Богата русь людьми святыми что неустанно молятся за нас

Богата русь людьми святыми что неустанно молятся за нас

110 лет исполнилось сегодня со дня прославления любимого святого старца Святой Руси.

По всей России 1 августа в день памяти обретения мощей преподобного Серафима Саровского торжественно совершаются богослужения, посвященные юбилейной дате.

Глава Тверской митрополии совершил праздничные богослужения памяти обретения мощей преподобного старца Серафима в Тверском храме имени Саровского подвижника на Волынском кладбище. Разделить радость торжества, молитвенно участвуя в празднике собрались благочинный II-го округа церквей г. Твери иеромонах Амфилохий (Желябовский), благочинный I-го Калининского округа протоиерей Виктор Савин, председатель Отдела социального служения и церковной благотворительности Тверской епархии, настоятель храма иеромонах Амвросий (Желябовский), заместитель председателя иеромонах Дамаскин (Леонов), заместитель председателя Отдела Тверской епархии по взаимодействию с ВС и ПУ протоиерей Вадим Капитонов, духовенство г. Твери.

Трогательный рассказ о жизни и подвигах преподобного Серафима Саровского прозвучал сегодня в проповеди отца Дамаскина.

По окончании Божественной литургии Владыка освятил праздничное коливо, а затем с иконами и хоругвями все вышли из церкви для торжественного крестного хода в честь храмового праздника. Звучали молитвословия преподобному отцу нашему Серафиму, верующих кропили святой водой, радовала сегодня и погода приятным солнечным теплом.

В завершение митрополит Виктор поздравил паству с престольным торжеством – памятью особо почитаемого молитвенника и печальника земли Русской – преподобного Серафима Саровского. Владыка напутствовал верующих стараться подражать в своей жизни подвигам преподобного Серафима, подвигам доступным каждому, таким как смирение, терпение и любовь; и, конечно, неуклонно следовать главному наставлению старца: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Богата Русь людьми святыми, что неустанно молятся за нас

Старец Саровской пустыни Серафим почитался святым уже при жизни. Слава о нем как об истинном Угоднике Божием pacпространялась по всей России. Для советов, духовных бесед, исцелений от болезней к старцу приходило множество людей, и знатных, и простых…

Память его была острая, ум очищенный и дар слова обильный. Беседы его столь были действенны и утешительны, что всякий слышавший оные находил в них душевную для себя пользу. Все свои слова и рассуждения он основывал на Слове Божием и подтверждал их наиболее местами из Нового Завета. Особенную он имел любовь и почтение к тем святителям, которые были ревнителями веры христианской. Особенным свойством его бесед и обхождения была любовь и смиренномудрие. Приходящих он благословлял и делал им краткие поучения, смотря по душевным нуждам каждого.

Батюшка любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Серафим Саровский опекал и руководил сестрами Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.

1 августа 1903 г. состоялось одно из событий, не перестающих волновать сердца людей, – канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа. Живя на земле, старец Божий учил, утешал, исцелял тех, кто с верой, любовью, надеждой приходил к нему, подкреплял и вразумлял тех, кто желал побеждать грехи. И теперь он дерзновенно молится Святой Троице пред Престолом Божиим за многострадальную Русь.

Сценарий урока
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Урок “Дивный старец Серафим Саровский” расчитан для уроков Основ праволсаной культурыв 5 классе. К этому уроке подготовлен конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_divnyy_starets_serafim_sarovskiy.doc60 КБ
prepodobnyy_serafim_sarovskiy_-_kopiya.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культуры религий народов России

Тема конспекта урока

«Преподобный Серафим Саровский»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету: Поткина О.И.

Место работы: ГБОУ «Школа №1474»

Тема урока : Дивный старец Серафим Саровский.

Познакомить детей с жизнью дивеевского старца Преподобного Серафима Саровского.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ- после урока ученики должны знать

  • биографии известных людей нашей страны, совершивших нравственные подвиги, особенности их жизненного пути;
  • тексты художественной литературы, в которых раскрывается данная тема

РАЗВИВАЮЩИЕ — в процессе урока научить детей навыкам и умениям:

  • анализировать текст;
  • выделять главную мысли в тексте;
  • сравнивать факты;
  • находить ответ на вопрос, доказывать, через аргументы свою точку зрения и опровергать мнение другого ученика. .

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – ученики должны понимать:

  • в обычной жизни Серафим Соровский был лучшим человеком своего времени и по уму и по талантам, и по мужественности;
  • показать на примере святого Серафима Саровского, что такие люди, как он являются воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу;
  1. Оборудование: ПК, презентация,

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать словами: «Богата Русь людьми святыми, что неустанно молятся о нас, о благодатном старце Серафиме послушайте, ребята мой рассказ. ». Я хотела бы познакомить вас с русским святым, который наиболее почитаемый в русской земле, который близок моему сердцу за его человеческий неземной подвиг во имя любви к Христу- Это святой Серафим Саровский. А что это за святой, вы узнаете, когда я зачитаю стихи Ивана Бунина

Кто нам сиял звездой чудесной?
Кто солнцем был средь тьмы ночной?
Чей образ прелести небесной
Исполнен в юдоли земной?
Кто нас учил любви великой,
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смятенных ярый пыл?
Кто жаждой вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой воскресенья? —
Он — преподобный Серафим!
И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам Старца Русь святая
Себя навеки предала!

Кто догадался, о каком святом мы будем сегодня говорить?

О Преподобном Серафиме Саровском.

Ребята, предлагаю вам вспомнить кого мы называем святыми?

Людей, которые посвятили себя служению Богу, молясь за людей..

Как мы автор стихотворения называет Серафима Саровского?

А кто может сказать, кого мы называем «преподобными»?

Преподобный – это монах , который ради Бога, через пост и молитву стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.

Итак, начинаем наше путешествие по святым местам, где родился и творил свои чудеса дивеевский старец Серафим Саровский.

Родился Серафим в 1759 году, в городе Курске в семье состоятельного человека, который владел кирпичным заводом и занимался строительством храмов.

В детстве мальчика звали Прохор Машнин.

Обратите внимание ребята, что Преподобного Серафима в детстве звали по-другому. Почему так происходит?

Потому, что когда монах принимает решение посвятить себя Богу, он проходит процедуру « монашеского пострига» и ему дается совсем другое имя.

Когда Прохору исполнилось два года, его отец умер, матушка Прохора решила достроить Сергиево-Казанский храм , который они начали строить вместе с мужем. Ей было 32 года, на руках её остались трое детей и старенькая свекровь. В Курске проживал в то время известный на всю округу юродивый (человек с психическим заболеванием или физическим недугом), однажды, он сказал матери Прохора следующие слова, которые были пророческими: “Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет молитвенником за весь мир”.

Итак, чудеса, которые свершились в детстве Серафима Саровского.

  1. Однажды, осматривая строение Сергиевской церкви, Агафья Мошнина ходила вместе со своим семилетним Прохором и незаметно дошла до самого верха строившейся тогда колокольни. Отойдя вдруг от матери, быстрый мальчик перевесился за перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать в ужасном виде сбежала с колокольни, воображая найти своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной радости и величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым. Дитя стояло на ногах. Мать слезно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что сын Прохор охраняется особым Промыслом Божиим».
  1. Второй чудесный случай случился с Прохором через три года, когда он тяжело заболел. Все говорили, что мальчик не выживет, но мать не отчаивалась и много молилась. И вот, в самую тяжелую минуту, Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица и обещала его исцелить. Через некоторое время в Курске случился крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Так как начался дождь, крестный ход, для сокращения дороги, свернул на двор Мошниных. Агафья Фотиевна вынесла больного Прохора, и он приложился к святыне. С этой минуты началось выздоровление.

В 1776 году Прохор решил отправиться в Киево-Печерскую Лавру на поклон киевским святыням. Мать благословила его на паломническое путешествие и даже на монашеский постриг.

В через 2 года Прохор принимает решение отправиться на в г.Саров, на обучение в монастырь, матушка его дает медный крест, благославляя его, именно этот крест Преподобный носил на груди до самой смерти.

Ребята, давайте вспомним, что такое «монастырь»?

Монастырь-это место где живут монахи.

Кого мы называем «монахами»?

Дети: Монахи – эти люди, которые отказываются от обычной жизни, ради служения Богу.

Спустя два года после прихода Прохора Мошнина в Саровский монастырь в Тамбовской области с ним случилась беда, он тяжело заболел. Заболел он водянкой, все тело его распухло, принося страдания, но ни разу от него не слышали звука ропота. Болезнь длилась три года, но однажды Прохору явилась Пресвятая Дева Мария с апостолами Иоанном Богословом и Петром. Указав на Прохора, Царица Небесная сказала: “Этот нашего рода!” Потом она коснулась жезлом бока больного, и на том месте образовалось отверстие, через которое вытекла вся “вода”, и Прохор выздоровел. Эта болезнь была испытанием, подготовкой к принятию монашества. Вскоре Прохора постригли в монахи и дали ему имя Серафим, что значит “пламенеющий любовью к Богу”.

С этого дня отец Серафим все свое время стал отдавать службе. Когда отцу Серафиму исполнилось 39 лет у него сильного заболели ноги от постоянного стояния в храме и тогда Преподобный Серафим Саровский взял благословение уйти из монастыря и поселиться в лесу для молитвы. Больше десяти лет прожил Преподобный в лесу. Кормился он овощами со своего огорода и продуктами пчеловодства. Все службы он служил сам и молился дни и ночи напролет.

Ещё один монашеский подвиг. Который возложил на себя отец Серафим-это подвиг столпничества. Тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на большом гранитном камне.

Серафим с любовью относился ко всему живому на земле: человеку, зверю. Звери, живущие в лесу не трогали старца; одна монахиня вспоминает, как большой, страшный медведь ел из рук Преподобного Серафима и не причинял ему вреда.

Медведь не причинил вреда святому, но

нашлись злые люди, которые подойдя к святому, работавшему на огороде, стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: “Взявшие меч мечом погибнут” (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: “Делайте, что вам надобно”. Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив, а исцеление это ему даровала Пресвятая Богородица.

Через несколько лет после этого настоятель монастыря Нифонт велел отцу Серафиму вернуться в монастырь. Отец Серафим послушался и поселился в своей келлии. Десять лет он не выходил из нее и никого у себя не принимал.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.

В торого января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного Серафима ; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: “Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

Так закончился земной путь дивного старца Серафима Саровского.

IV. Закрепление материала

Итак, ребята, вы должны понимать, что святые – такие же люди, как и мы с вами, только они победили свои грехи. Преподобный Серафим Саровский в своей жизни сталкивался с теми же трудностями, что и мы. Приведите примеры, когда Преподобному Серафиму было трудно.

  • падение с колокольни;
  • болезнь в детстве;
  • избиение разбойниками;
  • жизнь с лесу, в одиночестве;
  • стояние на камне.

Я вам прочитаю стихотворение неизвестного автора “Преподобный Серафим ”, а вы скажите, о каких периодах в жизни святого в нем говорится.

В детстве, как голубь, слетел с колокольни,
И перед матерью, юной вдовой,
Встал невредимый, с улыбкой спокойной,
Явно хранимый для жизни святой.
Рано презрел он мирские соблазны
И монастырь полюбил потому;
Часто в видениях многообразных
Божия Матерь являлась ему.
Видел Христа он и Ангелов лики –
Келья тогда озарялась светло –
Видел их ясно, в восторге великом
Чувствуя Духа Святого тепло.
В белом подряснике, светлый, веселый,
Свежий, как утро Пасхального дня;
А за плечами-то камень тяжелый:
«Я-де томлю все томящего мя».
Хлебом покормит медведя лесного,
Деток попотчует сладким лучком»…
Сколько людей вспоминали про Бога,
Каялись слезно при старце святом.

В этом стихотворении говорится о том, как

  • преподобный Серафим в детстве упал с колокольни и остался невредимым;
  • как жил в лесу и кормил зверей, которых не боялся;
  • как помогал людям спасаться от болезней и бед;
  • как жил в монастыре.

Посмотрите на экран, вы видите иконы святых. Найдите среди них иконы Преподобного Серафима Саровского.

(На экране находятся иконы: Богородица, явление Богородицы к Серафиму Саровскому, исцеление Серафимом Саровским больных, Серафим Саровский)

  1. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Январь. Часть 1. – Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1993.
  2. Протоиерей Николай Гурьянов. Слово жизни. – Издание церкви Святителя Николая с. Васюшино Московской епархии, 1996.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. – М.: Молодая гвардия, 1993.
  4. Дивный старец // Православная беседа. 1993, № 4.
  5. Е. Поселянин. Святая юность. – Международный издательский центр православной лит-ры, 1994.
  6. Закон Божий. – М.: Терра, 1991.

Православная Русь. Стихи. 1951 год. Часть 1

Монахиня Варвара (М.В.)

Воспойте радостно, народы!
Греми, могучий океан.
Ликуйте, все моря, все воды,
И славься, синий Иордан!

В струях реки стоит Безгрешный,
Исполнен вечной красоты.
И голос слышится нездешний,
И Голубь сходит с высоты.

Он – весь покорность, весь смиренье.
О, Агнец Богочеловек!
Ты ломишь путы смерти, тленья,
Тобой сияет Новый Век.

И в трепете Иоанн Креститель:
Он крестит своего Творца!
Пред ним – склоненный Бог, Спаситель!
Над ним – глас Господа Отца!

И Белый Голубь льет сиянье…
Парит над Спасовой Главой.
От скверн греха Свое созданье,
О, Тихий Свет, очисть, омой!

(Православная Русь. № 1 от 1 января 1951 г. С. 8. Подпись: М.В.)

Церковь белая, прозрачная,
Церковь неземная
Облеклась в одежды брачные,
Во Христе пылая.

Настежь двери распахнулися,
Свет плывет рекою.
Зазвучала громко улица
Песнею Святою.

Ночью звездной, окрыляющей –
Радостно молиться,
Слушать голос, ввысь взлетающий
Белой голубицей.

Ходит тихий ветер волнами
Благовонный, нежный.
Над водами ходит полными,
По полям безбрежным.

Веет ладан над иконами,
Час святой, отрадный…
И ликует перезвонами
Свод небес громадный.

(«Православная Русь», № 8 от 28 апреля 1951 г. С. 3. Подпись: М.В.)

1. На скорбящей, страждущей Родине

Тонет церковь в глубоком тумане,
Дым кадильный вьется к небесам,
Луч сверкает золотой и ранний.
Бог Великий, дай же силу нам!

Наш народ залит невинной кровью.
Распинает он Святую Русь!
Ты покрой Ее Своей любовью.
За Царя страдального молюсь.

Весь седой и в облаченьях белых –
Имена священник говорит,
Имена замученных и смелых.
Голос тихий трепетно звучит:


Георгия, Сергия, Димитрия, Николая…
Молитва в бесконечность несется, замирая.

Песнь грустит о сокровенном рае,
В вышине скрестилися лучи –
Зимним холодом в окне сияя.
Жёлтый блеск колеблется свечи.

…Владимира, Бориса, Игоря, Николая…
Колышется тумана завес голубая.

Москва, 1917 г., ноябрь.
Церковь Успения на Могильницах.

2. На чужбине
Знамена

Под сенью древних знамен
Отрадно вдыхать мир церковный.
Затих грозный голос времен,
Лампады бросают свет ровный.

Светятся знамена! Шелка
Неслышно под ладаном веют…
И родина в сердце близка,
И свечи дрожат, пламенеют.

Час придет благословенный,
Дрогнет лес седых знамен.
И над Русью, верь, нетленной
Будет крест вновь вознесен.

Таится победа в шелках,
Скорбящей России спасенье.
Кадило звенит во вратах,
Летит к небесам песнопенье.

Как лик Богородицы тих,
Как милостив, О, Всеблагая!
Священный, торжественный стих
Летит в небеса, к дверям рая.

Час придет благословенный,
Дрогнет лес седых знамен.
И над Русью, верь, нетленной
Будет крест вновь вознесен!

В русской церкви Св. Троицы Белграда. 1925 г.

3. Ещё на чужбине

Здесь на чужбине, в церкви бедной,
На звоннице поет один
Зовущий колокол, и медный
Протяжный звон летит с вершин.

А в низком храме тихо, тихо…
За окнами цветет весна,
И издали гудит шумиха, –
Как райский сон тиха, ясна.

Царит здесь Пресвятая Дева
С Пресвятым Отроком Христом.
В окне алтарном всходит слева
Звезда в сиянье золотом.

Синеет мягко вечер вешний,
И голос молодой чтеца
Покой незыблемый, нездешний
Зовет в усталые сердца.

(«Православная Русь», № 11 от 14 июня 1951 г. С. 2 – 3. Подпись: М.В.)

Л. Даль
***
Наше сердце – это поле битвы,
Где решаются все судьбы мировые.
Если в сердце ты падешь бессильно,
Знай, что сила убывает в мире.

Мысли наши – сердца порожденье,
Что полюбишь, ты о том и мыслишь.
Любишь зло – и мысли твои злобны,
В мир неся вражду и разделенье.

Братьев ли возлюбит твое сердце
И лучит немеркнущее пламя…
Вот и зло в нём чьё-то там сгорело.
И кому-то в мире легче стало.

Нет для Бога ни царей, ни нищих.
Нет для Бога тела одеянья.
Души наши перед Ним открыты,
Освещаемые сердца возгораньем.

Сердце – данный нам источник жизни.
Бог вдохнул в него Свое Дыханье.
Сердце наше – это поле битвы,
И на этом поле все мы равны.

(«Православная Русь». № 2 от 15 января 1951 г. С. 2)

Тебе поем благословляя,
Тебе поем благодаря.
Сердца, как чаши воздымая,
Огнем молитвенным горя.

За солнца свет, за листьев лепет,
За каждый шаг и каждый взгляд,
За птичьих крыльев в небе трепет
Тебя уста благодарят.

За детский смех, за дружбы слово,
За всех, кто встретит нас любя,
За все, что есть в душе святого,
Благословляем мы Тебя.

И молимся, склонив колени,
Да Ты не по грехам воздашь…
Да не отринешь Ты моленье,
Благий и правый Боже наш!

Нью-Йорк, 1950.
(«Православная Русь», № 2 от 15 января 1951 г. С. 11)

Тихий вечер спустился на землю,
На нас, грешных, навеял покой,
Углубившись в молитву, я внемлю:
Что творится с моею душой?

Как мне радостно, что научилась
Я в беседе быть с Вышним – всегда!
Так и жизнь вся моя озарилась
Светом Правды и веры в Христа.

Я унынья уж больше не знаю,
Тосковать не умею теперь,
А в час скорби – тотчас понимаю,
Постучаться в какую мне Дверь.

И на стук мой всегда отзовется
Божья Матерь, и с Нею Христос,
Божья милость слезами прольется –
И душа точно сад, полный роз!

Англия. Лагерь Д.П.
Лето 1948 г.

(«Православная Русь», № 3 от 14 февраля 1951 г. С. 10. Подпись: Е.Н.)

Ещё вчера казалось мне: я так несчастна!
Ещё вчера до боли изнывала!
И к радостям глуха, и свету непричастна,
Душа, в грехах – по Богу тосковала.

Но – миг один! Вся горечь, тяжесть вся – ушла!
Пред Господом я правду всю сказала,
И в тихой радости я к Чаше подошла
И Тайны Животворные прияла…

И в сердце хочется навеки сохранить
Причастия живительную силу,
И хочется «обидящих нас» – всех любить,
И с этой радостью сойти в могилу.

(«Православная Русь», № 6 от 28 марта 1951 г. С. 4. Подпись: Е.Н.)

Творец, Творец, прости мне малодушье,
Мое отчаянье предельное и страх!
Ты видишь помыслы, читаешь наши души
И смертную тоску в расширенных зрачках.

Не накажи за слабости минуты,
За самоволие, за дерзкую мечту,
Когда душа рвалась покинуть жизни путы
И изменить Тобою данному кресту…

На все и надо всем святая воля Бога!
Он муки нам дает и радости венец,
И много пережив, у Вечности порога,
Смиренно все приму, – я ВЕРУЮ, Творец!

(«Православная Русь», № 4 от 14 февраля 1951 г. С. 4).

В день Покрова Божией Матери

И в стране родимой,
И в стране чужой, –
Твой Покров незримый
Всюду надо мной.

В скорби непосильной,
С ношей трудовой, –
Твой Покров Всесильный
Всюду надо мной!

Под Твоей защитой
Не боюсь врагов!
Надо мной раскрытый –
Дивный Твой Покров!

Матерь Всесвятая!
Всех нас соблюди
И достигнуть рая
Всем нам помоги!

Радость неземную
Дай нам испытать
И Тебя, Благую,
Вечно прославлять!

Под Покров Твой Чудный
Всех нас подведи
И дорогой трудной
К Богу приведи!

(«Православная Русь», № 4 от 28 февраля 1951 г. С. 12)

Из Великого канона

Помощник, Покровитель мой!
Явился Он ко мне, и я от мук избавлен,
Он – Бог мой, славно Он прославлен
И вознесу Его я скорбною душой.
С чего начну свои оплакивать деянья,
Какое положу начало для рыданья
О грешном пройденном пути?
Но, Милосердный, Ты меня прости!
Душа несчастная! Как Ева,
Полна ты страха и стыда…
Зачем, зачем, коснувшись древа,
Вкусила ты безумного плода?
Адам достойно изгнан был из рая
За то, что заповедь одну не сохранил;
А я какую кару заслужил,
Твои веленья вечно нарушая?
От юности моей погрязнул я в страстях,
Богатство растерял, как жалкий расточитель,
Но не отринь меня, поверженного в прах,
Хоть при конце спаси меня, Спаситель!
Весь язвами и ранами покрыт,
Страдаю я невыносимо;
Увидевши меня, прошёл священник мимо,
И отвернулся набожный левит…
О, сжалься надо мной! – мой близится конец…
Но Ты, извлекший мир из тьмы могильной,
Как сына блудного, прими меня, Отец!
Спаси, спаси меня, Всесильный!

(«Православная Русь», № 5 от 14 марта 1951 г. С. 2).

Нет человека без греха,
Мы все порочны и греховны,
И наши добрые дела
И наши подвиги – условны.

Перед другими не хвались,
Гордясь, не ставь себя высоко.
Ведь даже праведник порой
Доступен голосу порока.

Нет человека без греха…
Грешат иные по безволью,
По темноте своей грешат,
И – мудрствуя – по своеволью.

Но мир не ведает грехов,
Которым в небе нет прощенья,
Когда раскаяньем горя,
Душа возжаждет исцеленья.

(«Православная Русь», № 6 от 28 марта 1951 г. С. 10)

Я стою пред Лицом Твоим, Господи,
Стою в ужасе от содеянного!
Дай же слезы мне, дай же силу мне,
Чтоб покаяться нерассеянно.

Велика Твоя благость, Господи!
Все прощает она – безграничная!
На прощение – дай надежду мне!
Семя малое – как горчичное!

Научи искупить все, о Господи,
До конца, до конца моих дней земных!
Подай силу мне, подай мудрость мне
Избежать огня и когтей Зла-Злых!

(«Православная Русь», № 6 от 28 марта 1951 г. С. 13)

Прошли века с тех пор, когда в Москве священной
Встречали так все Господа с небес,
Что чудилось: коленопреклоненно
Сама земля поет – «Христос Воскрес!»

Кремль весь был – торжество! Ведь Царская корона
Он был Руси, начало и глава!
И в серебре малинового звона
Молилася Воскресшему – Москва!

Весь в зареве огней, сверкающих в уборах
Святынь бесчисленных и в золоте лампад,
Кремль в эту Ночь встречал соборным хором
Царя Тишайшего с семьею из палат.

И вот являлся Царь, как светлое виденье,
Хоть в золотой парче – с смиреньем на челе,
И было ль у кого тогда в сердцах сомненье,
Что то не Ангел, явленный земле?

И от щедрот его был праздник всем острогам,
Колодникам, калекам, нищете,
И славили Царя убогие и Бога,
Утешенные во Христе.

С тех пор прошли века! Над Русью Православной
Зловещий сумрак пал, навис густой дурман…
Россия, где твой Кремль? Где Царь Самодержавный?
Везде – насилье, смерть, жестокость и обман!

Идешь ты странницей в пустыне бездорожной,
Под тяжким бременем; но – не сняла креста,
И ни тюрьме сырой, ни мерзлоте таежной
Не отчудить душе твоей – Христа!

И близок час – пусть будет то весною,
Иль поздней осенью! – то чудо из чудес:
Воскликнет мир, с родной моей страною,
Свободною: – «Земля! Христос Воскрес!»

(«Православная Русь». № 8 от 28 апреля 1951 г. С. 5)

Тебе Бога хвалим

Славь Господа земля дыханьем летним меда,
Пшеницы колоса и бледно-алых роз,
Хвалите Господа поля, леса и воды,
И стрелы синие величественных гроз.
*
Славь Господа небес сияющая чаша
В руках у Господа, где солнце и луна,
Созвездья гроздьями: в них дни с заботой нашей,
В них ночи тихого, покоящего сна…
*
Славь Господа святых и светлых херувимов
И серафимов всех сияющая рать,
Что могут Господа Всеблагостное Имя
Устами чистыми немолчно прославлять.
*
Славь Господа души прозревшей трепетанье
Пред милосердием Всещедрого Творца,
Что в грешный мир пришел для крестного страданья,
Для ран тернового венца!

(«Православная Русь», № 10 от 28 мая 1951 г. С. 10)

Что такое, деревенская завалинка?
Это – собиралися гурьбой,
Хоть и летом, все же в теплых валенках
Старички под чьей-нибудь избой.

Наклонялась белая берёзынька,
Аль рябинка к мягкой мураве,
Пролетала, словно Божья слёзынька,
– Зведочка в небесной синеве.

Вспоминали мужички, гуторили, –
Кто про подать, кто про то, как жили встарь,
А Микита с Евстигнеем – те поспорили:
Кто богаче – «Англичанка», аль наш Царь?

Тут солдатики подсели. Ночь короткая.
На «Хвалите» прозвонили вдалеке…
И размашисты кресты с молитвой кроткою.
Заклубилися туманы на реке….

На ночное два подростка с гиком, с песнею
Проскакали в полуночной тишине…
И осыпалася звездами чудеснее
Ночь-красавица в коротком полусне…

И в былое, невозвратное минутною
Часто думой одинокой я несусь:
От завалинки дорогою непутною
Сатана тебя угнал, Святая Русь!

Фарель. Германия. Январь 1951 г.

(«Православная Русь», № 12 от 28 июня 1951 г. С. 3)

Святые, на Земле Русской просиявшие

Посошок в руках, холщовая котомочка,
Тело тощее изъела мошкара,
Звон вериг железных от потемочка
На молитве жаркой до утра.

Озаренный лик любовью бесконечною
Тих и светел, речь смирения полна,
В ней звучит Христова Правда вечная,
И согреет сердце каждое она.

По лесам дремучим, бездорожинам,
На песках овражных пустырей
Песнопений много было сложено,
Воссияло много олтарей…

И текло с душою отягченною –
Нищий, знатный, вор и лиходей –
За покоем сердца облегченного
К старцам много немощных людей.

Ты воскреснешь, наша Родина желанная,
Над тобою сонм негаснущих огней
От Апостола Андрея Первозванного
До безвестных страстотерпцев наших дней.

(«Православная Русь», № 13 от 14 июля 1951 г. С. 2)

День св. Жен-Мироносиц

Тихий вздох, как белый голубь, носится
Над дремотной, смутною землей.
В путь выходят жены-мироносицы
Вместе с утренней зарей.

В их руках – сосуды благовонные,
В их сердцах – молитва и любовь;
Их глаза, как кладези бездонные,
Затаили муку, смерть и кровь.

Все бежали… даже дерзновенные
Устрашились терниев венца.
Только эти женщины смиренные
Верны до последнего конца.

И зато дана им радость лучшая,
Дан удел единый на земле, –
Возвестить Воскресшего в полунощи
Всем седящим в смертной мгле!

(«Православная Русь», № 9 от 14 мая 1951 г. С. 3. Подпись: Л.Г.)

Если светлый луч лампады
На полу чертит узор, –
В сердце тихий свет отрады,
И слеза туманит взор.

Если можно в умиленьи
У родных икон упасть, –
Сердце полно всепрощенья,
И в крови стихает страсть.

Если можно ранним утром
Тихий прочитать канон,
На рассвете бледно-мутном
Поклониться у икон, –

Это значит свет лучистый
Брошен в зеркало души,
Это значит – ангел чистый
С нами молится с в тиши.

(«Православная Русь», № 10 от 28 мая 1951 г. С. 5).

Стихотворения о святом Серафиме

Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас!

Угодник Божий Серафим
Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег с улыбкой на устах.
Тяжким подвигом согбенный
Он идет , гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный,
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от него,
Гордый разум цепенеет
Перед святостью его.

Сергей Бехтерев, 1933г.

Вот он, блаженный пустынник, взыскующий
Века грядущего благ неземных!
Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий,
Душу готовый отдать за других.

Тихо тропинкой лесной пробирается
В кожаной мантии, в лычных лаптях;
Крест на груди его медный качается,
Сумка с песком у него на плечах.

Вьется Саровка излучистой впадиной;
Сосен столетних красуется строй;
И, на ходу подпираясь рогатиной,
Движется старец неспешной стопой.

Телом согбенный, с душою смиренною,
В пустыньку он помолиться бредет;
Но, и молитву творя сокровенную,
Он для трудов свой топорик несет.

Белый на нем балахон; серебристые
Шапочкой ветхой прикрыв волоса,
Вглубь себя он устремляет лучистые,
Полные ласки душевной глаза…

Силою он одарен благодатную:
Чуткой душой прозревает он вдаль,
Видит он язвы людские, невнятные
Слышит он вопли, – и всех ему жаль…

Он и утешить готов безутешного,
Слабое детство от смерти спасти,
Или к сиянию света нездешнего
Грешную душу мольбой привести.

Всем изнемогшим в огне испытания
«Радость моя! – он твердит. – Не скорби,
Бури душевные, грозы страдания,
Господа ради, с улыбкой терпи!»

С плачущим плакать он рад; унывающих
Нежно ободрить, их дух подкрепить.
Всех же, Господень Завет забывающих,
Учит он – ближних, как братьев, любить.

Учит искать он богатство нетленное,
Чтоб не владела душой суета, –
Ибо все мира сокровище бренное
Нашей душе не заменит Христа.

Леонид Денисов, 1903 г.

Закатный свет, молитвенные зори,
Моя Земля и мир, что так любим.
Любил его и ясный Чудотворец,
Светильник, преподобный Серафим.

Простой, он жил как птицы полевые.
Бедняк, не он богатства собирал.
Но Ангел в алтаре на литургии
Ему кадило тайно подавал.

О час утра и голос песен ранний!
Крик петухов, жужжание шмеля,
Роса на ржи и тихое сиянье,
Когда Господь нисходит на поля.

И монастырь. И в монастырском клире,
Как от кадила уплывает дым,
Ушел от нас безгрешно живший в мире
Премудрый и пресветлый Серафим…

Алексей Масаинов, Петроград, 1916

Кто нам сиял звездой чудесной?
Кто солнцем был средь тьмы ночной?
Чей образ прелести небесной
Исполнен в юдоли земной?

Кто нас учил любви великой
И сам ее примером был?
Пред кем смирялся злобы дикой
В сердцах смиренных ярый пыл?

Кто жаждой вечного спасенья
С дней детства раннего палим,
Кто жил надеждой воскресенья? –
Он – Преподобный Серафим!

И ныне всюду вспоминая
Его великие дела,
Молитвам Старца Русь Святая
Себя навеки предала!

Александр Красницкий, 1903 год

19 июля 1903 года

Русь! За молитвы взыскал тебя Бог,
Светлой недежды твоей не отринул,
В век испытаний, сомнений, тревог
Твердый в страданьях народ не покинул.

Старец великий, отец Серафим,
С Господом в славе превечной сияет,
Ангелы Божьи, Архангелы с ним,
Клир Серафимов его прославляет.

Василий Платонов, 1903 год

Плачем ли грустно в скорбях,
Грудь ли тоскою теснима –
В яснонемых небесах
Мы узнаем Серафима.
Что с тобой, радость моя, –
«Радость моя?…»

Смотрит на нас ласково
Ликом туманным, лилейным.
Бледно-лазурный атлас
В снежнокисейном.

Бледно-лазурный атлас –
Тихо целует,
Бледно-лазурный атлас –
В уши нам дует:

«Вот ухожу в тихий час…
Снова узнаете горе вы!…»
С высей ложится на нас
Отблеск лазоревый.

Легче дышать
После таинственных знамений:
Светит его благодать
Тучкою алого пламени.

Андрей Белый, июль 1903 г.

Ночь: как небесные жители
Звездочки смотрят с небес;
Тихо вокруг: от Обители
Тянется Саровский лес.

Келья стоит одинокая:
В ней Серафим обитал.
Знала пустыня широкая
Подвиг, что он совершал.

Близ, по дороге, под соснами
Камень великий лежал.
Старец ночами безсонными
Там на коленях стоял.

Лето и зиму холодную
Он, не смыкая очей,
Выстоял волей свободную
Тысячу дней и ночей.

Все безутешно Всевышнему
В сердце молитву слагал:
«Боже, будь милостив мне грешному», –
Часто так старец взывал.

Он творил чудеса исцеления…
Счета им нету конца…
Пред иконой святой «Умиления»
Предал свой дух в небеса…

Славится Русь бесконечная
Угодником новым своим…
Заступник и радость нам вечная,
Батюшка наш Серафим!

В детстве, как голубь, слетел с колокольни,
И перед матерью, юной вдовой,
Встал невредимый, с улыбкой спокойной,
Явно хранимый для жизни святой.

Рано презрел он мирские соблазны
И монастырь полюбил потому;
Часто в видениях многообразных
Божия Матерь являлась ему.

Видел Христа он и Ангелов лики –
Келья тогда озарялась светло –
Видел их ясно, в восторге великом
Чувствуя Духа Святого тепло.

В белом подряснике, светлый, веселый,
Свежий, как утро Пасхального дня;
А за плечами-то камень тяжелый:
«Я-де томлю все томящего мя».

Хлебом покормит медведя лесного,
Деток попотчует сладким лучком»…
Сколько людей вспоминали про Бога,
Каялись слезно при старце святом!

Так ордена разронял и – на диво –
В келье монаха рыдал генерал,
Видя, как старец, глядя прозорливо,
Язвы душевные в нем умягчал.

Проще дитяти, мудрее, чем книжник, –
Житель небесный и Ангел земной,
Тысячу суток молился подвижник,
Слезы роняя на камень лесной…

И на грабителей в самозащиту
Крепкой рукой он не поднял топор…
Только, ворами жестоко избитый,
Клонится ивой, согбенный с тех пор.

Ярко духовной звездою сияя
Людям смиренным, душою простым,
В Пустынь свою, наподобие Рая,
Всех созывает отец Серафим.

И потянулись отвсюду дороги
К Пустыни Саровской, полной чудес,
Где говорил он: «Ведь я-то – убогий,
Радость моя, но Христос-то воскрес!»

И у людей раскрываются крылья,
На сердце веет Любви Благодать,
И укрепляются воли усилья,
Духа Святаго всей жизнью стяжать.

Шел Преподобный тропинкой лесною,
Шел и молился молитвой святою:

«К Богу Святому святая душа
Ввысь улетела с мольбою.
Весь я надеждой живу на Тебя,
Радуюсь жизни с Тобою».

«Боже, услыши молитву-моленье,
Мир пожалей, на путь правый верни,
Дай полюбить нам святое смиренье,
В сердце открой нам источник любви».

«Дай нам терпенье
Дай нам смиренье,
Дай нам божественных тайн вразумленье».

«Мир, погибающий в море греховном,
Мир, утопающий в страстной реке,
Сам уврачуй врачеваньем духовным,
Сам привлеки его властно к Себе».

«Тех же, кто любит нас и жалеет,
Сам полюби, пожалей,
Сердце их, ум благодать да согреет,
Воля окрепнет и станет святей».

«Тех же, кто нас ненавидит, ругает,
Боже Великий, тот грех отпусти,
Тех, кто от злобы своей погибает,
Светом сердечной любви озари».

«Любящих братьев и недругов злобных
Всех, воедино собрав, примири,
Дел их исполни для Неба угодных,
Кознь сатаны и бесов потреби».

«Русь же заблудшую, многострадальную
В милости, в благости Ты помяни,
Сердце ж мое о ней многопечально
Скорой надеждой святой умири».

«Кто меня любит и кто призывает,
Тем пошли ангелов тихих святых,
Пусть на путь истины их направляют,
В путь по дороге в селенья Твои».

О, помолись и за нас, Преподобне,
Чтобе мирнее, святее нам жить,
Чтобы вести себя богоугодней
И христианскую жизнь полюбить

Христос Спаситель над Москвою
Благословляющий стоит.
Лампада яркая мольбою
Пред Богоматерью горит.

И в каждом граде, каждой веси –
Святая Русь, Господень Крест!
И из Дивеева я слышу
Ивана гулкий благовест.

За Русь игуменью бросали
Под Алапаевском враспыл.
За Русь молился со слезами
На камне старец Серафим.

«С нами Бог, за нами Русь, наше дело свято!»

Яна Сонина о седьмых Калязинских чтениях

Именно словами из песни «Поле Куликово» Николая Мельникова на музыку Юрия Овчарова, вынесенными в заголовок, хочется начать статью о прошедшей 11 февраля этого года в Калязине седьмой выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание» , проведенной совместно с администрацией Калязинского района.

Эту глубокую по смыслу песню о подвигах русского воинства и русского народа исполнил в своем концерте автор и исполнитель из Санкт-Петербурга Сергей Зыков. Концерт в рамках конференции состоялся вечером этого же дня в районном Доме культуры Калязина и был посвящен открытию Года Памяти и Славы в России.

Впрочем, эти темы – Русского Подвига, Русского Слова, Русской Земли – пронизывали и всю конференцию седьмых «Калязинских чтений».

В Калязин прибыли члены «Русского Собрания» и приглашенные гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Брянской области, Борисоглеба, Брейтово, Казани, Калуги, Козельска, Кашина, Сарова, Челябинска, Ярославля.

Ежегодно чтения имеют определённую тематику, связанную с сохранением русского народа, глубинки, Православной веры, воспитанием молодого поколения в русле русских традиций. На сайте «Русская Народная Линия» публикуются материалы, доклады и итоговые резолюции Калязинских чтений. Свою общую задачу участники данной конференции видят в деле единения, сплочения многонационального народа Святой Руси, без чего невозможно противостоять вызовам и угрозам современности и мировым силам зла, стремящимся уничтожить Россию.

В этот раз в качестве общей темы разговора был взят тезис писателя, депутата Государственной Думы России Сергея Шаргунова из авторской программы «Двенадцать» – «Российская глубинка: свидание с Русью» .

В рамках этой ёмкой темы участникам встречи предлагалось обсудить такие вопросы, как: Православие, как фактор сохранения русского народа и государства; ценность сохранения сельских территорий; семейные ценности – залог сохранения народа России; 75-летие Великой Победы – вклад крестьянства в разгром фашизма; угроза цифровизации и повсеместного внедрения электронных технологий; ущербность современных образовательных программ; состояние русской культуры и искусства; проблемы демографии и сокращения численности малых городов и сельских территорий.

Открыла чтения Русская Песня – творческое выступление вокальной группы народного ансамбля «Волжанка» Калязинского районного Дома культуры (руководитель Раиса Смирнова, аккомпаниатор Владимир Носов).

С приветственным словом ко всем участникам конференции обратился член центрального совета МОО «Русское Собрание», глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин.

Он отметил, что эту конференцию, как и деятельность «Русского Собрания» в целом, можно считать частью работы в рамках Указа Президента России от 31 декабря 2015 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». По его мнению, сегодня необходимо спасать русскую глубинку от вымирания, всерьез озаботиться реальной поддержкой малых городов. Именно об этом, о конкретных проблемах, с которыми сталкиваются на местах, говорил глава района. А также он отметил, что щит России – это наша нравственность и особенно вера, духовность. Вся наша история об этом прямо говорит – благодаря вере Россия всегда спасалась от бед. Деревня, село – носитель нравственности и духовности, и именно поэтому сегодня враг России бьёт с неистовой силой по глубинке.

«Здесь наши корни, истоки духовности, национального характера. Из сельской глубинки вырастали великие руководители, ученые, полководцы, писатели, спортсмены. Потерять деревню, глубинку – значит потерять Россию. Мы делаем и будем делать все, что в наших силах, пока живем здесь. Будем отстаивать свою правду и бороться за Русь», – сказал Константин Ильин.

Анатолий Дмитриевич Степанов, председатель «Русского Собрания», главный редактор сайта «Русская Народная Линия», после выступления Константина Геннадьевича в торжественной обстановке от имени всех членов Русского Собрания вручил благодарственное письмо МОО «Русского Собрания» К.Г. Ильину, в котором, в частности, сказано: « Вы совмещаете в себе уникальные качества: искреннюю православную веру, беззаветную любовь к Отечеству, высочайшие профессиональные качества управленца, сердечную теплоту, мудрость, терпение и целеустремленность. Мы, члены и участники Международной общественной организации «Русское Собрание», считаем, что именно таким должен быть настоящий руководитель на всех уровнях российской власти».

В своем выступлении А.Д. Степанов затронул острый вопрос фальсификации истории о Великой Отечественной войне и вкладе нашей Армии в победу над фашизмом. Сегодня важна не только сама Великая Святая Победа, но и наша общая победа в информационной войне. Он привел ряд ярких примеров, когда подвиг советского солдата пытаются подменить, унизить, перечеркнуть. Ведутся попытки отодвинуть Церковь от Победы. Причем это делается не только извне, но находятся такие силы и «идеологи» внутри самой России. Вместе с тем известно немало свидетельств, как сам Господь помогал Красной армии.

Анатолий Дмитриевич охарактеризовал и проблему «повреждения» корней России – русской глубинки, которая всегда питала страну своими героями, воинами – сильными духом и телом. «Очевидно, что наши корни подточены и серьезно повреждены. Необходимо возрождать русскую глубинку, без неё Россия будет колоссом на глиняных ногах. » – отметил он.

Далее в ходе конференции участники высказали свою позицию по теме, поделились своим уникальным опытом, наработками, материалами.

Игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, публицист и общественный деятель, с болью говорил о закрытии сельских школ, больниц, о бедственном состоянии многих храмов в сельской глубинке, о проблеме пьянства народа. Говоря о неравнозначности качества жизни в больших городах и в деревне, он выдвинул интересное предложение о том, чтобы возникло кураторство московских школ над сельскими, больших столичных храмов над маленькими деревенскими приходами и т. п. «Люди всей страны должны сплотиться – только так можно будет искоренять общие проблемы России».

Об организации образовательной деятельности по русскому языку в условиях нового образовательного законодательства говорила Ольга Ивановна Артеменко – директор НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС (Москва). Русский язык она назвала именно тем возможным объединяющим началом, который и должен способствовать сплочению людей. Уважение к нему должно быть на уровне государства.

Уже не первый год в Калязинских чтениях принимает участие протоиерей Анатолий Денисов , благочинный Брейтовского округа Ярославской епархии. И его выступление вновь было очень ярким, эмоциональным, с живыми примерами. Суть его – гимн простому человеку, живущему на земле, гимн природе России, которая и есть воплощение той чистоты и благодати, которые должны быть в душе каждого русского человека. По его мнению, главное в нашем обществе – уметь терпеть и сочувствовать, а также отсутствие иждивенческих настроений.

Секретарь МОО «Русское Собрание» Андрей Витальевич Сошенко (Калуга) проанализировал тематику нынешних чтений в русле той работы, которая ведется непосредственно в Калязинском районе. Он подчеркнул, важно, чтобы именно руководители территорий, городов, районов шли русским путем в своей работе, занимались не только хозяйственными делами, но и уделяли должное внимание воспитанию подрастающих поколений, сохранению и развитию русской культуры. Посещение Калязина – всегда «свидание с Русью». Деятельность органов управления Калязинского района под руководством К.Г. Ильина может являться примером не только для муниципальных образований, но и для органов государственной власти.

Наталья Яковлевна Лактионова – координатор Конгресса работников образования и науки, публицист, член Союза журналистов России (Москва), представила доклад на тему ц ифровизации образования и разрушения связки учитель-ученик. Также она отметила, что нашему народу есть на что опереться. И это наша Победа. Она настолько значима и грандиозна, что идеологи против России бьют сейчас именно по ней. Но истина, благодаря патриотическим силам внутри нашей страны, все равно отстоит правду.

Председатель движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин (Москва) начал своё выступление с приятного момента – он вручил К.Г. Ильину медаль «Народного Собора» «Вместе за одно». А пояснил он это так: «В Калязине за последние годы сложился устойчивый эпицентр патриотизма, духовности и отстаивания позиций Русского Мира. Опыт этого небольшого города на Волге уже перенимают и в других регионах».

Мария Андреевна Мономенова – писательница, публицист из г. Козельск Калужской области, представила на чтениях своё рассуждение на тему русских православных общин, которые, находясь в деревне, должны нести свет и веру Христову в народ, являться объединяющим началом.

Сергей Николаевич Халин – публицист из Ярославля продолжил тему объединения людей в общины, которые всегда были становым хребтом нашего народа. Это объединение должно, по его мнению, проходить на основе соборности, совместного решения нерешаемых задач.

Павел Вячеславович Тихомиров – журналист, публицист из Брянской области, выразил мнение о том, что о сохранении именно деревни во многом уже поздно говорить. Деревня в значительной степени уже потеряна почти безвозвратно, поэтому большее внимание нужно уделять не деревням, а райцентрам, небольшим городам, вокруг которых и будет формироваться жизнь в сельской местности, развиваться сельское хозяйство, крестьянские хозяйства.

Проблемный доклад представил участник чтений из Казани – Михаил Юрьевич Щеглов – председатель Общества русской культуры Республики Татарстан. Он поднял вопрос об отсутствии помощи от местной власти сельским православным приходам в Республике Татарстан. В условиях игнорирования, а подчас и очевидного препятствования со стороны властей православным приходам практически становится невозможно вести миссионерскую деятельность и социальное служение. А также он призвал коллег подключиться к проблеме «забытого» храма в честь воинов, павших при взятии Казани. Уникальный храм требуется отреставрировать и сделать посещаемым и уважаемым местом. Сейчас же он находится в незаслуженном запустении. Это не только неуважение к предкам, но и к ныне живущим русским людям в республике.

Одну из рассматриваемых тем конференции – о культуре – развил участник Тверской делегации чтений Дмитрий Иванович Мамонов – сопредседатель Союза православных педагогов «За нравственное спасение детей России». Он представил доклад на тему «Антикультура – средство духовного геноцида народа». Больше всего эта угроза нависает над молодым, юным поколением россиян. Помочь вернуть их в русло нравственного закона, по его мнению, должна жесткая политика государства, внедрение просветительских образовательных программ в школах с самого раннего возраста.

Двое участников чтений обратились в своих выступлениях к теме истории, причем на примере калязинских событий и героев.

Павел Геннадьевич Петин – общественный деятель, историк из Москвы, представил свод героических подвигов Георгиевских кавалеров России, имеющих отношение к Калязинской земле – это Воронцов Сергей Игнатьевич и Шорин Василий Иванович.

О важности Калязинской земли в период Смутного времени, как о месте, где начало зарождаться первое народное ополчение, напомнил историк, публицист, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин .

Немаловажную тему сохранения русской глубинки, через такие понятия, как многодетность российской семьи, вечные ценности семейной жизни поднял в своем выступлении Владимир Глебович Осипов – вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека. Кратко он рассказал о вкладе Тверского отделения Петровской академии наук и искусств в сохранение этих понятий через разработку и внедрение специальных программ и методик.

Несколько выступлений коснулись темы негативного отражения на всех сторонах нашей жизни цифровизации и повсеместного внедрения электронных, биометрических технологий. «Закатом человечества в данную эпоху» назвал происходящие сегодня в этой сфере реформы православный правозащитник Мартирий Илизарович Абдуллин , прибывший из г. Саров Нижегородской области. Он привел несколько примеров из своей практики, отметив, что важно не допустить проталкивания изменений в Конституцию РФ, которые готовятся под тотальную цифровую экономику. А также он предложил направить обращение в высшие церковные инстанции с целью проведения богословской экспертизы некоторых принимаемых законов.

На эту же тему, приведя свои примеры борьбы с насильным цифровым «рабством», выступили Татьяна Вячеславовна Есина – председатель Межрегионального общественного объединения «В защиту семьи и личности от деструктивных технологий» (Ярославская область), и Владимир Геннадьевич Земцов из г. Трехгорный Челябинской области.

По итогам всех прозвучавших выступлений было принято решение создать рабочую группу для выработки общей резолюции с предложениями и рекомендациями. Ежегодно такой документ по итогам Калязинских чтений направляется в органы власти разных уровней и общественные организации.

Интерес к ежегодной конференции, проводимой в Калязине, вызван еще и тем, что в последние годы помимо пленарной части проводятся ещё и тематические встречи на разных площадках города с разной аудиторией слушателей. Так, в этом году, в рамках конференции были организованы три такие встречи с калязинцами.

О русских традициях в культуре и литературе шел диалог в стенах Калязинской библиотеки им. А.Н. Макарова. Здесь гостями встречи стали М.А. Мономенова, игумен Кирилл Сахаров, Иван Владимирович Демидов – руководитель Тверьгосфильмофонда и Ольга Григорьевна Лукина – руководитель видеостудии из Твери.

Насыщенно и плодотворно прошла встреча в Центре «Радуга» с калязинской молодёжью – старшеклассниками и студентами двух колледжей. Разговор о патриотизме, духовности, истинных семейных ценностях и проблемах, которые есть в молодёжной среде, поддержали О.Ю. Кассин и Иван Олегович Капышев – руководитель Тверского регионального отделения движения «Народный Собор». Ответили на вопросы ребят отец десяти детей П.В. Тихомиров из г. Новозыбков Брянской области и Д.И. Мамонов из Твери.

Калязин отличается тем, что здесь любят соблюдать традиции. Одной из них стало проведение торжественных вечеров в районном Доме культуры для всех жителей города в рамках конференции Русского Собрания. И посвящаются эти вечера той главной теме, в честь которой объявлен текущий год Президентом России.

Этот год – в честь юбилея Победы – носит название Года Памяти и Славы. Именно его и открыли калязинцы вместе с гостями из других регионов в этот вечер.

Открыла мероприятие лирическая и одновременно героическая театрализованная композиция «Помнить, чтобы жить». Подготовили её участники театральной молодёжной студии «Крылья», а также хореографическое коллективы РДК под руководством молодого режиссера Ольги Ивановой . Особый трепет вызвало то, что сделан номер на местном материале, перед глазами зрителей встали воины-калязинцы – Герои Советского Союза. Ребята представили рассказ о подвигах каждого из них. Прозвучали строки из солдатских писем, сводки об освобождении Калинина и печальные воспоминания участников битвы за Ржев.

В завершении композиции каждый из ребят сказал «спасибо» поколению победителей. И если эхо этого бесконечного «спасибо» будет все дальше уходить в будущее с новыми и новыми поколениями, значит подвиг нашего народа, разгромившего фашизм, будет жить вечно.

Большим подарком и настоящим откровением для калязинцев стал концерт специального гостя – лауреата Международных конкурсов исполнителей романсов и русских песен , автора песен Сергея Зыкова , прибывшего в Калязин из Санкт-Петербурга по приглашению председателя «Русского Собрания» А.Д. Степанова.

Зрителей покорили чистота, открытость и глубокий сильный голос артиста, поэтому зал очень тепло встречал каждый номер в его исполнении. Даже впервые услышанные авторские песни Сергея вызвали особые чувства благодарности и сопереживания.

Известные и любимые песни о войне люди подпевали хором, а легендарную песню «Журавли» зал слушал, стоя в память о всех погибших солдатах. Калязинцы очень благодарны за такой подарок в честь открытия года Памяти и Славы и пригласили Сергея Зыкова обязательно еще раз посетить город с концертом.

Во второй день конференции для гостей и членов «Русского Собрания» была организована экскурсионная программа с посещением Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского и Дома калязинского коклюшечного кружева. Не могли не поклониться участники чтений мощам святого Макария Калязинского, посетив восстановленный храм Вознесения Господня.

Яна Валерьевна Сонина , руководитель пресс-службы администрации Калязинского района

Стихи о князе Владимире и крещении Руси

Честь тебе, Владимир славный,
Русь крестивший в свете дней,
Красным Солнышком прозванный
За любовь к земле своей!
Это ты в родных сторонах
Христианства поднял стяг,
И Руси теперь крещеной
Никакой не страшен враг!

Владимир выбрал для Руси
Путь непростой, но светлый.
О вере разной он спросил,
И думал над ответом.
К Христу приник великий князь,
В его поверил милость.
Крестил он Русь. С тех пор, молясь,
Мы в вере укрепились.
Владимир, нас не оставляй,
Заступник будь пред Богом.
Руси крещеной помогай
Не потерять дорогу.

С днем святого Владимира
Я вас поздравляю.
Удачи и радости всем пожелаю.
Пусть сбудутся с легкостью ваши мечты
Пусть парни надарят девчонкам цветы.
Пусть всем улыбнется сегодня удача,
А мы всей семьей уезжаем на дачу.

Сегодня праздник важный очень,
Не забывай ни днём, ни ночью,
Святой Владимир дал указ:
Крестить всю Русь настал тот час.
Крестились многие в тот день,
И с неба вдруг исчезла тень,
Бог благодать спустил с небес —
И множество явил чудес.

О, Владимир наш, Креститель,
Величание Святому!
Православный повелитель,
Для народа он простого.
Юлианский календарь,
В церкви скромненький алтарь,
Все о нем напоминают,
И молиться приглашают!

Нет тех, кто не знал бы того, кто крестил
Русь-матушку, дал ей живительных сил.
Хоть не было просто народ убедить
Оставить язычество, заново жить,
Сумел заработать людскую любовь,
Спасая Россию за разом раз, вновь.
И солнышком Красным запомнил народ
Того, кто дал Книге в России почёт.

Твоё имя дал тебе сам Бог.
Сегодня день — тебе он праздник!
Желаю, чтоб всего ты смог,
Чтоб были лишь моменты счастья.
Святой Владимир — это ты.
Ты впрямь как будто из иконы —
Ты соблюдаешь все посты
И чтишь все Божии законы.
Тебе желаю мирно жить,
Создать семью и ей гордиться,
Премного радости испить
И жить любя, не торопиться!

Солнце Красное Владимир,
Киевского князя сын,
Христианство сам он принял,
И детей своих крестил.
Все под крест пошли бояре,
И придворные мужи,
Язычество искореняли,
Идолов в кострищах жгли.

В далеком 988-м году
Крестил Владимир Русь свою.
С тех пор зовется Русь святой
И охраняет Бог её рукой.
Владимир — муж покорный и святой
Жил, соблюдая законы Божьи,
Молился богу искренне, с душой
И правил справедливо и достойно.

Славный Владимир, великий властитель,
Языческой тьмы на Руси победитель;
Священный огонь христианства принесший
И церковь Христа до народа донесший.
Прозвали Владимира Солнышком Красным,
Ведь он проживал свою жизнь не напрасно.
А мы сохраняем родные святыни
И подвиг Владимира помним поныне.

С Днем Владимира Святого,
Пусть от бед Вас свет укроет,
Сердце пусть наполнит счастье,
Искренне Вы улыбайтесь.
Не завидуйте, не злитесь,
К солнцу, свету обратитесь,
Пусть надежда и добро
Век приходит в дом родной.

Православие принес
Князь Владимир на Руси,
Окрестил простой народ,
Сохрани, Господь, спаси!
Стал Святым, и лик его
Все мы знаем, свято чтим,
Дело важное свершил,
Мы его благодарим.

Верующих православных
Поздравить я не побоюсь,
В день этот князь Владимир славный
Крещение принес на Русь!
Успехов вам желаю, счастья,
Творить великие дела,
Пусть Бог хранит вас от несчастья,
И будет жизнь полна тепла!

Князь Владимир, князь — Великий,
В этот день мы чтим тебя.
У иконы с твоим ликом
Помолюсь, благодаря
За Руси святой крещение
И земель объединение.
Попрошу в тяжелый час
Сохрани, помилуй нас.
Пусть в стране через оконца
Греет души ясно-солнце,
Мир царит и благодать,
Ну а горю не бывать!

В день Владимира Святого,
Счастья всем хотим большого.
Пусть добро ютится в душах,
Мир наш будет только лучше.
Всех Владимиров поздравим,
Теплый след в душе оставим.
Мы желаем Вам успеха,
Много радости и смеха.

О матушка ты Русь, многострадальная,
Широкими просторами полна,
Богатствами земными ты богатая,
Слезами рек наполнена страна.
Веками ты стояла не крещенная,
Как Богу защитить тебя?
Ведь ты святой водой не освященная,
Грешила, верность Родине храня.
Который год, как ты провозглашенная,
Июльским днем тебя превознесли,
Так, что ж стоишь печальная, безмолвная?
И слезы льешь. Давай же, улыбнись!

Говорят, крестили Русь мечом,
И насильно в реку загоняли,
Но теперь-то это ни при чем,
Ведь мы веру так и не меняли.
Подарили нам возможность всем
В старой церкви постоять тихонько,
И, в защиту от дурных проблем,
Положить в карман себе иконку.

Сегодня праздник этот непростой,
О нём мы в память крест нательный носим.
У Бога, с Дня крещения Руси,
То счастья, то любви, то денег просим.
Пусть будет дата памятной всегда,
В пору недуг нам крест лечил страданья.
Владимир-князь народ от смуты спас,
Пусть оправдаются же наши ожиданья.

Гордость в имени Владимир,
Власть над миром и судьбой.
Будешь радостным, любимым,
Ангелок рядом с тобой!
Пусть подарит он успехи,
Тихой мудрости уют!
И здоровье будет крепким,
Пусть все горести уйдут.

Владимир Красно Солнышко!
Как сказано красиво!
Он стал для нас историей,
Историей славян,
С его подачи княжеской
И Русь перекрестили,
Мы стали православными,
И это нужно нам!
Так вспомним князя смелого,
Отметим День Владимира,
За нашу, за историю
Мы выпьем по 100 грамм,
Владимир Красно Солнышко,
Прими от нас спасибо,
За веру православную,
Ведь это нужно нам!

Принес он нам Веру и объединил
Народы в единое целое.
Один он практически Русь окрестил,
Разбил сердца каменелые.
Владимир Святой — его этот день,
Назвали его Ясно Солнышко.
Ведь снял он с Руси язычества тень,
Посеяв Христианское зернышко.

От князя и рабыни по любви в язычестве рождён,
Славянка «в услужении» — мать, прославленный варяг — отец.
Но свыше путь Владимира был предопределён:
В его княжение язычеству Руси придёт конец!
Десятый век от рождества Христова шёл,
Владимир и Митрополит славян в Днепре крестили,
И Дух Святой на древний Киев снизошёл!
Снесённых идолов в реке топили.
О, Русская история, куда бы ты пошла,
Имей избранника в те времена другого?
Когда бы, Божья Благодать не снизошла
На нашу землю и Владимира Святого!

Прекрасный день для чествованья князя,
Что с христианством познакомил нас.
Он правил на земле своей прекрасно,
Но он попал в правленье в трудный час.
Пусть Солнцем Красным мы тебя назвали,
Ты жёстко очень собирал народ.
Жестокости забудутся едва ли,
Но вслед и понимание придёт.
Заступником ты стал земли Российской,
С тобою эти земли поднялись.
Ты нас лишил Богов родных, однако
Русь Киевская устремилась ввысь.
Развитие проходит по спирали,
Ты, может быть, вернёшься к нам опять
И тем, в кого мы веру потеряли,
Сподобишься ты почести воздать.
Защитой нашей будь! Но христианству
С язычеством не должно воевать.
Смирись, Владимир! На земле российской
Любую веру надо защищать.

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо, друг! 🙂

Читайте также:  Две руки занятые работой делают больше чем миллионы рук сложенных в молитве
Добавить комментарий