете постыдным. Это Ваше право. Форма исповеди, те слова и предложения, из которых мы ее строим, — наше личное дело. Однако рекомендую не жалеть себя. И знайте, что батюшка такой же, как и Вы, человек. Он не будет думать о Вас плохо, он посочувствует и помолится о Вас. Помоги Вам Господь и Матерь Божия. Желаю Вам духовного совершенствования и спасения души!

Скажите, пожалуйста, икона Коронование Богородицы православной веры в России есть, и если можно напишите, где увидеть? И такой вопрос: руны на иконах для чего?

Отвечает протоиерей Николай Погребняк : Коронование Богородицы, точнее, Коронование Святой Девы — один из эпизодов католического предания о коронации Девы Марии после Ее вознесения на небеса; католическая церковь установила для этого праздник 15 августа. Ни Священное Писание, ни догматическое учение церкви об этом празднике ничего не говорят.

Согласно преданию, сразу после Своего Успения (которое почитают и православные христиане, отмечая его 28 августа) Дева Мария была вознесена на небо и получила «царство благолепия и венец доброты от руки Господней». После коронации Дева Мария может называться Царицей Небесной, ходатайствуя на небесах пред Своим Сыном за грешников.

Самые ранние изображения Коронования относятся к XII в. В западноевропейском искусстве существует множество произведений, посвященных Коронованию Девы Марии. Этот сюжет известен по произведениям Джотто, Боттичелли, Дюрера, Эль Греко, Рафаэля, Веласкеса и многих других художников.

В православной иконографии первые изображения Коронования появляются под влиянием западной живописи на Балканах, а с XVII в. и на Руси — главным образом, в западных областях. Особенно широкое распространение этот сюжет получил на Украине. Из наших известных икон, использующих этот сюжет, можно назвать икону Успения Божией Матери конца XVII в. в храме Покрова Богородицы в Филях, а также икону «Вертоград Заключенный» (ок. 1670 г.), находящуюся в Третьяковской галерее.

Надо отметить, что в православной иконографии изображения Богородицы, увенчанной короной, известны, по крайней мере, с XIV в. Этот сюжет носит название «Предста Царица» и изображает Богоматерь, стоящую по правую сторону от сидящего на царском престоле Спасителя (отсюда и второе название иконы — «Царь царем»). По другую сторону престола изображают Иоанна Предтечу. Икона иллюстрирует пророческий текст псалма Давида: стала царица одесную Тебя в Офирском золоте (Пс. 44:10). Кстати, новгородская икона «Предста царица» XV в. — первое произведение древнерусского искусства, которое прибрел для своей галереи .

Большинство икон Богоматери с короной — достаточно поздние и происходят обычно из западных областей Руси. Иногда корона появлялась как деталь драгоценного оклада на чтимой иконе, изначально короны не имевшей. Таковы, например, Владимирская и Казанская иконы XVII в. в собрании . К концу XVII — началу XVIII вв. стали изображать корону и на иконах, ранее ее не имевших, например — на Боголюбской иконе Божией Матери.

Что касается второго вопроса, то здесь налицо ошибка: рунических надписей на иконах не бывает. Надписи на иконах делаются на или на греческом языке. Руническое письмо употребляли древние германцы в дохристианские времена; с принятием христианства они перешли на латиницу. Руны могут несколько напоминать греческий алфавит, поэтому одна из теорий происхождения рунического письма называет его источником греческую скоропись.

Можно ли Святой лик или икону ставить на заставку телефона?

Отвечает протоиерей Николай Погребняк : Икона для верующего человека является святыней, и это определяет отношение к ней. Поместив священное изображение в качестве заставки на свой мобильный телефон, мы должны будем и относиться к аппарату соответствующим образом. Например, не сквернословить. И если жизнь наша станет достойнее, чище, если при каждом соприкосновении с такой святыней мы будем о своей ответственности перед Богом вспоминать, и это удержит нас от размещение иконы на мобильном телефоне вполне оправдано. Это, кстати, касается и других икон, которые нередко можно видеть в автомобиле или на рабочем столе. Традиция добрая и ко многому обязывает. Когда водитель, трогаясь в путь, просит Божьего благословения, а на дороге внимателен и вежлив, то такое поведение можно назвать христианским.

Православная Жизнь

Ношение икон в кошельках, сумках, на заставках мобильников и планшетов – это боголюбие или богохульство, христианское благочестие или язычество? Разъясняет протоиерей Александр Немчинов – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.

– Ношение икон в кошельках зачастую связано с недопустимо хамским отношением к ним. Помню случай, когда одна продавщица, узнав, что я священник, сразу же задала вопрос: «Батюшка, а почему мне так не везет?» Я ей попытался как мог объяснить, что причины могут быть разные, что беды наши – не случайны, а закономерны, и причины их так или иначе кроются в нас. Старался говорить как можно доступнее: что это следствия наших внутренних противоречий, отношения к людям и Богу. «Да что к Богу! – ответила она и достала из кошелька ламинированную иконку Богородицы. – Вот уже сколько ношу, а толку нет!» И начала ругать икону, тыкать в нее пальцем и давать щелбаны в лик Богородицы.

Проявление варварского язычества

В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь.
В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы.
А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было.
Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом.
Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными.
В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым.
Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои.
И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.

Читайте также:  Какой иконе молиться при параличе

Ступенька к истинной вере

Если человек благоговейно относится к святыне, то это преклонение не позволит ему носить икону в кошельке. Потому что неподходящее это для иконы место. Соседство икон с деньгами, кредитными карточками и т. п. неуместно. Впрочем, не столь важно, где именно человек носит икону, а его отношение к образу.
В советское время у богатых людей была мода на коллекционирование икон, которые они «благочестиво» называли «доски». И хотя и размещали их в заметных местах, никакой духовности в этом не было. Люди почитали эстетическую и антикварную ценность икон, но не их духовное содержание.
Были в то время и те, которые держали в доме черно-белые или разукрашенные низкопробными красками фотографии икон, купленные на базаре, на одном прилавке с фотографиями пухленьких девочек, котят и целующихся голубей. Само качество их изображения выглядело как надругательство. Но для покупателя это было не так уж и важно. Приобретали-то их ведь чаще всего «на удачу».
Так что все зависит от побудительной причины: зачем человек носит с собой икону. Если это действительно проявление упования на Бога, боголюбие – это одно. Если «на всякий случай» и чтобы в жизни везло – это уже другое. Хотя для некоторых людей даже такое магически-языческое отношение может стать ступенькой, путем к истинной вере. Это уровень понимания человека, то, что он способен осознать в данный момент. Главное, чтобы на этой ступеньке человек не остановился, а такое вполне возможно.
Если в человеке не проснется боголюбие, то он так христианином и не станет. Потому что отношения с Богом строятся на бескорыстной любви, а не ради того, чтобы повезло в жизни и для получения земных благ.
И если с верой и надеждой (хотя бы в какой-то степени) женщина носит складенек в сумочке с благоговением – это можно понять. Но нельзя сказать, что сумка – подходящее место для постоянного пребывания святого образа.

Наше отношение к Богу утилитарно или благоговейно?

Мода размещать иконы как заставки на мобильные телефоны и планшеты тоже весьма сомнительна. Если уж хочется, чтобы на мобильнике было что-нибудь такое, что может охарактеризовать его владельца как православного христианина, то лучше уж, пожалуй, брать на заставки фотографии благолепных храмов.
Ну не будет же человек молиться перед заставкой на телефоне! Поэтому и телефон – не самое подходящее место для икон в силу того, что это исключительно бытовой предмет, как и браслеты с ликами святых. Ну а уж брелочки с иконками, на мой взгляд, и вовсе надругательство.
Человек хочет показать свою сугубую религиозность, а превращается это в богохульство. И церковный бизнес здесь играет свою роль – иконные лавки пестрят блестящими цацками с ликами святых и крестами.
То же самое можно сказать и о церковных песнопениях, которые используют как сигналы вызова на мобильнике. Представьте, если вдруг где-нибудь в общественном туалете вдруг зазвучит «Иже херувимы». Наверное, даже прожженный богохульник до такого не додумается.
Важно помнить, что все церковное предание: богослужение, церковное искусство по сути своей глубоко ИКОННО. И песнопение – это, можно сказать, музыкальная икона. Догмат VII Вселенского собора гласит: «. Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Следовательно, наше отношение к Первообразу определяет также отношение к Его образу. В этом и проявляется связь с Богом: утилитарная или благоговейная. Человек, имеющий страх Божий, конечно же, и к образу Его, как и к образам святых угодников Божиих (дивен Бог во святых Своих), относится с благоговейным трепетом.
И поэтому каких-то специальных правил по поводу ношения икон в кошельке нет. В каждом конкретном случае лучше посоветоваться с духовником.

Можно ли молиться по телефону?

Все мы знаем, как сложно воспринимать на слух иностранную речь, тем более если это иностранная речь содержится в песне. Поэтому ничего удивительного в том, что многим очень трудно понимать богослужение на церковнославянском языке.

Непонятный язык (кто не согласен с этим, я предлагаю всегда перевести задостойник Рождества Христова), незнакомые распевы, особая манера чтения – все эти факторы приводят к тому, что как бы внимательно не слушали бы службу, все равно большая часть смысла текстов, которые зачастую читаются один раз в год, ускользает. А службу понимать хочется, тем более все тексты – это древняя поэзия непередаваемой красоты.

Я всегда хотел участвовать в богослужении осмысленно, и понял, что если я не буду следить за печатным текстом, то очень скоро, минут так через 10, мой мозг перестанет воспринимать службу и мысли унесутся на сторону далече…

В те стародавние времена, когда компьютеры были роскошью, а интернет только появился, я смог еще в школе, на казенном компьютере и с казенного интернета, распечатать себе некоторые самые важные службы– неизменяемые части Божественной Литургии и Всенощного Бдения, службы двунадесятных праздников и Страстной седмицы. Если тексты из первых книжек очень скоро запомнились, то брошюрки с праздниками и с постовыми службами служили мне верою и правдою несколько лет. Ровно до тех пор как у меня появился мобильный девайс с интернетом.

С этого момента моя литургическая жизнь резко изменилась, я стал следить за службами постоянно. Не всем это нравилось. Некоторые особо вредные бабушки-прихожанки, набрасывались с криком: хватит в храме играть. Они не могли, а некоторые и сейчас не могут понять, что телефон это далеко не только игрушка. Но они быстро отставали при первом же вопросе: «А кто Вам благословил делать замечания?» Причем замечу, я пользуюсь телефоном для чтения богослужебных текстов уже почти 10 лет и ни один священник ни разу меня не попрекнул и ничего не сказал. Скорей, наоборот — с развитием технологий я стал замечать, что все больше и больше священнослужителей пользуются телефоном в богослужебных нуждах. Есть много приложений (я, к примеру, пользуюсь андроид-приложением «Библиотека ЦС») где есть полный сборник наших богослужебных книг. Для тех, кто пока еще плохо разбирается в службах, есть с сайты со службами наряду, в которых молитвы из всех книг собраны в одну службу данного дня (я рекомендую сайт «Последование богослужений на ряду»)

А в некоторых бедных храмах начали пользоваться им и на клиросе, для чтения и пения. Дело в том, что для нормального совершения богослужения нужно очень много книг. Одних только Миней, содержащих службы святым на каждый день нужно 24 книги, я уже молчу про остальные книги, которых нужно столько же, сколько Миней. Поэтому настоятелю такого храма остается только купить один планшет или электронную книгу и служить по ней. Мне самому приходилось читать и петь по такому планшету.
Сегодня все больше и больше священникив своих проповедях говорят о необходимости осознанного участия в богослужения, но это участие невозможно без понимания, а понимание невозможно без слежения за службой. Поэтому не смущайтесь, когда видите человека на службе с телефоном в руках, скорей всего он не играет, а молится.

Теперь о домашней молитве. Как мы знаем, «келья устава не имеет», дома каждый может молиться как ему удобно. И я, например, уже много времени молюсь с помощью телефона или планшета. Здесь я могу подобрать удобный мне шрифт и цвет, сделать нужные закладки, почитать акафист или канон любимому святому, которые отсутствуют не то что в моем молитвослове, а в продаже вообще. Удобно с телефоном молиться в автобусе или на работе (ведь заповедь апостола Павла «непрестанно молитесь» еще никто не отменял).

Не нужно боятся девайсов, это не бесовкое изобретение, а всего-лишь средство, которое человек можно употребить и во зло себе и окружающим и на пользу себе и своей душе.

Добавить комментарий