Кто сказал молись и работайте

Работа и молитва

«У меня работа отнимает всё время и все силы. Когда мне молиться? Кручусь, кручусь целыми днями. Только и выспаться, что в воскресенье».

Я слышал такие речи. Вы, вероятно, тоже. И нужно согласиться с тем, что множество наших людей придавлены суетой и зарабатыванием денег. Им вроде бы действительно некогда молиться. Святое дело – участие в службах, служение Богу – по необходимости пренебрегается и чахнет. Вслед за этим вся жизнь перекашивается и движется не прямо, а боком. Очевидно, нужно искать выход, и он возможен в виде соединения работы с молитвой.

Воскресную Литургию, конечно, ничто не заменит. Но повседневные дела вполне могут быть смешаны с молитвой и растворены ею. Сам труд может быть аналогом молитвы и делом святым. Вы видели (по фильмам, а может, и в жизни), как поплевывают на руки, приступая к труду, люди. Это поплевывание имеет ритуальный характер. Когда-то все христиане мыли руки перед вступлением в церковь. Руки на молитве когда-то воздевали все, и эти руки должны быть чистыми. У католиков до сих пор в каждом храме при входе есть специальные сосуды с водой, куда богомольцы окунают пальцы, заходя в храм. У нас сейчас только священники моют руки перед службой. Только они и воздевают руки перед Богом сегодня в Православии. Но вот такое традиционное поплевывание на руки перед тем, как взяться за лопату или топор, – это переиначенное мытье рук перед святым делом. Потому что труд – это аналог молитвы. Кстати, и на пальцы перед крестным знамением наши предки дули или символически плевали, что тоже есть измененная форма омовения. Трудиться так же свято, как и разговаривать с Богом. Можно учиться соединять то и другое.

Есть труды, которые при самом совершении молиться не возбраняют. Это всякий механический труд вроде косьбы, чистки картофеля, вскапывания грядок или другого монотонного дела, которое совершается автоматически и ум при этом относительно свободен. Любая краткая молитва – «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», «Богородице Дево», «Боже, очисти меня, грешного» или иная – уместна при этом и трудиться не мешает. Руки делают, а ум молится.

Тексты многих молитв стоит заучивать наизусть, чтобы молиться при самых разных занятиях

Именно для того, чтобы молящийся был избавлен от необходимости открывать молитвенник, читать слова из книги, тексты многих молитв стоит заучивать наизусть. Отрывки Евангелия, псалмы Давидовы должны становиться нашей собственностью, принадлежностью нашей памяти, а не только содержанием читаемых книг. Тогда можно будет усладить или укрепить душу молитвой и в очереди, и при поездке в транспорте, и при посещении спортзала. Многим известна на практике эта тайна молитвенного предстояния Богу при самых разных занятиях, по внешности не располагающих к молитве.

Мне бы хотелось садиться в транспорт, за рулем которого сидит тайно молящийся водитель. Ум его будет полезно занят, и ему не придется включать «Шансон» или «Радио Дачу», издеваясь над ушами пассажиров. При этом и вести машину он должен будет внимательнее, поскольку имя Божие, находясь в памяти человека, делает человека ответственнее и собраннее. Хотелось бы, чтобы и мастер станции техобслуживания, бортируя колесо моей машины или возясь в ее моторе, не матерно ругался и не просто свистел под нос, а время от времени в уме призывал Бога в помощь. Хотелось бы мне, заходя в кафе или ресторан, надеяться, что повар, готовящий мое блюдо, не перемигивается с официанткой и не рассказывает анекдот, а помнит Бога посреди работы и молится Ему.

Вы можете счесть это мечтой и фантазией, а я вам скажу, что это не то и не другое. Это вполне возможная реальность. Ее отсутствие в нашей жизни или (скажем так) очень редкое присутствие зависит только от малого числа богомольцев, стремящихся служить Богу на своем малом месте. Это дело зависит только от нашей воли, поскольку никто не властен над тем, о чем мы думаем, исполняя свои прямые служебные обязанности.

У тебя нет времени или сил пойти на всенощную. Согласен. Но прочесть по памяти «Помилуй мя, Боже» посреди ежедневных трудов у тебя всегда есть и время, и силы. Дело только за желанием. Вот это желание и нужно возбуждать в душах человеческих, напоминая и уча, что призыванию Бога в молитве и словесному служению Ему, по сути, ничто, кроме рассеянности и маловерности, не мешает.

Отдельно нужно говорить о людях, занятых умственным трудом. Если штукатур посреди работы может умом молиться, то учитель, проверяющий тетради, нет. Его ум занят. Так же занят и ум диспетчера в аэропорту или системного администратора в фирме. Всем им, чей ум на работе загружен и без того, нужно молиться перед началом трудов. Это им нужно, подув на пальцы, перекреститься или, поплевав на руки, сесть за клавиатуру. Таких работ всё больше и больше.

Тем, кто занят трудом умственным, нужно молиться перед началом работы

Труд механизируется и автоматизируется, а человек превращается в приставку к сложным механизмам. Он и сам рискует со временем превратиться в робота или компьютер на радость футурологам и голливудским режиссерам. И для того, чтобы оставаться человеком, нужно молиться. Машина обгонит человека по производительности труда, машина не устанет и не уснет. Но она никогда не обратится к Богу с благодарностью или просьбой о помощи, а человек должен это делать. В этом его главное отличие как от машины, так и от бессловесного животного.

Наконец, есть те, кто работает не с кирпичом, не с глиной, не с файлами и гигабайтами, а с людьми. Чиновник, администратор, начальник, врач, судья, менеджер. Эти люди разговаривают, убеждают, ругаются, просят, настаивают, пишут протоколы и резолюции. Они проводят совещания, допрашивают (следователи), объясняют (учителя) и так далее. Этой многомиллионной армии ответственных работников можно напомнить о примере афонского старца Силуана. Тот, ежедневно имея общение с десятками рабочих в монастыре, имел за правило никогда не заговаривать с человеком, прежде чем кратко не помолится о нем. Формально это не трудно, но требует от человека настоящей веры и любви к людям.

Афонский старец Силуан, прежде чем заговорить с кем-либо, кратко молился об этом человеке

Вот директор школы вызывает к себе родителей ученика-хулигана, измучившего весь класс. Самое время, когда они уже в приемной, помолиться Богу, говоря: «Господи, помоги сказать правильные слова. Вразуми, как поступить. Дай мне твердость, если нужна твердость. Дай сострадания, дай разума».

Очевидно, слова могут быть самыми разными. Но сама молитва нужна. И так же доктор на приеме, говоря очередному посетителю: «Войдите!», может молиться о нем и о себе. Никто не мешает делать так же начальнику в приемный день. И бригадиру в отношении рабочих. И командиру о солдатах. Далее можно думать по аналогии. Кстати, военным о том, что «без молитвы ружья не заряжать», раньше всех нас Суворов сказал. Стоит только примериться к особенностям жизни крановщиков, дальнобойщиков, таксистов, продавцов, чтобы каждому найти свои слова, свое время и свой способ разумного служения Богу. И тогда молящегося посреди работы человека непременно потянет и в храм. Та малая молитва, творимая в миру, потянет человека в Дом Молитвы, в храм святой на Литургию. Человек, почувствовав силу молитвы и сладость ее, повлечется в то место, где всё ради молитвы создано и всё молитвой дышит.

Ведь кто как живет, тот так и молится. И если живем мы без молитвы в быту, то нас и в святое воскресенье душа в храм не зовет. Жажды нет. Крылья обрезаны. Кисло и скучно на душе.

Молиться надо всем. Это общий труд всех верующих душ. Молиться надо везде, то есть посреди трудов и на отдыхе. Молиться нужно по возможности всегда. Это нелегкий труд, но ожидаемые плоды его – это преображение повседневной жизни из тягостной и беспросветной в службу Богу. И это, конечно, внутреннее изменение человека. Его сердечный переход из состояния сына века сего в состояние сына Царствия.

Сын Царствия никогда не скажет: «Когда мне молиться? Я все время работаю». У него молитва и работа не разделены пропастью, но и то, и другое делается перед лицом Божиим, во славу Божию и силой Божией.

Глава третья

2Фес.3:1 . Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

Сам прежде молился о них, чтобы им утвердиться в вере, теперь просит их молиться за него, не о том просит, чтобы он не подвергался опасностям (ибо он на это обрек себя), но о том, «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» . Здесь просьба соединена с похвалой: “как” , говорит, “и у вас” , чтобы и все также покорились ему, как и вы. Так апостол ничего не просит собственно себе, но всего Божиего.

2Фес.3:2 . и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

Апостол говорит о тех, которые возражали против его проповеди и враждовали против догматов веры, каков был Александр медник. 3 На это он намекнул, сказав: «ибо не во всех вера» , то есть не все веруют, но достойные. Подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, что не все удостаиваются служить в царском воинстве, но только годные для этого. Он в то же время и ободряет их, представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их. Незаметно дает разуметь и о причиненных ему опасностях со стороны тех, которые противились слову. И то имеет для них немалое утешение, что Павел, будучи столь высок, все еще боролся с опасностями.

2Фес.3:3 . Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

Выше сказал: «избрал вас» Бог «во спасение» , вместо: избрал для Себя. Итак, верен, то есть истинен Бог, и несомненно совершит то, что начал; и утвердит вас, как мы молились, так что вы уже не поколеблетесь, и сохранит, так что сатана не одолеет вас.

2Фес.3:4 . Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

После того как апостол помолился за фессалоникийцев и сказал: Бог верен и, конечно, совершит начатое в вас дело спасения, но чтобы вы не подумали, что все зависит только от Бога, и потому не предались лености, вот теперь требует содействия и с их стороны, как бы так говоря: Бог верен и несомненно исполнит дело Свое, но при условии, что и вы будете трудиться. Заметь мудрость апостола. Он не сказал просто: «уверены о вас» , но “в Господе” , то есть мы веруем человеколюбию Божию, что оно исполнит вас силой, чтобы показать им, что все зависит от Бога. И не просто сказал: «уверены в Господе» , но: “о вас” , и: «исполняете и будете исполнять» , дабы они, все относя к Богу, не стали ленивыми. Должно все возлагать на Бога, но так, чтобы и самим действовать. Не удовольствовался сказать: «исполняете» , но прибавил: «будете исполнять» , показывая, что мы должны до последнего издыхания ревновать о добродетели.

2Фес.3:5 . Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Опять молится за них, показывая свое попечение о них. Так как он намеревался укорять некоторых из них, то наперед умащает сердца их, чтобы показать, что он делает им наказ тот от многой любви. И так сказал: «Господь да управит сердца ваши» , то есть сделает то, чтобы они пошли по правильному пути и не уклонялись с него. Ибо многое уклоняет от правого пути любви, и лихоимство, и тщеславие, и скорби, и искушения. Это и многое другое не дает нам идти к любви Божией и полюбить Его, как должно. Слова же «в терпение Христово» или так понимай: чтобы нам терпеть, как Он терпел, или так: чтобы мы с терпением ожидали Христа и не отчаивались, но твердо веровали, что Он исполнит, что обетовал. Сказав о терпении, апостол намекнул на скорби. Сочетал же с любовью и терпение потому, что любить Бога и значит – все терпеть за Него, без ропота, благодушно. Под “Господом” разумей здесь “Духа” , как заметил Василий Великий.

Читайте также:  Какому святому молятся для решения финансовых проблем

2Фес.3:6 . Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа,

Часто мы говорили, что завещанием Павел называет более строгое наставление. Так и в настоящем случае, делая более строгое наставление, он говорит: не мы повелеваем, но Христос. Ибо что я говорю, то Он говорит. А Он нигде не заповедал предаваться бездеятельности.

удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно,

То есть удаляться от всякого, кто живет бесчинно, то есть без дела, хотя бы то был богатый, или бедный, или святой. Ибо те, которые отказываются от полезных занятий, обыкновенно скоро впадают в празднословие и равнодушие. А это и есть бесчиние. Каким образом? Таким: кто ничего не делает, тот выходит из порядка (чина), положенного учителем. Поэтому апостол прибавляет следующее.

а не по преданию, которое приняли от нас,

Предание, которое я передал вам в своих поступках, сделавшись для вас образцом, ибо собственно это есть предание.

2Фес.3:7 . ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,:

2Фес.3:8 . ни у кого не ели хлеба даром,

Мы не бесчинствовали, то есть не оставались в праздности. Бесчинием здесь апостол называет ничего не делание, как и выше. Ибо Бог положил быть человеку в труде, и для этого снабдил его пригодными к тому членами; так что кто остается праздным, тот выступает из чина Божия. Заметь, что апостол назвал даровой пищей то, что получает от них содержание. Но оно не было даровым, потому что он проповедовал. А трудящийся достоин своего пропитания.

но занимались трудом и работою ночь и день,

Обрати внимание на усиление речи. Если наученные нами чему-либо не почитают нас ради Бога, то мы негодуем, как будто получили самую сильную обиду.

чтобы не обременить кого из вас, –

Особенно тяжело брать от слушателей. В настоящем случае об этом и говорит апостол, потому что фессалоникийцы были бедны.

2Фес.3:9 . не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

Апостол имел право не трудиться, так как был занят более важным делом, проповедью, и питаться на средства своих учеников; однако по доброте своей он трудился и кормил себя и находящихся с ним, чтобы научить этому и своих учеников.

2Фес.3:10 . Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

“У вас” ( προς υμάς ) вместо: «с вами» ( μετ ” υμών ). В первом послании апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днем и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.

2Фес.3:11 . Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

Поскольку ум наш находится в постоянном движении, поэтому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, как и выше сказано, начинает заниматься разведыванием, как живут другие, а отсюда переходит в пересуды, празднословие и пустословие. Итак, следует трудиться, работая своими руками. Тому и милостыни просить не должно, кто, имея силы работать, предается праздности. Скажешь: я молюсь и пощусь. Но это не есть дело рук. Можешь и при этом иметь ручную работу. И если ты об этом нерадишь, то подлежишь суду, как празднолюбец. Скажут: как же того, кто учит, не приневоливают работать? У него есть работа важнейшая и труднейшая, которая не даст ему заняться ручными работами. На тебе же, лице частном, не лежит ничего такого, и ты грешишь, нерадя о труде.

2Фес.3:12 . Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом,

Поскольку выразился более строго, сказав: «увещеваем» , то опять с большей снисходительностью обращается к ним и говорит: “убеждаем” . Но чрез это увещание делается еще более веским и строгим.

чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

Двух вещей требует от них: как от бесчинных – чтобы безмолвствовали, как от праздных – чтобы работали, ели свой хлеб, а не чужой. Ибо им не должно обращать взоры на чужие руки.

2Фес.3:13 . Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

Смотри, как скоро смягчилось отеческое сердце, – тотчас же и сжалился над ними. Удаляйтесь, говорит, от них и отделяйтесь, но, однако, не допускайте умирать с голода. Итак, что же из этого выйдет? Неужели кто, будучи уверен, что я его накормлю, останется праздным? Тебе достаточно удаляться от него и не придавать ему смелости, делая вид, что ты гневаешься на него. Хотя кто из них и после этого не исправится, но ты все же не унывай, делая добро.

2Фес.3:14 . Если же кто не послушает слова нашего 4 в сем послании, того имейте на замечании

Некоторые прочитали: «слова нашего» ( λόγω ημών ), с буквой ή , почему и поняли так: если кто не послушает слова моего, Павлова, как бы сказанного чрез это послание, того имейте на замечании и обращайтесь с ним, как с отлученным. Святой же Иоанн прочитал: “вашего” ( υμών ) и дал нам понять это место так: если кто не послушает нас, говорящих к нему то, чему вы научились чрез это мое послание.

и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

Видишь ли, какая польза от того, что он будет отлучен? Это именно посрамление. Ибо если и просто брать – стыдно, то тем более, если они будут давать ему после отлучения. Великим наказанием считалось в древности отлучение, но ныне не считается таковым. Ибо если нужно было чуждаться человека просто ничего не делающего, то насколько более – других.

2Фес.3:15 . Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Как выше, сказав: не трудящийся пусть не ест, апостол убоялся, чтобы таковые вовсе не погибли с голоду, и потому прибавил: «вы же, братия, не унывайте, делая добро» , так теперь, сказав: «не сообщайтесь с ним» , он убоялся, как бы это совсем не отделило его от братства, как отчаявшегося в себе. Поэтому и прибавил: «но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» . И после подаяния заповедует вразумлять его, а не оскорблять, чтобы он мог получить благодеяние как для тела, так и для души. Кто вразумляет брата, тот не обнаруживает явно своей обиды, напротив, делает это наедине и со снисхождением. Будем, говорит, скорбеть не о том, что даем милостыню ничего не делающему, но о том, что он нарушает закон Божий, и посочувствуем ему, как больному. Пусть выслушают это те, которые не только не подают, но и оскорбляют нищего и бросают в него камнями. Ради тебя он беден, чтобы ты мог исцелить свои раны любовью к нему, а ты отгоняешь того, который переносит ради тебя нищету. Какая это бесчувственность!

2Фес.3:16 . Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем.

Всюду он запечатлевает свои увещания молитвой, налагая молитвы, как некие печати и знаки на том, что отложено в сокровищницу для хранения. Таким образом и здесь, так как, вероятно, у фессалоникийцев происходили распри вследствие таких случаев, когда одни – удаляемые – становились более ожесточенными, другие – состоятельные – уже не подавали таким людям с полной готовностью: справедливо апостол молится, чтобы мир “всегда” был между ними. Ибо о том они должны заботиться, чтобы всегда сохранять мир. И притом “во всем” , чтобы ниоткуда не иметь повода к раздору, ни от слов, ни от образа действий. Ибо таким образом, говорит, вы без труда и непослушных сделаете лучшими. Ничто так не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение, и вразумление без гнева.

Господь со всеми вами!

Это и Господь обещал: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Если, говорит, Он будет со всеми вами, то есть и с теми, коих надлежит исправлять, и с теми, кои исправлены, то все будет во благо. Не хотящих трудиться Он уврачует, а любящих труд утвердит в трудолюбии.

2Фес.3:17 . Приветствие моею рукою, Павловою,

Приветствием он называет молитву, показывая этим, что и когда нужно было приветствовать; это дело совершалось с духовной пользой и молитвой, а не было простым знаком дружбы.

что служит знаком во всяком послании,

Чтобы не составлялись послания от моего имени какими-либо обманщиками (а это, как мы вначале сказали, делали многие), я, говорит, собственноручно пишу приветствие. «Во всяком послании» , которое к вам ли, может быть, будет послано, или во всяком, к кому бы то ни было, послании.

2Фес.3:18 . благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Апостол и начал с благодати, и теперь снова благодатью заканчивает послание, с обеих сторон как бы ограждая сказанное великими стенами, полагая твердое основание и присовокупляя незыблемый конец. Ибо если пребудет с вами благодать, нас спасающая, то уврачует все наши немощи; потому что такова сила благодати. А она с вами пребудет, если вы не отгоните. Благодать обитает в душах благоумных, исполненных простой веры и братолюбия. Да даруется и нам иметь такие души, чтобы являть братолюбие, вразумлять случайно заблуждающихся, как братьев, и всякими способами совершать в мире их исправление, быть всюду охраняемыми благодатью Господа нашего Иисуса Христа, принявшего нас в число верующих и приведшего ко Отцу во Святом Духе. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Георгий Коваленко: Не время болтать — время молиться и работать!

Сегодня у нас очень важное событие в Церкви произошло. Фактически избран местоблюститель Киевской митрополитчей кафедры — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. При этом митрополит Владимир остается предстоятелем Украинской Православной Церкви. Если Господь дарует ему здравие, то он вернется к исполнению своих обязанностей, если Господь примет его душу, будут назначены выборы митрополита Киевского. Мы молимся во всех храмах Украинской Православной Церкви за Блаженнейшего митрополита Владимира и поминаем нового местоблюстителя.

Я сегодня по долгу своей службы подошел к нему сразу после Синода, на котором было принято обращение к власти, принято обращение к людям, создана комиссия по диалогу с «Киевским патриархатом» в ответ на их просьбы, и спросил: «Владыка, будет брифинг?». Он на меня смотрит: «Что?». Я говорю: «Брифинг, журналисты…». «А что, их кто-то уже собрал? Не время разговаривать. Время молиться».

И вот я это прочувствовал. И хочу вам сказать: «Не время болтать — время работать». Более того — не время радоваться и не время праздновать. Потому что у нас сейчас Масленица, на которой 9 дней будет по погибшим людям. В этой стране должны быть отмененены все развлекательные мероприятия. Потому что это плоть от плоти, кровь от крови нашего народа, и мы должны скорбеть всем народом. Церковь предлагает продолжить траур до Пасхи, потому что перед Пасхой будет 40 дней. Не время «8 марта» советское праздновать или еще что. Время трезво думать что делать и как выходить из кризиса. А вот как выходить? Давайте тоже посмотрим на Церковь. У нас была неделя о Страшном Суде. Мы ее уже прошли. У нас впереди Прощеное воскресенье. Это примирение, которого так желают люди. Но прощение и примирение не предполагают избавления от ответственности и от наказания за преступления.

Если человек, который совершил преступление против человека, который убивал или отдавал приказы убивать, не будет наказан судом человеческим справедливым, его ждет нелицемерный Суд Божий без милости. Такова Божья правда. Поэтому пусть все, кто нарушает Божьи заповеди, кто в этой стране ворует, врет, убивает и творит насилие над людьми, помнит о Суде Божьем.

Тут говорили о люстрации. Это очень просто: не убий. Виновные в насилии не должны получать должности в этой стране. Есть заповедь: не укради. И виновные в коррупции… Все очень просто, давайте посмотрим на доходы этих людей и на то, что они имеют. Если не сходится, ничего отнимать не нужно. Пусть останется. Но больше никогда этот человек не должен работать на государственной службе. Если мы знаем, что эти люди лгут и их ложь приводит к ужасным последствиям — то ли в экономике, то ли в других сферах жизни — давайте точно так же попросим этих людей заниматься чем-то частным.

Читайте также:  Какие молитвы читать если тебя обижают по работе

Я здесь сидел, мне были интересны два человека: Богомолец и Парубий. Потому что Богомолец реальное дело делает, а самооборона охраняла Лавру, когда пришли сообщения после информационных вбросов, не будем говорить откуда, и фактически мы могли иметь проблемы еще на территории Лавры.

Преступник, который несет наказание, он уже примирился с тем, против кого совершил преступление. И тот, кто получил от преступника, он также простил его.

А потом, после Прощеного воскресенья у нас 48 дней поста. Времени для покаяния и искупления. Ибо грешны все. А у нас уже — одни праведные, а другие — во всем виноваты. И напомню: власть — это и оппозиция. Хотя я и не политолог, я так понимаю вообще государственное устройство. Поэтому я считаю, что после нашего примирения общественного должно быть долгое время искупления, покаяния и работы. И если мы пройдем и придем наконец, как мы в посту приходим к Страстной неделе, к Голгофе, мы эту Голгофу проходим, мы ее еще не прошли — тогда у нас возможно воскресение Украины. Мы тогда достойны будем. Пасха — это переход. Когда-то богоизбранный народ выходил из рабства фараона, из рабства египетского и через пустыню шагал к земле обетованной. Точно так и мы должны себе цель поставить и к ней шагать.

Если мы христиане, если мы верующие люди, то у нас должны работать Божии заповеди прежде всего. И мы когда-то были атеистическим государством. Мы даже не знали что такое заповедь «не убий». Теперь мы очень хорошо знаем, что означает эта заповедь. Но Господь в Евангелии говорит, что «вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22).

Мы должны прекратить называть друг друга фашистами, нацистами, «титушками», «москалями» — как угодно. Давайте относиться друг к другу как к человеку, у которого есть имя, который создан по образу и подобию Божьему, и если уж не можем называть друг друга братьями и сестрами, то хотя бы — гражданами. Вернемся к этой формуле, которая была еще в советские времена.

«Молись и работай»

Siemens Business Services на выставке CeBIT 2002
Пауль Штоден: «Мы адаптируемся к требованиям рынка»

В водоворот CeBIT попадаешь сразу. В первых трех павильонах народу и шума особенно много, ведь здесь размещают свои основные экспозиции почти все гранды компьютерной индустрии. Общая закономерность: чем выше порядковый номер павильона, тем в нем спокойнее. Но вот в последнем, построенном незадолго до начала выставки, павильоне 27, где сосредоточились преимущественно телекоммуникационные компании, вас ожидает новый всплеск выставочной активности. Здесь же, как своеобразная выставка в выставке, разместился грандиозный стенд компьютерных подразделений концерна Siemens. Если иллюстрировать присутствие Германии на CeBIT, а она здесь несомненно доминирует, то лучшего примера не найти. Подразделению Siemens Information and Communications, которое включает три департамента — IC Networks, IC Mobile и Siemens Business Services (SBS), судя по обнародованным данным, удалось преодолеть кризисные времена. Общий объем продаж вырос на 8%, как поставщик технологий широкополосного доступа компания передвинулась с шестого на второе место в мире и впервые в 2001 году стала третьей среди производителей мобильных телефонов.

Что касается ИТ-услуг, то этот бизнес, возможно, наиболее стабилен и востребован в нынешние сложные времена. SBS же относится к тем компаниям, которые способны «из одних рук» обеспечить весь комплекс решений и услуг для своего клиента — от предпроектного консалтинга и системной интеграции до реализации и при необходимости аутсорсинга ИТ-инфраструктуры, технического сопровождения готовых решений и подготовки специалистов.

За последние годы SBS завоевала репутацию ведущего поставщика решений в области электронного бизнеса. Однако результатом кризиса стало настороженное отношение к этому бизнесу, как следствие — значительное снижение инвестиций. И несмотря на оптимистичные прогнозы экспертов, предсказывающих 30-процентный рост этого рынка в ближайшие несколько лет, SBS сосредоточивает свои усилия на тех решениях, которые отвечают главному интересу заказчиков — сделать свой бизнес более продуктивным. SBS на CeBIT предлагала заинтересованным посетителям проследить, как этой цели можно добиться, грамотно строя стратегии в области мобильного бизнеса, проектирования бизнес-процессов и управления безопасностью.

Изюминкой экспозиции, посвященной мобильному бизнесу, стал портал мобильного предприятия — решение, которое позволяет каждому служащему компании выполнять свои деловые задачи независимо от времени и местонахождения, предоставляя доступ ко всей необходимой информации с мобильных устройств. На «тропе бизнес-процессов» SBS совместно со своими партнерами i2, Siebel и SAP демонстрировала примеры решений для ключевых элементов бизнеса современного предприятия — снабжения, производства и сбыта. На «тропе безопасности» знакомили с разработанной SBS совместно с подразделениями Siemens ICN и ICM концепцией безопасности и способами построения инфраструктуры защиты корпоративной информации вплоть до отдельных рабочих мест, как стационарных, так и мобильных. Компания предлагает клиенту выборочный подход к решению проблем защиты, основанный на сценариях; рекомендуются не все возможные меры обеспечения безопасности, а только ограниченный их круг в соответствии с тем сценарием, реализация которого жизненно необходима компании на данном этапе. Примером может служить сценарий развертывания системы безопасности в условиях интеграции информационных сред партнеров и заказчиков, создания новых филиалов или покупки новых компаний, развертывания средств удаленного доступа мобильных пользователей к корпоративной информации.

По любезному приглашению SBS удалось побывать в родовом доме семьи Сименс в сказочном по красоте городке Гослар, в 70 километрах от Ганновера. На тяжелой дубовой двери этого солидного здания XVII века, где теперь открыт небольшой музей семьи, выгравирован по латыни девиз Сименсов: «Ora & Labora» — «Молись и работай». Стоит иметь эту надпись перед глазами над своим рабочим столом. В любой кризис выход только один — работать, уповая на Бога или собственные силы — как кому нравится. По моим ощущениям, этот девиз вполне соответствовал и духу CeBIT 2002.

Пауль Штоден возглавил SBS в декабре. Назначению на пост президента SBS предшествовал полуторагодовой опыт руководства компанией Fujitsu Siemens Computers. За этот срок Штодену удалось завершить структурные изменения, которых требовало объединение бизнесов двух компаний, и сфокусировать деятельность Fujitsu Siemens на сегментах ИТ-рынка, имеющих наибольший потенциал, — оборудование для мобильного бизнеса и системы поддержки критичных для бизнеса вычислений. Сегодня Штоден является президентом подразделения Siemens с оборотом 6 млрд. евро и почти 36 тыс. сотрудников, работающих в 44 странах. Во время CeBIT 2002 Пауль Штоден встретился с журналистами и ответил на их вопросы.

Что вы думаете о состоянии европейского ИТ-бизнеса?

Сейчас для ИТ-индустрии в целом складывается очень сложная ситуация. Но если посмотреть на определенные направления, в частности на бизнес, связанный с услугами (а это бизнес SBS), то мы увидим, что положение в большинстве европейских стран меняется. Рынок ИТ-услуг постепенно растет. Если прибыли производителей ПК и мобильных телефонов падают, то рынок услуг находится во вполне удовлетворительном состоянии. Если же посмотреть в будущее, то я уверен, что платформы для электронного и мобильного бизнеса должны активно развиваться. Заказчики хотят быстрой окупаемости, снижения цен, повышения продуктивности. Поэтому мы считаем, что ситуация в этом году будет иной. Вектор общего экономического развития изменится в положительную сторону, увеличатся траты на ИТ, вернется интерес к электронному бизнесу.

Какова модель бизнеса вашей компании в современной ситуации?

Мы адаптируемся к требованиям рынка, для этого перегруппировываем ресурсы в те области, с которыми хотят работать наши заказчики. Это в значительной степени аутсорсинг, системная интеграция, сервис по конкретным продуктам, проектирование и консалтинг, решения.

Как вы сформулируете основные преимущества SBS в области услуг?

SBS реализует всю сервисную цепочку: консалтинг, проектирование, построение инфраструктуры, функционирование и сопровождение. Мы имеем возможность работать с заказчиками на каждом этапе этой цепочки. И это дает нам преимущества перед многими конкурентами. Мы предоставляем консалтинг по бизнес-процессам, показываем, как спроектировать ИТ-инфраструктуру, можем реализовать ее для наших заказчиков, взять на себя аутсорсинг целого решения или его отдельных частей, мы можем предоставить все необходимые аппаратные и программные компоненты. У нас стабильные партнеры. Мы не работаем с заказчиками в одиночку. И поэтому нам по силам решение комплексных проблем наших заказчиков. Все это положительно отражается на нашей репутации.

У большинства крупных компаний есть свои сервисные подразделения. И они имеют стабильных партнеров, знают, что нужно их заказчикам. В чем особые преимущества ваших решений в области консалтинга?

Если говорить вообще о нашей деятельности, а не только о консалтинге, то мы можем подтвердить эти заявления примерами из реальной жизни, когда наши заказчики получали отдачу от развернутых решений, выраженную в реальной прибыли.

А разве IBM, например, не может сказать то же самое?

Я в данном случае не сравниваю себя с кем-то, я говорю о нашем уровне в абсолютном измерении. В прошлом было много громких заявлений и обещаний. Мы же на деле доказываем свои преимущества.

Какие услуги составляют портфель SBS?

Это прежде всего консалтинг, ориентированный на бизнес-процессы. Второй шаг — проектирование. Мы детально объясняем, каким должен быть правильный бизнес-процесс, какую выбрать программную платформу для поддержки, например, программных решений SAP или Siebel; общая архитектура, которую необходимо реализовать. Дальше следует этап построения инфраструктуры, на котором все программные и аппаратные компоненты связываются в единое целое, выполняется инсталляция у заказчика, решение доводится до состояния работоспособной системы. Это начальная составляющая сервисной цепочки. Следующая и главная составляющая — функционирование инфраструктуры, аутсорсинг всего решения или его отдельных частей в зависимости от желания заказчика.

И наконец, последняя составляющая — сопровождение и техническая поддержка построенной инфраструктуры, модификации и обновление систем.

Какая доля рынка ИТ-консалтинга принадлежит SBS?

Ответ на этот вопрос зависит от того, с кем нас сравнивать. SBS пятая в Европе, десятая в мире. В Германии нам принадлежит значительная доля рынка, здесь мы на втором месте.

Каковы ваши главные цели на посту президента SBS?

В прошлом году для SBS сложилась очень сложная ситуация. У компании было несколько крупных проектов в области аутсорсинга, которые оказались очень сложными и не имели успеха. Поэтому прежде всего надо было преодолеть последствия этих потерь и начинать сначала в этом году. С учетом того факта, что ИТ-рынок не рос, нам надо было думать не о росте, а о прибыльности нашего бизнеса.

Какие чувства вы испытывали, когда получили предложение занять эту должность?

Могу сказать, что это были противоречивые чувства. С одной стороны, срок моей работы в Fujitsu Siemens был еще не так уж велик — всего 19 месяцев. И я действительно сомневался, подходящий ли это момент для ухода. С другой стороны, нам удалось за очень короткий период стабилизировать бизнес Fujitsu Siemens. В компании сложилась очень сильная управленческая команда, и у меня был хороший преемник. Адриан Хаммерштайн, который был моим партнером и занимал должность старшего финансового менеджера, сейчас возглавил компанию. К тому же я в прошлом много занимался проблемами сервиса, работал в Siemens. И в сложившейся для SBS ситуации мне трудно было сказать «нет».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Молитесь за тех, кто у власти

Сегодня я хочу поговорить с вами о тех молитвенных повелениях, исполнения которых Бог ожидает от нас, независимо от того, кто сейчас у власти.
Мы должны молиться за тех, кто у власти согласно наставлению апостола Павла из 1 Тимофею 2:1-3:

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…»

1. ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

2. МОЛИТВА ЛИЧНОГО ПОСВЯЩЕНИЯ

3. МОЛИТВА ХОДАТАЙСТВА ЗА ДРУГИХ

Когда верующий разобрался со своим неправильным отношением и уделил время посвящению, Павел пишет о том, что делать дальше: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления…».
Слово «моления» является греческим словом huperentugchano, которое означает обращаться к Богу в защиту кого-то другого. Когда вы привели в порядок своё отношение и посвятили себя Божьей воле, вы находитесь в положении, чтобы просить Бога о ком-то другом.

Читайте также:  Как вернуть деньги если обманули молитвами

Возможно, вы чувствуете, что Дух Святой ведёт вас молиться за кого-то, кто неспособен сам за себя помолиться, например, за новообращенного верующего, который просто не знает, как эффективно молиться, или за правительственных лидеров, чье духовное состояние и неблагоразумные решения негативно влияют на огромное количество людей. Другими словами, вы ощущаете, что Святой Дух ведет вас занять позицию ходатайства и направить свои молитвы на конкретного человека или ситуацию. И если вы убедились, что в вашем сердце нет никаких препятствий, то вы можете молиться за других, оставаясь свободными от эгоистичных мотивов или неправильного отношения.

4. МОЛИТВА БЛАГОДАРЕНИЯ

Павел продолжает свой список молитвенных указаний словами: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения…». Согласно этому стиху вам нужно произносить слова благодарности, когда вы находитесь в Божьем присутствии. Слово «благодарения», которое является формой греческого слова eucharistos, описывает сердце, переполненное благодарностью.

Давайте будем откровенными – сложно быть благодарным и признательным, когда в сердце таится недовольство и жалость! Бог знает это. Поэтому Он наставляет нас позволить благодарности течь из нашего сердца, и это изменит «внутреннюю атмосферу», пока мы молимся.

Итак, прежде чем выражать недовольство вашим руководителем – или кем-то ещё – сначала уделите время тому, чтобы подумать о том, за что вы можете быть благодарными в отношении этого человека. Это изменит ваш настрой и сделает вашу молитву куда более эффективной. И будьте спокойны – Бог оценит изменение вашего отношения!

5. МОЛИТВА ЗА КАЖДОГО

6. МОЛИТВА ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«… дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…».

Большинство верующих времен Нового Завета не имели права голосовать и делали то, что могли делать и следовали шести указаниям Павла в отношении молитвы. Я уверен, что если бы им дали право голосовать, они бы ринулись к избирательным урнам. Но единственным голосованием, которым они могли воспользоваться, была молитва – поэтому они молились! После того, как их правители утверждались в силе и больше ничего нельзя было изменить, первые верующие очень серьезно брались за молитву. И, в конечном счете, сила этих молитв приносила куда более весомые изменения, чем могут произвести любые выборы!

Помните, что люди, которые оказались у власти, находятся там благодаря демократической системе, которая их избрала. Они представляют выбор людей, которые их туда поставили. Если же мы не довольны результатом, через несколько лет у нас снова появится возможность повлиять на ситуацию.
Однако наиболее серьезный эффект будет тогда, когда мы войдём в Божье присутствие и властью, данной нам Именем Иисуса исполним шесть молитвенных указаний, данных Святым Духом Цервки через апостола Павла!

“Монах и бес”. Эксклюзивные поговорки, афоризмы из фильма, обреченные стать крылатыми.

Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно недавняя работа Николая #Досталя “Монах и бес”. Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..

Здесь нужно отдать должное сценаристу Юрию #Арабову, который, согласно его пояснениям, консультировался при написании сего “либретто” с представителями российского духовенства – они и подарили ему многие из нижеследующих ярких поговорок. И взяты они не откуда-нибудь, а из священных писаний, а конкретно житий некоторых святых! Да и сама идея фильма появилась после прочтения Николаем Досталем книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. Остальные колоритные #высказывания персонажей являются удачным плодом фантазии сценариста и,возможно,других создателей фильма. По сути, значительная часть этих выражений эксклюзивна, поскольку они были созданы специально для данного киношедевра и никогда не употреблялись раньше – можно только представить, какая кропотливая была проделана для этого работа.

Ниже привожу созданную мной коллекцию словесных перлов из этого уникальнейшего фильма,который советую обязательно посмотреть тем,кто его ещё не видел. Дарю её всем, кто так же, как и я, неравнодушен к изыскам нашего великого и могучего! Некоторые из них снабдила,на всякий случай,своими пояснениями.

. Не та каденция. (Не тот случай).

. Не всё свято,что в книгу вмято. (Не стоит бездумно доверять любому печатному слову).

. Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно.

. Ждали,да все жданики съели.

.Когда нечего сказать не стыдно и промолчать

. Был уродец, а станет новгородец!

. Концерт прошёл,а дирижёр не пришёл.

. Бог строит церковь, а черт пристраивает часовню.

. Мыло не мило,коли лицо загнило.

. Дед бабу любил и ее же доил.

. С работою дружим, а без работы не тужим…

. Мил гость, что душа, избывают его, как ежа.

. Мыло черно,да моет бело.

. Кипяточек врозь, а теплецо западлецо.

. Вода студит,а человек блудит.

. Лес как интерес,нет леса нет интереса.

. Поп кобылу бранит, а она же его и хранит.

. Кто добр, тому бобр. А кто не добр, от того и выдра бежит.

. Верста – не киста, на живот не давит.

. По небу лететь, не человеком вертеть…

. Помереть и родить – нельзя погодить.

. Я из Торжка от мил дружка. Шел на юг, а пришел на север.( Отмазка от вопроса кто ты и откуда).

. Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

. Мудрость- состояние ума такое, специфическое.

. Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре ( В расстроенных чувствах и с ощутимым запахом перегара).

. Дворянство по-французски ни бельмеса. Фурье не читают. А в народе мрак, дичь и отупение.

. Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».

. – А что они Христом торгуют? – А чем еще им торговать? (Про торговлю подделками под святыни на рынках в Иерусалиме ).

. Все боги похожи друг на друга, только Ваш ни на кого не похож. (Слова беса об Иисусе Христе).

. Мы камням не поклоняемся. У нас иных дел по горло. ( По поводу поклонения христианским святыням — гробу Господнему, камню помазания и т.п.)

. Подвижник без беса – это всего лишь подвижник. Но подвижник с бесом – это уже юродивый!

. Пойдешь в глубину трансфизических магм. ( Угодишь в ад ).

. Не пью только на небеси, а у нас на Руси – кому только не поднеси.

. Мертвец сказал: «Хороша!» и заснул не дыша.( Про водочку небось. ) )

. Чарка вина не убавит ума.

. Молитва ждёт, горячее – нет.

.Куманда – ерунда. Но служение – вне разумения. – КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой-л. воинской частью; командование, власть. ♦ Быть, находиться и т. п. под чьей-л. командой, под командой кого-л – (из академического словаря.)

. Расступились, как воды Чермного моря перед пророком Моисеем. ( Угодливо расступились перед важным лицом).

. Хочешь знать тайну беззакония? Не любите и нелюбимы будете!

. За нее ( Богородицу) и так молятся. А за бедную Лукрецию и сказать некому.

. Сныть, да крапива, да немного пива! ( Про диету во время поста).

. Не печалуйся, брат! Ты что, не видишь, что здесь одна чудь и меря? ( Не обращай внимание на реакцию людей,которые ниже тебя по развитию , либо представителей другой культуры,не понимающим твою. ).

. Не вру,а подвираю (Бесовской приём смешивать правду с обманом,чтобы ввести в заблуждение)

. Верую, ибо абсурдно. ( Приписывается Тертуллиану).

. Конечно, не «Савой», не «Славянский базар», но жить можно.

. Все идет отлично. Перед стремительным взлетом часто следует небольшое падение.

. Милостивый государь! Извольте разъяснить свою инвективу! ( Извольте объяснить свой выпад).

. Удалите с глаз,не удаляя. ( Избавьтесь от неугодного человека, сослав его куда подальше).

. Как Иона забрался во чревo кита, так сюда придут лосось и кета. ( Буквально для рыбаков).

. Благочестие – это предрассудок. Руссо читал?

. Честь не есть… Сытым не будешь.

. Ноэль вполне заурядная. ( В этом нет ничего особенного).

. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше.

. У тебя что, гангрена гипоталамуса?

. Без праци не бенде колораци… ( Без правды нет и царствования).

. Больше кузнечика и меньше воловья носка. ( Праведник о размере своих грехов).

. И вот тебе первое послушание: молчи хотя бы изредка! Со старшим по чину.

. Кого только в монастырях держат! Весело, как в желтом доме!

. Все переполнено грешниками, как церковь в воскресный день.

. Ты уду свою подбери. А то шалаболы болтаются, тебя бабы пугаются.

Также не могла удержаться,чтобы не привести некоторые примечательные диалоги (оформление их сохранено в точности как в тексте к сценария к данному фильму. ) :

Иван Семенович. А с-сатана, п-прости Господи, он к-как.

Легион. В каком смысле?

Иван Семенович. Ну. к-как человек.

Легион (после паузы). Очень эффективный руководитель.

Иван Семенович. А ведь ты его не л-любишь, Легион.

Легион. А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.

Иван Семенович. А с-самому встать на его м-место, не думал?

Легион. Опыта мало. Да у него такая охрана, не подберешься.

Иван Семенович. Как у г-государя?

Легион. Государю вашему до него далеко.

Иван Семенович. С-странное это м-место… Пекло. Все д-друг друга ненавидят, а в-вместе живут… Почему?

Легион. У вас в миру еще хуже.

Легион.Значит так, Ванек, будешь славить сейчас Мамону, царя Ирода, Симон волхва и Лукрецию Боржиа.

Иван Семенович.Лукрецию не буду.

Легион. А кого будешь?

Легион. Богородицу не надо, Ваня! За нее и так молятся. А за бедную Лукрецию и сказать некому.

Иван Семёнович (обиженно). А ч-что они Христом т-торгуют?

Легион. Это мне и нравится. А чем еще им торговать, Ваня? Песком или смоквами?

Иван Семенович. А интересно знать, куда попадает умерший черт?

Иван Семенович. В вечное блаженство? За что так?

Легион. Это д-для вас б-блаженство… а для н-нас… ужас страшный

Иван Семенович. Не всё. Еще каюсь в доброте неизреченной. В отсутствии стяжательства. В самопожертвовании, во всепрощении и мудрости.

Иван Семенович (объясняя). Мудрость. Состояние ума такое. Специ¬фи¬ч嬬-
с¬кое. Испытывал, владыка?

Настоятель. Нет. Бог миловал.

Иван Семенович. А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!

Настоятель. Порок тяжкий.

Иван Семенович. И я об этом. Отпустишь грехи, владыка?

Настоятель. Ты погоди… Не торопи меня. (Он наморщил лоб, о чем-то тяжело думая. Подумав, сказал твердо.) Грехи отпустить не могу.

Иван Семенович (сокрушенно). Хоть не воровал, а тюрьму узнал…

Настоятель (уходя от ответа). Просто ты должен сам у меня отпускать, а не я у тебя.)

Николай Павлович. Ну и дороги! Почто меня Бог наказал такими дорогами? Кто ответит? Александристофорович, душа моя… Родовое ли это проклятие России или будет вспоможение Всевышнего и заживем мы когда-нибудь, как люди.

Настоятель. Если рассудить во благовремении и нечеловеческим разумением, то дороги нам совсем не нужны… и даже определенно вредны.

Николай Павлович. Ну да, ну да… Если рассуждать по-твоему, то ни рессоры не нужны, ни дороги… А почему?

Настоятель. Потому. Что коли дороги будут, то по ним неприятель проедет. И в самое сердце России попадет.

Николай Павлович (чтобы разрядить обстановку, на русском). Хорошо тебе здесь спать?

Александр Христофорович. Может быть, и хорошо. Только я еще не пробовал. А как вам, ваше величество?

Николай Павлович. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше. Лютые они здесь… Злые.

Александр Христофорович. А я думал, что клопы при монастырях должны быть постниками))

Николай Павлович. А зачем на колени упал? Думаешь, мне легко так с тобой говорить?

Настоятель. Не думаю. Я вообще никогда не думаю.

Николай Павлович. Тогда чем ты отличаешься от моих министров?

Настоятель. Тем, что живу в медвежьем углу…

Добавить комментарий