Вход господень в иерусалим икона о чем молятся

Икона «Вход Господень в Иерусалим» — иконография праздника

Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения.

История иконы

Божественная икона написана в честь величайшего события, описанного в Евангелии. Это событие значимо для каждого христианина, ведь именно в этот день Господь вошел в Иерусалим, готовясь взять на себя грехи всего человечества, принеся себя в жертву.

Вскоре после торжественного прибытия в столицу Израиля Спаситель покажет всему народу мирскому, что Он является Мессией. Это событие станет для каждого верующего величайшим. Это день скорби, за которым последует день почтения и восторга перед Воскресением Христа.

Все христиане мира склоняют колени в молитвах перед чудодейственной иконой «Вход Господень в Иерусалим», получая незамедлительно поддержку и божественную помощь.

Описание иконы

Божественная икона заключает в себе образ Христа, который держит путь в Иерусалим. Его окружают множество людей, которые признали в нем истинного Спасителя и Царя Израиля. Они выстилают Ему путь из своей одежды, символизируя почтение и уважение к Христу.

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

Пальмовые ветви (вайи) занимают важное место в символике Входа Господня в Иерусалим. Отсюда и название праздника – Неделя Ваий.
У древних евреев пальма служила символом веселья и торжества. С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям.

Встреча Христа с ваиями послужила источником для христианского употребления ваий в празднике Входа в Иерусалим. Празднование этого события как воскресного «дня пальм» было установлено в IV–VII вв. К этому времени восходит обычай приносить в храм пальмовые ветви, освящать их перед богослужением, а после совершать с ними торжественное шествие.

Во многих христианских странах, ввиду климатических условий, вместо пальм использовали первые зацветающие растения: в Италии – оливы, во Франции – самшит, розмарин и лавр, в России – верба (ива). В связи с этим изменилось и название праздника: «день олив», «цветущая пасха», «Вербное воскресенье» и т.д. Однако художники разных стран, изображая торжественный Вход в Иерусалим, неизменно рисуют дерево, похожее на пальму

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

Значение события, которое изображает икона

Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.

К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.

Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.

Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей.

На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.

Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.

О чем молятся перед святыней

Люди произносят молитвы перед святейшим образом Господа, прося помощи и поддержки в любых бедах и трудностях на жизненном пути. В особенности православные верующие возносят слова молитвы:

  • о наставлении на путь праведный;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • об исцелении от телесных болезней;
  • об избавлении от греховных помыслов;
  • об отпущении и прощении грехов.

Молитва перед иконой

«О, великий Царь Небес и Земли! Пред иконой Твоей на коленях стою! Я молюсь о Твоей поддержке и защите. Прошу, Спаситель мой, избавь меня от бед и несчастий. Подари мне мир и спокойствие в жизни. Исцели от болезней и прости все грехи мне, ибо каюсь я и прошу прощения! Восхвалять Тебя, истинный Спаситель, я никогда не перестану! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь. Аминь. Аминь».

Святой образ «Вход Господень в Иерусалим» наделен огромной силой, способной подарить исцеление и оказать помощь в любых несчастьях верующим, которые усердно молятся перед великой иконой. Господь слышит каждого, кто искренне раскаивается в своих мыслях и деяниях грешных, вознося слова молитвы от самого сердца.

День празднования

Празднование иконы приходится на день праздника в честь этого великого события, за счет чего дата празднования иконы всегда меняется.

Каждый год в честь праздника Входа Господня в Иерусалим проводятся специальные служения в храмах, люди усердно молятся перед образом Господа, раскаиваясь в грехах, моля о прощении и поддержке.

Где находится чудотворный образ

Подлинная святая икона расположена в монастыре Ставроникита на Афоне.

В России наиболее знаменитый и почитаемый образ расположен в Москве, в храме Василия Блаженного. Люди с разных концов страны приезжают в святую обитель, чтобы помолиться перед чудотворной иконой Господа.

Икона «Вход Господень в Иерусалим»

Знаменитая святыня «Вход Господень в Иерусалим» обладает невероятной чудотворной силой и помогает каждому, кто непрестанно молится перед святейшим образом.

Знаменитая икона имеет огромную славу среди всего христианского народа. Она была написана в честь великого события, когда Христос вошел в Иерусалим после воскрешения Лазаря, показывая всем жителям, кто является истинным Царем и Спасителем.

История иконы

Божественная икона написана в честь величайшего события, описанного в Евангелии. Это событие значимо для каждого христианина, ведь именно в этот день Господь вошел в Иерусалим, готовясь взять на себя грехи всего человечества, принеся себя в жертву.

Вскоре после торжественного прибытия в столицу Израиля Спаситель покажет всему народу мирскому, что Он является Мессией. Это событие станет для каждого верующего величайшим. Это день скорби, за которым последует день почтения и восторга перед Воскресением Христа.

Все христиане мира склоняют колени в молитвах перед чудодейственной иконой «Вход Господень в Иерусалим», получая незамедлительно поддержку и божественную помощь.

Где находится чудотворный образ

Подлинная святая икона расположена в монастыре Ставроникита на Афоне.

В России наиболее знаменитый и почитаемый образ расположен в Москве, в храме Василия Блаженного. Люди с разных концов страны приезжают в святую обитель, чтобы помолиться перед чудотворной иконой Господа.

Описание иконы

Божественная икона заключает в себе образ Христа, который держит путь в Иерусалим. Его окружают множество людей, которые признали в нем истинного Спасителя и Царя Израиля. Они выстилают Ему путь из своей одежды, символизируя почтение и уважение к Христу.

Читайте также:  Донская божья матерь икона о чем молятся

О чем молятся перед святыней

Люди произносят молитвы перед святейшим образом Господа, прося помощи и поддержки в любых бедах и трудностях на жизненном пути. В особенности православные верующие возносят слова молитвы:

  • о наставлении на путь праведный;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • об исцелении от телесных болезней;
  • об избавлении от греховных помыслов;
  • об отпущении и прощении грехов.

День празднования

Празднование иконы приходится на день праздника в честь этого великого события, за счет чего дата празднования иконы всегда меняется.

Каждый год в честь праздника Входа Господня в Иерусалим проводятся специальные служения в храмах, люди усердно молятся перед образом Господа, раскаиваясь в грехах, моля о прощении и поддержке.

Молитва перед иконой

«О, великий Царь Небес и Земли! Пред иконой Твоей на коленях стою! Я молюсь о Твоей поддержке и защите. Прошу, Спаситель мой, избавь меня от бед и несчастий. Подари мне мир и спокойствие в жизни. Исцели от болезней и прости все грехи мне, ибо каюсь я и прошу прощения! Восхвалять Тебя, истинный Спаситель, я никогда не перестану! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь. Аминь. Аминь».

Святой образ «Вход Господень в Иерусалим» наделен огромной силой, способной подарить исцеление и оказать помощь в любых несчастьях верующим, которые усердно молятся перед великой иконой. Господь слышит каждого, кто искренне раскаивается в своих мыслях и деяниях грешных, вознося слова молитвы от самого сердца.

Не забывайте благодарить Господа за все, что уже имеете в своей жизни, молясь о Его помощи, которая не заставит себя долго ждать. Небесный Отец непременно поддержит вас, наполнив жизнь светом и счастьем, укрепив веру, не позволяя сбиться с истинно верного и праведного пути. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Вход Господень в Иерусалим: Иконография праздника

Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения.

Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Толпа людей приветствует Спасителя у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями. В шествовании Господа верхом на осляти исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9).

Ил. 3. Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо (Италия)

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Н.В. Покровский указывает ранние примеры иконографии Входа Господня в Иерусалим – на саркофагах и в книжной миниатюре, такие как в сирийском Евангелии Рабулы (586 г.) и Евангелии VI века из кафедрального музея в Россано [1] (ил. 1). В последнем лист разбит на две зоны. На пурпурном фоне, характерном для ранней византийской книги, внизу представлены пророки, указующие на верхнюю часть миниатюры. Вверху изображен Вход Господень в Иерусалим в уже развитой и довольно подробной иконографии. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, под ноги которого расстилают одежды встречающие. Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. В Евангелии рассказывается, что перед тем как войти в Иерусалим, Спаситель послал за ослом двоих учеников, однако их имена не указываются. Возможно, опираясь на это свидетельство, художник и изобразил здесь всего двух апостолов. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. Следуя Евангелию, где говорится, что Христос сел на осленка поверх одежд, постеленных учениками (Мф. 21: 7), изограф представляет Господа сидящим на белом плате. Эта небольшая деталь встречается и в более поздних византийских памятниках, но никогда в русской иконописи. В россанской миниатюре изображена не только большая группа людей, вышедших из города с пальмовыми ветвями в руках, но и видны высунувшиеся из окон строений за городской стеной Иерусалима, также приветственно держащие ветви.

Ил. 4. Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XI в. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни (Греция)

Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях, то сообщающих большую иллюстративность, то по-особому акцентирующих внимание зрителя.

Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Она служит фоном для выделения центрального образа на плакетке из слоновой кости второй половины Х века из Берлинского музея византийского искусства (ил. 2). В мозаиках Палатинской капеллы в Палермо (Италия, середина XII в.) (ил. 3) Христос на осле и апостолы за ним изображены спускающимися с горы. Художник прямо следовал описанию события у евангелиста Луки: “А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19: 37). Размещению горы в левой части сцены всегда соответствует изображение города в правой части. Архитектура Иерусалима представлена множеством причудливых и тесно поставленных друг к другу строений за стеною с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм. В русской иконописи XVI–XVII веков в центре Иерусалима изображается центрическая купольная постройка, увенчанная крестом.

Ил. 5. Вход Господень в Иерусалим. Конец XV в. Лицевая сторона двухсторонней иконы-

Необходимо отметить, что в сцене Входа Господня в Иерусалим, включенной в состав диптиха из слоновой кости конца X века из Государственного Эрмитажа, в мозаиках Палатинской капеллы, как и в другом примечательном монументальном ансамбле – церкви Успения в Дафни (ок. 1100 г.) (ил. 4), а также на эпистили из монастыря святой Екатерины на Синае (вторая половина XII в.) из группы апостолов выделены две фигуры, представленные по сторонам от Христа. Несколько впереди идет апостол Петр и указывает на встречающих широким жестом, а сразу за ослом следует молодой юноша, которого можно определить как Иоанна.

Ил. 7. Вход Господень в Иерусалим. Около 1497 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Успения Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Упоминаний о встрече Христа детьми не содержится у святых евангелистов, однако о детях с пальмовыми листьями в руках, восклицавших: “Осанна!» – говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима [2] . В мозаике Палатины один из мальчиков стягивает с себя рубашку, чтобы постелить ее на дорогу, другой держит пальмовую ветку. На миниатюре из Россано, на эпистилии из Синайского монастыря святой Екатерины, а также на других многочисленных византийских и русских памятниках дети с вайями изображаются у ног ослика, карабкающимися на дерево или ломающими с него ветви, а также сидящими на плечах или на руках у родителей, вышедших из Иерусалима навстречу Спасителю. На фреске из церкви святого Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164 г.) в толпе встречающих чрезвычайно выразителен образ женщины, крепко держащей за руку сидящего у нее на плечах ребенка. Трогательна и небольшая бытовая сценка, представленная на двухсторонней иконе из святцев новгородского Софийского собора (конец XV в.) (ил. 5) и на идентичной по иконографии иконе из ряда суздальских святцев (вторая половина XVI в.). Один из мальчиков сидит, согнув ногу в колене, а другой помогает ему вытащить из ступни занозу.

Ил. 6. Вход Господень в Иерусалим. 1312–1315 гг. Мозаика церкви святых апостолов в Фессалониках (Греция)

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV – начале XV века в так называемую эпоху Палеологов. Если ранее Спаситель изображался сидящим на осле ногами к зрителю, а лицом к городу, то теперь Он чаще всего представлен в сложном ракурсе. Христос оборачивается назад, к апостолам, а Его ноги не видны [3] . Одним из примеров подобной иконографии в искусстве Византии является мозаика в церкви святых апостолов в Фессалониках, датируемая 1312–1315 гг. (ил. 6). Этот вариант иконографии прочно утвердился в русской иконописи конца XIV–XV веков. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ил. 7), иконах-“таблетках» из Новгорода и многих других. В псковских образах XVI века (из церкви святителя Николая в Любятове и из церкви святителя Николая со Усохи) (ил. 8) Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. Отметим в двух этих памятниках по-особому выделенную фигуру апостола, представленного за Христом. В отличие от других учеников, святой Петр изображен здесь почти строго в фас и смотрит не в ту сторону, куда направляется процессия, а прямо на зрителя.

Читайте также:  Каким иконам молиться в дивеево
Ил. 8. Вход Господень в Иерусалим. Середина XVI в. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Государственный Русский музей

Что же касается упоминавшейся мозаики в солунской церкви святых апостолов, то с точки зрения иконографии она примечательна и тем, что осленок, на котором сидит Господь, движется в противоположную от города сторону, так что позади него остаются не только апостолы, но и толпа встречающих.

Рассмотренные нами образы праздника являются примерами незаурядного иконографического творчества создававших их православных художников, опровергающими при ближайшем рассмотрении устоявшийся в литературе тезис о вековой неизменности иконографии Входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим

Историческое содержание

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

«Вход Господень в Иерусалим»

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской. » (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Икона «Вход Господень в Иерусалим»

В обширной христианской иконографии икона «Вход Господень в Иерусалим» занимает особое место. Это великое событие описано в Евангелиях, и иконописцы всех времен стремились как можно точнее передать и его символику, и его возвышенный характер.

Значение события, которое изображает икона

Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.

К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.

Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.

Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей. На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.

Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.

Описание иконы «Вход Господень в Иерусалим»

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

Читайте также:  О чем молиться жировицкой иконе

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

О чем молиться перед иконой «Вход Господень в Иерусалим»

Вход в Иерусалим означал для Спасителя конец Его земной жизни, и Он знал об этом. Поэтому молитва должна быть благодарственной – за то, что Он пожертвовал собой во имя спасения всех людей, за то, что вытерпел крестные муки, явив своим последователям победу Духа над плотью.

Вход господень в иерусалим икона о чем молятся

Икона Андрея Рублева. 1405 год

Иконография праздника “Вход Господень в Иеруалим” сложилась достаточно рано, хотя и претерпевала изменения в течение первых веков.

На иконографию существенно повлияло изображение триумфального шествия византийского императора, которого встречает ликующая толпа.

В иконах Входа Господня в Иерусалим всегда присутствуют несколько неизменных элементов:

Господь, восседающий на коне или ослике; встречающая его у врат Иерусалима толпа; группа апостолов, следующая за Иисусом

Христом; дети, постилающие одежды и срывающие ветви с деревьев; Иерусалим с солидными стенами и храмом.

Все это мы видим и на иконе Андрея Рублева начала XV века. Но икона имеет ряд особенностей. Прежде всего, то, что отличает все иконы Андрея Рублева .

Иконописец дает праздничное изображение в двух или нескольких оппозициях, на которые разделяется икона. Эти части противостоят друг другу и даже сталкиваются. В данном случае двойственность и антиномичность содержится в самом празднике Входа Господня в Иерусалим: с одной стороны, радость и ликование народа о грядущем Мессии и Царе Израильском, а с другой – начало страстей Господних.

Иисус Христос вступает в город в день, когда избирается агнец для принесения его в жертву в день еврейской Пасхи. Иисус Христос вступает как агнец, избранный для заклания ради спасения рода человеческого. Иисус Христос знает об этом и добровольно идет на смерть. Поэтому в иконе левая и правая половинки находятся в противостоянии друг другу.

Вся процессия движется слева направо. На переднем плане и центральной фигурой левой части иконы является Господь. Он восседает на молодом ослике, но ног Его мы не видим, их заслоняет животное. В левой руке Спаситель держит свиток – Священный Завет, а правая покоится на колене в благословляющем жесте, который обращен к народу.

Фрагмент иконы. Левая часть

Но лик Иисуса обращен не к народу, а к Апостолам. Он дает им последние наставления, готовя к Своей смерти. Служение Господа народу закончилось, теперь все Его помыслы обращены к Апостолам.

После исповедания Петром Спасителя истинным Богом, Господь понял, что настало время открыть ученикам, Кто Он и в чем состоит Его миссия, почему Он должен идти в Иерусалим, в город, где понесет страдания и будет убит. Его мессианское служение завершалось.

Но слова Спасителя не доходили до учеников, даже Петр просил Иисуса Христа не ходить в Иерусалим, где Его ждет верная смерть, на что Господь

Наверное, об этом на иконе Петр разговаривает с другим Апостолом, более молодым. Это может быть Иоанн, но скорее всего, Фома, который перед входом в Иерусалим сказал: «Пойдем и мы и умрем вместе с Ним».

Фигура Господа полна достоинства, изящества и покоя. Она опирается на острый конец спускающегося гиматия и ослика. Тонкие, стройные и длинные ноги ослика расположены выше ног апостолов, создавая впечатление парения и движения по воздуху. Это подчеркивается и тем, что ноги апостолов, ступающих по земле, находятся ниже копыт ослика.

Фрагмент иконы. Левая часть

Наклону головы Спасителя ритмично вторит наклон горы, которая в такт гибким и мягким очертаниям Иисуса и осляти, вздымается влево вверх к небу, усиливая воздушность и невесомость движения Господа в такт евангельским словам:

«. да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Поворот головы Иисуса усиливает поворот головы Петра, обращенного к апостолам, которые спускаются с горы, а широкий шаг движения апостолов делает акцент на их решительности и устремленности вперед.

Эту полную динамики, устремленности вперед и к небу группу людей во главе со Спасителем, останавливает толпа справа, которая стоит как стена и никуда не движется.

Фрагмент иконы. Правая часть

Статичность правой группы усиливается монолитными каменными многоярусными стенами Иерусалима, расположенными сзади толпы. Народ и стены встают на пути Иисуса и Его учеников как преграда, защищающая от них город.

Храм, расположенный внутри стен Иерусалима, своим куполом напоминает храм Воскресения Господня, который будет сооружен значительно позднее.

Но выбор именно такого изображения храма, показывает конечную цель Спасителя, устремленного не столько к ветхозаветному храму, из которого Он плетью изгоняет торговцев, сколько к будущей Церкви, которую Он основывает на новых началах.

Цветовые решения левой и правой частей иконы тоже противоположны. Правая часть более красочная, пестрая, праздничная и яркая, что соответствует праздничному настроению людей, встречающих своего Мессию.

Фрагмент иконы. Толпа народа

Левая часть решена в более сдержанных и спокойных тонах, в ней сочетаются светлые и темные оттенки, что соответствует историческому моменту: на фоне золотой и лучистой горы четко выделяются более темные силуэты Спасителя и Апостолов. Один ослик выполнен в золотисто-светлых тонах, что делает его прозрачным и теплым.

Цветовое противопоставление левой и правой группы людей, левой и правой частей иконы создает напряженность ситуации, которая станет явной только через пять дней, когда вместо праздничных возгласов «Осанна!» раздадутся крики «Распни Его!»

Правая группа людей состоит из девяти человек. Во главе ее стоит старец, протягивающий веточку пальмы Иисусу, встречая его радостным возгласом. Наклон ветви вторит наклону горы и дерева, словно в приветственном поклоне. Рука Спасителя держит свиток, поднятый кверху, вторя подъему горы. Руки старца и Спасителя являются связующим звеном двух половинок иконы.

Посредине иконы видно темно-зеленое дерево со звездчатой кроной. Оно ритмически повторяет наклон головы Иисуса в сторону Апостолов. На нем мы видим детские фигурки, одетые в белые рубашечки, что олицетворяет их невинные и чистые души, которые от всего сердца и с радостью встречают Спасителя.

Дети видны и на переднем плане иконы: их фигуры иконописец сознательно делает значительно меньших размеров, подчеркивая их младенчество. Внизу около взрослых стоят двое детей, разговаривающих между собой, а рядом с ними у ног – еще двое в белых рубашечках, постилающих красную и серо-голубую одежду под ноги ослика.

Ослик в свою очередь низко склонил перед ними голову, что подчеркивает нежность и близость детей и животного друг к другу. И это еще один, связующий две половинки иконы, элемент, делающий икону по-человечески теплой и нежной.

Еще одного маленького ребенка мы видим на руках у взрослого юноши в толпе. Младенец тоже одет в белую рубашечку. Таким образом, дети служат иллюстрацией евангельского текста:

«. Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»

Сзади группы людей иконописец изображает святой град Иерусалим, святость которого обозначена небольшим киворием в виде купола на четырех столбах.

Икона Входа в Иерусалим полна скрытого драматизма и напряженности. Праздничность момента, хотя и присутствует, но уравновешивается темными тонами и предчувствием страстей Господних.

На иконе словно лежит страстная печать, и в то же время икона очертаниями храма говорит нам о грядущего Воскресении Христовом.

Добавить комментарий