Пророк наум икона о чем молятся

Молодость 35+

  • А ну-ка отдохни (328)
    • Притчи (66)
  • Бесплатности (25)
  • Велнес (286)
    • Вода – источник жизни (27)
    • Здоровый сон – залог молодости (10)
    • Здоровье (208)
  • Вкусности (119)
    • Коктейли (14)
  • Гламурненько (24)
  • Драгоценности и не только (13)
    • Драгоценности (7)
    • Медальон Мунами (3)
  • Изба-читальня (27)
  • Как увеличить свои доходы (240)
  • Купить! (81)
  • Лунный календарь (178)
  • Любовь (57)
  • Магия (299)
    • Магические дни (209)
  • Молитвы от православной церкви на всякую потребу (132)
  • Наши детки (125)
    • Заботливым родителям (65)
    • Инфобизнес для школьников (14)
  • Немного о сексе (34)
  • Новости (3,288)
  • Опыт по раскрутки своего сайта (13)
  • Отзывы читателей (19)
  • Полезные советы (1,167)
  • Политика – это жизнь (9)
  • Реклама (3)
  • Рекомендую (79)
  • Религия (47)
  • Сама себе психолог (307)
  • Секреты омоложения (95)
    • Без пластических операций уколов и прочего кошмара! (19)
  • Симорон (6)
  • Советы дачникам-удачникам (38)
  • Советы эксперта (1,512)
    • Астрология (490)
    • Гороскопы (752)
    • Кинезиология (20)
    • Магия и Волшебство (119)
    • Места силы (4)
    • Фэншуй (80)
    • Ченнелинг (137)
    • Эзотерика (171)
  • Тайны дней календаря (124)
  • Таро (90)
  • Тесты (15)
  • Худеем легко (75)
  • Чудеса своими руками (76)
  • Школа Бизнеса (80)
    • Основы финансовой грамотности (36)
  • Школа Волшебства (421)
  • Школа Нумерологии (54)
  • Юридический ликбез (62)
  • Я хочу замуж! (146)

14 декабря день – Наума грамотника. С молитвой поможем деткам в учебе.

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков.

Наум Грамотник. День святого пророка Наума.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум».

По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом «учителя » . А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя» с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями , усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» — первую букву алфавита,— матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
Сердобольные матери выпекали в этот день маленькие лепешки в виде монет и дарили их своим и соседским детям — на счастье и удачу.
Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. Даже сны толковали так: безграмотному видеть во сне азбуку означает горе и непредвиденные хлопоты, а ученому — счастье и успех в его предприятиях.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя.

Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Молитвы о развитии ума у детей и просвещении разума к учению

Молитва о плохо обучающемся отроке

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Пророку Науму:

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пророку Науму

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Заговор на трудолюбие и ум к Святому Науму

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой отче Наум,
Направь отрока моего на ум,
Дай ему благословение на ярое учение,
Память его укрепи, старанья пробуди.
Возьми его руку, отгони лень и скуку.
Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь .

Большим уважением в народе пользуется икона Пресвятой Богородицы «Подательница ума».

Если дети не делают успехов в усвоении учебы, особенно из-за своей невнимательности , можно обратиться с молитвой к иконе Божией Матери « Подательница ума », как к источнику высшей мудрости и просят о прибавлении ума и улучшении поведения.

Для этого, начитать текст на воду и сладкое, помещенное перед иконой, и начитывают текст:

« Вьюн, вьюн, не завивайся, а развейся

Раб Божий (имя) не вертись, не крутись,

Лучше делом займись. Аминь.

По окончании всех действий вода выпивается ребенком и ему же отдается сладость.

Этот образ имеет два названия, но закрепилось одно из них: « Прибавление ума ». Но хочется вспомнить и другое: « Подательница ума».

Необыкновенна история этой иконы. Легенда гласит, что во времена патриарха Никона некий иконописец, испугавшись потери рассудка оттого, что не мог уразуметь, какие же богослужебные книги спасительны, «старые» или «новые», взмолился Богородице о вразумлении. Богоматерь обещала исцелить его, взяв обет изобразить Ее в том виде, в котором Она ему явилась. Обет был исполнен. Так появилась икона «Прибавление ума». Кроме этой легенды существует интересное свидетельство церковной археологии. В итальянском городе Лорето находится почитаемый католиками святой домик, где хранится вырезанное из кедрового дерева и обвитое жемчужными нитями изваяние Богоматери, что является скульптурным прототипом иконописного образа «Подательницы ума».

Согласно католическому преданию, этот домик был перенесен в Италию в XIII веке из Назарета. В те времена многие христианские святыни спешно увозились с захваченных турками земель туда, где им не грозила опасность осквернения. Сама Богородица, явившись епископу Лорето, сказала: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега».

Вместе с жилищем Марии в Лорето была доставлена и Ее кедровая статуя, изваянная (по легенде) евангелистом Лукой.

Эта святыня так и осталась бы католической, если бы в 1528 году ее не увидели наши соотечественники – послы царя Василия Иоанновича. Они прибыли в Италию по приглашению папы Климента VII, который был заинтересован в униатстве.

Среди русских икон, написанных по западным образцам, «Совет Предвечный», «Ветхое изображение Господа Саваофа» и Лоретская Богоматерь, изображение которой вобрало в себя черты явленной в России иконы и приняло ее название.

Образ этот хранится в Спасо – Преображенском храме г.Рыбинска Ярославской области. Его список есть в Троицком соборе Александро – Невской Лавры Петербурга.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Подательница ума» или «Прибавление ума»

О Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Тропарь, глас 4 : О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2 : Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.

В настоящее время в этот день в нашей стране во многих детских садах и школах проводятся различные конкурсы, спектакли, игры, посвященные грамотности.

Предлагаю всей семьей провести викторину по русскому языку. Интересно, кто победит? Но в любом случае запаситесь призом-сюрпризом для знатока нашего родного русского языка.

Очень интересны ваши домашние результаты. Пишите в комментариях к данной статье.

Проверьте себя

1. Выберите правильный вариант:

А. заведующая библиотекой / библиотеки;

Б. согласно приказу / приказа;

В. выходить / сходить на остановке;

Г. актовый зал с девятистами пятидесятью / девятьюстами пятьюдесятью местами.

2.Отметьте предложения, не содержащие речевых ошибок; исправьте ошибки:

А. Сколько можно народ пользовать?

Б. Петербургский Губернатор Валентина Матвиенко присутствовала на совещании.

В. Здесь нет как бы лентяев, все занимаются своим делом.

3. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа:

А. нет яблок/ яблоков;

Б. пять помидор/ помидоров;

В. пара чулок/ чулков;

Г. нет сидений/ сиденьев;

Д. детских носок / носков.

4. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву:

преце…дент; инци…дент; по…скользнуться; э…скаватор; э…скалатор; ина…гурация; юрис…консульт.

5. Вставьте пропущенные буквы:

А. На улице изморо…ь – надень плащ.

Б. Утром на крышах изморо..ь под солнцем сверкает.

В. На столе впереме…ку лежали разные пуговицы.

Г. Мальчики и девочки сидели за столом впереме…ку.

6. Какое из словосочетаний имеет значение, указанное в скобках:

А. Неуместная похвала / неуместная похвальба («неуместное восхваление своих собственных достоинств»).

Б. Старый адресант / старый адресат («прежний получатель писем»).

В. Молодой парламентер / молодой парламентарий («молодой человек, уполномоченный одной из воюющих сторон вступить в переговоры с неприятелем»).

Г. Новый этюдик / новый этюдник («новая небольшая доска, на которую, живописец помещает бумагу, холст, когда пишет этюды»).

7. Соотнесите слова и соответствующие им толкования значений:

Индеец живущий в Индии

Индиец не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм»

Индус коренной житель Америки

8. Выберите правильный вариант сочетания в следующем предложении: «Приказ подписал (н…)кто иной, как сам директор»:

Посмотреть ответы

Ответы.

1. А. Заведующая библиотекой. Б. Согласно приказу. В. Выходить на остановке Г. Актовый зал с девятьюстами пятьюдесятью местами.

3. А. Нет яблок. Б. Пять помидоров. В. Пара чулок. Г. Нет сидений. Д. Детских носков.

4. Буквы пропущены в следующих словах: инаугурация, экскаватор. В остальных словах пропущенных букв нет.

5. А. Изморось. Б. Изморозь. В. Вперемешку. Г. Вперемежку.

6. А. Неуместная похвальба. Б. Старый адресат. В. Молодой парламентер. Г. Новый этюдник.

7. Индеец – коренной житель Америки. Индиец – житель Индии. Индус – не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм».

Комментарии к ответам.

1. А. Заведующий библиотекой. Причастие «заведующий» сохраняет то же управление, что и у глагола «заведовать»: заведующий чем (творительный падеж).

Б. Согласно приказу. Предлог «согласно» употребляется с дательным и творительным падежом: согласно чему и с чем.

В. В данном словосочетании стилистически правильный вариант «выходить на остановке».

Г. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причём первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть — как существительное во множественном числе.

Читайте также:  Какой иконе молится чтобы забеременеть двойней

П.П. о девятистах

У сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти при склонении изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения.

П.П. о пятидесяти

2. Предложения А и В нужно исправить следующим образом. А. Сколько можно народом пользоваться. В. Здесь нет лентяев, все заняты делом.

3. Форма родительного падежа множественного падежа указана в толковых и орфографических словарях.

4. Смотрите орфографический словарь.

5. А. Изморось – очень мелкий дождь.

Б. Изморозь – похожая на иней снежная рыхлая масса, образующаяся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.

В. Вперемешку – беспорядочно перемешиваясь, смешиваясь.

Г. Вперемежку – перемежаясь, чередуясь один с другим.

5. В ответах указаны правильные варианты, в тесте – значения этих слов.

6. В ответах указано правильное соотношение слов и толкования значений.

8. Сочетания не кто иной, как; не кто другой, как имеют значение противопоставлен ия, поэтому в них употребляется отрицательная частица не. Противопоставлен ие может быть выражено не только союзом как, следующим за местоименным сочетанием не кто иной, но и союзом а, предшествующим данному сочетанию, например: Приказ подписал директор, а не кто другой.

Молитвы к святому пророку Науму

Молитва

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Молитвы о детях

Молитва родителей на благословение детей

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, благослови́, освяти́, сохрани́ ча́до мое́ си́лою Животворя́щаго Креста́ Твоего́.

Молитва о детях

(преподобного Амвросия Оптинского)

Г о́споди, Ты Еди́н вся ве́си, вся мо́жеши и всем хо́щеши спасти́ся и в ра́зум Истины прийти. Вразуми́ сына моего́ (имя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я и укре́пи его ходи́ти по за́поведям Твои́м и меня́, гре́шного, поми́луй.

Молитва родителей о детях

Г о́споди Иису́се Христе́, бу́ди ми́лость Твоя́ на сы́не мое́м (имя) , сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м, покры́й от вся́каго лука́ваго похоте́ния, отжени́ от него́ вся́каго врага́ и супоста́та, отве́рзи ему́ у́ши и о́чи серде́чныя, да́руй умиле́ние и смире́ние се́рдцу его́, обрати́ его́ на покая́ние, просвети́ ум его́ све́том ра́зума Ева́нгелия Твоего́, наста́ви его́ на стезю́ за́поведей Твои́х и научи́ его́, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты есть Бог наш. A ми́нь.

Молитвы о детях к Божией Матери

(Из женского монастыря в Шуе, Ивановской области)

О , Пресвята́я Влады́чице Де́во Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ под кро́вом Твои́м моего сына (имя) . Укро́й его́ ри́зою Твоего́ матери́нства, соблюди́ его в стра́хе Бо́жием и в послуша́нии роди́телям, умоли́ Го́спода моего́ и Сы́на Твоего́, да да́рует им поле́зное ко спасе́нию их. Вруча́ю их Матери́нскому смотре́нию Твоему́, я́ко Ты еси́ Боже́ственный Покро́в раба́м Твои́м.

Ма́терь Бо́жия, введи́ меня́ во о́браз Твоего́ небе́снаго матери́нства. Уврачу́й душе́вные и теле́сные ра́ны сына моего́ (имя) , мои́ми греха́ми нанесе́нные. Вруча́ю дитя́ мое́ всеце́ло Го́споду моему́ Иису́су Христу́ и Твоему́, Пречи́стая, небе́сному покрови́тельству. А ми́нь.

Молитвы к Святому пророку Науму

(для успехов в учебе)

Молитва 1

П роро́к Нау́м, наведи́ меня́ (моего сына, дочь) на ум.

Молитва 2

В о и́мя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Свято́й о́тче Нау́м, напра́вь о́трока моего́ на ум, дай ему благослове́ние на я́рое уче́ние, па́мять его укрепи́, стара́нья пробуди́. Возьми́ его́ ру́ку, отгони́ лень и ску́ку. Пусть будет сей о́трок на умо́к скор, в уче́нье спор. Ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Молитва об отроке неудобоучащемся

Г о́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, всели́выйся в сердца́ двуна́десятых Апо́столов нелицеме́рно, благода́тию Всесвята́го Ду́ха, сошедшаго в виде о́гненных язы́к, и сих устне́ отве́рзый, и нача́ша глаго́лати иными языки́. Сам Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, ниспосли́ Того́ Ду́ха Твоего́ Свята́го на отроча́ сие́ (имя) и насади́ во ушеса́ се́рдца его́ Свяще́нныя Писа́ния, я́же рука́ Твоя́ пречи́стая на скрижа́лех начерта́ законополо́жнику Моисе́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Благословение матери

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери услы́ши меня́, гре́шную и недосто́йную рабу́ Твою́.

Г о́споди, в ми́лости Твое́й вла́сти ча́до мое́, поми́луй и спаси́ его́ и́мени Твоего́ ра́ди.

Г о́споди, прости́ ему́ вся согреше́ния, во́льныя и нево́льныя, соверше́нные им пред Тобо́ю.

Г о́споди, наста́ви его́ на и́стинный путь за́поведей Твои́х и вразуми́ его́ и просвети́ све́том Твои́м Христо́вым, во спасе́ние души́ и исцеле́ние те́ла.

Г о́споди, благослови́ его́ в до́ме, о́коло до́ма, в шко́ле, в по́ле, в рабо́те и в доро́ге, и на ка́ждом ме́сте Твоего́ владе́ния.

Г о́споди, сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м Святы́м от летя́щей пу́ли, стрелы́, ножа́, меча́, я́да, огня́, пото́па, от смертоно́сной я́звы и от напра́сныя сме́рти.

Г о́споди, огради́ его́ от ви́димых и неви́димых враго́в, от вся́ких бед, зол и несча́стий.

Г о́споди, исцели́ его́ от вся́ких боле́зней, очи́сти от вся́кия скве́рны (вина́, табака́, нарко́тиков) и облегчи́ его́ душе́вные страда́ния и ско́рби.

Г о́споди, да́руй ему́ благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го на мно́гие ле́та жи́зни, здра́вия и целому́дрия.

Г о́споди, умно́жь и укрепи́ его́ у́мственные спосо́бности и теле́сные си́лы.

Г о́споди, дай ему́ Твое благослове́ние на благочести́вую семе́йную жизнь и благочести́вое деторожде́ние.

Г о́споди, да́руй и мне, недосто́йной и гре́шной рабе́ Твое́й, роди́тельское благослове́ние на ча́до мое́ в настоя́щее вре́мя утра́, дня, ве́чера и но́чи и́мени Твоего́ ра́ди, и́бо Ца́рствие Твое́ ве́чно, всеси́льно и всемогу́ще. А ми́нь.

Пророк Наум (VII в. до Р.Х.)

Память 1/14 декабря

Святой пророк Наум – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос – это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка – упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Святой пророк Наум

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Пророческая Книга Наума – каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).

Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона (около 824 – 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.

Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).

Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

Падение столицы Ассирии Ниневии

Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.

Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.

Ниневия

Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).

Ниневия

Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.

При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля. Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии. Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»

Ассирия

Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.

Читайте также:  Какой иконе молиться от зависти людей

Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам. Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.

На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.

Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, – Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».

Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы. Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые», а Сеннахирим с угрозою удалился. Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.

Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле – Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.

Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.

Падение Ниневии

Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»

В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.

Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви. Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.

Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

Святой пророк Наум

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» – говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря.

Святой пророк Наум

Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.

14 декабря – СВЯТОЙ ПРОРОК НАУМ

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос — это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка — упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Пророческая Книга Наума — каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Главное содержание книги пророка Наума – пророчество о падении и погибели многолюднейшего и богатейшего города в древнем мире – Ниневии, а вместе и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1, 7-8).

Пророчество святого Ионы о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова, обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение: «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум 1, 3). «Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Наум 3, 1).

Пророк видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска (Наум 2, 13) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ: «Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (Наум 3, 2-3). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать (Наум 2, 10), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна.

Это мировое событие должно принести радость всем, угнетенным Ассириею народностям и царствам (Наум 3, 19), в том числе и царству Иудейскому (Наум 1, 15).

Пророчество о погибели Ниневии от воды и огня (Наум 3, 14-15) исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (ок. 600 г. до Р. X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания. Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30, 33).

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония , за разврат и волшебство чрез ко­то­рое она по­ра­бо­ща­ла на­ро­ды. По­се­му ни­ка­кие сред­ства за­щи­ты не спа­сут ее, и все на­ро­ды бу­дут ра­до­вать­ся, что из­ба­ви­лись от та­ко­го же­сто­ко­го при­тес­ни­те­ля. Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто творит дела беззакония.

Святой пророк Наум вдохновенно говорит о всемогуществе Бога, объемлющем всю вселенную (Наум 1, 4-6), предсказывал о различных исторических событиях, совершившихся впоследствии.

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» — говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря.

Молитва святому пророку Науму

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Публикация Андрей Марков

Молитвы к святому пророку Науму.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Читайте также:  На какую икону молиться в день рождения

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

В церкви 14 декабря почитается память святого Наума – одного из 12 малых пророков. Родился он в селении Елкоша, расположенном в Северном Израиле. Под его именем выпущена ветхозаветная книга, в которой достаточно ярко описаны политическое и религиозное состояние Израиля того времени. Согласно преданию умер Наум в возрасте 45 лет и был похоронен на Родине.

На Руси пророк Наум считался покровителем учащихся, за что его и прозвали Грамотником. В азбуковниках и прописях XVIII века можно было встретить молитву, обращенную к святому:

По старой русской традиции именно с Наумова дня детей отправляли учиться. Служили молебен, просили благословение на ребёнка и приглашали в дом «учителя», в роли которого в то время выступали дьяконы. В зажиточных домах из прихода «учителя» разыгрывали настоящий спектакль с поклонами и просьбами научить уму-разуму.

В те времена немногие могли позволить отправить подростка учиться. Однако люди понимали, что грамотному человеку намного проще выбиться в люди. Даже сны, в которых привиделась азбука, толковали по-своему: если такое сновидение увидел безграмотный человек, то ждёт его хлопоты и неприятности, грамотному же видение сулит счастье и благополучие.

Считалось, что во время уроков нельзя есть, иначе выученное заешь, книгу нельзя оставлять открытой – всё, что учил, позабудешь. А ещё люди верили, что пророк Наум и худой разум наведёт на ум.

В старину учебный год начинался не в один день, как сейчас (1 сентября). Одни детки начинали учиться в августе, другие – в сентябре, третьи – , в день святых Космы и Дамиана. Сельские детишки, помогающие родителям собирать урожай, отправлялись учиться в Наумов день.

Раньше на эту дату выпадал День учителя. На Руси эта профессия считалась очень важной и солидной. Стать педагогом мог только человек с особыми способностями.

В этот день молились святому, чтобы он научил уму разуму.

Молитва Науму о прибавлении ума

Молитва Науму о помощи в учебе

Молитва Науму Грамотнику

14 декабря: народные приметы дня

  • Если ветер северный, то грядёт сильное похолодание.
  • Если звёзды на небе переливаются, то будет вьюга.
  • Собачий лай слышно глухо – к снегопаду.

14 декабря именины празднуют:

Человек, рождённый 14 декабря, по гороскопу Стрелец. Он может стать талантливым преподавателем. В качестве талисмана ему подходит халцедон. Этот камень обеспечивает материальное благополучие, защищает от стихийных бедствий, помогает наладить семейную жизнь.

Видео: Святой пророк Наум — 14 декабря

Монастырь Святого Наума, что находится на холме близ Охридского озера, был построен в 9-10 веках святым Наумом Охридским, который являлся младшим учеником Кирилла и Мефодия, с помощью правителей Болгарии, Симеона и Бориса. Впоследствии, после смерти святого, его мощи были помещены в храм монастыря. В честь святого монастырь и получил свое название. Ранее здесь находилась резиденция Охридского архиепископа, монастырь сегодня входит в юрисдикцию Македонской православной церкви.

Церковь Наума была похожа на церковь Святого Климента , которая имеет форму клевера-трилистника. После окончания Второй мировой, при проведении археологических исследований, были найдены лишь колонны и части стен церкви. Непонятно, когда ее успели разрушить, есть предположение, что это было дело турков, напавших на Охрид.

В период Оттоманского периода, где-то в 16 веке, на колоннах церкви возвели настоящую церковь в два этапа. Современное ее здание имеет причудливую форму – форму врезанного креста в квадратичном пространстве с куполом, стоявшего на четырех колоннах. Выше добавлен похожий купол с высоким тамбуром.

Внутреннее убранство церкви

Достопримечательность Македонии украшена живописью, выполненной мастером Трпо. Особо впечатляют сцены из жизни и чуда Святого Наума Охридского. Нарисованы они во второй зоне таинственного параклиса Наума. Эти сцены рассказывают о жизни святого и иллюстрируют некоторые чудеса, что он сотворил. Существовало поверье, что святой Наум мог лечить и душевные болезни. По некоторым сведениям, внутри монастыря находилась больница.

Иконостас церкви был выполнен в резьбе в 1711 году неизвестными мастерами. Иконы производят неизгладимое впечатление, среди них особо выделяются «Распятие Христа» и «Вход в Иерусалим». Они являются одним из высочайших достижений первой половины 18 века.

Колонны достопримечательности Охрида украшены кириллическими записями, есть также и одна глаголо-кириллическая запись, датируемая концом 10-12 веков. Они являются образцом древнейших славянских писем (кириллицы и глаголицы).

Монастырь Святого Наума возвышается на горе Галичица, а прямо под ней теку целебные источники, сюда стекается множество туристов, чтобы поклониться мировой святыне и испить живительную воду. Живописные пейзажи дополняют общую картину, оставляя о святых местах самое лучшее впечатление.

Краткое житие равноапостольного Наума Охридского

Пре-по-доб-ный На-ум Охрид-ский, бол-га-рин по про-ис-хож-де-нию, был од-ним из уче-ни-ков свя-тых рав-ноап-о-столь-ных Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (па-мять 11 мая) и со-пут-ство-вал так-же свя-ти-те-лю Кли-мен-ту Охрид-ско-му во вре-мя его про-по-ве-ди Еван-ге-лия в Бол-га-рии. Ко-гда свя-ти-тель Кли-мент от-пра-вил-ся на юго-за-пад стра-ны, пре-по-доб-ный На-ум остал-ся в то-гдаш-ней сто-ли-це, го-ро-де Плис-ке. Впо-след-ствии пре-по-доб-ный На-ум стал пре-ем-ни-ком свя-ти-те-ля Кли-мен-та в мо-на-сты-ре на бе-ре-гу Охрид-ско-го озе-ра, где под-ви-зал-ся де-сять лет. Пре-ста-вил-ся пре-по-доб-ный На-ум 23 де-каб-ря 910 го-да, мо-щи его про-сла-ви-лись чу-дес-ны-ми ис-це-ле-ни-я-ми, осо-бен-но ду-шев-но-боль-ных.

Полное житие равноапостольного Наума Охридского

Рав-ноап-о-столь-ный На-ум Охрид-ский († 910) – уче-ник свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия и со-труд-ник свя-ти-те-ля Кли-мен-та Охрид-ско-го. Вме-сте со свя-ти-те-лем Кли-мен-том они бы-ли про-зва-ны “но-вы-ми Мо-и-се-ем и Ааро-ном”. В Гер-ма-нии их схва-ти-ли и за-клю-чи-ли в тюрь-му, но по Бо-жи-е-му ма-но-ве-нию тем-ни-ца по-тряс-лась, це-пи спа-ли с уз-ни-ков и они сво-бод-но по-ки-ну-ли ме-сто сво-е-го за-клю-че-ния.

Впо-след-ствии, ко-гда Кли-мент нёс свя-ти-тель-ские тру-ды в Охри-де, свя-той На-ум вы-стро-ил Ар-хан-гель-ский мо-на-стырь на юж-ном бе-ре-гу Охрид-ско-го озе-ра, ко-то-рый на ве-ка стал ис-точ-ни-ком кре-по-сти и при-бе-жи-щем для бед-ных и увеч-ных. Во-круг него со-бра-лось мно-же-ство ино-ков, по-то-му что он был муд-рым на-став-ни-ком, стро-гим по-движ-ни-ком, чу-до-твор-цем и мо-лит-вен-ни-ком. Он неустан-но тру-дил-ся над пе-ре-во-дом Свя-щен-но-го Пи-са-ния на сла-вян-ский язык.

Икона Святого пророка Наума – именная икона мужчин по имени Наум. День памяти установлен православной церковью 14 декабря.

Пророка Наума русский народ почитал помощником в “умственных и механических занятиях” и называл его Грамотником.

В прописях и азбуковниках XVII в. приводилась следующая краткая молитва к прор. Науму о его содействии занимающимся науками: “Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати”.

В одном из азбуковников XVII в. указывалось: “Обычай есть многим (учащимся) совершати молебны свв. бессребреникам Косме и Дамиану, и св. прор. Науму, и Ангелу своему, его же святаго тезоименитство имать”. Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня св. прор. Наума и 1 декабря обращались к этому пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день прор. Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте. Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Мать, по обыкновению, стоя у двери, должна была плакать. Иначе худая молва пронеслась бы во всем околодке. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — полотенцем от своих трудов. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя, который состоял из домашних птиц. Объяснения, почему этот обычай приурочен к имени и дню св. Наума, напрасно мы стали б искать в жизни этого угодника. Всего проще обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь как зимнее время есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти св. прор. Наума. Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня св. Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.

Наум, пророк, из 12-ти малых пророков (VII в. до Р.Х.), происходил из Галилеи, из селения Елкоша. Согласно преданию, он умер в возрасте сорока пяти лет и был погребен в родном селении. Главным содержанием книги прор. Наума, входящей в состав Ветхого Завета, является пророчество о падении Ниневии — главного города могущественной Ассирийской державы, с которой евреи тогда находились во враждебных отношениях. Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон — Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Но военные неудачи ждали Ассирию, она пережила поражение сначала во время нашествия скифов, а затем от восставших месопотамских народов. Ликованием встретили угнетенные люди известие о гибели Ниневии в 612. Книга прор. Наума представляет собой древнюю поэму, написанную красочным и выразительным языком. Одним из главных упований, выраженных прор. Наумом, является надежда на неминуемое возмездие, ожидающее тех, кто преступит Божественные законы: “Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания” (Наум 1: 2-3).

Добавить комментарий