Как молиться перед едой на работе

Молитва перед едой

В православном быту перед едой обязательно читается специальная молитва. Именно она считается напоминанием верующему человеку, что не хлебом единым живет человек и душевные ценности имеют для него большее значение. В молитвенном обращении перед едой люди благодарят Господа за то, что он послал им пищу, и за то, что они могут разделить ее с домочадцами.

Православная вера подразумевает, что пища не должна использоваться для чревоугодия, которое является грехом. Но если она благословлена молитвой, то она даст достаточное количество энергии для здоровья тела и разума. А это значит, что человек научится правильно расставлять жизненные приоритеты и жить праведно.

Православные молитвы перед едой и после еды на русском языке

Как правило, в христианских семьях, домочадцы собираются за столом, и произносится молитва в виде простого и понятного благословения. При этом в столовой обязательно должна быть установлена икона. Молитву, обычно, проговаривает один человек, а все остальные члены семьи проговаривают ее слова про себя или вполголоса. Но в каждой семье могут устанавливаться свои правила. К примеру, часто моление проводится в виде песнопений.

Святые отцы, почитаемые в христианстве, утверждают, что молитвы до и после трапезы очень важны. Многие из них считают, что причиной многих недугов человека является то, что обычай благословлять пищу утрачен. В современном мире многие люди садятся за стол в плохом настроении с негативными мыслями и злобой в душе. Пища впитывает отрицательную энергетику и негативно влияет на состояние организма человека. Негативное воздействие на качество пищи оказывают также ссоры и конфликты в кухне.

Молитва перед вкушением пищи

Для молитвы перед вкушением пищи существуют особые правила, которых следует придерживаться. Все участники трапезы должны взяться за руки или сложить руки перед собой, склонив голову. Перед началом молитвенного чтения необходимо некоторое время посидеть в тишине, для правильного настроя.

Текст молитвы перед едой может звучать так:

Также может использоваться и другой вариант молитвы перед едой:

После проговаривания молитвенных слов можно приступать к трапезе. Но следует помнить о том, что если за столом присутствуют приглашенные гости, то молитву следует произносить про себя. Это позволит избежать неудобной ситуации, если за столом находятся люди другого вероисповедания.

Молитва для благословения еды и питья

Пища и питье нужны человеку для полноценной жизни. Но, чтобы не поддаться чревоугодию и получить максимальную отдачу от потребляемой пищи требуется ее благословить. После прочтения такой молитвы пища обязательно перекрещивается. Очень важно, чтобы в этом случае молитвенный текст произносился искренне и в хорошем настроении.

Молитва для благословения еды и питья звучит так:

Молитва после вкушения пищи

Молитва после вкушения пищи также должна читаться обязательно. После того как все потрапезничали, глава семьи негромко проговаривает специальный молитвенный текст. Все остальные домочадцы должны повторять его шепотом. Допускается также сидеть в молчании, наклонив голову и сложив перед собой руки.

Молитва после еды звучит так:

Мусульманская молитва перед едой

В исламе требования к приему пищи очень жесткие. К примеру, за столом должна использоваться только та посуда, которая принадлежит мусульманину. В противном случае ее следует долго и тщательно мыть под проточной водой. Мусульманство требует соблюдение чистоты, аккуратности и умеренности во время трапезы. Кроме этого молитва перед едой является обязательным ритуалом.

Перед едой мусульмане произносят на арабском языке специальные дуа.

В переводе на русский язык они означают следующее:

Причем первая фраза, то есть дуа «Биссмилях» произносится перед каждой переменой блюд. Если случилось так, что в силу каких-то причин мусульманин забыл произнести специальные дуа перед приемом пищи, то после еды он должен сказать фразу на арабском языке.

В переводе на русский язык она означает:

До и после еды мусульмане должны обязательно тщательно омывать руки. Причем примечательно то, что выполняется мытье руку непосредственно за столом. Самые младшие члены семьи подносят к домочадцу тазик и кувшин, из которого льют воду на руки. После этого предлагается полотенце. Если за столом присутствуют почетные гости, то кувшин с тазом для омовения рук подносит непосредственно хозяин дома.

Какую молитву нужно обязательно читать перед едой

Молитва перед вкушением пищи для каждого верующего человека должна стать обязательным обычаем. Большую роль играет данный ритуал и при воспитании детей. Издавна отмечается, кода в семье было принято произносить молитвы перед трапезой, то дети начинали уважительно относиться к труду родителей и продуктам питания. Кроме того, важность молитвенного обращения к Богу перед едой состоит в том, что такой ритуал обеспечивает сохранение цельности семьи. Ведь молитва подразумевает, что все домочадцы должны собраться хотя бы один раз в день за общим столом.

Молитва перед приемом пищи должна быть понятна и проста, ее смысл должны понимать все, собравшиеся за столом вне зависимости от возраста. По своей сути такая молитва представляет благодарственное обращение к Высшим силам. Допускается не использовать стандартные тексты, а произносить пару строк от себя. Тем более что в таком варианте молитвы звучат более искренне, в то время, как предложенные в молитвословах тексты могут создавать впечатление наигранности. В каждой семье могут быть придуманы свои благодарственные слова, которые будут понятны всем. Иногда молитва перед едой заменяется чтением очень сильной молитвы, известной каждому верующему человеку «Отче наш».

Важно понимать, что молитва перед едой не должна звучать «между прочим», ее нужно читать в полном сосредоточении. Для этого в столовой обязательно должна находиться икона Спасителя или Пресвятой Богородицы. При этом очень важно садится за стол в хорошем настроении. Если в жизни произошли неприятные события, которые нарушили душевное равновесие, то нужно усилием воли отбросить негативные мысли. Если не получается это сделать, то лучше на некоторое время перенести прием пищи. Причем все домочадцы должны постараться вернуть близкому человеку спокойствие духа.

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Молитвы перед и после вкушения пищи

Старец Николай Гурьянов перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания несмиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит: – Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой глухомани все так перед едой молятся? На что батюшка, не задумываясь, ответил: – Да нет, милый человек, не все. Свиньи, собаки, да лошади прямо так едят.

Перед каждым приёмом пищи

В двунадесятые праздники и Пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари можно найти в молитвослове или календаре.

Отче наш. Молитва Господня

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Или можно читать эту молитву

О́ чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144 ). 1

Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

Читайте также:  Молитвы на работу последствия что не отказали и взяли

На благословение пищи и пития мирянам

Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва после еды 1

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Перевод: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.

Молитвы в особых случаях

Молитвосло́вия на поминальной трапе́зе

Если на поминальной трапе́зе присутствует иере́й, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется О́ тче на́ш… и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иере́я, то после трех обычных поклонов:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.

Перевод: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с (Три́жды с поклонами.)

Перевод: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Сла́ва, и ны́не . 2 Ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Перевод: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Го́споди, поми́луй (Три́жды).

Сла́ва, и ны́не . Ами́нь.

О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И заупокойные тропари́: C о ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ во блаже́нней жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

Перевод: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоей), Спаситель, упокой, сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси́ святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Перевод: В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоей), ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла́ва: Ты́ еси́ Бо́г, соше́дый во а́д и у́зы окова́нных разреши́вый. Са́м и ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́) упоко́й.

Перевод: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоей) упокой.

И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́ (ея́).

Перевод: Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего (рабы Твоей).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: П омяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усопшей рабы́ Твоея́) и́мя (покло́н). Ели́ка в житии́ се́м я́ко челове́к согреши́, Ты́ же, я́ко Человеколю́бец Бо́г, поми́луй (покло́н), и ве́чныя му́ки изба́ви (покло́н), и Небе́снаго Ца́рствия прича́стником (причастницей) учини́ (покло́н), и душа́м на́шим поле́зное сотвори́ (покло́н).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы О́ тче на́ш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихи́ру на гла́с 6-й:

Зря́ще мя́ безгла́сна,/ и бездыха́нна предлежа́ща,/ воспла́чите о мне́, бра́тие и дру́зи,/ сро́дницы и зна́емии:/ вчера́шний бо де́нь бесе́довах с ва́ми,/ и внеза́пу на́йде на мя́ стра́шный ча́с сме́ртный;/ но прииди́те вси́ лю́бящии мя́,/ и целу́йте мя́ после́дним целова́нием,/ не ктому́ бо с ва́ми похожду́/ или́ собесе́дую про́чее;/ к Судии́ бо отхожду́,/ иде́же не́сть лицеприя́тия:/ ра́б бо и влады́ка вку́пе предстоя́т,/ ца́рь и во́ин, бога́тый и убо́гий/ в ра́внем досто́инстве:/ ки́йждо от свои́х де́л/ или́ просла́вится, или́ постыди́тся./ Но прошу́ все́х и молю́,/ непреста́нно о мне́ моли́теся Христу́ Бо́гу,/ да не низведе́н (низведена) бу́ду по грехо́м мои́м на ме́сто муче́ния,/ но да вчини́т мя́, иде́же Све́т живо́тный.

Перевод: Видя меня безгласным и бездыханным пред вами лежащим (безгласную и бездыханную пред вами лежащую), восплачьте (все) обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен (не была я низведена) по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихи́ра, гла́с 8-й:

Пла́чу и рыда́ю,/ егда́ помышля́ю сме́рть,/ и ви́жду во гробе́х лежа́щую/ по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́,/ безобразну, безсла́вну,/ не иму́щую ви́да./ О чудесе́! Что́ сие́ е́же о на́с бы́сть та́инство?/ Ка́ко преда́хомся тле́нию,/ ка́ко сопряго́хомся сме́рти?/ Вои́стинну Бо́га повеле́нием,/ я́коже пи́сано е́сть,/ Подаю́щаго преста́вльшемуся (преста́вльшейся) упокое́ние.

Перевод: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившимся упокоение.

Зате́м иере́й: В о блаже́нном успе́нии рабу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) и́мя, преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Перевод: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему (усопшей рабе Твоей), и сотвори ему (или ей) вечную память!)

В отсутствие иере́я ста́рший из миря́н: Р абу́ Бо́жию (рабе́ Бо́жией) преста́вльшемуся (преста́вльшейся) ве́чная па́мять.

Все́: В е́чная па́мять (три́жды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Моли́тва на благослове́ние пасхальных сне́дей

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием все́х испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ ны́не и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Благодари́м Тя́, я́ко по милосе́рдию Твоему́ и неизрече́нному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с и трапе́зою пра́здничною в подкрепле́ние и услажде́ние немощно́й пло́ти. Те́мже мо́лим Тя́, благослови́ се́й пасха́льный хле́б, млеко́ огусте́вшее, я́ица и про́чия пасха́льныя сне́ди, наипа́че си́и, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Це́ркви, в мимоше́дшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, Воскре́сшаго, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

Молитва иная при скудной пасхальной трапе́зе

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, по вели́кой ско́рби Креста́ и страда́ний Твои́х, ра́дости безме́рной тридне́вным воскресе́нием вся́ испо́лнивый! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ и на́с, по́прище поста́ соверши́вших, дости́гнути святы́х си́х дне́й и ра́дости све́тлаго Твоего́ воскресе́ния прича́стниками бы́ти. Мо́лим Тя́: благослови́ и освяти́ хле́бы сии́, и́хже рабы́ Твои́ по ску́дости свое́й вме́сто пасхальных сне́дей угото́ваша и пред Твое́ Свято́е Лице́ принесо́ша. Да бу́дут они́ вкуша́ющим и́х ве́рным в сла́дость и утеше́ние, и ску́дость трапе́зы да не омрачит пра́здничной ра́дости люде́й Твои́х. Све́том воскресе́ния да разсеяны бу́дут все́ ско́рби и печа́ли, да все́ и богатые и убогие, и изобилующие, и в ску́дости сущие сла́вят Тя́, Воскре́сшаго, и в ско́рбях отра́ду на́м Подаю́щаго, ку́пно же с Тобо́ю и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва на благословение скоромных 3 снедей в праздник Рождества Христова

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди на земли́ во пло́ти яви́тися и от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и неизрече́нно роди́тися! Благодари́м Тя́, я́ко сподо́бил еси́ на́с, по́двигом поста́ предочистившихся, дости́гнути вели́каго пра́здника Твоего́ Рождества́ и в ра́дости духо́вной со а́нгелами воспева́ти Тя́, с па́стырями славосло́вити, с волхвами поклоня́тися. Благодари́м Тя́, я́ко по вели́кому милосе́рдию Твоему́ и безме́рному снисхожде́нию к не́мощем на́шим утеша́еши на́с ны́не не то́чию изобильною пи́щею духо́вною, но и трапе́зою пра́здничной.
Т е́мже мо́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполня́ющаго все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соответствующую вре́мени и правилам церко́вным, благослови́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Твоея́, в мимошедшии дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́, вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва на благословение скоромных снедей в праздник Успения Пресвятой Богородицы

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

О, Пресвята́я Госпоже́ на́ша, Де́во Богоро́дице, и по отше́ствии Твое́м от земли́ люде́й правосла́вных не оставля́ющая, но при́сно милостями Свои́ми посеща́ющая, ра́дости на́ши усугубляющая, ско́рби утоля́ющая! Благодари́м Тя́, я́ко и ны́не дарова́ла еси́ на́м ра́дость дости́гнути пра́здника честна́го Твоего́ Успе́ния, уте́шитися торжество́м церко́вным, услади́тися пи́щею духо́вною — похвала́ми, во сла́ву Твою́ воспетыми. Ве́руем, Влады́чице, я́ко Твоего́ ра́ди хода́тайства даровано на́м и утеше́ние теле́сное — трапе́за пра́здничная. Моли́ у́бо, Пречи́стая, Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего, все́х бла́г Да́теля, да благослови́т О́н пра́здничныя сне́ди, наипа́че сия́, от ни́хже, повину́ющеся Уста́ву Свято́й Це́ркви, православные лю́ди возде́рживались в мимоше́дшие дни́ поста́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость, да вси́ мы́, вся́кое дово́льство теле́сное иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити пита́ющаго и не по грехо́м на́шим ми́лующаго на́с Твоего́ Боже́ственнаго Сы́на Христа́ Бо́га на́шего, ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, и Тебе́, на́шей Ма́тери Благодатной, Предста́тельнице, Помо́щнице и Уте́шительнице, вку́пе со святы́ми апо́столами моле́бно и благода́рственно взыва́ти: Пресвята́я Богоро́дице, помога́й на́м всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Если праздник Успения Пресвятой Богородицы случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

Молитва на благословение скоромных снедей (в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш! Благодари́м Тя́, я́ко дарова́л еси́ на́м, по́прище поста́ святы́х апо́столов прешедшим, дости́гнути пра́здника сла́вных Первоверховников Петра́ и Па́вла.
М о́лим Тя́, отверза́ющаго ще́друю ру́ку Твою́, исполняющего все́ живу́щее бла́г Твои́х, даю́щаго все́м пи́щу, соответствующую вре́мени и правилам церко́вным, благослови́ пра́здничныя сне́ди, ве́рным лю́дем Твои́м угото́ванныя, наипа́че сия́, от ни́хже повину́ющеся Уста́ву Це́ркви Твоея́, в мимошедшие дни́ поста́ возде́рживались рабы́ Твои́, да бу́дут оне́ вкуша́ющим и́х со благодаре́нием во здра́вие, в подкрепле́ние си́л теле́сных, в весе́лие и ра́дость. Да вси́ мы́ вся́кое дово́льство иму́ще, изоби́ловати бу́дем и в дела́ блага́я, и от полноты́ благода́рнаго се́рдца сла́вити Тя́, пита́ющаго и утеша́ющаго на́с, ку́пно же и Безнача́льнаго Твоего́ Отца́ и Пресвята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

2 Сокращение «Слава» следует читать как «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Сокращение «и ныне»: «и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

3 Скоро́мная пи́ща – продукты животного происхождения, не дозволенные в пост: мясные и молочные продукты, яйца.

Молитва перед едой — смысл, назначение, текст

Молитва как возможность единения с Богом

Молитва является постоянным спутником каждого православного христианина. Это средство общения человека с Богом, олицетворение связи человеческой души со своим Создателем. Жизнь православного человека невозможно представить без молитвы, она сопровождает его везде. Молитва, в том числе молитва перед едой, это благодатное состояние души человека.

В начале дня человек молится в утренних молитвами. В течение дня также человек молится (молитва перед дорогой, перед едой, когда ему плохо, страшно или радостно). Когда день уже прошел, человек, готовясь ко сну, также молится вечерними молитвами. Без молитвы жизнь верующего человека тускнеет, лишается веры, отдаляется от Бога. Поэтому каждое событие в жизни должно освящаться молитвой. Молитва это не тягость, это радость как дыхание, о котором не думаешь пока есть воздух.

Читайте также:  Когда срочно нужны деньги молитва

В Православной Церкви существует благочестивая традиция молиться перед едой, а также после еды (трапезы). При этом необходимо понимать, что молитва перед едой это не просто словесная формула, которая освещает трапезу. Молитва перед едой это не заклинание, после прочтения которого еда превращается в благословенное «ястие и питие». Пищу освещает не сам текст молитвы, а Бог, если у молящегося есть вера в Него. Мы можем просить у Бога в молитве, чтобы Он благословил нашу трапезу и тогда Господь подает нам Свое благословение. Не существует каких-то особых «сильных молитв» для освещения еды, кроме тех, которые существуют в Церкви.

Молитва перед едой — зачем она нужна?

Молитва перед трапезой это не просто обычай, который можно соблюдать или не придерживаться его, если нет на то желания. С помощью этой молитвы мы призываем благословение Божие на трапезу, ведь всякая пища это жертва любви Божией к нам, людям. Как возникла эта традиция?

Из Евангелия нам известно о чуде, совершенном Иисусом Христом в пустыне, когда он накормил десять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами:

«И взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам» (Мф. 14:19).

И после того, как все насытились, осталось двенадцать коробов хлеба. Такова сила Божьего благословения на трапезу!

В этом эпизоде из Евангелия для нас примечательно, что Господь для того, чтобы накормить народ, воззрев на небо, благословил пищу, то есть этой трапезе предшествовала молитва Христа Богу Отцу. Поэтому мы, подражая Христу, также молимся перед едой, крестим ее, призывая благословение Божие на трапезу. Эта благочестивая традиция является напоминанием нам о Спасителе и Его великой любви к нам.

Молитва перед вкушением пищи также освещает нашу трапезу, вот как об этом учил старец иеросхимонах Серафим Вырицкий:

«Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено» («Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949)», с. 43).

Как молиться перед едой

Молитвы перед каждым приёмом пищи

В двунадесятые праздники и пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари можно найти в молитвослове или календаре.

Отче наш. Молитва Господня

Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Или можно читать эту молитву

О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144).

На благословение пищи и пития мирянам

Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Молитва перед едой – фарисейство или исповедование веры?

В жизни каждого православного христианина рано или поздно возникнет вопрос, как молиться перед едой, если вокруг находятся незнакомые люди, возможно далекие от христианства? Каждый решает эту проблему по-своему. Кто-то молится про себя, мысленно крестя пищу, кто-то молится шепотом, крестя еду мелким крестом, кто-то не молится вовсе…

Многим знакомо чувство смущения внутри, когда пытаешься прочитать молитву перед едой в общественном месте. Необходимо разобраться, а откуда же это смущение и кого же мы боимся смутить своей молитвой? Ответ напрашивается сам собой – молитва к Богу может смущать только бесов и демонов. Они и искушают окружающих людей, подталкивая их на насмешки и негодование, если вы попытаетесь прочитать молитву в общественном месте.

«Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. … Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости» (преподобный Паисий Святогорец).

Несите подвиг по силам

Современный мир полон соблазнов, грех выставляется чем-то привлекательным, а благородные чувства выставляются на посмешище. В этом специфика нашей жизни в современном светском обществе. Однако для современного человека исповедующего православное христианство существует множество возможностей исповедовать Христа.

И это происходит через, казалось бы, совершенно обыкновенные вещи. Скажем, перекреститься перед Храмом или прочитать молитву перед вкушением пищи в кафе. И тогда эта молитва станет свидетельством вашей веры – исповедованием Христа.

Поэтому в моменты душевного смущения необходимо вспомнить слова Спасителя:

«Итак всякого кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

Впрочем, для молитвы в общественном месте нужна внутренняя готовность, которая воспитывается временем. Если Вы не чувствуете готовность читать молитву в общественных местах, не нужно вести себя неискренно и неосмотрительно. Всякое доброе дело требует подготовки, мужества и искренности.

Православные молитвы перед и после употребления пищи — что необходимо знать

См. также: Обычай молиться перед едой

В двунадесятые праздники и Пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря. Тропари можно найти в молитвослове или календаре.

Молитва перед и после вкушения пищи

Истинно верующий православный человек не садится за стол и не встает из-за него, не помолившись. Благодарственные молитвы перед и после еды помогают принять жертву ангельской любви, чем является все, что вкушает человек. Пища — это жертва Создателя, доказательство служения природы и ангелов человеку.

Молитва на принятие пищи

Варианты обращения к Господу за столом:

  • перед трапезой — «Отче наш», многие верующие читают только этот текст, но священники рекомендуют после него произнести «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь силам Ангельским;
  • для благословения трапезы и продуктов — «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие…»;
  • после еды — «Благодарим Тя, Христе Боже наш…».

Кушанье может не только принести пользу, но и навредить человеку, нередко случаются отравления, гастрит или другие болезни, поэтому необходимо просить милости и божественной защиты до трапезы, чтобы питание шло на пользу не только телу, но и духу.

Обращение к Господу от души, с чувством и расстановкой всегда становится услышанным, и желаемое сбывается, через благодарность к Создателю за питание, на собравшихся за столом людей и продукты опускается благословение, которое позволяет вкушать блюда с пользой для тела. Для православного человека даже самые скромные яства с Божиим благословением становятся вкуснее.

Важно! Молитва после еды — благодарность Господу за ту пищу, которая была на столе и просьба на будущее не оставить семью без куска хлеба и божией милости.

Зачем освящать еду перед употреблением

Прием пищи кажется самым обыденным делом, современные люди не видят в этом ничего сакрального. Однако, это не так. Обращение к Богу перед обедом очень значительно:

  • освящает пищу;
  • выражает благодарность за все Божии дары;
  • уберегает от греха чревоугодия;
  • помогает не лишиться благодати и в дальнейшем.

Сегодняшний ритм жизни превратил обед в нечто не столь значительное — надо успеть «закинуть в топку» что-нибудь вкусненькое. Мы не думаем о том, какую пользу или вред могут нанести продукты, тем более не вспоминаем о Боге. И совершенно напрасно. По словам Серафима Вырицкого, от этого происходят многие болезни.

Раньше наши предки все делали с молитвой: сеяли, пахали, собирали урожай и готовили. Сегодня же мы не знаем, какие бранные слова звучали над пищей, какую энергетику вложили повара в то, что мы едим. Поэтому еду надо окропить крещенской водой, произнести над ней молитвы. Тогда можно смело кушать.

Разнообразные блюда — это проявление заботы Господа о нас, людях. Так проявляется Его благословение. Сама природа, а через нее Ангелы выполняют Божье поручение, заботясь о том, чтобы человек получил свое пропитание. Именно поэтому и принято выражать благодарность чтением «Отче наш» — самая главная молитва, имеющая глубокий духовный смысл. Не лишним будет пропеть также «Богородице Дево, радуйся» — ведь Божия Матерь везде, где благодать.

Призывать благословение могут не только духовные лица, но и обычные люди — миряне. Для этого составлено специальное краткое прошение, которое читают перед принятием пищи.

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Воспитательное значение молитвы

Современный мир не учит детей ничему доброму. Они видят вокруг себя лишь пропаганду развлечений, им внушают, что для счастья необходимо покупать дорогую одежду, иметь роскошный автомобиль. И только семья может противостоять этому потоку безбожной ереси.

Если ребенок видит с малых лет, как родители молятся перед обедом или ужином, они начинают воспринимать события по-другому. Они бережно относятся к продуктам, уважают труд родителей. Чадо привыкает обедать за столом неспешно, общаясь со всей семьей — бабушкой, дедушкой, родителями, братьями и сестрами. Поддерживается связь между поколениями, передаются традиции.

Православные молитвы перед едой и после еды на русском языке

Православная молитва перед едой начинается с благословения пищи. Отношение к еде в православии это тема, требующая внимательного изучения. Потому что имеет собственный режим в этом вопросе, связанный с наличием постов, дней, когда разрешается пища только растительного происхождения.

Oтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Или́: О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния.

О пользе постов святые отцы оставили много свидетельств.

О пользе постов святые отцы оставили много свидетельств. Сам Господь был постником, и по своей силе мог вообще не вкушать еду, но благодаря человеческому естеству, разделял трапезу вместе с людьми.

В молитве перед едой и после еды, православие сохраняет прообраз Причастия. Последним соборным (совместным) событием в жизни Сына Божьего является трапеза Тайная Вечеря.

Что также говорит о значении совершения молитв перед и после принятием еды. На русском языке или на ином говорится молитва, это не так важно. Важно само действие, им так же проповедуется Христос.

Видео «Молитва перед едой в христианстве»

В этом видео протоиерей говорит о значении молитвы перед едой, нужно ли прибегать к ней, и какую роль молитвословие играет в жизни человека и его семьи.

Значение и необходимость молитвы

Молитва перед едой дает верующему человеку напоминание о том, что для человека важна не только естественная пища, которая поддерживает тело. Для человека также имеет большое значение пища для духа. Перед принятием трапезы люди благодарят Господа за то, что дал пищу для человека и его семьи. Пища не является угождением плоти, а чревоугодие является грехом. Если перед тем как вкушать трапезу, прочитана молитва, то еда благословляется и принесет наибольшую пользу организму для поддержания здоровья.

Обычно перед принятием трапезы вся семья собирается за столом. Один человек простыми словами молится вслух, благословляя накрытый стол, а остальные делают это мысленно. Каждая семья имеет свои традиции. Некоторые соединяют молитвенное обращение с песнопениями.

Святые отцы считают, что обязательно нужно читать молитвенное обращение до еды и после. По их мнению, многие болезни приходят в тело человека из-за того, что не выполняется такое простое правило. Не редкость, когда люди принимают трапезу с плохим настроением, полные негатива, злобы. В таких случаях еда плохо усваивается и со временем приводит к нарушениям в работе ЖКТ. Также нельзя ссориться и конфликтовать на кухне.

Есть некоторые правила, которых следует придерживаться. Обычно все присутствующие за столом берутся за руки или складывают ладони перед собой, склонив в почтении голову. Перед тем как читать молитву, следует настроиться, посидеть в тишине. Если вы находитесь не дома или в дом приглашены гости, молитвенное обращение нужно читать про себя, чтобы находящиеся за столом люди иного вероисповедания не чувствовали дискомфорт.

После прочтения молитвенного текста еду следует перекрестить. После этого продукты, попадающие в организм, будут максимально полезными.

Обед в православии является основным приемом пищи. Перед трапезой лучше читать «Отче наш». Также при молитвенном обращении своими словами, кроме благодарения за хлеб насущный, просят Всевышнего даровать его всем нуждающимся в нем. Слова не должны быть механическим повторением, а произноситься от всего сердца. Этими словами все, что находится на столе, освящается и признается, как дар Небесный.

Если вы забыли помолиться перед обедом и вспомнили уже тогда, когда трапеза подходит к концу, то следует остановиться и помолиться. Отправить воззвание к Небесам никогда не поздно.

Важно приучать к этой православной традиции детей, показывая пример. В этом случае молодое поколение будет проявлять уважение к родительскому труду и бережно относиться к хлебу, который дает Господь. А так как в Библии Слово Божье – хлеб с Небес, то и к Святому Писанию будут относиться благоговейно.

Читайте также:  Как убрать соперницу на работе молитва

Важно, что для молитвы перед обедом за столом собирается вся семья, так как в последнее время часто бывает, что члены семьи вообще редко друг с другом встречаются.

Алексей Мечев советовал во время каждой трапезы отделять кусок нуждающимся. Иоанн Кронштадский не советовал кушать с негативным настроем или раздраженными.

Наши предки всегда вкушали пищу с благодарением и только после освящения ее молитвой. Хорошо, что эта традиция возрождается в современном мире.

Для чего освящают продукты на Пасху

Освящение еды, домов и других предметов в Православии, является древним обычаем. Освящение приближает человека к Богу. Данный обряд означает, что человек просит благословения у Создателя на трапезу и другие материальные вещи, просит у него защиты и покровительства по жизни.

Кулич и крашеные яйца символизируют тело Христово и зарождение новой жизни, эти продукты являются традицией праздника, а освящение — традицией веры.

Крест — символ православной веры, его нужно наносить на себя и на всех, все, что нас окружает.

Как правильно читать молитву и для чего

В православной семье прошение к Господу за трапезой, является педагогическим элементом воспитания веры в детях. Ребята, которые с младенчества видят, как их родители благодарят Создателя за продукты, посланные им, будут сами принимать в этом участие и бережнее относиться к продуктам и труду матери, которая все это приготовила для них.

Молитва после принятия пищи

Правила молитвы перед и после еды:

  • все, кто собирается трапезничать должны встать перед иконой (или без нее, если такой нет), прочитать всем вместе или одному человеку молитву, попросить у Бога благословения на трапезу (завтрак, обед, ужин) перекреститься и приступить к пище;
  • после еды таким же образом нужно поблагодарить Господа за пищу, даже если вы забыли помолиться до трапезы, сделать это после ничего не мешает;
  • если прием пищи происходит в общественном месте или в гостях, можно просто перекреститься до и после еды, произнести слова к Господу про себя;
  • перекусы также можно сопровождать крестным знамением.

Негласные правила благодарения Господа за еду:

  • обращение к Богу за обеденным столом предполагает присутствие всей семьи;
  • чаще всего произносит слова благодарности Господу старший член семьи;
  • все члены семьи внимательно слушают текст прошения, вникают в него и крестятся;
  • можно перекрестить стол с едой или каждый свою наполненную тарелку.

Продукты питания для православных христиан являются подпиткой для разума и тела, она нужна для энергии, а не для получения удовольствия.

Важно! Благословенная пища помогает поддерживать жизненный тонус и тело во здравии, а искренняя благодарность за нее учит ценить все, что есть в этой жизни и расставлять приоритеты.

Видео о молитвах перед и после вкушения пищи

Молитва во время приготовления блюд

Заболевания желудка и органов ЖКТ в современном мире находятся на первом месте по распространению и популяции. В Православии такое неприятное явление объясняется тем, что люди сейчас перестали сдерживаться в питании и читать благодарственные молитвы перед и после еды.

Приготовление еды верующим человеком тоже должно начинаться с молитвы, которая помогает в готовке и благословляет продукты на дальнейшее вкушение.

Совет! С Божьим благословением блюда получаются полезнее и вкуснее.

Молитва как духовная пища

Привычка постоянно обращаться к Творцу очень полезна для духовного состояния. Человек, который не способен благодарить, на самом деле очень далек от молитвенного состояния души. Ведь это первый признак смирения, без которого не получить прощения грехов. Гордыня — прямой путь в ад. Тот, кто не считает нужным молиться перед едой, отказывается признавать владычество Бога над собой. Все, что имеет, приписывает собственным талантам, забывая, что они тоже являются подарком свыше.

Задумайтесь, как земледелец получает урожай. Господь посылает с небес дождь, когда надо, то солнечное тепло. Никто из нас не смог бы трудиться, если бы Бог не давал физическую силу. Каждого щедро наделил Творец талантами — один способен к усвоению знаний, третий — помогает окружающим. Так, общими усилиями, получают люди плоды своих кропотливых трудов.

Необходимо насыщать не только тело, но и свою душу, именно для этого и служит молитва. Как можно чаще следует читать и Библейские главы, чтобы не превращаться в существо приземленное, а быть воистину христианином, освященным Духом Божиим.

Традиция молиться перед вкушением пищи показывает, что человек живет в Слове Божием. Он благодарит Творца за все добрые дела, в том числе за возможности вкушать хлеб насущный. Тот, кто любит Создателя, не постесняется даже в одиночку сделать это. По слову апостола, любое дело необходимо совершать во славу Божию.

Святые отцы о необходимости молиться до и после еды

Православная молитва перед едой обладает лечебным свойством. О чём свидетельствуют христиане, приходившие за наставления к святым старцам. Они могли дать сухарик или конфетку, страдающему болезнями мирянину и тот получал исцеление.

Такие угодницы Божьи как, матушка Алипия, матушка Сепфора, кормили людей необыкновенной едой, но приготовленной из обычных продуктов. У матушки Алипии была чудесная, обычных размеров кастрюлька, в которой не заканчивалась каша, и её хватало ровно столько, сколько посетителей было у матушки.

Святые отцы о необходимости молиться говорят так: не молящийся человек подвергает себя болезням, и это является весомой причиной тотальных диагнозов заболеваний.

Молитвы перед и после вкушения пищи

Перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Краткая молитва перед вкушением пищи

Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

После вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей моих, и всех сродников по плоти; прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу?
Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу?
Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся?
Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться?
Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Когда особенно надлежит молиться?
Утром, по пробуждении от сна, — чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день.
При начале дела — чтобы просить Божией помощи.
По окончании дела — чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле.
Перед обедом — чтобы Бог благословил нам пищу во здравие.
После обеда — чтобы благодарить Бога, питающего нас.
Вечером, перед отходом ко сну, — чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его о прощении наших грехов, о мирном и безмятежном сне.
На все случаи положены Православной Церковью особенные молитвы.

Молитва перед обедом и ужином

Отче наш. или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животно благоволения.

На Тя — на Тебя. Уповают — обращаются с надеждой. Во благовремении — в свое время. Отверзаеши — открываешь. Животно — живое существо, все живущее. Благоволение — доброе расположение к кому-нибудь, милость.

Чего мы просим в этой молитве у Бога?
В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие на здоровье.

Что разумеется под рукой Господней?
Под рукой Господней разумеется здесь подаяние нам благ.

Что означают слова исполнявши всяко животно благоволения?
Эти слова означают, что Господь заботится не о людях только, но и о зверях, птицах, рыбах и вообще о всех живущих.

Молитва после обеда и ужина

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве?
В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы.

Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься?

Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38).

Как нужно креститься?
Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони.
Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Что мы выражаем таким складыванием пальцев?
Складыванием вместе трех первых пальцев мы выражаем веру в то, что Бог — Один по Существу, но троичен в Лицах.
Два же пригнутые пальца показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества: Божеское и человеческое.
Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верой в Иисуса Христа, распятого на Кресте.

Для чего мы осеняем крестом лоб, живот и плечи?
Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне.

Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца.
Таким образом, у нас все делается с благословением.

Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит таинство причащения?
В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

Как должно приготовляться к святому причащению?
Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться?
Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается таинство причащения?
За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище. Однако светскому человеку не стоит буквально выполнять все указания, содержащиеся в Уставе, ибо ориентирован он прежде всего на монастырскую братию.

Добавить комментарий