Никон радонежский о чем молятся

Преподобный Ни ́ кон Радонежский, игумен

Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. В юном воз­расте, услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия и же­лая по­сле­до­вать ему, свя­той при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил при­об­ще­ния к ли­ку мо­на­ше­ству­ю­щих. Пре­по­доб­ный Сер­гий, про­ви­дя в нем бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и ис­пы­ты­вая его сми­ре­ние и тер­пе­ние, ото­слал св. Ни­ко­на к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Вы­соц­ко­му. Здесь пре­по­доб­ный Ни­кон учил­ся ум­но­му де­ла­нию, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чи­сто­те.

Воз­ве­ден­ный в сан иеро­мо­на­ха, пре­по­доб­ный Ни­кон вер­нул­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и стал лю­би­мым и близ­ким уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Ви­дя ду­хов­ную зре­лость и опыт­ность пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, пре­по­доб­ный Сер­гий пе­ред смер­тью на­зна­чил его сво­им пре­ем­ни­ком.

Став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Ни­кон под­дер­жи­вал все, что бы­ло уста­нов­ле­но учи­те­лем: лю­бил мо­лит­ву и пост, тру­дил­ся на­равне с бра­ти­ей, о ко­то­рой по­сто­ян­но с лю­бо­вью за­бо­тил­ся.

При пре­по­доб­ном Ни­коне 5 июля 1422 г., во вре­мя стро­и­тель­ства но­во­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.

По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ни­кон скон­чал­ся 17 но­яб­ря 1426 г. и был по­гре­бен близ ра­ки сво­е­го учи­те­ля. В 1560 г. над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го был по­стро­ен храм во имя его. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, по­чи­ва­ю­щие здесь под гроб­ни­цей, от­де­ля­ют­ся от ра­ки ве­ли­ко­го Сер­гия од­ной ка­мен­ной сте­ной.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты был ревнителем послушания, преподобный Никон всегда вспоминаемый, ибо прекрасный храм Святой Троицы в прославление отца твоего духовного воздвиг ты. Потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Как от преяркого Солнца блистающие звезды, Троическим светом вы озаряете сердца верующих, став сосудами Света Пресвятой Троицы, и преудивительным вашим житием для монахов были неизменными законодателями и церквам украшение, и благоверным, и святителям и всем людям, ибо отогнав отсюда всю демонскую нечистоту своими чистыми учениями и делами, вы прекрасно упасли стадо, собранное вами, потому мы и сейчас молим вас: «Не забывайте о чадах своих, как имеющие дерзновение ко Святой Троице, Богомудрый Сергий с удивительным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наши».

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 4

Духо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне,/ вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник/ и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Духовному твоему настоятелю, отче Никон, во всем следовавший и им руководимый, во всем Христу ты послужил, монахов был начальник и жил вместе с преподобными, с ними же Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В по́стницех приобщи́вшеся Вели́кому Анто́нию/ и Евфи́мию Иерусали́мскому поревнова́вше в по́двизех,/ я́ко а́нгели, на земли́ яви́стеся,/ просвеща́юще, преподо́бнии, ве́рных сердца́/ Боже́ственными зна́мении и чудесы́ повсегда́,/ сего́ ра́ди ра́достно ва́с почита́ем и любо́вию вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Се́ргие и Ни́коне,/ по́стником удобре́ние и всея́ Росси́йския земли́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: В пощении став подобными Великому Антонию и подражав в подвигах Евфимию Иерусалимскому, вы были как ангелы на земле, всегда просвещая, преподобные, сердца верующих Божественными знамениями и чудесами. Потому с радостью вас почитаем и с любовью к вам взываем: «Радуйтесь, преподобные отцы Сергий и Никон, постников украшение и всей Российской земли великая сила».

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никону Радонежскому и всея России чудотворцу

Кондак 1

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения: Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:

Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.

Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.

Радуйся, корень зла в себе победивый.

Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:

Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;

Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.

Радуйся, иноческий путь на земли избравый;

Радуйся, прелести мира сего поправый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:

Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;

Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.

Радуйся, ревностным иноком себе явивый;

Радуйся, радость небесную получивый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:

Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;

Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.

Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;

Радуйтеся, ангельского жития подражателие.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 5

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:

Радуйтеся, искреннии наши наставницы;

Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.

Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;

Радуйтеся, монашествующих собирателие.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:

Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;

Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.

Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;

Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:

Радуйся, добрый пастырю овец своих;

Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.

Радуйся, твердый исполнителю его велений;

Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:

Радуйся, скорый послушателю верных молений;

Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.

Радуйся горе предстоящий;

Радуйся, доле усердием горящий.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:

Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;

Радуйся, откровений Божиих зрителю.

Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:

Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;

Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.

Радуйся, многи скорби претерпевый;

Радуйся, от них же Господом избавивыйся.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:

Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;

Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.

Радуйся, Пасху вечную миру явивый;

Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:

Радуйся, светильниче веры и благочестия;

Радуйся, луче Света Невечерняго.

Радуйся, наследниче жизни вечныя;

Радуйся, радосте наша и похваление.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Преподобный Никон Радонежский

30 ноября (17 ноября ст. ст.) Церковь чествует память Никона Радонежского, который был ближайшим сподвижником и преемником преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор — древнейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Со временем настоятельства преподобного Никона связаны имена величайших русских иконописцев — Андрея Рублева и Даниила Черного. Согласно церковному преданию, поддерживаемому большинством исследователей, знаменитая Рублевская Троица была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря, преподобном Сергии.

Содержание:

Житие преподобного Никона Радонежского

Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество подвижников, прославленных Церковью. В житии преподобного указан эпизод «чудо о птицах» — так Господь открыл святому о последующей судьбе учеников его и созданной им обители:

«И вот узрел он видение чудесное: появился на небе свет яркий, который всю ночную тьму разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий! Ты молишься за своих детей, и Господь моление твое принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя Святой и Живоначальной Троицы собравшихся в твое стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря. И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти» (Епифаний Премудрый, «Житие Сергия Радонежского»).

Одним из лучших учеников и последователей великого аввы был преподобный Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры. Родился он около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. С детских лет отличатся серьезным нравом и стремлением к иноческой жизни. Услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, благочестивый юноша направился к нему в обитель. Однако преподобный Сергий, провидев его будущее духовное преуспеяние и пожелав, чтобы будущий начальник обители явился в ней уже зрелым мужем, направил его вначале к одному из своих учеников, игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Здесь Никон принял монашеский постриг и за добродетельную жизнь был удостоен священнического сана. Достигши тридцатилетнего возраста, он вновь стал стремиться в обитель преподобного Сергия. Св. Афанасий не удерживал его. На этот раз Сергий не только с любовью принял его, но и повелел пребывать в одной с собою келье. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Так почил на Никоне дух Сергия, который сперва возложил на него часть своих попечений о братии под своим смотрением, а позже, за шесть месяцев до своего преставления, ушедши в затвор, совершенно передал ему начальство над своей Лаврой.

Однако спустя немного времени преподобный Никон решил удалиться на безмолвие, поручив игуменство святому Саве Сторожевскому. Через шесть лет, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, преподобный Сава удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия Лавры, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, с мольбой и слезами пришли к нему, чтобы убедить вновь принять на себя игуменство над обителью. «Неприлично, — говорили они, — тебе, отче, искать пользы для себя одного. Попекись лучше и о спасении ближних». Преподобный был вынужден уступить желаниям братии с тем, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвного богомыслия и слезной молитвы.

Читайте также:  Икона новодворская о чем молиться

В 1408 году Русь постигло тяжелое испытание: под предводительством хана Едигея татарские войска вновь вторглись на русскую землю, и преподобный Никон усердно молился о сохранении обители. Но тогда, во время ночной молитвы, в тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий вместе с преподобным игуменом Сергием и предсказали, что, по неисповедимым судьбам Господним, Лавра все-таки будет разорена. Вместе с тем святые велели ему не скорбеть об этом непродолжительном искушении и говорили о будущем расцвете Радонежской обители. Затем они изрекли ему мир и перестали быть видимы. Преподобный Никон пришел в себя, поспешил к дверям кельи и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его кельи к церкви, чем и удостоверился, что это не сон был, но истинное видение.

Получив сие извещение, преподобный Никон вместе с братией удалились на время из обители, взявши с собой некоторые святыни: иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи, которые и поныне хранятся в Лавре. Когда опасность миновала, иноки вернулись и увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние: он собрал рассеявшуюся братию и в течение трех лет на прежнем месте восстановил обитель. Прежде всего, был построен и освящен в 1411 году деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (ныне на этом месте стоит храм в честь Сошествия Святого Духа), и достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители. В 1422 году при закладке каменного Троицкого собора совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые, по окончании строительства, были перенесены в новый храм. Для росписи храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. Ныне Троицкий собор является древнейшим зданием Троице-Сергиевой Лавры и одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества.

Заботясь о процветании обители, Никон образцово наладил монастырское хозяйство, при нем особенное внимание стало уделяться книгописанию богослужебных книг. Безусловно, и при Сергии в монастыре иноки занимались книгописанием, однако гораздо большее число рукописей дошло до нас от времени игуменства Никона. Теперь значительная группа иноков несла свое послушание исключительно по части книгописания, пополняя монастырскую библиотеку новыми списками произведений святоотеческой и аскетико-созерцательной литературы. В Лавре сохранились деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона и богослужебные книги его: Евангелие, Служебник и Октай от 4-го до 8-го гласа и другие, писанные при нем. Кроме богослужебных книг, по почину преподобного были также переписаны два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа-пустынника с ответами аввы Варсонуфия и с наставлениями Исихия.

Преподобный Никон, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у простого народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя Кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Московский и Владимирский Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений частью вкладами, частью покупкой и много льгот в ограждение ее спокойствия.

Преподобный Никон дожил до глубокой старости. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, нечасто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность — гнездо пороков, любить безмолвие — матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Пречистого Тела и Крови Господней, преподобный сказал: «отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего!» «Изыди, душа моя, — тихо промолвил он, — идеже ти уготовано пребывалище; поиди радующися, Христос зовет тя!» И, оградив себя крестным знамением, он мирно почил о Господе. Это было 17 ноября 1426 года. Мощи его были преданы земле подле храма, в котором почивали уже открыто обретенные им мощи великого чудотворца Сергия.

Чудеса преподобного Никона Радонежского

За великие монашеские подвиги преподобный Никон при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины — дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия. Но Акакий самонадеянно отвечал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Тогда преподобный игумен предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание».

Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий, позабывши все, что было ему предсказано покойным настоятелем, отправился, как сам захотел, в то самое селение, в которое отказался идти за послушание преподобному Никону. Там его внезапно постиг гнев Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь. Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»

Раскаявшись, Акакий в течение нескольких дней и ночей провел у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молился об отпущении своего согрешения. Братия также усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его.

Преподобные Сергий и Никон Радонежские неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу. Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Тогда ему предстали два старца — Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон. Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал себя совершенно здоровым.

Особенно много чудес было совершено преподобными Сергием и Никоном во время осады Троицкого монастыря поляками под предводительством Лисовского и Сапеги, когда святой обители пришлось испытать множество бедствий от врагов. Святые нередко являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждою на помощь Божию, но и врагам, осаждавшим Лавру, устрашая и угрожая им гневом Божиим. Многие из осаждавших и их военачальников видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца, наподобие Сергия и Никона; один кадил стены кадильницею, а другой — кропил их святою водою.

Однажды, когда еще продолжалась осада монастыря врагами и среди осажденных появились от голода и всяких лишений болезни, Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: «Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом.

Иринарх с трепетом проснулся и наутро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым.

Почитание и прославление преподобного Никона Радонежского. Тропарь, кондак и канон святому

При святителе Ионе (1448 -1461) священноинок Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство священноинока Пахомия). Это произведение особенно ценно в качестве исторического источника, так как было составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь — от инока Игнатия. В 1547 году, на Московском Соборе, состоялось общецерковное прославление святого. В 1548 году над гробом преподобного Никона была освящена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и ныне почивают под спудом святые мощи преподобного. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона Радонежского.

Рака над могилой преподобного Никона Радонежского

Тропарь, глас, 1.

Послушанию добрыи рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне. Церковь бо прекрасну Святыя Троицы, в похвалу отцу своему воздвиже. Тем же и мы чяда твоя любовию вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя. Слава Деющему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 4.

Духовному си настоятелю отче Никоне всячески прилепився, и от него наставляемь во всем Христови поработився. Иноком бысть чиноначальник, и преподобным сожитель. С ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Никону Радонежскому →

Преподобный Никон Радонежский. Иконы

Среди сохранившихся икон преподобного Никона очень мало древних образов. Наиболее известный образ был написан в 1675 году выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым на гробницу преподобного Никона.

В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с поясным изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым.

Преподобный Никон Радонежский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

В алтарной части Успенского собора Московского Кремля, с правой стороны жертвенника, находится еще одно наиболее раннее изображение преподобного: фреска XVII века, восходящая к изводу 1513–1515 гг. Здесь, на круглом медальоне поясная фигура преподобного Никона, в согнутой левой руке его изображен свернутый свиток.

Преподобный Никон Радонежский. Фреска в алтарной части Успенского собора Московского Кремля

Несколько покровов с изображением преподобного Никона сохраняются в фондах Сергиево-Посадского Государственного музея. Самый древний, где преподобный Никон представлен вместе с преподобным Сергием, датируется 1569 годом.

Преподобный Никон Радонежский. Покров, шитье. Вклад царя Феодора и царицы Ирины. 1586 год Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Покров, шитье. Москва, 1569 год Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Икона на Святых воротах Троице-Сергиевой Лавры Преподобный Никон Радонежский. Минея — Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Прп. Никон. Монахиня Иулиания. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Преподобный Никон Радонежский. Храмы

Первым храмом, посвященным преподобному Никону, является Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — придел Троицкого собора. Эта церковь построена между 1422 и 1423 гг. над гробом преподобного, с южной стороны собора, имея с ним одну общую стену.

Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Во имя преподобного Никона Радонежского также освящен придел церкви преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предотеченского монастыря в г. Свияжске (р-ка Татарстан). Церковь была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. В 90-е годы ХХ века храм приобрел окончательный облик.

Храм преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предотеченского монастыря в г. Свияжске (р-ка Татарстан)

Преподобный Никон Радонежский

С Праздником памяти Преподобного Никона, игумена Радонежского!

С Рождественским постом, дорогие друзья!

Пожалуй, каждому православному христианину нашей страны, и не только, лично знакома и близка обитель преподобного Сергия Радонежского, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, что находится под Москвой. Сергий Радонежский, основатель этой прославленной обители Живоначальной Троицы, является одним из самых почитаемых святых на Руси. Его молитвенный подвиг и благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву сохранили Святую Русь от врага. Сердечные, непрестанные молитвы святого на протяжении многих лет хранили и хранят стены Лавры.

Ближайшим учеником преподобного Сергия был преподобный Никон. Своим нравом и всей своей жизнью преподобный Никон приобрел такую любовь преподобного Сергия, что жил с ним в одной келье, и последний незадолго до своей кончины возложил на него игуменство.

Сегодня, в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского предлагаем познакомиться и освежить в памяти историю жизни и чудотворений этого святого.

Преподобный Никон Радонежский

Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник преподобного Сергия, родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному и просил постричь его в иноческий образ. Но тот отослал его сначала к своему ученику Афанасию Высоцкому. Когда преподобный Никон под руководством Афанасия достиг сана иерея, преподобный Сергий в 1375 г. принял его в свою обитель. Своим нравом и всей своей жизнью преподобный Никон приобрел такую любовь преподобного Сергия, что жил с ним в одной келье, и последний незадолго до своей кончины возложил на него игуменство. Преподобный Никон мирно скончался в 1426 г.

За свои великие подвиги и святую жизнь преподобный Никон был удостоен от Господа еще при жизни дара прозрения, а после кончины дара чудотворений.

Однажды преподобный намерен был послать инока по имени Акакий в одно из сел, принадлежавших обители святого Сергия. Не желая сему повиноваться, Акакий сказал:

– Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села.

Преподобный долго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить приказание своего игумена. Тогда преподобный предрек:

– Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание.

Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвению всё, что было предсказано ему святым отцом, и отправился в то самое селение, куда посылал его преподобный Никон. И вот его внезапно постиг там суд Божий, предсказанный святым: он впал в исступление ума, так что братия привели его обратно в монастырь. Здесь явился ему святой Никон и, держа в руках жезл, с укоризною сказал ему:

– Акакий! Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и сёла?

Тогда Акакия обуял великий страх и он начал неистово кричать. В таком тяжелом состоянии он находился несколько дней, пребывая у раки преподобных Сергия и Никона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения. Братия также усердно молилась за него. И тогда по благодати Христовой и по молитвам святых Акакий, получил отпущение в своем согрешении и исцелился. Обо всем этом он сам со слезами рассказывал многим, вопрошавшим его.

В своей земной жизни преподобные Сергий и Никон были особенно близки друг к другу. Эта взаимная близость не оставляет их и в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Они оба вместе неоднократно являлись и совокупно чудодействовали.

Один из жителей Москвы, по имени Симеон, сильно заболел и уже лежал на смертном одре. Страдая от своей болезни, он начал призывать на помощь святого Сергия. Вдруг перед ним предстали два старца, один из них был Никон, вторым был преподобный Сергий, который ознаменовал болящего крестом, после чего велел Никону взять икону и благословить ею болящего. В это мгновение Симеон почувствовал себя совершенно здоровым.

Особенно много чудес было совершено преподобными во время осады поляками Троицкого монастыря. Однажды прп. Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: «Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом». И действительно, ночью выпал снег, и кто с верой натерся им, тот выздоровел.

В 1846 г. в больнице жестоко страдал от нервной горячки рясофорный послушник Гавриил, несколько дней он находился без сознания. В бреду он стал мысленно молить преподобных Сергия и Никона о возвращении к жизни, чтобы покаянием приготовиться к вечности, и увидел, что к нему явились свв. Сергий и Никон. Преподобный Сергий сказал прп. Никону: «Помоги!» – и тот, только подойдя к больному, наполнил его силой. Больной пришел в память, а болезнь миновала.

Как богата наша Русь святыми, которые и сейчас, после своей кончины, не оставляют нас без своего молитвенного предстательства заступничества пред Господом. Перечитывание их святых, ангельских историй жизни вдохновляет и нас грешных в стремлении хоть немножечко уподобляться и брать с них пример. Недосягаемая высота их святости освящает и наши души, подвигает и нас быть лучше, чище, добрее.

Читайте также:  Игуменья горы афонской икона о чем молятся

Преподобный Никон Радонежский

Память преподобного Никона Радонежского празднуется в Русской Православной Церкви два раза в год: 20 июля и 30 ноября по новому стилю.

Жизнеописание святого Никона Радонежского
Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество людей, прославленных позже в лике святых. Покинув обитель преподобного Сергия, они основали новые монастыри и разнесли дух истинного иночества по всей Русской земле. Одним из ближайших учеников и последователей Сергия Радонежского был Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры.
О жизни преподобного Никона сохранилось не так много сведений. Известно, что он родился около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. Согласно житию святого, стремление к монашеской жизни проявилось у него уже в юные годы, и он, услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, захотел войти в число братии. Однако Сергий Радонежский направил его вначале к одному из своих учеников игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Именно в этой обители Никон принял монашеский постриг и прожил там до тридцатилетнего возраста. Позже он вновь пришел в Троице-Сергиев монастырь и на этот раз был принят преподобным Сергием Радонежским.
Вскоре Никон становится одним из самых близких учеников преподобного Сергия и находится при нем неотлучно на протяжении нескольких лет. Незадолго до своей смерти Сергий Радонежский ушел в затвор, поставив на место игумена Никона, и таким образом, он стал руководить обителью после кончины преподобного Сергия. Однако игуменство Никона длилось не долго, и он, поручив управление монастырем святому Савве Сторожевскому, также ушел в затвор.
В XIV веке на Руси был расцвет монашеской жизни, повсюду возникали новые обители, которые получали поддержку князей, желавших иметь на своих землях монастырь. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич попросил преподобного Савву переехать в его княжество и основать обитель, и потому Никону пришлось вновь вернуться в монастырь Сергия Радонежского, который он уже не покидал до самой своей смерти. В 1408 году монастырь ждало тяжелое испытание: он практически полностью был разрушен войсками хана Едигея, и лишь книги и церковную утварь удалось спасти. Спустя некоторое время после этого преподобный Никон Радонежский начал строить Троице-Сергиев монастырь заново, заложив первым делом храм в честь Пресвятой Троицы, в который были помещены мощи святого Сергия Радонежского. Для росписей этой каменной церкви были приглашены лучшие в то время иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Существует предание, по которому известная икона «Троица» Андрея Рублева была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря святом Сергии Радонежском.
Скончался преподобный Никон Радонежский в ноябре 1426 года и был погребен рядом с преподобным Сергием. Канонизация святого состоялась в 1547 году при митрополите Макарии.

Икона преподобного Никона Радонежского
На иконах преподобный Никон Радонежский нередко изображается с приподнятой в благословении рукой, пальцы которой сложены в виде букв I и X, что означает имя Иисуса Христа. Этот жест на иконописных изображениях имеют святители и преподобные, которые в земной жизни имели священнический сан. Знак благословения говорит о том, что святые и после смерти продолжают благословлять каждого, кто обращается к ним с молитвенной просьбой.
В руках у Никона Радонежского часто изображается храм, который напоминает о том, что преподобный являлся строителем Троице-Сергиева монастыря.

Тропарь, глас 1:
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4:
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:
Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель твою в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечную приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН, ИГУМЕН РАДОНЕЖСКИЙ

память 30 ноября.

Тропарь

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа.

Кондак

В постницех приобщившеся Великому Антонию/ и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех,/ яко ангели, на земли явистеся,/ просвещающе, преподобнии, верных сердца/ Божественными знамении и чудесы повсегда,/ сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне,/ постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского (+ 1392), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ.

Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание — послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому (+ после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный. Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон», и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи — в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни.

Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.

После преставления Преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3 декабря).

В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326; память 21 декабря) и Алексий (+ 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится.

Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября.

Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом свего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви.

В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года.

Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448 — 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.

АКАФИСТ
Кондак 1

Великаго строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения:
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:
Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений;
Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.
Радуйся, корень зла в себе победивый;
Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостию и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;
Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.
Радуйся, иноческий путь на земли избравый;
Радуйся, прелести мира сего поправый.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле ко ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою жити повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:
Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;
Радуйтеся, души свои в храм Божий устроителие.
Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;
Радуйтеся, ангельскаго жития подражателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкве Российския славо и украшение.

Кондак 5

Боготечною рекою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:
Радуйтеся, искреннии наши наставницы;
Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.
Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;
Радуйтеся, монашествующих собирателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкве Российския славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельскаго благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:
Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;
Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей Его.
Радуйтеся, добрии делателие вертограда Его;
Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы Его.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкве Российския славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:
Радуйся, добрый пастырю овец своих;
Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.
Радуйся, твердый исполнителю его велений;
Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителию иноков управляти и игуменом братии быти и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:
Радуйся, скорый послушателю верных молений;
Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.
Радуйся горе предстоящий;
Радуйся, доле усердием горящий.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Читайте также:  Как молится иконе чаша

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет».
За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:
Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;
Радуйся, о людех ходатаю к Богу усердный.
Радуйся, откровений Божиих зрителю;
Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:
Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы.
Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.
Радуйся, многи скорби претерпевый.
Радуйся, от них же Господом избавивыйся.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовнаго и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:
Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;
Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.
Радуйся, Пасху вечную миру явивый;
Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:
Радуйся, светильниче веры и благочестия;
Радуйся, луче Света Невечерняго.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, радосте наша и похваление.
Радуйся, Никоне, Церкве Российския украшение.

Кондак 13

О великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кодак 1-й

Молитва преподобному Никону, игумену Радонежскому

О священная главо, Церкве Православныя похвало, святый угодниче Божий и досточудный служитель Животворящия Троицы, преподобне и Богоносне отче Никоне, присный угодниче и блаженный наследниче аввы Сергия! Ты положил еси велия труды, благоустрояя насажденный им Божий вертоград, дом Животворящия Троицы, лучами света своего озаряющ всю страну нашу и сущих в мори далече. Кто исчислит твоя подвиги, нощныя бдения, слезы умиления, сердечныя молитвы и душевныя воздыхания; кто виде твою неустанную брань с духами злобы поднебесными; кто слыша глаголы благодарения, исходящия из уст твоих, егда Владыка Господь избавляше тя в лютых обстояниих и вражеских напастех; воистину от юности ты благоугодил еси Подвигоположнику Христу всем своим житием и умножил еси данныя тебе Богом таланты во спасение души своея и врученнаго тебе стада словесных овец. Приими, отче святый, нашу хвалу и благодарение за вся твоя молитвы о чтущих святую память твою, да внемлет Всеблагий Господь твоему предстательству пред Ним о нас, немощных и убогих рабех Его. Помози чадом твоим, в иночестве подвизающимся и с верою притекающим ко гробу твоему, да никто от них впадет в сети вражия и да не погибнет для жизни вечныя. Умоли Начальника жизни Христа, да изведет из темницы души наша и направит стопы наша к Царству вечных благ, идеже непрестанно славится Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва иная

Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже и честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елиссея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываемыя в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему, и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши, и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию Своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, выну приносим Ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Никон радонежский о чем молятся

Приближается 590-летняя годовщина со дня преставления ко Господу второго игумена Троицкой обители, который почитается наравне с ее преподобным основателем, как один из величайших русских святых, – преподобного Никона Радонежского. Поэтому, говоря о роли преподобного игумена в становлении молодой еще в его время Сергиевой обители, уместно было бы упомянуть и о наследии преподобного Никона: о собранной в годы его игуменства библиотеке, предметах ризницы, дошедших до наших дней, о храмах, освященных в его честь и о его образе, дошедшем до нас благодаря древнейшим изображениям.

Важный этап истории Троице-Сергиевой обители конца XIV и первой половины XV веков – это время игуменства преподобного Никона Радонежского [2] , по временным рамкам совпавшее с княжением Василия I Дмитриевича [3] , которое ознаменовалось всесторонним усилением Московского княжества. В 1392 году Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397–1398 годах – Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли Коми. Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I Московское княжество не испытало каких-либо внутренних потрясений.

Это время – время формирования древнерусской государственности. Оно неразрывно связано с историей сравнительно молодой тогда, но уже славной своими учеными тружениками обители преподобного Сергия. Данный период ознаменован тесным сотрудничеством Великого князя с Троицким монастырем и непосредственно с его игуменом – преподобным Никоном. Это говорит о высоком личном авторитете игумена, и о зарождающейся государственной значимости его обители, свидетельством чего являются совместные труды Московского князя Василия I и преподобного Никона Радонежского.

Будучи игуменом, преподобный Никон тщался развивать книжную деятельность в своем монастыре. О книжной деятельности в Троицкой обители во время его игуменства свидетельствуют приписки на рукописях, указывающие, что известная рукопись написана «замышлением» или благословением игумена Никона: «В лето 6926 (1418) списана бысть книга сия, рекомая по елинех Диоптра, по нас же зерцало, Святей Троице в Сергиев монастырь, замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа…» [20] , «кончаны быша книги сия месяца августа на память первомученика Стефана рукою многогрешьнаго раба Божия… Илии [21] и замышлением преподобнаго игумена Никона и молитвами его и всея братии, а милостью святыя Троица и поспешением» [22] . В сборнике XIV века [23] есть приписка: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго Назара. Господину моему и отцу кир Никону метание от Назара». И эта рукопись писалась тоже по благословению преподобного игумена Никона или в дар ему. Во время игуменства преподобного Никона, в Троицком монастыре некоторые усердные монахи, заказывали для себя книги. В 1412 году «помощию Святыя Троиця съписася книга сия, ейже именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго в иноцех, смиреннаго многыми грехы Варлама» [24] . Для священноинока Матфея написана была также и Диоптра [25] , как гласит приписка [26] : «в обители царстеи Святыя и Живоначальныя Троиця, в устроени преподобнаго Сергия на имя священноиноку Матфею. списася сия книга в лето… (1412) индикт 3 месяца февроуаря в … день на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списа же ся си книга, при настоятельстве преподобнаго игумена Никона рѫкою многогрешнаго инока – Антоньа».

До наших дней сохранилось жизнеописание преподобного Никона и служба ему, впервые составленные в Троицком монастыре иеромонахом Пахомием Сербом в 1440–1450 годах [27] . Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство иеромонаха Пахомия). Это произведение не имело непосредственного текста-предшественника – оно составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь – от инока Игнатия. Поэтому Житие преподобного Никона ценно, как исторический источник: именно из него мы узнаем о том, как пострадал монастырь при нашествии Едигея, о том, как усилиями святого игумена Никона был возведен Троицкий собор над могилой преподобного Сергия и о том, что фресковая роспись собора, выполненная приглашенными игуменом Никоном живописцами – Даниилом Черным и Андреем Рублевым – способны «всех зрящих удивити». В этом Житии иеромонах Пахомий сообщает, что, исполнив заказ игумена Никона, а после, расписав Спасскую церковь в московском Андрониковом монастыре, иконописцы вскоре отошли ко Господу.

В рукописном Сборнике [28] XV века так же имеется Житие преподобного Никона. Привлекает внимание автограф иеромонаха Пахомия Логофета – Житие преподобного Никона в краткой редакции. Оно начинается иначе, чем обычная краткая редакция, а именно: «Егда благоизволи Бог и вь последнихъ днехь рода нашего рускыхъ странахъ многимъ и великымъ мужемь въ добродетели просіяти, отъ нихже бысть и сый блажени отець Никонъ, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатіе, веди исперва роженіе и житіе градъ Юрьевъ зовомъ» [29] . Обычно краткая редакция начинается так: «Сей блаженный духоносный отец Никон рождение имеше град Юрьев зовом» [30] .

Объемный фрагмент Жития близко к тексту цитируется на старинном иконописном изображении, на правом столпе Успенского собора лавры. Икона XIX века изображает явление преподобному Никону преподобного Сергия с двумя Московскими святителями – Петром и Алексием, предупреждающих его о предстоящем нашествии врагов на обитель, ее разорении и последующем восстановлении и величии. В верхней части иконы приводится текст в шесть строк, повествующий об этом чудесном видении [37] : «Преп. Никон, в нощной молитве, прося о защите всеобщаго Владыку Христа, призывал к предстательству пред ним и преп. Сергия. Седши для отдыха от труда молитвы, внезапно сведен он был как бы в тонкий сон и явились ему святители Петр и Алексий и с ними блаженный Сергий. Посеем явившиеся изрекли ему мир, и престали быть видимы. Преп Никон пришед в себя, поспешил к дверям келлий, и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его келлии к церкви и удостоверился что несон был ноистинное видение» [38] .

Интерес представляет уникальный текст, написанный на свитке в левой руке преподобного: «ТЕРПИТЕ, БРАТИЕ, ПРАВДЫ РАДИ СКОРБИ И БЕДЫ, ДА ВЕЧНЫЯ МУКИ УБЕЖИТЕ, В МАЛЕ ПОТРУДИМСЯ – ДА ВЕЧНО ВОЗВЕСЕЛИМСЯ. ХРИСТА С МУДРЫМИ ДЕВАМИ СРЯЩЕМ И ЦАРСТВО ЕГО НЕБЕСНОЕ ОБРЯЩЕМ, УКЛОНИМСЯ ШИРОКОГО ПУТИ, ВЕДУЩАГО В ПОГИБЕЛЬ – ТЕЦЕМ УЗКИМ И ПРИСКОРБНЫМ, ВЕЧНЫЯ РАДОСТИ ВИНОВНЫМ (пунктуация – авт.)» [46] .

В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с ростовым изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым.

В сокращенном варианте этот же текст повторяется на небольшом иконописном изображении преподобного Никона на современном иконостасе Никоновского предела, написанном под руководством выдающегося иконописца нашего времени – монахини Иулиании (Соколовой) в 50-х годах XX века.

Изображения преподобного на шитых покровах

Евангелие преп. Никона [51]


Кадило преп. Никона
[55]


Панагия преп. Никона

Фелонь преп. Никона


Голубая плащаница


Покров на гробницу преп. Сергия


Богослужебные сосуды

Деревянные богослужебные сосуды, хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии. Так же сохранилось несколько предметов, принадлежавших преподобному Сергию [64] , несомненно, преемник великого аввы использовал их за церковным богослужением. «Деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона, – те же самые (идентичные – авт.), что и преподобного Сергия. Во всем похожи на последние, за исключением того, что по краям читается надпись: «пити от нея, се есть Кровь Моя Нового Завета во оставление грехов» [65] . Сосуды эти – два деревянных потира и два таких же деревянных дискоса. Чаши, как и дискосы, изготовлены методом точения на станке, окрашены алой киноварью с иконописными изображениями. Чаша, принадлежавшая преподобному Сергию, выполнена изящнее – ее стенки заметно тоньше, на ней имеется широкая трещина с краю ножки. Трещина эта не современная, она заметна и на литографическом изображении начала XX века, опубликованном в Житии преподобного Сергия, изданном в 1909 году [66] . Между прочим, в описании этого изображения, составитель данного издания – архиепископ Никон (Рождественский) указывает, что это именно та чаша, из которой, «по преданию, преподобный Сергий причащался благодатным огнем» [67] .

Ко времени преподобного Никона традиционно относят серебряный потир [68] с золоченным изображением святых и надписью и дискос [69] , однако, профессор Е.Е. Голубинский ставит под сомнение факт сохранности серебряных чаш, предполагая, что они были «переделаны после» и «перестали считаться сосудами преподобных Сергия и Никона» [70] .


Колокол «Никоновский» или «Чудотворцев»

На сохранившемся в Лавре пятидесятипудовом колоколе [71] читаема надпись: «Ис. Хс. НК. В(о) славу С(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)ршиси колокол сей въ лета бл(а)гоч(ест)иваго и великого князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, Митрополита Киевскаго всея Руси, во обитель въ пр(епо)добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, въ лето 6928 (1420), индикта 13, м(еся)ца августа 15, на успение Пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария» [72] .

Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона Радонежского для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор – старейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, созданный в годы игуменства преподобного, своды которого помнят голос святого игумена.

Отрадно осознавать, что спустя более чем пол тысячелетия, имя и подвиги преподобного Никона игумена Радонежского сохраняется в памяти соотечественников. Особенно важным является тот факт, что предметы древности – священные реликвии и книжные памятники, помнящие прикосновение рук святого, доступны сегодня боголюбивым паломникам и всем, интересующимся родной историей. Несомненно, в этом заслуга сотрудников Сергиево-Посадского Государственного Исторического музея, сотрудников Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии и братии святой обители Сергиевой.

Молитвами святых преподобных отец наших Сергия и Никона игуменов Радонежских, Господи помилуй нас!

Добавить комментарий