О чем молиться иконе кирилла и марии

Молитвы преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Почитая православных святых, мы не всегда думаем об их родителях, а зачастую даже не знаем их. Но встречаются случаи, когда родители почитаемых святых показывают не меньшую добродетель и даруют помощь. Так, молитва Кириллу и Марии Радонежским, родителям Сергия Радонежского способствует в делах семьи и дома, а также в супружестве.

История Кирилла и Марии Радонежских

До того, как принять монашеский постриг, преподобный Кирилл служил у князей Ростова. Семья их была обеспеченной, но, несмотря на это, они с супругой вели простую жизнь, помогали нуждающимся, не отказывали путникам в приюте. Детей они воспитывали в благочестии и любви к Богу.

Знамение об их сыне как об Избраннике Божьем пришло к ним еще до того, как он появился на свет.

В чем помогают молитвы преподобным?

Годы спустя Кирилл и Мария приняли вначале иночество, потом схиму. Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария умерли в 1337 году. Их мощи с тех пор покоятся в Покровском соборе. Говорят, что Сергий Радонежский указал:

Прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом.

Поэтому многие верующие считают своим долгом помолиться возле мощей его родителей и почтить их память.

День памяти отмечается 31 января, 19 июля (Собор Радонежских святых), 11 октября.

К молитве Кириллу и Марии Радонежским обращаются в следующих случаях:

  • просьба о содействии в воспитании детей;
  • просьба о даровании семейного благополучия.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании христианского супружества

Обрести семейное счастье и благополучие поможет молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским. Девушки прибегают к этой молитве, когда просят Господа послать им супруга.

О блаженная двоице, воистину земли русския украшение, святый преподобный Кирилле и святая преподобная Марие; образ брака христианскаго яви Господь преславное житие ваше; славно бо пожили есте в лета тяжкия для земли и народа нашего и вся скорби и искушения мира сего претрели есте единою плотию — сего ради прослави Господь вас и супружество ваше. Темже смиренно молю вас, препадающе перед святым образом вашим: умолите Господа, во еже послати мне супруга христианскаго (супругу христианскую). Весте бо, яко несть добро человеку единому быти: да исправит Господь стези моя. Ей, блазии о нас пред Богом заступницы, испросите мне смиренномудрия, кротости и рассуждения христианскаго. Помозите мне очистить от страстей сердце мое. Вы бо учителие и образи чистаго жития преизряднии есте и ходатаицы о нас по Бозе во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, с нимже усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, Отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские , родители прп . Сергия Радонежского

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

Жития

Краткое житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Пре­по­доб­ный Ки­рилл со­сто­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ро­стов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бо­ри­со­ви­ча, а по­том у Кон­стан­ти­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рых он, как один из са­мых близ­ких к ним лю­дей, не раз со­про­вож­дал в Зо­ло­тую Ор­ду. Св. Ки­рилл вла­дел до­ста­точ­ным по сво­е­му по­ло­же­нию со­сто­я­ни­ем, но по про­сто­те то­гдаш­них нра­вов, жи­вя в де­ревне, не пре­не­бре­гал и обыч­ны­ми сель­ски­ми тру­да­ми.

В жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия по­вест­ву­ет­ся о том, что за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей еще до рож­де­ния сы­на пра­вед­ная Ма­рия и мо­ля­щи­е­ся слы­ша­ли трое­крат­ное вос­кли­ца­ние мла­ден­ца: пе­ред чте­ни­ем Свя­то­го Еван­ге­лия, во вре­мя Хе­ру­вим­ской пес­ни и ко­гда свя­щен­ник про­из­нес «Свя­тая свя­тым». Пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия ощу­ти­ли на се­бе ве­ли­кую ми­лость Бо­жию, их бла­го­че­стие тре­бо­ва­ло, чтобы чув­ства бла­го­дар­но­сти к Бо­гу бы­ли вы­ра­же­ны в ка­ком-ли­бо внеш­нем по­дви­ге бла­го­че­стия, в бла­го­го­вей­ном обе­те. И пра­вед­ная Ма­рия, по­доб­но свя­той Анне – ма­те­ри про­ро­ка Са­му­и­ла, вме­сте с му­жем да­ла обе­ща­ние по­свя­тить ча­до Бла­го­де­те­лю всех – Бо­гу. Гос­подь да­ро­вал им сы­на, ко­то­ро­го на­зва­ли Вар­фо­ло­ме­ем. С пер­вых дней жиз­ни мла­де­нец всех уди­вил пост­ни­че­ством: по сре­дам и пят­ни­цам он не при­ни­мал мо­ло­ка ма­те­ри, в дру­гие же дни, ес­ли она упо­треб­ля­ла в пи­щу мя­со, мла­де­нец так­же от­ка­зы­вал­ся от мо­ло­ка. За­ме­тив это, пре­по­доб­ная Ма­рия во­все от­ка­за­лась от мяс­ной пи­щи.

Пра­вед­ность Ки­рил­ла и Ма­рии бы­ла из­вест­на не толь­ко Бо­гу. Бу­дучи стро­ги­ми блю­сти­те­ля­ми всех цер­ков­ных уста­вов, они по­мо­га­ли бед­ным, но осо­бен­но свя­то хра­ни­ли за­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: стран­но­лю­бия не за­бы­вай­те, тем бо не ве­дя­ще неции стран­но­при­я­ша Ан­ге­лы (Евр.13:2). То­му же учи­ли они и сво­их де­тей, стро­го вну­шая им не упус­кать слу­чая по­звать к се­бе в дом пу­те­ше­ству­ю­ще­го ино­ка или ино­го уста­ло­го стран­ни­ка. До нас не до­шло по­дроб­ных све­де­ний о бла­го­че­сти­вой жиз­ни этой бла­жен­ной че­ты, за­то мы мо­жем вме­сте со свя­ти­те­лем Пла­то­ном ска­зать, что сам про­ис­шед­ший от них плод по­ка­зал луч­ше вся­ких крас­но­ре­чи­вых по­хвал доб­ро­ту бла­го­сло­вен­но­го дре­ва. Счаст­ли­вы ро­ди­те­ли, ко­их име­на про­слав­ля­ют­ся веч­но в их де­тях и потом­стве! Счаст­ли­вы и де­ти, ко­то­рые не толь­ко не по­сра­ми­ли, но и при­умно­жи­ли и воз­ве­ли­чи­ли честь и бла­го­род­ство сво­их ро­ди­те­лей и слав­ных пред­ков, ибо ис­тин­ное бла­го­род­ство со­сто­ит в доб­ро­де­те­ли!

Око­ло 1328 г. пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия пе­ре­се­ли­лись из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. Вер­стах в трех от Ра­до­не­жа был Хоть­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь, в то вре­мя од­новре­мен­но быв­ший и муж­ским, и жен­ским. По рас­про­стра­нен­но­му на Ру­си обы­чаю под ста­рость ино­че­ство при­ни­ма­ли и про­сте­цы, и кня­зья, и бо­яре. Дух ино­че­ства со­об­щил­ся от сы­на к ро­ди­те­лям: под ко­нец сво­ей мно­госкорб­ной жиз­ни пра­вед­ные Ки­рилл и Ма­рия по­же­ла­ли и са­ми при­нять ан­гель­ский об­раз.

В этот мо­на­стырь и на­пра­ви­ли они свои сто­пы, чтобы там про­ве­сти оста­ток сво­их дней в по­дви­ге по­ка­я­ния, го­то­вясь к дру­гой жиз­ни. Но недол­го схим­ни­ки-бо­яре по­тру­ди­лись в но­вом зва­нии. В 1337 г. они с ми­ром ото­шли ко Гос­по­ду.

3 ап­ре­ля 1992 г., в год празд­но­ва­ния 600-ле­тия со дня пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со­сто­я­лось об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии. Ка­но­ни­за­ция до­стой­но увен­ча­ла ше­сти­ве­ко­вое по­чи­та­ние ро­ди­те­лей ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, дав­ших ми­ру об­ра­зец свя­то­сти и хри­сти­ан­ско­го устро­е­ния се­мьи.

Полное житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

«. Раб Бо­жий Ки­рилл преж­де об­ла­дал боль­шим име­ни­ем в Ро­стов­ской об­ла­сти, был он бо­яри­ном, од­ним из слав­ных и из­вест­ных бо­яр, вла­дел боль­шим бо­гат­ством, но к кон­цу жиз­ни в ста­ро­сти об­ни­щал и впал в бед­ность. Ска­жем и о том, как и по­че­му он об­ни­щал: из-за ча­стых хож­де­ний с кня­зем в Ор­ду, из-за ча­стых на­бе­гов та­тар­ских на Русь, из-за ча­стых по­сольств та­тар­ских, из-за мно­гих да­ней тяж­ких и сбо­ров ор­дын­ских, из-за ча­сто­го недо­стат­ка в хле­бе… Из-за это­го несча­стья раб Бо­жий Ки­рилл вы­ехал из той де­рев­ни ро­стов­ской, о ко­то­рой уже го­во­ри­лось; со­брал­ся он со всем до­мом сво­им, и со все­ми род­ны­ми сво­и­ми по­ехал, и пе­ре­се­лил­ся из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. И, при­шед­ши ту­да, по­се­лил­ся око­ло церк­ви, на­зван­ной в честь свя­то­го Рож­де­ства Хри­сто­ва…

Сы­но­вья Ки­рил­ла, Сте­фан и Петр, же­ни­лись; тре­тий же сын, бла­жен­ный юно­ша Вар­фо­ло­мей, не за­хо­тел же­нить­ся, а весь­ма стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Об этом он мно­го­крат­но про­сил от­ца, го­во­ря: «Те­перь дай мне, вла­ды­ка, свое со­гла­сие, чтобы с бла­го­сло­ве­ни­ем тво­им я на­чал ино­че­скую жизнь». Но ро­ди­те­ли его от­ве­ти­ли ему: «Ча­до! По­до­жди немно­го и по­тер­пи для нас: мы ста­ры, бед­ны, боль­ны сей­час, и неко­му уха­жи­вать за на­ми. Вот ведь бра­тья твои Сте­фан и Петр же­ни­лись и ду­ма­ют, как уго­дить же­нам; ты же, неже­на­тый, ду­ма­ешь, как уго­дить Бо­гу, — бо­лее пре­крас­ную сте­зю из­брал ты, ко­то­рая не от­ни­мет­ся у те­бя. Толь­ко по­уха­жи­вай за на­ми немно­го, и ко­гда нас, ро­ди­те­лей тво­их, про­во­дишь до гро­ба, то­гда смо­жешь и свой за­мы­сел осу­ще­ствить. Ко­гда нас в гроб по­ло­жишь и зем­лею за­сы­пешь, то­гда и свое же­ла­ние ис­пол­нишь».

Чу­дес­ный же юно­ша с ра­до­стью обе­щал уха­жи­вать за ни­ми до кон­ца их жиз­ни и с то­го дня ста­рал­ся каж­дый день вся­че­ски уго­дить ро­ди­те­лям сво­им, чтобы они мо­ли­лись за него и да­ли ему бла­го­сло­ве­ние. Так жил он неко­то­рое вре­мя, при­слу­жи­вая и уго­ждая ро­ди­те­лям сво­им всей ду­шой и от чи­сто­го серд­ца, по­ка ро­ди­те­ли его не по­стриг­лись в мо­на­хи и каж­дый из них в раз­лич­ное вре­мя не уда­лил­ся в свой мо­на­стырь. Немно­го лет про­жив в мо­на­хах, ушли они из жиз­ни этой, ото­шли к Бо­гу, а сы­на сво­е­го, бла­жен­но­го юно­шу Вар­фо­ло­мея, каж­дый день они мно­го раз бла­го­слов­ля­ли до по­след­не­го вздо­ха. Бла­жен­ный же юно­ша про­во­дил до гро­ба ро­ди­те­лей сво­их, и пел над ни­ми над­гроб­ные пес­но­пе­ния, и за­вер­нул те­ла их, и по­це­ло­вал их, и с боль­ши­ми по­че­стя­ми по­ло­жил их в гроб, и за­сы­пал зем­лей со сле­за­ми как некое бес­цен­ное со­кро­ви­ще. И со сле­за­ми он по­чтил умер­ших от­ца и мать па­ни­хи­да­ми и свя­ты­ми ли­тур­ги­я­ми, от­ме­тил па­мять ро­ди­те­лей сво­их и мо­лит­ва­ми, и раз­да­чей ми­ло­сты­ни убо­гим, и корм­ле­ни­ем ни­щих. Так до со­ро­ко­во­го дня он от­ме­чал па­мять ро­ди­те­лей сво­их» [1] .

По­сле это­го вер­нул­ся бу­ду­щий пре­по­доб­ный Сер­гий в свой дом и на­чал рас­ста­вать­ся с жи­тей­ски­ми за­бо­та­ми это­го ми­ра, чтобы ско­рее на­чать мо­на­ше­скую жизнь.

На­до до­ба­вить, что мо­на­ше­ский об­раз свя­тые Ки­рилл и Ма­рия при­ня­ли в Хоть­ко́вском По­кров­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в трех вер­стах от Ра­до­не­жа и был в то вре­мя од­новре­мен­но муж­ским и жен­ским.

Ле­то­пись Хоть­ко́вско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря при­во­дит сви­де­тель­ства о том, как мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к пре­по­доб­но­му Сер­гию и его ро­ди­те­лям спа­са­ло лю­дей от тяж­ких неду­гов. Мо­щи схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии неиз­мен­но по­ко­и­лись в По­кров­ском со­бо­ре, да­же по­сле его мно­го­чис­лен­ных пе­ре­стро­ек. Уже в XIV ве­ке в ли­це­вом жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия ро­ди­те­ли его изо­бра­же­ны с ним­ба­ми. По пре­да­нию пре­по­доб­ный Сер­гий за­ве­щал — «преж­де чем ид­ти к нему, по­мо­лить­ся об упо­ко­е­нии его ро­ди­те­лей над их гро­бом». Так и по­ве­лось — па­лом­ни­ки, еду­щие на бо­го­мо­лье в Тро­иц­кую Лав­ру, по­се­ща­ли сна­ча­ла Хоть­ков­скую оби­тель. В XIX ве­ке по­чи­та­ние пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии рас­про­стра­ни­лось по всей Рос­сии, об этом сви­де­тель­ству­ют ме­ся­це­сло­вы то­го вре­ме­ни. К со­жа­ле­нию, по­сле 1917 го­да Хоть­ко́вский мо­на­стырь был лик­ви­ди­ро­ван. Но, на­ко­нец, в июле 1981 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых в ко­то­ром бы­ли про­слав­ле­ны схи­мо­на­хи Ки­рилл и Ма­рия. В 1989 го­ду в По­кров­ском хра­ме мо­на­сты­ря, воз­вра­щен­но­го Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, вновь на­ча­лись служ­бы и в него бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи пра­вед­ных ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Сер­гия.

При­ме­ча­ния

[1] Текст из жи­тия пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, на­пи­сан­но­го свя­тым Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Κ со­жа­ле­нию, «Жи­тие Сер­гия» не до­шло до нас в пер­во­на­чаль­ном ви­де. В се­ре­дине 15 ве­ка жи­тие, вы­шед­шее из-под пе­ра Епи­фа­ния, бы­ло пе­ре­ра­бо­та­но офи­ци­аль­ным агио­гра­фом Па­хо­ми­ем Ло­го­фе­том. Па­хо­мий пи­сал уже по­сле об­ре­те­ния мо­щей свя­то­го Сер­гия в 1422 го­ду. Удо­вле­тво­ряя тре­бо­ва­ни­ям за­каз­чи­ков, Па­хо­мий при­дал «Жи­тию Сер­гия» па­рад­ную фор­му.

Житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия

Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея

Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2).

Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия, и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась особенно внимательной к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания; а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона (Суд.13:4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала», – как говорит святитель Платон, – «через свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи!» – говорила она тогда, – спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси – храняй младенцы Господь (Псал.114:5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!» Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою.

Читайте также:  Как молиться перед иконой серафим саровский

Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию; их благочестие требовало, чтобы их чувства благодарности к благо Дающему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо благоговейном обете. А что могло быть приятнее Господу в таких обстоятельствах, в каких они находились, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться вполне достойными милости Божией? И вот, праведная Мария, подобно святой Анне, матери Пророка Самуила, вместе со своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу.

Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал ее сосцов; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам так, что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. Мария, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было приметно никаких признаков болезни, ни внутренней, ни наружной. Оставаясь без пищи, малютка не только не плакал, но и весело смотрел на них, улыбался и играл ручками. Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал материнских сосцов, и тогда все убедились, что в этом детском посте ознаменовались, как выражается святитель Филарет, «предшествования расположения матери и проявлялись семена будущих его расположений». Возращенный постом во чреве матери, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И мать, действительно, стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась.

Раз отец послал его в поле искать жеребят, каковое поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богу и изливал пред Всеведущим слезы сердечного умиления. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону и стал вблизи. Старец окончил молитву, с любовью взглянул на доброе дитя, и, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа, ласково подозвал его к себе, благословил, отечески поцеловал и спросил: «Что тебе надобно, чадо?» «Меня отдали учиться грамоте», – сказал сквозь слезы Варфоломей, – «и больше всего желала бы душа моя научиться читать Слово Божие. Но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться. Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы». Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстами малую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Довольно научив его о спасении души, старец хотел уже идти в путь свой; но благоразумный отрок не хотел расстаться со святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. «Родители мои», – говорил Варфоломей, –очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!»

Старец последовал за юным странноприимцем, и с честью его встретили родители Варфоломеевы. Для благочестивых людей такой старец – инок – всегда желанный гость, а Кирилл и Мария особенно любили принимать и покоить у себя в доме иноков. Приняв благословение от старца, они предложили ему радушное угощение. Но гость медлил садиться за стол. «Прежде следует вкусить пищи духовной», – заметил он и направился в моленную, которая в старое доброе время имелась в каждом доме благочестивых князей и бояр. Туда пригласил он с собою Варфоломея, и, благословив начало Третьего часа, велел ему читать псалмы. Отрок взял благословение от старца и, благоговейно осенив себя крестным знамением, начал стихословить Псалтирь стройно и внятно! После того святой гость вкусил предложенной ему трапезы, и, благословив радушных хозяев, хотел удалиться; но благочестивым боярам жаль было так скоро отпустить его: им хотелось еще побеседовать с опытным в духовной жизни старцем, в котором они уже приметили дар прозорливости. Между прочим, они рассказали ему, как сын их, будучи еще во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае. «О добрые супруги! – сказал им на это старец, – вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына. Зачем же вы страшитесь там, где нет никакого страха? Вам должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем: Он предызбрал вашего сына еще прежде его рождения. А что я говорю вам истину – вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!» Старец встал, чтобы идти; уже на пороге дома он еще раз обратился к родителям Варфоломеевым и вымолвил в пророческом духе такие загадочные слова: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей». Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну? – И глубоко сохранили они в благоговеющих сердцах своих его таинственные слова.

В то время Ростовские земли попали под влияние московских князей. Послан был на Ростов в сан воеводы московский вельможа Василий, прозванием Кочева, и с ним другой, по имени Мина. По прибытии в Ростов, они стали действовать полновластно, притесняя жителей, так что многие принуждены были отдавать москвичам свои имущества, доходя до крайней нищеты, а за это получали только оскорбления и побои. Не избежали этих скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл, еще ранее этих событий, под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду со своим князем, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, а больше всего, – говорит преподобный Епифаний, – великая рать или нашествие Туралыково в 1327 году, – все это вместе крайне неблагоприятно отозвалось на его состоянии и почти довело Кирилла до нищеты. Очень вероятно также, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских, может быть, и он лишился тогда не только боярских почестей, но и всего своего достояния. Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было от наместников московских удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.

Случай скоро представился. В 12 верстах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович (Калита) написал духовное завещание, в коем, между прочим, назначил «село Радонежское» в удел Великой Княгине Елене «с малыми детьми» нераздельно. Вскоре после того село это перешло в полную собственность младшего сына Ианнова Андрея. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия Тысяцкого, Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, их родственников Дюденю и Онисима (бывшего ростовского вельможу, а в последствии – диакона и ученика Сергиева). В числе их переселился и блаженный Кирилл со всем своим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова.

Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного – для старцев, другого – для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.

Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей – праведных Кирилла и Марии – в Хотьковском монастыре.

В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых – схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию – к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские – родители преподобного Сергия

Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и тогда семейство поселилось в селе Радонеж близ церкви Рождества Христова.

Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии.

После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу, о сохранении себя и младенца.

И вот праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. Это значило, что они сделают все, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилось о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некоторое указание.

И 3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество — в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

Читайте также:  Икона взыграние младенца в чем помогает молитва

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». Так же по преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих ( имена ). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобные КИРИЛЛ и МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ, родители преподобного Сергия Радонежского (†1337)

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом – вследствие завещания Преподобного – предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей – сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей – Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: “Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля , на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий — страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Икона святого равноапостольного Кирилла — советы эксперта

Издревле на Руси детям давали имена в честь православных святых, и связь имени с покровителем таким образом не была нарушена. Но в настоящее время о своем духовном учителе знает лишь воцерковленный человек, в семье которого во главе угла стоят духовные ценности.

Читайте также:  Вход господень в иерусалим икона о чем молятся

Роль святого Кирилла в христианстве

Святой Кирилл (в миру Константин) проживал со своим братом Мефодием в IX веке в Салониках — городе, в котором жили одновременно две культуры — славянская и византийская. Впоследствии братья стали одними из самых известных и значимых в истории России фигур, ведь именно они первыми составили славянскую азбуку и перевели Библию на славянский язык.

Икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Предназначением обоих братьев стало нести христианство в люди через перевод священных текстов на славянский язык. Им приходилось много странствовать и терпеть многие лишения, в результате которых Кирилл (тогда еще Константин) тяжело заболел и перед самой смертью принял схиму.

В каких храмах есть икона святого

Икона святого Кирилла хранится в храмах таких стран, как Чехия, Македония и Болгария. Все эти иконописные изображения датируются XIX веком, причем самый древний из них лик написан в 1893 году. Эта икона находится в Храме Василия Великого, что расположен в Талице.

Икону святого Кирилла писали несколько раз и на каждой из икон он представлен по-разному. На более ранних иконах святой Кирилл запечатлен в одежде монаха со свитком в руках, по одним данным, это Священное писание, по другим — алфавит. Более ранние иконы представляют образ святого Кирилла иначе — правой рукой он благословляет верующих, а в левой — держит свиток.

Как защищает икона

Часто приходится слышать, что люди ищут защиты у каких-либо «сильных» икон. Такая формулировка неверна, ведь помощь и сила исходит не от самой иконы, а от Господа Бога. Мы молимся перед образом, но не самому образу. Та икона, которую не освятили в церкви, является скорее предметом интерьера. Говоря о помощи иконы в каком-либо деле, нужно понимать, что помогает, прежде всего, искренняя вера в то, о чем молишься.

Икона святого равноапостольного Кирилла

Это означает, что если в сердце нет веры в помощь свыше, то никакое обращение к святому образу не поможет. Здесь уместно упомянуть известную мысль о том, что человеку кажется, что Бог следит за его внешними поступками, но Господь видит, прежде всего, сердце человека.

Читайте об иконах других православных святых:

Как защищает икона

Обычно равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, изображается на иконах вместе с его старшим братом Мефодием, с которым они сообща создали славянский алфавит, отчего на Руси этот алфавит стали называть кириллицей или глаголицей. Вместе с Мефодием он перевёл на славянские языки богослужебные книги, что послужило началом церковного богослужения на славянских языках. К молитвам перед его образом прибегают с просьбой о помощи в научении детей грамоте. Конечно, если в семье есть кто-либо, кто носит имя Кирилл, хорошо иметь именную икону святого равноапостольного Кирилла, поскольку тезоименитство со святым может стать при постоянном и искреннем молитвенном обращении к нему основой для его особого покровительства.

Изображение Святого равноапостольного Кирилла на иконах

На иконе святой Кирилл изображен в монашеском одеянии со свитком в руках, на котором изображены буквы славянского алфавита. Значение данного образа для всех славян очень велико.

Перед иконой святого Кирилла молятся о даровании разума и премудрости, к нему обращаются отроки, которые плохо обучаются. Так же за молитвенной помощью и предстательством к Святому равноапостольному Кириллу обращаются учителя, преподаватели, студенты во время сдачи сессий.

В чем помогает икона

Молиться перед иконой святому равноапостольному Кириллу можно за детей в случаях, если у них есть сложности с овладением грамотой. Ещё стоит иметь в доме икону святого Кирилла именную – в случае тезоименитства кого-либо из близких. Возносимые перед святым образом молитвы Вашего Кирилла или за него помогут в разрешении самых разнообразных вопросов жизни.
Молитва перваяО преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от вол¬ков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.Молитва вторая

О всехвальнии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, припадающе пред честною иконою вашею, усердно молим вы: воззрите милостивно на нас, ихже трудом вашим просветили есте, и оградите нас неусыпным предстательством вашим от злых козней вражиих! Призрите убо на виноград сей, егоже насадили есте, и не предайте дивеему вепрю озобати его. Сохраните, святии угодницы Божии, Церковь нашу Православную, юже вы наздали есте на краеугольном камени, Христе, яко да будет недвижима, но да разсыпятся о камень сей волны всякаго маловерия. Укрепите пастырей наших во всех добродетелех и в подвизе проповедания, вразумите же пасомых, во еже послушати гласа их. Сохраните вся страны словенския от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякого зла. Услышите и всякаго человека; с верою к вам приходящаго и благодатныя помощи вашея требующаго. В страшный же час смертный предстаните всем нам блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие, да в мире и покаянии скончавше земное поприще, достигнем вечных благ наслаждения и купно с вами прославим Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь равноапостольному Кириллу, учителю Словенскому

От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе, пресветлую видев, яко девицу чисту, юже приемь, приведе, яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум, и обретеся яко другий Кирилл, блаженне, разумом и именем мудре.

Как обращаться к святому

Икона с изображением Кирилла имеет большую силу, особенно если она освящена в церкви. Если лик святого не подвергался освящению, он может не помочь, если ему молиться, но есть поверье, что даже если молиться такой иконе с искренней верой, ангел может услышать и протянуть руку помощи. Святой Кирилл отличался своей отзывчивостью и готовностью прийти на помощь каждому, кто попросит об этом.

Многие люди несерьезно относятся к иконам, которые размещают у себя в квартирах. Каждый христианин должен помнить, что святая икона — это вещь, через которую может осуществиться помощь от Всевышнего, поэтому и относиться к ней стоит уважительно.

Наибольшую защиту от иконы могут получить люди, которые носят то же имя, что и святой — если возносить молитвенные слова своему ангелу-хранителю, то эффект наступит быстрее. Если человек обращается к своему святому, искренне веруя и благодаря за помощь, покровитель быстрее донесет до Господа просьбу и поспособствует ее выполнению.

Для каждого святого существует свой тип молитв. Молитва, посвященная святому Кириллу, звучит так:

«О святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле! Ныне к вам усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся: молите Господа, да наставит и обратит нас, на путь спасения. Не оставите нас, недостойных чад ваших (имена), дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога, прославим во веки веков».

Особенностью молитвы для святого является время ее произношения: если молиться до восхода солнца, святой может обеспечить защиту для своего подопечного на протяжении всего дня. Он обеспечит протекцию от таких событий:

  • конфликты на рабочем месте;
  • зависть и сплетни;
  • недоброжелательные взгляды.

Если молиться ангелу-хранителю вечером, перед тем, как ложиться спать, можно получить защиту от плохих сновидений. Молитва на ночь может защитить от порчи и сглаза. Если молиться регулярно, можно начать видеть вещие сны.

Когда день памяти святого

День памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, совершается 14/27 февраля и 11/24 мая.

История учителя словенского

Учитель словенский Кирилл родился в IX веке в Македонии. До того, как стать схимником, он носил имя Константин. В историю он вошёл вместе со своим братом Мефодием. Святой был хорошо образован и рано принял пресвитерский сан. Некоторое время юный Константин был библиотекарем. Кроме того, он преподавал философию. Однако дар красноречия святому предстояло использовать для распространения учения Христа.

Константин не желал для себя славы и почестей. Несмотря на своё умение побеждать в спорах мусульман и еретиков-иконоборцев, он не хотел становиться миссионером, мечтая лишь об уединении и молитвах. Константин ушёл жить в горы к своему брату Мефодию. В 857 году император Михаил отправил праведных братьев к хазарам. Константин и Мефодий должны были склонить их к принятию христианства. Проповедь Константина была настолько убедительной, что хазарский князь вместе со своими подданными приняли новую веру. Правитель хотел одарить братьев. Константин, посоветовавшись с Мефодием, отказался от подарков. Князю было предложено заменить богатые дары освобождением греческих пленников. Хазарский правитель не смог отказать в этой просьбе.

Главная же миссия ожидала братьев в 862 году. Константин и Мефодий были посланы в Моравию, где создали азбуку для славян и перевели с греческого языка книги для проведения богослужения. Константин всегда отличался слабым здоровьем. Многочисленные переезды и тяжёлый труд ослабили его окончательно. Успев принять схиму и новое имя, святой умер в возрасте сорока двух лет. Кирилл был погребён в одной из римских церквей. По завещанию брата Мефодий продолжил просвещение славян.

В каких храмах есть икона святого

Мозаика с образом святого Кирилла
над ракой с мощами

Мощи святого равноапостольного Кирилла находятся в Риме в церкви Священномученика Климента, Папы Римского. Они хранятся в капелле, названной в честь святых Кирилла и Мефодия. Еще в капелле есть славянский уголок, там на стене закреплены мемориальные доски со словами благодарности от разных славянских народов. Из России – две доски, одна от Русской Православной Церкви, вторая – от молодежи России. В базилике Святого Климента сохранилась фреска IX века, на которой изображен святой Кирилл. Фреска XI века напоминает о важном событии из жизни святых, она называется «Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим». На одной из стен базилики можно увидеть мозаичную икону Святого Кирилла, являющуюся даром из Болгарии.

Память о святом Кирилле неразрывно связана с именем его брата, святого Мефодия. Чешский город Велиград считается местом упокоения святого Мефодия, хотя местонахождение его могилы не установлено. В этом городе чтут память обоих братьев, учителей словенских. Каждый год 5 июля здесь проходит праздник «День славянских апостолов Кирилла и Мефодия». Паломники посещают главную достопримечательность города – Велиградский монастырь и его базилику Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия.

В храмах Чехии, Македонии, Болгарии сохранились самые древние иконописные изображения святого Кирилла. В России старинных икон мало. В основном все иконы написаны в середине XIX века и позднее. Самая старинная из них является работой 1893 года. Она хранится в церкви Василия Великого на Талице. На лицевой стороне этого образа – святые Кирилл и Мефодий, а на обратной – надпись, указывающая на то, что икона создана по благословлению Иоанна Кронштадтского.

Памятная доска от России
в церкви Священномученика Климента,
Папы Римского

Образ Святого Кирилла равноапостольного помещен на аспиде южного придела собора Петра и Павла в Петергофе (Санкт-Петербург). Этот величественный собор, внешним обликом напоминающий московский собор Василия Блаженного, строился в 1895–1904 годах.

Примечательные иконы Святого Кирилла имеются в нескольких храмах Московской области. Церковь Мученика Уара в Вёшках Мытищинского района украшает декоративный пояс из металлических икон. Образ Святого Кирилла размещен рядом с иконой Святой княгини Ольги. В церкви Троицы Живоначальной в Наташино икона Святого Кирилла размещена на западном фасаде шатра. В Коневом Боре построена деревянная церковь Кирилла и Мефодия. На ее фасаде можно увидеть резную икону Святого Кирилла.

Над образом Святого равноапостольного Кирилла работал знаменитый художник М.В. Нестеров. Икона, написанная им, находится во Владимирском соборе в Киеве. Нестеров значительную часть жизни посвятил росписи церквей и храмов. Эта работа принесла ему широкую известность.

Адреса:

Церковь Священномученика Климента, Папы Римского – Италия, Рим, ул. Сан-Джованни-и-Латерано (Via Labicana 95, Roma. 00184 Italia). Тел.: +39-06-7740021.

Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия – Římskokatolická farnost, Stojanovo nádvoří 206, 687 06 Velehrad. Тел.: +420 571 110 538.

Церковь Василия Великого в Горках (на Талице) – Ярославская обл., Угличский р-н, с. Горки (Ильинское с/п). Тел.: 8 (48532) 434-89.

Церковь Кирилла и Мефодия в Коневом Боре – Московская обл., Коломенский р-н, с. Конев Бор. Тел.: 8 (915) 353-44-05.

Свято-Владимирский кафедральный собор – Украина, Киев, бул. Тараса Шевченко, д. 20 (ст. метро «Университет»). Тел.: +380 (44) 235-53-85.

Где повесить образ

Разместить икону святого Кирилла стоит в определенном месте. Наиболее удачными считаются такие комнаты: спальня и кухня. Распространенной практикой является выделение специального угла для икон. Его еще называют красным. Он обычно располагается с восточной стороны дома. Там развешивали вышитые полотенца и прибивали полочки для лампадок.

Молиться дома ангелу-хранителю стоит после того, как прочитана молитва Отче наш. Это поможет настроиться на более спокойный лад и сконцентрироваться на основной молитве.

Добавить комментарий