О чем молятся к иконе феофании

PravIcon.com

Форум для посетителей сайта

Блаженная царица Феофания

Блаженная царица Феофания

Сообщение Tasha » 13 сен 2011, 02:24


Икона передана в дар Благовещенскому собору г. Павлодара жительницей города осенью 1999 года после освящения собора. Предположительно, икона была частью иконостаса одного из разрушенных в советское время храмов города Павлодара. Эту икону прихожане называют еще «расстрелянной иконой», потому что она была мишенью для обезумевших богоборцев, в ХХ веке разрушавших храмы и осквернявших святыни. На иконе отчетливо видны дыры, оставленные пулями. Икону решили не реставрировать, как свидетельство о страшном времени гонений на верующих.


Царь Лев и царица Феофания.

Память блаженной царицы Феофании празднуется 16 декабря (29 декабря нового стиля).

Блаженная царица Феофания (Феофано) – первая супруга императора Льва VI Мудрого (886-911).

Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее — Константин, имевший сан иллюстрия, и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии, в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои.

— Да разрешится, — молились они, — о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие!
И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею.

С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями.
В это время царь Василий Македонянин[ выискивал прекрасную и добродетельную девицу для сочетания браком с сыном своим Львом Мудрым. Найдя Феофанию лучшею всех других девиц, он сочетал ее браком с сыном своим, уже объявленным наследником престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях.

Спустя некоторое время, лукавый враг посеял плевелы в доме царском между отцом и сыном, и восстал с гневом великим отец на сына. Взявши его с супругою его Феофаниею, он заключил их в темницу и приставил крепкую стражу. Сие совершилось по тайной злобе и хитрому коварству Феодора Сантаварина, епископа Евхаитского, — волхва, которого царь Лев не любил.

Дело началось так: когда умер первенец царя Василия и старший брат царя Льва — Константин, царь Василий скорбел о нем и безутешно плакал, ибо очень любил его. Тогда вышеупомянутый волхв, видя царя в великой печали и желая его утешить, посредством своих волхвований показал царю умершего сына его Константина живым, — сидящим на коне и едущим к нему на встречу. Обняв руками сына и с любовью облобызав его, царь снова потерял его из виду, ибо волшебное привидение и мечтание исчезло. Удивился царь и ужаснулся и, сочтя видение за действительность, стал очень почитать Сантаварина и, считая его своим искренним другом, во всем его слушался. Юный же Лев, будучи благоразумен и богобоязлив, возгнушался тем волхвом и, ненавидя его, как врага Божия, презирал. Феодор же, думая, чем бы отомстить царю Льву за такое презрение, измыслил следующую коварную хитрость. Выбрав удобное время, он наедине приступил к царю Льву и, притворившись доброжелательным и расположенным к нему, сказал:
— Вот ты молод и ездишь с отцом своим на охоту. На всякий случай нужно тебе тайно носить небольшой меч для того, чтобы иметь возможность, иногда употребить его на зверя, иногда же подать его в нужное время отцу, или, на тот случай, если бы какой домашний враг, коих отец твой имеет немало, неожиданно и внезапно напал на отца твоего, — тогда бы ты, тотчас вынув тайно носимый меч, мог поразить врага и сохранить жизнь отца своего.
Послушавшись этого коварного совета врага своего и не подозревая его лукавства, Лев стал тайно носить в сапоге небольшой меч, когда ходил с отцом своим на охоту, или еще куда-нибудь.

После этого, лукавый Сантаварин сказал тайно царю Василию:
— Сын твой Лев хочет внезапно убить тебя, чтобы царствовать одному. Доказательством его злого умысла послужит тебе следующее: когда ты отправляешься на охоту, и он с тобою, то он носит спрятанный в сапоге при ноге меч, приготовленный для того, чтобы в удобное время внезапно ударить тебя и убить. Если хочешь в том убедиться, испытай на деле — ступай на охоту, взявши и его с собою и, когда придешь на поле, вели осмотреть, что он имеет в сапоге.

Вскоре царь Василий, взяв юного царя, сына своего, отправился на охоту и, будучи на поле, повелел осмотреть, что имеет царь Лев в сапоге, и там найден был спрятанный небольшой обоюдоострый меч. И воспылал тотчас Василий пламенем неизреченной ярости и гнева на сына своего, считая за правду поведанное Сантаварином, будто сын хотел убить его.
— Для того он и меч приготовил, — сказал он.

Лев же, будучи ни в чем невиновен, уверял, что носил меч не для смерти отца, а для сохранения жизни его. Но, сильно разгневанный, отец, не желая слушать ни единого его слова, тотчас заключил его, а также и супругу его, блаженную Феофанию, в некотором, бывшем в царских палатах, тайном помещении, и приставил к ним крепкую стражу. Так лукавый волхв Сантаварин отомстил царю Льву; самым же ужасным при этом было то, что, по внушению того же Сантаварина, отец хотел сыну выколоть и вынуть очи. И сие дело непременно бы совершилось, если бы патриарх и весь синклит не удержали царя.
Более трех лет безвинный царь Лев и блаженная Феофания, не сделавшие никакого зла, пробыли в заключении. Там они ни в чем ином не упражнялись, как только в молитве и посте, скорбя о своем заключении и призывая Всевидящего Бога во свидетели своей невинности. Несколько раз синклит хотел просить царя за сына, но не находил удобного времени. Наконец, выпал случай, когда можно было обратиться с таковой просьбой. Это произошло так. В царской палате была птица, попугай, наученная произносить человеческим голосом некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал попугая. Однажды царь, совершая праздник святому пророку Илии, созвал к себе на царский обед всех своих придворных и, устроив пиршество, приглашал всех радоваться и веселиться с собою. Птица же та, часто говоря по-человечески, повторяла, неизвестно наученная ли кем, или случайно, такие слова:

— Увы, увы, господин Лев!
Слыша сие, все обедавшие придворные сидели в смущении, оставив пищу и питьё. Видя же придворных в смущении, ни вкушающих, ни пьющих, царь спрашивал, почему они столь печальны. Тогда они, сочтя время удобным, встали в слезах и сказали:
— Если не имеющая разума птица скорбит о своем, невинно страждущем, господине, — и рыдая и отыскивая его, говорит: увы, увы, господин Лев! — как же мы, разумные и словесные твари, несомненно знающие, что сын твой, а наш господин, страдает невинно по злобе, и по клевете терпит твой отеческий гнев, — как можем мы веселиться, есть и пить?! Не еще ли более мы должны скорбеть? О, царь! Если сын твой в чем-либо согрешил против тебя, отца своего, и задумал поднять на тебя руку, дай нам его сюда, — мы на части рассечём его. Если же он ни в чем неповинен, — как нам несомненно известно, — то зачем ты мучаешь кровь свою?

От таких слов царь пришел в умиление и, подвигнутый сердцем и естественною жалостью, тотчас повелел вывести царя Льва из заключения, остричь выросшие у него во время заключения волосы и, одевши в царские одежды, с честью привести к себе. Когда это было исполнено, царь поднялся в слезах, — обнял сына, стал лобызать его и возвратил ему прежний царский сан.

Пожив после сего немного времени, царь Василий заболел и умер, оставив царскую власть сыну своему. Лев же, по смерти отца, схватив волхва Сантаварина, повелел бить его, выколоть глаза и послал в заточение в город Афины.

Так обратилась злоба волхва на собственную его голову. Сей Сантаварин был по вере манихей, по учению — волхв, по виду — христианин, по сану — епископ, а царем Василием считался святым — ради чудес его, творимых волшебством.
Между тем блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своем душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая, как сор и сон, сладость и суету житейскую. Она непрестанно и днем, и ночью, имела на устах своих псалмы, духовные песни и молитвы и всю жизнь свою проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия. Она не заботилась о царском украшении своего тела, и если совне бывала одета с некоторым благолепием, то, с другой стороны, под одеждою, на теле, носила грубую власяницу, которою была умерщвляема плоть ее. Жизнь ее была постническая — она питалась простым хлебом и сушеною зеленью; обильные яства трапезы совершенно были изгнаны ею.

Поступившие в ее руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же. Бедные келлии монашествующих и монастыри обновлялись ею и обогащались имениями и всем нужным.

Таковы были усердия и попечения о всех той христолюбивой царицы! На слуг и рабынь своих она смотрела, как на братьев и сестер, и никого не звала просто — по имени, — но всех почитала званием в Господе, уважая имя, чин и должность каждого. И не изрекла она языком своим клятвы, и не вышло никакое гнилое слово из уст ее — ни ложь, ни клевета и вообще никакое непотребное слово. Ко всем она относилась с любовью — плакала с плачущими, радовалась с радующимися. Хотя постель ее и была устлана виссоном и украшена золотыми украшениями, но она не спала на ней, а положив на полу чистую рогожу, покрывавшую острые кости и зубы животных, ложилась спать на нее и такое свое ложе на всякую ночь, по изречению пророка Давида, омочала слезами (Пс.6:7) и после очень непродолжительного сна тотчас вставала на славословие Божие. От столь суровой, исполненной всяких лишений, жизни, Феофания впала в великую телесную болезнь, однако не изнемогала душою от непрестанной молитвы, не переставала поучаться в Божественном законе, читая священные книги и исполняя прочитываемое. Все ее попечения были направлены к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботиться о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущим, — и была она матерью для всех, не имеющих крова и помощи. Живя в мире, она отвергла всё мирское; пребывая в супружестве, она возлюбила благое иго Христово и, взяв крест на плечо, понесла его и, таким образом, угодила Богу.

Предчувствуя исход души своей из тела, блаженная Феофания повелела, чтобы все приходили к ней для прощания. Затем, дав всем конечное и последнее целование, она переселилась от царства земного к небесному и предстала к Царю славы, украшенная, как царскою багряницею, многими своими добродетелями. Посему причтена она к лику святых, добродетелями Богу угодивших, а честное тело ее было с честью предано погребению.
Муж Феофании, царь Лев Мудрый, еще при жизни ее, видя ее великую святость и почитая ее не как супругу, но как госпожу свою и ходатайцу пред Богом, задумал заблаговременно построить храм во имя ее. Святая же, узнав о сем, не только не соизволила сему, но и строго запретила делать это. Посему начатый уже строиться во имя ее храм был переименован во имя всех святых и тем же царем, по совету со всею церковью, в первую неделю по Пятидесятнице был установлен праздник всех святых. Царь говорил:
— Если Феофания — святая, то пусть и ее память празднуется вместе со всеми святыми, во славу от всех святых славимому Богу!
Кротость, милосердие и сердечное сокрушение о грехах прославили ее имя среди сограждан.
Феофания скончалась в 893 или 894 году.

Тропарь
Богоявленную царицу воспевающе и житие ея преподобническое восхваляюще, терпение же и смиренномудрие ублажающе, любовию непрестанно взываем: поминай и нас, блаженная Феофание, в молитвах твоих ко Христу неусыпных.

Молимся вместе

Ежедневно молимся вместе.
Читаем дневные Акафисты, на которых поминаем участников нашего сообщества,
принимающих участие в совместных молитвах.
Читаем Псалтирь и поминаем всех, кто принимает в этом чтении участие.
Читаем Книги Ветхого Завета, Евангелие, Апостол.
Приглашаем всех желающих присоединиться.

Канон Блаженной царице Феофании

Песнь 1
Ирмос: Твоя победительная десница / боголепно в крепости прославися: / та бо, Безсмертне, / яко всемогущая, / противныя сотре, / Израильтяном // путь глубины новосоделавшая.

Феофанию достойно воспоим, / Богомудрую царицу, / яко воистину Бога являющую / и Небеснаго Царствия причастницу, / в неже яко верная раба Христова вниде / и принесе славу свою яко венчанная царица. / Темже зовем ей: / радуйся, яко неувядаемый венец прияла еси.

Еже единое на потребу познавши, / красоту и славу мира сего презрела еси, / и духом непрестанно пламенеющи, / труды и подвиги возлюбила еси паче сладостей жития суетнаго, / и в терпении адамантовем до конца пребыла еси. / Темже зовем ти: / радуйся, яко неувядаемый венец прияла еси.

Читайте также:  Какую молитву читать когда вешаешь икону

Оставления прегрешений нам испроси, / попечением твоим николиже нас оставляющи / и моления наша приемлющи, / да вси в радости духовней вопием: / радуйся, яко неувядаемый венец прияла еси.

Богородичен: Пажити страстей плотских ныне окружают мя, и оскорбляют люте: / посети скоро раба Твоего, Дево, и от озлобляющих мя спаси.

Песнь 3
Ирмос: Едине ведый человеческаго существа немощь / и милостивно в не воображся, / препояши мя с высоты силою, / еже вопити Тебе, Святый: / одушевленный храме // неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче.
Фарисейскаго лицемерия бегающи, / мирския же славы отвращающися / и в тайне подвизающися, / единыя похвалы от Бога чаяла еси, / юже и стяжала еси, / и сподобилася еси Небеснаго Царствия.
Адамов грех высокоумия тебе, блаженная, не приразися, / смиренномудрием Христовым яко стеной ограждшейся, / ты бо рабство Христово возлюбила еси / паче владычества земнаго, / сего ради и сподобилася еси Небеснаго Царствия.
Никтоже веде, / яко достославная царица, / багряницею и виссом облеченная, / вретище власяно теми прикрывает / и мужественно язвы терпит, / страсти удобно побеждающи и Господеви зовущи: / не лиши мене Небеснаго Царствия.
Богородичен: Стенание, Чистая, и душевную слезу, / и присное ми умиление подаждь, Отроковице, /яко да плáчу одержащия мя страсти от невнятия, Богоблагодатная.
Седален, глас 7-й:
Возсия днесь всепразднственная память / блаженныя царицы Царяграда, / приидите людие, стецемся празднолюбцы, / тоя честным мощем поклонимся, / и тоя святый лик лобызающе возопиим: / о, премудрая Феофание, / блаженства райскаго неложная причастнице, / того сладости наследовати моли / к тебе усердно прибегающим // и чтущим твоя подвиги верно.
Слава, и ныне, Богородичен:
Предстательнице нератная, Богородительнице, / и молитвенице готовая притекающим к Тебе, / от бед мя избави: / да не презриши мене, всех Заступнице.

Песнь 4
Ирмос: Гору Тя благодатию Божиею приосененную / прозорливыма Аввакум усмотрив очима, / из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, // во спасение наше и обновление.
Иовлеву терпению поревновала еси, / озлобления и гонения приемлющи / и в темницу всаждаема, / в молитвах же непрестанно пребывающи, / сего ради стяжала еси Духа благодать / и светильник свой возжгла еси, // яко мудрая дева.
Юность и красоту, / богатство и владычество земное / всеконечно презрела еси, Феофание, / и в чертозех царских пребывающи, / в пустыню духом вселилася еси, / и на страже сердца твоего непрестанно бдящи пребыла еси, / яко да в Небесный Чертог // с мудрыми девами внидеши.
Милостыни елей на всяку язю изливающи, / сотворила еси в житии твоем блаженную куплю / и ко вратом Небесным приступила еси, / яже тебе радостию отверзошася, / и взошла еси в Чертоги Жениха // вкусити безсмертныя трапезы.
Богородичен: Очистилище всегда моему сердцу покажи, Пречистая, / святых воспоминание, и прегрешений очищение.

Песнь 5
Ирмос: Просветивый сиянием пришествия Твоего, Христе, / и освятивый Крестом Твоим мира концы, / сердца просвети светом Твоего Богоразумия, // православно поющих Тя.
Умныма очима непрестанно на Солнце Правды взирающи, / просветилася еси Того сиянием, / добродетелей лучами в житии твоем просиявши, / темже и нас просвети, // Светоподателя за ны умоляющи.
Державная венценосице, / умудри и просвети люди православныя, / яко да в праведности тебе последующе, / ризы же своя паче снега убеливше, / внидут в Горний Иерусалим, // идеже свет возсия невечерний.
Ризою жестокою / облекалася еси на земли, всеблаженная, / непрестанно молящися, / да подаст тебе Господь одежду светлу, / Одеяйся светом яко ризою, / и в Чертог украшенный введет тя, // из негоже вся извергнутся не имущии одеяния брачна.
Богородичен: Себе осуждаю прежде испытания, Богорадованная, / студная дела ношу един осужденный, / но предстани мне яко предстательница сущи всем, / и лютаго осуждения избави мя.

Песнь 6
Ирмос: Обыде нас последняя бездна, / несть избавляяй, вменихомся яко овцы заколения, / спаси люди Твоя, Боже наш: // Ты бо крепость немощствующих и исправление.
Угодила еси Богу, / и избегла еси погибельнаго рова, / и на Гору Господню взошла еси, / ум твой всегда горe воздвизающи, / сердце же долу во смирение преклоняющи, // и прешла еси житейскую пучину безбедно.
Юдоль плачевную жития земнаго / царским путем прешла еси, богомудрая, / и достигла еси Града Божия, / в немже ныне прославляешися. / Но призри с высоты на чтущия тя, / аще и во глубине падений пребывающия, // и избави ны от скверн и к Богу возведи ны.
Церкви корабля / никогдаже возмогут волны моря житейскаго потопити, / темже и вся яже на нем / безбедно брега онаго блаженнаго достизают / и потопления корабля веры не терпят. / Сие познавши, премудрая Феофание, / корабля церковнаго не оставляющи, // преплыла еси глубину несмущенно.
Богородичен: Освяти мой ум, и просвети сердце мое, Святая Мати Божия, / и одержащих мя зол измени: / да Тя славлю твердую Заступницу мою.

Кондак, глас 3-й:
Царским венцем на земли венчанная, / блаженная Феофание, / Небеснаго венца возжелала еси, / темже и плоть твою бдением же и пощением озлобляла еси, / багряницею царскою вретище власяно прикрывающи / и молитвы теплыя Богу приносящи на всяк час, / подвиги же твоя творя тайне. / Темже тя яве прослави Подвигоположник Христос Бог наш, / и ныне ти вси взываем: / радуйся, блаженная царице, // яко сподобилася еси Небеснаго Царствия.
Икос
Приидите, царие и вельможи, / царицу, преподобным в житии поревновашую, достойно почтим, / приидите, нищии и убозии, / милостивую в милосердии Отцу Небесному подражавшую прославим, / приидите, священницы и вси людие, / новую богоявленную нашу заступницу верно воспоим / и в молитву сию Богу приводяще, той возопиим: / радуйся, блаженная царице, // яко сподобилася еси Небеснаго Царствия.

Песнь 7
Ирмос: Тебе, умную, Богородице, пещь разсмотряем, вернии;/ якоже бо отроки спасе три, Превозносимый, / мир обнови во чреве Твоем всецел, // хвальный отцев Бог и препрославлен.
Анны честныя твоея матере безчадствовавшия, / якоже древле матере Самуиловы, / молитва слезная услышана бысть, / утеши бо ю дарованием чада, – / тебе, богоявленныя отроковицы, – // Хвальный отцев Бог и Препрославлен.
Рахили, Сарре и Ревекке / и всем праведным женам / в житии твоем последующи, / явилася еси паче оных преславна, / ибо славою почтенная земною, / на престоле же посажденная, / сердцем и умом не вознеслася еси. / Темже предстоиши ныне пред Престолом Всецаря, / и твоя моления приемлет // Хвальный отцев Бог и Препрославлен.
Издревле праведно пожившим в хождении пред Богом подражающи, / ангелом убо в чистоте и целомудрии, / преподобным же в постех и псалмопении, / и страстотерпцем в претерпении всех зол, / Самому же Вседержителю в милосердии, / явилася еси воистинну достойна счислена быти ликом святых Его, / темже и венча тя во Царствии Своем, / иже на земли тя увенчавый, // Хвальный отцев Бог и Препрославлен.
Богородичен: Блаженная Дево, прибежище скорбящих всех верных, / от всякаго искушения, и печали, и злобы завидящих мне изми, / и от грех и различных недуг избави.

Песнь 8
Ирмос: В пещи отроцы Израилевы, / якоже в горниле добротою благочестия чистее злата блещахуся, глаголюще: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите во вся веки.
Целомудрием яко багряницею одеяна, / и смиренномудрием, яко виссом облечена, / и прочими добродетельми, паче венца царскаго украшена, / благодатию же Божиею, яко росою в пещи искушений орошаема, / лику спасаемых приобщилася еси, / с нимиже ныне поеши: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите Его во веки.
Уста твоя воистинну хранящи, / николиже слово гнило ты рекла еси, / Господеви непрестанно поющи / и к рабом твоим яко ко братии глаголющи, / темже и чтущия тя подвизаеши сердцем и усты воспевати: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите Его во веки.
Плоть твою нещадно изнуряющи / и в молениях яко безплотна пребывающи, / слезами же душу орошающи, / страстей пламень угасила еси, / темже и ныне с лики огнезрачными Небесных Сил / Троицу Всесвятую воспевающи, / не престай молитися о нас, / да избавимся огня вечнующаго / и в прохладнем месте воспоем: / благословите, вся дела Господня, Господа, // пойте и превозносите Его во веки.
Богородичен: Пресвятая Отроковице, апостолов похвало, мучеников славо, / славы вечныя причастника мя сотвори, взывающа: // благословите Духа Пресвятаго во вся веки.

Песнь 9
Ирмос: Образ чистаго рождества Твоего, / огнепалимая купина показа неопальная; / и ныне на нас напастей / свирепеющую угасити молимся пещь, // да Тя, Богородице, непрестанно величаем.
Одр твой иже бе златом и виссом украшен, / презрела еси, богомудрая, / и на земли смиренно возлегла еси / на костех и рубах острых, / да конечно страсти победиши, / темже тя ныне за Вечерею Христовою / со святыми возлегшую в невечернем дни // любовию величаем.
Естеством жена немощная, / духом же крепчайшая мужей, / славою и честию царица / и смирением Христова раба, / блаженная Феофание, / в лице Божиих угодник вчинилася еси, / милостыни бо твоя и подвизи твои пред Богом воспомянушася, / и ныне тя, Христом и Церковию Его прославленную, // непрестанно вси сердцем и усты величаем.
Моя скудныя молитвы и хвалы / от устен нечистых тебе приносимыя, / приими блаженная царице, / и якоже в земнем твоем странствовании / ни единаго же любовию своею оставляла еси, / о всех милостивное попечение имущи, / сице и о нас тебе поющих / Христу Богу молися непрестанно / и от бед всех и напастей огради, / да тя яко заступницу святую // вседушно величаем.

Всенощное бдение в день памяти святой блаженной царицы Феофании

Сегодня, 28 декабря 2018 года, в канун дня памяти святой блаженной царицы Феофании, в Покровском ставропигиальном монастыре было совершено всенощное бдение.

На праздничную службу, посвященную святой царицы Феофании, которая является небесной покровительницей настоятельницы Покровской обители игумении Феофании, собрались все клирики монастыря, а также приглашенные священнослужители.

В совместном богослужении участвовали настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания, c сестрами обители, воспитанницы детского приюта при Покровском монастыре, гости, паломники и прихожане обители.

Матушка Игумения читала шестопсалмие, а также канон блаженной царицы Феофании, пел хор обители, сестры монастыря и девочки из приюта помогали во время богослужения священнослужителям.

Житие святой блаженной царицы Феофании

Блаженная Феофания (с греческого «Богом посланная») родилась в Константинополе в семье приближенных к императорскому дому Константина и Анны, у которых долго не было детей.

С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детском возрасте проявились знаки её будущих великих добродетелей и святости.

Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и впоследствии надеялись радоваться подобными ей внуками. Поэтому, когда подошло время, они искали добродетельного юношу, подобного ей по знатности рода, уму, чтобы сочетать ее законным браком.

В это же время царь Василий Македонянин также искал подходящую девицу для своего сына Льва Мудрого. Выбор пал на Феофанию. После чего, он сочетал ее браком со сыном, уже объявленным наследником престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях.

Спустя некоторое время, царь рассорился со своим сыном до такой степени, что.

Когда умерли первенец царя Василия, Константин, то он очень скорбел о нем, так как очень любил его. Тогда Феодор Сантаварин, волхв, видя царя в великой печали и желая его утешить, посредством магии показал царю умершего сына его Константина живым, – сидящим на коне и едущим к нему на встречу. Обняв руками сына и с любовью облобызав его, царь снова потерял его из виду, поскольку волшебное привидение и мечтание исчезло. Царь ужаснулся и, сочтя видение за действительность, стал очень почитать Сантаварина, считая его своим искренним другом, во всем его слушая.

Юный же Лев, будучи богобоязлив, и понимая богопротивность действий волхва, презирал его, как врага Божия. Феодор, осознавая это, придумал, чем отомстить царю Льву за такое презрение. Притворившись доброжелательным и расположенным к нему, Федор сказал, чтобы Лев на охоте со своим отцом тайно носил небольшой меч для того, чтобы иметь возможность использовать его против зверя, или на случай опасности для царя-отца. Лев последовал его совету.

После этого, Сангаварин сказал царю Василию, что его сын хочет его тайно убить на охоте, для чего носит нож в сапоге. Вскоре царь Василий вместе с сыном отправился на охоту, где повелел осмотреть его. В результате был небольшой обоюдоострый меч. Тут же царь приказал заключить Льва и его супругу Феофанию в темницу, приставив стражу.

Лев и его супруга были заперты в крепость и три года пробыли в тяжелом заключении. В день пророка Илии, по ходатайству вельмож, ручавшихся за невинность сына, Василий возвратил сыну и невестке свободу, а коварство Федора было раскрыто.

Блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своем душевном спасении, считая царскую славу за ничто и презирая, как сор и сон, суету житейскую. Она непрестанно и днем, и ночью молилась и всю свою жизнь проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия. Блаженная Феофания не заботилась о царском украшении своего тела. При этом совне она была одета с некоторым благолепием, но под одеждою, на теле, носила грубую власяницу.

Жизнь ее была постническая – она питалась простым хлебом и сушеною зеленью, исключая обильные яства. Поступившие в ее руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же.

На слуг и рабынь своих она смотрела, как на братьев и сестер, и никого не звала просто – по имени, – но всех почитала званием в Господе, уважая имя, чин и должность каждого. Ко всем она относилась с любовью. Хотя постель ее и была устлана виссоном и украшена золотыми украшениями, но она не спала на ней, а положив на полу чистую рогожу, покрывавшую острые кости и зубы животных, ложилась спать на нее.

От столь суровой, исполненной всяких лишений, жизни, Феофания впала в сильную телесную болезнь, однако продолжала непрестанно молиться и поучаться в Божественном законе, читая священные книги и исполняя прочитываемое. Все ее попечения были направлены к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботиться о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущим. Она была для всех, не имеющих крова и помощи, матерью. Живя в мире, она отвергла всё мирское; пребывая в супружестве, она возлюбила благое иго Христово и, взяв крест на плечо, понесла его и, таким образом, угодила Богу.

Читайте также:  Каким иконам надо молиться от бесплодия

Предчувствуя исход души своей из тела, блаженная Феофания повелела, чтобы все приходили к ней для прощания. Затем, дав всем конечное и последнее целование, она переселилась от царства земного к небесному и предстала к Царю славы.

О чем просить у святителя Феофана Затворника?

«Православіє в Україні»

Пребывание частицы святых мощей святителя Феофана Затворника в Киево-Печерской Лавре имеет особое значение, поскольку жизненный путь святителя и становление его как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители. Об этом «Православию в Украине» рассказала монахиня Иулиания (Муравьева), насельница возрождающегося Свято-Успенского Вышенского монастыря, которая сопровождает вышенские святыни в Украине.

А еще матушка Иулиания, которая также является сотрудницей музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, некогда служившего кельей святителю-затворнику, поведала, что:
2015-ый год будет годом святителя Феофана Затворника

К этой дате приурочен ряд мероприятий. Это крестные ходы по жизненному пути святителя Феофана, издание полного собрания творений подвижника и богослова, подготовка фильмов, теле- и радиопередач о святителе. А, кроме того, посещение ковчежца с частицей мощей святителя Феофана Затворника и Вышенской иконой Казанской Пресвятой Богородицы городов, в которых святитель нес послушание и к которым имел какое-то отношение.

Так, частица мощей святителя Феофана и чудотворная Вышенская икона Божией Матери уже побывали в Тамбове и Владимире (Россия), а теперь прибыли в Киев (Украина). Именно здесь, в Киевской духовной академии, 170 лет назад учился преподобный Феофан Затворник, тогда еще Георгий Говоров, и здесь принял постриг.

Затем, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, вышенским святыням смогут поклониться верующие Донецка, Запорожья, Тернополя, Почаева и Винницы.
Киево-Печерская Лавра и Свято-Успенский Вышенский монастырь в жизни святителя Феофана

Молодой Георгий Говоров, сын священника Василия, с отличием окончил Орловскую семинарию и в глубине сердца мечтал об академии, но не надеялся на подобное счастье и уже был занят мыслью о подыскании подходящего сельского прихода. Но неожиданно для него в 1837 году, по распоряжению самого епископа Орловского Никодима, молодой человек получает назначение в Киевскую духовную академию.

В то время академия переживала период настоящего расцвета. Это было благоприятное время для нравственного и духовного развития. Киевским митрополитом тогда был Филарет (Амфитеатров), прозванный за свою благочестивую жизнь Благочестивым, который уделял большое внимание духовно-религиозной жизни студентов.

Святитель Феофан, не окончив еще и полного курса академии, принял решение стать на путь монашества. Однако он смотрел на этот путь как на подвиг служения Церкви, и вступил не сразу, а после духовной борьбы. В праздник Покрова Богородицы 1840 года он подал прошение о пострижении в монашество. 15 октября студента Георгия постригли с именем Феофан, что значит «Богом явленный», а его небесным покровителем стал преподобный Феофан Исповедник Сигрианский.

Вскоре после этого он и еще два студента академии, которые также принимали постриг, посетили митрополита Филарета. Владыка обратился к ним с напутственным словом, чтобы «они всегда хранили чистоту души и тела, не думали о возвышении и не впускали в голову пустых мечтаний».

С настоятельным словом к юношам обратился и духовник Киевской духовной академии и Киево-Печерской Лавры, известный подвижник иеросхимонах Парфений: «Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу. Вот чего добивайтесь». Этому правилу святитель Феофан следовал всю свою земную жизнь.

Спустя год инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а затем – во иеромонаха. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра — неземная обитель».

Тогда же, в 1841 году, иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра. А его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, и иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где преподавал латинский язык. Это ему принадлежат слова — «Полюбите детей, и они вас полюбят».

Святитель Феофан нес различное послушание — и в Новгороде, и в Санкт-Петербурге, и в Иерусалиме, и в Константинополе… После служения в Русской Духовной Миссии он был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. Но на 52 году жизни подал прошение об… увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, но потом все же освободил епископа Феофана от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.
Что же скрывалось за так называемым «покоем»?

Святитель Феофан желал лишь уединения, покоя и тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Церкви и спасению ближних. Вместе с иноками в течение 6 лет он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал Литургию.

Как ни мало уделял времени преподобный Феофан внешнему миру, и, в частности, приему посетителей, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел на Вышу. И тогда явилась мысль о полном затворе. Сначала святитель провел в строгом уединении Великий пост, а затем он уединился на более продолжительное время – от Пасхи до Пасхи, на целый год. После чего уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе.

Все это происходило в Вышенской пустыни во флигеле, где сейчас музей в честь святителя. Он нес такой подвиг 21 год — ежедневно в молитве и в чтении духовной литературы. Что же скрывалось за этим так называемым «покоем», за этим затвором? Колоссальный труд, ежедневный подвиг, который современному человеку и представить немыслимо, не то, что примерить на себя. В келиях владыка устроил малую церквушку во имя Крещения Господня, в которой служил последние годы каждый день Литургию. Но кроме молитвы, богомыслия и чтения духовных книг, он еще занимался переводами, иконописью, музыкой, рукоделием и продолжал писать труды.

Святитель Феофан так полюбил пустынь, что говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное» или «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни».
Почему Вышенская икона Божией Матери чудотворная?

Вышенская икона Божией Матери Казанской очень древняя, это точный список с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма, он темного колорита.

Икона была родовой московских дворян Аденковых, ею родители благословили свою дочь Марию на замужество. После смерти мужа молодая вдова, следуя своему давнему влечению, поступила в Московский Зачатьевский Алексеевский женский монастырь. Начался 1812 год — война с французами, все покидали Москву. Послушница Мария Аденкова также решила навсегда оставить Москву и отправилась в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь, взявши с собой из всего имущества лишь икону Божией Матери.

Ямщик, который вез ее, заподозрил у нее деньги и драгоценности и решил убить и ограбить инокиню. Он свернул лошадей с дороги, но Мария поняла его намерение, начала молиться перед иконой. Вдруг Пресвятая Богородица ей сказала: «Не бойся, Я твоя Заступница». Эти слова слышала не только Мария, но и ямщик, который в одно мгновение ослеп. Ямщик раскаялся и попросил прощения у девушки. Они вместе стали молиться перед иконой, и Матерь Божия вернула тому зрение.

В Вознесенском монастыре Мария и прожила до 1829 года. Перед своей кончиной она задалась вопросом: в чьи руки отдать икону? Она постоянно молилась о разрешение этого вопроса, и Царица Небесная явилась ей во сне и повелела передать икону в Вышенскую пустынь, что тогда монахиня Миропия и сделала.

Через некоторое время она приехала в Вышенский монастырь и надела на икону крест с частью крови святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и с частицами мощей святого апостола и евангелиста Матфея, святителя Василия Великого и святителя Спиридона Тримифунтского. Слава о чудотворной иконе и разнеслась по всей округе.

Но особенное почитание Вышенская икона приобрела в 1853-ем и в 1871-ом годах после избавлений жителей Шацка и Тамбова от свирепствовавшей эпидемии холеры. Как только люди понимали, что врачи бессильны в борьбе с этой страшной болезнью, они тотчас вспоминали, что у них есть заступница — чудотворная икона Божией Матери Казанская (Вышенская).

А совсем недавно, перед поездкой в Украину, на глазах у настоятельницы Вышенского монастыря и настоятеля храма в честь преподобного Сергия Радонежского, где ныне хранятся икона Богородицы и мощи святителя, проявились буковки на иконе. Икону Пресвятой Богородицы как раз помещали в ризу. Святыни находятся в этом храме, что в 3 км от Вышенской пустыни, поскольку на территории Свято-Успенского монастыря с 1938 года и буквально до вчера находилась психиатрическая больница областного значения, где на лечении было 700 человек (всего 3 недели, как из монастыря были выведены больные). И лишь теперь древняя обитель будет восстанавливаться.
О чем просить у святителя?

Люди постоянно задают этот вопрос, на что мы отвечаем: «Он святой, во всем помогает, какие бы нужды у вас не возникали. Но, прежде всего, о мудрости». Следует заметить, что святитель Феофан Затворник не является чудотворцем, но приводит к вере. Поклониться мощам святителя приезжают не только православные из России, Украины, Беларуси, Румынии, Сербии, но и верующие других конфессий, к примеру, из Голландии, Индии, Франции, Польши. А его книги переведены на многие языки мира.

Был такой случай. Человек, он не был крещен в Православии, переживал сильное уныние, не ел и не спал, отчего страдали он и его близкие. Как-то во сне ему явился благообразный старец, сел на краешек кровати, ничего не говорил, а просто смотрел сочувственно. Проснувшись, человек понял, что уныние исчезло. У него на столе лежала книга святителя Феофана Затворника, взял ее и увидел на титульном листе портрет – и узнал в нем старца, который ночью и приходил. Вскоре тот человек поехал в православный монастырь, пожил там и спустя некоторое время крестился. Когда во время Таинства крещения он обернулся на запад, то увидел, что на том месте икона преподобного Феофана Затворника, который таким образом все время покровительствовал ему.

Второй случай рассказал протоиерей Георгий Глазунов. Одна семья постоянно приезжала в храм, где он настоятель, на богослужения. У них был ребенок, который от рождения не ходил. Каждый раз родители прикладывали малыша к мощам святителя. И вот как-то на службе мать держала ребенка на руках, он попросился на пол. Женщина не осознавая, что делает, поставила его на ноги. Тут люди стали возмущаться, что ребенок бегает и мешает богослужению. Женщина поняла, что ее ребенок, который не мог ходить, пошел. От радости у нее полились слезы…

В рамках предпразднования 200-летия со дня рождения великого богослова и подвижника – святителя Феофана Затворника Вышенского, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская обл., Россия) в Киево-Печерскую Лавру впервые принесены ковчежец с частицей мощей святителя Феофана Затворника и чудотворная икона Божией Матери Казанская (Вышенская).

В течение двух недель — с 6 по 20 августа — у киевлян и гостей столицы есть уникальная возможность поклониться вышенским святыням, которые прославились чудесами даже за пределами России и Украины.

Икона Божией Матери «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»

16/29 сентября – празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение»

История иконы

Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», была явлена в 1420 году в Бежаницком крае Псковской земли, на озере Каменном.

Обстоятельства чудесного явления неизвестны, но можно сделать предположение о том, что святая икона была обретена в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия во время княжения Василия II Дмитриевича: «морового поветрия» (голода и эпидемии), которое разразилось тогда над Псковской землей, и вторжение пришедшего завоевывать псковские земли литовского князя Витовта. Тогда из правого глаза Богородицы начала струиться кровь. Таким образом Пречистая Дева дала псковичам знак – она скорбит о них и готова поспешить на помощь.

В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит: «В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы Святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей». В другом, более полном указании на чудесное знамение от образа, говорится: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».

Из летописи следует, что икона была перевезена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. С нею начали совершать Крестные ходы и возносить усердные молитвы о прекращении бедствий. Заступничеством Боматери моровое поветрие прекратилось.

В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день (16/29 сентября).

Иконография

Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»).

Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

На иконе «Призри на смирение» изображена Пресвятая Богородица, увенчанная короной. В правой руке Ее находится скипетр, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, стоящего на Ее коленях. Младенец Христос своей правой десницей нежно прикасается к Ее ланите, а левой держит небольшой шар — державу, символ власти над миром. Данный извод иконы, вероятно, отличается от первообраза иконы латинского происхождения, где Богомладенец поднимал руку как оратор (ритор), выступающий на суде в защиту всех несправедливо обвиненных и страждущих. Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, обращает Ее лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления».

Чудотворные списки

К сожалению, древний образ «Призри на смирение» не дошел до наших дней. В XIX веке в описи ризницы Троицкого собора уже не встречается упоминаний о древней иконе. Так как Псков в описываемые времена часто подвергался опустошительным пожарам, можно предположить, что древняя чудотворная икона Божией Матери погибла во время одного из постигших соборный храм стихийных бедствий.

Читайте также:  На какую икону молиться о мудрости

Образ сей иконы в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря являлся келейной иконой старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). После его преставления эта икона из кельи старца была перенесена в Сретенский храм.

В настоящее время список иконы находится справа от алтаря в Троицкий кафедральный соборе псковского Кремля.

Других списков иконы «Призри на смирение» известно немного. Один из них, конца XVII века, находится в киевской Флоровской Вознесенской женской обители, а второй помещен в главный храм киевского Свято-Введенского мужского монастыря (еще один мозаичный образ выведен на стене храма).

Список Свято-Введенского монастыря в Киеве по преданию был написан некой княгиней, принявшей схиму под именем Марии. Она не только имела талант живописицы, но и несла невидимые миру аскетические подвиги, за что Господь удостоил ее написать Лик Своей Непорочной Матери. Женщинам не позволяется касаться мощей, но этой иконописице, по особому разрешению высочайших духовных лиц, было такое право даровано. Она писала икону косточкой от святых мощей, обмакивая ее в краски, замешанные на святой воде, творя Иисусову молитву. После переворота 1917 года икона оказалась на хранении у протоиерея Бориса Квасницкого. В 37-м году его репрессировали. Перед своим арестом он успел передать икону духовной дочери – послушнице Введенского монастыря монахине Феофании, которая хранила святыню целых 55 лет. Когда в 1961 году обитель разогнали, монахиня Феофания с остальными матушками переселилась во Флоровский монастырь, где на протяжении 30 лет хранила святую икону у себя в келлии.

Первое чудо икона явила еще во Флоровском монастыре: исцеление глухонемой девочки. Пока взрослые ходили по делам, крошка ждала их в келье. Вернувшись, они обнаружили больного от рождения ребенка говорящим и слышащим. «Тетя на меня дохнула», – как могла, объяснила малышка, кивнув на Преблагословенную.

За 5 лет до кончины хранительница иконы приняла схиму с именем Феодоры. А за 2 года до своей смерти, в 1992 году, схимонахиня Феодора (†1994) передала икону в дар только что открывшемуся Введенскому монастырю. Так Царица Небесная вернулась в Свой дом, вводя с Собой во храм почившую на Ней благодать. Образ, установленный в специальный киот, привлекал к себе многочисленных верующих своей необычайной красотой.

В 1993 году икону, хранившуюся за стеклом, решили отдать на реставрацию, так как изображение стало тусклым. 1 августа 1993 года стекло с иконы было снято. Оказалось, что икона осталась ясной, как и была ранее, а замутилось только прикрывавшее ее стекло. На нем, строго по контуру, словно легкими меловыми штрихами отпечатался силуэт Богоматери с Младенцем. Изображение на стекле являло собой негатив: темные места стали белыми, светлые лицо, руки, складки – темными. Примечательно то, что оно не могло быть отпечатком, так как стекло не прилегало к изображению вплотную, а находилось на расстоянии от иконы. Всех увидевших чудотворное изображение на стекле посетило чувство радости.

Тем не менее возникало и недоверие к этому чудесному явлению, были подозрения. Настоятеля храма пытались обвинить в мошенничестве и подлоге. Приходили специалисты, чтобы исследовать отображение. Ученые из Киевского Центра ядерной физики брали соскобы налета на стекле, проводили научные исследования, пытаясь выяснить состав и природу возникновения этого необычного маслянистого налета. Проведя исследования, киевские ученые, пришли к выводу, что изображение на стекле является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду. Физики-ядерщики дали свое заключение о том, что состав налета-отпечатка на стекле иконы – органической природы!

Стекло с чудесным отображением было установлено в киоте рядом с иконой. И от самой иконы и от Ее отпечатка на стекле стали происходить многочисленные исцеления.

Свято-Введенский мужской монастырь

Указом Синода Украинской Православной церкви 9 (22) ноября 1995 года икона Божией Матери «Призри на смирение», пребывающая в киевском Свято-Введенском монастыре, признана чудотворной.

Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к Пресвятой Богородице с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.

Перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться и оттого страдающих болезнями и духовными тяготами, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений. По молитвам Божией Матери перед иконой Ее «Призри на смирение» подается помощь всем притесняемым, гонимым, отчаявшимся, некрепким в вере, выявляется правда и обличаются наветы и клевета, оправдываются невиновные. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва
О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном. Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси, тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси души наша, яко любвеобильная Мати.

Кондак, глас 3
Пренепорочная Дево, отображение лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Феофан Затворник: икона, жизнь, житие и мощи

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Феофан Затворник – известный епископ, богослов, публицист-проповедник, прославленный в лике святителей. Человек, который оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его труды и сегодня являются величайшим примером для учёных и философов всего мира.

Феофан Затворник, житие

Родился святитель в семье священника. Получил высшее духовное образование и принял монашество под именем Феофан (в миру Георгий Говоров). Долгое время был преподавателем в Духовной Академии, в составе которой позже отправился по святым местам Иерусалима. Там же он основательно изучил языки и познакомился с религией и культурой Востока.

В своей профессии богослов достиг особого роста:

  • от преподавателя до ректора одного из самых известных учебных заведений России и мира;
  • далее в сане архимандрита становится настоятелем посольской церкви в Константинополе.

Епископ всегда выражал свое беспокойство о духовном образовании народа, поэтому выразил свои мысли в необходимых деяниях, а именно:

  • стал инициатором устройства церковно-приходских и воскресных школ;
  • открыл женское епархиальное училище;
  • заботился о повышении уровня образованности самого духовенства.

В определённый период своей жизни богослов подал прошение об увольнении на покой. Но это отнюдь не был долгожданный отдых, а возможность совершить новый духовный подвиг – посвятить себя письменным трудам, богослужениям и молитвам, дабы потом подарить свои знания всем, кто в них нуждается. Во многих письмах он давал ответы людям, которые просили его совета и помощи, чем наставлял их на праведный путь.

На вечный покой святитель ушёл в праздник Крещения Господня. Это стало своеобразным знаком для всех, кто его знал. Ведь Бог забрал праведника на Небеса и подарил благодатное Царствие в благодарность за его честную и светлую жизнь на земле. В православной истории существует факт, что при облачении Феофана на лице была видна сияющая блаженная улыбка. Погребен святитель в Казанском соборе.

Канонизирован святой был ещё при жизни, как великий подвижник веры и высокой духовности, который жил и творил для людей и во имя их блага.

Жизнь святителя Феофана Затворника – это настоящий дар православной культуре, так как именно на его духовных трудах выросло не одно поколение известных учёных, философов, христианских деятелей. Он – важная часть великой истории православия, ведь его святое слово шло от человека к Богу и всегда было наполнено верою и благодатью.

Мощи Феофана Затворника и икона

Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.

К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.

Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.

В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.

А вот и текст молитвы к святому:

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

День Феофана Затворника

По новому стилю день памяти святого отмечается 23 января. В этот период традиционно проводятся такие действа:

  • в храмы к мощам святителя приходят православные люди со всех уголков мира и обращаются к нему с молитвами;
  • проводятся богослужения: служители церкви исполняют акафисты и песнопения в честь великого богослова;
  • известные учёные и философы почитают великого учителя за его труды и вклад в развитие православной культуры.

Феофан Затворник “Мысли на каждый день”

Данная книга является одним из величайших трудов святого. В ней он изо дня в день детально описывает те места Писания, которые Православная Церковь почитает в каждый конкретный временной период. Это произведение – своеобразный источник для тех, кто хочет утолить жажду духовного познания. Кроме того, изложенные мысли богослова подтверждены ссылками на Библию, что помогает глубже осмыслить читаемое, переплетая основные темы Писания и толкования к ним самого Феофана.

Святитель Феофан Затворник – поистине великая личность в православии. Его жизнь и деяния не имеют границ, ведь и до сегодняшнего дня святой остаётся одним из самых почитаемых богословов-философов в мировой культуре. Его по праву можно назвать Человеком, который помогает людям познать Бога.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие святого Феофана Затворника:

Добавить комментарий