Как евреи молятся на деньги

Еврейские молитвы

Молитвы еврейского народа

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

В чем их сила

Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.

Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.

Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.

Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.

Отличие молитвы на иврите от православной

В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.

Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.

Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек – это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.

Как правильно читать еврейскую молитву

По законам иудаизма, молитва – это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.

В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.

Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.

Современный перевод Сидура на русском языке

Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.

Концепция Сидура заключалась в следующем:

  • В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
  • В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
  • В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
  • В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.

Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:

  • Утренняя молитва;
  • Молитва Благословения;
  • Молитвы Минха и Маарив;
  • Молитвы вечера Субботы;
  • Молитвы утра Субботы;
  • Молитвы Минха и завершение Субботы;
  • Молитвы Рош ходеш;
  • Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
  • Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.

Еврейские молитвы на все случаи жизни

Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.

Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:

  • При рождении ребенка;
  • При уходе из жизни человека;
  • Во время проведения обряда обрезания;
  • Перед едой;
  • Сразу после пробуждения и перед сном;
  • Во время празднования свадьбы;
  • В собственный день рождения;
  • При стихийных бедствиях;
  • При раздорах в семье.

В иудаизме считается, что молитва за себя – это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя – это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.

Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.

На удачу

Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.

В переводе на русский язык она звучит следующим образом:

«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».

Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:

На русском языке молитва звучит следующим образом:

О здоровье

Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.

Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:

  • Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
  • Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
  • Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.

В субботу слова молитвы звучат следующим образом:

Два “еврейских” совета, как разбогатеть

happy man on top od euro coin hill

Рассказывается о двух очень богатых людях, Реувене и Шимоне, которые сидели за трапезой в праздник Пурим, ели, пили и веселились. Обычно богатые люди не любят рассказывать, как они разбогатели. Но во время трапезы, когда они выпили много вина, секреты вышли наружу.

Встал Реувен и рассказал: «Всё мое богатство пришло мне благодаря местному раввину. Однажды, когда я был на его уроке, он говорил (согласно сказанному (Бава Мециа 59а): “Уважайте ваших жен, и разбогатеете”), что тот, кто уважительно относится к жене и заботится, чтобы у нее была красивая одежда, а также дорогие серебряные и золотые украшения, разбогатеет. Припоминаю я сегодня свои грехи. До того, как я услышал этот урок, я скупился на одежду для жены, но с того дня я экономил на себе, но жене покупал украшения и красивую одежду, дороже, чем мог себе позволить, и старался всячески заботиться о ней. С тех пор я стал богатеть. Открылись небесные сокровищницы, и на меня посыпалось изобилие. С тех пор всё, что я делаю, успешно благодаря Богу, да будет Он благословен!»

После Реувена заговорил Шимон: «Я тоже разбогател благодаря услышанному на уроке местного раввина. Он объяснял (согласно сказанному (Таанит 9а), и Тосафот (там же)): “Отделяй, отделяй десятину” – отделяй, чтобы разбогатеть. Тот, кто отделяет десятину от всего своего имущества и отдает бедным, разбогатеет. Я всем сердцем поверил в его слова и с тех пор щедро давал бедным, вдовам и сиротам цдаку – десятину от всего своего имущества. С тех пор открылись небесные сокровищницы, и я получил несметное благо. Я должен отблагодарить раввина, ведь именно из-за его урока я теперь очень богат. Но, честно тебе сказать, сейчас я немного им недоволен. Ведь совет, который услышал ты – уважать жену и покупать ей одежду и украшения, – лучше и удобнее. Ведь всё, что ты тратишь на жену, идет к тебе же в дом. Каждый раз, когда ты видишь жену в красивой одежде и дорогих украшениях, ты получаешь удовольствие, ведь жена выглядит красиво для мужа. Но я слышал только урок про десятину, и каждый месяц даю огромные суммы от своего имущества и доходов бедным. А мне ничего из этого не остается. Поэтому я сердит на раввина, что он не дал в одном уроке все советы, как разбогатеть! Ведь так каждый мог поступить согласно совету, который ему больше подходит».

Читайте также:  Когда срочно нужны деньги молитва от наталии правдиной

Назавтра Шимон пошел к раввину и сказал: «Прежде всего я хотел бы поблагодарить Вас за замечательные уроки, прекрасно преподнесенные, в соответствии со сказанным нашими святыми мудрецами. В заслугу того, что однажды я пришел на Ваш урок и послушался Ваших святых слов, я разбогател. Но у меня к Вам претензия: почему в том уроке Вы не упомянули еще одного совета, как разбогатеть? Это совет слышал мой приятель Реувен – уважать жену и покупать ей красивую одежду и дорогие украшения. Мне кажется, что этот совет лучше, потому что у того, кто заботится о жене, всё богатство остается в доме. А я должен раздавать каждый месяц гигантские суммы бедным от своих доходов!»

Раввин встал, принес книгу «Теилим» и показал ему стих:

«Не переживай, что разбогатеет человек, что умножит почет в доме своем. Ведь после смерти не возьмет он всё это с собой, его почет не спустится за ним (в могилу)»

«То есть не завидуй богатству, которое пришло к человеку благодаря его уважительному отношению к жене (жена называется домом человека), как это случилось у Реувена. Не говори: “Хоть бы я разбогател таким же образом! Почему я раздаю от своей прибыли другим?!” Не говори так, ведь когда он умрет, он оставит всё свое богатство в этом мире. Но ты давал десятину, и твое богатство – это плоды десятины в этом мире. Но основная награда за выполнение заповеди цдаки ждет тебя в будущем мире, а эта награда велика и вечна!» [1]

[1] «Хасдей Авот» на трактат «Авот», глава 6, мишна 7, лист 132, стр. 2.

Финансовые династии. В чем секрет богатства евреев?

Весь мир издавна задается вопросом: почему евреи богатые? Ведь во всем мире именно евреи ассоциируются с деньгами и успехом. Нередко можно услышать анекдоты и притчи по поводу генетической хитрости этой нации. Это вполне естественное явление. Знаменитые хоть чем-то люди или группы людей всегда становятся мишенью «желтой прессы» во всех ее проявлениях. В действительности богатство и успех евреев не имеет никакого отношения к хитрости. И свидетельство этому – история.

Как становятся богатыми?

Доподлинно известно, что евреи, бежавшие во время Второй Мировой Войны в разные страны (о гонениях и геноциде еврейского народа во время ВОВ известно еще из школьных учебников), стали на сегодняшний день богатейшими семьями, например, в США. Прошло всего 70 лет, и они в чужой стране без всякой поддержки, трамплина или других вспомогательных ресурсов сумели чуть более чем за полвека создать династии с полноценным фамильным капиталом, который уже передается по наследству. Как им это удалось?

Вряд ли открою Америку, если скажу, что все гениальное просто. Свой капитал эти семьи создали, используя свое умное отношение к деньгам – универсальное страхование жизни с накопительным личным фондом и передачей по наследству. Да, из поколения в поколение этот источник богатства, эта успешная эстафета передается внутри семьи, сохраняя и приумножая миллионные и миллиардные капиталы еврейских династий. Вот почему евреи богатые.

Разумеется, евреи использовали и другие финансовые инструменты, а также свою философию и мудрость жизни, но при этом именно страхование стало фундаментальным инструментом решения задачи по достижению финансовой свободы и независимости, гарантом сохранности капитала. За 70 лет с одного человека с умным отношением к деньгам, они создают настоящие фамильные династии.

И это доступно не только евреям, это доступно каждому из вас. Как это работает?

Если открыть полис страхования жизни и вкладывать по 3000 $ в год, то Вы по умолчанию застрахованы на 300 000 $ (на случай, если Вы не успели накопить деньги, то страховая компания гарантированно выплатит семье 300 000 $). При этом постепенно Ваши накопления растут. За 20-30 лет Вы создадите капитал в 200-300 тысяч долларов, который сможете использовать при жизни. А те самые 300 000 $ передадите детям, внукам как наследство.

То есть, за 3000 $ в год Вы получаете 300 000 $ в случае наступления страхового случая. Или передаете деньги в наследство, а созданными накоплениями за период 20-30 лет Вы пользуетесь для своих нужд при жизни.

Богатства и успех евреев, фамильные династии и капитал – это не хитрости и фокусы, не удача или случайность, это поступательный разумный подход к деньгам. Это то, что доступно каждому из Вас. Вы можете себе позволить 9 долларов в день, чтобы обеспечить себе финансовую защиту и создать семейный капитал?

Более того, сейчас доступны пути, которые позволяют пройти путь к успеху и финансовой свободе еще быстрее! Создать капитал и пользоваться им Вы можете и при жизни, и оставить его в наследство.

Умное отношение к деньгам окупается сторицей. На современном финансовом рынке появились инструменты, которых не было в прошлом веке. Какие возможности открывают финансовые инструменты, доступные сегодня?

  1. Застраховать в одном контракте до 9 человек.
  2. Обеспечить накопление на образование детей в полисе СЖ.
  3. Безвозмездно пользоваться накоплениями из страхового контракта.
  4. Использовать сбережения из полиса СЖ для погашения ипотеки.
  5. Застраховать свое здоровье.
  6. Получать пожизненный доход в виде пенсии из полиса СЖ.
  7. Получить налоговые льготы на капитал внутри полиса СЖ.
  8. Позволить себе лечение в лучших клиниках мира.

И многое другое в зависимости от Ваших индивидуальных долгосрочных целей и задач. Страховой план можно подобрать лично под Ваши требования и запросы.

Использование страховых контрактов сегодня дает неограниченные возможности для граждан во всем мире. Разумеется, и для россиян. И это притом, что речь идет лишь об одном способе инвестирования! А их множество.

Используйте деньги правильно!

Так что создание династии и семейного капитала доступно не только евреям. Если умеете обращаться с деньгами, тогда даже 9 $ в день превращаются в 300 000 $.

Вы можете рассчитывать на выигрыш в лотерею или наследства от богатого дедушки из Америки. Будем реалистами, рассчитывать только на удачу, как минимум глупо. Мы говорим о становлении финансовой независимости и создании династии, а не внезапных богатств с неба.

Поэтому все решает умное отношение к капиталу. Деньги — не самоцель, а лишь инструмент для достижения глобальных целей с перспективой на всю жизнь, для себя и для потомков.

Секрет богатства евреев прост:

  1. Умное отношение к деньгам.
  2. Использование разных финансовых инструментов

Начните свой путь к финансовой свободе сегодня, не откладывайте! Узнайте о страховании жизни подробнее. Записывайтесь на мою консультацию

Евреи всё громче говорят о машиахе

Почему раввины одеваются в белые церемониальные «глимы» и что среди «коханимов» делал посол США в Израиле?

В прошлом месяце Синедрион (современная израильская общественная организация. – Ред.) поручил Шимшону Эльбойму, главе организации Храмовой горы, подготовить путь для совершения корбан Песаха (Пасхального жертвоприношения) в его надлежащем месте, на Храмовой горе, в библейское время, в среду днем, накануне праздника Пасхи. Об этом в издании Breaking Israel news сообщил Адам Элиягу Берковиц: «Синедрион недавно провёл интенсивное исследование относительно нынешнего состояния Пасхального приношения и пришёл к выводу, что на данном этапе достаточно одной жертвы, принесённой на Храмовой горе во имя всего еврейского народа».

Все практические приготовления были сделаны, и коханим (еврейские люди, потомки первосвященника Аарона) были готовы. С этой целью даже был открыт специальный веб-сайт, на котором евреи могли пожертвовать деньги на покупку подписки на жертвоприношение. В этом году раввин Хаим Каниевский, один из самых известных и уважаемых раввинов Израиля, приобрёл подобную подписку, тем самым оказав свою молчаливую поддержку восстановлению храмовой службы. Перед праздником раввин Иегуда Глик, бывший член Кнессета от партии «Ликуд» и активист движения «Храмовая гора», принёс ягнёнка, который должен был стать жертвой для обряда благословения раввина Каниевского. Эти усилия были также одобрены раввином Шмуэлем Элиягу, главным раввином Цфата и членом Совета Главного раввината, раввинским судьей рабби Бенайху Бруннером, рабби Гур Галоном и рабби Менахемом Маковером.

Читайте также:  Кому молиться о помощи в работе и деньгах

Шимшон Эльбойм направил официальный запрос синедриона премьер-министру Нетаньяху, в котором, в частности, говорилось: «Настоящим мы обращаемся ко всем, кто способен действовать и действовать для возобновления храмового служения вообще и Пасхального приношения в частности».

Синедрион подчеркнул, что план по переносу алтаря на Храмовую гору полностью соответствовал недавно обнародованной «сделке века» президента Трампа, который признал полный суверенитет Израиля над Иерусалимом, а значит и над Храмовой горой (юридически Храмовая гора является собственностью королевства Иордания. – Ред.).

Однако правительством просьба о проведении Пасхального жертвоприношения была отклонена.

Тем временем, «главный раввин Израиля заказывает церемониальное белое одеяние для приветствия Мессии», – об этом в Breaking Israel news сообщил раввин Зисшольц.

Раввин Зисшольц прокомментировал несколько недавних заявлений, сделанных раввином Каниевским относительно мессии. «Рабби Каниевский просил своих людей приготовить для него “глиму” (церемониальное белое одеяние). Но с каких это пор министр Торы (рабби Каниевский) носит такую вещь? – задаёт сам себе вопрос Зисшольц и продолжая размышления. – Да, все мы знаем, что некоторые евреи носят похожую вещь, называемую “киттель”, его одевают во время пасхального седера, и стоит он всего около ста шекелей. Но равви Каниевский не заказывает “киттель”. Нет! Он приобретает целый костюм из богатого белого материала! В чью честь будет носить его уважаемый рабби Каниевский? Не трудно догадаться. Известно, что многие иудейские мудрецы на протяжении веков хранили и передавали из рода в род специальные одежды, которые предназначались для священного дня, когда будет необходимо приветствовать мессию».

Затем раввин Зисшольц рассказал о предсказании, сделанном раввином Ниссаном из Рамат-Гана, который предпочитает афишировать себя, но признаётся некоторыми общинами как находящийся на высоком духовном уровне. Рабби Зисшольц утверждает, что рабби Ниссан является одним из ламед-вав-цадиков (раввин имел в виду еврейскую мистическую традицию, приведенную в Талмуде, которая гласит, что «во все времена в мире есть 36 особых людей, и что если бы не они, мир пришел бы к концу»).

«Рабби Ниссан говорит нечасто, но когда он говорит, это нужно воспринимать всерьёз. Раввин Ниссан сказал, что к пасхальному седеру начнётся Геула (искупление), а в ночь пасхального седера с неба сойдет Третий Храм».

Впрочем, седер Песах прошёл, но храм с небес так и не спустился. Хотя празднование иудейской Пасхи продолжается.

12 апреля издание United with Israel торжественно сообщило о том, что в этом году исполняется 50 лет со дня восстановления священнической церемонии благословения во время промежуточных дней праздников Пасхи и Суккота.

Церемония транслировалась в прямом эфире. Молитвами руководил раввин Шмуэль Рабинович, раввин Западной стены и святых мест. Мероприятие было организовано Фондом наследия Западной стены.

Ресурс сообщил, что в воскресенье утром группа из 10 коханимов (священников) – минимальное количество, необходимое для молитвенного кворума – произнесла благословение.

Интересно, что в это время в городе был введён строгий режим карантина, Стена плача была полностью оцеплена полицией. Полиция работала с ужесточением мер контроля особенно в местах поселения ультраортодоксов, что на первый взгляд может показаться странным. Ультраортодоксальные иудейские кварталы заранее были признаны наиболее опасными для распространения вируса, что послужило причиной стычек ультраортодоксов со светскими жителями и полицией.

В «церемонии благословения» ежегодно принимали участие около 100 000 мужчин и женщин, которые приезжали со всей страны. Однако в этом году массовая церемония была отменена.

Участники – включая посла США Дэвида Фридмана, который также является коханимом – следовали правительственным предписаниям, стоя как минимум в двух метрах друг от друга. Издания также отмечали о присутствии некоего коханима, облачённого, вопреки обычным правилам ритуала, в белые одежды, сохраняя интригу и не сообщая подробностей.

На израильских сайтах можно было смотреть прямую трансляцию воскресного ритуала, которую позже выложили в сеть. Рабби Каниевскому, который как мы уже знаем, по какому-то особому случаю заказал себе белую церемониальную «глиму», 92 года, а человек в белом, которого камеры всегда показывали издалека, со спины, или в момент, когда тот находился под талитом (прямоугольное покрывало), был строен, высок и по ощущению молод. Безусловно, о том, что вообще происходят, знают только единицы.

В 2020 году иудеи встретили Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, а продлится он до четверга, 16 апреля. Проследим, о чём будут сообщать израильские источники.

Подготовила Мария Мономенова

Коханим, один из десяти, посол США Дэвид Фридман читает Тору, 12 апреля 2020

Перед праздником раввин Иегуда Глик, бывший член Кнессета от партии Ликуд и активист движения Храмовая гора, принес ягненка, который должен был стать жертвой для благословения раввина Каниевского

Раввин Шмуэль Рабинович и коханим, один из десяти, посол США Дэвид Фридман читают Тору, 12 апреля 2020

Репетиция жертвоприношения. Коэн держит серебряный мизрак, который используется для сбора крови с жертвоприношения. Собрав кровь, священник затем проливает ее на угол алтаря

Священническая церемония благословения, 12 апреля 2020

Как относиться к деньгам? Учимся у евреев

Каждый, кто в Израиле хотя бы месяц ходил на работу, знает, что зарплата могла бы быть и побольше. Но приходится мириться. Репатриировавшийся в 2009 году кандидат экономических наук из России Илья Смагаринский в предпенсионном возрасте перестроил свою духовную жизнь, обратился к иудаизму; и уже с таких позиций он попытался рассмотреть техники обращения евреев с деньгами.

Секреты еврейского обогащения

В авторском предисловии Смагаринский пишет об этой книге так: “Работа — по сути компилятивный обзор записанных Торой знаний о правилах и поведенческих нормах “еврея экономического” и как с помощью денег в том числе сделать мир гармоничным”.

Издательство “Гешарим”, разделяющее стремление к этой благой цели, в 2015 году выпустило в свет новую 220-страничную книгу под названием “Секреты еврейского обогащения”. По сути, это слегка дополненный вариант вышедшей в 2013 году в “Гешариме” 150-страничной книжки того же автора “Бизнес в рамках еврейского Закона (карманный справочник предпринимателя)”.

Увы, ни слова о том, как составить себе богатство, в этой книге нет. Текст предназначен в первую очередь для евреев, причем соблюдающих традиции иудаизма, желательно автору — ортодоксального, не реформистского толка. Текст утверждает, что еврею следует относиться к еврею иначе, чем к нееврею (гою), но ни слова не говорит о том, где еврею или гою добывать деньги.

Ни в каком случае не желает автор обогащаться за счет вынужденного труда другого еврея или за счет получения выгоды от продажи денег как товара, да и другим не советует.

Если допустить, что у книги “Секреты еврейского обогащения” существует идеальный читатель, то есть такой читатель, который будет истово и неукоснительно выполнять изложенные в тексте книги советы, то его главными заботами будут: не взять с собратьев ни агоры лишней, свято соблюдать субботнее безделье, ежемесячно отдавать десять процентов своего дохода общине и как можно чаще подавать милостыню (цдаку) для бедных.

Возможно, таким способом читатель разбогатеет духовно, но уж материально — это вряд ли.

Автор цитирует положение, которое сформулировал живший в XIX веке раввин Мальбим (1809 — 1879): “Ведь давший свои деньги в долг без процентов полагается на то, что Бог со своей стороны даст ему богатство чудесным образом, поскольку это обещание объединяется здесь с указанием на исход из Египта, когда выделил Всевышний евреев из этого мира, чтобы управлять ими чудесным образом.

А дающий в долг под проценты отрицает все это и хочет обогатиться за счет процентов, и в конечном счете его имущество, вопреки его надеждам, у него не удержится”. Хорошо бы расположить эту цитату как руководство к действию на рабочих столах израильских банковских служащих…

Духовная составляющая богатства

Боюсь, что ни один из современных состоятельных евреев не принял советы Ильи Смагаринского; более того — для накопления богатства наши нувориши действовали прямо противоположным образом.

Тем не менее книга получилась основательной, компактной, последовательной и даже местами увлекательной. В этом заслуга в первую очередь издателя Михаила Гринберга, сумевшего обеспечить высокий уровень редактирования, предпечатной подготовки и полиграфического исполнения.

“Гешарим” — наиболее солидное в Израиле действующее русскоязычное издательство, коммерчески успешно работающее вот уже 26 лет и выпустившее более пятисот наименований книг общим тиражом около двух миллионов экземпляров.

Могу представить, сколь нелегко было даже самым опытным его редакторам трудиться над сложными, ветвистыми размышлениями и переведенными с иврита примерами различных ущербов и компенсаций, в изобилии содержащихся в “Секретах еврейского обогащения”.

Так и не удалось полностью очистить текст “Секретов…” от забавных, но странноватых авторских домыслов, вроде: “…ненаивному человеку, (каковым еврей является по определению) должны сразу “высветиться” доходные перспективы владельцев бизнеса…” (страница 121), или “…иди знай, с какой закуской или выпивкой проглотишь гвоздь или еще хуже — бриллиант…” (страница 205).

По какому определению всякий еврей не наивен, или почему проглотить бриллиант хуже, чем проглотить гвоздь — об этом знают только автор и Бог. Кстати, и написание этого русского слова и его синонимов свидетельствует об умеренной степени ортодоксальности редакторов: они пишут “Б-г”, но “Всевышний”, тогда как более радикальные не жалеют Всевышнего и заменяют в этом слове первое “е” черточкой.

Читайте также:  Как себя успокоить в стрессовой ситуации на работе молитва

Путь к духовному совершенствованию долог и сложен, но не легче и путь к земному материальному богатству. Об этом можно судить по тому, что гораздо большему количеству людей удается “вернуться к ответу”, то есть разбогатеть духовно, нежели составить себе значительное материальное состояние.

Говоря по этому случаю “на все воля Божья”, я немедленно вспоминаю русскую пословицу “Бог-то Бог, да сам не будь плох”. И, пожалуй, об этом есть высказывание в замечательной книге “Секреты еврейского обогащения”: “Б-г хозяин всего, человек — ремесленник, а весь ощущаемый мир — материал.

Человеку предписано преобразовывать мир материи, чему награда — плата за его труд и усердие, но не абсолютно властвовать над созданным”. Повезло тому, кто удачно выбрал Хозяина, но полезно было бы человеку из первых уст узнать — выбрал ли Хозяин его.

Как евреи молятся на деньги

1. В библейском иудаизме не было обязательных регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Лишь в эпоху Второго Храма мудрецы ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартным текстом.

2. В Библии есть много красивых еврейских молитв: царя Соломона, Ханы, Эзры-книжника. Однако самую первую молитву в Писании произносит нееврей — раб Авраама, посланный в Сирию за невестой для Ицхака. Молится он, естественно, об успехе своего предприятия:

Бог, всесильный бог господина моего Авраама! Доставь мне случай сегодня и сделай милость с господином моим, Авраамом!
Вот я стою у источника вод, и дочери людей города выходят черпать воду;
Пусть же, девица, которая, если скажу ей: наклони кувшин твой и я напьюсь, скажет: пей, и я верблюдов твоих напою, ее-то и определил ты для раба твоего, Ицхака, и так я узнаю, что ты сделал милость с моим господином.
(Быт 24:12—14)
3. Почти все еврейские молитвы написаны на иврите. Однако мудрецы постановили некоторые важные молитвы (например, кадиш) читать на арамейском, разговорном языке того времени, дабы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Правда, с течением времени евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел.

4. Главной еврейской молитвой нередко называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), что не совсем верно, поскольку формально Шма — не молитва, а credo, декларация иудейской веры («Господь — Бог твой, Господь — един»). Чтобы окончательно убедиться в этом, можно заглянуть в Сефер мицвот («Книгу заповедей») Рамбама, где обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.

5. Но раз уж «Слушай, Израиль» считается молитвой, скажем несколько слов о законах чтения Шма. Последователи Шамая полагали, что читать Шма следует вечером непременно сидя, утром же — непременно стоя. Однако большинство мудрецов разрешили произносить эту молитву в любом положении: хоть сидя, хоть стоя, хоть прогуливаясь. Более того, строители могут читать Шма прямо на строительных лесах, а путешественники — не слезая со спины осла.

6. В Талмуде обсуждается вопрос, что делать тому, кого время читать Шма застало в микве, то есть без одежды. Посовещавшись, мудрецы решили — большой беды в этом нет: вода в микве обычно настолько грязная, что нижнюю часть тела все равно не видно, а потому человек может считаться как бы одетым.

7. Главная еврейская молитва, которую читают трижды в день, — Амида, или Шмоне эсре («восемнадцать»). Вторым названием молитва обязана тому, что изначально состояла из восемнадцати благословений. Правда, начиная со II века н.э. благословений стало больше, поскольку мудрецы добавили еще одно — против доносчиков и еретиков («Благословен Господь сокрушающий врагов и смиряющий злоумышленников»). Однако старое название к тому времени настолько прижилось, что его не стали менять из-за такой мелочи.

8. Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из десяти евреев старше 13 лет. В галахической литературе ведутся бесконечные споры о том, кто может и кто не может быть членом этого кворума. Например, включать ли в миньян еврея, спящего беспробудным сном (по мнению некоторых мудрецов, можно, хотя лучше все-таки попытаться его разбудить).

9. Еврея, выпившего лишку, нельзя включать в миньян, а сама его молитва считается «нечестием». Исключение делается, как ни странно, для запойного пьяницы, привычного к обильным возлияниям: сколько бы он ни выпил, если товарищи готовы подтвердить, что «он все понимает», его засчитывают в миньян.

10. И наконец, еще один сомнительный кандидат в члены миньяна. В конце XVII века известному раввину Цви-Гиршу Ашкенази задали вопрос, можно ли включать в миньян голема, рукотворного гомункула. Подумав, р. Ашкенази ответил отрицательно: как известно из многочисленных легенд, создатели с легкостью уничтожали сотворенных ими големов, а значит, считать их живыми разумными существами никак нельзя.

11. Начиная с эпохи Второго Храма, евреи молились за здоровье и благополучие нееврейских властителей. В свою очередь, нееврейские власти нередко проявляли повышенный интерес к еврейскому богослужению. В частности, им не нравилась молитва «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года. Поэтому в Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Бог каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».

12. Раз уж речь зашла о литургии Грозных дней, вспомним такой забавный казус. В сефардских общинах в конце ночной службы Рош га-шана взывают к «великому и святому Имени Диакарноса» (ha-shem ha-gadol veha-qadosh diaqarnosa). Что же значит это странное слово? Буквально — «мясной день» (día carnoso), но вероятнее — «дородная богиня» (dea carnosa), что с натяжкой можно объяснить саббатианско-франкистским новаторством в области божественного гендера. Гораздо лучше подходит по смыслу, хотя допускает большее искажение самого словосочетание прочтение diaqarnosa как dio[s] cariñoso — «Бог милосердный», Эль рахамим.

13. Если в «Коль нидрей» властям не нравился текст, то в молитве «Алейну лешабеах» («На нас возложено восхвалять») им не нравился обычай плевать при произнесении слов «они молятся божествам, которые не спасают». В Пруссии, например, в синагоги даже посылали особых чиновников или солдат, следивших за тем, чтобы евреи не выражали свои религиозные антипатии столь неэстетичным и оскорбительным для окружающих образом.

14. Вернемся в наши Палестины. В XVI веке величайший галахист р. Йосеф Каро (автор кодекса «Шулхан арух») категорически запретил евреям читать стихи еврейского поэта Иммануэля Римского, прославившегося едкими пародиями на религиозные тексты. Спорить с таким авторитетом никто не посмел. И тем не менее, во многих синагогах по субботам с удовольствием поют гимн «Игдаль» («Возвеличится »), в поэтической форме излагающий «символ веры» Маймонида и написанный не кем иным, как Иммануэлем Римским. Впрочем, многие правоверные богомольцы об этом, судя по всему, даже не подозревают.

15. После создания государства Израиль у евреев тоже появилась молитва «Отче наш, иже еси на небесех». Это патриотическая молитва, начинающаяся словами: «Отец наш небесный, Крепость Израиля и его Избавитель, благослови государство Израиль — начало роста избавления нашего». Правда, большинство ультраортодоксов эту молитву не читают, но не из-за христианских ассоциаций, а в силу своего антисионизма.

16. Что же до евангельской молитвы «Отче наш», то ее можно назвать ценнейшим источником по истории еврейского литургического творчества: практически к каждой ее строчке можно найти параллель в традиционных еврейских молитвах. К примеру, «да святится Имя твое» — не что иное, как начало кадиша: «Да возвысится и освятится великое Имя Его».

17. После Шестидневной войны, когда весь Иерусалим впервые за много веков оказался в руках евреев, кое-кто предложил внести изменения в молитвы траурного дня 9 ава, когда евреи оплакивают разрушенный Храм. Однако раввины воспротивились, и религиозные евреи по сей день свидетельствуют перед Богом и людьми, что «пребывает столица в трауре по детям своим, дворцы ее разрушены, обезлюдела она, лишилась жителей».

18. Факты о еврейской молитве логично закончить какой-нибудь еврейской молитвой. Мы остановились на истории, рассказанной в трактате Брахот (7а):

&&Сказал первосвященник рабби Ишмаэль бен Элиша: «Однажды в Судный день зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Бог Воинств сидит на престоле, высоком и вознесенном. И сказал Он мне: “Ишмаэль, сын мой, благослови меня”. Сказал я ему: “Да будет воля Твоя, чтобы милость Твоя пересилила гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и отнесись к детям Своим не по всей строгости закона”».&&

Добавить комментарий